Главная - Обязательное страхование
Топ 50 востребованных профессий. Необходим взгляд со стороны

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования


В соответствии с пунктом 1 комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 годы , утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 года N 349-р ,

приказываю:

1. Утвердить список 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования (далее - Список), согласно приложению.

2. Установить, что Список используется для разработки и актуализации профессиональных стандартов, федеральных государственных образовательных стандартов и образовательных программ.

Министр
М.А.Топилин

Приложение. Список 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования

Приложение
к приказу Министерства
труда и социальной защиты
Российской Федерации
от 2 ноября 2015 года N 831

1. Автомеханик

2. Администратор баз данных

3. Графический дизайнер

4. Косметолог

5. Лаборант химического анализа

6. Мастер декоративных работ

7. Мастер столярно-плотницких работ

8. Метролог

9. Мехатроник

10. Мобильный робототехник

11. Наладчик-ремонтник промышленного оборудования

12. Оператор беспилотных летательных аппаратов

13. Оператор станков с программным управлением

14. Оптик-механик

15. Парикмахер

16. Плиточник-облицовщик

17. Повар-кондитер

18. Программист

19. Разработчик Web и мультимедийных приложений

20. Сантехник

21. Сборщик электронных систем (специалист по электронным приборам и устройствам)

22. Сварщик

23. Сетевой и системный администратор

24. Слесарь

25. Специалист в области контрольно-измерительных приборов и автоматики (по отраслям)

26. Специалист по аддитивным технологиям

27. Специалист по гостеприимству

28. Специалист по информационным ресурсам

29. Специалист по информационным системам

30. Специалист по неразрушающему контролю (дефектоскопист)

31. Специалист по обслуживанию и ремонту автомобильных двигателей

32. Специалист по обслуживанию телекоммуникаций

33. Специалист по производству и обслуживанию авиатехники

34. Специалист по тестированию в области информационных технологий

35. Специалист по техническому контролю качества продукции

36. Специалист по технологии машиностроения

37. Специалист по холодильно-вентиляционной технике

38. Техник авиационных двигателей

39. Техник по автоматизированным системам управления технологическими процессами

40. Техник по биотехническим и медицинским аппаратам и системам

41. Техник по защите информации

42. Техник по композитным материалам

43. Техник по обслуживанию роботизированного производства

44. Техник-конструктор

45. Техник-механик в сельском хозяйстве

46. Техник-полиграфист

47. Технический писатель

48. Токарь-универсал

49. Фрезеровщик-универсал

50. Электромонтажник



Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
официальный сайт Минтруда России
www.rosmintrud.ru
по состоянию на 06.11.2015

Дуальное образование решает проблему дефицита специалистов. Германия - одна из первых стран, которая ввела дуальную практику обучения, при которой сочетаются теоретическая и практическая подготовка. В настоящее время более 60 стран перешли на дуальную систему образования: Австрия, Босния и Герцеговина, Хорватия, Сербия, Словения, Македония и другие.

Как ведётся подготовка кадров в России в условиях введения ФГОС СПО, руководители профессиональных организаций обсудили на вебинаре «Национальная система квалификаций и профессии ТОП-50» , который состоялся 22 мая 2017 года.

Экспертом вебинара стал доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики МПГУ Владимир Игоревич Блинов, который руководит Центром профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ «Федеральный институт развития образования».

Работник производства учится на производстве

Продолжается реализация Комплекса мер по совершенствованию системы СПО. К 2020 году планируется, что 50% учреждений СПО введут подготовку кадров по ТОП-50 востребованным и перспективным профессиям и специальностям.

На вебинаре Блинов высказал мнение, что участник производства должен обучаться на производстве.

При этом хочу обратить ваше внимание, что на сегодняшний день действующим федеральным законом стажировка как раз определена как образовательная программа, - отметил Блинов, - ранее стажировка была только формой работы.

Сегодня стажировка рассматривается как форма реализации программы, в рамках которой определяются содержание подготовки, требования к результатам и контрольно-оценочные средства.

Также планируется, что к 2020 году 70% руководителей и педагогов пройдут курсы ДПО.

В перспективе очень хочется, чтобы все педагоги профессионального образования имели две квалификации: техническую и педагогическую, - отметил эксперт.

Базовый центр призван создать систему, в которой реализуются программы повышения квалификации и дополнительного профессионального образования.

