Реклама

Главная - Страховая пенсия
Изложение киносъемка медведица капуша. Изложение на тему медведь-рыбак. Тема: Обучающее изложение «Медвежонок»

Изложение

4 класс

Купание медвежат

Цели:

1.Продолжить обучение письменному пересказу текста по коллективно составленному плану.

2. Развивать память, внимание, умение правильно выражать свои мысли.

3. Воспитывать любовь к животным, бережное отношение к природе.

Ход урока

I. Организационный момент.

Сегодня мы продолжим обучение письменному пересказу текста по коллективно составленному плану. Текст надо пересказать подробно, последовательно, полно раскрыть его тему и основную мысль. Работать нужно быстро, но чётко, внимательно и аккуратно.

II. Подготовка к написанию изложения.

1. Вступительная беседа учителя. (слайд 1,2)

Бурые медведи водятся в Европе, Азии и Северной Америке. Эти животные – отличные охотники, но часто питаются и лесными ягодами, кореньями, фруктами, выкапывают жуков и личинок, ловят лягушек и рыбу.

Мы уже многое знаем об образе жизни данных животных из уроков окружающего мира. Сегодня мы расширим свои знания о повадках бурых медведей.

2. Выразительное чтение текста учителем. (слайд 3)

Цель перед прочтением текста:

О чём говорится в тексте?

Купание медвежат.

Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и залез на дерево. Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка.

Медведица осторожно схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку. Медвежонок визжал, барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде.

Другой медвежонок испугался холодной воды и пустился удирать в лес. Мать догнала его, надавала шлепков, а потом - в воду, как первого.

Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались довольны купанием.

3. Чтение текста учащимися про себя.

Сколько частей в тексте? Почему?

(Каждая часть пишется с красной строки и имеет смысловое завершение)

4. Беседа по содержанию.

Вопросы:

Где охотник встретил медвежье семейство?

Какой момент рассказа вам показался самым интересным?

Удалось медвежатам убежать от мамы?

5. Работа над планом (озаглавливание частей текста) (слайд 4)

Примерный план:

1. Встреча с медведями.

2. Купание в реке.

3. Побег.

4. Медвежата довольны купанием.

6. Лексико - синтаксическая подготовка. (слайд 5)

1) Объяснить смысл выражений: схватила за шиворот (схватила за загривок ), окунать в речку (погрузить в воду) .

2) Обратить внимание учеников на построение предложения.

Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием.

7. Синонимический ряд: (слайд 6)

Охотник - он.

Медведица – она, мать.

Медвежата – они.

8. Орфографическая подготовка: (слайд 7)

Найдите в тексте слова с безударной гласной, проверяемой ударением, назовите проверочные слова.

Лесной, реки, дерево, большой, схватила, воде, холодной, шлепков.

Поставьте под ними крупную точку.

Есть ли слова с парной согласной? Назовите их.

Залез, берег.

Объясните правописание предлогов и приставок.

Встретились ли в тексте словарные слова?

Медведица, хорошенько.

9. Повторное чтение текста.

III. Письменное изложение текста.

  1. Самостоятельная работа уч-ся над изложением.
  2. Помощь нуждающимся учащимся.
  3. Самопроверка учащимися написанного.

Слова для справок: медвежонок, довольны, отшлёпала, визжал, барахтался осторожно, потом, снова.

IV. Сбор письменных работ.

V. Итог урока.

VI. Домашнее задание.


Разакова Махбуба Мамедага кызыМБОУ СОШ№ 8 г. Ноябрьск
Учитель начальных классов
Урок развития речи, 3-й класс по теме "Изложение текста «Купание медвежат» на основе зрительного восприятия по коллективно составленному плану"
Цели.
Формировать умение воспроизводить текст в логической последовательности,
точно употреблять слова в устной и письменной речи,
избегать повторов одних и тех же слов,
развивать речь и орфографическую зоркость учащихся.
обучать детей правильно озаглавливать части текста,
анализировать текст,
воспитывать у детей познавательный интерес к окружающему миру,
прививать любовь к природе родного края.
Оборудование.
Индивидуальные карточки с текстом изложения “Купание медвежат”,иллюстрация с изображением медведя, СD диск с записью классической музыки, карточки для словарно - орфографической работы “Вставь букву”, карточки-помощницы для слабых учеников, карточка-памятка “Самопроверка”.
Ход урока.
I .Организационный момент.
1).Учитель приветствует учащихся и проверяет готовность их к уроку.
2). Уч. Отгадайте загадку.
Кто позабыв тревоги,
Всю зиму спит в берлоге?
Дети. Это медведь. (Показ фотографии)
Уч. Что вы знаете о медведе?
Почему его так назвали?
Живёт ли он в нашем северном крае? Чем питается?
В каких сказках встречается это животное?
Как народ называет медведя?
(Дети составляют небольшой рассказ об этом животном.)
Учитель, показывая фотографию медведя,презентацию.
Уч. Медведь-представитель крупных млекопитающих, обитающих в лесах нашей страны. У нас на Камчатке обитает бурый медведь.
Длина тела до 3 м, высота до135 см, масса до700 кг. Шерсть окрашена в чёрный, бурый цвет в зависимости от вида. Всеяден. Отдаёт предпочтение растительной пище, рыбе, насекомым. Живет до 45 лет.
Впадает в спячку. Прежде чем залечь, путает зверь следы. Как заяц петляет по кустам, воде, скачет вбок от следа.
В берлоге ложится головой к входу. Зимой на подошвах нарастает новая кожа, ее медведь облизывает горячим языком, тем самым согревает от холода, причмокивает губами. Вот и кажется, что сосёт лапу. Если медведя разбудить, то он выходит злой, голодный и может быть опасен. Такого медведя называют шатуном. Охотникам нужно проявлять осторожность, выходя в лес.
II. Сообщение темы урока.
Уч. Сегодня на уроке мы будем писать изложение текста “ Купание медвежат ”. Из него вы узнаете ещё много интересного из жизни этого удивительного зверя- медведя.
III. Знакомство с текстом.
(Индивидуальные карточки с текстом лежат у каждого учащегося на парте.)
Чтение текста учителем.
Уч. Купание медвежат.
Знакомый охотник шел вдоль лесной опушки.День был знойный.Из густой чащи вышла бурая медведица с веселыми медвежатами.Маленьким медвежатам было жарко в лохматых шубах.
Мать окунула одного сынка в прохладную воду. Другой медвежонок испугался холодной воды и убежал в лес. Медведица быстро настигла беглеца.Она принесла его в зубах к воде и несколько раз окунула в воду.
Прохладное купание освежило медвежат.
IY. Беседа по содержанию.
Уч. О чём текст?
Дети. О как медведица купает медвежат.
Уч. Найдите в тексте ответ на вопрос: “Кто шел вдоль лесной чащи?”
“Какой был день?”
Откуда вышла медведица?Какое настроение было у медвежат?
(Дети читают 1,2,3,4 предложения).
Уч. Найдите в тексте ответ на вопрос: “Как мать окунула сынка в воду?”
Почему убежал другой медвежонок?
Как поступила мать с беглым медвежонком?
(Дети читают из второго абзаца 1-4 предложения)
Уч. Найдите в тексте ответ на вопрос: “Что освежило их?”
(Дети читают из 3 абзаца 1предложения).
Y. Коллективное составление плана.
Уч. Сколько автор выделил частей в тексте?
Дети. Автор выделил в тексте три части.
Уч. Прочитайте 1 часть.
(Один ученик читает первую часть)
Уч. О чём главном рассказывает автор в этой части?
Озаглавьте её (Дети озаглавливают её).
План.
1. Медведица вышла из чащи.

