Реклама

Главная - Страховая пенсия
Этнопедагогика: Учебная программа дисциплины и планы семинарских занятий для вузов. Метафора Леса и людей, приговорённых в нём жить

Современный этикет - это целый комплекс правил поведения и хороших манер, который учит, как нужно знакомиться, здороваться, как вести себя в общественных местах, как ходить в гости, как правильно накрывать на стол и вести себя во время приема пищи и так далее. Правила этикета в школе начинают прививать с самого детства.

Общие для учащихся

1. В школу нужно приходить заранее, примерно за 15 минут до уроков.

2. Внешний вид должен соответствовать учебному заведению, одежда должна быть чистой и опрятной.

3. У учащегося с собой всегда должна быть сменная обувь, которую, как и верхнюю одежду, нужно снимать в школьном гардеробе.

4. Перед началом урока ученик должен подготовить все необходимое к предстоящему уроку, проверить наличие дневника, ручки, тетради, учебника и так далее.

5. Строго запрещено проносить на школьную территорию любой вид оружия, алкоголь, сигареты, наркотические и ядовитые вещества и тому подобное.

6. Нельзя без спроса покидать учебное заведение во время уроков и переменок. Пропуск занятий по уважительным причинам должен быть подтвержден справкой от врача (в случае болезни), либо объяснительной запиской от родителей.

7. Правила поведения учащегося в школе базируются на принципах уважения к более старшим по возрасту и заботливом отношении к учащимся младших классов.

8. Учащимся необходимо беречь и сохранять в первозданном виде школьное имущество, в том числе мебель, книги и так далее.

Поведение учащихся во время урока

Учащиеся непосредственно на самом уроке также должны соблюдать определенные правила вежливого поведения в школе. Как только преподаватель заходит в кабинет, ученики стоя приветствуют учителя либо другого взрослого, заглянувшего в класс. Во время урока вести себя нужно прилично, не шуметь, не кричать, не заниматься посторонними делами, тем более без разрешения не покидать свое рабочее место и не гулять по классу. В случае возникновения необходимости все же выйти из класса, предварительно необходимо спросить разрешения у учителя. Правила поведения детей в школе одинаковы абсолютно для всех. Если нужно о чем-либо спросить преподавателя, нужно поднять сначала руку, а не выкрикивать с места.

Такие простые правила

Ученик должен стараться выражать свои мысли при ответе четко, ясно и понятно, используя все необходимые для этого наглядные материалы. В день, когда в расписании занятий есть такой предмет, как физическая культура и здоровье, с собой необходимо иметь спортивную форму и обувь. Заходить в спортзал можно только с позволения учителя. Учащиеся, которые по различным причинам освобождены от уроков физкультуры, все равно должны быть в спортзале. Считается, что звонок в конце урока звенит для преподавателя, а учащиеся покидают класс после объявления учителя о завершении занятия.

Школьный этикет

Правила этикета в школе обязуют иметь это касается одежды, прически, разумного использования косметических средств и аксессуаров. Школьный этикет подразумевает доброжелательное отношение учащихся друг к другу. Вежливые учащиеся приветствуют и здороваются со всеми учителями, а не только с теми, с кем знакомы лично. Друг друга следует называть по имени, не использовать обидные прозвища.

Правила поведения учащегося в школе подразумевают также самодисциплину. Мусорить на территории учебного заведения (и не только) запрещается, для этого существуют урны. Культурно нужно вести себя не только на уроках, но и на переменах. Бегать, кричать и толкаться запрещается, следует осторожно вести себя на лестницах. Цивилизованно должны вести себя дети также в столовой, кушать только в отведенном для этого месте, а после трапезы убирать за собой посуду.

Правила этикета в начальной школе

Уроки этикета в начальной школе обязательно включаются в план по воспитательной работе с учащимися. Очень важно с самого детства прививать ребенку основы правильного поведения в той или иной ситуации. Неотъемлемой составляющей поведения должно быть взаимоуважение. Начиная с первого класса детей учат быть благодарными, знакомят со словами «спасибо» и «пожалуйста». Этикет предполагает уважительное отношение к старшим, обращение к которым должно быть обязательно на «Вы».

Существует также так называемый Если ребенок звонит своему преподавателю или классному руководителю, первым делом нужно поздороваться и назвать свое имя. В где обычно много людей, по телефону стоит разговаривать, не привлекая к себе большого внимания, а в таких местах, как музей, театр или кинозал, мобильник вообще лучше отключить.

  • Чтобы комфортно чувствовать себя на уроках, обязательно нужно выполнять заранее заданное на дом задание.
  • Школьный дневник лучше иметь заполненным на две недели вперед, вести его нужно аккуратно и держать на парте во время уроков.
  • Сумку или школьный рюкзак должны быть собраны заранее, обязательно проверить наличие учебников, тетрадей, ручек и карандашей и других необходимых вещей.
  • Мобильник во время занятий должен быть выключен или поставлен на беззвучный режим. Позвонить или отправить смс можно и на перемене.
  • Прилично вести себя нужно не только на уроках, но и на улице, дома и в общественных местах. Это не просто правила поведения учащегося в школе, которые нужно соблюдать, это должно стать неотъемлемой частью личности образованного современного человека.
  • Покидать школу без ведома и позволения учителя или медсестры строго-настрого запрещается.
  • Опрятным нужно быть всегда, чистоту следует поддерживать во всем, в своем внешнем виде, на рабочем месте.
  • В обязанности ученика входит дежурство в классе в порядке очереди. Выполнять эту обязанность стоит добросовестно.
  • На время перемены из класса лучше выйти и дать возможность учителю проветрить помещение. Это, кстати, очень хороший способ пройтись и размяться

Уроки этикета: в школе и в жизни

Этикет в школе - это не только свод правил, которые необходимо соблюдать в школьных стенах. В первую очередь это формирование и развитие навыков культурного общения, это уроки учтивости, внимательности и доброты. Эти качества просто необходимы для развития полноценной гармоничной личности в будущем.

Правила этикета в школе включают в себя правильное отношение к разным группам людей. Всем известно, что дам следует пропускать в первую очередь, а женщинам в положении, а также пожилым людям и инвалидам стоит уступать место в общественном транспорте. Этикет в школе и вне ее соблюдать следует также и взрослым, ведь именно на них в первую очередь равняются дети.

Чтобы учеба приносила полезные знания и радость общения, необходимо соблюдать определенные правила этикета в школе, которые сделают комфортным пребывание в стенах учебного заведения всех участников учебного процесса.