Задачи Базового центра:

Необходим взгляд со стороны

На текущий момент действуют несколько систем квалификаций: 850 профессиональных стандартов и различные должностные системы. Профстандарты и должностные системы необходимо привести к соответствию, первым шагом к которому является формирование квалификаций. Инструмент формирования квалификации - независимая оценка.

Хочу подчеркнуть, работодатели с упорством продолжают настаивать на том, что умения и знания необходимы для квалификаций, - рассказал эксперт.

Здесь возникает серьёзное расхождение, так как во ФГОС СПО определены компетенции, но не прописаны знания и умения.

Процедура профессионального экзамена


Профессиональный экзамен состоит из теоретической и практической частей. Успешное завершение теоретической части - допуск к выполнению практической.


Участники вебинара активно обсуждали тему в чате и задавали вопросы эксперту.

Вопросы участников:

Машкова Елена Валерьевна:

Чтобы пройти стажировку, необходимо найти предприятие, имеющее лицензию на эту деятельность, хотя есть высокотехнологические организации, готовые принять на стажировку, но не имеющие лицензии. Зачем такие строгие рамки?

Владимир Блинов:

В идеале, конечно, предприятие, на котором проходят стажировку мастера или рабочие, должно иметь лицензию на образовательную деятельность в сфере ДПО. Скажу вам, что те учебные центры, да, кстати сказать, некоторые даже совершенно небольшие предприятия - они такую лицензию имеют. В частности, мне известны и парикмахерские, и салоны красоты, которые занимаются повышением квалификации, реализуют программы ДПП на совершенно легальных основаниях. Но если даже у предприятия нет лицензии, это не значит, что рабочие места на данном предприятии не могут быть базами практики.

Валентина:

- Планируется ли дополнительное финансирование по ТОП-50?

Владимир Блинов:

Оно есть, оно идёт. Это финансирование направлено, прежде всего, на поддержку межрегиональных квалификаций.

О последних новостях сферы СПО, вы сможете узнать на Всероссийской практической конференции

Фото: agregator.pro

Министерство труда и социальной защиты РФ совместно с Министерством образования и науки РФ и Агентством стратегических инициатив (АСИ) подготовило и утвердило список «50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования».

В топ-50 вошли: автомеханик, мобильный робототехник, наладчик беспилотных летательных аппаратов, программист, сантехник, сварщик, слесарь, специалисты по информационным ресурсам, производству и обслуживанию авиатехники, технологии машиностроения, техник авиационных двигателей и другие. Полный список можно найти .

«Мы изучили потребности компаний в кадрах. Минтруд использовал опрос, в котором приняло участие более 14 000 предприятий. Также использовалась статистика занятости в разрезе отдельных профессий. Так были выявлены профессии, которые обеспечивают массовую занятость и являются критичными для работодателей сегодня и в ближайшей перспективе. Второй источник - оценка участия компаний в подготовке кадров. Здесь нам помогли чемпионаты WorldSkills, которые показывают востребованность и перспективность отдельных профессий. Третий момент - перспективные профессии с точки зрения приоритетных направлений технологического развития, возникновения новых технологических рынков. Так, например, в списке оказались специалист по биотехнологиям и оператор беспилотных летательных аппаратов», - сказала заместитель руководителя департамента направления «Молодая процессия» АСИ Жанна Кадылева.

В марте 2015 года Правительство РФ утвердило комплекс мер , которые направлены на совершенствование системы среднего профобразования. К 2020 году в половине профессиональных образовательных организаций страны будут подготовлены кадры по данному списку в соответствии с лучшими стандартами и передовыми технологиями. Работы по созданию в России шести межрегиональных центров компетенций, которые будут заниматься подготовкой кадров из этого списка (частично), уже начались. Контролировать образовательный процесс будут национальные и региональные эксперты по компетенциям.

В России уже давно наблюдается тенденция отступления гуманитариев на второй план. Однако сейчас процесс замещения стал еще более ускоренным, ибо того требует нынешняя ситуация в стране. Но для того, чтобы избавится от этого «зазора», Правительству необходимо изрядно «попотеть» - как сказал Дмитрий Анатольевич, система профтехобразования в стране подразвалилась.