Уч. Прочитайте 2 часть, озаглавьте её.
(Один ученик читает вторую часть, дети озаглавливают её.)
(При затруднении озаглавливания части, учитель подводит учащихся к главной мысли 2 части вопросом: “О чём главном рассказывает автор в этой части?)2.Беглеца догнали.
(Запись на интерактивной доске)
Уч. Прочитайте 3 часть, озаглавьте её.
(Один ученик читает третью часть, дети озаглавливают её.)
3. Купание освежило медвежат.
(Запись на интерактивной доске)
YI. Лексико-грамматическая и словарно-орфографическая подготовка.
1). Уч. Обратите внимание на написание следующих слов.
Прочтите их.(Слова появляются на интерактивной доске).
охотник
шёл
медведица
лохматых
окунула
прохладную
освежило
2). Уч. Какая орфограмма в слове “ охотник”?
Уч. Какое значение у слова “хвоя”?
Уч. Объясните правописание слова “ лохматых ”.
Дети. Написание безударной гласной в корне лова «о»
Уч. Найдите слова, которые употреблены вместо слова “медведица”.
Дети.Мать,она.
Уч. Найдите слова, которые употреблены вместо слова “медвежонок”.
Дети.сынок(сынка),беглец.
Уч. В тексте “ Купание медвежат” встречаются слова на изучаемые орфограммы, требующие проверки и умения их правильно писать. Найдите их. (Дети называют слова, подбирая к ним проверочные).
3). Уч. Некоторые из этих слов, выписаны на индивидуальную карточку, лежащую у вас на парте. Прочтите эти слова. Значение, какого слова вам непонятно?
Дети. Непонятно значение слова “настигла”.
Уч. Догнала,поймала.
Вставьте пропущенные буквы в словах на карточке и объясните устно правописание каждого слова:

Ч.щи
х.лодной
в.да
пр.н.сла
пр.хладное.

(Учащиеся по одному объясняют орфограммы в словах на карточке, называютвставленную букву).
YII. Физминутка.
(Дети выполняют движения в такт стихотворения)
Медвежата в чаще жили
(ходьба на месте).
Головой своей крутили-
Вот так, вот так

Головой своей крутили.
(повороты головы вправо-влево).
Медвежата мёд искали,
(наклоны вправо-влево)
Дружно дерево качали-
Вот так, вот так
(подъём, опускание рук),
Дружно дерево качали.
Вперевалочку ходили
(ходьба на месте с покачиванием туловища).
И из речки воду пили-
Вот так, вот так
(наклоны туловища вперёд-назад)
И из речки воду пили.
YIII. Подготовка к записи текста.
Уч. Прочитайте текст внимательно.
(Повторное чтение текста вслух одним из учеников).
Уч. Перескажите прочитанное.
(3-4 ученика пересказывает текст полностью,учитель корректирует услышанное).
Уч. Как на письме нужно определять границы
предложений?
Дети. Начало предложения пишем с заглавной буквы, в конце предложения ставим точку.
IX. Написание текста.
Звучит классическая музыка.
Дети самостоятельно воспроизводят текст в тетрадях,
слабые учащиеся пишут изложение, используя индивидуальную карточку – помощницу,
лежащую на партах.
Карточка-помощница
1часть
1. Кто шел вдоль лесной чащи?охотник2. Какой был день? знойный
3. Откуда вышла медведица? из густой чащи
4. Какое настроение было у медвежат?веселое2часть
5. Как мать окунула одного сынка в воду?” в прохладную воду
6. Почему убежал другой медвежонок? испугался холодной воды
7.Как поступила мать с беглым медвежонком? принесла в зубах к воде и несколько раз окунула в воду
3часть
8.. Что освежило их? прохладное купание
X. Самопроверка.
Учащиеся проверяют написанное изложение по индивидуальной карточке
“Самопроверка”, лежащей на парте.
Памятка
“Самопроверка”
1.Читай медленно по одному предложению.
(Вникай в смысл каждого слова.)
2.Проверь, правильно ли определены границы предложений.
(Начало предложения пиши с заглавной буквы,в конце предложения ставь точку).
3.Найди слова, написание которых нужно проверить.
(Подбирай проверочные слова).
4.Найди слова, которые записаны на доске.
(Сравни написания слов).

