Разделы сайта
Выбор редакции:
- Отслеживание сдэк Можно ли забрать посылку на складе сдэк
- Найти перо птицы: что сулит примета?
- Особенности увольнения женщины с ребенком Имеют ли право сокращать на производстве вдов
- Броненосцы типа "андрей первозванный" 254 мм пушки броненосца андрей первозванный
- Инсценировка музыкальной сказки для детей старшей группы (5—6 лет) I
- Организация (предприятие) и ее основные характеристики
- Селекция наука о создании новых пород животных Понятие о породе, сорт, штамм
- Патологоанатом, основные компетенции Различая в работе
- Управление социальной защиты населения на уровне муниципального образования введение
- Как узнать о плановой проверке моего предприятия
Реклама
Как рисовать дымковскую игрушку поэтапно карандашом. Дымковская глиняная игрушка. Виды дымковской игрушки |
Мир дымковской игрушки - это мир сказочно нарядных, красивых и выразительных по пластике фигурок животных, людей, птиц. Образы народной пластики легко узнаваемы детьми и радуют их яркими красочными орнаментами. Дети быстро включаются в творческие игры, с удовольствием сочиняют и пробуют воплощать свои задумки. По рабочей тетради проводятся занятия: "Многоцветные дымки", "Всадники", узоры "Солнышко", "Уточка с утятами", "Дымковские узоры", "Индючок", "Наряд крестьянки", "Птичка и водоноска". Первое занятие — вводное. Дети рассматривают фигурки дымковской , отвечают на вопросы о цвете, разнообразии элементов геометрического узора, делятся своими впечатлениями. Обращаем внимание на отличительную особенность дымковской палитры - яркие, праздничные цвета. В конце занятия дети подбирают на листе цвета дымковской палитры. Обращаем внимание на необычный образ наездника на козле. Дети «оживляют» фигурки, повторяя на силуэтах знакомые узоры. Узоры рисуются сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом - так рисуют народные мастера. Лучше работать гуашевыми красками. Бока крутые, Копыта с оборкой, На спине Егорка. (А. Дьяков) Рисуем узоры кистью и печаткой-тычком. Дети самостоятельно изготавливают большую и маленькую печатку-тычок. Для этого нужно плотно скрутить полоску бумаги, как показано на рисунке. Для каждой краски делается свой тычок. Дети рисуют узор «солнышко» с помощью кисти и печатки-тычка. Последовательность выполнения узора показана на рисунке. Утушка - любимый образ в народном творчестве, связанный с солнцем, изобилием. Грудку и крылья птицы украшают узоры, напоминающие большое и маленькое солнышко. Дети самостоятельно подбирают краски и украшают уточку с утятами узором «солнышко». Утка-Марфутка Бережком идет, Уточек-Марфу точек Купаться ведет. (Т. Маврина) Знакомство с дымковскими узорами продолжаем на примере росписи декоративного оперения хвоста индюка. Дети завершают роспись, используя кисть и печатку-тычок. Применяются различные приемы работы кистью: проведение волнистых линий одинаковой толщины, прикладывание кисти для изображения декоративного цветка. Обращаем внимание на то, как ритм узора согласуется с округлой формой хвоста. Индючок-традиционный мотив дымковской . Дети рассматривают цветную иллюстрацию или игрушку, читают четверостишье народного мастера А. Дьякова. Дети выполняют роспись фигурки индюка кистью и печаткой-тычком, самостоятельно варьируя и сочиняя узоры. Дети упражняются в проведении кистью горизонтальных и вертикальных цветных линий на юбке-поневе, украшают узор-клетку дополнительными элементами. В декоративной росписи этих фигурок можно увидеть своеобразное отражение элементов народной одежды: кокошник, серьги, бусы, кофта, юбка, передник. Как и в народном костюме, все изукрашено узорами. Узоры гармонично сочетаются по цвету. В росписи фигурки крестьянки дети самостоятельно варьируют узоры. Рисование узоров кистью лучше начинать с крупных элементов. Дети упражняются в росписи, дорисовывая узоры на юбках. Закрепляем различные приемы работы кистью: проведение линий разной толщины и направлений, нанесения отпечатка всей кистью и концом кисти. В работе используется печатка-тычок. Наряд барыни поражает красивыми узорами, обилием воланов. В лепке и росписи этой фигурки народные мастера отразили своеобразие моды горожанок давно