Реклама

Главная - Исчисление
Юри ди че ское лицо. Смотреть что такое "Юридическое лицо" в других словарях. Понятие юридических лиц

При этом, некоммерческие организации могут в процессе своей деятельности, использования своего имущества получать прибыль, но:

  • во-первых, как уже было сказано, ее получение не является целью;
  • во-вторых, полученная в процессе деятельности прибыль не распределяется между создавшими организацию лицами, а направляется на решение задач, для которых создавалась организация.

Гражданским законодательством предусмотрен ряд конкретных организационно-правовых форм, в которых могут создаваться юридические лица, их перечень дан в п. 2, 3 ст. 50 ГК РФ .

Так, коммерческие организации в зависимости от порядка их создания и управления ими, правового режима их имущества, прав лиц, создающих коммерческую организацию, в отношении ее имущества и т.д., могут быть созданы в формах хозяйственного товарищества и (или) общества, крестьянского фермерского хозяйства, хозяйственного партнерства, производственного кооператива, государственного и (или) муниципального унитарного предприятия (п. 2 ст. 50 ГК РФ).

По другим основаниям все организации также разграничиваются на две большие группы: корпоративные и унитарные (ст. 65.1 ГК РФ). Критериями отнесения юридического лица к той или иной группе, в данном случае, является то, строится ли организация на основе:

  1. участия (членства)
  2. формируют ли участники (члены) высший орган управления организацией.

Правосубъектность юридического лица

В юриспруденции под правосубъектностью любого лица принято понимать совокупность его правоспособности и дееспособности. При этом под правоспособностью понимается способность обладать правами, под дееспособностью – способность своими действиями реализовывать права, создавать для себя и нести обязанности. Кроме того, иногда в качестве третьего элемента правосубъектности выделяется деликтоспособность – способность нести ответственность за результат своих действий (бездействия).

В отношении юридических лиц закон оперирует понятием правоспособность (ст. 49 ГК). При этом под правоспособностью юр лица понимается способность и иметь права и нести обязанности.

В соответствии с пунктом 3 указанной статьи правоспособность возникает в с момента внесения юридического лица в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.

Правоспособность, по общему правилу, может быть универсальной (т.е. общей) и специальной (т.е. ограниченной).

Согласно пункту 1 указанной статьи права юридического лица (и соответственно, обязанности) должны соответствовать целям его деятельности, закрепленным в учредительном документе.

Учитывая, что, как указывалось выше, основной целью создания и деятельности коммерческих организаций является извлечение прибыли, очевидно, что правосубъектность коммерческих организаций – универсальная, т.е. коммерческие организации могут иметь любые права и нести любые обязанности. Именно такая норма содержится в части 2 пункта 1 указанной статьи.

Вместе с тем, в данном же пункте делается отсылка на ряд нормативных актов, согласно которым некоторые коммерческие организации имеют ограниченную правосубъектность, т.е. их деятельность ограничена рамками целей их создания. К таким юридическим лицам, в частности, относятся: унитарные предприятия, ипотечные агенты (ст. 8 ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах» от 11.11.2003 № 152-ФЗ), кредитные организации (ст. 5 ФЗ «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395-1), микрофинансовые организации (ст. 12 ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» от 02.07.2010 № 151-ФЗ) и другие.

Кроме того, согласно, части 3 пункта 1 указанной статьи некоторых виды деятельности могут осуществляться организациями только на основании:

  1. лицензии;
  2. (далее – СРО);
  3. выданного СРО свидетельства о допуске к выполнению определенного вида работ.

Основным нормативным правовым актом в сфере лицензирования является ФЗ от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» . Так, пунктом 1 статьи 12 указанного Федерального закона закреплен перечень видов деятельности, для осуществления которых требуется наличие лицензии.

Особо следует обратить внимание, что пунктом 3 статьи 12 указанного ФЗ закреплено важное требование, призванное обеспечить защиту прав лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность: введение лицензирования иных (не предусмотренных указанным Федеральным законом) видов деятельности возможно только путем внесения соответствующих изменений в указанный Федеральный закон.

Читайте также: Продажа доли, принадлежащей ООО - форма Р14001 образец заполнения заявления в 2019 году

Вместе с тем, необходимо учитывать, что указанный в данном пункте перечень не является исчерпывающим. Так, пунктом 2 статьи 1 указанного Федерального закона закреплен перечень видов деятельности, порядок лицензирования которых определяется специальными федеральными законами.

К таким видам деятельности относятся, например: деятельность в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст. 18 ФЗ от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»), деятельность кредитных организаций (ст. 13 ФЗ от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»), деятельность страховых организаций (ст. 32 Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации») и т.д.

Кроме того, пунктом 4 указанной статьи предусмотрено, что ряд видов деятельности лицензируется в соответствии с нормами ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», но с учетом особенностей порядка лицензирования, которые могут быть предусмотрены иными федеральными законами. К таким видам деятельности относятся, например, частная детективная (сыскная) деятельность и частная охранная деятельность (статьи 6, 11.2 Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»), предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами (статья 192 Жилищного кодекса РФ от 29.12.2004 № 188-ФЗ).

Как указывалось выше, другими, помимо лицензирования, возможными ограничениями для деятельности юридических лиц является требования их обязательного членства в СРО, либо наличие выданного СРО специального разрешения на выполнение определенного вида работ.

Так, например, членство в СРО необходимо юридическому лицу для проведения инженерных изысканий, подготовки проектной документации, капитального ремонта объектов капитального строительства и др. (статья 55.8 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ), осуществления оценочной деятельности (статья 4 ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.1998 № 135-ФЗ), аудиторской деятельности (пункт 1 статьи 3 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ), организации азартных игр (статья 6 ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и организации азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 29.12.2006 № 244-ФЗ).

Общие правила создания, деятельности СРО, членства в них, определяются ФЗ «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 № 315-ФЗ.

Очевидно, что, как следует из приведенных выше примеров, все ограничения деятельности юридических лиц связаны либо с повышенной опасностью деятельности, осуществляемой юридическим лицом (строительство и т.д.), либо повышенной экономической ответственностью (аудиторская деятельность и т.д.).

Место нахождения и адрес юридического лица

Определение места нахождения юридического лица продиктовано несколькими факторами; отметим некоторые, наиболее важные из них.

Во-первых, место нахождения наряду с наименованием, организационно-правовой формой, является одним из важнейших идентификационных признаков юридического лица, позволяющих отграничить его от иных, схожих с ним, участников гражданского оборота. Необходимость четкого определения места нахождения юридического лица подчеркивается тем, что место нахождения должно быть определено в уставе (учредительных документах) юридического лица.

Во-вторых, место нахождения юридического лица обладает существенным влиянием на его налогообложение. Данное обстоятельство обусловлено тем, что, помимо федеральных налогов и сборов, которые действуют на всей территории Российской Федерации, установлены и взимаются налоги субъектов Российской Федерации и местные налоги и сборы. При этом, многие элементы налогообложения (ставка налога, порядок и сроки уплаты авансовых платежей и т.д.), устанавливаются, соответственно, представительными органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, подлежат применению на конкретных территориях. Таким образом, сумма налогов, уплачиваемая юридическими лицами, место нахождения которых находится в разных регионах (местностях), может существенно отличаться.

В-третьих, место нахождения юридического лица имеет, за некоторыми исключениями, решающее влияние на подсудность рассмотрения споров в суде, в случае их возникновения.

Так, по общему правилу, согласно статье 35 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ), иск предъявляется по месту нахождения ответчика. В случае, если место нахождения ответчика не известно, иск предъявляется по выбору истца, т.е:

  • либо по месту нахождения имущества ответчика;
  • либо по последнему известному месту нахождения ответчика (статья 36 АПК РФ).

Аналогичная норма содержится в статье 28 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) – иск к организации предъявляется по месту ее нахождения.

Данные нормы подлежат применению в большинстве случаев, кроме т.н. «подсудности по выбору истца» (когда суд, в который подается иск определяется самим истцом), «исключительной подсудности» (когда суд, в который должен быть предъявлен иск определен законом) и «договорной подсудности» (когда суд, в котором будет рассматриваться спор, в случае его возникновения, определяется договором, соглашением между сторонами).

Согласно пункту 2 статьи 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, при которой указывается наименование населенного пункта или муниципального образования.

Как правило, государственная регистрация юридического лица производится по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа; в случае его отсутствия государственная регистрация производится по месту нахождения иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности (пункт 1 статьи 13 ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Достаточно близко к понятию «место нахождения» примыкает понятие «адрес юридического лица». Требование об обязательном указании в едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) адреса юридического лица закреплено в части 1 пункта 3 статьи 54 ГК РФ.

