Реклама

Главная - Работающим пенсионерам
Госзаказ — государственный заказ. Госзакупки у малого бизнеса: правовой режим в деталях Электронные закупки для малого бизнеса

Госзаказы, которые пугают малый бизнес

Чем невыгоден госзаказ для малого бизнеса

В условиях кризиса государство стало самым надежным и желанным всеми покупателем. Казалось бы, предприниматели всех мастей должны биться не на жизнь, а на смерть ради победы в различных тендерах на поставку своей продукции государственным структурам. Но практика в очередной раз разошлась с теорией. Оказалось, что госзаказ невыгоден малым предприятиям и они бегут от него.

Причина такого явления - структура системы государственных закупок в России. Она вынуждает предпринимателей на начальном этапе оформления госзаказа становиться кредиторами государства. Прибавьте сюда все прочие гарантии и получите, по подсчетам экспертов, увеличение итоговых расходов компании до 150 процентов от стоимости контракта.

«С одной стороны, государство усиливает экономическую защиту заказчика: обеспечение заявки, госконтракта, отсутствие аванса, - говорит председатель комитета по госзакупкам общероссийской организации «ОПОРА России» Валерий Малиновский. - С другой стороны, эти требования тормозят участие бизнеса в государственном заказе. Снижается конкуренция, повышается коррупция».

В настоящее время от компаний, получивших госзаказ, зачастую требуют денежное обеспечение в размере 30 процентов от суммы контракта. И это не просто прихоть чиновников. Таким образом, государство защищается от недобросовестных поставщиков. Согласитесь, ведь куда сложнее компании исчезнуть после получения авансового платежа, если в залоге у заказчика лежит внушительная сумма ее денег.

Схема вполне логичная и имеющая право на существование. Если бы ни одно но. А этим «но» является тот факт, что Минэкономразвития и антимонопольщики, по словам Валерия Малиновского, рекомендуют государственным заказчикам не платить аванс, дабы не стать жертвой мошенников. В итоге государство получает от предпринимателей беспроцентный кредит, средства на который были изъяты из оборота компании. А что значит для небольшого предприятия взять и вывести из оборота более-менее солидную сумму, объяснять не стоит.

Участники рынка подчеркивают, что бывают случаи, когда государственный заказчик требует от небольшой компании денежное обеспечение контракта, причем весьма крупного, но в итоге не платит даже аванс. И получается, что исполнитель в течение нескольких месяцев выполняет контракт исключительно за свой счет (не забываем, что часть денег компании еще и находится в залоге у государства).

Мало того, предприниматель не избавлен от риска, что конечный результат не устроит заказчика по тем или иным показателям. Ощутимые финансовые потери в такой ситуации практически неизбежны, даже если предприниматель получил весьма крупный государственный заказ.

Впрочем, не смотря на столь пугающие цифры, интерес малого бизнеса к государственному заказу очень велик. Так, по предварительным оценкам ФАС, доля участия малого бизнеса в государственном заказе составляет не менее 30 процентов. При этом законодательно квота малых предприятий здесь определена в 10-20 процентов.

Но аналитики готовы поспорить с такими цифрами. Например, эксперт Национального института системных исследований проблем предпринимательства Алексей Шестоперов считает, что интерес частных предпринимателей к государственному заказу невелик, а одна из причин этого - сложившийся стереотип коррумпированной системы.

«Бизнесмены думают, что госзаказ - очень коррупционная сфера, - говорит Алексей Шестоперов. - Как следствие, они не видят там возможности выигрыша».

Расходится с цифрами ФАС и мнение председателя совета директоров МТС «Фабрикант.ру» Сергея Габестро. Он уверен, что малый бизнес находится за бортом госзаказа, практически не участвуя в нем.

Причиной такой ситуации Сергей Габестро считает 94-ый закон, регулирующий вопрос государственных закупок. По его мнению, дабы произошел рывок, данный закон стоит отменить.

«Даже Гражданский кодекс может регулировать систему более эффективно, - Уверен Сергей Габестро. - Чиновники так увлеклись борьбой с недобросовестными участниками, что практически отрезали от рынка малый и средний бизнес, заставив предпринимателей выстраиваться в единую очередь в Сбербанк за кредитом».

По словам главного экономиста УК «Финам Менеджмент» Александра Осина, сложившаяся система отражает, во-первых, продолжающийся кризис доверия в мировой экономике. Ставки банков, для малых и средних предприятий, к примеру, по-прежнему выше докризисных, ужесточились и требования к заемщику. Собственно государственная политика в области госзаказа отражает эту тенденцию в мировой экономике.

Во-вторых, существуют системные проблемы управления российской экономикой регуляторами. Они связаны с тем, что в условиях ослабления государственного контроля над финансовыми и сырьевыми потоками в российской экономике в ней усиливаются тенденции формирования "сильных" и "слабых" отраслей. При этом инвестиционный капитал концентрируется в избранных отраслях экономики, это финансы, девелопмент, розница, добыча и переработка сырья. Усиливается теневая, спекулятивная направленность инвестиций. Для решения этой проблемы, каких то изменений административно законодательного характера, в том числе в области госзаказов, будет не достаточно. Необходимо увеличение государственных инвестиций, создающих в производственном секторе базу для долгосрочных, прямых вложений, изначально более "прозрачных" по своей сути.

«Естественно, до определенного момента такая практика ведет к росту конкуренции среди малых предприятий, их укрупнению, параллельно, в российских условиях растет коррупционная составляющая данного процесса, - подчеркивает Александр Осин. - Его сложность и "не прозрачность" поддерживают такую тенденцию. В дальнейшем, мы действительно можем получить существенное сокращение активности инвесторов аукционов госзаказа».

Как рассказали в одной крупной веб-студии, пожелавшей не афишировать свое название, для них опыт участия в госзаказе оказался двояким.

«Мы выиграли несколько тендеров в Сибири на разработку сайтов для государственных учреждений, - говорит директор студии. - Но это скорее были исключения из правил. В большинстве случаях госзаказ получали другие компании, иногда без громкого имени и предлагавшие более дорогие и менее технологичные решения. При этом не могу сказать, что мы хорошо заработали на госзаказе. Прибыль с этих сайтов была ниже, чем с аналогичных проектов, создаваемых для коммерческих структур. Для нас это было, скорее, вопросом престижа и поводом громко заявить о себе в регионах, где наши позиции не самые сильные. Будем ли еще раз бороться за госзаказ - это пока вопрос открытый».

Еще предприниматели жалуются и на то, что после их «засветки» в системе госзаказа, различные проверяющие органы просто срываются с цепи.

«Мы несколько раз участвовали в госзаказе, причем далеко не всегда его получали, но всегда к нам приходили те или иные надзорные органы с очередной проверкой, - говорит директор небольшого производственного предприятия из Астрахани. - При этом проверки проходили с особым пристрастием, а нарушения пытались найти даже там, где их никогда не было и быть не могло».

Сергей Семенов

Развитие системы тендеров наблюдается в России с конца прошлого века. Понятие тендера равнозначно понятию конкурса. Смысл его - в поиске исполнителя на государственные заказы именно на конкурсной основе. Весь регламент данной системы прописан в С победителем и бывает заключен контракт на какие-либо работы, услуги либо поставку товаров. Сегодня мы поговорим о том, что нужно для участия в тендерах.

