Реклама

Главная - Потеря кормильца
Выполнение плана по данному показателю. Как составить годовой план работы предприятия. Анализ выполнения плана по ассортименту

Тема: Корректировка плана.

План можно корректировать не только на уровне руководства предприятия в целом, но и на уровне отдельных его служб (подразделений). Корректировка проводится на различных стадиях плановой работы: разработки плана, его выполнения, анализа промежуточных результатов работы предприятия. Планы могут кор­ректироваться в связи с изменением (как правило, увеличением) горизонта планирования, изменением условий внешней среды, возникновением форс-мажорных обстоятельств и пр.

Корректировка не должна приводить к изменению контроль­ных показателей деятельности предприятия в целом, в том случае, если она проводится на уровне подразделения предприятия, и к изменению всей системы основных показателей плана, если корректировка осуществляется руководством всего предприятия. В противном случае план был неверен.

Также корректировка плана не должна быть частой. Постоян­ное изменение плановых показателей снижает заинтересованность сотрудников предприятия в их достижении и зачастую прикрывает нерадивость и недисциплинированность работников.

Частая корректировка планов свидетельствует о существенных недостатках имеющейся системы планирования, например: недос­таточно точный прогноз состояния внешней (рыночной) среды предприятия, излишняя детализация принятого к исполнению плана, не допускающего никаких отклонений, даже непринципи­ального характера, и др.

При изменении показателей следует уточнить плановые ориен­тиры работы всех подразделений предприятия.

В случае корректировки плановых показателей по инициативе подразделений (цехов, филиалов, отделений) они представляют ру­ководству предприятия ходатайство с обоснованием необходимых изменений. В ходатайстве должны быть изложены причины, обусловившие необходимость изменения плановых показателей. Кро­ме того, оно должно содержать обоснование реалистичности изме­ненных (откорректированных) показателей.

Порядок и сроки разработки и корректировки плана предпри­ятия устанавливаются в специальном Положении по разработке, утверждению и контролю за исполнением плана предприятия, принятом руководством предприятия (в акционерном обществе - его правлением). В Положении специально оговаривается ответст­венность за соблюдение установленных сроков и качество разра­ботки плана предприятия.

Выполнение плана оценивается руководителями и плановыми службами предприятия (или его подразделений) путем периодиче­ского сравнения плановых показателей с фактическими значения­ми по заранее установленным контрольным точкам. Таковыми мо­гут быть или временные отрезки, или конкретные производствен­ные показатели. Контрольные точки устанавливаются в процессе составления планов.


При утверждении планов предусматривается конкретная ответ­ственность руководителей и работников подразделений предприятия за достижение плановых показателей. Ответственность носит административный характер. К руководителям подразделений при­меняются следующие меры: наложение взыскания, понижение в должности, уменьшение или полная невыплата премий, снижение заработной платы. Материальные взыскания в случае невыполне­ния планового задания налагаются и на работников подразделения. В качестве других мер к отдельным рядовым работникам применя­ются понижение в должности, изменение (в сторону снижения та­рификации) установленного уровня квалификации, перевод на ме­нее квалифицированную и нижеоплачиваемую работу.

Обычно выполнение плана производства оценивается за декаду, месяц, квартал и год. Меньший горизонт планирования (по сменам (дням), партионности продукции (также рассчитанной на неболь­шое время) и т.д.) используется в процессе диспетчирования.

Сравнение таких показателей работы предприятия, как соотноше­ние доходов и расходов, состояние денежной наличности, уровень материальных запасов, следует осуществлять регулярно. Например, оперативный контроль расходов (сколько денег выплачено и по каким счетам, какая наличность имеется и т.д.) может быть ежедневным.

В качестве оценочных производственные показатели могут применяться в капитальном строительстве (время окончания ра­бот), при организации производства (время выхода на проектную мощность) и т.д. Контрольные точки здесь связаны с решением крупных производственных проблем.

На предприятии должна быть предусмотрена специальная сис­тема поощрения работников за достижение установленных плано­вых показателей. Поощрительная система должна распространять­ся и на сотрудников плановых служб предприятия, если плановые показатели были разработаны точно и изначально были преду­смотрены все возможности их достижения.

Анализ и оценка планирования на предприятии очень важны для осуществления разработанных планов. Конечные результаты социально-экономической деятельности предприятия во многом определяются двумя взаимосвязанными факторами: качеством составления первоначальных плановых показателей и уровнем выполнения планов всеми категориями персонала.