Участниками гражданских правоотношений являются не только физические лица (граждане), но и юридические лица - организации, специально создаваемые для участия в гражданском обороте. Поскольку гражданский оборот носит имущественный, товарный характер, участвовать в нем могут лишь независимые, самостоятельные товаровладельцы, имеющие собственное имущество. Поэтому у юридических лиц должно быть свое имущество, обособленное от имущества их создателей (учредителей, участников). Этим имуществом они будут отвечать перед своими кредиторами (контрагентами).

Юридическое лицо - это субъект гражданского права, представляющий собой организацию, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ч.1 ст. 48 ГК РФ)

Смысл конструкции юридического лица:

  • закрепление определенного имущества за организацией в целом означает его выбытие из состава имущества ее учредителей (участников), что значительно уменьшает риск их возможных потерь от участия в обороте.

Замечание

Казалось бы, по смыслу конструкции юридического лица неблагоприятные имущественные последствия его деятельности по общему правилу относятся на имущество этого субъекта (организации), а не на собственное имущество субъектов, учредивших это юридическое лицо.

Однако часто именно учредители (участники) управляют деятельностью созданного ими субъекта, а нередко прямо или косвенно участвуют в ней и тем самым в имущественном обороте.

Признаки юридического лица

Можно выделить следующие четыре ключевых признака юридического лица (ст. 48 ГК):

  1. организация (наличие организационного единства);
  2. наличие правосубъектности;
  3. наличие обособленного (автономного) имущества;
  4. несение самостоятельной ответственности данным имуществом.

Подробнее

Исходный признак всякого юридического лица - его организация или организационное единство . Юридическое лицо - организация, признанная в качестве субъекта права (носителя прав и обязанностей) законом. Признание той или иной организации законом в качестве юридического лица означает:

  • соответствие данной организации одной из предусмотренных (признанных) законом организационно-правовых форм и всем предъявляемым к данной форме требованиям;
  • ее государственную регистрацию и включение в Единый государственный реестр юридических лиц (ст. 51 ГК).

Юридическое лицо - правосубъектная организация, которая самостоятельно (от своего имени) выступает в гражданском обороте, т.е. приобретает имущественные и личные неимущественные права и несет обязанности, может быть истцом и ответчиком в суде, т.е. быть носителем не только материальных, но и процессуальных прав и обязанностей. Возможность самостоятельного выступления юридического лица в гражданском обороте и в процессуальных отношениях обеспечивают прежде всего:

  1. место его нахождения;
  2. наименование и другие средства индивидуализации;
  3. его органы, участники, работники.

Юридическое лицо имеет обособленное (автономное) имущество , т.е. имущество, юридически и экономически не совпадающее с имуществом (отличающееся от имущества) ее учредителя (участников) или вообще любых других лиц.

Наличие у юридического лица обособленного имущества предопределяет несение самостоятельной ответственности данным имуществом , которая по общему правилу распространяется на все обособленное имущество, а значит, является полной (ст. 56 ГК). Из этого правила есть исключение: некоторые юридические лица (учреждения) отвечают по своим обязательствам не всем своим имуществом, а только определенной его частью.

Альтернативное мнение

Б.М. Гонгало (см. Гражданское право: Учебник. В 2 т. / Под ред. Б.М. Гонгало. Т. 1. 2-е изд. перераб. и доп.– М.: Статут, 2017. – 511 с. С.114-118) отмечает, что юридическое лицо характеризуется рядом материальных и правовых признаков (совокупность указанных признаков выделена О.А. Красавчиковым, а соответствующая концепция получила в науке название «теория организации»).

К числу материальных признаков относятся следующие:

  1. Внутреннее организационное единство и внешняя автономия.
    • Под внутренним организационным единством юридического лица понимается система существенных взаимосвязей всех структурных подразделений организации между собой и подчинение их руководящему органу. Благодаря внутреннему организационному единству юридическое лицо предстает не как известная совокупность (набор) образующих его элементов (цехов, отделов, служб), но как единое целое.
    • Внешняя автономия есть мера самостоятельности данной организации (юридического лица) в отношениях с другими лицами, причем указанная мера самостоятельности присутствует как во взаимоотношениях с учредителями (участниками) данного юридического лица, так и в отношениях со всеми иными лицами.
  2. Экономическое единство и обособленность имущества.
    • Суть экономического единства в том, что имущество юридического лица принадлежит именно ему, а не структурным подразделениям. Им оно вверяется лишь в техническое управление.
    • Мерой обособленности имущества юридического лица является право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, принадлежность юридическому лицу имущественных прав и т.п. По общему правилу юридические лица обладают имуществом на праве собственности. Собственниками имущества являются хозяйственные товарищества и общества, кооперативы, общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды и др. Право хозяйственного ведения имеют государственные и муниципальные унитарные предприятия. Собственниками же имущества являются соответственно Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, а также муниципальные образования. Правом оперативного управления на принадлежащее им имущество обладают казенные предприятия и учреждения.
  3. Руководящее единство . Оно выражается в том, что каждое юридическое лицо имеет один руководящий (высший) орган (не может быть двоевластия). Чаще всего деятельность юридического лица организуется системой органов (например, общее собрание, совет директоров, генеральный директор). Каждый из органов имеет широкий круг полномочий. Но руководящий (высший) орган – один (в приведенном примере – общее собрание).
  4. Функциональное единство , которое выражается в том, что каждое структурное подразделение и каждый орган выполняют специфическую функцию. Содержание ее подчинено целям образования и деятельности юридического лица. В результате – единство действий соответствующего юридического лица.

К числу правовых признаков юридического лица можно отнести следующие:

  1. Законность образования юридического лица. Это означает, что не должны противоречить закону цели, для достижения которых образуется юридическое лицо. Кроме того, должны соблюдаться порядок и условия образования юридического лица, предусмотренные Гражданским кодексом, Законом о государственной регистрации юридических лиц, иными федеральными законами.
  2. Способность организации от своего имени участвовать в гражданских правоотношениях (иметь имущество в собственности, права авторства, обязательственные права и т.д.).
  3. Способность нести самостоятельную имущественную ответственность.
  4. Способность быть истцом и ответчиком в суде.
  5. Наличие учредительных документов.

По моему мнению , при рассмотрении приведенного выше деления (совокупности) признаков ЮЛ следует учесть, что ряд приведенных Б.М. Гонгало признаков (например, руководящее или функциональное единство) являются признаками группового значения (общими или классификационными). Указанные признаки, присущие определенной группе (роду, виду) объектов, не определяют индивидуальности объекта (т.е. не выделяют именно ЮЛ из группы подобных объектов - организаций), так как типичны для многих или же всех объектов, относящихся к одному и тому же роду. Между тем известно, что отождествление объектов по признакам группового значения не может быть осуществлено.

Кроме того, признак внешней автономии как меры самостоятельности данной организации (юридического лица) в отношениях с учредителями (участниками) данного юридического лица также не является признаком индивидуального значения (частным признаком), позволяющим отграничить ЮЛ от иных организаций. В качестве примера можно рассмотреть ООО с одним учредителем, являющимся одновременно единоличным исполнительным органом общества (в разрезе ст. 53.1 ГК РФ, Постановления Пленума ВС РФ от 21 декабря 2017 года № 53 "О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве") .

Наличие учредительных документов также является не правовым признаком индивидуального значения, позволяющим отграничить ЮЛ от других лиц, а скорее:

  1. установленным законом (ст. 49 ГК РФ) условием возникновения правоспособности юридического лица;
  2. необходимым условием регистрации ЮЛ в едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных (ст. 12 , ст. 23 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").

Юридическое лицо как субъект гражданского права по сути представляет собой не что иное, как особый способ организации хозяйственной деятельности, заключающийся в обособлении, персонификации имущества, т.е. в наделении законом обособленного учредителями имущества качествами «персоны» (субъекта), признании его особым, самостоятельным товаровладельцем. Именно персонификация имущества характеризует его юридическое обособление от имущества (и личности) своих учредителей и дает возможность последующего самостоятельного участия в гражданском обороте (т.е. приобретения и осуществления гражданских прав и обязанностей от своего имени, а не от имени своих учредителей или участников) под собственную имущественную ответственность перед кредиторами.

Поэтому крестьянское (фермерское) хозяйство не становится юридическим лицом: его имущество не обособляется от личного имущества ведущих его граждан, а последние в силу этого отвечают по долгам такого хозяйства всем своим имуществом.

Виды юридических лиц

Организационно-правовые формы коммерческих и некоммерческих организаций определены в ст. 50 ГК РФ. Список носит исчерпывающий характер .

