Реклама

Главная - Накопительная пенсия
Виды и сущность социальных технологий. Классификация технологий социальной работы. Характеристика основных типов технологий социальной работы. Классификация социальных технологий

Социальная технология - совокупность методов и приёмов, позволяющих добиваться результатов в задачах взаимодействия между людьми, то есть по сути социальная технология - это структура коммуникативных воздействий, изменяющих социальные системы или ситуации.

В более широком смысле, социальная технология - последовательность этапов социального взаимодействия, в ходе которой каждый субъект, участвующий во взаимодействии, реализует собственную управленческую стратегию по отношению к другим и формирует социальную действительность.

В нашей стране о социальных технологиях в управлении стали говорить еще в начале ХХ века применительно к управлению производством в рамках научной организации труда. Управление производством российские ученые рассматривали в органическом единстве общетеоретических и прикладных исследований. В Советском Союзе разработка и внедрение социальных технологий возобновились в середине 60-х годов.

Они осуществлялись по следующим направлениям:

Социальное планирование;

Разработка комплексных программ развития городов, регионов и отраслей;

Социальное проектирование решения стандартных социальных проблем;

Управленческое консультирование.

Само понятие «социальная технология» вошло в употребление управленческих наук лишь в 70-80-е годы ХХ столетия. Теория социальных технологий, выросшая на базе промышленной социологии, социологии труда, социологии организаций, связана с работами таких известных отечественных социологов, как И.В. Бестужев-Лада, А.Г. Здравомыслов, А.А. Зворыкин, В.Г. Подмарков, Ж.Т. Тощенко, В.А. Ядов и др. В разработке теоретико-методологических основ социальных технологий важную роль сыграл исследовательский проект «Социальная организация промышленного предприятия», осуществленный под руководством Н.И. Лапина.

Одно из первых определений социальной технологии принадлежит советскому философу В.Г. Афанасьеву, который определил ее как перевод абстрактного языка науки, отражающего объективные закономерности развития общества, на конкретный язык нормативов, решений, предписаний, регламентирующих и стимулирующих людей на достижение поставленных целей.

В современной отечественной науке социальная технология управления рассматривается в двух аспектах: как программа, содержащая процедуры и операции, и как деятельность, включающая совокупность методов и способов целенаправленного воздействия на социальные процессы и системы для достижения поставленных целей. Важность технологии заключается в том, что она рационализирует управление, включая в него только те операции, которые наиболее эффективны в достижении поставленной цели. Все социальные технологии обладают следующими основными признаками: разграничение управленческого процесса на внутренне взаимосвязанные этапы; поэтапность действий по достижению целей и однозначное выполнение технологических процедур. Технологизация является одним из направлений оптимизации социального управления. Социальные технологии применяются для управления людьми, социальными явлениями, социальными процессами и социальными системами. В зависимости от иерархии социальных систем, процессов и явлений выделяют три группы технологий: макротехнологии (глобальные) управления на уровне общества и его основных сфер; мезотехнологии на уровне управления региональными структурами, общественными институтами, организациями и микротехнологии на уровне управления небольшими объединениями людей и самоорганизации личности.

В отечественной литературе обычно выделяют четыре типа социальных технологий:

Технологии формирования социальных систем, связанные с социальным проектированием;

Технологии решения социальных проблем и поддержания стабильности социальных систем, основанные на методах управления;

Технологии преобразования и развития социальных систем, в их основе - игры открытого типа;

Технологии защиты социальных систем, базирующиеся на методах социальной борьбы.

В отечественной управленческой практике наибольшее распространение получили социальные технологии в сфере выработки управленческих решений, повышения эффективности социальной коммуникации и управленческого воздействия и подбора и расстановки кадров.

Социальные технологии различают в тесной зависимости от сфер общественной деятельности, в которых используются.

