Реклама

Главная - Пенсия военнослужащим
Отдыхаем с книжкой: летнее чтение. Методические рекомендации. Летние чтения в детской библиотеке. План мероприятий Летнее чтение в библиотеке план работы

2013 год

«Путешествие по Книжному океану»

В 2013 году мы работаем по летней программе чтений «Путешествие по Книжному океану». Разработана и оформлена карта, а также маршруты путешествий. Ребята из оздоровительных лагерей посетили острова в «океане»: о. Сказочный, о. Зелёный, о. Осторожный, о Родная сторона, о. Здоровяшек. Каждый раз «капитаны» с импровизированного мостика, водружали на карте флажок определенного цвета, таким образом, отмечая свое прибытие на один из островов. Красный – цвет тревоги. На острове Осторожный дети получили знания дорожной, противопожарной безопасности, навыки поведения в чрезвычайной ситуации. Зеленый – экологии. Попав на о. Зеленый ребята учились понимать, любить и беречь все живое. Оранжевый- посвящен родному краю. На о. Родная сторона юные путешественники узнали много нового о своей малой родине. Желтый – цвет любимых сказок. Играя, на острове Сказочный, дети отметили Пушкинский день, вспомнили любимые с раннего возраста русские народные сказки. Синий – цвет здоровья. На о. Здоровяшек ребята узнали, как сберечь свое здоровье и жизнь. Побывав на книжных островах и прочитав предложенные книги, ребята, открыли для себя огромную и удивительную страну, населённую поэтами, сказочниками, фантазёрами, весёлыми и добрыми людьми.

«Про лето читаем - тайны открываем»

Экологический час

Цель: провести досуг детей с пользой, закрепить их знания о жизни животных и растений в летнее время, научить видеть красоту и ценить окружающий их живой мир, соблюдать правила поведения в природе.
Экологический час открыл летние чтения 2013 . Лето – любимая пора ребятишек. Но за пестрым разнообразием красок не так, то просто различить его начало, середину и конец. Много интересного услышали дети о летних месяцах. Загадки, народные приметы, перекличка животных, насекомых и растений помогали детям лучше узнавать и понимать живой мир. Очень красивая презентация «Краски лета», которая сопровождала все мероприятие, показала все ее невероятно яркое богатое творчество. Завершился наш час добрыми пожеланиями хорошо провести летние каникулы весело и с пользой. Представленные на кн/в «Лето красное прекрасное» книги, журналы «Свирель», «Филя», «Геоленок» предлагают материалы о великом природном разнообразии.


«Здоровье принесет природа»

театрализованный экочас

Цель: познакомить детей с миром лекарственных растений, научить распознавать их, правильно использовать в повседневной жизни, воспитывать любовь к природе и бережному к ней отношению.
Для сохранения и укрепления здоровья люди часто используют лекарственные растения. На острове Зеленом дети оздоровит ельного лагеря школы № 12 знакомились с лечебными травами, учились распознавать их среди многообразия растущих на лугу и в лесу растений. У знать лечебные свойства трав, где и как их можно применить, при каком заболевании помогали - кукольные герои - Лисичка, Волк, Заяц, Сорока.
Дети с удовольствием и большим интересом слушали рассказы сказочных зверей о лекарственных растениях, о пользе их для человека. Книги с кн/в «Лесная аптека» знакомят путешественников со многими из них, дают советы по их сбору и применении в лечении.

«Сказки Пушкина читаем
В сказку мы попасть мечтаем»
литературно – игровая программа


Цель: создание условий для пробуждения интереса к сказкам А.С.Пушкина
В день рождения А.С.Пушкина на острове Сказочном побывали отряды детского оздоровительного лагеря школы №12 и ребята из трудовых бригад школы №11. Игровые программы были посвящены сказкам поэта. Ребята из шк. № 12 (7 – 10 лет) участвовали в аукци оне, в котором по бедителем становится та команда, которая назовет последней животное- героя сказок Пушкина. Еще они собирали слова из букв, отгадывали иллюстрацию по отрывку, собирали пазлы, называя сказку поэта. Ребята из трудовых бригад (10 -13 лет) в конкурсе «Мы актеры», выбрав самого артистичного игрока, показывали пантомиму команде соперника, которую те в свою очередь должны были отгадать. Пушкин в своих произведениях использует много глаголов. Команды получили отрывок из «Сказки о попе и работнике его Балде», в котором пропущены некоторые глаголы. Соперникам на скорость предстояло вписать их в текст. У частие в состязании развивает у детей умение анализировать, делат ь выводы, учит навыкам общения, воображения, любознательности - кач ествам так необходимы м в жизни. Играя, дети получили знания о сказках Пушкина.


«Правила эти с лушай внимательно –
В жизни помогут они обязательно!»
Час безопасности для учащихся 3 – 6 классов


Цель: познакомить детей с такими понятиями как чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, научить ребят правилам поведения в трудных жизненных ситуациях, используя и рекламируя книги и периодику в своей работе.
В это лето ребята пришкольных оздоровительных лагерей не раз пришвартовывались к острову Осторожному. Чтобы отдых детей был безопасным мы должны научить их быть готовыми к любой неприятности и уметь найти выход из нее.
Дети узнали как себя вести, есл и на пороге не званый гость. Они получили представление о грозных природных явлениях, катастрофах и авариях на дорогах, в том числе на железных д орогах. К сожалению, тр агические происшествия с детьми на территории железных дорог стали нередкими. Мы рассказали о страшных трагедиях, которые произошли с подростками в нашем районе в январе, феврале, мае этого года. Перечислив правила поведения на объектах железнодорожного транспорта, которые помогут сохранить жизнь и здоровье, просили ребят запомнить их как таблицу умножения.

