Реклама

Главная - Работающим пенсионерам
Институты общества их функции. Институты общества. Местные институты гражданского общества

Людям свойственно жить в коллективах, существующих длительное время. Однако несмотря на преимущества коллективной жизни, сама по себе она еще не обеспечивает автоматического сохранения обществ. Для сохранения и воспроизводства обществу как целостной системе необходимо изыскание и применение определенных сил и ресурсов. Данный аспект существования обществ изучается в контексте социальных потребностей или социальных функций.

Дж. Ленски выделил шесть основных условий существования общества:

Общение между его членами;
- производство товаров и услуг;
- распределение;
- защита членов общества;
- замена выбывающих членов общества;
- контроль их поведения.

Элементами социальной организации, которые регулируют использование ресурсов общества и направляют совместные усилия людей на удовлетворение общественных потребностей, являются социальные институты (экономические, политические, правовые и др.).
Социальный институт (лат. institutum – установление, устройство) – исторически сложившаяся, относительно устойчивая форма организации и регулирования общественных отношений, обеспечивающая реализацию потребностей общества в целом. Создавая социальные институты и участвуя в их деятельности, люди утверждают и закрепляют соответствующие социальные нормы. С содержательной стороны социальные институты - это набор стандартов поведения в определенных ситуациях. Благодаря социальным институтам поддерживается устойчивость форм поведения людей в обществе.

Любой социальный институт включает в себя:

Систему ролей и статусов;
- нормы, регулирующие поведение людей;
- группу лиц, предпринимающих организованные социальные действия;
- материальные средства (здания, оборудование и др.).

Институты возникают спонтанно. Институциоиализация представляет собой упорядочивание, стандартизацию и формализацию деятельности людей в соответствующей сфере общественных отношений. Хотя этот процесс и может осознаваться людьми, суть его определяется объективными социальными условиями. Человек может лишь корректировать его грамотной управленческой деятельностью, основанной на научном постижении данного процесса.

Многообразие социальных институтов определяется дифференциацией видов социальной деятельности. Поэтому социальные институты подразделяются на экономические (банки, биржи, корпорации, предприятия сферы потребления и услуг), политические (государство с его центральными и местными органами власти, партии, общественные организации, фонды и др.), институты воспитания и культуры (школа, семья, театр) и социальные в узком смысле (институты социального обеспечения и опеки, различные самодеятельные организации).

По характеру организации различаются формальные (основанные на строго установленных предписаниях и бюрократичные по духу) и неформальные социальные институты (устанавливающие собственные правила и осуществляющие социальный контроль над их исполнением через общественное мнение, традицию или обычай).

Функции социальных институтов:

- удовлетворение потребностей общества: организация общения между людьми, производство и распределение материальных благ, постановка и достижение общих целей и др.;

- регулирование поведения социальных субъектов при помощи социальных норм и правил, приведение действий людей в соответствие с более или менее предсказуемыми образцами социальных ролей;

- стабилизация общественных отношений, закрепление и поддержание устойчивых социальных связей и отношений;

- социальная интеграция , сплочение индивидов и групп в масштабах всего общества.

Условиями успешного функционирования институтов являются:

Четкое определение функций;
- рациональное разделение труда и организация;
- деперсонализация, способность функционировать вне зависимости от личностных качеств людей;
- способность эффективного поощрения и наказания;
- включенность в более масштабную систему институтов.

Взаимная связь и интеграция институтов в обществе основывается, во-первых, на регулярности в проявлениях личностных свойств людей, однородности их потребностей, во-вторых, на разделении труда и предметной связи выполняемых функций, в-третьих, на доминировании в обществе институтов одного определенного типа, что обусловлено особенностями его культуры.

Социальные институты стабилизируют деятельность людей. Тем не менее, сами институты обладают разнообразием и изменчивостью.
Деятельность социальных институтов осуществляется посредством социальных организаций. Основанием для возникновения организации является осознание людьми потребности в достижении общих целей и осуществлении совместной деятельности.