«Нам здесь нужно двигаться вперед, потому что прежняя система профессионально-технического образования в значительной степени себя исчерпала, где-то подразвалилась. Новая система сейчас только создается, и мы должны брать лучшее из того, что делается в мире, и создавать свою систему профессионально-технического образования», - сказал премьер-министр России.

В условиях импортозамещения очень актуально систему улучшать - и как можно скорее. Все дело в том, что в настоящее время в Россию из-за рубежа импортируется та продукция, которую специалисты могли бы изготавливать и на российской территории. Потенциал у страны есть, ему нужно только дать развиться и раскрыться, создавая для этого необходимую среду.

В 2019 году в России пройдет чемпионат по профессиональному мастерству WorldSkills (в составе данной международной организации страна лишь с 2012 года), который, по мнению Дмитрия Медведева, поспособствует развитию рабочих профессий в стране .

Если власти поставили перед собой задачу стать более конкурентоспособными на международной арене в области рабочих профессий, то данный чемпионат действительно сможет стать неплохой площадкой для того, чтобы перенять какой-то положительный опыт у конкурентов, заявить о себе.

В 2013 году Россия заняла на этом чемпионате последнее 41 место, так что нам есть куда расти. И чтобы быть если не лучше, то хотя бы наравне с конкурсантами из других стран, молодые специалисты должны отвечать требованиям международного уровня, для чего утверждение топ-50 профессий стало отправной точкой. Данный список будет использоваться для разработки и актуализации профессиональных стандартов, федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) , а также отдельных образовательных программ.

Вернемся к системе профтехобразования, ведь прежде чем рабочие профессии развивать, их нужно еще и получить.

«За последнее десятилетие доля тех, кто именно после 9-го класса идет получать профессиональное образование, увеличилось почти на 10 процентных пунктов – с 34 до 45%. После 9-го класса чуть больше 55% школьников выбирают траекторию «старшая школа – вуз», остальные идут в колледжи и техникумы», - сказал глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов.

То есть, проблема передела учебных заведений в стране является действительно актуальной, раз показатели «привлекательности» техникумов и колледжей растут. Понятное дело, что резко не сократишь часы, отведенные на подготовку тех или иных специалистов, которые не вошли в «топ», с последующим полным отказом от «нетрендовых» специальностей.

Медведев говорил ранее, что большая часть средних учебных заведений к бизнес-структурам, что позволило бы бизнесу самостоятельно генерировать заказ на те или иные специальности, по которым и проходят обучение в профтехучилищах. Развитие профтехобразования действительно возможно лишь на базе сотрудничества бизнеса с местными властями.

Что нужно для успешного бизнеса? Да, менеджеры и экономисты, безусловно, играют немаловажную роль, но нужны и те, кто будет на практике воплощать технические решения. Экономисты, юристы отходят постепенно на второй план. Владимир Путин уже говорил , что столько, сколько сейчас готовится специалистов по данным направлениям, «народному хозяйству и экономике» просто не нужно. И Министерство образования начало постепенно сокращать подготовку «ненужных» специалистов.

Медленно, но верно, гуманитарное знание деградирует, это следует признать. Но нужно смотреть на вещи и нынешнюю ситуацию здраво: отечественный производитель должен быть конкурентоспособен в условиях падения цен на нефть, санкций и прочих обстоятельств. Увы, на протяжении долгого времени среднему профтехобразованию не уделялось должного внимания, и оно во многих областях находится и по сей день «на обочине», финансирование его осуществляется по остаточному принципу, вследствие чего качеством подготовки таких специалистов остается недоволен работодатель, оставляя, вроде бы, человека «с корочкой» без работы.

Но дело не только в этом. Популярность данного вида образования снизилась, причин для этого достаточно. Во-первых, размер заработной платы для многих рабочих достаточно низок в сравнении с доходами руководителей различного уровня. Приведу пример: тот же самый автомеханик на сегодняшний момент в среднем по стране получает примерно 45 тыс. руб. Немного, согласитесь, для профессии действительно, мягко говоря, трудоемкой. Чем должен руководствоваться молодой человек, выбирая профессию того же самого автомеханика, не отдавая своего предпочтения какой-либо менее затратной морально и физически работе? Можно же сидеть на пятой точке и «ничего не делать», получая за это раза в два больше.

Государству нужно повышать привлекательность данных профессий, возможно, и путем повышения заработной платы за труд «топовых» специалистов, ведь все это исключительно в интересах страны. Финансовая часть вопроса всегда будет одной из главных, стоит это признать.

