Главная - По старости
Подводная лодка virginia. Фоторепортаж с борта ПЛА типа «Вирджиния. Французские подлодки дали утечку

Решение о строительстве подлодки USS Illinois (SSN-786) и нескольких других субмарин было принято в середине прошлого десятилетия. 22 декабря 2008 года решение о строительстве привело к появлению договора между военным ведомством и предприятиями судостроительной промышленности. Контракт на строительство лодок новой серии получили компании Huntington Ingalls Industries и General Dynamics Electric Boat Shipyard. Им заказали четыре и три подлодки соответственно. Строительство субмарины «Иллинойс» должно было проходить на предприятии General Dynamics Electric Boat в г. Гротон (шт. Коннектикут).

Многомиллиардный контракт на подлодки серии Block III подразумевал строительство нескольких субмарин одинаковой стоимости. По последним сообщениям, на постройку USS Illinois (SSN-786) военное ведомство Соединенных Штатов потратило 2,7 млрд долларов.

Церемония закладки АПЛ USS Illinois (SSN-786) состоялась 2 июня 2014 года. Попечителем нового корабля стала первая леди США Мишель Обама, уроженка штата Иллинойс, в часть которого названа подлодка. Благодаря налаженному производству, строительство субмарины заняло всего 14 месяцев. Уже 8 августа 2015 года лодку вывели из цеха и спустили на воду. После этого экипаж и специалисты промышленности приступили к проведению испытаний и прочих необходимых работ, предшествующих передаче подлодки заказчику.

Испытания и доводка новейшей многоцелевой АПЛ заняли около года, после чего представители военного ведомства подписали приемный акт. Очередная подлодка типа Virginia Block III была передана заказчику 27 августа. В ближайшее время военно-морские силы планируют провести некоторые необходимые работы, после чего подлодку официально включат в боевой состав флота. Церемония ввода лодки в эксплуатацию запланирована на 29 октября. В этот день подводные силы ВМС США официально пополнятся новой боевой единицей.

Подлодка USS Illinois (SSN-786) dj время строительства. Фото Ussillinois.org

АПЛ USS Illinois (SSN-786) была построена по самой новой из существующих версий проекта «Вирджиния» и является подлодкой четвертого поколения. Использованный проект основывается на базовых наработках предыдущих проектов, однако имеет ряд характерных отличий, связанных с необходимостью повышения тех или иных параметров. В первую очередь, подлодки типа Block III отличаются от предшественников гидроакустическим комплексом и пусковыми устройствами для ракетного вооружения. В остальном проект является улучшенным вариантом предыдущих разработок. Конструкторские работы по проекту Virginia Block III начались в 2009 году, уже после подписания контракта на постройку серии новых субмарин.

В соответствии с проектом, субмарина «Иллинойс» имеет длину 114,9 м, ширину 10,3 м и нормальную осадку 9,8 м. Полное водоизмещение достигает 7900 т. Лодка имеет характерный внешний вид с обтекаемым цилиндрическим корпусом большого удлинения, в носовой части которого имеются горизонтальные рули. На верхней поверхности корпуса предусматривается сравнительно небольшое ограждение рубки. На сужающейся кормовой части находится набор рулей и гребной винт, помещенный внутри кольцевого канала.

В центральном отсеке прочного корпуса лодки располагается водо-водяной ядерный реактор типа S9G, обеспечивающий выработку электроэнергии для всех систем. В качестве силовой установки для перемещения проектом предусматривается электромотор мощностью 30 тыс. л.с. Используется одновальная схема с единственным гребным винтом.

В рамках проекта Block III значительным изменениям подвергся носовой отсек легкого корпуса, вмещающий в себя вооружение и гидроакустическую станцию. Основными задачами при переделке отсека было повышение характеристик лодки, а также снижение стоимости ее производства и эксплуатации. За счет отказа от некоторых ранее применявшихся решений, а также при помощи применения унифицированных агрегатов, заимствованных из существующих проектов, удалось решить обе поставленные задачи.

Было решено изменить конструкцию главной антенны гидроакустического комплекса. Вместо ранее использовавшейся системы, состоявшей из большого числа отдельных элементов, закрепленных на общей основе в виде отсека с воздухом, было решено использовать сферическое устройство, полностью окруженное водой. Такой вариант комплекса получил обозначение LAB (Large Aperture Bow). Отсутствие необходимости в создании герметизированной основы, заполненной воздухом, позволило заметно сократить стоимость производства носовой части лодки. Переделка конструкции позволила дополнительно сократить стоимость корпуса на 11 млн долларов.

В составе системы LAB имеется два основных компонента. Первый представляет собой пассивную станцию повышенной производительности, а второй является активной системой, работающей в среднем диапазоне частот. В составе комплекса LAB применяются гидроакустические датчики, ранее применявшиеся на подлодках типа Seawolf. Обеспечен максимально возможный ресурс комплекса, равный ресурсу всей субмарины.

Первые версии проекта Virginia предлагали использование 12 вертикальных пусковых установок, помещенных перед прочным корпусом в носовой части лодки. Проектом модернизации Block III был предложен иной вариант транспортировки и запуска ракетного вооружения. С целью упрощения конструкции и удешевления производства новые многоцелевые АПЛ должны оснащаться пусковыми установками, заимствованными из проекта модернизации стратегических подлодок типа Ohio. При помощи такого решения удалось улучшить экономические параметры проекта без каких-либо проблем иного рода.

Заимствованная у Ohio пусковая установка представляет собой цилиндрический агрегат, по габаритам вписывающийся в шахту баллистической ракеты Trident II. Установка вмещает шесть шахт сравнительно малого диаметра, каждая из которых может транспортировать по одной крылатой ракете. Также в корпусе установки имеется различное специальное оборудование, необходимое для использования ракетного вооружения.

Схема нововведений проекта Block III. Рисунок Defenseindustrydaily.com

В случае с проектом Virginia Block III имеет место удаление старых раздельных пусковых установок, вместо которых устанавливается некое подобие шахт стратегических лодок «Огайо». На корпусе помещаются две откидные крышки пусковых установок, под которыми находятся две вертикальные пусковые установки. Таким образом, модернизированные субмарины, как и лодки предыдущих версий, способны перевозить и запускать до 12 крылатых ракет.

Несмотря на замену пусковых установок, обновленные «Вирджинии» сохраняют прежнюю номенклатуру вооружений. Основным ударным оружием этих кораблей остаются крылатые ракеты BGM-109 Tomahawk, способные поражать цели, в зависимости от модификации, на расстояниях до 2500 км.

В остальном «Иллинойс» почти не отличается от лодок своего проекта предыдущих серий. За исключением комплекса вооружения и гидроакустических средств, все имеющиеся изменения незначительны и направлены на исправление ранее выявленных недостатков, упрощение эксплуатации техники и т.д. Это позволило улучшить требуемые параметры, а также обойтись без неприемлемого удорожания строительства и заметно сэкономить на эксплуатации унифицированной техники.

В частности, без значительных изменений осталось дополнительное вооружение подлодок в виде торпед. USS Illinois (SSN-786) имеет четыре торпедных аппарата калибра 533 мм. В торпедном отсеке может перевозиться до 27 торпед нескольких типов. Подобное оружие, в первую очередь, предназначается для защиты от подлодок противника.

