Главная - Обязательное страхование
Зимующие птицы. Названия, описания и особенности зимующих птиц. В поисках шишек Зимующие птицы запасающие корм на зиму

Парфенчук Алефтина Ивановна
Должность: педагог дополнительного образования.
Учебное заведение: МАОУДО города Нижневартовска Центр детского творчества
Населённый пункт: г. Нижневартовск ХМАО - Югра
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Тема: Экологическая акция "Кормушка"
Дата публикации: 12.12.2015
Раздел: дополнительное образование

Экологическая акция «Кормушка»
Парфенчук Алефтина Ивановна педагог дополнительного образования МАОУДО Г. Нижневартовск Центр детского творчества Цели акции: > Экологические: помочь птицам пережить тяжёлую пору года, привлечь их из окрестной природы, приучить к месту, где они смогут в дальнейшем остаться на гнездование и будут уничтожать в лесопарках города вредных насекомых. > Воспитательные: научить детей понимать и любить природу, проявлять заботу
о
животных, привить им практические навыки природоохранной деятельности. > Образовательные: пополнить знания учащихся,
о
природе нашего края; обеспечить школьников экологическими знаниями: об экосистемной организации окружающей среды, о взаимосвязях в природе и воздействии человека на неё. I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. - Ребята, сегодня мы с вами отправимся на прогулку. - И так, закройте глаза и представьте, что мы в парке. Звучит фонограмма с записью голосов птиц. - Что вы слышите? - Сегодня мы вспомним названия различных птиц, узнаем особенности их обитания. -В любое время года, весной и летом, осенью и зимой, в городах и сёлах, в степи и на полях, в парках и садах, а больше всего в лесу мы видим и слышим птиц. В одни сезоны птиц больше, в другие - меньше. Весной отовсюду слышатся звонкие трели, посвисты, писк, переливы тихих и громких птичьих голосов. Летом песен меньше. А осенью и зимой птиц почти не слышно. Конечно в зимнее время птицы в лесах тоже есть, но молчаливость их вызвана тем, что зимний день короток, а птицам нужно успеть найти корм и насытиться на долгую зимнюю ночь. - Вы знаете, что часть птиц не выдерживает зимней стужи и голода и улетает на зиму в тёплые страны. А когда наступает весна, возвращаются птицы в те места, где они появились на свет, на свою Родину. - Как таких птиц называют? (Перелётные). - Но всю зиму рядом с нами живут другие птицы, которые часто терпят и холод, и голод. Как их называют? (Зимующие).
Отгадайте загадки о птицах.

Каждый год я к вам лечу. Зимовать у вас хочу. И ещё красней зимой. Ярко-красный галстук мой. (Снегирь Я весь день ловлю жуков, ем букашек, червяков. Зимовать не улетаю, под карнизом обитаю. (Воробей Птица длиннохвостая, непоседа пёстрая, птица говорливая, самая болтливая. (Сорока Спинкою зеленовата, животиком желтовата, чёрненькая шапочка и полоска шарфика. (Синица). Кто в берете ярко-красном, в черной шапочке атласной? На меня он не глядит, всё стучит, стучит, стучит. (Дятел). Кто там прыгает, шуршит, клювом шишки потрошит? Голоском речистым, чистым - клё! клё! клё! - поёт со свистом. (Клёст) Что общего у этих птиц? (Зимующие)
Рассказ о зимующих птицах - (Презентация Птицы зимой)

ВИКТОРИНА
Какие птицы собирают себе на зиму запасы? (Очень немногие: совы собирают себе про запас в дуплах убитых мышей, сойка (ронжа) - желуди, орехи) Какая наша птица может двигаться по вертикальному стволу и вверх и вниз головой? (Поползень) Какие птицы двигаются по вертикальному стволу только вверх головой? (Дятел, пищуха) Что птицам страшнее голод или холод зимой? (голод) Какие птицы перекочевывают на зиму к жилью человека? (Синица большая, сорока, ворона,галка) Для какой птицы зимой семена репейника являются любимым кормом? (Для щегла) Какую пользу человеку приносит синица зимой, когда все насекомые спят? (Зимой синицы разыскивают в щелях и скважинах насекомых, яйца, личинки и поедают их) Название какой зимующей птицы созвучно с названием танца? (Чечетка) Какая птица резко меняет цвет своего оперения? (Куропатка: летом она серая, а зимой белая) Назовите зимующих птиц, на голове которых есть хохол? (Свиристель, чечетка) Какие птицы выводят птенцов в лютый мороз? (Клесты, зимородки) Чем можно объяснить, что ласточки, стрижи, мухоловки на зиму улетают на юг, а синицы, дятлы и поползни остаются? (Мухоловки, стрижи и ласточки ловят насекомых в воздухе, а осенью насекомые забираются в убежища, то есть становятся для этих птиц недоступными. Синицы, дятлы и поползни приспосабливаются к добыванию насекомых, их личинок, куколок и яиц из, зимних убежищ)
Мини-сценка «Птичий базар»
Сорока Всюду я летаю, Всё на свете знаю, Знаю каждый куст в лесу, Новость
на хвосте несу. Может быть, меня за это И зовут «лесной газетой»? Улетели птичьи стаи, Лес в сугробах до ветвей. Вот тогда мы и дождались Наших северных гостей. Зимний лес не спит, а дремлет, Серебром унизан весь. Не покинув эти земли, Много птиц осталось здесь. Назовите мне скорей их.
Дети называют, зимующих птиц за названую птицу получают жетон

силуэт птицы. Поползень
Спинка серо-голубая, рыженький бочок. Пташка шустрая такая, будто челночок! Кто так ловко и упорно Лазит острым клювом вниз. Это поползень проворный Перед стайкою синиц. Издавая звонкий крик: - Твуть-твуть-твуть!
Дятел А дятел то и дело говорит: - Я по дереву стучу, Червяков добыть хочу. Хоть и скрылся под корой, Всё равно ты будешь мой. Зимой красавцы-дятлы из наших краёв не улетают, Ведь корма им в лесах хватает.
Свиристели
В феврале частенько по посёлку, В скверах, там где яблони растут, Раздаются птичьи трели. Это свиристели в гости прилетели. Деловито, без лишнего шума и драк, Дробят яблочки, семечки едят. Птица чубчиком играя, Обирает ягод гроздь. Эта птица в нашем крае У ребят желанный гость. За окном мороз и стужа, И в саду метёт метель. Завтрак и обед, и ужин Здесь отыщет свиристель.
Воробей
Утром выглянул в окно: «Это что за существо?» На берёзе сидит Иль не дышит, или спит. Пригляделся - это воробей, Недовольный жизнью своей, Без завтрака остался, Помирать собрался. Жалко стало мне беднягу, Я решил ему помочь: - Горстку крошек наберу, Птицу бедную спасу. Вынес корм во двор, Под берёзой положил. Сам же встал за ствол. Наблюдать решил. Воробей пошевелился, Головою покрутил, Потихоньку ниже опустился, Корм попробовать решил. А ещё через полчаса у моего окна Стайка птиц летала. Это мой воробей Угощал своих друзей.
Голубые сороки
Вот на дерево уселись птицы небольшие. Эти птицы - сороки голубые. Стайкою они летают, Ближе к лесу обитают.
Красив их серо-голубой наряд, Перышки на солнышке горят. Хоть птицы эти лесные, От зерна и пшена не откажутся никогда. Корм с кормушки они не всегда берут, Но с земли его охотно склюют.
Синица
Вид у синички сейчас не завидный, Грязные перышки, взъерошенный пух. Трудно живётся синичке зимой: Нет насекомых и холод большой. Вот и летает она по посёлку, В каждую щёлку заглянет, на каждый балкон В надежде, что кто-то оставит ей корм.
Куропатка
Этой зимой, такой снежной, холодной и злой, Трудно живётся пернатым в лесу, Летят они ближе к человечьему жилью. Вот и куропатки место себе нашли. Днём они щиплют яблони плоды, Ночью спят, зарывшись в снег. Ты не трогай их, человек!
Юннаты.
Долго мы не рассуждали, В руки инструменты взяли. Из того, что под руками было, Мы кормушки мастерили. В ход пошли коробки, Оргстекло, фанера, пробки. Немножко упорства, немного терпенья, Немного работы, немного уменья, И чуточку фантазии своей -Кормушка получается окей! Как для всякого кафе составляем мы меню: Тут и пшёнка, и овёс, тут и хлеба крошки, А также семечки и геркулес, Для каждой птицы пища есть! Очень много мы кормушек сделали, Корм насыпали, на деревья повесили. Прилетайте птицы к нам - это вам еда! Не страшны вам будут большие холода. Братьев меньших мы не обижаем, Птицам выжить зимой помогаем! - Как вы можете помочь птицам выжить зимой?
Почему надо подкармливать

птиц?
В сильные морозы, особенно после оттепелей, когда деревья и кустарники покрываются ледяной коркой, птицы не успевают за короткий световой день найти достаточно корма. Для птиц сильные морозы - беда. Немало их в это время гибнет. И не столько от холода, сколько от бескормицы. В мороз труднее добраться до забившихся под кору личинок и жучков, на леденящем ветру долго в поисках ягод и семян не налетаешься. А как найти пищу, если всё покрыто снегом?