Общества - это укоренившиеся стандарты, мотивы, принципы и идеология поведения, которые регулируют повседневную жизнь людей. Каждый из таких институтов выполняет определенный набор функций: формирование и имплементация регуляторных практик, то есть модульного кодекса деятельности на индивидуальном и коллективном уровнях; создание и развитие определяющих категории «черного» и «белого»; обозначение технологий достижений определенных целей - продолжение рода, получение богатства, власти и т. д.

Таким образом, основные институты общества задают цели его развития, а также выстраивают пути или тренды их достижения. Соответственно, каждый институт содержит в себе элементы управления, социального и экономического воспроизводства.

Современная социология выделяет несколько таких универсальных образований: семья, собственность, государство, идеология (религия) и образование. Рассмотрим их каждый отдельно.

Семья

Семья считается фундаментом того, что мы сегодня называем «основные институты общества». Связано это не только с тем, что семейный или родственный клан представляет собой изначальную модель саморегулирующейся социальной системы. Дело в том, что на примере кровно-родственных и племенных связей отрабатывались все остальные групповой иерархии, символического и экономического обмена, воспитания, внутренней классификации и, наконец, политического доминирования. Сегодня же семья - это механизм двойного, биологического и социального, воспроизводства. Первичное воспитание, моральные устои, первичные этические оценки и манеры пребывания в социальном окружении - все это задачи, которые решаются на уровне брака.

Государство

Государство, как основной институт общества, сориентировано не только на обеспечение безопасности своих членов, но и на получение правовых, социальных, духовных и силовых гарантий накопленных экономических ресурсов. Современное государство на самом деле предоставляет две такие гарантии: неприкосновенность (экономика) и жизни, права и свободы человека, - индивидуальное бытие в политическом смысле также воспринимается как частная собственность.

Собственность

Основные институты общества как экономической системы возникли именно из традиционалистского понимания принадлежности вещи определенному владельцу. Если сначала собственность была коллективной (точнее говоря территориальной, и представляла собой пространство, где осуществлялся процесс собирательства и скотоводства), то с момента возникновения групповой иерархи, а затем феномена социальной классификации, она становится частной или долевой, ориентированной на индивидуальное обогащение. При этом собственность, помимо сугубо четко привязана к категории «семья», тем самым обеспечивая возможность прямого наследования накопленных богатств.

Религия

Религия почему-то считается частью духовного мира, хотя она на самом деле свободно включается в систему «основные институты общества». Ведь обобщенные мистические взгляды, как, собственно говоря, и образование, выполняют сугубо идеологическую функцию - определение и оправдание доминирующей модели общественного развития.

Лекция:

Понятие и виды социальных институтов

Вспомните, что подсистемами общества являются экономическая, политическая, социальная и духовная сферы жизнедеятельности. Каждый из нас включен во все эти сферы. Каким образом? Разберём на примере девятиклассника Андрея. Перед выходом в школу мама попросила Андрея вынести мусор (социальная сфера). На уроке химии он узнал много нового и интересного о видах ковалентной связи (духовная сфера). После школы Андрей зашёл в отделение паспортного стола УФМС и получил паспорт (политическая сфера). А по дороге домой купил фрукты на рынке (экономическая сфера). Перечисленные сферы отличаются друг от друга характером общественных отношений, видами деятельности и социальными институтами.


На данном уроке разберём, что же такое социальный институт. Что тут разбирать? Ведь каждому ясно, что институтом называют образовательное учреждение! На самом деле это понятие намного шире. Социальными институтами являются и организации (семья, партия, государство), и учреждения (школа, банк, полиция), и отношения (купля – продажа, воспитание, образование). Институтов очень много и каждый из них имеет своё значение для отдельного человека и общества в целом. Потому что каждый институт выполняет определённые функции для удовлетворения человеческих потребностей, которые весьма многообразны. Например, институты брака и семьи удовлетворяет потребность в продолжении рода и воспитании детей; институт государства в организации жизнедеятельности людей и обеспечении порядка. Таким образом, институты сложились исторически и востребованы обществом. Запомните термин урока:

Социальный институт - это устойчивая форма организации жизнедеятельности людей, направленная на удовлетворение потребностей общества и человека.