USS North Dakota (SSN-784) — головная подлодка серии Block III. Фото US Navy

Сохранен ранее использовавшийся подход к сбору информации об окружающей обстановке. В частности, Block III по-прежнему не использует традиционный перископ, вместо которого лодка получает мачту с оптико-электронным оборудованием, связанным с экранами на центральном посту. Также предусматривается использование других средств наблюдения, основанных на современных технологиях и элементной базе.

Любопытной особенностью подлодок типа Virginia была возможность перевозки боевых пловцов. Актуальный проект сохраняет специальный шлюзовый отсек, позволяющий субмарине перевозить и высаживать в заданном районе до девяти бойцов с вооружением и специальным оборудованием. Также субмарина может нести сравнительно крупные аппараты, необходимые водолазам.

Собственный экипаж лодки состоит из 134 человек, в том числе 14 офицеров. При необходимости, в зависимости от типа поставленной боевой задачи, состав экипажа может меняться тем или иным образом. В ходе автономного плавания обеспечивается максимально возможный комфорт работы и быта.

Подлодки типа Virginia, независимо от серии и конкретного состава оборудования, способны погружаться на предельную глубину 488 м и развивать скорость не менее 26 узлов. По некоторым данным, максимальная подводная скорость таких субмарин превышает 30-32 узла. Дальность плавания ограничивается только запасом продовольствия и боекомплектом. Реакторы последних моделей, применяемые на лодках новых серий, позволяют не менять ядерное топливо в течение всего срока службы.

Вторая субмарина серии USS John Warner (SSN-785) в ходе церемонии сдачи заказчику, 1 августа 2015 г. Видна открытая крышка одной из пусковых установок. Фото US Navy

К настоящему времени военно-морские силы США получили и ввели в строй 12 многоцелевых атомных подводных лодок типа «Вирджиния». В соответствии с первым заказом от 1998 года были построены четыре субмарины первой серии. Их служба началась в 2004-2008 годах. В 2003 году Пентагон заказал строительство кораблей второй серии (Block II), в результате чего в 2008-13 годах получил еще шесть подлодок. Строительство субмарин Block III ведется с 2012 года. В позапрошлом и прошлом годах в строй вступили АПЛ USS North Dakota (SSN-784) и USS John Warner (SSN-785) соответственно. В октябре боевой состав подводных сил США пополнится еще одной подлодкой, USS Illinois (SSN-786).

После получения 13-й лодки серии ВМС США намерены приобрести еще полтора десятка аналогичных субмарин. В течение нескольких следующих лет компании Huntington Ingalls Industries и General Dynamics Electric Boat Shipyard должны будут достроить и передать заказчику пять следующих лодок Virginia Block III. Еще десять субмарин будут строиться позже. Они должны будут относиться к новой версии проекта с обозначением Block IV. Контракт на их строительство был подписан в апреле 2014 года. Сроки поставок техники по этим контрактам должны быть уточнены позже.

Многоцелевые АПЛ типа Virginia всех серий рассматриваются в качестве замены для остающихся в строю субмарин аналогичного назначения, созданных и построенных в течение нескольких последних десятилетий. Помимо «Вирджиний» задачи поиска подводных и надводных целей решаются лодками типов Los Angeles и Seawolf. На данный момент в строю остается 39 подлодок первого типа и 3 второго. Примечательно, что изначально планировалось построить серию из трех десятков «Сивулфов», но по причине высокой стоимости проект подвергся значительному сокращению. Со временем все имеющиеся подлодки должны будут уступить свое место более новым кораблям типа Virginia трех существующих и одной планируемой к строительству серии.

Как и другие многоцелевые атомные подлодки различных типов, эксплуатируемые несколькими странами мира, новейшая USS Illinois (SSN-786) должна будет решать достаточно широкий круг боевых задач, связанных с поиском и уничтожением различных целей. Предусматривается возможность скрытного слежения за надводными, подводными и береговыми целями с последующим их уничтожением при помощи наиболее эффективного в имеющейся ситуации оружия. Основным вооружением «Иллинойса» и его систершипов при этом являются крылатые ракеты BGM-109. При необходимости могут использоваться торпеды нескольких типов.

В контексте слежения за подводными целями подлодки типа Virginia прежде всего являются «охотниками» за стратегическими подводными ракетоносцами. В такой роли американские субмарины представляют определенную опасность для российских подлодок, осуществляющих дежурство в интересах стратегических ядерных сил. Количественные и качественные особенности подводных сил США, а именно их составляющей, основанной на многоцелевых АПЛ, могут быть серьезным поводом для беспокойства. Имея в боевом составе флота более полусотни таких субмарин, Соединенные Штаты могут разворачивать сравнительно мощную группировку, следящую за различными районами Мирового океана. Как следствие, имеется определенная вероятность вскрытия районов и маршрутов патрулирования.

Для борьбы с подобной угрозой требуются соответствующие меры. Защита корабельных соединений и подводных ракетоносцев может осуществляться самыми разными средствами. Эта задача может возлагаться как на противолодочные корабли, так и на авиацию. Кроме того, весьма эффективным средством для выслеживания подлодок, угрожающих нашим кораблям, должны стать существующие и перспективные многоцелевые АПЛ, прежде всего, новых проектов.

На фоне общей численности многоцелевых атомных подлодок в подводных силах Соединенных Штатов передача новой субмарины USS Illinois (SSN-786) смотрится не слишком угрожающе. Тем не менее, даже одна лодка, оснащенная самым новым оборудованием и вооружением, может заметно повысить потенциал всех подводных сил в целом. Кроме того, необходимо помнить, что в планах Пентагона имеется строительство еще полутора десятков лодок типа Virginia, большая часть которых будет относиться к новой версии проекта с условным обозначением Block IV.

Последние достижения и планы американского военного кораблестроения представляют определенный интерес с технической точки зрения, а для США также являются настоящим поводом для гордости. Для других стран, в свою очередь, они могут быть поводом для беспокойства и материалом для анализа и прогнозирования. Существующее и планируемое развитие подводных сил Соединенных Штатов может затруднять модернизацию флотов других стран, или даже представлять для них серьезную угрозу. Поэтому радостные для зарубежных военных новости должны получить требуемую оценку, а также учитываться другими странами, в том числе и нашей, при планировании своих действий в обозримом будущем.

С изменением геополитической обстановки находящиеся в по­стройке АПЛ типа "Seawolf" превратились в своеобразных "ре­ликтов Холодной войны": с распадом СССР и стремительным падением боевого потенциала главная задача многоцелевых АПЛ ВМС США - поиск, слежение и уничтожение АПЛ ВМФ РФ - утрати­ла, в значительной степени, приоритетный характер. Резкое изменение геополитической обстановки породило кризис в подводных силах США. Преодолеть этот кризис можно было только определив новые задачи АПЛ, которые могли стать доминирующими, по крайней мере, в первом десятилетии XXI века.

Уже в январе 1991 года начальник морских операций адмирал Фрэнк Келсо приказал начать разработку проекта подводной лодки умеренной стоимости, которая стала известной как "Centurion" (подводная лодка сле­дующего столетия). В феврале 1991 года министр ВМС официально санк­ционировал выполнение проектных работ. До некоторой степени новый проект опирался на исследования по определению облика подводной лодки, следующей за типом "Seawolf", которые начались, по крайней мере, уже в 1988 году. В октябре 1991 года адмирал Келсо одобрил ее модель боевого использования, а в январе следующего года дал ход документу, содержа­щему диапазоны требований по уровням тактико-технических характе­ристик. Заявленная планируемая стоимость лодки "Centurion" составляла половину таковой для лодки типа "Seawolf" (стоимость, приближающаяся к величине стоимости последних лодок типа "Los Angeles" или приблизи­тельно 600 млн. долл. для серийных кораблей конца 80-х годов).

