Реклама

Главная - Виды
Должностная инструкция управляющего директора. Стоит ли мотивировать исполнительного директора долей в компании? Должен ли я сделать его партнёром при успешной работе

Полномочия представляют собой ограниченное право и ответственность использовать ресурсы организации, самостоятельно принимать решения, отдавать распоряжения и осуществлять .

Полномочия представляются должности, а не лицу, её занимающему.

Полномочия проявляются в виде двух общих типов:

  • линейные;
  • аппаратные (штабные).

Линейные полномочия

Передаются непосредственно от начальника к подчиненному и далее по цепочке к другим подчиненным. Руководитель, обладающий линейными полномочиями, имеет также право принимать решения и действовать в определенных вопросах без согласования с другими руководителями, например, в тех пределах, которые установлены законом или уставом организации.

Последовательная цепочка возникающих линейных полномочий создаёт иерархию уровней управления. Наиболее наглядный пример цепи команд — иерархия военной организации. При большой длине цепи команд наблюдается существенное замедление скорости обмена информацией.

Существует два понятия, которые должны всегда учитываться: принцип единоначалия и необходимость ограничения нормы управляемости.

Согласно принципу единоначалия работник должен получать полномочия только от одного начальника и отвечать перед ним.

Норма управляемости — это количество работников, которые непосредственно подчиняются данному руководителю.

Штабные полномочия

Данные полномочия помогают организации использовать специалистов без нарушения принципа единоначалия для решения задач консультативного или обслуживающего характера.

Основные виды штабных полномочий делятся на рекомендательные, координационные, контрольно-отчетные, согласительные.

Рекомендательные полномочия заключаются в том, что их обладатель при необходимости может давать советы нуждающимся в них руководителям или исполнителям, каким образом лучше всего решить тот или иной узко-профессиональный вопрос.

Координационные полномочия связаны с выработкой и принятием совместных решений.

Контрольно-отчетные полномочия предоставляют возможность их носителям осуществлять в официально установленных рамках проверку деятельности руководителей и исполнителей, требовать от них предоставления обязательной информации, осуществлять ее анализ и направлять полученные результаты вместе с полученными выводами в соответствующие органы.

Принцип делегирования полномочий

В рамках управленческой структуры происходит рациональное распределение и перераспределение прав, обязанностей и ответственности между ее субъектами. Этот процесс, принципы которого были разработаны в 1920-х гг. П.М.Керженцевым, получил название "делегирование организационных полномочий и ответственности".

Делегирование — представляет собой процесс передачи руководителем части своих служебных функций подчиненным без активного вмешательства в их действия.

Принцип делегирования полномочий состоит в передаче руководителем части возложенных на него полномочий, прав и ответственности своим компетентным сотрудникам.

Обычно делегируются следующие виды работы:

Однако существует комплекс управленческих задач, решение которых следует оставить за руководителем. Долг первого лица в фирме — принять на себя выполнение задач с высокой степенью риска, содержащих аспекты стратегической важности и носящих конфиденциальный характер и все необычные, выходящие за рамки сложившегося регламента и традиций операции.

И не подлежат делегирование такие вопросы, как:
  • установление ;
  • выработка политики организации;
  • руководство сотрудниками и их мотивация;
  • задачи высокой степени риска;
  • необычные и исключительные дела;
  • задачи строго доверительного характера.

При делегировании полномочий руководитель делегирует (устанавливает) обязанности; определяет права и уровень ответственности при выполнении полномочий.

Преимущества делегирования полномочий:

  • возможность заниматься задачами, требующими личного участия руководителя;
  • сосредоточение на стратегических задачах и перспективных планах развития предприятия;
  • это лучший способ мотивации творческих и активных работников;
  • это лучший способ обучения;
  • это способ профессиональной карьеры.

Эффективность делегирования полномочий очевидна, но не все управляющие спешат его применять по следующим причинам:

  • сомнение в компетентности других сотрудников, боязнь, что они сделают хуже;
  • боязнь потерять власть и занимаемую должность;
  • недоверие к подчиненным, низкая оценка их способностей;
  • амбициозность и завышенная самооценка;
  • боязнь, что его действия будут неверно истолкованы коллегами и начальством.

Рассмотрим более подробно важность практического применения делегирования в управлении предприятием.

Практическое применение делегирования в управлении предприятием

Делегирование полномочий происходит не только на официальной, но и большей частью на полуофициальной или даже неофициальной основе, и предполагает наличие благоприятного морально-психологического климата в коллективе и взаимного доверия между руководителями и исполнителями. Делегированию полномочий предшествует значительная подготовительная работа. Она состоит в том, чтобы определить: для чего, кому, каким образом делегировать полномочия? Какие выгоды для него, самих подчиненных и организации в целом при этом могут быть получены? Какие препятствия могут возникнуть?

Главная практическая ценность принципа делегирования полномочий состоит в том, что руководитель освобождает свое время от менее сложных повседневных дел, рутинных операций и может сконцентрировать свои усилия на решении задач более сложного управленческого уровня. Одновременно этот метод является целенаправленной формой повышения квалификации сотрудников, способствует мотивации их труда, проявлению инициативы и самостоятельности.

Главная задача руководителя — не самому выполнять работу, а обеспечить организацию трудового процесса силами , взять на себя ответственность и применить власть для достижения поставленной цели.

Особо деликатный аспект принципа делегирования — организация контроля за действиями подчиненных . Постоянная опека только вредит. Отсутствие контроля может привести к срыву работ и анархии. Решение проблемы контроля — в четко налаженной обратной связи, в свободном обмене информацией между коллегами и, конечно, в достаточно высоком авторитете и управленческом мастерстве руководителя.

Часто возникает проблема психологического выбора: выполнение какой задачи поручить исполнителю знакомой или принципиально новой . Чаще всего делегируется выполнение новой задачи, особенно если она кажется руководителю малопривлекательной, рутинной. Такое решение далеко не всегда верно. Проблема в том, что, передав решение задачи кому-либо, руководитель все равно несет ответственность за ее выполнение и контролировать, а тем более просто наблюдать (т.н. мониторингом) за ходом реализации знакомой проблемы значительно легче.

Опытные администраторы часто поручают способному исполнителю немного более сложные задачи , чем он привык выполнять. В этом случае желательно подготовить задание в форме письменного распоряжения. Получив сложную задачу, исполнитель раскрывается более полно и получает искреннее удовлетворение от выполнения задания и оказанного ему доверия.

Следует отметить, что принцип делегирования полномочий мало применяют лица, недавно получившие повышение в должности , т.к. им трудно отказаться от привычного стереотипа прошлой деятельности. Однако руководитель, сам сортирующий корреспонденцию и печатающий на машинке при скучающем секретаре, вызывает сожаление, но не сочувствие.

Иногда принцип делегирования полномочий не дает ожидаемого эффекта : исполнитель не в полном объеме выполняет возложенные не него руководящие функции. Чаще всего это происходит в тех случаях, когда необходимо принимать непопулярные в коллективе решения: наложение взысканий за нарушение трудовой дисциплины; лишение премий; разбирательство аморальных поступков работающих и т.д. Под различными предлогами исполнитель старается передать решение этих проблем своему руководителю, чтобы выглядеть в глазах коллектива с лучшей, как ему кажется, стороны. Среди других причин чаще всего называют неуверенность в правильности принимаемого ответственного решения, недостаточный опыт, принципиальное несогласие с мнением руководителя.

