Разделы сайта
Выбор редакции:
- Отслеживание сдэк Можно ли забрать посылку на складе сдэк
- Найти перо птицы: что сулит примета?
- Особенности увольнения женщины с ребенком Имеют ли право сокращать на производстве вдов
- Броненосцы типа "андрей первозванный" 254 мм пушки броненосца андрей первозванный
- Инсценировка музыкальной сказки для детей старшей группы (5—6 лет) I
- Организация (предприятие) и ее основные характеристики
- Селекция наука о создании новых пород животных Понятие о породе, сорт, штамм
- Патологоанатом, основные компетенции Различая в работе
- Управление социальной защиты населения на уровне муниципального образования введение
- Как узнать о плановой проверке моего предприятия
Реклама
Управление природоохранной. Управление природопользованием. Государственное экологическое регулирование |
Необходимость охраны окружающей естественной среды. Принципы и объекты охраны окружающей естественной среды. Государственное управление в отрасли охраны окружающей естественной среды. Необходимость охраны окружающей естественной среды Понятие экология грецьк. Поделитесь работой в социальных сетях Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск Тема 7. Государственное управление природоохранной деятельностью (2 часа) 1. Необходимость охраны окружающей естественной среды. 2. Принципы и объекты охраны окружающей естественной среды. 3. Государственное экологическое регулирование. 4. Государственное управление в отрасли охраны окружающей естественной среды. 1. Необходимость охраны окружающей естественной средыПонятие экология (грецьк . дом, жилье), предложенное в 1869 г. Е. Геккелем, означает науку об отношениях растительных и животных организмов с окружающей средой. В 70-ые гг. ХХ столетие образовалась социальная экология, или экология человека, который изучает закономерности взаимодействия общества и окружающей среды. Проблема становления государственности в Украине является чрезвычайно сложной и многоаспектной. Традиционные компоненты создания государства социально-экономические, політико-ідеологічні , геополитические но др. осознаются, а тем более реализуются с огромными трудностями, а такой необходим для современной практики аспект, как экологический, почти не берется Между тем тотальное ухудшение уровня жизни в Украине имеет четко очерченный экологический контекст. Без осознания этого обстоятельства и учета ее в реальных процессах создания государства нельзя эффективно решить те политические, экономические, социокультурные, народнохозяйственные проблемы, которые так волнуют в настоящее время нашу общественность. Все наши неурядицы, прямо или опосредствовано, связанные с чрезвычайно угрожающей экологической ситуацией, которая сложилась на поприще нашего государства. В Украине уже достаточно давно произошли структурные деформации народного хозяйства, когда преимущество отдавалось развитию сырьево-добывающих наиболее экологически опасных отраслей промышленности. Экономике Украины присущий высокий удельный вес ресурсомістких и энергоемких технологий, использование которых в промышленности и сельском хозяйстве осуществлялось наиболее «дешевым» способом, без строительства соответствующих очистительных сооружений. Не было эффективно действующих правовых, административных и экономических механизмов защиты окружающей естественной среды. Эти и другие факторы, в частности низкое экономическое сознание общества, высокий уровень концентрации промышленности и интенсивное сельское хозяйство, непродуманное, экологически необосновано размещение и наращивание производственных мощностей, финансирования и осуществления природоохранных мероприятий, по остаточному принципу привели к высокой техногенной нагрузке на естественную среду, к его деградации, избыточному загрязнению поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха и земель, нагромождения, в огромных количествах вредных, в том числе высокотоксичных отходов производства. Такие процессы длились десятилетиями и привели к значительному ухудшению состояния здоровья людей, уменьшения рождаемости и увеличения смертности, которая угрожает вымиранием и биологически генетической деградацией всего народа Украины. И до сих пор во многих промышленных агломераціях и больших городах остаются высокими ровные загрязнения атмосферного воздуха, водного бассейна, земли, продуктов питания. Длится истощение и разрушение биологических ресурсов, ландшафтов и других ценных естественных комплексов. Значительно усложнила ситуацию наибольшая в мире ядерная катастрофа на Чернобыльской АЭС. За своими масштабами и значением влияние хозяйственной деятельности на окружающую среду в известной мере есть адекватным стихийным естественным процессам. Авария на ЧАЭС в 1986 г. из ее крайне негативными медико-биологическими, экономическими и социальными последствиями повлекла в Украине ситуацию, которая приближается к уровню глобальной экологической катастрофы. Вся территория Украины парламентом страны объявлена зоной экологической беды. В водоемы смахивает 2,6 млрд м3 загрязненных стоков, а в атмосферу 17,5 млн т опасных веществ, в частности промышленностью 11 млн т. Удельный вес пахотных земель составляет 55%. Однако свыше 31 из 42 млн гектара сельскохозяйственных угодий испытывают водную и ветровую эрозию, 10 млн гектара имеют повышенную кислотность, 4,7 млн гектара, земли засолены и солонцюваті . За последние 15 лет из сельскохозяйственного оборота изъято 450 жал гектар , с каких 97% прежние высокопродуктивные земли. Наивысший уровень загрязнения в городах Донецке, Мариуполе, Одессе, Днепропетровске, Запорожье, Лисичанску, Кривом Роге, Днепродзержинске, Луганске, Макеевке, Комунарску, Полтаве, Ялте, Киеве. Высокий уровень химического и бактериологического загрязнения имеет акватория Азовского моря, особенно в районах Мариуполя и Бердянска. Черное море имеет очень загрязненные акватории около Одессы и Каркинитского лимана. В Украине на 1 жителя приходится 1130 м3 воды за год, что в 15 раз меньше, чем в странах Европы. Острый дефицит воды чувствуют районы Донбасса, Крыма, приднепровья. Загрязнено реки и реки, в частности Днепр, Сиверский Донец и другие. В результате нарушения гидрологического режима из карты Украины в настоящее время исчезло множество малых рек, озер и других водоемов. Водные ресурсы Украины испытывают постоянный жестокий химический прессинг. Треть промышленных и бытовых стоков в реки вообще не