Для обеспечения снижения стоимости новой многоцелевой АПЛ в ее проект по сравнению с предыдущей АПЛ (тип "Seawolf") вносились суще­ственные изменения. Во-первых, было решено ограничить водоизмеще­ние новой лодки, что привело к сближению этого проекта с АПЛ типа "Los Angeles". Во-вторых, специальным актом конгресса в проекте было разрешено использовать имеющееся коммерческое оборудование. В первую очередь, это относилось к самой дорогой составной части проекта - РЭВ. В комплексах РЭВ должны были использоваться коммерческие процессо­ры и программное обеспечение.

Кроме снижения стоимости постройки единичного корабля большое внимание при разработке проекта уделялось снижению стоимости его эксплуатации. Во-первых, при разработке нового ядерного реактора для новой серии многоцелевых АПЛ, головная из которых получила название "Virginia", ставилась задача не только упростить его конструкцию и повы­сить надежность (за счет снижения количества арматуры и других меха­нических элементов), но и обеспечить работу без перезарядки активной зоны в течение всего жизненного цикла АПЛ. Срок службы активной зоны нового ядерного реактора, получившего обозначение S9G, составляет 30 лет (по некоторым данным - 33 года). Вторым мероприятием, обеспе­чивающим снижение стоимости эксплуатации АПЛ типа "Virginia", стало уменьшение численности личного состава АПЛ.

Внутреннее устройство АПЛ "Virginia"

Большое значение для снижения стоимости эксплуатации АПЛ типа "Virginia" имеет также конструктивно обеспеченная ремонтопригодность корабля и приспособленность его к модернизации. С этой целью на АПЛ принята открытая архитектура системы боевого управления, а также использование погрузочных люков большого диаметра, через которые может осуществляться погрузка-выгрузка достаточно крупного обору­дования и электронных блоков. Впервые это техническое решение было реализовано на стратегических ракетоносцах типа "Ohio", что позволяло существенно снизить продолжительность их нахождения в базе и, за счет этого, повысить их боевую устойчивость в случае первого ракетного уда­ра противника по пункту их базирования.

Вторым важным направлением в разработке проекта АПЛ типа "Virgi­nia" стало обеспечение возможности решения АПЛ этой серии более ши­рокого перечня задач. При этом задача борьбы с малошумными лодками противника не снималась, а становилась одной из прочих задач этих АПЛ. Как следствие этого, требования по скрытности, предъявлявшиеся ранее к АПЛ типа "Seawolf", остались неизменными.

Многозадачность АПЛ типа "Virginia" стала основным ее отличитель­ным признаком по отношению ко всем ранее спроектированным АПЛ ВМС США. В число главных задач, которые должны решать лодки этого типа, включены:

  • противолодочные и противокорабельные действия;
  • нанесение ударов по береговым объектам;
  • выполнение минных постановок;
  • радиоэлектронная разведка и мониторинг тактической обстановки в районе боевых действий (или районе потенциальных боевых действий);
  • прямая поддержка действий надводных кораблей (в том числе, );
  • скрытная высадка на побережье противника ударно-диверсионных групп.

В соответствии с решаемыми задачами изменилось оружие АПЛ типа "Virginia". От использования 8 торпедных аппаратов как на АПЛ типа "Seawolf отказались и вернулись к 4 ТА и 12 вертикальным пусковым установкам крылатых ракет "Tomahawk". Также было решено вернуться к торпедным аппаратам старого калибра (533 мм). При этом для стрельбы по малошумным целям, действующим на мелководье (дизель-электриче­ские ПЛ), предполагалось использовать "легкие" торпеды малого калибра (324 мм, типа Мк. 50 или Мк. 54 LHT). Стрельба этими торпедами, разраба­тывавшимися для использования с авиационных и надводных носителей, должна была осуществляться по методу "самовыхода".

Для решения задачи радиоэлектронной разведки и мониторинга обстановки в районе боевых действий АПЛ типа "Virginia" оснащаются новыми средствами РЭБ, выдвижные устройства которых выполнены в модульном исполнении без прохода внутрь прочного корпуса корабля.

Для обеспечения скрытной высадки ударно-диверсионных групп на занятое противником побережье в конструкцию АПЛ типа "Virginia" включена девятиместная шлюзовая камера, обеспечивающая выход и прием водолазов и бойцов сил спецподразделений при нахождении АПЛ в подводном положении (на глубинах, обеспечивающих проведение та­ких операций). Шлюзовая камера размещена в верхней части кофферда­ма, образованного двумя плоскими переборками, отделяющими первый отсек АПЛ (ГКП, выгородка ТРВ, РЭВ, вероятно, АБ) от второго (жилого отсека). Вероятно, шлюзовая камера может использоваться не только для выхода и приема водолазов, но и в качестве средства аварийного поки­дания ПЛ, лежащей на грунте. Также как на АПЛ предыдущих типов ("Los Angeles" и "Seawolf") люк шлюзовой камеры АПЛ типа "Virginia" обору­дован комингс-площадкой для посадки спасательного аппарата и может использоваться для выхода подводников из затонувшей лодки методом свободного всплытия.

Кроме шлюзовой камеры в конструкции АПЛ типа "Virginia" предусмо­трены также специальные хранилища для оборудования и снаряжения сил спецопераций, размещенные в ограждении выдвижных устройств. Размещение команд спецопераций на борту АПЛ предусмотрено в вы­городке ТРВ, которая в отличие от лодок предыдущих типов обладает большими возможностями по изменению конфигурации (в выгородке могут размещаться до 41 чел.). Также, как АПЛ типа "Los Angeles", лодки типа "Virginia" могут транспортировать сухие палубные ангары DDS (на комингс-площадке шлюзовой камеры) и аппараты для доставки подраз­делений амфибийных сил ASDS (на комингс-площадке кормового ава­рийно-спасательного люка).

С целью эффективного решения противолодочной задачи АПЛ типа "Virginia" оснащены мощным гидроакустическим комплексом. В состав гидроакустического вооружения АПЛ типа "Virginia" входит гидроакусти­ческий комплекс с носовой ГАС AN/BQQ-10, прошедший проверку на АПЛ типа "Seawolf". Использование этого комплекса гидроакустики на лодках типа "Virginia", вероятно, определяется не только желанием сократить затраты на создание нового РЭВ, но и необходимостью уменьшить риск срыва программы постройки новых лодок. Однако это решение, веро­ятно, привело к определенным трудностям. Диаметр корпуса АПЛ тип "Virginia" заметно меньше диаметра лодок типа "Seawolf (10,4 вместо 12,9 метра, т.е. на 2,5 метра меньше), что неизбежно должно было привести к необходимости большей полноты носовой оконечности.

Проблемы, с которыми, в частности, столкнулись ВМС США на ис­пытаниях головной АПЛ "Seawolf", привели к дальнейшим изменениям в составе гидроакустического вооружения АПЛ типа "Virginia": от при­мененных на АПЛ "Seawolf" бортовых широкоапертурных гидроакусти­ческих антенн (AN/BQG-5D) отказались в пользу облегченного образца AN/BQG-5A.