При распределение управленческих полномочий в организации необходимо учитывать ряд важнейших обстоятельств:
  • Полномочия должны быть достаточными для достижения стоящих перед данным субъектом целей. Поэтому следует помнить, что цели всегда являются первичными и определяющими объем предоставленных полномочий.
  • Полномочия каждого субъекта должны увязываться с полномочиями тех, с кем ему приходится сотрудничать, чтобы обеспечить их взаимодействие и в конечном счете сбалансированность всей системы управления.
  • Полномочия в организации должны быть четкими, чтобы каждый сотрудник знал: от кого он их получает, кому передает, перед кем несет ответственность и кто должен отвечать перед ним.
  • Исполнители должны самостоятельно решать все проблемы в рамках своей компетенции и нести полную ответственность за свою деятельность и ее результаты.

1. Общие положения
1.1.Управляющий директор Общества руководит в соответствии с действующим законодательством РФ производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью Общества в пределах полномочий, предоставленных ему нормативно-правовыми актами РФ, Уставом Общества, внутренними нормативными документами Общества, трудовым договором и настоящей Должностной инструкцией, неся всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества Общества, а также финансово-хозяйственные результаты его деятельности.
1.2.Управляющий директор Общества относится к категории руководителей, назначается и освобождается от занимаемой должности общим собранием акционеров Общества.
1.3.Управляющий директор Общества подчиняется непосредственно общему собранию акционеров и Совету Директоров Общества.
1.4.Управляющему директору Общества непосредственно подчиняются Исполнительный директор, Заместитель управляющего директора по развитию, Контролер, Юрист, Главный бухгалтер, Руководители структурных подразделений (отделов, филиалов), Офис-менеджер Общества.
1.5. На время отсутствия управляющего директора организации его должностные обязанности выполняет назначаемый приказом сотрудник Общества, относящийся к категории руководителей, который несет ответственность за качественное, эффективное и своевременное их выполнение.
1.6. Управляющему директору Общества устанавливается ненормированный рабочий день.
1.7. В своей работе Управляющий директор Общества руководствуется:

  • 1.7.1. Требованиями действующего законодательства РФ;
  • 1.7.2. Нормативными документами Федеральной Комиссии по рынку ценных бумаг и другими нормативными документами, регламентирующими работу с ценными бумагами;
  • 1.7.3. Уставом Общества;
  • 1.7.4 Правилами ведения реестров владельцев именных ценных бумаг и другими внутренними нормативными документами Общества;
  • 1.7.5. Требованиями общего собрания акционеров и Совета Директоров Общества;
  • 1.7.6. Настоящей Должностной инструкцией.

2. ФУНКЦИИ управляющего директора
На управляющего директора Общества возложены следующие фунции:
2.1. Осуществление руководства финансовой и хозяйственной деятельностью Общества в соответствии с Уставом Общества;
2.2. Обеспечение соблюдения законности в деятельности Общества;
2.3. Составление стратегических и текущих планов Общества;
2.4. Выполнение поручений общего собрания акционеров, Совета Директоров Общества;
2.5. Организация работы Общества и эффективного взаимодействия всех структурных подразделений Общества.

3. ОБЯЗАННОСТИ управляющего директора
К непосредственным обязанностям управляющего директора Общества входит выполнение следующих работ и подписание соответствующих документов:
3.1. Осуществление руководства финансовой и хозяйственной (профессиональной) деятельностью Общества, обеспечение выполнения Обществом возложенных на него задач, своевременного и единообразного выполнения нормативных актов законодательства РФ, Правил ведения реестра владельцев ценных бумаг, Правил внутреннего документооборота и контроля Общества, внутренних нормативных документов Общества;
3.2. Обеспечение соблюдения законности в деятельности Общества и осуществлении его хозяйственно-экономических связей, использование правовых средств для финансового управления и функционирования, укрепления договорной и финансовой дисциплины, регулирования социально-трудовых отношений, обеспечения поддержания и расширения масштабов предпринимательской деятельности Общества;
3.4. Обеспечение выполнения всех лицензионных требований при осуществлении деятельности Общества в соответствии с законодательством РФ, организация подготовки соответствующих документов и осуществление всех необходимых действий для получения (продления) лицензии на осуществление уставной деятельности Общества;
3.5. Организация работы и эффективного взаимодействия всех структурных подразделений, направление их деятельности на развитие и совершенствование производимых работ и услуг с учетом социальных и рыночных приоритетов, повышения эффективности работы Общества, увеличения прибыли, качества и конкурентоспособности оказываемых услуг в соответствии с международными стандартами в целях завоевания отечественного и зарубежного рынка;
3.6. Обеспечение выполнения Обществом всех обязательств перед федеральным, региональным и местным бюджетами, государственными внебюджетными социальными фондами, заказчиками и кредиторами, включая учреждения банков, а также хозяйственных и трудовых договоров (контрактов) и бизнес-планов;
3.7. Организация производственно-хозяйственной деятельности общества на основе широкого использования новейшей техники и технологии, организация разработки и внедрения новейших прогрессивных технологий осуществления работ Обществом, прогрессивных форм управления и организации труда, научно обоснованных нормативов материальных, финансовых и трудовых затрат, изучения конъюнктуры рынка и передового опыта (отечественного и зарубежного) в целях всемерного повышения технического уровня и качества работ (услуг), экономической эффективности производства работ и услуг), рационального использования производственных резервов и экономного расходования всех видов ресурсов;
3.8. Организация обеспечения Общества всеми необходимыми материально-техническими условиями деятельности;
3.9. Защита имущественных интересов Общества в суде, арбитраже, органах государственной власти и управления;
3.10. Обеспечение сохранности материальных ценностей, принадлежащих Обществу;
3.11 Принятие мер по обеспечению Общества квалифицированными кадрами, рациональному использованию и развитию их профессиональных знаний и опыта, созданию безопасных и благоприятных для жизни и здоровья условия труда;
3.12. Разработка и утверждение штатного расписания Общества, организация разработки и утверждение Должностных инструкций для сотрудников Общества, организация и осуществление подбора, найма и увольнения сотрудников Общества в соответствии с Должностными Инструкциями, утвержденными Обществом, проведение аттестаций, организация обучения подчиненных сотрудников филиала;
3.13. Обеспечение правильного сочетания экономических и административных методов руководства, единоначалия и коллегиальности в обсуждении и решении вопросов, применение принципа материальной заинтересованности и ответственности каждого работника за порученное ему дело и результаты работы всего коллектива, выплату заработной платы в установленные сроки;
3.14. Решение вопросов, касающихся финансово-экономической и хозяйственной деятельности организации, в пределах предоставленных ему законодательством прав, поручение ведения отдельных направлений деятельности другим должностным лицам, находящимся в его непосредственном подчинении;
3.15. Обеспечение и контроль выполнения решений общего собрания акционеров, Совета директоров Общества, предоставление сведений, отчетности о деятельности Общества и объяснений по вопросам руководства деятельностью Общества общему собранию акционеров, Совету Директоров и Ревизорам Общества;
3.16. Организация и контроль работ по ведению реестров акционеров, осуществлению сохранности документов и информации, по ведению архивного дела в Обществе;
3.17. Организация и контроль направления отчетности по профессиональной деятельности Общества в проверяющие государственные органы (ФКЦБ РФ, ПАРТАД и т.д.);
3.18. Организация и контроль выполнения требований и предписаний проверяющих государственных органов (ФКЦБ РФ, ПАРТАД и т.д.);
3.19. Организация и контроль составления и направления запросов, касающихся деятельности по ведению реестров, в государственные и другие регулирующие органы (ФКЦБ РФ, ПАРТАД);
3.20. Организация ведения бухгалтерского учета, всех форм отчетности, делопроизводства и архива Общества, обеспечение ведения надлежащего учета и составления предусмотренной действующим законодательством РФ отчетности;
3.21. Обеспечение своевременного представления бухгалтерской и иной установленной решениями Совета директоров отчетности Общества в Совет директоров Общества и в надзорные инстанции;
3.22. Обеспечение по требованию уполномоченных государственных органов и иных организаций предоставления сведений и отчетности о деятельности Общества в установленном законодательством и внутренними документами Общества порядке;
3.23. Организация всех необходимых работ по осуществлению внутреннего контроля в Обществе, оказание содействия Контролеру Общества в выполнении им своих должностных обязанностей;
3.23. Осуществление контроля за безопасностью и защитой информации в системе ведения реестров Общества;
3.24. Соблюдение служебной тайны в отношении полученной информации, обеспечение применительно к условиям работы Общества разработки, соблюдения мер и создания условий, препятствующих утечкам конфиденциальной информации, незамедлительное уведомление Совета Директоров Общества обо всех случаях шантажа, угроз и попыток их применения, вне зависимости характера требований, а также попыток получения кем-либо сведений, касающихся деятельности Общества;
3.25. Организация устранения выявленных нарушений законодательства РФ, нормативных правовых актов ФКЦБ РФ, внутренних нормативных документов и процедур Общества, а также причин и условий, способствовавших совершению нарушения;
3.26. Информирование в установленные сроки ФКЦБ РФ о выявленных следующих фактах: о несоблюдении профессиональным участником установленных ФКЦБ РФ расчетных значений нормативов и показателей; о нарушении профессиональным участником требований законодательства РФ, нормативных правовых актов ФКЦБ РФ, иных нормативных правовых актов РФ, повлекшем потерю или существенное уменьшение средств клиента (на 20% и более), о неправомерном использовании служебной информации; о возможном манипулировании ценами профессиональным участником или его клиентами; о предполагаемых нарушениях требований законодательства РФ и нормативных правовых актов ФКЦБ РФ клиентами профессионального участника;
3.27. Предоставление ФКЦБ РФ сведений о принятых или планируемых действиях по устранению вышеназванных нарушений;
3.28. Организация и контроль выполнения подчиненными сотрудниками своих Должностных инструкций, требований законодательства РФ и внутренних нормативных документов Общества, организация работы Общества по устранению нарушений и недостатков в деятельности подчиненных сотрудников;
3.29. Повышение своего профессионального уровня;
3.30. Выполнение надлежащим образом функций, предусмотренных настоящей Должностной инструкцией;
3.31. Выполнение иных исполнительно-распорядительных обязанности по вопросам оперативно-хозяйственной деятельности Общества в соответствии с действующим законодательством РФ, Уставом Общества.

