Реклама

Главная - Пенсионный фонд РФ
Сжатое изложение на огэ по русскому языку. Тексты изложений огэ по русскому языку Баллы за изложение огэ

Хотя перспектива увеличения количества обязательных испытаний ОГЭ более чем реальна и активно обсуждается, в 2017-2018 учебном году их количество останется неизменным. Выпускникам 9-х классов предстоит сдать 5 экзаменов, 2 из которых будут обязательными (математика и русский язык), а 3 можно будет выбрать из широкого круга предметов.

Первый и основной экзамен ОГЭ 2018 – русский язык, при сдаче которого школьникам предстоит: ответить на вопросы тестовой части билета, написать краткое изложение, а также сочинение на морально-этическую тему. Обязательной с этого года станет и устная часть, которую выпускники будут сдавать отдельно в начале февраля.

В этом году экзамены по русскому языку для 9-х классов пройдут по такому расписанию:

Структура письменной части ОГЭ по русскому языку в предстоящем 2018 году не получит существенных изменений и будет включать в себя: изложение, тестовые задания и написание сочинения.

  • Изложение – это сжатый пересказ услышанного текста. Учитель дважды прочитает текст, объем которого не превышает 200 слов, а экзаменуемым необходимо будет в письменном виде пересказать текст, уложившись при этом в 70-100 слов.
  • Тестовые задания будут с кратким ответом и потребуют от девятиклассников уверенного владения правилами из области лексики, грамматики, морфологии и других тем, изученных на уроках языка.
  • Итоговое сочинение на морально-этическую тему в 2017-2018 году станет наиболее сложным испытанием для школьников, ведь если 1 задание (изложение) позволяет передать чужую мысль, то в сочинении необходимо грамотно оформить собственные взгляды на непростые для подростка вопросы.

Как писать сжатое изложение?

Изложение станет первой задачей для всех девятиклассников, сдающих ОГЭ по русскому языку в 2018 году. За первое задание можно набрать максимум 7 баллов.

Оценивается изложение по специальным критериям, которые были разработаны ФИПИ для ОГЭ 2018 года:

Критерии

Критерий №1

Содержание передано точно.

Отражены все микротемы.

Содержание передано точно.

Пропущена либо добавлена 1 микротема.

Критерий №2

Сжатие исходного текста

Сжатие присутствует по всех микротемах.

Применены приемов сжатия (1 или более).

Сжатие присутствует только в 2 микротемах.

Применены приемов сжатия (1 или более).

Сжатие присутствует только в 1 микротеме.

Критерий №3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

Текст целостный, связный, изложен последовательно. Правильно разделен на абзацы. Логические ошибки в тексте отсутствуют.
Текст целостный, связный, изложен последовательно.

Есть 1 ошибка в делении на абзацы или 1 логическая ошибка.

Как видите, а отличие от изложений, которые ребятам приходилось писать на уроках в средней школе, экзаменационное задание имеет ряд особенностей, на которые стоит обратить внимание. В процессе написания изложения необходимо:

  • Выделить важную и второстепенную информацию.
  • Разделить текст на три логических блока.
  • Применить различные приемы сжатия.
  • Грамотно написать новый текст.

В результате сжатия текст получится несколько сухим, ведь из него придется убрать большую часть сложных конструкций, придающих эмоциональную окраску.

Важно! Сжатие должно быть равномерным по всем блокам текста. Необходимо сладить, что бы в процессе преобразования в тексте не появилась новая информация, которой не было у автора.

В ходе написания изложения используют такие приемы сжатия:

Суть приема

Исключение

Метод предполагает удаление из текста компонентов и конструкций, без которых не пострадает смысловая нагрузка. Убрать можно:
  • повторы;
  • однородные члены предложения;
  • вводные слова;
  • рассуждения и пояснения;
  • цитаты.

Обобщение

Обобщить можно:
  • различные факты, выделив у них общее;
  • части одного предложения;
  • несколько предложений в одно.
Заменить можно:
  • сложное предложение коротким простым;
  • прямую речь в тексте косвенной;
  • однородные члены предложения (обобщающим словом);
  • часть текста одним предложением.
  • Слушая текст первый раз важно выделить основные блоки (микротемы), а также выписать ключевые слова и фразы, по которым после будет просто построить новый текст.
  • Слушая текст повторно необходимо обозначить участки сжатия, записав в черновике обобщающие слова или предложения, которыми можно заменить фрагменты текста.

Как писать итоговое сочинение?

Третьим задание ОГЭ по русскому языку будет написание короткого сочинения на морально-этическую тематику.

В 2017-2018 учебном году на ОГЭ выносятся такие темы:

  • Язык человека – это его мировоззрение.
  • Доброта.
  • Во благо народа.
  • Будущее на нашей планете зависит от каждого из нас.
  • Внешность человека как состояние его души.
  • Жизненно необходимая цель.
  • Исправить человечество нельзя.
  • Ода языку. Есть много прекрасных языков.
  • Предпочитаемый вид искусства.
  • Какие книги будут цениться в будущем.
  • Книжная культура.
  • Какие книги не стареют.
  • Если бы вы были художником.
  • Мир увлечений.
  • Мы и музыка.
  • Память.
  • Удивительный уголок природы.

Требования к сочинению хорошо известны каждому школьнику – это грамотность, раскрытие темы, а также связное и логичное изложение мыслей.

Алгоритм написания сочинения-рассуждения для ОГЭ 2018:

  • Внимательно прочитать и вникнуть в предложенную тему.
  • Выделить ключевое слово и определить его лексическое значение.
  • Сформулировать тезисы.
  • Вспомнить произведения, которые могут послужить опорой для дальнейших рассуждений.
  • Составить вступление, используя типовые клише.
  • Привести 1-й аргумент, подкрепляя его примерами из истории и литературы.
  • Привести 2-й аргумент, подобрав к нему примеры.
  • Сформулировать вывод.
  • Вычитать текст и исправить возможны ошибки.
  • Аккуратно переписать чистовик.

Формат проведения устной части

С 2018 года говорение станет обязательным компонентом ОГЭ и неким допуском к выпускным экзаменам для выпускников 9-х классов. Пройдет это первое и достаточно важное испытание во вторую среду февраля.

В 2017 году устная часть успешно прошла апробацию в Татарстане, Чеченской республике и Москве. Тестировались два формата проведения экзамена:

  • Полностью соответствующий устной части экзамена по иностранным языкам (с использованием технических средств).
  • Экзамен в формате «вопрос – ответ» и живое общение с экспертом.

Также смотрите видео о нововведениях ОГЭ 2018:

– сжатое изложение текста, который дважды прослушивается в аудиозаписи. Вам придётся не только «включить» память, но и продемонстрировать умение перерабатывать полученную информацию, выделяя в ней самое главное, существенное.

Что такое сжатое изложение?

Сжатое изложение — текст в сокращении, без мелких подробностей и второстепенной информации. Это что-то вроде грамотно составленного конспекта (очень хорошо, кстати, если правильно писать конспекты вас научили на уроках литературы, истории или географии).