В рыночных условиях качество плановой деятельности опреде­ляется степенью удовлетворения интересов потребителей с учетом имеющихся у предприятия возможностей в процессе производства и реализации продукции. Производство и продажа - есть конечный результат производственно-хозяйственной деятельности каждого предпринимателя. Совокупность отношений производства и сбыта продукции представляет собой динамичное и равновесное состоя­ние предприятия как сложной экономической системы. Если план производства и продажи продукции сохраняет в течение определен­ного периода структуру постоянной, то и производственная дея­тельность предприятия весь этот срок также остается стабильной.

Изменение отношений поставки под воздействием рыночных требований приводит к соответствующей перестройке производственной деятельности предприятия. Здесь плановая деятельность экономистов играет определяющую роль в разработке и корректировке основных показателей плана. В этих условиях невозможно получить общие качественные плановые результаты, если не будет качественным каждый показатель, составляющий конечный результат. Для этого мера качества должна быть одинаково высо­кой у всех (или у большинства) запланированных показателей.

Для оценки качества плана необходимо использовать систему показателей, характеризующих его реальность и напряженность, обоснованность и оптимальность, степень точности, риска и т.д.

o Первый показатель качества - реальность плана. Как заметил Н.Д. Кондратьев, реальность плана означает воз­можность его осуществления в ближайший отрезок времени. Кри­терий реальности планов может быть установлен на основе анализа действительного положения хозяйства и возможностей его стихий­ного развития, с одной стороны, и анализа имеющихся средств воздействия на этот ход развития, с другой. Реальность планов являет­ся выражением желательных результатов хозяйственного строитель­ства в пределах имеющихся возможностей их достижения. Первым признаком реальности планов может служить уровень их фактиче­ского выполнения в конкретных внешних и внутренних условиях.

o Второй важный показатель качества разрабатываемых на пред­приятии планов - уровень их напряженности. Данный показатель универсален, он может применяться для оценки качества планов на всех этапах их существования. Коэффициент напряженности планов показывает, насколько рационально используются плани­руемые экономические ресурсы в процессе производства продук­ции. В общем виде коэффициент напряженности планов можно определить путем сравнения соответствующих показателей с уста­новленной мерой или существующим эталоном. В качестве подоб­ного эталонного норматива (или стандарта) могут выступать науч­но обоснованные или оптимальные плановые показатели. Тогда коэффициент напряженности планов определяется соотношением

где Апл - планируемый или фактический показатель;

Аэ - эталонный, или нормативный, показатель.

Приведенный способ расчета коэффициентов напряженности планов может быть использован для оценки разнообразных разде­лов или показателей планов: производства продукции, потребно­сти ресурсов, продажи товаров, получения доходов, распределения прибыли и т.п. На стадии разработки плановых показателей необ­ходимо обеспечить их равновесие с эталонными, что достигается при коэффициенте напряженности, равном единице. Обычно, оценивая напряженность выполнения планов, сравни­вают фактические и эталонные показатели. Чем больше значение расчетного коэффициента, тем выше уровень напряженности оцениваемых плановых показателей. Если предприятие работает в нормальных условиях, планируемые или фактические показатели, как правило, не превышают соответствующих нормативных или эталонных значений. В противном случае можно говорить о нека­чественном составлении плана. Если имеет место превышение, следует скорректировать плановые показатели до равновесного значения с производственными возможностями предприятия или расширить предложение до рыночного спроса. Сбалансированность многих показателей является необходи­мым условием качественной разработки первоначальных планов, например плана производства или плана продаж, плана численно­сти персонала, плана доходов и расходов и т.д. При оценке качества составления и выполнения планов наи­большая сложность состоит в выборе показателей, которые долж­ны стать эталонами, стандартами или критериями равной напряженности планов. В передовом отечественном машиностроении в качестве эталонных нормативов могут быть взяты следующие от­раслевые или республиканские стандарты: коэффициент использования среднегодовой производственной мощности предприятия - 0,95; показатели загрузки технологического оборудования и рабочих мест - 0,80; удельный вес новой продукции в годовом плане производства и продаж - 0,25; уровень проектной производственной мощности предпри­ятия - 1,00.