4. ПРАВА управляющего директора
Управляющий директор Общества имеет право:
4.1. Составлять и подписывать документы, относящиеся к уровню его компетенции;
4.2. Представлять интересы Общества без доверенности в учреждениях, организациях, государственных органах власти и управления;
4.3. Заключать и расторгать от имени Общества любые виды договоров, в том числе трудовые;
4.4. Открывать все виды счетов Общества в банках;
4.5. Утверждать и подписывать Должностные инструкций подчиненных сотрудников, приказы, распоряжения, давать в пределах своей компетенции указания, обязательные к исполнению подчиненными сотрудниками;
4.6. Утверждать Правила трудового распорядка дня и другие внутренние документы Общества, относящиеся к 4.6. его компетенции;
4.7. Распоряжаться имуществом и денежными средствами Общества;
4.8. Выдавать доверенности;
4.9. Утверждать штатное расписание Общества;
4.10. Принимать на работу и увольнять сотрудников Общества;
4.11. Поощрять и привлекать к дисциплинарной и материальной ответственности сотрудников Общества;
4.12. В соответствии с законодательством РФ определять систему, формы и размер оплаты труда и материального поощрения сотрудников Общества;
4.13. Выносить вопросы, связанные с его деятельностью и выходящие за пределы его компетенции, на рассмотрение общему собрания акционеров и Совету Директоров Общества в порядке, определяемом законодательством РФ и Уставом Общества;
4.14. Получать необходимые разъяснения у подчиненных сотрудников Общества;
4.15. Принимать решения в пределах своей компетенции.

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ управляющего директора
Управляющий директор Общества несет предусмотренную законодательством РФ ответственность:
5.1. За некачественное и несвоевременное выполнение обязанностей и неисполнение прав, предусмотренных настоящей Должностной инструкцией;
5.2. За убытки, причиненные Обществу его виновными действиями (бездействием) в процессе исполнения им функций и обязанностей, предусмотренных настоящей Должностной инструкцией;
5.3. За разглашение информации, содержащей служебную тайну;
5.4. За невыполнение Должностных инструкций подчиненными сотрудниками, за несоблюдение ими Правил внутреннего трудового распорядка, Правил техники безопасности, охраны труда, противопожарной защиты и других внутренних нормативных документов Общества.

6. КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
6.1.На должность управляющего директора Общества принимается дееспособное физическое лицо, удовлетворяющее следующим квалификационным требованиям. Управляющий директор:

  • Должен иметь высшее образование.
  • Должен иметь квалификационный аттестат ФКЦБ серии 3.0.
  • Должен быть зарегистрированным в Реестре аттестованных лиц.
  • Должен быть не исключен из Реестра аттестованных лиц.
  • Должен иметь стаж профильной работы не менее 5-ти лет.
  • Должен иметь опыт работы с персональным компьютером, программными продуктами.

6.2.Управляющий директор Общества должен владеть вопросами:

  • законодательных и нормативных актов РФ, регламентирующих производственно-хозяйственную и финансово-экономическую деятельность Общества;
  • гражданского законодательства;
  • налогового законодательства;
  • экологического законодательства;
  • действующего законодательства о ценных бумагах;
  • устройства и функционирования акционерного общества;
  • трудового законодательства;
  • конъюнктуру рынка;
  • профиль, специализацию и структуру Общества;
  • культуры труда и служебной этики;
  • охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Должностная инструкция управляющего директора разработана в соответствии с __________________________.

