Главная - Накопительная пенсия
Социальная стратификация и мобильность егэ теория. Социальная стратификация

20. Прочитайте текст и выполните задания 1 -4.

«Средние слои являются основным элементом гражданского общества и визитной карточкой современного развитого государства. Поэтому неслучаен интерес к среднему классу российских социологов, политологов и экономистов, которые ведут дискуссии относительно самого факта его существования в России, его перспектив, критериев и условий, необходимых для его развития. <...>

В целом же социальная структура российского общества представляет собой находящееся в процессе расслоения бывшее общество государственного социализма. Она имеет вид низкого треугольника с широким основанием, большую часть которого занимает слой трудящихся, а вершину - «люди власти», между ними находится немногочисленная прослойка среднего класса. В самом низу этого треугольника оказываются две новые устойчивые социальные группы людей - безработные и андеркласс (нищие, бездомные, лица без определённого рода занятий, алкоголики, наркоманы, преступные элементы и др.). <...>

Средний класс в современной России - это относительно узкий слой населения. По различным оценкам его численность колеблется в пределах 15-25 млн человек. <...>

Зарубежные аналитики при оценке принадлежности к среднему классу применяют следующие параметры: социальный статус (должность, профессия, а значит, и образовательный уровень); уровень доходов и структура потребления; наличие социальной самоидентификации; мировоззрение, структура ценностей, жизненные стандарты. Аналогичные критерии в методологическом «портфеле» и отечественных учёных» (В. Н. Соловьёв. Специфическая роль среднего класса как элемента формирующегося гражданского общества // Социально-гуманитарные знания. 2008. №4. С. 89-91.).

  1. На основании текста определите, чем обусловлен интерес российских учёных-обществоведов к феномену среднего класса?
  2. Как автор характеризует социальную структуру российского общества? Какие социальные группы её составляют?
  3. Автор отмечает, что средний класс - «это относительно узкий слой населения». Опираясь на знания обществоведческого курса, перечислите любые четыре социальные группы, которые входят в средний класс.
  4. В тексте приводятся несколько параметров, позволяющих оценить принадлежность к

среднему классу. Можно ли такие параметры, как «самоидентификация» и «уровень доходов», считать универсальными? Приведите обоснование своей точки зрения.


Урок по обществознанию по теме «Социальная мобильность» 7 класс.

Цели урока:

Обучающая: обобщение и систематизация знаний учащихся по теме “Социальная мобильность», углубление понятий «вертикальная мобильность», «горизонтальная мобильность», « социальный лифт» « маргинальность и пр.

Развивающая : формирование общеучебных навыков, способствующих успешной работе на уроках. Развитие умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по теме из текста

развитие умения сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями

развитие умения формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

Воспитательная: воспитание самостоятельности, умения искать и находить материал необходимый для принятия собственных решений, умение применять полученные знания на практике

Новые понятия: социальная мобильность, вертикальная мобильность, горизонтальная мобильность, социальный лифт.

Оборудование урока : электронная презентация « Социальная мобильность и ее виды», учебник.

Вид урока : комбинированный

Ход урока :

    Организационный момент.

    Проверка Домашнего задания (фронтальный опрос + карточки с индивидуальными заданиями).

    Мотивационно – целевой этап

На данном уроке мы рассмотрим, каким образом дифференцируется общество, что такое «социальная стратификация» и по каким критериям причисляют людей к тем или иным социальным классам. Также мы поговорим о социальной мобильности и её видах. Мы выясним, что называют социальной группой, какова классификация социальных групп.

План урока:

    Виды социальной мобильности.

    Социальные лифты и их виды.

    Социальная мобильность в современной России.

    Что такое социальная мобильность

Социальная мобильность - это изменение индивидом или группой своей социальной позиции в социальном пространстве. В научный оборот понятие было введено П. Сорокиным в 1927 г. Он выделил два основных типа мобильности: горизонтальную и вертикальную.

Вертикальная мобильность предполагает совокупность социальных перемещений, которая сопровождается повышением или понижением социального статуса индивида. В зависимости от направления перемещения различают восходящую вертикальную мобильность (социальный подъем) и нисходящую мобильность (социальное падение).

2 . Виды социальной мобильности.

Горизонтальная мобильност ь - это переход индивида от одной социальной позиции к другой, находящейся на одном и том же уровне. Примером может служить перемещение из одного гражданства в другое, из одной профессии в другую, имеющую в обществе сходный статус. К разновидностям горизонтальной мобильности часто относят мобильность географическую, которая подразумевает перемещение из одного места в другое при сохранении имеющегося статуса (переезд на другое место жительства, туризм и т.п.). Если при переезде меняется социальный статус, то географическая мобильность превращается в миграцию.

Существуют следующие виды миграции по:

характеру - трудовая и по политическим мотивам:

продолжительности - временная (сезонная) и постоянная;

территории - внутренняя и международная:

статусу - легальная и нелегальная.

По видам мобильности социологи выделяют межпоколенную и внутрипоколенную. Межпоколенная мобильность предполагает характер изменений социального статуса между поколениями и позволяет определить, насколько дети поднимаются или, наоборот, опускаются но социальной лестнице по сравнению со своими родителями. Внутрипоколенная мобильность связана с социальной карьерой, означающей изменение статуса в рамках одного поколения.

В соответствии с изменением индивидом своей социальной позиции в обществе выделяют две формы мобильности: групповую и индивидуальную. Групповая мобильность имеет место в случае, когда перемещения совершаются коллективно, и целые классы, социальные слои изменяют свой статус. Чаще всего это случается в периоды кардинальных изменений в обществе, например социальных революций, гражданских или межгосударственных войн, военных переворотов, смены политических режимов и т.п. Индивидуальная мобильность означает социальное перемещение конкретного человека и связана прежде всего с достигаемыми статусами, вто время как групповая - с предписанными, аскриптивными.