Социальные технологии могут быть:

· собственно социальными (достижение социальной справедливости, защита незащищённых слоёв населения);

· экономическими (оценка способностей человека; интеллектуальная оптимизация труда работника; «рядовой выходит в управленцы», иными словами, персонал получает власть и ответственность);

· управленческими (развитие управленческих систем и порядка коллективной деятельности организаций; выделение личной стратегии);

· политической (гарантии дальновидности и взвешенности политических решений);

· духовной сфере (культурные запросы и интересы людей; реагирование на тенденции, связанные с общественной и культурной жизнью; наличие экономических предпосылок для решения существующих проблем).

Социальные технологии, которым все более уделяется внимание на государственном уровне, в свою очередь, могут быть связаны с работой с обществом в целом, с семьёй, подрастающим поколением, женщинами, пенсионерами, с технологиями социального предвидения, адаптации, творческого развития, профилактического значения и экономической поддержке людей, а также социально-педагогические, социально-психологические, социально-медицинские.

Формирование политики, определяемой современным обществом и проводимой современным государством, возможно только на основе технологизации, предусматривающей максимально эффективное и целесообразное использование ресурсов и средств.

Технологизация социальной деятельности. Значение технологизации заключается прежде всего в том, что она придает человеческой деятельности более рациональный характер, отвечает субъективному стремлению человека определить тот естественный алгоритм, который облегчит его деятельность и повысит ее эффективность.

Технологизация социальных процессов включает в себя:

1) разделение процесса на внутренне взаимосвязанные этапы, фазы, операции;

2) поэтапную координацию действий, направленных на достижение искомого результата;

3) однозначность выполнения включенных в технологию процедур и операций.

Технологизация как разработка и использование определенной совокупности приемов и способов воздействия на объект (процесс) базируется на технологиях, а социальная технологизация - на социальных технологиях.

Необходимо учитывать и тот факт, что технологизация возможна при наличии следующих условий: объект обладает определенной степенью сложности, известны элементы его структуры, особенности их строения и закономерности функционирования; субъект управления способен формализовать реальные процессы и представить их в виде показателей, операций, процедурой, что весьма важно, создать инновационную среду для воспроизводства и обеспечить необходимый уровень управления.

Билет № 21: Виды социальной информации, их природа и свойства. Cбор и переработка информации, ее эффективное использование – необходимый компонент управления. Информация, используемая в управлении обществом, по самой своей природе, социальная. Отражая общественные отношения (в широком смысле), отношения и процессы любого типа и уровня, она является высшим, наиболее сложным и многообразным типом информации.

Социальная информация - совокупность знаний, сведений, данных и сообщений, которые формируются и воспроизводятся в обществе и используются индивидами, группами, организациями, различными социальными институтами для регулирования социального взаимодействия, общественных отношений и процессов.

Важно подчеркнуть, что информация, которой располагает человек, может быть обыденной, эмпирической, позволяющей человеку ориентироваться в своей повседневной жизни, и систематизированной, научной. К информации предъявляются следующие требования:

1. Ценность информации. Чем важнее задача, которую решает человек, тем ценнее информация, требуемая для ее решения.

2. Доступность информации. Например, если тот или иной текстовый материал есть во Всемирной паутине, а у Вас есть подключение к сети Интернет, то получить информацию проще, чем если бы текст был представлен в какой-нибудь библиотеке, до которой еще надо добраться.

3. Понятность информации. Сообщение на японском языке может быть непонятно для россиянина, даже если содержит ценную информацию.

4. Полнота информации. Достаточность информации для решения определенного спектра задач.

5. Избыточность информации.

7. Актуальность. Информация может иметь значение лишь в определенный момент времени.

8. Объективность. Чем меньше зависит содержание информации от того, кто ее получил и обработал, тем она более объективна.

Виды социальной информации:

Информация классифицируется по различным основаниям:

- по сферам общественной жизни : экономическая, социальная, политическая, духовная, культурная;

- по источникам поступления : внутренняя и внешняя;

- по материальным носител ям: бумажная, электронная, электрическая;

- по формам носителей : СМИ (радио, телевидение), книги, газеты, журналы;

- по периодам использования : справочная, нормативная, переменная;

- по видам основных функций управления : прогнозная, организационная, контрольная, учебная, регулятивная;

- по характеру представления : количественная, качественная.

