Разделы сайта
Выбор редакции:
- Отслеживание сдэк Можно ли забрать посылку на складе сдэк
- Найти перо птицы: что сулит примета?
- Особенности увольнения женщины с ребенком Имеют ли право сокращать на производстве вдов
- Броненосцы типа "андрей первозванный" 254 мм пушки броненосца андрей первозванный
- Инсценировка музыкальной сказки для детей старшей группы (5—6 лет) I
- Организация (предприятие) и ее основные характеристики
- Селекция наука о создании новых пород животных Понятие о породе, сорт, штамм
- Патологоанатом, основные компетенции Различая в работе
- Управление социальной защиты населения на уровне муниципального образования введение
- Как узнать о плановой проверке моего предприятия
Реклама
Повышенный размер оплаты. Влияет ли повышение мрот на зарплату бюджетников. Порядок заключения регионального соглашения о мрот |
"Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2011, N 7 ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА В ПОВЫШЕННОМ РАЗМЕРЕ Почему существует разница в оплате? В ст. 146 Трудового кодекса РФ предусмотрены положения об оплате труда в повышенном размере работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда. В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями. Данная статья ТК РФ носит в большей мере информационный характер, и в перспективе ее целесообразно было бы даже исключить из ТК РФ, т. к. в ст. ст. 147 и 148 ТК РФ предусматривается более точная и конкретная регламентация этих отношений. В основе дифференциации оплаты труда в особых условиях положены следующие факторы: а) задача обеспечения относительно равных условий для воспроизводства рабочей силы (способностей к труду); б) необходимость обеспечить преимущества в оплате труда работникам, занятым на работах с более тяжелыми или вредными (опасными) условиями, в целях их привлечения и использования на таких работах. Учет этих условий осуществляется посредством установления доплат или установления повышенных тарифных ставок и окладов. В частности, повышенные тарифные ставки установлены в традиционных отраслях экономики. В результате наблюдается тенденция роста количества работников, оплачиваемых по повышенным тарифным ставкам. Так, в угольной промышленности 4/5 всех рабочих мест оплачивается по указанным ставкам; в черной металлургии и химической промышленности - около 2/3. Доплаты за указанные условия труда и их размер определяются организациями самостоятельно, но они не могут быть ниже размеров доплат, установленных соответствующими Постановлениями Правительства РФ и других государственных органов по поручению Правительства РФ. Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными условиями труда, регулируется ст. 147 ТК РФ. Работа в иных особых условиях - это работа в условиях, отклоняющихся от нормальных (выполнение работ различной квалификации, совмещение профессий (должностей), сверхурочная работа, работа в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни - ст. ст. 149, 150 - 154 ТК РФ). Оплата труда в местностях с особыми климатическими условиями регламентируется ст. ст. 148, 302, 316 - 317 ТК РФ. Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и/или опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), определенными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, утвержденных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и/или опасными и иными особыми условиями труда, и условия указанного повышения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Правила установления доплат Для установления конкретного размера доплат за работу в условиях труда, отклоняющихся от нормативных, необходимо руководствоваться соответствующим перечнем работ. Типовые перечни работ с тяжелыми, вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда утверждены Госкомтруда СССР и ВЦСПС во исполнение п. 7 Постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 17.09.1986 N 1115 "О совершенствовании организации заработной платы и введении новых тарифных ставок и должностных окладов работников производственных отраслей народного хозяйства" (ред. от 01.07.1991, далее - Постановление N 1115). В некоторых отраслях экономики применяются отраслевые перечни. Этим Постановлением предусмотрено для организаций включение в коллективные договоры перечней конкретных работ, рабочих мест и размеров доплат за неблагоприятные условия труда одновременно с мероприятиями по улучшению условий труда. Конкретные размеры доплат определяются по данным аттестации рабочих мест и оценки условий труда. Согласно Положению о государственной экспертизе условий труда РСФСР, утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 03.12.1990 N 557, и Рекомендациям по организации деятельности органов, осуществляющих государственную экспертизу условий труда в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Минтруда России от 30.11.2000 N 86, могут разрабатываться отраслевые положения об оценке условий труда на рабочих местах. В п. 7 Постановления N 1115 установлены максимальные размеры доплат к тарифным ставкам и окладам: На работах с тяжелыми и вредными условиями - до 12%; С особо тяжелыми и особо вредными условиями - до 24%. Минимальные размеры доплат закреплены в п. 2 Постановления Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 03.10.1986 N 387/22-78 "Об утверждении Типового положения об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда". Доплаты (в процентах) к тарифным ставкам (окладам) рабочих с тяжелыми и вредными условиями труда составляют 4%, 8% и 12%; с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда - 16%, 20% и 24%. Градация размеров доплат производится по балльной оценке вредности условий труда на рабочем месте. Конкретные размеры повышения оплаты труда определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов либо коллективным договором, трудовым договором, и не могут быть ниже размеров, предусмотренных соответствующими нормативными правовыми актами. Трудовой кодекс РФ не предусматривает способов повышения оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда. Практика свидетельствует, что это повышение осуществляется установлением: Повышенных тарифных ставок, окладов (должностных окладов); Доплат к тарифным ставкам (окладам, должностным окладам). При этом второй способ является наиболее распространенным. Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда" закреплено повышение оплаты труда тем, кто занят на таких работах, по результатам аттестации рабочих мест - не менее 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда. Министерству здравоохранения и социального развития РФ было поручено в 6-месячный срок установить минимальные размеры повышения оплаты труда в зависимости от класса условий труда и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. На момент написания статьи это еще не было сделано. Письмо Минздравсоцразвития России от 09.04.2009 N 22-2-15/4 "Минимальные размеры повышения заработной платы работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" рекомендует до принятия соответствующего нормативного правового акта применять законодательство бывшего СССР, регламентирующее эти вопросы, - Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 17.09.1986 N 1115 и принятое в соответствии с ним Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 03.10.1986 N 387/22-78. В отличие от существующих верхних пределов доплат, установленных на подзаконном нормативно-правовом уровне, ст. 147 ТК РФ максимальных размеров доплат не предусматривает. Специальные нормативные акты С учетом специфики условий труда отдельных отраслей экономики и непроизводственной сферы оплата труда работников может регулироваться специальными нормативными правовыми актами. Так, в соответствии с Федеральным законом от 20.06.1996 N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" размер минимальных тарифных ставок (должностных окладов) для работников, занятых на тяжелых работах и работах с опасными и (или) вредными условиями труда на добыче (переработке) угля, устанавливается трехсторонним соглашением уполномоченных представителей организаций по добыче (переработке) угля, профессиональных союзов работников угольной промышленности и Правительства РФ. Размеры минимальных тарифных ставок (должностных окладов) по каждой профессии (должности) указанным работникам должны превышать установленные тарифные ставки (должностные оклады) по соответствующим профессиям (должностям) для обычных условий труда не менее чем на 10%. Федеральным законом от 07.11.2000 N 136-ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием" (ред. от 24.07.2009) предусмотрена оплата таких работников в повышенном размере. Им устанавливаются надбавка к месячному заработку, размер которой возрастает с увеличением стажа непрерывной работы с химическим оружием, и ежегодное вознаграждение за выслугу лет. Размеры тарифных ставок и должностных окладов, надбавки и ежегодное вознаграждение за выслугу лет определяются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ (ст. 4). В соответствии с Указом Президента РФ от 23.08.2000 N 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса" (ред. от 25.03.2010) гражданскому персоналу и военнослужащим Вооруженных Сил РФ, непосредственно участвующим в видах деятельности, осуществляемой в организациях и воинских частях, входящих в состав ядерного оружейного комплекса России, участие в которых дает право на получение социальной поддержки, должностной оклад (тарифная ставка) устанавливается в размере 1,5 должностного оклада (тарифной ставки), предусмотренного штатным расписанием, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ. В соответствии с Положением об условиях оплаты труда водолазов и других работников организаций, финансируемых из бюджетных источников за подводные работы на малых глубинах, утв. Постановлением Минтруда России от 17.04.1995 N 21 (ред. от 11.01.1996), за время пребывания под водой в зависимости от глубины погружения водолазам и другим работникам, помимо их месячной тарифной ставки (оклада), устанавливается почасовая оплата за 1 час пребывания под водой. Размер оплаты за час в зависимости от глубины погружения составляет от 10 до 15% от размера тарифной ставки (оклада) первого разряда ЕТС. Этот размер заработной платы дополнительно увеличивается на 20 - 40% с учетом факторов, усложняющих водолазные работы (скорость течения, волнение воды, работа подо льдом, в захламленном и вязком грунте, при плохой видимости или полном ее отсутствии, выполнении взрывных работ или работ при сварке и резке металла под водой и др.). При наличии нескольких факторов, усложняющих водолазные работы, проценты увеличения почасовой оплаты суммируются, но размер увеличения не должен превышать 100% почасовой оплаты. Ранее согласно Постановлению Правительства РФ от 08.10.1993 N 1002 для работников здравоохранения, медицинских научных учреждений и учреждений социальной защиты населения, занятых непосредственно на работах с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда, предусмотрено повышение окладов (ставок) в размере от 20 до 75%. Но оно утратило силу в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.03.2009 N 216 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (ред. от 21.06.2010). Перечень учреждений, подразделений и должностей, работа в которых предоставляет право на повышение окладов (ставок) в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда, утвержден Приказом Минздрава России от 15.10.1999 N 377, но, как многие другие акты, этот Перечень утратил силу в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений". Постановлением Правительства РФ от 03.04.1996 N 391 работникам организаций здравоохранения, финансируемых из федерального бюджета, осуществляющим диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также работникам, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека, предусмотрена надбавка за работу в опасных для здоровья условиях труда. Постановлением Правительства РФ от 01.10.1998 N 1141 (ред. от 01.02.2005) указанная надбавка установлена также соответствующим категориям гражданского персонала военно-медицинских и научно-исследовательских учреждений (подразделений) Вооруженных Сил РФ, осуществляющих диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных и занятых на работе, связанной с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека. Повышенный риск для здоровья работников представляет работа в районах, пострадавших от радиации вследствие Чернобыльской катастрофы. Согласно Закону РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (ред. от 10.11.2009) установлены следующие доплаты к заработку: Для работающих в зоне безусловного (обязательного) отселения - 3 минимальные заработные платы в месяц; Для работающих в зоне гарантированного добровольного отселения - 2 минимальные заработные платы; Для работающих в зоне радиоэкологического контроля - 1 минимальная заработная плата. Кроме того, предусмотрены удвоенные тарифные ставки (оклады) работникам. При начислении доплат и надбавок в этом случае базовым показателем их размера является удвоенная тарифная ставка (оклад, должностной оклад). Особые условия Остановимся на оплате труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями. К числу местностей с тяжелыми климатическими условиями относятся: Крайний Север (северо-восточные районы, северные районы Сибири, северные районы европейской части); Местности, приравненные к районам Крайнего Севера (дальневосточные районы и другие местности); Южные районы Дальнего Востока и Восточной Сибири; Европейский Север (кроме районов Крайнего Севера); Южные районы Западной Сибири, Урал. Перечень местностей с тяжелыми условиями труда, где вводится районный коэффициент, установлен законодательством Союза ССР и с некоторыми изменениями и дополнениями действует и в настоящее время. В последнее время к числу районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, отнесена территория Республики Тыва. Работа в таких районах и местностях является основанием для установления повышенной оплаты труда в виде районных коэффициентов и надбавок к заработной плате. Назначение районных коэффициентов - компенсировать повышенные расходы, связанные с проживанием в районах и местностях с неблагоприятными природными климатическими условиями. В соответствии с Законом Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (ред. от 24.07.2009) лицам, работающим в этих районах и местностях, устанавливается единый для всех производственных и непроизводственных отраслей районный коэффициент. Размеры районных коэффициентов, действующие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установлены в пределах от 1,1 до 2,0. Районный коэффициент начисляется на фактический заработок за месяц работы. Нельзя не подчеркнуть, что ст. 148 ТК РФ имеет отсылочный характер. В ст. ст. 315 - 317 Трудового кодекса РФ установлены районные коэффициенты и северные надбавки, применяемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, которые являются основными способами повышения оплаты труда работников в неблагоприятных природных климатических условиях. Другие неблагоприятные условия В других местностях с неблагоприятными условиями проживания (высокогорные, пустынные и безводные) установлена доплата в виде коэффициентов, которые предусматриваются в нормативных правовых актах Российской Федерации. Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.1996 N 1489 с 1997 г. введен коэффициент к заработной плате за работу в пустынной и безводной местности в размере 1,15 на территории Александро-Гайского района Саратовской области. Статья 148 ТК РФ распространяется на работников, проживающих и работающих в неблагоприятных природных климатических условиях, т. е. на отдельные категории работников. В связи с этим представляется целесообразным предложить законодателю исключить данную статью из гл. 21 "Заработная плата" ТК РФ. В данном контексте предусмотреть эту норму в разд. XII ТК РФ, в гл. 50 "Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". Одновременно целесообразно было бы уточнить название гл. 50 ТК РФ, а именно: "Особенности правового регулирования труда лиц, работающих в районах и местностях с неблагоприятными природными климатическими условиями". Кардинальное решение проблемы, конечно же, видится не в повышенной оплате труда, не в материальном стимулировании работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями труда. В ст. 2 ч. 2 Европейской социальной хартии предусмотрено: в целях обеспечения эффективного осуществления права на справедливые условия труда ликвидировать риск, сопряженный с выполнением опасных и вредных работ, а там, где пока невозможно ликвидировать или в достаточной мере смягчить этот риск, обеспечить либо сокращение продолжительности рабочего времени, либо дополнительные оплачиваемые отпуска для тех, кто занят на таких работах (п. 4). Библиографический список 1 -1 На сегодняшний день федеральный минимальный размер оплаты труда (в дальнейшем МРОТ) изменился в 85 регионах нашей страны. С 1 января 2020 года каждый регион установил свой минимальный размер оплата труда. Что же такое МРОТ?