Реклама

Главная - Накопительная пенсия
Что такое социальная связь и социальное взаимодействие. Социальные взаимодействия и отношения. Формы социальных взаимодействий

Социальное действие, предполагающее не менее двух участников, влияющих друг на друга, называется социальным взаимодействием. Механизм социального взаимодействия включает в себя следующие составляющие:

а) индивидов, совершающих те или иные действия;

б) изменения в социальной общности или обществе в целом, вызванные этими действиями;

в) влияние этих перемен на других индивидов, составляющих данную общность;

г) обратную реакцию данных индивидов.

Социальное взаимодействие рассматривают различные социологические теории. Наиболее глубоко проблему социального взаимодействия разрабатывали Д. Хоманс и Т. Парсонс. В исследовании социального взаимодействия Хоманс опирался на такие термины обмена действиями, как «деятель» и «другой», и утверждал, что во взаимодействии такого рода, каждый его участник стремится к минимизации собственных затрат и получению максимального вознаграждения за свои действия. Одним из важнейших вознаграждений он считал социальное одобрение. Когда в социальном взаимодействии вознаграждения становятся взаимными, само социальное взаимодействие оформляется во взаимоотношения, базирующиеся на системе взаимных ожиданий. Ситуация несоответствия ожиданиям одного из участников взаимодействия, может привести к агрессивности, которая сама может стать средством получения удовлетворения. В социальном взаимодействии, включающем в себя множество индивидов, регулирующую роль исполняют социальные нормы и ценности. Важной особенностью социального взаимодействия между двумя деятелями является стремление к определённому упорядочению его характера – вознаграждающего или наказующего.

Парсонс отмечал принципиальную неопределённость социального взаимодействия, в условиях, когда каждый участник взаимодействия стремится к достижению собственных целей. Хотя полное устранение неопределённостей невозможно, их можно уменьшить при помощи системы действия. Принцип социального взаимодействия Парсонс строил на таких понятиях как, мотивационная ориентация, удовлетворение и неудовлетворение потребностей, ролевые ожидания, установки, санкции, оценки и др. При помощи этих понятий он стремился решить проблему социального порядка.

В состав социального взаимодействия входят социальная связь и социальные отношения. Отправной точкой образования социальной связи является социальный контакт, то есть неглубокое, поверхностное социальное действие единичного характера.

Социальное действие, выражающее зависимость и совместимость людей и социальных групп называется социальной связью. Социальные cвязиустанавливаются для достижения определённой цели, в определённое время и в определённом месте. Их установление связано с социальными условиями, в которых живут и действуют индивиды. В социологии выделяют различные типы связей:

Взаимодействия;

Отношений;

Контроля;

Институциональные связи.

Понятие социальная связь было введено в социологию Э. Дюркгеймом. Под социальной связью он подразумевал любые социокультурные обязательства индивидов или групп индивидов по отношению друг к другу. Дюркгейм полагал, что социальные связи существуют в группе, организации и обществе в целом.

Основными элементами социальной связи являются:

Субъекты (индивиды и группы);

Предмет (проезд в транспорте, поход в театр);

Механизм социальной связи и его регулирование (оплата потребностей).

Целью социальной связи является удовлетворение какой-либо потребности индивида или группы. С развитием общества социальные связи усложняются.

Довольно часто социальные связи рассматривают, характеризуя малые группы. Социальные связи позволяют индивидам

идентифицировать себя с данной социальной группой и ощущение значимости принадлежности к данной группе.

Социальные отношения – длительная, системная, устойчивая форма социального взаимодействия с обширными социальными связями.Она требует социальной мотивации.

Социальная мотивация – внутреннее побуждение поведения (активности и деятельности) личности или социальной группы, вызываемое их потребностями и определяющее поведения. Основными потребностями являются физиологическая (голод) и эмоциональная (любовь), но возможна и познавательная оценка ситуации. Мотивация бывает внутренней – направленной на удовлетворение личной потребности, и внешней – стремящейся получить вознаграждение, не относящееся к лично необходимому. Выделяют мотивации, побуждающие к деятельности, и мотивации, обусловленные влиянием на индивидов, существующих стереотипов.

Д.К. Мак-Клелланд ввёл понятие – мотивация достижений , предполагающее оценку индивидуальных и культурных различий в стремлении к достижениям. Согласно его гипотезе, потребность в достижении стимулируется близкими отношениями с родственниками, которые устанавливают высокие стандарты поведения.

Существуют различные формы взаимодействия.

Кооперация - это совместная деятельность индивидов, групп и организаций для достижения поставленной цели. Кооперация тесно взаимосвязана с конфликтом и конкуренцией. Она в некотором смысле парадоксальна, так как участники конфликта до некоторой степени сотрудничают для поддержания конфликта. Поэтому, вопрос о том, что именно является решающим социальным скреплением общества – кооперация или конкуренция, остаётся открытым.

Под конкуренцией понимается деятельность, в которой индивид или группа соперничает с другим индивидом или группой для достижения цели. Конкуренция бывает прямой или косвенной. Она может нормативно или социально регулироваться, но может и не регулироваться.

Многие направления социальной мысли (напр. социальный дарвинизм, утилитаризм) подчеркивали социальные выгоды конкуренции и воспринимали конкуренцию в качестве универсального и производительного элемента в обществе. Представители марксизма наоборот, считали конкуренцию специфической потребностью капитализма, в которой находящиеся на поверхности незначительные проявления справедливости и эффективности опровергаются реальной асимметрией власти, основными противоречиями и конфликтами.

