Реклама

Главная - Потеря кормильца
Организация в которой участники образуют высший орган. Конспект лекции: Корпоративные и унитарные юридические лица. Автономная некоммерческая организация

Некоммерческие организации имеют все возрастающее значение в формировании гражданского общества в России. Так, в Федеральном законе от 5 апреля 2010 г. “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций” намечены меры усиления их роли в формировании гражданского общества. Тем не менее роль некоммерческих организаций, составляющих основу гражданского общества, без которого невозможно существование правового государства и реализация принципов демократии, явно недооценивается <1>. Автором названной публикации верно отмечает, что нельзя найти оптимальных подходов к определению правового статуса некоммерческих организаций, не учитывая экономических основ их деятельности, сфер функционирования и отводимой им роли, что со всей очевидностью продемонстрировало обсуждение в обществе Федерального закона об иностранном агенте.

——————————–

<1> Сойфер Т.В. Статус некоммерческой организации // Некоммерческие организации: теоретические и практические проблемы. М., 2009. С. 56 – 59.

В основе появления большинства видов некоммерческих организаций лежат экономические предпосылки, обусловленные недостатками рыночного механизма хозяйствования, поскольку он неэффективен при реализации отдельных благ. Некоммерческие организации многообразны и по своей сути разнородны. Например, часть из них обеспечивает взаимодействие бизнеса и государства (например, некоммерческие партнерства и другие виды ассоциаций и союзов), другие направлены на усиление роли гражданского общества в общественной жизни страны (например, общественные организации).

Для общественной деятельности характерно, что ее успешно осуществляют не только некоммерческие организации в форме юридического лица, но и образования, группы лиц, которые такого статуса не имеют. В практической, правоприменительной деятельности важно определить, в каких случаях уставная деятельность некоммерческих организаций требует использования организационно-правовой формы юридического лица, поскольку уставная деятельность как таковая никак не связана с участием некоммерческой организации в гражданском обороте, в отличие от коммерческой организации. В большинстве случаев некоммерческие организации создаются для обеспечения основной (уставной) деятельности, а в случаях, когда ими осуществляется иная приносящая доход деятельность, некоммерческие организации должны иметь обособленное имущество, на которое может быть обращено взыскание по их обязательствам.

В новой редакции ГК РФ ранее существовавший единый параграф “Некоммерческие организации” разделен на § 6 “Некоммерческие корпоративные организации” и § 7 “Некоммерческие унитарные организации”.

Некоммерческие корпоративные организации юридические лица, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками, учредители (участники) которых приобретают право участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с п. 1 ст. 65.3 ГК РФ (п. 1 ст. 123.1 ГК РФ).

В этой же статье перечисляются организационно-правовые формы, в которых только могут быть созданы некоммерческие корпоративные организации. В отличие от ранее действующего Закона о некоммерческой организации перечень как корпоративных, так и унитарных некоммерческих организаций является закрытым.

Федеральным законом от 20 июля 2012 г. “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента” внесены изменения, в частности в Федеральный закон “Об общественных объединениях” от 19 мая 1995 г. и в Закон о некоммерческих организациях. В первом названном Законе предусматривается порядок включения общественного объединения, намеренного участвовать в политической деятельности, в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Статус иностранного агента распространяется только на общественные организации, общественные движения, органы общественной самодеятельности и территориального общественного самоуправления, если они зарегистрированы в качестве юридических лиц и собираются заниматься политической деятельностью (п. 6 ст. 2 Закона о некоммерческих организациях).

Некоммерческая организация, выполняющая функции иностранного агента, – российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации (ст. 2 Закона о некоммерческих организациях).

Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она участвует (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях.

К политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества (п. 6 ст. 2 Закона о некоммерческих организация).

Следует отметить, что деятельность в области образования может при определенных условиях рассматриваться как политическая (например, деятельность по обучению членов избирательных комиссий, наблюдателей на выборах и т.д.).

Некоммерческие организации, получающие денежные средства и иное имущество от иностранных источников, ведут раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках поступлений от иностранных источников, и доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках этих поступлений. Законом установлены правила представления отчетов о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документов о целях расходования финансовых средств и иного имущества, в том числе полученного от иностранных источников, а также аудиторского заключения.

Некоммерческая организация, выполняющая функции иностранного агента (кроме общественных объединений), – это все виды некоммерческих организаций, на которых распространяется действие Закона о некоммерческих организациях.

Закон об иностранном агенте является одним из оснований, когда не допускается создание некоммерческих организаций, преследующих цели, противоречащие закону либо основам правопорядка или нравственности.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 8 апреля 2014 г. “По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 2 и пункта 7 статьи 32 Федерального закона “О некоммерческих организациях” и части 1 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, фонда “Костромской центр поддержки общественных инициатив”, граждан Л.Г. Кузьминой, С.М. Смиренского и В.П. Юкечева” отмечено, что взаимосвязанные положения пункта 6 ст. 2, абзаца второго пункта 7 ст. 32 Федерального закона “О некоммерческих организациях” не противоречат Конституции Российской Федерации.