В соответствии со статьей 133 Трудового Кодекса РФ МРОТ действует на территории всей страны и не может быть меньше прожиточного минимума, таким образом получается, что заработная плата работника не может быть меньше МРОТ. МРОТ не только не только регулирует оплату труда и размер заработной платы, но и, к примеру, влияет на уплату страховых взносов. Работнику не может быть назначена заработная плата меньше минимального размера оплаты труда, если он отработал месячную норму и полностью выполнил свои трудовые обязанности, согласно статье 133 Трудового Кодекса РФ. Минимальный размер оплаты труда регулируется и устанавливается Федеральным Законом РФ от 28.12.2017 421-ФЗ. Согласно которому на сегодняшний день МРОТ в Российской Федерации увеличился на 20% и теперь составляет 9 489 рублей. Каждый субъект имеет право устанавливать свой региональный МРОТ. Например, минимальная в 2020 году в Москве составляет 18 742 рубля, во Владимире 9489 рублей, в г. Орёл 10 500 рублей. Подробные данные по другим субъектам нашей страны можно посмотреть в предоставленной таблице(во вложенном файле) Теперь постараемся ответить на вопросы, возникающие у граждан, узнавших о изменение размера МРОТ на 1 января 2020 года. Повлияет ли повышение МРОТ на оклад?Зарплата помимо оклада включает компенсационные и стимулирующие выплаты (ст. 129 ТК РФ). Поэтому оклад не всегда должен быть больше МРОТ, но в случае если минимальная зарплата устанавливается регионами, то оклад обязаны платить не ниже регионального МРОТ. Повлияет ли повышение МРОТ на размер пенсии?Чтобы разобраться в этом необходимо выяснить какие пенсии бывают. В Российской Федерации на сегодняшний день существует несколько видов пенсий:
Размер любой пенсии зависит от определенных факторов, например таких как индивидуальный пенсионный коэффициент, стоимость этого коэффициента на момент назначения пенсии и другие. МРОТ не влияет существенным образом на размер пенсии, но влияние обнаруживается при назначении пенсии, когда учитывают показатель среднемесячного заработка. Минимальный уровень пенсии ограничен минимальным размером прожиточного минимума и не может быть ниже его. Повлияет ли повышение МРОТ на размер пособий?В России на сегодняшний день выплачиваются пособия по временной нетрудоспособности, по безработице и детские пособия. При расчете определенных пособий, используются данные о среднемесячном заработке. В том случае, когда среднемесячный заработок оказывается меньше МРОТ, выплата выплачивается исходя из МРОТ. Расчет из МРОТ также происходит в том случае, если в расчетном периоде у работника вообще не было доходов. Повлияет ли повышение МРОТ на размер штрафов?Правонарушения разного характера в России часто наказываются штрафом. Величина его зависит от разных факторов, в том числе и от минимального размера оплаты труда. В настоящее время все штрафы можно поделить на уголовные (назначаются согласно Уголовному Кодексу РФ, причем штраф в качестве меры наказания используется в 40% статей данного официального документа) и административные штрафы (накладываются согласно Кодексу об административных правонарушениях). Но при всем при этом штраф, как мера наказания, используется относительно редко, примерно в 10% случаев в год по всей стране. Уголовные штрафы применяются только при преступлениях небольшой и средней тяжести. В большинстве случаев судьи при назначение наказания в виде штрафа ориентируются, исходя из минимального размера оплаты труда и тогда штраф накладывается в каком- либо количестве МРОТ Повлияет ли повышение МРОТ на налоги?Увеличение МРОТ на территории любого субъекта влечет за собой повышение налогового сбора. Чем выше МРОТ тем больше отчислений идет в бюджетный и внебюджетные фонды. Правительство в кризис понижает прожиточный минимум и повышает размер МРОТ. Первое необходимо для снижения выплат гражданам, второе для увеличения налогов. Таким образом, обе эти меры необходимы чтобы стабилизировать бюджет. Не стоит забывать, повышение МРОТ может негативно повлиять на работу малого бизнеса, поскольку индивидуальные предприниматели рассчитывают и выплачивают фиксированные платежи, исходя из размера МРОТ. Повлияет ли МРОТ на уровень занятости населения? |
Читайте: |
---|
Популярное:
Особенности увольнения руководителя организации |
Новое
- Найти перо птицы: что сулит примета?
- Особенности увольнения женщины с ребенком Имеют ли право сокращать на производстве вдов
- Броненосцы типа "андрей первозванный" 254 мм пушки броненосца андрей первозванный
- Инсценировка музыкальной сказки для детей старшей группы (5—6 лет) I
- Организация (предприятие) и ее основные характеристики
- Селекция наука о создании новых пород животных Понятие о породе, сорт, штамм
- Патологоанатом, основные компетенции Различая в работе
- Управление социальной защиты населения на уровне муниципального образования введение
- Как узнать о плановой проверке моего предприятия
- Да уж, теперь не разгонишься