Главная - Порядок формирования
Прибыль государственное унитарное предприятие. Правовой режим формирования прибыли унитарных предприятий. Формы унитарных предприятий

Правовой режим распределения прибыли государственного и муниципального унитарного предприятия.

В результате распределœения прибыли на государственном и муниципальном унитарном предприятии образуются внутрихозяйственные фонды предприятия, которые используются на его производственное и социальное развитие.

Правовой режим распределœения прибыли на казенном предприятии и предприятии, основанном на праве хозяйственного ведения, существенно различаются

В соответствии со ст. 16 Закона об унитарных предприятиях предприятия, работающие на праве хозяйственного ведения, после уплаты налога на прибыль и иных обязательных платежей перечисляют в соответствующий бюджет часть прибыли. Такое перечисление осуществляется ежегодно.

Федеральные государственные предприятия перечисляют часть прибыли в федеральный бюджет. Размер этой части прибыли определяется для каждого федерального предприятия федеральным органом исполнительной власти, которому подведомственно это унитарное предприятие.

Государственное унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения, находящееся в собственности субъекта РФ, перечисляет в бюджет субъекта РФ часть прибыли согласно, как правило, законам субъектов РФ о перечислении прибыли.

Из оставшейся части прибыли вышеназванные предприятия формируют резервный фонд. Порядок и размер формирования этого фонда предусматривается уставом унитарного предприятия. Согласно Примерному уставу федерального государственного унитарного предприятия размер резервного фонда для каждого предприятия определяется в пропорции к уставному фонду предприятия.

Средства резервного фонда используются исключительно на покрытие убытков предприятия.

Из оставшейся части прибыли государственное и муниципальное унитарное предприятие, формирует иные фонды согласно уставу унитарного предприятия.

В Примерном уставе федерального государственного, унитарного предприятия предусматривается возможность создания следующих фондов:

социального фонда, средства которого должны использоваться на решение вопросов укрепления здоровья работников предприятия, в т.ч. на профилактику профессиональных заболеваний;

жилищного фонда, средства которого используются на приобретение и строительство жилья для работников предприятия, нуждающихся в улучшении жилищных условий;

фонда материального поощрения работников.

Размер, порядок формирования и использования указанных фондов устанавливаются коллективным договором на основании действующего законодательства РФ.

Государственные и муниципальные предприятия на праве оперативного управления (казенные предприятия) распределяют полученную ими прибыль по нормативам, ежегодно устанавливаемым уполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления. Из прибыли федерального казенного предприятия формируется фонд для выполнения плана-заказа и плана развития завода, а также фонд социального развития. После формирования названных фондов по нормативам у казенного предприятия образуется свободный остаток прибыли, который подлежит изъятию в доход федерального бюджета.

Правовой режим распределения прибыли государственного и муниципального унитарного предприятия. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Правовой режим распределения прибыли государственного и муниципального унитарного предприятия." 2017, 2018.