Технология (от греч. tekhnẽ - искусство, мастерство, умение + 1оgos - учение) - система знаний о способах и средствах обработки и качественного преобразования объек­та. Технология - совокупность средств организации и упорядочения целесообразной практической деятельности в соответствии с целью и логикой процесса преобразования того или иного объекта. Технология алгоритмизирует деятельность и, следовательно, может быть многократно использована, воспроизведена и тиражирована для решения сходных задач. В современных условиях по мере становления и раз­вития системы профессиональной деятельности по оказанию социальной помощи и обеспечению социальных прав, особую актуальность приобретает технологизация социальной работы . Будучи одним из видов социальной технологии, технология социальной работы представляет собой совокупность спосо­бов действий, осуществляемых профессионально для улучше­ния жизнедеятельности клиентов с применением или без при­менения технических средств и возможностью воспроизвод­ства данной системы действий (социальное об­служивание, помощь и поддержку граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации). Социальные технологии в этой области общественной жизни базируются на реальном опыте социальной работы, принципах и теоретико-методологических закономерностях, открытых социаль­ными науками.

Существует много критериев классификации технологий социальной работы. Это связано с тем, что социальная работа представляет собой определенную относительно самостоятельную систему упорядоченного множества элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Самыми общими из них являются методы экспертного оцени­вания (например, руководства для проведения интервью тактическими работниками); методы вмешательства (служ­бы знакомств); программы обслуживания (агентство по усы­новлению); организационные структуры (децентрализован­ные офисы) системы обслуживания (местные агентства пси­хического здоровья). Социальная работа может быть рассмотрена и как разновид­ность больших систем, поскольку включает в себя три компонен­та: 1) социальную работу как науку; 2) социальную работу как учебную дисциплину (цикл учебных дисциплин); 3) социальную работу как вид деятельности.



Выделяя социальные технологии в социальной работе как науке, необходимо учитывать, что она представляет собой такую сферу человеческой деятельности, функция которой - выработка и тео­ретическая систематизация объективных знаний об определенной действительности - социальной работе (а при понимании соци­альной работы в широком смысле - социальных отношениях, социальной сфере). Одной из ее важнейших задач как науки явля­ются анализ существующих форм и методов социальной работы, разработка оптимальных методов и технологий разрешения раз­личных социальных и других проблем применительно к разным индивидам, слоям и группам населения.

Характеризуя технологии социальной работы как науки, сле­дует исходить из того, что ее неотъемлемыми компонентами яв­ляются соответствующие закономерности (например, существен­ные связи между субъектом и объектом социальной деятельно­сти), принципы и методы (экономические, правовые, социаль­но-педагогические и т.д.).

В этом случае социальные технологии представляют собой спо­собы применения теоретических выводов в решении практиче­ских задач социальной работы. Важно в этой связи подчеркнуть особенность социальной работы как науки - органическое един­ство знаний и умений.

Когда речь идет о социальной работе как учебной дисциплине (цикле учебных дисциплин), сущностью социальных технологий является целостное представление о содержании социальной ра­боты, ее основных направлениях, инструментарии, методах и ор­ганизации, т.е. эти технологии имеют в основном обучающий, информационный характер.

В этой связи важно различать общее и особенное в технологи­ях образования в области социальной работы, что связано с системой обучения: получение среднего специального и высшего об­разования (с учетом ступеней высшего образования, неполного высшего образования, бакалавриата, специального образования, магистратуры), аспирантура и докторантура, система повышения квалификации и самообразования.

Социальные технологии в социальной работе в зависимости от уровня делятся на :

Простые (доступные неспециалистам);

Сложные, требующие наличия квалификации у специалиста, работающего в определенной области;

Комплексные, требующие наличия квалификации у несколь­ких специалистов, работающих в разных областях. Учитывая сложность субъектов социальной работы (в частно­сти, это социальные службы различных уровней и направлений), можно различать социальные технологии и по этому показателю.

Возможна типологизация социальных технологий и по другим критериям. Например, можно выделить социальные технологии - «внешние» по отношению к клиенту : государственное вмешатель­ство, помощь общественных и других организаций, частных лиц. Главное их содержание заключается в создании человеку, группам (слоям) людей таких условий, чтобы они самостоятельно решали свои проблемы (пример - создание рабочих мест на предприятиях для инвалидов).