Какими бывают тендеры

Такие конкурсы могут быть открытыми и закрытыми, проводиться в один или два этапа. Кроме того, есть разновидности специализированных закрытых тендеров, единичных и запросов котировок.

Что дает участие в конкурсах? Победителю предоставляется возможность получения выгодного большого заказа, а если это начинающая компания - заявить о себе на рынке. Многих отпугивает довольно сложная процедура участия, но разобраться в ней вполне по силам каждому. Конечно, новичкам нередко требуется помощь, практическое руководство, разъясняющее, что и в какой последовательности нужно делать. Вы решили принять участие в тендерах? Пошаговая инструкция придется как нельзя кстати.

Почему это выгодно

Информация о том, где и какие тендеры планируется проводить, постоянно присутствует на специализированных сайтах и в СМИ. Когда конкурс объявлен, тендерная комиссия начинает рассматривать заявки претендентов.

Для малого и среднего бизнеса не характерна активность в торгах на госзаказ - много кажущихся сложностей. При этом не учитывается, что львиная доля муниципальных бюджетов в наши дни распределяется, как правило, именно через тендеры.

Госзаказы не менее эффективно поддерживают бизнес, чем льготы и субсидии. К тому же заказчиков муниципального и государственного сектора закон обязывает передавать не менее 10 % объема работ и поставок товара в год предпринимателям.

Электронные аукционы

К сожалению, лишь крупные компании всерьез занимаются отслеживанием перспективных для себя тендеров, а все из-за необходимости содержания для этого специальной службы.

Госзаказ размещается разными путями - в виде запроса котировок, закупки у единственного поставщика (исполнителя) или путем торгов. Последний способ - самый распространенный.

Сейчас большинство заказов от государства размещается на электронных аукционах, их доля - свыше половины всех проводимых торгов. Такие мероприятия признаны эффективным средством борьбы с коррупцией в силу анонимности участвующих, большой конкуренции и доступности (как говорят, прозрачности) всей информации.

Участие в тендерах: пошаговая инструкция для начинающих бизнесменов

Давайте рассмотрим, что такое участие в электронном аукционе.

Прежде всего подходящий аукцион следует "вычислить". Для этого нужно внимательно читать все извещения о проведении подобных мероприятий, регулярно заходя для этого на официальный сайт, имеющий статус общероссийского и публикующий объявления о будущих торгах за 7-20 дней до определенной даты, которая служит последним днем подачи заявок. Свое желание принять участие в выбранном тендере вы должны обозначить именно в этот промежуток - позже вашу заявку к рассмотрению уже не примут.

Официально существуют пять федеральных площадок для электронных торгов, на любой из которых вы найдете форму поиска интересующих аукционов и реестр всех тендеров. Также сводную информацию легко получить на официальном сайте РФ, который посвящен размещению заказов.

Что нужно для участия в тендерах

Далее следует получить электронную цифровую подпись (сокращенно ЭЦП). Покупается она в одном из аккредитованных на выбранной вами электронной площадке специальных удостоверяющих центров. Процесс получения ее займет несколько рабочих дней (2 или 3). Подпись придает юридический статус электронному документу и фиксирует материальную ответственность участника.

Но одна лишь ЭЦП еще не гарантирует, что вы примете участие в тендерах. Пошаговая инструкция содержит, кроме нее, понятие аккредитации. То есть, чтобы участвовать в торгах, проводимой той или иной площадкой, необходимо быть на ней аккредитованным. У каждой из пяти площадок аккредитация своя. Для этого на сайте площадки заполняется специальная форма вместе с заявлением об открытии счета. Прилагается ряд документов. Каких именно? Речь идет о выписке из ЕГРЮЛ (если вы индивидуальный предприниматель - о выписке из ЕГРИП), доверенности, дающей право на участие в данных торгах, документе о назначении руководителя (решении или протоколе) с печатью организации, скане карточки с реквизитами компании.

Дальнейшие действия

Оператором в пятидневный срок заявка будет рассмотрена и дан ответ о доступе либо отказе (в последнем случае - с объяснениями причин). Число повторных попыток не регламентируется, но каждая из заявок потребует пятидневного срока рассмотрения.

Успешно пройдя аккредитацию, вы получаете в распоряжение "Личный кабинет", из которого будете вести все дальнейшие действия.

Следующим обязательным шагом является пополнение собственного счета на торговой площадке как гарантия участия в торгах. Сумма фиксированная - для малых предпринимателей обычно это 2 % начальной суммы заказа (его максимума). В остальных случаях речь идет о пяти процентах. Деньги можно получить обратно после разблокировки счета (по окончании торгов).

Подаем заявки

Теперь участник может подавать заявку. К составлению ее нужно подойти крайне ответственно, предварительно тщательно изучив всю документацию аукциона. Первая часть, анонимная, заключается в подтверждении согласия участника поставить нужный товар (услугу) с подробным их описанием. Во второй ее части содержатся подробнейшие сведения об участнике с приложением всех подтверждающих сертификатов и лицензий.

Помимо заявления установленного образца, заявка на участие в тендере должна включать максимально полный объем сметно-расчетных документов, где в табличной форме приведена стоимость материалов или услуг вместе с НДС на момент торгов, подробные расшифровки дополнительных расходов (транспортных, проектно-изыскательских и пр.), а также налогов.

О чем следует помнить

Поданная заявка автоматически приравнивается к согласию соблюдать все условия заказчика. В случае невозможности их выполнения исполнителю следует заявку отозвать. Она не принимается от участника по истечении крайнего срока, установленного организатором торгов. Отказ от участия в тендере (отзыв заявки) возможен лишь до наступления определенной даты. Срок приема может быть продлен тендерной комиссией, о чем претенденты уведомляются.

Когда срок подачи заявок истек, заказчиком рассматриваются их первые части, результаты рассмотрения оформляются в виде протокола, который оператором площадки в установленный срок обязан быть донесен до всех участвующих. Так вы узнаете, допущены до торгов или нет.

Немного о самом процессе

Какие главные моменты нужно знать, планируя участие в тендерах? Пошаговая инструкция гласит, что в самом процессе торгов важнее всего два понятия - шаг аукциона и время, которое осталось до его завершения. Первый показатель является строго фиксированным - это 0,5 % от максимальной начальной цены (так гласит закон). Переход к следующему шагу ведется с интервалом в 10 минут, за которые участник должен принять решение - предложить более низкую цену или нет.

Подавать предложения с ценой, большей или равной предложенной ранее, участникам запрещается. Также под запретом предложения с нулевой ценой. "Заранее" занизить цену более чем на шаг (ниже минимального на данный момент предложения) тоже невозможно.

Завершение торгов

Если предложенная последней ставка оказалась самой низкой (в течение десяти минут более выгодных предложений не поступило), торги на этом завершены. Протокол с итогами в автоматическом режиме формируется практически моментально, каждый участник фигурирует в нем лишь под присвоенным номером.

