Разделы сайта
Выбор редакции:
- Отслеживание сдэк Можно ли забрать посылку на складе сдэк
- Найти перо птицы: что сулит примета?
- Особенности увольнения женщины с ребенком Имеют ли право сокращать на производстве вдов
- Броненосцы типа "андрей первозванный" 254 мм пушки броненосца андрей первозванный
- Инсценировка музыкальной сказки для детей старшей группы (5—6 лет) I
- Организация (предприятие) и ее основные характеристики
- Селекция наука о создании новых пород животных Понятие о породе, сорт, штамм
- Патологоанатом, основные компетенции Различая в работе
- Управление социальной защиты населения на уровне муниципального образования введение
- Как узнать о плановой проверке моего предприятия
Реклама
3 принципы принятия и исполнения государственных решений. Российская академия народного хозяйства и государственной службы. Список использованной литературы |
Принятие решения представляет собой сознательный выбор из имеющихся вариантов или альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желательным состоянием организации. Данный процесс включает много разных элементов, но непременно в нем присутствуют такие элементы, как проблемы, цели, альтернативы Данный процесс лежит в основе планирования деятельности организации, так как план -- это набор решений по размещению ресурсов и направлению их использования для достижения организационных целей. Основные принципы принятия управленческих решений: Козбаненко В.А. Государственное управление: основы теории и организации. 2 т.: Учебник - М.: «Статус», 2009.
Лекция 1. Методологические основы принятия и исполнения государственных решений1. Принятие решений: понятие, задачи, методыВ современном сложноорганизованном обществе в самых разнообразных видах деятельности человеку постоянно приходится искать способ достижения поставленных целей с учетом имеющихся возможностей, т.е. принимать решения. Методологические основы принятия решений в равной степени подходят при принятии решений в государственном управлении, в различных сферах бизнеса, а также в третьем секторе, представляющем собой все общественные организации. По толковому словарю С. Ожегова решение - «заключение, вывод из чего-нибудь», «осуществление творческого замысла». В специальной литературе можно встретить различные трактовки термина «решение». Решение понимается и как результат выбора, и как процесс, и как акт выбора. Решение - это форма, в которой осуществляется управляющее воздействие субъекта управления на объект управления. Разнообразие трактовок понятия «решение» указывает на многоуровневый характер феномена, расставляя по-разному акценты в зависимости от контекста исследований и конкретной управленческой деятельности.Представляя решение в виде процесса, протекающего во времени, можно выделить его этапы: подготовительный, принятие, исполнение, завершение решения. Решение как результат выбора - это уже предписание к действию, а как акт выбора - творческая составляющая управленческой деятельности, которая рассматривает решение неотделимо от такого понятия, как «властная воля». Таким образом, под решением понимаются одновременно и процесс, и результат, и акт выбора цели и способ ее достижения. Принятие решения - это сознательный выбор из имеющихся вариантов направления действий, позволяющий достичь поставленной цели.В зависимости от основания классификации выделяют следующие задачи принятия решений:?структурированные, слабо структурированные и неструктурированные;?уникальные и рутинные;?статические и динамические;?в условиях определенности и в условиях неопределенности (в частности, при риске, при противодействии);?с фиксированным набором альтернатив (вариантов решений, стратегий) и с формируемым в процессе принятия решений;?с одним критерием (целевой функцией, показателем качества или эффективности) и со многими (несколькими) критериями;?задачи выбора одной наилучшей (оптимальной) альтернативы или же выделение нескольких лучших альтернатив;?ранжирование (разбивку на упорядоченные классы) всех или только выделяемых лучших альтернатив;?индивидуальные и коллективные решения;?волевые, интеллектуальные и эмоциональные решения;?технические, технологические и т.п.;?оперативные, тактические и стратегические;?интуитивные и рациональные;?сложные и простые, и т.д. .Решения принимаются различными способами или точнее методами. Под методом в современной науке принято понимать способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности. Все методы принятия решений можно объединить в три группы:1. Неформальные (эвристические) методы.2. Коллективные методы.3. Количественные методы.Первая группа методов - неформальные (эвристические) методы принятия решений. Практика свидетельствует о том, что при принятии и реализации решений определенная часть руководителей использует неформальные методы, которые основываются на аналитических способностях лиц, принимающих решения. Это совокупность логических приемов и методики выбора оптимальных решений руководителем путем теоретического сравнения альтернатив с учетом накопленного опыта. В большей части неформальные методы базируются на интуиции человека, принимающего решения. Преимуществом такого подхода является оперативность принятия решений, но неформальные методы не гарантируют от выбора ошибочных и неэффективных решений, поскольку интуиция может подвести.Коллективные методы обсуждения и принятия решений. При таком подходе над принятием решения работает группа людей, в состав которой входят как руководители, так и исполнители. Основным моментом в процессе коллективной работы над реализацией управленческих решений является определение круга лиц, участников данной процедуры. Главными критериями формирования такой группы являются компетентность, конструктивность мышления, способность решать творческие задачи коммуникабельность. Коллективные формы групповой работы могут быть в форме заседаний, совещаний, работы в комиссии и т.п. Наиболее распространенным коллективным методом принятия решений является «мозговой штурм» («мозговая атака») -совместное генерирование новых идей и последующее принятие решений.Что из себя представляет «мозговой штурм»? Если предстоит решение сложной проблемы, то собирается группа людей, которые предлагают свои любые решения определенной проблемы. Основное условие «мозгового штурма» - это создание обстановки, максимально благоприятной для свободного генерирования идей. Чтобы этого добиться, запрещается опровергать или критиковать идею, какой бы на первый взгляд удачной или необычной она ни была. Все идеи записываются, а затем анализируются специалистами.Метод «мозгового штурма» является очным коллективным методом, поскольку предполагает личное присутствие и обсуждение проблемы участниками принятия решений. Существуют также и заочные коллективные методы, и самым распространенным из них является метод Дельфы. Данный метод получил название от греческого города Дельфы, прославившегося жившими там мудрецами - предсказателями будущего. Метод Дельфы - это многотуровая процедура анкетирования. После каждого тура данные анкетирования дорабатываются и полученные результаты сообщаются экспертам с указанием расположения оценок. Первый тур анкетирования проводится без аргументации, во втором - отличающийся от других ответ подлежит аргументации или же эксперт может изменить оценку. После стабилизации оценок опрос прекращается и принимается предложенное экспертами или скорректированное решение.Интересен коллективный метод принятия решений по японской системе «кингисё», где на рассмотрение участникам для обсуждения передается проект решения, и каждый должен его рассмотреть и дать свои замечания в письменном виде. После этого проводится совещание. Как правило, приглашаются те специалисты, чье мнение руководителю не совсем ясно. Эксперты выбирают свое решение в соответствии с индивидуальными предпочтениями. И если они не совпадают, то возникает вектор предпочтений, который определяют с помощью одного из следующих принципов:1) принципа большинства голосов - выбирается то решение, которое имеет наибольшее число сторонников;2) принципа диктатора - за основу берется мнение одного лица группы. Этот принцип характерен для военных организаций, а также для принятия решений в чрезвычайных обстоятельствах;3) принципа Парето - используется при принятии решений, когда все эксперты образуют единое целое, одну коалицию. В этом случае оптимальным будет такое решение, которое невыгодно менять сразу всем членам группы, поскольку оно объединяет их в достижении общей цели;4) принципа Курно - используется в том случае, когда коалиций нет, т.е. предлагается число решений, равное числу экспертов. В этом случае необходимо найти такое решение, которое бы отвечало требованию индивидуальной рациональности без ущемления интересов каждого в отдельности;5) принципа Эджворта - используется в том случае, если группа состоит из нескольких коалиций, каждой из которых невыгодно отменять свое решение. Зная предпочтения коалиций, можно принять оптимальное решение, не нанося ущерба друг другу.В основе количественных методов принятия решений лежит научно-практический подход, предполагающий выбор оптимальных решений путем обработки (с помощью ЭВМ и ЭММ) больших массивов информации.В зависимости от типа математических функций, положенных в основу моделей, различают следующие количественные методы принятия решений:?линейное моделирование - используются линейные зависимости;?динамическое программирование - позволяет вводить дополнительные переменные в процессе решения задач;?вероятностные и статистические модели - реализуются в методах теории массового обслуживания;?теория игр - моделирование таких ситуаций, принятие решения в которых должно учитывать не совпадение интересов различных подразделений;?