Дополнительная литература 1. Духовная культура и этническое самосознание наций. – М., 1990. – Вып. 1. – 234 с. 2. Кон И.С. Ребенок и общество: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заве- дений / И.С. Кон. – М. : Академия, 2003. – 336 с. 3. Кукушин В.С. Этнопедагогика и этнопсихология / В.С. Кукушин, Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 448 с. 4. Мид М. Культура и мир детства / М. Мид. – М. : Академия, 2002. – 256 с. 5. Оконешникова А.П. Этнопедагогические особенности народов в воспи- тании детей / А.П. Оконешникова. – Пермь, 1996. Занятие 4. Православная народная педагогика (4 часа) Ключевые понятия: система воспитания, народная педагогика, пра- вославная христианская семья, христианские заповеди, нравственность бытовой обрядности. Проблемный вопрос: в чем проявляется созидательная сила право- славной церкви? Вопросы для обсуждения 1. Традиционные системы воспитания детей у разных народов мира. 2. Православная народная педагогика. 3. Идеал православной христианской семьи. 4. Основные христианские заповеди. 5. Христианский идеал человека. Христианский критерий нравственности. Христианское понятие о долге и совести. Христианство и труд. Семейно- брачный кодекс христианства. 6. Воспитательная роль бытовой обрядности. Кумовство и его воспита- тельная роль. 7. Народная педагогика о воспитании детей в младшем возрасте. 8. Семейные традиции в воспитании детей среднего возраста. 9. Общинные традиции и их влияние на духовное становление ребенка. Педагогика многодетной семьи. Творческое задание Привести примеры и факты влияния народной педагогики на соб- ственное воспитание: назидание бабушки, внушения отца, советы матери, пожелания старших товарищей. Основная литература 1. Введение в этническую психологию / [под ред. Ю.П. Платонова]. – СПб., 2000. – 248 с. 2. Волков Г.Н. Этнопедагогика / Г.Н. Волков. – М. : Академия, 2001. – 168 с. 3. Педагогика народов мира. История и современность. – М. : Академия, 2001. – 455 с. 4. Этнология / [под ред. Г.Е. Маркова, В.В. Пименова]. – М. : Академия, 2000. – 217 с. 11 Дополнительная литература 1. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики / З.П. Василь- цова. – М. : Педагогика, 1983. – С.141. 2. Духовная культура и этническое самосознание наций. – М., 1990. Вып. 1. – 234 с. 3. Кон И.С. Ребенок и общество: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заве- дений / И.С. Кон. – М. : Академия, 2003. – 336 с. 4. Кукушин В.С. Этнопедагогика и этнопсихология / В.С. Кукушин, Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 448 с. 5. Оконешникова А.П. Этнопедагогические особенности народов в воспи- тании детей / А.П. Оконешникова. – Пермь, 1996. 6. Рачинский С. Христианское воспитание детей / С. Рачинский. – М., 1905. 7. Рыбаков Б.А. Люди и нравы Древней Руси / Б.А. Рыбаков. – М. : Про- свещение, 1966. 8. Эриксон Э. Детство и общество / Э. Эриксон. – СПб. : Питер, 2000. – 302 с. Занятие 5. Основы народной педагогики Ключевые понятия: народная педагогика, воспитательные традиции народов, исповедующих разные религии. Проблемный вопрос: почему воспитание и культура народа должна опираться на религию? Вопросы для обсуждения 1. Воспитательные традиции христианских народов. 2. Воспитательные традиции мусульман. 3. Воспитательные традиции народов, исповедующих буддизм. 4. Воспитательные традиции иудаистов. Творческое задание 1. Написать эссе на тему «Педагогические воззрения различных народов на воспитание и обучение». 2. Подготовить реферат по теме «Религия как стержневой фактор в форми- ровании духовности личности. Воспитательный потенциал традиционных религиозных учений: буддизм, христианство и ислам». Основная литература 1. Введение в этническую психологию / [под ред. Ю.П. Платонова]. – СПб., 2000. – 248 с. 2. Волков Г.Н. Этнопедагогика / Г.Н. Волков. – М. : Академия, 2001. – 168 с. 3. Педагогика народов мира. История и современность. – М. : Академия, 2001. – 455 с. 4. Этнология / [под ред. Г.Е. Маркова, В.В. Пименова]. – М. : Академия, 2000. – 217 с. 12 Дополнительная литература 1. Духовная культура и этническое самосознание наций. – М., 1990. Вып. 1. – 234 с. 2. Кон И.С. Ребенок и общество: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заве- дений / И.С. Кон. – М. : Академия, 2003. – 336 с. 3. Кукушин В.С. Этнопедагогика и этнопсихология / В.С. Кукушин, Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 448 с. 4. Мид М. Культура и мир детства / М. Мид. – М. : Академия, 2002. – 256 с. 5. Оконешникова А.П. Этнопедагогические особенности народов в воспи- тании детей / А.П. Оконешникова. – Пермь, 1996. Занятие 6. Средства народной педагогики Ключевые понятия: средства народной педагогики: пословицы, загадки, сказки, народные песни. Проблемный вопрос: почему пословицы, загадки, сказки, народные песни выступают средствами народной педагогики? Вопросы для обсуждения 1. Пословицы. Воспитание трудолюбия как ведущая идея пословиц. 2. Загадки. Задачи загадок. Особенности загадок. Различные формы загадок. 3. Народные песни. Колыбельная песня. Поэзия раннего возраста. Песни от- рочества. Юношеские песни и песни зрелого возраста. Комплексное воздей- ствие песни. 4. Сказки. Познавательная роль сказок. Педагогические идеи сказок. Сказки как проявление народного педагогического гения. Творческое задание 1. В этнопедагогике народные пословицы принято считать «моделями вос- питания». Попробуйте подобрать несколько народных изречений, соответ- ствующих такому определению. 2. Самыми гениальными сказками в мире представляются «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка». Постарайтесь это обосновать рассуждениями. Основная литература 1. Волков Г.Н. Этнопедагогика / Г.Н. Волков. – М. : Академия, 2001. – 168 с. 2. Педагогика народов мира. История и современность. – М. : Академия, 2001. – 455 с. 3. Этнология / [под ред. Г.Е. Маркова, В.В. Пименова]. – М. : Академия, 2000. – 217 с. Дополнительна литература 1. Антонова Р.Я. Воспитание детей. Идеи отечественной народной педаго- гики / Р.Я. Антонова. – Якутск: ИИФ, 1995. 2. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики / З.П. Василь- цова. – М. : Педагогика, 1983. – С. 141. 3. Кон И.С. Ребенок и общество: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заве- дений / И.С. Кон. – М. : Академия, 2003. – 336 с. 13 4. Кузина Т.Ф., Батурин Г.И. Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды. – М. : Академия, 2001. – 145 с. Занятие 7. Факторы народного воспитания Ключевые понятия: природа, игра, слово, труд, традиции, искусство как факторы народного воспитания. Проблемный вопрос: почему природа, игра, труд, традиции, искусство выступают факторами воспитания подрастающего поколения? Вопросы для обсуждения 1. Природа как фактор народного воспитания. Традиционный образ жизни и природа. 2. Игра как фактор народного воспитания: игра как сфера деятельности детей. Примеры игр. 3. Слово как фактор народного воспитания. Многообразие в народной педа- гогике словесных форм, спонтанность процесса овладения родным языком. 4. Труд и его место в народной педагогике. 5. Традиции и связь поколений. 6. Искусство как фактор воспитания. Творческое задание 1. Судьбу каждого человека и любого народа, в конечном счете, решают три любви – любовь к детям, любовь к труду, любовь к Родине. Продолжите высказанную мысль. 2. Каждый рождается внуком, умирает дедом. Порассуждайте по поводу этого изречения в связи с темой преемственности поколений. 3. Взять любую игру, прописать ее цель и методику организации. 4. Объяснить влияние всех факторов на народное воспитание. Привести свои примеры. Основная литература 1. Волков Г.Н. Этнопедагогика / Г.Н. Волков. – М. : Академия, 2001. – 168 с. 2. Педагогика народов мира. История и современность. – М. : Академия, 2001. – 455 с. 3. Этнология / [под ред. Г.Е. Маркова, В.В. Пименова]. – М. : Академия, 2000. – 217 с. Дополнительная литература 1. Антонова Р.Я. Воспитание детей. Идеи отечественной народной педаго- гики / Р.Я. Антонова. – Якутск: ИИФ, 1995. 2. Волков Г.Н. Педагогика жизни / Г.Н. Волков. – Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 1989. – С. 334. 3. Кон И.С. Ребенок и общество: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заве- дений / И.С. Кон. – М. : Академия, 2003. – 336 с. 4. Кукушин В.С. Этнопедагогика и этнопсихология / В.С. Кукушин, Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 448 с. 14 5. Кузина Т.Ф. Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды / Т.Ф. Кузина, Г.И. Батурин. – М. : Академия, 2001. – 145 с. Занятие 8. Современные проблемы этнопедагогизации образования Ключевые понятия: национальное образование, проектирование эт- нического образования, этнодидактические способы, методы, приемы, формы и средства обучения. Проблемный вопрос: каковы причины деформации сложившейся ве- ками системы обучения и воспитания? Вопросы для обсуждения 1. Идея национального образования. Этнодидактический подход к проек- тированию этнического образования (трехкомпонентное структурирование его содержания: этнического, межэтнического и полиэтнического). 2. Этнодидактические принципы: Принцип этнической природосообразно- сти, принцип соответствия содержания образования и способов обучения этнопедагогическим традициям, принцип соответствия содержания обра- зования и способов обучения этнопсихологическим особенностям. 3. Этнодидактические способы обучения. 4. Этнодидактические методы и приемы обучения. 5. Этнодидактические формы и средства обучения. Творческое задание Создайте модель национальной школы. Основная литература 1. Волков Г.Н. Этнопедагогика / Г.Н. Волков. – М. : Академия, 2001. – 168 с. 2. Педагогика народов мира. История и современность. – М. : Академия, 2001. – 455 с. Дополнительная литература 1. Волков Г.Н. Педагогика жизни / Г.Н. Волков. – Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 1989. – С. 334. 2. Данилов Д.А. Народная педагогика – основа развития науки и воспита- ния // Народное образование Якутии. – 1993. – № 1. – С. 32. 3. Кон И.С. Ребенок и общество: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заве- дений / И.С. Кон. – М. : Академия, 2003. – 336 с. 4. Кукушин В.С. Этнопедагогика и этнопсихология / В.С. Кукушин, Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 448 с. 5. Мид М. Культура и мир детства / М. Мид. – М. : Академия, 2002. – 256 с. 6. Оконешникова А.П. Этнопедагогические особенности народов в воспи- тании детей / А.П.Оконешникова. – Пермь, 1996. 