от наличия или отсутствия права участия (членства) :

1) корпоративные;

Учредители (участники) корпоративных ЮЛ обладают правом участия (членства) , которое означает, что участники корпорации (участники, члены, акционеры и т.п.) в связи с таким участием обладают комплексом прав и обязанностей, которые условно именуют корпоративными правами (объединяют имущественные и неимущественные организационные отношения).

К имущественным правам относятся право участвовать в распределении прибыли, право получать в случае ликвидации общества часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость, и т.п.

К организационным правам относится право участвовать в управлении делами общества, получать информацию о его деятельности и др.

2) унитарные.

Учредители унитарных юридических лиц не становятся участниками (членами), не имеют права участия (членства).

Виды юридических лиц в зависимости от характера деятельности :

1) коммерческие организации (п. 2 ст. 50 ГК РФ):

а) коммерческие корпоративные организации:

  1. хозяйственные товарищества:
    • (полное товарищество;
    • товарищество на вере (коммандитное);
  2. хозяйственные общества:
  3. хозяйственные партнерства ;
  4. крестьянские (фермерские) хозяйства;
  5. производственные кооперативы .

б) унитарные предприятия

  1. государственные унитарные предприятия;
  2. муниципальные унитарные предприятия.

2) некоммерческие организации (п. 3 ст. 50 ГК РФ):

а) некоммерческие корпоративные организации:

б) некоммерческие унитарные организации

Виды юридических лиц в зависимости от прав учредителей (участников) ЮЛ на его имущество :

  1. юридические лица - собственни­ки, в отношении которых их учредители (участники) имеют лишь обя­зательственные (или корпоративные) права требования, реализуемые за счет имущества этих юридических лиц;
  2. юридические лица - несобственни­ки, на имущество которых учредители сохраняют право собственности (унитарные предприятия и учреждения);
  3. юридические лица - собственники, в от­ношении которых их учредители (участники) не сохраняют ни обяза­тельственных, ни вещных прав.

Подробнее

Коммерческие организации

К коммерческим относятся организации, имеющие в качестве основной цели своей деятельности получение прибыли (п. 1 ст. 50 ГК). Получен­ную прибыль они в дальнейшем тем или иным способом распределяют между своими участниками (учредителями).

Ни в каких иных организационно-правовых формах , кроме назван­ных, коммерческие организации создаваться не могут (п. 2 ст. 50 ГК). Таким образом, законодатель намеренно ограничил перечень постоян­ных, профессиональных участников оборота. Статус коммерческой ор­ганизации дает возможность весьма широкого участия в гражданском обороте (в частности, на базе общей, а не специальной правоспособно­сти, которая предоставляется всем таким организациям, за исключени­ем унитарных предприятий), но влечет и предъявление повышенных требований к деятельности соответствующего юридического лица (на­пример, с точки зрения условий имущественной ответственности).

Некоммерческие организации

Гражданский кодекс содержит исчерпывающий перечень некоммерческих организаций и предусматривает возможность их появления только в формах, уста­новленных законом (п. 3 ст. 50 ГК). Таким образом, остается по сути замкнутый перечень видов юридических лиц.

Некоммерческие организации создаются для выполнения соци­ально-культурных и тому подобных задач неимущественного харак­тера , решение которых само по себе не требует участия в гражданском обороте (ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" ). Уча­стие в имущественных гражданских правоотношениях для данных организаций всегда являет­ся (и должно быть) вспомогательным по отношению к их основной деятельности. В связи с этим их предпринимательская, т.е. направ­ленная на получение доходов, деятельность, без которой в некоторых случаях невозможно выполнение их основных задач, подлежит жест­ким ограничениям, с тем чтобы она не превратилась в главную и не от­теснила на второй план выполнение основных (некоммерческих) за­дач такой организации.

Некоммерческие организации вправе осуществлять предпринима­тельскую деятельность (т.е. получать прибыль), которая должна, одна­ко, соответствовать двум условиям:

  • служить достижению поставленных перед организацией некоммерческих целей;
  • соответствовать этим це­лям по своему характеру (например, общественная организация впра­ве осуществлять приносящую прибыль издательскую деятельность, но не вправе заниматься торгово-посреднической деятельностью).

Полу­ченную прибыль некоммерческая организация не вправе распределять между своими участниками (учредителями), а должна направлять на достижение установленных для нее учредителями целей.

В зависимости от прав учредителей (участников) юридического лица на его имущество закон разделяет все юридические лица на три группы.

Первую группу составляют юридические лица - собственни­ки, в отношении которых их учредители (участники) имеют лишь обя­зательственные (или корпоративные) права требования, реализуемые за счет имущества этих юридических лиц. Учредители (участники), следовательно, утрачивают право собственности на переданное ими юридическому лицу имущество, если, конечно, последнее прямо не передается создаваемой организации только во временное пользова­ние. К таким юридическим лицам относится большинство коммерче­ских организаций (за исключением унитарных предприятий - несобственников), например, товарищества, общества (ст. 66 ГК РФ) и т.д., а из числа некоммерческих - потребительские кооперативы (ст. 123.2 ГК).

Юридические лица - собственни­ки, в отношении которых их учредители (участники) имеют корпоративные права - корпоративные организации (ст. 65.1 ГК РФ):

  • хозяйственные товарищества;
  • хозяйственные общества;
  • производственные кооперативы;
  • потребительские кооперативы;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • хозяйственные партнерства;
  • общественные организации;
  • ассоциации (союзы);
  • товарищества собственников недвижимости;
  • казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в РФ;
  • общины коренных малочисленных народов РФ.

К третьей группе относятся юридические лица - собственники, в от­ношении которых их учредители (участники) не сохраняют ни обяза­тельственных, ни вещных прав. В действующей редакции ГК РФ такие юридические лица прямо не указаны. Однако не совсем понятно, почему в ст. 48 ГК РФ обойдены вниманием фонды, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, публично-правовые компании. Они являются унитарными организациями (п. 1 ст. 65.1 ГК РФ), в отношении которых ГК РФ установлено, что учредители не имеют прав на их имущество (п. 1 ст. 123.18 , п. 3 ст. 123.24 , п. 3 ст. 123.28 ГК РФ), однако в ст. 48 ГК РФ на это, в отличие от прежней редакции, не указывается.

О публично-правовых компаниях см. Федеральный закон от 03.07.2016 N 236-ФЗ "О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Различие в статусе этих разновидностей юридических лиц прояв­ляется, например, при их ликвидации.

Ограничения в правах возможны в связи с реорганизацией юридического лица. Так, договорами о слиянии или присоединении, решением о реорганизации в форме разделения, выделения, преобразования может быть предусмотрен запрет на совершение акционерным обществом отдельных сделок и (или) видов сделок с момента принятия решения о реорганизации и до момента ее завершения (абз. 1 п. 7 ст. 15 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" ). Серьезные ограничения в правах юридическое лицо претерпевает в период ликвидации: в этот период не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации (п. 2 ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").

Юридическое лицо – это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. (Ст.48 ГКРФ)

Виды юридических лиц:

Юридические лица по цели создания подразделяются на:

1) коммерческие организации
2) некоммерческие организации

Коммерческая организация – это организация, котороая преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности(коммерческие организации).

Некоммерческая организация – это организация, которая не имеет главной цели извлекать прибыль, а так же не распределяет полученную прибыль между ее участниками. Данная организация может иметь форму потребительского кооператива, общественной или религиозной организации, финансируется собственником учреждения, благотворительным или иным фондом.

Юридические лица по отношению к публичной власти делятся на:

1) государственные организации
2) негосударственные организации

Юридические лица по организационно-правовой форме деятельности на:

1) хозяйственные товарищества и общества,
2) производственные кооперативы,
3) государственные и муниципальные унитарные предприятия
4) потребительские кооперативы,
5) общественные или религиозные организации
6) благотворительные фонды

Правоспособность юридического лица - это способность организации иметь права и обязанности, предусмотренные нормами права и соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах. (ст.49 ГКРФ)

Статья 51. Государственная регистрация юридических лиц

1. Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом. Отказ в государственной регистрации юридического лица, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суд.

2. Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Статья 52. Учредительные документы юридического лица

1. Юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида. Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками).
Юридическое лицо, созданное в соответствии с настоящим Кодексом одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учредителем.

2. В учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида. В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены учредительными документами и в случаях, когда по закону это не является обязательным. В учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. Договором определяются также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава.

3. Изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, - с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. Однако юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений. Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Статья 53. Органы юридического лица

1. Юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами.

2. В предусмотренных законом случаях юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности через своих участников.

3. Лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно. Оно обязано по требованию учредителей (участников) юридического лица, если иное не предусмотрено законом или договором, возместить убытки, причиненные им юридическому лицу.