От «внешних» технологий отличаются социальные техноло­гии (т.е. способы, действия), осуществляемые самими клиентами (например, создание собственного дела, откладывание определенной доли дохода (процента) для социального страхования и др.). К числу этого типа технологий (само- и взаимопомощи) можно отнести те действия, приемы, способы, которые используют социальные работники, решая проблемы своих клиентов.

Также по отношению к клиенту выделяют технологии формирующие (например, формирование какой-либо новой положительной установки у клиента), стимулирующие (например, поощряющие положительную для клиента и социума модель поведения или мышления) и деструктивные (технологии, направленные на разрушение привычных для клиента, но неприемлемых для общества стандартов его поведения).

Возможно выделение технологий в социальной работе с людь­ми, проживающими на территории страны, и людьми, оказавшимися по тем или иным причинам за ее пределами (например, русскоязычным населением, русскими гражданами, прожива­ющими в государствах ближнего зарубежья).

Также различают технологий социальной работы по времени функционирования, длительности воздействия:

а) долгосрочные (эти технологии рассчитаны на 20-25 лет)

б) тактические (направленные на реализацию плана)

в) оперативные или ситуативные (для решения разовых ситуаций, регулирующие взаимодействие людей)

г) циклические (периодически возникающие)

Читайте также:
  1. PR в государственных структурах и ведомствах. PR в финансовой сфере. PR в коммерческих организациях социальной сферы (культуры, спорта, образования, здравоохранения)
  2. Билет 2 вопрос Понятие, сущность и принципы социальной политики
  3. Биографический метод в практике профессиональной социальной работы
  4. Блок 14 вопрос Положение детей-сирот и детей-инвалидов, меры по их социальной поддержке.
  5. Блок 16 вопрос Девиантное поведение подростков как проблема социальной работы. Особенности работы с подростками с девиантным поведением.
  6. Будет ли осуществляться экспертиза товаров для целей таможенного контроля (двойное применение товаров и технологий)
  7. В чем различия классового и стратификационного подходов в определении социальной структуры общества?

Технология – совокупность приемов, методов воздействия общественных и частных организаций, специалистов, волонтеров, направленных на оказание помощи, поддержки.

В соц. работе различаются технологии: простые (доступные не специалисту); сложные (требующие квалификации одного специалиста); сложные (требующие квалификации специалистов в разных областях). Внешние по отношению к клиенту (гос. вмешательство, помощь частных лиц), т.е. создание условий клиенту для решения его проблем. Соц. технологии , осуществляющиеся самими клиентами.

Глобальные соц. технологии :

1) инновационные – методы и приемы новаторской деятельности, направленные на внедрение нововведений в обществе;

2) рутинные соц. технологии (отличаются малой наукоемкостью);

3) традиционные (широко используются);

4) информационные – способы, приемы, оптимизирующие информационный процесс;

5) интеллектуальные – направлены на развитие и стимулирование мыслительной деятельности людей.

Классификация технологий в соц. работе может быть предложена как наука, как вид профессиональной деятельности, как учебная дисциплина.

1) соц. работа как наука. При характеристике технологий соц. работы как науки соц. технологии выступают как способы применения теоретических выводов в решении практических задач в соц. работе;

2) соц. работа как учебная дисциплина. Технологии носят информационный, обучающий характер;

3) соц. работа как особы вид деятельности.

Виды технологий : соц. диагностика, соц. профилактика, надзор и коррекция, соц. терапия и адаптация, соц. реабилитация, соц. обслуживание, соц. страхование, соц. обеспечение, соц. помощь, соц. консультирование, соц. экспертиза, соц. посредничество, попечительство.

7. Социальная работа как особый вид деятельности: сущность, цель, принципы, функции, субъект, объект, средства и условия. Системный характер социальной работы.