Требование по использованию АПЛ типа "Virginia" в районах с малы­ми глубинами, где минная опасность существенно выше, потребовало дальнейшего совершенствования активных средств гидроакустического наблюдения. В архитектурном облике АПЛ типа "Virginia" это выразилось в появлении заметного "подбородка" в носовой оконечности, в котором размещена новая антенна активной ГАС. Имея высокую разрешающую способность, эта антенна позволяет АПЛ не только уверенно маневри­ровать вблизи неровного грунта, но и осуществлять поиск заякоренных мин, установленных над грунтом. Возможности антенны, размещенной в "подбородке", дополняются антенной, размещенной в носовой части ограждения (поиск мин в толще воды).

Состав протяженных гидроакустических буксируемых антенн АПЛ типа "Virginia", вероятно, также несколько изменится. Их будет также две: "толстая" антенна ТВ-16, размещенная в ангаре по правому борту вдоль прочного корпуса, аналогично АПЛ типа "Los Angeles" и "Seawolf" и "тонкая" антенна, которая должна прийти на замену антенне ТВ-29 (вероятно, антенна ТВ-29А). Планировавшаяся ранее антенна TB-29 была отклонена из-за неприемлемо высокой цены.

Кроме перечисленных гидроакустических средств АПЛ типа "Virginia" оснащаются приемниками системы Acoustic Threat Detection System (аку­стическая система обнаружения угрозы).

Стремление проектантов АПЛ типа "Virginia" создать корабль, способ­ный полностью контролировать окружающую подводную обстановку по всем направлениям, не увенчалось успехом, но в этом направлении им удалось добиться определенного прогресса.

Преемственность проектных подходов, реализованных на АПЛ типа "Virginia", АПЛ типа "Los Angeles" и типа "Seawolf" отчетливо проявляется в наружном облике последней серии АПЛ. Также как на АПЛ типа "Seawolf ограждение лодки "Virginia" сильно смещено в направлении носа, а по­грузка торпедного боезапаса осуществляется через торпедо-погрузочный люк, расположенный в корму от ограждения.

С лодками типа "Los Angeles" АПЛ "Virginia" сближает размещение в носовой оконечности контейнеров крылатых ракет "Tomahawk", однако их установка внутри ЦГБ выполнена по несколько иной схеме. Если на АПЛ типа "Los Angeles" контейнеры были установлены в четыре ряда па­раллельно диаметральной плоскости корабля (по два ряда на борт), то на лодках типа "Virginia" четыре носовых контейнера (по два на борт) разне­сены более широко, чем ближние к ДП кормовые контейнеры. Это может указывать на размещение в этой части носовой оконечности каких-либо прочных конструкций (например, продолжения шахты носовой сфери­ческой капсулы ГАК).

Конструктивно близко к АПЛ типа "Seawolf" и последним АПЛ типа "Los Angeles" реализована кормовая оконечность АПЛ типа "Virginia", в которой сохранена схема кормового оперения и водометный движитель-ный комплекс, аналогичный примененному на АПЛ "Seawolf". Также как на лодках типа "Seawolf" выполнено и ограждение выдвижных устройств, имеющее в носовой части обтекатель для уменьшения подпорного вихря. Использованы в проекте АПЛ типа "Virginia" и технические решения по убирающимся носовым горизонтальным рулям.

Удовлетворить требования по стоимости АПЛ типа "Virginia" (обе­спечить стоимость АПЛ, близкую к стоимости АПЛ типа "Los Angeles") не удалось. В декабре 1996 года были установлены следующие стоимости АПЛ этого типа: головная - 3,272 млрд. долл., вторая - 2,543 млрд. долл., третья - 2,093 млрд. долл., четвертая - 2,112 млрд. долл.

Программа постройки лодок типа "Virginia" подвергается критике не только из-за существенного роста стоимости лодок, но и из-за их недоста­точно высоких боевых качеств. При водоизмещении АПЛ типа "Virginia", составляющем ок. 85% от водоизмещения АПЛ "Seawolf, их стоимость приблизительно такая же, суммарный боезапас составляет приблизитель­но 2/3 от боезапаса лодок типа "Seawolf, мощность торпедного залпа - 50% от залпа "Seawolf. Кроме того, лодки типа "Virginia" хуже приспосо­блены к действиям в Арктике и имеют меньшую глубину погружения.

Работы над совершенствованием АПЛ типа "Virginia" продолжаются. Планами предусмотрен переход на схему полного электродвижения на серийных АПЛ (пока не известно, с какого корпуса), рассматриваются ва­рианты с применением конформных гидроакустических антенн, ведутся работы по созданию новых датчиков и оборудования. Предполагается, что лодки типа "Virginia", также как лодки предшествующих проектов, будут строиться подсериями, в которых будут внедряться более совер­шенные системы и комплексы. Этому должно способствовать модульное построение корабля и его подсистем (в первую очередь, РЭВ).

Головная лодка типа «Вирджиния» SSN-774 вошла в строй в 2004 году. В настоящее время в ВМС США имеется 8 АПЛ типа «Вирджиния», всего планируется построить 30 подлодок этого типа.

Тактико-технические характеристики АПЛ типа «Вирджиния»:

  • тип корабля – по российской классификации: многоцелевая атомная подводная лодка, торпедная с крылатыми ракетами (МПЛАТАРК), по классификации НАТО: SSN (Ship Submarine Nuclear);
  • скорость подводная – 25 узлов;
  • предельная глубина погружения – 250 м;
  • автономность плавания – неограниченная;
  • экипаж – 134 человека;
  • подводное водоизмещение – 7925 т.;
  • длина – 114,8 м;
  • вооружение – 12 ракетных шахт, 4 торпедных аппарата калибра 533 мм.

Что будет, если две лучшие субмарины мира отправятся на войну? Многоцелевые АПЛ проекта 885 «Ясень» против американских субмарин типа Virginia, являющимися основой подводных сил США.

Атомные подводные лодки ведущих держав постоянно занимаются поисками друг друга или иных целей, и в любой момент готовы использовать имеющееся на борту вооружение. К счастью всей планеты, подлодкам сверхдержав даже в период Холодной войны ни разу не пришлось атаковать чужие субмарины, что позволило избежать крупнейшего конфликта и сохранить хрупкий мир. Тем не менее, тема сравнения характеристик и возможностей подводных сил разных стран по-прежнему привлекает внимание как общественности, так и специалистов или прессы.

14 июня известное американское издание The National Interest опубликовало в рубрике The Buzz очередную статью за авторством военного эксперта Кайла Мизоками. Публикация традиционно получила громкий и броский заголовок, раскрывающий ее суть: «Russia vs. America Underwater: What if the World’s Two Best Submarines Went to War?» – «Российские и американские подводные силы: что, если две лучшие субмарины мира отправятся на войну?» Нетрудно догадаться, что темой статьи стало сравнение лучших многоцелевых атомных подводных лодок России и Соединенных Штатов.

Статья К. Мизоками получила небольшое предисловие, фактически представляющее собой набор цитат из середины материала. Перед «телом» статьи были вынесены некоторые тезисы о разнице вооружений и боевых преимуществах одной из рассматриваемых подлодок, о более высоких ходовых качествах и скрытности другой. Кроме того, в предисловие вынесли рассуждения автора о модернизационном потенциале техники. Тем не менее, рассмотрим статью The National Interest по порядку.

К. Мизоками начинает свой материал смелым, хотя и очевидным тезисом: из Холодной войны подводные силы военного флота Соединенных Штатов вышли бесспорными «хозяевами подводного царства». Элита подводных сил мира, оснащенная исключительно субмаринами с ядерными энергетическими установками, наблюдала за тем, как мощный и сопоставимый советский подводный флот постепенно разрушался. Независимая Российская Федерация не могла сохранять и обслуживать имевшуюся группировку подлодок.