Сравнивая соответствующие плановые или фактические пока­затели с нормативными, можно определить не только коэффици­енты напряженности планов, но и степень риска плановой дея­тельности. По рекомендации М.И. Бухалкова, необходимо устано­вить несколько значений коэффициентов напряженности - верхнее, нормальное и нижнее, а также несколько значений рис­ка - нормальное, высокое, чрезмерное и недопустимое.

o Степень риска в условиях рыночной неопределенности можно оценить как нормальную при отклонении фактических данных от запланированных показателей до 10%.

o Высокую степень риска можно оценить от 11 до 20%.

o Чрезмер­ную степень риска можно оценить от 21 до 40%.

o И недопустимую - свыше 41%.

Кроме того, следует различать общие, или обобщающие, показатели напряженности планов, а также частные, или индивидуальные. Первые определяют совокупные значения плано­вых показателей, вторые - отдельные плановые показатели. Об­щие показатели можно рассчитать как средние или средневзве­шенные значения основной группы плановых данных.

Если фактические показатели коэффициентов напряженности или риска находятся в пределах так называемого нормального ко­ридора, это служит признаком хорошего качества планов.


2. Раздел: Среднесрочное планирование. Тактическое планирование.

Оценка работы подразделений за отчетные периоды

Критерии оценки деятельности подразделений

Планирование и контроль являются не только регулирующими функциями, они также создают необходимую информационную базу для оценки деятельности организационных подразделений предприятия.

Оценка деятельности - это логическое продолжение контрольных операций, такая оценка стимулирует реакцию работников на результаты своей деятельности. Оценка деятельности осуществляется с помощью определенной системы показателей. Показатели подразделений должны быть согласованы с показателями предприятия, создавая с ними единую систему показателей и одновременно учитывая специфику деятельности подразделений.

Необходимость взаимоувязки показателей по вертикали - предприятие – цех – участок – бригада - рабочее место - возникает с учетом единых целей деятельности подразделений всех уровней - это получение прибыли с наименьшими затратами.

Увязка показателей по вертикали не значит перевод их на более низкие уровни в неизменном выражении. На низовых уровнях основным показателем, как правило, является показатель затрат.

Другие показатели трансформируются на уровне подразделений с учетом конкретных условий. Количество показателей оценки должно быть достаточным для организации контроля за деятельностью подразделений, но при этом не должны чрезмерно ограничивать их оперативную самостоятельность. Лишняя регламентация работы сверху ограничивает сферу проявления трудовой активности и творческой инициативы коллектива работников подразделений. Показатели, за которыми осуществляется контроль, должны иметь количественное измерение, должны быть сравнительными в пределах периода оценки.

Так для измерения объема продукции в цехах, бригадах широко используется такой измеритель, как «нормо-часы на измеритель». В основу этого измерителя положены нормы времени на изготовление продукции, которые корректируются - вследствие проведенных изменений.

При оценке работы подразделений особенное значение имеет сравнительность такого показателя, как затраты (себестоимость продукции). Это касается состава затрат, методики их вычисления, распределения непрямых затрат, разграничение факторов, влияющих на отклонение фактических затрат от плановых, на зависимые и независимые или регулируемые и нерегулируемые.

Все остальные показатели, которые используют, в системе внутреннего управления являются вспомогательными и используются для детализации контроля, его усиления в определенных направлениях, стимулирования отдельных направлений сбора информации для анализа деятельности.

Планирование и оценка работы основных и вспомогательных подразделений в общих чертах одинаковые. При выборе показателей оценки для вспомогательных подразделений необходимо учитывать их специфику и особенности изготовления продукции. Фактическая величина показателя за определенный период сравнивается с величиной, которая является базовой для оценки. За такие базовые уровни показателей берутся плановые нормативные их величины, или фактически достигнутые в прошедшем периоде.



Если базой сравнения является плановая величина показателя, то оценка осуществляется по критерию степени выполнения плана:

Р пл = , (7.1)

где Р пл - выполнение плана по данным показателям в %;

А ф,А пл - соответственно фактическая и плановая величина в установленном измерении.

Критерий выполнения плана наиболее широко используется для оценки работы подразделений, которые не являются центрами прибыли и имеют ограниченную свободу деятельности.

Для оценки экономических процессов деятельности предприятий широко используется критерий динамики показателей. В этом случае величина показателя сравнивается с его величиной за предшествующий период.

Р g = , (7.2)

где Р g - величина показателя в %;

А ф, А фб -величина показателя фактическая и в базовом (предшествующем) периоде.

