Главная - Снилс
Договор на сумму более 100 тысяч. Ограничения при расчёте наличными для ИП и ООО: сколько можно, а сколько нельзя. О страховых взносах

У вас была проверка кассовой дисциплины в этом году?

90% Нет, не было пока

8% Да, без нарушений

2% Да, закончилась штрафом

Опрос на сайте glavbukh.ru

Налоговики на проверке кассовой дисциплины обнаружили, что за день один покупатель заплатил организации наличными больше 100 000 руб. Инспекторов не смутил тот факт, что контрагент вносил деньги по разным договорам. Ревизоры заявили, что фактически сделка одна, поэтому нужно суммировать все платежи. В целом они превышают лимит расчетов наличными. За это инспекция оштрафовала компанию на 40 000 руб.

Компания посчитала штраф незаконным, обратилась в суд и выиграла дело (постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 7 сентября 2015 г. по делу № А41-27520 /15). Подробностями с нами поделился юрист, который защищал организацию.

Мнение проверяющих

Рассчитываясь наличными с контрагентом, компания должна соблюдать лимит в размере 100 000 руб. Он действует для платежей по одному договору (п. 6 Указания Банка России от 7 октября 2013 г. № 3073-У). Все спорные договоры организации заключили на одинаковых условиях, в один день, на схожий товар. Оплата тоже прошла на одну дату. Это доказывает, что дробление фиктивно. По факту продавец и покупатель действовали в рамках одного договора. Платеж по нему превысил 100 000 руб. Расчет наличными сверх установленных размеров - нарушение, прямо названное в части 1 статьи 15.1 КоАП РФ. Штраф за него составляет до 50 000 руб.

ЮЛИЯ СИДНЕНКО,

советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса

Совет от редакции: считайте лимит по всем договорам за день и переносите платежи

В 2015 году только 1 из 10 ваших коллег столкнулся с проверкой кассовой дисциплины. Это показал опрос на сайте glavbukh.ru . Но штраф за ее нарушение не копеечный. Поэтому безопаснее, чтобы в течение дня расчеты наличными с одним контрагентом по всем договорам укладывались в 100 000 руб. Либо следите за тем, чтобы договоры максимально отличались один от другого. Можно на каждую сделку оформлять свой комплект документов: договор, накладную, счет-фактуру, приходник. А также заключать отдельные договоры на поставку разных групп товаров, устанавливать разные сроки платежа, санкции за опоздание с отгрузкой и оплатой, условия о стоимости доставки. Это убедит если не налоговиков, то судей, что компания получала деньги по разным договорам.

В данном споре судьи пришли еще к одному выводу. В статье 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях говорится о превышении лимита при расчетах наличными с другими организациями. Компания получает деньги от предпринимателей. Значит, оштрафовать ее нельзя. Этот вывод не стоит брать на вооружение. Другие судьи считают, что штраф правомерен и за превышение лимита при расчетах с предпринимателями (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18 февраля 2010 г. по делу № А28-16681 /2009).

Аргументы компании

В заявлении об оспаривании административного штрафа мы указали, что вывод инспекции о единой сделке основан только на предположениях. В течение дня мы заключили с контрагентом несколько однотипных сделок на поставку товара. Но это не противоречит гражданскому законодательству, которое устанавливает принцип свободы договора (п. 1 ст. 421 ГК РФ). Мы не прикладывали к заявлению договоры и первичку на поступившие суммы, поскольку доказывать законность наказания должна инспекция (ч. 1 ст. 65 АПК РФ). Она и предъявила в суд эти документы. Из них видно: на каждый договор есть своя накладная, а также приходник. У каждого договора индивидуальный номер. Он значится в товарных накладных в качестве основания для отгрузки. Это свидетельствует о совершении нескольких сделок, по каждой из которых расчеты не превысили лимита.

ОЛЕГ НИКОЛАЕВ,

юрист ООО «Валерия Линджерие»

Ситуация Аргументы судей

Об уплате налога

Компания не обязана второй раз платить налог, зависший в проблемном банке
Компания отправила в банк платежку по налогам. Деньги ушли со счета организации, но по вине банка не попали в бюджет. Налоговики посчитали налог неуплаченным. Пояснили, что о проблемах банка налогоплательщик должен был знать из публикаций в СМИ. Раз несмотря на это компания обратилась в данный банк, она не планировала платить налог. Налоговики не правы. Статьи в СМИ не являются официальной информацией. Они появились после оформления спорной платежки. Нет и доказательств того, что компания узнала о проблемах банка из иных источников. Налог считается уплаченным, если в банк направили платежку, обеспеченную средствами на счете. Значит, у компании нет долга перед бюджетом (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 августа 2015 г. № 09АП-32935 /2015).