очищается, а они содержат свыше 7 млн тонн вредных и ядовитых веществ, что в водной среде образуют новые токсичные соединения. Происходит термальное загрязнение естественных вод в результате сброса горячей воды из систем охлаждения электростанций и других промышленных предприятий. Возникает цветение воды, которое активизируется химическими элементами минеральных и органических удобрений, которые также попадают в водоемы. В настоящий момент в Украине некачественную воду пьет 17% население, которое влечет желчнокаменные заболевания, вирусный гепатит и даже холеру. Украина, еще недавно цветущий с благоприятным климатом край с чистыми реками, с плодородными почвами, на глазах одного поколения превращается в пустыню, малопригодную для жизни, на зону, перенасыщенную промышленностью, где города задыхаются от токсичных промышленных выбросов, воды не хватает, где взрослые и деть страдают от разных заболеваний, где поля, которые раньше кормили миллионы людей, теперь отравлены ядохімікатами , а изуродованы землеройной техникой всемогущих мелиораторов живописные речушки, еще недавно преисполнены жизни, в настоящее время превращаются в топкие канавы. Наш могучий Днепр, эта священная река украинского народа, воспетая Гоголем и Шевченко, в наши дни четвертуют, разделена на так называемые моря, которые каждого лета загнивают на огромных площадях, становясь питомником ядовитых синьо-зелених водорослей. С экологической точки зрения Украина в настоящее время в значительной мере может быть грустным примером будущего человечества, моделью нашей несчастной планеты, где Красных книг уже не хватает для записи погибших видов флоры и фауны, так бессмысленно и безжалостно уничтоженных человеком. Чернобыль стал зловещим знаком человеческой судьбы, самым драматичным следствием нерозважного противоборства с природой. Чернобыль это поражение ведомственной науки, науки, безразличной к идеям гуманизма. «Ум идет вперед, говорил Николай Гоголь, когда идут вперед все моральные силы». Если современная цивилизация не решит главную проблему ядерной и связанной с ней экологической, она не решит ни одной из своих проблем. Люди не хозяева национального лану, а только пахари на нем, которые обеспечивают благосостояние общества. Попытка не пристраиваться к природе, а пристроить ее к себе была самой страшной ошибкой в истории человечества. Поэтому независимое украинское государство должно если не возобновить прежнее состояние живой природы (это, к сожалению, уже невозможно!), то по крайней мере позаботиться о том, чтобы наносить минимальный вред окружающей среде. Альтернатива посадить лес или построить завод имеет всегда, при всех обстоятельствах разрешаться в пользу леса. Наша ситуация дополнительно усложняется тем, что решение проблем охраны природы и окружающей среды нуждается не только в разработке «мероприятий», как было раньше, но и огромного энтузиазма всех граждан, роста общей культуры, глубокого и точного знания законов природы. В докладе Международной комиссии по окружающей среде отмечается, что для достижения состояния устойчивого естественного позитивного развития является необходимыми такие предпосылки:
Такой широкий диапазон необходимых предпосылок для переориентации системы современного материалоемкого и энергоемкого экологически опасного природопользования отбивает масштабность заданий, которые появились перед человечеством. Неотделимость заданий сохранения естественной среды и экономического развития была одной из главных проблем, которые рассматривались на Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, июнь в 1992 г.). Там были сформулированы такие установки:
Эти рассуждения положены в основу экономической политики развитых стран, где благодаря большим инвестициям в дело охраны окружающей среды и высокой технологической культуре есть определенные достижения в прорабатывании прогрессивных средств природопользования. А что делать нам в ситуации, которая сложилась на нашем поприще? Хоть как странно, но специалисты-экологи на Западе оценивают наши потенциальные возможности не ниже своих собственных. Все зависит от того или сможем мы избежать тех экологических ошибок, множество которых уже когда-то сделали развитые капиталистические страны. По мнению западных экспертов наши преимущества заключаются в том, что:
В настоящее время Украина особенно остро чувствует последствия экологически непродуманного и нерационального экономического развития. Не имея достаточное количество собственных энергоносителей, она продолжает «держаться» за ту структуру народнохозяйственного комплекса, которая сформировалась раньше, когда непрерывно поступали дешевые сырьево-энергетические ресурсы из России. Эта структура является гиблой не только с точки зрения экологии, поскольку она плохо приспособлена для удовлетворения важнейших потребностей человека. За нехваткой средств экологические проблемы в Украине в настоящее время практически не решаются, хоть некоторые из них становятся все более угрожающими. Система организации управления природопользованием, охраной окружающей среды, контроля, за этими процессами, что формировалась в административно командной системе и при государственной собственности на все национальные богатства, оказалась несостоятельной осуществлять эффективную экологическую регуляцию развития производительных сил общества, решать сложные эколого-экономические проблемы. Следовательно, возникает вопрос: как действовать в сфере экологии на современном этапе, ввиду остроты экономического кризиса и потребности в проведении коренных социально экологических реформ? Здесь является возможными два варианта. Первый кое-что модернизировать и усовершенствовать существующую систему управления, а второй создать принципиально новую систему управления и регуляции в сфере природопользования и природоохраны, которая бы в полной мере включала и рыночные механизмы. По нашему мнению, второй вариант имеет ряд существенных преимуществ, потому что именно рынок можно с успехом использовать для ограничения разрушительного действия общества на окружающую среду, применяя гибкую систему товарно-денежных отношений. Опыт стран с рыночной экономикой убеждает, что рыночные механизмы при должном государственного контроля за соблюдением требований экологического законодательства обеспечат более благоприятные условия для природо- и ресурсозбереження , применение экологобезопасных технологий и методов ведения хозяйства и тому подобное, чем жесткая планово административная регуляция. 