Примеры социальных институтов по сферам:

    Экономическая сфера: производство, распределение, обмен, потребление, собственность, рынок, банк, фирма, деньги и др.

    Политическая сфера: государство, власть, партия, законы, парламент, правительство, суд, гражданин и др.

    Социальная сфера: семья, брак, материнство, отцовство, детство, нация, школа, ВУЗ, здравоохранение и др.

    Духовная сфера: религия, искусство, наука, образование, СМИ, мораль и др.


Характерные черты социальных институтов

Несмотря на то, что каждый социальный институт выполняет соответствующие ему конкретные функции, для них характерны и общие черты:

    Во-первых, любой социальный институт организует, упорядочивает и координирует человеческую деятельность путём установления правил и образцов поведения людей. Например, школа регулирует отношения учителей, учеников и их родителей с помощью Устава.

    Во-вторых, каждый социальный институт следит за соблюдением правил и образцов, а к их нарушителям применяет санкции – меры наказания, от правовых до морально-этических. Например, за нарушение норм Устава школы к ученику могут быть применены санкции, от предупреждения до исключения из школы.

Значение социальных институтов в жизни общества и человека велико. В последующих темах вы познакомитесь с основными социальными институтами подробно.


Задание: Используя обществоведческие знания, сформулируйте своё определение социального института. Пишите ответ в комментариях 📝

1 . В европейские языки термин «институт» пришёл из латинского: institutum – установление, устройство. Со временем он приобрёл два значения – 1) узкое техническое (название специализированных научных и учебных заведений) и 2) широкое социальное: институт брака, институт наследования.
В социологию понятие «социальный институт» ввёл Герберт Спенсер (1820-1903). Одним из первых развёрнутое определение социального института дал американский социолог и экономист Торстейн Веблен (1857-1929). Его книга «Теория праздного класса» (1899) не устарела до сих пор.

Социальные институты – 1) исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями, и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества (семья, производство, государство, образование, религия); 2) совокупность общественных обычаев, воплощение определённых привычек поведения, образа мысли и образа жизни, передаваемых из поколения в поколение, меняющихся в зависимости от обстоятельств и служащих орудием приспособления к ним.

2.Признаки социального института :
2.1. Версия №1 :
1) совокупность лиц, занятых определённым видом деятельности;

2) система правовых и нравственных норм, традиций и обычаев, регулирующих соответствующие типы поведения;

3) наличие учреждений, снабжённых материальными средствами, необходимыми для какого-либо вида деятельности;

4) связь с социально-политической, правовой, ценностной структурой общества;

5) чёткое разграничение функций каждого из субъектов взаимодействия.

2.2. Версия №2 :
1) набор социальных ролей; 2) комплекс устойчивых общепринятых моделей поведения; 3) совокупность норм, регулирующих поведение; 4) базовые ценности, лежащие в основании этих норм; 5) символы.

2.3. Версия №3 :
1) установки и образцы поведения; 2) культурные символы; 3) утилитарные культурные черты – материальные средства и условия; 4) устные и письменные кодексы поведения; 5) идеология (для семьи – романтическая любовь, либо совместимость, либо индивидуализм).

3 . Этапы институционализации :

1) возникновение насущной потребности, осознание её обществом, формирование общих целей;

2) постепенная выработка социальных норм, призванных регулировать соответствующую область;

3) создание особой системы знаков, символов;

4) возникновение соответствующей системы статусов и ролей;

5) создание материальной базы социального института;

6) включение сложившегося института в существующую социальную систему, формирование набора санкций для обеспечения ожидаемого поведения.

4. Типы социальных институтов .
4.1. Основные и неосновные социальные институты .