О страховых взносах

Отсутствие зарплаты у директора не основание начислять взносы
Организация не начисляла директору зарплату. Но он подписывал документы, выполнял другую работу. Чиновники решили, что директору нужно было назначить зарплату, равную хотя бы минималке. С нее проверяющие из ПФР начислили страховые взносы. Фонд заблуждается. База для взносов - это сумма начисленных в расчетном периоде выплат (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Но компания не начисляла зарплату. А закон не позволяет считать взносы исходя из МРОТ или других величин (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 20 августа 2015 г. № Ф09-5642 /15).

О НДФЛ

Компенсация освобождена от НДФЛ, даже если работник управляет машиной по доверенности
Инспекция на проверке потребовала удержать НДФЛ с компенсации за использование личного автомобиля. Налоговики обратили внимание на то, что работник управляет машиной по доверенности. А по их мнению, от налога освобождена только компенсация, которую платят собственникам имущества. Доначисления незаконны. Компенсация за использование личного имущества в служебных целях освобождена от НДФЛ. Законодатель не раскрывает термин «личное имущество». Поэтому им можно считать любое, используемое работником на законных основаниях. В том числе автомобиль, эксплуатируемый по доверенности (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 августа 2015 г. по делу № А56-4823 /2014).

О рентабельности

Убыточные компании тоже имеют право на вычет НДС
Проверяющие отказали в вычете НДС и его возмещении. Решили, что компания стремится к необоснованной налоговой выгоде. Недаром организация делает низкую наценку на товар, недостаточную для окупаемости расходов и получения прибыли. Организация имеет право на вычет. Он подтвержден документально и не зависит от убытков или наценки. В проверяемом периоде компания выходила на рынок, используя низкую наценку для формирования спроса. Потом цену повысили, деятельность стала прибыльной. Из этого ясно: низкая наценка оправдана деловой целью, а не налоговой выгодой (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 6 августа 2015 г. № 09АП-26910 /2015).

Казенное общеобразовательное муниципальное учреждение проводит ремонт зрительного зала в школе, планируется приобретение кресел за счет средств федерального бюджета. Может ли учреждение одновременно заключить несколько договоров до 400 тысяч рублей (каждый на поставку кресел) в соответствии с п.5 ч.1 ст.93 44-ФЗ? Можно ли использовать федеральные средства при заключении договоров с единственным поставщиком на поставку кресел, минуя конкурентные способы осуществления закупки?

Ответ

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Если заказчик заключит несколько договоров до 100 тысяч рублей с одним и тем поставщиком и по одному и тому же предмету, органы финансового контроля или прокуратура могут установить факт искусственного дробления закупки с целью ухода от конкурентных способов определения поставщика и, как следствие, факт неэффективного расходования бюджетных средств.

Однако, Законом № 44-ФЗ не запрещено закупать одноименные товары у единственного поставщика несколькими контрактами.

Таким образом, заказчику следует самостоятельно определиться с выбором способа определения поставщика или осуществления закупки у единственного поставщика.

В рамках Закона № 44-ФЗ заказчик вправе заключать контракт с единственным поставщиком на поставку любых товаров, в том числе и кресел. Такой контракт будет оплачиваться из выделенных конкретному заказчику лимитов бюджетных обязательств.

Таким образом, при стоимости товаров до 100 тысяч или 400 тысяч рублей вы вправе заключить контракт с единственным поставщиком на основании п. 4 или 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Возможно ли заключение контрактов на текущий ремонт четырех кабинетов одного здания с одним и тем же подрядчиком на одни и те же виды работ с разбивкой на 4 контракта до 100 тыс. руб.?

Пунктом 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе определено, что закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании данного пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать пять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.

Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений. В отношении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего закупки для обеспечения федеральных нужд государственных органов, образованных для обеспечения деятельности Президента РФ, Правительства РФ, расчет указанных ограничений годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, производится раздельно для такого федерального органа исполнительной власти и каждого такого государственного органа.