XI.Самостоятельное чтение 2-3 работ вслух, обсуждение услышанногоXII .Итог урока.
Уч. Чему учил нас урок?
Дети. Урок учил письменно пересказывать текст, озаглавливать части текста …и т.д.
Уч. Что узнали нового?
Дети. Узнали о жизни медведей о том, как медведица купала своих медвежат…и т.д.
Уч. У кого хорошее настроение?
Желаю удачи.

Урок русского языка в 3 классе

Тема: Изложение по коллективно- составленному плану.

Цель.

Формирование навыка письменной речи.

Задачи.

Развитие умения писать изложение по коллективно составленному плану;

Закрепление понятия «план».

Развитие умения раскрывать тему и основную мысль текста.

Развитие орфографической зоркости.

Обогащение словарного запаса учащихся.

Воспитание любви к животным.

Оборудование:

Тетрадь-задачник к учебнику русского языка;

Презентация к уроку;

Фильм «Как прекрасен мир животных!»

ХОД УРОКА

Организационный момент.

Постановка учебной цели.

Сегодня на уроке мы продолжаем работу с текстами о животных. Будем учиться составлять план текста и пересказывать по плану, разберем трудные слова и напишем изложение. Я желаю вам всем успеха.

Эмоциональный настрой восприятия текста.

(Просмотр фильма «Как прекрасен мир животных!»)

Мир животных удивителен, замечателен и многообразен. Детеныши часто неуклюжи и забавны, иногда смешны и всегда трогательны.

Отгадайте загадку и узнайте о каком животном будет говориться в тексте (слайд 2).

Вперевалку зверь идет

По малину и по мед.

Любит сладкое он очень.

А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны,

Где он спит и видит сны.

Что вы знаете о медведях? (выслушиваются ответы учеников)

Знаете ли вы? (слайд 3)

Герои нашего текста – медвежата. (слайд 4)

Чтение текста учителем.

Текст записан на доске (слайд 5) и в тетрадях-задачниках у каждого ученика.

Определение темы и главной мысли текста.

О ком говориться в тексте?

Что о них говориться?

Как можно озаглавить текст? (учащиеся предлагают разные варианты; возможный вариант «Маленькие озорники»; при остановке на данном варианте при щелчке на кирпичную стенку (слайд 5) появляется название)

Определение количества частей в тексте.

Сколько частей в тексте?

Перечитай 1 часть и найди слова, которые подсказывают, о чём в ней говориться? (Принесли медвежонка) (слайд 6- при щелчке на кирпичную стенку появляется название 1 части)

Перечитай 2 часть и найди слова, которые подсказывают, о чём говориться во 2 части текста? (Придумали развлечение.) (слайд 7- аналогичное появление названия 2 части)

От какого лица ведется рассказ? Докажите.

Понаблюдай за сменой времен глаголов. Форма какого времени помогает нам как бы стать свидетелями мишкиных действий? (подчеркивание глаголов в тетрадях-задачниках)

Какие глаголы употреблены в этом же времени?

А какие еще формы глаголов есть в тексте?

Как писатель называет своих героев?

Во всех ли предложениях есть эти слова? В каких нет? Почему автор их пропустил?

Обрати внимание на выделенные союзы. Помогают ли они теснее соединить предложения друг с другом?

Физкультминутка (слайд 8)

В работу включена музыкальная физкультминутка, в которой под звучащую музыку дети выполняют физические и танцевальные упражнения. Она проводится с учетом возрастных, индивидуальных особенностей класса и их работоспособности

Орфографическая подготовка.

Слайд 9. На экране текст с пропущенными буквами. Ученики называют пропущенную букву, объясняют выбор букв. По щелчку мышки появляются правильные буквы. Ученики в тетрадях-задачниках подчеркивают «опасные» места.

При н_ сли о хотн_ки из леса двух м _дв _жат. Мал_нькие были! Но к в_сне п_дросли и стали о зо рничать.

О днажды перед самым м_им носом ки рпич с крыш_ св_лился. Гл_жу на крышу и ч то вижу. При думали мишки ра звл_чение. С_дят и от трубы по ки рпичику _тваливают. П_лзет он по крыше и шурш_т. А м_дв_жатам нравитс я. О дин даже я зык высунул от удо вольствия.

Вот такие о зо рники!

Повторное чтение и пересказ текста . (слайд 10)

Перечитай текст и представь нарисованную картину. Расскажи текст от 1 лица, воображая себя свидетелем этой истории.

Самостоятельная работа детей.

Вы очень старались, замечательно поработали, подготовились. Я уверена, что у вас получатся очень хорошие пересказы.

Когда напишете, не забудьте поработать редакторами и корректорами.

Во время написания изложения на экране (слайд 11) остаётся план изложения и слова для справок.

Самопроверка.

После написания изложения ученики проверяют свой текст, при необходимости вносят изменения и исправления простым карандашом.

Подведение итогов и рефлексия деятельности . (слайд 12)

Ребята, что нового вы узнали на уроке?

Интересен ли был текст?

Домашнее задание.

Написать небольшое сочинение на тему «Мое любимое животное».

Обучающее изложение.

Цель урока: 1. Формирование коммуникативно-речевых умений (слушать, говорить). Развитие умения передавать содержание повествовательного текста по коллективно составленному плану. Обогащение устной и письменной речи.

2. Развитие умения проверять орфограммы, развитие умения запоминать текст.

3. Воспитание культуры внимания.

Оборудование: ИКТ, презентация.

Ход урока:

    Активизация познавательной деятельности

1. Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною… Слайд 1

Вот и к нам на север пришла весна. Представьте себе, что мы тёплым апрельским днём совершаем прогулку по лесу. Вот наша любимая полянка. (слайд2) Разбуженные теплом и светом, просыпаются первые насекомые (слайд3), слышны голоса птиц. Вот слышится шуршание маленького пушистого зверька, кто это?

Вот первые весенние цветы мать-и-мачеха.(слайд 4) Вдохните аромат цветов и хвои! Какой прекрасный запах!