Предназначение институтов – удовлетворять важнейшие потребности общества. Этих потребностей пять, как и основных социальных института :

1) потребности в воспроизводстве людей (институт семьи и брака);

2) потребности в добывании средств существования (экономические институты, производство);

3) потребности в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство);

4) потребность в получении знаний, социализации поколений, подготовке кадров;

5) потребность в решении духовных проблем смысла жизни.
Соответственно названным потребностям в обществе сложились и виды деятельности, которые в свою очередь, потребовали необходимой организации, упорядочения, создания определённых учреждений и иных структур, выработки правил, обеспечивающих достижение ожидаемого результата.

Основные социальные институты :

1) институты семьи и брака;

2) политические институты, особенно государство;

3) экономические институты;

4) институты образования, науки и культуры;

5) институт религии.

Институты возникли в глубокой древности. Производству насчитывается 2 млн. лет, если за отправную точку брать орудие труда, созданное человеком. Семья возникла приблизительно 0,5 млн. лет тому назад. Государству примерно столько же, сколько и образованию, а именно 5-6 тысяч лет.

Неосновные (неглавные) институты , которые входят в главные, выполняют частные задачи.
Примеры : 1) в состав экономических институтов входит институт собственности, призванный регулировать отношения владения, пользования, распределения; 2) институт семьи включает институт брака, связанный с положением, правами и обязанностями супругов.

4.2. Социальные институты с точки зрения содержания целей и задач : 1) экономические (собственность, деньги, банки); 2) политические (государство, армия, политические партии и движения, профсоюзы); 3) социальные (социальные статусы и роли); 4) культуры (образование, наука, искусство).

4.3. Формальные и неформальные институты .
В формальных институтах взаимодействие между субъектами осуществляется на основе формально оговоренных правил, законов, регламентов, положений и т.п.
Неформальные институты (дружба) хотя и регулируются в социальных действиях, связях, но не оформлены законом, регламентом.
5. Функции социальных институтов. Явные функции и скрытые, латентные (Роберт Мертон ).
Главная функция любого института – удовлетворение определённой потребности.

В чём заключаются условия успешного выполнения социальным институтом своих функций ?
1) чёткое определение цели и объёма функций;
2) рациональное разделение труда и его рациональная организация;
3) высокая степень деперсонализации действий индивидов и объективизация функций (независимость от личных склонностей и субъективных предпочтений исполнителей);
4) высокое признание и престиж;
5) бесконфликтное включение в систему социальных институтов.
Те функции, которые открыто определяются, записываются в законах, программах, уставах, официально заявляются, называются явными.
Поскольку явные функции социальных институтов всегда оглашены, они оказываются более формализованными и подконтрольными обществу. Если институт не справляется с выполнением своих явных функций, ему грозит дезорганизация и изменения.

Явные функции социальных институтов:

1) функция социализации;

2) регулятивная;

3) интегративная;

4) коммуникативная.

Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ Шемаханова Ирина Альбертовна

1.9. Основные институты общества

Социальный институт – исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей; организованная система социальных связей и норм, призванная удовлетворить основные потребности общества, социальных групп и личности.

Условия появления системы социальных институтов:

а) в обществе должна существовать и сознаваться большинством индивидов социальная потребность в данном институте;

б) общество должно обладать необходимыми средствами удовлетворения этой потребности – ресурсами (материальными, трудовыми, организационными), системой функций, действий, индивидуальных целеполаганий, символами и нормами, образующими культурную среду, на основе которой сформируется новый институт.

Социальные институты – 1) элементы общества, представляющие стабильные формы организации и регулирования общественной жизни; 2) ценностно-нормативные комплексы (ценности, правила, нормы, установки, образцы, стандарты поведения в определенных ситуациях), а также органы и организации, обеспечивающие их реализацию и утверждение в жизни общества; 3) определенная организация социальной деятельности и социальных отношений, осуществляемая посредством стандартов поведения, возникновение и группировка которых в систему обусловлены содержанием решаемой этим институтом определенной задачи.