2. Принципы и объекты охраны окружающей естественной средыОхрана окружающей естественной среды, рациональное использование природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности жизнедеятельности человека, обязательное условие устойчивого экономического и социального развития Украины. С этой целью Украина проводит экологическую политику, направленную на сохранение безопасного для существования живой и неживой природы окружающей среды, на защиту жизни и здоровья населения от негативного влияния, загрязнения окружающей естественной среды, на достижение гармонического взаимодействия общества и природы, охрану, рациональное использование и воссоздание природных ресурсов. Украинское государство правовыми рычагами регулирует отношения в отрасли охраны, использования и воссоздания природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности, предотвращения и ликвидации негативного влияния хозяйственной и другой деятельности, на окружающую естественную среду, сохранение природных ресурсов, генетического фонда живой природы, ландшафтов и других естественных комплексов, уникальных территорий и естественных объектов, связанных с историко-культурным наследием. Отношения в отрасли охраны окружающей среды в Украине регулируются Законом «Об охране окружающей среды», а также земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, об охране атмосферного воздуха, об охране и использовании растительного и животного мира и другим специальным законодательством. К основным принципам охраны окружающей среды принадлежат такие:
Государственной охране и регуляции использования на территории Украины подлежат:
3. Государственное экологическое регулированиеЭкологическое регулирование это система активных законодательных, административных и экономических мероприятий и рычагов влияния, которые используют государственные органы разного уровня для принуждения загрязнителей окружающей среды ограничить выбросы вредных веществ в естественные и техногенные среды, а также для материального стимулирования добросовестных природокористувачів . Важную роль относительно этого играет институт права, который четко фиксирует для физических и юридических лиц межу допустимого в их экологическом поведении и предусматривает юридическую ответственность за нарушение этого предела. Однако основной объем загрязнений и других видов нарушения качества среды, источником которых является материальное производство, транспорт и тому подобное, не может быть устранен одномоментно в силу экономических и технологических ограничений. Относительно этих источников загрязнений именно и применяется экологическая регуляция, которая рассчитана на более-менее значительный срок. Основы экологической регуляции вводятся в действие законами об охране окружающей естественной среды. Для эффективной экологической регуляции первоочередное значение имеет выбор правильного метода и инструментария (рычагов) регуляции. На ранних стадиях экологической регуляции, которая выходила из идеологии сдерживание роста загрязнения (пассивная регуляция), применялись в основном административно предписывающие (регламентационные) инструменты, экологические стандарты и нормы, разрешительные процедуры. Во время перехода к новой идеологии в политике охраны окружающей среды, ориентированной на последовательное уменьшение загрязнения (активная регуляция), применялись некоторые экономические регуляторы эмиссионные нормативы поэтапного снижения загрязнения, временные разрешения на выбросы и тому подобное В странах с развитой рыночной экономикой в структуре механизмов прямой регуляции (административно-правового принуждения) появились новые и перспективные как административно предписывающие, так и экономические, инструменты. Механизмы прямой экологической регуляции являются гибкими, то есть дают возможность дифференцировано подходить к объекту регуляции и разных экологических ситуаций, а также к определению меры жесткости регуляции. Эти механизмы не исключают, а наоборот, предусматривают предоставление государственной помощи предприятиям, в частности на техническое перевооружение. Это дает удовлетворительные результаты относительно главного критерия экономической эффективности регуляции величины удельных расходов для сокращения выбросов. В реальной практике экологической регуляции стран Запада величина государственного стимулирования достигает за самыми скромными оценками 0,1% ВВП. В странах Запада механизмы экологической регуляции существенно видоизменились, и процесс этот длится. Главные векторы этой эволюции установление более тесных связей между регулирующими органами и каждым объектом регуляции, а также совершенствование и обогащение арсенала как регламентационных, так и (особенно) экономических, инструментов. В обобщенном виде механизм прямой экологической регуляции, которая применяется в настоящее время в странах с развитой рыночной экономикой, имеет такой вид и структуру:
В Украине улучшения состояния естественной среды и использования природных ресурсов возможно только при условии государственной поддержки и регуляции этих процессов, особенно в процессе формирования рыночных отношений, экономической свободы и безответственности хозяйственных структур и правового нигилизма, который пока еще господствует в сознании предпринимателей. Важным средством государственной регуляции должна быть Государственная программа охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, концепция которой была создана в 1995 г. Согласно этой концепции в Украине Генеральной стратегической целью относительно охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов признано такое развитие ее современного социально хозяйственного комплекса, за которого не было бы противоречий между экономическими интересами, природопользованием, сохранением целостности экосистемы и достижениями стабильного развития. Путь к генеральной цели ведет через последовательное решение ряды стратегических проблем:
а) ликвидация последствий аварии на Чернобыльской АЭС; б) решение проблем экологического состояния Днепра и качества питьевой воды; в) предотвращение загрязнения вод Черного моря; г) стабилизация экологической обстановки в городах и промышленных центрах Донецко-приднепровского региона; д) обезвреживание, утилизация и захоронение промышленных токсичных отходов, в том числе бытовых.