А вот муравейник, смотрите, по земле ползают муравьи! Каждый из них занят своим делом. (слайд 5) А вот паучок, он плетёт паутину. Для кого плетёт он свои сети? (слайд 6)

Слышите, кто-то пробирается через глушь лесную? Кто же это может быть?

Каллиграфическая минутка (раскраска-медвежонок)

Давайте бесшумно выйдем из леса, чтобы не нарушить покой зверей и птиц весной.

2 . А теперь, скажите мне,почему нельзя весной нарушать тишину леса?

Вывод : Жаль с лесом расставаться, но нам пора. Пусть птицам и маленьким зверятам хорошо живётся в их собственном доме, а мы будем приходить туда как гости, соблюдая правила поведения в лесу. Согласны?

II Сообщение темы и цели урока.

Без забот и без тревоги

Спал медведь в своей берлоге,

Спал всю зиму до весны…

И, наверно, видел сны.

Вдруг…проснулся косолапый.

Слышит, каплет…

Вот беда.

В темноте пошарил лапой

И вскочил – кругом вода.

Заспешил медведь наружу,

Заливает не до сна!

Вылез он и видит лужи, тает снег, пришла весна!

2. Весна разбудила и медведей.

Звукозапись (рассказ о берлоге и медведях)

Сегодня мы напишем изложение про медвежонка! (слайд 7)

Задача перед нами стоит важная, запомнить содержание текста, написать правильно и красиво излагая мысли, конечно, без ошибок.

Итак, все готовы меня слушать?

    Прогнозирование содержания текста на основе заголовка.

Попробуйте по заголовку определить, о чём пойдёт речь в тексте?

Что могло произойти с медвежонком? (рассуждения детей)

IY . Чтение текста изложения учителем

    Кто из вас прав, мы узнаем, прослушав текст. Сядьте удобно и слушайте внимательно. Потом будут вопросы по тексту. Мы посмотрим, кто из вас точнее и полнее на них ответит.

Медвежонок.

(ПО С.Устинову) 68 слов

2. Обсуждение текста

Насколько правильны были ваши догадки, которые вы сделали только на основе заголовка?

Ребята, это сказка или рассказ?

3. Вопросы по тексту.

* Что изменилось в природе с приходом весны?

* Как подрастал медвежонок?

* Удобным ли было жилище медведя?

* Когда медведи вышли из берлоги?

* Как можно озаглавить этот рассказ по-другому?

4 . Прочитайте текст сами. Раздели его на абзацы. (слайд 8)

Найдите вводную часть. О чём говорится в этой части?

Стояла зима. Трещали морозы. А у медведицы появился прелестный малыш. Медвежонок родился очень маленьким. Ему нельзя ещё было выходить из берлоги. В лесу лежал снег.

Найдите основную часть. О чём говорится в этой части?

Шли дни. Снег стал таять. Побежали ручейки. Освободились от снега целые полянки. Медвежонок подрос. У него открылись глазки. Он осмотрел жилище. Медведица сделала берлогу просторной. Медвежонок мог даже ходить по ней.

Найдите заключительную часть О чём говорится в ней?

Однажды весенним утром медведи вышли из берлоги. Как хорошо было на воле!

5. Коллективное составление плана на доске .

1. Рождение медвежонка.

2. Начало весны.

3. Как хорошо на воле!

Y . Орфографическая подготовка

1. Назовите глаголы в этом тексте (я постепенно открываю их на доске)

Ст-яла -ткрылись

Тр-щали осм-трел

По-вился п-дрос

Р-дился Вых-дить

Л-жал Поб-жали

Освоб-дились

Назовите проверочные слова (слайд 9)

2. Раскрой скобки

3. Найдите слово с удвоенной согласной

Весенн им –

Как перенести это слово?

4.Орфографическое чтение трудных слов.

ПРОСТОРНОЙ ОСВОБОДИЛИСЬ МЕДВЕЖО НОК ИЗ БЕРЛОГИ ТАЯ ТЬ

5. Подбери антонимы

Просторный - ___________

6. Подбери синонимы

Воля - ____________

Жилище - __________

Физминутка.

YI . Повторное чтение текста учителем.

YII . Пересказ текста по плану.

YIII . Написание текста изложения.

IX . Самопроверка. Взаимопроверка.

X . Итог урока.

Чему мы учились на уроке? Чему научил вас этот рассказ?

Все ваши выводы очень ценны.

Бережно относитесь ко всему живому. Охранять природу – значит охранять Родину.

XI . Творческое задание на дом

Придумай и запиши, какой мог произойти забавный случай с маленьким медвежонком.

Рефлексия.

Закрасить цветочек у медвежонка.

Медвежонок.

Стояла зима. Трещали морозы. А у медведицы появился прелестный малыш. Медвежонок родился очень маленьким. Ему нельзя ещё было выходить из берлоги. В лесу лежал снег. Шли дни. Снег стал таять. Побежали ручейки. Освободились от снега целые полянки. Медвежонок подрос. У него открылись глазки. Он осмотрел жилище. Медведица сделала берлогу просторной. Медвежонок мог даже ходить по ней. Однажды весенним утром медведи вышли из берлоги. Как хорошо было на воле!

(По С.Устинову)

Медвежонок.

Стояла зима. Трещали морозы. А у медведицы появился прелестный малыш. Медвежонок родился очень маленьким. Ему нельзя ещё было выходить из берлоги. В лесу лежал снег. Шли дни. Снег стал таять. Побежали ручейки. Освободились от снега целые полянки. Медвежонок подрос. У него открылись глазки. Он осмотрел жилище. Медведица сделала берлогу просторной. Медвежонок мог даже ходить по ней. Однажды весенним утром медведи вышли из берлоги. Как хорошо было на воле!

(По С.Устинову)

    Вставь пропущенные буквы.

ст…яла …ткрылись

тр…щали осм…трел

по…вился п…дрос

р…дился вых…дить

л…жал поб…жали

освоб…дились

Назовите проверочные слова

2. Раскрой скобки.

