Реклама

Главная - Пенсия по старости
О методах оценки эффективности деятельности коллективов малой и средней численности о прямой мотивации труда. Типы групповых задач и групповая продуктивность

Методы групповой оценки , дают возможность сравнивать между собой эффективность деятельности сотрудников внутри рабочей группы, сопоставить работников между собой. Таким образом, эти методы представляют собой ранжирование по одному или нескольким показателям.

Технические методы оценки труда персонала чаще всего применяются вместе с индивидуальными и групповыми. Наиболее распространенной их формой является эксперимент, который может быть двух типов: активный и пассивный. Пассивный эксперимент представляет собой простое наблюдение за работой сотрудников с фиксацией каких-либо данных (например, составление фотографии рабочего дня). Активный эксперимент предполагает прямое вмешательство экспериментатора в рабочий процесс с целью создания нештатных ситуаций.

Наиболее эффективен пассивный эксперимент, поскольку он позволяет собрать достаточно большое количество информации о деятельности работника, не требует высокой квалификации сотрудников, проводящих наблюдения, но предъявляет высокие требования к специалистам, осуществляющим организационно-методическую подготовку таких экспериментов. Его проведение мало отражается на процессе деятельности оцениваемых сотрудников организации. Активный эксперимент позволяет быстро выявить слабые места сотрудника, но его проведение может негативно сказаться на его здоровье, морально-психологическом климате в коллективе и результатах работы организации. В результате анализа получаемых данных рассчитываются различные показатели (использование рабочего времени, повышение производительности труда за счет устранения потерь времени). Приняв эти показатели за норматив, можно осуществлять стимулирование работников, направленное на повышение их производительности, более рациональное использование рабочего дня, сокращение или предотвращение потерь времени.

Все рассмотренные системы, виды и методы оценки персонала в настоящее время применяются на предприятиях Республики с разной степенью успешности. Все они имеют свои достоинства и недостатки. Однако наиболее распространенной является периодическая аттестация персонала, включающая в себя несколько этапов и являющаяся, по существу, непрерывным процессом.

Оценка качеств руководителя. К каждому уровню управления предъявляется определенный комплекс специфических требований, которым должен удовлетворять этого уровня руководитель. Единственной, общепринятой методики оценки не существует, поэтому в каждом конкретном случае принимается своя система оценок. При этом технология оценки может быть следующей. Для проведения оценки назначается группа экспертов, которая состоит не менее чем из 7 человек и оценивает каждого аттестуемого. Для повышения уровня объективности состав экспертной группы должен быть следующим:

Два эксперта – работники по должности выше, чем аттестуемый, включая непосредственного начальника (группа А);

Два эксперта – работники, занимающие должности одинакового ранга с оцениваемым лицом (группа Б);

Два эксперта – работники, подчиненные оцениваемому лицу (группа В);

Один представитель общественной организации (группа Г).

После инструктажа организатор оценки выдает экспертам на каждого оцениваемого анкету в конверте, в которой содержится набор оцениваемых качеств руководителя. Оценка производится по пятибалльной шкале. При этом значения оценок следующие:

По окончании работы экспертов заполняется сводный бланк опроса, который имеет следующую форму (табл.1):

После обработки бланка организатор оценки приступает к построению на каждого оцениваемого работника диаграммы качеств (рис.6).

Таблица 1

Лист оценки качеств руководителя

Фамилия, имя, отчество ______________________________________

Все динамические процессы, происходящие в малой группе, обеспечивают определенным образом эффективность групповой деятельности. Эффективность деятельности малой группы может быть исследована на различных уровнях. Когда малая группа понимается, прежде всего, как лабораторная группа, эффективность ее деятельности означает эффективность деятельности по выполнению конкретного задания экспериментатора. Однако такие исследования ничего не могут сказать о том, как влияют на эффективность деятельности группы характер этой деятельности, ее содержание. Поскольку большинство работ по эффективности проведено на рабочих бригадах, проблема зачастую стала формулироваться как проблема производительности труда последних. Другой, не менее важный показатель - это удовлетворенность членов группы трудом в группе. Между тем эта сторона эффективности оказалась практически не исследованной. Акцент большинства исследований на инструментальной фазе не учитывает того обстоятельства, что на определенном уровне развития группы особое значение приобретает именно первая фаза - здесь наиболее ясно могут проявиться новые качества группы в их влиянии на каждого отдельного члена группы, Так же как и другие проблемы, связанные с динамическими процессами малой группы, проблема эффективности должна быть связана с идеей развития группы.

Влияние типа задачи, или формы организации (модели) совместной деятельности, на групповой процесс отчетливо выражено и в цикле исследований, проведенных Л. И. Уманским с сотрудниками в естественных группах [Уманский, 1980]. Оказалось, например, что по мере организации совместной деятельности, т.е. при переходе ее от совместно индивидуальной модели (каждый член группы отдельно от других членов выполняет свою часть общей задачи) к совместно взаимодействующей модели (каждый член группы выполняет свою часть общей задачи во взаимосвязи с другими членами), возрастают положительные проявления межличностного общения, выражаемые позитивными речевыми реакциями партнеров, кооперативными действиями членов группы, растущим чувством причастности к общему делу.

Эффективность определяют с учетом размера, состава, характера групповых норм, сплоченности, конфликтности групп, статуса и функциональных ролей членов этой группы.

Размер группы От размера группы зависит эффективность её деятельности. По мере увеличения размера группы общение между её членами усложняется. Это приводит к трудностям в достижение согласия по вопросам, связанным с групповой деятельностью. Также с увеличением размера группы возрастает возможность образования неформальных подгрупп, что приводит к разногласиям в пределах группы.