Статья 54. Наименование и место нахождения юридического лица

1. Юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

2. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

3. Наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах.

4. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. Юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования. Лицо, неправомерно использующее чужое зарегистрированное фирменное наименование, по требованию обладателя права на фирменное наименование обязано прекратить его использование и возместить причиненные убытки. Порядок регистрации и использования фирменных наименований определяется законом и иными правовыми актами в соответствии с настоящим Кодексом.

Понятие юридического лица

На рынке, как и в жизни вообще, люди вступают между собой в различного рода отношения. Они вступают в эти отношения непосредственно, т. е. как обособленные физические лица, и опосредованно, через различного рода группы, объединения физических лиц. В последнем случае такая группа или объединение действуют как единое целое, имеющее какие-то общие интересы, задачи, цели. В свою очередь эти группы опять же могут объединяться в новые группы и т. д.

Объединения людей могут носить формализованный и неформализованный характер. В первом случае такие объединения получают статус юридического лица или иной разрешенный по закону статус, например, статус филиала, представительства юридического лица. Во втором случае они существуют без какого-либо юридического оформления.

В соответствии со статьей 48 Российской Федерации «юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего лица приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде».

Основные признаки юридического лица

Организация, существующая в форме юридического лица, имеет следующие признаки:

  • наличие обособленного имущества на праве собственности или на праве хозяйственного ведения, или на праве оперативного управления, учитываемого в самостоятельном бухгалтерском балансе;
  • наличие обособленной от имущества учредителей (собственников) юридического лица его имущественной ответственности всем имеющимся у него на балансе имуществом; первые не отвечают по обязательствам образованного ими юридического лица (кроме случаев, когда это предусмотрено законом), а оно в свою очередь не отвечает по обязательствам своих учредителей (собственников);
  • самостоятельное участие в гражданско-правовых отношениях от своего имени, а не от имени своих учредителей (собственников), включающее приобретение и реализацию имущественных и личных неимущественных прав и несение обязанностей, разрешенных действующим законодательством;
  • право защищать свои интересы законным путем, т. е. выступать истцом и ответчиком в суде;
  • наличие свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица.

Классификации юридических лиц

В соответствии с Гражданским кодексом РФ разрешенные по закону юридические лица классифицируются по:

  • цели деятельности (получение прибыли или достижение любых других не запрещенных законом целей, кроме получения прибыли);
  • организационно-правовой форме, т. е. по разрешенным видам организаций;
  • характеру отношений между юридическим лицом и его учредителями с точки зрения наличия или отсутствия у учредителей прав собственности на вносимые ими вклады в имущество этого юридического лица.

Цель деятельности

По цели деятельности юридические лица подразделяются на два больших класса : коммерческие и некоммерческие организации.

Некоммерческие организации могут создаваться в формах: потребительских кооперативов; общественных и религиозных объединений; учреждений, финансируемых собственником; благотворительных фондов и в других законодательно разрешенных формах.

Характер отношений

По характеру отношений между юридическим лицом и его учредителями возможны два типа организаций .

Первый тип организаций состоит в том, что учредители сохраняют право собственности на свои вклады, вносимые в организуемое ими юридическое лицо, а последнее не имеет прав собственности на эти вклады.

Второй тип организаций состоит в том, что учредители теряют право собственности на свои вклады в юридическом лице и это право переходит к юридическому лицу. Данный тип организации может иметь две подгруппы:

  • первая подгруппа — организации, в которых учредитель взамен своего взноса получает определенные обязательственные права в отношении юридического лица;
  • вторая подгруппа — организации, в которых учредитель не получает взамен своего взноса никаких прав по отношению к учреждаемому им юридическому лицу.

К первому типу юридических лиц относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия и учреждения, финансируемые их собственником.

Ко второму типу — все остальные юридические лица.

К первой подгруппе второго типа юридических лиц относятся хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные и потребительские кооперативы.

Ко второй подгруппе второго типа юридических лиц относятся общественные организации (объединения), религиозные организации, благотворительные и иные фонды, ассоциации и союзы, объединяющие юридических лиц, другие некоммерческие организации.

Правовой режим имущества

В зависимости от правового режима имущества юридические лица подразделяются на:

  • субъекты права собственности (хозяйственные товарищества и общества, кооперативы и все некоммерческие организации, кроме учреждений);
  • субъекты права хозяйственного ведения (государственные и муниципальные унитарные предприятия, дочерние предприятия);
  • субъекты права оперативного управления (федеральные казенные предприятия, учреждения).

В мировой практике в законодательстве других стран имеют место и другие виды юридических лиц, что отражает, с одной стороны, длительную историю развития рыночного хозяйства, а с другой — национальные особенности каждой страны. С этой точки зрения, в перспективе, возможно появление в России и других видов юридических лиц, если в этом появится необходимость у участников российского рынка.

Общая классификация юридических лиц по российскому законодательству приведена на рис. 2.

Классификация юридических лиц

Существует несколько классификаций юридических лиц.

Прежде всего, все юридические лица могут быть подразделены на коммерческие и некоммерческие организации. В основу такой классификации положена цель создания и функционирования юридического.ища.

Коммерческие организации основной целью имеют извлечение прибыли и могут распределять полученную прибыль среди своих участников (учредителей).

Некоммерческие организации не имеют такой основной цели и не могут распределять прибыль среди своих учредителей (участников).

Рис. Юридические лица в России

Отсутствие цели извлечения прибыли не препятствует некоммерческим организациям заниматься предпринимательской деятельностью, если такая возможность предусмотрена учредительными документами и не препятствует уставным целям и задачам.

Вторым критерием для классификации является организационно-правовая форма , под которой понимается установленное законом структурное построение юридического лица, определяющее порядок его учреждения, права и обязанности учредителей (участников), порядок управления и функционирования.

Перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций установлен ГК РФ и является исчерпывающим. Коммерческие организации могут быть созданы в виде: хозяйственных товариществ (полного товарищества и товарищества на вере); хозяйственных обществ (общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, открытого акционерного общества, закрытого акционерного общества); производственных кооперативов; унитарных предприятий (государственных и муниципальных).

Организационно-правовыми формами некоммерческих организаций согласно ГК РФ являются следующие: общественная организация; религиозная организация; учреждение; фонд; потребительский кооператив; ассоциация (союз). Гражданское законодательство допускает также создание некоммерческого партнерства, государственной корпорации, государственной компании, автономной некоммерческой организации, товарищества собственников жилья, торгово-промышленной палаты и др.

Кроме ГК РФ, организационно-правовые формы некоммерческих организаций могут устанавливаться и другими федеральными законами.

Особенности отдельных организационно-правовых форм юридических лиц установлены специальными законами.

Важным критерием для классификации является характер прав участников в отношении юридического лица . По данному критерию могут быть выделены три группы юридических лиц.

К первой группе относятся юридические лица, в отношении которых учредители (участники) имеют вещные права — учреждения и унитарные предприятия. Такие юридические лица не обладают правом собственности на закрепленное за ними учредителем имущество, а имеют лишь право хозяйственного ведения или право оперативного управления.

Ко второй группе относятся юридические лица, в отношении которых учредители (участники) имеют обязательственные права , — хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные и потребительские кооперативы. Обязательственные права подразумевают право на получение прибыли от деятельности и на получение части имущества в случае ликвидации юридического лица.

К третьей группе относятся некоммерческие организации, в отношении которых учредители не имеют имущественных прав.

Существуют и иные классификации юридических лиц.

Все иные классификации, а также статус отдельных организационно-правовых форм в рамках данной работы рассматриваться не будут.