(в)лесу (от)снега (по)ней (из)берлоги

    Вставь пропущенные буквы.

ст…яла …ткрылись

тр…щали осм…трел

по…вился п…дрос

р…дился вых…дить

л…жал поб…жали

освоб…дились

Назовите проверочные слова

2. Раскрой скобки.

(в)лесу (от)снега (по)ней (из)берлоги

    Вставь пропущенные буквы.

ст…яла …ткрылись

тр…щали осм…трел

по…вился п…дрос

р…дился вых…дить

л…жал поб…жали

освоб…дились

Назовите проверочные слова

2. Раскрой скобки.

(в)лесу (от)снега (по)ней (из)берлоги

    Вставь пропущенные буквы.

ст…яла …ткрылись

тр…щали осм…трел

по…вился п…дрос

р…дился вых…дить

л…жал поб…жали

освоб…дились

Назовите проверочные слова

2. Раскрой скобки.

(в)лесу (от)снега (по)ней (из)берлоги

    Вставь пропущенные буквы.

ст…яла …ткрылись

тр…щали осм…трел

по…вился п…дрос

р…дился вых…дить

л…жал поб…жали

освоб…дились

Назовите проверочные слова

2. Раскрой скобки.

(в)лесу (от)снега (по)ней (из)берлоги

Медвежонок.

Однажды весенним утром...

Медвежонок.

Зима. Морозы. Появился прелестный малыш.

Шли дни. Побежали ручейки. Медвежонок подрос. Открылись глазки. Медвежонок мог ходить по берлоге.

Однажды весенним утром...

Медвежонок.

Зима. Морозы. Появился прелестный малыш.

Шли дни. Побежали ручейки. Медвежонок подрос. Открылись глазки. Медвежонок мог ходить по берлоге.

Однажды весенним утром...

Медвежонок.

Зима. Морозы. Появился прелестный малыш.

Шли дни. Побежали ручейки. Медвежонок подрос. Открылись глазки. Медвежонок мог ходить по берлоге.

Однажды весенним утром...

Медвежонок.

Зима. Морозы. Появился прелестный малыш.

Шли дни. Побежали ручейки. Медвежонок подрос. Открылись глазки. Медвежонок мог ходить по берлоге.

Однажды весенним утром...

Зима, морозы, прелестный малыш, медвежонок маленький, выходить из берлоги, стал таять, освободились полянки, подрос, жилище, медведица, сделала просторной, по ней, однажды весенним утром.

Зима, морозы, прелестный малыш, медвежонок маленький, выходить из берлоги, стал таять, освободились полянки, подрос, жилище, медведица, сделала просторной, по ней, однажды весенним утром.

Зима, морозы, прелестный малыш, медвежонок маленький, выходить из берлоги, стал таять, освободились полянки, подрос, жилище, медведица, сделала просторной, по ней, однажды весенним утром.

Зима, морозы, прелестный малыш, медвежонок маленький, выходить из берлоги, стал таять, освободились полянки, подрос, жилище, медведица, сделала просторной, по ней, однажды весенним утром.

Зима, морозы, прелестный малыш, медвежонок маленький, выходить из берлоги, стал таять, освободились полянки, подрос, жилище, медведица, сделала просторной, по ней, однажды весенним утром.

Этого медвежонка назвали Копушей, потому что она вечно копалась: последней выходила на прогулку, последней съедала свой обед. Братец Копуши, Драный Нос, самый задорный и злой медвежонок, уже успевал подраться с другими медвежатами, сестра Лизунья - облизать свои и чужие миски, а Копуша всё копалась и копалась...

Из всех медвежат Копуша была одна такая спокойная, добрая. Ей можно было без опаски дать в рот палец, отобрать корм. Не то что Драный Нос. Тому не дашь палец. Подойдёт, полижет - и вдруг вцепится, да так, что не оторвёшь. Он и к другим медвежатам всегда приставал. Слабый, а в драку лезет. Недаром с вечно драным носом ходил, оттого его так и прозвали.

Копуша была общей любимицей. Она и играла как-то по-особенному: медленно, важно. Бывало, перевернётся через голову, а потом сядет и смотрит: в чём дело, почему дерево с другой стороны очутилось?

Всех больше она дружила с самой молодой юннаткой - Маней, потому что на Маниных платьях было много пуговиц, а Копуша их любила сосать. Сосать - это любимое занятие медвежат, а Копуши - особенно. Сосала она всё, что попало. Была ли это собственная лапа, пуговица или ухо соседа - всё равно. От удовольствия она только жмурила глаза и урчала. Вообще Копуша была очень смирная. Такие медвежата встречаются редко. Обычно они бывают очень вспыльчивые, чуть что - кусаются, а она никогда.

Поэтому, когда меня пригласили в детский сад на утренник с каким-нибудь животным, чтобы рассказать о его жизни, я, не задумываясь, остановилась на Копуше.

В гостях у ребят

Приехала за нами машина с утра. Я попросила шофёра подождать и отправилась за Копушей. Копуша любила гулять. Она легко дала надеть цепь, радостно потянула меня из клетки и, неуклюже пришлёпывая лапами, побежала вперёд. Но вот подошли к машине. Машина стояла чёрная, незнакомая, страшная и была совсем не похожа на тех зверей, которых видела Копуша. Она очень испугалась. Поднялась во весь свой маленький рост, глазёнки сделались круглые, губы вытянулись в трубочку, и так стояла не шевелясь. Потом вдруг испуганно повернулась и бросилась бежать. Удержала я её с трудом... Держала крепко, не давала уйти, и Копуша испугалась ещё больше. Откуда взялась и силёнка! Она упиралась всеми четырьмя лапами, хваталась за все предметы и так кричала, что со всего Зоопарка сбежались люди. Пришлось сажать её в ящик и потом уже ставить в машину.

Всю дорогу кричала, стонала и царапалась Копуша. Успокоилась только около детского сада. Я была очень рада, потому что хотела сделать ребятам сюрприз, а она своим криком могла всё испортить.

