Реклама

Главная - Потеря кормильца
Управление человеческими ресурсами рабочая программа для бакалавров. Управление человеческими ресурсами бакалаврской программы «Менеджмент. Введение в управление персоналом

I. Управление человеческими ресурсами организации (УЧР)

  • 1. Введение в управление персоналом

    Cубъект, объект УЧР; назначение службы управления персоналом (СУП), ее цель функции, место, роль в УЧР.
    Разработка кадровой политики и стратегии.
    Эволюция HR-службы в контексте ее роли в компании и уровня решаемых ею задач

  • 2. Обеспечение человеческими ресурсами

    А) Определение и оценка потребности в персонале (оценка спроса на персонал). Анализ возникшей потребности в персонале. Планирование должностей и должностных обязанностей, проектирование рабочего места. Разработка штатного расписания и должностных инструкций.
    Б) Оценка предложения труда. Формирование HR-бренда.
    В) Оценка персонала, покидающего организацию. Текучесть кадров (расчет показателя, допустимые значения).
    Г) Разработка профиля должности: компетентностный и мотивационный аспекты.
    Д) Политика найма персонала. Взаимодействие с участниками кадрового рынка (кадровые агентства, агентства по трудоустройству, центры занятости, специализированные СМИ, учебные заведения).
    Е) Поиск и отбор персонала. Технологии и методы поиска кандидатов, в том числе Интернет-рекрутмент. Технологии проведения собеседования с кандидатами. Оценка кандидатов.

  • 3. Управление эффективностью персонала, развитие персонала

    А) Оценка качества и эффективности персонала.

    1. Понятие оценки персонала и эффективности персонала.
    2. Виды и объекты оценок: оценка персонала, оценка исполнения, аттестация.
    3. Компетентностный подход в оценке персонала, его возможности. Разработка моделей компетенций. Примеры. Применение моделей компетенций.
    4. Методы оценки и их применение:
    — качественные (интервью и опросы, 360°, метод сравнительного анализа, оценка поведения, описательные методы, метод критических ситуаций и др.);
    — количественные (система коэффициентов, балльный метод и др.);
    — комбинированные (оценка результатов деятельности (KPI), деловые игры, тестирование, ассессмент-центр, рейтинги, тестирование и др.).
    5. Результаты оценки. Анализ результатов, их применение. Связь с системами обучения/развития и мотивации.
    6. Организация процедур оценки: подготовка, разделение ответственности, документирование. Методы повышения объективности оценок.
    7. Внедрение системы оценки в компании. Примеры. Типичные ошибки и проблемы.
    8. Разработка Положения об аттестации персонала: юридический аспект и документирование. Проведение аттестации.

    Б) Управление мотивацией.

    1. Определение мотивации. Суть понятий: потребность, мотив, мотиватор. Процесс формирования мотива (схема). Основные теории мотивации.
    2. Факторы мотивации.
    2.1. Классификация потребностей и факторов мотивации (Маслоу, Герцберг и прочие содержательные теории). Иерархия потребностей. Актуализация потребностей.
    2.2. Материальная мотивация (компенсация).
    2.2.1. Стратегия и политика компании в вопросе материальной мотивации.
    2.2.2. Установление и изменение заработной платы. Анализ рынка заработных плат: цель, методы.
    2.2.3. Виды компенсаций. Постоянная и переменная части заработной платы.
    2.2.4. Определение величины постоянной части заработной платы. Тарифная сетка. Оценка работ и грейдирование.
    2.2.5. Определение величины переменной части заработной платы. Применение систем MBO (управление по целям), BSC (сбалансированная система показателей) на основе ключевых показателей эффективности (KPI). Типичные ошибки. Практика российских и иностранных компаний.
    2.2.6. Соотношение постоянной и переменной частей в структуре заработной платы.
    2.3. Нематериальная мотивация: факторы, значение. Практика российских и иностранных компаний.
    2.4. Понятие стимула (средства воздействия). Виды средств воздействия.
    2.5. Система штрафов и наказаний. Преимущества и недостатки.
    3. Понятия трудовой и мотивационной среды организации. Гибкая, негибкая трудовая среда. Мотивационная политика.
    4. Цель, методы и инструменты изучения мотивационной сферы кандидата/сотрудника. Мониторинг удовлетворенности персонала работой. Цель, способы и работа с полученными данными.
    5. Создание системы мотивации (как процесс). Переменные, влияющие на силу мотивации; управление переменными.
    6. Удержание ключевых сотрудников, методы удержания, практический опыт.
    7. Оценка эффективности системы мотивации. Показатели эффективности и методы ее оценки.

    В) Адаптация новых сотрудников.

    1. Понятие адаптации. Цель и уровни качества процесса адаптации.
    2. Испытание при приёме на работу и адаптация: психологический и юридический аспекты.
    3. Разработка программы адаптации для разных квалификационных категорий сотрудников.
    4. Методы адаптации: welcome (вводный) тренинг, экскурсия, знакомство с документами, специальные тренинги, наставничество, шэдоуинг.
    5. Разделение ответственности за реализацию процесса адаптации.
    6. Оценка успешности адаптации, методы оценки.

    Г) Организация обучения и развития персонала (ОиР).

    1. Цель и уровни качества процесса ОиР. Разница функций обучения и развития персонала.
    2. Политика в области ОиР. Самообучающаяся организация и другие современные тенденции в ОиР.
    3. Планирование ОиР:
    3.1. Определение потребности в ОиР:
    3.1.1. Причины потребности в ОиР.
    3.1.2. Информационные источники для определения потребности в ОиР.
    3.1.3. Методы диагностики потребности в ОиР.
    3.2. Выбор форм и методов ОиР:
    3.2.1. Формы и методы обучения:
    3.2.1.1. Функциональное/корпоративное обучение.
    3.2.1.2. Внутреннее (институт тренеров, хранилище знаний)/внешнее обучение. Выбор провайдеров (в том числе, с помощью тендеров); критерии выбора поставщика услуг.
    3.2.1.3. Лекция, семинар, тренинг, наставничество (менторинг), e-learning, самообучение.
    3.2.2. Методы развития: коучинг, консультирование, глубинное интервью, обратная связь, ротация (секондмент), сессии по обмену знаниями.
    3.3. Бюджетирование ОиР: виды затрат, стоимость процедур, защита бюджета и его последующая корректировка.
    3.4. Составление плана мероприятий ОиР: формы обучения, категории персонала, время, место. Согласование плана с бюджетом.
    4. Проведение мероприятий по ОиР:
    4.1. Подготовка персонала к мероприятиям по ОиР.
    4.2. Реализация плановых мероприятий, контроль: содержательная и организационная части ОиР. Корректировка планов.
    5. Оценка эффективности ОиР. Методы оценки: экзамен, ассессмент, тестирование, анкетирование. Критерии оценки: улучшение целевых показателей (ROI, объема и структуры продаж, производительности труда и др.); модель Кирпатрика.