Сжатым считается текст, сокращённый на 1/3. Однако на ОГЭ требования несколько другие. В демоверсии ОГЭ 2015 года в тексте для прослушивания 152 слова, а требуемый объём изложения — от 70 слов (это чуть больше, чем треть исходного текста).

Оптимальное количество слов в изложении ОГЭ — 70-90 (служебные слова и междометия также входят в подсчёт). Многие учителя-эксперты полагают, что изложение большего объёма уже не является сжатым и нещадно снижают баллы за работы, где слов слишком много. Так что не рискуйте — пишите от 70 до 90 слов, не больше и не меньше.

Как писать сжатое изложение в формате ОГЭ?

Писать изложение нужно в соответствии с утверждёнными критериями, поскольку именно по ним эксперты оценивают работу. Критерии оценивания сжатого изложения можно найти в демоверсии на сайте ФИПИ, а о том, как и кто проверяет экзаменационные работы, почитайте .

Разберёмся с каждым критерием в отдельности.

Критерий 1. Содержание.

От вас требуется изложить главное содержание прослушанного текста. Постарайтесь ничего не упустить, добавлять что-то «от себя» тоже не стоит. Эксперт смотрит, удалось ли вам отразить основные микротемы текста — и выставляет соответствующий балл.

Что такое микротема?

Предложения текста объединяются одной общей темой (напомним, тема — это то, о чём говорится в тексте). Большая тема, как правило, раскрывается через несколько маленьких подтем — микротем. Не случайно и текст по смыслу обычно делится на несколько частей — абзацев. Можно сказать, что микротема — это главная мысль абзаца . (Не путайте термины «абзац» и «микротема» — это разные понятия, и абзацному членению посвящён другой критерий оценивания изложения).

Логика эксперта такова: если вы отразили в работе все важные микротемы текста, то содержание текста передано верно, а значит по первому критерию можно поставить высший балл.

Нужен конкретный пример? В одной из статей на нашем сайте такой пример есть — перейдя по ссылке, вы сможете .

Чтобы выделить в тексте главную информацию, нужно правильно его понять. Постарайтесь понять, о чём говорится в тексте уже при первом прослушивании.

Критерий 2. Сжатие текста.

При проверке изложения эксперты подсчитывают количество слов (слов должно быть, как мы уже сказали, не меньше 70). Однако главное, на что обращается внимание при оценивании работы по второму критерию, — использование приёмов сжатия.

Что такое приёмы сжатия текста?

При сжатии текста потребуется переработка содержащейся в нём информации. Эта информация «фильтруется» — вы оставляете главное и отсекаете второстепенное.

Текст сокращается по правилам. Одно из них – использование определённых действий, которые называются приёмами сжатия (их также называют языковыми приёмами компрессии текста ). Если вы владеете этими приёмами, вам будет нетрудно изложить содержание текста в лаконичной и понятной форме.

Но помните: как бы вы ни «сжимали» прослушанный текст, постарайтесь не «потерять» главную информацию, которая в нём содержится.

Основные приёмы сжатия текста:

1. Исключение.

Этот приём связан с исключением, «вычёркиванием» второстепенной информации, и некоторые школьники считают его самым лёгким. Действительно, разве сложно зачеркнуть в тексте какие-то слова или даже предложения?

Однако не всё так просто. Ни в коем случае нельзя исключать главную информацию – рискуете потерять баллы. Отсекается только второстепенная информация!

Что же можно исключить из текста при его сжатом изложении?

Исключаем повторы. Пример: Нужно воспитывать в детях совестливость, нужно воспитывать в детях способность к состраданию. Нужно воспитывать в детях совестливость, способность к состраданию.

Можно исключить синонимы (один или несколько). Пример: Глаза мальчика засияли, засверкали, заискрились . – Глаза мальчика засияли.

Исключаем уточнения, пояснения : Сестра жила неподалёку, на соседней улице . – Сестра жила неподалёку.

Возможно исключение частей предложения или даже нескольких предложений , заключающих несущественную информацию. Здесь важно не перепутать второстепенную информацию с главной, существенной для раскрытия темы.

2. Обобщение.

Заменяем однородные члены обобщающим словом или словосочетанием. Пример: Мы нарвали ромашек, колокольчиков, васильков . – Мы нарвали цветов (разных цветов).

Обобщаем информацию, заменяя фрагмент текста синонимичным (близким по смыслу) выражением. Пример: Человек учится правильному поведению с того самого возраста, когда делаются первые шаги, закладываются первые привычки, произносятся первые слова. – Человек учится правильному поведению с раннего детства.

3. Упрощение.

Этот приём сжатия заключается в структурном упрощении фрагмента текста. Для этого можно объединить несколько предложений в одно. Пример: Годы идут. Писатель всё дальше уходит в историю, не стареют лишь его произведения. – Годы идут, но книги писателя не стареют (в этом примере наряду с упрощением используется и исключение).

Возможна замена сложноподчинённого предложения простым : Авиамодели, которые имеют электродвигатели , участвуют в спортивных состязаниях. – Авиамодели, снабжённые электродвигателями , участвуют в спортивных состязаниях.

Прямую речь в сжатом изложении лучше заменить косвенной . Это ещё одна разновидность упрощения. Пример: Водитель сказал: «Я довезу вас до вокзала за пятнадцать минут ». – Водитель сказал, что довезёт нас до вокзала за пятнадцать минут .

Экзаменационная работа ОГЭ по русскому языку состоит из трёх частей.

Первая часть работы – это написание сжатого изложения по прослушанному тексту.

Такая форма требует не просто мобилизации памяти школьника, но прежде всего структурированного восприятия содержания текста, умения выделять в нём микротемы, определять в них главное, существенное, отсекать второстепенное. Таким образом, сжатое изложение побуждает выпускника выполнить информационную обработку текста. При этом востребованными оказываются не только репродуктивные, но и продуктивные коммуникативные умения, и прежде всего умение отбирать лексические и грамматические средства, дающие возможность связно и кратко передать полученную информацию.

Основные подходы к оцениванию сжатого изложения представлены в документе ФИПИ "Методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ОГЭ 2017 года"

(Задание 1)

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

*Объём изложения – не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

* При подсчёте слов учитываются как самостоятельные, так и служебные части речи. Подсчитывается любая последовательность слов, написанных без пробела (например, «всё-таки» – одно слово, «всё же» – два слова). Инициалы с фамилией считаются одним словом (например, «М.Ю. Лермонтов» – одно слово). Любые другие символы, в частности цифры, при подсчете не учитываются (например, «5 лет» – одно слово, «пять лет» – два слова).

Если в изложении менее 50 слов, то такая работа не засчитывается и оценивается нулём баллов, задание считается невыполненным.