Существование различных представлений о конкуренции не даёт возможность рассматривать её однозначно положительно или отрицательно. Наиболее рационален подход М. Вебера, который предложил оценивать конкуренцию в качестве частного аспекта социальных отношений, последствия которого необходимо индивидуально анализировать в каждом отдельном случае. Понятие «конкуренция» частично совпадает с понятием «конфликт».

77лян лекции:

1. Социальные связи и отношения, их системообразующая роль.

2. Понятия социального действия и взаимодействия как выражение динамической характеристики социальной структуры.

3. Теории социального взаимодействия (интеракции).

1. В предшествующих темах анализ социальной структуры был связан с выявлением основных ее компонентов, каковыми являются: человек (личность), семья, группа, коллектив, общность, организа­ция и институт. Выявление этих компонентов помогает уяснить природу того «материала», из которого складывается социальная структура. Однако эти элементы не представляют собой некий инер-тый разрозненный материал. Каждый элемент социальной структу­ры являет собой пример живой, деятельной, самоорганизующейся и саморазвивающейся системы, которая имеет внутренние и внешние ^вязи, функции и отношения, благодаря которым структура общест­ва приобретает живой, динамический характер. Поэтому анализ со­циальной структуры предполагает выявление не только ее компо­нентов, но и тех связей, благодаря которым эта структура приобре­тает форму живой, функционирующей, развивающейся системы. Эту сторону социальной структуры выражают такие понятия, как «связь», «взаимосвязь», «отношение», «действие», «взаимодейст­вие», раскрывающие механизмы социального функционирования, изменения и развития. Рассмотрим эти понятия более подробно.

Начнем с наиболее общего понятия, каковым является понятие связи. Это понятие означает соединение элементов системы в еди­ное, целостное образование. Системы, как уже отмечалось, подраз­деляются на простые и сложные, на статические и динамические, на органические и неорганические, на природные и социальные. Любой предмет природы, общества или техники представляет собой слож­ную связь составляющих его элементов.

Если речь идет о технических системах - машинах и агрегатах, -то с очевидностью проступает наличие, с одной стороны, отдельных деталей, из которых состоит агрегат, а с другой - соединяющих их элементов (болты, гайки, сварка, склейка, цементирование и т.д.). С той же очевидностью эта связь проступает и в биологических объек­тах, т.е. в живых организмах, которые состоят из отдельных органов и связующих их элементов (суставов, сухожилий, мышц и т. д.). С этой точки зрения общество ничем не отличается от перечисленных


систем, оно также представляет своеобразный организм с множест­вом элементов, связанных между собой. Как группа альпинистов в буквальном смысле слова связана страховочным фалом, так и люди в обществе находятся в своеобразной связи друг с другом. Правда, эта связь особенная, она не всегда поддается непосредственному наблюдению. Но она есть и ее надо учитывать, когда речь идет о социальной структуре.

Так что же такое социальная связь? В самом общем плане можно сказать, что социальная связь - это связующие элементы социальной структуры, обеспечивающие единство и системную целостность со­циальных объектов от семьи и группы до общества, государства и человечества в целом.

Общество как целостная система представляет собой сложное со­четание различных видов связей между составляющими его элемен­тами. Это прежде всего экономические связи, которые, в свою оче­редь, распадаются на производственные, финансовые, торговые, по­требительские и т.д. Кроме того, выделяются классово-полити­ческие, правовые, культурные, технические и другие связи, состав­ляющие сложную структуру общественных отношений. В широком смысле слова все эти связи могут быть названы социальными. Но есть особый тип общественных отношений, который имеет собст­венно социальный смысл, - это отношения, складывающиеся между людьми в семье, в соседском или приятельском коллективе, в произ­водственной бригаде, в студенческой группе, в воинском подразде­лении, в спортивной команде, в толпе, в национальном или расовом объединении, в религиозной общине, в сословном клане, в возрас­тной когорте и т.д.

В этом плане социальная связь выступает как совокупность осо­бых зависимостей одних социальных субъектов от других, их взаим­ные отношения, которые объединяют людей в соответствующие со­циальные общности и объединения.

Основой формирования социальной связи является непосредст­венный контакт между людьми в той или иной первичной социаль­ной общности (семья, группа, бригада), который затем перерастает в более широкую опосредованную связь людей, составляющих круп­ные социальные объединения, в рамках которых формируются чув­ства причастности к группе или внутригрупповой солидарности (в рамках, например, нации, класса, сословия, конфессии и т.д.).

Существует определенная совокупность факторов, определяю­щих характер социальных связей. Эти факторы подразделяются на природно-биологические, психолого-рациональные и социально-институциональные. Природно-биологические задаются наследст­венными признаками, т.е. самим фактом рождения человека, что оп-


ределяет его этнические, национальные или расовые признаки, а вместе с тем и характер связующих элементов.

Среди факторов, объединяющих людей в соответствующие груп­пы и общности, большое значение имеют явления психологического характера, такие, например, как чувство общности с другими людь­ми. На основе ощущения такой общности рождается чувство любви, привязанности, увлечения, доверия, признания авторитета, альтру­изм, забота о ближнем или слабом и т.д., что и позволяет отдельным людям стать элементом целостной системы, функционирующей по своим собственным законам.

Своего высшего проявления социальные связи достигают тогда, когда они становятся убеждениями, приобретают характер рацио­нальных установок, в которых отражаются сложившиеся в обществе традиции, нормы и идеалы.

Если последние складываются в обществе стихийно, определяя социокультурный код общественного развития, то институциональ­ные нормы представляют собой специально созданные (формаль­ные, писаные) правила (нормы), которые особым образом регламен­тируют социальные связи и отношения, определяя порядок действия социальных объектов в рамках социального института и контроли­руя их.