Некоммерческие организации могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, соответствующие целям их создания и деятельности, предусмотренным в их уставах.

Некоммерческие корпоративные организации создаются по решению учредителей на их общем (учредительном) собрании, конференции, съезде и т.п. Указанные органы утверждают устав соответствующей некоммерческой организации и образуют ее органы (п. 3 ст. 123.1 ГК РФ).

Исходя из сопоставления п. 3 ст. 50 и п. 1 ст. 65.1 ГК РФ, юридические лица, являющиеся некоммерческими корпоративными организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах следующих типов:

Типы и виды организационно-правовых форм юридического лица

Типы корпоративных некоммерческих организаций Виды корпоративных некоммерческих организаций
Потребительские кооперативы жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;
Общественные организации политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;
Ассоциации (союзов) некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты;
Товарищества собственников недвижимости товарищества собственников жилья;
Казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;
Общины коренных малочисленных народов Российской Федерации общины коренных малочисленных народов Российской Федерации.

Заложенный в ГК РФ принцип ограниченного количества типов организационно-правовых форм некоммерческих корпоративных организаций даст положительный эффект лишь в том случае, когда будут разработаны и приняты базовые законы о потребительских кооперативах, общественных организациях и ассоциациях (союзах).

6.1. Потребительские кооперативы

Потребительский кооператив – основанное на членстве объединение граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов (п. 1 ст. 123.2 ГК РФ).

Устав потребительского кооператива должен содержать сведения о наименовании и месте нахождения кооператива, о предмете и целях его деятельности, условия о размере паевых взносов членов кооператива; о составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и об их ответственности за нарушение обязательства по внесению паевых взносов; о составе и компетенции органов кооператива и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов; порядке покрытия членами кооператива понесенных им убытков. Наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также слово “кооператив”.

Члены потребительского кооператива обязаны в течение 3-х месяцев после утверждения ежегодного баланса покрыть образовавшиеся убытки путем внесения дополнительных взносов. В случае невыполнения этой обязанности кооператив может быть ликвидирован в судебном порядке по требованию кредиторов. Члены потребительского кооператива солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива (ст. 123.3 ГК РФ).

Потребительский кооператив по решению всех членов может быть преобразован в общественную организацию, ассоциацию (союз), автономную некоммерческую организацию или фонд.

До принятия единого Закона о потребительских кооперативах Закон о потребительской кооперации, законы об отдельных видах потребительских кооперативов по п. 3 ст. 50 ГК РФ применяются в части, не противоречащей ст. 123.2 и 123.3 ГК РФ.

Закон о некоммерческих организациях не распространяется на потребительские кооперативы, их деятельность регулируется ГК РФ, законами о потребительских кооперативах, иными законами и правовыми актами (п. 3 ст. 1 Закона о некоммерческих организациях). Подобное регулирование согласуется со ст. 123.3 ГК РФ об обязанности внесения членами потребительского кооператива дополнительных взносов в случае образования убытков в деятельности кооператива. В ней предусматриваются особенности организационно-правовой формы потребительского кооператива, дающие возможность утверждать, что она содержит признаки коммерческой организации.

6.2. Товарищества собственников недвижимости

Этот тип организационно-правовой формы некоммерческой корпоративной организации выделен из потребительских кооперативов, поскольку его единственный вид, указанный в п. 3 ст. 50 ГК РФ, – товарищества собственников жилья, получил широкое распространение как форма совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, к сожалению, на практике в деятельности управляющих компаний выявляются значительные злоупотребления. Граждане нередко вынуждены оспаривать действительность создания товарищества собственников жилья <1>.

——————————–

<1> Напр.: Постановление Президиума ВАС РФ от 10.07.2012 N 2364/12 по делу N А40-45218/11-121-323.

Товарищество собственников недвижимости – добровольное объединение собственников недвижимого имущества (помещений в здании, в том числе в многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, дачных домов, садоводческих, огороднических или дачных земельных участков и т.п.), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимися в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами (п. 1 ст. 123.12 ГК РФ).

Товарищество собственников недвижимости по решению своих членов может быть преобразовано в потребительский кооператив.

Квалифицирующими признаками этого типа некоммерческой корпоративной организации является то обстоятельство, что общее имущество в многоквартирном доме, а также объекты общего пользования в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих товариществах принадлежат членам соответствующего товарищества на праве общей долевой собственности, если иное не предусмотрено законом. Доля в праве общей собственности члена такого некоммерческого товарищества следует судьбе права собственности на указанные помещения или земельный участок (ст. 123.13 ГК РФ).

К исключительной компетенции высшего органа товарищества собственников недвижимости наряду с вопросами, указанными в п. 2 ст. 65.3 ГК РФ, относится также принятие решений об установлении размера обязательных платежей и взносов членов товарищества (п. 1 ст. 123.14 ГК РФ).

Создание и деятельность товарищества собственников жилья, правовое положение его членов регулируются прежде всего разделом VI ЖК РФ.