Напоминаем, что согласно ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Отмечаем, что согласно ч. 1, 2 ст. 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям данного закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

При этом обращаем внимание, что согласно ч. 5 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчик, выбирая способ закупки, не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки (например, дробление объекта закупки).

Вместе с тем, исходя из п. 1, 2 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений Бюджетного кодекса РФ. Государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных п. 3 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ.

Отмечаем, что согласно ст. 34 Бюджетного кодекса РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Таким образом, несмотря на то, что п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе прямо не запрещает заказчику осуществлять в один день несколько закупок на основании данного пункта (при соблюдении определенных условий) со схожими объектами закупок (например, текущий ремонт четырех кабинетов заказчика) с одним и тем же поставщиком (подрядчиком, исполнителем), не исключается ситуация, при которой осуществление таких закупок по решению контрольного органа в сфере закупок либо иного контролирующего органа будет признано имеющим признаки дробления объекта закупки, неэффективного использования бюджетных средств, ограничения конкуренции, других злоупотреблений в сфере таких закупок, которые влекут нарушение Закона о контрактной системе, Бюджетного кодекса РФ.

Как заключать контракты до 100 000 и 400 000 руб.

Заказчик вправе не применять конкурентные процедуры для закупок на сумму до 100 000 и до 400 000 руб. Достаточно заключить контракт с единственным поставщиком на основании пункта 4 или 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Размещать извещение в ЕИС, обосновывать закупку и уведомлять контрольный орган о том, что вы заключаете контракт, не нужно. Не обязательно требовать от поставщика обеспечение контракта и включать в договор расчет цены. Экспертизу полученных товаров, работ, услуг заказчик вправе провести своими силами.

Для малых закупок установлены лимиты. Их рассчитывают от величины совокупного годового объема закупок (СГОЗ).

Совокупный годовой объем закупок не равен годовому объему закупок по плану-графику.

Как рассчитать СГОЗ

СГОЗ = А + Б + В,

А - сумма контрактов, которые заказчик заключил в предыдущие годы, а оплатит в текущем году. Например, вы заключили контракт в 2015 году, но часть поставленных по нему товаров оплатите только в 2016-м. Оплату, которая пройдет в 2016 году, включите в СГОЗ этого года;

Б - сумма контрактов, которые заказчик заключил, исполнил и оплатил в отчетном году;

В - разница между общей суммой контрактов, которые заказчик заключил в отчетном году, и остатком платежей по этим контрактам, перенесенным на последующие годы. Например, в 2016 году вы заключили контракт на общую сумму 500 000 руб. Часть средств в размере 300 000 руб. вы оплатите в 2016 году, а оставшиеся 200 000 руб. - в 2017 году. В СГОЗ 2016 года включите 300 000 руб.

Какой лимит установлен для закупок до 100 000 руб.

Заказчик вправе заключать контракты на сумму до 100 000 руб. только в рамках лимита. годовой объем таких закупок не должен превышать 5 процентов от СГОЗ и составлять более 50 млн руб. Либо вам нужно уложиться в 2 млн руб. Заказчик сам решает, какой способ выбрать, чтобы рассчитать лимит.

Лимит закупок до 100 000 руб. для гособоронзаказа

Способ, который выбрал заказчик, чтобы рассчитать лимит малых закупок, будет действовать и в рамках гособоронзаказа. Поэтому рассчитывать отдельно лимит в рамках оборонного заказа не нужно. Свой выбор вы можете отразить в приказе или распоряжении. Это зависит от порядка делопроизводства, который установлен в вашем учреждении. Закон № 44-ФЗ не обязывает заказчиков оформлять выбор способа, которым рассчитывают лимит малых закупок, документально. Так считает Минфин России (п. 1 письма Минфина России от 7 мая 2015 г. № 02-02-08/26427).

Когда лимиты на закупки до 100 000 руб. не действуют

В 44-ФЗ предусмотрены два исключения.

Исключение 1. Ограничения по лимиту не действуют для муниципальных нужд сельских поселений. Например, администрации сельских поселений и их подведомственные учреждения заключают контракты до 100 000 руб. без ограничений.