Копушу поместили в одной из комнат, а я пошла в столовую к ребятам. Несмотря на тайну, они, наверно, кое-что знали: нетерпеливо вертелись на стульях, поглядывали украдкой на дверь и таинственно шептались. И всё-таки, когда Копушу привели, раздалось общее «ах», потом: «Мишка, на!» - и всё, что было на столе, очутилось перед ней.

Нужно ли говорить о том, что уж тут Копуша не испугалась. Она быстро оценила вкус яблок, конфет и печенья. Выбирала то одно, то другое, слизывала самое вкусное. Скоро её брюшко стало похоже на барабан, она едва ходила и смотрела посоловевшими глазками.

Ребята были в восторге. Они не знали, что делать. Ходили за Копушей по пятам, наперебой ласкали и всё упрашивали ещё съесть хоть кусочек.

Уехали мы очень поздно.

Ребята провожали Копушу, просили привозить её ещё, совали на дорогу сластей. Обратную дорогу она вела себя тише - не кричала, не царапалась. Чтобы не вести её на цепи, мы подъехали прямо к клетке. Вытащили из машины ящик, открыли и... ахнули. Посадили туда медвежонка, а вылез кондитерский магазин. Вся морда и голова Копуши были вымазаны кремом. К крему прилипли кусочки печенья, из мягкой шерсти торчали конфеты, а во рту она держала большое яблоко. В таком виде её не узнали даже медвежата.

Как только Копуша вылезла, все двадцать пять медвежат, словно по команде, очутились на самой верхушке дерева. Зато что было, когда они её узнали и спустились вниз! Бедная Копуша! Она не знала, куда деваться. Вся медвежья стая преследовала её по пятам, вырывала с шерстью прилипшие конфеты, отняли яблоко, а Драный Нос чуть не откусил ей вместе с кремом ухо.

В этот день медвежата улеглись очень поздно. Они крепко спали, а Копуша, вся ободранная и обсосанная, ещё долго ворочалась с боку на бок и обиженно стонала.

Неудавшаяся съёмка

В Зоопарке снимали картину, называлась она «Насекомые». В этой картине снимались разные букашки, бабочки, жуки и большой ёжик.

Клетки у нас все были заняты, и мы, не долго думая, поместили колючего «артиста» к Копуше.

Ёжик был старый и сердитый, но нужно сказать, что с медвежонком он ужился преотлично. Он даже не колол Копушу, когда она, приглашая поиграть, толкала его лапой, а только сердито сопел.

Копуша тоже снималась в кинокартине. Роль её была небольшая: залезть на дерево, открыть улей, достать мёд. Чтобы во время съёмки не вышло ошибки, решили её приучить. Для первого раза поставили улей на землю, положили в него мёд и пригласили Копушу. Копуша подошла недоверчиво. Вещь незнакомая, страшно: вдруг что выскочит, укусит, а Копуша была труслива. Долго ходила она вокруг улья: то понюхает его, то потрогает; потом увидела, что страшного ничего нет, стала на задние лапы и полезла в отверстие носом. Нос потянул воздух и сказал, что пахнет вкусным.

Копуша заволновалась. Вкусное надо достать. Она попробовала сунуть туда голову, но голова была большая и не влезала. Напрасно Копуша старалась её втиснуть и поворачивала то одной, то другой стороной - ничего не выходило. Тогда она сунула лапу. Лапа прошла свободно. Копуша открыла улей, достала мёд... Конечно, он пришёлся ей по вкусу. Она облизала языком всё-всё, даже доски. Потом легла и, урча, засосала лапу.

В следующий раз мы повесили улей на дерево. Я залезала с другой стороны по лестнице, клала мёд и звала «артистку». «Артистка» кубарем катилась к дереву, быстро влезала и выполняла всё, что от неё требовали. Эти занятия ей так понравились, что она даже лазила, когда не нужно. Впрочем, это продолжалось недолго.

Недаром Копуша считалась у нас умницей. Скоро она заметила, что мёд бывает там только тогда, когда влезаю я, и после этого открытия стала зорко следить за мной. Не было возможности залезть незаметно на дерево. Как только я появлялась на площадке, Копуша бросалась ко мне. Я - к дереву, она - за мной. Неуклюжая, а бегала быстро, нипочём не уйдёшь. Поймает за ноги, тащит, кричит, а не дашь мёда - ещё укусит. Однажды целую банку отняла, всё съела и даже не моргнула.

«Ну, - думаю я, - на тебя не напасёшься, буду лучше в клетку запирать и выпускать, когда всё приготовлю». Так и сделала. Копуше это не понравилось. Чего она только не вытворяла! Кричала, рвала сетку, потом смешно складывала лапки и просила её выпустить.

От такой «артистки» режиссёр был в восторге. Ему не терпелось её скорее заснять.

Но вот наконец наступил долгожданный день съёмки. С утра светило солнышко, а мы волновались, торопились, готовились. Внутри улья уже находились посаженные туда заранее пчёлы, а режиссёр ещё раз проверил, всё ли на месте. И вдруг случилось то, чего никто не ожидал: Копуша скинула лапой крючок, открыла дверь и вышла.

Какой поднялся переполох, сказать трудно! Все до одного бросились наперерез «артистке». Каждый старался её схватить, задержать. Но с невиданной для медведя ловкостью увёртываясь от ловивших её рук, Копуша всё-таки вскарабкалась на дерево. Она так спешила, что не заметила маленьких точек, которые зловеще летали вокруг.

Привычным движением просунула она в отверстие лапу, и тут... тут вылетела чёрная гудящая масса и окружила Копушу. Сначала она пробовала бороться с пчёлами. Била их то одной, то другой лапой, закрывала морду. Но пчёлы лезли в нос, в уши, в глаза, забивались в шерсть и так кусались, что Копуша даже забыла про мёд. Кубарем скатилась она с дерева, валялась по земле, кричала, потом вскочила и без оглядки помчалась в клетку.