Товарищество собственников жилья (далее – ТСЖ) – некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения жизнедеятельности этого комплекса, владения, пользования и в установленных пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме (ст. 135 ЖК РФ).

Число членов ТСЖ, создавших товарищество, должно превышать 50% голосов от общего числа собственников помещений в многоквартирном доме. Собственники помещений в многоквартирном доме могут создать только одно ТСЖ. На общем собрании членов ТСЖ, которое является органом управления многоквартирным домом, определяются смета доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также на другие расходы, установленные уставом ТСЖ (пп. 2, п. 1 ст. 137 и пп. 1 п. 2 ст. 44 ЖК РФ).

Для достижения целей, предусмотренных уставом, ТСЖ вправе заниматься хозяйственной деятельностью, обслуживать, эксплуатировать и ремонтировать недвижимое имущество, сдавать в аренду, внаем части общего имущества в многоквартирном доме. Полученный доход от хозяйственной деятельности на основании решения общего собрания товарищества собственников жилья используется для оплаты общих расходов или направляется в специальные фонды, расходуемые на цели, предусмотренные уставом товарищества (ст. 152 ЖК РФ).

Особенность формирования имущества ТСЖ состоит в том, что установление размеров обязательных платежей и взносов, иных средств ТСЖ осуществляется на основании решения общего собрания его членов.

Решение общего собрания , принятое в установленном ЖК РФ порядке, по вопросам отнесения к компетенции такого собрания является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для их собственников, которые не участвовали в голосовании (п. 5 ст. 46 ЖК РФ) <1>. В случае неисполнения собственником помещений в многоквартирном доме своих обязанностей по участию в общих расходах ТСЖ вправе в судебном порядке потребовать принудительного возмещения обязательных платежей и взносов. ТСЖ может потребовать в судебном порядке полного возмещения причиненных ему убытков в результате неисполнения собственниками помещений обязательств по уплате обязательных платежей и взносов и оплате иных общих расходов (п. 3 и 4 ст. 137 ЖК РФ).

——————————–

<1> См. подробнее: Андреев В.К. Решения собраний // Цивилист. 2013. N 3. С. 3 – 72.

ТСЖ вправе заключить договор управления многоквартирным домом с управляющей организацией (ст. 168 ЖК РФ).

6.3. Общественные организации

Общественные организации – добровольные объединения граждан, объединившихся в установленном законом порядке на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, а также для представления и защиты общих интересов и достижения иных не противоречащих закону целей (п. 1 ст. 123.4 ГК РФ).

Законодатель изменил подход к видам общественных организаций. В отличие от редакции ГК РФ, принятой в первом чтении, во вступившей в силу редакции ГК РФ казачьи общества и общины коренных малочисленных народов Российской Федерации не отнесены к общественным организациям, а выделены в самостоятельные типы некоммерческих корпоративных организаций в силу социально-культурных и политических особенностей.

Общественная организация является собственником своего имущества. Ее участники (члены) не сохраняют имущественных прав на переданное ими в собственность организации имущество, в том числе на членские взносы. Участники (члены) общественной организации не отвечают по обязательствам организации, в которой участвуют в качестве членов, а организация не отвечает по обязательствам своих членов (ст. 123.4 ГК РФ).

Количество учредителей общественной организации не может быть менее 5.

Устав общественной организации должен определять ее наименование и место нахождения, предмет и цели ее деятельности, а также содержать условия о порядке вступления (принятия) участников (членов) в организацию и выхода из нее, о составе и компетенции ее органов и порядке принятия ими решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, об имущественных правах и обязанностях участника (члена) организации и о порядке распределения имущества, оставшегося после ликвидации организации (ст. 123.5 ГК РФ).

Участник (член) общественной организации осуществляет корпоративные права, предусмотренные п. 1 ст. 65.2 ГК РФ, в порядке, установленном уставом организации. Он также вправе на равных началах с другими участниками (членами) организации безвозмездно пользоваться оказываемыми ею услугами.

Участник (член) общественной организации наряду с обязанностями, предусмотренными для участников корпорации п. 3 ст. 65.2 ГК РФ, несет также обязанность уплачивать предусмотренные ее уставом членские и иные имущественные взносы.

Участник (член) общественной организации вправе по своему усмотрению в любое время выйти из организации, в которой он участвует. Членство в общественной организации неотчуждаемо. Осуществление прав участника (члена) такого объединения граждан не может быть передано другому лицу.

К исключительной компетенции высшего органа общественной организации наряду с вопросами в п. 2 ст. 65.3 ГК РФ относится также принятие решений о размере и порядке оплаты его участниками (членами) членских и иных имущественных взносов. В общественной организации образуются единоличный исполнительный орган и могут образовываться постоянно действующие коллегиальные исполнительные органы (совет, правление, президиум и т.п.).

По решению общего собрания членов общественной организации полномочия его органа могут быть досрочно прекращены в случаях грубого нарушения этим органом своих обязанностей, обнаружившейся неспособности к надлежащему ведению дел или при наличии иных серьезных оснований (ст. 123.7 ГК РФ).