Кто именно выиграл тендер, станет известно только по завершении аукциона. Заказчик получит вторую часть заявки-победителя, содержащую реквизиты выигравшего конкурс участника. Ему и будет выслан госконтракт, который в определенный срок необходимо заверить электронной подписью.

Что дальше?

Кроме того, должна быть предоставлена сумма денежного обеспечения контракта, составляющая по закону до 30 % первоначальной максимальной цены. Делается это в форме банковской гарантии, или же средства зачисляются заказчику на временный счет.

Эксперты полагают, что, участвуя в тендерах, любая компания получает немаловажные преимущества. И хотя система тендеров в ее нынешнем виде далеко не совершенна, она дает шанс начинающим предпринимателям выйти на крупного заказчика и повысить собственный статус на рынке.

К выбору торгов следует относиться разумно, не стремясь охватить все предложения. В случае неудачи расстраиваться не стоит - ведь вы обрели серьезный деловой опыт.

Что характерно для коммерческих торгов?

В отличие от государственных, коммерческие тендеры устраиваются, согласно нормам ГК РФ, регламент их проведения устанавливается заказчиком самостоятельно. При их проведении применяются те же принципы, на которых основаны и государственные торги. Но конкурсных процедур больше - в виде открытого конкурса с предварительным отбором или без него, закрытого, двух- и многоэтапного конкурса, запроса цен, конкурентных переговоров, закупки у единственного источника и т. п.

Таким образом, коммерческие тендеры в большинстве своем ведутся аналогично государственным. Разница заключается лишь в жесткой регламентации последних со стороны законодательства. Форма частных торгов более свободная, и ориентированы они на документацию самих компаний-заказчиков.

Единого и универсального закона, на котором основана организация участия в тендерах такого типа, не существует по причине огромного разнообразия отдельных сфер бизнеса, у каждого из которых своя специфика.

Строительные тендеры

Если деятельность вашей компании связана с поставкой техники (экскаваторов, кранов, бульдозеров) или оборудования, а также с реализацией земельных участков строительного назначения, вам понадобятся серьезные клиенты.

А это значит, что фирме следует принимать активное участие в соответствующих конкурсах. Наверняка вам хотелось бы заключить долгосрочный контракт с крупным заказчиком. Тогда примите участие в тендерах на строительство. Принцип здесь один тот же: изучаете регламент проведения подходящего аукциона, формируете пакет документов, состоящий из выписки из ЕГРЮЛ, отксерокопированных и заверенных в налоговой учредительных документов (вместе с уставом) и приказа о назначении главного бухгалтера, свидетельства имеющегося опыта работы вместе с копиями финансовых отчетов за последний период, а также копии паспортов всех официальных представителей фирмы-поставщика и свидетельства о пройденной госрегистрации предприятия. На того, кто будет официально представлять интересы фирмы на торгах, должна быть оформлена доверенность на участие в тендере.

Не забудьте, что поданная заявка обязана иметь денежное обеспечение. В случае отсутствия на счетах компании имеющейся суммы она вправе воспользоваться тендерным кредитом.

Это покупка государством товаров, работ или услуг.

Госзакупки такой же рынок товаров и услуг с одной оговоркой: покупателями являются государственные, региональные и муниципальные предприятия и организации. Им тоже нужны обычные скрепки и карандаши, медицинские препараты, офисная мебель или собственный сайт. Им нужно обслуживать и реставрировать здания, вывозить мусор и прокладывать интернет и телефонию.

Проще говоря, госзакупки есть в любой сфере и в любом регионе. Они интересны бизнесу, потому что государство - хороший партнёр. Поставщиком может быть юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или физическое лицо. Деньги на госзакупки заложены в бюджете, поэтому вам гарантированно заплатят за поставленный товар или выполненную услугу.

Зачем участвовать в госзакупках?

Это хороший рынок сбыта.

Государственные организации - значительная часть нашей экономики. По данным ФАС, доля государства в ВВП России увеличилась в два раза за 10 лет. В 2005 году она составляла 35%, а в 2015-м - 70%.

Кроме того, это поднимает уровень доверия к вашей компании и хорошо влияет на репутацию. Поэтому не стоит упускать из внимания столь значительный пласт экономики.

Я ничего не понимаю в госзакупках. Как в них участвовать?

Госзакупки бывают разного объёма. Если стоимость закупок более 100 тысяч рублей, информацию о них выкладывают на сайте zakupki.gov.ru . Ищете подходящий конкурс, подаёте заявку и участвуете в электронном аукционе. Это не такой лёгкий процесс, но если хотите побороться за значительную часть рынка, то стоит в этом разобраться. Главное - наберитесь терпения.

Есть более простой способ участия в госзакупках, без конкурсов и аукционов. Он интересен малому и среднему бизнесу из-за упрощённой процедуры участия и небольших сумм контрактов. Выглядит это так: вы предлагаете свой товар или услугу государственному учреждению, а оно выбирает поставщика и заключает контракт.

Такой вариант закупок возможен в случае, если их стоимость не превышает 100 тысяч рублей (или 400 тысяч рублей, если закупку производят образовательные организации или учреждения культуры: зоопарки, планетарии, парки культуры и отдыха, театры, филармонии, библиотеки и так далее). Такие закупки называются закупками малого объёма.

Как участвовать в закупках малого объёма?

Дело в том, что, согласно № 44-ФЗ, который регламентирует госзакупки, информацию о закупках малого объёма можно нигде не публиковать. Считается, что они несущественны и проводить аукционы из-за таких сумм нецелесообразно. Поэтому государственные заказчики обычно ищут товары без конкурса (зачастую выбирая не самое выгодное предложение и неэффективно расходуя бюджетные деньги), а предприниматели не могут предложить свои услуги.

Москва пошла по другому пути. Чтобы сэкономить бюджет и привлечь малый и средний бизнес к госзакупкам, руководство города создало единый портал поставщиков. Ни одно государственное или муниципальное учреждение Москвы не может заключить контракт по закупкам малого объёма, минуя сайт. Если проводить аналогию, то вы не сможете купить хлеб, не сходив за ним в магазин.

Портал поставщиков Москвы ориентирован как раз на закупки малого объёма до 100 тысяч рублей (или 400 тысяч рублей, если закупку производят учреждения культуры или образовательные организации). Кроме того, на портале проходят бесконкурсные закупки лекарств по решениям врачебных комиссий.

И что такое портал поставщиков Москвы?

Это интернет-площадка, на которой город размещает информацию о закупках малого объёма и открывает доступ малому бизнесу к рынку сбыта товаров и услуг с оборотом около 20 миллиардов рублей в год.

ИП и малый бизнес участвуют в госзакупках Москвы без аукционов и лишних заморочек. Любой может разместить на портале оферту, а городские заказчики (их более 2,5 тысячи) выбирают наилучшее предложение. По сути, это магазин, где вы размещаете свои товары или услуги, предлагая их государству.

Госзакупки на сайте проходят в электронном виде. Просматривайте заказы и предлагайте свои услуги государственным и муниципальным организациям и учреждениям не выходя из дома.