Эти специальности входят в список 50-ти наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, которые требуют среднего профессионального образования. Список был утвержден 2 ноября приказом Министерства труда и социальной защиты РФ.

При составлении списка ориентир был, в первую очередь, на высокотехнологичные отрасли промышленности и сферу услуг.

Перечни специальностей сформированы Минтрудом России совместно с Минобрнауки России, Агентством стратегических инициатив, Советами по профессиональным квалификациям Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, органами власти, объединениями работодателей, объединениями профсоюзов, образовательными и иными заинтересованными организациями.

Топ-50 профессий, требующих среднего профессионального образования

1. Автомеханик

2. Администратор баз данных

3. Графический дизайнер

4. Косметолог

5. Лаборант химического анализа

6. Мастер декоративных работ

7. Мастер столярно-плотницких работ

8. Метролог

9. Мехатроник

10. Мобильный робототехник

11. Наладчик-ремонтник промышленного оборудования

12. Оператор беспилотных летательных аппаратов

13. Оператор станков с программным управлением

14. Оптик-механик

15. Парикмахер

16. Плиточник-облицовщик

17. Повар-кондитер

18. Программист

19. Разработчик Web и мультимедийных приложений

20. Сантехник

21. Сборщик электронных систем (специалист по электронным приборам и устройствам)

22. Сварщик

23. Сетевой и системный администратор

24. Слесарь

25. Специалист в области контрольно-измерительных приборов и автоматики (по отраслям)

26. Специалист по аддитивным технологиям

27. Специалист по гостеприимству

28. Специалист по информационным ресурсам

29. Специалист по информационным системам

30. Специалист по неразрушающему контролю (дефектоскопист)

31. Специалист по обслуживанию и ремонту автомобильных двигателей

32. Специалист по обслуживанию телекоммуникаций

33. Специалист по производству и обслуживанию авиатехники

34. Специалист по тестированию в области информационных технологий

35. Специалист по техническому контролю качества продукции

36. Специалист по технологии машиностроения

37. Специалист по холодильно-вентиляционной технике

38. Техник авиационных двигателей

39. Техник по автоматизированным системам управления технологическими процессами

40. Техник по биотехническим и медицинским аппаратам и системам

41. Техник по защите информации

42. Техник по композитным материалам

43. Техник по обслуживанию роботизированного производства

44. Техник-конструктор

45. Техник-механик в сельском хозяйстве

46. Техник-полиграфист

47. Технический писатель

48. Токарь-универсал

49. Фрезеровщик-универсал

50. Электромонтажник


Чтобы узнать свою предрасположенность к той или иной деятельности, вы можете пройти

Страниц: 23 ПРИКАЗ Минобрнауки РФ от 09.12.2016 N 1551 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ


ФГОС актуализированы еще не все, проекты стандартов подготовлены к утверждению (если ссылки нет, то в строке поиска http://regulation.gov.ru/projects укажите: среднее профессиональное образование и выберите необходимый проект ФГОС)

08.01.02 Монтажник трубопроводов

08.01.04 Кровельщик

08.01.07 Мастер общестроительных работ

08.01.08 Мастер отделочных строительных работ

08.01.10 Мастер жилищно-коммунального хозяйства

08.01.14 Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования

08.01.16 Электромонтажник по сигнализации, централизации и блокировке

08.01.17 Электромонтажник-наладчик

08.01.18 Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования

08.01.21 Монтажник электрических подъемников (лифтов)

08.01.22 Мастер путевых машин

08.01.23 Бригадир-путеец

08.02.07 Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции, ссылка

13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) , ссылка

15.01.24 Наладчик шлифовальных станков

15.01.28 Шлифовщик-универсал

18.01.01 Лаборант по физико-механическим испытаниям

18.01.19 Машинист-оператор в производстве изделий из пластмасс

18.02.07 Технология производства и переработки пластических масс и эластомеров

19.01.06 Аппаратчик производства сахара

19.01.07 Кондитер сахаристых изделий

19.01.14 Оператор процессов колбасного производства

19.02.03 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий

19.02.04 Технология сахаристых продуктов

19.02.05 Технология бродильных производств и виноделие

19.02.06 Технология консервов и пищеконцентратов

19.02.07 Технология молока и молочных продуктов

21.02.04 Землеустройство

21.02.05 Земельно-имущественные отношения

21.02.06 Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности

21.02.08 Прикладная геодезия

23.01.05 Слесарь по ремонту городского электротранспорта

23.01.07 Машинист крана (крановщик)