Каналами социальной мобильности могут выступать: школа, образование в целом, семья, профессиональные организации, армия, политические партии и организации, церковь. Эти социальные институты служат механизмами отбора и селекции индивидов, поставляя их в нужный социальный слой. Безусловно, в современном обществе особое значение приобретает образование, институты которого выполняют функцию своеобразного «социального лифта», обеспечивающего вертикальную мобильность. По теории Сорокина, абсолютно разными для каждого человека могут быть социальные лифты. Виды каналов мобильности населения включают в свой перечень следующие элементы: - армию; - церковь; - образование (школу); - семью; - бизнес (собственность).

Социальная мобильность может сопровождаться маргинальностью (от лат. ">Маргиналы - индивиды и группы, исключённые из системы привычных социальных связей и находящиеся на границах социальных слоев и структур.

В целом маргиналы испытывают большое психологическое напряжение и переживают своеобразный кризис самосознания, связанный с утратой социальной идентичности. У них могут проявляться такие черты, как повышенное беспокойство, возбудимость, агрессивность, стремление обойти закон и др.

Классификация маргиналов

Этномаргиналы - возникают в чужой этнической среде благодаря миграции.

Социомаргиналы - возникают в процессе незаконченного социального перемещения.

Религиозные маргиналы - возникают вне традиционных конфессий.

Экономические маргиналы - возникают в связи с потерей работы и материального благополучия.

Политические маргиналы - возникают вследствие утраты общепринятых норм и ценностей политической культуры.

Биомаргиналы - люди, чьё здоровье перестаёт быть предметом заботы со стороны государства.

Социальная мобильность - показатель степени открытости общества

Тип общества Проявление социальной мобильности

Открытое общество Высоко ценится достигаемый статус, относительно широкие возможности для перехода из одной социальной группы в другую.

Закрытое общество Предпочтение отводится предписанному статусу, затруднён переход из одной социальной группы в другую.

IV . Подведение итогов.

    Что такое социальная мобильность?

    Какие виды социальноой мобильности вы узнали.

    Что такое социальные лифты?

    Д/З п. 9, зад-е 5 стр. 58



Взрослеть в обществе, как заметил один социолог, значит все больше узнавать о том, чем же люди отличаются друг от друга, и не только как индивиды (темпераментом, внешностью и т. п.), но и как социальные типы. Иными словами, с узнаванием того, что есть дворники и доктора, начальники и подчиненные, православные и мусульмане и т. д., к человеку приходит понимание, что различия между людьми связаны не только с их личными качествами, но и с принадлежностью к той или иной группе.
Разделение общества на группы называют социальной дифференциацией. Слово «дифференциация» происходит от латинского корня, означающего «различие». Многие иссле-дователи считают, что дифференциация свойственна любому обществу. Даже в первобытных племенах выделялись груп¬пы в соответствии с полом и возрастом, с присущими им привилегиями и обязанностями. Здесь же были влиятельный и уважаемый вождь и его приближенные, а также живущие «вне закона» отверженные. На последующих этапах развития социальное расслоение усложнялось и становилось все более очевидным.
Из приведенного примера видно, что различие групп не просто предполагает наличие у них неких специфических признаков, но и выражается в их неодинаковом доступе к экономическим ресурсам общества, политической власти, образованию и другим социальным благам. В зависимости от обладания ресурсами и благами группы людей выстраиваются вдоль некой шкалы неравенства. Большая группа людей, находящаяся на определенной позиции на этой шкале, получила название страта (слой), а совокупность рас-положенных в вертикальном порядке социальных слоев - социальная стратификация.
Сам термин «стратификация» был заимствован социологами в геологии, где под ним подразумевают вертикальное расположение различных пластов горных пород. Некоторые исследователи считают, что «геологический» образ в данном случае вполне уместен, поскольку отражает само явление социальной неоднородности общества. В геологии для того, чтобы обнаружить организацию слоев, изучают срез горных пород по вертикали, а в социологии для исследования стратификации приходится проводить большую предварительную работу, чтобы выявить основные социальные группы, взаимоотношения между ними. Но не все считают, что можно проводить аналогию между структурой общества и структурой горной породы. Критики данной точки зрения подчеркивают, что спецификой социальной стратификации является то, что она отражает принцип неравенства.
Из истории и обществоведческого курса основной школы вы знаете, что ученые выдвигают различные причины возникновения неравенства. (Вспомните основные из них.) Столь же разнятся и оценки роли этого явления в развитии общества. С позиций критиков неравномерное распределение богатства между людьми, являясь результатом несправедливого общественного устройства, ведет к нарастанию социальных конфликтов в обществе, к его дестабилизации. Оно порождает слой праздных, бесполезных для общества людей. Сторонники другой точки зрения указывают на то, что неравенство стимулирует конкуренцию, усиливает стремление наиболее способных людей к продвижению на ключевые посты в обществе и государстве.
А какова ваша позиция в этом вопросе?
Устранимо ли неравенство? Ответы и на этот вопрос существенно расходятся. Например, марксистское учение об обществе исходит из необходимости и возможности уничтожения неравенства как наиболее яркого проявления социальной несправедливости. Для решения этой задачи нужно в первую очередь изменить систему экономических отношений, ликвидировать частную собственность на средства производства. В других теориях социальное расслоение также расценивается как зло, однако люди должны принимать такое положение как неизбежность. Те же, кто расценивает неравенство как положительное явление, подчеркивают, что его отсутствие (социальная однородность) приведет общество к гибели. При этом многие исследователи отмечают, что в большинстве раз¬витых стран под влиянием проводимой политики происходит уменьшение социальной поляризации, увеличиваются средние слои и сокращаются группы, относящиеся к крайним общественным полюсам. Следовательно, процессы социального расслоения поддаются определенному регулированию.
Поразмышляйте над приведенными точками зрения, по-пытайтесь соотнести их с реальными общественно-историческими процессами.
Принято различать экономическую, политическую и профессиональную стратификацию. Экономическая стратификация выражается в различии доходов, уровня жизни, в существовании богатых, бедных и средних слоев населения. Деление общества на управляющих и управляемых, политических лидеров и массу служит проявлением политической стратификации. К профессиональной стратификации можно отнести выделение в обществе различных групп по роду их деятельности, занятиям. При этом некоторые профессии считаются более престижными в сравнении с другими.

Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.

(А) Средний класс в современных западных обществах — это наиболее многочисленная часть общества. (Б) Видимо, невозможно выделить единый, универсальный критерий принадлежности к среднему классу. (В) В качестве критериев используются и уровень доходов, и стандарты потребления, и уровень образования, и способность к квалифицированному труду. (Г) Средний класс включает мелких предпринимателей, высококвалифицированных рабочих, специалистов сферы обслуживания, административный персонал, интеллигенцию и другие группы. (Д) Средний класс представляется основой стабильного развития общества.

1) фактический характер

A Б В Г Д

Пояснение.

Предложение А носит характер фактический. Здесь приведен факт принадлежности наибольшей части западного общества к среднему классу.

Предложение Б, Д оценочные, о чем говорят слова «видимо», «представляется».

В, Г - предложение теоретического характера, абстрагированное описание среднего класса, критерии определения и состав.

Ответ: 1, 2, 3, 3, 2.

Ответ: 12332

Предметная область: Социальные отношения. Социальная стратификация и мобильность, Социальные отношения. Социальные группы

(А) В Третьяковской галерее прошла выставка шедевров «Святая Русь». (Б) Посетители могли увидеть исторические свидетельства, датированные X-XIX веками. (В) Среди них - древние иконы, ювелирные изделия, живопись и шитье. (Г) По уникальности представленных экспонатов прошедшая выставка беспрецендентна.

Определите, какие положения текста носят

1) фактический характер

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

A Б В Г

Пояснение.

Фактический характер носят положения текста:(А) В Третьяковской галерее прошла выставка шедевров «Святая Русь» (Б) Посетители могли увидеть исторические свидетельства, датированные X-XIX веками, и (В) Среди них - древние иконы, ювелирные изделия, живопись и шитье.

Характер оценочных суждений носят положения: (Г) По уникальности представленных экспонатов прошедшая выставка беспрецендентна.

Ответ: 1, 1, 1, 2.

Ответ: 1112

Предметная область: Человек и общество. Искусство

(A )Нормальным называют товар,спрос на который увеличивается по мере роста доходов покупателей. (Б ) Вполне естественно, что население стремится приобретать больше высококачественного продовольствия, одежды, бытовой техники,автомобилей. (В ) Товары низшего качества покупают больше, если доходы населения падают, и от их приобретения население отказывается по мере роста доходов. (Г ) Так, с ростом доходов потребители реже ремонтируют одежду и обувь, предпочитая покупать новые, отказываются от дешёвых и не очень качественных продуктов питания. (Д ) Эту закономерность исследовал немецкий экономист Эрнст Энгель.

Определите, какие положения текста носят

1) фактический характер

2) характер оценочных суждения

3) характер теоретических утверждений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

A Б В Г Д

Пояснение.

Факт - (от лат слова factum сде­лан­ное, свер­шив­ше­е­ся). Си­но­ним по­ня­тий ис­ти­на, со­бы­тие, ре­зуль­тат. Нечто кон­крет­ное, еди­нич­ное в от­ли­чие от аб­стракт­но­го и об­ще­го. Фак­ти­че­ские пред­ло­же­ния либо вы­ра­жа­ют чув­ствен­ные дан­ное, либо вклю­ча­ют в себя ре­зуль­таты на­блю­де­ния, кон­крет­ные со­бы­тия и по­ло­же­ния. Зна­ние в форме утвер­жде­ния, до­сто­вер­ность ко­то­рых не­оспо­ри­ма. Со­бы­тия, уже про­изо­шед­шие.

Тео­ре­ти­че­ское утвер­жде­ние - утвер­жде­ние, вы­ве­ден­ное из общей тео­рии, не про­ти­во­ре­ча­щее всем осталь­ным по­ло­же­ни­ям тео­рии. Тео­ре­ти­че­ские по­ло­же­ния аб­стракт­ны, ос­но­вы­ва­ют­ся на при­ме­не­нии спе­ци­аль­ной тер­ми­но­ло­гии, де­кла­ри­ро­ва­нии общих на­уч­ных по­ло­же­ний. Может пред­став­лять собой опре­де­ле­ние по­ня­тия, опи­са­ние иде­а­ли­зи­ро­ван­но­го объ­ек­та.

Оце­ноч­ные суж­де­ния со­дер­жать оцен­ку ав­то­ра. У че­ло­ве­ка, по­зна­ю­ще­го со­ци­аль­ные факты, скла­ды­ва­ет­ся опре­де­лен­ное к ним от­но­ше­ние, вы­ра­жа­ю­ще­е­ся в со­гла­сии, по­ри­ца­нии, от­ри­ца­нии, утвер­жде­нии, под­держ­ке, со­мне­нии и т. д. Как пра­ви­ло, в тек­сте оце­ноч­ное суж­де­ние со­дер­жит сле­ду­ю­щие ре­че­вые обо­ро­ты: «на наш взгляд», «по ва­ше­му мне­нию», «с нашей точки зре­ния», «по-ви­ди­мо­му», «счи­та­лось», «пред­став­ля­лось», «как утвер­ждал», «как го­во­рил», «как от­ме­чал», «плохо», «хо­ро­шо», «оче­вид­но».