В течение двух десятилетий подводные лодки США господствовали в Мировом океане, но теперь из глубины поднялся новый соперник. Новый вызов американскому превосходству выглядел весьма знакомым, хотя и изменившимся за два десятилетия развития. Впрочем, несмотря на это, он имел длинную и смертоносную «родословную». Как же, спрашивает автор, эти выскочки – многоцелевые АПЛ проекта 885 «Ясень» – смогут сравниться с американскими субмаринами типа Virginia, являющимися основой подводных сил США?

Автор напоминает, что разработка проекта 885 началась еще в середине восьмидесятых годов прошлого века и велась конструкторским бюро «Малахит» (ныне СПМБМ «Малахит») – одним из трех основных создателей советских подводных лодок. Строительство головной лодки проекта, получившей имя «Северодвинск», стартовало в 1993 году на предприятии «Севмаш». В связи с нехваткой финансов строительство самым серьезным образом затянулось, и лодку спустили на воду только в 2010 году. В 2013-м она была включена в состав ВМФ России.

Лодки «Ясень» имеют общую длину 390 футов (около 118 м) и полное водоизмещение 13800 т. В экипаж входит всего 90 человек, что заметно меньше экипажей американских субмарин аналогичного назначения. К. Мизоками предполагает, что подобное сокращение экипажа может быть связано с широким применением автоматизированных систем управления. Внешне подлодки «Ясень» напоминают более ранние корабли проекта 971 «Щука-Б» (Akula-class), однако отличаются иными пропорциями корпуса. Так, позади рубки на новых лодках располагается ракетный отсек с вертикальными пусковыми установками.

Как сообщает авторитетный справочник Combat Fleets of the World, подлодка «Северодвинск» оснащена ядерным реактором ОК-650КПМ мощностью 200 МВт. Такая энергетическая установка хорошо подходит для подобной лодки. В частности, она позволяет субмарине развивать скорость до 16 узлов на поверхности и до 31 узла под водой. При этом автор отмечает, что в некоторых источниках указываются более высокие характеристики. Согласно им, максимальная скорость «Ясеня» под водой достигает 35 узлов, а на 20 узлах подлодка может ходить с минимальным шумом.

По данным К. Мизоками, основой средств обнаружения «Северодвинска» является гидроакустический комплекс «Иртыш-Амфора». Главный его элемент – крупная носовая сферическая антенна. Основной комплекс дополняется несколькими гидроакустическими приборами, распределенными по всему корпусу, а также буксируемой кормовой антенной. Для навигации и поиска различных объектов в надводном положении проектом 885 предлагается использовать радиолокационную станцию МРК-50 «Альбатрос». Также на борту имеются средства радиоэлектронной борьбы.

Подводные лодки типа «Ясень» оснащаются восемью торпедными аппаратами: четыре имеют калибр 533 мм, другие четыре – 650 мм. Торпедные аппараты могут использоваться для запуска оружия разных классов. Прежде всего, это самонаводящиеся торпеды. Кроме того, они совместимы с ракетами 3М54 Klub («Калибр»). Возможно использование ракет, предназначенных для поражения наземных целей, кораблей или подлодок противника.

Для получения еще более высокой огневой мощи подлодка «Северодвинск» оснащена вертикальными пусковыми установками для ракет. 24 таких устройства располагаются в центральном отсеке корпуса позади рубки. Каждая из установок предназначается для перевозки и запуска противокорабельной ракеты П-800 «Оникс». Последняя комплектуется прямоточным реактивным двигателем, обеспечивающим сверхзвуковую скорость полета.

Далее автор The National Interest переходит к рассмотрению американского «конкурента» российских подлодок проекта 885 – многоцелевых атомных субмарин типа Virginia. Он напоминает, что проект «Вирджиния» разрабатывался в качестве более выгодной альтернативы многоцелевым АПЛ типа Seawolf. Субмарины «Сивулф» отличались хорошими характеристиками и высоким потенциалом, но оказались слишком дорогими. Из-за этого было построено лишь три лодки, после чего было принято решение о массовом строительстве кораблей проекта Virginia, которые теперь имеют все шансы стать основой подводных сил Соединенных Штатов.

Подлодки «Вирджиния» имеют длину 377 футов (115 м) и лишь на несколько метров короче «Ясеней». При этом, однако, их водоизмещение едва ли не вдвое меньше. Американские субмарины отличаются более крупным экипажем – 113 человек. Главным элементом энергетической установки является атомный реактор типа General Electric SG9 мощностью 20 МВт. Основной задачей реактора является выработка энергии для ходового электромотора, связанного с водометным движителем.

По имеющимся данным, доступным американскому эксперту, подлодки Virginia в надводном положении способны развивать скорость до 25 узлов. Под водой максимальная скорость достигает 35 узлов. Также К. Мизоками отмечает, что в подводном положении на скорости 25 узлов АПЛ «Вирджиния» производит столько же шума, сколько и более старая лодка типа Los Angeles у причала.

Как и в случае с российским «конкурентом» в лице «Ясеня», основным средством наблюдения американской подлодки является мощный гидроакустический комплекс BBQ-10 с крупной сферической антенной, расположенной в носовой части корпуса. Тем не менее, по мере развития проекта были внедрены новые устройства. Начиная с серии Block III, «Вирджинии» комплектуются новым гидроакустическим комплексом, использующим подковообразную антенну с увеличенными секторами слежения.

Основной ГАК дополняется дополнительными устройствами типа Light Weight Wide Aperture Arrays (LWWAA), размещенными на бортах корпуса. Система LWWAA, как утверждается, отличается повышенным потенциалом в деле поиска дизель-электрических подлодок. Слежение за задней полусферой осуществляется при помощи буксируемой антенны TB-29(A). Последний элемент гидроакустических систем – высокочастотная станция, необходимая для поиска морских мин в непосредственной близости от корабля.

Для использования торпедного или ракетного вооружения на лодках Virginia предусматриваются только четыре торпедных аппарата калибром 533 мм. Основным боеприпасом для этих систем являются тяжелые самонаводящиеся торпеды Mk.48 Advanced Capability (ADCAP). Это оружие может применяться как для атаки надводных кораблей, так и для уничтожения подводных лодок. Корабли противника предлагается уничтожать и при помощи управляемых ракет UGM-84 Sub-Harpoon, так же запускаемых через торпедные аппараты.

Ранние версии проекта Virginia предусматривали установку 12 вертикальных пусковых установок для крылатых ракет различного назначения семейства BGM-109 Tomahawk. В модернизированном варианте проекта Block III подобные средства хранения и запуска ракет заменили барабанными пусковыми установками с аналогичным боекомплектом. Проект Block IV сохраняет такое же вооружение, а в ходе следующей модернизации планируется значительно увеличить запас крылатых ракет. Каждая АПЛ Virginia Block V сможет нести по 40 «Томагавков».

К. Мизоками отмечает, что на момент передачи флоту подлодки «Северодвинск» в серийном строительстве находились американские субмарины типа Virginia Block III. Именно с ними он предлагает сравнивать новейшую российскую лодку. И тут же автор задает вопрос: кто победит в головокружительном противостоянии «Ясеня» и «Вирджинии»? Оба рассматриваемых корабля на данный момент являются вершиной развития подводных флотов своих стран, и потому могут сравниваться без каких-либо дополнительных оговорок.