Композиционная характеристика группы От данных характеристик зависит эффективность деятельности группы. Это проявляется в степени схожести личностных особенностей, подходов, проявляемых участниками группы при решении проблем, точек зрения. При деятельностях, требующих большого количества идей, необходимо в состав группы включать участников разных психологических типов с различными точками зрения, способами деятельности и стилями мышления.

Сплоченность группы Сплоченность – это психическое образование, которое объединяет всех членов коллектива в их совместной деятельности и создает целостное единство коллектива. Это мера тяготения членов коллектива друг к другу и к коллективу. Это непременное качество любого трудового коллектива. Сплоченность определяется взаимной тягой членов группы друг к другу и к группе в целом.



Статус участников групп Эта характеристика определяется такими факторами как старшинство в должностной иерархии, уровень образования, информированность и накопленный опыт, социальные таланты. Изменение любого из факторов может привести к повышению или понижению статуса в зависимости от ценностей и норм, которые приняты в группе. Участники с высоким статусом оказывают большее влияние на решения группы, но это не всегда повышает продуктивность деятельности группы.

И. Джанис феномен огруппления мышления (в оригинале groupthink). Ученый трактовал его как «быстрый и легкий способ прибегнуть к стилю мышления, который присущ людям, настолько полно включенным в сплоченную группу, что стремление к единомыслию оказывается важнее реалистической оценки возможных вариантов действий. Огруппление мышления связано со снижением ментальной эффективности, способности к анализу реальных событий, моральных требований, что является результатом внутригрупповых давлений» .

См. также:

Социальная фасилитация/ингибиция

Феномен сдвига к риску

Феномен групповой поляризации

Феномен групповой потенции

ТРАДИЦИОННЫЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ ФЕНОМЕНА ГРУППОВОГО ДАВЛЕНИЯ. ВЛИЯНИЕ БОЛЬШИНСТВА И МЕНЬШИНСТВА.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ БОЛЬШИНСТВА И МЕНЬШИНСТВА (ЭКСПЕРИМЕНТЫ С. АША, С. МОСКОВИСИ): ПРОЦЕ-ДУРА, ВЫВОДЫ, КРИТИКА, РОЛЬ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ.

Когда исследуется вопрос о принятии уже существующих норм групповой жизни каждым новым вступающим в неё индивидом, анализ можно свести к исследованию феномена давления группы на индивида (конформизма), подчинения его группой. =«конформное поведение», «социальное влияние». Норма – стандарт поведения членов группы в определенном типе ситуаций. Норма отличается степенью девиантности (отклонения), по степени принятия группой. Конформность - где наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу группы. Мера конформности - мера подчинения группе, когда был субъективно воспринимаемый конфликт мнений с группой.

1) Нормативное влияние большинства. Суть : предъявлялись 2 карточки. Надо определить, какая из трех линий на одной карточке равна линии на др карточке. Свое решение испыт. принимал в груп ситуации последним . Др.члены группы - сообщники эксперимен-ра , котор давали одинаковые, заведомо неверные ответы. Т.о испытуем. оказывался в ситуации, когда его мнение противоречило неправильному, но единодушному мнению большинства членов экспериментальной группы. 37% ошибочных ответов (в контр гр только 1 из 35).Критика: Moscovici: незначимостиь для испытуемых эксперимент ситуации, случайность подбора испытуемых и отрыва от естественной для них соц среды, отсутствие намека на совместную деятельность или рудиментарные признаки соц группы.

В исследов Сопикова (на выборке в 550 чел) конформные реакции обнаружились и в поведении членов сложившихся соц групп (оркестры Дворцов пионеров).

Факторы конформного поведения:

1. Личностные хар-ки членов группы: Кон: орицательная зависимости между склонностью к конф поведению и интеллектом, способностью к лидерству, толерантностью к стрессу, соц активностью и ответственностью. Возраст - криволинейная зависимость, максимум конформность к 12-13 годам, а затем постепенно снижается. Подростки – самые конформные, период формирования партнерских способов поведения.

2. Групповые факторы : величина группы (в малой группе >), структура коммуникативных сетей (структура движения инф в группе: децентрированные >, центрированные – зависит от характера отношений с руководителем), гомогенность (>)/гетерогенность, характеристики Д-ти (совместная >).

Конформность возрастает с увеличением единодушного в ответах группового большинства, до 3-4 чел. НО стоит в этом большинстве хотя бы одному человеку проявить инакомыслие (противоречие его ответа мнению остального большинства), как % конформных реакций резко падает.

Важно - оценка испытуемого (в роли груп меньшинства) собственной компетентности и компетентности большинства.

Дойч и Джерард указали на два типа соц влияния в группе: нормативное и информационное.

Нормативное влияние - конформность вызывается желанием личности действовать в соответствии с групповыми предписаниями. Информационне влияние - поведение большинства используется как источник информации, помогающей личности принять наиболее подходящее для нее в данной ситуации решение (чаще публичная конформность и приватное изменение взглядов).

Чудновский внешнее подчинение ( мнение группы принимается индивидом лишь внешне, если вообще хочет остаться в гр, а на деле он продолжает ему сопротивляться): 1 - сознательное приспособление к мнению группы, + внутренним конфликт, 2 - сознательное приспособление к мнению группы без ярко выраженного внутреннего конфликта. Внутреннее подчинение - когда часть индивидов воспринимает мнение группы как свое собственное и придерживается не только в данной ситуации, но и за пределами. 2 вида: 1 - бездумное принятие неверного мнения группы («большинство всегда право»); 2 - принятие мнения группы посредством выработки собственной логики объяснения сделанного выбора (стремления индивида быть в согласии и с группой, и с самим собой). Нонконформизм – человек ведет себя всегда в противоположность позиции группы. Не независимая позиция – нет своего содержания à отношения с группой достаточно важны для человека, но они дефектны. Оппозит конформности -самостоятельность, независимость.