0

«Система юридических лиц в Российской Федерации»

Введение
1. Юридическое лицо: история возникновения, динамика развития теорий
2. Правовые положения юридических лиц в РФ. Некоторые проблемы регулирования их деятельности
2.1 Правовое положение юридических лиц в РФ
2.2 Организационно-правовые формы предприятий(фирм)
Заключение
Список используемой литературы

Введение

Жизнь современного общества немыслима без объединения людей в группы, союзы разных видов, без соединения их личных усилий и капиталов для достижения тех или иных целей. Основной правовой формой такого коллективного участия лиц в гражданском обороте является конструкция юридического лица.
Появление института юридического лица в самом общем виде обусловлено теми же причинами, что и возникновение и эволюция права: усложнением социальной организации общества, развитием экономических отношений и, как следствие, общественного сознания. На определенном этапе общественного развития правовое регулирование отношений с участием одних лишь физических лиц как единственных субъектов частного права оказалось недостаточным для развивающегося экономического оборота.
Юридическое лицо в любой развитой стране является одним из основных участников гражданского оборота. В Гражданском кодексе РФ положения о юридических лицах достаточно проработаны и развиты по сравнению с предыдущими Гражданскими кодексами. Появилось значительное количество новых организационно-правовых форм юридических лиц, подробно расписаны положения об их учреждении, взаимодействии между собой участников, формировании уставного капитала. Все это предопределено новыми реалиями рыночной экономики, при которой для эффективного ведения предпринимательской деятельности необходимо объединение капиталов, что возможно реализовать зачастую только созданием самостоятельного хозяйствующего субъекта – юридического лица. Юридические лица наиболее оптимально подходят к сложившимся экономическим условиям в сфере производственного присвоения, чем физические. Вместе с тем очевидна необходимость критического анализа законодательства о юридических лицах с целью его
усовершенствования, так, как ГК РФ хотя и создается в целях обеспечения потребностей рыночной экономики, но в тот период, когда она была еще не сформирована, и при отсутствии опыта деятельности в таких условиях.
Совершенно очевидно, что действующее законодательство о юридических лицах нуждается в существенной ревизии, особенно на уровне специальных законов. Сегодня остро ощущается необходимость в неспешной, вдумчивой работе с привлечением большого числа специалистов, теоретиков и практиков, чтобы провести действительно основательный анализ и обобщение законодательного материала, посвященного юридическим лицам.
В Российской Федерации происходит процесс становления рыночных отношений в их развитом виде, включающий страну в русло экономического развития свойственного современной мировой цивилизации.
В России участниками коммерческой деятельности являются, как правило, экономически обособленные юридические лица. На Западе вместо юридического лица говорят о фирме. В российском законодательстве речь всегда идет о юридическом лице.
Рыночная и командная экономическая система отличаются порядком образования, прекращением деятельности, функционированием, пределом полномочий юридического лица.
Проведя аналогию между деятельностью юридических лиц в РСФСР и РФ можно сделать вывод о том, что в настоящее время процедура образования, реорганизации, прекращения деятельности значительно упростилась.
Целью контрольной работы является выявление особенностей функционирования юридических лиц с переходом к рыночным отношениям, рассмотрение проблем, связанных с несовершенством законодательства о юридических лицах, объяснение сущности юридического лица, вопроса о необходимости оптиматизации его организационной структуры для обеспечения более устойчивого функционирования на рынке.
Проблема юридического лица в науке гражданского права относится к числу сложных методологических проблем, которую решает уже не одно поколение цивилистов. Научно обоснованное решение имеет не только познавательное, но и практическое значение, например, в плане развития законодательства и совершенствования практики применения его норм. Тем более, что история права дала нам более ста теорий о существе юридического лица, так что законодателю приходится по пути императивного закрепления в нормах права своей позиции по этому поводу. Так как развитие цивилистической мысли не стоит на месте, то скорее всего появятся и новые теории. Юридические лица как участники гражданского оборота представлены в литературе достаточно, но как система они не рассматриваются.
Теория всегда связана с практикой, и именно потребность практики определяет актуальность теоретических исследований. В последнее время в литературе все чаще появляются суждения о необходимости свертывания исследований по вопросу о сущности юридического лица. По мнению некоторых ученых, они не имеют практического значения и способствуют лишь появлению еще одной новой теории.

1. Юридическое лицо: история возникновения, динамика развития теорий.

Юридические лица – один из древнейших институтов гражданского права. Его появлению мы обязаны римлянам. Не следует, однако, преувеличивать ни разработанности этого понятия в римском праве, ни значения юридических лиц в экономической жизни Рима. Даже во времена наибольшего расцвета римского народного хозяйства, во времена наибольшей международной торговли юридические лица значительной роли не играли. Хозяйство, имевшее в основном натуральный характер, еще не вызывало необходимости в прочных и длительных объединениях отдельных хозяев. Не было в римском праве и термина «юридическое лицо». Тем не менее нельзя не признать, что основная мысль о юридическом лице, как приеме юридической техники для введения в оборот имущественной массы, так или иначе обособленной от имущества физических лиц, была выражена римским правом отчетливо.
Издревле в имущественных отношениях участвовали наряду с физическими лицами и некоторые объединения их, определенным образом организованные и располагавшие известными имущественными средствами.
Союзы с религиозными целями имели право вырабатывать для себя уставы, лишь бы они не противоречили закону. Много новых корпораций появляется в период республики: корпорации служителей при магистратах, различные объединения взаимопомощи, в частности, похоронные корпорации, объединения предпринимателей, бравшие на откуп государственные доходы, управлявших по договорам с государством государственными изменениями.
Понятно, что все эти объединения обладали имущественными средствами, им приходилось вступать в договорные отношения с третьими лицами и что действовали они и в своей внутренней жизни и в отношениях с третьими лицами по некоторым определенным правилам.
Центрами субъективных прав, не имеющих свойств человека, в Риме являлись следующие союзы: государство, союзы публичного права, частные союзы, учреждения с благотворительной целью.
Что касается юридической теории, то римские юристы не довели до конца разработку учения о юридическом лице, они не выяснили внутренней сущности этого явления. Вместо того, чтобы признать юридическое лицо вполне реальным субъектом права, который имеет свою волю и поэтому может действовать через свои органы, римские юристы говорили, что это есть вымышленное юридическое лицо, что на самом деле здесь нет никакого субъекта прав, а только делается предположение, будто такой субъект существует. Соответственно этому юристы учили, что юридическое лицо само воли не имеет и действовать не может. В тех случаях когда мы говорим, что юридическое лицо совершает действия через свои органы, римские юристы говорили, что действие совершено вместо юридического лица его представителями. Юридическое лицо считалось у римлян лишенным воли и поэтому недееспособным.
Девятнадцатый век – век крупных теоретических разработок, теории которых актуальны и сейчас.
В современной теории гражданского права вопрос о существе юридических лиц – один из самых спорных. В цивилистической литературе существует различное множество мнений по этому поводу.
Большинство юристов придерживаются теории фиктивного лица (Савиньи, Виншейд, Пухт). Они утверждают, что человек, и не только человек, является действительным субъектом права. Позитивное право по своему усмотрению может, однако, либо сузить круг правоспособных лиц, либо, наоборот, расширить его за счет образования искусственных субъектов права. Юридическое лицо представляет собой воображаемое лицо, которое удовлетворяет потребности юридической техники применять понятие субъективного права также и там, где речь идет не о правах физического лица. Юридическое лицо недееспособно. Дееспособны лишь органы,
состоящие из людей. Не случайно в параграфе 26 Германского гражданского уложения правление юридического лица, именуемого «союз», квалифицируется как его законный представитель.
Такая концепция определяла и порядок возникновения и природу правоспособности юридического лица. Так как юридическое лицо являлось фикцией, то только государство могло определять его сферу деятельности. Разрешительный порядок возникновения и специальная правоспособность юридического лица были направлены прежде всего на обеспечение контроля государства за объединениями лиц, не преследующими извлечения прибыли.
Теория фикции получила широкое распространение в Англии и США. Председатель Верховного суда США Д.Маршалл в своем решении дал следующее определение корпорации: «Корпорация – это искусственное образование, невидимое, неосязаемое и существующее только с точки зрения закона». Из такого понятия корпорации до настоящего времени исходят практика и законодательство Англии и США. Доктрина Англии и США особое внимание уделяла проводимому теорией фикции противопоставлению юридического лица и физического лица правам и обязанностям его членов. Признание существования юридического лица, независимо от членов, его составляющих, стало основополагающим принципом права корпораций в Англии и США.
Против этой теории существовало много возражений. Германисты (сначала Безелер, а потом Гирке) основывались на изучении исторических основ германского национального права, утверждали, что юридическое лицо – вовсе не фикция, а действительный, реально действующий субъект, хотя и не физическое лицо (теория реальности или органическая теория). И юридическое лицо – такой же субъект права, как и физическое лицо, а не только уподобляемое. Некоторые последователи этой теории (Лассон) заходят так далеко, что признают за юридическими лицами совершенно такое же реальное существование, как и за физическими. Но в этом возражении смешиваются два понятия: представление о предмете
смешивается с самим предметом. Действительно, в основе юридического лица лежат не фиктивные, а настоящие, реальные потребности людей, но субъекты, которым даются права для охраны этих интересов, существа не реальные, а искусственно созданные самой жизнью или законодателем субъекты. Например, если мы утверждаем клуб шахматистов и заносим его в реестр обществ, то не возникает новое живое существо.
В нашем государстве в XX годы получает значительное распространение «теория персонифицированного (целевого) имущества» (Ландкоф, Вольфсон, Суханов). Его сторонники считают главной функцией юридического лица объединение различных имуществ в единый комплекс и управление этим имущественным комплексом. Значит, обособленное имущество является реальной основой юридического лица, его законодатель и персонифицирует, наделяя владельца имущества правами юридического лица. Так как эта теория была воспринята законодательством и советское гражданское право стало признавать юридическим лицом предприятия (объединения). Между тем предприятия представляют собой сугубо производственно-технический механизм, предназначенный для чисто производственной, а не для коммерческой деятельности. Этим, в частности определяется и их внутренняя структура, главную роль в которой обычно играла планово-экономическая, а не снабженческо-бытовая служба. С позиции же рыночной организации экономики такие предприятия – не более чем имущественные комплексы, то есть совокупности зданий, сооружений, оборудования, определенных имущественных прав и обязанностей – объекты, а не субъекты права. Субъектами имущественных отношений здесь признаются нормальные коммерческие структуры, прежде всего различные хозяйственные общества и товарищества как владельцы такого предприятия. Признание юридическим лицом непосредственно предприятия, без облачения его в форму какого-либо торгового товарищества, не свойственно правовым системам развитых стран. Там субъектом права, как правило, считается предприниматель (индивидуальное лицо, торговое товарищество)
но не предприятие как таковое. Последнее является лишь объектом, но не субъектом права.
Эта теория уникальна тем, что пережила не один гражданский кодекс в нашем государстве. Ее идеи положены и в новый гражданский кодекс.
Одновременное существование множества столь разных научных теорий юридического лица объясняется огромной сложностью этого правового явления. На разных этапах развития экономики на первый план выдвигались то одни, то другие признаки юридического лица в зависимости от того, какая из функций этого института превалировала на этом этапе. Соответственно развитие научных взглядов в целом отражало и отражает эволюцию института юридического лица.
Таким образом, проблема юридического лица в науке гражданского права относится к числу сложных методологических проблем, которую решает уже не одно поколение цивилистов. Научно обоснованное решение имеет не только познавательное, но и практическое значение, например, в плане развития законодательства и совершенствования практики применения его норм. Тем более, что история права дала нам более ста теорий о существе юридического лица, так что законодателю приходится по пути императивного закрепления в нормах права своей позиции по этому поводу. Так как развитие цивилистической мысли не стоит на месте, то скорее всего появятся и новые теории.