Концепция этой программы предусматривает также разработку и реализацию других комплексных программ, направленных на достижение баланса между уровнем вредного влияния на окружающую естественную среду и его способностью к возобновлению. Основными заданиями этого этапа является:
В будущем планируется создать систему государственного управления использованием природных ресурсов, регуляцией техногенного влияния, на окружающую естественную среду как составную часть управления общим развитием общества. Основными заданиями здесь является:
К рычагам государственной регуляции принадлежат кадастры природных ресурсов документы, которые принимает законодательная власть и которые предназначено для обеспечения органов местной власти, предприятий, организаций, учреждений, сведениями о состоянии природных ресурсов с целью их рационального использования и охраны, регуляции правовых и экономических отношений, обоснования платы, за использование. Из уже известных и одобренных кадастров природных ресурсов в Украине имеем Кадастр земельных ресурсов, который содержит документы о правовом режиме земель, их распределение между владельцами и землепользователями за категориями земель, ведомости, о качественной характеристике и ценности земель. Внедрение государственного земельного Кадастра обеспечивается проведением топографо-геодезичних , картографических, грунтовых, геоботанических и других обследований и разведок, регистрацией землевладений, землепользований и договоров, на аренду земли, учетом количества и качества земли, бонітуванням и экономической оценкой земель. Государственный земельный Кадастр ведется за счет средств государственного, республиканского и местных бюджетов. Государственному учету подлежат объекты, которые вредно влияют или могут влиять на состояние окружающей естественной среды, виды и количество вредных веществ, которые попадают в окружающую естественную среду, виды и размеры вредных физических влияний, на него. Предприятия, учреждения и организации, проводят первичный учет в отрасли охраны окружающей естественной среды и безвозмездно подают соответствующую информацию органам, которые ведут государственный учет в этой отрасли. Важным рычагом государственной регуляции является экономическая экспертиза. В Украине осуществляется государственная, общественная и другие виды экологической экспертизы. Проведение экологической экспертизы является обязательным в процессе законотворческой, инвестиционной, управленческой, хозяйственной и другой деятельности. Экологической экспертизе подлежат:
Одним из регуляторов охраны окружающей среды есть стандартизация и нормирование. Они осуществляются с целью установления комплекса обязательных норм, правил, требований, относительно охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности. Государственные стандарты в отрасли охраны окружающей естественной среды являются обязательными для выполнения и вмещают соответствующую терминологию, правила (режимы) использования и охраны природных ресурсов, методы контроля за состоянием окружающей естественной среды, требования, относительно предотвращения вредного влияния загрязнения окружающей естественной среды на здоровье людей, другие вопросы, связанные с охраной окружающей естественной среды и использованием природных ресурсов. Регуляция охраны окружающей естественной среды обеспечивается с помощью системы экологических нормативов. Система экологических нормативов включает: а) нормативы экологической безопасности (предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в окружающей естественной среде, предельно допустимые уровни акустического, электромагнитного, радиационного и другого вредного влияния на окружающую естественную среду, предельно допустимое содержание вредных веществ в продуктах питания); б) предельно допустимые нормы выбросов и сбросов в окружающую естественную среду загрязняющих химических веществ, уровни вредного влияния физических и биологических факторов. Экологические нормативы, как и стандарты, должны отвечать требованиям охраны окружающей естественной среды и здоровья людей от негативного влияния загрязнений. В случае необходимости для курортных, лечебно оздоровительных, рекреационных и других отдельных районов могут устанавливаться более жесткие нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ и других вредных влияний на окружающую естественную среду. Экологические нормативы разрабатываются и внедряются в действие Министерством охраны окружающей естественной среды и ядерной безопасности Украины, Министерством здравоохранения Украины и другими уполномоченными на то государственными органами. К основным рычагам государственной регуляции относят также экологическое страхование; повышены нормы амортизации основных природоохранных производственных фондов; договоры на комплексное природопользование; аренду, передачу, в постоянное пользование природоохранных объектов но др. В настоящее время получило распространение экологическое страхование. Оно обеспечивает возможность компенсации части нанесенных убытков и создает дополнительные источники финансирования природоохранных мероприятий. Как убыток экологическое страхование рассматривает вред, нанесенный неожиданной аварией, которая повлекла загрязнение окружающей среды и оказалась в ухудшении качества основных фондов, здоровья населения, производительности сельскохозяйственного и лесного хозяйства, уменьшении полезности рекреационных ресурсов. 4. Государственное управление в отрасли охраны окружающей естественной средыВ Украине существует система органов управления в отрасли охраны окружающей среды это юридически самостоятельные государственные, самоуправляющиеся и общественные институции, уполномоченные осуществлять организационно предписывающие, координационные, консультативные, организационно экспертные, контрольные и другие функции в отрасли обеспечения экологической безопасности, эффективного использования природных ресурсов и охраны окружающей естественной среды. К системе органов управления в отрасли охраны окружающей среды принадлежат: И. Органи общего государственного управления 1. Органы центральной государственной исполнительной власти:
2. Органы государственной исполнительной власти Автономной Республики Крым: правительство Автономной Республики Крым. 3. Органы местной государственной исполнительной власти:
Верховная Рада и Кабинет Министров Украины уже одобрили некоторые законы и постановления относительно совершенствования системы управления природопользованием. Это Закон «Об охране окружающей естественной среды» (в 1991 г.), Закон «О животном мире» (в 1993 г.), постановлениях: «Об усилении охраны запасов ценных видов рыб, млекопитающих, водных безхребетних и водных растений», «О порядке ограничения, временного запрещения или прекращения деятельности предприятий, учреждений и организаций, в случае нарушения ими законодательство об охране окружающей естественной среды», «О порядке определения платы и взыскания платежей за загрязнение окружающей естественной среды», «О создании Государственной экологической инспекции Министерства охраны окружающей естественной среды и ядерной безопасности». Президент Украины выдал Указы по упомянутой проблеме, в частности: «О мероприятиях по организации работы по улучшению экологического стану г. Днепр и качества питьевой воды», «О дополнительных мероприятиях по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы». Органы государственного управления из регуляции отношений относительно охраны окружающей естественной среды получили такие полномочия: Верховная Рада Украины:
Верховная Рада Автономной Республики Крым:
Кабинет Министров Украины:
Министерство экологии и природных ресурсов Украины и его органы на местах:
Местные Советы народных депутатов:
Исполнительные и предписывающие органы местных Советов народных депутатов:
Общественное управление в отрасли охраны окружающей среды осуществляется общественными объединениями, если такая деятельность предусмотрена их уставами, зарегистрированными в соответствии с законодательством Украины. Общественные природоохранные объединения имеют право:
Целью управления в отрасли охраны окружающей среды является реализация законодательства, контроль, за сдержкой требований экологической безопасности, обеспечения проведения эффективных и комплексных мероприятий, по использованию природных ресурсов, достижения согласованности действий государственных и общественных органов.