    Д) Кадровый резерв. Планирование карьеры.

    1. Понятие кадрового резерва. Цель и задачи кадрового резерва.
    2. Разработка Положения о кадровом резерве. Разделение ответственности за формирование кадрового резерва.
    3. Формирование кадрового резерва:
    3.1. Оценка потребности компании в кадровом резерве и индивидуальной потребности сотрудников в развитии карьеры.
    3.2. Направления оценки кандидатов в кадровый резерв (диагностика личностных качеств, изучение мотивации, профессиональных качеств).
    3.3. Обучение и развитие резервистов (подготовка, обучение, наставничество).
    3.4. Планирование карьеры; механизм карьерного роста; виды и этапы карьеры.
    4. Оценка эффективности формирования кадрового резерва. Критерии и методы оценки.
    5. Управление талантами.

    Е) Формирование и развитие корпоративной культуры (КК).

    1. Понятие КК и ее значение для организации. Составляющие элементы КК.
    2. Типы КК. Методы исследования и оценки КК (наблюдение, опросники, интервью, фокус-группы), критерии оценки.
    3. Формирование и развитие корпоративной культуры: формирование корпоративной идеологии, ролевые модели, корпоративные мероприятия. Изменение корпоративной культуры.
    4. Внутренний PR. Организация системы внутренних коммуникаций в компании.

  • 4. Увольнение

    А) Юридический аспект:



    3. Увольнение по инициативе работодателя.

    Б) Социально-психологический аспект:

    1. Увольнение по инициативе работника.
    Работа с увольняющимся сотрудником (опросники, выходное интервью), выявление причин увольнения. Поддержание связей с уволенными: цель и способы.
    2. Увольнение по обстоятельствам, независящим от воли сторон.
    3. Увольнение по инициативе работодателя:
    3.1. Методы увольнения: Итальянская забастовка. Провокация. Запугивание. Невыполнимые задания. Переговоры. Лист ожидания.
    3.2. Увольнение отдельных категорий работников: 1) руководители, 2) совместители, 3) беременные.
    3.3. Рекомендации увольняемым работникам: устные и письменные.
    3.4. Аутплейсмент.

  • 5. Финансово-экономические аспекты УЧР

    А) Бюджет службы управления персоналом (СУП).

    1. Методы составления бюджета: от достигнутого и с нулевого базиса.
    2. Основные статьи затрат и методики их группировки.
    3. Экономический и бухгалтерский аспекты бюджетирования.
    4. Оптимизация расходов на персонал: традиционный и современный методы.
    5. Взаимодействие с топ-менеджментом/собственниками и финансовым руководством компании по вопросам лоббирования интересов и продвижения/реализации идей СУП.

    Б) Цели бухгалтерского и управленческого учёта. Сравнительный анализ МСФО и РПБУ. Виды налогов и налоговых баз. Виды первичных документов.
    В) Финансовые показатели деятельности организации и их расчёт. Прибыль и её виды, себестоимость, затраты и их виды, показатели рентабельности и её порог, денежные потоки.
    Г) Экономика труда:

    1. Расчет оптимальной численности: бенчмаркинг и нормирование.
    2. Производительность труда и резервы ее роста, выработка и трудоёмкость.

    Д) Показатели экономической эффективности работы СУП: HR ROI, прибыль на сотрудника, соотношение продуктивного и непродуктивного персонала, скорость бизнес-процессов, текучесть персонала.
    Е) Математические методы в УЧР.

  • 6. Служба управления персоналом (СУП)

    Организационная структура службы управления персоналом.
    Положение о СУП.
    Распределение ответственности.
    Регламентирующие документы СУП, локальные нормативные акты СУП (обязательные, рекомендательные).

  • Цель I блока программы – представить и подробно разобрать все функции HR-службы современной компании, причем в последовательном порядке.

    Пройдя данный раздел обучения, вы узнаете:

    • какая цель стоит перед HR -менеджером и какое место HR -служба должна занимать в организационной структуре предприятия?
    • каким образом эффективно обеспечить предприятие необходимыми человеческими ресурсами?
    • что такое эффективность персонала и как она оценивается?
    • что такое материальная и нематериальная мотивация персонала и как ею управлять?
    • как сократить текучесть персонала и формировать кадровый резерв?
    • как определить потребность в обучении персонала и правильно организовать обучение?
    • что такое развитие персонала и как оно обеспечивается?
    • что такое корпоративная культура и как она формируется?
    • как правильно осуществлять процедуры увольнения?
    • какие есть финансово-экономические показатели эффективности деятельности HR -службы и как их можно рассчитать?

    Вместе с опытными HR -руководителями (преподавателями курса) вы сможете проанализировать все основные задачи, которые стоят перед кадровой службой вообще и перед вашей HR -службой, в частности. Вы узнаете об ошибках, с которыми преподаватели сталкивались в своей практике, и как они с ними справлялись. С помощью преподавателей вы разберете сложные ситуации, которые происходили или могут произойти в вашей работе, и определите варианты их решений.

II. Общие принципы построения и функционирования современных бизнес-структур. Основы оргпроектирования

  1. Организация. Типы и виды организаций. Правовые формы. Этапы жизненного цикла (стадии развития).
  2. Миссия, цель организации. Выработка стратегии.
  3. Организационная структура. Типы организационных структур.
  4. Общая характеристика функциональных подразделений.
  5. Процесс управления. Стили управления организацией. Централизация и децентрализация. Постановка задач. Распределение обязанностей. Делегирование полномочий. Контроль.
  6. Управление проектами.
  7. Организационное проектирование и развитие; описание бизнес-процессов, оргструктуры, функционала, разработка должностных инструкций. Внедрение изменений. Роль HR-службы в управлении изменениями на предприятии.

