Реклама

Главная - Потеря кормильца
Выбор професии. Будущая профессия. Проблема выбора профессии. Цели труда в этих областях могут быть разными

Забудьте всё, что вы слышали о выборе профессии раньше

Интересный момент, в школе мы изучаем столько важных и полезных вещей, однако на самую важную вещь, такую как выбор профессии , никто не обращает особого внимания. Поэтому в этой статье мы решили дать несколько полезных советов о том, как правильно выбрать будущую специальность.

Этот материал будет наиболее полезен и интересен:

  • школьникам, которые в данный момент выбирают будущую профессию;
  • родителям, чьи дети уже почти выросли и также заинтересовались этим вопросом;
  • людям, которые не удовлетворены своей профессией в данный момент.

Добавим только то, что этот материал не следует рассматривать в качестве готового рецепта, который избавит вас от всех проблем. Иногда бывает так, что причина трудностей заключается не в том, на сколько правильна была выбрана профессия, а в глубинных психологических проблемах. Однако после прочтения у вас, скорее всего, появятся новые вопросы.

КАК ПРАВИЛЬНО ВЫБРАТЬ ПРОФЕССИЮ

Вы уверены, что в этом вопросе абсолютно осведомлены и знаете все о выборе профессии ? Многие люди думают точно также, однако вместо того, чтобы применить свои знания на практике, обычно, руководствуются случаем. Поэтому мы представляем вашему вниманию 10 полезных советов по выбору дела всей жизни, знание которых поможет вам принять обоснованное решение.

Совет №1. При выборе профессии уделите внимание самоизучению

Можете не верить, но правильно выбрать профессию — очень сложно! И для того, чтобы не ошибиться в принятии столь серьезного решения, этому процессу необходимо будет уделить достаточное количество времени. Планирование своей карьеры — это многошаговый процесс, он должен включать в себя изучение собственного характера, а также изучение родов деятельности, знания в области которых могут помочь принять обоснованное решение.

Совет №2. Не доверяйте выбор профессии консультанту в области профориентации

На самом деле ни один консультант по профориентации не сможет сказать вам, какая профессия станет для вас идеальной. Такие специалисты всего лишь дают человеку рекомендации в выборе профессии, а также помогают продвинуться вперед во время принятия решения.

Совет №3. Зарабатывать на жизнь, занимаясь своим хобби — можно!

Определяясь с делом всей своей жизни, лучше выбирать именно такую сферу, которая будет связана с тем, чем вам нравится заниматься в свободное время, разумеется, если вы этого сами хотите. Плюс ко всему человек становится настоящим профессионалом в своем хобби, хотя эти навыки он получает легко и непринужденно.

Совет №4. При выборе профессии не стоит ориентироваться на «Самые лучшие специальности»

Ежегодно (особенно в «поворотные» годы, например, в начале очередного десятилетия) публикуется множество книг и статей, в которых расписаны самые востребованные профессии, их обычно определяют по экспертным прогнозам. Заглянуть в эти списки, конечно, можно, но только для того, чтобы понять: привлекает ли вас какая-либо из описанных специализаций. Однако при выборе собственной профессии, вам не следует руководствоваться исключительно этим списком.

Несмотря на то, что подобные прогнозы зачастую основаны на достоверных фактах и данных, в мире все может кардинально поменяться в любую минуту. Поэтому специальность, востребованная сегодня, может быть не слишком востребована в будущем. Да и вообще, при выборе профессии лучше принимать в расчет исключительно собственные ценности, навыки и интересы. А выбирать определенный род деятельности только потому, что он имеет неплохую перспективу в будущем — не стоит. А может это дело просто вам не подойдет?

Совет №5. Не руководствуйтесь исключительно большой зарплатой

Да, заработная плата очень важна в любом деле, но это далеко не единственный аспект, который нужно учитывать, выбирая род деятельности.

Многочисленные исследования показывают, что деньги далеко не всегда дают человеку удовлетворение от работы. Для многих наиболее важно получать удовольствие от работы, нежели много денег. Однако среди всех факторов в общем, учитывайте и этот.

Совет №6. Не думайте, что выбранная профессия должна закрепиться за вами на века

Если по какой-либо причине выбранная вами профессия перестанет приносить вам удовольствие, не бойтесь ее менять. Так делают многие люди, причем в любом возрасте. Некоторые даже меняют род занятий несколько раз за свою жизнь.

Совет №7. Не бойтесь того, что при смене профессии ваши навыки напрасно пропадут

Ваши навыки останутся с вами на всю жизнь, что бы не произошло. Вы сможете пользоваться ими как на одной, так и на другой работе. Вряд ли, конечно, получится использовать их таким же образом, как и раньше, но они точно не пропадут зря.

Совет №8. Не стоит идти по стопам мамы, папы, друга и так далее

То, что какой-нибудь ваш родственник безумно счастлив в своей профессии, отнюдь не означает, что вы в ней будете также счастливы. Все мы разные, и то, что хорошо одному, будет в тягость другому, даже в случае если этот самый другой очень похож на вас. Если кто-то из ваших знакомых работает в сфере, которая вас интересует, изучите ее. Это будет прекрасным опытом, ведь вы сможете заглянуть в самую суть этой профессии, так вам будет проще понять: подходит она вам или нет.