«Символы государственности России»
Историко-познавательный час для 5 – 7 классов


Цель: воспитание патриотизма у дете й, привлечение их к чтению книг об истории своей страны.
Остров «Родная сторона» принимал ребят из трудовых бригад шк. № 11. Мы очень хотим, чтобы дети любили свою Родину и росли достойными гражданами своей страны. Для этого им необходимы знания, в том числе о государственных символах России. Немало ребята узнали о символике – гербе, флаге, гимне. Их появление неразрывно связано со страницами истории нашего государства. Рассказ сопровождался презентацией. О многом дети услышали впервые. Гимн - музыкальный символ России они сл ушали стоя, как и положено. Заинтересовала ребят кн/ в «Символы России», где представлены книги и журналы по теме.

«Вместе весело шагать»
познавательно – развлекательная программа для нач. школы


Цель: развивать познавательную активность детей, интерес к спортивным играм и состязаниям, умение играть в команде.
Одним из важных направлений нашей работы является тема здорового образа жизни. Поэтому по маршруту к острову Здоровяшек мы с ребятами оздоровительного лагеря шк. № 12 путешествовали не один раз. На этот раз мы собрались посоревноваться в силе, ловкости, скорости и выносливости, а также проверить литературные знания ребят. С остязание началось после «нешуточной» клятвы. Используя мячи, воздушные шары, обручи и др. спортивный инвентарь ребята прошли все испытания. Во все времена славилась не только сноровка и смекалка, но ценились люди грамотные и начитанные. Несколько конкурсов «Литературная страничка» показали, что ребята любят читать и дружат с книгой. В нашем шуточном состязании все дети получили заряд бодрости и радости, а это не маловажно для того, чтобы быть здоровым человеком.


Реализация программы летних чтений «Вот оно, какое наше лето…»

КРАСКИ ЛЕТА! - экологический час.

Цель: формирование устойчивого интереса к изучению природы в летние месяцы, воспитание любви к родной природе, привлечение к чтению книг. Все краски, какие только есть, выплеснула природа в летнее время. Все цвета - сочные, яркие. Лето – это время растений и насекомых. Самое время познакомиться с этим разнообразием жизни. Мероприятие - это занимательный поход в лес, в поле, на луг. Вместе они узнали, какие изменения происходили в течение лета и что, каждый месяц по-своему замечателен. По ходу мероприятия ребята вспоминали загадки, приметы, стихи о летних месяцах. Мероприятие проведено несколько раз, в том числе и для экологического отряда школа №11.



ЛЕСНАЯ АПТЕКА - театрализованный экологический час.

Цель: познакомить детей с миром лекарственных растений, научить распознавать их, читая книги по природной медицине.
Для сохранения и укрепления здоровья люди часто используют лекарственные растения. Познакомиться с лечебными травами, научиться распознавать их среди многообразия растущих на лугу и в лесу растений, помог экологический час «Лесная аптека». Узнать лечебные свойства трав, где и как их можно применить, при каком заболевании, рассказали кукольные герои - Лисичка, Волк, Заяц, Сорока.
Ребята очень любят, когда мероприятие сопровождается показом этих персонажей. Дети с удовольствием и большим интересом слушали рассказы сказочных зверей о лекарственных растениях, о пользе их для человека. Для закрепления знаний была проведена акция «Найди лекарственное растение».



ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КРАСНОЙ КНИГЕ - экологический час

Цель: привить ребятам бережное отношение к миру природы, к пониманию своей причастности к сбережению и защите природных обитателей, живущих рядом с нами в одном земном доме. Познакомить с Красной книгой и литературой о редких животных.
На представленной книжной выставке «У природы лишних нет» - различные издания Красной книги РФ: животные, растения, птицы, рыбы. Статьи из журналов «Свирель», «Муравейник», «Филя», в которых рассказывается о редких и исчезающих представителях природы. Обзор книг и периодики превращается в своеобразный диалог с ребятами, которые бурно обсуждали увиденное и услышанное. Каждая территория имеет свою Красную книгу, и мы представляем электронную презентацию «Красная книга Балахнинского района».



«КАЛЕЙДОСКОП ЖУРНАЛОВ О ПРИРОДЕ» обзор журналов

Цель: Позн акомить детей с понятием «периодические издания», представить и показать для ознакомления журналы по экологии.
В нашей стране издается большое количество детских журналов и газет. Друг от друга журналы отличаются не только названиями, но и назначением. И мы все вместе полистали странички детских экологических журналов. Из номера в номер в них печатают материалы, дополняющие школьную программу. В журналах можно найти полезную и интересную информацию обо всем, что касается природы. При этом все статьи сопровождаются прекрасными иллюстрациями в виде красочных рисунков и фотографий, каждой из которых можно подолгу любоваться. Многие журналы увидели впервые и заинтересовались красочными, увлекательными изданиями.