Внешнее управление применяется по отношению к юридическому лицу, которое находится в процессе банкротства и является необязательным и вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов. Введение такого управления приобретает смысл в том случае, если существует возможность избежать процедуры банкротства, для чего арбитражным судом и назначается внешний управляющий. При этом такое лицо получает широкий круг полномочий и в полной мере заменяет руководителя предприятия-банкрота на его должности.

Важным аспектом арбитражного управления является установление моратория на кредитные обязательства юридического лица, которому грозит банкротство.

Процедура назначения внешнего управляющего

Решение о введении внешнего управления входит в предприятия-должника. На этом же собрании должна быть утверждена и кандидатура управляющего. После этого арбитражный суд вводит внешнее управление, одновременно назначая вешнего управляющего. При отсутствии такой возможности суд должен утвердить арбитражного управляющего в течение месяца после начала внешнего управления.

Кандидаты на данную должность могут предлагаться собранию кредиторов налоговым органом, конкурсным кредитором, самим должником или собственником его имущества.

Если на первом заседании кредиторов не было принято решение об арбитражном управлении, то кандидатура управляющего может быть представлена для утверждения в арбитражном суде в течение двух недель со дня вынесенного им постановления о введении на предприятии-банкроте внешнего управления.

Кого могут назначить управляющим?

Срок действия арбитражного управления составляет 18 месяцев. Но он может быть, как продлён на 6 месяцев, так и сокращён на определённый период по ходатайству собрания директоров. Решение об этом выносится арбитражным судом.

Права внешнего управляющего

Сразу после назначения внешний управляющий принимает на себя всё управление делами предприятия-банкрота, а руководитель немедленно освобождает должность.

В трёхдневный срок руководящие органы должны передать всю бухгалтерскую и другую требуемую документацию, печати, штампы и материальные ценности в распоряжение арбитражному управляющему. При этом управляющий обязуется принять в своё ведение имеющееся у должника имущество, проведя его инвентаризацию.

Ему нужно также открыть для проведения финансовых операций специальный счёт в банке, вести все виды юридического учёта и предоставлять по ним отчётность.

Деятельность арбитражного управляющего можно разделить на два этапа:

  1. Определение причин, которые привели предприятие к банкротству , в том числе выяснение, не было ли оно преднамеренным.
  2. Деятельность, направленная на ликвидацию неплатёжеспособности юридического лица.

На первом этапе внешний управляющий сосредотачивается на возможности аннулирования некоторых невыгодных контрактов, которые были заключены должником в рамках гражданско-правовой деятельности. Для этого ему предоставляется 3 месяца.

Классификация таких сделок проводится по нескольким параметрам:

  • Отменяться могут только договоры , которые стороны не выполнили частично или полностью.
  • Если выполнение условий сделки повлечёт убытки , а заключенные при схожих обстоятельствах контракты ранее являлись успешными.
  • Выгода от договора рассчитана на долгосрочную перспективу , или он заключён на длительный срок (т. е. более 12 месяцев).
  • Учитываются другие условия , которые не позволяют без отмены договора возобновить платёжеспособность банкрота.

В случае аннулирования какой-либо сделки другая сторона может претендовать на взыскание нанесённого ущерба без учёта упущенной выгоды.

Арбитражный суд также может признать недействительным соглашение, которое согласно выводам арбитражного управляющего причинило убытки кредиторам. Могут быть отменены и сделки повлекшие удовлетворение материальных интересов определённых кредиторов в ущерб другим.

Второй этап своей деятельности внешний управляющий должен начать с составления плана управления. На выполнение этой задачи ему выделено 3 месяца со дня своего назначения.

Данный план должен иметь чёткие временные рамки и быть направлен на ликвидацию признаков банкротства. Понятие и признаки банкротства .

Иными словами юридическое лицо в результате арбитражного управления должно полностью избавиться от долгов и обладать хотя бы некоторым количеством финансов для продолжения хозяйственной деятельности. Именно на достижение таких результатов и направлены права и обязанности внешнего управляющего.

План арбитражного управляющего

План действий управляющего должен состоять из следующих пунктов:

  • Перечень мероприятий направленных на восстановление платёжеспособности предприятия-должника. Сюда могут включаться:
    • изменение профиля деятельности,
    • закрытие убыточных производств,
    • продажа некоторой части имущества,
    • выпуск дополнительных акций,
    • переквалификация персонала,
    • увеличение уставного капитала и др.;
  • Порядок воплощения в жизнь запланированных действий.
  • Как предусмотренные, так и непредвиденные расходы, связанные с реализацией плана.
  • Конкретные временные рамки, которые должны соответствовать сроку внешнего управления.

Члены собрания кредиторов могут утвердить или отклонить план, который предложил внешний управляющий. Они вправе ходатайствовать в арбитражный суд о смещении арбитражного управляющего с должности и о его замене другим лицом.

Утверждают или отклоняют план управляющего члены собрания кредиторов.

Кредиторы наделены правом предъявления требований должнику, которые в период арбитражного управления рассматривает внешний управляющий, определяя их как установленные в соответствии с законодательством. Такие требования вносятся в реестр в течение 14 дней. образец реестра требований кредиторов . По прошествии не более 1 месяца со дня получения требования арбитражный управляющий сообщает о результатах их рассмотрения кредитору.

Обязанности при управлении предприятием должника

Стоит подчеркнуть, что привлекательной для должника стороной внешнего управления является мораторий на погашение кредиторских требований. начала внешнего управления. В это время вместо выплаты долгов, имеющиеся средства могут использоваться для оздоровления финансового состояния предприятия.

Внешний управляющий имеет право на распоряжение имуществом предприятия-должника, а собственник не может влиять на его решения. Для избежания неблагоприятных последствий такого широкого полномочия в законодательстве установлены некоторые механизмы.

Наложены ограничения на проведение сделок, которые превышают 20% стоимости активов должника и на договора, где внешний управляющий может являться заинтересованной стороной. Такие соглашения арбитражный управляющий может заключить только при одобрении кредиторов.

За 15 дней до истечения своих полномочий внешний управляющий должен представить совету кредиторов полный отчёт о своей деятельности. Это может произойти и раньше при наличии на то оснований.

В заключительном отчёте внешний управляющий обязан указать последние финансовые показатели предприятия. В них нужно высветить баланс прибыли и убытка за отчётный период, сведения о возможности выплаты долговых обязательств кредиторам.

Исходя из отчёта, совет кредиторов может вынести следующие варианты решений об итогах работы внешнего управляющего:

  • окончание внешнего управления в результате восстановления платёжеспособности должника;
  • ходатайство о продлении периода внешнего управления;
  • ходатайство о признания предприятия банкротом;
  • заключение и .

Арбитражный суд соглашается с мнением совета кредиторов или выносит другое решение.

Конкурсный управляющий – это лицо, которое согласно закону РФ от 19 ноября 1992 г. «О несостоятельности (банкротстве) предприятий, осуществляет .

Задача конкурсного управляющего

Конкурсный управляющий обязан провести процедуру, направленную на принудительную или добровольную ликвидацию несостоятельной организации.