На железнодорожном транспорте В соответствии с Федеральным законом «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» № 17-ФЗ от 10 января 2003 г. одной из главных функций отрасли является обеспечение экологической безопасности . Управление природоохранной деятельностью на железнодорожном транспорте осуществляется во всех подразделениях ОАО «РЖД». Основными задачами такой деятельности являются: Организация работ по созданию и внедрению природоохранных и экологически прогрессивных технологий; Участие в подготовке отраслевой и дорожной экологических программ и осуществление их реализации в установленные сроки; Подготовка докладов о фактическом положении и мероприятиях по охране окружающей среды на железнодорожном транспорте; Сбор и обработка отчетной экологической информации; Проведение периодических проверок выполнения природоохранных мероприятий. Управление природоохранной деятельностью в ОАО «РЖД» осуществляет Департамент охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля (ЦБТ). На железных дорогах эта функция возложена на отделы охраны природы (НОП), в отделениях дороги - на секторы охраны природы (НОДОП). Эти отделы и секторы напрямую подчиняются главным инженерам соответствующих подразделений и находятся в оперативном подчинении ЦБТ. На линейных предприятиях исполнительным лицом является, как правило, специалист-совместитель (например, в вагонных депо обычно это инженер техотдела). На некоторых предприятиях, являющихся наиболее крупными источниками загрязнения окружающей среды (шпалопропиточные заводы, некоторые локомотивные депо), существует должность инженера по ООС. Экологические программы железнодорожного транспорта Ежегодно принимается дорожная экологическая программа, представляющая собой перечень планируемых на год мероприятий по снижению выбросов, сбросов, экономии водных ресурсов и утилизации промышленных отходов. Для каждого мероприятия указываются: наименование, обоснование необходимости выполнения, источник и планируемый на год объем финансирования, планируемый срок исполнения и экологический эффект (снижение сбросов, выбросов, количества отходов). Для ОАО «РЖД» экологическая программа принимается на 3 - 5 лет. В ней планируются наиболее важные природоохранные мероприятия. Экологическая паспортизация предприятий. Экологическая госстатотчетность Экологический паспорт предприятия (ЭПП) – нормативно-технический документ, включающий данные по использованию предприятием природных ресурсов и определению влияния его производства на окружающую среду, а также производственно-технические данные. Основные требования к содержанию и оформлению ЭПП установлены ГОСТ 17.0.0.04-90. Также с 15.07.2001 г. в России введен ГОСТ Р 17.0.0.06-00 «Экологический паспорт природопользователя». Информационная база такого экопаспорта, содержащего 80 таблиц (в ЭПП –18), должна поддерживаться в режиме постоянной корректировки. В случае изменения технологий, объема загрязнения, формы собственности и т.п., природопользователь должен вносить изменения в экопаспорт. Экопаспорт следует разрабатывать и вести с помощью ПЭВМ. Контроль правильности его заполнения осуществляют территориальные подразделения МПР. Заполнение экопаспортов обязательно только для предприятий критических отраслей экономики, к которым железнодорожный транспорт не относится. Поэтому в ОАО «РЖД» приняты другие формы паспортизации. Например, в энергетическом паспорте предприятия (заполняется при проведении энергетического самообследования подразделений ОАО «РЖД») ООС отражается в формах 5 («Плата за охрану окружающей среды»), 15 («Суточное водопотребление и водоотведение») и 19 («Баланс водопотребления и водоотведения»). В форме 5 приводятся сведения о выбросах котельной и платежах за них. В форме 15 отражаются все потребители воды, и рассчитывается их водопотребление и водоотведение (в соответствии с нормами, разработанными ВНИИЖТ). В форме 19 отражается водопотребление, водоотведение и безвозвратные потери воды. Предприятия железнодорожного транспорта ежегодно представляют вышестоящей организации, а также государственным статистическим и природоохранным органам госстатотчетность форм 2-тп (водхоз), 2-тп (воздух), 2-тп (токсичные отходы) и 4-ос (содержит сведения о текущих затратах по охране окружающей среды, экологических платежах и плате за природные ресурсы). В настоящее время для линейных предприятий железнодорожного транспорта внедряются экологические карточки (ЭК). Например, на Свердловской железной дороге она включена в стандарт по ООС . ЭК – упрощенный вариант ЭПП, она заполняется ежегодно и содержит 4 основных раздела: выбросы в атмосферу, водопотребление и водоотведение, отходы производства и потребления, экологические и природоресурсные платежи. Предполагается сделать ежегодное заполнение ЭК обязательным для всех линейных предприятий. Нейтральное сочетание - когда использование одного ресурса не влияет на использование другого ресурса. Например, использование лесов для водоохраны не мешает охотничьему хозяйству. Взаимовыгодное сочетание - когда использование одного ресурса увеличивает возможность использования другого ресурса. Например, садоводство в рекреационной зоне. УПРАВЛЕНИЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМВиды управления природопользованиемУправление - организация и постоянное поддержание взаимосвязей между составляющими частями управляемой системы, направленные на достижение намеченных результатов. В природопользовании различают управление природными системами и управление природопользователями. Управление природными системами - мероприятия, осуществление которых позволяет изменить природные явления и процессы (усилить или ограничить их) в желательном для человека направлении. Управление природными системами опирается на изучение и использование естественных законов, в первую очередь экологических. Управление природопользователями (управление охраной окружающей среды и рационализацией использования природных ресурсов) - обеспечение норм и требований, ограничивающих вредной воздействие процессов производства и выпускаемой продукции на окружающую среду, и рациональное использование природных ресурсов, их восстановление и воспроизводство. Управление природопользователями опирается на юридические и экономические, т.