«ЗНАТОКИ ПТИЦ» - эко - игра

Цель: активизировать знания детей о птицах, развивать познавательную активность.
В царстве животных наиболее яркими и привлекательными являются птицы. Птицы – источник вдохновения для поэтов, музыкантов. У многих писателей есть произведения, посвященные нашим пернатым друзьям, а, сколько народных примет, связанных с птицами, сложили люди. Эко - игра дает возможность вспомнить произведения авторов, разгадать ребусы, кроссворды, загадки. Более 10 конкурсов подготовлены для ребят.
Участвуя в игровой программе, ребята делятся на команды. Игровые формы мероприятий ребята особенно любят, так как есть возможность отличиться, показать свои знания, сообразительность и смекалку. Информационный обзор книг и журналов с кн. выставки «Птицы России» стал для участников игры большим подспорьем.



ЛЕТАЮЩИЕ ЦВЕТЫ - экологический час

Цель: раскрыть с наибо льшей полнотой информацию о бабочках, рассказать о них интересно и доступно. Научить любоваться и наблюдать, не истреблять, а охранять.
Лето! Удивительно щедрое, прекрасное время года. Одним из его символов, ярким украшением являются бабочки. Конечно же, не раз мы все наблюдали их в природе, но много ли мы знаем об этих хрупких, нежных, красивых созданиях? С этого вопроса начинается экологический час. Дети узнали и живо обсуждали их многообразие, отчего они такие разноцветные и неповторимые, где в мире их обитает больше всех, чем они питаются, где зимуют, как путешествуют.


Акция «Красоте жить»

Листовка – призыв о бережном отношении цветов, раздавалась всем прохожим на площади Дзержинского. Всего во время Акции была роздано свыше 50 листовок.


ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СВЕТОФОР - устный журнал

Цель: обратить внимание ребят на красоту и беззащитность мира природы, пополнить знания учащихся о природе посредством книг
Устный журнал проводится как игровая программа. Каждая страница журнала – определенного цвета. На зеленой странице мы побываем в гостях у зеленого друга - леса. Отвечая на вопросы, ребята вспоминают о животных, растениях и других обитателях леса, справляются с видео заданием.
На синей странице журнала речь идет о добром друге и помощнике людей – воде. Здесь представлены карточки с вопросами, загадки и кроссворды о воде и природных явлениях. На красной странице журнала говориться, конечно же, о Красной книге и о животных и растениях нашей области, занесенных в Красную книгу, о Керженском заповеднике и других заказниках. Желтая страница посвящена удивительным созданиям природы – птицам. У многих писателей и поэтов есть произведения, посвященные пернатым друзьям. Ребята вспоминают сказки, и стихи, где главным героем является птица. Страницы журнала позволяют показать природу как источник бесчисленных загадок и тайн, развивают познавательный интерес к природе.



ЦЕЛЕБНОЕ ЛУКОШКО - экологический час

Цель: развитие позна вательных интересов, расширение кругозора, формирование экологических знаний.
Август - пора начала сбора урожая. Овощи всегда являются неотъемлемой частью нашего стола, но не все знают, что они не только вкусны, но полезны, да еще и обладают целебными свойствами. На экологическом часе «Целебное лукошко» ребята заново знакомятся с, казалось бы, хорошо всем известными: картошкой, морковкой, тыквой, капустой и др. А также о том, как овощи применяли и применяют в народной медицине, историей их появления и распространения в России. Во время мероприятия ребята делятся своими вкусовыми пристрастиями, вспоминают рецепты приготовления различных блюд из овощей.
В акции «Посади цветы» участвовало 7 человек, посажено свыше 30 саженцев.
В акции «Найди лекарственное растение» участвовало 20 человек.
В акции листовок «Красоте жить» участвовало 22 человека, роздано свыше 50 листовок.
Всего за лето проведено 45 массовых мероприятий, их посетило 363 ребенка.

Организация летнего отдыха детей и подростков – традиционное направление деятельности библиотек. Летом главная задача всех библиотек заключается в том, чтобы охватить содержательным отдыхом как можно больше школьников, расширить их кругозор, научить творчеству, общению, бережному отношению к природе, привить любовь к книге.

Библиотеки сотрудничают со школами, детскими садами, с лагерями труда и отдыха, спортивными лагерями, чтобы организовать летний отдых.

Чем заполнить свободное время детей и подростков? Как сделать, чтобы летом им было интересно с книгой? На решение этих вопросов направлены летние программы . Они включают в себя:

· привлечение детей и подростков в библиотеку,

·организацию их летнего досуга;

·развитие интеллекта школьника через игру и книгу;

·совместное творчество детей и их родителей

На смену отдельным мероприятиям приходят комплексные и профильные летние программы, в которых отражается все многообразие тематических направлений работы, составляются с учетом специфики различных возрастных категорий, что повышает интерес детей ко всем проводимым мероприятиям. Вот примеры летних программ , по которым библиотеки могут работать: «Удивительные каникулы», «Летний калейдоскоп», «Лето, книга, я – друзья», «Лето с книгой», «Путешествие по книжной Вселенной», «Каникулы с книгой», «Тайна в книге, книга – тайна».



Эти программы интересны тем, что позволяют сочетать чтение с творческой и игровой деятельностью, обсуждение книг с просмотрами кинофильмов и мультфильмов.