23.01.09 Машинист локомотива

23.01.11 Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования подвижного состава (электровозов, электропоездов)

23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям), ссылка

27.02.01 Метрология

27.02.02 Техническое регулирование и управление качеством

27.02.03 Автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте)

29.01.05 Закройщик

29.01.07 Портной

29.01.10 Модистка головных уборов

29.01.23 Наладчик полиграфического оборудования

29.01.25 Переплетчик

29.02.07 Производство изделий из бумаги и картона

34.01.01 Младшая медицинская сестра по уходу за больными

40.02.01 Право и организация социального обеспечения

40.02.02 Правоохранительная деятельность

40.02.03 Право и судебное администрирование

43.01.01 Официант, бармен

43.01.02 Парикмахер

43.02.01 Организация обслуживания в общественном питании

43.02.03 Стилистика и искусство визажа

43.02.04 Прикладная эстетика

43.02.08 Сервис домашнего и коммунального хозяйства

43.02.09 Ритуальный сервис

43.02.11 Гостиничный сервис

46.02.01 Документационное обеспечение управления и архивоведение

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 ноября 2016 г. № 1477 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ПРИКАЗЫ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, КАСАЮЩИЕСЯ ПРОФЕССИЙ И СПЕЦИАЛЬНОСТЕ Й СПО" , ссылка

Приказ Минтруда России №831 от 2 ноября 2015 г. «Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования», ссылка , ссылка

О внесении изменений в примерные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1408 и в примерные программы переподготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2015 г. № 486

Золотарева Н.М. О реализации комплексного проекта модернизации подготовки кадров по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям СПО, ссылка

Вебинары по ТОП 50 Россия


Межрегиональные центры компетенций: http://profedutop50.ru

1. Участие Советов профессиональных квалификаций в системе профессионального образования. Акимова Ю.Н.

2. Управление сопротивлением при внедрении ФГОС по ТОП-50. Акимова Ю.Н.

3. Практика внедрения ФГОС по ТОП-50. Акимова Ю.Н.

4. Подходы к созданию инновационной среды и системы непрерывного образования в профессиональных образовательных организациях СПО в контексте внедрения ФГОС по ТОП-50. Белкова Е.А.

5. Разъяснения по методическим рекомендациям. Мельник И.О.

1. Обзор методических рекомендаций по проектированию ООП ФГОС по ТОП-50.
2. Создание инновационной среды и системы непрерывного образования в ПОО в контексте внедрения ФГОС по ТОП-50
3. Независимая оценка профессиональных квалификаций



21 сентября 2016. Новые ФГОС СПО по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и специальностям

ТОП-50. Информатизация

2016.11.03. III МЕЖДУНАРОДНАЯ ДИСТАНЦИОННАЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "ИННОВАЦИИ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ" .

  • Тема для обсуждения: "Образовательные тренды. Здоровьесберегающие технологии и новые профессиональные компетенции" http://pressmia.ru/online/951276949.html
  • Тема дискуссии: "Обучение: мобильное, смешанное, дистанционное"


 


Читайте:



Названия, описания и особенности зимующих птиц

Названия, описания и особенности зимующих птиц

Парфенчук Алефтина ИвановнаДолжность: педагог дополнительного образования.Учебное заведение: МАОУДО города Нижневартовска Центр детского...

Разговорный стиль речи Порядок слов в предложении свободный

Разговорный стиль речи Порядок слов в предложении свободный

Слайд 2 Научиться говорить – значит научиться строить высказывания Слайд 3 В разговорном стиле важнейшую роль играет звуковая сторона речи,...

Сочинение рассуждение на тему деньги Какое значение имеют деньги в жизни человека

Сочинение рассуждение на тему деньги Какое значение имеют деньги в жизни человека

Многие задумываться о роли денег в жизни современного человека и над вопросом можно ли быть счастливым с не большим доходом?Современный человек не...

Особенности увольнения руководителя организации

Особенности увольнения руководителя организации

Смена менеджмента компании – обычное дело в бизнес-практике. Такой шаг может быть связан с неудовлетворительными результатами работы ООО,...

feed-image RSS