Фишка портала в том, что все данные по закупкам открыты и всё прозрачно. Вы можете посмотреть:

  • Планы закупок госорганов и учреждений на ближайший год (в разделе «Планы »).
  • Предложения и цены конкурентов (в разделе «Оферты »).
  • Историю сделок по каждому зарегистрированному поставщику или заказчику (в разделе «Закупки »).
  • Заключённые контракты (в разделе «Контракты »).

В сфере госзакупок малого объёма появились чёткие и понятные правила, которые может изучить любой предприниматель. Шанс получить госзаказ в такой системе гораздо выше: изучаете рынок и предлагаете лучший вариант из имеющихся. При этом вы не снижаете цену ниже рыночной, не работаете себе в убыток, а продаёте товар или услугу по справедливой цене.

Это же просто видимость честных закупок, разве нет?

Нет, закупки проходят честно, без знакомств и блата. 93% зарегистрированных на сайте предпринимателей получили госзаказы и стали поставщиками.

Честность достигается благодаря прозрачности, открытости, электронному документообороту и понятным процедурам. Как раз для этого на портале и открыты все данные по предыдущим контрактам. Всё можно проследить и, если что-то нечестно, обратиться в ФАС. Нарушения чреваты большими штрафами и уголовной ответственностью.

Это крутое решение для госзакупок, которое применяют в странах ЕС и других развитых странах. Например, в первую пятёрку стран-лидеров по индексу восприятия коррупции в 2016 году вошли Дания, Новая Зеландия, Финляндия, Швеция и Швейцария, которые придерживаются схожих принципов при госзакупках.

Если вы всё равно не верите в честность закупок на портале, цифры говорят сами за себя: за 2016 год Москва сэкономила на госзакупках около 37 миллиардов рублей, возглавив Национальный рейтинг прозрачности закупок.

Убедили. Как стать поставщиком?

Чтобы стать поставщиком, надо выполнить несколько шагов.

Закон о госзакупках действует больше 10 лет. Однако многие предприниматели не решаются подавать заявки на участие в конкурсах и аукционах. Это неоправданные опасения. Запросы организаций весьма разнообразны, а объемы поставок, с учетом тотального курса на экономию, бывают вполне доступными для малого бизнеса.

Множество предпринимателей успешно строит бизнес на госзакупках, но немало и тех, кто считает систему размещения заказов слишком сложной. Просто не верит в реальную возможность получить «кусок государственного пирога» — и напрасно. При всех своих недостатках она более прозрачна, чем многие другие коммерческие схемы, и освоить ее при желании можно. В конце статьи мы приведем интервью с владельцем МП, выручка которого на 80% обеспечена госконтрактами.

Госзакупки и госзаказ, нормативные документы

Главные регламентирующие документы:

  1. № 44-ФЗ от 05.04.2013 — «Закон о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  2. № 223-ФЗ от 18.07.2011 — «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Все претенденты на получение государственного или муниципального заказа на поставку товаров, оказание услуг или проведение работ — равны перед законом. К этому сводится суть действующих норм, которые регулируют заключение таких договоров.

Заказчиками услуг, товаров в системе выступают государственные, муниципальные:

  1. органы исполнительной власти;
  2. компании, корпорации, естественные монополии (например, Газпром);
  3. автономные, унитарные предприятия; бюджетные учреждения;
  4. предприятия, обеспечивающие снабжение водой, газом, теплом;
  5. организации с долей государственного, муниципального участия более 50%.

Поставщиком может стать юридическое лицо любой формы собственности, ИП — независимо от места нахождения, регистрации (с 2015 года — за исключением зарегистрированных в офшорных зонах). Заказчики обязаны использовать конкурентные способы отбора исполнителей (рис.1). Побеждает участник, предложивший самую низкую цену, лучшие условия. Правилами госзакупки для малого и среднего бизнеса установлены существенные льготы, о которых расскажем ниже.

Общие требования к поставщикам товаров, исполнителям услуг:

  1. соответствие законным требованиям и ограничениям;
  2. отсутствие приостановления, банкротства, ликвидации;
  3. налоговая задолженность не больше 25% от стоимости активов.

Весь процесс закупки, начиная от составления планов до определения поставщиков и подписания контракта, проводится в Единой информационной системе — ЕИС (www.zakupki.gov.ru). Справедливости ради нужно заметить, что заказчики жалуются на ее сложность даже больше, чем представители бизнеса. Требования к ним предъявляются жесткие, а за нарушение порядка установлены такие санкции, что среди работников госслужб появилось выражение: «штраф в кредит».

За 2015 год ФАС России было возбуждено 22 063 дела по КоАП за нарушения закона № 44-ФЗ, выдано предписаний о штрафах — 18 966, взыскано — 158,3 млн. рублей. Из них 6 425 дел — за утверждение документации о закупке, не соответствующей требованиям (5 469 штрафов); 5 237 — за нарушение порядка отбора поставщиков (3 452 штрафа). Данные отчета Минэкономразвития.

Как организована работа ЕИС

Сейчас ЕИС работает исключительно как техническая система, выполняя такие функции, как:

  1. формирование, обработка и хранение данных о госзаказе;
  2. предоставление доступа поставщикам для подачи заявок;
  3. обеспечение обмена электронными документами с ЭЦП.

С 2017 года она будет выполнять контрольные функции: проверять, соответствует ли план закупок объему выделенного госфинансирования, а условия заключенного договора — документации к заявке и протоколам. Госзаказчики будут обязаны осуществлять закупки строго по графику.

Какую информацию размещает заказчик

При осуществлении конкретной закупки он должен внести следующую информацию, включая все последующие изменения:

  1. извещение о закупке;
  2. документацию, разъяснения;
  3. проект договора.

Срок внесения изменений —15 дней, а когда при заключении договора и по ходу его исполнения меняются существенные условия: цена, сроки, объемы — 10 дней. Информация поддерживается в актуальном состоянии.

Пример поиска информации о размещенных контрактах

Открыв главную страницу сайта госзакупок (рис.2), по нажатию кнопки «Поставщики» можно просмотреть полный реестр размещенных заказов и закупок. Ниже справа есть выход на список, предназначенный только для малого бизнеса.

Приведем для примера результаты поиска по нескольким произвольно выбранным запросам:

  1. канцелярские товары — 5200;
  2. запчасти для автомобилей — 3;
  3. медицинские принадлежности — 43;
  4. ремонт — 800 000;
  5. аудиторские услуги — 243;
  6. заправка картриджей — 192;
  7. мебель — 74 000;
  8. ремонт копировальной техники — 703;
  9. IT-услуги — 793;
  10. хозяйственные товары — 2700;
  11. моющие средства — 3600;
  12. инструменты — 7600.

Выбрав, например, конкретный заказ по реестру — госзакупки для малого бизнеса, можно просмотреть полную информацию об условиях по нажатию номера заявки (рис.3).

Преференции для малого и среднего бизнеса

Участие малого бизнеса в госзакупках регламентируется статьей 30 закона № 44-ФЗ. Она устанавливает минимальную долю для МСП и СОНКО как 15% от общего совокупного годового объема размещенных закупок. При этом они могут заявляться в любых аукционах и конкурсах, включая закрытые и с ограниченным участием — если обладают лицензией или разрешением на определенный вид деятельности.