Общественные организации могут объединяться в ассоциации (союзы) в порядке, предусмотренном ГК РФ.

По решению участников (членов) общественной организации она может быть преобразована в ассоциацию (союз), автономную некоммерческую организацию или фонд.

6.4. Ассоциации и союзы

Ассоциация (союз) – объединение юридических лиц и (или) граждан, основанное на добровольном или в установленных законом случаях обязательном членстве и созданное ими для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных, а также иных не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей (п. 1 ст. 123.8 ГК РФ).

В организационно-правовой форме ассоциации (союза) создаются, в частности, объединения лиц, имеющие целями координацию их предпринимательской деятельности, представление и защиту общих имущественных интересов, профессиональные объединения граждан, не имеющие целью защиту трудовых прав и интересов своих членов и не связанные с их участием в трудовых отношениях (объединения адвокатов, нотариусов, оценщиков, лиц творческих профессий и другие), саморегулируемые организации и их объединения.

Ассоциации и союзы могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, соответствующие целям их создания и деятельности, предусмотренным уставами таких ассоциаций (союзов).

Ассоциация (союз) является собственником своего имущества и не отвечает по обязательствам своих членов, если иное не предусмотрено законом. Члены ассоциации (союза) не отвечают по ее обязательствам, за исключением случаев, если законом или уставом ассоциации (союза) предусмотрена субсидиарная ответственность ее членов.

Особенности правового положения ассоциаций (союзов), их отдельных видов могут быть установлены законом.

Количество учредителей ассоциации (союза) не может быть менее 2.

В уставе ассоциации (союза) должно определяться ее наименование и место нахождения, предмет и цели ее деятельности, условия о порядке вступления (принятия) членов в ассоциацию (союз) и выхода из нее, о составе и компетенции органов управления и порядке принятия ими решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, об имущественных правах и обязанностях членов ассоциации (союза) и о порядке распределения имущества, оставшегося после ликвидации ассоциации (союза) (ст. 123.9 ГК РФ).

К исключительной компетенции высшего органа управления ассоциации (союза) наряду с вопросами, указанными в п. 2 ст. 65.1 ГК РФ, относится также принятие решений о порядке пользования и способе уплаты членских взносов, о дополнительных имущественных взносах членов ассоциации (союза) в ее имущество и о размере их субсидиарной ответственности по обязательствам ассоциации (союза), если такая ответственность предусмотрена уставом.

В ассоциации (союзе) образуется единоличной исполнительный орган (председатель, президент и т.п.) и могут образовываться постоянно действующие коллегиальные исполнительные органы (совет, правление, президиум и т.п.)

По решению высшего органа ассоциации (союза) полномочия органа могут быть досрочно прекращены в случаях грубого нарушения этим органом своих обязанностей, обнаружившейся неспособности к надлежащему ведению дел или при наличии иных серьезных оснований (п. 2 ст. 123.10 ГК РФ).

Член ассоциации (союза) наряду с общими корпоративными правами и обязанностями вправе на равных началах с другими членами ассоциации (союза) безвозмездно, если иное не предусмотрено законом, пользоваться оказываемыми услугами и обязан уплачивать предусмотренные уставом членские взносы и по решению высшего органа ассоциации (союза) вносить дополнительные имущественные взносы в имущество ассоциации (союза).

Членство в ассоциации (союзе) неотчуждаемо. Последствия прекращения членства в ассоциации (союзе) устанавливаются законом и (или) ее уставом. Член ассоциации (союза) может быть исключен из нее в случаях и в порядке, которые установлены в соответствии с законом в уставе ассоциации (союза) (абз. 2 п. 2 ст. 123.11 ГК РФ).

Ассоциация (союз) по решению своих членов может быть преобразована в общественную организацию, автономную некоммерческую организацию или фонд.

6.5. Казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации

Казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, – объединения граждан, созданные в целях сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества, а также в иных целях, предусмотренных Федеральным законом от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ “О государственной службе российского казачества”, добровольно принявших на себя в порядке, установленном законом, обязательства по несению государственной или иной службы.

К казачьим обществам применяются нормы § 1 гл. 4 ГК РФ, относящиеся к некоммерческим организациям, а также ст. 123.1 ГК РФ, если иное не установлено указанным выше Законом о государственной службе российского казачества.

Казачье общество по решению его членов может быть преобразовано в ассоциацию (союз) или автономную некоммерческую организацию (ст. 123.15 ГК РФ).

6.6. Община коренных малочисленных народов Российской Федерации

Община коренных малочисленных народов Российской Федерации – добровольные объединения граждан, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации и объединившихся по кровнородственному и (или) территориально-соседскому признаку в целях защиты исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры.

Члены общины коренных малочисленных народов Российской Федерации имеют право на получение части ее имущества или компенсации стоимости такой части при выходе из общины или ее ликвидации в порядке, установленном законом.

К общинам коренных малочисленных народов Российской Федерации применяются нормы § 1 гл. 4 ГК РФ, относящиеся к некоммерческим организациям, а также ст. 123.1 ГК РФ, если иное не установлено законом.