Презентация «Бесплатное кафе Крошка».

Какой конструкции могут быть «птичьи столовые?»
Для изготовления птичьих кормушек можно использовать фанерные навесы и специально сколоченные ящики, подойдет и любой простейший материал: пакеты из-под молока, лист картона, жести или тонкого пластика и другое. Кусочки сала или мяса можно нанизать на крючок из стальной проволоки диаметром 5-6 мм, длиной около 50 мм и подвесить на крепкой верёвке или в сеточках из-под овощей к веткам деревьев
Что можно использовать для

зимней подкормки?
Большинство пернатых охотно поедают семена различных растений (подсолнечника, овса, проса, пшена и др.), каши. -Семена подсолнечника едят почти все птицы и, в первую очередь, синицы и поползни. -Семена дыни и тыквы едят почти все птицы, кроме синицы и поползней. -Овес, если нет ничего лучше, едят овсянки, воробьи, синицы. -Пшено и просо - любимая еда овсянок и воробьев. -Семена репейника - основной корм щеглов. -Семена лебеды, полыни, конопли, конского щавеля, крапивы, охотно едят все зерноядные птицы. -Ягоды рябины и калины - любимая пища снегирей и свиристелей. -Хлебные крошки едят синицы и воробьи. -Сырое (несоленое) сало - превосходный корм для синиц, поползней и дятлов. Сырое мясо - хорошая пища для синиц и поползней, а так же для ворон, галок и сорок. Сало и ч мясо подвешивают на ниточках. Для подкормки воробьев и всех других птиц пригодны мучнистые корма: крошки или размоченные остатки белого хлеб, а вот черный хлеб вызывает брожение в желудках птиц, поэтому его не следует класть в кормушки. Семена ели, сосны, дроблёные орехи, охотно едят дятлы и поползни
Как правильно организовать подкормку птиц?
Подкармливать птиц необходимо регулярно, без перерывов. Кормушки следует наполнять каждый день, лучше рано утром. Во время сильных морозов и снегопадов подкормка должна быть обильной. Кормушки следует еженедельно очищать от шелухи, сора, снега. На площадках вокруг кормушек также следует поддерживать чистоту. Для предупреждения распространения инфекций лучше отказаться от устройства крупных кормушек, заменив их большим числом мелких. Место подкормки должно быть тихое, окружённое со всех сторон деревьями, но удобное для наблюдений Молодцы, ребята! Вы научились определять корм и знаете, кто из зимующих птиц, какой корм любит. А сейчас познакомьтесь и запомните правила подкормки птиц. Во время подкормки птиц не сорите в лесу, парке, саду: не оставляйте там газеты, бумажные и полиэтиленовые пакеты, жестяные банки и коробочки. Кормушки для птиц должны быть очень скромными, лучше не раскрашенными. Корма в кормушках должно быть немного и только нужного птицам: семена дикорастущих трав, 6
крошки хлеба, подсолнухи, кусочки несоленого сала. Кормите птиц регулярно. Птиц нельзя подкармливать время от времени: именно зимой им очень нужна ваша поддержка, именно в морозы и метели гибнет большая часть птиц. У нас такой обычай: Но здесь, в саду за школой, Чуть выпадет снежок, Среди седых ветвей, Досчатый домик птичий Готов обед весёлый Повесить на сучок. Для птичек у детей. Ни зёрен, ни травинок- Над домиком досчатым Голодная пора! С утра немолчный гам, Блестят иголки льдинок, Как весело крылатым Исчезла мошкара, Порхающим гостям!
М. Пожарова.

Развесить Кормушки на территории школы

Выполняйте, эти привила! Познакомьте с правилами подкормки птиц своих младших

товарищей, братьев и сестер.
Покормите птиц зимой, Чтоб со всех концов К вам слетались, как домой, Стайки на крыльцо. Не богаты их корма, Горсть одна нужна. Горсть одна - и не страшна Будет им зима. Приручите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну 7
Чуть живой. Не чирикает даже, Замерзает совсем воробей Как заметит подводу с поклажей, Из - под крыши бросается к ней! И дрожит он над зёрнышком, бедный, И летит к чердаку своему, Л гляди, не становится вредным Оттого, что так трудно ему... Н. Рубцов. ЛЮБИТЕЛИ ПТИЦ! Сделайте для них кормушки, развешайте их в лесопарке и регулярно наполняйте кормом. Многим птицам, которые остаются зимой без корма и «домика» приходится нелегко: как найти пишу, если всё покрыто снегом? Ведь чаще всего птицы погибают не от холода, а от голода. А что можно использовать для зимней подкормки птии? Пернатые охотно поедают семена различных растений (подсолнечника, овса и др.), каши. Для синиц хорошо запасти семена арбуза, дыни, тыквы. Они так лее склёвывают сырое, варёное, жареное мясо, сало, но не солёное и далее выдалбливают из вываренных костей костный мозг. Для подкормки всех летунов пригодны мучнистые корма: крошки или размоченные остатки белого хлеба. Подкармливать птиц необходимо постоянно, без перерывов. Таким образом, МЫ СОХРАНИМ ЖИЗНИ НАШИМ ПЕРНАТЫМ ДРУЗЬЯМИ СПАСЁМ ЛЕСОПАРК ОТ ВРЕДИТЕЛЕЙ! 8

"Покормите птиц зимой!"

Оформление группы:

    картины зимнего леса; выставка кормушек “Мы заботимся о птицах”; рисунки детей с изображением зимующих птиц “Наши любимцы”;

Ход беседы:

Звучит фонограмма М. Свиридова “Метель”.

Воспитатель: Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказкой сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.

Сегодня мы поговорим о птицах, которые проводят с нами зиму. Их называют зимующими птицами. Вот и пришла зима! С ее приходом сразу же началось оживление в птичьих столовых. Еще несколько дней, когда не было снега, птиц у кормушки приходилось дожидаться, а сейчас они все время рядом. У такой веселой кормушки можно долго стоять и с удовольствием наблюдать за птицами, если стоять тихо, не шуметь и не двигаться.

Объявляется игра “Распредели птиц на перелетных и зимующих ”. Зимующих птиц поместить на кормушку, а перелетных “отправить в полет”.

Дети читают стихи:

НЕ РОБЕЙ, ВОРОБЕЙ!

На дворе белым-бело,
Землю снегом замело.

Трудно птицам зимовать,
Трудно пищу добывать.

Подлетай, воробей,
Подлетай, не робей!

Видишь девочку? Она
Принесла тебе зерна.

Подошла к крылечку,
Сыплет на дощечку.

Подлетай, воробей,
Угощайся, не робей!

И. Беляков.

СВИРИСТЕЛИ

Опять осеннею порой,
К нам в гости прилетели
И сели дружною семьей
На ветках свиристели.

Издалека летят они,
Сквозь ветры, дождь и град.
Рябины красные огни,
Наверно, их манят.

Мы гроздь рябины за окном
Повесим для гостей,
А вдруг и к нам заглянет в дом
Веселый свиристель.

ПОПОЛЗЕНЬ

Голубая спинка,
Рыженький бочок.
По стволу осинки,
За скачком скачок,
Поползень вертлявый
Скачет вверх и вниз;
В ствол залез дырявый,
Клювом вниз повис.
Вертит он головкой,
К дятлам заглянул,
Из-под черной бровки
Искоркой сверкнул,
Свистнул: “Эй вы, дятлы!
Клювом вниз скачу…
Вам такое вряд ли,
Дятлам по плечу!”

КЛЕСТЫ

Кружат снежные метели,
По ночам трещит мороз,
На вершине пышной ели
Лущит шишку яркий клест.

Он мороза не боится,
Не страшна ему зима!
Сосны, ели, дарят птице
Золотые семена.

Воспитатель: Сказочно прекрасен лес в ясный зимний день, особенно, когда вдруг блеснет солнечный луч и осветит запорошенные снегом верхушки деревьев. И вот среди белоснежных хлопьев на ветвях мы видим необыкновенные “цветы”. Это… птицы зимнего леса.

Объявляется игра “Узнай птицу!”. По словесному описанию нужно узнать, что это за птица.

Птицы представляются.

Воробей: Я подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, короткими и округлыми крыльями. Мой клюв твердый и заостренный к концу. В холодную пору мы сидим, тесно прижавшись, друг к другу, нахохлившись.