В летний период целесообразно проводить работу, применяя такие формы работы, как путешествия, турниры, экологические часы и уроки, творческие мастерские.

Но лето – это не только чтение книг. Это и большая перемена, которая дана ребятам для укрепления их здоровья, физической закалки. Поэтому с ними необходимо проводить подвижные игры, спортивные праздники, олимпиады.

Мероприятия следует проводить как с организованными детьми (посещающими летние детские площадки при школах, домах культуры, спортивных учреждениях), так и с неорганизованными детьми – теми, кто по ряду причин не выехал на отдых и был предоставлен сам себе.


Для того чтобы заинтересовать детей в летние каникулы, попробуйте создать игровую ситуацию. Можно подобрать подходящую ролевую игру или придумать свою. Наиболее распространена игра-путешествие. Рисуем большую карту путешествия «По морям, по волнам». Читатель садится на корабль и берет с собою библиотечку. Летнее чтение можно сравнить с морским погружением. «Нырните в вашу библиотеку этим летом и присоединяйтесь к морским приключениям, к летней литературной игре. Зарабатывайте очки, читая книги, отвечая на вопросы, участвуя в библиотечных мероприятиях. Каким ты будешь ныряльщиком? С маской, с аквалангом, глубоководным?». Помещение библиотеки можно оформить деталями морских глубин: рыбы, кораллы, водолазы, ныряльщики.

Можно предложить читателям и такую игру: «Если тебе интересно стать современным Робинзоном и провести лето с книжкой на собственном необитаемом острове, библиотека приглашает тебя принять участие в летней программе «Робинзон – 2012» . В ходе игры дети должны заполнить «Дневник Робинзона», выполненный в виде буклета.

Мероприятия, проводимые библиотеками в летний период, отличает большое тематическое разнообразие, охватывающее различные области знаний: литературоведение, экология, география, история, краеведение и т.д., так как здесь, кроме заполнения досуга детей и привлечение к чтению, еще и ставится задача получения новых знаний по различным темам.

Помимо программной, можно предложить досуговую и познавательную литературу, с которыми можно познакомиться на красочно оформленных выставках:

- «Секреты летнего чтения»

-«Лето – это маленькая жизнь»

-«Король – оранжевое лето»

Непременные атрибутами этих выставок могут быть закладки, памятки, рекомендательные аннотированные списки литературы.

Особой популярностью пользуются такие формы библиотечной работы как: театрализованные представления, игры-обзоры, литературные круизы, географические информжурналы, искусствоведческие расследования. Словом, не только чтением ограничивается досуг детей и подростков летом в библиотеке. Некоторые ребята стремятся блеснуть эрудицией, разгадывая кроссворды и шарады, отвечая на вопросы викторин. Другие предпочитают проявить себя в литературном творчестве – пишут стихи, рассказы, письма любимым героям. Третьи пробуют себя в качестве художников-иллюстраторов, воплощая образы книжных героев в рисунках.


Несмотря на подвижные летние забавы, ребятам можно предложить с увлечением посещать занятия «Школы нравственности», «Школы юного пешехода», «Волшебной школы вежливости» , которые открываются в летний период при библиотеках.

Цикл уроков компьютерной грамотности помогает ребятам общаться с этой умной техникой на «ты».

Особое внимание необходимо уделять выставкам, ориентированным на определенную читательскую аудиторию. Подросткам можно предложить выставку-кроссворд «Ищу читающего друга». Чтобы решить этот кроссворд и найти правильные ответы, они должны были прочесть книги, представленные на выставке.

Для любителей интеллектуального досуга в работу библиотек можно внедрить новую форму «Эрудит-кафе». Это цикл познавательных занятий с детьми не только в стенах библиотеки, но и выход за ее пределы: экскурсии в краеведческий музей, в парк культуры и отдыха. Темы встреч в кафе самые разнообразные: беседы о любви и дружбе, товариществе, краеведческие викторины о родном крае и знаменитых земляках, литературные конкурсы и интеллектуальные поединки.

Многие библиотеки могут активно использовать свои технические возможности для создания видеосалонов, видеоклубов, организовать показ мультипликационных фильмов и слайдов, караоке-турниры, шахматно-шашечные турниры.

Интересна такая форма работы, как организация летнего читального зала. Целью этой работы является продвижение чтения средствами книг и периодики через читальный зал под открытым небом. Немаловажным аспектом его функционирования является информационно-просветительская и досуговая деятельность. Рассчитанная на детскую и подростковую аудиторию, эта работа включает в себя проведение веселых игр, познавательных викторин, интересных конкурсов.

Библиотеки открывают передвижные пункты в летних оздоровительных лагерях и школьных лагерях дневного пребывания. Отдыхающих там ребят можно пригласить в стены «книжного царства», где их знакомят с новинками литературы, детскими газетами и журналами.

Во время летних каникул многие библиотеки могут приобщать детей к библиотечной деятельности. Можно организовать школу «Юного библиотекаря», «Уголок книжного Айболита», кружки по ремонту книг «Книжкина больница», провести акцию «Живи долго, книга!». Также возможно привлечь детей к редактированию каталогов и картотек.