"Финансовая газета", N 2, 2004
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧИСТОЙ ПРИБЫЛИ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
В соответствии с п.п.1 и 2 ст.17 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 08.12.2003) "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" собственник имущества государственного или муниципального предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия. Государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства РФ от 10.04.2002 N 228 "О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий" утверждены Правила разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий (далее - Правила). В соответствии с указанными нормативными документами руководитель федерального государственного унитарного предприятия представляет ежегодно до 1 августа текущего года в федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится предприятие, проект программы деятельности предприятия на следующий год, разработанный по установленной форме и представляющий собой комплекс мероприятий, связанных между собой по срокам и источникам финансирования. Мероприятия программы должны отражать основные направления деятельности в планируемом периоде по достижению целей, определенных уставом, решениями Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти. Вместе с проектом программы представляется технико-экономическое обоснование планируемых мероприятий, затрат на их реализацию, а также ожидаемого эффекта от их выполнения.
Одновременно проект программы деятельности предприятия на следующий год представляется:
в Минимущество России - если объем выручки предприятия от реализации продукции (работ, услуг) за предыдущий год равен либо превышает 50 млн руб., или балансовая сумма активов предприятия на конец предыдущего года равна либо превышает 20 млн руб.;
в территориальный орган Минимущества России - если предприятие не отвечает ни одному из двух указанных условий.
Федеральный орган исполнительной власти до 1 ноября утверждает программу деятельности предприятий на следующий год. Кроме того, руководитель предприятия ежегодно до 1 апреля вместе с отчетом о деятельности предприятия за прошедший год обязан представлять в федеральный орган исполнительной власти предложения по уточнению размера части прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет в текущем году, а также при необходимости - предложения по уточнению показателей деятельности предприятия, предусмотренных программой деятельности предприятия на текущий год. Одновременно указанные предложения представляются в Минимущество России.
Часть прибыли предприятия за предыдущий год, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется решением федерального органа исполнительной власти не позднее 1 мая на основании отчета о деятельности предприятия за прошедший год и утвержденной программы деятельности предприятия. При этом часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет, исчисляется путем уменьшения суммы чистой прибыли (нераспределенной прибыли) предприятия за прошедший год на сумму утвержденных в составе программы деятельности предприятия на текущий год расходов на реализацию мероприятий по развитию предприятия, осуществляемых за счет чистой прибыли.
При отсутствии утвержденной программы деятельности предприятия на текущий год (за исключением 2002 г.) часть прибыли предприятия, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется путем уменьшения суммы чистой прибыли (нераспределенной прибыли) предприятия за прошедший год на сумму обязательных отчислений в фонды предприятия, образованные в соответствии с законодательством и уставом предприятия.
Чистая прибыль (нераспределенная прибыль) определяется на основании данных бухгалтерской отчетности.
Перечисление в федеральный бюджет части прибыли осуществляется предприятием до 15 июня, в определенных случаях, установленных Правилами, - до 1 июня. Контроль за перечислением в федеральный бюджет части прибыли предприятия осуществляется федеральным органом исполнительной власти и Минимуществом России в течение года на основании анализа ежеквартальной отчетности предприятий и данных реестра показателей экономической эффективности.
С учетом изложенного нам представляется, что во избежание претензий со стороны собственника унитарного предприятия и соблюдения действующего законодательства руководителю предприятия необходимо выполнять требования Постановления N 228. Все рекомендуемые формы отчетности указаны в Приложении к этому Постановлению. Расходы на премирование сотрудников, техническое оснащение предприятия, социальные гарантии, предоставляемые работникам предприятия, представительские расходы и т.д. должны быть включены в состав программы деятельности предприятия. Кроме того, на наш взгляд, целесообразно не только включать такие расходы в состав программы деятельности предприятия, но и образовывать соответствующие фонды путем внесения в действующий устав предприятия необходимых изменений.
В.Консетова
ООО "АФК-Аудит"
г. Санкт-Петербург
Подписано в печать
05.01.2004

Оставшаяся после уплаты налога сумма прибыли, т.е. нераспределенная прибыль, может быть израсходована в соответствии с решением собственника имущества.

Учредитель унитарного предприятия своим решением или записью в уставе должен определить, как оно может использовать прибыль текущего года. При этом собственник имущества унитарного предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия.

Унитарные предприятия обязаны ежегодно перечислять в соответствующий бюджет часть прибыли после уплаты налогов и иных обязательных платежей в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством РФ, уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

Суммы распределенной прибыли по результатам работы предприятия за отчетный год отражаются в отчетности в соответствии с п.10 ПБУ 8/98 «События после отчетной даты». При отражении в учете суммы прибыли, подлежащей перечислению собственнику, на дату принятия решения, т.е. в году, следующем за отчетным, унитарное предприятие должно показать также суммы, причитающиеся собственнику, в бухгалтерской отчетности за отчетный период. В данном случаи сумма начисленной собственнику прибыли будет свидетельствовать о возникших после отчетной даты хозяйственных условиях, в которых организация ведет свою деятельность, т.е. будет являться «событием после отчетной даты».