ушедших лет. Дети самостоятельно варьируют элементы декора одежды на фигурке барыни. Продолжаем развивать эстетическое эмоциональное восприятие образа . На рисунке изображены этапы лепки мастером дымковской . Главная особенность- фигурки из глины. Для работы понадобятся: дощечка-подставка (деревянная, пластмассовая или линолеумная); стеки-деревянные или пластмассовые палочки с плоскими округленными концами разной формы (см. обложку); баночка с водой; тряпочка. Вылепленная глиняная фигурка должна просохнуть, на это понадобится несколько дней. Затем можно, не обжигая в муфельной печи, расписать фигурку. Сначала покрываем ее в 2-3 слоя белой краской. Можно взять белую гуашь, но лучше воспользоваться водоэмульсионной белой краской - белый фон будет ярче, чище. По просохшему фону наносятся цветные узоры гуашью. Если фигурка была вылеплена из а, то перед росписью надо поверхность обезжирить при помощи растолченного мела или зубного порошка. Фигурку коня, как и фигурку барыни, народные мастера лепят по частям. На рисунке показано, какие заготовки надо слепить, чтобы получился конь. Цифрами обозначена последовательность соединения и примазывания частей . Образ коня в народном творчестве, как и образ птицы, любим и почитаем. Эти образы связаны с древним культом солнца. Как и все дымковские фигурки, конь выглядит празднично и нарядно. Перед росписью вылепленной фигурки дети сочиняют и рисуют в тетради своего сказочного коня. В игрушечном цирке представление. Все дымковские игрушки выглядят празднично и нарядно. Фигурки расписаны не все. Дети должны самостоятельно завершить облик игрушечных артистов и расцветить дымковскими узорами ковер на арене цирка. Спешат принять участие в представлении и другие дымковские герои: Иван-наездник на щуке, медведь и петушок. Дети самостоятельно придумывают узоры и раскрашивают фигурки. Это завершающие занятия. Дети проявляют творческую активность в сочинении и импровизации по мотивам дымковского орнамента. Орнамент можно изобразить и вокруг игрушек, усилив праздничное настроение. Желательно такое задание совместить с лепкой разных фигурок дымковских игрушек и сказочных героев, сочиненных детьми. Из фигурок можно составить настольный театр: «Веселая карусель на ярмарке», «Царство Дымково» и т. д. Разыгрывая представление, дети могут читать загадки, прибаутки, стихотворения о дымке. Развитием мелкой моторики, логики, внимательности и усидчивости у ребенка необходимо заниматься с раннего возраста. Среди проверенных методов обучения – рисование или раскрашивание очертаний фигур. Родители, с целью увлечь своего малыша, используют различные шаблоны для рисования. Наиболее подходящими для такой цели станут дымковские игрушки. Несмотря на их видимую простоту, они имеют мелкие детали, для росписи которых ребенку нужно будет приложить немало усилий. Дымковские игрушки создаются в несколько этапов. Без специальных навыков их не сделать, поэтому процесс изготовления таких поделок детьми обычно контролируется профессиональными мастерами. На пути к получению качественного результата, игрушку нужно сначала слепить, затем тщательно высушить, обжечь, побелить и красиво расписать. Пропуск одного из перечисленных шагов может привести к тому, что фигурка получится излишне хрупкой или не получится вообще. Дымковские игрушки лепятся вручную. Несмотря на наличие единых шаблонов для рисования, в действительности ни одна поделка не похожа на свои аналоги, именно по причине индивидуального подхода к их созданию. Последовательность создания игрушки: Простые раскраски дымковских узоров для маленьких детей
На развитие детей благотворно повлияет роспись крупных составных частей рисунка, используя при этом самые насыщенные цвета. Среди наиболее популярных вариантов таких картинок:
Сложные раскраски с большим количеством мелких элементовДымковские игрушки (шаблоны для рисования также, как и рисунки для раскрашивания, находятся в свободном доступе в Сети), ввиду многообразия своих вариантов, можно использовать в работе и с более старшими детьми. Для школьников, посещающих 3 – 5 класс, интересным будет раскрашивать более сложные узоры с большим количеством мелких деталей.