Вы узнаете, как устроен современный бизнес, как определяется стратегия компании, как строится процесс управления и осуществляются организационные изменения, а также узнаете, как должна вести себя HR -служба в ходе этих процессов и какова ее роль.

Почему было важно включить этот блок в данную программу? — Сегодня функции кадровой службы все чаще воспринимают как бизнес для внутреннего клиента, как сервис для внутренних подразделений компании. Следовательно, HR -специалистам необходимо понимать, каким образом их инициативы и действия, а также предлагаемый ими инструментарий повлияют на бизнес-процессы компании. Нужно хорошо разбираться в устройстве бизнеса и понимать суть основных проблем, с которыми сталкиваются топ-менеджеры и линейные руководители – чтобы помогать им в решении операционных и стратегических вопросов. Важно, чтобы HR -специалист говорил с управленческой командой на одном языке, владел необходимыми понятиями и прекрасно понимал их суть. Данный блок ориентирован на достижение этой цели.

III. Системы управления эффективностью и мотивацией персонала как основа УЧР

  1. Система управления по целям (MBO), Система управления на основе сбалансированных показателей (BSC) и их связь с ключевыми показателями эффективности (KPI).
  2. Система управления мотивацией.

IV. Основы психологии, применяемые в управлении человеческими ресурсами

  • 1. Введение в психологию

  • 2. Основы психологии личности, общей психологии

    А) Человек, индивид, индивидуальность, личность: соотношение понятий.
    Б) Темперамент: понятие, типы. Психодиагностика.
    В) Характер: понятие, структура, типологии, формирование. Акцентуация характера. Психодиагностика
    Г) Личность: понятие, структура, формирование, концепции. Психодиагностика
    Д) Способности и задатки человека. Мышление, интеллект. Психодиагностика.
    Е) Сферы личности и их психодиагностика:

    1. Познавательная
    2. Эмоциональная
    3. Волевая
    4. Мотивационная

    Ж) Основы графологии (психодиагностика по почерку).
    З) «Я-концепция». Самосознание. Самооценка. Психодиагностика.
    И) Механизмы психологической защиты и их роль в регуляции поведения. Стресс. Эмоциональное выгорание. Фрустрация. Психодиагностика.

  • 3. Основы графологии и физиогномики

    А) Проективные методы в психодиагностике. Психодиагностика почерка, подписи и рисунка.
    Б) Психодиагностика лица, головы, телосложения.

  • 4. Основы соционики (16 соционических типов)

  • 5. Психология профессиональной деятельности

    Профессионально важные качества; знания, умения, навыки; профессиограмма, психограмма

  • 6. Основы социальной психологии

    А) Общение: понятие, структура, функции. Эффекты восприятия.
    Б) Конфликтология. Профилактика конфликтов в коллективе. Психодиагностика.
    В) Социальная психология больших и малых групп. Феномен групповой сплоченности. Лидерство. Психодиагностика.

  • 7. Введение в НЛП (нейро-лингвистическое программирование), метапрограммы

Цель IV блока программы:

  • сформировать у слушателей курса представление о ценности психологических знаний в сфере управления человеческими ресурсами;
  • вооружить слушателей практическими знаниями в области психологии, благодаря которым они станут более компетентными в своей работе;
  • научить слушателей правильно отбирать и использовать в своей работе психодиагностические средства, а также корректно осуществлять интерпретацию получаемых результатов.

V. Трудовое законодательство. Кадровое делопроизводство

  1. Новое в Трудовом кодексе РФ. Прием на работу, перевод на другую работу.
  2. Совместительство и временное исполнение обязанностей.
  3. Увольнение.
  4. Предоставление отпусков.
  5. Кадровое делопроизводство. ГОСТ Р 6.30-2003.
  6. Защита персональных данных работника.
  7. Рабочее время.
  8. Режим рабочего времени.
  9. Время отдыха.
  10. Дисциплина труда.
  11. Оплата труда.
  12. Гарантии и компенсации.
  13. Трудовая книжка.
  14. Особенности регулирования трудовых отношений с отдельными категориями работников.
  15. Взаимодействие с госорганами (центр труда и занятости, трудовая инспекция и т.д.).
  16. Поправки в ТК РФ.
  17. Основы ‘1С:Зарплата и управление Персоналом 8’.

Цель V блока программы – научить слушателей грамотно применять нормы трудового законодательства с учетом особенностей компании и организации кадровой службы.

Особое внимание будет уделено наиболее болезненным и проблемным вопросам в практике применения трудового законодательства российскими компаниями.

Учащиеся получат ценный навык анализа реальных ситуаций и самостоятельного принятия решений в ограниченные сроки. При этом, принимая решения, участники научатся всесторонне оценивать риски работодателя и выбирать вариант минимизирующий эти риски.

  • Продолжительность обучения — 400 академических часов (8 месяцев).
  • Обучение – очное. Занятия проводятся без отрыва от работы, один день в неделю, по субботам.
  • Целевая аудитория: HR-специалисты и HR-руководители; работники кадровых и иных служб компаний, желающие повысить свои профессиональные возможности в сфере управления персоналом; выпускники ВУЗов, ориентированные на работу в сфере управления персоналом.
  • По окончании курса слушателям выдаются два документа: удостоверение установленного образца о повышении квалификации и сертификат hr school .
  • Стоимость обучения составляет 59600 рублей (149 руб./час). Оплата возможна частями. Обращаем внимание, что стоимость академического часа здесь в 1,5 раза меньше, чем у наших кратковременных курсов.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

Экономический факультет

УТВЕРЖДАЮ

___________________________

"__" __________________20__ г.

Рабочая программа дисциплины

Управление человеческими ресурсами

Направление подготовки

080200.62- « Менеджмент»

Профиль подготовки

Менеджмент организаций

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

очная

1. Цели освоения дисциплины

Управление человеческими ресурсами – дисциплина, изучающая сложную систему, включающую в себя взаимосвязанные и взаимозависимые подсистемы создания, использования и развития человеческих ресурсов организации

Объектами изучения являются:

Человеческие ресурсы организации в их интегральной связи с человеческими ресурсами общества

Предметом изучения курса являются:

Отношения складывающиеся на микроуровне экономики по поводу определения потребности, формирования, организации, развития, оценки и мотивирования человеческих ресурсов организации;

Цели изучения дисциплины – сформировать знания и представления, навыки об управлении формированием человеческих ресурсов для организации и их эффективном использовании, создание условий для максимальной реализации способностей работников и достижения целей организации.