Структура органов управления некоммерческой организации, как правило, включает два органа управления: высший (волеобразующий) и исполнительный (волеизъявляющий).
В организациях, которые основаны на членстве, высшим органом будет собрание участников или их конференция (съезд), в работе которой принимают участие не все участники лично, а их выборные представители (делегаты, уполномоченные).
В организациях, не основанных на членстве, функции высшего органа выполняет специальный орган, предусмотренный учредительными документами, например совет учредителей, либо назначаемые им лица (наблюдательный (попечительский) совет). За некоторыми исключениями (например, в отношении благотворительных организаций, автономных некоммерческих организаций) ограничений на субъектный (персональный) состав такого органа законодательство не предусматривает. Подобные постоянно действующие коллегиальные органы управления (попечительские, наблюдательные, художественные советы, комитеты партнеров и другие органы) могут создаваться и в некоммерческих организациях, основанных на членстве.
Структура и компетенция исполнительных органов большинства некоммерческих организаций определена законом лишь в самых общих чертах. Центр тяжести правового регулирования здесь переносится на учредительные документы конкретной организации. Как правило, некоммерческие организации имеют коллегиальный (президиум, правление или совет)*(306) и (или) единоличный исполнительный орган, образуемый высшим органом или учредителем организации и подотчетный им.
Органы некоммерческой организации должны действовать в ее интересах добросовестно и разумно (ст. 54 ГК). В случае нарушения этого требования они несут ответственность за причиненные организации убытки. Закон содержит определенные требования к совершению сделок, в которых имеется заинтересованность, и крупных сделок.
Заинтересованные лица, которыми признаются руководители, члены органов управления и контроля над деятельностью некоммерческой организации, обязаны избегать конфликта интересов. Это означает, что при осуществлении хозяйственных операций с организациями или гражданами, по отношению к которым заинтересованные лица являются участниками, сотрудниками, кредиторами или родственниками, они обязаны соблюдать, прежде всего интересы некоммерческой организации и не должны использовать возможности некоммерческой организации*(307) или допускать их использование в иных целях, помимо предусмотренных учредительными документами (ст. 27 Закона о некоммерческих организациях).

Некоммерческие корпоративные организации - юридические лица, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками, учредители (участники) которых приобретают право участия (членства) в них и формируют их высший орган.

Разъяснение

Некоммерческие корпоративные организации - это юридические лица, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками, учредители (участники) которых приобретают право участия (членства) в них и формируют их высший орган.

К некоммерческим корпоративным организациям относятся:

Основное различие между ними в том, что некоммерческие корпоративные организации имеют членов, которые участвуют в управлении НКО, а некоммерческие унитарные организации не имеют членства.

Аналогичное деление на корпоративные и унитарные организации и у коммерческих организаций.

Различия между корпоративными и унитарными юридическими лицами определено пунктом 1 статьи 65.1. "Корпоративные и унитарные юридические лица" Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ):

"Юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 настоящего Кодекса, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями). К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, общественные движения, ассоциации (союзы), товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общины коренных малочисленных народов Российской Федерации.

Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными юридическими лицами. К ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, публично-правовые компании."

Правовое положение некоммерческих корпоративных организаций регулируется параграфом 6 "Некоммерческие корпоративные организации" главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ). Статья 123.1. "Основные положения о некоммерческих корпоративных организациях" ГК РФ определяет:

"1. Некоммерческими корпоративными организациями признаются юридические лица, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками (пункт 1 статьи 50 и статья 65.1), учредители (участники) которых приобретают право участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 настоящего Кодекса.

2. Некоммерческие корпоративные организации создаются в организационно-правовых формах потребительских кооперативов, общественных организаций, ассоциаций (союзов), товариществ собственников недвижимости, казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общин коренных малочисленных народов Российской Федерации (пункт 3 статьи 50).

3. Некоммерческие корпоративные организации создаются по решению учредителей, принятому на их общем (учредительном) собрании, конференции, съезде и т.п. Указанные органы утверждают устав соответствующей некоммерческой корпоративной организации и образуют ее органы.

4. Некоммерческая корпоративная организация является собственником своего имущества.

5. Уставом некоммерческой корпоративной организации может быть предусмотрено, что решения о создании корпорацией других юридических лиц, а также решения об участии корпорации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств корпорации принимаются коллегиальным органом корпорации."

Управление в корпорации

Корпоративные и унитарные юридические лица

оспаривать, действуя от имени корпорации (пункт 1 статьи 182), совершенные ею сделки по основаниям, предусмотренным статьей 174 настоящего Кодекса или законами о корпорациях отдельных организационно-правовых форм, и требовать применения последствий их недействительности, а также применения последствий недействительности ничтожных сделок корпорации.

Участники корпорации могут иметь и другие права, предусмотренные законом или учредительным документом корпорации .