Функции влияния большинства:

1. Функция сохранения целостности группы. Давление способствует ощущению целостности группы. Нет давления: группа растворяется в более широком контексте.

2. Достижение целей:

а) формулирование представлений о цели. Единообразие позиций, способов достижения.

б) ощущение безопасности для членов группы – аффилятивная потребность, которая реализуется через груп давление.

в) ощущение психол комфорта, приобретение регуляторов поведения – груп давление задает планку действия.

3. Негативное следствие – торможение, стагнация груп процесса. Жесткая нормативная регуляция груп ситуации не предполагает никаких изменений. Не дает возможности решения новых встающих перед группой задач.

4. Жесткая групповая регламентация делает ненужной индивидуальную регламентацию. Самостоятельные формы поведения становятся невостребованными.

Человек сам принимает решение быть конформным в силу разных обстоятельств. Если принимает такое решение, значит, это вполне произвольное решение. Если есть своя собствен позиция, она откуда-то взялась. Любые отношения – зависимость. Не может быть отношений без зависимости.

Г.Келмен: 3 уровня конформного поведения. 1. Подчинение - принятие влияния др лица или группы носит внешний хар-р, а продолжит-ть подобного поведения ограничивается ситуацией присутствия источника влияния (чел соглашается с группой потому, что ему выгодно, оставаясь при своем мнении). 2. Идентификация : Классическая идентификация - субъект стремится частично или полностью уподобиться агенту влияния (отделн член группы, ее большинство или группа в целом) в силу испытываемой симпатии и наличия у него желательных для усвоения черт. При реципрокно-ролевом отношении каждый участник взаимодействия ждет от другого определен поведения и сам старается оправдать ожидания партнера. Идентификация может напоминать подчинение, если имеет место принятие личностью навязываемого поведения, не вызывающего у нее чувство удовлетворения. Идентификация отличается от подчинения тем, что субъект большей частью верит в навязываемые ему мнения и формы поведения. 3. Интернализация - совпадение мнений, высказываемых отдельным лицом или группой, с системой ценностей конкретной личности (элементы оказываемого влияния становятся частью самой личностной системы субъекта). Поведение члена группы становится независимым от внешних условий: присутствия агента влияния, побудительных воздействий соответствующей соц роли. Но субъект не может полностью освободиться от влияния ситуационных переменных.

Феномен коллективистического самоопределения (Петровского) в стратометрической концепции коллектива: - хар-ся проявлением единообразия поведения в результате солидарности с оценками и задачами коллектива. Личность сознательно отстаивает принятые в группе социально значимые ценности, намеченные в ходе реализации совместной деятельности цели.

Информационная теории конформности Джерарда: Конформность в контексте последствий поиска ч-ком инф в ситуациях, в кот он оценивает собственное поведение на основе соотнесения его с поведением других. Поиск вызван стремлением субъекта свести к минимуму неопределенность своего положения в ситуации. Информац процесс осуществляется посредством 2 типов соц сравнения: - сравнительного оценивания (чел использует поведение др как некоторый стандарт, с которым он может сопоставить себя), - отраженного оценивания (формирует впечатление о себе, исходя из поведения др, ориентированного на него). Общие виды зависимости от других - информационную зависимость и зависимость влияния .

Попытки объяснения феномена конформного поведения:

- у Хоманса в рамках теории психологического обмена. (утверждает, что личность ведет себя конформно не ради соответствия групповой норме, но с целью заслужить одобрение др членов группы).

Холландер и Уиллис. инструментальную функцию конформности как специфического вознаграждения для др членов группы, облегчающего процесс взаимодействия и содействующего дальнейшему обмену вознаграждениями.

2. Влияние меньшинства. С. Московиси. Школа социальных представлений. «Дескриптивная модель влияния меньшинства» (VS функциональная – конформность для адаптации) Анализировал конформное поведение в социуме. Стремление к единомыслию в обществе – тенденция к одинаковости – меньшинство всегда воспринималось с другой сороны.

Экспт : восприятие и цветоразличение (синее и зеленое). Серия слайдов переход одного цвета в другой. Порог цветоразличения меняется у ч-ка. Модификация эксперимента Аша: один из участников (помощников экспериментатора) расходится во мнении с большинством (говорил, что цвет зел, хотя он был голубой) – 8,5% ответов зел. + менялся порог цветоразличения=> 1. меньшинство оказывает влияние. 2. Разные психол последствия с влиян б-ва: 1) Существование у влияния меньшинства латентного периода. Влияние большинства принимается некритично и непосредственно. 2) Влияние меньшинства проявляется далеко не всегда. Вл-е большинства почти глобально. 3) Чтобы вл-е меньшинства проявилось, нужно чтобы соблюдались опр условия - поведенческий стиль меньшинства: 1 -Позиция меньшинства должна быть аргументирована. Большинство же право всегда – это делает его позицию обоснованной. 2 -Позиция меньшинства дб устойчивой. 3 -Меньшинство не должно сомневаться в своей позиции.

Позиция меньшинства становится позицией большинства – редко случается. Влияние большинства – тенденция конвергенции, единообразие. Влияние меньшинства – тенденция к расширению вариантов решений (дивергенция), изменения. В рез-те появления меньшинства нарастало количество вариантов решения. Часто меньшинство начинает регламентировать те сферы поведения, которые большинство не регламентирует. Меньшинство, усложняя ситуацию в группе.

Оценка подхода С. Московичи. Нормативное поведение перестает трактоваться как однонаправленный процесс давления группового большинства, но описывается скорее как обоюдонаправленный, реципрокный процесс социального влияния.