Синица: Я очень красивая птица. У меня на голове черная шапочка, щечки белые, а на горле черная полоска – галстучек, крылья и хвост – серые, спина – желто-зеленая, а брюшко – желтое.

Дятел: У меня красивое пестрое оперение: верх тела – черный, на голове и на шее – белые пятна, подхвостье и темя – красные, клюв прочный и острый.

Снегирь: У меня верх головы, крылья, хвост – черные, спина – голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, черного цвета.

Клест: Я – небольшая птичка красного цвета, с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом.

Сорока: Голова, крылья, хвост у меня – черные, зато по бокам – белоснежные перышки. Хвост длинный и прямой, будто стрела, а клюв прочный и острый.

Ворона: У меня крупное продолговатое туловище и большие сильные ноги. Хожу большими шагами. У меня очень большой и крепкий клюв. Голова, горло и крылья – черные, а остальное тело – серое.

Дети читают стихи:

СИНИЦЫ

Спозаранок скачут птицы
По заснеженным ветвям -
Желтогрудые синицы
Прилетели в гости к нам.

“Тинь-тень, тилли-тень,
Все короче зимний день –
Не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень.
Ни комарика,
Ни мушки.
Всюду только снег да снег.
Хорошо, что нам кормушки
Сделал добрый человек”.

Ю. Синицын

СНЕГИРИ

Выбегай поскорей
Посмотреть на снегирей!

Прилетели! Прилетели!
Стайку встретили метели,
А Мороз Красный Нос
Им рябинки принес.

Хорошо угостил,
Хорошо подсластил
Зимним вечером поздним
Ярко-алые грозди.

А. Прокофьев

Воспитатель: А сейчас мы проведем среди ребят викторину “Что ты знаешь о зимующих птицах?”

1. Какие птицы собирают себе на зиму запасы? (Очень немногие: совы собирают себе про запас в дуплах убитых мышей, сойка (ронжа) – желуди, орехи)

2. Какая наша птица может двигаться по вертикальному стволу и вверх и вниз головой? (Поползень)

3. Какие птицы двигаются по вертикальному стволу только вверх головой? (Дятел, пищуха)

4. Что птицам страшнее голод или холод зимой? (голод)

5. Какие птицы перекочевывают на зиму к жилью человека? (Синица большая, сорока, ворона, галка)

6. Для какой птицы зимой семена репейника являются любимым кормом? (Для щегла)

7. Какую пользу человеку приносит синица зимой, когда все насекомые спят? (Зимой синицы разыскивают в щелях и скважинах насекомых, яйца, личинки и поедают их)

8. Какая птица резко меняет цвет своего оперения? (Куропатка: летом она серая, а зимой белая)

9. Назовите зимующих птиц, на голове которых есть хохол? (Свиристель, чечетка)

10. Какие птицы выводят птенцов в лютый мороз? (Клесты, зимородки)

11. Чем можно объяснить, что ласточки, стрижи, мухоловки на зиму улетают на юг, а синицы, дятлы и поползни остаются? (Мухоловки, стрижи и ласточки ловят насекомых в воздухе, а осенью насекомые забираются в убежища, то есть становятся для этих птиц недоступными. Синицы, дятлы и поползни приспосабливаются к добыванию насекомых, их личинок, куколок и яиц из зимних убежищ)

Дети читают стихи.

КАК ПТИЦЕ ПЕРЕЗИМОВАТЬ?

1 чтец:

Как птице перезимовать?
Известно, что у птах,
Нет ни халатов ватных,
Ни байковых рубах.

У многих даже нет гнезда:
Они в грозу и град,
И под дождем, и в холода
На ветках сидя спят.

Но кто же им дает приют,
Когда снега метут?

Бывают птицы разными:
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый, теплый юг.

Другие – те народ иной:
В мороз над лесом кружат,
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи.

К их перышкам взъерошенным
Не пристают снежинки,
Они и под порошами
Резвятся для разминки.

2 чтец:

Сидят вороны по столбам,
Галдят на ветках галки,
Привольно прыгать воробьям,
Как бы крутя скакалки.

Но если долго снег идет
И долго длится вьюга,
Тогда, друзья, приходится
Пичугам нашим туго.

Сугробами засыпаны
Бугры, дворы, дорожки,
Не могут пташки отыскать
Ни зернышка, ни крошки.
И вот летают все слабей
Ворона, галка, воробей…

Скорей на помощь, дети!
Вот в этот самый трудный час
Спасенье птицы ждут от вас.
Кормите их! Согрейте!
Повесьте домик на суку!
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки…
И оживут бедняжки!

По небу весело скользя,
Взлетят пернатые друзья
И пропоют, чирикая:
“Спасибо вам великое!”

Воспитатель: Мы объявляли конкурс кормушек и сейчас подведем его итоги. Какая кормушка наиболее удобная для птиц?

Проводится награждение победителей.

МОРОЗЫ

Ребенок:

Морозы жестокие в этом году…
Тревожно за яблоньку в нашем саду,
Тревожно за Жучку:
В ее конуре
Такой же морозище,
Как на дворе.
Но больше всего беспокойно за птиц,
За наших воробышков, галок, синиц:
Ведь очень уж холодно в воздухе им.
Поможем ли мы беззащитным таким?

Хором:

Поможем! Их надо кормить,
И тогда
Им будет легко

Пережить холода.

Е. Благинина

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, какой корм любят зимующие птицы?

Дети показывают корма и рассказывают о них:

Семена подсолнечника едят почти все птицы и, в первую очередь, синицы и поползни.

Семена дыни и тыквы едят почти все птицы, кроме синицы и поползней.

Овес, если нет ничего лучше, едят овсянки, воробьи, синицы.

Пшено и просо – любимая еда овсянок и воробьев.

Семена репейника – основной корм щеглов.

Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей.

Хлебные крошки едят синицы и воробьи.

Сыро (несоленое) сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов.

Сырое мясо – хорошая пища для синиц и поползней, а так же для ворон, галок и сорок. Сало и мясо подвешивают на ниточках.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы знаете, кто из зимующих птиц, какой корм любит. А сейчас запомните правила подкормки птиц.

1. Во время подкормки птиц не сорите в лесу, парке, саду: не оставляйте там газеты, бумажные и полиэтиленовые пакеты, жестяные банки и коробочки.

2. Кормушки для птиц должны быть очень скромными, лучше не раскрашенными.

3. Корма в кормушках должно быть немного и только нужного птицам: семена дикорастущих трав, крошки хлеба, подсолнухи, кусочки несоленого сала.

4. Кормите птиц регулярно. Птиц нельзя подкармливать время от времени: именно зимой им очень нужна ваша поддержка, именно в морозы и метели гибнет большая часть птиц.

Выполняйте эти правила! Познакомьте с правилами подкормки птиц своих младших товарищей, братьев и сестер.

Покормите птиц зимой,
Чтоб со всех концов
К вам слетались, как домой,
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,
Горсть одна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.

Приручите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!

А сейчас, давайте вместе пойдем на улицу и развесим кормушки на территории детского сада.

Зимой нашим пернатым друзьям приходится очень туго. Те птицы, которые остаются у нас зимовать, нередко испытывают сильную нехватку пищи и гибнут. Так что в наших силах помочь нашим пернатым друзьям. Сделаем для них кормушки своими руками. Создание кормушки вместе со своим ребенком и дальнейшее наблюдение за птицами, поможет воспитать в ребенке любовь к работе руками, созиданию, и, конечно же, к природе и животным.

Простейшие кормушки для птиц можно сделать из материалов, которые всегда под рукой.

Кормушка – гирлянда.

Чтоб её сделать, нужно нанизать корм на прочную нитку или металлическую проволоку. Обычно в качестве корма используют несолёное сало (лакомство синичек), неочищенный арахис, корочки хлеба, сухофрукты.

Корм ушка – мешок.

Положите корм в сетку, например из-под овощей, и завяжите сверху. В качестве сетки лучше всего подойдёт эластичный бинт. Выбор корма зависит от ячейки сетки.

Кормушка из-под молочного пакета, сока,

из пластиковой бутылки.

Необходимо прорезать в пакете или бутылке два «окна» напротив друг друга. Под «окнами» можно установить шесток, а сверху закрепить верёвку, за которую можно подвесить кормушку на дерево.

Что положить в кормушку?

Положить можно крошки от хлеба, куски хлеба, семена подсолнечника, сушеные ягоды рябины, в принципе любые ягоды, семена ясеня, можно положить метелочки разных трав с семенами, различное зерно: просо, овес, овсянку, рожь. Синицы, например, обожают мясо и сало. Так же в ход пойдут орехи: фундук или арахис. Можно положить сушеные фрукты, или даже сырую половинку яблока.

С уважением воспитатель

Ход праздника

Звучит фонограмма М. Свиридова “Метель”. На сцену выходит ведущий.