Предложения, носящие фактические характеры: ГД

Предложения носящие оценочный характер: Б

Предложения, носящие характер теоретических утверждений: А В

Ответ: 3, 2, 3, 1, 1.

Ответ: 32311

(А) В со­вре­мен­ном обществе воз­ни­ка­ют ситуации, когда че­ло­век сознательно участ­ву­ет в раз­лич­ных культурных традициях. (Б) Очевидно, они свя­за­ны с ми­гра­ци­я­ми населения, модернизацией. (В) По­след­стви­ем может стать пси­хо­ло­ги­че­ская расщеплённость, фор­ми­ро­ва­ние «расколотого» типа личности. (Г) Со­цио­ло­ги называют по­ло­же­ние такой лич­но­сти маргинальным. (Д) Опас­но­стью маргинального по­ло­же­ния является воз­дей­ствие на че­ло­ве­ка противоречащих друг другу норм и ценностей.

1) фак­ти­че­ский характер

A Б В Г Д

Пояснение.

Оценочные суж­де­ния содержать оцен­ку автора. У человека, по­зна­ю­ще­го социальные факты, скла­ды­ва­ет­ся определенное к ним отношение, вы­ра­жа­ю­ще­е­ся в согласии, порицании, отрицании, утверждении, поддержке, со­мне­нии и т.д. Как правило, в тек­сте оценочное суж­де­ние содержит сле­ду­ю­щие речевые обороты: «на наш взгляд», «по ва­ше­му мнению», «с нашей точки зрения», «по-видимому», «считалось», «представлялось», «как утверждал», «как говорил», «как отмечал», «плохо», «хо­ро­шо», «оче­вид­но».

Предложения, но­ся­щие фактические характеры: А Г

Предложения но­ся­щие оценочный характер: Б В

Предложения, но­ся­щие характер тео­ре­ти­че­ских утверждений: Д

Ответ: 1, 2, 2, 1, 3.

Ответ: 12213

Валентин Иванович Кириченко

Нет, это теоретическое утверждение, оно основываются на применении специальной терминологии, а также абстрактно.

Aлексей Моторов 06.06.2014 15:27

Предложение под буквой Г носит оценочный характер, а не фактический. Или я ошибаюсь?

Прочитайте при­ве­ден­ный ниже текст, каж­дое положение ко­то­ро­го обозначено опре­де­лен­ной буквой.

(А) Груп­па ученых во главе с А. Печетти ор­га­ни­зо­ва­ла так на­зы­ва­е­мый Римский клуб — меж­ду­на­род­ную неправительственную организацию, цель ко­то­рой — изу­че­ние проблем со­вре­мен­но­го мира. (Б) Не­кон­тро­ли­ру­е­мый рост населения, эко­ло­ги­че­ские проблемы, со­вре­мен­ные достижения науки и тех­но­ло­гии поставили про­бле­му оценки ка­че­ства социального прогресса. (В) Обостре­ние глобальных про­блем свидетельствует, на наш взгляд, о кри­зи­се современно цивилизации. (Г) В то же время допускаем, что по­пыт­ки разрешить гло­баль­ное проблемы укреп­ля­ют единство стран и народов. (Д) В ра­бо­те Римского клуба при­ни­ма­ют участие спе­ци­а­ли­сты из раз­ных стран.

Определите, какие по­ло­же­ния текста носят

1) фак­ти­че­ский характер

2) ха­рак­тер оценочных суждения

3) ха­рак­тер теоретических утверждений

Запишите в таб­ли­цу под буквой, обо­зна­ча­ю­щей положение, цифру, вы­ра­жа­ю­щую его характер.

A Б В Г Д

Пояснение.

Факт - (от лат слова factum сделанное, свершившееся). Си­но­ним понятий истина, событие, результат. Нечто конкретное, еди­нич­ное в от­ли­чие от аб­стракт­но­го и общего. Фак­ти­че­ские предложения либо вы­ра­жа­ют чувственные данное, либо вклю­ча­ют в себя резуль­таты наблюдения, кон­крет­ные события и положения. Зна­ние в форме утверждения, до­сто­вер­ность которых неоспорима. События, уже произошедшие.

Теоретическое утвер­жде­ние - утверждение, вы­ве­ден­ное из общей теории, не про­ти­во­ре­ча­щее всем осталь­ным положениям теории. Тео­ре­ти­че­ские положения абстрактны, ос­но­вы­ва­ют­ся на при­ме­не­нии специальной терминологии, де­кла­ри­ро­ва­нии общих на­уч­ных положений. Может пред­став­лять собой опре­де­ле­ние понятия, опи­са­ние идеализированного объекта.

Оценочные суж­де­ния содержат оцен­ку автора. У человека, по­зна­ю­ще­го социальные факты, скла­ды­ва­ет­ся определенное к ним отношение, вы­ра­жа­ю­ще­е­ся в согласии, порицании, отрицании, утверждении, поддержке, со­мне­нии и т. д. Как правило, в тек­сте оценочное суж­де­ние содержит сле­ду­ю­щие речевые обороты: «на наш взгляд», «по ва­ше­му мнению», «с нашей точки зрения», «по-видимому», «считалось», «представлялось», «как утверждал», «как говорил», «как отмечал», «плохо», «хо­ро­шо», «оче­вид­но».

Предложения, но­ся­щие фактические характеры: А Д

Предложения но­ся­щие оценочный характер: В Г

Предложения, но­ся­щие характер тео­ре­ти­че­ских утверждений: Б

Ответ: 1, 3, 2, 2, 1.