е. социальные, законы. Управление природными системами может быть " жестким" и " мягким": Жесткое управление - прямое, непосредственное воздействие на природу, грубо нарушающее естественные процессы с помощью технических средств, коренное преобразование самих механизмов и систем природы. Например, распашка земель, строительство плотин на реках. Мягкое управление - главным образом косвенное, опосредованное воздействие на природу с использованием естественных механизмов саморегуля- ции, т.е. способности природных систем к восстановлению своих свойств после антропогенного вмешательства. Например, агролесомелиорация. Жесткое управление дает быстрый и высокий хозяйственный эффект в виде роста объема продукции или снижения затрат на ее производство, но лишь в относительно коротком временном интервале. Через определенное время неминуемо наступает расплата в виде нарастания экономических и экологических ущербов. Например, освоение целинных земель. Жесткое управление основано на перенапряжении или предельном омоложении природных систем (например, агроэкосистемы) и поэтому требует мероприятий по поддержанию экологического равновесия, осуществляемых главным образом путем мягкого управления (например, использование севооборотов). Таким образом, максимальный эколого-экономический эффект можно получить только при разумном сочетании жесткого и мягкого форм управления. Управление природопользователями может быть командноадминистративным и экономическим: Командно-административное управление - управление природополь- зователями, основанное на установлении норм, стандартов, правил природопользования и соответствующих плановых заданий предприятиям по охране окружающей среды и наказаний от выговора до тюремного заключения или снятия с работы и выплаты штрафов предприятиям и его руководством. Экономическое управление - управление природопользователями, основанное на экономическом стимулировании, когда с помощью различных рычагов (цен, платежей, налоговых льгот и наказаний) государство делает для предприятий более выгодным материально, т.е. более прибыльным, соблюдать природоохранное законодательство, чем нарушать его. Предприятия-природопользователи сами по себе не заинтересованы в природоохранной деятельности. Этому имеется несколько причин. Во-первых, природоохранная деятельность не приносит прибыли, за исключением случаев, когда экономически выгодна утилизация (вторичное использование) отходов производства (твердых отходов, сточных вод, отходящих газов). Во-вторых, часто наблюдается несовпадение во времени момента нанесения вреда окружающей среде и момента расплаты за него. Например, загрязнение окружающей среды может сказаться на здоровье человека только через несколько лет или десятилетий. В-третьих, часто ущерб природной среде наносят одни пред- приятия или отрасли (предприятия- "загрязнители"), а экономически страдают, в большей степени, совсем другие (предприятия-"реципиенты"). Например, основными загрязнителями окружающей среды являются промышленность и энергетика, а страдают здравоохранение, коммунальное, сельское, лесное и рыбное хозяйство, так как увеличиваются затраты на лечение больных, ремонт зданий, подает урожайность и качество растениеводческой продукции, продуктивность животноводства и т.д. Таким образом, предприятия-природопользователи не станут заниматься природоохранной деятельностью просто так, поскольку сама по себе она не выгодна. Командно-административный путь управления природопользователями в чистом виде дорогостоящ и малоэффективен, так как требует большого количества проверяющих и постоянного контроля. С другой стороны, одни только экономические методы не всегда обеспечивают нужный результат. Наилучшие результаты дает разумное сочетание экономической заинтересованности природопользователей с жестким контролем и административным принуждением. Моделирование, экологическая экспертиза и мониторинг окружающей среды Обязательным условием рационализации является использование при управлении природопользованием моделирования, экологической экспертизы и мониторинга состояния окружающей среды. Моделирование - метод исследования сложных объектов, явлений и процессов путем их упрощенного имитирования (натурного, математического, логического). Конечный результат антропогенного воздействия проявляется, как правило, только через 10-30 лет и более. Это является одной из причин крупных ошибок в управлении природопользованием. Использование моделирования позволяет теоретически предсказать последствия того или иного хозяйственного проекта. Однако из-за ограниченности наших знаний о природе и невозможности предусмотреть все случайности (принцип неопределенности или неполноты информации) результаты моделирования не могут быть слишком точными. Каждый крупный хозяйственный проект должен предваряться экологической экспертизой. Экологическая экспертиза - оценка уровня возможных негативных воздействий намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую природную среду, природные ресурсы и здоровье людей. Т.е. оценка хозяйственных проектов на предмет их соответствия требованиям экологической основе методики проведения экологической экспертизы лежит принцип комплексности оценки проекта. При проведении экологической экспертизы моделирование (расчеты) должно сочетаться с непосредственными исследованиями в природе. Расходы на экологическую экспертизу могут составлять в среднем 1% от общей стоимости предполагаемого проекта (правило 1%). Но эти затраты необходимы, поскольку они в несколько раз меньше тех, которые могут понадобиться для ликвидации экономического, экологического и социального ущербов, в результате ошибочных решений. Мониторинг окружающей среды - система наблюдения, оценки и прогнозирования состояния окружающей человека природной среды. Различают мониторинг глобальный и региональный, импактный и фоновый . Глобальный мониторинг - слежение за развитием общемировых процессов (напр., состоянием озонового слоя, изменением климата). Региональный (локальный) мониторинг - слежение за природными про- цессами и явлениями в пределах какого-то региона (напр., контроль за состоянием воздуха в городах). Фоновый (базовый) мониторинг - слежение за природными явлениями и процессами, протекающими в естественной обстановке, без антропогенного влияния. Осуществляется на базе биосферных заповедников. Импактный мониторинг - слежение за антропогенными воздействиями в особо опасных зонах. Мониторинг осуществляется с помощью различных технических средств, в т.