имитационная модель - позволяют экспериментально проверить реализацию решений, изменить исходные предпосылки, уточнить требования к ним. РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ При ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ А.З.Фахрутдинова ПРИНЯТИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ Учебное пособие для студентов всех форм обучения по специальности ‑ 080504.65 Новосибирск 2013 Издается в соответствии с планом учебно-методической работы Рецензенты: О.А.Донских - д-р филос. наук, зав. кафедрой философии НГАЭиУ; Г.С.Пошевнев - д. филос.н., зав. кафедрой социологии и социального управления Сибирского института управления – филиала РАНХиГС. Фахрутдинова А.З. Принятие и исполнение государственных решений / учебное пособие, Фахрутдинова А.З.- Новосибирск: изд-во СибАГС, 2013г.- СИУ‑ Филиал РАНХиГС, 2013 Введение. 6 Раздел 1. Методологические основы принятия и исполнения государственных решений. 15 Тема 1.1. Решения в государственном управлении. 15 §1. Сущность, свойства государственных решений, место государственных решений в системе государственного управления. 15 §2. Виды, формы и стили принятия государственных решений 22 §3. Процесс принятия решений. 32 Тема 1.2. Становление теории принятия решений. 46 §1. Исходные положения, допущения и ограничения нормативной и дескриптивной теории. 46 §2. Развитие нормативного подхода к принятия государственных решений 53 §3. Развитие дескриптивного подхода к анализу принятия решений 61 §4. Конфигурация основных направлений и подходов к изучению процесса принятия государственных решений. 70 Раздел 2. Нормативный подход к анализу принятия и исполнения государственных решений. 76 Тема 2.1. Технологии и алгоритмы аналитического этапа разработки государственного решения. 76 §1. Особенности аналитического этапа (этапа подготовки) государственного решения. 76 §2. Алгоритмы и методы сбора информации и диагностики проблем при подготовке государственных и муниципальных решений 80 §3. Технологии и методы целеполагания при разработке государственного решения. 88 §4. Процедуры, организационная и нормативно-правовая основа подготовки и оценки альтернатив при разработке государственных решений 97 Тема 2.2. Технологии и нормы выбора, согласования, планирования, реализации, контроля исполнения и оценки эффективности государственных решений 108 §1. Особенности организационного этапа разработки государственного решения. 108 §2. Технологии, нормы, методы, организационные, основы выбора (принятия), утверждения и согласования государственных решений 110 §3. Нормативные и организационные основы планирования, программирования при разработке государственных решений 119 §4. Технологии и методы контроля государственных решений 127 §5. Методики оценки эффективности государственных решений и программ 136 Модуль 3. Дескриптивный подход к анализу принятия и исполнения государственных решений. 145 Тема 3.1. Факторы и условия проведения диагностики и целеполагания при разработке государственных решений. 145 §1. Социальные и политические условия проведения диагностических процедур государственных решений. 145 §2. Условия и факторы, влияющие на постановку целей государственных решений. 156 Тема 3.2. Поведенческий подход к анализу подготовки, выбору альтернатив, согласованию, утверждению и продвижению решения в социальном пространстве 177 §1. Социальные и психологические особенности подготовки и выбора проектов государственных решений. 177 §2. Поведенческий подход к изучению согласования и утверждения государственных решений. 187 §3. Политические основы продвижения государственного решения в социальном пространстве. 196 Заключение. 207 Введение Уважаемые студенты и слушатели! Учебное пособие предназначено для студентов всех форм обучения для изучения дисциплины базовой части профессионального цикла ФГОС ВПО «Принятие и исполнение государственных решений» по направлению подготовки 081100.62 Государственное и муниципальное управление (квалификация (степень) "бакалавр"). Учебное пособие является новым изданием, содержит тексты лекций по 3 основным разделам дисциплины, задания и контрольные вопросы к главам, списки нормативных правовых актов и литературу по каждой теме. Дисциплина «Принятие и исполнение государственных решений» является дисциплиной базовой части профессионального цикла ФГОС ВПО по направлению подготовки 081100 Государственное и муниципальное управление (квалификация (степень) "бакалавр"). Программа предназначена для студентов всех форм обучения. Изучение процесса принятия и исполнения государственных решений базируется на знаниях, полученных в рамках дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла: «Экономическая теория (микро- и макроэкономика, мировая экономика)», «Теория организации», «Введение в специальность», дисциплины математического и естественнонаучного цикла «Методы принятия управленческих решений», дисциплины профессионального цикла: «Теория управления», «Основы государственного и муниципального управления», «Государственная и муниципальная служба», «Конституционное право», «Административное право», «Прогнозирование и планирование», «Этика государственной службы», «Социальная психология», «Деловые коммуникации», «История государственного управления». При изучении дисциплины «Принятие и исполнение государственных решений» студенты должны, получить представления о существующих подходах к изучению принятия государственных решений, знания о способах анализа на всех этапах его разработки, научиться использовать полученные знания в контексте решения задач государственного и муниципального управления. В соответствие с положениями ФГОС ВПО по направлению ГМУ (квалификация (степень) "бакалавр") освоение дисциплины «Принятие и исполнение государственных решений» предполагает формирование следующих компетенций: Общекультурные компетенции (ОК): ¾ стремлением работать на благо общества (ОК-1) ¾ пониманием содержания, смысла, основных целей, социальной значимости профессии государственного и муниципального управления, стремлением к улучшению этого понимания через использование знаний в своей деятельности (ОК-5); ¾ способностью и готовностью к диалогу на основе ценностей гражданского демократического общества (ОК-6); ¾ владением основными способами и средствами информационного ¾ взаимодействия, получения, хранения, переработки, интерпретации информации, наличием навыков работы с информационно-коммуникационными технологиями; способностью к восприятию и методическому обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-8); ¾ способности принимать участие в разработке управленческих решений и нести ответственность за реализацию этих решений в пределах своих должностных обязанностей, умением оценивать последствия решений (ОК 15); Профессиональные компетенции (ПК): ¾ способностью применять адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации управленческого решения (ПК-5) ¾ способностью свободно ориентироваться в правовой системе России (ПК-9); ¾ умением правильно применять нормы права (ПК-10); ¾ способностью эффективно участвовать в групповой работе на основе знания ¾ процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК-11); ¾ умением определять параметры качества управленческих решений и ¾ осуществления административных процессов, выявлять отклонения и принимать ¾ корректирующие меры (ПК-12). ¾ умением определять приоритеты профессиональной деятельности, эффективно исполнять управленческие решения (ПК-2); ¾ умением выявлять проблемы, определять цели, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения (ПК-3); ¾ способностью принимать решения в условиях неопределенности и рисков (ПК-4); ¾ способностью применять адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации управленческого решения (ПК-5); ¾ способностью принимать участие в проектировании организационных действий, умением эффективно исполнять обязанности (ПК-6); ¾ умением оценивать соотношение планируемого результата и затрачиваемых ресурсов (ПК-7); ¾ умением правильно применять нормы права (ПК-10) ¾ умением определять параметры качества управленческих решений и осуществления административных процессов, выявлять отклонения и принимать корректирующие меры (ПК-12) ¾ умением определять социальные, политические, экономические закономерности и тенденции (ПК-16); ¾ умением готовить информационно-методические материалы по вопросам социально-экономического развития общества и деятельности органов власти (ПК-18); ¾ способностью анализировать состояние систем и процессов при сопоставлении с передовой практикой (ПК-20) ¾ знанием и умением адаптировать лучшие практики зарубежного государственного и муниципального управления к своей профессиональной деятельности (ПК-21) ¾ умением применять количественные и качественные методы анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации; органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических и некоммерческих организаций (ПК-24); ¾ умением моделировать административные процессы и процедуры в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации (ПК-25); ¾ умением устанавливать и использовать информационные источники для учета потребностей заинтересованных сторон при планировании деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации (ПК-28); ¾ умением находить основы для сотрудничества с другими органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, институтами гражданского общества, способностью определять потребности в информации, получать информацию из большого числа источников, оперативно и точно интерпретировать информацию (ПК-31); ¾ умением предупреждать и разрешать конфликтные ситуации при взаимодействии органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, институтов гражданского общества, средств массовой коммуникации (ПК-33); ¾ способностью выявлять информацию, необходимую для принятия решений, при получении "обратной связи" в профессиональной деятельности (ПК-34); ¾ способностью к взаимодействиям в ходе служебной деятельности в соответствии с этическими требованиями к служебному поведению (ПК-35) ¾ умением выявлять и оценивать проектные возможности в профессиональной деятельности и формулировать проектные цели (ПК-39); ¾ способностью использовать современные методы управления проектом, направленные на своевременное получение качественных результатов, определение рисков и управление бюджетом (ПК-40); ¾ способностью разрабатывать проекты социальных изменений (ПК-42); ¾ способностью оценивать экономические, социальные, политические условия и последствия (результаты) осуществления государственных программ (ПК-44); ¾ способностью к адекватной оценке поставленных целей и результатов деятельности (ПК-48). Должны быть сформированы дополнительные компетенции, соответствующие миссии и региональным особенностям реализации образовательной программы в вузе: Общекультурные дополнительные компетенции: ¾ умения учитывать влияние региональных социокультурных факторов на процесс принятия и исполнения государственных решений при его разработке; Профессиональные дополнительные компетенции (ПДК): ¾ способности синтезировать формальные и неформальные аспекты анализа процесса принятия и исполнения государственных решений; ¾ умения синтезировать знания прескриптивного и дескриптивного подходов при решении практических задач разработки и исполнения государственных решений. Цель дисциплины: формирование компетенций по разработке и исполнению государственных решений. Исходя из цели, учебная дисциплина предполагает решение следующих задач: 1. представить подходы к изучению государственных решений; 2. дать представление о методологии, моделях, основных этапах рационального процесса принятия и исполнения государственных решений; 3. дать знания о возможных технологиях, алгоритмах и методах анализа проблемной ситуации, постановки целей; прогнозирования и выбора альтернатив при разработке государственного решения, а также о методах контроля исполнения и оценки его эффективности; 4. дать знания о факторах, влияющих по поведение лица, принимающего решения, и исполнителей на всех этапах разработки, исполнения и контроля исполнения государственного решения; 5. сформировать навыки практической реализации полученных знаний; 6. выработать установку и навыки использования рациональных технологий с учетом влияния социокультурных и психологических факторов при разработке и исполнении государственных решения. По окончании изучения дисциплины студент должен: ¾ иметь представление о: ¾ истории становления теории принятия решений и теории государственных решений; ¾ существующих современных подходах к изучению процесса принятия государственных решений; ¾ особенностях нормативного и дескриптивного подходов к принятию и исполнению государственных решений; ¾ знать: ¾ основные положения, ограничения, модели и методы нормативной и дескриптивной теории принятии решений и теории государственных решений; ¾ возможные технологии, алгоритмы и методы анализа проблемной ситуации, постановки целей; прогнозирования и выбора альтернатив при разработке государственного решения, а также о методах контроля исполнения и оценки его эффективности; ¾ факторы, влияющие по поведение лица, принимающего решения, и исполнителей на всех этапах разработки, исполнения и контроля исполнения государственного решения ¾ уметь применять: ¾ технологии и методы анализа и диагностики проблемы; ¾ технологии и методы целеполагания и формирования альтернатив; ¾ технологии и методы прогнозирования; ¾ технологии и методы выбора альтернатив; ¾ технологии методы реализации государственного решения и оценки результата. ¾ Владеть навыками: ¾ выявления и анализа факторов отклонения от норм права и рациональных технологий при разработке и исполнении государственных решения; ¾ использования рациональных технологий с учетом влияния социокультурных и психологических факторов при разработке и исполнении государственных решения; ¾ синтеза формальных и неформальных аспектов при разработке и исполнении государственных решения Литература, которой вы можете пользоваться при изучении дисциплины «Принятие и исполнение государственных решений» представлена в двух формах. Во-первых, в тексте каждой лекции содержаться сноски на использованную литературу. Во-вторых, в конце текста каждой лекции приводится список основной и дополнительной литературы для углубленного изучения темы, подготовки к семинарским занятиям, экзаменам, зачетам и для написания контрольной работы. Следует отметить, что в связи с учебным характером издания, использованные научные и учебные материалы не представлена в полной мере через цитирование и ссылки в тексте, а отражена в списках литературы. При самостоятельной подготовке вы можете воспользоваться заданиями и контрольными вопросами. Задания представлены в конце каждого параграфа и направлены на закрепление знаний с опорой в основном на репродуктивную функцию мышления. Контрольные вопросы, предложенные в конце каждой темы, имеют аналитический и творческий характер и направлены на применение знаний к решению конкретных проблем вопросов, выработку практических навыков прогнозирования. В тексте пособия располагаются специальные пиктограммы, призванные облегчить работу с текстом. Значения пиктограмм следующие: ! - задание, направленные на проверку понимания и закрепление материала þ - пример, поясняющий и иллюстративный материал; Желаем вам успешно освоить дисциплину «Принятие и исполнение государственных решений» и использовать полученные вами знания при решении реальных проблем. Раздел 1. Методологические основы принятия и исполнения государственных решений Российский Новый Университет Краткий курс лекций по дисциплине «Принятие и исполнение государственных решений» Д.э.н., доцент Моттаева А.Б.. Тема 1. Понятие, предмет и методологические основы теории принятия управленческих решений. Государство как субъект принятия управленческих решений. 4 1.Понятие и методологические основы принятия управленческого решения. 4 2. Механизм принятия решений в системе государственного управления. 6 3.Теории принятия государственных решений. 9 4. Особенности государства как субъекта принятия решений. 12 5. Субъекты и объекты государственного управления. 16 6. Многоуровневый характер принятия государственных решений. 20 Литература: 26 Тема 2. Сущность и специфика процесса принятия государственных решений. Этапы принятия государственных решений. 29 1. Принятие государственных решений как функционально-поведенческий комплекс. 29 2. Лидерская субсистема в принятии государственных решений. 37 3. Этапизация как процедура рационализации принятия государственных решений. 47 4. Подготовительный этап принятия государственных решений. 53 5. Этап выработки целей. 63 6. Этап реализации целей и завершающий этап. 66 7. Информационно-аналитическое обеспечение принятия государственных решений. 73 Литература: 78 Тема 3. Механизмы принятия государственных решений. Организация, контроль и оценка эффективности исполнения государственных решений. 80 1. Прогнозирование в принятии государственных решений. 80 2. Формы и методы прогнозирования. 83 3. Планирование в принятии государственных решений. 87 4. Программирование в принятии государственных решений. 90 5. Организация исполнения государственно-управленческих решений. 110 6. Контроль за исполнением управленческих решений. 114 7. Показатели эффективности и результативности деятельности органов власти. 117 8. Модели эффективности. 120 Литература: 123 Тема 4. Принятие государственных решений в условиях неопределённости и риска. 126 1. Риски как фактор принятия государственных решений. 126 2. Контроль и управление рисками. 130 Литература: 136 Тема 5. Принятие государственных решений в условиях политических конфликтов. 138 1. Структура и основные формы политических конфликтов. 138 2. Типология политических конфликтов. 140 3. Сущность управления и контроля за конфликтами. 141 4. Этапы урегулирования и разрешения конфликтов. 143 Литература: 146 Тема 1. Понятие, предмет и методологические основы теории принятия управленческих решений. Государство как субъект принятия управленческих решений. 1. Понятие и методологические основы принятия управленческого решения 2. Механизм принятия решений в системе государственного управления. 3. Теории принятия государственных решений 4. Особенности государства как субъекта принятия решений 5. Объекты и субъекты принятия решений в государственном управлении. 6. Многоуровневый характер принятия государственных решений Понятие и методологические основы принятия управленческого решения Разработка эффективных управленческих решений – необходимое условие обеспечения эффективного функционирования организации, формирования рациональных организационных структур, проведения правильной кадровой политики, регулирования социально-психологических отношений в организации, создания положительного имиджа. В общем виде управленческое решение определяет программу деятельности коллектива по эффективному разрешению сложившейся проблемы на основе знаний объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее состоянии. Управленческое решение – это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента. Импульсом управленческого решения является необходимость снижения остроты или полного снятия проблемы, т.