Ответ: 13221

Предметная область: Человек и общество. Угрозы XXI века

(A ) Социологи выделяют несколько факторов социальной мобильности. (Б ) Часть из них является объективными — государственный режим,социально-экономическая и политическая ситуация в обществе, процессы модернизации. (В ) Некоторые факторы связаны с активностью самой личности — уровень образования, карьера и др. (Г ) Но как бы ни складывались внешние обстоятельства,индивидуальна мобильность, очевидно, определяется уровнем притязаний и активностью деятельности человека. (Д ) В современном обществе у человека есть, наверное, все шансы реализовать себя достичь высокого социального положения.

Определите, какие положения текста носят

1) фактический характер

2) характер оценочных суждения

3) характер теоретических утверждений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

A Б В Г Д

Пояснение.

Факт - (от лат слова factum сделанное, свершившееся). Синоним понятий истина, событие, результат. Нечто конкретное, единичное в отличие от абстрактного и общего. Фактические предложения либо выражают чувственные данное, либо включают в себя резуль­таты наблюдения, конкретные события и положения. Знание в форме утверждения, достоверность которых неоспорима. События, уже произошедшие.

Теоретическое утверждение - утверждение, выведенное из общей теории, не противоречащее всем остальным положениям теории. Теоретические положения абстрактны, основываются на применении специальной терминологии, декларировании общих научных положений. Может представлять собой определение понятия, описание идеализированного объекта.

Оценочные суждения содержать оценку автора. У человека, познающего социальные факты, складывается определенное к ним отношение, выражающееся в согласии, порицании, отрицании, утверждении, поддержке, сомнении и т. д. Как правило, в тексте оценочное суждение содержит следующие речевые обороты: «на наш взгляд», «по вашему мнению», «с нашей точки зрения», «по-видимому», «считалось», «представлялось», «как утверждал», «как говорил», «как отмечал», «плохо», «хо­ро­шо», «оче­вид­но».

Предложения, носящие фактические характеры: А

Предложения носящие оценочный характер: Г Д

Предложения, носящие характер теоретических утверждений: Б В

Ответ: 1, 3, 3, 2, 2.

Ответ: 13322

Предметная область: Социальные отношения. Социальная стратификация и мобильность

(А) 210 млн безработных в мире насчитала Международная организация труда в 2010 году. (Б) Число безработных выросло более чем на 30 млн. (В) Исторический максимум мировой безработицы, по видимому, еще не пройден. (Г) С учетом сложившейся ситуации внесение существенных изменений в российское законодательство в области регулирования занятости населения представляется целесообразным.

Определите, какие положения текста носят

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

A Б В Г

Пояснение.

Предложения 12 - фактические. В них указывается на то что уже было, или то, что происходит.

Ответ: 1, 1, 2, 2.

Ответ: 1122

Предметная область: Экономика. Рынок труда, безработица

Гость 17.06.2012 10:33

Ключевое слово "представляется".

Основным средством борьбы с ________(А) можно назвать юридическую ответственность. Назовем ее основные признаки. Юридическая ответственность возлагается только за правонарушение, только от имени ________(Б) и предполагает использование мер ________(В). Виды юридической ответственности классифицируются в соответствии с ________(Г) права. Самый суровый вид ответственности - ________(Д), так как наступает за совершение ________(Е).

Список терминов:

A Б В Г Д Е

Пояснение.

Исходя из контекста, последовательность 296438 является единственным правильным ответом. Косвенными подсказками являются род, число и падеж слов.

Ответ: 2, 9, 6, 4, 3, 8.

Ответ: 296438

Предметная область: Право. Понятие и виды юридической ответственности

Валентин Иванович Кириченко

органами исполнительной власти государства.

·

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Социальным называется государство, служащее ________(А). Такое государство гарантирует исполнение конституционно закрепленных экономических и социальных ________(Б) граждан. Также гарантируются социальные ________(В) государства: охрана труда и здоровья граждан;выплата минимальной заработной платы; поддержка семьи, инвалидов и др. Также закреплены и другие ________(Г) социальной защиты. В современном обществе ________(Д) понимается как равенство прав и возможностей. Организационно-правовой статус Российской Федерации как социального государства закреплен действующей________(Е).

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

A Б В Г Д Е

Пояснение.

Исходя из контекста, последовательность 638592 является единственным правильным ответом. Косвенными подсказками являются род, число и падеж слов.

Ответ: 6, 3, 8, 5, 9, 2.

Ответ: 638592

(А) По данным статистики, в стране ежегодно ликвидируется более 50 тыс. малых предприятий: магазинов, парикмахерских, кафе и т. д. (Б) Очевидно, причины слишком большая конкуренция, неумение привлечь покупателя, клиента новыми потребительскими продуктами, услугами. (В) Большинство людей, открывающих свое дело, не знают подлинной конъюнктуры на рынке услуг, исходят только из своего представления о его прибыльности. (Г) Неверная оценка рынка - самая прямая дорога к разорению.

Определите, какие положения текста носят

1) фактический характер

Запишите под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

A Б В Г

Пояснение.

Предложения 1 - фактические. В них указывается на то что уже было, или то, что происходит.

Ответ: 1, 2, 2, 2.

Ответ: 1222

Предметная область: Экономика. Рынок и рыночный механизм, спрос и предлжение

Гость 12.06.2012 09:51

"Неверная оценка рынка - самая прямая дорога к разорению". Объясните, почему это характер оценочных суждений? Я не согласна. Заранее спасибо за ответ.