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказкой сна,
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.

Сегодня мы поговорим о птицах, которые проводят с нами зиму. Их называют зимующими птицами. Ребята, а для чего нужны птицы в природе?

Ответы детей. Огромное значение имеют птицы в природе и в сельском хозяйстве, сохраняя от насекомых-вредителей культурные и дикорастущие растения, помогают в их опылении. Например: колибри и нектарники опыляют тропические растения. Сойки, уносят желуди дуба на большие расстояния и часто теряют, тем самым, рассеивая его семена; склевывая сочные плоды рябины, черемухи, бузины, брусники, черники, они перелетают с места на место и выбрасывают неповрежденные семена вместе с пометом. Известно, что семья скворцов уничтожает за месяц до 24 тыс. насекомых и их личинок. Кукушка, в пищу которой идут крупные гусеницы, майские жуки, поедает их за лето до 270 тыс.; грач, следя за плугом, способен уничтожить до 400 проволочных червей. Пара синиц, поселившихся в саду вместе со своим потомством, могут очистить от насекомых-вредителей 40 больших яблонь. Для человека полезны и хищные птицы, уничтожающие мелких грызунов-вредителей полевых культур и распространителей чумы, тифа, желтухи и других заболеваний.

Ведущий: Вот и пришла зима! С ее приходом сразу же началось оживление в птичьих столовых. Еще несколько дней, когда не было снега, птиц у кормушки приходилось дожидаться, а сейчас они все время рядом. У такой веселой кормушки можно долго стоять и с удовольствием наблюдать за птицами, если стоять тихо, не шуметь и не двигаться.

Объявляется игра “Распредели птиц на перелетных и зимующих”. Зимующих птиц поместить на кормушку, а перелетных “отправить в полет”.

Дети читают стихи:

НЕ РОБЕЙ, ВОРОБЕЙ!

На дворе белым-бело,
Землю снегом замело.

Трудно птицам зимовать,
Трудно пищу добывать.

Подлетай, воробей,
Подлетай, не робей!

Видишь девочку? Она
Принесла тебе зерна.

Подошла к крылечку,
Сыплет на дощечку.

Подлетай, воробей,
Угощайся, не робей!

И. Беляков.

СВИРИСТЕЛИ

Опять осеннею порой,
К нам в гости прилетели
И сели дружною семьей
На ветках свиристели.

Издалека летят они,
Сквозь ветры, дождь и град.
Рябины красные огни,
Наверно, их манят.

Мы гроздь рябины за окном
Повесим для гостей,
А вдруг и к нам заглянет в дом
Веселый свиристель.

ПОПОЛЗЕНЬ

Голубая спинка,
Рыженький бочок.
По стволу осинки,
За скачком скачок,
Поползень вертлявый
Скачет вверх и вниз;
В ствол залез дырявый,
Клювом вниз повис.
Вертит он головкой,
К дятлам заглянул,
Из-под черной бровки
Искоркой сверкнул,
Свистнул: “Эй вы, дятлы!
Клювом вниз скачу…
Вам такое вряд ли,
Дятлам по плечу!”

Кружат снежные метели,
По ночам трещит мороз,
На вершине пышной ели
Лущит шишку яркий клест.

Он мороза не боится,
Не страшна ему зима!
Сосны, ели, дарят птице
Золотые семена.

Ведущий: Сказочно прекрасен лес в ясный зимний день, особенно, когда вдруг блеснет солнечный луч и осветит запорошенные снегом верхушки деревьев. И вот среди белоснежных хлопьев на ветвях мы видим необыкновенные “цветы”. Это… птицы зимнего леса. Объявляется игра “Узнай птицу!”. По словесному описанию нужно узнать, что это за птица.

Птицы представляются.

Воробей: Я подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Мой клюв твердый и заостренный к концу. В холодную пору мы сидим, тесно прижавшись друг к другу, нахохлившись.

Синица: Я очень красивая птица. У меня на голове черная шапочка, щечки белые, а на горле черная полоска – галстучек, крылья и хвост – серые, спина – желто-зеленая, а брюшко – желтое.

Дятел: У меня красивое пестрое оперение: верх тела – черный, на голове и на шее – белые пятна, подхвостье и темя – красные, клюв прочный и острый.

Снегирь: У меня верх головы, крылья, хвост – черные, спина – голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, черного цвета.

Клест: Я – небольшая птичка красного цвета, с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом.

Сорока: Голова, крылья, хвост у меня – черные, зато по бокам – белоснежные перышки. Хвост длинный и прямой, будто стрела, а клюв прочный и острый.

Ворона: У меня крупное продолговатое туловище и большие сильные ноги. Хожу большими шагами. У меня очень большой и крепкий клюв. Голова, горло и крылья – черные, а остальное тело – серое.

Дети читают стихи:

Спозаранок скачут птицы
По заснеженным ветвям -
Желтогрудые синицы
Прилетели в гости к нам.

“Тинь-тень, тилли-тень,
Все короче зимний день –
Не успеешь пообедать,
Солнце сядет за плетень.
Ни комарика,
Ни мушки.
Всюду только снег да снег.
Хорошо, что нам кормушки
Сделал добрый человек”.

Ю.Синицын Ю. Синицын

Выбегай поскорей
Посмотреть на снегирей!

Прилетели! Прилетели!
Стайку встретили метели,
А Мороз Красный Нос
Им рябинки принес.

Хорошо угостил,
Хорошо подсластил
Зимним вечером поздним
Ярко-алые грозди.

А. Прокофьев А. Прокофьев

Ведущий: А сейчас мы проведем среди ребят викторину “Что ты знаешь о зимующих птицах?”. Каждый правильный ответ оценивается одним жетоном.

    Какие птицы собирают себе на зиму запасы? (Очень немногие: совы собирают себе про запас в дуплах убитых мышей, сойка (ронжа) – желуди, орехи)

    Какая наша птица может двигаться по вертикальному стволу и вверх и вниз головой? (Поползень)

    Какие птицы двигаются по вертикальному стволу только вверх головой? (Дятел, пищуха)

    Что птицам страшнее голод или холод зимой? (голод)

    Какие птицы перекочевывают на зиму к жилью человека? (Синица большая, сорока, ворона, галка)

    Для какой птицы зимой семена репейника являются любимым кормом? (Для щегла)

    Какую пользу человеку приносит синица зимой, когда все насекомые спят? (Зимой синицы разыскивают в щелях и скважинах насекомых, яйца, личинки и поедают их)

    Какие виды воробьев гнездятся у нас? (Домовой и полевой)

    Название какой зимующей птицы созвучно с названием танца? (Чечетка)

    Почему тушка мертвого клеста даже в тепле долго не разлагается? (Клесты питаются семенами хвойных деревьев. Все тело их пропитывается смолой. Смола сохраняет тело от тления)

    Какая птица резко меняет цвет своего оперения? (Куропатка: летом она серая, а зимой белая)

    Назовите зимующих птиц, на голове которых есть хохол? (Свиристель, чечетка)

    Какие птицы выводят птенцов в лютый мороз? (Клесты, зимородки)

    Сколько разных синиц живет в наших местах? (Шесть : большая, гаичка, московка, хохлатка, лазоревка, длиннохвостая)

    Какие птицы живут у нас только зимой? (Чечетка, свиристель, полярная сова)

    Чем можно объяснить, что ласточки, стрижи, мухоловки на зиму улетают на юг, а синицы, дятлы и поползни остаются?(Мухоловки, стрижи и ласточки ловят насекомых в воздухе, а осенью насекомые забираются в убежища, то есть становятся для этих птиц недоступными. Синицы, дятлы и поползни приспосабливаются к добыванию насекомых, их личинок, куколок и яиц из зимних убежищ)

    Какой отряд птиц включает наибольшее число видов? (Воробьиные)

Определяется победитель среди участников викторины.

Дети читают стихи.

КАК ПТИЦЕ ПЕРЕЗИМОВАТЬ?

Как птице перезимовать?
Известно, что у птах,
Нет ни халатов ватных,
Ни байковых рубах.

У многих даже нет гнезда:
Они в грозу и град,
И под дождем, и в холода
На ветках сидя спят.

Но кто же им дает приют,
Когда снега метут?

Бывают птицы разными:
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый, теплый юг.

Другие – те народ иной:
В мороз над лесом кружат,
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи.

К их перышкам взъерошенным
Не пристают снежинки,
Они и под порошами
Резвятся для разминки.

Сидят вороны по столбам,
Галдят на ветках галки,
Привольно прыгать воробьям,
Как бы крутя скакалки.

Но если долго снег идет
И долго длится вьюга,
Тогда, друзья, приходится
Пичугам нашим туго.