Исключение 2. Госорганы, которые проводят закупки для нужд Президента РФ и Правительства РФ, рассчитывают годовой лимит закупок до 100 000 руб. в особом порядке. Расчет производят отдельно по каждому госоргану.

Об этом сказано в пункте 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Какой лимит установлен для закупок до 400 000 руб.

Годовой объем закупок до 400 000 руб. не должен:

  • превышать 50 процентов СГОЗ;
  • составлять более чем 20 млн руб.

Так, если СГОЗ заказчика составляет 20 млн руб., он вправе заключить контракты по пункту 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ на сумму 10 млн руб. в год. Теперь допустим, что СГОЗ равен 50 млн руб. Тогда заключить контракты по упомянутому пункту заказчик сможет только в рамках 20 млн руб. в год.

Кто вправе заключать контракты до 400 000 руб.

Заключать контракты на сумму до 400 000 руб. вправе только следующие заказчики:

  • образовательные учреждения, для которых основной вид работы - образовательная деятельность по лицензии;
  • учреждения культуры, уставные цели которых - сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия;
  • зоопарки, планетарии, парки культуры и отдыха, заповедники, ботанические сады, национальные, природные или ландшафтные парки, театры, концертные или телерадиовещательные учреждения, цирки, музеи, дворцы культуры, клубы, библиотеки, архивы;
  • физкультурно-спортивные организации.

Если стоимость договора по 223-ФЗ превышает 100 тыс. руб., то сведения о закупке должны быть размещены в Единой информационной системе (ЕИС). Зачастую сумма бывает превышена из-за заключения допсоглашения, предусмотренного договором. В каких случаях нужно публиковать сведения о малой закупке в ЕИС и какие возможны нарушения на таких торгах, рассказали эксперты Т94.

"Согласно 223-ФЗ, заказчик вправе не размещать в ЕИС сведения о закупке до 100 тыс. руб., — напомнил Сергей Фахретдинов, руководитель комитета "Деловая Россия" по развитию взаимодействия бизнеса и госкомпаний. - Также, в случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более 5 млрд руб., заказчик вправе не размещать в ЕИС сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 500 тыс. руб".

Как сообщили Т94 в пресс-службе Министерства экономического развития РФ, считается, что в этих случаях заказчиком осуществляются мелкие закупки, и целесообразность проведения конкурентных торговых процедур отпадает. Также заказчик вправе не размещать в ЕИС информацию о закупке, когда заключаются несколько договоров в рамках одной закупки, суммарная стоимость которой в конце финансового года превышает 100 тыс. руб. По словам Сергея Фахретдинова, такой возможностью нередко пользуются заказчики. Ведь в этом случае не нужно показывать закупку. Провести ее можно у единственного поставщика, что гораздо проще, чем при конкурентных процедурах.

Но существует и противоположная ситуация, когда закупка, наоборот, не разбивается на несколько мелких, а небольшие, но различные, товарные группы объединяется в одну крупную закупку. Госзаказчикам легче провести закупку по одному лоту у крупного интегратора-поставщика, нежели искать возможных поставщиков среди малого и среднего бизнеса, поясняет Сергей Фахретдинов. В МЭР отмечают, что прямые закупки у поставщика до 100/500 тыс. руб. заказчик вправе не включать в план закупок, но сведения о них отображаются в ежемесячном отчете и полугодовом отчете для Федеральной службы государственной статистики.

"Закон о закупках не регламентирует ценовой порог закупки у единственного источника, заказчик делает это самостоятельно в положении о закупке, руководствуясь положениями статьи 2 закона. Если положением о закупке предусмотрена возможность закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика на сумму, например, до 250 тыс. руб., то сведения о таких закупках, если они превышают 100 тыс. руб., а годовая выручка заказчика за предыдущий год не превышает 5 млрд руб., также должны публиковаться в ЕИС", — пояснили в министерстве.

Для популяризации закупок до 100 тыс. руб. необходимо создать подобие "электронного магазина", где процедура будет понятной, простой и автоматизированной, предлагает Сергей Фахретдинов. "Информационная открытость создаст конкурентную среду среди поставщиков и широкий выбор для заказчиков", — отмечает эксперт.

Если говорить о допсоглашениях, которые могут быть предусмотрены договором, то они заключаются по мере необходимости. Информация же о малых закупках подлежит размещению в ЕИС, в случае, когда они осуществляются на конкурентной основе, подчеркивают в Минэкономразвития.