Анастасия Смирнова (Санкт-Петербург)

Петр Дмитриевич Садовский

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«В социологии известны четыре основных типа социальной ________(А)рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые ________(Б), а последний тип - открытые. Всякая социальная ________(В) представляет собой совокупность всех функционирующих социальных ________(Г). Человек, занимающий в этой структуре определенное ________(Д), имеет возможность переходить с одного ________(Е) на другой, повышая или понижая при этом свой социальный статус».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

A Б В Г Д Е

Пояснение.

Исходя из контекста, последовательность 412783 является единственным правильным ответом. Косвенными подсказками являются род, число и падеж слов.

Ответ: 4, 1, 2, 7, 8, 3.

Ответ: 412783

Предметная область: Социальные отношения. Социальная стратификация и мобильность

(A) Правовое государство - величайшее завоевание цивилизации. (Б) Правда, идеальных правовых государств нет в мире и сегодня. (B) Уже несколько веков назад в ряде стран законодательная власть отделилась от исполнительной. (Г) Обрела самостоятельность и судебная власть.

Определите, какие положения текста носят

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

A Б В Г

Пояснение.

Предложения 34 - фактические. В них указывается на то что уже было, или то, что происходит. 12 - оценка автора.

Ответ: 2, 2, 1, 1.

Ответ: 2211

Предметная область: Политика. Гражданское общество и государство

Анастасия Смирнова (Санкт-Петербург)

Вполне вероятно, что существует такое правовое государство, о котором автор не знает. С треьим же предложением нельзя поспорить - это исторический факт.

Гость 07.06.2013 10:11

Первое предложение является оценочным? почему это не факт?

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Конституция РФ заложила фундамент новой общественно-политической системы. В соответствии с ней Российское государство является демократическим, федеративным, правовым.

Декларируется реальное ___________ (А), частная ___________ (Б) находится под защитой государства наряду с государственной, муниципальной и другими видами собственности.Закреплен принцип разделения ___________ (В). Положения статей главы 1 составляют основную характеристику российского __________ (Г). В ней закреплено положение, согласно которому единственным источником власти и носителем суверенитета страны является ___________ (Д) России. Глава 2 Основного закона России закрепляет права и обязанности ___________ (Е) и гражданина. Непосредственно свою власть народ осуществляет с помощью свободного волеизъявления, участвуя в выборах органов власти и в ___________ (Ж)».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

A Б В Г Д Е Ж

Пояснение.

Исходя из контекста, последовательность 1245879 является единственным правильным ответом. Косвенными подсказками являются род, число и падеж слов.

Ответ: 1, 2, 4, 5, 8, 7, 9.

Ответ: 1245879

Предметная область: Право. Конституция Российской Федерации, основы конституционного строя

(А) Нормальным называют товар, спрос на который увеличивается по мере роста доходов покупателей. (Б) Вполне естественно, что население стремится приобретать больше высококачественного продовольствия, одежды, бытовой техники, автомобилей. (В) Товары низшего качества покупают больше, если доходы населения падают, и от их приобретения население отказывается по мере роста доходов. (Г) Так, с ростом доходов потребители реже ремонтируют одежду и обувь, предпочитая покупать новые, отказываются от дешевых и не очень качественных продуктов питания. (Д) Эту закономерность исследовал немецкий экономист Эрнст Энгель.

Определите, какие положения текста носят

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических утверждений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

A Б В Г Д

Пояснение.

Характер теоретических утверждений, которые абстрактны, лишены примеров, носят предложения А (определение), В.

Фактический характер (подтверждают или опровергают теоретические положения) носят положения ГД

Характер оценочных суждений носят положение Б. Словосочетанием «вполне естественно» автор дает оценку.

Ответ: 3, 2, 3, 1, 1.

Ответ: 32311

Предметная область: Экономика. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина

Петр Дмитриевич Садовский

Так - это лишь связка, предложение носит фактический характер.

Гость 27.05.2014 20:21

Почему предложение В носит характер теоретических суждений? Спасибо за ответ.

Петр Дмитриевич Садовский

Прочитайте при­ве­ден­ный ниже текст, в ко­то­ром пропущен ряд слов. Выберите из пред­ла­га­е­мо­го списка слова, ко­то­рые необходимо вста­вить на место пропусков.

«Люди, ко­то­рые сами не за­ни­ма­ют­ся наукой, до­воль­но часто полагают, что ___________ (А) все­гда дают аб­со­лют­но достоверные положения. Эти люди считают, что на­уч­ные работники де­ла­ют свои ___________ (Б) на ос­но­ве неоспоримых ___________ (В) и без­упреч­ных рассуждений и, следовательно, уве­рен­но шагают вперед, при­чем исключена воз­мож­ность ___________ (Г) или ___________ (Д) назад. Од­на­ко состояние со­вре­мен­ной науки, так же как и ___________ (Е) наук в прошлом, доказывают, что дело об­сто­ит совершенно не так».

Слова в спис­ке даны в име­ни­тель­ном падеже. Каж­дое слово (словосочетание) может быть ис­поль­зо­ва­но только один раз.

Выбирайте по­сле­до­ва­тель­но одно слово за другим, мыс­лен­но заполняя каж­дый пропуск. Об­ра­ти­те внимание на то, что в спис­ке слов больше, чем вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния пропусков.

В дан­ной ниже таб­ли­це приведены буквы, ука­зы­ва­ю­щие на про­пуск слова. За­пи­ши­те в таб­ли­цу под каж­дой буквой номер вы­бран­но­го вами ответа.

A Б В Г Д Е

Социальная стратификация: понятие, критерии, виды

Для начала посмотрите видеоурок по социальной стратификации:

Понятие социальной стратификации

Социальная стратификация — это процесс расположения индивидов и социальных групп по горизонтальным слоям (стратам). Процесс этот связан в первую очередь как с экономическими причинами, так и общечеловеческими. Экономическими причинами социальной стратификации является то, что ресурсы ограничены. А из-за этого ими надо рационально распоряжаться. Именно поэтому выделяется господствующий класс — он владеет ресурсами, и эксплуатируемый класс — он подчиняется господствующему классу.