В соответствии с действующим законодательством нераспределенная прибыль отчетного года учитывается на счете 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». Этот счет активно-пассивный, сальдо кредитовое показывает сумму накопленной унитарным предприятием прибыли, сальдо дебетовое - сумму непокрытого убытка.

К счету 84 на унитарном предприятии ПМУП «РЭУ» открываются субсчета:

  • 84.1 «Прибыль, подлежащая распределению»;
  • 84.2 «Убыток, подлежащий покрытию»;
  • 84.3 «Нераспределенная прибыль в обращении»;
  • 84.4 «Нераспределенная прибыль использованная».

При распределении часть нераспределенной прибыли направляется в резервный фонд, перечисляется соответствующему государственному (муниципальному) органу. Оставшаяся часть остается нераспределенной.

Д 99 «Прибыли или убытки»

К 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» - отражена сумма прибыли, полученной по итогам года, на основании справки-расчета бухгалтерии;

К 99 «Прибыли или убытки» - отражена сумма убытка, полученной по итогам года, на основании справки-расчета бухгалтерии;

Д 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»

К 82 «Резервный капитал» - образование резервного капитала на основании устава унитарного предприятия;

Д 82 «Резервный капитал»

К 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» - погашение непокрытого убытка отчетного года за счет средств резервного капитала на основании решения руководителя.

Поскольку по отношению к унитарным предприятиям государство (де-факто, правительство, региональные и муниципальные власти) выступает в качестве учредителя и титульного собственника переданного в хозяйственное ведение имущества, а главным инструментом текущей финансовой политики государства на всех уровнях является бюджетная система, то обсуждаемые ниже взаимоотношения между ней и унитарными предприятиями представляются весьма важными для понимания проблем сектора унитарных предприятий в сегодняшней России.

По отношению к бюджетам всех уровней ГУП должны выступать в двух ипостасях: 1) в качестве источника доходов; 2) в качестве реципиента бюджетных средств.

Перечисление ГУП части прибыли государству как собственнику переданного им в хозяйственное ведение имущества предусмотрено законодательством (ст. 295 ГК РФ). Вступивший в силу Бюджетный кодекс РФ относит эти средства к самостоятельному виду доходов федерального бюджета (ст. 42). Однако после принятия Концепции управления государственной собственностью и приватизации в сентябре 1999 г. никакой единой прикладной нормативной базы по этому вопросу так и не появилось.

Напомним, что согласно Постановлению Правительства РФ от 3 февраля 2000 г. № 104 «Об усилении контроля за деятельностью федеральных государственных унитарных предприятий и управлением находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ» (в новой редакции от 16 февраля 2001 г.) федеральные органы исполнительной власти, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях (сферах управления), с привлечением при необходимости Минфина РФ, МНС РФ и МВД РФ, ежегодно осуществляют в отношении федеральных государственных унитарных предприятий не только утверждение по согласованию с Минэкономики РФ показателей экономической эффективности деятельности, но и определение размера (доли) прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, подлежащей перечислению в федеральный бюджет. Совместный приказ Минэкономразвития РФ, Минимущества РФ и Министерства по налогам и сборам РФ (зарегистрирован Минюстом России 19 ноября 2001 г.), определяющий перечень и порядок определения показателей экономической эффективности деятельности ФГУП, содержит в том числе и показатель части прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет.

Для увеличения доходов бюджета за счет прибыли ГУП в самой ближайшей перспективе необходимо четкое определение правительством принципов отчисления прибыли ГУП в федеральный бюджет. К началу 2002 г. определились два основных подхода. Подход Счетной палаты РФ предусматривал единую норму отчислений (95 %) для всех ГУП. Минэкономразвития РФ предполагало осуществлять расчет индивидуальных нормативов для каждого предприятия.

В итоге, в принятом Правительством РФ Постановлении от 10 апреля 2002 г. № 228 «О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий» указывается, что часть прибыли предприятия за предыдущий год, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется ежегодно решением федерального органа исполнительной власти не позднее 1 мая на основании отчета о деятельности предприятия за прошедший год и согласно утвержденной программе деятельности предприятия. Перечисление в федеральный бюджет части прибыли осуществляется предприятием до 15 июня. В случае, если решение не принято в установленные сроки, часть прибыли предприятия, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется решением Минимущества РФ до 1 июня.