Заказчик может выбирать претендентов из числа МСП двумя способами (№ 44-ФЗ):

  1. ограничить претендентов непосредственно в извещении, при этом начальная (она же максимальная) цена контракта не должна быть больше 20 млн. рублей (ч.3 ст.30, п.4 ст. 42).
  2. установить требование к участнику (любому) о привлечении МСП в качестве субподрядчика с указанием объема участия в % от общей стоимости; тогда ограничения не применяются (ч.6, ст.30).

Предприятие, ИП должны соответствовать условиям ст.4, № 209-ФЗ, 24.07.2007 г. До 1 августа 2016 года закон применяется в старой редакции. После этой даты все субъекты СМП будут внесены в единый реестр, который будет размещен на официальном сайте ФНС. Это позволит заказчикам получать достоверную информацию о поставщике. Сейчас участник, подающий заявку, предоставляет только декларацию о соответствии СМП.

По отчету Минэкономразвития в 2015 году 15% квота для участников — представителей малого и среднего бизнеса выполнена. Представители этого сегмента только по прямым контрактам (без субподряда) получили из бюджета около 490 млрд. рублей. Сам глава ведомства (интервью газете «Коммерсант») считает цифру завышенной, но по его словам она не меньше 400 млрд. рублей (рис.4).

Общее количество заявок в 2015 на 10% больше по сравнению с 2014 годом, а среднее количество претендентов на один заказ стоимостью до 10 млн. рублей увеличилось с 2,6 до 3,5. Преобладающий способ определения поставщика (исполнителя) — электронный аукционы (56,6%).

Порядок отбора на электронном аукционе (ЭУ)

Порядок проведения ЭУ регламентирован статьями 59 -71 закона № 44-ФЗ. Когда заказчик проводит отбор этим способом, то в извещении должна быть указана следующая информация:

  1. Интернет-адрес электронной площадки;
  2. срок, до которого принимаются заявки;
  3. дата проведения аукциона;
  4. размер и форма обеспечения участия;
  5. ограничения по участникам (СМП, субподряд);
  6. условия допуска зарубежных товаров.

В настоящее время работает 5 электронных площадок: ЗАО "Сбербанк-АСТ" (www.sberbank-ast.ru), АО "Единая электронная торговая площадка" (www.roseltorg.ru), ГУП "Агентство по госзаказу" (www.zakazrf.ru), ЗАО "Электронные торговые системы" (www.etp-micex.ru), ООО "РТС-тендер". Ниже показаны три схемы, наглядно отображающие процесс проведения таких торгов.

Что нужно чтобы принять участие в торгах

Участие в ЭУ бесплатно, но чтобы иметь доступ к аукциону, необходимо получить аккредитацию на конкретной площадке. Для этого оператору отправляется пакет документов в электронном виде, подписанный ЭЦП (требуется отдельная для каждого):

  1. заявление стандартной формы;
  2. выписка из ЮГРЮЛ или ЕГРИПП;
  3. копия паспорта участника (физического лица);
  4. копии решений, приказов на лицо, получающее аккредитацию от имени компании;
  5. учредительные документы юридического лица (копии);
  6. ИНН, адрес электронной почты;
  7. документ, подтверждающий полномочия руководителя;
  8. решение о праве на совершение крупных сделок (если требуется).

Чтобы более детально понять как устроен бизнес на госзакупках приводим интервью с реальным участников торгов.

Интервью с Галиной Мишиной, ООО «КЦЛР «Протэкс-Гарант», г. Новокузнецк

Краткая информация. Кузбасский центр лечения и реабилитации работает с 1992 года. По всем параметрам соответствует субъектам МСП, численность работников 39 человек. Главное направление: производство технических средств для детей-инвалидов: опор, столиков, стульев, а также ортопедической продукции и приспособлений для развития мелкой моторики.

Поскольку значительная часть такого оборудования приобретается через Фонд социального страхования (ФСС), предприятие активно работает по госзакупке. Галина Борисовна ответила на несколько наших вопросов.

Здравствуйте, Галина. Скажите, пожалуйста, какую долю в вашем бизнесе занимают госзакупки? Как давно вы работаете в ЕИС?

Государственные заказы по контрактам с заказчиками составляют 80-90% от всей деятельности. Точная цифра зависит от возможностей предприятия и федерального финансирования социальных программ. Работаем с ними давно, со дня основания. До ЕИС мы также работали, но через бумажные носители, что было очень неудобно и ненадежно.

Как организована работа, сколько человек занимается поиском заказов? В чем основные проблемы?

Работа по составлению заявки (техпредложения) и подачи ее на площадку, участию в аукционе (или котировке), а также проверке и подписанию контракта выполняется специалистами коммерческого отдела под контролем юриста. В отделе 4 человека, все имеют юридическое или экономическое образование. За каждым специалистом закреплены определенные регионы страны, с которыми мы работаем по госконтрактам. Особых проблем по аккредитации и формированию заявок нет.

Кто ваши заказчики, сильно ли отличаются цены? Какое примерно количество конкурентов у вас бывает?

Заказчиками являются филиалы ФСС в регионах, Министерства, которым переданы полномочия ФСС по обеспечению средствами реабилитации детей. Они устанавливают цены сами на основании 44-ФЗ. Иногда начальная цена равна себестоимости изделий и доставки до места. В этом случае мы принимаем решение не участвовать в аукционе. Если цена приемлема, то мы проводим расчет, до какой цены можно падать. Конкуренты, конечно, есть. Иногда мы сами удивляемся, когда видим в списке те фирмы, которые у нас же и закупают оборудование.

Трудно ли работать с госорганами? Как они соблюдают сроки оплаты? Часто ли судебные разбирательства?

Проблемы есть всегда, но не по оплате, а по другим моментам. Есть те, которые не понимают, что изделия изготавливаются для детей-инвалидов, а их одинаковых не бывает. Если подходят адресно, с учетом всех индивидуальных особенностей, то это дает реабилитационный эффект. Документация, грамотно составленная заказчиком, это наполовину выполненный контракт; когда все понятно: что, кому и какое изделие. Однако некоторые из них составляют техническое задание из четырех строчек и не учитывают различную патологию больных детей. С ними чаще всего проблемы. Ребенку требуется не то, что прописано в техзадании, получатель просит поменять, а мы не имеем права по договору. А заказчику все равно. Вот и начинается досудебная переписка. Судов мало, но есть.

Как вы считаете, могут ли ИП, малые предприятия участвовать в госзакупках? Есть реальные шансы у небольшого бизнеса?

Предприятия должны принимать участие в аукционах, за этим будущее. Однако, если форма собственности ИП, то надо помнить, что при нарушении сроков поставки будут выставлены большие штрафы, а ИП (в отличие от ООО) отвечает всем своим имуществом. Поэтому прежде чем подавать заявку, предварительно надо изучить Обязанности поставщика в проекте контракта, который прилагается к документации. Если все в порядке, то - вперед!

Подводя итоги.