Основные черты (признаки) социального института:

1. Каждый институт имеет свою цель деятельности, миссию, идеологию.

2. Имеет организованную систему формальных и неформальных структур.

3. Определяет систему культурных образцов, обычаев, традиций, ценностей, символов, правил поведения людей и устойчивый комплекс социальных действий (поведения) в соответствии с этими нормами и образцами.

4. Четко определяет функции, права и обязанности участников взаимодействия для достижения поставленной цели.

5. Обладает определенными средствами (материальными и человеческими ресурсами) и учреждениями для достижения цели. Они могут быть как материальными, так и идеальными, символическими.

6. Располагает определенной системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения.

Структура социального института включает: социальные группы и организации, призванные удовлетворять потребности групп, личности; совокупность норм, социальных ценностей и образцов поведения, которые обеспечивают удовлетворение потребностей; систему символов, регулирующих отношения в определенной сфере деятельности (торговая марка, флаг, бренд и т. д.); идеологические обоснования деятельности социального института; социальные ресурсы, используемые в деятельности института.

Основная цель социальных институтов – достижение стабильности в ходе развития общества.

Типы социальных институтов классифицируют:

1. По сферам жизни общества: а) экономические (разделение труда, собственность, рынок, торговля, заработная плата, банковская система, биржа, менеджмент, маркетинг и т. д.); б) политические (государство, армия, полиция, парламентаризм, президентство, монархия, суд, партии, гражданское общество); в) стратификации и родства (класс, сословие, каста, половая дискриминация, расовая сегрегация, дворянство, социальное обеспечение, семья, брак, отцовство, материнство, усыновление, побратимство); г) культуры (школа, высшая школа, среднее профессиональное образование, театры, музеи, клубы, библиотеки, церковь, монашество, исповедь).

2. В зависимости от их сферы деятельности: а) реляционные институты (например, страхование, труд, производство) определяют ролевую структуру общества на основании определенного набора признаков; б) регулятивные институты определяют границы независимости личности, ее действий для достижения собственных целей. К этой группе относятся институты государства, власти, социальной защиты, бизнеса, здравоохранения.

3. По функциональным качествам.

4. По времени существования и др.

Социальные институты отличаются многообразием и динамичностью своих функций.

Типы функций социальных институтов

А) Общие функции: 1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений – система правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение каждого члена института и делающих это поведение предсказуемым; 2. Регулятивная функция – выработанный социальным институтом шаблон поведения, норм и контроля, регулирующий взаимоотношения между членами общества (т. е. социальный институт как элемент социального контроля); 3. Интегративная функция – процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп; 4. Транслирующая функция – передача социального опыта, позволяющая индивидам социализироваться к его ценностям, нормам и ролям; 5. Коммуникативная функция – распространение информации как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и передача ее при взаимодействии с другими институтами.

Б) Отдельные функции:

– социальный институт брака и семьи реализует функцию воспроизводства членов общества совместно с соответствующими подразделениями государства и частными предприятиями (женские консультации, родильные дома, сеть детских медицинских учреждений, органы поддержки и укрепления семьи и др.);

– социальный институт здоровья ответственен за поддержание здоровья населения (поликлиники, госпитали и другие лечебные учреждения, а также органы государства, организующие процесс поддержания и укрепления здоровья);

– социальный институт производства средств существования выполняет созидательную функцию;

– социальный институт права выполняет функцию разработки правовых документов и ведает соблюдением законов и правовых норм и т. д.

В) Р. Мертон предложил различать «явные» и «скрытые (латентные)» функции. Явные – приняты официально, признаны и контролируются обществом; скрытые – выполняются скрыто или непреднамеренно. При расхождении этих функций возникает двойной стандарт социальных отношений, что угрожает стабильности общества, так как наряду с официальными институтами формируются «теневые» институты, которые берут на себя функцию регуляции важнейших общественных отношений (например, криминальные структуры).