Участник корпорации или корпорация, требующие возмещения причиненных корпорации убытков () либо признания сделки корпорации недействительной или применения последствий недействительности сделки, должны принять разумные меры по заблаговременному уведомлению других участников корпорации и в соответствующих случаях корпорации о намерении обратиться с такими требованиями в суд, а также предоставить им иную информацию, имеющую отношение к делу. Порядок уведомления о намерении обратиться в суд с иском может быть предусмотрен законами о корпорациях и учредительным документом корпорации.

Участники корпорации, не присоединившиеся в порядке, установленном процессуальным законодательством, к иску о возмещении причиненных корпорации убытков () либо к иску о признании недействительной совершенной корпорацией сделки или о применении последствий недействительности сделки, в последующем не вправе обращаться в суд с тождественными требованиями, если только суд не признает причины этого обращения уважительными.

Если иное не установлено настоящим Кодексом, участник коммерческой корпорации, утративший помимо своей воли в результате неправомерных действий других участников или третьих лиц права участия в ней, вправе требовать возвращения ему доли участия, перешедшей к иным лицам, с выплатой им справедливой компенсации, определяемой судом, а также возмещения убытков за счет лиц, виновных в утрате доли. Суд может отказать в возвращении доли участия, если это приведет к несправедливому лишению иных лиц их прав участия или повлечет крайне негативные социальные и другие публично значимые последствия. В этом случае лицу, утратившему помимо своей воли права участия в корпорации, лицами, виновными в утрате доли участия, выплачивается справедливая компенсация, определяемая судом.

Участник корпорации обязан:

участвовать в образовании имущества корпорации в необходимом размере в порядке, способом и в сроки, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другим законом или учредительным документом корпорации;

не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности корпорации;

участвовать в принятии корпоративных решений, без которых корпорация не может продолжать свою деятельность в соответствии с законом, если его участие необходимо для принятия таких решений;

не совершать действия, заведомо направленные на причинение вреда корпорации;

не совершать действия (бездействие), которые существенно затрудняют или делают невозможным достижение целей, ради которых создана корпорация.

Участники корпорации могут нести и другие обязанности, предусмотренные законом или учредительным документом корпорации.

Комментарий к статье 65 2 ГК

Выделение корпораций как особого вида юридических лиц позволило закрепить непосредственно в ГК общие нормы, касающиеся статуса (прав и обязанностей) как самих корпораций, так и их участников, что, в свою очередь, привело к расширению прав и защиты интересов участников любой корпорации, а не только участников хозяйственных обществ (путем предоставления им в статье 65.2 ГК права на участие в управлении делами корпорации, на получение информации о ее имущественном положении, права оспаривать исключение из корпорации и т.д.).

Пукнтом 2 статьи законодательно закрепляется появившаяся в арбитражно-судебной практике новая форма защиты имущественных интересов участников корпорации - восстановление утраченных помимо их воли прав участия в ней ("восстановление корпоративного контроля"), обеспечивающая права и интересы лиц, пострадавших от необоснованного "списания" акций и долей участия, "корпоративных захватов" и тому подобных неправомерных действий и злоупотреблений.

Управление в корпорации

Отдельная статья Закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части 1 Гражданского кодекса РФ" посвящена управлению в корпорации:

Статья 65 3 . Управление в корпорации

(по состоянию на 01.07.2018)

    Высшим органом корпорации является общее собрание ее участников.

    В некоммерческих корпорациях и производственных кооперативах с числом участников более ста высшим органом может являться съезд, конференция или иной представительный (коллегиальный) орган, определяемый их уставами в соответствии с законом. Компетенция этого органа и порядок принятия им решений определяются в соответствии с настоящим Кодексом законом и уставом корпорации.

    Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или другим законом, к исключительной компетенции высшего органа корпорации относятся:

    определение приоритетных направлений деятельности корпорации, принципов образования и использования ее имущества;

    утверждение и изменение устава корпорации;

    определение порядка приема в состав участников корпорации и исключения из числа ее участников, кроме случаев, если такой порядок определен законом;

    образование других органов корпорации и досрочное прекращение их полномочий, если уставом корпорации в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации;

    утверждение годовых отчетов и бухгалтерской (финансовой) отчетности корпорации, если уставом корпорации в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации;

    принятие решений о создании корпорацией других юридических лиц, об участии корпорации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств корпорации, за исключением случаев, если уставом хозяйственного общества в соответствии с законами о хозяйственных обществах принятие таких решений по указанным вопросам отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации;

    принятие решений о реорганизации и ликвидации корпорации, о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса;

    избрание ревизионной комиссии (ревизора) и назначение аудиторской организации или индивидуального аудитора корпорации.

    Законом и учредительным документом корпорации к исключительной компетенции ее высшего органа может быть отнесено решение иных вопросов.
    Вопросы, отнесенные настоящим Кодексом и другими законами к исключительной компетенции высшего органа корпорации, не могут быть переданы им для решения другим органам корпорации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или другим законом.