Среди общечеловеческих причин социальной стратификации выделяются:

Психологические причины. Люди не равны по своим задаткам и способностям. Одни могут сконцентрироваться на чем-либо долгие часы: на чтении, просмотре фильмов, создании чего-то нового. Другим ничего не надо и не интересно. Одни могут идти к цели через все преграды, а неудачи только подстегивают их. Другие сдаются при первой же возможности — им проще стонать и ныть, что все плохо.

Биологические причины. Люди не равны также от рождения: одни рождаются с двумя руками и ногами, другие - с рождения инвалидами. Понятно, что чего-то достичь крайне трудно, если ты инвалид, тем более в России.

Объективные причины социальной стратификации. К ним относится например место рождения. Если ты родился в более-менее нормальной стране, где тебя научат грамотне бесплатно и есть хоть какие-то социальные гарантии — это хорошо. У тебя есть неплохие шансы добиться успеха. Так, если ты родился в России даже в самой глухой деревне и ты — пацан, по крайней мере ты можешь пойти в армию, а потом остаться служить по контракту. Затем тебя может быть направят в военный вуз. Это всяко лучше чем выпивать со своими односельчанами самогон, а годам к 30 умереть в пьяной драке.

Ну а если ты родился в какой-нибудь , в которой толком не существует государственности, а местные князьки заявляются в твою деревню с автоматами наперевес и убивают кого-ни попадя, а кого ни попадя уводят в рабство — то пиши пропала твоя жизнь, а вместе с ней и твое будущее.

Критерии социальной стратификации

К критериям социальной стратификации относится: власть, образование, доход и престиж. Разберем каждый критерий в отдельности.

Власть. Люди не равны по уровню власти. Уровень власти измеряется (1) количеством людей, которые находятся у тебя в подчинении, а также (2) объемом твоих полномочий. Но наличие одного этого критерия (даже самой большой власти) не означает, что ты — находишься в высшем слое. К примеру у учителя, преподавателя власти хоть отбавляй, но доход вот хромает.

Образование. Чем выше уровень образования, тем больше возможностей. Если у тебя высшее образование — это открывает определенные горизонты для твоего развития. На первый взгляд кажется, что в России — это не так. Но это только так кажется. Потому что основная масса выпускников настроена иждивенчески - их должны взять на работу. Они не понимают, что со своим высшим образованием они вполне могут открыть своё дело и повысить свой третий критерий социальной стратификации — доход.

Доход — третий критерий социальной стратификации. Именно благодаря этому определяющему критерию можно судить о том, к какому социальному классу относится человек. Если доход от 500 тысяч рублей на душу и выше в месяц — то к высшему; если от 50 тыс до 500 тысяч рублей (на душу населения), то ты относишься к среднему классу. Если от 2000 рублей до 30 тыс. то твой класс- базовый. И также далее.

Престиж — субъективное восприятие людьми твоего , является критерием социальной стратификации. Раньше считалось, что престиж выражается исключительно в доходе, так как если у тебя достаточно денег — ты можешь красивее и качественнее одеваться, а в обществе, как известно, встречают по одежке... Но ещё 100 лет назад социологи поняли, что престиж может быть выражен в престиже профессии (профессионального статуса).

Виды социальной стратификации

Виды социальной стратификации могут быть выделены, например, по сферам общества. Человек за свою жизнь может сделать карьеру в (стать известным политиком), в культурной (стать узнаваемым деятелем культуры), в социальной сфере (стать, к примеру, почетным гражданином).

Кроме того, виды социальной стратификации могут быть выделены на основе того или иного типа стратификационных систем. Критерий выделения таких систем — наличие или отсутствие социальной мобильности.

Существует несколько таких систем: кастовая, клановая, рабовладельческая, сословная, классовая и пр. Некоторые из них разобраны выше в видео по социальной стратификации.

Вы должны понимать, что тема эта крайне большая, и охватить ее в одном видеоуроке и в одной статье невозможно. Поэтому мы предлагаем Вам приобрести видеокурс в котором уже содержатся все нюансы по теме социальной стратификации, социальной мобильности и другим смежным темам:

С уважением, Андрей Пучков

Социальная стратификация и мобильность.

1. Социальное неравенство выражается в

  1. изменении социального статуса человека
  2. разном доступе к социальным благам
  3. многообразии социальных норм
  4. особенностях поведения людей

2. Примером вертикальной социальной мобильности является

  1. переезд человека на новое место жительства
  2. получение титула баронета мелкопоместным дворянином
  3. получение рабочим водительских прав
  4. переход банковского служащего на ту же должность в другой банк

3. Анна родилась в сельской местности, окончив школу, приехала в Москву и поступила в педагогический университет. После завершения обучения в университете стала работать учителем физики, вышла замуж. Какой социальный процесс иллюстрируют перечисленные изменения в жизни Анны?

  1. социальную мобильность 3) социальную дифференциацию
  2. социальную стратификацию 4) социальную адаптацию

4. Социальная стратификация представляет собой

  1. социальное различие, неравенство в положении людей
  2. результат взаимодействия внутри общественной группы
  3. любые изменения в статусе личности
  4. освоение индивидом социальных норм

5. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?

А. Общественные изменения - один из факторов, влияющих на социальную мобильность.

Б. Социальная мобильность всегда предполагает только добровольное перемещение индивидов или группы.

6. Пианистка К. получила приз на конкурсе молодых исполнителей. Это пример

  1. социального статуса 3) социальной нормы
  2. социальной роли 4) социальной санкции

7. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?