Как назначается конкурсный управляющий

Конкурсные управляющие – это специально обученные и выполняющие определенные действия в момент банкротства объекта люди, которые являются членами саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Конкурсный управляющий назначается арбитражным судом. Конкурсный управляющий является руководителем несостоятельного объекта и органов его управления, а также собственником имущества должника, если таковым является .

Для назначения конкурсного управляющего суд выносит соответствующее определение, которое может быть обжаловано. Действие конкурсного управляющего заканчивается в момент прекращения данного конкурсного производства.

Чтобы стать конкурсным управляющим, надо работать юристом, экономистом или иметь практику выполнения хозяйственных работ.

Отметим, что конкурсный управляющий имеет ненормированный график рабочего времени, работает с большим объемом информации, занимается сложной процедурой подготовки имущества банкрота к реализации.

Обязанности конкурсного управляющего

К обязанностям конкурсного управляющего относятся следующие действия:

    провести инвентаризацию имущества банкрота;

    организовать оценку имущества с привлечением оценщика;

    в течение недели после получения полномочий конкурсный управляющий обязан опубликовать информацию о банкроте и его собственности в специальных источниках;

    контролировать сохранность имущества банкрота;

    осуществлять поиск и взыскание имущества должника, хранимого у третьих лиц;

    анализировать материально-денежное положение должника;

    в случае увольнения уведомить работников банкрота о грядущем увольнении не позже месяца со дня объявления должника банкротом;

    предоставлять информацию в полном объеме о должнике и о его собственности заинтересовавшимся лотом должника претендентам, планирующим принять участие в торгах;

    вести список требований кредиторов, если эту задачу не выполняет специализированная организация – реестродержатель.

Полномочия конкурсного управляющего

Кроме ряда обязательств, конкурсный управляющий наделен целым пакетом полномочий.

Полномочия конкурсного управляющего:

    владеть имуществом банкрота в законном порядке и условиях;

    заниматься увольнением работников банкрота, не являются исключением и работники на руководящих должностях;

    отправить на хранение документацию должника;

    предъявлять исковые заявления о недействительности сделок, проведенных должником;

    требовать имущество банкрота, которое хранится у третьих лиц, и производить иные действия, направленные на возвращение имущества.

Ответственность Конкурсного управляющего

Полномочия конкурсного управляющего напрямую связаны с ответственностью конкурсного управляющего. Учитывая, что конкурсный управляющий наделен рядом полномочий, он привлекаем к ответственности при нарушении или невыполнении своих обязанностей и полномочий.

Привлечение к ответственности может последовать в случае следующих административных нарушений:

    неестественное создание неплатежеспособности лиц путем специальных действий или бездействий;

    конкурсный управляющий скрывает местонахождение имущества должника;

    не предоставляет необходимые сведения об имуществе;

    уничтожает или фальсифицирует информацию об имуществе;

    не согласовывает процедуру передачи собственности должника;

    не соблюдает законные требования при заключении договоров или при внешнем управлении;

    совершает сделки с превышением должностных полномочий.

При нарушении первого и последнего пунктов конкурсный управляющий рискует остаться без работы в этой должности на временной период не более трех лет.

Отчет конкурсного управляющего

После того как расчеты со всеми кредиторами будут окончены или конкурсное производство прекращено, конкурсный управляющий должен предоставить доклад о проделанной работе, о результатах проведения данной процедуры в арбитражный суд.

Отчет конкурсного управляющего представляет собой перечень документов, подтверждающих:

    продажу собственности должника;

    погашение кредитных обязательств;

    предоставление в Пенсионный фонд (его территориальное подразделение) информации о дате, месте рождения должника, его гражданстве и паспортных данных, включая полностью ФИО, пол и адрес постоянной регистрации обанкротившегося лица.

К отчету, помимо вышеперечисленных документов, конкурсные управляющие должны прилагать реестр требований кредиторов, в котором будут указаны размеры выплаченных долгов обанкротившегося лица.

После того как конкурсный управляющий составил и подал в компетентный орган свой доклад, он обязан уведомить о данном факте кредиторов.

Контроль деятельности конкурсного управляющего

Контроль деятельности управляющего осуществляется в соответствии со ст. 143 ФЗ "О банкротстве".

Согласно данному закону, кредиторы (собрание или комитет) получают всю необходимую для этого информацию не реже чем раз в три месяца, если иное не установлено на собрании кредиторов.

Сведения, предоставляемые для контроля, могут быть в виде отчетов или любых отдельных документов, показывающих состояние дел в ходе конкурса или при его завершении.

В докладе конкурсного управляющего должна содержаться информация:

    об инвентаризации имущества должника, ее оценке, если таковая требовалась;

    о количестве денежных средств, которые были зачислены на должника, и источниках такого финансирования;

    о процессе реализации собственности обанкротившегося субъекта, указание полученных сумм;

    о размерах и количестве требований о взыскании задолженности, которые выдвинуты третьим лицам;

    о количестве работающих на должника людей, которые продолжают трудиться после открытия конкурса, и количестве уволенных (уволившихся) сотрудников;

    о работе, которая была проделана для того, чтобы сделки были признаны недействительными, в интересах должника;

    о составлении и ведении реестра требований кредиторов, со сведениями о том, какова их общая сумма и размер отдельно в каждой очереди;

    о тех мерах, которые были приняты для сохранения собственности обанкротившегося объекта и для взыскания того имущества, которое ему принадлежит, но по каким-то причинам находится у третьих лиц;

    о размере текущей задолженности, с описанием причины ее образования;

    о проведенной работе конкурсного управляющего по закрытию счетов должника;

    о привлечении к субсидиарной ответственности лиц, несущих обязательства в связи с доведением должника до банкротства;

    вся другая информация, содержание которой устанавливается конкурсным управляющим, кредиторами или арбитражным судом.

Все данные, которые касаются производства по делу о банкротстве, например, о том, каковы расходы конкурсного управляющего на проведение соответствующего процесса, конкурсный управляющий должен предоставлять в любое время по требованию арбитражного суда.


Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме .

Конкурсный управляющий (внешний управляющий): подробности для бухгалтера

  • Какие долги не спишут в банкротстве физического лица

    В одном из дел новый конкурсный управляющий компании-банкрота обратился с иском... к бывшему конкурсному управляющему (КУ) о взыскании убытков в... выплаченную премию работникам, которых бывшему конкурсному управляющему следовало уволить. Суд указал, что... о банкротстве юрлица. С прежнего конкурсного управляющего взыскали 2 млн. руб убытков...

  • Практика Верховного Суда РФ по налоговым спорам за октябрь 2019

    Текущей и в случае неисполнения конкурсным управляющим обязанности по погашению текущих платежей... суд с требованием об обязании конкурсного управляющего исполнить данную обязанность. Суды также... ., Армавирский электрометаллургический завод в лице конкурсного управляющего) – Договоры с контрагентами заключены в...

  • Сроки исковой давности при оспаривании сделок во время банкротства

    Момента возложения на него обязанностей конкурсного управляющего должника. Однако, как всегда, из... РФ) не может быть оспорено конкурсным управляющим по специальным основаниям Закона о... отметили суды, на данное требование конкурсного управляющего распространяется трехлетний срок исковой давности... -ЭС15-13605, где указано: «Доводы конкурсного управляющего о необходимости применения к сделкам... , компания Б (займодавец) в лице конкурсного управляющего обратилась с иском о признании...