Последствия отклонения от групповых норм. Девиантные формы поведения –в соц психологии –нарушение груп нормы. В группе есть санкции, которые обеспечивают следование нормам членами группы. Группа всегда реагирует на нарушение норм. Ситуация групповой дискуссии (экспт, Шехтер ). Реальные студенч сообщества. Р-ия группы на отклонение от общего мнения тем сильнее, чем значимее тема диск (судебный процесс). Студенты в разной степени близки к судебному делу (юристы, журналисты, ф-т искусств, технари). Рез -т: во всех группах четкая реакция на отклонения от нормы (группа сразу стремилась убеждать ч-ка вернуться к прежней позиции, потом кол-во коммуникации с ним снижалось, ч-к выкидывался из обсуждения). Если 2 из меньшинства – потом один возвращается, а один настаивает на своем => резкий нажим и резкое отрубание от коммуникации человека. Давление и отвержение возрастали от степени сплоченности гр и релевантности темы.

Сравнение влияний. При воздействии большинства нередко происходит лишь сравнение личностью своей позиции с мнением большинства, а демонстрация согласия с последним определяется поиском одобрения и нежеланием показывать свое несогласие. В случае же влияния меньшинства человек побуждается к поиску новых аргументов, подтверждению своей позиции, рассмотрению большего числа возможных мнений. Сдвиг мнения к позиции большинства на самых ранних этапах принятия решения или на первых минутах дискуссии. А сдвиг к мнению меньшинства - гораздо позже, «пробиваясь» сквозь сильную негативную установку окружающих. Причем согласие с меньшинством носит, как правило, более непрямой и латентный характер, нежели согласие с большинством. При воздействии большинства больше стресс, меньш-ва - <.

Модель «расхождения с меньшинством» Ч. Немет. При воздействии большинства внимание остальных членов группы концентрируется главным образом на предлагаемой им позиции. В случае влияния меньшинства внимание фокусируется на других альтернативах, часто отличных от позиции как самого меньшинства, так и остальных членов группы.

Т. Мюньи: стиль переговоров - мягкий, гибкий стиль, способствуя выработке компромиссных решений, позволяет меньшинству отстоять свое мне­ние или видоизменить его без каких-либо агрессивных реакций со стороны большинства; жесткий, ригидный стиль ухудшает позицию меньшинства, приводя к резко­му возобладанию норм большинства.

Эффективность функционирования системы управления человеческими ресурсами в первую очередь определяется ее вкладом в достижение организационных целей компании. Однако реальная эффективность данной системы может быть определена только из сопоставления степени реализации бизнес-целей с затраченными на это средства. Интегральный показатель (эффективность организации в целом) трансформируется во множество других на более низких уровнях, показывающих в том числе и эффективность управления человеческими ресурсами.

В связи с этим в методике оценки эффективности системы управления человеческими ресурсами можно выделить два вида эффективности, обусловленные природой социально-экономических целей данной системы: экономическая эффективность и социальная эффективность.

Приведем наиболее распространенные показатели оценки эффективности системы управления человеческими ресурсами в современных организациях.

При оценке экономической эффективностисистемы управления человеческими ресурсами используем две группы показателей.

1. Показатели, отражающие реальные затраты на персонал:

Общие издержки организации на персонал за период;

Доля издержек на персонал в объеме реализации;

Доля расходов на персонал в структуре общих расходов компании;

Процент, который составляет фонд оплаты труда от общего объема реализации;

Процент, который составляют затраты на оплату труда в структуре затрат предприятия;

Процент затрат на обучение от фонда оплаты труда;

Процент затрат на финансирование социальных программ от фонда оплаты труда;

Средняя зарплата в компании по основным категориям работников;

Процент расходов на корпоративные мероприятия от фонда оплаты труда;

Издержки организации на одного сотрудника.

2. Показатели, оценивающие отдачу от деятельности сотрудников организации:

Объем реализации на одного сотрудника;

Объем прибыли до уплаты налогов на одного сотрудника;

Производительность труда (как в денежных, так и в натуральных показателях) – объем продаж или чистой продукции, приходящийся на одного работника (динамика);

Соотношение роста производительности труда и роста оплаты труда в организации.

Для оценки социальной эффективностисистемы управления человеческими ресурсами можно также использовать две группы показателей.

1. Показатели, характеризующие качество персонала:

Доля административного персонала к общей численности работников;

Число производственных работников на одного непроизводственного или административного сотрудника;


Возрастная структура персонала;

Образовательная структура персонала;

Половая структура персонала;

Структура персонала по стажу (продолжительность работы в компании);

Индекс стабильности персонала как отношение увольнений сотрудников со сроком работы в организации более одного года к количеству сотрудников, принятых на работу за предшествующий год (в %);

Коэффициент внутренней мобильности – отношение числа сотрудников, сменивших должности в течение периода, к среднему числу сотрудников организации за период;

Показатель абсентеизма рассчитывается как отношение рабочего времени, пропущенного сотрудниками в течение периода, к общему балансу рабочего времени организации за этот период (год).

2. Показатели, характеризующие эффективность деятельности кадровой службы как одного из подразделений организации:

Расходы кадровой службы в процентах от общих расходов компании;

Динамика годового бюджета кадровой службы;

Соотношение численности персонала кадровой службы к общему числу сотрудников компании;

Расходы кадровой службы на одного сотрудника компании;

Время заполнения вакансии работника в организации;

Объем расходов по найму всего, в т. ч. на одного принятого сотрудника;

Процент вновь принятых сотрудников от общего числа работающих;

Уровень качества трудовой жизни – результат опроса работников по оценке удовлетворенности их потребностей, условиями труда, морального климата в коллективе, оплаты труда и т.д.;

Число уволенных из компании по инициативе работников;

Эффективность взаимодействия кадровой службы с другими подразделениями, сотрудниками (на основе опроса смежных подразделений и сотрудников организации);

Оценка программ обучения;

Расходы при проведении специальных программ и проектов в области кадрового менеджмента;

Своевременность и полнота решения поставленных целей в корпоративных программах и планах.