При этом часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет, рассчитывается путем уменьшения суммы чистой прибыли (нераспределенной прибыли) предприятия за прошедший год на сумму утвержденных в составе программы деятельности на текущий год расходов на реализацию мероприятий по развитию предприятия, осуществляемых за счет чистой прибыли. При отсутствии утвержденной программы деятельности предприятия на текущий год (за исключением 2002 г.) часть прибыли предприятия, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется путем уменьшения суммы чистой прибыли (нераспределенной прибыли) предприятия за прошедший год на сумму обязательных отчислений в фонды предприятия, образованные в соответствии с законодательством и уставом предприятия. Чистая прибыль (нераспределенная прибыль) определяется на основании данных бухгалтерской отчетности.

При утверждении программ деятельности и определении подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли ФГУП федеральный орган исполнительной власти руководствуется планируемой суммой доходов федерального бюджета, формируемых за счет части прибыли всех подведомственных ему предприятий, учтенной при подготовке проекта федерального бюджета на соответствующий год.

Руководитель унитарного предприятия ежегодно, до 1 апреля, вместе с отчетом о деятельности предприятия за прошедший год представляет в федеральный орган исполнительной власти предложения по уточнению размера части прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет в текущем году.

Одновременно указанные предложения представляются:

· в Министерство имущественных отношений РФ - в случае, если объем выручки предприятия от реализации продукции (работ, услуг) за предыдущий год равен либо превышает 50 млн руб. или балансовая сумма активов предприятия на конец предыдущего года равна либо превышает 20 млн. руб.;

· в территориальный орган Министерства имущественных отношений РФ - в случае, если предприятие не отвечает ни одному из двух указанных условий.

Подготовка решений по определению части прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет, как и по утверждению программ деятельности унитарных предприятий осуществляется комиссиями федеральных органов исполнительной власти по анализу эффективности деятельности подведомственных предприятий. Контроль за перечислением в федеральный бюджет части прибыли предприятия осуществляется федеральным органом исполнительной власти и Минимуществом РФ в течение года на основании анализа ежеквартальной отчетности предприятий и данных реестра показателей экономической эффективности.

Данный документ требовал от федеральных органов исполнительной власти предоставить в Минимущества РФ: 1) сведения о прибыли, полученной в 2001 г. подведомственными федеральными государственными унитарными предприятиями, и о части прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет в 2002 г.; 2) решения об утверждении показателей экономической эффективности деятельности по каждому подведомственному унитарному предприятию на 2002 г., включая размер части прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет в 2002 г.; 3) предложения по размеру части прибыли всех подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий, подлежащей перечислению в федеральный бюджет в 2003 г.

С фактической точки зрения, на протяжении всего первого десятилетия рыночных реформ в России роль ГУП в качестве источника доходов для федерального бюджета практически не просматривалась. В 1993-1994 гг. в постатейной классификации доходов бюджета наряду с доходами от приватизации имелась статья «Дивиденды по акциям от доли государственной собственности в приватизированных предприятиях и доходы от коммерческого использования объектов государственной собственности предприятиями, учреждениями и организациями».

В 1995-1998 гг. ее формулировка претерпела некоторые изменения - «Доходы от имущества, находящегося в федеральной собственности» с разбивкой на дивиденды по акциям, находящимся в федеральной собственности, доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и перечислений от прибыли ЦБ РФ (с 1996 г.). При этом количественно фиксировались лишь общая величина по этой статье и прибыль ЦБ РФ. В 1999 г. в формулировку этой статьи было внесено небольшое уточнение: речь стала идти не только о доходах от имущества, находящегося в федеральной собственности, но и от деятельности государства (теоретически под это определение могли попасть и результаты деятельности федеральных ГУП).