Дымковская игрушка БарыняДымковские игрушки (шаблоны для рисования помогут детям овладеть художественными навыками) у взрослых людей ассоциируются с фигуркой барыни. Шаблон для рисования с изображением женщины в красивом наряде научит ребенка вырисовывать детали, создающие реалистичное лицо человека, и детали его одежды. Барыня может выглядеть по-разному: Выбирать наиболее подходящий вариант стоит, опираясь на опытность и возраст детей, которые будут работать с шаблоном. На первоначальном этапе оптимально дать ребенку дорисовать простейшее изображение женщины без лишних деталей. Например:
Дымковские игрушкиПетухиПетухи, нарисованные в стиле дымковской игрушки, также могут выглядеть по-разному. На некоторых шаблонах они изображаются во весь рост, на некоторых – только верхняя часть туловища. Традиционный вариант выглядит так: УточкаЛошадь
КозелОленьИндюк
Занятия с использованием шаблонов для рисования, в частности дымковских игрушек, не просто развивают в ребенке творческие (художественные) навыки, но и стимулируют его внимательность к деталям и кропотливость в выполнении поставленных задач.
Оформление статьи: Светлана Овсяникова Видео на тему: дымковские игрушкиДымковская игрушка из глины «Птица»:
Дымковские игрушки еще называют вятскими, или кировскими. Они имеют долгую историю, и появились более 400 сотен лет назад в одноименной слободе близ русского города Вятка. ИсторияНесколько слов из истории дымковских игрушек…
Они делались в виде различных животных. Здесь были:
Однако со временем назначение праздника было забыто, а вот промысел возобновился в 20 веке и стал настоящей визитной карточкой этого края. Дымковские игрушки стали делать как русские сувениры. Как ее сделать?Сначала берется красная глина, смешанная с коричневым речным песком. Такой вид глины существует именно близ Вятки. Из нее вылепливается фигурка, например, петух, индюк или лошадь. Лепить фигурки приходится по частям. Затем с помощью жидкой глины они склеиваются, фигурка корректируется мастером. Затем игрушка высушивается и обжигается в печи при высокой температуре. Затем принимаются ее раскрашивать. Узоры наносят белой краской. Раньше краску делали из мела, замешанного на молоке. Сегодня существуют специальные краски. Кроме белого цвета, игрушки изобилуют синим, зеленым, желтым цветами, которые придают им особую жизнерадостность. Сверху игрушки покрывались взбитым белком, что придавало им яркий блеск и нарядность. Каждая игрушка неповторима, поскольку сделана вручную. Среди множества фигурок, собранных в музеях, вы не найдете двух одинаковых. Самый крупный музей игрушки находится именно в Кирове. Презентация
Наверное, и вам, ребята, захотелось сотворить себе такие игрушки? К сожалению, сделать это в домашних условиях невозможно, даже если вы владеете техникой лепки из глины. Но вот попробовать раскрасить силуэты дымковских игрушек вы можете. На нашем сайте вы найдете фото, картинки и раскраски для детей с изображением дымковских игрушек. Их можно скачать и распечатать. Вас встретят:
Однако не спешите браться за раскраски. Сначала внимательно рассмотрите фото игрушек, запомните, какими цветами разрисованы фигурки, поскольку цвета на фигурках имеют свою закономерность. Фото помогут вам самим сделать выводы, а раскраски для детей – попрактиковаться. Наверное, самыми любимыми игрушками детей являются петушок и индюк, иногда детьми упоминается барыня. Почему? Они самые яркие, самые нарядные. Подумайте, как выглядит петух, какие цвета вы используете, чтобы его раскрасить, ведь петух в старину был символом начала нового дня, восхода солнца. В его фигурке – все цвета радуги. Предложенные на нашем сайте фото и раскраски помогут детям ближе познакомиться с этим необычным русским народным промыслом, проявить свою фантазию и смекалку, научиться рисовать. Знакомство с любым древним промыслом обогащает ребенка, связывает его с предками, с русскими корнями. А знакомиться с игрушками вдвойне интереснее. Из глубины веков они открывают детям свои секреты, делятся жизнерадостностью, создают хорошее настроение и творческий подъем. Подборка материалов по теменажмите на картинку ниже, чтобы скачать коллекцию картинок с изображением дымковских игрушек: А также Вы можете скачать на свое усмотрение отдельные картинки дымковских игрушек: барыня Лошадь Петух Индюк Утка “Глазам - радость, душе - отрада!” К народным традициям должно быть А.