е. приближение в будущем действительных параметров объекта к желаемым (прогнозным). Для решения проблемы необходимо ответить на следующие вопросы: - для чего делать (реализация идеи, решение проблемы); - что делать (какие новые запросы потребителей необходимо удовлетворять, либо на каком качественном уровне необходимо удовлетворять старые потребности); - как делать (по какой технологии); - с какими затратами; - в каком количестве; - в какие сроки; - где (место, производственные помещения, персонал); - кому поставлять и по какой цене; - что это дает инвестору и обществу в целом? Управленческое решение – это выбор альтернативы, осуществляемый лицом принимающим решение, в рамках его должностных полномочий и компетенций, направленный на достижение целей организации. Принятие решений представляет собой сознательный выбор из имеющихся вариантов или альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желательным состоянием организации. Данный процесс включает много разных элементов, но непременно в нем присутствуют такие элементы, как проблемы, цели, альтернативы. Данный процесс лежит в основе планирования деятельности организации, так как план – это набор решений по размещению ресурсов и направлению их использования для достижения организационных целей. В государственном управлении принятие решений осуществляется государственными служащими различных уровней и носит достаточно формализованный характер, так как решение касается не одной личности, а общества или отрасли в целом. Как правило, решения должны приниматься там, где возникает проблемная ситуация; для этого государственных служащих соответствующего уровня необходимо наделить полномочиями и возложить на них ответственность за состояние дел на управляемом объекте. Очень важным условием положительного воздействия решения является его согласованность с ранее принятыми решениями как по горизонтали, так и по вертикали управления. Экономическое содержание управленческого решения проявляется в том, что на разработку и реализацию любого из них требуются финансовые, материальные и другие затраты. Поэтому каждое решение имеет реальную стоимость. Реализация эффективного управленческого решения должна принести прямой или косвенный доход. Организационное содержание решений позволяет создать четко определенную и закрепленную систему прав, обязанностей, полномочий и ответственности работников и отдельных служб по выполнению отдельных операций, работ, этапов разработки и реализации решений. Технологическое содержание решений проявляется в возможности обеспечения персонала необходимыми техническими, информационными средствами и ресурсами для разработки и реализации решений. Социальное содержание управленческих решений заложено в механизме государственного управления, которое подразумевает что все принятые решения направлены на улучшение социальной среды в государстве. Различают индивидуальную, групповую, организационную и межорганизационную формы принятия решений. Индивидуальная (единоличная) форма принятия решения характерна тем, что руководитель лично организует и проводит все этапы разработки решения от начала до конца, хотя на практике руководитель, ответственный за принятие решений, всегда работает с помощью своих заместителей, подчиненных специалистов и привлекаемых экспертов. Более того, каждый работник тоже может принимать частные индивидуальные решения. Групповая форма принятия решений предполагает осуществление процесса принятия решения лицами, взаимодействующими друг с другом по организационно установленным и формализованным процедурам. Для решения тех или иных проблем руководитель использует уже существующие группы или формирует новые. Организационная форма сложнее групповой, что объясняется увеличением числа действующих в этом процессе лиц и групп, различием, а иногда и противоречием, интересов и стоящих задач, сложностью структуры и взаимосвязей внутри организации, более высокой степенью риска и неопределенностью результатов. В итоге окончательное решение, принимаемое руководителем, находится как бы в верхней части «дерева решений», принятых отдельными лицами, группами, подразделениями. Межорганизационная форма принятия решений требует скоординированного взаимодействия между различными организациями при условии совместного целеполагания, урегулирования конфликтов, рационального распределения дефицитных ресурсов, учета различных факторов и последствий. Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную нижеСтуденты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны. Размещено на http://www.allbest.ru/ Размещено на http://www.allbest.ru/ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Курганский государственный университет» Кафедра менеджмента Курсовая работа по дисциплине «Принятие и исполнение государственных решений» ВВЕДЕНИЕ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 1.1 Основные понятия и сущность управленческих решений 1.2 Особенности принятия управленческих решений в государственном и муниципальном управлении 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ 2.1 Характеристика деятельности органа государственной власти 2.2 Анализ методов и механизмов принятия управленческих решений 2.3 Анализ органов государственной власти и его роль в сфере услуг 3. РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ 3.1 Управленческие решения по повышению эффективности деятельности органа государственной власти 3.2 Эффективность управленческих решений ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ВВЕДЕНИЕ Актуальность выбранной темы. Культура является связующим звеном сознательной деятельности людей и оказывает непосредственное влияние на все сферы общественной жизни. В настоящее время роль человеческого капитала в социально-экономическом процессе ввиду быстрого роста темпов экономического развития, структурных изменений экономики, вызванных переходом к инновационному типу ее развития значительна. Ведущая роль в формировании человеческого капитала принадлежит культурной сфере. Наблюдается тенденция роста потребностей личности в ее культурно-творческом самовыражении и освоение накопленных обществом культурных ценностей. Существующий перечень услуг в сфере культуры должен отвечать потребностям населения, а также темпам социально-экономического развития общества. Степень разработанности темы. Вопросы, касающиеся эффективного управления сферой культуры, в российской науке стали изучаться сравнительно недавно. Смысловое содержание понятия «культура» затрагивается в работах зарубежных ученых, таких как: М.Вебер, А.Моль, П.Сорокин. Отечественные авторы - А.Арнольдов, Г.Галуцкий, И.Дискин, Б.Ерасова, В.Чурбанов, И.Столяров раскрывали социологические и управленческие аспекты данного понятия, выявляли критерии развития культурной политики. Развитие культуры на региональном уровне должно быть направлено на удовлетворение культурных потребностей разных целевых групп. Однако данный процесс затрудняется: необходимостью содержания убыточных, но культурно значимых объектов (библиотеки, музеи и т.д.);, низкой инвестиционной привлекательностью ряда учреждений культуры и отсутствием гибких механизмов привлечения инвестиций в культуру субъекта РФ; правовой и финансовой ограниченностью по вопросам поддержки развития и реализации творческих проектов, инициаторами которых являются творческие группы или отдельные деятели культуры; наличием физически и морально изношенных фондов учреждений культуры и их недостаточным материально-техническим оснащением. Наличие данных проблемных зон актуализирует разработку концептуальных решений, повышающих эффективность управления сферой культуры на примере Курганской области. Целью курсовой работы является разработка конструктивных управленческих решений, направленных на повышение эффективности деятельности Управления культуры Курганской области. Объектом исследования - деятельность региональных органов в культурной сфере. Предмет исследования - содержание деятельности Управления культуры Курганской области по повышению качества культурной сферы в регионе. Задачи , поставленные для достижения цели: Выделить сущность понятия «управленческое решение»; Выявить особенности принятия управленческих решений в органах государственной и муниципальной власти; Рассмотреть механизм деятельности Управления культуры Курганской области; Проанализировать существующие методы и механизмы принятия управленческих решений; Определить перечень услуг, предоставляемых Управлением культуры Курганской области и подведомственными учреждениями; Разработать концептуальные управленческие решения, повышающие эффективность управления сферой культуры в Курганской области; Обозначить параметры эффективности разработанного управленческого решения. Методы , используемые в курсовой работе: описательный анализ нормативно-правовых актов в сфере культуры, сбор практического материала и обработка статистических данных, проектирование, конструирование социальных процессов. Структура работы: курсовая работа состоит из введения, трех глав и заключения. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 1.1 Основные понятия и сущность управленческих решений Управленческое решение рассматривается в качестве продукта управленческого труда, организационной реакции на возникшую проблему, выбора курса действий из предложенных вариантов, определения цели, средств и методов ее достижения. Управленческое решение - акт субъекта управления, который определяет программу деятельности, направленную на разрешение проблемы на основе функционирования и анализа информации о состоянии управляемой системы. Организационный аспект выражается в разработке и реализации управленческого решения. Вместе с этим выполняются следующие функции управленческого решения: направляющая, координирующая и мотивирующая. Эффективность управленческого решения определяется реализацией данных функций на этапах подготовки и внедрения. В связи с этим управленческое решение является реальным инструментом поставленных целей. К основным параметрам управленческих решений относят: 1) стратегию, неразрывно связанную с управленческими решениями и включающую способы достижения целей и реализации задач в организации; 2) организацию в качестве места принятия менеджерами управленческих решений; 3) рациональность как ориентацию на достижение долгосрочных целей в организации; 4) неопределенность конкретного исхода событий, сопутствующую ход принятия и реализации управленческого решения; 5) исходы реализации управленческих решений. Существует ряд требований, предъявляемых к управленческим решениям. В данный перечень входит: во-первых, соответствие управленческих решений законодательству РФ; во-вторых, наличие полномочий, необходимых для подготовки и выполнения решения; в-третьих, четкая целевая направленность и адресность; в-четвертых, контроль со стороны юридического отдела организации; в-пятых, мониторинг текущей ситуации; в-шестых, отсутствие противоречий в тексте управленческого решения; в-седьмых, техническая, экономическая и организационная выполнимость управленческих решений; в-восьмых, параметры для внешнего и внутреннего контроля; в-девятых, обязательный учет отрицательных последствий принятия управленческих решений; в-десятых, возможности положительного результата. Для повышения качества управленческих решений рекомендуется их анализ на основе классификации по таким признакам, как: подсистемы системы менеджмента, сфера действия, цели, ранг управления, масштабность, организация выработки, объект воздействия, повторяемость, методы формализации. Отсюда можно выделить следующие виды управленческих решений: 1. решения, основанные на суждении; 2. уравновешенные решения; 3. инертные решения; 4. импульсивные решения; 5. рискованные решения; 6. осторожные решения; 7. рациональные решения. Качество управленческого решения представляет собой совокупность параметров решения, которые удовлетворяют конкретных людей и обеспечивают реальность его реализации. Процесс принятия решения включает в себя следующие операции: подготовка к управленческой деятельности, выявление проблемы, формулировка целей, поиск необходимой информации, ее обработка, ранжирование целей, формулировка заданий, оформление документации, реализация поставленных задач. Параметры качества управленческого решения: степень рисков, вероятность реализации решения по показателям качества, степень адекватности. Экономическая сущность управленческого решения состоит в том, что на его подготовку и реализацию всегда требуются финансовые, материальные и другие затраты. Организационная сущность управленческого решения заключается в том, что к процессу его разработки и принятия могут привлекаться все структурные звенья организации. Эффективность управленческого решения зависит от степени взаимодействия коллектива организации. Социальная сущность управленческого решения заложена в механизм управления персоналом, включающий в себя рычаги воздействия на человека для согласования их деятельности в организации. Правовая сущность управленческого решения состоит в соблюдении законодательных актов РФ. Нарушение законодательства в худшем случае приведет к отмене решения, ответственности за его реализацию и за подготовку. После реализации решения и завершения операций по устранению проблем лицо, принимающее решение, оценивает полезность и эффективность принятого решения. Во внимание берется сам факт наличия проблемы и степень ее устранения. В результате оценки фактической эффективности решения делаются следующие выводы: проблема устранена полностью и ее разрешение не вызвало плачевных последствий; проблема устранена лишь частично и отрицательные последствия также отсутствуют; проблема не устранена и влечет за собой ряд отрицательных последствий. Разработка управленческих решениях происходит на трех системных уровнях: концептуальном, операциональном и элементном. Концептуальный уровень представляет собой уровень оценки «полезности» и деятельности всех структурных элементов организации в целом. На операциональном уровне происходит подробное исследование контекста, содержания операции по достижению намеченных целей. Главная задача - построение модели операции, оценка влияния субъективных и объективных факторов на процесс принятия управленческого решения. Элементный уровень - есть уровень исполнительных звеньев, на котором оценивается качество исполнителей и ресурсов. 1.2 Особенности принятия управленческих решений в государственном и муниципальном управлении Управленческие решения, принимаемые органами государственного и муниципального управления, являются определяющим фактором, который влияет на качество и эффективность протекающих процессов в управляемой системе. В свою очередь, от эффективности деятельности государственных и муниципальных служащих зависит качество управленческих решений. Процесс подготовки управленческих решений в орган государственной и муниципальной власти состоит из следующих этапов: 1.Этап выявления и формулирования проблемы на основе анализа итогов функционирования объекта управления за предстоящий период; 2.Этап подготовки управленческого решения, включающий формирование группы по его подготовке 3. Этап сбора информации и анализа выявленной проблемы 4. Этап подготовки и обоснования вариантов управленческого решения. Каждый вариант определяет направления достижения целей, конкретных исполнителей решения, ресурсы сроки реализации цели. 5. Этап выбора и принятия управленческого решения руководителем. 6. Этап организации и реализации исполнения решения, доведения принятого управленческого решения до исполнителей. 7. Этап контроля и оценки результатов исполнения управленческого решения. Во многих органах государственного и муниципального управления могут возникнуть конфликты, связанные с неопределенностью, ошибочно указываются ресурсы, необходимые для реализации управленческого решения. Ответственность за эти решения несет не руководитель, а группа единомышленников, оказывающих содействие в принятии управленческого решения. Процесс управления государственными и муниципальными органами отличается динамичностью. Изменения внешней и внутренней среды влияют на появление разнообразных управленческих решений. Этап разработки управленческого решения - есть административный процесс, выполняющий структурообразующую роль и занимающий центральное, главное место в служебной деятельности государственных и муниципальных органов. Масштабность предстоящей работы и связанные с нею расходы, затраты - это основа оценки разработанных государственно-муниципальных управленческих решений. Задачи исполнения государственных и муниципальных решений: сопоставление норм решения и запланированных результатов с тактическими параметрами; определение отклонений от нормы; установление причин допущенных отклонений; внесение предложений по изменению и корректировке. Процесс принятия, реализации и оценки управленческих решений в органах государственной и муниципальной власти всегда предусматривает вовлечение широкого спектра людей, политических деятелей, чиновников, внутренних и внешних участников. На сегодняшний день принятие и реализация управленческого решения должны сопровождаться с учетом мнения общественности. Ведь проекты, рассматриваемые в одностороннем порядке известны пагубным влиянием на благосостояние регионов, их жителей. В мировой практике существует множество примеров, связанных с участием и контролем со стороны общества за деятельностью органов государственного и муниципального управления. Прежде всего, к таким странам относятся: США, Западная Европа и в разных сферах общества. Требуется законодательное закрепление участия общественности в процессе обсуждения и принятия управленческих решений. Право на участие граждан в государственном и муниципальном управлении должно осуществляться через письменные запросы, внесение предложений и общественное обсуждение. Именно участие общественности в процессе принятия и реализации управленческих решений является эффективной мерой по профилактике коррупции. Задействование населения в принятии управленческих решений может стать принципом государственного и муниципального управления, который обеспечит совершенствование и развитие управляемой системы. Это поспособствует многостороннему и многоплановому общественности и органов государственной и муниципальной власти. 