И только после принятия Концепции управления государственной собственностью и приватизации в сентябре 1999 г. в законе о федеральном бюджете на 2000 г. были постатейно детализированы «Доходы от имущества, находящегося в государственной собственности, или от деятельности» с появлением отдельной строки «Платежи от государственных предприятий» (без уточнения того, о каких предприятиях идет речь) и ее количественной величине (9318,3 млн руб.). В статье же закона, где содержалась принципиальная классификация неналоговых доходов бюджета без уточнения количественных параметров, упоминались лишь доходы от деятельности государственного совместного российско-вьетнамского предприятия «Вьетсовпетро». Та же картина наблюдалась и в законе о федеральном бюджете на 2001 г. (9469,7 млн руб.).

Принятие закона о федеральном бюджете на 2002 г. ознаменовалось запоздалым приведением классификации неналоговых доходов бюджета в соответствие с требованиями Гражданского и Бюджетного кодексов РФ. Впервые появилось упоминание именно о части прибыли функционирующих внутри страны федеральных государственных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов, обязательных платежей и сборов, как одной из статей неналоговых доходов бюджета. В ряду прочих этой статье был присвоен соответствующий код 2010803. Ее количественный параметр на текущий год определен в 500 млн руб., что примерно в 24,8 раза меньше доходов от деятельности совместного предприятия «Вьетсовпетро», выделенных также отдельной строкой (код 2010802).

В декабре 2001 г. Минимущество РФ скорректировало в сторону увеличения величину бюджетного задания практически по всем источникам поступлений (за исключением доходов от СП «Вьетсовпетро»). Объем перечислений прибыли ФГУП в федеральный бюджет определен в 1,23 млрд руб., т.е. увеличен почти в 2,5 раза по сравнению с бюджетным заданием на 2002 г. Соответственно, выросла доля этого источника в общем объеме поступлений от использования государственного имущества до 3,5% против 1,7% согласно проектировкам закона о бюджете на 2002 г.

Особо следует отметить, что по итогам 2001 г. впервые за последние 5 лет Минимущество РФ в числе прочих бюджетных поступлений от использования государственного имущества отметило перечисление прибыли ФГУП в размере 209,6 млн руб., что составило 0,7% от их общей величины или 0,5% от совокупных доходов федерального бюджета от приватизации и использования государственного имущества.

Определенное представление о роли унитарных предприятий для региональных бюджетов можно получить из специального исследования, проведенного Рейтинговой службой EA-Ratings в 2000-2001 гг. Кордюкова Т., Галкин М., Эйгель Ф. Унитарные предприятия - потенциальный доход или потенциальные риски для региональных и местных администраций? // Кредит Russia. Аналитический бюллетень Рейтинговой службы EA-Ratings, стратегического партнера Standard&Poor"s. - № 19-20 (46-47). - октябрь 2001 г.. В нем сравнивалась суммарная чистая прибыль муниципальных и субфедеральных предприятий с доходами муниципальных и региональных бюджетов. Показатель суммарной прибыли по этому сектору предприятий по отношению к доходам консолидированных региональных бюджетов в целом России составил в 1999 г. 1,1%, т.е. в случае перечисления всей прибыли соответствующих УП бюджетная система на локальном уровне могла получить 8,2 млрд руб., что сопоставимо с платежами по земельному налогу.

Подобно многим другим социально-экономическим индикаторам, этот показатель характеризуется довольно сильной межрегиональной дифференциацией.

Наиболее значимым этот потенциальный источник является для ряда республик в составе РФ: Удмуртии (4,1% к доходам бюджета), Мордовии (4%), Карачаево-Черкессии (3,7%), Марий-Эл (2,8%), Башкортостана (2,7%), Якутии (2,1%). Среди прочих субъектов РФ с ними сопоставимы только Ивановская (3,0%), Тульская (2,3%), Вологодская (2,2%) и Пензенская (2,1%) области.

Еще в 22 регионах анализируемый показатель составил от 1 до 2% доходов бюджета. В их числе находятся 5 республик (Чувашия, Татарстан, Северная Осетия, Кабардино-Балкария, Алтай), 2 края (Алтайский и Приморский), 14 областей (Амурская, Белгородская, Волгоградская, Камчатская, Кировская, Курганская, Курская, Московская, Новосибирская, Ростовская, Саратовская, Свердловская, Ульяновская, Ярославская) и Москва.