Б. Салтыков Народное искусство несет о себе огромную информацию о жизни наших предков. Русские глиняные игрушки можно рассматривать не только как памятники искусства, но и истории. Некогда они были ритуальными фигурками, связанными с обрядами земледельческих календарных праздников. Особенно интересны игрушки–свистульки, которые делались для весеннего праздника “Свистунья”, знаменовавшего начало полевых работ. К Х1Х веку магическое содержание свистульки утратилось, и она превратилась в обычную детскую забаву. В ряде центров производство игрушки получило самостоятельное значение. Дымковская игрушка – игрушка городская, исстари ее делали в слободе Дымково города Вятки (ныне – Киров). Для дымки традиционны такие персонажи как барыня, кормилица, фантастическая птица с большим хвостом и другие. Наглядность, праздничность игрушкам придают как лепные детали, так и цветовое оформление глиняной поверхности. На белом фоне–грунте ярче вспыхивают звучные цвета: красный, желтый, оранжевый, синий. Ушел в далекое прошлое старинный праздник “Свистунья”. На смену старым мастерам пришли новые, бережно сохраняющие бесценные традиции народного искусства. Не забыта! Живет и восхищает во всех концах земного шара Дымковская игрушка, прославляя талант, красоту и мастерство русского народа. И невозможно не согласиться с теми, кто, глядя на любую из них, восклицает: “Глазам – радость, душе – отрада!” Жизнь сквозь “Дымку” Вид занятия: декоративное рисование с элементами компьютерной графики Тема урока: “ Дымковская игрушка” (народные промыслы)
Программные задачи:
Оборудование: (урок проходит в кабинете информатики) Для учителя:
Для учащихся:
Музыка: Русские народные мелодии Словарь: Гончар – мастер, который работает с глиной. Ярмарка – большие торги, устраиваемые в одном месте и в одно и то же время, с развлечениями. Ход урока 1. Вводная часть урока (игровая) В кабинете оформлена выставка Дымковских игрушек , созданных детьми старшего возраста. Под музыку “Камаринская” (любую народную) дети входят на ярмарку-выставку Дымковских игрушек Учитель. - Вот какая у нас красивая веселая ярмарка глиняных игрушек.
Дети: (Базар, рынок, где продают различные товары) ЯРМАРКА – большие торги, устраиваемые в одном месте и в одно и то же время, с увлечениями, развлечениями.
Зимой, когда топятся печи и летом в пасмурные дни, слобода вся будто в дымке. Здесь в далекой старине и зародилась Дымковская игрушка. Рассмотрите игрушки на нашей ярмарке. (Рассматривают, трогают руками). Много лет назад придумали люди лепить из глины игрушки. И до сих пор люди не забыли гончарное ремесло.
ГОНЧАР – это мастер, который работает с глиной. Из истории дымковской игрушки Вятка славилась в старину своими базарами–ярмарками, которые назывались “СВИСТУНЬЯ ” или “СВИСТОПЛЯСКА ”. Развлечением праздника были глиняные игрушки – свистульки. Всю зиму женщины Дымково лепили игрушки для ярмарки. И вот, на прилавках ярмарки веселый товар. Охотно покупают его взрослые и дети. Оглашается вся округа свистом. Шумит народное гулянье. И громче всего слышится заливистый свист. Оттого и прозвали этот праздник “Свистунья”. - Как в народе прозвали этот праздник? – “Свистунья”. Много различных глиняных игрушек делают мастера в разных уголках нашей огромной страны, но Дымковскую игрушку ни с какой не спутать. Дымковская игрушка монолитна, а силуэт игрушек отличается мягкой плавностью и округлостью. Лепные детали оборок, косичек, жгутиков делают игрушку более выразительной (демонстрация игрушки).