Этот критерий подходит больше для оценки работы относительно самостоятельных подразделений, деятельность которых оцениваются довольно масштабно- с позиции динамики объема продажи и прибыли.

Поскольку оценка работы производственных и непроизводственных подразделений осуществляется по нескольким показателям, на некоторых заводах практикуют обобщающую оценку в форме коэффициента трудового взноса, (КТВ) в котором интегрируются определенным образом используемые показатели.

Для определения КТВ устанавливается его нормативная величина, которая равна 1. Такой уровень КТВ отвечает случаю, когда все плановые задания выполнены по всем показателям на 100 %.

Фактический КТВ определяется корректированием нормативной его величины на повышающие и понижающие коэффициенты, которые учитывают выполнение плана, и соответствие определенным нормативам.

КТВ = 1 + , (7.3)

где n - количество показателей по которым оценивается работа.;

K ni - повышающий коэффициент за i - м показатель;

K 3 i - понижающий показатель по i - му показателю.

К ni (К з i) = (Р пл -100)hi , (7.4)

где Р пл - выполнение плана по i-м показателю, в %;

h i -норматив повышения или понижения за каждый процент перевыполнения или недовыполнение плана.

Таким образом, чем выше КТВ, тем выше оценка деятельности подразделения или отдельного исполнителя.

Величина КТВ учитывается в системе материального стимулирования.

Пример выполнение плана:

Номенклатура продукции 96,7 % (-0,05).

По сметам затрат экономии 2% +0,05.

Ритмичность производства 98% - 0,03.

Продуктивность труда 105 % - 0,05.

Имеются нормативы корректирования КТВ.

К тв = 1 + (2*0,05+5*0,01)- (0,05 +0,03) - 1,07

Контроль создает предпосылки также и для оценки работы подразделений предприятия за определенный период.

Состояние работы подразделений предприятия может быть отражено при помощи количественных и качественных параметров того положения, в котором пребывает конкретное подразделение в данное время. Исследование состояния работы подразделений осуществляется для оценки уровня их участия в работе самого предприятия, степени соответствия его миссии. Оценка работы подразделений осуществляется путем сопоставления фактического и планового значений показателя, его динамики по сравнению с истекшим периодом. Отклонение может определяться как в абсолютном, так и в относительном значении.

Выделяются следующие показатели, которые предоставляют возможность оценить работу подразделения:

*те, которые отражают результативность (эффективность) организации работы подразделения;

* коэффициент выполнения плана;

* коэффициент ритмичности;

* коэффициент выполнения поставок;

* коэффициент работы оборудования;

* коэффициент загрузки оборудования;

* коэффициент использования рабочего времени оборудования;

* коэффициент использования производственных мощностей;

* коэффициент родства агрегатов, цехов, участков;

* коэффициент пропускной способности оборудования.

Те, которые характеризуют совокупность реализации научных принципов организации производственных процессов:

· коэффициент непрерывности производственного процесса (соотношения длительности технологического цикла к общему циклу (в год);

· коэффициент параллельности;

· коэффициент специализации рабочих мест;

· коэффициент предметной, подетальной, технологической специализации; те, которые отражают состояние работы по подсистемам:

- в поэлементном размере:

· коэффициент организации рабочих мест;

· коэффициент прогрессивных методов организации труда;

· коэффициент использования рабочих за их квалификацией;

· коэффициенты, которые характеризуют организацию функционирования средств труда и организацию движения предметов труда;

- в функциональном размере:

Коэффициенты, которые характеризуют организацию технической подготовки производства подразделений (комплектности, совмещения), основного производства, инфраструктуры и другие.

Таким образом, анализ позволяет сопоставить фактические значения показателей с плановыми, а также со значениями показателей за истекший период и определить причины, которые вызвали такие отклонения. Это обеспечивает возможность своевременного выявления, и использования в течение незначительных промежутков времени резервов подразделения с целью повышения эффективности его работы.

Оценка выполнения плана производства продукции подразделениями основного и вспомогательного производства осуществляется по номенклатуре и общему объему продукции, выпущенной конкретным подразделением предприятия. В первом случае сравниваются фактические значения перечисленных наименований изделий, задачи, относительно выпуска которых было предусмотрено планом производство продукции с их плановыми показателями;

При этом определяется абсолютное и относительное отклонение от плана, изучаются причины полученного результата, указываются пути улучшения фактического значения показателя, резервы повышения эффективности работы подразделения (в случае, когда фактическое значение больше планового или равное ему). Обычно сопоставление показателей в таком случае может осуществляться как в натуральных, так и в стоимостных единицах. Во втором случае такое сравнение может быть осуществлено только в стоимостной форме.