Рис. 1. Аспекты оценки персонала

¨ текущий контроль результатов деятельности,

¨ проведение различных аттестационных мероприятий,

¨ анализ результатов текущего контроля и аттестаций,

¨ доведение результатов текущего контроля и аттестаций до сотрудников.

Основной целью оценки и анализа трудовой деятельности является получение объективной информации

· о результатах работы сотрудников,

· о требуемых от них усилиях для достижения этих результатов,

· об удовлетворенности работников условиями труда и получаемыми вознаграждениями.

Оценка трудовой деятельности дает возможность решить следующие задачи:

· оценить профессионализм работника, включающий в себя:

· уровень профессиональных компетенций (знания, навыки, умения);

· уровень психологической подготовленности (направленность личности, мотивы поведения, адаптивность, черты характера, темперамент);

· эффективность труда (производительность и качество труда, стремление к рационализации и изобретательству);

· определить степень соответствия оплаты труда затрачиваемым работником усилиям, результативности труда и его ожиданиям;

· определить основные направления развития персонала;

· сформировать эффективный механизм трудовой мотивации персонала.

Все многообразие показателей оценки деятельности персонала можно разделить на три группы (рис.2):



* результативности труда,

* профессионального поведения,

* личностных качеств.



Рис. 2. Показатели оценки персонала

В оценке результатов труда можно выделить объективные и субъективные показатели. Объективные показатели достаточно легко измеримы и, как правило, охватываются информационной системой предприятия. Такие показатели используются для оценки производственного персонала предприятия и тех функциональных подразделений, результаты деятельности которых могут иметь количественное выражение. Например, отдел главного механика (соблюдение сроков планово-предупредительного ремонта оборудования, время реагирования на поломку оборудования, время устранения неисправностей и т.п.), отдел материально-технического снабжения (сроки поставок и цены)

Субъективные показатели используются при оценке деятельности в тех подразделениях, где достаточно сложно установить численные критерии эффективности деятельности (плановый отдел, юридическая служба, отдел главного конструктора)

Показатели профессионального поведения охватывают такие стороны деятельности, как стремление к сотрудничеству, самостоятельность в принятии решений, готовность к принятию дополнительной ответственности и т.п.

Группа показателей личностных качеств является наиболее сложно определяемой, поскольку, во-первых, из всего многообразия качеств личности необходимо выбрать те, которые в наибольшей степени определяют результаты профессиональной деятельности; во-вторых, качества личности нельзя непосредственно наблюдать и измерять.

При формировании системы показателей необходимо учитывать следующие моменты:

* показатели всех трех групп одинаково важны для оценки деятельности, признание показателей какой-либо группы приоритетными неизбежно ведет к пренебрежению сотрудниками другими видами деятельности;

* система показателей должна, с одной стороны, охватывать все существенные стороны трудовой деятельности, но, с другой стороны, не должна быть громоздкой, требующей для оценки больших временных и, соответственно, финансовых затрат.

Методы, используемые для оценки деятельности, профессиональных и личных качеств персонала можно разделить на три основные группы:

¨ методы индивидуальной оценки, предназначенные для оценки одного сотрудника;

¨ методы групповой оценки, предназначенные для оценки коллектива людей и определения значимости каждого сотрудника в коллективе;

¨ технические методы оценки, которые применяются вместе с индивидуальными и групповыми, они предназначены для сбора и обработки объективной информации о персонале.

В качестве оценщиков в первой и второй группе методов могут выступать руководители, коллеги и подчиненные оцениваемого. Если в качестве оценщиков участвуют люди всех названных категорий, то такой метод называется «360° аттестацией», что позволяет получить всестороннюю оценку сотрудника.

Методы индивидуальной оценки по сути своей представляют собой ранжирование , когда оценщикам предлагается заданная шкала с бальными значениями оцениваемых показателей. Такими показателями могут быть: отношение к работе; отношение к сверхурочной работе; отношение к инновациям; способность принимать решения; стремление к ответственности; способность к сотрудничеству. Показатели, по которым производится оценка, могут признавать равноценными или неравноценными. В последнем случае каждый из показателей получает определенный вес, например по пятибалльной шкале. Используемые шкалы для оценки показателей могут быть разными, в зависимости от возможных значений показателей. Наиболее распространенными являются: описательная шкала, номинальная шкала, шкала рейтингов поведенческих установок.

Описательная шкала используется при необходимости подробного описания качественных значений оцениваемого показателя. Пример рис. 3.