Традиционно все мероприятия, проводимые в период летних каникул, отражают несколько приоритетных направлений:

Экологическое воспитание

Краеведение

Нравственно-эстетическое воспитание

Привитие интереса к чтению

Творческое развитие детей

Такое разнообразие является несомненным достоинством библиотек и залогом успешной реализации летней кампании.Остановимся подробнее на каждом из указанных направлений.

Экологическое воспитание

Его цель - воспитание у детей экологической грамотности через знакомство с творчеством писателей-натуралистов: Сладкова, Пришвина, Паустовского и др.

Формы работы самые разнообразные: громкие чтения, игры, интеллектуальное лото, викторины и загадки, обсуждение произведений. Ребята с большим удовольствием могут принимать участие в заседании круглого стола «Земля – наш дом», можно предложить создать свою «Декларацию природы», принять активное участие в создании экологической книги.

Чтобы повысить интерес к родному краю, его природе, увидеть и попытаться решить его проблемы, библиотеки проводят мероприятия с выходом на природу:

·«Мы идем в поход» - экологическая игра

Можно организовать «Экологический десант» по очистке лесопарковой зоны от мусора.

Неизменным успехом у детей и подростков пользуется игра-воображение «Лесная книга жалоб и предложений» , День здоровья , на котором составляется «Дерево здоровых привычек» , заочная экскурсия в лес, для чего по всем правилам необходимо снарядить экологическую экспедицию юных краеведов «На лесных тропах».

Неизменный интерес вызывает литературно-биологический КВН в лесу «Медвежьи игры», который закончился уборкой леса от бытового мусора и приготовлением угощения для лесных жителей; акция по озеленению «Цветущая планета детства», в которой принимают участие самые активные читатели библиотек.

Краеведение

Без этого направления работы нельзя представить деятельность библиотеки сегодня, особенно детской. Работники библиотек находятся в постоянном поиске наиболее эффективных форм работы с краеведческой книгой, пропаганды краеведческих знаний.

Летние чтения могут пройти под девизом «Помни: мира не узнаешь, не зная края своего». Программу можно назвать «Мой край родной – частица Родины большой» . Работа библиотек по краеведческому просвещению включает в себя три основных направления:

·«Наш общий друг – природа» (природа, экология края)

·«Писатели и поэты родного края»

·«По родной сторонке»

В рамках программы летнего отдыха детей необходимо организовать разнообразные мероприятия:

· «Родная улица моя» - познавательный час,

·«Край чудес» - краеведческая игра-викторина,

·«Лучше один раз увидеть» - краеведческое путешествие.

Символ программы «Мой край родной – частица Родины большой»– Дедушка-краеведушка. Именно от его лица необходимо разработать буклет-вкладыш с заданиями.

Вот с какими словами обращается Дедушка-краеведушка к участникам чтений: «Дорогой друг! Рад с тобой познакомиться. Я – Дедушка-краеведушка, поведу тебя с помощью карт, книг, загадок, конкурсов в удивительный мир природы, познакомлю с историей и литературой края, подскажу, как увидеть необычное в обычном. В конце летних каникул, возможно, именно ты получишь один из призов в номинациях: лидер краеведческого чтения, читатель-художник, читатель-писатель, читатель-фантазер».

Итоги подводятся на общем библиотечном празднике, где пройдет награждение победителей летних чтений.

Нравственно-эстетическое воспитание, привитие интереса к чтению

Организация досуга детей, привлечение их к чтению, расширение кругозора и формирование эстетического восприятия детьми окружающего мира всегда были приоритетными направлениями в работе библиотек в летний период.

Помимо традиционной недели детского чтения, которая проходит во время весенних каникул, особенно много внимания детскому чтению «не по учебной программе» уделяют библиотеки летом. «Необыкновенные приключения»: литературная викторина

Традиционно во многих библиотеках кампания по организации работы в летний период начинается с Пушкинских дней. Библиотеки проводят блицтурниры, литературные марафоны, викторины, посвященные наследию великого поэта.

«Литературная беседка» - под таким названием можно организовать программу летних чтений в библиотеке. Участники программы имеют возможность проявить в ней свои литературные способности, развить фантазию, приобрести навыки общения.

Подобные мероприятия имеют не просто развлекательный характер, а несут в себе насыщенную информацию, очарование книгой, пробуждают фантазию. Создание игровой ситуации снимает болезненный для детей мотив «проверки способностей», и их наклонности и привычки раскрываются более полно.

Библиотеки могут организовать целый город со своей «Площадью развлечений», «Перекрестком увлечений», «Бульваром здоровья», «Улицей добрых дел», и собственным издательским домом.

Мероприятия, проводимые в библиотеках в летний период, разрабатываются с учетом интересов детей и подростков, их возрастных особенностей и отличаются многоплановостью: это часы затей, кукольные спектакли, театрализованные представления, ролевые и литературные игры, конкурсы «Книга дарит вдохновение», рисунков «Моя любимая сказка », сочинений «Любимая книга моей семьи».