Фактическое значение общего объема производства продукции подразделением предприятия по всем изделиям (полная стоимость продукции) сравнивается с плановым показателем, определяется отклонение (абсолютное и относительное), выясняются его причины, намечаются пути его корректирования. В таблице 7.1 приведены виды контроля.

| Загрузок: 406

Аннотация:

Любая компания стремится к тому, чтобы финансовые показатели ее деятельности соответствовали запланированным параметрам. Чтобы выявить отклонения, их существенность и причины применяется план-фактный анализ (ПФА), о котором и пойдет речь в статье.

JEL-классификация:

Центр финансовой ответственности (ЦФО) – это «структурное подразделение (или группа подразделений), отвечающее в соответствии с утвержденной схемой мотивации за определенные финансово-экономические показатели, зафиксированные в бюджете ЦФО, например центр затрат, центр доходов, центр расходов, центр инвестиций» .

Посредством проведения план-фактного анализа (ПФА) по центрам финансовой ответственности формируется обоснование оценки результатов деятельности самих ЦФО в части исполнения плановых показателей и повышения качества представляемой информации. Также осуществляется контроль над состоянием и изменением основных финансовых показателей в целом по компании.

Цели и задачи план-фактного анализа

План-фактный анализ – это периодическое сопоставление запланированных в бюджете показателей (составленных и утвержденных прогнозов на бюджетный период) с фактическими показателями (данными отчетов об исполнении бюджетов за истекшие периоды), оценка и анализ выявленных отклонений (в абсолютном или относительном выражениях) . При этом важным является проведение анализа выявленных отклонений по уровням существенности.

Так, по нашему мнению, основная цель ПФА заключается в выявлении факторов, повлиявших на отклонение фактических значений от плановых показателей. И исходя из поставленной цели, ПФА решает следующие задачи:

– обоснованная оценка результатов деятельности ЦФО по выполнению плановых показателей;

– формирование предложений по их корректировке;

– повышение качества аналитических материалов по анализу отклонений фактических значений от плановых показателей;

– выявление тенденций этих отклонений.

Таким образом, процесс ПФА имеет следующие этапы:

– сбор, обработка и анализ фактически полученных данных;

– выявление отклонений фактических показателей от плановых, а также причин этих отклонений;

– ранжирование отклонений по степени значимости;

– принятие решений о возможной корректировке бюджетов в допустимых пределах.

Плановые показатели, оценка отклонений

План-фактный анализ должен проводиться по окончании каждого бюджетного периода, а его результаты – учитываться в предстоящем периоде. В этой связи объективным будет его проведение по итогам квартала и года нарастающим итогом. При этом ПФА должен включать:

– анализ исполнения плановых показателей отчетного периода;

– анализ динамики фактических значений показателей отчетного периода, по сравнению с фактическими значениями показателей периода, предшествующего отчетному.

По нашему мнению, целесообразно, чтобы ПФА включал анализ выполнения плановых показателей следующих видов:

1) планово-контрольные показатели, например общая сумма доходов и расходов компании, инвестиционная программа;

2) расходы текущего периода;

3) выручка и себестоимость по основному виду деятельности;

4) выручка и себестоимость по другим видам деятельности;

5) прочие доходы и расходы.

Здесь также важно, чтобы ПФА проводился центрами финансовой ответственности по курируемым подразделениям на основе выделенных лимитов по контрагентам. Это позволит контролировать расходы по той или иной статье затрат в рамках выделенного лимита.

План-фактный анализ исполнения ЦФО выделенных лимитов должен раскрывать основные факторы, вызвавшие отклонение фактических значений от плановых показателей.

Поэтому проводить его целесообразно на основе критериев существенности отклонений. Уровни существенности отклонений закрепляют градацию степени нарушения установленных лимитов по статьям доходов и расходов ЦФО, а также по общей сумме расходов компании, которая является планово-контрольным показателем. Уровни существенности отклонений могут быть 2-х видов:

– «несущественное» – нарушение является несущественным и не требует проведения анализа;

– «существенное», «серьезное» и «грубейшее» – нарушения требуют проведения анализа.