Оцениваемый показатель: Пунктуальность


Оцениваемый показатель: Преобладающий стиль руководства

№ пп Наименование качеств Оценка экспертов Средняя оценка Самооценка Нормативная оценка Заключение
Выше по должности (гр.А) Равные по должности (гр.Б) Ниже по должности (гр.Г) Представитель общественной организации
Моральные качества
1. Трудолюбие
2. Принципиальность, честность
3. Обязательность, верность слову
4. Самокритичность
Волевые качества
5. Энергичность
6. Работоспособность
7. Выдержанность
8. Настойчивость в достижении поставленной цели
Деловые качества и организаторские способности
9. Инициативность
10. Целеустремлен-ность
11. Самостоятельность в решении вопросов (умение и стремление взять на себя ответственность)
12. Самоорганизованность (умение беречь свое и чужое время, пунктуальность, четкость)
13. Дисциплинированность
14. Исполнительность
15. Умение четко определить цель и поставить задачу
16. Умение расставить кадры и организовать их взаимодействие
17. Умение и стремление наладить контроль и учет деятельности подчиненных
18. Способность и стремление оперативно принимать решения
19. Способность и стремление анализировать и объективно оценивать результаты, умение стимулировать подчиненных
20. Творческий подход к порученному делу
21. Умение поддерживать инициативу, стремление к новому, прогрессивному
Профессиональные знания
22. Знание и применение на практике организационно-управленческих принципов и методов
23. Умение вскрывать и использовать резервы, взаимоувязывать государственные и корпоративные интересы
24. Уровень знаний по профилю руководимого подразделения
25. Умение работать с документацией
Коммуникативные качества
26. Умение устанавливать деловые отношения с вышестоящими руководителями
27. Умение устанавливать деловые отношения со смежными руководителями
28. Умение устанавливать отношения с подчиненными, поддерживать нормальный психологический климат в коллективе
29. Умение прислушиваться к чужому мнению

Общий средний балл
Моральные Волевые Деловые и организаторские Профес- сиональ- ные Коммуни- кативные Группы качеств
Шифр
4,1 4,7 4,1 4,5 3,8 4,1 4,9 4,1 4,2 4,0 4,6 4,7 4,1 4,4 Баллы

Рис.6. Динамика оценки качеств работника

Средние значения оценок из сводного бланка переносятся на диаграмму качеств и откладываются по вертикальной шкале.

Оценка труда руководителей . Существуют две точки зрения по поводу оценки руководителей:

1. Система оценки должна быть общей для всех руководителей (а разницу между ними следует учитывать путем варьирования удельных значений отдельных качеств руководителя или специалиста).

2. Для каждого уровня управления нужны свои критерии оценки.

Оценка результатов деятельности управленческого персонала может производиться по величине приращения экономических и социальных показателей соответствующей системы. Поэтому оценку труда руководителя и объективно и проще проводить системой показателей комплексного характера.

Оценка качеств руководителя означает выполнение следующих действий:

Установления объективных критериев этих качеств;

Нахождение факторов конкретизирующих каждой из этих критериев;

Выявление методов, позволяющих получить количественные значения каждого из факторов и их совокупности;

Оптимизация процедуры оценки.

Под критериями следует понимать основные требования к качествам работника. Например, приняв в качестве критерия квалификацию, следует оценить ее уровень количественно.

При общей оценке устанавливается значимость отдельных критериев исходя из конкретных условий его работы. Чем занимаемая должность выше, тем выше оцениваются его организаторские и административные качества и меньше специальные навыки.

Однако имеется неопределенность используемых критериев. Например, профессиональная компетентность это может быть:

Уровень знаний, производственный опыт, кругозор, инициативность, оперативность, усердие, трудолюбие, добросовестность.

В большинстве случаев критериями качеств следует считать что:

профессиональная компетентность характеризуется уровнем специального образования, продолжительностью, опытом работы по специальности; творческая активность работника реализуется путем участия в изобретательской и рационализаторской деятельности. Разработка и внедрение норм и нормативов, внедрение передового опыта. Лекционная пропаганда и т.д.; полнота, оперативность и качество выполнения должностных обязанностей или порученных работ. Часто выполняется работа, не относящаяся к должностным обязанностям; трудовая дисциплина характеризуется экстенсивным и интенсивным использованием свободного времени; общественная активность; психологическая совместимость; организаторские способности. Это разделение труда, использование рабочего времени; выполнение заданий в срок, качество исполнения.

Учитываемые факторы: возраст работников, состояние их здоровья, честность, добросовестность, настойчивость, уравновешенность, принципиальность и т.д.

Процедура оценки работников управления состоит из следующих этапов (рис.7).


Рис.7. Алгоритм оценки управленческого труда

Оценка результатов деятельности коллектива служит трем целям: административной, информационной и мотивационной.

Каждая организация должна выработать практику оценки труда своего персонала для принятия административных решений о повышении, переводе и прекращении трудового договора. Продвижение по службе помогает организации, поскольку позволяет ей заполнять вакансии служащими, которые уже проявили свои способности. Оно помогает и служащим, поскольку удовлетворяет их стремление к успеху, достижениям и самоуважению. Продвижение по службе -- отличный способ признания выдающегося исполнения работы. Однако при принятии решений о продвижении по службе руководство должно повышать только тех, кто имеет способности для эффективного исполнения обязанностей на новой должности. К сожалению, иногда повышают тех работников, которые хорошо исполняют свои нынешние обязанности, но не располагают потенциалом для эффективной работы в новой должности. Очень многие отделы сбыта впадали в ошибку, выдвигая отличного продавца на должность заведующего. В результате они теряли хорошего продавца и приобретали посредственного заведующего.

Перевод можно использовать, чтобы расширить опыт работника, а также в тех случаях, когда руководство считает, что он или она будут работать более эффективно на другой должности. Иногда перевод используется и в тех случаях, когда человек работает неудовлетворительно, но в связи с его большим стажем или прошлыми заслугами руководство считает, что прекращение трудового договора с ним было бы неэтичным. В такой ситуации перевод представляет собой понижение в должности, и бедняга оказывается на такой должности, где он или она еще могут приносить какую-то пользу, но не будут блокировать карьеру способному молодому работнику или фактически препятствовать реализации целей организации. В тех случаях, когда работнику сообщили оценку результатов его труда и предоставили достаточные возможности для ее улучшения, но работник не хочет или не может работать по стандартам организации, трудовой договор с ним должен быть расторгнут во имя реализации целей организации. Какова бы ни была административная ситуация, ясно, что без эффективного метода оценки результатов деятельности невозможно принять обоснованное решение.