  • Случаи обязательной оценки имущества

    ...) Оценка имущества должника конкурсным управляющим (п. 2 ст. 129 «Полномочия конкурсного управляющего» Федерального закона... 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). Конкурсный управляющий обязан привлечь оценщика для оценки... муниципальной собственности, направляется внешним управляющим, конкурсным управляющим в федеральный орган исполнительной власти... инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к его продаже. д...

  • Субсидиарная имущественная ответственность руководителей и учредителей должника (банкрота)

    Субсидиарной ответственности могут: кредиторы 1 ; конкурсные управляющие 2 ; уполномоченные органы (в том... должника и прибыльности его деятельности; конкурсный управляющий не представил доказательства заключения сделок... , в деле № А16-1209/2013 конкурсный управляющий заявил, что по решению руководителя... , так как тот не передал конкурсному управляющему первичные документы, материальные и иные... налоговые органы, но и непосредственно конкурсные управляющие, чем они активно пользуются 10 ...

Полномочия управляющего совета

Может ли совет рассматривать актуальные вопросы, если решения совета по ним не предусмотрены уставом?

На заседании совета может рассматриваться любой вопрос, отнесенный к его компетенции. По вопросам, для которых уставом общеобразовательного учреждения совету не отведены полномочия на принятие решений, выводы совета носят рекомендательный характер. Если данные вопросы продемонстрировали стратегическое значение для учреждения, то целесообразно инициировать принятие изменений и дополнений в устав, закрепляющих за советом полномочия по принятию решений по соответствующим вопросам.

У совета много полномочий по согласованию разработанных директором управленческих решений . Что это значит?

Наличие у управляющего совета полномочия по согласованию решения по тому или иному вопросу означает, что директор школы не может самостоятельно принять решение по этому вопросу без согласия управляющего совета. Следует заметить, что при этом и сам управляющий совет не может самостоятельно принять по нему решение. Таким образом, в вопросах, подлежащих согласованию между администрацией школы и ее управляющим советом, необходимо выработать согласованную, взаимно приемлемую точку зрения.

Формально это означает, что на титуле документа обозначены два источника его легитимности. Должно быть указано: «Утверждено приказом №___от_____201__г. руководителя» и «Согласовано решением управляющего совета протокол №__от «__»____201__г.». Первая запись заверяется подписью руководителя, вторая - подписью председателя управляющего совета. Понятно, что согласование по времени должно предшествовать утверждению.

Прецеденты, когда прокуратура признала утверждение директором протокола распределения стимулирующей части фонда оплаты труда без согласования с управляющим советом, как того требовал устав школы, уже имеются.

Более того, в связи с этим ставятся вопросы о законности расходования целевых бюджетных средств, направленных на стимулирующую часть оплаты труда.

В вопросах, подлежащих согласованию между администрацией школы и управляющим советом, желательно приходить именно к согласованию, взаимно приемлемой точке зрения. А если не удается, что тогда?

В случае возникновения такого конфликта между управляющим советом и директором общеобразовательного учреждения (несогласия директора с решением совета и/или несогласия совета с решением (приказом) директора), который не может быть урегулирован путем переговоров, решение по конфликтному вопросу принимает учредитель . К учредителю может обратиться как директор, так и управляющий совет (председатель управляющего совета).

Каковы полномочия и функции управляющего совета в вопросе оказания образовательным учреждением платных услуг?

Полномочия и соответственно функции управляющего совета в вопросах регулирования деятельности, приносящей доход, в частности деятельности по оказанию услуг, определяются уставом образовательного учреждения.

Уставом образовательного учреждения могут быть предусмотрены следующие полномочия управляющего совета:

· По утверждению (согласованию) перечня и порядка реализации дополнительных платных услуг в общеобразовательном учреждении;

· По утверждению (согласованию) существенных условий и текстов договоров образовательного учреждения с потребителем дополнительных платных услуг.

В этом случае управляющий совет вправе и обязан:

· Устанавливать реализацию дополнительных платных образовательных услуг, которые предоставляет руководитель образовательного учреждения и педагогический коллектив ;

· Опрделять расценки на такие услуги (ноне выше расценок, установленных учредителем);

· Разрабатывать систему и процедуры оценки качества таких услуги удовлетворенности ими основных потребителей – обучающихся и их родителей.

Для решения этих вопросов управляющему совету необходимо организовать взаимодействие с педагогическим советом образовательного учреждения. Именно экспертные заключения и рекомендации данного органа позволят управляющему совету правильно ориентироваться в организации платной образовательной деятельности учреждения, исходя из имеющихся ресурсов учреждения (прежде всего, кадровых) и возможностей привлечения ресурсов извне.

Возможна ситуация, когда про роль и функции управляющего совета в вопросах реализации дополнительных платных образовательных услуг ничего не сказано, но при этом за ним закреплено право согласовывать или утверждать программу развития образовательного учреждения.

В программе развития учреждения может быть предусмотрен специальный раздел о развитии приносящей доход деятельности и, в частности, деятельности по оказанию дополнительных платных образовательных услуг.

В этом разделе на планируемый промежуток времени управляющий совет может установить перечень дополнительных платных образовательных услуг, реализацию которых учреждение должно организовывать в установленные программой развития сроки.

Рамками и ориентирами для принятия такого рода решений управляющего совета должны служить Правила оказания платных образовательных услуг (утверждены Постановление Правительства РФ от 5 июля 2001 г. № 000 в редакции Постановления Правительства РФ от 1 апреля 2003 г. № 000), нормативные правовые акты соответствующих органов местного самоуправления , устанавливающие условия реализации дополнительных платных образовательных услуг подведомственными образовательными учреждениями и предельные допустимые расценки на них.

Именно в этом правовом поле управляющий совет вправе определять задачи развития дополнительной платной образовательной деятельности в соответствующем разделе программы развития образовательного учреждения. Утвержденная или согласованная управляющим советом программа развития, таким образом, становится локальным правовым актом образовательного учреждения, обязательным для исполнения его руководителем.

Моно указать на следующие преимущества, которые имеет управляющий совет в решении вопросов организации учреждением приносящей доход деятельности, для руководителя учреждения.

Во-первых, общественное участие в разработке маркетинговой стратегии платных образовательных услуг повышает шансы сделать ее ориентированной на потребителя.

С принятием в мае 2010 года Федерального закона №83-ФЗ заработанные учреждением от реализации дополнительных услуг платных образовательных услуг денежные средства исключены из составов соответствующих бюджетов – муниципального или государственного (в зависимости от того, кто является учредителем). Таким образом, эти средства снова стали внебюджетными, которыми образовательное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно по решению того органа управления образовательного учреждения, за которым право такого решения закреплено. Иначе говоря, эти средства не могут быть включены в финансовое обеспечение муниципального (государственного) задания образовательному учреждению из соответствующего бюджета.