Поскольку общество представляет собой динамичную систему, одни институты могут исчезать (институт рабства), а другие – появляться (институт рекламы или институт гражданского общества). Формирование социального института называется процессом институционализации (процесс упорядочения общественных отношений, формирования стабильных образцов социального взаимодействия, основанного на четких правилах, законах, образцах и ритуалах).

Основные социальные институты

1. Семья как социальный институт характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями и их детьми и другими родственниками. Институт семьи включает множество более частных институтов, таких, как институт брака, институт родства, институт материнства и отцовства, институт социальной защиты детства и др. Функции: экономическая, репродуктивная, воспитательная и т. д.

2. Социальные институты политики: осуществляют реализацию политической власти. Внутренние функции: хозяйственная, стабилизационная, координационная, обеспечения защиты населения и др.; внешние функции: обороны, международного сотрудничества и др.

3. Экономические институты : институт собственности, система торговли и распределения, финансовая система, система страхования и другие виды систематизированной экономической активности. Экономика как социальный институт обеспечивает людей материальными условиями существования, является систематизирующим компонентом социума, решающей сферой его жизни, определяющей ход всех происходящих в обществе процессов. Основная функция: производство и распределение товаров и услуг.

4. Образование – социальный институт культуры, обеспечивающий воспроизводство и развитие общества путем организованной передачи социального опыта в виде знаний, умений, навыков. Образование способствует социализации индивида и развитию личности, содействует ее самореализации. Функции: адаптационная, профессиональная, гражданская, общекультурная, гуманистическая и т. д.

5. Право – социальный институт, система общеобязательных норм и отношений, охраняемых государством. Основные функции права: регулятивная (регулирует общественные отношения) и охранительная (охраняет те отношения, которые полезны для общества в целом).

6. Религия – как социальный институт может быть определена как система общественно признанных верований и соответствующей практики. Функции: мировоззренческая, компенсаторная, интегрирующая, общекультурная и др.

Институты многочисленны и разнообразны по своим формам и проявлениям. Крупные институты могут включать в себя институты более низкого уровня (например, суд – институты адвокатуры, прокуратуры, судейства). Каждый институт может удовлетворять несколько потребностей (церковь способна удовлетворять религиозные, моральные, культурные потребности), а одна и та же потребность – удовлетворяться разными институтами (духовные потребности могут удовлетворяться искусством, наукой, религией и т. д.).

Деятельность социального института определяется: набором специфических норм и предписаний, регулирующих соответствующие типы поведения; интеграцией социального института в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуры общества; наличием материальных средств и условий, обеспечивающих успешное выполнение нормативных предписаний и осуществление социального контроля.

Социальные институты способствуют закреплению и воспроизводству тех или иных особо важных для общества социальных отношений, а также устойчивости системы во всех основных сферах ее жизнедеятельности. Любые общественные преобразования осуществляются через изменения в социальных институтах.



 


Читайте:



Презентация на тему ""Уроки французского" В

Презентация на тему

В. Г. Распутин «Уроки французского». Урок литературыв 6 классе Распутин Валентин Григорьевич ( р. 1937), прозаик. Родился 15 марта в селе...

Названия, описания и особенности зимующих птиц

Названия, описания и особенности зимующих птиц

Парфенчук Алефтина ИвановнаДолжность: педагог дополнительного образования.Учебное заведение: МАОУДО города Нижневартовска Центр детского...

Разговорный стиль речи Порядок слов в предложении свободный

Разговорный стиль речи Порядок слов в предложении свободный

Слайд 2 Научиться говорить – значит научиться строить высказывания Слайд 3 В разговорном стиле важнейшую роль играет звуковая сторона речи,...

Сочинение рассуждение на тему деньги Какое значение имеют деньги в жизни человека

Сочинение рассуждение на тему деньги Какое значение имеют деньги в жизни человека

Многие задумываться о роли денег в жизни современного человека и над вопросом можно ли быть счастливым с не большим доходом?Современный человек не...

feed-image RSS