Задачами курса управления человеческими ресурсами являются получения знаний и навыков в следующих аспектах:

анализ спроса и предложения на рынке труда;

прогнозирование и планирование потребности в работниках;

привлечение, подбор и отбор кадров;

адаптация вновь прибывших работников;

повышения эффективности использования человеческих ресурсов;

повышение качества деятельности работников;

повышение качества деятельности организации в целом;

рост уровня жизни работников;

совершенствование систем мотивации;

2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина « Управление человеческими ресурсами» является дисциплиной профессионального цикла и предусматривает использование знаний и навыков, приобретенных студентами при изучении таких курсов как «Экономика», «Микроэкономика» «Маркетинг», «Теория менеджмента» и другие. Знания и навыки, полученные при изучении дисциплины «Управление человеческими ресурсами», являются базой для изучения курсов «Инновационный менеджмент», «Управление качеством», «Маркетинговые коммуникации».

3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) Управление человеческими ресурсами.

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

способен использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач (ПК-4);

способен эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК-5);

владеет различными способами разрешения конфликтных ситуаций (ПК-6);

способен к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций (ПК-7);

способен оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8);

способен анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений (ПК-9);

способен участвовать в разработке стратегии управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию (ПК-13)

владеет современными технологиями управления персоналом (ПК-14);

учитывает аспекты корпоративной социальной ответственности при разработке и реализации стратегии организации (ПК-16)

информационно-аналитическая деятельность

имеет представление об экономическом образе мышления (ПК-26);

умеет применять количественные и качественные методы анализа при принятии управленческих решений и строить экономические, финансовые и организационно-управленческие модели (ПК-31);

умеет проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры (ПК-37);

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать

Основные теории и концепции взаимодействия людей в организации, включая вопросы мотивации, групповой динамики, командообразования, коммуникаций, лидерства и управления конфликтами

Типы организационной культуры и методы ее формирования;

Роль и место управления персоналом в общеорганизационном управлении и его связь со стратегическими задачами организации

Бизнес-процессы в сфере управления персоналом и роль в них линейных менеджеров и специалистов по управлению персоналом;

Уметь

-анализировать состояние и тенденции развития рынка труда с точки зрения обеспечения потребности организации в человеческих ресурсах;

-оценивать положение организации на рынке труда, разрабатывать систему мероприятий по улучшению имиджа организации как работодателя;

-проводить аудит человеческих ресурсов организации, прогнозировать и определять потребность организации в персонале, определять эффективные пути ее удовлетворения;

-разрабатывать мероприятия по привлечению и отбору новых сотрудников и программы их адаптации

-разрабатывать программы обучения сотрудников и оценивать их эффективность;

-использовать различные методы оценки и аттестации сотрудников и участвовать в их реализации;

-разрабатывать мероприятия по мотивированию и стимулированию персонала организации

-идентифицировать, анализировать и ранжировать ожидания заинтересованных сторон организации с позиций концепции

-диагностировать этические проблемы в организации и применять основные модели принятия этичных управленческих решений;

Владеть

Современным инструментарием управления человеческими ресурсами

Методами формирования и поддержания этичного климата в организации;

Навыками деловых коммуникаций

Методами планирования карьеры

4. Структура и содержание дисциплины (модуля)

Управление человеческими ресурсами Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы 144 часа

Тема 1. Современная концепция управления человеческими ресурсами

Человеческий ресурс современных организаций, его экономическая и социальная ценность. Персонал. Отличительные черты персонала и человеческих ресурсов. Отличие человеческих ресурсов от прочих экономических ресурсов. Кадры. Труд как фактор производства. Трудовой потенциал. Кадровый потенциал. Рабочая сила. Трудовые ресурсы. Человеческий капитал. Человеческий фактор, определяющий структурные сдвиги в экономической стратегии современных организаций.

Управление человеческими ресурсами. Управление персоналом. Отличие управления персоналом от управления человеческими ресурсами. Экономическая целесообразность управления человеческими ресурсами как фактор повышения экономической эффективности организации. Эффективность человеческого капитала.

Эволюция процесса управления работником. Технократическая концепция (управление кадрами). Концепция управления персоналом. Концепция управления человеческими ресурсами.

Современные тенденции управления человеческими ресурсами: управление талантами; повышение гибкости в работе с персоналом; стратегический ориентация работы с персоналом; эффективная организация работы с персоналом; индивидуальный подход; измеримость работы с персоналом; передача ценностей и смысла; развитие руководящих кадров; сохранение продуктивности стареющей рабочей силы.

Классификация персонала. Производственный персонал. Управленческий персонал. Группы персонала: функциональные специалисты управления, инженеры, служащие.

Тема 2. Система управления человеческими ресурсами: ее цели и функции

Система управления человеческими ресурсами. Системный подход в управлении человеческими ресурсами. Цель управления человеческими ресурсами – рациональное формирование, использование и развитие трудового потенциала работников. Экономические и социальные цели управления человеческими ресурсами.

Функции управления человеческими ресурсами. Формирование человеческих ресурсов. Использование человеческих ресурсов. Развитие человеческих ресурсов. Удержание человеческих ресурсов.

Роль и место службы по управлению человеческими ресурсами в структуре управления предприятием. Задачи службы управления человеческими ресурсами в реализации миссии организации.

Функциональное разделение труда. Формирование организационной структуры службы управления человеческими ресурсами. Кадровое, техническое и правовое обеспечение системы управления человеческими ресурсами. Организационная структура службы управления человеческими ресурсами.

Оптимизация персонала. Технологии оптимизации персонала: аутсорсинг, аутстаффинг, лизинг персонала, дистанционная форма организации труда, децентрализация функций, информатизация управленческих функций.

Должностная инструкция менеджера по человеческим ресурсам. Общие квалификационные требования к менеджерам по управлению человеческими ресурсами. Конкретные обязанности менеджера по человеческим ресурсам, их взаимодействие с функциональными и линейными менеджерами.