Критерии оценивания задания 1

Таблица 1

Критерии оценивания сжатого изложения ОГЭ по русскому языку Баллы
ИК1 Содержание изложения (см. таблицу 2*)
Экзаменуемый точно передал основное содержание прослу­шанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы, перечисленные в таблице 2*. 2
Экзаменуемый передал основное содержание прослушан­ного текста,но упустил или добавил 1 микротему. 1
Экзаменуемый передал основное содержание прослушан­ного текста,но упустил или добавил более 1 микротемы. 0
ИК2 Сжатие исходного текста
Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста. 3
Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 2 микротем текста. 2
Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 1 микротемы текста. 1
Экзаменуемый не использовал приёмов сжатия текста. 0
ИК3 Смысловая цельность, речевая связность и последова­тель­ность изложения
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;– в работе нет нарушений абзацного членения текста. 2
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,но допущена 1 логическая ошибка,и/илив работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста. 1
В работе экзаменуемого просматривается коммуника­тив­ный замысел,но допущено более 1 логической ошибки,и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста. 0

*Таблицу 2 смотрите в документе ФИПИ

Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1–ИК3 - 7

Эксперт проверяет работу в том случае, если в ней насчитывается не менее 50 слов.

При написании изложения экзаменуемым может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в исходном тексте или в информации о тексте.

Экзаменуемый должен писать изложение от того лица, от которого идёт повествование в исходном тексте.

Если в исходном тексте встречаются имена собственные, то они должны быть выписаны на доске.

Читая экзаменационную работу, эксперт устанавливает:

Соответствие количества микротем в работе экзаменуемого количеству микротем в информации о тексте;

Последовательность микротем в работе экзаменуемого, которая должна соответствовать последовательности микротем в информации о тексте;

Точность передачи информации в каждой из микротем.

Важно обратить внимание на то, что изложение – это не воспроизведенный, а созданный текст. Это положение нацеливает экспертов, оценивающих изложение учащегося, на то, чтобы они учитывали не только содержательные характеристики сжатого изложения (наличие микротем, ключевых слов), но и логику развития авторской мысли.

Автор текста может раскрывать генеральный тезис, сформулированный в первом абзаце, может актуализировать новые аспекты в как будто бы всем известном понятии, может опровергать бытующее представление о том или ином явлении и т.д. Так, в приведенной работе учащегося мы видим полное соответствие изложения стуктурно-смысловым частям исходного текста.

Это, например, проявляется в последовательности ключевых слов: призвание, талант, трудолюбие, счастье, специалист, любимая профессия и т.д. Именно поэтому, для того чтобы повысить объективность и надежность проверки, эксперту следует очень тщательно изучить исходный текст, выявить авторскую цель, которая отражена в выборе темы, последовательности смысловых частей, отборе речевых средств.

Хотите получить на экзамене за сжатое изложение максимальный балл? Тогда действуйте!
На сайте ФИПИ выложены 35 аудиозаписей текстов для написания сжатого изложения на реальном ОГЭ 2017 .

По одной из этих аудиозаписей вам предстоит написать сжатое изложение на реальном экзамене))
!!! 10 новых текстов вы найдёте в конце статьи под номерами 21-30.
Поэтому у вас есть возможность как следует подготовиться к данному заданию!

Предлагаем для самоподготовки следующие материалы:

Очная подготовка к изложению ОГЭ по русскому языку.

Текст 1
Ссылка на аудиозапись

Текст 2

У каждого из нас когда-то были любимые игрушки. Пожалуй, у каждого человека есть связанные с ними светлые и нежные воспоминания, которые он бережно хранит в своем сердце. Любимая игрушка - это самое яркое воспоминание из детства каждого человека. В век компьютерных технологий реальные игрушки уже не привлекают к себе такого внимания, как виртуальные, но, несмотря на все появляющиеся новинки такие, как телефоны и компьютерная техника, игрушка всё-таки остаётся неповторимой и незаменимой в своём роде. Ведь ничто так не учит и не развивает ребёнка, как игрушка, с которой он может общаться, играть и даже приобретать жизненный опыт. Игрушка - это ключ к сознанию маленького человека. Чтобы развить и укрепить в нём положительные качества, сделать его психически здоровым, привить любовь к окружающим, сформировать правильное понимание добра и зла, необходимо тщательно выбрать игрушку, помня, что она внесёт в его мир не только свой образ, но и поведение, атрибуты, а так же систему ценностей и мировоззрений. Невозможно воспитать полноценного человека с помощью игрушек негативной направленности.

Когда мне было лет десять, чья-то заботливая рука подложила мне томик «Животные-герои». Я считаю её своим «будильником». От других людей знаю, что для них «будильником» чувства природы были месяц, проведённый летом в деревне, прогулка в лесу с человеком, который «на всё открыл глаза», первое путешествие с рюкзаком. Нет нужды перечислять всё, что может разбудить в человеческом детстве интерес и благоговейное отношение к великому таинству жизни. Вырастая, человек умом постигать должен, как сложно всё в живом мире переплетено, взаимосвязано, как этот мир прочен и вместе с тем уязвим, как всё в нашей жизни зависит от богатства земли, от здоровья живой природы. Эта школа должна обязательно быть. И всё-таки в начале всего стоит Любовь. Вовремя разбуженная, она делает познание мира интересным и увлекательным. С нею человек обретает и некую точку опоры, важную точку отсчёта всех ценностей жизни. Любовь ко всему, что зеленеет, дышит, издаёт звуки, сверкает красками,- и есть любовь, приближающая человека к счастью.

Текст 4
Ссылка на аудиозапись

Какой бы интересной ни была домашняя и школьная жизнь ребенка, не прочти он драгоценных книг - он обделен. Такие утраты невосполнимы. Это взрослые могут прочесть книжку сегодня или через год - разница невелика. В детстве же счет времени ведется иначе, тут каждый день - открытия. И острота восприятия в дни детства такова, что ранние впечатления могут влиять потом на всю жизнь. Впечатления детства - самые яркие и прочные впечатления. Это фундамент будущей духовной жизни, золотой фонд. В детстве посеяны семена. Не все прорастут, не все расцветут. Но биография человеческой души - это постепенное прорастание семян, посеянных в детстве. Последующая жизнь сложна и многообразна. Она состоит из миллионов поступков, определяющихся многими чертами характера и, в свою очередь, формирующих этот характер. Но если проследить и найти связь явлений, то станет очевидным, что всякая черта характера взрослого человека, всякое качество его души и, может быть, даже всякий его поступок были посеяны в детстве, имели с тех пор свой зародыш, свое семечко.

Текст 5
Ссылка на аудиозапись

Мы часто говорим о сложностях, связанных с воспитанием начинающего жизнь человека. И самая большая проблема - это ослабление семейных уз, уменьшение значения семьи в воспитании ребёнка. А если в ранние годы в человека семьёй не было заложено ничего прочного в нравственном смысле, то потом у общества будет немало хлопот с этим гражданином. Другая крайность - чрезмерная опека ребёнка родителями. Это тоже следствие ослабления семейного начала. Родители недодали своему ребёнку душевного тепла и, ощущая эту вину, стремятся в будущем оплатить свой внутренний духовный долг запоздалой мелочной опекой и материальными благами. Мир изменяется, становится другим. Но если родители не смогли установить внутренний контакт с ребёнком, перекладывая основные заботы на бабушек и дедушек или общественные организации, то не стоит удивляться тому, что иной ребёнок так рано приобретает цинизм и неверие в бескорыстие, что жизнь его обедняется, становится плоской и сухой.