Учитывая все эти факторы, можно сказать, что социальные связи бывают формальными и неформальными, личными и коллективными, прямыми и опосредованными, более прочными и менее прочными, прямыми и обратными, вероятностными и корреляционными и т.д.

Субъектами социальных связей выступают не только отдельные люди, но и их объединения: семья, группа, коллектив, общность, институт и т.д., которые также вступают в сложные взаимоотноше­ния друг с другом. В этом плане можно говорить о связях между го­родом и деревней, между образованием и культурой, между фило­софией и религией, между наукой и техникой, между сторонниками различных конфессий, о соседских, деловых, дружеских и прочих связях.

Социальная связь между индивидами реализуется как общение. Общение предполагает контакты. Последние имеют физическую и духовную форму своего проявления. Физический контакт реализует­ся в таких действиях, как рукопожатие, поцелуй, объятия, выполне­ние супружеских функций, физическое наказание и т.д., то есть реа­лизуется как физическое воздействие одного человека на другого. Физический контакт реализуется также в совместном проживании членов семьи, в совместном выполнении трудовых обязанностей в рамках первичного трудового коллектива, в совместном участии в политических и общественных акциях и т.д. 156


Духовная форма контакта представляет собой чувственно-эмоциональную окраску физических связей и сама затем выступает как предпосылка продуктивных связей между людьми. Положитель­ная духовная окраска укрепляет социальные связи, отрицательная -разрушает их.

Особым связующим материалом выступает язык, который сопро­вождает как физические, так и духовные формы контактов. Учиты­вая технические возможности передачи языковой и образной ин­формации можно считать, что рамки непосредственного общения значительно расширяются, приобретая действительно планетарный и даже космический характер.

Учитывая тот факт, что в обществе связи имеют не однонаправ­ленный, а обоюдонаправленный характер, их часто выражают с по­мощью понятия «взаимосвязь», которое выражает обоюдное воздей­ствие объектов друг на друга, их взаимную обусловленность. Схема­тично рассуждая, можно сказать, что А воздействует на В и В воз­действует на А.

В рамках постоянного функционирования социальной системы социальная связь и взаимосвязь приобретают характер социального отношения, т.е. человек не просто связан с другим человеком, а оп­ределенным образом относится к этому человеку, оценивая его с положительной или отрицательной стороны. Например, такая связь, как дружба, предполагает необходимость непосредственных контак­тов физических и речевых, т.е. реализуется в желании встретиться, обменяться новостями, поиграть в какие-либо игры и т.д., что в ито­ге и оставляет приятное впечатление. В сознании же дружба сохра­няется как доброе отношение одного человека к другому, как взаим­ное уважение, как уверенность в повторении подобных контактов и надежда на выручку в трудные периоды жизни. Служебная связь между руководителями и подчиненными также выражается поняти­ем отношение, говорят о служебных отношениях, - формальных или неформальных. Свои отношения устанавливаются между общностя­ми, институтами и организациями, в этом случае говорят о произ­водственных отношениях, о классовых отношениях, о партийных отношениях, о межконфессиональных отношениях и т.д.

Таким образом, понятия социальной связи, социальной взаимо­связи и социальных отношений взаимно предполагают и дополняют друг друга. Иногда их значения настолько тесно сближаются, что их используют как синонимы. Между тем, они имеют и свои отличи­тельные признаки. Если понятия связи и взаимосвязи обозначают гармоничную целостность социального объекта, то понятие отноше­ния имеет как положительный, так и отрицательный смыслы. Одни отношения укрепляют, интегрируют социальную систему, другие же

носят отрицательный характер, дезинтегрируют систему. Таковыми являются отношения дружбы и вражды, любви и ненависти, альтру­изма и эгоизма, миролюбия и агрессивности, терпимости (толерант­ности) и нетерпимости, равенства и неравенства, послушания и не­послушания и т.д. Поэтому можно сказать, что понятие социального отношения выражает качественную сторону социальных связей. Та­ким образом, объективные связи, взаимосвязи и отношения высту­пают той сплачивающей, цементирующей силой, которая объединя­ет отдельные элементы общества в целостные социальные системы.

Понятия связи, взаимосвязи и отношения, кроме того, тесно свя­заны с понятиями закона и закономерности. Учитывая тот факт, что связи бывают существенными и несущественными, внутренними и внешними, общими и частными, случайными и необходимыми, по­вторяющимися и неповторяющимися, можно выделить такие из них, которые и позволяют сформулировать понятие закона, в том числе и закона социального. Таковым является выражение всеобщей, необ­ходимой, существенной связи объектов, явлений и процессов, рас­крывающих функционирование, изменение и развитие социальных систем.

Если закон выражает глубинную сущность социальных явлений и процессов, то понятие закономерности раскрывает его внешнюю, эмпирически фиксируемую форму проявления.

Из двух типов законов (динамические и статистические) в описа­нии общественных явлений преобладают последние, т.к. при изуче­нии социальных процессов и явлений чаще всего приходится стал­киваться с массовыми объектами, пользуясь статистическими расче­тами и вероятностными выводами.

Понятие социальной связи стало одной из основных категорий социологии. С ее помощью специалисты стремились даже опреде­лить специфику самого предмета этой науки. Так, О. Конт пытался представить социальную структуру (статику) как сложный организм, в котором устанавливаются особые связи от семьи до систем религии и государства. Другой основоположник позитивизма, Г. Спенсер, пы­тался через анализ системы социальных связей вывести специфику милитаристского и индустриального типов общества.

Представители психологических направлений (например, В. Парето) видели основу социальных связей в структуре инстинктов. Э. Дюрк-гейм, стремясь классифицировать типы связей, выделял механиче­скую и органическую солидарность как своеобразные этапы разви­тия общества от его традиционных форм до индустриального обще­ства с его особым проявлением разделения труда.