2. Правовые положения юридических лиц в РФ. Некоторые проблемы регулирования их деятельности

2.1 Правовое положение юридических лиц в РФ

Юридическое лицо в любой развитой стране является одним из основных участников гражданского оборота. В Гражданском кодексе РФ положения о юридических лицах достаточно проработаны и развиты по сравнению с гражданскими кодексами 1964 и 1922 гг. Появилось значительное количество новых организационно-правовых форм юридических лиц, подробно расписаны положения об их учреждении, взаимодействии между собой участников, формировании уставного капитала. Все это предопределено новыми реалиями рыночной экономики, при которой для эффективного ведения предпринимательской деятельности необходимо объединение капиталов, что возможно реализовать зачастую только созданием самостоятельного хозяйствующего субъекта – юридического лица. Вместе с тем очевидна необходимость критического анализа законодательства о юридических лицах с целью его усовершенствования, так, как ГК РФ хотя и создается в целях обеспечения потребностей рыночной экономики, но в тот период, когда она была еще не сформирована, и при отсутствии опыта деятельности в таких условиях.
Правовые основы деятельности юридических лиц в Российской Федерации регулируются ГК РФ, общие положения которого детализируются в федеральных законах о конкретных организационно-правовых формах юридических лиц, а также других законах (например, «О государственной регистрации юридических лиц»), об особенностях деятельности юридических лиц в той или иной сфере).
Систему юридических лиц образуют коммерческие и некоммерческие организации. Согласно ГК РФ коммерческие организации преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. В
отличие от них у некоммерческих организаций извлечение прибыли не является основной целью деятельности и они не распределяют полученную прибыль между участниками (ст.50 ГК РФ). При этом некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они были созданы, и соответствующую данным целям.
Коммерческие организации могут создаваться в следующих организационно-правовых формах: хозяйственные товарищества (простое товарищество и товарищество на вере); хозяйственные общества (акционерные общества делятся на закрытое и открытое, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью); производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций, содержащийся в ГК РФ, является закрытым.
Для создания некоммерческих организаций ГК РФ предусмотрены следующие организационно-правовые формы: потребительский кооператив, общественные и религиозные организации (объединения), фонды, учреждения, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). Этот перечень, в отличие от коммерческих организаций, является открытым и может быть дополнен федеральным законом. В настоящий момент в Федеральном законе «О некоммерческих организациях» предусмотрены такие организационно-правовые формы некоммерческих организаций, как некоммерческое партнерство, автономная некоммерческая организация, государственная корпорация. Существует также ряд некоммерческих организаций, не упомянутых в указанном Законе, регулированию деятельности которых посвящены отдельные законы; это – товарищества собственников жилья, потребительские кооперативы. Могут быть также приняты также другие законы, устанавливающие организационно-правовые формы некоммерческих организаций. Это положение является достаточно
спорным в действующем законодательстве. Часто случается, что вновь принятый закон о новой организационно-правовой форме противоречит основополагающему Закону в сфере регулирования некоммерческих организаций – «О некоммерческих организациях» - или вводит организационно-правовую форму, имеющую новое название, но по сути являющуюся повторением формы, предусмотренной упомянутым Законом. Следовало бы установить четкую иерархию законодательных нормативных актов в этой области и, возможно, определить, что перечень некоммерческих организаций, установленный в Законе РФ «О некоммерческих организациях», является закрытым.
Некоммерческие организации.
В вопросе относительно деления юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации в действующем законодательстве существуют серьезные противоречия. Многие формы некоммерческих организаций на практике невозможно отличить от коммерческих. Такой спорной формой юридического лица, предусмотренной в ФЗ «О потребительской кооперации в РФ», является потребительский кооператив (потребительское общество). По сути данная форма вряд ли отличима от коммерческой организации. Например, установлено, что основными задачами потребительской кооперации в Российской Федерации являются: создание и развитие организаций торговли для обеспечения членов потребительских обществ товарами; закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственной продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья с последующей их переработкой реализацией; производство пищевых продуктов и непродовольственных товаров с последующей их реализацией через организации розничной торговли, пропаганда кооперативных идей, основанных на международных принципах кооперации, доведение их до каждого пайщика всех потребительских обществ, в том числе через средства массовой информации.
В определении потребительского общества указано, что это добровольное объединение граждан и(или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и ивой деятельности. Торговая деятельность – это не что иное, как извлечение прибыли, следовательно, такую организацию следовало бы отнести к коммерческим либо вообще устранить такую спорную организационно-правовую форму. В ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» указано, что сельскохозяйственный кооператив может быть либо производственным, либо потребительским. Каким критерием должны руководствоваться учредители, выбирая ту или иную форму, неясно.
Указанные выше организации можно отнести ко многим другим некоммерческих организаций. Например, в течение долгого времени в соответствии с ФЗ «О рынке ценных бумаг» фондовые биржи могли функционировать только в форме некоммерческого партнерства. В настоящий момент, после внесения соответствующих изменений, фондовые биржи могут создаваться в форме либо некоммерческого партнерства, либо акционерного общества. Вместе с тем деятельность фондовой биржи все-таки направлена на извлечение прибыли, и возможность ее существования в форме некоммерческой организации вызывает некоторые сомнения. Таким образом, в действующем законодательстве существует проблема выработки принципов четкого деления юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации.

2.2 Организационно-правовые формы предприятий(фирм)

Организационно-правовые формы предприятий(фирм):
1) Хозяйственные товарищества;
Как было указано выше, конкретные организационно-правовые формы юридических лиц регулируются отдельными законами. Между тем о
отношении товариществ (полных и на вере) такой закон ГК РФ не предусмотрен, а деятельность товариществ подробно урегулирована самим ГК РФ. Тем не менее в этой области существуют серьезные проблемы. Так, каждый полный товарищ в товариществе должен быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. Следовательно, вводится двойная и ничем не обоснованная регистрация - участников и самого юридического лица. К этому добавляется еще и требование двойной отчетности и двойного налогообложения, что значительно осложняет образование товарищества. Между тем во многих странах не требуется регистрации не только товарищей, но и самого товарищества.
При рассмотрении проблемы функционирования товариществ следует также учитывать, что в Особенной части ГК РФ существует глава 55 «Договор простого товарищества». По сути, складывается система, при которой функционируют две формы товарищества: юридическое лицо и объединение, основанное только на договоре, не являющееся юридическим лицом. При этом участники и того и другого являются индивидуальными предпринимателями. Договор простого товарищества направлен на реализацию конкретного проекта, а создание юридического лица – товарищества – на постоянное осуществление своей деятельности. Тем не менее существование таких схожих институтов и схожесть наказаний могут вносить известную неразбериху в правоприменительную практику.