Оценка результатов деятельности нужна и для того, чтобы можно было информировать людей об относительном уровне их работы. При должной постановке этого дела работник узнает не только достаточно ли хорошо он или она работает, но и что конкретно является его силой или слабостью и в каком направлении он может совершенствоваться.

Оценка результатов трудовой деятельности представляет собой важное средство мотивации поведения людей. Определив сильных работников, администрация может должным образом вознаградить их благодарностью, зарплатой или повышением в должности. Систематическое положительное подкрепление поведения, ассоциирующегося с высокой производительностью, должно вести к аналогичному поведению и в будущем.

Информационные, административные и мотивационные функции оценки трудовой деятельности взаимосвязаны, т.е. информация, ведущая к административному решению о повышении по службе, должна положительно мотивировать человека к хорошей работе.

Эффективность оценки результатов деятельности предприятий рассматривается Тихомировой А.В. с другой точки зрения . Автором отмечено, что более 90% компаний имеют ту или иную систему оценки результатов трудовой деятельности. Однако эффективность системы оценки определяется несколькими факторами. Для начала отметим, что наиболее часто работа подчиненного оценивается его непосредственным вышестоящим начальником. Поэтому он должен обладать способностью точно оценивать работу, не основывая свою оценку на личном отношении к подчиненному. Он должен также уметь довести эту оценку до подчиненного. Это может оказаться довольно трудным делом, когда работа плохая, особенно, если начальник никогда не проходил подготовки по технике общения. Из-за этих потенциальных проблем руководители могут выступать против формальных систем оценки результатов деятельности подчиненных.

Интенсивные исследования оценки результатов работы на фирме «Дженерал Электрик» привели к ряду важных выводов. Один из них заключается в том, что критика не является эффективным способом информирования подчиненных о недостатках в их работе. Критика часто вызывает защитную реакцию поведения. Подчиненный в этом случае более озабочен тем, чтобы защитить себя, а не сутью проблемы и не способами улучшения работы. Как писала одна группа авторов, «для достижения полезной оценки, нужно, чтобы работники были бы готовы к взаимному общению и хотели бы обсудить свою работу, не занимая оборонительную позицию». Для этого необходимо, чтобы руководитель создал Спокойную, без каких-либо угроз обстановку, в которой его подчиненные могли открыто обсудить свои проблемы, связанные с результатами деятельности.

Руководитель должен четко понимать различие между критикой и оценкой работы. Критика представляет собой общение в одном направлении. Для эффективной информации и должной обратной связи руководитель должен разрешить двустороннюю конструктивную дискуссию по конкретным вопросам улучшения работы. Второй вывод исследования «Дженерал Электрик» заключается в том, что метод выдачи подчиненным раз или два раза в год информации с оценкой их работы неэффективен. Ежегодно необходимо планировать проведение одной или двух официальных сессий по оценке результатов деятельности. Вместе с тем оценку необходимо выдавать всегда, когда это необходимо, ежедневно или так часто, как этого требует ситуация. Если подчиненный не уверен в своих способностях, руководитель может обсуждать его успехи с ним раз в несколько дней, чтобы воспитать в нем уверенность в себе. С опытными, уверенными и проверенными работниками руководитель может беседовать по мере необходимости для поддержания контроля над ними. Третий вывод исследования «Дженерал Электрик» заключался в том, что не следует обсуждать вопрос об оценке результатов деятельности и зарплате одновременно. Силу и слабость подчиненного лучше обсуждать на отдельных встречах с ним, а не вместе с административными мерами, касающимися зарплаты.

Дуглас МакГрегор настоятельно выступает в пользу оценки трудовой деятельности, ориентированной на результаты труда. Он утверждает, что традиционные оценки не являются адекватными, поскольку они сфокусированы на основных чертах характера, таких как инициатива, способность срабатываться с коллективом, надежность, отношения с людьми. Это вынуждает руководителя быть пристрастным, а не объективным. Вместе с тем, если подчиненному говорят, что у него плохие отношения в коллективе, то это несет очень мало информации о том, что же он или она делают не так как надо и что же надо делать иначе. Вместо этого, утверждает МакГрегор, руководитель и подчиненный вместе должны определить согласованные цели, которые будут использованы как стандарт для будущих оценок. Когда конкретные цели установить невозможно, руководитель должен выдать подчиненному информацию, в которой описывалось бы его желательное поведение, а не свойства характера или расплывчатые производственные цели.

Для достижения максимальной точности оценки результатов трудовой деятельности желательно, чтобы собеседование носило двусторонний характер. Работник должен иметь возможность свободно обсуждать, почему его или ее работа не соответствует стандарту, что могло послужить причиной этого и что будет предпринято для исправления положения. И, наконец, руководитель должен пытаться воспринимать работу подчиненных как можно более объективно. Подготовка сводится к развитию навыков и умений, необходимых служащим для эффективного выполнения своих должностных обязанностей или производственных заданий в будущем. На практике систематические программы подготовки наиболее часто используют для того, чтобы готовить руководителей к продвижению по службе. Для успешной подготовки руководящих кадров нужны тщательный анализ и планирование.

Посредством оценки результатов деятельности организация, прежде всего, должна определить способности своих менеджеров. Затем, на основе анализа содержания работы, руководство должно установить - какие способности и навыки требуются для выполнения обязанностей на всех линейных и штабных должностях в организации. Это позволяет организации выяснить, кто из руководителей обладает наиболее подходящей квалификацией для занятия тех или иных должностей, а кто нуждается в обучении и переподготовке. Решив все эти вопросы, руководство может разработать график подготовки конкретных лиц, намечаемых к возможному продвижению по службе или переводу на другие должности.