При отборе поставщиков на госзакупки малый и средний бизнес имеет законные преимущества. Учитывая платежеспособность контрагента, предприниматели могут планировать свою деятельность и снижать риски. Технически освоить процедуру не сложнее, чем сервисы ФНС, ПФР. Конечно, любые конкурсы и аукционы имеют свои «хитрости», но это уже вопрос опыта. Вряд ли стоит прибегать к помощи посредников, предлагающих услуги по поиску госзаказа, практичнее освоить навыки работы с ЕИС и электронными площадками самому.

Малый бизнес часто боится участвовать в госзакупках: кажется, что процедура сложная, сбор документов отнимает уйму времени, да и выиграть нереально, ведь победители известны заранее. Мы развенчаем эти мифы и докажем, что госзакупки доступны любому предпринимателю, если все сделать правильно. «Бизнес.ру» выпустил первое подробное пособие по госзаказу для малого и среднего бизнеса.

Единственный этап госзаказа, где обойтись без узкопрофильных специалистов будет сложно, это расчеты с заказчиком и бухгалтерская отчетность. Но эти функции легко , это недорого.

Остальное вам придется делать самим. Хорошие новости: все не так сложно, как кажется. Представляем пошаговый алгоритм с практическими советами, лайфхаками и опытом небольших компаний, которые выиграли не один госзаказ. В конце статьи – бонус: что делать, если заказчик не выплачивает деньги за выполненную работу, и как обезопасить себя заранее.

Шаг 1. Определитесь со сферой госзакупки

Учтите: многое зависит от того, по какому закону работает заказчик. Заказчик, который закупает по Закону № 44-ФЗ, может выбрать абсолютно любой объект закупки, который он закупает у малого бизнеса. Каждый заказчик по Закону № 223-ФЗ утверждает и размещает на сайте закупок перечень товаров, работ и услуг, который он закупает у малого и среднего бизнеса.

Госзакупки.ру », «Поставщик »

Чаще всего малые компании участвуют в закупках, где нужно поставить продукты питания или канцелярские товары. Обычно заказчикам выгоднее работать с малым бизнесом из своего региона или города, чем с компанией федерального уровня. Не бойтесь участвовать в закупках. Независимо от того, что вы производите или какие услуги оказываете, для вас всегда найдется выгодное предложение.

Возможно ли победить новичку? Конечно. Но для этого нужно правильно оценить свои возможности. Очень часто мы видим, что некоторые участники снижают цены ниже себестоимости проекта. Да, они выигрывают торги, а потом, реально оценив свои шансы на успех, пытаются либо поставить продукцию худшего качества, либо уклоняются от исполнения контракта.

Прежде чем приступать к участию в госзакупках, определите товары или услуги, которые вы сможете предложить заказчику. Выбирайте специфику, которая вам максимально знакома – это позволит трезво оценить, за какую сумму вы готовы выполнить госзаказ и получить при этом прибыль. Как только вы наберете достаточный опыт, можно расширять горизонты и осваивать новые сферы.

Валерий Овечкин , индивидуальный предприниматель, эксперт по заработку на госзакупках

Участвовать в госзакупках я начал с небольших сумм по меркам госзаказа - от 300 до 500 тысяч рублей. В то время я занимался сферой эвента и организовывал крупные мероприятия в своем городе. Потом я попробовал закупки в других сферах, сначала смежных - аренда сцены, светового оборудования, звуковой аппаратуры. Дальше перешел на сферы, которыми я еще не занимался: поставка дров, станков, стульев для больших общественных помещений. Главное, что я понял за это время: госзакупки - это бизнес рискованный, это не «волшебная таблетка». Постоянно прибавляются конкуренты, есть риски с невыплатами, но это крупнейший рынок страны и не зарабатывать на нем просто глупо .

Шаг 2. Найти тендер

Малые и средние предприятия могут участвовать как в закупках, которые проводят исключительно для них, так и в любых других на общих основаниях.

Процедуры проведения торгов регулируют два Федеральных закона – № 44-ФЗ и № 223-ФЗ. По 44-ФЗ есть преференции для субъектов малого предпринимательства, по 223-ФЗ – для субъектов малого и среднего предпринимательства. В таких закупках заказчики обязаны устанавливать ограничения для всех других претендентов на участие. Минимальный объем закупок в год для малого и среднего бизнеса по 44-ФЗ должен составлять не менее 15% совокупного годового объема всех закупок. По 223-ФЗ – не меньше 18% (П. 1. Ст. 30 44-ФЗ и п. 5 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352. Информацию об ограничениях указывают в извещении и документации о закупке.

По 44-ФЗ, малые предприятия могут выступать и в роли субподрядчика у крупных организаций, которые выиграли тендер.

Обратите внимание! По закону № 44-ФЗ отдельно проводят закупки только для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (СМП и СОНО). По закону №223-ФЗ – для субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП).

Извещения о госзакупках размещают на сайте zakupki.gov.ru . Это единая информационная система (ЕИС) со сведениями о закупках всех государственных и муниципальных заказчиков, бюджетных и автономных учреждений, унитарных предприятий, госкорпораций и госкомпаний. Найти процедуры, которые проводят отдельно для малого и среднего бизнеса легко: кликните вкладку «Закупки у СМП и СОНО» на главной странице ЕИС.

Конкуренты без статуса малого бизнеса на такие закупки не придут. А значит, шанс выиграть и получить выгодные условия у вас увеличится.

Саму процедуру, по результатам которой выберут поставщика, проводят не в ЕИС. С 1 января 2019 года победителей заказчики определяют только электронными способами. Все конкурентные процедуры для малого и среднего бизнеса проводят на 9 крупных электронных площадках. Чтобы участвовать в них, надо пройти аккредитацию на площадках. Перечень этих площадок смотрите в таблице в конце статьи.

Предпринимателям, которые только начинают осваивать госзакупки, важно знать: прежде чем аккредитоваться на площадке, нужно пройти регистрацию в ЕИС. Пока не внесете сведения о компании в реестр участников закупок , аккредитацию на площадках не получите, участвовать в конкурсах и аукционах не сможете.

Пока еще не все поставщики знают о Березке , так же известной, как единый агрегатор торговли. Для малого бизнеса он особенно полезен: в этом электронном магазине федеральные заказчики обязаны выбирать себе единственных поставщиков. С 1 марта 2019 года они проводят здесь все свои малые закупки. Причем на этой площадке проходит весь цикл закупки: от объявления до заключения контракта.

Осторожно, риск! Избегайте торгов, где у заказчика изначально есть свой исполнитель, и он прописывает все условия исключительно под него. Основные признаки: слишком узкие или слишком широкие условия. Например, срок гарантии товара должен составлять 25 лет при типичных для данного товара 5 годах. Ввязываться в такие торги для небольших компаний – значит потерять время, деньги и нервы.

Ирина Склярова , главный редактор журналов «Госзакупки.ру », «Поставщик »

В госзакупках для этого даже есть своя терминология, которая фигурирует и в судебной практике – «заточка». Это когда заказчик прописывает в контракте неконкурентные условия, которые может выполнить только свой поставщик. Если вы прочитали условия контракта и понимаете заранее, что условия мало выполнимы, а закупка заведомо заточена, в них просто не стоит участвовать . Другое дело, если по итогам вы видите, что победитель - явно подставное лицо, например, он не в состоянии выполнить заказ. Бороться с этим можно абсолютно легально и законно. Вы имеете право подать жалобу в ФАС. Жалобы рассматривают 5 дней и выносят предписание. Если со стороны заказчика действительно есть ограничения конкуренции, ФАС вынесет предписание провести торги заново.