2) Хозяйственные общества;
Применительно к хозяйственным обществам можно выделить следующие проблемы как общие для них, так и характерные только для акционерных обществ или обществ с ограниченной ответственностью.
Общие проблемы. Прежде всего, следует рассмотреть проблему формирования уставного капитала хозяйственных обществ (особенно характерна указанная проблема для акционерных обществ). В настоящий момент ФЗ «Об акционерных обществах предусмотрен минимальный размер уставного капитала для закрытых акционерных обществ – 100 МРОТ, для открытых – 1000 МРОТ; ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» предусматривает для них минимальный уставной капитал 100 МРОТ. Откуда взяты такие суммы, неясно. Если исходить из того, что уставный капитал должен определять минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов, эта сумма представляется спорной. Непонятно и то, почему размер уставного капитала должен исчисляться в МРОТах. Вызывает серьезные сомнения оправданность подхода к формированию уставного капитала, при котором устанавливается его обязательный минимальный размер. В странах Европы, например, такого подхода к формированию уставного капитала не существует, а если и есть требования к минимальному уставному капиталу, то он не так жестко фиксирован и действительно отражает экономические потребности компании и ее кредиторов. В России также можно освободить общества от формирования уставного капитала в каком-то конкретном размере, а его кредиторам дать возможность самим решать, стоит ли им иметь дело с обществом, размер уставного капитала которого, например, 100 руб.
По существующему законодательству в уставной капитал общества вклады могут вноситься деньгами, имуществом, имущественными правами, исключительными правами, в том числе вкладом в имущество общества может быть так называемое «ноу-хау». Поскольку объективно оценить подобные права затруднительно, такие вклады часто служат для формирования фиктивного уставного капитала, никак не обеспечивающего права кредиторов. При этом не установлена ответственность учредителей за неправильное проведение оценки подобного рода прав и за не привлечение к данной работе оценщика в случаях, когда это установлено законом.
С уставным капиталом связана другая проблема – его уменьшение. Кредиторы общества в случае уменьшения его уставного капитала (даже самого незначительного) вправе потребовать досрочного исполнения обязательств общества перед ними и возмещения убытков. Ясно, что в случае, если все кредиторы воспользуются предоставленным им правом и потребуют досрочного исполнения обязательств, это может привести общество к банкротству. Представляется целесообразным внести изменения в соответствующие статьи Федеральных законов «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью» в частности установления судебного порядка предъявления требований об исполнении обществом своих обязательств перед кредиторами в случае уменьшения уставного капитала. Возможны и иные пути решения данной проблемы.
Проблемы формирования интегрированных структур. Общей проблемой для всех видов юридических лиц является формирование интегрированных структур, в особенности учреждение дочерних и зависимых обществ. Для создания организацией такого общества не требуется решения общего собрания акционеров; не прописан порядок его учреждения, что приводит ко множеству злоупотреблений со стороны совета директоров и исполнительных органов общества. Следует установить четкий порядок образования и функционирования дочерних и зависимых обществ, а также определить, что образование таких обществ относится к компетенции общего совета акционеров.
В отношении дочерних и зависимых организаций можно также указать, что ГК РФ содержит только две статьи: 105 («Дочернее хозяйственное общество») и 106 («Зависимое хозяйственное общество»). Таким образом, встает вопрос о возможности организаций создавать интегрированные структуры не только в виде хозяйственных обществ, но и в какой-либо другой организационно-правовой форме.
Также следует отметить, что в федеральных законах «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью» содержатся статьи, посвященные дочерним и зависимым обществам, а в ФЗ «О производственных кооперативах» таких положений нет. Возникает вопрос о возможности и порядках образования подобных структур производственными кооперативами.
3) Общества с ограниченной ответственностью;
Рассматривая проблемы создания и функционирования обществ с ограниченной ответственностью, в первую очередь следует обратить внимание на проблему необоснованного требования заключения двух учредительных документов (устава и учредительного договора). В данном случае целесообразно установить требование по заключению только одного учредительного документа – устава, как и в случае с акционерным обществом.
4) Общества с дополнительной ответственностью;
В настоящий момент согласно ГК РФ существует отдельная организационно-правовая форма юридического лица – общество с дополнительной ответственностью (п.5 § 2 гл.4 ГК РФ, где содержится всего одна статья – 95). Между тем установлено, что к обществу с дополнительной ответственностью (ОДО) применяются правила ГК РФ об обществе с ограниченной ответственностью (ООО), если иное не установлено в ст. 95. Зафиксированное указанной статьей отличие ОДО от ООО состоит в ответственности участников ОДО – они солидарно несут ответственность по обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определенном учредительными документами общества. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок не предусмотрен учредительными документами общества.
На практике при применении указанных положений ГК РФ возникает ряд вопросов.
Если к ОДО применяются положения законодательства об ООО, за исключением регулирования ответственности участников, то почему данное юридическое лицо выделяется в отдельную организационно-правовую форму, а не является разновидностью ООО (как в случае с акционерными обществами – они делятся на открытые и закрытые). В результате такого регулирования деятельности ОДО возникают неприятности в применении положений о преобразовании ОДО в ООО, и наоборот. Поскольку ОДО является самостоятельной организационно-правовой формой, его преобразование в ООО должно быть проведено как реорганизация, а не смена типа, как в случае с ЗАО и ОАО. При этом обществу нужно проходить все реорганизационные процедуры, что в данном случае нецелесообразно. Более того, в ст. 92 ГК РФ (реорганизация и ликвидация общества с ограниченной ответственностью) указано, что ООО может быть преобразовано в акционерное общество или производственный кооператив. О возможности преобразования ООО в ОДО не сказано. Этот пробел восполнен в ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», в ст. 56 которого указано, что ООО вправе преобразовываться в акционерное общество, общество с дополнительной ответственностью или производственный кооператив. Однако в соответствии с тем, что нормы, содержащиеся в специальных законах, должны соответствовать ГК РФ, не ясно, каким нормативным актом следует руководствоваться при проведении преобразования ОДО в ООО, и наоборот.
Очевидно, следует провести работу по устранению законодательных противоречий в регулировании деятельности ОДО, возможно, изменить положение о том, что общество с дополнительной ответственностью является отдельной организационно-правовой, на положение о том, что оно является разновидностью общества с ограниченной ответственностью, а также определить четкий порядок преобразований ОДО, уточнить принципы ответственности его участников.
При рассмотрении указанной организационно-правовой формы следует обратить внимание на то, что ОДО – нечто среднее между товариществом и хозяйственным обществом. За исключением размеров ответственности (товарищи отвечают по долгам товарищества всем имуществом, а участники ОДО по его долгам – своим имуществом пропорционально собственным вкладам) она схожа с товариществом.
В связи с вышеизложенным, возможно, следует поставить вопрос о целесообразности существования такой организационно-правовой формы, как ОДО. Многие исследователи отмечают, что данная организационно-правовая форма является крайне устаревшей, изжившей себя и неадекватной современным условиям.