Столица России являлась однозначным лидером по абсолютной величине суммарной чистой прибыли унитарных предприятий (1,5 млрд руб.), но при сопоставлении этой величины с доходами своего бюджета оказалась в самом начале второй десятки лидеров. Довольно контрастно на этом фоне выглядит Санкт-Петербург (0,8% доходов бюджета), который некоторое время характеризовался в СМИ как наилучший в стране пример политики местных властей по извлечению в бюджет доходов от собственности. Разумеется, из всего этого нельзя делать какие-либо далеко идущие выводы, поскольку объектом исследования были именно потенциальные перечисления прибыли от УП в локальные бюджеты. Информация же о реальных поступлениях из этого источника в бюджеты отсутствует. Если таковые и имеют место, то они учитываются в статье «Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности Кокорев А., Кузык М., Мальгинов Г., Радыгин А., Симачев Ю., Татаринов А. Проблемы управления и задачи регулирования в секторе государственных унитарных предприятий. М.. 2003.».

Министерство Образования РФ

Хабаровский Государственный Технический Университет

Кафедра: «ФК и БУ»

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: «Прибыль государственных и муниципальных унитарных предприятий. Планирование и направления использования»

По дисциплине: «Финансы казенных и муниципальных предприятий»

Работа принята на проверку Работу выполнил: студент

Гр. ФК-91 (п) Джунусов Р.Д.

Оценка:___________________ № зачетной книжки 988010

Дата:_____________________ Работу проверил:

Роспись:__________________ преподаватель Фролова Е.В.

Хабаровск – 2001 г.

Рецензия

стр

Введение…………………………………………………………………………... 2

1.Прибыль – сущность, значение, виды………………………………….. 3

2.Планирование получения прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий…………………………………………………………. 5

2.1.Планирование производства товаров, работ, услуг………….. 9

2.2.Планирование маркетинга……………………………………... 12

3.Использование прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий……………………………………………………………………… 16

3.1.Формирование прибыли……………………………………….. 18

3.2.Отчисления собственнику……………………………………... 20

3.3.Отчисления на собственное развитие………………………… 22

Заключение………………………………………………………………………. 31

Список использованных источников…………………………………………… 32

Введение

В курсовой работе ставится цель рассмотреть теоретические аспекты планирования, формирования и использования прибыли на государственных и муниципальных унитарных предприятиях. На этапе планирования указать планирование производства и сбыта, на этапе использования определить направления распределения денежных средств.

Актуальность данной темы состоит в сегодняшнем неправильном, на мой взгляд, порядке распределения прибыли на государственных предприятиях после её корректировки и уплаты налогов.

Задачи курсовой работы:

Рассмотреть экономическое содержание понятия «прибыль», виды прибыли и их состав;

Показать порядок планирования получения прибыли, а именно планирование производства товаров, работ, услуг и планирование маркетинга, т.е. составление финансовых планов и сбыт продукции;

Разобраться в использовании прибыли, т.е. в порядке и размерах отчислений на собственное развитие и собственнику государственного или муниципального унитарного предприятия.

1. Прибыль – сущность, значение, виды

В народнохозяйственной практике и экономической литературе денежными накоплениями называют чистый доход общества, реали­зуемый в денежной форме на предприятиях сферы материального производства.

Чистый доход - это категория производства, связанная с процессом деления труда на необходимый и прибавочный.Прибавоч­ный продукт – это продукт, созданный трудом людей на предпри­ятиях, который выступает как чистый доход общества.В любом общественном производстве, подчеркивал К. Маркс, труд всегда делится на две части – необходимый и прибавочный труд, продукт которого всегда служит удовлетворению общих об­щественных потребностей. Прибавочный продукт выступает в двух формах: натурально-вещественной (в виде определенной массы потребительных стоимостей) и стоимости. В условиях товарно-денежных отношений стоимость прибавочного продукта (чистый доход общества) реализуется в денежной форме и обособляется в самостоятельную категорию – денежные накопления. Денежные накопления реализуются в виде прибыли, акцизов, налога на добавленную стоимость, отчислений на социальные и медицинские страхования и прочих. Большая часть денежных накоплений реализуется в форме прибыли.