Основы формирования бюджета системы управления человеческими ресурсами в современных организациях.

Критерии эффективности работы современной службы по управлению человеческими ресурсами. Методики оценки эффективности системы управления человеческими ресурсами: экспертная оценка; оценка отдачи на инвестиции в персонал; метод бенчмаркинга; методика Дж. Филипса; методика Д. Ульриха.

Обоснование профиля

бакалаврской программы «Менеджмент»

(выпускающая кафедра - кафедра Организационной психологии)
Цель профиля УЧР – сформировать у студентов профессиональные умения , необходимые для решения задач начального уровня сложности в сфере управления человеческими ресурсами.

Задачи профиля УЧР:


  • сформировать у студентов систему знаний о роли и основных направлениях деятельности, роли и функциях HR-менеджера, позволяющих ему освоиться в новой профессии;

  • сформировать у студентов профессиональные умения начального уровня сложности, позволяющие ему успешно начать работу по ряду основных направлений деятельности HR-менеджера - подбору, адаптации, обучению, мотивации персонала и др.

  • создать основу для последующего обучения в магистратуре по специализации «Управление человеческими ресурсами».
Потенциальные места трудоустройства :

  • подразделения по управлению персоналом (человеческими ресурсами) организаций;

  • кадровые и рекрутинговые агентства;

  • тренинговые и консалтинговые компании.
Исходя из цели и задач профиля УЧР и анализа требований потенциальных работодателей была спроектирована система профиля УЧР , которая состоит из трех взаимосвязанных элементов:

  1. набора изучаемых учебных дисциплин;

  2. организации практик;

  3. выполнение курсовых и дипломных работ.
1.Набор изучаемых дисциплин профиля УЧР

Набор изучаемых учебных дисциплин профиля УЧР включает в себя дисциплины , представляющих различные блоки учебного плана направления «Менеджмент»:


  1. Дисциплины гуманитарного, социального, экономического цикла :

  • Психология (часть первая «Психология личности » на 1 курсе и часть вторая «Социальная психология » на 2 курсе).
Включение «Психологии» в набор дисциплин профиля УЧР обусловлено тем, что программа этого курса нацелена, с одной стороны, на формирование общекультурных компетенций, а с другой – на формирование знаний, имеющих профессиональную полезность. Психологические знания о структуре и особенностях личности, механизмах восприятия, мотивации, закономерностях группового поведения и др. лежат в основе понимания индивидуального и группового поведения людей и возможностей управления им HR – менеджером.

  1. Общие и специальные дисциплины профессионального цикла – базовая часть:

  • Организационное поведение (как вторая часть интегрированной дисциплины «Теория организации и организационное поведение», 2 курс).

  • Управление человеческими ресурсами (3 курс).

  • Методы научных исследований менеджменте (совместно с кафедрой «Общего и стратегического менеджмента – 2, 3 и 4 курсы).
Курс «Организационного поведение», наряду с формированием общеменеджериальных компетенций, закладывает теоретическую основу для последующего освоения специальных дисциплин профиля. Программа курса опирается на знания о психологических механизмах поведения человека (курс «Психология») и представляет собой их конкретизацию применительно к поведению человека в организации.

Курс «Управление человеческими ресурсами » также имеет двойное значение: во-первых, он формирует у студентов-менеджеров представление о роли и функциях управления человеческими ресурсами в общей системе управления; во-вторых, формирует специальные знания и умения, необходимые для организации работы службы управления персоналом.

Изучение курса «Методы научных исследований в менеджменте» организовано таким образом, что в рамках лекций студенты всех профилей знакомятся с общими (универсальными) методами исследований в менеджменте, а на практических и семинарских занятиях осваивают задачи, методики и инструменты исследований в соответствии с выбранным профилем. Для профиля УЧР – это организация и проведение исследований в сфере управления человеческими ресурсами. Прикладное значение это курса для профиля УЧР заключается еще и в том, в нем анализируется не только образцы исследований, проведенных в сфере УЧР, но и собственные исследования студентов профиля, проводимые ими в рамках курсовых и дипломных работ.


  1. Специальные дисциплины профессионального цикла – вариативная часть (концентрации) и факультативы:

  • Менеджмент в бизнес-кейсах (3 курс);

  • Психология лидерства (3 курс);

  • Психология влияния (3 курс)

  • Социально-психологический тренинг (4 курс);

  • Психоанализ в бизнесе (4 курс)
Курс «Менеджмент в бизнес-кейсах» (3 курс) в рамках профиля УЧР представляет собой первичное знакомство с практикой решения типичных задач, стоящих перед HR-менеджерами. Совместно с ознакомительной практикой, проводимой на 2-м курсе, курс создает реальное представление о будущей профессиональной деятельности.

Курсы «Психология лидерства», «Психология влияния» и «Психоанализ в бизнесе» нацелены на углубленное изучение наиболее сложных и востребованных психологических проблем в сфере управления человеческими ресурсами. Данные курсы имеют отчетливо прикладное значение и нацелены на: формирование умений в диагностике и управлении лидерством; понимании природы влияния и управления отношениями; знакомство с концепцией психоанализа и первичное освоение психоаналитического инструментария.

Курс «Социально-психологический тренинг» позволяет студентам профиля принять участие в процедуре тренинга и подготовиться к самостоятельному проведению аналогичных тренинговых процедур.


  1. Специальные дисциплины профессионального цикла – концентрация УЧР (выбор пакета взаимосвязанных дисциплин) .

  • Концепция лин-менеджмента (4 курс)

  • Основы психодиагностики (4 курс);

  • Управление карьерой (4 курс);

  • Организационный конфликт-менеджмент (4 курс).
Представленные в данном пакете дисциплине позволяют подготовиться студенту профиля УЧР к выполнению ряда профессиональных задач на начальном уровне сложности: эффективная организация, управление мотивацией и отношением к работе («Концепция лин-менеджмента» ); подбор и оценка персонала («Основы психодиагностики» ); управление карьерным развитием сотрудников («Управление карьерой »); диагностика и разрешение организационных конфликтов («Организационный конфликт-менеджмент» ).