Совет №9. Используйте любую возможность, для того, чтобы изучить определенную профессию

Никто не спорит, что собственный опыт не сможет заменить ничто. Однако есть много других способов изучить ту или иную сферу деятельности, фактически не работая в ней. Например, можно почитать о ней в печатных изданиях, или интернет ресурсах. Также можно встретиться и поговорить с людьми, которые работают в этой профессии.

Совет №10. Определились со сферой деятельности? Не останавливайтесь на этом!

Выбор профессии — это прекрасное начало, большой шаг на пути к успеху. Однако есть много других вещей, которые надо будет сделать после этого самого выбора. План по развитию карьеры — это дорожная карта, ведущая вас с момента выбора специальности, до становления квалифицированным работником в выбранной области, до достижения поставленных вами долгосрочных карьерных целей.

Надеемся, наши полезные советы по выбору профессии помогут вам принять правильное решение. И помните: выбрав профессию по душе, вы сможете получать от жизни максимальное удовольствие, ведь так или иначе, а на работе мы если не всю свою жизнь, то половину — точно.

Как выбрать профессию по душе? Узнайте, как ваш характер и способности должны соотноситься со спецификой будущей работы, чтобы она приносила вам удовольствие и желаемый материальный доход. На страницах раздела вы также сможете пройти бесплатные онлайн тесты, узнать, что такое профориентация и ознакомиться с описаниями самых востребованных профессий.

Итак, рассмотрим, что вам поможет в выборе профессии.

Перед тем как определить к чему лежит душа, имеет смысл ознакомиться с тем, что же востребовано в современном мире и на каких специалистов есть действительно хороший спрос. Кроме того, если вы выбираете между несколькими профессиями, то востребованность той или иной может склонить ваш выбор именно в ее пользу. Итак, вперед, изучать рейтинги.

Прежде чем понять, действительно ли вам придется по душе та или иная сфера деятельности, о ней обязательно надо узнать как можно больше. Это можно сделать в соответствующем разделе нашего портала, прочитав обзоры профессий. Они расскажут вам о специфике работы, где и на каких специальностях лучше всего учиться, какой должен быть характер у человека, а также насколько она престижна и как высоко оплачивается труд.

Статьи, собранные в разделе, посвящены исключительно вопросу выбора будущей сферы деятельности. Они написаны профессиональными журналистами и психологами и содержат действительно ценные советы. В них каждый из аспектов проблемы раскрыт максимально полно и содержательно. Надеемся, что большинство из них придется вам по душе, а представленный материал поможет вам сделать правильный выбор.

«Кем ты хочешь быть?» Вас спрашивают об этом лет с трех. Есть, конечно, счастливчики, уже в первом классе осознавшие, что будут учителями, врачами, космонавтами или физиками-ядерщиками. Но для большинства этот вопрос становится по-настоящему актуальным к концу обучения в школе - и самое интересное, что, бывает, он не дает покоя и дальше. Работает вроде человек, зарплату получает, а всё равно продолжает размышлять, кем же он всё-таки хочет быть… Помочь здесь призвана профориентация.

Особенности характера - это один из важнейших параметров при выборе профессии. Тихоня навряд ли пойдет в продавцы, а активный и начитанный человек будет несчастен в работе, требующей сосредоточенного погружения в свои мысли. Узнайте, как сделать правильный выбор.

Если, даже ознакомившись со всеми материалами раздела, вы все равно не смогли выбрать профессию по душе, то вы можете задать вопрос эксперту, который специализируется на профориентации школьников старших классов и подростков. Перед тем, как это сделать, прочитайте, пожалуйста, ответы на уже заданные вопросы - вполне возможно, вы найдете ответ на свой. Если нет, то смело пишите, мы постараемся на него ответить (однако это касается не всех вопросов, да и время ожидания ответа может быть значительным).

Каждый человек в своей жизни должен принять несколько ключевых решений, определяющих дальнейшую судьбу, и выбор профессии - это одно из них. С малых лет мы думаем, кем стать: девочки хотят стать учительницами, врачами или моделями, мальчики мечтают быть автогонщиками, пилотами или бизнесменами. Мы растем, мечты меняются, и приходит время делать выбор. Нужно выбрать вуз, который позволит воплотить желаемое в реальность. Но многие даже к окончанию школы так и не могут определиться, просят совета у родителей, которые с радостью отправляют ребенка учиться туда, где бы хотели когда-то оказаться сами.

В развитых европейских странах большое внимание уделяют развитию своих детей, определению их способностей с раннего детства. Система школьного образования построена таким образом, что позволяется в процессе обучения выбирать предметы, которые наиболее подходят ученику и развивают его сильные стороны. А то, что не могут сделать родители, точно сделают центры карьерного консультирования или профессиональные коучеры. Они проведут необходимые тестирования и тренинги с ребенком, по результатам которых смогут сделать вывод, на каких сферах деятельности ему лучше сосредоточиться.