15 Задания для контролируемой самостоятельной работы студентов Написать реферат по следующим темам Народные традиции трудового обучения и воспитания детей дошколь- ного возраста. Этническая система физического воспитания. Педагогическая культура народа. Народный этикет и проблемы его возрождения. Словарь нашей свадьбы. Сельская свадьба в эстетическом и нравственном аспектах. Чему можно научиться у казаков? Что интересного в горском этикете? Игры моего детства и детства моих предков. Народные приметы и поверья. Народные заговоры. Русские престольные праздники и их воспитательная роль. Легенды и их нравственно-воспитательный характер. Легенды моей малой Родины. Уличные или станичные клички и прозвища. Народные колядки и щедровки. Рождественская и крещенская обрядность. Языческое и христианское в «Масленице». Мусульманский праздник. Нравственный аспект Великого Поста. Весенняя обрядность и ее воспитательное значение. Эстетическое начало в народной обрядности. Какому этикету учит нас сама природа. Животные, морально, психологически и энергетически лечащие людей. Практическая индивидуальная самостоятельная работа Разработка универсального этического кодекса студенческой группы на основе правил народной педагогики. Разработка анкеты для обследования классного коллектива на предмет употребления наркотиков, алкоголя, никотина с учетом традиционных на- родных воззрений на эти допинги. Методика организации школьного вечера с использованием народно- го опыта воспитания. Методика организации работы фольклорного кружка. 16 Контрольные вопросы к зачету 1. Структура этнической психологии. 2. Этнопсихологические основы общения и социальной регуляции поведения. 3. Этнокультурная вариативность социализации и воспитания детей. 4. Понятие о народной педагогике. 5. Общее и разное в народной педагогике и этнопедагогики. 6. Истоки народной педагогики. 7. Религия и народная педагогика. 8. Природа и народная педагогика. 9. Этнопедагогики как составная часть культуры. 10. Нравственный идеал как цель народной педагогики. 11. Труд - основа народной педагогики. 12. Религиозная обрядность и нравственное воспитание. 13. Феномен этнопедагогики. 14. Педагогические воззрения разных народов на воспитание и обучение. 15. Особенности православной народной педагогики. 16. Этические основы христианства – источник нравственного воспи- тания русских, украинцев, белорусов, поляков, армян, греков. 17. Православный христианский этикет. 18. Русский фольклор и его роль в эстетическом воспитании. 19. Русский фольклор и его роль в умственном развитии детей. 20. Воспитательное значение народной медицины. 21. Воспитательное значение народной метеорологии. 22. Воспитательная роль русской обрядности. 23. Представления русского народа об умственном, трудовом, эстети- ческом и нравственном воспитании молодежи. 24. Воспитательная роль танцев. 25. Патриотическое воспитание детей и подростков народными тради- циями христиан и мусульман. 26. Воспитательная роль народной архитектуры. 27. Особенности семейного воспитания в католической семье. 28. Специфика воспитания в цыганской семье. 29. Гуманизм народной педагогики. 30. Языческие элементы в нашей жизни и их воспитательная роль. 31. Влияние основных принципов народной педагогики на развитие современных образовательных парадигм. 17 Приложение 1 НАЦИОНАЛЬНАЯ ДОКТРИНА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Выдержки) Введение Национальная доктрина образования в Российской Федерации (далее – доктри- на) – основополагающий государственный документ, устанавливающий приоритет об- разования в государственной политике, стратегию и основные направления его разви- тия. Доктрина определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредст- вом государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года. Стратегические цели образования тесно увязаны с проблемами развития россий- ского общества, включая: создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности; укрепление демократического правового государства и развитие гражданского общества; кадровое обеспечение динамично развивающейся рыночной экономики, интегрирующейся в мировое хозяйство, обладающей высокой конкурентоспособностью и инвестиционной привлекательностью; утверждение статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, искусства, науки, высоких технологий и экономики. Доктрина отражает интересы граждан многонационального Российского госу- дарства и призвана создать в стране условия для всеобщего образования населения, обеспечить реальное равенство прав граждан и возможность каждому повышать обра- зовательный уровень в течение всей жизни. Доктрина признает образование приоритетной сферой накопления знаний и формирования умений, создания максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России, воспитания в нем трудолюбия и высоких нравственных принципов, а также признает образование сферой трудовой занятости населения, прибыльных долгосрочных инвестиций и наиболее эф- фективного вложения капитала. Доктрина отражает новые условия функционирования образования, ответствен- ность социальных партнеров – государства, общества, семей, работодателей – в вопросах качества общего и профессионального образования, воспитания подрас- тающего поколения. Доктрина определяет основные направления совершенствования законодатель- ства в области образования и является основой для разработки программ развития об- разования. Основные цели и задачи образования Система образования признана обеспечить: историческую преемственность по- колений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; вос- питание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способ- ных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов; формирование культуры мира и межличностных отношений; разно- стороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности; формирование 18 у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззре- ния, развитие культуры межэтнических отношений; формирование у детей, молодежи, других категорий граждан трудовой мотивации, активной жизненной и профессиональной позиции, обучение основным принципам построения профессио- нальной карьеры и навыкам поведения на рынке труда; организацию учебного процесса с учетом современных достижений науки, систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий; непрерывность образования в течение всей жизни человека; многообра- зие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных про- грамм, обеспечивающих индивидуализацию образования, личностно ориентированное обучение и воспитание; преемственность уровней и ступеней образования; создание программ, реализующих информационные технологии в образовании и развитие от- крытого образования; академическую мобильность обучающихся; развитие отечест- венных традиций в работе с одаренными детьми и молодежью, участие педагогических работников в научной деятельности; подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий; воспитание здорового образа жизни, развитие детского и юношеского спорта; противодействие негативным социальным процессам; экологи- ческое воспитание, формирующее бережное отношение населения к природе. Основные задачи государства в сфере образования Образование является сферой ответственности и интересов государства и его институтов. Государство в сфере образования призвано обеспечить реализацию кон- ституционного права и равные возможности для различных социальных слоев и территориальных групп населения на получение бесплатного образования высокого качества; – сохранение и развитие единого образовательного пространства России; – участие органов государственной власти в обеспечении деятельности муници- пальных образовательных учреждений; – формирование в общественном сознании отношения к образованию как выс- шей ценности гражданина, общества и государства; – расширение участия общества в управлении образованием; – участие профессиональных образовательных сообществ в разработке образо- вательной политики на федеральном и региональном уровнях; – светский характер образования; условия для полноценного и ответственного обучения и воспитания детей в семье, образовательных учреждениях всех форм, типов и видов; – гармонизацию национальных и этнокультурных отношений; – сохранение и поддержку этнической и национально-культурной самобытности народов России, гуманистических традиций их культур; – сохранение языков и культур всех народов Российской Федерации; – развитие образования и культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока; – сохранение и развитие значимости русского языка как одного из объединяющих факторов многонационального Российского государства; – качественное образование в общеобразовательной школе, в том числе в сельской, на основе развития ее материальной базы, использования современных технологий обуче- ния, сохранения дополнительных социальных гарантий для учащихся и педагогов в сельской местности. 19 Приложение 2 ИЗВЛЕЧЕНИЯ ИЗ НРАВОУЧИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII в. (по книге Курочкина И.Н. Русская педагогика. Страницы становления (VIII–XVIII вв.)) О нравственных основах поведения «... добродетель состоит не только в том, чтобы не делать зла, но также, чтоб делать добро». Арк Ф.О. Апология... – С. 17. «... делай добро и удаляйся худа». «... Делай то, что тебя и состояние твое приводит в совершенство». «Бога мы беспредельно любить должны»; «Всю надежду на Бога возлагать должно». «Разум учит всякаго Божией предаваться воле». «Любовь наиболее споспешествует к оказанию взаимных услуг, и к утвер- ждению благосклонностей». Бавмейстер Ф.Х. Нравоучительная философия... – С. 49, 106, 107, 140. «Пристойность в наружности, в душевных движениях, в словах, в делах... ». «Весьма трудно нравиться в обществе... прямая вежливость в речах, в по- ступках, в делах». «Вежливость заключается в безпрерывном жертвовании упрямством, само- любием, своенравием, и странномыслием... Она соединяет людей, обязует их лю- бить друг друга... без нее общество представляло бы только непристойность, по- роки и сражения». Ле Клерк Н.Г. Искусство явиться в свет... – С. 18, 23, 25, 26. «Вежливость и непринужденное поведение заменяет многия несовершенст- ва в человеке: оно придает дурным видом пригожество и старости молодость и живость. Грубое же поведение не только обезображает красоту, но и у добрых ка- честв отьемлет цену прямаго их достоинства. Незнакомые люди ни на что с боль- шим примечанием не смотрят, как на внешность нашего обращения и по мнению, какое из того заключат о нашем нраве, судят об нас хорошо или худо». Сели Н.Ж. Прививание здравого разума... – С. 4, 5. «Человека всегда узнать можно чрез тех с кем он обхождение имеет». «Не будь перенощиком вестей. Кто не умеет молчать, тот не умеет и говорить». Теплов Г.Н. Наставление сыну. – С. 43, 81 О внешности и манерах поведения «Трудно к такому человеку с перваго виду склонности не иметь, которой приятным лицем и с добрыми манирами в компанию придет. Один вид обнадежи- вает о добродетелях его, а вольныя поступки и умныя слова его засвидетельству- ют, что он добраго рода и честной человею).» «Худое употребление лучшия вещи портит, а человеческая невоздержан- ность многим не порядкам причиною». Бельгард Ж.Б.М. Совершенное воспитание детей... – С. 45, 24. «Ежели смеешься, смейся без хохотания, и притом умеренно. Ибо усмехать- ся при всяком слове и действии есть знак глупцов; а при всем важничать свойст- венно нечувствительным. И так умеренность как везде, так и здесь соблюдай». «Ежели случится позевать, и чихать и кашлять, то или отворотись или рот закрой рукою, и звук умеряй». 20