(Дымковская игрушка – белоснежная. Перед тем как расписать Дымковскую игрушку, ее белили мелом, разведенным в молоке)
(Круги, овалы, клетки, полоски, точки, линии);
(Желтый, синий, красный, зеленый, белый (фон), черный). В современной игрушке яркие цвета дополняют голубым, розовым, оранжевым, коричневым, фиолетовым цветами. Внимательно рассмотрите узоры на глиняных игрушках. (Дети садятся за свои рабочие места). Закрепление материала: Работа по таблице “Цвет и форма” (на доске)
(Круги, овалы, клетка, полоска, точки, штрихи)
Физминутка (Элементы танцевальных движений под народную музыку) 2 часть урока – компьютерная графика Сегодня вы приобщитесь к мастерицам Дымковской игрушки. Но будете украшать игрушку узорами, используя компьютерную графику. Ведь мы с вами живем в то время, когда людям в работе помогают машины. Нам в составлении геометрического узора для Дымковской игрушки поможет компьютер. Цели: Знать
Развивать навыки работы манипулятором “мышь”: двойной и одинарный щелчок. Воспитывать бережливое отношение к компьютерной технике. Раздаточный материал - карточки “Фрагменты узоров дымковской росписи” - компьютерная графика (у детей на столах). Ход урока I Повторение
II Основная часть
Для того чтобы начать работу художника-оформителя, необходимо:
Задание: Оформить геометрическим узором Дымковскую игрушку в компьютерной графике (Метод - индивидуальный) Контроль и индивидуальная работа учителя в процессе практической работы учащихся III Заключительная часть: Так как художник свою работу всегда подписывает. Мы с вами свои работы тоже подпишем, и в этом вам поможет инструмент “Надпись”. И последний этап работы учащихся вывод на принтер своего рисунка.
Анализ работ учащихся.
У Сережи красивая барышня с яркими узорами на юбке. У Насти лошадка в кружочках и с пышной гривой, как в сказке Мы оформим все работы выставкой-ярмаркой и пригласим ваших родителей посмотреть на искусство своих детей. Им будет очень приятно, что вы помните народные ремесла наших предков и продолжаете их искусство в современной жизни. А научили вас Дымковскому искусству украшать игрушки вятские мастерицы. Волшебницам вятской, родной стороны большое спасибо сказать мы должны. За то, что их руки не устают и сказочных кукол для всех создают. Не зря говорят в народе: “Умелец да рукоделец себе и другим людям радость приносит” Оттого и любим мы народные игрушки, что столько в них доброты и веселья. Глядишь и улыбаться хочется. Мария Курилова Цель : учить детей украшать силуэты изделий элементами дымковской росписи , подбирая цвет при составлении узора. Формировать интерес к рисованию . Задачи : Образовательные : продолжать знакомить детей с народно-прикладным искусством (роспись по мотивам дымковской игрушки ) . Закреплять умение детей рисовать простейшие элементы дымковской росписи (кружочки, полосы, волнистые линии) . Подбирать краски (сочетание цветов, чтобы игрушка была яркая, нарядная) . Упражнять в вырисовывании кругов безотрывными линиями всем ворсом кисти, колец одним круговым движением, рисовании точек и чёрточек концом кисти. Развивающие : развивать творчество, чувство цвета, эстетические чувства, моторику руки, умение выделять красивые работы, умение внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы. Воспитательные : воспитывать аккуратность, эстетический вкус, любовь к русскому прикладному искусству, вызывать желание что-то сделать самим, перенимая у народных умельцев несложные приемы. Материал и оборудование : дымковские игрушки (для демонстрации, бумажные силуэты лошадки , таблицы с изображением элементов дымковской росписи , рисунки – варианты узоров на игрушках, краски гуашь, кисти, тычки, салфетки, баночки с водой. Предварительная работа : беседы о дымковской игрушке , об особенностях узора, композиции, цветосочетании, рассматривание изделий декоративно-прикладного искусства, рисование элементов дымковской росписи . Разучивание стихов по теме. Индивидуальная работа : учить Диму Ф. рисовать волнистые линии , продолжать учить Рому Р. рисовать концом кисти . Ход занятияВоспитатель : - Ребята, сегодня мы пришли в мастерскую игрушек, а каких отгадайте : Кони глиняные мчатся На подставках, что есть сил, И за хвост не удержаться, Если гриву упустил. Посмотри, как хороша, эта девица-душа Щечки алые горят, удивительный наряд, Сидит кокошник