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ 2.1 Характеристика органа государственной власти Управление культуры Курганской области - исполнительный орган государственной власти Курганской области, который осуществляет отраслевое и межотраслевое управление в сфере культуры. Оно осуществляет деятельность совместно с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Курганской области, другими субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями. В перечень о сновн ых задач Управления входит : 1) обеспечить условия для реализации конституционных прав граждан на участие в культурной жизни; 2) создать условия для развития творческой личности в сфере культуры; 3) обеспечить оптимальное использование культурного потенциала Курганской области; 4) оказывать содействие развитию и сотрудничеству организаций культуры различных форм собственности, творческих союзов, ассоциаций, фондов, других общественных объединений. Управление реализуется следующие полномочия : Во-первых, организует библиотечное обслуживание населения библиотеками Курганской области; во-вторых, производит финансирование комплектования фондов и обеспечивает сохранность фондов государственных библиотек Курганской области; в-третьих, обеспечивает реализацию прав граждан на библиотечное обслуживание; в-четвертых, создает и поддерживает государственных музеев; в-пятых, осуществляет работы по выявлению и учету музейных предметов; в-шестых, организуют и поддерживают учреждения культуры и искусства; в-седьмых, содействует в пределах своих полномочий разработке, изданию и приобретению учебников, методических пособий и другой учебной литературы, необходимой для обучения народным художественным промыслам и ремеслам; в-десятых, устанавливает места традиционного бытования народных художественных промыслов и ремесел на территории Курганской области; в-одиннадцатых, производит организацию предоставления услуг по дополнительному образованию детей в сфере культуры; в-двенадцатых, создают условия для организации проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями культуры, находящимися в ведении Курганской области и другие. Работа в Управлении организуется на основе программы социально-экономического развития Курганской области на среднесрочную перспективу, Сводного доклада о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования Курганской области, плана основных мероприятий органов исполнительной власти Курганской области на год, нормативных правовых актов Российской Федерации, Курганской области. В Управлении существуют координационные и совещательные органы, а также рабочие группы, организация которых подготавливается по инициативе руководителей структурных подразделений в порядке, установленном для подготовки вопросов к рассмотрению на заседании Правительства Курганской области. Имеются коллегии, которые образуются и возглавляются начальником Управления. Состав коллегии состоит из руководителей подведомственных учреждений, руководителей иных органов исполнительной власти, а также представителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, учёные, эксперты и иных специалистов. 2.2 Анализ методов и механизмов принятия управленческих решений Под методами принятия управленческих решений понимают способы выполнения операций, которые необходимы при их подготовке, принятии и реализации. К ним относят способы сбора и обработки информации, формирование и анализ вариантов действий. Существуют аналитические методы, которые основаны на работке руководителя или специалистов с определенным набором аналитических зависимостей. С их помощью определяется соотношение между условиями выполнения задачи и ее результатами. Это, прежде всего, классические методы анализа, традиционные методы экономической статистики, методы исследования операций и теории принятия решений. Помимо методов используется и моделирование, которое представляет собой процесс исследования системы, включающей в себя построение модели, изучение ее свойств и перенос получаемых сведений на моделируемую систему. При разработке управленческих решений особую популярность имеет концептуальное моделирование, которое определяет предварительное содержательное описание объекта управленческой деятельности. Математическое моделирование играет только вспомогательную роль, ведь математические модели наиболее удобны для исследования и количественного анализа. Имитационное моделирование необходимо для воспроизведения алгоритма функционирования сложных объектов во времени. Каждый механизм принятия управленческого решения имеет следующую технологию, включающую в себя: общее руководство принятия решений; правила его принятия, планы в принятии решений, принятие двусторонних решений руководителями одного уровня посредством взаимодействия, целевые группы и их роль. Каждое организационное действие в Управлении культуры сопровождается процессом принятия управленческих решений. Рассмотрим механизм их принятия на примере деятельности начальника Управления. Начальник Управления культуры в рамках своих полномочий : 1) Производит распределение обязанностей между своими заместителями; 2) Занимается вопросами назначения и освобождения работников Управления от занимаемой должности; 3) Обеспечивает утверждение численности работников и фонда оплаты труда, штатного расписания, положений о структурных подразделениях; 4) Содействует разработке предложений о создании, реорганизации и ликвидации структурных подразделений Управления. При формировании планов и показателей деятельности Управления культуры принимаются следующие управленческие решения: во-первых, планирование работы Управления по основным направлениям деятельности (решения принимаются коллегиально); во-вторых, формирование планов и показателей деятельности с использованием программно-целевого метода; в-третьих, принятие управленческих решений относительно бюджетного планирования; в-четвертых, организация подготовки доклада об основных направлениях деятельности; в-пятых, утверждение планов и установка показателей деятельности структурных подразделений, подведомственных учреждений начальником Управления и другие. 2.3 Анализ деятельности органа государственной власти и его роль в сфере услуг Ключевая цель деятельности Управления - реализация стратегической роли культуры в качестве духовно-нравственной основы развития личности и государства, эффективного использования и развития культурного потенциала Курганской области. К основным показателям, которые характеризуют уровень достижения цели, относят: количество посещений гражданами организаций и учреждений культуры; численность лауреатов и дипломантов международных, межрегиональных и областных конкурсов и фестивалей в сфере культуры. Цель достигается посредством реализации задач: во-первых, обеспечение сохранения культурного и исторического наследия; во-вторых, создание условий для устойчивого развития сферы культуры Курганской области. В рамках решения задач предусмотрено: выполнение государственных функций по выработке и реализации государственной политики; инвестирование материально-технической базы и технической оснащенности учреждений культуры; кадровое обеспечение; поддержка культуры села; обеспечение деятельности государственных учреждений культуры Курганской области по предоставлению и развитию государственных услуг населению в сфере культуры. Относительно услуг в сфере культуры Зауралья следует отметить следующее: в Постановлении Правительства Курганской области от 14 октября 2013 г. N 470 "О государственной программе Курганской области "Развитие культуры Зауралья" на 2014-2020 годы" установлена задача, связанная с обеспечением повышения качества и разнообразия услуг в сфере культуры. По отчетным данным объем предоставления государственных услуг в сфере государственной охраны объектов культурного наследия в среднем на 10%. ежегодно увеличивается. Повышение конкурентоспособности культуры Курганской области на внутреннем и внешних рынках обеспечивается за счет повышения качества предоставляемых населению культурных благ и услуг, достижения их необходимого многообразия. Второй этап государственной программы «Развитие культуры Зауралья» более ориентирован на полноценное использование и развитие созданных условий для обеспечения нового качества услуг в сфере культуры Курганской области. Целевым ориентиром развития сферы культуры, обозначенным в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, является увеличение количества посещений организаций культуры (библиотек, музеев, театров, концертных организаций, учреждений культурно-досугового типа, парков и др.) является. Именно этот индикатор отражает уровень востребованности у населения государственных и муниципальных услуг в сфере культуры, а также степень удовлетворения потребностей личности в ее культурно-творческом самовыражении. В ряде направлений государственной программы имеется направление, именуемое как «Обеспечение деятельности государственных учреждений культуры Курганской области по предоставлению и развитию государственных услуг населению в сфере культуры». Управление культуры совместно с подведомственными учреждениями культуры и искусства предоставляет следующие виды государственных услуг: государственный управленческий решение 1. организация работы, направленной на сохранение нематериального культурного наследия народов Российской Федерации в области традиционной народной культуры; 2. обеспечение работ по проведению фестивалей, выставок, смотров, конкурсов, конференций и иных программных мероприятий; 3. проведение методической работы в установленных сферах; 4. мониторинг технического состояния объектов культурного наследия; 5. организация прикладных научных исследований и разработок в области охраны объектов культурного наследия; 6. организация формирования, учета и сохранности фондов библиотек; 7. услуги по показу творческих достижений, содействие развитию творческих союзов; 8. .организация работ по созданию концертов, концертных программ и иных зрелищных мероприятий; 9. услуги по реализации основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования базовой подготовки. На сегодняшний день независимая оценка качества услуг в сфере культуры. Она проводится по следующим критериям: открытость и доступность информации об Учреждении и порядке предоставления услуг; комфортность условий и доступность получения услуг; культура обслуживания в Учреждениях; удовлетворенность потребителей качеством предоставляемых услуг; выполнение Учреждениями показателей государственных заданий по предоставлению услуг населению; финансово-экономические результаты деятельности Учреждений. Государственные услуги предоставляют следующие государственные учреждения: государственные музеи Курганской области и Областной культурно- выставочный центр, государственные библиотеки Курганской области, государственные театры Курганской области и Курганская областная филармония. 