Текст 6
Ссылка на аудиозапись

Одному человеку сказали, что его знакомый отозвался о нём в нелестных выражениях. «Да не может быть! - воскликнул человек. - Я ничего хорошего для него не сделал... ». Вот он, алгоритм чёрной неблагодарности, когда на добро отвечают злом. В жизни, надо полагать, этот человек не раз встречался с людьми, перепутавшими ориентиры на компасе нравственности. Нравственность - это путеводитель по жизни. И если ты будешь отклоняться от дороги, то вполне можешь забрести в бурелом, колючий кустарник, а то и вовсе утонуть. То есть если ты неблагодарно ведёшь себя по отношению к другим, то и люди вправе вести себя по отношению к тебе так же. Как же относиться к этому явлению? Относитесь философски. Совершайте добро и знайте, что оно наверняка окупится. Уверяю Вас, что Вы сами будете получать наслаждение от того, что делаете добро. То есть Вы будете счастливы. А это и есть цель в жизни - прожить её счастливо. И помните: творят добро возвышенные натуры.

Времена меняются, приходят новые поколения, у которых, казалось бы, всё не такое, как у прежних: вкусы, интересы, жизненные цели. Но трудноразрешимые личные вопросы между тем почему-то остаются неизменными. Нынешних подростков, как и их родителей в своё время, волнует всё то же: как обратить на себя внимание того, кто тебе нравится? Как отличить увлечение от настоящей любви? Юношеская мечта о любви - это, что бы ни говорили, прежде всего, мечта о взаимопонимании. Ведь подростку обязательно нужно реализовать себя в общении со сверстниками: проявить свою способность к сочувствию, сопереживанию. Да и просто показать свои качества и способности перед тем, кто настроен к нему доброжелательно, кто готов его понять. Любовь - это безусловное и безграничное доверие двоих друг к другу. Доверие, которое раскрывает в каждом всё то лучшее, на что только способна личность. Настоящая любовь непременно включает в себя дружеские отношения, но не ограничивается ими. Она всегда больше дружбы, поскольку только в любви мы признаём за другим человеком полное право на всё то, что составляет наш мир.

Текст 8
Ссылка на аудиозапись

Неуверенность в себе - проблема древняя, однако она привлекла внимание медиков, педагогов и психологов сравнительно недавно - в середине XX века. Именно тогда стало понятно: все усиливающаяся неуверенность в себе может стать причиной массы неприятностей - вплоть до серьезных заболеваний, не говоря уже о житейских проблемах. А проблемы психологические, ведь неуверенность в себе может послужить почвой постоянной зависимости от чужого мнения. Представим себе, как неудобно чувствовать себя зависимым: чужие оценки кажутся ему более важными и значимыми, чем собственные. Каждый свой поступок он видит прежде всего глазами окружающих. А главное - ему хочется одобрения ото всех: начиная с близких и заканчивая пассажирами в трамвае. Такой человек становится нерешительным и не может правильно оценить жизненную ситуацию. Как же преодолеть неуверенность в себе? Одни ученые ищут ответ на этот вопрос, основываясь на физиологических процессах, другие опираются на психологию. Ясно одно: преодолеть неуверенность в себе можно лишь в случае, если человек способен правильно ставить цели, соотносить их с внешними обстоятельствами и позитивно оценивать свои результаты.

Текст 9
Ссылка на аудиозапись

Сущность понятия «власть» заключается в возможности одного человека заставить другого делать то, что тот по своей воле не сделал бы. Дерево, если ему не мешать, растёт ровно вверх. Но даже если ему не удаётся расти ровно, то оно, изгибаясь под препятствиями, старается из-под них выйти и опять тянуться вверх. Так и человек. Рано или поздно он захочет выйти из повиновения. Люди покорные обычно страдают, но если раз им удалось сбросить свою «ношу», то они нередко и сами превращаются в тиранов. Если командовать везде и всеми, то человека ждёт одиночество как финал жизни. Такой человек всегда будет одинок. Ведь на равных общаться он не умеет. Внутри у него глухая, иногда неосознаваемая тревога. И он чувствует себя спокойно только тогда, когда люди беспрекословно выполняют его распоряжения. Командиры и сами несчастные люди, и плодят несчастье, даже если добиваются неплохих результатов. Командовать и управлять людьми - это разные вещи. Тот, кто управляет, умеет ответственность за поступки брать на себя. Такой подход сохраняет психическое здоровье и самого человека, и окружающих.

Текст 10
Ссылка на аудиозапись

Можно ли одной исчерпывающей формулой определить, что такое искусство? Нет, конечно. Искусство - это очарование и колдовство, это выявление смешного и трагедийного, это мораль и безнравственность, это познание мира и человека. В искусстве человек создаёт свой образ как нечто отдельное, способное существовать вне его самого и остаться после него как его след в истории. Момент обращения человека к творчеству, быть может, является величайшим открытием, не имеющим себе равного в истории. Ведь через искусство каждый отдельный человек и народ в целом осмысляет свои особенности, свою жизнь, своё место в мире. Искусство позволяет соприкоснуться с личностями, народами и цивилизациями, отдалёнными от нас временем и пространством. И не просто соприкоснуться, а узнать и понять их, потому что язык искусства универсален, и именно он даёт возможность человечеству ощутить себя как единое целое. Вот почему ещё с глубокой древности сформировалось отношение к искусству не как к развлечению или забаве, а как к могучей силе, способной не только запечатлеть образ времени и человека, но и передать его потомкам.

Текст 11
Ссылка на аудиозапись

Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни. Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли по-детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались ни до войны, ни после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру. Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории - это Люди и Время. Не забывать Время - это значит не забывать Людей, не забывать Людей - это значит не забывать Время.

Текст 12
Ссылка на аудиозапись

Универсального рецепта того, как выбрать правильный, единственно верный, только тебе предназначенный путь в жизни, просто нет и быть не может. И окончательный выбор всегда остается за человеком. Этот выбор мы делаем уже в детстве, когда выбираем друзей, учимся строить отношения с ровесниками, играть. Но большинство важнейших решений, определяющих жизненный путь, мы все-таки принимаем в юности. Как считают ученые, вторая половина второго десятилетия жизни - самый ответственный период. Именно в это время человек, как правило, выбирает самое главное и на всю жизнь: ближайшего друга, круг основных интересов, профессию. Понятно, что такой выбор - дело ответственное. От него невозможно отмахнуться, его нельзя отложить на потом. Не стоит надеяться, что ошибку после можно будет исправить: успеется, вся жизнь впереди! Что-то, конечно, удастся подправить, изменить, но далеко не все. И неверные решения без последствий не останутся. Ведь успех приходит к тем, кто знает, чего он хочет, решительно делает выбор, верит в себя и упорно достигает намеченных целей.