Все мы с детства помним, как мама говорила: «Не забудь “волшебное” слово». Эти слова мы учим еще тогда, когда не умеем даже читать и писать. «Волшебные» слова входят в состав речевого этикета. Он представляет собой совокупность регулируемых обществом правил поведения речи и устойчивых фраз вежливого ведения разговора, подчинённых системе специфических национальных стереотипов. Речевой этикет позволяет вести нам диалог и поддерживать характер беседы, не обижая собеседника: совет, просьба, приказ, обсуждение, приветствие и тому подобное. Самыми распространёнными и всемирно применяемыми являются слова и выражения, которые касаются приветствия и прощания, просьбы и извинение. Речевой этикет так же обращает наше внимание на интонацию, поскольку даже правильное слово может прозвучать не искренне.

Именно поэтому речевому этикету стоит уделить внимание. В частности, с него начинаются первые занятия по этикету в школе. Ведь речевой этикет учит нас структурировать свою речь. Это позволяет избежать возможных неловких и затруднительных моментов. Например, встреча с человеком, которого мы давно не видели или не хотели бы встретить, может пройти более гладко и непринуждённо, если применить правила речевого этикета: приветствие, вежливый тон, терпимость и аккуратность в выражениях. Ведь даже пяти минут неправильного разговора хватит, чтобы оставить негативный отпечаток в отношениях. А как знать, возможно, именно от этого человека вам понадобится услуга или помощь. Таким образом, важно знать постулаты речевого этикета по Г. П. Грейсу: качество (информация должна быть действительной), количество (нужно придерживаться середины между краткостью и расплывчатостью), отношение (содержание разговора должно быть уместным) и способ (ясность, чёткость и доступность для понимания). Несоблюдения этих постулатов приводит к недопонятости, негативному осадку и обидам. Более того, эти постулаты были придуманы еще раньше Грейса и зафиксированы в поговорках. Например, поговорка «Слово не воробей, выпустишь – не поймаешь» учит нас обдумывать то, что мы хотим сказать. Не все мысли порой нужно озвучивать. А пословица «Дед говорит про курицу, а бабка – про утку» раскрывает трудности понимания собеседника. Если проговорить все моменты и выслушать друг друга, то такой проблемы не возникнет. К дополнительным, но не менее важным, постулатам можно отнести такие понятия речевого этикета как тактичность, предупредительность, терпимость, доброжелательность и сдержанность. Тактичность подразумевает необходимость в понимании собеседника и его особенностей (характер, состояние семьи и здоровья, статус). Эта этическая норма требует избегания неуместных слов, высказываний, вопросов и тем для разговора. Терпимость и сдержанность схожи с чувством такта, однако обращают внимание собеседников на то, что при разговоре могут возникнуть противоположные выводы, проявиться различия в мнениях. Поэтому учит нас воздерживаться от резкой критики и учиться принимать чужой выбор и выслушивать мнение, отличное от нашего. Предупредительность и доброжелательность так же связаны друг с другом. Первая норма отвечает за умение предвидеть вопросы и пожелания собеседника и готовность на них ответить, а вторая – за доброжелательное отношение. Не смотря на то, что эти постулаты применимы ко всем культурам, а самые распространённые правила речевого (к старшему и незнакомому человеку обращаться на Вы, с равными и знакомыми людьми здороваться словами «Привет») используются в любой стране, нужно учитывать взаимосвязь между этикетом поведения и речевым этикетом. В отдельных культурах выказывание сочувствия или комплименты не приемлемы. Так в Японии фраза «Я Вам искренне сочувствую» оскорбит человека, поскольку у них не принято делиться горем и жаловаться на него. Поэтому ваши слова выставят беду человека наружу, что нетактично. А в Италии достаточно красочный комплимент, на подобии «Какая цыпочка!», не будет считаться оскорблением, нужно его принять как высшую похвалу.