Сугробами засыпаны
Бугры, дворы, дорожки,
Не могут пташки отыскать
Ни зернышка, ни крошки.
И вот летают все слабей
Ворона, галка, воробей…

Скорей на помощь, дети!
Вот в этот самый трудный час
Спасенье птицы ждут от вас.
Кормите их! Согрейте!
Повесьте домик на суку!
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки…
И оживут бедняжки!

По небу весело скользя,
Взлетят пернатые друзья
И пропоют, чирикая:
“Спасибо вам великое!”

К. Мухаммади

Ведущий: Мы объявляли конкурс кормушек и сейчас подведем его итоги. Какая кормушка наиболее удобная для птиц? Проводится награждение победителей.

Ученик читает стихотворение:

МОРОЗЫ

Морозы жестокие в этом году…
Тревожно за яблоньку в нашем саду,
Тревожно за Жучку:
В ее конуре
Такой же морозище,
Как на дворе.
Но больше всего беспокойно за птиц,
За наших воробышков, галок, синиц:
Ведь очень уж холодно в воздухе им.
Поможем ли мы беззащитным таким?

Поможем! Их надо кормить,
И тогда
Им будет легко пережить холода.

Е. Благинина

Ведущий: Ребята, а вы знаете, какой корм любят зимующие птицы?

Учащиеся показывают корма и рассказывают о них:

Семена подсолнечника едят почти все птицы и, в первую очередь, синицы и поползни.

Семена дыни и тыквы едят почти все птицы, кроме синицы и поползней.

Овес, если нет ничего лучше, едят овсянки, воробьи, синицы.

Пшено и просо – любимая еда овсянок и воробьев.

Семена репейника – основной корм щеглов.

Семена лебеды, полыни, конопли, конского щавеля, крапивы, охотно едят все зерноядные птицы.

Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей.

Хлебные крошки едят синицы и воробьи.

Сыро (несоленое) сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов.

Сырое мясо – хорошая пища для синиц и поползней, а так же для ворон, галок и сорок. Сало и мясо подвешивают на ниточках.

Ведущий: Ребята, вы запомнили, какой корм едят зимующие птицы? Давайте проверим! Объявляется игра “Определи корм”. С завязанными глазами необходимо определить корм и вспомнить, кто им питается. В игре участвует 4-6 человек.

Ведущий: Молодцы, ребята! Вы научились определять корм и знаете, кто из зимующих птиц, какой корм любит. А сейчас познакомьтесь и запомните правила подкормки птиц.

    Во время подкормки птиц не сорите в лесу, парке, саду: не оставляйте там газеты, бумажные и полиэтиленовые пакеты, жестяные банки и коробочки.

    Кормушки для птиц должны быть очень скромными, лучше не раскрашенными.

    Корма в кормушках должно быть немного и только нужного птицам: семена дикорастущих трав, крошки хлеба, подсолнухи, кусочки несоленого сала.

    Кормите птиц регулярно. Птиц нельзя подкармливать время от времени: именно зимой им очень нужна ваша поддержка, именно в морозы и метели гибнет большая часть птиц.

Выполняйте эти привила! Познакомьте с правилами подкормки птиц своих младших товарищей, братьев и сестер.

Покормите птиц зимой,
Чтоб со всех концов
К вам слетались, как домой,
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,
Горсть одна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.

Приручите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!

Давайте посмотрим на книги, стоящие на выставке. Вы их можете посмотреть, почитать. Они помогут подробнее узнать о жизни птиц. Но это после праздника. А сейчас развесим кормушки на школьной территории.

Использованная литература:

    Беляков И.В. Вертишейка. Краснодарское книжное издательство, 1983.

    Землянова О.В., Козлова Н.Б., Патрушева Л.И., Носова М.Н., Гарьюнг С.Г., Погудина Н.А. Листая экологический календарь: сценарии массовых мероприятий, посвященных датам экологического календаря. Барнаул: АКДЭЦ, 2003.

    Нуждина Т.Д. Мир животных и растений. Энциклопедия для малышей. Чудо - всюду. – Ярославль: “Академия развития”, 1997.

    ШорыгинаТ.А. Птицы. Какие они? М., 2005.

4.Библиография детско-юношеской литературы о птицах Библиография детско-юношеской литературы о птицах

Название книги

Издательство, год издания, количество страниц

Примечание

Б.А.Кузнецов

«Определитель позвоночных животных фауны СССР»

Москва «Просвещение»1974 год. Количество страниц 300.

Часть вторая- птицы

В.Гребенников

«Мой удивительный мир»

Новосибирск. Западно -Сибирское книжное издание 1983 год. Количество страниц 159.

К.В.Авилова

«Позвоночные животные»

Москва «Просвещение» 1983 год. Количество страниц 151.

Птицы- изучение в школе.

«Приусадебное животноводство»

«Московский рабочий» 1983 год. Количество страниц 156.

4-е издание

Г.Скребицкий

«Про наших птиц»

«Детгиз»1954 год. Кол ичество страниц 104.

Е.В.Лукина

«Птичий городок»

«Деткиз»1958 год. Количество страниц 159.

Н.А.Гладков

«Как летают птицы»

«Современная наука»1952 год. Количество страниц 112.

С.С.Туров

«Жизнь птиц»

«Современная наука»

А. Н. Промптов

«Птицы в природе»

3 издание «Ленинград»1957 год. 490 стр.

А.ВМихеев

«Определитель птичьих гнезд»

«Учпедгиз»1957 год. Количество страниц 135.

«Певчие птицы»

«Современная наука»1956 год. Количество страниц 267.

Н.Пожарина

«Твоя красная книга»

«Молодая гвардия»1983 год. Количество страниц 60.

Н.Беляков

«Юным птицеводам»

«Детская литература»1966 год. Количество страниц 190.

А.Н.Формозов

«Среди природы»

«Инфолио-пресс» 1997 год. Количество страниц 245.

Ю.Дмитриев

«Соседи по планете»

«Детская литература» 1977 год. Количество страниц 260.

М.В.Черкасова

«Они должны жить. Птицы»

«Лесная промышленность» 1984 год. Количество страниц 60.

И.Акимушкин

«Мир животных. Птицы»

«Мысль» 1989 год. Количество страниц 470.

П.П.Второв, Н.Н.Дроздов

«Определитель птиц фауны СССР»

«Просвещение» 1980 год. Количество страниц 220.

5. Публикации

Название газеты

Название статьи

«Степная Нива»

«Перезимовали...»

Юные экологи.

«Наши пернатые друзья»

Юные экологи.

«Помоги зимующим птицам»

Юные экологи.

МОУ-Теренгульская СОШ

На конкурс «Журналина»

«Перезимовали»

Члены экологического объединения «Родник» Марченко Ирина 8 класс и Гроскрайц Мария 10 класс, руководитель Гроскрайц О.В.

…Красота! Выхожу из душного и шумного помещения на улицу, глоток воздуха –красота! Наступила весна! Тепло, играет переливами капель, солнышко весело подмигивает, щебечут на все голоса птички –перезимовали! Птицы наши верные друзья, первыми сообщают о приходе весны. В нашей местности в зимний период можно встретить таких птиц как: воробьи, синицы, снегири, дятлы, дрозды рябинники, свиристели, щеглы. Каждая птичка в суровую погоду ищет укромное местечко, где можно защититься от мороза, покормиться, передохнуть от перелета. Чтобы хоть как-то помочь нашим пернатым друзьям мы юные экологи из творческого объединения «Родник» решили в зимнее время помогать пернатым друзьям. Смастерили кормушки, развешали на территории школьного сада, ближайших березовых посадок, во дворе своих домов. Птичьи столовые наполнили вкусным и питательным кормом: семенами подсолнечника, овсом, хлебом, пшеном, кашами, свежим салом, кусочками фруктов. Каждый день мы наблюдали за веселыми стайками птиц, которых изо дня в день становилось все больше и больше возле кормушек, а мы в свою очередь не забывали пополнять запасы корма. Какие же они красавцы наши друзья – птицы! Каждая по- своему необычна, загадочна и привлекательна. Вот ветка березы в один миг превратилась в ветку яблони, как? Красавцы снегири своими ярко красными грудками украсили дерево. А стоящая по соседству сосна вдруг ожила от стайки беспокойных воробьев. Воробей птичка маленькая, серенькая, но по- своему хороша, щебечет весь день напролет, без нее невозможно представить ни один сельский двор. Всю зиму в школьном саду наш взор устремлялся на чудесных, хохлатых свиристелей. Они просто атаковывали местные яблони. Такими вкусными кажутся яблочки, которые они с удовольствием съедают, хочется самим попробовать вкусное зимнее лакомство припасенное природой для птиц. На наших кормушках частыми гостями были синички. Любят эти желтогрудые красавицы больше всего свежее сало. Головка черненькая, на щечках пятнышки, грудь и брюшко ярко –желтые с черной продольной полосой –хороша! Часто на стволах деревьев можно встретить дятла: малого пестрого, большого пестрого и очень красивого черного дятла – Желна. Эти птицы очень полезны, мы все называем их «лесными докторами». Трудятся дятлы и зимой на стволах старых деревьев, достают из-под коры личинки насекомых.