Текст 13
Ссылка на аудиозапись

Есть ценности, которые изменяются, теряются, пропадают, становясь пылью времени. Но как бы ни изменялось общество, все равно на протяжении тысячелетий остаются вечные ценности, которые имеют большое значение для людей всех поколений и культур. Одной из таких вечных ценностей, безусловно, является дружба. Люди очень часто употребляют это слово в своем языке, тех или иных людей называют своими друзьями, но мало кто может сформулировать, что такое дружба, кто такой настоящий друг, каким он должен быть. Все определения дружбы сходны в одном: дружба - это взаимоотношения, основанные на взаимной открытости людей, полном доверии и постоянной готовности в любой момент прийти друг другу на помощь. Главное, чтобы у друзей были одинаковые жизненные ценности, похожие духовные ориентиры. Тогда они смогут дружить, даже если их отношения к определенным явлениям жизни разные. И тогда на настоящую дружбу не влияет время и расстояние. Люди могут разговаривать друг с другом лишь изредка, быть в разлуке в течение многих лет, но все равно оставаться очень близкими друзьями. Подобное постоянство - отличительная черта настоящей дружбы.

Текст 14
Ссылка на аудиозапись

Слово «мама» - особое слово. Оно рождается вместе с нами, сопровождает нас в годы взросления и зрелости. Его лепечет дитя в колыбели, с любовью произносит юноша и глубокий старец. В языке любого народа есть это слово, и на всех языках оно звучит нежно и ласково. Место матери в нашей жизни особое, исключительное. Мы всегда несем ей свою радость и боль и находим понимание. Материнская любовь окрыляет, придает силы, вдохновляет на подвиги. В сложных жизненных обстоятельствах мы всегда вспоминаем маму, и нужна нам в этот миг только она. Человек зовет мать и верит, что она, где бы ни была, слышит его, сострадает и спешит на помощь. Слово «мама» становится равнозначным слову жизнь. Сколько художников, композиторов, поэтов создали замечательные произведения о матери. «Берегите матерей!» - провозгласил в своей поэме известный поэт Расул Гамзатов. К сожалению, мы слишком поздно понимаем, что забыли сказать много хороших и добрых слов своим мамам. Чтобы этого не произошло, нужно дарить им радость каждый день и час, ведь благодарные дети - лучший подарок для них.

Текст 15
Ссылка на аудиозапись

В обществе, где культивируется идея индивидуализма, многие забыли о таких вещах, как взаимовыручка и взаимопомощь. А человеческое общество как раз и сформировалось, и продолжает существовать благодаря общему делу и помощи слабым, благодаря тому, что каждый из нас дополняет друг друга. И как теперь мы можем поддерживать абсолютно противоположную точку зрения, гласящую о том, что нет иных интересов,кроме наших собственных? И дело тут даже не в том, что это звучит эгоистично. Дело в том, что именно в этом вопросе переплетаются личные и общественные интересы. Понимаете, насколько это глубже, чем кажется? Ведь индивидуализм разрушает общество, а, стало быть, и ослабляет нас. И только взаимная поддержка может сохранить и укрепить общество. И что же больше отвечает нашим интересам - взаимовыручка или примитивный эгоизм? Здесь двух мнений быть не может. Мы должны понимать друг друга, если хотим все вместе жить хорошо и ни от кого не зависеть. И, помогая людям в трудную минуту, не надо ждать благодарности, надо просто помогать, не ища для себя выгод. Тогда и тебе в ответ помогут обязательно.

Текст 16
Ссылка на аудиозапись

Я вспоминаю сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать. Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным… И никто не сказал — добрым. Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? Но ведь без доброты, подлинной теплоты сердца, невозможна душевная красота человека. И опыт подтверждает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство.Если они не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин, главная из которых — это ценность жизни, чужой, своей, жизни животного мира и растений. Человечность, доброта, доброжелательность рождаются в волнениях, радостях и печалях. Добрые чувства, эмоциональная культура — это средоточие человечности.Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. Следование путём добра — путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен и человеку в одиночку, и всему обществу в целом.

Текст 17
Ссылка на аудиозапись

В детстве человек счастлив, как сейчас говорят, по умолчанию. По природе своей ребенок - существо инстинктивно предрасположенное к счастью. Какой бы трудной и даже трагичной ни была его жизнь, он все равно радуется и постоянно находит для этого всё новые и новые поводы. Возможно, потому что пока не с чем сравнить жизнь. Он ещё не подозревает, что может быть как-то иначе, но скорее всего, все-таки потому, что душа еще не успела покрыться панцирем и более открыта добру и надежде, чем душа взрослого человека. А с возрастом все словно выворачивается наизнанку. Как бы спокойно и благополучно ни складывалась жизнь, мы не успокоимся, пока не найдем в ней некую занозу, нескладицу, неполадку, прицепимся к ней и почувствуем себя глубоко несчастными. И мы верим в придуманную нами драму, искренне жалуемся на нее друзьям, тратим на переживания время, здоровье, душевные силы. Лишь когда случается действительно настоящая трагедия, мы понимаем, сколь нелепы выдуманные страдания и сколь пустячен повод для них. Тогда мы хватаемся за голову и говорим себе: «Господи, каким же я был глупцом, когда страдал из-за какой-то ерунды. Нет, чтобы жить в свое удовольствие и наслаждение каждой минутой.»

Текст 18
Ссылка на аудиозапись

Меня предал родной человек, меня предал лучший друг. Такие высказывания мы, к сожалению, слышим довольно часто. Чаще всего предают те, в кого мы вложили душу. Закономерность здесь такова: чем больше благодеяния, тем сильнее предательство. В таких ситуациях вспоминается высказывание Виктора Гюго: " Я безразлично отношусь к ножевым ударам врага, но мне мучителен булавочный укол друга".

Многие терпят издевательство над собой, надеясь, что у предателя проснется совесть. Но не может проснуться то, чего нет. Совесть - функция души, а у предателя ее нет. Предатель обычно объясняет свой поступок интересами дела, но, для того чтобы оправдать первое предательство, совершает второе, третье и так до бесконечности.

Предательство с точностью разрушает достоинство человека, в результате предатели ведут себя по-разному. Кто-то отстаивает свое поведение, пытаясь оправдать содеянное, кто-то впадает в ощущение вины и страха перед надвигающимся возмездием, а кто-то просто старается все забыть, не обременяя себя ни эмоциями, ни размышлениями. В любом случае жизнь предателя становится пустой, никчёмной и бессмысленной.

Текст 19
Ссылка на аудиозапись

Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое, но память о ней жива в сердцах и душах людей. В самом деле, как можно забыть наш беспримерный подвиг, наши невосполнимые жертвы, принесённые во имя победы над самым коварным и жестоким врагом - немецким фашизмом.

Четыре военных года по тяжести пережитого не могут сравниться ни с какими другими годами нашей истории. Но память человека со временем ослабевает,из неё по крупицам уходит сначала второстепенное: менее значимое и яркое; а затем - и существенное. К тому же всё меньше становится ветеранов, тех, кто прошел войну и мог бы рассказать о ней. Если в документах и в произведениях искусства не будут отражены самопожертвования и стойкость народа, то горький опыт прошлых лет забудется. А этого нельзя допустить!