По экономическому содержанию прибыль есть денежное выражение части стоимости приба­вочного продукта. Как финансовая категория прибыль выполняет функции: воспроизводственную, стимулирующую и контрольную. При осуществлениивоспроизводственной функции она являет­ся одним из основных источников финансирования расширенного воспроизводства, при выполнениистимулирующей функции – источником образования поощрительных фондов и социального развития коллектива предприятия. Черезконтрольную функцию она показывает результативность хозяйственной деятельности пред­приятия. Таким образом, прибыль является важнейшей финансовой категорией, отражающей финансовый результат хозяйственной деятельности.

Виды прибыли и их состав. Принято выделять следующие виды прибыли.

1. Балансовая прибыль состоит из прибыли от реализации, доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

2. Валовая прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

3. Прибыль от реализации состоит из прибыли от реализации товарной продукции (работ, услуг промышленного характера), из прибыли от прочей реализации (работ, услуг непромышленного характера), покупной продукции, материалов.

4. Прибыль от реализации основных фондов и иного имущества предприятия определяется как разница между продажной ценой и первоначальной, или остаточной стоимостью этих видов имущест­ва, увеличенной на индекс инфляции.

5. Внереализационные доходы и расходы доходы от долевого участия в совместном предприятии, от сдачи имущества в аренду, дивиденды по акциям, облигациям и другим ценным бумагам, при­надлежащим предприятию, другие доходы и расходы от операций, не связанных с производством и реализацией продукции, включая суммы, полученные и уплаченные в виде экономических санкций и возмещения убытка. Реализация части денежных накоплений в форме прибыли связана с хозрасчетным методом ведения хозяйства и обособленностью предприятия. Собственно, происходит обособление части денежных накоплений в виде прибыли предприятия как результата его хозяйственной деятельности, выражающего доходность пред­приятия. В отличие от других форм реализации денежных накоп­лений темпы роста прибыли зависят не только от эффективности затрат живого труда, но и от размера экономии овеществленного труда. Улучшение использования производственных фондов, сы­рья, материалов, топлива, энергии означает увеличение прибыли за счет снижения себестоимости продукции. Прибыль является одним из основных финансовых ресурсов предприятия для осуще­ствления затрат по расширенному воспроизводству и социальному развитию./11/

2. Планирование получения прибыли ГМУП

В организационно-правовой структуре предпринимательства видное место принадлежит государственным имуниципальным унитарным предприятиям./11/

В соответствии с ГК РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия./1,2/

Государственные и муниципальные унитарные предприятия это звенья хозяйственной системы, объ­ективно обусловленные достигнутым уровнем обобществления производства. В структуре административно-командной экономики государственные предприятия занимали место главного и ведущего звена хозяйственной системы; в рыночной же экономике, им предстоит занять место равноправного субъекта в совокупности хозяйствующих образований, действующих на коммерческих принципах. Государственные и муниципальные предприятия - это такие производственные об­разования, которые создаются государством и органами местного самоуправления, наделяются ими необходимыми средствами и на коммерческих принципах действуют в соответствии с теми целями и задачами, которые для них определяют учредители.В унитарной форме могут создаваться только государственные и муниципальные предприятия. Имущество, которым наделяются такие предприятия, находится соответственно в государственной или муници­пальной собственности, и принадлежит предприятиям на праве "хозяйственного ведения" или "оперативного управ­ления".Органом управления унитарного предприятия является руководитель, назначаемый собственником (либо уполномо­ченным собственником органом). Свою деятельность унитарные государственные и муни­ципальные предприятия строят на коммерческих принци­пах, сообразуя доходы с издержками и добиваясь увеличе­ния прибыли, отвечая по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом./11/

Планирование прибыли должно быть нацелено на выявление внутрихозяйственных резервов производства на основе более рационального использования произ­водственных фондов, мощностей, материальных, трудовых, финан­совых ресурсов и природных богатств. Эту работу необходимо строить на глубоком экономическом анализе хозяйственных и фи­нансовых показателей за период, предшествующий планируемому, в целях выявления имеющихся резервов. План прибыли разрабатывается на основе планов производства и реализации продукции, производительности труда, снижения себе­стоимости продукции и повышения ее качества. Поэтому в разработке проекта производственных показателей на планируемый период должны принимать активное участие финан­совые работники предприятия.