Практика федерального эксперимента гг. по апробации модели управляющих советов общеобразовательных учреждений и реализации направления комплектных проектов модернизации образования (HGVJ) «Расширение общественного участия в управлении образованием» в гг. позволила апробировать такие роли и полномочия управляющего совета, как утверждение или согласование сметы расходования средств из внебюджетных источников, утверждение отчетов руководителя об исполнении такой сметы.

Новая законодательная ситуация позволяет закрепить и расширить роль и полномочия управляющего совета в решении такого рода вопросов. В этом случае повышается роль и ответственность управляющего совета в общем ресурсном планировании развития образовательного учреждения. Соответственно, решая вопросы организации дополнительных платных образовательных услуг, управляющий совет должен основываться не только на учете мнений и интересов потребителя этих услуг, но также исходить из задач ресурсообеспечения образовательного учреждения, эффективного использования дополнительных ресурсов в целях обеспечения необходимого качества условий образовательного процесса и, в конечном итоге, качеств образования.

Управление образования хочет уволить директора школы. Педагоги и родители не согласны. Есть ли у управляющего совета возможность повлиять на решение управления?

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (п.4 ст.35) назначение и соответственно увольнение руководителя образовательного учреждения может осуществляться по-разному.

Руководитель государственного и муниципального образовательного учреждения в соответствии с уставом соответствующего образовательного учреждения может быть:

1) Избран коллективом образовательного учреждения;

2) Избран коллективом образовательного учреждения при предварительном согласовании кандидатуры (кандидатур) с учредителем;

3) Избран коллективом образовательного учреждения с последующим утверждением учредителем;

4) Назначен учредителем с предоставлением совету образовательного учреждения права вето;

5) Назначен учредителем;

6) Нанят учредителем.

Если уставом учреждения предусмотрен порядок назначения руководителя в соответствии с пп.4 указанной статьи закона, то учредитель не вправе без согласия с советом уволить руководителя. Если устав учреждения устанавливает порядок назначения руководителя согласно пп.5 или 6, то у управляющего совета нет формальных рычагов влияния на решения учредителя в этом вопросе.

У управляющего совета всегда остается право рассмотреть любой вопрос в отношении своего образовательного учреждения, даже и не отнесенный уставом к его компетенции, и вынести по результатам рассмотрения свое мнение в виде рекомендации, заключения (оценочного суждения), ходатайства в уполномоченный принимать окончательное решение орган или в вышестоящий орган власти и управления.

Таким образом, если управляющий совет проведет заседание по данному вопросу и вынесет решение (например, в форме обоснованного ходатайства к учредителю) не увольнять директора школы, то есть шанс, что учредитель прислушается к этому мнению управляющего совета. В противном случае управляющий совет может обратиться с ходатайством в муниципальный общественный совет по образованию с тем, чтобы последний внес рекомендацию учредителю не увольнять директора. Также управляющий совет может обратиться с ходатайством к главе местного самоуправления и в местный совет.

Создание управляющего совета

В некоторых школах есть положение о совете, а в других все, что касается его создания и работы, включено в устав. Как правильно?

В тексте устава возможно максимально плотно и подробно описать порядок формирования и деятельности управляющего совета. Но это приведет, скорее всего к тому, что текст устава по большей части будет посвящен только управляющему совету. Возможен и иной подход. В уставе можно описать количественный и качественный состав управляющего совета, общий порядок его формирования, срок полномочий, периодичность его собраний (заседаний) и выборов.

Все остальные подробности формирования и деятельности управляющего совета можно вынести в специальное школьное Положение «Об управляющем совете». Также можно разработать и отдельное специальное школьное Положение «О порядке формирования управляющего совета». Эти положения необходимо признать уставом в качестве школьных локальных актов и определить в уставе, кто в праве утверждать такие положения своим решением: учредитель, школьная конференция, управляющий совет или иной школьный орган.

Для этого в разделе устава, посвященном управляющему совету, полезно указать, что порядок его формирования и деятельности в части, не урегулированной уставом, определяется иными локальными актами: Положением «Об управляющем совете», Положением «О порядке формирования управляющего совета».

Какие конкретно изменения внести в устав школы при создании управляющего совета?

Конкретные изменения, которые целесообразно внести в устав определяются образовательным учреждением. Рабочая группа по созданию управляющего совета готовит проект новой редакции школьного устава, согласовывает его внутри школьного сообщества, а затем предоставляет на утверждение учредителю. Вместе с тем можно определить примерные изменения, которые целесообразно внести в устав.

Примерно такого подхода служит документ «Методические рекомендации по внесению изменений в уставы общеобразовательных учреждений в связи с созданием управляющих советов и организацией их деятельности в процессе реализации комплексного проекта модернизации образования в Московской области », с которым вы можете ознакомится на сайте «Общественное участие в управлении образованием» (http://gouo/inform/metod1).

Как учредителем нормативно оформляется создание управляющего совета образовательного учреждения?

Создание управляющего совета школы оформляется двумя приказами учредителя.

Первый приказ учредителя оформляет решение, которое он принимает по получении от руководителя образовательного учреждения протокола избирательной комиссии и списка избранных членов управляющего совета. Это решение касается следующих позиций:

· Утверждения избранного нового состава управляющего совета;

· Назначения в новый состав управляющего совета представителя учредителя и руководителя образовательного учреждения по должности;

· Утверждения даты истечения полномочий действующего состава и даты вступления в полномочия нового состава управляющего совета образовательного учреждения.

Вторым приказом оформляется решение учредителя об утверждении полного состава избранных, назначенных и кооптированных членов управляющего совета образовательного учреждения. Данное решение учредитель принимает по получении протокола управляющего совета о кооптации в него новых членов.

Если сроки формирования управляющих советов в нескольких школах совпали, например проходят в течении одного месяца, управление образования может издать один приказ (один документ), но содержащий все необходимые положения по каждой школе по результатам выборов, и один приказ по результатам кооптации.

По усмотрению руководителя управления образования оно может несколько упростить свое делопроизводство в отношении школьных управляющих советов: издавать один готовый приказ о формировании управляющего совета уже после кооптации. Но в этом случае придется направлять на первое заседание представителя, выдавая ему письменное поручение-доверенность на представительство интересов учредителя в совете, а на постоянной основе назначить одним общим итоговым приказом.

В случае довыборов (выборов членов взамен бывших) реализуется тот жеполный или немного упрощенный, как указано выше, порядок, но только в отношении регистрации вновь избранных членов. Подтверждать регистрацию всех остальных и назначить внось представителя учредителя не требуется.

Может ли учредитель не утвердить устав, предложенный школой, если ему «не понравится» перечень полномочий управляющего совета, который предложила школа?

В соответствии с Законом у учредителя действительно есть право не утвердить вариант редакции устава, предложенный образовательным учреждением. Конечно, формулировка «не понравилась» не вполне подходит для определения позиции учредителя, который должен четко и определенно сформулировать свои замечания и возражения. Новая редакция школьного устава – это предмет договора школьного сообщества с учредителем.

При этом следует учитывать, что учредитель, определяя свою позицию, руководствуется существующими нормативными и инструктивно-методическими актами федерального, регионального, муниципального уровня, определяющими порядок создания и деятельности органов государственно-общественного управления , в том числе примерный состав полномочий управляющего совета. Чаще всего это утвержденные правительством субъекта РФ «Примерные положения об управляющем совете общеобразовательного учреждения», в некоторых субъектах РФ – законы о государственно-общественном управлении. Собственно и школа в своей работе над редакцией устава должна опираться на данные документы.