А. В процессе социальной мобильности происходит перемещение людей в рамках социальных страт.

Б. В процессе социальной мобильности происходит изменение статуса только индивидов и никогда социальных групп.

  1. верно только А 3) верны оба суждения
  2. верно только Б 4) оба суждения неверны

8. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?

А. Под социальной мобильностью понимается перемещение человека из одной социальной группы в другую.

Б. Под социальной мобильностью понимается в первую очередь увеличение уровня дохода человека.

  1. верно только А 3) верны оба суждения
  2. верно только Б 4) оба суждения неверны

ВИДЫ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ

  1. вертикальная
  2. горизонтальная

9. Установите соответствие между видами социальной мобильности и их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ

А) увольнение работника

Б) переход из православной религиозной группы

в католическую

В) член фракции парламента стал её руководителем

Г) международный туризм

Д) переход с одного предприятия на другое

10. Какой пример иллюстрирует горизонтальную социальную мобильность?

  1. гражданка С. продала 2-комнатную квартиру и переехала в свой загородный дом
  2. гражданин О. работал учителем в школе, затем стал заместителем директора, теперь он - директор школы
  3. гражданин Б. перешёл с должности главного врача районной больницы на должность заведующего хирургическим отделением
  4. гражданка П. была старшим научным сотрудником местного краеведческого музея, теперь она - его директор
  1. Установите соответствие между формами социальной стратификации и их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ ФОРМЫ

СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ

А) наёмные рабочие 1) сословие

Б) духовенство 2) класс

В) буржуазия

Г) дворянство

Д) купечество

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

12. Установите соответствие между видами социальных статусов и их примерами: к каждой
позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ СОЦИАЛЬНЫХ СТАТУСОВ ВИД СОЦИАЛЬНЫХ СТАТУСОВ

А) король 1) предписанный (приписанный)

Б) инвалид 2) смешанный

В) рекордсмен мира

Г) сын

Д) тёща

13.Под социальным неравенством понимается

  1. изменение в статусе человека
  2. освоение индивидом разных социальных ролей
  3. выделение в обществе разнообразных социальных групп
  4. различие людей в доступе к социальным благам

14. Примером вертикальной социальной мобильности служит

  1. назначение участкового врача заведующим отделением терапии в поликлинике
  2. переход чиновника из одного отдела в другой
  3. переход менеджера на работу в другую компанию
  4. перевод технолога с одного предприятия на другое

15. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) Социальные отношения; 2) социальная структура; 3) социальная группа; 4) социальный институт; 5) социальные ценности и нормы.

16. А России в XVIII в. Утвердилось деление общества на дворянство, духовенство, купечество, крестьянство, и мещанство. Это пример социальной стратификации

1) по кастам 3) по классам

2) по сословиям 4) по слоям

17. Будучи студентом медицинского университета, гражданин М. работал санитаром. Получив диплом врача, он поработал два года участковым терапевтом в сельской поликлинике, а затем, переехав в город, продолжил заниматься аналогичной деятельностью. Выберите из приведённого ниже списка характеристики социальной мобильности, отражающие данную ситуацию, и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. вертикальная нисходящая 4) структурная
  2. межпоколенная 5) вертикальная восходящая
  3. горизонтальная 6) индивидуальная

18. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Средний класс образуется весьма пёстрым конгломератом социальных групп - от предпринимателей средней руки до среднеоплачиваемых инженеров и клерков. (Б) Этот класс в современной России представляет собой относительно узкий слой населения: в пределах 15-25 млн. человек. (В) По мнению ряда аналитиков, особых перспектив у среднего класса в России не будет. (Г) С точки зрения других, несмотря на сегодняшнюю малочисленность «средних» россиян, у них есть определённое, хотя и весьма отдалённое, будущее. (Д) Среди российских учёных нет единства при определении не только количественных, но и качественных характеристик среднего класса.

Определите, какие положения текста имеют

  1. фактический характер
  2. характер оценочных суждений
  3. характер теоретических утверждений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

19. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из

предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«К каналам, или « » (А), социальной мобильности относят следующие социальные (Б): армию, церковь, семью, политические и профессиональные

организации, средства массовой информации и т. д. Они как бы фильтруют и отбирают
индивидов, осуществляя своеобразную (В). Причины, позволяющие достичь успеха в продвижении вверх по стратификационной ________(Г), - социальный ____________ (Д) семьи, уровень образования, национальность, выгодный

брак, способности, воспитание, место жительства. Социальная мобильность означает перемещение индивидов и групп из одних социальных слоев, общностей в другие, что связано с изменением положения индивида или группы в системе социальной ____________(Е)».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

 


Читайте:



Названия, описания и особенности зимующих птиц

Названия, описания и особенности зимующих птиц

Парфенчук Алефтина ИвановнаДолжность: педагог дополнительного образования.Учебное заведение: МАОУДО города Нижневартовска Центр детского...

Разговорный стиль речи Порядок слов в предложении свободный

Разговорный стиль речи Порядок слов в предложении свободный

Слайд 2 Научиться говорить – значит научиться строить высказывания Слайд 3 В разговорном стиле важнейшую роль играет звуковая сторона речи,...

Сочинение рассуждение на тему деньги Какое значение имеют деньги в жизни человека

Сочинение рассуждение на тему деньги Какое значение имеют деньги в жизни человека

Многие задумываться о роли денег в жизни современного человека и над вопросом можно ли быть счастливым с не большим доходом?Современный человек не...

Особенности увольнения руководителя организации

Особенности увольнения руководителя организации

Смена менеджмента компании – обычное дело в бизнес-практике. Такой шаг может быть связан с неудовлетворительными результатами работы ООО,...

feed-image RSS