ч. авиационной и космической техники, и с помощью биоиндикаторов , т.е. каких-либо живых организмов по наличию, состоянию и поведению которых можно судить об изменении в окружающей среды (например, лихеноиндикация). Организация управления природопользованиемДеятельность по рационализации природопользования и охране окружающей среды требует специальной организации. Для этого необходим независимый от интересов отдельных организаций и отраслей хозяйства орган, способный управлять природопользованием как единым комплексом. В нашей стране впервые такой орган был создан в 1988 г. - Государственный комитет по охране природы СССР, в 1991 г. - Министерство экологии и природных ресурсов РСФСР, впоследствии переименованное в Министерство охраны ок- ружающей среды и природных ресурсов России. В 1988 г. были созданы и соответствующие областные и городские комитеты по охране природы. Главными задачами указанного министерства являются: - контроль за использованием и охраной всех природных ресурсов; - разработка предложений по рационализации природопользования; - утверждение стандартов и правил природопользования, обязательных для всех остальных министерств и ведомств, и контроль за их соблюдением; - руководство заповедным делом и ведение общегосударственной Красной книги; - распространение экологических знаний среди населения; - государственная экологическая экспертиза всех крупных строек и проектов; - организация экологического мониторинга. Помимо государственных существуют и международные органы управления природопользованием и охраной природы. Это Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), Программа (комитет) ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Всемирный фонд дикой природы (ВВФ). Необходимость международного сотрудничества в области глобального природопользования В настоящее время загрязнение среды и нарушение экологического равновесия приобрело глобальные масштабы. В связи с этим возникла неотложная необходимость сотрудничества всех стран в целях предотвращения глобальной экологической катастрофы. Приложение 1 Классификация природных (естественных) ресурсов по источникам и местоположению (Реймерс, 1990) Классификация единицы 1.Энергетические ресурсы А. Участвующие в постоянном обороте и потоке энергии 1.1.Солнечная энергия 1.2.Космическая энергия 1.3.Энергия морских приливов и отливов 1.4.Геотермальная энергия 1.5.Гравитационная энергия и энергия давления 1.6.Атмосферное электричество 1.7.Земной магнетизм 1.8.Энергия спонтанных химических реакций и естественного атомного распада 1.9.Биоэнергия 1.10.Вторичные формы энергии Б. Депонированные энергетические ресурсы 1.12.Природный газ 1.14.Сланцы В. Искусственно активированные источники энергии 1.16.Атомная энергия 1.17.Термоядерная энергия Примечание Любые источники механической, химической и физической энергии, естественные и искусственно активированные Солнечное излучение и все энергетические процессы, вызванные им: энергия ветра, волн, морских течений, теплота воздуха, разница температур поверхностных и глубинных слоев воды и т.п. Все виды космических излучений Энергия, возникающая под воздействием силы притяжения Луны на океанскую поверхность Энергия глубин Земли. Могут быть использованы естественные выходы геотермальных вод, скважины для получения таких вод, а также энергия нагревания закачиваемых в глубины газов и жидкостей Потенциальная и кинетическая энергия воздуха, воды и гор- ных пород (энергия относительного положения тел, давления, разности давлений, сейсмоэнергия и т.д.) Пока не используется на практике Как источник энергии пока не используется То же. Искусственно активированный атомный распад используется в АЭС Все формы энергии, получаемой от живых организмов и в результате переработки их тел или продуктов жизнедеятельности - от сжигания дров до получения технического спирта и биогаза Отходящее тепло, электромагнитные и радиационные отхо- ды, горючие твердые отходы и т.п. Включая так называемую микронефть - битумоподобные вещества Получаемая в результате расщепления атомного ядра Получаемая в ходе слияния более легких атомных ядер в более тяжелые (энергия управляемого термоядерного синтеза) 2.Атмосферные газовые ресурсы 2.18.Ресурсы отдельных газов атмосферы 2.19.Газовые составляющие гидросферы 2.20.Газовые составляющие почвы 2.21.Озоновый экран 2.22.Фитонциды и др. биогенные летучие вещества 2.23.Ионный состав атмосферы 2.24.Газовые загрязнения 3.Водные ресурсы 3.25.Атмосферная влага 3.26.Океанические (морские воды) 3.27.Континентальные водоемы 3.28.Водотоки 3.29.Временные малые замкнутые водоемы 3.30.Влага, связанная в растениях и животных 3.31.Жидкие поверхностные загрязнители 3.32.Гидрогеологические ресурсы 3.33.Почвенная влага 3.34.Глубинные жидкие загрязнители 4.Ресурсы литосферы А. Почвенно-земельные Особое значение имеют озоновый экран, О2 и СО2 Газы, растворенные в воде. Обычно они не рассматриваются как ресурсы, но в случае рыбных заморов приобретают такое значение Почвенный воздух, необходимый для дыхания корней растений Еще очень слабо освоенная людьми ресурсная группа, составляющая важное условие для сохранения здоровья человека Тяжелые и легкие ионы, определенная концентрация и соот- ношение которых предпосылкой сохранения здоровья людей Группа "антиресурсов", т.