Творческая и плодотворная работа библиотек в летний период еще раз подтверждает востребованность библиотек, повышает их престиж в обществе. С уверенностью можно сказать, что лето - это самый активный сезон в работе с читателями, время творчества, фантазии, активизации всех форм индивидуальной и массовой работы.

http://nenuda.ru/методические-рекомендации-по-организации-работы-библиотек.html
http://veidbibl.ucoz.ru/leto_2013_metod-rek..doc
http://blagovarcbs.ru/wp-content/uploads/2013/11/metod.-po-letnim-chteniyam.docx
http://www.nlr.ru/nlr/div/nmo/zb/lib/search.php?id=2168&r=4

Программа летних чтений в детской библиотеке

Разработка может быть использована в детских библиотеках, пришкольных лагерях. Для младшего и среднего школьного возраста
1. Описание деятельности учреждения
Основная цель отдела по работе с детьми – формирование и удовлетворение потребностей детей в интеллектуальном и духовном росте, самопознании и самообразовании; приобщение детей к чтению, к мировой и национальной культуре; пропаганда ценности чтения и книги. Одной из приоритетных задач является формирование библиотеки как информационного центра, способного дать пользователю необходимую информацию в удобной и доступной для него форме, развить его информационную и читательскую культуру.
В библиотеке обслуживаются читатели разных возрастных групп: дошкольники, школьники, родители и педагоги. Фонд библиотеки состоит из художественной литературы и периодических изданий, книг по всем отраслям знаний, энциклопедий и словарей. Пользователи могут не только взять книги, но и принять участие в различных мероприятиях. Библиотека выписывает периодические издания как для детей, так и для руководителей детским чтением.

Основные направления деятельности : краеведение, патриотическое воспитание, пропаганда здорового образа жизни, информационная поддержка школьного образования, работа по приобщению детей и подростков к чтению лучших образцов художественной литературы, работа по воспитанию экологической культуры детей и подростков
В библиотеке действуют клубы и кружки по интересам:
- Экологический клуб «Экологические тропинки»,
- Литературный клуб «Книголюб»,
- Историко-краеведческий «Юный краевед»,
- Клуб молодых семей Бутурлинского района,
- кружок декоративно-прикладного творчества «Кудесники».
Отдел по работе с детьми является методическим центром для сельских библиотек района по вопросам работы с читателями-детьми.
Отдел по работе с детьми сотрудничает со школами района, с 4 детскими дошкольными учреждениями, с управлением образования, комиссией по делам несовершеннолетних, газетой «Бутурлинская правда», с историко-краеведческим музеем, «Центром социальной помощи семье и детям Бутурлинского райцона».
Созданный на базе отдела по работе с детьми информационно- компьютерный центр «Детство», стал большим помощником в поиске информации.

2. Актуальность программы
Чтение детей – одна из важнейших перспектив духовности, интеллекта, культуры нации. Для будущего каждой нации особенно важно как происходит процесс вхождения детей в мир книжной культуры.
В наш компьтезированный информационный век дети и подростки очень мало времени проводят с книгой. Начиная с подросткового возраста и до окончания школы у ребят преобладает «деловое чтение» и почти исчезает «досуговое». Наблюдая за читателями в библиотеки мы видим, что очень многие ограничиваются только чтением журналов, «ужастиков», детективов. Интерес к настоящей художественной книге в последние годы падает.
Другой не менее важной проблемой является то, что дети не умеют правильно распорядиться своим свободным временем, не умеют организовать свой досуг.
Наша детская библиотека несколько лет работает по программе летних чтений. В этом году она носит название «Литературные странствия» и включает в себя работу по привлечению детей в библиотеку, организацию их летнего досуга через игру и книгу, тесное общение маленького читателя с библиотекарем. Разнообразные формы работы с детьми в детской библиотеке, индивидуальные и массовые, способны организовать досуг детей, создать условия для свободного развития личности ребенка, развития творческих способностей детей.
Тема и направление летней прогулочной группы выбрана неспроста – 2015 год является годом Литературы. В течение нескольких месяцев среди детей 7-10 лет проводился опрос, в результате которого выявили самое интересное произведение («Приключение Незнайки») и самого запоминающегося литературного героя (Незнайка).

3. Цель программы
Формирование активной читательской деятельности и организация досуга детей и подростков в летнее время;

Задачи:
Привлечь читателей к активному участию в летней программе «Литературные странствия»;
Способствовать формированию и расширению читательского кругозора, интересов, увлечения детей и подростков с помощью книг;
Развитие читательского вкуса, привычки к чтению;

Привлечение новых читателей во время летних каникул;
Развитие творческих способностей детей.

Целевая аудитория: Неорганизованные читатели 7 – 14 лет, социально-незащищенные группы детского населения.
Сроки реализации: с 06 по 26 июля 2015 года
Социальные партнеры: Историко-краеведческий музей, районный Дом культуры, газета «Бутурлинская жизнь»

4. Этапы программы
I этап: подготовительный – (май-июнь)
Индивидуальное и групповое информирование детей и руководителей детского чтения
Оформление рекламного плаката «Литературные каникулы – 2015»
Оформление рекламной листовки «Путешествуй вместе с нами»


Информация на сайте МКУК «Бутурлинская МЦБС»
Организация книжной выставки «Литературные странствия»


Подготовка маршрутных листов
Оформление библиотеки

II этап: основной (июль)
Реализация программы летних чтений «Литературные странствия»