Сторонники формальной социологии на основе выделения раз­ных типов социальных связей также стремились вывести различные типы объединения людей и показать их эволюцию от общности к обществу.

Сам этот интерес подчеркивает большой смысл и категориаль­ную значимость понятия социальной связи, без которого вообще невозможно составить представление о том, как устроено человече­ское общество, как оно функционирует и развивается.

2. Характеризуя далее природу социальных связей, необходимо отметить, что в их основе лежат социальные действия и взаимодей­ствия. Последние в социологической литературе трактуются как проявление человеческой активности, направленной на изменение поведения, установок, системы ценностей индивида, группы или общности. Так, М. Вебер полагал, что социология есть наука, стре­мящаяся понять социальные действия и взаимодействия и тем са­мым причинно объяснить социальные процессы. При этом социаль­ными он называет такие действия, которые заключают в себе субъ­ективный смысл и ориентированы на действия других людей, т.е. предполагается взаимодействие субъектов социального действия.

В теории Т. Парсонса социальное действие рассматривается как система, в которой выделяются следующие элементы:

Действующее лицо (актер или субъект действия);

Объект (индивид или общность, на которые направлено действие);

Цель действия;

Способ действия;

Результат действия (реакция объекта).

Имея в виду тот факт, что результат действия не остается инде-ферентным по отношению к действующему лицу, а определенным образом воздействует на него, социальное действие также расширяет свое значение до понятия взаимодействия, часто обозначаемое как интеракция.

Взаимодействие начинается на уровне двух индивидов (своеоб­разный атом взаимодействия) как носителей социальных статусов, оно может проявляться также как взаимодействие индивида с груп­пой или общностью, а на макроуровне как взаимодействие социаль­ных общностей, институтов и государств.

Таким образом, социальное взаимодействие складывается из от­дельных актов, называемых социальными действиями, и включает статусы (круг прав и обязанностей), роли, социальные отношения, символы и значения (Кравченко А.И; Общая социология. - М., 2001.-С. 205).


Конкретно взаимодействие в обществе проявляется как сотруд­ничество, конкуренция и соперничество. Оно может быть связано с конфликтными ситуациями и с разумными методами их устранения.

Связи, отношения, действия и взаимодействия имеют непосред­ственный и опосредованный характер. Именно наличие последних и позволяет считать все связи и отношения (даже такие, как производ­ственные и тем более политические) отношениями социальными, а отнюдь не только те, которые строятся в порядке обмена. Ибо даже тогда, когда человек летом колет дрова, и в этом действии, казалось бы, нет ничего социального, на самом деле и в нем скрыт глубокий социальный смысл, т.к. человек проявляет заботу о своих домочад­цах, об их жизни в зимних условиях. Поэтому социальное действие нельзя рассматривать только лишь как акт непосредственного взаи­модействия (интеракции) двух индивидов, оно проявляется в любом действии, смысл которого определяется законами совместного су­ществования. Однако анализ интеракции помогает раскрыть внут­ренние ментальные механизмы социального действия и тем самым показать его человеческую значимость, анализ которой и выступает в качестве главной задачи социологии.

Социальные действия и взаимодействия представляются столь значительными для изучения социальной структуры, что именно через них определяют сущность и предмет социологии как науки. Так, М. Вебер считает, что социология есть наука, стремящаяся, ис­толковывая, понять социальное действие и тем самым каузально объяснить его процесс и воздействие (Вебер М. Избранные произве­дения. -М, 1990.-С. 602).

Аналогично определяет предмет социологии и П. Сорокин, кото­рый считает, что социология изучает явления взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса взаимодействия, с другой.

3. Теории социального взаимодействия (интеракции) развивались в основном в рамках американской социологической мысли, в кото­рой сильны были идеи утилитаризма, прагматизма и бихевиоризма. Бихевиористскому принципу «стимул-реакция» был придан широ­кий социологический смысл. Стимул и реакция стали рассматри­ваться в аспекте человеческого действия и взаимодействия, когда один человек (или группа), действуя на другого, ожидает от послед­него определенной положительной реакции. К классическим теори­ям этого направления относятся теория «зеркального Я», символи­ческого интеракционизма и теория обмена. Рассмотрим их более подробно.


Теория «зеркального Я». Основоположником этой теории явля­ется американский социолог и социальный психолог Ч. Кули (1864 -1929), который в работах «Человеческая природа и социальный по­рядок», «Социальная организация», «Социальный процесс», «Со­циологическая теория и социальное исследование» изложил свое видение социальной структуры, суть которого хорошо выражается стихотворной строчкой из произведения Гете: «Лишь в людях мож­но познать себя». С точки зрения этого автора, общество, группа и индивид объединяются в некую сверхцелостность. Общество и ин­дивид - это не части целого, а разные стороны, разные проявления целого. Общество - это кумулятивный (а не суммативный) аспект целостности, индивид - дискретная сущность целого. Как говорили древние - все в малом и малое во всем.

Целостность общества, группы и индивида определяется такими метафизическими понятиями, как «большое сознание», «человече­ская жизнь», «общественная целостность», «социальная самость».

Важной системообразующей категорией оказывается обмен соз­нанием (информацией) между индивидами. Этот обмен достигается в процессе социализации личности в рамках малой группы, т.е. та­кой группы, в которой реализуется непосредственный контакт меж­ду людьми. Это, прежде всего, семья, соседская община, в рамках которых начинает формироваться человек с последующим вклю­чением его в различные социальные структуры (организации и институты).