Плановая балансовая прибыль предприятия рассчитывается по следующим видам:

1. Прибыль от реализации изделий, работ и услуг промышленного характера (прибыль от реализации товарной продукции).

2. Прибыль от реализации работ и услуг непромышленного ха­рактера (прибыль от прочей реализации).

3. Прибыль от планируемых внереализационных операций.

Прибыль от реализации товарной продукции определяется исходя из выручки от реализации этой продукции (без налога на добав­ленную стоимость и акцизов) и затрат на производство и реализа­цию, включаемых в себестоимость продукции. Превышение выручки от реализации над полной плановой себе­стоимостью реализуемой продукции представляет собой прибыль от реализации товарной продукции. Эта прибыль может быть опреде­лена и методом поассортиментного расчета. Для этого необходимо знать плановый ассортимент продукции, плановую себестоимость единицы изделия и реализационную цену. Этот метод исчисления плановой прибыли носит и другое назва­ние - метод прямого расчета. Он чаще всего применяется при ис­числении прибыли на предприятиях и в отраслях промышленности с небольшим ассортиментом продукции и при условии планирования себестоимости продукции по каждому виду. Прибыль от реализации товарной продукции может быть исчис­лена на планируемый период исходя из базовой рентабельности, сложившейся на предыдущий год. Такой метод расчета называется аналитическим (проверочным). При этом методе полученная при­быль от реализации товарной продукции за истекший год увеличи­вается в планируемом году в соответствии с ростом реализации. К полученной сумме прибавляется экономия от снижения себестои­мости сравнимой продукции. Кроме того, учитывается изменение цен, ассортимента продукции, повышение качества продукции. При расчете плановой прибыли аналитическим методом боль­шое значение имеет правильное определение базовой рентабельно­сти. Для этого в первую очередь необходимо правильно оценить ожидаемую прибыль за текущий год, которая складывается из фак­тической прибыли по последнему бухгалтерскому отчету и плано­вой прибыли за оставшийся до конца года период. Если есть осно­вания считать, что за оставшийся до конца года период предпола­гаемая прибыль будет существенно отклоняться от плановой, то в расчет ожидаемой прибыли за год вносятся соответствующие кор­рективы. Ожидаемая прибыль за оставшийся до конца года период исчис­ляется на основе данных о предполагаемом выполнении производ­ственной программы, плана снижения себестоимости продукции и сведений об изменении остатков нереализованной продукции за оставшийся до конца года период.



 


Читайте:



Разговорный стиль речи Порядок слов в предложении свободный

Разговорный стиль речи Порядок слов в предложении свободный

Слайд 2 Научиться говорить – значит научиться строить высказывания Слайд 3 В разговорном стиле важнейшую роль играет звуковая сторона речи,...

Сочинение рассуждение на тему деньги Какое значение имеют деньги в жизни человека

Сочинение рассуждение на тему деньги Какое значение имеют деньги в жизни человека

Многие задумываться о роли денег в жизни современного человека и над вопросом можно ли быть счастливым с не большим доходом?Современный человек не...

Особенности увольнения руководителя организации

Особенности увольнения руководителя организации

Смена менеджмента компании – обычное дело в бизнес-практике. Такой шаг может быть связан с неудовлетворительными результатами работы ООО,...

Дифференциация продукта как барьер входа на рынок

Дифференциация продукта как барьер входа на рынок

Процесс дифференциации (differentiation) используется в маркетинге для повышения конкурентоспособности товара компании на рынке и заключается в...

feed-image RSS