В первую очередь, автор издания The National Interest рассматривает ходовые качества подлодок. Он отмечает, что «Северодвинск» немного медленнее, но зато может погружаться глубже «Вирджинии». Так, в свою очередь, развивает более высокие скорости, но может погрузиться только на 488 м. К. Мизоками предполагает, что использование нового гидроакустического комплекса Big Aperture Bow даст американской лодке определенные преимущества в деле обнаружения конкурента.

Что касается систем вооружения, то, по мнению американского специалиста, обе подлодки примерно равноценны, хотя и имеют в этом отношении заметные различия. К примеру, на вооружении «Северодвинска» имеется противолодочная ракета комплекса «Калибр». С ее помощью подлодка может быстро доставить к субмарине противника легкую самонаводящуюся торпеду. С точки зрения способов боевой работы, такое оружие, как указывает К. Мизоками, напоминает американский противолодочный комплекс UUM-44 SUBROC, снятый с вооружения в конце восьмидесятых.

Автор заявляет, что подлодки типа Virginia отличаются от «Ясеней» меньшей шумностью и наличием более совершенного гидроакустического комплекса. В условиях подводной войны такое сочетание характеристик является решающим. Благодаря преимуществам в этой сфере американская лодка способна скрытно передвигаться и находить российского противника раньше, чем тот сможет обнаружить ее. В то же время, К. Мизоками отмечает, что за «Северодвинском» остается преимущество в виде большей скорости реакции. При внезапном обнаружении цели он сможет быстрее атаковать ее с использованием сверхзвуковых противолодочных ракет.

Также утверждается, что гидроакустические системы подлодок «Вирджиния» могут совершенствоваться при помощи регулярных обновлений программного обеспечения. Американский автор полагает, что российский проект 885 и комплекс «Иртыш-Амфора» не имеют такой возможности. Кроме того, он считает, что снижение шумности «Ясеня» является весьма трудной задачей для российского военного кораблестроения. В итоге, К. Мизоками отдает победу в этом «раунде» американской субмарине.

Автор статьи «Russia vs. America Underwater: What if the World’s Two Best Submarines Went to War?» справедливо замечает, что в реальности соперничество двух подлодок ведущих стран, скорее всего, будет вестись с использованием беспилотных аппаратов разных классов и типов, а также других систем различного назначения и самых разных новых технологий. Кроме того, он напоминает, что даже после окончания Холодной войны военно-морские силы США продолжали развитие подводного флота. Особое внимание этому роду войск, как и всем остальным, стали уделять после трагических событий сентября 2001 года.

Соединенные Штаты вновь начинают рассматривать возможность начала полномасштабного вооруженного конфликта, в том числе с использованием подводных сил военного флота. В таком случае, вероятнее всего, американским субмаринам вновь придется столкнуться с вероятным противником в лице подводных лодок военно-морского флота России.

Эмпирическое сравнение различных образцов оружия или техники, проводимое исключительно при помощи оглашенных данных, является весьма специфическим делом, которое к тому же нередко заканчивается сомнительными выводами. Итоги подобной затеи могут быть еще хуже, если сравнивающий использует ошибочную информацию. Нельзя не отметить, что в статье «Russia vs. America Underwater: What if the World’s Two Best Submarines Went to War?» издания The National Interest присутствуют довольно грубые ошибки, способные самым серьезным образом повлиять на итоговые выводы.

Так, Кайл Мизоками пишет, что АПЛ «Северодвинск» оснащена восемью торпедными аппаратами калибра 533 и 650 мм. При этом давно известно, что на лодках «Ясень» устанавливается по 10 аппаратов калибром 533 мм. Эти устройства находятся на бортах корпуса и пригодны для использования торпед УСЭТ-80 либо ракет «Калибр». Не вполне правильно описаны и ракетные пусковые установки. Дело в том, что «Ясени» несут не 24, а всего лишь 8 вертикальных пусковых установок. Тем не менее, каждая из них принимает несколько ракет. Из-за этого, в частности, боекомплект может состоять из 24 ракет типа «Оникс».

Прочие оценки и предположения, опубликованные в The National Interest, тоже могут быть поводом для критики, обвинений в необъективности или ангажированности и т.д. Тем не менее, не стоит забывать, что подобный формат статьи, подразумевающий исключительно умозрительные сравнения и неоднозначные выводы на основе тех или иных отрывочных сведений, по определению не позволяет получить желаемую объективность, и итоговый «вердикт» в любом случае не способен претендовать на истину в последней инстанции.

Тем не менее, очередная попытка сравнения российских и американских подлодок представляет определенный интерес и стоит внимания. При этом, несмотря на все проблемы, можно признать, что в одном американский автор был прав: проекты многоцелевых атомных субмарин 885 «Ясень» и Virginia Block III на данный момент действительно являются вершиной развития подводного флота двух ведущих стран мира.

Статья «Russia vs. America Underwater: What if the World’s Two Best Submarines Went to War?»

После холодной войны подводный флот США стал неоспоримым хозяином морских глубин. Элитные, полностью атомные подводные силы Америки наблюдали за тем, как субмарины их некогда грозного советского противника тихо ржавеют у причалов, так как новая страна Российская Федерация была не в состоянии их обслуживать и поддерживать.

Прошло более 20 лет подводного господства Америки, и вот из глубин поднялся новый соперник. Он немного знаком нам, процесс его создания длился почти два десятилетия, и это весьма необычный вызов американскому военно-морскому превосходству, хотя данный соперник обладает длинной и смертельно опасной родословной. Так как же этот новый-старый выскочка, российская подводная лодка проекта «Ясень», выглядит на фоне главной опоры подводных сил Америки субмарины типа «Вирджиния»?

Концепция лодки проекта «Ясень» была разработана в начале 1980-х годов центральным конструкторским бюро «Малахит», входившим в тройку главных КБ по проектированию подводных лодок. Строительство первой субмарины под названием «Северодвинск» началось в 1993 году на предприятии «Севмаш», но из-за нехватки финансирования оно задержалось почти на 10 лет. «Северодвинск» спустили на воду в 2010 году, а в состав флота лодка вошла в 2013 году.

Лодка проекта «Ясень» имеет в длину 120 метров, а ее водоизмещение составляет 13 800 тонн. Экипаж субмарины составляет всего 90 человек, гораздо меньше, чем у американских аналогов, что говорит о высокой степени автоматизации. Внешне она напоминает субмарины более раннего проекта «Акула» , но боевая рубка у нее гораздо ближе к носу. А еще у этой лодки есть горб, где размещаются установки вертикального пуска. Как пишет авторитетное издание Combat Fleets of the World, «Северодвинск» оснащен ядерным реактором ОК-650КПМ на 200 мегаватт. Он обеспечивает лодке скорость до 16 узлов в надводном положении и 31 узел в подводном, и имеет длительный срок службы. , скорость у субмарины немного больше, составляя 35 узлов, и она может бесшумно идти под водой на скорости 20 узлов.

«Северодвинск» имеет гидроакустический комплекс «Иртыш-Амфора» с габаритной сферической антенной, гидроакустические антенные решетки по бокам и буксируемую антенную решетку для поиска в задней полусфере. На лодке установлена радиолокационная станция МРК-50 «Альбатрос» для навигации и надводного поиска. А еще у нее есть комплекс радиоэлектронного обеспечения / противодействия.