В процессе социализации происходит трансформация индивиду­ального сознания в коллективный разум с усвоением социальных норм и переоценкой своей личности с позиции восприятия окру­жающими, т.е. осуществляется переход от интуитивного «само­ощущения» к «социальным чувствам». Человек смотрит на друго­го человека, как в особое зеркало, и видит в нем свое собственное отражение.

Причем это отражение отнюдь не всегда совпадает с собственной оценкой человека. Социализация, по Ч. Кули, и означает необходи­мость согласования оценки и самооценки, превращение индивиду­ального «Я» в коллективное «Я». Отсюда следует вывод о том, что индивидуальная природа человека приобретает социальный смысл только лишь в коммуникации, в межличностном обращении внутри первичной группы. «Социальная самость» - это и есть тот менталь­ный элемент, который переходит через конкретных людей из обще­ства в личность, встраивая ее в социальную структуру, превращает личное «Я» в «Я» социальное. При этом особая роль отводится чув­ству «присвоения», которое реализуется в жизни человека от эле­ментарного присвоения вещей (как предметов собственности) до

присвоения ментальных объектов, т.е. присвоения мнений других людей о себе. В этой связи Ч. Кули пишет: «Самость проявляется наиболее заметным образом в присваиваемости объектов общего желания соответствующей индивидуальной потребности во власти над такими объектами, чтобы обеспечить свое собственное развитие, а также угрозе противодействия со стороны других людей, которые также испытывают потребность в них. Это относится не только к материальным объектам, но предполагает и стремление точно так же завладеть вниманием и привязанностью других людей». И далее эта мысль выражается еще более лаконично: «Чувство присвоения все­гда есть, так сказать, тень общественной жизни».

Это присвоение личностью мнения других о себе и составляет доминантную часть его социализированного «Я», которое опре­деляет структуру личности, ее взаимодействие с другими людьми в рамках социальной самости, в рамках первичного социального коллектива.

Особенность непосредственного взаимодействия в рамках малой группы состоит в том, что в ней происходит «встреча» индивиду­ального и общественного сознания, индивидуального «Я» и «соци­альной самости», зарождаются и передаются моральные нормы и общественные традиции. Учитывая тот факт, что в теории «зеркаль­ного Я» ключевым термином оказывается понятие «присвоения», эту теорию можно было бы назвать и «теорией присвоения» по ана­логии с теорией обмена. Основные идеи этой идеи получили свое развитие в теориях символического интеракционизма.

Во всех эпизодах своей жизни человек связан с другими людьми. Человек для удовлетворения своих потребностей должен вступать во взаимодействие с другими индивидами, участвовать в совместной деятельности. После ряда взаимодействий с другими человек вступает в определенные отношения.

Социальные связи – это особый тип контактов между людьми. О наличии социальной связи можно говорить тогда, когда очевидны три признака: 1) личные обязательства каждого члена группы выполнять общие для группы нормы и оберегать общие ценности; 2) зависимость членов группы друг от друга, возникающая на почве общего интереса; 3) идентификация индивида с группой.

Основными элементами , из которых складывается социальная связь, являются контакты. Они могут быть пространственными, психологическими (заинтересованности), социальными (обмена).

Социальные взаимосвязи имеют различные основания и множество разных оттенков, зависящих от личностных качеств индивидов. Формирование социальных связей происходит постепенно, от простых форм к сложным. Развитие социальных связей приводит к социальным взаимодействиям. Измерение числа и направленности социальных контактов позволяет определить структуру социальных взаимодействий и характер социальных отношений.

Социальное взаимодействие (интеракция) – это форма социальной коммуникации ; процесс общения индивидов между собой, их воздействия и влияния друг на друга. Социальное взаимодействие складывается из отдельных социальных действий. Большую роль в осуществлении взаимодействий играет система взаимных ожиданий, предъявляемых индивидами и социальными группами друг к другу перед совершением социальных действий.

Типология. Взаимодействия могут быть как кратковременными, ситуационными, так и устойчивыми, многоразовыми или даже постоянными. По видам действий взаимодействия могут быть физическими, вербальными, жестовыми. Социальное взаимодействие, основанное на статусных системах, типологизируется по сферам, так как включает коммуникации людей в экономической, профессиональной, семейно-родственной, демографической, политической, религиозной, территориально-поселенческой сферах. Самыми общими формами социальных взаимодействий являются сотрудничество (кооперация), соперничество (конкуренция), конфликт (столкновение).

В результате повторения того или иного типа взаимодействий возникают разные виды социальных отношений между людьми.

Социальные отношения – это определенная устойчивая система связей и зависимостей индивидов, сложившаяся в процессе их повторяющихся взаимодействий друг с другом в условиях данного общества; это совокупность форм организации совместной жизни людей. Социальные отношения четко разделяются по смыслу и содержанию, которые зависят от того, как соединяются во взаимодействиях потребность в ценностях и владение ими. Социальные отношения являются тем устойчивым элементом, который сплачивает людей в обществе.

16. Национально-этнические общности и отношения

Древнегреческое слово «этнос» имеет около 10 значений: народ, толпа, племя, масса и т.д.

В этнографической литературе под «этносом» принято понимать устойчивую общность людей, проживающих, как правило, на отдельной территории, имеющих свою самобытную культуру, язык, обладающих самосознанием. В советской социологии и этнографии традиционно считалось, что этническое деление есть разновидность социального и этносы представляют собой целостные системы, неразрывно связанные с социально-экономическими факторами. Следовательно, этнос - явление социальное.

Существуют два противоположных подхода к пониманию сущности этноса: естественно-биологический, социокультурный.

Истоки первого восходят к середине XIX века, и его представители относились к так называемой расово-антропологической школе в натуралистической социологии, о чем мы упоминали в наших предыдущих лекциях. Представители этого направления Ж.А. де Гобино, С. Аммон, Ж. Ляпуж считали, что этнокультурное разнообразие человечества обусловлено генетическими различиями.