Последовательность изучения дисциплин профиля УЧР в учебном плане

Последовательность изучения дисциплин профиля УЧР в учебном плане программы «Менеджмент» спроектирована по принципу «воронки»: от общекультурных и общеменеджериальных дисциплин к профильным дисциплинам. Это позволяет обеспечить преемственность в содержании курсов: теоретические – прикладные – практикооориентированные (см. Таблицу).


Курс

Дисциплины профиля УЧР

Статус дисциплины

1

1.Психология (Психология личности)

Общекультурная (обязат.)

2

1.Психология (Социальная психология)

2.Организационное поведение

3.Методы научных исследований в менеджменте


Общекультурная (обязат.)

Общеменеджериальная (обязат.)


3

1.Управление человеческими ресурсами

3.Психология лидерства

4.Психология влияния

2.Менеджмент в бизнес-кейсах


Общеменеджериальная (обязат.)

Профильная (факультатив)

Профильная (факультатив)



4

1.Социально-психологический тренинг

2.Психоанализ в бизнесе

3.Концепция лин-менеджмента

4.Основы психодиагностики

5.Управление карьерой

6.Организационный конфликт-менеджмент



Профильная (по выбору, концентр.)

Профильная (по выбору, концентр.)

Профильная (обязат., концентрация)

Профильная (обязат., концентрация)

Профильная (обязат., концентрация)

2.Организация практик

Для студентов профиля УЧР кафедра «Организационной психологии» организует проведение двух практик:


  1. Ознакомительной (2 курс, 3 модуль)

  2. Преддипломная (4 курс, 3-4 модули)
Целью ознакомительной практики является изучение направлений и методов деятельности HR-менеджера. Ознакомительная практика проводится в двух основных формах:

1) Посещение бизнес-компаний и знакомство там с организацией и методами работы подразделений управления человеческими ресурсами (персоналом). В качестве таких принимающих бизнес-компаний выступают крупные нижегородские компании или филиалы, представляющие разные отрасли экономики: Ростелеком, Билайн, АГАТ, НМЖК, МТС- Макрорегион Повожье, ПИР, СИБУР - ЦОБ, РЖД и др.

2) проведение на базе факультета мастер-классов приглашенных HR-практиков по отдельным методам работы: технология проведения собеседования при приеме на работу, демонстрация элементов тренинга персонала и т.п. Как правило, HR-практики представляют крупные международные и российские рекрутинговые (кадровые) и тренинговые (консалтинговые) компании, такие как Адессо, Kelly Services, Ancor, Annota и др.

По результатам ознакомительной практики студенты получают от компаний предложения о стажировках.

Целью преддипломной практики является проведение исследования по тематике дипломной работы в одной из компаний. Руководителями практики выступают сотрудники кафедры «Организационной психологии» - научные руководители дипломных работ студентов профиля УЧР. Программы практик разрабатываются с учетом интересов и задач HR-подразделений принимающих организаций и студентов-дипломников. Чаще всего, студенты включаются в реализацию проектов , реализуемых HR-подразделениями – в результате этого дипломные работы имеют проектный характер.

3.Выполнение курсовых и дипломных работ

В ходе обучения на программе «Менеджмент» студенты выполняют две курсовые работы (на 2 и 3 курсах) и одну дипломную работу (на 4 курсе). Обучение студентов на профиле УЧР предполагает, что выбор темы курсовых и дипломных работ должен быть связан с актуальными проблемами в сфере управления человеческими ресурсами. При написании первой курсовой работы студентам, как правило, рекомендуется провести теоретический анализ литературных источников по выбранной проблеме, а при написании второй курсовой работы и диплома – провести еще и эмпирическое исследование проблемы в компании (или компаниях). При написании дипломных работ кафедра рекомендует исследований проектного типа, при котором студент включается в реализацию реального HR-проекта. Ниже приведен примерная тематика курсовых и дипломных работ, предлагаемых студентам профиля УЧР:


  1. Профессиональные роли HR-менеджера в организации.

  2. Феномен доверия-недоверия в организации.

  3. Психоанализ в бизнесе: механизмы психологической защиты.

  4. Организационные коммуникации как инструмент управления персоналом.

  5. Факторы трудовой мотивации.

  6. Сопротивление организационным изменениям : причины и методы преодоления

  7. Профессионально-важные качества личности.

  8. Удовлетворенность работой: факторы и методы измерения

  9. Внутрикорпоративное обучение персонала.

  10. Управление талантами в организации.

  11. Групповые процессы в организации.

  12. Ключевые показатели эффективности (результативности) деятельности – KPI.

  13. Методы подбора и оценки персонала.

  14. Оценка персонала методом ассессмент-центра.

  15. Системы мотивации персонала.

  16. Развитие персонала и работа с кадровым резервом

  17. Методика организации и проведения тренинга.

  18. Психологическое консультирование в организации.

  19. Организационный стресс : факторы и способы преодоления.

  20. Индивидуальные различия людей в работе: личность и способности

  21. Конфликты в организации: типы и причины возникновения.

  22. Взаимосвязь организационных конфликтов и коммуникаций.

  23. Диагностика и развитие лидерских качеств.

  24. Эмоциональный интеллект как фактор успешности менеджера.

  25. Организационная культура бизнес-компаний: диагностика и управление.

  26. Организационная культура предпринимательского университета.

  27. Организация работы службы управления персоналом.

  28. Стратегическое управление человеческими ресурсами.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Воронежский государственный архитектурно-строительный университет»

УТВЕРЖДАЮ

Директор института экономики,

менеджмента и информационных технологий

С.А. Баркалов
«____» _________________ 2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины

Направление подготовки бакалавра 38. 03.02 «Менеджмент»

Профиль Нет

Квалификация выпускника Бакалавр

Нормативный срок обучения 4/5 года

Форма обучения очная/заочная

«____ » ______________ 2015 года, Протокол № __

Зав. кафедрой д.т.н., проф. _____________________ С.А. Баркалов

Воронеж 2015


  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

    1. Цель дисциплины
Целью освоения дисциплины «Управление человеческими ресурсами»» является подготовка обучающихся к профессиональной деятельности, обеспечивающей рациональное и компетентное управление персоналом организации.

    1. Задачи освоения дисциплины «Управление человеческими ресурсами»: обучение студентов теоретическим основам и практическим навыкам, необходимым для:

  • разработки стратегии и концепции управления персоналом на предприятии;

  • построения функциональных и организационных структур управления организацией и ее персоналом;

  • проектирования систем и технологий управления персоналом;

  • решения проблем, связанных с «человеческим фактором» на основе современных знаний о закономерностях, принципах и методах управления персоналом.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Дисциплина «Управление человеческими ресурсами» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин учебного плана.