горделиво Барышня уж так красива! Как лебедушка плывет. Песню тихую поет. О каких игрушках идет речь в этих стихах? Дети : - О дымковских игрушках . Воспитатель : - Правильно, дети, эти замечательные стихи народ сложил о дымковских игрушках . Назовите их. Дети перечисляют : - Конь, барышня, индюк, олень, козлик, корова… Воспитатель : - Хорошо, молодцы, мастера действительно изображают в своих игрушках, то, что видят вокруг себя, что показалось им забавным, веселым. Ребята, а какие цвета они используют для росписи таких красивых игрушек? Дети перечисляют цвета : - Синий, красный, оранжевый… Воспитатель : - Молодцы, все ответили правильно, а какой самый главный цвет остается в росписи? Дети : - Белый цвет. Воспитатель : - Правильно, белый фон игрушек никогда не закрашивается целиком, а всегда активно участвует в росписи, заставляя особенно ярко звучать цвета красок. Цвета в росписи мастера используют самые разнообразные, а вот элементов всего пять, назовите их. Дети перечисляют : - Круг, прямая и волнистые линии, точки-горошины, ромб и клетка). Воспитатель : - Молодцы, ребята, все элементы назвали правильно. Сейчас я предлагаю в воздухе нарисовать круг , прямую и волнистую линию… Дети выполняют задание. Воспитатель : - А сейчас мы с вами приступаем к росписи дымковского коня . Сначала мы нарисуем мелкие детали - это рот и глаза. Чем мы будем рисовать глаза , и какой краской? Дети. - Глаза рисуем чёрной краской, тонкой палочкой, используя приём "тычка". Воспитатель. Что ещё мы нарисуем чёрной краской? Дети. - Ещё чёрной краской мы нарисуем копыта, хвост, гриву. Воспитатель. - А ещё, какой краской можно нарисовать хвост и гриву ? Дети. - Можно использовать коричневую краску. Воспитатель. - А чем вы украсите своего коня? Дети. - Мы нарисуем разные колечки, кружочки, точки, полоски. На груди можно нарисовать символ солнца . Воспитатель :- Молодцы. Теперь я вам предлагаю положить перед собой силуэт лошадки и раскрасить его , как мастера. Приступайте к работе. Звучит русская народная музыка. В процессе работы оказываю детям необходимую помощь. Физкультминутка : Я прошу подняться вас – это раз. Повернулась голова – это два. Руки вверх, вперед смотри – это три. Руки разведем пошире на четыре. С силой пальцы сжать, разжать – это пять. Всем ребятам тихо сесть – это шесть! Дети заканчивают работу, моют руки. Из раскрашенных силуэтов составляю панораму «Дымковская лошадка » . Воспитатель : - Ребята, посмотрите, какая у нас получилась замечательная праздничная ярмарка. Что хороша Дымка ! Дети : - Да! Игрушки яркие, праздничные. Воспитатель : - Раз у нас получился настоящий праздник, расскажите стихи о дымковских игрушках . 1 ребенок : Чем знаменито Дымково ? Игрушкою своей! В ней нету цвету дымного, Что серости серей. В ней что-то есть от радуги От капелек росы В ней что-то есть от радости, Гремящей, как басы! 2 ребенок : Через горные отроги, Через крыши деревень, Краснорогий, желторогий Мчится глиняный олень. 3 ребенок : Вот индюк нарядный Весь такой он складный У большого индюка Все расписаны бока. Посмотрите, пышный хвост У него совсем не прост. 5 ребенок : Что за конь! Только тронь – Со всадником вместе Ускачем верст за двести! Подведение итогов : В конце занятия выставляются все расписанные силуэты лошадок . Воспитатель предлагает полюбоваться ими, выбрать понравившуюся, сказать, почему она понравилась. При анализе отметить расположение узоров, цвет, аккуратность работы. Воспитатель : - Вот наши игрушки засветились. На душе становиться радостно, празднично. Спасибо за вашу работу, мастера. На этом занятие окончено . |
Читайте: |
---|
Популярное:
Особенности увольнения руководителя организации |
Новое
- Найти перо птицы: что сулит примета?
- Особенности увольнения женщины с ребенком Имеют ли право сокращать на производстве вдов
- Броненосцы типа "андрей первозванный" 254 мм пушки броненосца андрей первозванный
- Инсценировка музыкальной сказки для детей старшей группы (5—6 лет) I
- Организация (предприятие) и ее основные характеристики
- Селекция наука о создании новых пород животных Понятие о породе, сорт, штамм
- Патологоанатом, основные компетенции Различая в работе
- Управление социальной защиты населения на уровне муниципального образования введение
- Как узнать о плановой проверке моего предприятия
- Да уж, теперь не разгонишься