Одним словом, она сделала всё, что было нужно, но заснять её не успели. Заставить же ещё раз лезть на дерево не могли. Не помогла и банка с мёдом. А утром, вся распухшая от укусов, больная и скучная, она отказывалась и от пищи.

Этим и кончился неудавшийся Копуше номер с кражей мёда и её карьера «артистки».

Куцый был высокий и тощий лис.

Большие, острые уши, чуть-чуть раскосые глаза и всегда как будто улыбающаяся морда. У Куцего даже не было настоящего лисьего хвоста. Вместо пушистого и длинного хвоста, который так украшает лисицу, у него был куцый обрубок. Но он придавал ему какое-то особое озорное выражение.

Принёс его к нам в Зоопарк какой-то охотник.

В клетке, куда посадили Куцего, было много лисиц, но это его не смутило, как это бывало с новичками. На новом месте он чувствовал себя как дома, и когда одна из лисиц хотела его укусить, Куцый ловко обернулся, схватил задиру за шиворот и задал ей такую трёпку, что после этого не только она, но и другие лисицы боялись к нему подойти. Зато к дяде Лёне, который ухаживал за лисицами, Куцый отнёсся так, словно знал его всю жизнь.

Когда дядя Лёня заходил в клетку, Куцый бросался к нему навстречу, вилял своим куцым обрубком и ласково заглядывал в лицо, как бы ожидая ответной ласки. И нужно сказать, что дядя Лёня ласкал его чаще других лисиц и чаще других перепадал ему лучший кусочек мяса. Одним словом, Куцый хорошо умел приспосабливаться ко всем превратностям жизни. И ещё одна особенность поражала нас в Куцем: он оказался очень свободолюбивым и умудрялся удирать из любой клетки.

Бежал Куцый первый раз недели через две после того, как его принесли в Зоопарк. Когда служитель пришёл убирать клетку, Куцего там не оказалось. Долго не мог понять дядя Лёня, куда делся Куцый. Клетка целая, все лисы на месте, а Куцего нет. Потом служитель догадался: внутри клетки, около самой решётки, росло дерево, а наверху, где оно выходило наружу, было прорезано отверстие. Вот в это-то отверстие и вылез Куцый. И вылез хитро: спиной в дерево упирался, даже шерсть на коре осталась, а лапами сетку перебирал: так и перелез, как по лестнице. Дядя Лёня только головой покачал. Да, такого хитрого лиса ему не приходилось встречать.

Зверюга, а тоже смекалку имеет! - удивлялся дядя Лёня.

Принесли к нам Куцего дня через два. Принесли в корзине, обвязанной платком. Держал её мужчина, а рядом стояло человек десять ребят. Многие из них были с покусанными руками, и поэтому они очень удивились, когда дядя Лёня без опаски взял Куцего на руки и лис его не тронул. Он даже не укусил дядю Лёню, когда тот оттрепал его за ухо.

Посадили Куцего опять в прежнюю клетку. Правда, отверстие, через которое он вылез, заделали, но это ему не помешало удрать снова. На этот раз он ушёл просто через дверь. Не успел дядя Лёня войти в клетку, как Куцый с быстротой молнии проскочил у него между ног, махнул своим куцым хвостом и скрылся из глаз.

На поиски беглеца снарядили целую экспедицию. Но поймать Куцего не удалось. Недаром он познакомился со всеми ходами и выходами Зоопарка. Так и решили, что Куцый пропал. Списали его с пайка.

Прошло ещё несколько дней. И вот то на одном, то на другом пруду Зоопарка стали пропадать утки. Определить по следам, кто таскает уток, было нельзя. Снег кругом истоптан, никаких следов на нём не разберёшь.

Ночной вор был разоблачён совсем неожиданно.

Пришёл дядя Лёня утром на работу, видит - творится с его лисицами что-то неладное. Все около решётки сбились, дерутся, через решётку лапы просовывают, что-то достать под снегом стараются. Подошёл дядя Лёня ближе и видит... торчит из-под снега утка. «Да уж не та ли это утка, что прошлой ночью на пруду недосчитались?» - подумал дядя Лёня. Взял утку и отнёс заведующему. Заведующий её осмотрел, и оказалось - действительно та самая утка, что пропала прошлой ночью. Определили, что она задушена лисицей. И тут уж все подозрения пали на Куцего. Вскоре догадки подтвердились. Выпал снег, и на снегу у пруда ясно отпечатались лисьи следы. Снова принялись за поиски Куцего. Однако найти беглеца оказалось делом нелёгким. Неизвестно, где прятался Куцый. Его искали повсюду, но нигде не могли найти. За ним охотились с собакой, выслеживали, ставили ловушки и караулили по целым ночам, но всё было напрасно - Куцый не попадался. А тем временем на прудах каждую ночь находили задранную им птицу.

Вернулся Куцый сам, и очень просто. Утром служитель пришёл на уборку, а у клетки как ни в чём не бывало его ласково встретил Куцый.

Очевидно, ему надоело беспризорничать и он решил вернуться домой сам. И пока дядя Лёня отпирал клетку, он с явным нетерпением вертелся около его ног. Такое покаяние лиса очень умилило дядю Лёню, и Куцему тут же были прощены все его грехи и все утки.

Первые дни после возвращения Куцый вёл себя прекрасно: ни с кем не дрался и не проявлял никаких попыток к бегству. Но это оказалось только временной передышкой. В следующий раз он удрал новым способом. Подрыл сетку, ушёл сам и увёл за собой всех лисиц. Лисиц-то скоро поймали, но Куцего найти было непросто. Обнаружили его через несколько дней на Новой территории Зоопарка, в загоне у медведей.

Очевидно, он попал туда нечаянно. Не разглядел большого, глубокого рва, который вместо решётки отделял медведей от публики, и в него свалился. Прибежали мы туда, смотрим - все три медведя за Куцым гоняются. А Куцый словно издевается над ними. Медвежий загон большой, просторный, и Куцему было нетрудно увернуться от неуклюжих мишек. Не спеша, как будто поддразнивая, убегал он от них. Иногда даже присаживался и ждал, когда медведи подбегут ближе, а потом ловко проскакивал у них под животом и убегал опять.