Всю долгую, холодную, жестокую зиму мы заботились о пернатых товарищах. И вот можно сказать все вместе –перезимовали! Весна, капель, солнышко! Птицы наши друзья не забывайте о них, и они отблагодарят нас своим пением, заботой о растениях и просто своей земной красотой.

6.Суперзадание Мы живём в новосибирской области, в Баганском районе, в селе Теренгуль. Наша местность славится прекрасными степями, которые при наступлении весеннего тепла цветут, образуя ровный и красочный покров – разнотравье. Несмотря на то, что растительность в наших краях очень скромная и не очень яркая, но зато своеобразная и полезная, ведь сколько хороших и востребованных лекарственных растений у нас произрастает. Но среди них есть не менее прекрасные по красоте степные зверьки и птички, порой скитающиеся в чужих краях, но всё равно возвращающиеся на родину –в п. Теренгуль. Среди них есть птицы: тетерев, дикий голубь, белая куропатка, серая куропатка, гусь, утка и дикие звери: косуля, заяц, лиса, корсак, куница, хорь, колонок, горностай, ласка, речная норка, ондатра, водяная крыса, барсук.

Большинство степных животных обитает в норках. Они прячутся там от врагов, спасаются от зноя и морозов. За исключением зайцев, норы роют все степные грызуны, лисицы, барсуки, ежи и даже некоторые птицы. Но большинство пернатых- перепела, серые куропатки, степные луни, соловьи, стрепеты- гнездятся прямо на земле. Некоторые обитатели степи заселяют чужие норы. Лисицы захватывают жилища у барсуков. В норах крупных грызунов поселяются мелкие четвероногие хищники-горностаи, ласки, хорьки, а из пернатых-утки пеганки и красные утки. В норах более мелких грызунов живут жабы и ящерицы.

С наступлением холодов степные пресмыкающиеся, насекомые, суслики, ежи, барсуки, впадают в зимнюю спячку. Но большая часть животных всю долгую зиму пытаются прокормиться самостоятельно. В нашей местности нет общества по помощи животным зимой. Но мы внимательно изучили литературу, побеседовали с местными охотниками и сделали ряд выводов о способах подкормки диких птиц и зверей в нашей Новосибирской области, Баганского района. Подкормка диких животных как одна из основных биотехнических работ применяется в охотничьих хозяйствах давно. К сожалению, не только рядовые охотники, но даже некоторые охотоведы в хозяйствах ограничиваются лишь подкормкой одного-двух видов дичи, да и то не систематически, а лишь во время зимних морозов.

Подкормка-не временное, аварийное мероприятие. Выкладка кормов для диких птиц и зверей только в самые суровые зимние месяцы в большинстве случаев не обеспечивает сохранения дичи. Животные, ограниченные в своих перемещениях глубокими снегами, истощенные недоеданием и не приученные заранее к подкормке, зачастую погибают даже в непосредственной близости от приготовленных для них кормов. Практика передовых охотничьих хозяйств показала, что заботиться об увеличении кормовых возможностей угодий нужно систематически. Дикие животные могут испытывать недостаток кормов не только зимой, но и в другие периоды, например, во время выкармливания молодняка, в половодье, в засуху и даже в летнее время при большой численности дичи или ограниченных кормовых ресурсах угодий.
Наибольшее значение подкормка имеет для таких животных, как олень и кабан, завезенных человеком в не свойственные данному виду условия. Даже такие, казалось бы, приспособленные к суровым природным условиям животные, как лось и заяц, охотно берут приготовленные для них корма и концентрируются возле мест подкормки.
В охотничьих хозяйствах подкормка дичи способствует решению следующих задач:

    спасение дичи от бескормицы в трудные периоды года, когда естественных кормов мало или они труднодоступны;

    привлечение дичи в определенные участки угодий, где легче обеспечить их охрану, вольный выпас, отлов или добывание;

    предотвращение потрав сельскохозяйственных посевов или лесных культур;

    удержание птиц и зверей от перекочевок;

    учет дичи на подкормке;

    поддержание в угодьях численности дичи, превышающей естественную емкость угодий;

    селекционный отстрел или отлов животных;

    лечение диких животных лекарствами, микроэлементами и т. п.

Правильное решение хотя бы части этих задач-одно из непременных условий ведения охотничьего хозяйства.
Чтобы иметь большие возможности воздействовать на диких животных и накапливать опыт на будущее, подкормкой все равно стоит заниматься, даже если она не может существенно повысить производительность угодий. Подкормка дичи может производиться выкладкой приготовленных кормов, а также выпасом животных на специально выращенных для этого посевах (посадках кормовых растений).
Успех подкормки определяется ее своевременностью, систематичностью, правильным выбором времени и места подкормки, ассортиментом и качеством кормов, а также знанием повадок дичи. Дикие птицы и звери очень настороженно относятся к человеку, к следам его пребывания в угодьях, к постройкам и сооружениям. Они весьма разборчивы в выборе кормов.
В зависимости от сезона и местных условий повадки диких животных сильно меняются. Работнику охотничьего хозяйства, а тем более охотнику-общественнику нужно хорошо знать эти особенности, чтобы выкладываемые корма не пропали. Чтобы животные взяли приготовленные для них корма, нужно тщательно выбирать места выкладывания, заранее отыскивать участки излюбленных жировок животных, постепенно приучать их к кормушкам, устраивать своеобразные кормовые дорожки к местам постоянной подкормки. Чтобы дикие птицы и звери не отвыкали самостоятельно добывать пищу, выкладываемые для них корма должны составлять лишь часть рациона, а остальное они должны добывать сами. Не следует допускать чрезмерной концентрации дичи возле двух-трех мест подкормки, а лучше подкормочные площадки равномерно размещать на территории всего хозяйства. При этом необходимо помнить и о том, как охранить дичь от браконьеров, а сельскохозяйственные культуры и лесонасаждения от потравы животными. Кормовые площадки для дичи надо распределять с учетом ее фактического размещения и тяготения к тем или иным угодьям.
Известно, что на протяжении суток, сезона, года и всей жизни животные разных видов обживают определенные участки угодий, так называемые индивидуальные ареалы. Эти ареалы, где известны все убежища, тропы и кормовые места, дичь покидает крайне неохотно. Даже под угрозой смертельной опасности, например, уходя от гончих, заяц, косуля да и другие звери держатся "своих" мест, где у них больше возможностей спастись от преследования и выжить.
В зависимости от характера угодий, сезона, местных особенностей животных и других причин размер индивидуальных ареалов птиц и зверей даже одного вида может меняться. Так сибирские косули приспособились к сезонным перекочевкам, они преодолевают громадные расстояния и переплывают широкие реки. Подкормочные площадки в хозяйстве нужно стараться создавать так, чтобы обитатели угодий могли пользоваться ими, не изменяя своим обжитым местам. В противном случае либо будет перегрузка угодий дичью в районах мест подкормки, либо часть животных не будет пользоваться ею.

В условиях нашего сравнительно сурового климата индивидуальные ареалы животных несколько больше. Практически подкормочные площадки приходится размещать так, чтобы животному приходилось удаляться от "своих" мест не далее одного километра. При систематическом проведении подкормки в одних и тех же удачно выбранных местах животные хорошо осваивают искусственные "столовые" и надолго их запоминают. Наибольший эффект дает комплексная подкормка, когда с осени для привлечения и удержания дичи используются кормовые поля, а по мере их стравливания или труднодоступности из-за промерзания почвы и глубокого снежного покрова животные переходят на выкладываемую для них здесь же подкормку. Необходимые для подкормки сооружения - кормушки, хранилища для кормов, а также вышки для наблюдений за животными лучше сооружать заранее, чтобы дичь своевременно привыкла к ним.
Чтобы животным было легче находить подкормку, полезно на подходах к местам ее выкладывания делать своеобразные дорожки из клочков сена для зайцев и копытных, из мякины для куропаток, из желудей и зерна для кабанов. Легче приучить к кормушкам зверей, если первое время разбрасывать корма прямо на землю или развешивать сено и веники вокруг кормушек на кусты и кочки. В отличие от домашних животных большинство видов дичи берут сено и веточный корм не подряд, а выборочно. Поэтому, когда в кормушках остается около половины заложенного в них корма (сена и веников), следует заменять его свежим.
Подкормка кабана, оленя, куропатки в условиях большинства охотничьих хозяйств положительно сказывается и на других видах, например лось, заяц-беляк и водоплавающая дичь, которые, казалось бы, хорошо обеспечены естественными кормами. В каждом охотничьем хозяйстве подкормка дичи должна планироваться заранее. Планы подкормки составляют на каждый сезон с учетом особенностей угодий, плотности имеющейся в них дичи и других условий. При этом следует четко определять задачи подкормки и ожидаемые результаты, от чего будут зависеть методы и объем планируемых мероприятий. Например, летне-осенняя подкормка дичи с целью привлечения животных в определенные угодья достигается скармливанием небольшого количества наиболее лакомых кормов, а при спасении дичи в трудное время или при повышенной численности животных в угодьях охотничье хозяйство вынуждено полностью обеспечивать их кормами.
В зависимости от места, вида дичи, поведения, местных особенностей и приваженности животных к подкормке оборудование подкормочных мест бывает различным. Птицы и звери, издавна привыкшие жировать на естественных кормах, с трудом и не сразу привыкают к фуражному довольствию, предлагаемому человеком. Первое время они боятся сооруженных кормушек и просто не знают, что в них заложен корм. Чтобы привадить животных к местам подкормки, вначале приходится использовать уже имеющиеся у дичи повадки, например, привычку косуль и зайцев кормиться возле стогов, склонность серых куропаток укрываться и жировать возле полевых токов, выход отощавших в глубокоснежье оленей к сеновозным дорогам. Иногда требуется не один год, чтобы животные хорошо освоили кормовую площадку. Даже в хозяйствах, где косули издавна привыкли к подкормке, они предпочитают старые кормушки новым. в нашей жизни», кормушек «Спешите делать добро», сочинений «Как я помогаю птицам зимой» ...