III этап: заключительный (июль- август)
Подведение итогов программы, составление отчета по реализации проекта; оформление фотовыставки «Мы везде читаем летом», проведение праздника читательских удовольствий «Нам все это подарило лето».
5.Содержание программы
Летом детская библиотека становится своеобразным центром досуга и творчества. Организация досуга – одна из основных задач летнего проекта. Именно поэтому форма организации досуга должна быть построена так, чтобы дети с удовольствием приняли в ней участие.
Не всегда есть возможность куда-то поехать, но всегда можно прийти в библиотеку и открыть для себя мир странствий, найти клад и обрести новых верных друзей. Программа «Литературные странствия» поможет провести время интересно и с пользой. Ребята отправятся в увлекательное путешествие с Незнайкой и его друзьями.
Путешествие будет проходить по маршрутным листам, с остановками:
Солнечный город
Цветочный город
Город друзей
В путешествие ребят ежедневно будет сопровождать Незнайка, который будет выступать в роли помощника. На каждой остановке Незнайку и ребят будут ждать другие персонажи из книг Н.Носова «Приключения Незнайки» - Ромашка, Тюбик, Пончик, Пилюлькин и Знайка. Ромашка будет предлагать ребятам принять участие в мероприятиях, посвящённых цветам. Знайка предложит ребятам показать свои знания по книгам Н.Носова «Приключения Незнайки» и другим книгам. Пилюлькин выступит в роли доктора и предложит ребятам совершить путешествие в страну здоровья. Пончик – большой любитель хорошо покушать – предложит ребятам «вкусные» мероприятия. А Тюбик – великий художник Цветочного города – предложит показать свои умения в художественном творчестве и посвятит ребят в художники.
Кроме мероприятий ежедневно будут проводиться громкие читки книги Н.Носова «Приключение Незнайки». Читать будут как библиотекари, так и сами дети. Так же ребята смогут принять участие в мастер-классах и научиться различным техникам декоративно-прикладного творчества:
торцевание,
айрис-фолдинг,
цумами-казанши,
свит-дизайн
объёмная аппликация,
квиллинг,
простое и модульное оригами,
скрапбуккинг
поделки из солёного теста
бисероплетение

На протяжении всей прогулочной группы ребята вместе с библиотекарями будут вести «Путеводный дневник Незнайки». Каждая страничка будет отражать наиболее яркие моменты дня, по мнению ребят. Дневник будет оформлен в технике скрапбуккинг.
Заключением летней прогулочной группы будет квест-игра «Приключение Незнайки и его друзей», в которой ребята должны будут справиться с заданиями Незнайки и его друзей и обобщить полученные знания во время летней прогулочной группы.

Оформление:
Читальный зал библиотеки будет разбит на зоны:
1. Уголок творчества «Мастерская Тюбика» - здесь будут раскраски, бумага, карандаши и краски. Ребята смогут самостоятельно порисовать или поразукрашивать;


2. Игровая зона «Игротека» - ребята смогут поиграть в различные настольные игры;


3. Зона для отдыха и чтения «Читалочка» - рядом с диваном будет расположена книжная выставка;


4. Зона для просмотра мультфильмов и фильмов «Кинозал Незнайки» - будут стоять стулья, проектор и экран. Ребятам будет предложено кино-меню, в которое будут входить мультфильмы «Приключение Незнайки» и советские мультфильмы.


На стене в читальном зале будет оформлен информационный стенд «Цветочная поляна». Здесь будет расположена вся информация для ребят по прогулочной группе и маршрут путешествия. Внизу будут расти цветы – по количеству детей, принимавших участие в проекте. Над цветами ребята будут располагать бабочек и пчёл, по количеству прочитанных книг или журналов в стенах библиотеки. Одна прочитанная книга будет соответствовать одной бабочке, а один журнал – одной пчеле. Так в конце прогулочной группы можно будет визуально увидеть количество прочитанных книг и журналов в стенах библиотеки.
Вверху информационного стенда будет размещено солнце. По истечению дня ребята, которым понравился проведённый день в библиотеке, будут оставлять у солнышка лучик, если день прошёл скучно, то ребята будут размещать около солнца тучки.


От входа в библиотеку до читального зала будут размещены фигуры главных персонажей литературного путешествия – Незнайки и его друзей.

Для стимулирования читательской активности и поощрения активных участников будет действовать литературная денежная единица – «сантик». В конце путешествия дети смогут обменять свои «сантики» на «Незнайкиной ярмарке» на канцелярские принадлежности, а самые активные – на книги. «Сантики» будут номиналом от 1 до 10 единиц, и будут вручаться ребятам за активное участие, за прочитанные книги, за хорошие познания в области литературы, за творческие успехи.

На абонементе библиотеки будет представлена выставка-рекомендация «Литературные странствия» с импровизированным макетом корабля, на лодке которого будет представлен хит- парад активных участников летних чтений. Свои отзывы об участии в проекте читатели будут оставлять в «Книге отзывов».


Выставка-рекомендация будет работать до конца августа.
Вместе с проектом летних чтений стартует конкурс «Солнечная поляна летнего чтения». Ребята, прочитавшие три книги, будут получать «солнечные цветы» на свой читательский формуляр. Наиболее активные читатели, набравшие больше всех «солнечных цветов» получат приз – книгу. Конкурс будет проходить до конца августа.

Конкурс «Солнечная поляна летнего чтения» и выставка «Литературные странствия» завершатся праздником читательских удовольствий «Нам все это подарило лето». Частью праздника станет фотовыставка «Мы везде читаем летом». Фотографии будут представлены как участниками летней прогулочной группы, так и активными читателями библиотеки.