Речевой этикет открывает нам возможности познания друг друга. Благодаря ему мы оцениваем человека на уровне с внешним видом. Так, если человек при встрече скажет «Здрасте», первое, о чём мы подумаем, будет заключаться в оценке этого человека как невежи или безграмотного. К тому же именно по речевому поведению мы оцениваем наши отношения с одноклассниками или коллегами, учителями или начальниками, родителями и друзьями. Если после родительского собрания мама начинает с обращения по имени-отчеству, то разговор обещает быть серьезным. Ведь чаще всего для наших родителей мы «солнышки» и «зайчики». Поэтому без речевого этикета мы бы просто запутались в отношениях, в правилах поведения и просто не смогли бы устанавливать контакты: дружить, работать и т.д.

Сочинение » Родной язык » Сочинение на тему «Зачем нам нужен речевой этикет?»

Сочинение рассуждение на тему "Этикет9

3 подтемы: речевой этикет; деловой этикет; этикет был всегда

Этикет - это не просто правила поведения, которые приняты и поддерживаются в определенной группе людей. Это способ самоидентификации общества, возможность создать определенный стиль поведения, который принято считать подобающим. И для того, чтобы вписаться в любое общество, необходимо учитывать правила этиката.

Именно речь отличает человека от животного. Способность делиться своими мыслями позволила нашему виду достигнуть небывалого доминирования на планете. Слово - одновременно мощный, могущественный и очень опасный инструмент, который может как принести великое благо, так и существенный вред.

Речевой этикет - это способ держать слова под контролем и применять их так, как это принято и уместно в определенном обществе. Каждый микросоциум - это отдельная лингвистическая вселенная, где есть свои законы и особенности. В суде, в банке, на светском рауте, на сталепрокатном заводе, на молодежной вечеринке, - в каждом случае существует определенный речевой этикет, который следует соблюдать. Иначе человек будет выглядеть по меньшей мере странно.

Потому каждому необходимо учиться двум ключевым основам мастерства речевого этикета: понимать особенности социума, в котором ты находишься и уметь контролировать свою речь в соответствии с этими особенностями.

Правила поведения в современном обществе выходят далеко за пределы базовых норм приличия. Деловой этикет - это целая система понятий и норм о том, как подобает себя вести человеку в деловой среде. Манеры, речь, внешность, допустимые способы ведения бизнеса, - все эти категории охватываются деловым этикетом.

Ключевой особенностью делового этикета является четкое распределение ролей: каждый участник делового процесса на разных его этапах может занимать различные позиции, и вести себя должен соответствующим образом. Роли подчиненного, руководителя, представителя компании, клиента, партнера и прочие обычные для делового мира позиции, из которых приходится действовать участникам экономических отношений, имеют определенные нормы, которых принято придерживаться. Несоблюдение делового этикета может быть не просто воспринято с осуждением, но и стать причиной вполне ощутимых финансовых убытков.

Также следует отметить, что деловой этикет - понятие многогранное. Ведь речь идет не только о правилах поведения для отдельных людей, но и для компаний в целом. Этикет регулирует нормы, которых должны придерживаться юридические лица, чтобы достойно существовать в экономической среде. В этом случае правила этикета формируют своеобразную «матрешку9raquo;, где правила для коллектива накладываются на индивидуальные правила для отдельных людей.

Знание и соблюдение делового этикета - необходимые элементы любого бизнес-взаимодействия в современном обществе.

Этикет был всегда. Правила хорошего тона

Человечество задавало общепринятые правила поведения на протяжении тысяч лет. Сами правила менялись, трансформировались исторические условия, но сам факт присутствия правил этикета всегда был незыблемым.

Простой пример: еще каких-то двести лет назад женщина в брюках была чем-то невозможным и неприемлемым, а при встрече было принято снимать шляпы и кланяться. Сегодня же женщины повсеместно ходят в брюках, а шляпы носят лишь единицы. Однако сам факт наличия правил, регулирующих стиль одежды, нормы поведения и приемлемые речевые обороты в том или ином обществе всегда были.

Исходя из этого, следует понимать, что бунтовать против этикета - бессмысленно. Общество всегда имело свойство относиться негативно к тем, кто игнорирует общепринятые нормы. А значит, наиболее эффективный и простой способ взаимодействия с любым обществом - это игра по его правилам.