Специфика социологического подхода к изучению этнических групп заключается прежде всего в том, что в отличие от этнографии, имеющей четко выраженный исторический и описательный характер, в социологии этнические общности рассматриваются как элементы социальной структуры общества, в тесной взаимосвязи с другими социальными группами -классами, стратами, территориальными общностями и различными социальными институтами.

1)Что такое религия в широком и узком смысле слова? Можно ли, на ваш взгляд, дать такое её определение, которое одинаково устроит и людей верующих и

атеистов? Почему?

2)Охарактеризуйте роль религии в жизни человека,общества,государтсва. В чем состоит моральная сила религии?

3)Что такое мировая религия? В чем суть дискуссии о количестве мировых религий? Как вы думаете, из каких критериев исходят те специалисты, которые называют более трёх мировых религий?

4)Какую роль мировые религии играли и играют в истории человечества?

5)Какую роль играет религиозный фактор в современных конфликтах? Можно ли сказать, что зачастую он является лишь поводом для начала вооруженного противостояния?

Проверьте пожалуйста понимание проблемы и теоретическую аргументацию, а ещё помогите с аргументами) Что такое общество? Рассуждая об

этой проблеме, Эмиль Дюркгейм говорит: «Общество- не простая сумма индивидов, но система, образованная их ассоциацией».

Данное высказывание Эмиля Дюркгейма означает, что общество это систематизированная, закономерная общность людей, а не просто сумма индивидов.

Из учебников все мы знаем, что общество - обособившаяся от природы часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей. Это некая целостность людей, имеющая коллективный характер. Однако обязательно ли общество систематизировано?

Я думаю, что да: первоначально люди существовали вне общества, объединялись малыми группами, так же, как животные. Однако, в процессе антропосоциогенеза человек стал социальным существом. Образовались социумы: сначала это были племена, потом народы и нации. В них человек имеет набор социальных ролей, определяющих его место (сын, студент, русский и так далее). Общество, постепенно усложняясь, разделилось на страты, классы, сферы, которые так же делятся внутри себя. Всё это вместе образует сложную динамичную закономерную систему - общество.

1. Что такое духовная жизнь общества? Какие компоненты она включает в себя?

2. Что такое культура? Расскажите о происхождении этого понятия.

3. Как взаимодействуют традиции и новаторство в культуре?

4. Опишите основные функции культуры. На примере одного из явлений культуры раскройте её функции в обществе.

5. Какие вы знаете «культуры в культуре»? Опишите ситуацию, в которой проявилось бы взаимодействие нескольких культур.

6. Что такое диалог культур? Приведите примеры взаимодействия и
взаимопроникновения различных национальных культур, используя знания,
полученные в курсах истории и географии.

7. С чем связана интернационализация культуры? В чём её проблемы?

8. Опишите проявления народной культуры.

9. Что такое массовая культура? Расскажите о её признаках.

10. Какова роль средств массовой информации в современном обществе?
Какие проблемы и угрозы могут быть связаны с их распространением?

11. Что такое элитарная культура? Каким образом происходит её диалог с массовой?

Социальное взаимодействие

Исходным моментом для возникновения социальной связи является взаимодействие индивидов либо групп индивидов для удовлетворения тех или иных потребностей.

Взаимодействие - это любое поведение индивида либо группы индивидов, имеющих значение для других индивидов и групп индивидов или общества в целом в данный момент и в будущем. Категория «взаимодействие» выражает содержание и характер отношений между индивидами и социальными группами как постоянными носителями качественно различных видов деятельности, различающимися по социальным позициям (статусам) и ролям (функциям). Независимо от того, в какой сфере жизнедеятельности общества (экономической, политической и т. д.) имеет место взаимодействие, оно всегда социально по своему характеру, так как выражает связи между индивидами и группами индивидов, связи, опосредуемые целями, которые каждая из взаимодействующих сторон преследует.

Социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны. Объективная сторона взаимодействия — это связи, независимые от отдельных личностей, но опосредующие и контролирующие содержание и характер их взаимодействия. Субъективная сторона взаимодействия - это сознательное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных экспектациях (ожиданиях) соответствующего поведения. Это межличностные (или, шире, социально-психологические) отношения, которые представляют собой непосредственные связи и отношения между индивидами, складывающиеся в конкретных условиях места и времени.

Механизм социального взаимодействия включает: индивидов, совершающих те или иные действия; изменения во внешнем мире, вызванные этими действиями; влияние этих изменений на других индивидов; обратную реакцию индивидов, на которых было оказано воздействие.

Под влиянием Зиммеля и особенно Сорокина взаимодействие в его субъективной интерпретации было принято в качестве исходного понятия теории групп, а затем стало исходным понятием и американской социологии. Как писал Сорокин: «Взаимодействие двух или большего числа индивидов есть родовое понятие социального явления: оно может служить моделью последних. Изучая строение этой модели, мы можем познать и строение всех общественных явлений. Разложив взаимодействие на составные части, мы разложим тем самым на части самые сложные социальные явления». «Предметом социологии, — говорится в одном из американских учебных пособий по социологии, — является непосредственное вербальное и невербальное взаимодействие. Основная задача социологии — достижение систематического знания социальной риторики. Интервью как форма риторики является не просто социологическим инструментом, а частью своего предмета изучения».