3. Разработка управленческих решений по повышению эффективности де ятельности Управления культуры 3.1 Управленческие решения по повышению эффективности деятельности органа государственной власти Для повышения эффективности деятельности Управления культуры Курганской области необходимо создать единое культурное и информационное пространство, обеспечивающее развитие отрасли культуры и обеспечить должный уровень удовлетворения населения в культурно-творческой самореализации. Предлагаю следующий перечень принципов, реализация которых повлияет на повышение эффективности деятельности Управления культуры: 1) принцип системности; 2) принцип плюрализма, предполагающий учет культурных интересов и потребностей всех слоев населения; 3) принцип открытости, способствующий формированию единого культурного пространства; 4) принцип культурного сотрудничества; 5) принцип персонификации продуктов культурной деятельности; 7) принцип мносубъектности культурной политики; 8) принцип взаимодействия экономических и культурных аспектов общественной жизни. По моему мнению, в разработанный перечень задач, реализуемых Управлением культуры Курганской области следует включить следующее: 1) а дминистративно-управленческие задачи: Обеспечение условий для актуализации современных форм развития культуры и интеграции Курганской области в федеральные культурные процессы; Обеспечение единства культурного и информационного пространства для всех слоев населения при учете их культурных интересов и потребностей. 2) з адачи, направленные на повышение эффективности деятельности учреждений культуры и искусства : Обеспечение условий для сохранения культурно-исторических ценностей и образцов российской культуры за счет активизации деятельности Курганского областного краеведческого музея; Участие в процессе формирования единого музейного пространства на территории Курганской области; Достижение качественного уровня информационно-библиотечного обслуживания населения, отвечающего российским и международным стандартам качества; Повышение качества деятельности культурно - досуговых учреждений культуры, театров и кино. 3) з адачи, направленные на р азвитие проектно-инновационной деятельности в сфере культуры: Развитие современных форм искусства, фестивалей, конкурсов и поддержка инновационных проектов в сфере культуры; Разработка и внедрение современных управленческих, экономических и информационных подходов к реализации проектов в сфере культуры; Формирование устойчивой системы согласования приоритетных культурных проектов, выступающих в роли катализатора регионального и федерального культурного развития 4) з адачи, обеспечивающие увеличение охвата населения, участвующего в развитии культуры: - создание эффективной системы спонсорства и меценатства на территории Курганской области; Совершенствование системы подготовки высокопрофессиональных кадров для сферы культуры Формирование системы востребованных мероприятий в сфере культуры и искусства Курганской области, наиболее привлекательных для жителей и гостей города Для реализации данных задач необходимо, в первую очередь, задействовать административные ресурсы, а именно - определить перечень полномочий для государственных служащих Управления культуры Курганской области. Во-вторых, необходима активизация деятельности кадровых ресурсов сети учреждений культуры, искусства и образования в сфере культуры на территории данного региона в ключе повышения качества и доступности предоставления услуг населению. В-третьих, требуется привлечение повышенного внимания по части проведения мероприятий мониторинга реализации культурных мероприятий со стороны федеральных органов власти. В-четвертых, помимо трудовых ресурсов, существует потребность и в материально-техническом обеспечении поставленных задач. Данный аспект напрямую связан с финансовыми возможностями. Отсюда необходимость привлечения дополнительных денежных средств из областного бюджета (по части реализации мероприятий в рамках совместных проектно-программных решений), расширение доли внебюджетных источников путем повышения интереса для частных инвесторов. 3.2 Эффективность управленческих решений Эффективность предложенных управленческих решений в области развития культуры определяется с использованием методологических подходов к ее оценке. Они, в свою очередь, включают в себя: 1. экономическую эффективность как ресурсную по по соотношению доходов и как затратную по соотношению доходов и затрат; 2. экономическую эффективность управления в узком смысле как соотношение доходов и затрат на содержание аппарата управления; 3. социальную эффективность управления по системе специальных показателей; 4. оценка эффективности выполнения отдельных управленческих функций по комплексу показателей. Обеспечение высокого качества и эффективности управленческого решения возможно при наличии следующих условий: Применение научных подходов в управлении; Учет влияния экономической ситуации на эффективность; Предоставление достоверной информации для лица, принимающего решение; Структуризация и построение дерева целей; Наличие правовой обоснованности принимаемого управленческого решения. Слаженный механизм принимаемого решения. Для того, чтобы предложенные управленческие задачи были эффективно реализованы, я предлагаю технология реализации концептуального решения в области развития культуры, состоящую из следующих этапов: подготовительно - установочный, конструктивно-преобразующий и контрольно-аналитический. 1) Подготовительно-установочный этап направлен на создание условий для развития культуры в Курганской области и преодоление проблем, препятствующих этому развитию. Таблица 1
2)Конструктивно-преобразующий этап включает в себя комплекс основных мероприятий, направленных на модернизацию сферы культуры в Курганской области. 3) В рамках контрольно-аналитического этапа планируется проведение ряда контрольных мероприятий, направленных на устранение внешних и внутренних рисков, препятствующих развитию культуры в Курганской области. Технология решения поставленных задач выстроена таким образом, что большинство программных мероприятий является составной частью государственной программы «Развитие культуры Зауралья до 2020 г.». Я считаю, что эффективность разработанного управленческого решения и технологии его внедрения будет достигнута, если будет выполнен следующий перечень показателей: 1) привлечение внебюджетных источников в развитие сферы культуры; 2) системный характер принятия управленческих решений в культурной сфере; 3) повышение социальной эффективности деятельности сети учреждений культуры, искусства и образования в сфере культуры на территории Курганской области; 4) увеличение значения показателя «Количество одаренных и талантливых детей»; 5) увеличение значения показателя «Удельный вес населения, принимающего участие в культурно-досуговых мероприятиях»; 6) увеличение числа инновационных проектов в сфере культуры, а также площадок для проведения мероприятий областного и международного характера в рамках реализации социокультурных проектов; 7) увеличение числа культурно-массовых мероприятий (фестивалей, выставок, смотров, конкурсов, конференций и иных программных мероприятий), проводимых муниципальными учреждениями культуры и искусства; 8) увеличение поступлений предметов в библиотечные и музейные фонды; 9) полное обновление материально-технической базы учреждений культуры, искусства и образования в сфере культуры на территории Курганской области; 10) повышение охвата населения, пользующего услугами учреждений культуры, искусства и образования в сфере культуры на территории Курганской области. Таким образом, разработанное концептуальное решение развития культуры в Курганское области и предложенная технология ее реализации с указанием перечня целевых индикаторов, позволяют выйти на конструктивный уровень развития культуры в данном регионе посредством разработки планов с конкретным перечнем мероприятий и указанием сроков их проведения. Данный деятельностный подход учитывает особенности и специфику проведения культурной политики в Курганской области. В рамках этапов технологии реализации мероприятий предусмотрено внесение корректировок и предложений на основании уровня результативности и степени эффективности деятельности органов местного самоуправления и сети муниципальных учреждений культуры в данном регионе. Заключение В рамках реализации цели курсовой работы было разработано концептуальное управленческое решение, направленное на развитие культуры в Курганской области. Выход на показатели эффективности деятельности органов власти и учреждений культуры показал, что развитие культуры требует большого внимания. Отсутствие системности в принятии управленческих решений в сфере культуре и единого нормативно-правового акта, регулирующего деятельность субъектов культурной политики, а также неслаженный механизм взаимодействия органов власти всех уровней актуализируют вопрос развития культуры. В ходе работы во внимание брались аспекты развития культуры в Курганской области. В процессе освещения задач выпускной курсовой работы были сделаны следующие выводы: 1) .В работе рассмотрено несколько подходов к определению понятия «управленческое решение», обозначены этапы его принятия и внедрения в практическую деятельности, обозначены сущностные характеристики, а именно: экономические, социальные, организационные. 2) В ходе рассмотрения механизма принятия управленческих решений в государственных и муниципальных органах власти были выявлены особенности, связанные с обязательностью рассмотрения финансовой составляющей (бюджета), необходимой для его реализации, а также обоснована необходимость привлечения общественности к принятию управленческих решений. 