При этом уровень существенности отклонений по статьям доходов и расходов для каждого ЦФО рассчитывается пропорционально удельному весу расходов каждого ЦФО в общих расходах компании. А предел отклонения фактического значения от планового показателя – из расчета удельного веса той или иной статьи бюджета в процентах от всех затрат компании. Если же та или иная статья затрат находится в ведении нескольких ЦФО, то уровень существенности отклонений должен быть распределен по ЦФО в зависимости от удельного веса курируемых лимитов затрат в общих расходах.

По нашему мнению, для получения достоверной информации об изменении фактических показателей над плановыми, оценку отклонений достаточно проводить с учетом абсолютных и относительных показателей.

Результаты план-фактного анализа

На наш взгляд, важно, чтобы в рамках проведения анализа исполнения плановых показателей по уровням существенности отклонений, ЦФО указывали причины отклонений фактических значений от плановых показателей с обозначением факторов, вызвавших данное отклонение. Для этого по каждому отклонению, требующему комментария в соответствии с уровнем существенности, должны быть определены вызвавшие его причины с учетом изменения объемного фактора (количество потребленных ресурсов, численность персонала, количество отремонтированных объектов и пр.) и изменения стоимостного фактора (средняя заработная плата, цена на материалы и услуги, ставка налога, себестоимость внутренних услуг).

После того, как все этапы по проведению ПФА завершены, на наш взгляд, стоит подумать о форме представления полученной информации руководству компании. По нашему мнению, информация о результатах проведения план-фактного анализа может представляться в виде пояснительной записки разработанного образца, с приложением аналитических таблиц включая комментарии по причинам выявленных отклонений за отчетный период.

Структура пояснительной записки может включать в себя следующие элементы:

1) отклонения фактических значений показателей от плановых и основные комплексные причины их вызвавшие, включая мероприятия по снижению затрат;

2) изменение методологии планирования и учета.

Аналитические таблицы должны содержать информацию следующего характера: план на отчетный период, факт за отчетный период, факт за период, предшествующий отчетному периоду.

При этом вся информация, которая формируется на основе анализа исполнения ЦФО выделенных лимитов по статьям доходов и расходов бюджета по контрагентам, должна представляться руководству в следующие сроки:

– ПФА исполнения годовых показателей бюджета – в срок, ежегодно определяемый в установленном порядке;

– ПФА исполнения квартальных показателей – до установленного числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Заключение

В заключение можно сказать, что проведение план-фактного анализа является необходимым для компании, так как оказывает влияние на ее дальнейшее развитие, ведь сравнение плановых и фактических величин дает возможность оценить вероятные отклонения в перспективе.

На наш взгляд, проведение ПФА позволяет не только концентрировать внимание на показателях, имеющих значительные отклонения плана от факта, но и выявлять причины этих отклонений. А использование уровней существенности отклонений в анализе исполнения планово-контрольных показателей и бюджетов в разрезе ЦФО позволяет:

– выявить все существенные отклонения;

– уменьшить количество существенных отклонений по исполнению бюджетов в целом по компании;

– значительно сократить количество грубейших отклонений по исполнению бюджетов ЦФО.

При этом сбор и обработка центрами финансовой ответственности информации по исполнению плановых показателей бюджета позволяет осуществлять мониторинг их текущей деятельности с учетом выделенных лимитов в целом

по компании. Это в свою очередь дает возможность анализа и контроля, требующих первоочередного внимания проблемных областей деятельности компании, а также оценки деятельности каждого ЦФО за исполнение им плановых показателей бюджета.

По нашему мнению, основой проведения ПФА может послужить разработка и внедрение методики проведения план-фактного анализа в компании, где будет регламентирован порядок и требования к проведению ПФА, а также форма его представления.

Таким образом, на наш взгляд, эффективная система бюджетирования предполагает не только постановку плановых задач по ЦФО, но и своевременный контроль, и анализ исполнения бюджетов с целью принятия эффективных управленческих решений, посредством проведения план-фактного анализа.

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

Москва + 7 495 648 6241

Источники:

1. Карпов А. 100% практического бюджетирования. Книга 2. Регламент системы бюджетирования. – М.: Результат и качество, 2008 г. – 472 с.
2. BaseGroup Labs. Библиотека. Глоссарий. План-фактный анализ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www/basegroup.ru/glossary/definitions/plan_fact/.