Примеров нарушений на торгах по малым формам закупок в министерстве не назвали. Рассказали только, что часто бывают случаи, когда разбивают одну крупную закупку на несколько мелких, но не для того, чтобы ее скрыть, а для того, чтобы оплачивать контракт "траншами" в несколько этапов.

Что касается закона о контрактной системе, где есть пункт о таких малых закупках, то о нем Т94 подробно рассказал Николай Баранов, заместитель директора Центра профессионального развития государственных служащих академии при Президенте РФ. "44-ФЗ также не обязывает заказчика размещать в ЕИС информацию о закупках до 100 тыс. руб. Но заказчику необходимо вести учет и регистрацию всех контрактов, хранить всю документацию. В конце финансового года по таким закупкам необходимо будет отчитаться путем составления отчетов, которые размещаются в ЕИС", — говорит эксперт.

Согласно закону о контрактной системе, при осуществлении закупки у единственного поставщика заказчик размещает в ЕИС извещение об осуществлении такой закупки не позднее, чем за пять дней до даты заключения контракта. Но на закупку до 100 тыс. руб. это требование не распространяется. Кроме этого, в госзакупках действует постановление, где говорится, что заказчики размещают отчет об исполнении госконтракта и о результатах отдельного этапа его исполнения в ЕИС в сфере закупок. Но также на закупку до 100 тыс. руб. это требование не распространяется.

По словам Николая Баранова, заключать дополнительные соглашения госзаказчикам невыгодно, им проще провести новую закупку. Но если подписание соглашения случилось, то сведения о закупке нужно публиковать в ЕИС постфактум, ограничение только по лимитам таких закупок. За всем этим процессом и соблюдением лимитов должен следить контрактный управляющий.
Относительно нарушений в рамках контрактной системы, эксперт отметил, что заказчик может быть привлечен к ответственности за намеренное дробление до 100 тыс. руб. той закупки, которую можно было провести конкурентным способом — например, идентичных товаров, работ, услуг. В таком случае Федеральная антимонопольная служба может обязать заказчика провести закупку иначе.

Итак, в случае не размещения информации о закупке в ЕИС, нарушителю грозит штраф. Для должностных лиц по 223-ФЗ он составляет от 30 тыс. до 50 тыс. руб., а для юрлиц — от 100 тыс. до 300 тыс. руб. Меры наказания подробно описаны в Кодексе об административных правонарушениях. В Минэкономразвития говорят, что обычно информацию о мелких закупках не утаивают, это вредит репутации заказчика. Эксперты отмечают, что и в рамках контрактной системы заказчики редко скрывают закупки, немногим превышающие 100 тыс. руб. Чаще всего они попадаются на нарушении лимитов. В этом случае заказчик может быть привлечен к административной ответственности и оштрафован на сумму свыше 30 тыс. руб. Чтобы избежать наказания рублем, заказчику необходимо отслеживать потраченные суммы и вести отдельный реестр для таких контрактов.

Указание ЦБ РФ от 7 октября 2013 г. № 3073-У устанавливает лимит наличных расчетов деньгами между юридическими лицами в 2019 году. Расчеты между физическими лицами наличными деньгами не ограничиваются.

Главное новшество – на некоторые наличные расчеты юридических лиц и ИП смогут тратить только деньги, снятые с банковского счета и внесенные в кассу.

Есть запрет на выдачу наличных из кассы из наличной выручки на цели, не упомянутые в указании ЦБ. Т.е., чтобы выдать сотруднику заём, нужно взять наличную выручку, сдать ее в банк, потом получить сумму займа наличными в банке по чеку, и только из полученных в банке наличных выдать заём. Естественно, обслуживающий банк получает прибыль в виде комиссии за прием и выдачу наличных. Это, судя повсему, и есть основная цель запрета, чтобы народ больше платил комиссии своему банку.

Из выручки, займов, возврата неизрасходованных подотчетных денег и всех прочих сумм, поступивших в кассу не со счета вашей организации (ИП), наличные денежные расчеты, не поименованные в списке разрешенных, проводить нельзя.

А вот и приятные нововведения наличных расчетов - ИП вправе забрать выручку из кассы на свои личные нужды без ограничения по сумме. Достаточно составить РКО - (расходник) с формулировкой «На личные (потребительские) нужды ИП».