Цель соц. работы как особого вида деятельности состоит в удовлетворении социально гарантированных и личностных интересов и потребностей различных групп населения, создание условий, содействующих восстановлению или улучшению способности людей к соц. функционированию. Соц. работа как профессиональный вид деятельности обладает следующими признаками : 1) совокуп6ность знаний, навыков, умений, как результат обучения в специальных учреждениях; 2) систематичность и постоянство определенного круга занятий и работы.



Объект соц. работы – люди, нуждающиеся в постоянной помощи (пенсионеры, инвалиды, дети, тяжело больные, люди, попавшие в ТЖС и т.п.)

Субъект соц. работы – люди и организации, ведущие соц. работу (общественные организации, фонды).

Функции: информационная, диагностическая, прогностическая, организационная, психолого-педагогическая, оказание практической деятельности, управленческая.

Условия соц. работы конкретизируются в зависимости от целей, ситуации и подразделяются на уровни: мировой, федеральный, региональный, местный.

Средства рассматриваются как методы соц. работы, выделяют ресурсы (кадры, службы), технологии традиционные и инновационные, финансирование бюджетное и внебюджетное.

Система соц. работы представляет собой открытую систему, переплетающуюся с другими социальными системами: экономикой, политикой, правом, этикой, экологией и т.п.

8. Целеполагание: сущность, задачи, принципы и место в технологии социальной работы.

Целеполагание – это основная процедура технологического процесса среди всех процедур. Это процесс выбора и определения цели как идеального образа будущего результата деятельности.



При формулировании цели возникают условия: цель должна быть обоснованной; ясной и достижимой; основная цель должна быть соотнесена с целью более высокого порядка.

Этапы формирования цели :

1) выявление необходимых характеристик и состояний объекта, их включение в целевую установку деятельности;

2) определение возможных, но нежелательных обстоятельств, вызванных конкретным видом деятельности;

3) ограничение цели от желательных, но объективно невозможных результатов.

Виды целей : конкретные, абстрактные, стратегические, тактические, групповые, общественные, индивидуальные, цель, поставленная субъектом деятельности.

Процесс целеполагания в технологии соц. работы можно представить как процесс отделения возможного от невозможного, желаемого от нежелаемого, закономерного от случайного в целях получения определенного результата.

Функции цели :

1) определение рационального варианта сбора информации и способов действия при решении проблем;

2) ограничение объема информации;

3) конкретизация проблемы;

4) помощь в определении способов действий.

Логические принципы : 1) точное и четкое формулирование целей, применительных к конкретным ситуациям; 2) определение целей других лиц и организаций, на которых направлено воздействие; 3) определение характера взаимосвязей целей других лиц и организаций; 4) определение вероятных последствий в достижении целей; 5) определение обстоятельств, способствующих и препятствующих достижению цели; 6) выявление управляемых и неуправляемых переменных ситуаций.

Таким образом, целеполагание – важнейший этап технологического процесса в соц. работе, определяющих содержание, инструментарий и направленность действий специалистов соц. работы.

Что такое социальные технологии? Самый простой ответ: набор приемов, позволяющих воздействовать на определенную ситуацию или в целом. Если говорить развернуто, то понятие включает целую структуру коммуникативных методов, которые используются для управления обществом или собственным окружением. Социальные технологии позволяют формировать нужную действительность, управлять другими в своих интересах. Изучает их наука, которая называется «управленческий консалтинг».

В зависимости от сферы, в которой эти технологии применяются, они различаются на:

  • Собственно социальные. Такие технологии складывались исторически. Их проще всего объяснить при помощи пословиц. «Без труда не выловишь рыбку из пруда». «Кто не работает, тот не ест». Эти социальные технологии подразумевают заботу о незащищенных слоях, формирование социальной справедливости.
  • Экономические. Имеют в виду правильное распределение рабочей силы на основании оценки способностей и возможностей каждого сотрудника, распределение управленческих обязанностей для интеллектуальной оптимизации труда.
  • Управленческие. Сюда входят методы создания стратегии руководителей, повышение коллективной ответственности, развитие эффективных управленческих систем.
  • Политические. Именно от них зависят гарантии правильности и оптимальности политических решений, влияющих на жизнь социума.
  • Социальные технологии Они определяют предпосылки для решения общественных проблем, учитывают тенденции, влияющие на культурную жизнь.