Состав управляющего совета

Обязательно ли обучающихся в управляющем совете должны представлять только старшеклассники?

Действительно, в Методических рекомендациях по функциям, организации и работе управляющих советов общеобразовательных учреждений (Приложение к письму Минобразования России от 01.01.2001 №) и известных нам модельных Положениях об управляющем совете общеобразовательного учреждения, принятых в субъектах РФ) зафиксировано, что в составе совета обучающихся представляют учащиеся ступени среднего (полного) общего образования.

Аргументом в пользу такого подхода является наличие именно у учащихся данного возраста большего школьного и жизненного опыта. В силу этого они могут формулировать свое мнение и отстаивать не только свои интересы, но и интересы большинства учащихся.

При этом вполне возможно, что в школе найдутся ребята из 8-9-х классов, которые смогут достойно представлять интересы всех учащихся в управляющем совете. Поэтому каждая школа сама вправе в уставе и положении об управляющем совете закрепить возрастные ограничения для учащихся – общественных управляющих. Здесь можно ориентироваться на два законодательно применяемых возрастных допуска детей к управлению некоммерческим юридическим лицом
– 12 и 14 лет.

Что такое кооптация в управляющий совет и как правильно ее провести?

Кооптация – это введение в состав управляющего совета школы новых общественных управляющих путем принятия решения действующим советом школы без проведения выборов. Кооптация новых членов совета может осуществляться в течении двух месяцев деятельности вновь избранного совета. Ответственность за проведение кооптации возлагается на председателя совета. В качестве кандидатур можно предложить:

· Членов управляющего совета,

· Родителей,

· Работников и учащихся школы,

· Представителя органа управления образованием, местного самоуправления.

Все предложения по кооптации вносятся в письменно виде в совет вместе с заявлением кандидата на согласие о включении в школьный управляющий совет. Члены совета, введенные в его состав путем кооптации, называются «кооптированные». Число кооптируемых общественных управляющих не должно быть большим, например, оно не должно превышать одной четверти от списочного состава совета.

Важное обстоятельство для рассмотрения кандидатур – отсутствие ограничений на общественную, педагогическую деятельность кандидата в данном образовательном учреждении. Подобрать кандидата в школьные управляющие путем кооптации дело ответственное.

Как правило, это должны быть заинтересованные, имеющие профессиональные значения и интерес в развитии школы люди – юристы, экономисты, представители СМИ, общественных организаций, бизнесмены, специалисты, та есть все, кто может как-то повлиять своими знаниями, ресурсами, действиями на улучшение жизни в школе.

Порядок кооптации таков. Списки предложенных для кооптации лиц рассматриваются на заседании совета. Прошедшие согласование утверждаются кандидатами в школьные управляющие открытым или тайным голосованием на заседании совета простым большинством голосов, поданных за кандидата. Протокол об итогах голосования вместе с протоколом заседания совета направляется в соответствующие органы управления образованием для издания приказа о введении в состав управляющего совета кооптированных школьных управляющих.

Можно ли привлечь в качестве секретаря управляющего совета секретаря школы? Для этого его нужно кооптировать?

Секретарь управляющего совета не является в обязательном порядке членом совета, поэтому вы вполне можете привлечь к работе секретаря школы без кооптации.

Каков порядок формирования нового состава управляющего совета после истечения срока полномочий его предыдущего состава?

Алгоритм действий в данной ситуации следующий.

1. Решение управляющего совета (общего собрания или конференции) об истечении полномочий и о назначении сроков и порядка формирования нового состава управляющего совета, персональное назначение избирательной комиссии.

2. Проведение выборов, назначенных избирательной комиссией в установленном уставом, положением об управляющем совете (о формировании совета, выборах и кооптации), решением совета (или общего собрания, конференции см. п.1) порядке.

3. Решение избирательной комиссии (оформленное протоколом ее заседания) о результатах выборов и установлении списка избранных представителей работников, обучающихся и родителей (законных представителей).

4. Рассмотрение учредителем протокола избирательной комиссии, проверка соблюдения предусмотренного порядка выборов – по усмотрению учредителя.

5. Приказ (распоряжение) учредителя о признании результатов состоявшихся выборов в совет, о регистрации избранных членов совета в едином муниципальном реестре общественных школьных управляющих, о назначении в совет своего представителя, о включении директора школы по должности.

6. Решение первого заседания совета (открывает представитель учредителя) о кооптации представителей внешкольной общественности, о выборах председателя совета, секретаря, при необходимости – заместителя председателя.

7. Приказ (распоряжение) учредителя (на основании протокола первого заседания совета нового состава) о сформировании в школе нового совета в полном составе, о регистрации кооптированных членов в едином муниципальном реестре общественных школьных управляющих.

В каких случаях член управляющего совета может быть исключен из состава?

Член совета может быть выведен из его состава по решению совета в случае пропуска более двух заседаний подряд без уважительной причины.

Также член совета выводится из его состава в следующих случаях:

· По его желанию, выраженному в письменной форме;

· При отзыве представителя учредителя;

· При увольнении с работы руководителя общеобразовательного учреждения или увольнении работника общеобразовательного учреждения, избранного членом совета;

· В связи с окончанием общеобразовательного учреждения или отчислением (переводом) обучающегося, представляющего в совете обучающихся ступени среднего (полного) общего образования;

· В случае совершения аморального проступка, несовместимого с выполнением воспитательных функций, а также за применение действий, связанных с физическими и (или) психическим насилием над личностью обучающихся;

· В случае совершения противоправных действий, несовместимых с членством в совете общеобразовательного учреждения;

· При выявлении следующих обстоятельств, препятствующих участию в работе совета: лишение родительских прав, судебный запрет заниматься педагогической и иной деятельностью, связанной с работой с детьми, признание по решению суда недееспособным, наличие неснятой или непогашенной судимости.



 


Читайте:



Презентация на тему ""Уроки французского" В

Презентация на тему

В. Г. Распутин «Уроки французского». Урок литературыв 6 классе Распутин Валентин Григорьевич ( р. 1937), прозаик. Родился 15 марта в селе...

Названия, описания и особенности зимующих птиц

Названия, описания и особенности зимующих птиц

Парфенчук Алефтина ИвановнаДолжность: педагог дополнительного образования.Учебное заведение: МАОУДО города Нижневартовска Центр детского...

Разговорный стиль речи Порядок слов в предложении свободный

Разговорный стиль речи Порядок слов в предложении свободный

Слайд 2 Научиться говорить – значит научиться строить высказывания Слайд 3 В разговорном стиле важнейшую роль играет звуковая сторона речи,...

Сочинение рассуждение на тему деньги Какое значение имеют деньги в жизни человека

Сочинение рассуждение на тему деньги Какое значение имеют деньги в жизни человека

Многие задумываться о роли денег в жизни современного человека и над вопросом можно ли быть счастливым с не большим доходом?Современный человек не...

feed-image RSS