Тема Великой Отечественной войны на протяжении десятилетий питает литературу и искусство. О жизни и подвиге человека на войне снято немало прекрасных фильмов, созданы замечательные произведения литературы. И тут нет какой-либо преднамеренности, есть боль, не покидающая душу народа, который потерял за годы войны миллионы человеческих жизней. Но самым главным в разговоре на эту тему является сохранение меры и такта в отношении к правде войны, к ее участникам, живым, но, главным образом, погибших.

Текст 20

В современном мире нет человека, который не соприкасался бы с искусством. Его значение в нашей жизни велико. Книга, кино, телевидение, театр, музыка, живопись прочно вошли в нашу жизнь и оказывают на неё огромное влияние. Но особенно сильно воздействует на человека художественная литература.

Соприкосновение с миром искусства доставляет нам радость и бескорыстное наслаждение. Но неправильно было бы видеть в произведениях писателей, композиторов, художников только средство получения удовольствия. Конечно, мы нередко идем в кинотеатр, садимся к телевизору, берём в руки книгу, чтобы отдохнуть и развлечься. Да и сами художники, писатели, композиторы так строят свои произведения, чтобы поддержать и развить интерес и любопытство зрителей, читателей, слушателей. Но значение искусства в нашей жизни намного серьёзнее. Оно помогает человеку лучше увидеть и понять окружающий мир и самого себя.

Искусство способно сохранять характерные черты эпохи, дарить людям возможность общаться друг с другом через десятилетия и века, становясь своеобразным хранилищем памяти для последующих поколений. Оно незаметно формирует взгляды и чувства, характер, вкусы человека, пробуждает любовь к прекрасному. Именно поэтому в трудные минуты жизни люди нередко обращаются к произведениям искусства, которые становятся источником духовной силы и мужества.

Текст 21
Ссылка на аудиозапись

Чтобы оценить доброту и понять ее значение, надо непременно самому испытать ее. Надо воспринять луч чужой доброты и пожить в нем. Надо почувствовать, как луч этой доброты овладевает сердцем, словом и делами всей жизни. Доброта приходит не по обязанности, не в силу долга, а как дар.

Чужая доброта - это предчувствие чего-то большего, во что даже не сразу верится. Это теплота, от которой сердце согревается и приходит в ответное движение. Человек, раз испытавший доброту, не может не ответить рано или поздно, уверенно или неуверенно своею добротою.

Это великое счастье - почувствовать в своем сердце огонь доброты и дать ему волю в жизни. В этот миг, в эти часы человек находит в себе своё лучшее, слышит пение своего сердца. Забывается «я» и «своё», исчезает чужое, ибо оно становится «моим» и «мною». И для вражды и ненависти не остаётся места в душе. (138 слов)

Текст 22
Ссылка на аудиозапись

Если отнять у человека способность мечтать, то отпадёт одна из самых мощных побудительных причин, рождающих культуру, искусство, науку и желание борьбы во имя прекрасного будущего. Но мечты не должны быть оторваны от действительности. Они должны предугадывать будущее и создавать у нас ощущение, что мы уже живём в этом будущем и сами становимся иными.

Мечта нужна не только детям, но и взрослым. Она вызывает волнение, источник высоких чувств. Она не даёт нам успокоиться и показывает всегда новые сверкающие дали, иную жизнь. Она тревожит и заставляет страстно желать этой жизни. В этом её ценность.

Только лицемер может сказать, что надо успокоиться на достигнутом и остановиться. Чтобы бороться за будущее, нужно уметь мечтать страстно, глубоко и действенно. Нужно воспитать в себе непрерывное желание осмысленного и прекрасного. (123 слова)

Текст 23
Ссылка на аудиозапись

В чём польза чтения? Верно ли утверждение, что читать полезно? Почему многие продолжают читать? Ведь не только для того, чтобы отдохнуть или занять свободное время.

Польза чтения книг очевидна. Книги расширяют кругозор человека, обогащают его внутренний мир, делают умнее. А ещё важно читать книги потому, что это увеличивает словарный запас человека, вырабатывает чёткое и ясное мышление. Убедиться в этом каждый может на собственном примере. Стоит только вдумчиво прочесть какое-нибудь классическое произведение, и вы заметите, как стало проще с помощью речи выражать собственные мысли, подбирать нужные слова. Читающий человек грамотнее говорит. Чтение серьёзных произведений заставляет нас постоянно думать, оно развивает логическое мышление. Не верите? А вы прочитайте что-нибудь из классики детективного жанра, например, «Приключения Шерлока Холмса» Конан Дойла. После прочтения вы будете соображать быстрее, ваш ум станет острее и вы поймёте, что читать полезно и выгодно.

Ещё полезно читать книги потому, что они оказывают значительное влияние на наши нравственные ориентиры и на наше духовное развитие. После прочтения того или иного классического произведения люди порой начинают меняться в лучшую сторону. (по материалам Интернета) 168 слов

Текст 24
Ссылка на аудиозапись

Что такое хорошая книга? Во-первых, книга должна быть увлекательной и интересной. После прочтения первых страниц не должно возникать желания поставить её на полку. Речь идёт о книгах, заставляющих нас задуматься, выразить эмоции. Во-вторых, книга должна быть написана богатым языком. В-третьих, она должна нести глубокий смысл. Оригинальные и необычные идеи тоже делают книгу полезной.

Не стоит увлекаться каким-либо одним жанром или родом литературы. Так, увлечение только лишь жанром фэнтези способно превратить молодых читателей в гоблинов и эльфов, знающих дорогу в Авалон гораздо лучше, чем путь домой.

Если вы не читали книг из школьной программы или читали их в сокращённом виде, следует начать именно с них. Классическая литература - это обязательная база для каждого человека. В великих произведениях есть разочарование и радость, любовь и боль, трагедия и комедия. Они научат вас быть чуткими, эмоциональными, помогут увидеть красоту мира, понять себя и людей. Естественно, читайте научно-популярную литературу. Она расширит ваш кругозор, сформирует знание о мире, поможет вам определить свой путь в жизни, даст возможность саморазвитию. Надеемся, что эти доводы, приведённые в пользу чтения, сделают книгу вашим лучшим другом. (по материалам Интернета) 174 слова

Текст 25
Ссылка на аудиозапись

Иметь семью и детей так же необходимо и естественно, как необходимо и естественно трудиться. Семья издавна скреплялась нравственным авторитетом отца, который традиционно считался главой. Отца дети уважали и слушались. Он занимался сельхозработами, строительством, заготовкой леса и дров. Всю тяжесть крестьянского труда с ним разделяли взрослые сыновья.

Руководство домашним хозяйством было в руках жены и матери. Она ведала всем в доме: присматривала за скотом, заботилась о питании, об одежде. Все эти работы она делала не одна: даже дети, едва научившись ходить, понемногу, вместе с игрой, начинали делать что-то полезное.