Контекст

Российские подлодки не имеют равных

Echo24 13.09.2016

Французские подлодки дали утечку

Русская служба RFI 24.08.2016
Вооружение подводной лодки состоит из четырех стандартных 10533-мм торпедных аппаратов и четырех торпедных аппаратов диаметром 650 миллиметров. В них могут размещаться самонаводящиеся торпеды и ракеты 3M54 «Калибр» в противокорабельной, наземной и противолодочной версии. Для еще большего усиления огневой мощи «Ясени» оснащены системами вертикального пуска ракет, которые размещаются позади рубки. В них используются сверхзвуковые противокорабельные ракеты П-800 «Оникс» с прямоточным воздушно-реактивным двигателем.

Подводная лодка типа «Вирджиния» разрабатывалась как недорогой вариант на замену недолговечной субмарине «Сивулф». Эта лодка обладала великолепными характеристиками, но была невероятно дорогостоящей. В этом смысле «Вирджиния» оказалась весьма успешной и превратилась в главный корабль подводных сил ВМС США.

Имея в длину 115 метров, «Вирджиния» всего на пять метров короче «Ясеня». Однако водоизмещение у нее в два раза меньше. Экипаж лодки 113 человек, а в качестве силовой установки на ней используется ядерный реактор типа GE S9G, который приводит в действие не обычный винт, а две турбины и
гребной винт в кольцевом обтекателе. Скорость лодки в надводном положении 25 узлов, а под водой 35. На скорости 25 узлов «Вирджиния» такая же бесшумная, как и лодка типа «Лос-Анджелес», но стоящая у стенки.

Как и на российской субмарине, главная гидроакустическая станция на «Вирджинии» сферическая, и размещается она в носовой части. Но начиная с серии «Блок III», гидроакустическая станция BQQ-10 заменена на широко-апертурную, которая также размещается в носу. Их дополняют антенные решетки по правому и левому борту, относимые к типу легковесных широко-апертурных. Они состоят из двух комплектов оптоволоконных акустических датчиков по три в каждом. Такие антенные решетки очень хорошо обнаруживают дизель-электрические подводные лодки. С кормы поиск и обнаружение обеспечиваются буксируемой пассивной антенной решеткой TB-29(A). И наконец, высокочастотная гидроакустическая антенная решетка позволяет «Вирджинии» обнаруживать мины и уклоняться от них.

У этой лодки всего четыре 533-мм торпедных аппарата, обеспечивающих пуск тяжелых самонаводящихся торпед Mk.48 (ADCAP) , которые применяются против надводных кораблей и подводных лодок. У нее на вооружении также имеются противокорабельные ракеты UGM-84 Sub-Harpoon. В ранних версиях субмарины в вертикальных пусковых установках использовались 12 ракет «Томагавк, но в серии «Блок III» им на смену пришли 2 пусковых установки револьверного типа с тем же количеством «Томагавков». На лодке «Вирджиния» серии «Блок V» количество пусковых установок будет увеличено, и тогда каждая субмарина сможет нести на борту до 40 «Томагавков».


© РИА Новости, Пресс-служба ОАО "ПО "Севмаш"

Кто же победит в случае прямого столкновения между «Вирджинией» «Блок III» и «Северодвинском»? Обе подводные лодки стали вершиной технической мысли и развития технологий в своих странах, и силы у них примерно равны. «Северодвинск» немного медленнее, но он глубже погружается. «Вирджиния» быстрее, но как сообщается в Combat Ships of the World, ее корпус прошел испытания на максимальной глубине 488 метров. У нее наверняка есть ряд преимуществ в гидролокации, что объясняется установкой широко-апертурных ГАС.

Что касается вооружения, то две лодки примерно равны, хотя у «Северодвинска» есть противокорабельная версия ракеты 3M54 «Калибр», что позволяет ей быстро наносить удар легкой торпедой, доставляемой к цели этой ракетой. Этим она чем-то напоминает снятую с вооружения американскую ракету подводного пуска.

«Вирджиния» тише российской подлодки, и у нее лучше гидролокационная станция. В ходе подводной войны это непобедимое сочетание. Лодка может перемещаться и следить за целями таким образом, что это выдаст «Северодвинск». Но в пользу «Северодвинска» говорит то, что он со своими противолодочными ракетами быстрее реагирует на внезапно появляющиеся цели. Но в ближайшем будущем эффективность ГАС «Вирджинии» повысится за счет регулярного обновления программного обеспечения. На «Северодвинске» такое обновление может оказаться невозможным, да и меры по снижению шумности этой лодки осуществить будет непросто. В целом, преимущество следует отдать «Вирджинии».

В долгосрочной перспективе соперничество между двумя субмаринами может привести к включению в их состав подводных необитаемых аппаратов и прочих образцов новой техники. После окончания холодной войны и даже после 11 сентября Соединенные Штаты не уделяли особого внимания войне подводных лодок. Но поскольку США сейчас вновь придают повышенное значение войне между крупными державами, и в частности войне подводных лодок, американские субмарины наверняка снова обгонят своих российских конкурентов.

Кайл Мизоками живет и работает в Сан-Франциско, пишет на темы обороны и национальной безопасности. Его статьи публикуются в таких изданиях как Diplomat, Foreign Policy, War is Boring и Daily Beast. Он также является одним из учредителей блога Japan Security Watch, посвященного вопросам обороны и безопасности.

Будущее ВМС США в самой современной подводной лодке США класса «USS Virginia » оснащенной новейшими технологиями, способной подплывать к самому берегу и тайно следить за сведениями потенциальных врагов и быть в готовности нанести ответный удар несокрушимой силы. Атомные подводные лодки класса «USS Virginia » представляют совершенно новый класс подводного флота США. Самые современные и самые разносторонние субмарины в мире и обладают ошеломляющими способностями. Первая подводная лодка в серии под названием «USS Virginia » (SSN-744) была заложена в сентябре 2000 года, спущена на воду 16 августа 2003 года, а введена в эксплуатацию 23 октября 2004 года.

Это один большой склад оружия. Подлодка « USS Virginia » может устраивать разрушительные атаки , используя торпеды, может посылать крылатые ракеты на расстояние до 1500 км с высокой точностью, а чтобы избежать встречи с потенциальным противником современная подводная лодка способна погружаться под воду на глубину до 250 м. Этот класс подводной лодки стоит на голову выше других за счет потрясающей способности следить. Ее прозвали «идеальным наблюдателем» и на то есть причина подводные лодки США класса «USS Virginia » обладают самыми сложными сенсорами, которые когда-либо устанавливались на американские субмарины.

Атомные подводные лодки оснащены новейшей системой навигации, которая позволяет точно проходить по мелководью и определять точные координаты. Субмарина «USS Virginia » это морской обитатель внушительных размеров. Такое «морское чудовище» спокойно передвигается под водой благодаря динамической силе, которую придает ядерный реактор. План его работы держится в строжайшем секрете. Известно то, что двигатель вырабатывает колоссальное количество энергии. Компактный ядерный реактор превращает морскую воду в пар. Перегруженный пар вращает массивные турбины, которые в свою очередь заставляют субмарину двигаться вперед. Кроме этого ядерная энергетическая установка вырабатывает электроэнергию всем приборам и оборудованию на этом подводном корабле оснащенным самой современной техникой. Реактор рассчитан на 30 лет работы, а это значит, что за весь срок службы современную подводную лодку не надо будет заправлять.