Выполняя различные социальные функции, человек является членом многих социальных групп, он выживает как вид благодаря группе и формируется как личность в пересечении влияний различных групп. Поэтому одним из важных вопросов социальной психологии является изучение группы как социальной единицы.

Малая группа – группа непосредственно контактирующих индивидов, объединненых общими целями и задачами и оказывающих влияние на поведение и личностные особенности друг друга.

Малая группа имеет ряд признаков:

Размер группы (позволяет выполнить конкретную деятельность);

Изменение в установках и поведении индивида вследствии включения его в групповые процессы;

Сформированность внутренней организации;

Функционирование группового давления, побуждающего индивидов к поведению в соответствии с принятыми группой нормами;

Наличие между индивидами определенных контактов;

Осознание индивидом принадлежности к группе.

Параметры оценки (описания) малых групп:

1. Композиция (состав) – характеристика индивидов включенных в группу;

2. Размер – количество людей: обычно нижняя граница – 2-3 человека, верхняя – около 50 человек;

3. структура – структура коммуникаций, структура предпочтений, структура власти и др.

4. групповые процессы – процессы группообразования, процесс развития совместной деятельности и т.д.

5. групповые нормы и ценности – принятые в группе нормы и ценности, правила поведения регулирующие взаимоотношения людей

6. система санкций – способ оказания воздействия на индивида при нарушении им групповых норм и правил.

2. Различные подходы к классификации групп в СП.

В истории СП предпринимались многократные попытки построить классификацию групп.

Существуют различные основания по которым классифицируются малые группы:

1. Если за основание классификации малой группы взять непосредственность контактов то группы подразделяются на первичные и вторичные Первичные группы – это группа людей, между членами которой устанавливаются взаимоотношения, основанные на личностных особенностях (семья, группа друзей и т.д.). Вторичная группа – группа людей, взаимодействие которых обусловлено не эмоциональными связями, а стремлением к достижению определенных целей. (Автор данной классификации – Ч.Кули)

2. По общественному статусу – формальные и неформальные. Формальная группа – группа, в которой позиции и роли ее членов предписаны официально и выражены в соответствующих нормах и предписаниях. Неформальная группа – группа, в которой позиция каждого члена группы определяется не предписанными, а эмоциональными предпочтениями и симпатиями. (Автор классификации – Э.Мейо).


3. По степени значимости группы для индивида – группа членства и референтная группа.

Группа членства – группа, как место пребывания личности, не связанное с ее установками и ценностными ориентациями. Референтная группа – значимый круг общения; круг лиц, ценностные ориентации и установки которых разделяет и принимает личность. (Автор – Г. Хаймен).

В СП нет однозначного мнения об объеме малой группы. С точки зрения Коломинского «малую группу» не следует отождествлять с любой контактной группой. Теодор Миллс считает группой объединение, «состоящее из двух или более индивидов, входящих друг с другом в целевые контакты и придающих этим контактам особое значение». Но здесь неясен верхний предел группы.

Вопрос по поводу нижней границы остается также спорным до сих пор. Дискуссия на эту тему связана со способом возникновения группы. Ян Щепанский, который пытался определить группу только как формальное объединение, считает, что минимальной является группа из трех человек. В диаде фиксируется лишь самая простейшая, генетически первичная форма общения – эмоциональный контакт. Однако диаду весьма трудно рассматривать как субъект деятельности: в диаде конфликт в ходе совместной деятельности неразрешим, так как он приобретает характер чисто межличностного конфликта. Присутствие в групп третьего лица создает новую позицию – наблюдателя, что добавляет существенно новый момент к возникшей системе отношений: этот третий, сам будучи не включен в конфликт, разрешить его.

По мнению других психологов диаду можно считать группой. Т.к., она может быть не только стихийной, неофициальной, но и официальной; уже здесь отношения могут регулироваться институтами, уже эти группы могут обладать определенными общими ценностями. Можно указать на большое число таких групп: экипаж космического корабля, Макаренко создавал трудовые отряды из двух человек и т.д.

Еще более сложной является проблема верхней границы малой группы. Фактически речь здесь чаще всего идет о двух типах общностей, в которых объем, количество членов представляет собой функцию сложных внутренних социально-психологических процессов.

Первый тип – группы, которые дольше уже не делятся на подгруппы, так называемые «элементарные группы». Они состоят из 7 +/- 2 членов. Величина вторичной малой группы зависит от длительности ее существования, частоты контактов и значимости целей деятельности. Высокие характеристики по перечисленным параметрам позволяют назвать верхней границей малой группы 30-40 человек.



 


Читайте:



Презентация на тему ""Уроки французского" В

Презентация на тему

В. Г. Распутин «Уроки французского». Урок литературыв 6 классе Распутин Валентин Григорьевич ( р. 1937), прозаик. Родился 15 марта в селе...

Названия, описания и особенности зимующих птиц

Названия, описания и особенности зимующих птиц

Парфенчук Алефтина ИвановнаДолжность: педагог дополнительного образования.Учебное заведение: МАОУДО города Нижневартовска Центр детского...

Разговорный стиль речи Порядок слов в предложении свободный

Разговорный стиль речи Порядок слов в предложении свободный

Слайд 2 Научиться говорить – значит научиться строить высказывания Слайд 3 В разговорном стиле важнейшую роль играет звуковая сторона речи,...

Сочинение рассуждение на тему деньги Какое значение имеют деньги в жизни человека

Сочинение рассуждение на тему деньги Какое значение имеют деньги в жизни человека

Многие задумываться о роли денег в жизни современного человека и над вопросом можно ли быть счастливым с не большим доходом?Современный человек не...

feed-image RSS