  • Межрегиональная Общественная организация учителей географии Географическое образование XXI века Материалы семинаров и конференций

    Литература

    Президент Межрегиональной общественной... дают возможность работать в рамках этой технологии. ... конкурсах учебно-исследовательских работ ...); птицы (определение птиц по... Л.И. Бродская «Зима на Оке»; К.Н. ... работе . Помогает ... отчетами о проделанной работе выступают...

  • Отчет по методической работе моу сош №1 р п мокроус за 2010 – 2011 учебный год

    Отчет

    ... Отчет по методической работе ... работы в образовательном учреждении в рамках ... «Образ зимы в... птиц биология 1 участие Вагнер Н.Н Муниципальный конкурс литература Районный конкурс ... 1 Межрегиональные конкурсы , On ... родителей, помогать им 2 ... проделанной работе ...

  • Учебно – воспитательный план работы

    Расписание

    Собрания в рамках акции « ... олимпиад, конкурсов Работа с учащимися Работа с... Ах, зимушка- зима» (соревнования « ... 4.День птиц 1.04. ... помогали учитывать работу ... 2012г. - Отчет о проделанной работе . - Организация... 3. Проведение межрегионального семинара учителей...

  • Социальная работа с различными группами населения

    Учебное пособие

    Игры помогают сформировать... межрегиональных , всероссийских и международных олимпиадах, конкурсах ... работе с подсудимым, либо направляют отчет о проделанной работе ... местности скот, птицу , комбикорма и др... Содержание работы в рамках этого... . Зимой постоянно...

  • Инстинкт запасания пищи достаточно сильно развит и у многих птиц. К ним относятся некоторые виды сов, синиц, дятлов, врановых.

    Одна из этих птиц - маленькая сова, или воробьиный сычик, имеет сильно выраженный инстинкт запасания. Обитает она в Северной и Средней Европе, а у нас встречается во влажных хвойных лесах. Советский исследователь Г. Н. Лихачев обнаружил в Тульской области дупло, где был целый склад трупов мышевидных грызунов, собранных этими птицами. Они лежали плотно и весили более 2 кг. Запасы эти были собраны совами до декабря. С наступлением зимних холодов и снегопадов ловить грызунов становится трудней. В это время сова забирается в дупло и рассчитывает только на свои запасы. Один из подобных складов содержал 86 грызунов, преимущественно полевок. Запасы делают и другие виды сов, например ушастая сова. А в гнезде болотной совы было найдено 8 мышей, у водяных крыс, 4 полевки, 4 других грызуна, птенец лысухи и др.

    Небольшие запасы пищи делают вороны и сороки, которые прячут их под опавшими листьями, в сухой траве, в снегу. Но это, вероятно, в странах, расположенных севернее нашей. В том, что при суровой и холодной зиме вороны и сороки проявляют такую склонность, нет ничего удивительного. Подобный вид запасания присущ и сойкам. Иногда они делают запасы желудей и лесных орехов, зарывая их в землю. Один автор наблюдал соек в Оренбургской области (СССР), где эти птицы зимуют и делают запасы в дуплах и корнях деревьев. Питательные запасы в таких складах, по П. А. Свириденко, достигают 4,5 кг.

    Есть много сведений о запасании пищи сибирскими ореховками, которые в отдельные годы залетают и в Западную Европу. Эти птицы с пестрым оперением относятся к семейству врановых и представляют подвид тех, которые встречаются у нас. Лесовод Пехтолд, который долгие годы проводил наблюдения за насаждениями кедра в Западной Европе, характеризует эту деятельность сибирской ореховки следующим образом.

    "Эта очень подвижная птица проявляет необыкновенную деятельность во время созревания семян. Оторвав от дерева или подняв с земли кедровую шишку, она отлетает недалеко в лес, садится на удобное место, набирает орешки в клюв и летит до места, где находится склад запасов. Она выбирает только крупные, качественные, совершенно зрелые орешки, в чем можно убедиться и при исследовании запасов, хотя это и трудно сделать, так как птица умеет их так хорошо спрятать, что человеку найти почти невозможно".

    Сибирская ореховка делает значительные запасы и скрывает их в различных местах. Находили кучки по 5 - 6 шишек, спрятанных в корнях деревьев. Н. А. Холодковский и А. А. Силантьев отмечают в своей монографии, что кедровки, набирая полный рот орешков, уносят их в лес, где прячут под мхом и в других потайных местах. Такая деятельность птиц играет большую роль при восстановлении леса. Собирая зрелые шишки, они относят их далеко от места сбора; если шишка тяжелая, птица нередко ее теряет и летит за другой; отбирая шишки, она оставляет плохие, которые потом прорастают. За один раз кедровка может унести до 80 семян. Запасы используются ею осенью и зимой. Но свои склады птица находит не всегда, иногда их использует белка, а неиспользованные шишки идут для восстановления лесных насаждений.

    По наблюдениям, ореховка, или кедровка, любит прятать семена на оголенных пожаром местах со слабым травянистым покровом. Каждый год здесь запасается птицами по 2-3 тысячи семян на гектар, половина из которых остается неиспользованной и служит естественному облесению этих мест.

    Делает запасы и хохлатая синица. По наблюдениям она собирает их круглый год и особенно осенью. Питается эта птица семенами растений, личинками и гусеницами, которых она прячет обычно в коре деревьев между лишайниками и ветвями, но так, чтобы кладовая была доступна зимой, когда снег покроет ветви. Так как подобные запасы разбросаны по всему лесу, пища синиц в данном районе используется всей популяцией более или менее равномерно.

    Интересен способ запасания пищи у сорокопутов. Все сорокопуты - перелетные птицы; некоторые из них в Болгарии только зимуют, а другие гнездятся у нас, улетая осенью. Все они питаются гусеницами, саранчой, жуками, иногда и маленькими птичками, мышами, ящерицами и др., которых накалывают на острые колючки кустарничков в качестве запасов недалеко от своего гнезда. Если сорокопут не находит, на что наколоть улов, он кладет его в развилку ветвей. Приготовление таким способом запасов проводится постепенно и также постепенно используется при отсутствии свежей пищи. Интересная картина иногда предстает перед глазами наблюдателя: на веточках терна и боярышника, который растет по краям лугов и садов, навешаны гусеницы. Они вялятся и консервируются на солнце, как мясо. Когда самка сорокопута высиживает яйцо, самец носит ей пищу, не улетая далеко. Проголодавшаяся мать кормится, не удаляясь от гнезда.

    Инстинкт запасания пищи наблюдается и у маленькой беспокойной лесной птицы поползня, который редко задерживается на одном месте. Он непрестанно лазает по ветвям деревьев. Известно, что поползни делают запасы крылатых семян клена, бука, а также желудей и др., пряча их в трещинах коры больших деревьев. Наблюдали, как эти шустрые птички наполняли липовыми коробочками семян дупло до самого верха. Другой автор наблюдал, как две пары птиц уносили с поставленной на дерево кормушки семена подсолнуха и тыквы. Это они делали в течение всей зимы. Птицы не только питались семенами, но и прятали их в трещинах коры, старых груш, яблонь, белой акации и дуба. Они были неутомимы в этой работе. Унося за один раз от 2 до 4 семян, поползни летели на соседнее дерево, где скрывали свою добычу, и сейчас же возвращались за новыми семенами. Так продолжалось с утра до вечера. Ползая по дереву, птицы легко находили добычу. Иногда в трещинах старых деревьев бывает скрыто так много семян, что весной эти деревья прорастают ими. Запасами поползней пользуются и многие другие птицы, особенно синицы. Инстинкт запасания пищи у поползней проявляется не только осенью и зимой, но и летом.