6. Ожидаемые результаты:
- увеличение количества новых читателей;
- активизация чтения детей;
- организация досуга детей во время летних каникул;
- повышение рейтинга книги в досуге детей и подростков через реализацию творческих способностей.
План мероприятий
№ Мероприятие Дата проведения
Солнечный город
1. Турнир книгочеев «Книжная карусель» (Знайка)
(знакомство с работой прогулочной группы, интеллектуальное соревнование читателей)
Мастер-класс «Торцевание» (создание аппликации в технике торцевания, персонажи из книги «Приключение Незнайки» 06 июля
2. Конкурсно-игровая программа «Живая аптека» (Пилюлькин)
(мероприятие по лекарственным растениям, произрастающим в нашем крае)
Мастер-класс «Торцевание» (создание аппликации в технике торцевания, персонажи из книги «Приключение Незнайки» 07 июля
3. Акция «Ромашка счастья» (ко Дню любви семьи и верности) (Ромашка)
Мастер-класс «Оригами» (ромашка в технике оригами) 08 июля
4. Игровая программа «Пир для сладкоежек» (Пончик)
(мероприятие с использованием сладостей, поздравление летних именинников)
Мастер-класс «Свит-дизайн» (создание букета из упаковочного материала и конфет) 09 июля
5. Познавательно-игровое занятие «Краски лета» (Тюбик)
(мероприятие, в котором дети должны будут проявить свои творческие качества и научатся новым техникам рисования)
Мастер-класс «Айрис-фолдинг» (заполнение вырезанной по контуру картинки разноцветными полосками) 10 июля
Цветочный город
6. Конкурсная программа «Шоколадные фантазии» (Пончик)
всемирному Дню шоколада)
(летняя композиция) 13 июля
7. Игровая программа «Незнайка в шумном городе» (Знайка)
(мероприятие по правилам дорожного движения)
Мастер-класс «Объёмная аппликация» (летняя композиция) 14июля
8. Литературные посиделки « Вальс цветов» (Ромашка)
(обобщение и расширение знаний о цветах, подготовка к празднику цветов)
Мастер-класс «Цумами-казанши» (цветок из лент) 15 июля
9. Игровая программа «Летний марафон» (Пилюлькин)
(мероприятие по здоровому образу жизни – спортивные соревнования и викторина)
Мастер-класс «Квиллинг» (летняя композиция) 16 июля
10. Праздник «В королевстве шахмат» (Тюбик)
международному Дню шахмат)
Мастер-класс «Квиллинг» (летняя композиция) 17 июля
Город друзей
11. Праздник цветов «Цветочная феерия» (Ромашка)
(обобщение и расширение знаний о цветах, каждый ребёнок выберет свой цветок и презентует его)
(тюльпан из модулей) 20 июля
12. Конкурсно-игровая программа «Кулинарный поединок» (Пончик)
(Пончик предложит детям показать свои умения и навыки в кулинарии)
Мастер-класс «Модульное оригами» (тюльпан из модулей) 21 июля
13. Игра «Сто к одному» (Знайка)
(игра по литературным произведениям)
Мастер-класс «Поделки из солёного теста» (летняя композиция) 22 июля
14. Спортивный праздник «Незнайкина эстафета» (Пилюлькин)
(спортивная эстафета и соревнования)
Мастер-класс «Бисероплетение» (насекомые из бисера) 23 июля
15. Квест-игра «Приключение Незнайки и его друзей»
(игра по станциям, где детей будут ждать персонажи из книги Носова «Приключение Незнайки». Задания по данной книге и другим детским поизведениям)
«Незнайкина ярмарка»
(дети смогут обменять заработанные «сантики» на канц.товары. Подведение итогов прогулочной группы) 24 июля

Режим дня
13.00 - 13.20 Сбор детей. Игровая деятельность (игровая зона, уголок творчества, зона отдыха и чтения, кинозона)
13.20 - 14.10 Проведение мероприятия
14.10 – 14.45 Мастер-класс
14.45 – 15.00 Громкие читки «Вслух.ru»
Слайд шоу - отчёт о прогулочной группе



 


Читайте:



Презентация на тему ""Уроки французского" В

Презентация на тему

В. Г. Распутин «Уроки французского». Урок литературыв 6 классе Распутин Валентин Григорьевич ( р. 1937), прозаик. Родился 15 марта в селе...

Названия, описания и особенности зимующих птиц

Названия, описания и особенности зимующих птиц

Парфенчук Алефтина ИвановнаДолжность: педагог дополнительного образования.Учебное заведение: МАОУДО города Нижневартовска Центр детского...

Разговорный стиль речи Порядок слов в предложении свободный

Разговорный стиль речи Порядок слов в предложении свободный

Слайд 2 Научиться говорить – значит научиться строить высказывания Слайд 3 В разговорном стиле важнейшую роль играет звуковая сторона речи,...

Сочинение рассуждение на тему деньги Какое значение имеют деньги в жизни человека

Сочинение рассуждение на тему деньги Какое значение имеют деньги в жизни человека

Многие задумываться о роли денег в жизни современного человека и над вопросом можно ли быть счастливым с не большим доходом?Современный человек не...

feed-image RSS