На сегодняшний день наше государство развивает технологии социальной работы, связанные с улучшением жизни семьи, незащищенных слоев (пенсионеров, инвалидов, детей). Разрабатываются и внедряются технологии предвидения социального развития, адаптации, социально-медицинские, педагогические и прочие.

Особенно важными все представители научных кругов считают технологии социальной работы с семьей, ведь именно в этой ячейке общества люди проводят большую часть жизни. И именно семья в первую очередь формирует личность, потребности, поведение и стремление человека.

Такие технологии разрабатываются специально для разных категорий. В частности, выделяются социальные технологии по работе со следующими семьями:

  • находящимися в социально опасном положении;
  • многодетными;
  • неполными;
  • имеющими ребенка-инвалида и т.п.

Особое внимание уделяется защите детей, которые подвергаются сексуальному, физическому или нравственному насилию.

Если попытаться классифицировать виды социальных технологий, то придется выделить несколько критериев.

Так, по степени известности они делятся на классические (традиционные) и инновационные, т.е. разработанные с учетом современных представлений и возможностей.

Технологии могут охватывать конкретный регион или всю страну, поэтому их можно разделить на глобальные, направленные на решение общечеловеческих проблем, и региональные, учитывающие особенности региона.

Некоторые социологи предлагают такую классификацию технологий:

  • связанные с жизнедеятельности общества;
  • определяющие административно-властное регулирование;
  • информационное обеспечение;
  • связанные с духовным и культурным развитием;
  • обеспечивающие стабильное социальное функционирование.

Кроме вышесказанного понятие «социальные технологии» может рассматриваться как направление профессиональной деятельности. В таком случае целесообразно выделить ряд действий, направленных на упреждение и устранение негативных К ним относятся определенные методы воздействия:

  • административный;
  • управленческий;
  • экономический;
  • педагогический;
  • юридический;
  • психологический.

Эти методы относятся к инструментарию Они помогают достигать поставленных целей.

Социальные технологии весьма разнообразны, что обусловлено многообразием социального мира, социальной жизни, ее отношениями с природными явлениями.

Классификация социальных технологий может быть осуществлена по различным основаниям: видам, уровням, сферам применения и т.д. По масштабу объекта, который подвергается воздействию, можно выделить глобальные социальные технологии, социальные технологии применительно к обществу в целом, различным сферам общественной жизни, социальной структуре, социальным институтам, процессам, явлениям.

Специалисты-управленцы выделяют технологии поиска стратегии управления, персонального менеджмента, социального моделирования и прогнозирования. Можно выделить технологии информационно-внедренческие, обучающие, инновационные, технологии прошлого опыта. По характеру решаемых задач
технологии бывают универсальными и частными. Целесообразно также выделить технологии социального развития отдельных стран, регионов, территорий, трудовых ассоциаций; существуют технологии обучающие, внедренческие, самореализации и саморазвития личности и т.д.

Иными словами, классификация социальных технологий базируется на дифференциации как применяемых знаний, способов, методов, так и объектов (явлений, процессов, групп людей, их общностей и т.д.), поскольку к каждому из них можно применить определенные способы воздействия с целью добиться их оптимального функционирования, развития и совершенствования.

Естественно, что социальные технологии существенно различаются своим содержанием. Определим кратко содержание наиболее важных социальных технологий - это поможет более подробно и обстоятельно рассмотреть специфику технологий в социальной работе.

С точки зрения масштабности выделяют глобальные социальные технологии, цель которых - решение общечеловеческих проблем. Под этими технологиями подразумеваются такие задачи, методы, способы, которые способствуют уяснению и решению не только внутренних, но и мировых тенденций развития, связи общества и природы. Следовательно, их внедрение прямо или косвенно оказывает позитивное влияние на жизнедеятельность людей, повышает их социальную защищенность.

Одной из их разновидностей является технология глобального моделирования (исследование и решение вопросов сохранения мира, природы, обеспечения растущего населения Земли продовольствием, энергией, материальными средствами и т.д.).