    В некоторые дни июня поползни бывают так же активны, как зимой: за один день пара птиц может унести из кормушки 200-300 семян подсолнуха.

    Известно, что пернатые запасают корм в определенное время, чтобы обеспечить себе благополучную зимовку или выкармливание птенцов. Большинство же птиц вообще не запасается кормом, так как ведет перелетный образ жизни и зимние запасы им не нужны. Что же касается летних запасов сорокопутов, то они делают их в гнездовой период, когда охоте на гусениц, ящериц, лягушек и мелких певчих птиц может помешать непогода.

    В Северной Америке живет вид зеленого дятла, который подобно всем другим дятлам в летнее время питается в основном личинками различных насекомых и самими насекомыми. Зимой эти дятлы переходят на растительную пищу, используя, даже желуди. Но в это время опавшие желуди дуба и бука покрыты снегом. Американские зеленые дятлы стали запасать желуди на зиму. Делают они это очень старательно, и их запасы не становятся добычей других животных. Птицы находят подходящий дуб или сосну и долбят в коре отверстие, чтобы запихнуть в него только один желудь. Он помещается там так плотно, что достать его может только птица, которая имеет клюв, как у дятла. Если человек увидит такое дерево, то ему покажется, что оно все забито толстыми гвоздями. Дятлы как бы предсказывают время. Как только они начинают усиленно забивать свои "гвозди", местные жители знают, что приближается стужа и первый снег. Пока не выпадет снег, дятлы не приближаются к складам на деревьях, похожих на мозаику. Но вот снег выпал, искать желуди на земле и под деревьями стало невозможно, и птицы начинают отыскивать их в коре, где снег не может скрыть запасы. При этом дятел съедает только ядро, а твердые скорлупки так и остаются забитыми в дерево. В Америке эти птицы иногда становятся причиной нарушений телефонной и телеграфной связи, так как для своих зимних складов часто используют телеграфные столбы. Были отмечены случаи, когда в одном телеграфном столбе оказывалось до 700 желудей. При сильном ветре такой столб не выдерживал и падал. Другой американский вид дятла, названный медным из-за оранжево-медного цвета оперения и обитающий в лесных районах реки Миссури в Техасе и Мексике, делает склады, изученные еще Сосюром. Вокруг погасшего вулкана Пизаро нет никакой растительности. Склоны покрыты застывшей лавой. Тут и там видны единичные экземпляры агавы, приспособившейся к сухому и жаркому климату того места. Только медные дятлы кружатся около сухих и одиноких стволов столетника, используя их в качестве своих складов. Птицы пробивают в стволах отверстия, заполняя их желудями. И делают они это одним и тем же методом. Первое отверстие пробивается недалеко от земли, затем все выше и выше на одинаковом расстоянии до самой верхушки. Работа нелегкая, она сопровождается тасканием желудей, которые найти не просто. Вблизи вулкана желудей нет, поэтому дятлы приносят их за несколько километров. Склады этих дятлов имеют неоценимые преимущества: в безводной местности влага никогда не повреждает желуди, кроме того, они надежно защищены от мышей и зайцев. Запасы дятлы используют летом, которое длится шесть месяцев. В это время все растения высыхают, насекомых нет. Без складов птицы бы пропали.

    Питание птиц

    Питание птиц в зимний период

    Потребность в пище возрастает при низкой температуре, так как больше энергии расходуется на теплопродукцию. Поэтому зимой птицы должны особенно усиленно питаться. Однако корм в это время года труднодоступен. Кроме того, возможности добывания пищи лимитируются коротким световым днем. Резкое ухудшение условий питания птицы научились переносить, откочевывая или регулярно мигрируя в области, где такого ухудшения не происходит. С другой стороны, многие полярные птицы - чечетки, пуночки, щуры свиристели - на зиму откочевывают в средние широты не потому, что здесь корма больше, а потому, что день длиннее. Насекомоядные птицы зимним днем кормятся почти непрерывно, чтобы пережить длинную морозную ночь. Оседлые птицы часто зимой меняют состав корма. Например, кормовой режим рябчика меняется в разные сезоны в зависимости от наличия того или иного растительного корма. Весной он питается в основном сережками берез, ив и осин, летом - насекомыми, семенами, ягодами, зелеными побегами трав, осенью - рябиной, почками, побегами деревьев. Большой пестрый дятел летом кормится насекомыми-ксилофагами, тлями, муравьями, зимой - шишками хвойных пород, весной пьет сок деревьев. Многие зимующие птицы переходят осенью с животных кормов на растительные, например поползень и все синицы. Они, кроме того, добывают скрывшихся под корой насекомых, выковыривают личинок из зимних гнезд. Многие птицы на зиму прибиваются к жилью человека - сороки, сойки, дятлы, а в последние годы - грачи и скворцы, остающиеся на зиму.

    Суровый зимний период помогают пережить запасы, накопленные осенью. Роль запасов корма в жизни птиц часто преувеличивают. Многие виды, которым приписывают возможность оставаться зимовать благодаря запасам, делают их далеко не каждый год, а лишь в годы с очень хорошим урожаем кормов. И все же этот резерв может играть определенную роль в поддержании жизни птиц в зимнее время. Но сами птицы своих кладовых не помнят. Во время зимних кочевок запасы, как правило, находят совсем не те синицы или поползни, которые их делали. Исключение составляют совы и сычи, которые складывают в дупла "лишних" мышей про запас и потом регулярно посещают кладовые. Некоторые орнитологи считают, что сойки разыскивают свои запасы желудей и мелкого картофеля, руководствуясь обонянием, которое у них развито гораздо лучше, чем у других птиц. Этот вопрос остается пока открытым.

    Птицы легко переносят низкие температуры, если они в достаточной степени обеспечены кормом. Дрозды остаются зимовать при обильном урожае рябины. Клесты появляются зимой исключительно там, где есть плодоносящие ели, сосны или лиственницы. Наличие в шишках спелых семян позволяет им гнездиться вплоть до того времени, пока семена не высыплются на снег.

    Большую роль в переживании неблагоприятного времени года играет стайный образ жизни. Небольшие скопления, постоянно меняющие свой состав, птицы образуют сразу после окончания гнездования. В предосеннем лесу часто встречаются пестрые компании, состоящие из синиц, пеночек, славок, кочующих по общим маршрутам. Постепенно из этих скоплений отсеиваются перелетные птицы, и к зиме стайка обретает постоянный состав. Обычно в нее входят корольки, несколько видов синиц, поползень, пищухи, иногда малый пестрый дятел. Стаями кочуют свиристели, клесты, чечетки, чижи. Большинство перелетных птиц отправляется в дорогу также стаями. Всем известны тысячные стаи скворцов, шумно кочующие по садам и поймам, стаи грачей на сжатых полях. В одиночку путешествуют хищные птицы, козодои, кукши, совы, некоторые кулики. Преимущества стайного образа жизни очевидны - легче отыскивать корм и обнаруживать опасность. Многие мелкие птицы, объединившись, способны прогнать хищника - ворону, белку и даже сову. Криками они привлекают к ним внимание более сильных птиц. Те же мотивы побуждают объединяться в стаи почему-либо незагнездившихся птиц. В разгар лета иногда можно видеть стаи чибисов, вынужденных кочевать, стаи куликов, например больших веретенников, а на юге европейской части СССР - стаи серебристых чаек и лебедей-шипунов.



     


    Читайте:



    Названия, описания и особенности зимующих птиц

    Названия, описания и особенности зимующих птиц

    Парфенчук Алефтина ИвановнаДолжность: педагог дополнительного образования.Учебное заведение: МАОУДО города Нижневартовска Центр детского...

    Разговорный стиль речи Порядок слов в предложении свободный

    Разговорный стиль речи Порядок слов в предложении свободный

    Слайд 2 Научиться говорить – значит научиться строить высказывания Слайд 3 В разговорном стиле важнейшую роль играет звуковая сторона речи,...

    Сочинение рассуждение на тему деньги Какое значение имеют деньги в жизни человека

    Сочинение рассуждение на тему деньги Какое значение имеют деньги в жизни человека

    Многие задумываться о роли денег в жизни современного человека и над вопросом можно ли быть счастливым с не большим доходом?Современный человек не...

    Особенности увольнения руководителя организации

    Особенности увольнения руководителя организации

    Смена менеджмента компании – обычное дело в бизнес-практике. Такой шаг может быть связан с неудовлетворительными результатами работы ООО,...

    feed-image RSS