3) По результатам анализа деятельности региональных органов власти в области развития культуры ряд недостатков, которые проявляются в отсутствии норм, касающихся реализации государственной политики в сфере культуры, а также формальной закрепленности порядка финансовой обеспеченности деятельности органов власти. 4) В ходе определения методов и механизмов принятия управленческих решений был сделан вывод о том, что Управление культуры Курганской области активно использует аналитические методы, реализует механизм посредством распределения полномочий между своими структурными подразделениями. 5) . В рамках государственной программы «Развитие культуры Зауралья» на 2014-2020 гг. был выделен перечень услуг, предоставляемых населению Управлением культуры Курганской области непосредственно, а также совместно с учреждениями культуры и искусства, подведомственными ему. Главный инструмент определения эффективности деятельности Управления культуры - это проведение мониторинга общественного мнения по качеству и доступности услуг в сфере культуры. Ведь именно для населения данный орган осуществляет свою деятельность. Формирование единого культурного и информационного пространства является ключевым элементом культурной политики. 6) В ходе работы была разработано концептуальное управленческое решение, касающееся развития культуры в Курганской области и предложена технология реализации данного концептуального решения. Разработанное концептуальное управленческое решение представляет собой модель эффективного управления сферой культуры, так как учитывает специфику развития культуры в конкретном регионе, содержит в себе механизм целевых индикаторов, посредством которых можно спрогнозировать результаты проводимой культурной политики. Предложенная технология реализации положений разработанного управленческого решения носит практический характер, ведь предложенные задачи и принципы могут применяться в деятельности Управления культуры Курганской деятельности. Предложенное концептуальное решение по развитию культуры в Курганской области дает почву для развития культуры и является перспективным управленческим решением. Дальнейшим этапом ее реализации является конструктивное планирование, заключающееся в подробном описании мероприятий технологии, указанием сроков и ресурсного обеспечения. Список использованной литературы 1. Нормативно-правовые акты 1) Об утверждении Положения об Управлении культуры Курганской области: Постановление Правительства Курганской области от 23 ноября 2009 г. N 542. Доступ из справочно-правовой системы КонсультантПлюс. 2) Об утверждении Регламента организации деятельности Управления культуры Курганской области. Приказ Управления культура Курганской области от 1 марта 2010 года № 47. Доступ из справочно-правовой системы КонсультантПлюс. 3) Об утверждении перечня государственных услуг: Приказ Управления культуры Курганской области от 19 апреля 2011. Доступ из спарвочно-правовой системы КонсультантПлюс. 4) О проведении независимой оценки качестве оказания услуг учреждениями культуры и кинематографии: Приказ Управления культуры Курганской области от 25 августа 2015 года № 293. Доступ из справочно-правовой системы КонсультантПлюс. 5) О государственной программе Курганской области «Развитие культуры Зауралья на 2014-2020 годы»: 6) Постановление Правительства Курганской области от 14 октября 2013 г. N 470. Доступ из справочно-правовой системы КонсультантПлюс. 2. Литература 7) Асаул А.Н.Теория и практика принятия решений по выходу организаций из кризиса. Под ред. засл. Строит. РФ, д-ра экон. наук, проф. А.Н. Асаула. - СПб: АНО «ИПЭВ», 2007. -224с. [Электронный ресурс]URL: http://www.aup.ru/books/m8/2_3.htm (Дата обращения 26.11.2015) 8) Балдин К.В.Управленческие решения: Учебник.. - 7-e изд. - М.: Дашков и К, 2012. - 496 с.с.25-29[Электронный ресурс]URL: http://znanium.com/bookread2.php?book=327956# (дата обращения 25.11.2015) 9) Бондаренко Д.Ф. Механизм принятия управленческих решений. Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2012. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2012/03/515 (дата обращения 26.11.2015). 10) Жигарь О.В. К вопросу о процессе разработки решений в органах управленияВестник Челябинского государственного университета. 2013. № 3 (294). Управление. Вып. 8. С. 26-30. 11) Зыкова М.Е. Формирование и реализация управленческих решений в системе государственного и муниципального управления. Вестник ОрёлГИЭТ. - №4(10). - окт.-дек. - 2009. - С. 16-22 12) Кузнецова Н.В. Методы принятия управленческих решений: учебное пособие. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 222 с. с.90-95 [Электронный ресурс]. URL: http://znanium.com/bookread2.php?book=491686#(дата обращения 26.11.2015). 13) Салихов Ф.Н. Сорок критериев для определения качества управленческих решений. Кадровик. Кадровый менеджмент, 2009. №2 [Электронный ресурс]URL: http://www.lawmix.ru/bux/34925 (дата обращения 25.11.2015) 14) Смирнов Э.А. Управленческие решения: Учебник для вузов / Э.А. Смирнов. - М.: ИЦ РИОР, 2009. - 362 с.с. 23-25 [Электронный ресурс]URL:http://znanium.com/bookread2.php?book=167837#(дата обращения 25.11.2015) 15) Соколова В.Н. Участие общественности в принятии управленческих решений как принцип современного государственного и муниципального управления. Архивный комитет Санкт-Петербурга. 16) Строева Е.В., Лаврова Е.В. Разработка управленческих решений: Учебно-практическое пособие. -- М.: ИНФРА-М, 2012. -- 128 с. -- (Высшее образование) 17) Фатхутдинов Р.А. Управленческие решения: Учебник. - 6-e изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 344 с.с.17-20 [Электронный ресурс]URL: http://znanium.com/bookread2.php?book=129635# (дата обращения 25.11.2015) 18) Юкаева, В. С. Принятие управленческих решений [Электронный рсеурс] : Учебник / В. С. Юкаева, Е. В. Зубарева, В. В. Чувикова. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. - 324 с. 3. Другие источники 19) Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Управления культуры Курганской области на 2016 - 2018 годы. Доступ из электронно-правовой системы КонсультантПлюс. Размещено на Allbest.ru ...Подобные документыСущность управленческих решений, их классификация и типология. Процесс принятия решений, принципы и этапы. Анализ процесса принятия управленческих решений в ООО "Бытовая техника". Пути повышения эффективности принятия решений в деятельности предприятия. курсовая работа , добавлен 26.01.2015 Процесс принятия управленческих решений. Принятия управленческих решений в области промышленного производства. Управленческие решения в сфере науки. Специфика принятия решений в маркетинге, управлении персоналом, и в сфере оказания услуг предприятиями. реферат , добавлен 16.02.2010 Сущность, виды и принципы принятия управленческих решений, факторы, влияющие на процесс их принятия. Основные этапы рационального принятия решений. Модели и методы принятия управленческих решений, особенности их использования в отечественном менеджменте. курсовая работа , добавлен 25.03.2009 Основные понятия, классификационные группы и виды управленческих решений. Сущность решений и порядок их разработки. Оценка эффективности принятия управленческих решений и методы их анализа. Принятие решения на примере предприятия ООО "Ваши колбасы". курсовая работа , добавлен 19.06.2011 Использование методов комбинаторно-морфологического анализа и синтеза рациональных систем в подготовке принятия управленческих решений. Специфика принятия решений в государственных органах власти. Методы принятия решения в условиях неопределенности. контрольная работа , добавлен 13.11.2010 Основные методы принятия управленческих решения. Коллективные методы обсуждения и принятия решений. Эвристические и количественные методы принятия решения. Анализ как составная часть процесса принятия решения. Методы анализа управленческих решений. курсовая работа , добавлен 23.06.2010 Классификация управленческих решений и сущность системного подхода. Сравнительная характеристика методов принятия управленческих решений. SWOT-анализ и оценка системы принятия управленческих решений на предприятии, резервы повышения ее эффективности. дипломная работа , добавлен 15.05.2012 Сущность управленческих решений. Методология и методы принятия решений. Процесс принятия управленческих решений. Принятие управленческих решений в АО "Вятский торговый дом". Организационные, экономические, социально-психологические методы. курсовая работа , добавлен 23.08.2003 Классификация и типы управленческих решений. Эффективность и принципы принятия решений. Разработка и оценка альтернатив. Модели принятия решений. Использование научных методов принятия решений в сфере услуг. Классификация методов и приемов анализа. курсовая работа , добавлен 30.10.2013 Сущность и характерные особенности решений. Классификация управленческих решений. Характеристика распределения полномочий на принятие решений. Исследование управленческой структуры и методов принятия управленческих решений в организации ООО "Лидер". |
Читайте: |
---|
Популярное:
Особенности увольнения руководителя организации |
Новое
- Найти перо птицы: что сулит примета?
- Особенности увольнения женщины с ребенком Имеют ли право сокращать на производстве вдов
- Броненосцы типа "андрей первозванный" 254 мм пушки броненосца андрей первозванный
- Инсценировка музыкальной сказки для детей старшей группы (5—6 лет) I
- Организация (предприятие) и ее основные характеристики
- Селекция наука о создании новых пород животных Понятие о породе, сорт, штамм
- Патологоанатом, основные компетенции Различая в работе
- Управление социальной защиты населения на уровне муниципального образования введение
- Как узнать о плановой проверке моего предприятия
- Да уж, теперь не разгонишься