Мы в Фейсбуке

"Сезоны года " - это журнал о природе, культуре и окружающем мире.

Материалы можно использовать для ознакомления детей с природой, в помощь школьникам, в работе воспитателя и учителя.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Этикет – это общепринятые нормы поведения людей в обществе. Дети, так же как взрослые, должны знать как себя вести. А мамы и папы, бабушки и дедушки, тети и дяди, все близкие и родные люди должны помочь им в освоении этикета.

Важность детского этикета

Зачем вообще загружать маленького ребенка такими вопросами, как этикет, и лишать его беззаботного детства? Кому это нужно? Ответим на эти вопросы и расскажем о важности детского этикета. А ведь он им очень нужен! В первую очередь им самим, а не их окружению, как думают многие. Именно в детстве закладываются основы поведения человека, черты характера, привычки. От того какое воспитание ребенок получил в детстве, зависит его дальнейшая успешность, образование, карьера, жизнь в целом. Кроме этого, этикет открывает малышу дверь в общество. Культура поведения, общения помогает ребенку быть понятым, услышанным. С воспитанным человеком, независимо от его возраста и статуса приятно иметь дело, разговаривать, общаться. У ребенка, который знает и соблюдает правила этикета, формируется правильное отношение и понимание совести, морали, нравственности, ответственности.

В каком возрасте учить детей этикету?

Рассказывая малышу о правилах этикета, мы учим его хорошим манерам. Объяснять ребенку, как себя можно вести, а как нельзя, нужно с того времени, когда он начнет самостоятельно ходить, есть за общим столом, разговаривать, активно общаться с людьми, сверстниками. Приблизительно с 1,5-летнего возраста малышу нужно объяснять, показывать, как вести себя за столом. Если до этого времени, ему прощался замазанный кашей стол, лицо, руки, прощалось, что он мог взять еду из чужой тарелки и т.п., то сейчас следует относиться к этому серьезнее. У ребенка уже достаточно хорошо сформировалось осознание того, что происходит, что ему говорят, что от него требуют. Когда он начнет разговаривать, нужно объяснять, как вести себя с людьми. Например, при встрече знакомого человека просите малыша поздороваться, при прощании – сказать «до свидания». Для легкости общения, обычно, совсем маленьких малышей сначала учат говорить слова «привет», «пока», «ты». Это тоже воспитание, на самом начальном уровне. В возрасте 2-3 лет надо пояснить, что такое обращение уместно со сверстниками, а с взрослыми нужно общаться иначе, более сдержано.

Основы этикета

Правил хорошего тона можно вспомнить великое множество. Но для юного возраста многие из них еще не нужны. Напомним основные правила поведения, которым родители должны научить своих детей.

Этикет за обеденным столом

  • Мыть руки перед едой;
  • Есть аккуратно, стараться не запачкать себя и рядом сидящих;
  • После еды умыться или вытереть губы салфеткой;
  • Поблагодарить взрослых за обед.
  • Играть едой, кидаться ею;
  • Торопиться, набивать полный рот;
  • Есть из чужой тарелки или чужими ложками, вилками;
  • Разговаривать с полным ртом;
  • Размахивать руками, кривляться, баловаться, качаться на стуле.

Этикет в гостях

  • Поздороваться с хозяевами дома;
  • Вести себя спокойно, не шуметь, не бегать;
  • Перед уходом поблагодарить за гостеприимство и попрощаться.
  • Трогать и брать без разрешения хозяев любые предметы в комнате;
  • Долго засиживаться в гостях;
  • Напрашиваться на чай или обед.

Этикет в общении

  • При встрече нужно здороваться со знакомыми людьми, а при расставании прощаться, говоря «до свидания»;
  • Помнить, а при необходимости использовать в речи «волшебные слова»: «спасибо», «пожалуйста», «извините»;
  • Обращаться к взрослым по имени-отчеству, на «вы». Здороваясь, говорить «здравствуйте», а уходя – «до свидания»;
  • Со сверстниками можно общаться на «ты», говорить «привет», «пока»;
  • Нельзя давать прозвища другим детям, обзывать, обижать, унижать их;
  • Не следует жаловаться, ябедничать взрослым по каждому пустяку.

Вот, пожалуй, самые-самые главные правила этикета для детей. Кажется, что их здесь не так уж много, однако, чтобы ребенок понял и принял их все, понадобится еще очень много времени. Чтобы упростить задачу можно совместить полезное – изучение этикета, и приятное – игры.

Игры в освоении этикета

Процесс обучения ребенка правилам поведения никак не влияет на его безоблачное, счастливое детство и веселое времяпрепровождения. То есть, малыш не будет загружен настолько, что у него не останется времени на игры, также другие интересные занятия. Любое обучение маленького ребенка ни в коем случае не должно сводиться к каким-то урокам, не должно разграничиваться временем. Этот процесс должен проходить незаметно, между делом либо в игровой форме. Благодаря этому малыш не будет ощущать на себе давление, ведь его не заставляют, от него не требуют, поэтому он все усвоит лучше, быстрее.

  • Сказки, рассказы, мультфильмы – это один из самых простых, доступных каждому, притом, интересных способов, как научить ребенка хорошему поведению. Все что нужно – это просматривать с малышом любимые мультики, читать любимые сказки, объяснять поведение героев. Чтобы вы ни читали, что бы вы ни смотрели, всегда можно найти персонажей с правильным и неправильным поведением.
  • Можно дать ребенку возможность выступить в роли учителя, объяснить вам или, например, плюшевому медвежонку, как себя вести, позволить делать замечания. Все дети без исключения хотят чувствовать себя хотя бы чуточку взрослее, поэтому ребенок вряд ли откажется от игры, где он главный, старший.
  • Найдите или сочините самим короткие стишки с задействованными в них вежливыми словами. Продолжи малышу продолжить рифму. Пример:

Всем знакомым при прощании,

Говорим мы …(«до свидания»)

  • Пословицы, поговорки – это еще один интересный способ рассказать детям о правильном поведении. Например, говорят: «вежливость ничего не стоит, но много приносит». Детям будет интересно слушать о том, что это означает. Это своего рода загадка, которая имеет и разгадку, то есть скрытый смысл.
  • В магазинах детских товаров есть разнообразные настольные игры по этикету. Это могут быть, например, картонные карточки с изображениями хорошего и плохого поведения, задачей детей является выбрать правильный вариант.

Если в сложном возрасте 3-4 лет малыш время от времени ведет себя капризно, невоспитанно, некультурно, то сильно расстраиваться, переживать, а тем более ругать, наказывать за это его не надо. Хорошим подспорьем к правильному воспитанию является посещение с детьми различных общественных мероприятий: театры, кафе, праздники. Ребенку нужен опыт общения, живые примеры хорошего тона. Сами родители всегда должны быть вежливы, придерживаться норм этикета, ведь дети копируют все со своих родителей.