Сегодня атомные подводные лодки класса «USS Virginia » это история поразительного успеха. Подводный флот США располагает двумя основными видами субмарин: глубоководные океанские баллистические подводные лодки, у которых одна стратегическая задача доставлять ядерный заряд в любую точку мира; другой вид это лодки-охотники созданные для нападения и молниеносного уничтожения силы противника. Последние созданы передвигаться быстро и поражать вражеские корабли и суда, доставлять в место военных действий крылатые ракеты и миротворческий контингент.

современная подводная лодка «USS Virginia»

проект современной подводной лодки

строительство 774 « USS Virginia »

современная подводная лодка « USS Virginia » испытания

первая атомная подводная лодка класса « USS Virginia »

USS New Hampshire»

современная подводная лодка « USS North Carolina»

перед боевым походом


До атомной подводной лодки «USS Virginia » вершиной военного кораблестроения считалась субмарина класса «Seawolf ». Подводный боевой корабль был разработан во времена холодной войны для потенциальных глубоководных сражений против мощного советского флота, но в начале 90-х политический климат драматически изменился, и почти за одну ночь рухнуло государство под названием СССР. Главный враг США просто исчез, дорогостоящая гонка вооружений между двумя сверхдержавами больше не была актуальна. В этом новом смелом мире совершенно естественным оказалось то, что военный бюджет стран был урезан и атомные подводные лодки класса «Seawolf » были уже не нужны. Но к концу 90-х у США и их союзников появились новые враги - маленькие террористические группировки. Они заставили заново пересмотреть военное руководство о выделении средств из бюджета. А какой смысл в многочисленном подводном флоте , если у террористов нет морской силы. Сегодня военно-морские силы должны быть лучше информированы о возникновении врага из не откуда. Поэтому в 1995 году правительство США пришло к выводу о создании нового класса атомных подводных лодок. Но подводный флот поставил жесткие условия разработчикам субмарины. Новый класс подводной лодки должен обладать исключительными способностями слежения, они должны преодолевать мелководье с исключительной точностью, они должны оставаться в неподвижном состоянии несколько дней в независимости от подводных течений и положения плавучего якоря. Современная субмарина должна обладать хитроумной маневренностью и исчезать под водой на период до трех месяцев без всплытия. Этим требованиям соответствуют атомные подводные лодки класса «USS Virginia » и первые образцы были построены за меньшие бюджетные средства, чем «Seawolf ».

Современная подводная лодка «USS Virginia » стала первой конструкцией разработанная в трехмерном изображении на компьютерах, которое потом превратилось в морское судно. Программа, которая сделала возможным реализацию этого проекта, была уже проверена на предыдущих работах и применялась при разработке авиалайнеров «Боинг». Все конструктора имеют доступ к трехмерной компьютерной модели, что позволяет работать инженерам в одном и том же виртуальном пространстве одновременно. Компьютерный дизайн оказывает помощь в этом аспекте.

Будущее приемов ведения войн совершенно не четко, поэтому современная субмарин а способна адаптироваться к новым условиям. Современная тактика войны меняется, и атомные подводные лодки новых классов должны меняться вместе с ней, чтобы всегда быть на высоте. Для создания такой возможности адаптации конструкторы субмарины создали так называемый модульный дизайн, который включил в себя открытую систему архитектуры, т. е. основная конструкция состоит из больших открытых пространств. В эти пространства могут быть помещены заранее созданные модули: такие как системы оружия или гидролокационная станция. Эти модули могут быть установлены как единые системы. Они позволяют брать на борт усовершенствованные системы, при этом конструкцию подводной лодки не надо заново проектировать. Это сэкономило средства и атомные подводные лодки класса «USS Virginia » получили право на жизнь. Также благодаря беспрецедентному поступку - объединение двух судостроительных гигантов возле одного проекта «General Dynamics Electric Boat » и «Northrop Grumman Newport News » дало возможность строить атомоходы.

на борту подводной лодки « USS Virginia »

«Virginia » самая современная атомная подводная лодка в мире с технической точки зрения. Она была построена с использованием революционных методов, в результате чего было сэкономлено много средств и времени. На подлодке «Virginia » нет перископа. Вместо него она получила маску-мультисенсор и камеры, которые передают изображение со всех сторон подводного корабля. Эти сенсоры подключены к дисплею на пункте управления и впервые в истории подводного флота все кто находится на нем, могут наблюдать за происходящим на поверхности. Современная подводная лодка оснащена системой, которая позволяет воспроизвести точную картину расположения мин. Она способна находить их и производить детонирование на безопасном расстоянии. Уникальность атомных подводных л одок класса «Virginia » состоит в том, что они могут адаптироваться к мелководью. Это осуществляется благодаря точности управления. Все балластные отсеки подключены к одной центральной программе. Также благодаря этой специальной программе управления, подлодка может оставаться неподвижной, даже не смотря на течения. Для выхода водолазов с субмарины предусмотрен специальный отсек на 9 человек, а не как у других через торпедные аппараты. Малая шумность субмарины обеспечивается размещением гребного винта в трубе, которая поглощает шум, и кроме этого весь корпус покрыт слоем резины.

Первая подводная лодка настолько прекрасно прошла все ходовые испытания, что она поступила на вооружение на год раньше запланированного срока. На сегодняшний день в строю находится пять подводных лодок этого класса: « USS Virginia », « USS Texas», « USS Hawaii», « USS North Carolina», « USS New Hampshire», но всего запланировано к спуску тридцать единиц, это название некоторых из них: « USS New Mexico», « USS Missouri », « USS California», « USS Mississippi», « USS Minnesota», « USS North Dakota», « USS John Warner», «SSN-786», «SSN-787», «SSN-788», «SSN-789», «SSN-790», «SSN-791».

Атомные подводные лодки «USS Virginia » стали ярким событием в истории подводного флота США. Новые возможности позволяют этому классу подлодок быть больше чем просто военным судном для морских сражений с врагом в открытом океане. Конфликты и операции, в которых придется им участвовать, возможно, никогда не станут достоянием общественности, потому что всегда будут военные тайны.

торжественный спуск очередной подводной лодки на воду

Технические характеристики атомной подводной лодки « USS Virginia » (SSN-774):
Длина - 115 м;
Ширина - 10 м;
Водоизмещение - 7800 тонн;
Судовая силовая установка - ядерный ректор типа «S9G»;
Скорость - 25 узлов;
Глубина погружения - 250 м;
Экипаж - 134 человека;
Вооружение:
Крылатые ракеты «Tomahawk » -12;
Торпедных аппаратов 533 мм - 4;



 


Читайте:



Названия, описания и особенности зимующих птиц

Названия, описания и особенности зимующих птиц

Парфенчук Алефтина ИвановнаДолжность: педагог дополнительного образования.Учебное заведение: МАОУДО города Нижневартовска Центр детского...

Разговорный стиль речи Порядок слов в предложении свободный

Разговорный стиль речи Порядок слов в предложении свободный

Слайд 2 Научиться говорить – значит научиться строить высказывания Слайд 3 В разговорном стиле важнейшую роль играет звуковая сторона речи,...

Сочинение рассуждение на тему деньги Какое значение имеют деньги в жизни человека

Сочинение рассуждение на тему деньги Какое значение имеют деньги в жизни человека

Многие задумываться о роли денег в жизни современного человека и над вопросом можно ли быть счастливым с не большим доходом?Современный человек не...

Особенности увольнения руководителя организации

Особенности увольнения руководителя организации

Смена менеджмента компании – обычное дело в бизнес-практике. Такой шаг может быть связан с неудовлетворительными результатами работы ООО,...

feed-image RSS