А вот предельный лимит расчета наличными остался неизменным: 100 000 руб. в рамках одного договора между юридическими лицами и ИП (далее - участники наличных расчетов).


к меню

Кто является участниками, на которые действуют лимит наличных расчетов

Максимальный размер расчетов наличными деньгами составляет 100 000 руб. Это ограничение распространяется на наличные расчеты:

  • между организациями;
  • между организацией и индивидуальным предпринимателем;
  • между индивидуальными предпринимателями.

Расчеты с участием граждан осуществляются без ограничения суммы. То есть компания или предприниматель вправе получать или передавать гражданам наличные суммы без ограничений и лимит расчетов наличными не соблюдать.


к меню

На что НЕ распространяется лимит расчета наличными деньгами?

Наличные без ограничения можно расходовать в случае:

  • выплаты заработной платы;
  • выплаты начислений социального характера;
  • выдачи денег под отчет;
  • расходования средств на личные нужды предпринимателя, при условии что выплата не будет направлена на его предпринимательскую деятельность.

к меню

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Текст постановления №3073-У ЦБ РФ Об Осуществлении Наличных Расчетов

Настоящее Указание устанавливает правила осуществления наличных расчетов в РФ в валюте РФ, а также в иностранной валюте с соблюдением требований валютного законодательства РФ.

1. Настоящее Указание не распространяется на наличные расчеты с участием Банка России, а также на:

наличные расчеты в валюте РФ и в иностранной валюте между физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями;

банковские операции, осуществляемые в соответствии с законодательством РФ, в том числе нормативными актами Банка России;

осуществление платежей в соответствии с таможенным законодательством РФ и законодательством РФ о налогах и сборах.

к меню

Вопросы-ответы по ограничениям наличными 100000 руб.

Итак, мы видим, что Указание устанавливает Лимит расчета наличными для оплаты наличных расчетов между юридическими лицами и ИП с 2014, который по величине не изменился и равен 100 000 рублей по одному договору.

Можно ли в один кассовый день производить операции с одним и тем же контрагентом на сумму более 100 тыс рублей

Да, можно по нескольким договорам не более 100 тыс. руб. по одному договору в один день. Написано: "Наличные расчеты в валюте РФ и иностранной валюте между участниками наличных расчетов в рамках одного договора , заключенного между указанными лицами".

Внимание!

Если предмет договора и все остальные условия остались прежними в других договорах, то велика вероятность, что суд может признать (некоторые суды и признают), такие договора "одним договором".

Выдача работнику наличные под отчет на командировку

Можете выдать их в том числе за счет наличной выручки и нарушения кассовой дисциплины в этом случае не будет. Потому что деньги, потраченные на командировку, - это расходы организации, то есть оплата товаров, работ, услуг, приобретаемых в ее интересах. А на такую оплату расходовать наличную выручку разрешено. И неважно, выдаете ли вы деньги авансом или возмещаете работникам уже потраченные суммы.

к меню

Штраф за несоблюдение кассовой дисциплины

Если юридическое лицо или ИП превышают размер 100 000 руб. по одному договору, то это считается нарушением порядка работы с наличными. За это предусмотрен штраф по .

Для организаций его сумма составляет от 40 000 до 50 000 руб. Для ответственного работника (должностного лица) - от 4000 до 5000 руб. Но привлечь организацию к ответственности инспекторы вправе в течение двух месяцев с момента нарушения (ч. 1 и подп. 6 ч. 1 ).

Арбитражная практика подтверждает такую позицию. Так, например, за нарушение лимита наличных расчетов можно привлечь организацию, которая получает деньги (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 30 ноября 2010 г. по делу № А28-2959/2010). Причем даже если деньги платит предприниматель (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18 февраля 2010 г. по делу № А28-16681/2009).

Такой же порядок действует и на расчеты по договору мены. В нем обе стороны являются одновременно и покупателем, и продавцом (

Учреждение планирует заключить с единственным поставщиком контракты на общую сумму 400 тыс. руб., разбив их на четыре контракта - до 100 тыс. руб. каждый. Правомерно ли это с точки зрения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"? Обязательно ли проводить конкурсные процедуры?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Формально заключение заказчиком на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ нескольких договоров с одним и тем же поставщиком на приобретение одних и тех же товаров на общую сумму более 100 тысяч рублей не противоречит Закону N 44-ФЗ, однако при определенных обстоятельствах может быть квалифицировано как нарушение.