Доброта, терпимость, взаимное прощение обид перерастали в хорошей семье во взаимную любовь. Сварливость и неуживчивость считались наказанием судьбы и вызывали жалость к их носителям. Надо было уметь уступить, забыть обиду, ответить добром или промолчать. Любовь и согласие между родственниками давали начало любви за пределами дома. От человека, не любящего и не уважающего своих родных, трудно ждать уважения к другим людям. (по Белову) 148 слов

Текст 26
Ссылка на аудиозапись

Слово "культура" многогранно. Что же в первую очередь несёт в себе истинная культура? Она несёт в себе понятие духовности, свет, знание и истинную красоту. И если люди поймут это, то наша страна станет процветающей. И потому было бы очень хорошо, если бы в каждом городе и посёлке был свой центр культуры, центр творчества не только для детей, но и для людей всех возрастов.

Истинная культура всегда направлена на воспитание и на образование. И во главе таких центров должны стоять люди, хорошо понимающие, что такое настоящая культура, из чего она складывается, каково её значение.

Ключевой нотой культуры могут стать такие понятия, как мир, истина, красота. Было бы хорошо, если бы культурой занимались люди честные и бескорыстные, беззаветно преданные своему делу, уважающие друг друга. Культура - огромный океан творчества, места хватит всем, для каждого найдётся дело. И если мы все вместе станем участвовать в её создании и укреплении, то вся планета наша станет прекраснее. (по М.Цветаевой) 152 слова

Текст 27
Ссылка на аудиозапись

Что значит быть культурным человеком? Культурным можно считать человека образованного, воспитанного, ответственного. Он уважает себя и окружающих. Культурного человека отличает также творческий труд, стремление к высокому, умение быть благодарным, любовь к природе и родине, сострадание и сочувствие к ближнему, доброжелательство.

Культурный человек никогда не солжёт. Он сохранит самообладание и достоинство в любых жизненных ситуациях. Он имеет чётко поставленную цель и добивается её. Главная же цель такого человека - увеличивать добро в мире, стремиться к тому, чтобы все люди были счастливы. Идеалом культурного человека является подлинная человечность.

В наше время люди уделяют слишком мало времени культуре. А многие даже не задумываются об этом на протяжении всей жизни. Хорошо, если у человека процесс приобщения к культуре происходит с детства. Ребёнок знакомится с традициями, переходящими из поколения в поколение, впитывает положительный опыт семьи и своей родины, познаёт культурные ценности. Став взрослым, он сможет быть полезным обществу. (по материалам Интернета) 143 слова

Текст 28
Ссылка на аудиозапись

Некоторые считают, что человек взрослеет в каком-нибудь определённом возрасте, например, в 18 лет, когда он становится совершеннолетним. Но есть люди, которые и в более старшем возрасте остаются детьми. Что же значит быть взрослым?

Взрослость означает самостоятельность, то есть умение обходиться без чьей-либо помощи, опеки. Человек, обладающий этим качеством, всё делает сам и не ждёт поддержки от других. Он понимает, что свои трудности должен преодолевать сам. Конечно, бывают ситуации, когда человеку одному не справиться. Тогда приходится просить помощи у друзей, родственников и знакомых. Но в целом, самостоятельному, взрослому человеку не свойственно надеяться на других.

Есть такое выражение: руке следует ждать помощи только от плеча. Самостоятельный человек умеет отвечать за себя, свои дела и поступки. Он сам планирует свою жизнь и оценивает себя, не полагаясь на чьё-то мнение. Он понимает, что многое в жизни зависит от него самого. Быть взрослым - значит отвечать за кого-то ещё. Но для этого тоже надо стать самостоятельным, уметь принимать решения. Взрослость зависит не от возраста, а от жизненного опыта, от стремления прожить жизнь без нянек.

Текст 29
Ссылка на аудиозапись

Что такое дружба? Как становятся друзьями? Друзей встретишь чаще всего среди людей общей судьбы, одной профессии, общих помыслов. И всё же нельзя уверенно сказать, что подобная общность определяет дружбу, ведь могут подружиться люди разных профессий.

Могут ли дружить два противоположных характера? Конечно! Дружба - равенство и сходство. Но в то же время дружба - это неравенство и несходство. Друзья всегда нужны друг другу, но не всегда друзья получают от дружбы поровну. Один дружит и дарит свой опыт, другой в дружбе обогащается опытом. Один, помогая слабому, неопытному, молодому другу, познаёт свою силу, зрелость. Другой, слабый, познает в друге свой идеал, силу, опыт, зрелость. Так, один в дружбе дарит, другой радуется подаркам. Дружба основывается на сходстве, а проявляется в различии, противоречиях, несходствах.

Друг тот, кто утверждает твою правоту, талант, заслуги. Друг тот, кто любя разоблачает тебя в твоих слабостях, недостатках и пороках.

Текст 30
Ссылка на аудиозапись

Дружба - это не что-то внешнее. Дружба лежит глубоко в сердце. Нельзя заставить себя быть другом кому-то или заставить кого-то быть твоим другом.

Для дружбы нужно очень многое, прежде всего взаимное уважение. Что означает уважать своего друга? Это значит считаться с его мнением и признавать его положительные черты. Уважение проявляется в словах и делах. Друг, к которому проявляется уважение, чувствует, что его ценят как личность, уважают его достоинства и помогают ему не только лишь из чувства долга. В дружбе важно доверие, то есть уверенность в искренности друга, в том, что он не предаст и не обманет. Конечно, друг может совершать ошибки. Но ведь все мы несовершенны. Это два основных и главных условия для дружбы. Кроме этого, для дружбы важны, например, общие нравственные ценности. Людям, которые по-разному смотрят на то, что есть добро, а что зло, будет тяжело быть друзьями. Причина простая: сможем ли мы проявлять к другу глубокое уважение и, возможно, доверие, если видим, что он совершает поступки недопустимые, по нашему мнению, и считает это нормой. Укрепляют дружбу и общие интересы или увлечения. Однако для дружбы, которая существует давно и проверена временем, это не принципиально.

Дружеские чувства не зависят от возраста. Они могут быть очень сильными и приносить человеку множество переживаний. Но без дружбы жизнь немыслима.

Текст 31
Ссылка на аудиозапись

Нам лишь кажется, что, когда с нами что-то случается, - это уникальное явление, единственное в своем роде. На самом деле нет ни одной проблемы, которая уже не была бы отражена в мировой литературе. Любовь, верность, ревность, измена, трусость, поиски смысла жизни - всё это уже когда-то кем-то было пережито, передумано, найдены причины, ответы и запечатлены на страницах художественной литературы. Дело за малым: бери и читай и всё найдёшь в книге.
Литература, открывая мир с помощью слова, творит чудо, удваивает, утраивает наш внутренний опыт, беспредельно расширяет взгляд на жизнь, на человека, делает тоньше наше восприятие. В детские годы мы читаем сказки и приключения, чтобы пережить азарт поиска, интриги. Но наступает час, когда мы испытываем потребность открыть книгу для того, чтобы с её помощью углубиться в себя. Это час взросления. Мы ищем в книге собеседника, который просветляет, облагораживает, учит.
Вот мы взяли в руки книгу. Что происходит в нашей душе? С каждой прочитанной книгой, распахивающей перед нами кладовые мыслей и чувств, мы становимся другими. С помощью литературы человек становится Человеком. Не случайно книгу называют учителем и учебником жизни.