На этом этапе финансового планирования применяется метод экономического анализа. Он позволяет определить степень выполнения плановых показателей за истекший период путем сравнения их с фактическими данными. При этом упор делается на выявление резервов увеличения доходов, определение мероприятий по повышению эффективности использования финансовых ресурсов, расчете ожидаемого исполнения плана.

В рамках финансового планирования применяются следующие виды экономического анализа:

· горизонтальный анализ, в ходе которого сравниваются текущие показатели плана с показателями за прошлый период, а также плановые показатели с фактическими;

· вертикальный анализ, в результате за которого определяются структура плана, доля отдельных показателей в итоговом показателе и их влияние на общие результаты; Финансы», А.Г. Грязнова, Е.В. Маркина, Москва, Издательство

· трендовый анализ, проводимый в целях выявления тенденций изменения динамики финансовых показателей за ряд лет (на основе ретроспективного анализа можно прогнозировать финансовые показатели на будущее);

· факторный анализ, который заключается в выявлении влияния отдельных факторов на финансовые показатели.

На данном этапе финансового планирования экономический анализ

позволяет: выявить факторы и причины, оказавшие влияние на выполнение плановых заданий в предыдущем и текущих годах, а также резервы роста финансовых ресурсов; обосновать основные параметры финансового плана; определить недостатки в работе органов управления финансами в ходе составления и исполнения финансовых планов, подготовить предложения по их устранению.

Расчет плановых показателей

На этом этапе финансового планирования осуществляется расчет плановых показателей - числовых величин, выражающих конкретные задания по формированию и использованию финансовых ресурсов. Делятся на утверждаемые, т.е. обязательные для всех, и расчетные, используемые для обоснования и увязки плановых заданий.

Расчет показателей базируется на определении условий хозяйствования в планируемом периоде и соответствующих финансовых задач; предполагает разработку нескольких вариантов показателей финансового плана и выбор оптимального варианта, корректировку финансовых показателей в увязке с показателями других планов и прогнозов.

Реальность показателей финансовых планов во многом зависит от выбора методов финансового планирования, их сочетания с учетом специфики каждого. Использование в процессе финансового планирования одновременно нескольких методов объясняется многогранностью этого процесса, сложных решаемых задач, зависимостью его от характера и способов разработки прогнозов социально-экономического развития, бизнес-планов. Финансы», А.Г. Грязнова, Е.В. Маркина, Москва, Издательство

«Финансы и статистика», 2006 г.

В практике финансового планирования используются следующие методы расчета показателей финансовых планов:

· Экстраполяции. Заключается в определении финансовых показателей на основе установления устойчивой динамики их развития. Расчет показателей плана производится на основе корректировки достигнутого в базовом периоде уровня показателей на относительно устойчивый темп их роста. Этот метод обычно используется как вспомогательное средство для первоначальных прикидок, так как имеет ряд недостатков: не ориентирует на выявление дополнительных резервов роста доходов; не способствует экономному использованию средств, так как планирование ведется от достигнутого уровня; не учитывает изменения отдельных факторов в планируемом году по сравнению с базовым для расчетов периодом;

· Нормативный. Суть его состоит в том, что плановые показатели рассчитываются на основе установленных норм и финансово-бюджетных нормативов. Предполагает наличие прогрессивных норм и финансово-бюджетных нормативов, которые являются качественной основой для финансового планирования, предпосылкой для соблюдения режима экономии. Кроме того, нормы и нормативы служат необходимым условием для внедрения экономико-математических методов в финансовое планирование;

· Индексный. Предполагает широкое использование системы разнообразных индексов при расчете плановых финансовых показателей. Его использование обусловлено развитием рыночных отношений, наличием инфляционных процессов. В настоящее время применяются индексы динамики экономических объектов (физических объемов), уровня жизни, роста цен и другое. Из них наиболее важен один из индексов роста цен - индекс-дефлятор (коэффициент пересчета в неизменные цены); Финансы», А.Г. Грязнова, Е.В. Маркина, Москва, Издательство

«Финансы и статистика», 2006 г.

· Программно-целевой. Позволяет оценить и выбрать предпочтительные варианты производственного, социально-экономического развития в целевом, отраслевом и территориальном аспектах. Программы являются средством решения прежде всего межотраслевых, межтерриториальных принципиально новых проблем.