Изучение дисциплины «Управление человеческими ресурсами» требует основных знаний, умений и компетенций студента по курсам: «Теория менеджмента», «Социология», «Психология», «Управление конфликтами».

Дисциплина «Управление человеческими ресурсами» является предшествующей для дисциплин «Методы принятия управленческих решений», «Стратегический менеджмент», «Корпоративная социальная ответственность».
3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы


результаты освоения образовательной программы
Процесс изучения дисциплины «Основы управления персоналом» направлен на формирование следующих компетенций:

результаты обучения

по дисциплине
В результате изучения дисциплины студент должен:


ОК-1 знание базовых ценностей мировой культуры и готовность опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии

знать:

  • базовые ценности мировой культуры;
уметь:

  • использовать базовые ценности мировой культуры в своем личностном и общекультурном развитии

ОК-5 владение культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения

знать:

  • способы анализа информации
уметь:

  • воспринимать и обобщать информацию;

  • ставить цели и выбирать пути их достижения;
владеть:

  • культурой мышления

ОК 7 готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе

знать:

  • принципы формирования команды
уметь:

вести переговоры

владеть:


  • методами решения конфликтов

ОК-8 способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность

знать:

  • методы принятия управленческих решений
уметь:

  • оценивать последствия принимаемых решений
владеть:

  • навыками принятия организационно-управленческих решений

ОК-12 осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности

знать:

  • основы современной философии и концепций управления персоналом;
уметь:

  • выполнять
владеть:

  • современные методы и технологии управления персоналом

ОК-13 способность анализировать социально значимые проблемы и процессы

знать:

  • факторы, влияющие на систему управления персоналом;
уметь:

  • определять причину и следствие социально значимых проблем и процессов в системе управления персоналом
владеть:

  • методами контроля и оценки социальной эффективности системы управления персоналом

ОК-21 владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий

знать:

  • правила охраны труда персонала;
владеть:

  • методами организации труда персонала

ПК-1 знание основных этапов эволюции управленческой мысли

знать:

  • основные положения научных школ управления;

  • эволюцию концептуальных подходов к управлению персоналом;

  • особенности кадрового менеджмента на разных стадиях развития организации;
уметь:

  • применять основные теории мотивации персонала;
владеть:

  • методами управления персонала

ПК-2 способность проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования

знать :

  • преимущества и недостатки различных организационных структур управления;

  • принципы распределение полномочий и ответственности;
уметь:

  • проектировать организационную структуру;

  • разрабатывать положение структурных подразделениях и должностные инструкции сотрудников отделов,
владеть:

  • функционально-стоимостным методом проектирования системы и технологии управления персоналом

ПК-3 готовность к разработке процедур и методов контроля

знать:

  • роль и функции контроллинга в системе управления персоналом;

  • локальные нормативные акты, регламентирующие процессы управления персоналом компании;

  • правовые механизмы воздействия на работников, материальная ответственность
уметь:

  • разрабатывать порядок контролирующих процедур;

ПК-4 способность использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения управленческих задач

знать:

  • основные теории мотивации;

  • принципы формирования системы мотивации и стимулирования на предприятии;
уметь:

  • выявлять мотиваторы персонала
владеть:

  • методами мотивации персонала;

ПК-5 способность эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды

знать :

  • принципы и методы формирования команд в трудовом коллективе;
уметь:

  • организовывать групповую работу;
владеть:

  • навыками планирования и организации работы команды

ПК-6 владеть различными способами разрешения конфликтных ситуаций

знать :

  • взаимосвязь корпоративной культуры и стратегии компании;

  • виды и модели корпоративной культуры.
владеть:

  • методами диагностики существующей корпоративной культуры;

ПК-7 способность к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций

знать :

  • форматы внутренних коммуникаций в компании.
уметь :

  • ставить задачи построения системы внутренних коммуникаций в соответствии со стратегическими целями компании;
владеть:

  • методами обратной связи с персоналом;

ПК-8 способность оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений

знать :

  • показатели эффективности системы управления персоналом.
уметь :

  • оценивать эффективность решений в области управления персоналом;

ПК-9 способность анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений

знать :

  • основы стратегического управления организацией;

  • функции управления персоналом;

уметь :

  • определять цели и задачи системы управления персоналом в соответствии со стратегией организации;
владеть:

  • методами принятия решений в сфере управления персоналом

ПК-14 владеть современными технологиями управления персоналом

знать:

  • функции управления персоналом;

  • сущность, задачи, закономерности, принципы и методы управления персоналом
уметь:

  • ставить цели и задачи управления персоналом на различных этапах жизненного цикла организации;
владеть:

  • технологиями отбора и найма персонала, развития и обучения персонала, оценки различных категорий персонала

ПК-17 готовностью участвовать в реализации программы организационных изменений, способностью преодолевать локальное сопротивление изменениям

знать:

  • основные элементы и порядок разработки концепции управления персоналом на предприятии;

  • цели и задачи кадровой политики организации;

  • элементы кадровой политики и этапы ее проектирования;
уметь:

  • разрабатывать элементы проектов в сфере управления персоналом;
владеть:

  • методами управления персоналом организации

ПК-25 знакомство с основами межкультурных отношений в менеджменте, способность эффективно выполнять свои функции в межкультурной среде

знать :

  • функции и методы управления персоналом организации;

  • особенности взаимодействия в межкультурной среде;
уметь:

  • предлагать решение проблем в сфере управления персоналом с учетом особенностей межкультурной среды;
владеть:

  • методами урегулирования конфликтов и преодоления сопротивления;

ПК-37 умение проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры

знать:

  • понятие, направления, методы и алгоритм проведения аудита персонала;
уметь:

  • рассчитывать показатели эффективности систему управления человеческими ресурсами в организации;
владеть:

  • методами диагностики организационной культуры.

4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Общая трудоемкость дисциплины «Управление человеческими ресурсами» составляет 4 зачетных единицы.