Текст 32
Ссылка на аудиозапись

Многие думают, что быть искренним - значит открыто и прямо говорить то, что думаешь, и делать то, что говоришь. Но вот незадача: человек, сразу озвучивающий то, что первое взбрело ему в голову, рискует прослыть не только естественным, но и невоспитанным, а то и глупым. Скорее, искренний и естественный человек тот, кто умеет быть самим собой: снять маски, выйти из привычных ролей и показать своё истинное лицо.
Главная проблема в том, что мы плохо знаем себя, гонимся за призрачными целями, деньгами, модой. Мало кто считает важным и нужным направить вектор внимания в свой внутренний мир. Нужно заглянуть в своё сердце, остановиться и проанализировать свои мысли, желания и планы, чтобы понять, что истинно моё, а что навязанное, продиктованное друзьями, родителями, обществом. Иначе ты рискуешь всю жизнь тратить силы на цели, которые тебе на самом деле вовсе не нужны.
Если ты заглянешь в себя, то увидишь целый мир, бесконечный и многогранный. Ты обнаружишь свои особенности и таланты. Надо только изучать. И тебе, конечно же, не станет легче и проще, но станет интереснее. Ты найдёшь свой жизненный путь. Единственный способ стать искренним - это познавать себя.

Текст 33
Ссылка на аудиозапись

Каждый человек ищет место в жизни, старается утвердить своё я. Это естественно. Только вот как он находит своё место? Какими путями идёт к нему? Какие моральные ценности имеют вес в его глазах? Вопрос чрезвычайно важный.

Многие из нас не могут признаться себе в том, что из-за ложно понятого, раздутого чувства собственного достоинства, из-за нежелания показаться хуже мы иногда делаем опрометчивые шаги, поступаем не очень правильно: лишний раз не переспросим, не скажем "не знаю", "не могу" - слов нет. Себялюбцы вызывают чувств осуждения. Однако не лучше и те, кто разменивает своё достоинство, как мелкую монету. В жизни каждого человека, наверное, бывают моменты, когда он просто обязан проявить своё самолюбие, утвердить своё я. И, конечно, сделать это не всегда просто.

Истинная цена человека рано или поздно всё равно обнаруживается. И тем выше эта цена, чем больше человек любит не столько себя, сколько других. Лев Толстой подчёркивал, что каждый из нас, так называемый маленький рядовой человек, на самом деле есть лицо историческое, которое несёт ответственность за судьбу всего мира.

Текст 34
Ссылка на аудиозапись

Текст 35
Ссылка на аудиозапись

Нужно сделать из старого текста новый, в котором будет только самое важное и основное из старого. Как правило, новый текст получается весьма сухим и кратким.

Нужно суметь отличить важное и основное от остального. Бывает, что ученик принимает второстепенную информацию за главную и пишет её, а главную забывает. Это большой минус.

Нужно суметь разделить текст на 3 абзаца, то есть на 3 микротемы, на 3 основные мысли. Желательно, чтобы Ваше деление не отличалось от деления автора текста.

Нужно сокращать так, чтобы не появилась та информация, которой в начальном тексте не было.

Нужно использовать приемы сжатия текста на протяжение всего изложения.

Приёмы сжатия текста.

Их всего три:

  • исключение;
  • обобщение;
  • замена.

Исключение. Название говорит само за себя. Метод исключения предполагает отбрасывание всего, что можно отбросить:

  • вводных слов
  • однородных членов предложения;
  • повторов;
  • однотипных примеров;
  • риторических вопросов и восклицаний;
  • цитат;
  • деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;
  • пояснений;
  • рассуждений;
  • описаний;
  • слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.

Чаще всего отбрасывание происходит сразу по нескольким из этих пунктов, например:

По моему глубокому убеждению, добро и красота едины для всех народов. Едины в двух смыслах: правда и красота - вечные спутники, они едины между собой и одинаковы для всех народов (29 слов).

Мы убрали вводную конструкцию, повторы, лишние рассуждения, синонимы. Получилось:

Добро и красота едины для всех народов и между собой (10 слов).

Обобщение. Обобщать можно:

  • несколько предложений в одно;
  • части одного предложения;
  • конкретные факты на основе общего между ними.

Например:

Почти во всех повестях В. Распутина центральным образом стоит женщина - Мария в «Деньгах для Марии», Дарья в «Прощании с Матёрой», Анна в «Последнем сроке», Настена в повести «Живи и помни». Да и в рассказах писателя женщина на первом месте. И это вовсе не случайно (43 слова).

Объединяем эти 3 предложения вместе (и одновременно исключаем лишнее) и получаем:

Почти во всех повестях и рассказах В. Распутина центральным образом стоит женщина, что вовсе не случайно (15 слов).

Замена. Заменять можно:

Однородные члены обобщающим словом;
- сложное предложение простым;
- часть предложения или ряд предложений общим понятием или выражением;
- прямую речь косвенной (и это делать нужно, потому что очень сложно запомнить цитату дословно);
- часть текста одним предложением;
- часть предложения местоимением и пр.

Например:

На полке стояли помады, тени, кремы, лежали пудры, туши, карандаши для глаз (12 слов).

Находим обобщающее слово для всех однородных членов и заменяем их этим словом.

На полке были предметы косметики (5 слов).

Не обязательно использовать все приемы. Можно пользоваться только одним. Но у Вас это едва ли получится, так как все эти приемы почти всегда используются вместе. Главное – делать это на протяжение всего текста! Об этом сказано в критериях оценивания сжатого изложения.



 


Читайте:



Презентация на тему ""Уроки французского" В

Презентация на тему

В. Г. Распутин «Уроки французского». Урок литературыв 6 классе Распутин Валентин Григорьевич ( р. 1937), прозаик. Родился 15 марта в селе...

Названия, описания и особенности зимующих птиц

Названия, описания и особенности зимующих птиц

Парфенчук Алефтина ИвановнаДолжность: педагог дополнительного образования.Учебное заведение: МАОУДО города Нижневартовска Центр детского...

Разговорный стиль речи Порядок слов в предложении свободный

Разговорный стиль речи Порядок слов в предложении свободный

Слайд 2 Научиться говорить – значит научиться строить высказывания Слайд 3 В разговорном стиле важнейшую роль играет звуковая сторона речи,...

Сочинение рассуждение на тему деньги Какое значение имеют деньги в жизни человека

Сочинение рассуждение на тему деньги Какое значение имеют деньги в жизни человека

Многие задумываться о роли денег в жизни современного человека и над вопросом можно ли быть счастливым с не большим доходом?Современный человек не...

feed-image RSS