    В корпорации образуется единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор , председатель и т.п.). Уставом корпорации может быть предусмотрено предоставление полномочий единоличного исполнительного органа нескольким лицам, действующим совместно, или образование нескольких единоличных исполнительных органов, действующих независимо друг от друга (абзац третий пункта 1 статьи 53). В качестве единоличного исполнительного органа корпорации может выступать как физическое лицо, так и юридическое лицо.

    В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другим законом или уставом корпорации, в корпорации образуется коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция и т.п.).

    К компетенции указанных в настоящем пункте органов корпорации относится решение вопросов, не входящих в компетенцию ее высшего органа и созданного в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи коллегиального органа управления.

  1. Наряду с исполнительными органами, указанными в пункте 3 настоящей статьи, в корпорации может быть образован в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другим законом или уставом корпорации, коллегиальный орган управления (наблюдательный или иной совет), контролирующий деятельность исполнительных органов корпорации и выполняющий иные функции, возложенные на него законом или уставом корпорации. Лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов корпораций, и члены их коллегиальных исполнительных органов не могут составлять более одной четверти состава коллегиальных органов управления корпораций и не могут являться их председателями.

    Члены коллегиального органа управления корпорации имеют право получать информацию о деятельности корпорации и знакомиться с ее бухгалтерской и иной документацией, требовать возмещения причиненных корпорации убытков (), оспаривать совершенные корпорацией сделки по основаниям, предусмотренным статьей 174 настоящего Кодекса или законами о корпорациях отдельных организационно-правовых форм, и требовать применения последствий их недействительности, а также требовать применения последствий недействительности ничтожных сделок корпорации в порядке, установленном пунктом 2 статьи 65 2 настоящего Кодекса.

Комментарий к статье 65 3 ГК

Статья 65 3 ГК в общем виде устанавливает систему органов корпорации как юридического лица. Особенности управления, в том числе система органов отдельных видов корпораций, предусмотрены также как специальными нормами самого ГК и законами об отдельных видах корпораций. Эти нормы как специальные имеют преимущество в применении перед общими правилами комментируемой статьи.

Общее собрание участников любой корпорации является ее высшим органом, но законодательство о хозяйственных обществах (коммерческих корпорациях) последовательно сужает компетенцию их общих собраний, особенно специальными законами и уставами этих корпораций, а теперь еще и с помощью корпоративных соглашений. Поэтому рассмотрение общих собраний в качестве высших органов таких корпораций все в большей мере становится символическим.

В п. 2 статьи 65 3 ГК перечислены вопросы, входящие в исключительную компетенцию общего собрания. Помимо вопросов, прямо перечисленных в указанной норме, к исключительной компетенции общего собрания могут быть отнесены и иные вопросы, если это предусмотрено специальным законом и принятым в соответствии с ним уставом конкретной корпорации. По общему правилу все перечисленные вопросы не могут быть переданы в компетенцию других органов корпорации даже по решению самого общего собрания (что и позволяет говорить об исключительности этой компетенции, а само общее собрание объявлять высшим органом корпорации).

В соответствии с п. 3 статьи 65 3 ГК в корпорации всегда создается единоличный орган, который становится органом этого юридического лица, уполномоченным выступать от его имени в гражданском обороте (п. 1 ст. 53 ГК), в том числе заключать сделки, подписывать тексты договоров и т.д. Коллегиальные органы корпорации создаются ею в тех случаях, когда это предусмотрено Кодексом, иным законом или уставом корпорации (т.е. волей ее учредителей/участников).

В роли единоличного органа корпорации может выступать не только физическое, но и юридическое лицо ("управляющая компания"). Важной новеллой в этом отношении является правило о возможности предусмотреть в уставе конкретной корпорации наличие в ней нескольких лиц, наделенных полномочиями ее единоличного органа и действующих в соответствии с ее уставом либо совместно, либо независимо друг от друга (см. также абз. 3 п. 1 ст. 53 ГК).

Компетенция единоличного и коллегиального исполнительных органов корпорации формально определяется по "остаточному принципу": она охватывает вопросы, не вошедшие в компетенцию высшего органа корпорации (а также ее контролирующего органа - наблюдательного совета). Однако именно компетенция исполнительных органов корпорации, которые управомочены на решение всех (любых) вопросов, не только не отнесенных прямо к исключительной компетенции общего собрания, но и изъятых из нее по указанию закона или устава корпорации (либо по решению ее общего собрания, что также предусмотрено законом), фактически становится основной и определяющей всю ее деятельность, тем более что компетенция ее высшего органа, как отмечено выше, постоянно сужается (что особенно характерно для акционерных и других хозяйственных обществ).

В корпорациях в соответствии с законом или уставом могут создаваться и иные их органы (помимо прямо названных в статье 65 3 ГК), не становящиеся ни волеобразующими, ни волеизъявляющими, т.е. не являющиеся органами корпорации как юридического лица (п. 1 ст. 53 ГК), способными выступать или принимать корпоративные решения от ее имени. Таким органом в соответствии с п. 2 статьи 65 3 ГК является, например, ревизионная комиссия (ревизор). К числу такого рода органов корпорации, образуемых исключительно по решению ее участников и в соответствии с уставом конкретной корпорации, относятся постоянно действующие или создаваемые для конкретной ситуации (ad hoc) различные комитеты, комиссии, советы и т.п.