Однако само по себе социальное взаимодействие еше ровно ничего не объясняет. Чтобы понять взаимодействие, надо выяснить свойства взаимодействующих сил, а эти свойства не могут найти объяснения в факте взаимодействий, как бы ни изменялись они благодаря ему. Сам факт взаимодействия знания не прибавляет. Все зависит от индивидуальных и социальных свойств и качеств взаимодействующих сторон. Именно поэтому главное в социальном взаимодействии - содержательная сторона. В современной западно-европейской и американской социологии эта сторона социального взаимодействия рассматривается главным образом с позиций символического интеракционизма и этномстодологии. В первом случае любое социальное явление предстает как непосредственное взаимодействие людей, осуществляемое на основе восприятия и использования общих символов, значений и т. д.; вследствие этого объект социального познания рассматривается как совокупность символов человеческого окружения, включенных в определенную «поведенческую ситуацию». Во втором случае социальная реальность рассматривается как «процесс взаимодействия на основе обыденного опыта».

Повседневный опыт, значения и символы, которыми руководствуются взаимодействующие индивиды, придают их взаимодействию, а иначе и быть не может, известное качество. Но в данном случае остается в стороне главная качественная сторона взаимодействия — те реальные социальные явления и процессы, которые выступают для людей в виде значений, символов, повседневного опыта.

В результате социальная реальность и составляющие ее социальные объекты выступают как хаос взаимных действий, основывающихся на «интерпретирующей роли» индивида по «определению ситуации» или на обыденном сознании. Не отрицая семантическую, символическую и другие стороны процесса социального взаимодействия, надо признать, что генетическим источником его является труд, материальное производство, экономика. В свою очередь, все производное от базиса может оказать и оказывает обратное воздействие на базис.

Способ взаимодействия

Способ взаимодействия индивида с другими индивидами и социальным окружением в целом определяет «преломление» социальных норм и ценностей сквозь сознание индивида и его реальные действия на основе осмысления этих норм и ценностей.

Способ взаимодействия включает шесть аспектов: 1) передачу информации; 2) получение информации; 3) реакцию на полученную информацию; 4) переработанную информацию; 5) получение переработанной информации; 6) реакцию на эту информацию.

Социальные отношения

Взаимодействие приводит к установлению социальных отношений. Социальные отношения — это относительно устойчивые связи между индивидами (вследствие чего они институционализируются в социальные группы) и социальными группами как постоянными носителями качественно различных видов деятельности, различающимися по социальным статусам и ролям в общественных структурах.

Социальные общности

Для социальных общностей характерны: наличие условий жизнедеятельности (социально-экономического, социального положения, профессиональной подготовки и образования, интересов и потребностей и т. д.), общих для данной группы взаимодействующих индивидов (социальные категории); способ взаимодействия данной совокупности индивидов (нации, социальные классы, социально-профессиональные группы и др.), т. е. социальной группы; принадлежность к исторически сложившимся территориальным объединениям (город, деревня, поселок), т. е. территориальные общности; степень ограничения функционирования социальных групп строго определенной системой социальных норм и ценностей, принадлежность изучаемой группы взаимодействующих индивидов к тем или иным социальным институтам (семья, образование, наука и т. п.).

Формирование социальных отношений

Социальное взаимодействие является неизменным и постоянным спутником человека, который живет среди людей и вынужден постоянно вступать в сложную сеть взаимосвязей с ними. Постепенно возникающие связи приобретают форму постоянно действующих и превращаются в социальные отношения — осознанные и чувственно воспринимаемые совокупности повторяющихся взаимодействий, соотнесенные по своему смыслу друг с другом и характеризующиеся соответствующим поведением. Социальные отношения как бы преломляются через внутреннее содержание (или состояние) человека и выражаются в его деятельности как личные отношения.

Социальные отношения чрезвычайно разнообразны по форме и содержанию. Каждый человек по своему личному опыту знает, что отношения с другими складываются по-разному, что этот мир отношений вмещает пеструю палитру чувств — от любви и непреодолимой симпатии до ненависти, презрения, неприязни. Художественная литература как хороший помощник социолога отражает в своих произведениях неисчерпаемое богатство мира социальных отношений.

Классифицируя социальные отношения, их в первую очередь подразделяют на односторонние и взаимные. Односторонние социальные отношения существуют тогда, когда партнеры по-разному воспринимают и оценивают друг друга.

Односторонние отношения встречаются довольно часто. Человек испытывает к другому чувство любви и предполагает, что подобное чувство испытывает и его партнер, и ориентирует свое поведение на это ожидание. Однако, когда, например, молодой человек сватается к девушке, он неожиданно для себя может получить отказ. Классическим примером односторонних социальных отношений являются отношения Христа и апостола Иуды, предавшего учителя. Мировая и отечественная художественная литература даст нам немало примеров трагических ситуаций, связанных с односторонними отношениями: Отелло — Яго, Моцарт — Сальери и т.д.

Социальные отношения, возникающие и существующие в человеческом обществе, настолько многообразны, что целесообразно рассмотреть какой-либо один их аспект, исходя из определенной системы ценностей и активности индивидов, направленной на ее достижение. Напомним, что в социологии под ценностями понимают разделяемые какой-либо общностью взгляды и убеждения относительно целей, к которым стремятся люди. Социальные взаимодействия становятся социальными отношениями именно благодаря ценностям, которых индивиды и группы людей хотели бы достичь. Таким образом, ценности выступают необходимым условием социальных отношений.

Для определения отношений индивидов используются два показателя:

  • ценностные ожидания (экспектации), которые характеризуют удовлетворенность ценностным образцом;
  • ценностные требования, которые выдвигает индивид в процессе распределения ценностей.

Реальная возможность достижения той или иной ценностной позиции составляет ценностный потенциал. Часто он остается лишь возможностью, поскольку индивид или группа не предпринимают активных действий для занятия ценностно более привлекательных позиций.