Обоснование вывода:

Пункт 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) предусматривает возможность осуществить закупку товара, работы или услуги у единственного поставщика на сумму, не превышающую 100 тысяч рублей.

В силу п. 3 ст. 3 Закона N 44-ФЗ под закупкой товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд понимается совокупность действий, осуществляемых в установленном этим федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Исходя из названной нормы, а также ч. 2 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, закупка, осуществляемая у единственного поставщика на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 этого федерального закона, начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

Таким образом, заключение и исполнение каждого из контрактов, заключаемых на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, представляет собой отдельную закупку.

Закон N 44-ФЗ не содержит понятия одноименности товаров, работ и услуг и не ограничивает возможность заключения с одним и тем же поставщиком нескольких договоров на приобретение одних и тех же товаров по основанию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, в течение какого-либо календарного периода времени. По смыслу п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ ограничение суммы закупки (сто тысяч рублей) установлено в отношении именно одной закупки товара, работы или услуги (то есть, по существу, в отношении цены одного договора), а не одного вида товара, работы или услуги, которые заказчик вправе приобретать на основании этой нормы у единственного контрагента в течение календарного года, в том числе на основании нескольких договоров.

Таким образом, формально заключение заказчиком на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ нескольких договоров с одним и тем же поставщиком на приобретение одних и тех же товаров на общую сумму более 100 тысяч рублей не противоречит Закону N 44-ФЗ.

Однако необходимо учитывать и вероятность иного подхода. Поскольку закупка у единственного контрагента допускается Законом N 44-ФЗ только в качестве исключения из общего правила, вполне возможно, что приведенная в вопросе ситуация может оцениваться с учетом правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 12.07.2011 N 2518/11. Эта позиция предполагает, что искусственное разделение (дробление) единого заказа на группу однородных с целью ухода от проведения торгов недопустимо. Хотя эта позиция была сформулирована применительно к п. 14 ч. 2 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", в настоящее время утратившего силу, она, как мы полагаем, может сохранять актуальность и в настоящее время, поскольку п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ связывает возможность осуществления одной закупки товара, работы или услуги без проведения конкурентных процедур (у единственного контрагента) с установленным в этой норме суммовым ограничением, фактическое превышение которого в результате искусственного дробления одного объекта закупки также может рассматриваться как уклонение от проведения конкурентных процедур, иначе говоря, избрание ненадлежащего способа закупки*(1). При таком подходе указанные в вопросе контракты, заключенные одновременно либо в пределах непродолжительного периода времени с одним поставщиком на поставку одних и тех же товаров, могут квалифицироваться как притворные сделки, прикрывающие сделку, направленную на приобретение общего количества товаров (п. 2 ст. 170 ГК РФ). Это дает основание рассматривать упомянутые в вопросе закупки как одну (на сумму свыше 100 тысяч рублей), в отношении которой заказчиком выбран ненадлежащий способ определения поставщика, что может быть квалифицировано как административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.ч. 1, 2 ст. 7.29 КоАП РФ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей



 


Читайте:



Разговорный стиль речи Порядок слов в предложении свободный

Разговорный стиль речи Порядок слов в предложении свободный

Слайд 2 Научиться говорить – значит научиться строить высказывания Слайд 3 В разговорном стиле важнейшую роль играет звуковая сторона речи,...

Сочинение рассуждение на тему деньги Какое значение имеют деньги в жизни человека

Сочинение рассуждение на тему деньги Какое значение имеют деньги в жизни человека

Многие задумываться о роли денег в жизни современного человека и над вопросом можно ли быть счастливым с не большим доходом?Современный человек не...

Особенности увольнения руководителя организации

Особенности увольнения руководителя организации

Смена менеджмента компании – обычное дело в бизнес-практике. Такой шаг может быть связан с неудовлетворительными результатами работы ООО,...

Дифференциация продукта как барьер входа на рынок

Дифференциация продукта как барьер входа на рынок

Процесс дифференциации (differentiation) используется в маркетинге для повышения конкурентоспособности товара компании на рынке и заключается в...

feed-image RSS