В п. 4 статьи 65 3 ГК предпринята попытка разграничить статус таких коллегиальных органов корпораций, как совет директоров и наблюдательный совет. Речь идет о двух совершенно разных коллегиальных органах с различными задачами и компетенцией. Наблюдательный совет появился в германском акционерном праве в качестве постоянно действующего (а не периодически созываемого) органа, контролирующего деятельность исполнительных органов общества (а также дающего согласие на совершение обществом определенных сделок и формирующего и изменяющего состав правления - коллегиального исполнительного органа). Наблюдательный совет в германской корпоративной модели состоит из представителей акционеров (а во многих случаях - еще и из представителей наемных работников) и вместе с общим собранием относится к высшим органам акционерного общества. Его наличие позволяет говорить о трехзвенной системе управления обществом: общее собрание - наблюдательный совет - исполнительные органы. Отечественное акционерное право изначально формировалось под определяющим влиянием американского корпоративного права, которому такой орган неизвестен: он считается здесь излишним и без необходимости связывающим инициативу совета директоров. Для постоянного контроля за деятельностью корпоративного менеджмента современное американское право использует категорию "независимый директор" (такой директор является, однако, членом контролируемого им совета директоров).

Ст.65.1 закреплено легальное определение корпоративных юридических лиц. Корпорации – такие юридические лица, учредители, участники которых обладают правом участия в них и формируют высший орган в соответствии с положениями закона.

Признаки корпорации: участие в них учредителей и формирование учредителями высшего органа юр. лица. Первый признак данного определения является общепризнанным. Особенности корпоративных отношений предполагают отделение имущества юр. лица от имущества учредителей. Основной обязанностью участников юр. лица является обязанность внести вклад, оплатить акции или паи. При этом участник утрачивает право собственности на данное имущество и взамен имущественного права собственности член корпорации приобретает возможность участвовать в формировании воли юр. лица, а также распоряжаться переданным этому юр. лицу имуществом. Формирование высшего органа управления – в такой формулировке признак не характерен для теории корпоративного права и он не предусматривался в первоначальной редакции изменений в ГК. Аргументом против выделения данного признака является тот факт, что учредители корпорации формируют не только высший орган, но и иные органы данного юр. лица; органы юр. лица формируют не только учредители корпораций, но и учредители унитарных предприятий. В качестве разрешения этого противоречия предлагается принимать слово «формируют» в смысле слова «составляют». Особенностью правового статуса корпорации является то обстоятельство, что учредители фактически автоматически составляют высший орган управления.

Ст.65.1 содержит исчерпывающий перечень видов юридических лиц - корпораций. Особенностью является общий список как коммерческих, так и некоммерческих юр. лиц.

Коммерческие: хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы.

Некоммерческие: общественные организации, ассоциации и союзы, товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, общины коренных малочисленных народов.

Указанный перечень объединяет в себе классические виды корпораций (товарищества, общества, кооперативы, объединения и т.д.), однако российский законодатель расширяет перечень, добавляя 5 новых видов корпораций: крестьянские (фермерские) хозяйства – юр. лица, хозяйственные партнерства, казачьи общества, общины коренных малочисленных народов, товарищества собственников недвижимости.

В законе есть определение унитарных юр. лиц – юридические лица, учредители которых не становятся участниками, не приобретают прав членства. Перечень их: государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, публично – правовые компании. Новым также является публично – правовые компании. Включение в действующую редакцию закона указания на возможное существование публично – правовых компаний является правовым регулированием «на вырост», т.е. мы не знаем о них ничего, есть упоминание в одной норме.

Цели включения специальных правил о корпорациях:

  • 1. Единообразное регулирование структуры управления корпорацией.
  • 2. Унификация правил о правовом положении органов управления.
  • 3. Установление единых норм относительно внутренних отношений.

Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.



 


Читайте:



Презентация на тему ""Уроки французского" В

Презентация на тему

В. Г. Распутин «Уроки французского». Урок литературыв 6 классе Распутин Валентин Григорьевич ( р. 1937), прозаик. Родился 15 марта в селе...

Названия, описания и особенности зимующих птиц

Названия, описания и особенности зимующих птиц

Парфенчук Алефтина ИвановнаДолжность: педагог дополнительного образования.Учебное заведение: МАОУДО города Нижневартовска Центр детского...

Разговорный стиль речи Порядок слов в предложении свободный

Разговорный стиль речи Порядок слов в предложении свободный

Слайд 2 Научиться говорить – значит научиться строить высказывания Слайд 3 В разговорном стиле важнейшую роль играет звуковая сторона речи,...

Сочинение рассуждение на тему деньги Какое значение имеют деньги в жизни человека

Сочинение рассуждение на тему деньги Какое значение имеют деньги в жизни человека

Многие задумываться о роли денег в жизни современного человека и над вопросом можно ли быть счастливым с не большим доходом?Современный человек не...

feed-image RSS