Правоприменительная практика. Анализ использования для ведения бизнеса такой организационно-правовой формы, как ОДО, показывает, что она выбирается участниками крайне редко, в основном, в сфере оказания услуг. На Западе в таких сферах часто используется форма товарищества, но при отсутствии в законодательстве РФ развитых положений о товариществах учредители выбирают форму ОДО. Подавляющее же большинство компаний, действующих в сфере услуг, выбирают форму ООО или ЗАО.
По мотивировке выбора формы ОДО учредители руководствуются такими мотивами, как повышение обеспечения дополнительных гарантий для
кредиторов и, как следствие этого, - рост привлекательности компании как контрагента (от лат. contrahens - договаривающийся - сторона договора в гражданских правоотношениях) в сделке.
5) Акционерные общества работников (народные предприятия).
В настоящий момент в Российской Федерации существует такая своеобразная форма ведения бизнеса, как народные предприятия. В ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» (далее Закон «Об особенностях…») указано, что народные предприятия являются закрытыми акционерными обществами, но в то же время установлены такие особенности их деятельности, которые позволяют говорить о них, как о самостоятельной организационно-правовой форме.
При рассмотрении данного Закона возникают серьезные сомнения в возможности его существования в связи с противоречием ГК РФ и ФЗ «Об акционерных обществах».
Статья 1 (п. 3, 4, 5) ФЗ «Об акционерных обществах» устанавливает, деятельность каких акционерных обществ должна регулироваться отдельными федеральными законами.
Следует обратить внимание на следующий момент. В Законе «Об особенностях…» для народных предприятий предусмотрена только форма ЗАО и указано, что к народным предприятиям применяется ФЗ «Об акционерных обществах», в частности не противоречащий данному Закону. Между тем, Закон содержит такое количество противоречий с ФЗ «Об АО», что по сути вводит новую организационно-правовую форму юридического лица. Так, установлен минимальный размер уставного капитала 1000 МРОТ, между тем как в ФЗ «ОБ АО» для ЗАО установлен минимальный размер уставного капитала 100 МРОТ. В Законе «Об особенностях…» определено, что число акционеров народного предприятия не может превышать 5000, а в ФЗ «Об акционерных обществах» зафиксировано, что число акционеров ЗАО не может быть более 50.
Закон «Об особенностях…» противоречит не только ФЗ «Об акционерных обществах», но и ГК РФ, так как в Кодексе указано, что правовое положение открытых и закрытых акционерных обществ (в частности, величина уставного капитала, вопросы управления обществом) устанавливаются Законом РФ «Об акционерных обществах». В силу этого указанные положения не могут быть установлены другими федеральными законами.
В тексте Закона «Об особенностях …» содержатся указания на то, что народное предприятие является особой организационно-правовой формой (так, согласно ст.3 заключается договор о создании именно народного предприятия). Вместе с тем ГК РФ содержит закрытый перечень коммерческих организаций, который не может быть расширен федеральными законами.
Возникают серьезные сомнения в экономической стабильности данной формы ведения бизнеса. Например, спорным выглядит положение о том, что общество должно выкупать акции у увольняющихся работников, а также в случае, если количество акций у одного работника превышает 5% уровень. Статья 7 Закона «Об особенностях …» устанавливает, что выкупная стоимость акций народного предприятия определяется ежеквартально по методике, утверждаемой общим собранием акционеров; при этом указанная стоимость не должна составлять менее 30 % от стоимости чистых активов
народного предприятия и, как правило, должна соответствовать их рыночной стоимости.
Не ясно, что делать в случае, если чистых активов общества недостаточно, и как в таком случае производить обязательную покупку акций у увольняющихся работников-акционеров. При этом установлено, что если число акций, принадлежавших работнику, превысило установленную норму, то они выкупаются у работника по номинальной стоимости (непонятно, почему не по рыночной, если она выше номинальной).
Народное предприятие как организационно-правовая форма практически полностью соответствует производственному кооперативу.
К сожалению, в настоящее время отсутствуют должные правовые механизмы для воплощения института народного предприятия в жизнь. Законодательство в этой области требует дальнейшего совершенствования, и прежде всего на концептуальном уровне.
На сегодня в Российской Федерации функционирует около 50 народных предприятий. Образован даже союз народных предприятий. Поэтому целесообразно не отменять ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)», а привести его в соответствие с ФЗ «Об акционерных обществах», предусмотрев в последнем возможность установления особенностей деятельности акционерных обществ работников отдельным законодательством.

Совершенно очевидно, что действующее законодательство о юридических лицах нуждается в существенной ревизии, особенно на уровне
специальных законов. Сегодня остро ощущается необходимость в неспешной, вдумчивой работе с привлечением большого числа специалистов, теоретиков и практиков, чтобы провести действительно основательный анализ и обобщение законодательного материала, посвященного юридическим лицам.

Заключение

В современном гражданском правопорядке России назрела необходимость в критическом анализе законодательства о юридических лицах с целью его усовершенствования. Поэтому наиболее полезным, эффективным для юриспруденции является изучение отечественной правовой политики в названной сфере. Это подразумевает выявление существующих тенденций развития корпоративного права, поиск новых магистральных направлений в регулировании основополагающих вопросов деятельности юридических лиц. Закономерным итогом подобного подхода в исследуемой области следует признать анализ и развитие юридической техники права юридических лиц, то есть анализ приемов, методов и правовых конструкций, используемых в нормативно-правовых актах.
С переходом к рыночным отношениям появилось значительное количество новых организационно-правовых форм юридических лиц, что связано с проблемами правового регулирования их деятельности. В действующем законодательстве существует проблема выработки принципов четкого деления юридических лиц на коммерческие и некоммерческие.
Общей проблемой для всех видов юридических лиц является формирование интегрированных структур, в особенности учреждение дочерних и зависимых обществ. Для создания организацией такого общества не требуется решения общего собрания акционеров; не прописан порядок его учреждения, что приводит ко множеству злоупотреблений со стороны совета директоров и исполнительных органов общества. Следует установить четкий порядок образования и функционирования дочерних и зависимых обществ, а также определить, что образование таких обществ относится к компетенции общего совета акционеров/
Рассматривая проблемы создания и функционирования обществ с ограниченной ответственностью, в первую очередь следует обратить внимание на проблему необоснованного требования заключения двух
учредительных документов (устава и учредительного договора). В данном случае целесообразно установить требование по заключению только одного учредительного документа – устава, как и в случае с акционерным обществом.
В связи с функционированием товариществ возникает вопрос о недостаточной регламентации оплаты уставного капитала (сроках, последствиях неисполнения обязанности по внесению вкладов полными товарищами и товарищами на вере).
Больше внимания следует уделять также кооперативу и способствовать более широкому распространению данной организационно-правовой формы, поскольку в настоящий момент не нашли отражения такие положения ФЗ «О производственных кооперативах, как предоставление налоговых и иных льгот этим организациям.
Следует поставить вопрос о целесообразности существования такой организационно-правовой формы, как ОДО. Многие исследователи отмечают, что данная организационно-правовая форма является крайне устаревшей, изжившей себя и неадекватной современным условиям.
При совершенствовании законодательного регулирования деятельности товариществ, которое сделает их форму более привлекательной для бизнеса (это такие меры, как отмена обязательной регистрации товарищей в качестве индивидуальных предпринимателей, уточнение минимального уставного капитала и т.п.), необходимость существования этой формы вообще может отпасть.
Юридическое лицо – это организация производственного присвоения. Правовое признание происходит в лице государственных органов, поэтому появление экономического состояния в сфере производственного присвоения является объективным явлением, а вот конкретные юридические требования к признанию и регулированию этих экономических состояний производственного присвоения могут находиться под большим влиянием
национально- правовых и государственных особенностей взаимодействия экономики, государства и права.
В отечественном законодательстве дается такое определение юридического лица: «Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде». Недостатком такого определения является то, что юридическое лицо выступает только как технико-юридический прием. Необходимо связать организационно-правовую форму с тем экономическим отношением, которое она опосредует. С учетом вышеизложенных рассуждений о сущности и правовой природе юридического лица, его можно определить как правовую организацию отношений незатратной доходности, возникающих в сфере производственного присвоения лица или их групп, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
В контрольной работе рассмотрен только небольшой круг проблем, связанный с проблемой функционирования системы юридических лиц в Российской федерации и требующих скорейшего законодательного урегулирования.

Список используемой литературы:

1) Конституция Российской Федерации 1993г.
2) Гражданский кодекс Российской Федерации.
3) Гражданский кодекс 1964 г.
4) Федеральный Закон «О государственной регистрации юридических лиц»
5) Федеральный Закон «О потребительской кооперации в Российской Федерации»
6) А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. Гражданское право. Учебник. Часть первая. М.: Проспект,1999.-632с. С115.
7) Д.И. Степанов. Журнал российского права №10 -2002. С51.
8) И.Б Новицкий, И.Б. Претерский. Римское частное право. М: Юристъ 1996 544с. С115.
9) Гражданское право. Под ред. Алексеева С.С. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: 2011. - 536 с. С467.

Скачать курсовую: У вас нет доступа к скачиванию файлов с нашего сервера.



 


Читайте:



Презентация на тему ""Уроки французского" В

Презентация на тему

В. Г. Распутин «Уроки французского». Урок литературыв 6 классе Распутин Валентин Григорьевич ( р. 1937), прозаик. Родился 15 марта в селе...

Названия, описания и особенности зимующих птиц

Названия, описания и особенности зимующих птиц

Парфенчук Алефтина ИвановнаДолжность: педагог дополнительного образования.Учебное заведение: МАОУДО города Нижневартовска Центр детского...

Разговорный стиль речи Порядок слов в предложении свободный

Разговорный стиль речи Порядок слов в предложении свободный

Слайд 2 Научиться говорить – значит научиться строить высказывания Слайд 3 В разговорном стиле важнейшую роль играет звуковая сторона речи,...

Сочинение рассуждение на тему деньги Какое значение имеют деньги в жизни человека

Сочинение рассуждение на тему деньги Какое значение имеют деньги в жизни человека

Многие задумываться о роли денег в жизни современного человека и над вопросом можно ли быть счастливым с не большим доходом?Современный человек не...

feed-image RSS