Региональные социальные технологии изучают и реализуют закономерности территориальной социальной жизни и планомерных ее изменений.

Локальные социальные технологии применяются для решения местных проблем, которые могут содержать в себе как типичные, так и неповторимые особенности.

Технологии можно классифицировать и по степени новизны.

Инновационные социальные технологии - это методы и приемы инновационной деятельности, направленные на создание и материализацию нововведений в обществе, реализацию новшеств, которые приводят к качественным изменениям в разных сферах социальной жизни, к рациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе.

Пример инновационных технологий - инновационные социальные технологии профессионального обучения безработных как системы организации их профессионального обучения, основа
которой - активное использование достижений науки в целях получения нового качества знаний обучаемых, его средств и характеристик.

В отличие от инновационных рутинные социальные технологии характеризуются такими методами воздействия на социальные процессы, которые основаны на прошлом опыте, отличаются малой наукоемкостью, не мотивируют социальный объект, социальную систему к переменам, изменениям.

Информационные социальные технологии представляют собой оптимизацию самого информационного процесса, его воспроизводства и функционирования. Интеллектуальные социальные технологии направлены на развитие и стимулирование мыслительной деятельности людей, развитие их творческих способностей. Исторические технологии предполагают осмысление исторического опыта по законам социальной технологизации, т.е. технологизацию исторических знаний как условия политического, экономического, духовного и социального диагностирования (опыт реформ). Демографические технологии изучают и вырабатывают способы механизма воспроизводства населения, изменения его численности, состава и размещения и т.д.

Социальные технологии согласия представляют собой методы достижения согласия большинства населения относительно решения наиболее актуальных вопросов общественной жизни, их взаимного действия. К этому типу технологий примыкают социальные технологии разрешения конфликтов, в частности социально-этнических.

В последнем случае важно учитывать внутреннюю структурализацию этих технологий, используемых как образные способы снятия напряженности, решения проблем:

  1. позиционное противостояние; контрпретензии для разрешения взаимных уступок при сохранении статус-кво;
  2. демаркированиие границ в связи с изменениями административного статуса;
  3. компромисс, взаимные уступки;
  4. односторонние уступки, удовлетворение всех претензий; компенсация (финансовая, экономическая и др.);
  5. ликвидация объекта или субъекта конфликта в национально-территориальных образованиях.

Политические технологии как вид социальных технологий представляют собой методы решения политических проблем, выработки политики, ее реализации, осуществления политической деятельности.

С полным основанием можно выделить также социальные технологии в собственно социальной сфере, духовной и экономической областях.

В структуре управленческих технологий особое место занимают административно-управленческие технологии как способы непосредственного (прямого) оперативного воздействия на управляемый объект. Ясно, что последний вид технологий (как и многие другие) тесно связан с осуществлением задач социальной работы. К такого рода технологиям можно также отнести психологические технологии как способы воздействия на психологические процессы, свойства, явления, отношения, установки, характер, реакции, волю личности, межличностные взаимоотношения.



 


Читайте:



Презентация на тему ""Уроки французского" В

Презентация на тему

В. Г. Распутин «Уроки французского». Урок литературыв 6 классе Распутин Валентин Григорьевич ( р. 1937), прозаик. Родился 15 марта в селе...

Названия, описания и особенности зимующих птиц

Названия, описания и особенности зимующих птиц

Парфенчук Алефтина ИвановнаДолжность: педагог дополнительного образования.Учебное заведение: МАОУДО города Нижневартовска Центр детского...

Разговорный стиль речи Порядок слов в предложении свободный

Разговорный стиль речи Порядок слов в предложении свободный

Слайд 2 Научиться говорить – значит научиться строить высказывания Слайд 3 В разговорном стиле важнейшую роль играет звуковая сторона речи,...

Сочинение рассуждение на тему деньги Какое значение имеют деньги в жизни человека

Сочинение рассуждение на тему деньги Какое значение имеют деньги в жизни человека

Многие задумываться о роли денег в жизни современного человека и над вопросом можно ли быть счастливым с не большим доходом?Современный человек не...

feed-image RSS