Анатолий Маслов , генеральный директор ИТ-компании Энсайн

Даже если вы выиграете в таких торгах, заказчик не даст вам его выполнить – он будет всеми способами препятствовать выполнению, предъявлять требования сверх ТЗ и предъявлять претензии по несущественным вопросам. Есть вероятность, что заказчик воспользуется результатом, но не оплатит, обвинив исполнителя в неисполнении контракта. Это грозит штрафами и потерей обеспечения контракта. Мы на одном контракте остались в минусе 300% от цены этапа . Застраховаться от такого сложно, если хотите участвовать в большом количестве тендеров. Конечно, стоит вчитываться в ТЗ, максимально просить разъяснения документации до подачи заявки. И ни в коем случае не стоит рассчитывать на лояльность заказчика и думать о возможности пойти навстречу.

Александр Иноземцев , предприниматель

Я участвовал в тендере на поставку учебных материалов. Техническое задание было очень простым и по факту за 2 млн. рублей нужно было разработать шесть игр, которые позволили бы выяснить, кто из сотрудников заказчика хорошо справляется с обязанностями, а кого стоит перевести на другую должность. Доходность от тендера могла составлять более 100 %. Уже на этапе разработки заказчик прямым текстом сказал, что в качестве исполнителя ждал не меня . Техническое задание было не конкретным, многие пункты ставили меня в неудобное положение. В результате заказчик так и не принял работу. Пришлось подавать в суд. Через полгода суд встал на мою сторону, и заказчик деньги выплатил. С тех пор я твердо придерживаюсь правил диверсификации рисков: ни в коем случае не вкладывать в один тендер, не брать торги на заемные средства.

Шаг 3. Подготовьте документы для участия в госзакупке

Пакет документов нужно готовить тщательно: вы можете отрезать себе путь к заказу, если пропустите хотя бы один документ или подадите просроченную справку.

Чаще всего допускают три ошибки:

  • предоставляют недействительную выписку из ЕГРЮЛ (действует не больше 6 месяцев);
  • на документы не ставят печать организации;
  • документы подает не уполномоченный на это человек. Правоа подавать документа имеют, например, генеральный директор, исполнительный директор. У остальных должна быть доверенность на то, что они имеют право представлять интересы поставщика.

Внимательно заполняйте заявку по форме №2 (сведения о товаре). Как правило, заказчик дает подробную инструкцию. Соблюдать ее нужно по каждому пункту. На практике, из-за неправильно заполненной заявки, к госзакупке не допускают около 50% претендентов.

Чтобы не сделать ошибки в заявке по форме №2, наймите специалистов, которые имеют большой практический опыт такой работы. Они тщательно проанализируют документацию заказчика. Эти услуги на рынке стоят недорого.

Вместе с пакетом документов предоставьте заказчику паспортные данные руководителя организации, которая участвует в госзакупке. Формально, электронная площадка будет их принимать по правилам только с 1 января 2019 года, при этом закон обязывает предоставлять их уже сейчас. Рекомендуем делать это обязательно, иначе вашу заявку могут отклонить.

Проверьте, нет ли вашей организации или директора организации в реестре недобросовестных поставщиков . Заказчик чаще всего ставит для участников требование – отсутствие в этом «черном списке». Если вы активно участвуете в закупках, один из заказчиков мог внести в него вашу компанию, а вас не поставить в известность. Проверить, все ли в порядке с бухгалтерией, можно с помощью .

Если ваша компания участвует в торгах, которые проводят исключительно для малого бизнеса по закону № 44-ФЗ, вы обязаны подтвердить свой статус декларацией (ч. 3 ст. 30 Закона № 44-ФЗ). Участие в статусе малого и среднего бизнеса по закону № 223-ФЗ подтверждают декларацией и сведениями из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 31 постановления от 11 декабря 2014 г. № 1352). В любом случае, нужно состоять в реестре СМСП: если заказчик не найдет вашу компанию на ofd.nalog.ru, заявку он отклонит.

Шаг 4. Подготовьте обеспечение заявки

Обеспечение заявки – это своего рода залог для участия в закупке. По закону № 44-ФЗ с начальной ценой контракта 1 млн руб. и ниже заказчики могут не требовать обеспечение заявок. В закупках по закону № 223-ФЗ с начальной ценой 5 млн руб. и ниже заказчики не должны требовать обеспечение заявок.

Как именно предоставить обеспечение – денежными средствами или банковской гарантией, каждый участник решает сам. Если заказчик требует обеспечить заявку, то размер обеспечения не должен превышать 5% от начальной максимальной цены тендера. В закупках по 44-ФЗ со «стартовой» ценой ниже 20 млн руб. максимальный размер обеспечения – 1%.

Если участник закупки решил обеспечить заявку деньгами, нужно завести специальный счет в одном из уполномоченных банков. Без этого доступа к торгам не будет. Банк, в котором можно открыть спецсчет, выбирайте в списке распоряжения Правительства от 13.07.2018 № 1451-р.

Ирина Склярова , главный редактор журналов «Госзакупки.ру », «Поставщик »

Некоторых владельцев малого бизнеса останавливает необходимость предоставлять обеспечение заявки. И тут не нужно бояться. Даже если вы проиграете в конкурсе, обеспечение вам вернут . Деньги под обеспечение заявки можно взять из оборота компании или занять на время. Такие услуги предоставляют и на самих электронных площадках за небольшой процент. Банки выдают так называемые банковские гарантии под небольшой процент, а оформление занимает от 1 до 7 дней.

Еще одна возможность получить деньги на обеспечение заказа – воспользоваться возможностями краундлендинговых платформ. Здесь можно получить необходимые средства для участия в госзакупках, не обращаясь в банки, при этом сама процедура максимально упрощена. Пример такой платформы – Penenza.ru.

Галина Харнахоева , краудлендинговая платформа Penenza.ru

За 2017 и первую половину 2018 на Penenza.ru мы выдали 14000 займов представителям малого и среднего бизнеса для участия в гостендерах на сумму 14,7 млрд руб. Самые популярные займы и, соответственно, гостендеры – на строительно-ремонтные работы, на поставку продуктов питания, напитков, одежды и других продуктов обрабатывающих производств, на услуги по обслуживанию зданий и территорий, охраны и другие административно-хозяйственные услуги. Самый распространенный заем на участие в гостендере – на сумму до 1 млн руб . Пики запросов – апрель и ноябрь.

Шаг 5. Пройдите процедуру госзакупок

С 1 января 2019 года все торги по законам № 44-ФЗ и № 223-ФЗ будут проводить исключительно в электронной форме. Это позволит сделать процедуру более прозрачной и справедливой.