Вид учебной работы

Всего

часов


Семестры/курсы

6 /4

Аудиторные занятия (всего), в том числе:

54 /18

54 /18

Лекции

36/6

36/6

Практические занятия (ПЗ)

18/12

18/12

Лабораторные работы (ЛР)

-/-

-/-

Самостоятельная работа (всего), в том числе:

54 /117

54 /117

Курсовая работа

-/-

-/-

Контрольная работа

-/-

-/-

Вид промежуточной аттестации - экзамен

36 /9

36 /9

Общая трудоемкость

час

144 /144

144 /144

зач. ед.

4 /4

4 /4

Примечание : здесь и далее числитель – очная/знаменатель – заочная формы обучения.
5. содержание дисциплины,

структурированное по темам (разделам) с указанием

отведенного на них количества академических часов и

видов учебных занятий
5.1. Учебно-тематический план


п/п

Наименование разделов и тем

дисциплины


Лекц.

Практ.

зан.


Лаб.

зан.


СРС

Всего

час.


Раздел 1. Основы Современной философии и концепциЙ управления персоналом

1.1

Персонал предприятия как объект управления. (ОК-12)

2/0,5

1/1

-/-

2/8

5/9,5

1.2

Кадровая стратегия и кадровая политика организации (ОК-1, ОК-5, ОК-12, ПК-17)

2/-

1/-

-/-

4/8

7/8

1.3

Основы разработки и реализации концепции управления персоналом (ОК-13, ПК-1, ПК-17)

2/0,5

2/1

-/-

4/8

8/9,5

Раздел 2. Методы и технологии управления персоналом

2.1.

Технологии отбора и найма персонала. (ОК-21, ПК-2, ПК-14)

4/0,5

2/2

-/-

4/8

10/10,5

2.2

Развитие и обучение персонала. (ПК-14)

2/0,5

2/-

-/-

2/7

6/7,5

2.3

Принципы и основы формирования системы мотивации и стимулирования персонала. (ОК-7, ПК-4, ПК-14)

4/0,5

2/2

-/-

4/7

10/9,5

2.4

Технологии оценки различных категорий персонала. (ПК-14)

4/0,5

2/-

-/-

2/7

8/7,5

2.5

Формирование корпоративной культуры и системы внутренних коммуникаций в компании (ОК-1, ОК-7, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-14, ПК-25)

2/-

-/-

-/-

2/8

4/8

2.6

Процедуры перемещения и адаптация персонала. (ОК-21, ПК-2, ПК-6, ПК-14)

2/0,5

-/-

-/-

2/8

4/8,5

раздел 3. Организационное проектирование системы управления персоналом

3.1

Место системы управления персоналом в структуре организации. (ОК-7, ПК-2, ПК-5, ПК-9, ПК-17)

2/-

1/-

-/-

2/8

5/8

3.2

Организационная структура службы управления персоналом. (ОК-8, ПК-2, ПК-8)

2/0,5

1/2

-/-

2/8

5/10,5

раздел 4. Нормативно-правовое и документационное обеспечение процессов управления персоналом

4.1

Нормативно-правовое обеспечение системы управления персоналом (ПК-14)

2/0,5

-/-

-/-

2/8

4/8,5

4.2

Документационное обеспечение процессов управления персоналом (ПК-14)

2/0,5

2/2

-/-

2/8

6/10,5

раздел 5. Оценка эффективности системы управления персоналом.

5.1

Система показателей эффективности управления персоналом. (ОК-8, ПК-3, ПК-8)

2/0,5

2/2

-/-

2/8

6/10,5

5.2

Основы проведения аудита и контроллинга персонала. (ПК-3, ПК-8)

2/0,5

-/-

-/-

2/8

4/8,5

Экзамен

36/9

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)

Самостоят

Тема 1. Человеческие ресурсы организаций

Тема 2.Методология управления человеческими ресурсами

Домашние работы

Тема 3.Система управления человеческими ресурсами

Презентации по кейсу

Домашние работы

Контрольная работа

Тема 4. Стратегическое управление человеческими ресурсами

Домашние работы

Тема 5 Планирование работы с персоналом организации

Итоги решения задач и обсуждения ситуаций

Тема 6. Технология и этапы управления персоналом организации

Итоги деловой игры

Презентация планов и мероприятий

Тема 7. Технология управления развитием человеческих ресурсов

Итоги деловой игры

рефераты

Тема 8. Управление поведением персонала организации

Рефераты

Тема 9. Оценка результатов деятельности персонала организации

Контрольная, тест

Тема 1. Человеческие ресурсы организаций дисциплины . Цель изучения дисциплины – подготовка студентов к управленческой...

  • Рабочая программа дисциплины управление конфликтами

    Документ

    ... __" __________________20__ г. Рабочая программа дисциплины УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ Направление подготовки... управления» , «Управление человеческими ресурсами» и др. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Управление ...

  • Аннотации к программам дисциплин (модулей) гуманитарный социальный и экономический цикл базовая часть аннотация к рабочей программе дисциплины

    Программа

    Структура дисциплины Управление человеческими ресурсами ... управления КГУ. Аннотация к рабочей программе дисциплины «Управление земельными ресурсами» Место дисциплины в структуре основной образовательной программы



  •  


    Читайте:



    Презентация на тему ""Уроки французского" В

    Презентация на тему

    В. Г. Распутин «Уроки французского». Урок литературыв 6 классе Распутин Валентин Григорьевич ( р. 1937), прозаик. Родился 15 марта в селе...

    Названия, описания и особенности зимующих птиц

    Названия, описания и особенности зимующих птиц

    Парфенчук Алефтина ИвановнаДолжность: педагог дополнительного образования.Учебное заведение: МАОУДО города Нижневартовска Центр детского...

    Разговорный стиль речи Порядок слов в предложении свободный

    Разговорный стиль речи Порядок слов в предложении свободный

    Слайд 2 Научиться говорить – значит научиться строить высказывания Слайд 3 В разговорном стиле важнейшую роль играет звуковая сторона речи,...

    Сочинение рассуждение на тему деньги Какое значение имеют деньги в жизни человека

    Сочинение рассуждение на тему деньги Какое значение имеют деньги в жизни человека

    Многие задумываться о роли денег в жизни современного человека и над вопросом можно ли быть счастливым с не большим доходом?Современный человек не...

    feed-image RSS