Один раз они его чуть не поймали. Два медведя с разных сторон одновременно подбежали к Куцему. Один уже поднял лапу, чтобы ударить его; казалось, Куцему пришёл конец, но хитрый лис ловко нырнул под медвежью лапу и выскочил сзади. А медведи от неожиданности столкнулись лбами и затеяли драку. Они изрядно намяли друг другу бока, а потом долго и растерянно искали виновника столкновения.

Мы приходили и уходили несколько раз, а медведи всё продолжали гоняться за Куцым. Они так устали, что их дыхание было слышно на другой стороне рва. А лис словно издевался над ними: перепрыгивал через их мохнатые спины, нырял под животом и уходил как ни в чём не бывало.

Наконец медведи устали от бесцельной погони и сдались.

День был солнечный, жаркий. Измученные мишки залезли в водоём. Они плескались там в прохладной воде. Переворачивались с боку на бок, ложились на спину, ныряли и, видно, совсем забыли про лисицу, когда служитель принёс им еду. Как по команде, вылезли из воды все три медведя. Каждый из них занял своё привычное место, получил порцию мяса и занялся едой. Они спокойно ели, когда рядом с ними появился Куцый. Очевидно, он не собирался оставаться без обеда и решительно направился к медведям.

Сперва медведи не хотели замечать столь нахального лиса, но Куцый подбегал к ним то с одной, то с другой стороны, вертелся перед самым их носом, старался урвать хоть кусочек мяса. А медведи - звери жадные: они никак не хотели делить свои порции с непрошеным гостем. Злобно ревели, закрывали лапами мясо, повёртывались к Куцему задом, старались его оттолкнуть. Видя, что добром мяса не получишь, «гость» выбрал момент и цапнул одного из «хозяев» за пятку. Что тут поднялось, описать трудно! Разъярённый мишка, не разобрав, кто его цапнул, в ярости бросился на соседа, и в следующую минуту все порции были перепутаны, медведи дрались, а Куцый удобно устроился на выступе и уплетал огромный кусок мяса. С большим трудом удалось служителю разогнать медведей. И то лишь после того, как бросили в них специальные, стреляющие шашки. Этих шашек звери очень боятся. Услышав выстрелы, медведи сразу бросились спасаться во внутренние клетки загона. Там их и заперли. Потом взяли сачок и стали ловить Куцего. Да не тут-то было! Недаром Куцего не могли поймать весь день три медведя. Каждый раз, когда хотели накрыть Куцего сачком, лис ловко увёртывался или с разбегу взбегал по почти отвесной скале загона и оттуда прыгал через голову человека.

Пришлось идти за дядей Лёней. Дядю Лёню Куцый узнал сразу, подбежал к нему и спокойно дал себя взять на руки.

Эх, Куцый, Куцый, видно, тесна тебе наша клетка! Уж больно ты вольную жизнь любишь! - сказал дядя Лёня.

Он пошёл к заведующему и стал просить перевести беспокойного лиса в другую клетку. Хоть и жаль ему было расставаться с умным лисом, а ничего не поделаешь - уж очень много хлопот было с его побегами.

Клетка, в которую перевели Куцего, была крепкая и просторная. Стояла она внутри площадки молодняка, а сама площадка была огорожена высокой решёткой с карнизом. Получалось так, что Куцый сидел за двумя решётками.

Эта площадка служила специально для прогулок зверей, но выпускать на неё Куцего всё-таки боялись.

Живой и резвый лис скучал в одиночестве. Когда выпускали на площадку других животных, он просился к ним, визжал и даже есть стал хуже. Всем было жаль Куцего.

И в самом деле, почему бы не выпустить его? - говорила новая служительница Таня.

Долго мы с ней спорили, уверяли, что она плохо знает повадки Куцего, но Таня всё-таки настаивала, чтобы выпустить его.

Наконец после долгих споров решили Куцего выпустить. Открыли дверь. Куцый вышел не спеша, будто делал это каждый день, и направился к решётке. Все сразу догадались о намерении лиса. Это было видно по его уверенной походке и выражению морды. Куцый добежал до угла площадки, и никто и ахнуть не успел, как он легко, без разбега вспрыгнул на карниз.

По другую сторону решётки стояло много народу. Как увидели они лиса на карнизе, стали кричать, махать руками, старались спугнуть Куцего. Но это его не смутило. Не обращая ни на кого внимания, он спрыгнул прямо на толпу и, прежде чем его успели схватить, ловко проскочил между людьми и побежал по дорожке парка. Все кинулись за ним в погоню. Впереди всех бежала новая служительница Таня. Несколько раз она почти догоняла Куцего. Конечно, не потому, что Куцый бегал плохо. Когда Таня отставала, лис, словно нарочно, замедлял свой бег.



 


Читайте:



Презентация на тему ""Уроки французского" В

Презентация на тему

В. Г. Распутин «Уроки французского». Урок литературыв 6 классе Распутин Валентин Григорьевич ( р. 1937), прозаик. Родился 15 марта в селе...

Названия, описания и особенности зимующих птиц

Названия, описания и особенности зимующих птиц

Парфенчук Алефтина ИвановнаДолжность: педагог дополнительного образования.Учебное заведение: МАОУДО города Нижневартовска Центр детского...

Разговорный стиль речи Порядок слов в предложении свободный

Разговорный стиль речи Порядок слов в предложении свободный

Слайд 2 Научиться говорить – значит научиться строить высказывания Слайд 3 В разговорном стиле важнейшую роль играет звуковая сторона речи,...

Сочинение рассуждение на тему деньги Какое значение имеют деньги в жизни человека

Сочинение рассуждение на тему деньги Какое значение имеют деньги в жизни человека

Многие задумываться о роли денег в жизни современного человека и над вопросом можно ли быть счастливым с не большим доходом?Современный человек не...

feed-image RSS