Для программ характерно наличие цели, конкретизируемой в нескольких задачах, сочетание различных источников финансирования ее реализации. Например, федеральная целевая программа рассматривается как увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных мероприятий, обеспечивающих эффективное решение целевых программ в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития России.

Составление финансового плана как документа

На третьем этапе финансового планирования составляется финансовый

план как документ, обязательный для исполнения, который, соответственно, подлежит утверждению уполномоченным органом или должностным лицом.

На этом этапе используется балансовый метод, позволяющий увязать финансовые ресурсы субъектов планирования с потребностями в них, вытекающими из прогноза социально-экономического развития; расходы органов государственной власти и местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций и их доходами; установить пропорции распределения средств по направлениям использования, получателям и т.п.; распределить по кварталам доходы и расходы. Его применение способствует обеспечению устойчивости субъектов хозяйствования, бюджетов, формируемых органами государственной власти и местного самоуправления. Финансы», А.Г. Грязнова, Е.В. Маркина, Москва, Издательство

«Финансы и статистика», 2006 г.

Кроме того, в рамках третьего этапа финансового планирования в современных условиях широко применяется метод оптимизации плановых решений, сущность которого заключается в разработке нескольких вариантов финансового плана, из которых выбирается один, наиболее оптимальный.

При том, что финансовое планирование осуществляется на макроуровне, могут применяться следующие критерии выбора:

· максимум доходов бюджета;

· минимум текущих расходов бюджета;

· минимум непроцентных расходов бюджета;

· максимальная эффективность расходов бюджета; Финансы», А.Г. Грязнова, Е.В. Маркина, Москва, Издательство

«Финансы и статистика», 2006 г.

· максимальный социально-экономический эффект капитальных расходов бюджета

Организация планирования на предприятии

Финансовое планирование

Исходя из запланированных цен и полной себестоимости 1 ц. продукции ознакомиться с планом финансовых результатов сбыта продукции (таблица 12)

Таблица 12 – Планируемые результаты реализации продукции

Планирование доходов и расходов по предприятию, а также наличие на начало планируемого года дебиторской и кредиторской задолженностей позволяет судить об общем финансовом положении хозяйства (таблица 13)

Таблица 13 – Финансовый план предприятия, руб.

Данный раздел предусматривает распределение работ по уровням управления (предприятия), содержание и направление связей по планированию с планово-экономическим отделом предприятия, организацию текущего контроля за выполнением плановых показателей.

Сложившееся на предприятии содержание плановой работы и распределение ее между работниками управления следует отразить в виде приведенной ниже схемы (таблица 14).

Таблица 14 – Содержание и распределение работ планирования по уровням планирования и между работниками управления



Сложившиеся на предприятии отношения работников различных уровней управления с планово-экономическим отделом по поводу выполнения работ по планированию отражаются в виде следующей схемы (таблица 15).

Таблица 15 – Связи различных должностных лиц с планово-экономическим отделом предприятия при выполнении функции планирования

Для оценки организации текущего контроля за выполнением плановых показателей на предприятии ознакомиться и дать ответы на следующие вопросы.

Таблица 16 - Объекты и показатели текущего контроля

Выяснить – какие, и какими должностными лицами принимались оперативные решения в случае отклонений фактических (контролируемых) показателей от плановых: суть отклонений – причины – решения по их устранению – ответственные.



 


Читайте:



Презентация на тему ""Уроки французского" В

Презентация на тему

В. Г. Распутин «Уроки французского». Урок литературыв 6 классе Распутин Валентин Григорьевич ( р. 1937), прозаик. Родился 15 марта в селе...

Названия, описания и особенности зимующих птиц

Названия, описания и особенности зимующих птиц

Парфенчук Алефтина ИвановнаДолжность: педагог дополнительного образования.Учебное заведение: МАОУДО города Нижневартовска Центр детского...

Разговорный стиль речи Порядок слов в предложении свободный

Разговорный стиль речи Порядок слов в предложении свободный

Слайд 2 Научиться говорить – значит научиться строить высказывания Слайд 3 В разговорном стиле важнейшую роль играет звуковая сторона речи,...

Сочинение рассуждение на тему деньги Какое значение имеют деньги в жизни человека

Сочинение рассуждение на тему деньги Какое значение имеют деньги в жизни человека

Многие задумываться о роли денег в жизни современного человека и над вопросом можно ли быть счастливым с не большим доходом?Современный человек не...

feed-image RSS