Условно все ценности подразделяют следующим образом:

  • ценности благосостояния, включающие в себя материальные и духовные блага, без которых невозможно поддержание нормальной жизнедеятельности индивидов, — богатство, здоровье, безопасность, профессиональное мастерство;
  • все прочие — власть как наиболее универсальная ценность, поскольку обладание ею позволяет приобретать другие ценности (уважение, статус, престиж, слава, репутация), моральные ценности (справедливость, доброта, порядочность и др.); любовь и дружба; выделяют также национальные ценности, идеологические и т.д.

Среди социальных отношений выделяются отношения социальной зависимости, поскольку они в той или иной степени присутствуют во всех остальных отношениях. Социальная зависимость есть социальное отношение, при котором социальная система S 1 , (индивид, группа или социальный институт) не может совершить необходимые для нее социальные действия d 1 если социальная системаS 2 не совершит действий d 2 . При этом системаS 2 называется доминирующей, а системаS 1 — зависимой.

Предположим, что мэр города Лос-Анджелес не может выплатить заработную плату коммунальщикам, пока ему не выделит деньги губернатор Калифорнии, который распоряжается этими средствами. В этом случае мэрия является зависимой системой, а губернаторская администрация рассматривается как доминирующая система. На практике часто возни кают двойственные взаимозависимые отношения. Так, население американского города зависит от руководителя в части распределения средств, но и мэр зависит от избирателей, которые могут его не избрать на новый срок. Линия поведения зависимой системы должна быть предсказуема для доминирующей системы в области, которая касается отношений зависимости.

Социальная зависимость основывается также на различии статусов в группе, что характерно для организаций. Так, индивиды с низким статусом зависимы от индивидов или групп, которые имеют более высокий статус; подчиненные зависят от руководителя. Зависимость возникает из-за различий в обладании значимыми ценностями независимо от официального статуса. Так, руководитель может зависеть в денежном отношении от подчиненного, у которого он взял взаймы крупную сумму денег. Латентные , т.е. скрытые, зависимости играют важную роль в жизни организаций, коллективов, групп.

Часто в организации руководитель во всем полагается на мнение работающего здесь же родственника, в угоду ему нередко принимаются ошибочные сточки зрения интересов организации решения, за которые потом расплачивается весь коллектив. В старинном водевиле «Лев Гурыч Синичкин» вопрос о том, кто будет играть главную роль в премьерном спектакле вместо заболевшей актрисы, может решить только главный «меценат» театра (граф Зефиров). Кардинал Ришелье фактически правил Францией вместо короля. Иногда социологу, чтобы разобраться в конфликтной ситуации в коллективе, куда его пригласили в качестве эксперта, надо начинать с поиска «серого кардинала» — неформального лидера, который фактически обладает реальным влиянием в организации.

Властные отношения вызывают наибольший интерес среди исследователей социальной зависимости. Власть как способность одних контролировать действия других имеет определяющее значение в жизни человека и общества, однако до сих пор ученые не выработали единого мнения отом, как осуществляются властные отношения. Одни (М. Вебер) считают, что власть связана прежде всего с наличием способности контролировать действия других и преодолевать их сопротивление этому контролю. Другие (Т. Парсонс) исходят из того, что власть прежде всего должна быть узаконена, тогда личное положение руководителя заставляет других починяться ему, несмотря на личностные качества руководителя и подчиненных. Обе точки зрения имеют право на существование. Так, возникновение новой политической партии начинается с того, что появляется лидер, обладающий способностью объединить людей, создать организацию и начать руководить ею.

В случае если власть узаконена (легитимна), люди подчиняются ей как силе, сопротивляться которой бесполезно и небезопасно.

В обществе существуют и другие, не узаконенные аспекты проявления властной зависимости. Взаимодействие людей на личностном уровне нередко ведет к возникновению властных отношений, парадоксальных и не объяснимых с точки зрения здравого смысла. Человек по своей воле, не понукаемый никем, становится сторонником экзотических сект, иногда настоящим рабом своих страстей, которые заставляют его преступать закон, решаться на убийство или самоубийство. Непреодолимое влечение к азартным играм может лишить человека средств к существованию, но он вновь и вновь возвращается к рулетке или картам.

Таким образом, в ряде сфер жизнедеятельности постоянно повторяющиеся взаимодействия постепенно приобретают устойчивый, упорядоченный, предсказуемый характер. В процессе такого упорядочивания формируются особые связи, называемые социальными отношениями. Социальные отношении — это устойчивые связи, возникающие между социальными группами и внутри них в процессе материальной (экономической) и духовной (правовой, культурной) деятельности.



 


Читайте:



Презентация на тему ""Уроки французского" В

Презентация на тему

В. Г. Распутин «Уроки французского». Урок литературыв 6 классе Распутин Валентин Григорьевич ( р. 1937), прозаик. Родился 15 марта в селе...

Названия, описания и особенности зимующих птиц

Названия, описания и особенности зимующих птиц

Парфенчук Алефтина ИвановнаДолжность: педагог дополнительного образования.Учебное заведение: МАОУДО города Нижневартовска Центр детского...

Разговорный стиль речи Порядок слов в предложении свободный

Разговорный стиль речи Порядок слов в предложении свободный

Слайд 2 Научиться говорить – значит научиться строить высказывания Слайд 3 В разговорном стиле важнейшую роль играет звуковая сторона речи,...

Сочинение рассуждение на тему деньги Какое значение имеют деньги в жизни человека

Сочинение рассуждение на тему деньги Какое значение имеют деньги в жизни человека

Многие задумываться о роли денег в жизни современного человека и над вопросом можно ли быть счастливым с не большим доходом?Современный человек не...

feed-image RSS