Все закупки для малого и среднего бизнеса проводят только конкурентным способом в четырех формах: конкурс, аукцион, запрос котировок и запрос предложений. Чтобы узнать, как именно проходит каждая процедура, кликайте по оранжевым блокам:

Как проходит конкурс в электронной форме

  1. Заказчик вносит закупку в план-график.
  2. Заказчик готовит проект контракта, в который включает обязательное условие об оплате исполнителю.
  3. Заказчик размещает в единой электронной системе извещение, документацию о закупке и проект контракта.
  4. Заказчик принимает заявки от участников закупки. Процедура проходит в два этапа. На первом участники подают ценовые предложения, снижая начальную цену контракта. На втором этапе все участники, кроме лидера, вправе улучшить свои ценовые предложения. После того как конкурс на площадке прошел, заказчику направляют результаты. Их рассматривает комиссия заказчика. Если заявка лидера отвечает требованиям документации, заказчик признает его победителем.
  5. Стороны заключают контракт. Это происходит после того, как победитель внесет обеспечение исполнения контракта – от 5 до 30 % начальной цены контракта. Контракт подписывают на электронной площадке.
Как проходят аукцион и запрос предложений в электронной форме
  1. Заказчик размещает в единой информационной системе извещение и указывает сроки проведения этапа. Ко всем участникам аукциона предъявляют единые квалификационные требования, которые прописывает в документации о закупке.
  2. Участники заполняют заявки, готовят документацию. Так они подтверждают, что отвечают квалификационным требованиям.
  3. Заказчик отклоняет заявки компаний, которые не подходят по установленным требованиям.
  4. Допущенные участники подают свои ценовые предложения. Для этого они в установленный день и время заходят на электронную площадку и принимают участие в процедуре электронного аукциона или запроса предложений.
  5. Победитель проверяет проект контракта заказчика, подписывает его квалифицированной электронной подписью и вместе с банковской гарантией или платежным поручением направляет заказчику через оператора электронной площадки.
Как проходит запрос котировок в электронной форме

Важное отличие запроса котировок от других форм торгов в том, что для участия предприятию не нужно иметь обеспечение заявки. Кроме того, организатор не вправе требовать от участника никаких документов, кроме заявки в установленной форме.

Эта форма подразумевает, что контракт получает участник, который предложит самую низкую цену его выполнения. Цена контракта не должна превышать 500 тысяч рублей. Извещение о проведении торгов заказчик размещает в открытом доступе.

Ирина Склярова , главный редактор журналов «Госзакупки.ру », «Поставщик »

Бывает ситуации, когда на последнем из этапов поставщик понимает, что не может участвовать в конкурсе. Например, вы планировали поставлять товар, цена на который завязана на курсе доллара. Подали все документы, заявку на торги, но вдруг курс доллара серьезно подскочил. Вы понимаете, что этот госзаказ станет для вас убыточным и вы не сможете выполнить обязательства. Как в этом случае избежать последствий? Вы можете отказаться продолжать участвовать в торгах, но в этом случае потеряете сумму, которую перечислили в качестве обеспечения закупки . Но, чаще всего, это лучше, чем не выполнить миллионный контракт , выплачивать пени и неустойку и попасть в реестр недобросовестных поставщиков.

Шаг 5. Подайте жалобу в ФАС, если заказчик нарушил правила проведения госзакупки

Если вы поняли, что на одном из этапов госзакупки заказчик был не прав, подайте жалобу в ФАС. Сделать это можно в бумажном виде или использовать электронное заявление с цифровой подписью. Отправить заявление можно четырьмя способами: через официальный сайт службы, через сайт «Госуслуги», на почту [email protected] или письмо на адрес 125993, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11. В документе обязательно укажите:

  • данные о заявителе, включая почтовый адрес, e-mail, телефон;
  • информацию о лице, чьи действия или решения обжалуете;
  • номер закупки, если только не обжалуете действия оператора электронной площадки;
  • причину обращения;
  • документы, подтверждающие доводы заявителя;
  • перечень прилагаемых документов.

Подпишите заявление электронной подписью, если жалобу направляете в электронной форме.

Бонус: Что делать, если заказчик не выплачивает деньги за выполненную работу и как обезопасить себя заранее

Даже честный предприниматель, который выполняет все требования по закупке, может столкнуться с такой проблемой: заказчик принимает работу, а деньги не выплачивает. Доводы обычно такие: заплатить нечем, предприятие – муниципальное, лимиты просто отозвали.

Андрей Михайлов , генеральный директор компании «ФЕЛИКС»

В 2015-2016 годах мы занимались поставкой мебели на объекты космодрома «Восточный» и города Циолковский. Общая сумма заключенных контрактов составила более 1 млрд рублей. Значительную часть мебели мы поставили, но из-за внутренних проблем заказчик ее так и не оплатил. Чтобы выполнять большие заказы, малому бизнесу приходится брать кредиты в банках и выплачивать их из денег, которые за выполненную работу платит заказчик. Поэтому задержка оплаты по госзаказу или неоплата может поставить предпринимателя в очень сложную финансовую ситуацию .

Что делать в этом случае? Подайте судебную претензию, о том, что в случае неуплаты вы будете требовать неустойку. Контракты для малого бизнеса должны оплачивать в ограниченный срок. Например, по Закону 44-ФЗ – в течение 15 рабочих дней (п. 8 ст. 30 закона №44-ФЗ), по Закону № 223-ФЗ – в течение 30 дней. Если нет штатного юриста, обратитесь к аутсорсерам .

Ирина Склярова , главный редактор журналов «Госзакупки.ру », «Поставщик »

В контракте каждый заказчик обязан прописывать ответственность сторон в случае неисполнения обязательств. Это касается не только стороны, которая выполняет по контракту услугу или поставляет товар, но и ответственность самого заказчика вовремя оплатить выполненную работу. В этот пункт договора включают пени и штрафы. Поэтому внимательно ознакомьтесь с проектом контракта, прежде чем участвовать в закупке

  • Пособие по приобретению готового бизнеса. Читать
  • Перечень незаконных требований налоговиков при проверках.
  • Сервис по оптимизации налогов.
  • Для новостей малого бизнеса мы запустили специальный канал в Telegram и группы во



     


    Читайте:



    Презентация на тему ""Уроки французского" В

    Презентация на тему

    В. Г. Распутин «Уроки французского». Урок литературыв 6 классе Распутин Валентин Григорьевич ( р. 1937), прозаик. Родился 15 марта в селе...

    Названия, описания и особенности зимующих птиц

    Названия, описания и особенности зимующих птиц

    Парфенчук Алефтина ИвановнаДолжность: педагог дополнительного образования.Учебное заведение: МАОУДО города Нижневартовска Центр детского...

    Разговорный стиль речи Порядок слов в предложении свободный

    Разговорный стиль речи Порядок слов в предложении свободный

    Слайд 2 Научиться говорить – значит научиться строить высказывания Слайд 3 В разговорном стиле важнейшую роль играет звуковая сторона речи,...

    Сочинение рассуждение на тему деньги Какое значение имеют деньги в жизни человека

    Сочинение рассуждение на тему деньги Какое значение имеют деньги в жизни человека

    Многие задумываться о роли денег в жизни современного человека и над вопросом можно ли быть счастливым с не большим доходом?Современный человек не...

    feed-image RSS