Правила приветствия — очень важный шаг в изучении правил этикета. Ведь первое, что мы делаем при встрече со знакомым человеком — это приветствуем его. Этикету общения нужно учить с малолетства, чтобы потом у взрослого человека не возникало трудностей в общении.

Очень важно знать, что воспитанный человек никогда не ждет, что с ним поздороваются. Не давай опередить себя – делай это сам, особенно если встречаешь знакомого старше себя по возрасту.

Неприлично махать руками и кричать «во все воронье горло», если люди, с которыми ты хотел бы поздороваться, находятся далеко от тебя. Достаточно будет, встретившись с ними взглядом, просто приветливо кивнуть им.

Никак нельзя назвать приветствием громкие, удивленные возгласы: «ба — кого я вижу», «ну наконец-то», «где ты пропадал».

Не бойся лишний раз поздороваться с человеком, если повстречал его в течение дня не однажды. Поприветствуй его улыбкой, либо кивком головы, или легким взмахом руки.

Любое общение начинается с приветствия. По этикету, приветствовать человека нужно словами: «Здравствуйте!», «Доброе утро!», «Добрый день!», «Добрый вечер!». Это наиболее распространенные и приемлемые формы приветствия. Среди близких людей чаще всего принято говорить «привет».

В приветствии очень важна интонация, теплая и дружелюбная, потому что даже обычные приветственные слова, высказанные грубым или сухим тоном, могут обидеть человека, с которым вы здороваетесь. А если при словах приветствия вы будете улыбаться, это сразу расположит к вам человека. Только улыбка должна быть искренней.

Приветствие принято сопровождать поклоном, кивком головы, рукопожатием, объятиями. Во время приветствия не следует опускать глаза. Нужно встретиться взглядом с тем, кого вы приветствуете, а иначе человек подумает, что вам неприятно с ним общаться, что вы что-то скрываете и т. д. Во время приветствия неприлично держать руки в карманах. Это выражает неуважение к собеседнику.

Ситуации обмена приветствиями бывают разные. Следует помнить некоторые особенности, если вы хотите быть вежливым человеком и не оскорблять чувства других.

Если вы заметили знакомого вдалеке (на другой стороне улицы, в автобусе и т. п.), и если заметили и вас, нужно поприветствовать человека кивком головы, взмахом руки, поклоном, улыбкой. Кричать во весь голос не следует — вы поставите в неловкую ситуацию и его, и себя.

Если вы увидели знакомого, который приближается к вам, не нужно кричать «Здравствуй» издалека. Дождитесь, когда расстояние между вами сократится до нескольких шагов, и тогда поприветствуйте его.

Если вы идете с кем-нибудь, и ваш спутник поздоровался с незнакомым вам человеком, следует поздороваться и вам.

Если вы встречаете знакомого в компании незнакомца, нужно поприветствовать их обоих. Также нужно поприветствовать всех в группе, к которой вы подходите.

Если вы идете в группе и встречаете своего знакомого, необязательно знакомить с ним остальных. Можно, извинившись, на несколько секунд отойти в сторону и поговорить со знакомым. Но не затягивайте разговор, ведь вас ждут другие люди.

Обязательно нужно приветствовать тех людей, с которыми часто встречаетесь, даже если вы с ними и не знакомы. Например, с продавцом ближайшего магазина, с почтальоном, соседями из подъезда. Это элементарная вежливость.

Если вы входите в комнату, где находится много людей, нужно не здороваться с каждым в отдельности, а сказать общее «здравствуйте».

Часто здороваясь, люди обмениваются рукопожатиями. Тут этикет тоже обращает внимание на некоторые тонкости.

Первыми подают руку старшие младшим, а не наоборот.

Среди ровесников первыми подают руку женщины мужчинам.

Если встречаются две супружеские пары, то сначала здороваются друг с другом женщины, затем мужчины приветствуют женщин, после этого мужчины здороваются между собой.

Перед рукопожатием мужчина должен обязательно снять перчатку. Женщине это делать необязательно. Однако, приветствуя заметно старших по возрасту, перчатку должны снимать все.

То, как мы начинаем общение с человеком, во многом определяет дальнейшую судьбу этого общения, поэтому стоит соблюдать нехитрые правила этикет, это точно не повредит!

Первыми приветствуют младшие старших, мужчины — женщин.

Женщина первой приветствует мужчину, если он намного старше ее. Исключения из этого правила: вошедший в комнату, будь то мужчина или женщина, первым здоровается с присутствующими, уходящий — первым прощается с остающимися.

Когда в комнате несколько человек, здороваются сначала с хозяйкой дома, потом с другими женщинами, затем — с хозяином дома и мужчинами.

Здороваясь с мужчиной, женщина должна первая подать руку. Если она ограничивается поклоном, мужчине не следует протягивать ей руку. То же между старшими и младшими мужчинами.

Мужчина всегда встает (за исключением очень пожилых и больных, которым трудно подниматься), здороваясь и с женщинами, и с мужчинами. Женщина, здороваясь с мужчиной, не встает. Исключения; хозяйка дома, принимая гостей, всегда встает, здороваясь с ними.

Женщины также встают, когда здороваются с пожилыми мужчинами.

Поздоровавшись со своим сверстником, мужчина может сесть. Если же он здоровается с более пожилым мужчиной или с женщиной, то он может сесть лишь после того, как сядут они, или по их позволению. Если хозяйка дома предлагает сесть, а сама продолжает стоять — садиться не следует. Учтите это, когда у вас будут гости.

Не принято здороваться через порог, через стол, через какую-либо перегородку.

Можно, конечно, общаться привычным образом, не обращая внимания на все тонкости этикета, если это устраивает ваше окружение. Но, оказавшись в другом обществе, в другой, незнакомой компании, переходя на новую работу или вышестоящую должность, правила общения стоит соблюдать. Иногда от них зависит слишком многое: решение проблемы, установление нужных контактов, дела в бизнесе или начало долгосрочных важных отношений.

Правила поведения за столом для детей

Без сомнения, поесть вкусненького мы любим все… Однако далеко не все знают элементарные правила поведения за столом. Чтобы не оказаться в глупой ситуации перед людьми, с которыми ты будешь находиться за одним обеденным столом, выучи эти основные правила и тебе никогда не будет стыдно за себя.

Итак, правила поведения за столом для детей:

Не клади на стол локти: они могут помешать соседу, да и занимают много места. Очень неприлично раскачиваться на стуле.

Не разговаривай с полным ртом – прожуй и проглоти, потом говори, не чавкай – старайся есть беззвучно.

Чтобы было легче жевать – не откусывай слишком больших кусков.

Клади на тарелку столько еды, сколько сможешь съесть.

Мясо, поданное большим куском, принято есть с вилкой и ножом: вилка — в левой руке, нож – в правой. Небольшими кусочками нарезаешь мясо, нож откладываешь в сторону, вилку берешь в правую руку – и ешь себе! Такая манера еды демонстрирует воспитанность (тарелка выглядит более аккуратной).

Не нужно есть ложкой то, что можно есть вилкой, а также не пользуйся ножом, если можно обойтись при помощи все той же вилки. Например, рыбу, котлету, заливное ножом не режут – отламывают вилкой небольшие кусочки.