е. агентов, обесценивающих другие ресурсы. В тоже время многие газовые выбросы могут быть вовлечены в процесс производства В настоящее время стали ограниченным ресурсом в связи с их загрязнением. Особенно важна поглотительная способность морских вод, напр., способность антропогенной углекислоты растворяться в них Воды озер, водохранилищ, прудов: пресные, солоноватые и соленые Реки, ручьи, поверхностный и грунтовый сток Лужи, мелководные пересыхающие озера, прочие неболь- шие временные бассейны. Их особое ресурсное значение возникает в связи с тем, что они служат водопоями для диких животных, местами для выплода беспозвоночных животных, роста водной растительности т.п. Особое ресурсное значение имеет в аридных регионах От загрязнений в обычном смысле слова до лишней воды в природных экосистемах. «Антиресурсы», как и газовые загрязнения Подземные воды - грунтовые и глубинные Свободная и связанная (молекулярная) вода в почве Естественно просачивающиеся, искусственно закачиваемые и возникающие в результате цепных химических реакций. Могут быть использованы как ресурсы и нежелательны как «антиресурсы» Вся группа естественных ресурсов, связанных с доступной человеку земной толщей Естественное образование, возникшее в результате взаимодействия организмов, атмосферного воздуха, природных вод, геологических пород в условиях различных широты
4.44. Неметаллические руды - 4.45. Нерудные ископаемые, Полезные включения, не сосредоточенные в определенной
5.50. Системно- - динамические качества фитоценозов 5.51. Очистительная способ- - ность растений 5.52. Ботанические «загрязВредные для хозяйства интродуценты. «Антиресурс» нители» 6.54. Биомасса консументов - 6.55. Вторичная биологиче- - ская продуктивность 6.56. Хозяйственная произ- - 6.58. Роль консументов (осоОна особенно возрастает в ресурсном отношении в связи с бенно животных) как саниусилением влияния человека на природу таров, опылителей растений, поглотителей химических веществ и т.п. 6.59. Консументные «загрязАналогичны ботаническим «загрязнителям». «Антиресурс» нители» 7. Ресурсы редуцентов 7.60. Генетико-видовой со- - став редуцентов 7.61. Биомасса редуцентов -
8. Климатические ресурсы 8.65. Естественные климати- - ческие ресурсы 8.66. Видоизмененные клиКлиматические показатели, измененные гл. обр. с помощью матические ресурсы (местнотехнических устройств (в том числе непреднамеренно, напр.,
Экологические кризисы и революции в истории взаимоотношений человеческого общества и природы (масштаб условный) (Природопользование, 1995). В управлении природоохранной деятельностью страны участвуют официальные и общественные организации, законодательные и исполнительные власти. На рис. 5.1 показаны исполнительные структуры, ответственные за экологическую безопасность. На официальном уровне координация мероприятий по охране среды поручена двум министерствам: природных ресурсов и охраны окружающей среды. В их функции входят разрешительно-ограничительная деятельность, контроль состояния компонентов геосферы и выполнения экологических требований. Министерство здравоохранения опосредованно участвует в системе управления. Его роль заключается в соблюдении надлежащего санитарного состояния геосферы на территориях, в том числе обеспечении условий, предотвращающих риск возникновения различного рода инфекций. Службы, аналогичные министерствам, входят в структуры территориальных исполнительных властей. Это службы федерального и местного подчинения. Отраслевые министерства через свои подразделения на местах управляют экологией на подведомственных заводах, фабриках и других предприятиях. На уровне производственных объектов контроль экологического состояния среды возложен на дирекции предприятий. В их составе имеются отделы производственной и экологической безопасности. Они отвечают за эффективность работы очистных сооружений и установок и, в конечном счете, - за активность технологических выбросов и степень загрязнения окружающей среды. Общественные организации активно включаются в борьбу за охрану окружающей среды. Все больше людей стали интересоваться Рис. 5.1. Схема организации управления природоохранной деятельностью (МЧС - Министерство по чрезвычайным ситуациям; МПР - Министерство природных ресурсов; ГКООС - Госкомитет охраны окружающей среды; ПР - природные ресурсы) экологией, состоянием воздуха, воды и почв на окружающей их территории. В странах с устоявшейся демократией "участие пользователей" позволяет обществу влиять на управленческие решения. Политики и чиновники вынуждены считаться с мнением населения. Они пытаются законодательно регулировать острые экологические конфликты, возникающие в обществе. Территориальные власти находят новые формы участия жителей.Градостроительное планирование постепенно становится все более демократичным. Однако это не значит, что общественные организации играют главенствующую роль в формировании экологической политики. Власти западных стран находят возможность учитывать возросший интерес общества к борьбе против засорения воды и воздуха, применения ядохимикатов в городском и сельском хозяйстве. Признают право общего пользования богатствами природных ресурсов, кроме полезных ископаемых. Россия пока не достигла такого уровня демократии. В стране только рождаются общественные организации охраны природы. Они малочисленны, но стремятся принимать посильное участие в управлении природопользованием. Работает российское отделение "Гринпис". Созданы общественная организация "Кедр" и некоторые другие, менее известные. |
Читайте: |
---|
Популярное:
Особенности увольнения руководителя организации |
Новое
- Найти перо птицы: что сулит примета?
- Особенности увольнения женщины с ребенком Имеют ли право сокращать на производстве вдов
- Броненосцы типа "андрей первозванный" 254 мм пушки броненосца андрей первозванный
- Инсценировка музыкальной сказки для детей старшей группы (5—6 лет) I
- Организация (предприятие) и ее основные характеристики
- Селекция наука о создании новых пород животных Понятие о породе, сорт, штамм
- Патологоанатом, основные компетенции Различая в работе
- Управление социальной защиты населения на уровне муниципального образования введение
- Как узнать о плановой проверке моего предприятия
- Да уж, теперь не разгонишься