Гарнир (картофель, овощи, макароны) набирай на вилку с помощью хлеба, а не с помощью пальцев.

Руки и губы вытирай салфетками, ни в коем случае руками, скатертью, либо одеждой.

Если тебе захотелось попробовать какое-то блюдо, находящееся вдалеке от тебя, не тянись к нему через весь стол, а попроси вежливо передать.

Из общей посуды накладывай еду не своей ложкой либо вилкой, а теми, что находятся на общем блюде.

Такие сладости, как торты и пирожные, не едят с руки, а отламывают ложечкой в тарелке.

И самое главное: необходимо обязательно поблагодарить того, кто готовил и подавал вам блюда, сказать волшебное «спасибо»!

Правила поведения за столом очень важны в современном мире. Праздничный стол, поход в кафе или ресторан, романтический или дружеский ужин не может обойтись без элементарных правил этикета…

Как правильно разговаривать по телефону

Правила поведения со взрослыми — Для воспитанных детей

Правила дружбы — Для детей и подростков

Правила поведения в театре, в кино и на концерте очень важно знать не только детям, но и взрослым. Так как в наше время встречаются и взрослые люди, которые ведут себя не совсем культурно на подобных мероприятиях.

Собираясь в театр или концертный зал, ты должен помнить очень строгое правило, установленное этикетом, касающееся одежды, в которой можно посещать подобные заведения. Отнесись к этому серьезно, чтобы не выглядеть белой вороной среди присутствующих там людей!

В театр не принято приходить в джинсах и кроссовках, а уж тем более в спортивном костюме. Мужчины, обычно, надевают темный костюм, светлую рубашку и галстук. Женщины же, как принято, приходят в вечерних платьях.

Приходить в театр или на концерт нужно пораньше, чтобы было достаточно времени на то, чтобы привести себя в порядок, сдать в гардероб верхнюю одежду, да и просто прогуляться в фойе.

Если твое место находится в середине ряда, постарайся занять его заранее, чтобы не беспокоить тех, кто сидит в начале ряда. Но если уж произошла такая ситуация — проходи лицом к сидящим, при этом не забудь попросить прощение за беспокойство.

Во время спектакля является дурным тоном что-то есть и пить

С простудой в театр лучше не ходить. Своим кашлем ты будешь мешать и зрителям, и исполнителям, да и сам окажешься в неловкой ситуации.

На концерте не подпевай исполнителю, пойми, ведь люди пришли сюда не для того, чтобы послушать твое пение.

На музыкальных концертах, чтобы не выглядеть глупо, не спеши аплодировать, если не очень хорошо знаешь музыкальное произведение, потому что пауза в исполнении может означать не конец исполнения, а перерыв между частями.

В кинотеатре правила попроще, чем в театре. Однако ты все равно не должен особо расслабляться. Не нужно превращать кинозал в свалку попкорна, конфетных бумажек и банок из-под напитков. Веди себя прилично.

В кинотеатре обычно не снимают верхней одежды. Однако ты все время должен помнить о людях, сидящих сзади тебя. Сними головной убор прежде, чем тебя попросят об этом. Так должны поступать не только мальчики, но и девочки.

Если сидящий впереди сделал это ради тебя, обязательно поблагодари его.

Признак невоспитанности – предсказывать то, что произойдет в фильме. Не комментируй увиденное, не выражай свое мнение о фильме и отношение к героям по ходу просмотра. Это мешает другим. А если кто-то думает иначе, может возникнуть спор или шумное обсуждение, чему не место в кинотеатре. Не забывай, что люди пришли смотреть фильм, а не слушать комментарии и споры.

Посещение театра в последнее время становится все более популярным, как среди молодежи, так и у взрослых людей. Именно поэтому очень важно знать правила поведения в театре, как таблицу умножения. Ведь если ребенок будет вызывающе себя вести в театре, это обязательно привлечет осуждающие взгляды на его родителей. Чтобы не краснеть и не ощущать неловкость нужно своевременно научить ребенка этих нехитрым правилам.

Как дарить подарки

Не каждый знает, как правильно дарить подарки. А ведь у этого события тоже есть свои особенные правила этикета, которые следует узнать и запомнить.

Наступает праздник… и мы, как всегда, в растерянности… А что же… кому… и как… можно подарить?

Итак, приступим. Как дарить подарки по правилам:

— Готовя подарок родным, ты можешь что-нибудь нарисовать, вышить, сделать что-нибудь своими руками. Ко дню рождения мамы или отца можно выучить стихотворение или разучить песенку.

— Если ты покупаешь другу подарок в магазине, попроси взрослых помочь тебе выбрать его.

— Неприлично дарить другу деньги и советовать при этом «купить себе что хочешь». Если вам действительно небезразличен одариваемый, то стоит потрудиться и придумать для него нужный подарок, который доставит радость.

— В первую очередь, важно учитывать вкусы и увлечения одариваемого. Вспомните, что любит этот человек и чем увлекается!

— Лучше всего упаковать подарок – разворачивать его ну очень приятно!

— К подарку можно приложить открытку с пожеланием.

— Не забудь обязательно снять с подарка ценник.

— Нельзя дарить животных, если заранее это не обговорено! Твой друг, скорей всего, очень обрадуется, а вот родители его могут быть и против.

— Новый год – это волшебный праздник, когда все ждут чудес и сюрпризов! Поэтому подарки нужно сделать всем родственникам и друзьям, а подарками могут стать недорогие, но приятные мелочи. При подготовке новогодних подарков постарайся проявить чувство юмора - это очень порадует и развеселит твоих друзей и родных.

— Запомни, хорошо подобранным и душевным подарком человек будет пользоваться, и будет хорошо вспоминать о тебе. Подарком скучным или сделанным для простой формальности, никто пользоваться не станет, такой подарок отдадут кому-нибудь, или вообще просто выбросят.

Теперь ты знаешь, как дарить подарки, а значит можешь смело ждать ближайших праздников, чтобы поздравить своих близких по всем правилам этикета!



 


Читайте:



Презентация на тему ""Уроки французского" В

Презентация на тему

В. Г. Распутин «Уроки французского». Урок литературыв 6 классе Распутин Валентин Григорьевич ( р. 1937), прозаик. Родился 15 марта в селе...

Названия, описания и особенности зимующих птиц

Названия, описания и особенности зимующих птиц

Парфенчук Алефтина ИвановнаДолжность: педагог дополнительного образования.Учебное заведение: МАОУДО города Нижневартовска Центр детского...

Разговорный стиль речи Порядок слов в предложении свободный

Разговорный стиль речи Порядок слов в предложении свободный

Слайд 2 Научиться говорить – значит научиться строить высказывания Слайд 3 В разговорном стиле важнейшую роль играет звуковая сторона речи,...

Сочинение рассуждение на тему деньги Какое значение имеют деньги в жизни человека

Сочинение рассуждение на тему деньги Какое значение имеют деньги в жизни человека

Многие задумываться о роли денег в жизни современного человека и над вопросом можно ли быть счастливым с не большим доходом?Современный человек не...

feed-image RSS