Но нужно обязательно прислушиваться к себе, пробовать заниматься различными видами спорта, посещать творческие кружки, студии и музыкальные занятия, тогда с большой вероятностью можно сказать, что ответ на вопрос "Как выбрать профессию по душе" будет найден.

Как правильно выбрать профессию?

По данным ВНИИ профессионального технического образования около 40% учащихся 1-го курса ПТУ не удовлетворены выбранной профессией, а 40-60% старшекурсников ВУЗов не хотят работать по выбранной специальности. Исследования показывают, что только 10% учащихся адекватно оценивают свои возможности.
И еще немного цифр:
. 25% учащихся выбирают профессию по совету друзей;
. 17% по совету родителей;
. 9% руководствуются случайными факторами (например, территориальной близостью учебного заведения);
. 10% учащихся выбирают профессию под влиянием СМИ;
. остальные руководствуются интересом к содержанию труда.

Согласно «Единому тарифно-квалификационному справочнику» в мире насчитывается более 50 тысяч профессий. В России их более 7-ми тысяч. А значит, около 43 тысяч профессий в России пока не существует. Это может быть связано с климатическими, общественно-экономическими условиями или с отсутствием востребованности в каком-то виде деятельности или же просто та или иная сфера еще не стала для нас актуальной.

Период трудовой активности в жизни человека ограничен, а посему как-то обидно тратить на нелюбимое дело 8 часов своей жизни каждый день. В связи с этим встает вопрос профессионального самоопределения. Вопрос актуальный не только для тех, кто заканчивает школу, но и для взрослых людей, вдруг осознавших, что они занимаются вовсе не тем, чем хочется , а тем, что получилось. Как же выбрать профессиональный путь и свести к минимуму возможные ошибки и разочарования?

Что мешает нашему правильному выбору?

1. Незнание мира профессий - существующих и актуальных в перспективе

Существующие профессии порой оцениваются на основе знаний того, что у тети Клавы сын в банке работает, а у Марьпетровны инженером на заводе. При этом, неважно, что сын тети Клавы не является владельцем банка, а просто бухгалтер. О бухгалтерах всегда думают, что они в прямом смысле сидят на мешках с деньгами и ворочают миллионами с выгодой для себя. А психолог воспринимается как ходячий рентген человеческих душ. Отсюда весьма распространенные шутки про «ты же врач», «ты же переводчик», «ты же менеджер» и т.д. Таким образом, получается, что большинство людей не знает специфики некоторых профессий и имеет исключительно поверхностное представление об их содержании. Что касается перспективных профессий , то время, когда все повально стремились стать экономистами и юристами, ушло безвозвратно. Представителей этих профессий на сегодняшний день более чем достаточно. На рынке труда в России сегодня требуются специалисты в следующих областях:

. В сфере маркетинга и менеджмента основной спрос на продавцов, маркетологов, логистов и специалистов по рекламе.
. В сфере информационных технологий нужны системные администраторы, программисты 1С, специалисты, занимающиеся разработкой интернет сайтов (web-программирование, web-дизайн), специалисты по поисковой оптимизации, отвечающие за продвижение сайтов, контент-менеджеры, отвечающие за содержание сайта.
. В сфере экономики требуются кредитные эксперты, финансовые аналитики, бухгалтеры.
. Профессии сферы строительства, гостиничного сервиса и туризма были и остаются востребованными в особенности с организацией Зимней олимпиады в Сочи в 2014 году, чемпионата мира по футболу в 2018 году, а также развитием индустрии туризма и отдыха в России.
. Также среди технических профессий высок спрос на инженеров, инженеров-технологов.
. По мнению аналитиков через пять лет одними из самых востребованных профессий будут эколог, химик и специалист в области инновационных технологий .

2. Незнание правил выбора профессий

Неверное представление о характере деятельности приводит к выбору, не соответствующему имеющимся у человека задаткам, способностям и особенностям характера . Профессия может выбираться исходя из представлений о ней как о романтической (геолог , актер ), интеллигентной (врач , инженер , ученый ), модной (дизайнер , юрист , менеджер ), денежной (брокер , моряк , пластический хирург ) или на основании того, что уже несколько поколений семьи заняты в ней.

Правила выбора профессии

Следует выявить, в каких сферах деятельности существует потребность на сегодняшний день, пообщаться с успешными представителями данной профессии, которые заняты в ней не один год. Это позволит увидеть перспективу на ближайшие 2-3 года.

Узнать, какие заведения осуществляют подготовку по данным специальностям. Лучше выбирать государственные учебные заведения с именем, собрать максимальное количество отзывов о них, прочитать обучающие программы и посмотреть преподавательский состав.

Найти возможность практически попробовать свои силы в этой среде хотя бы на стажерской позиции или в качестве фрилансера .

Оценить реальную возможность трудоустройства, посмотреть свежие исследования сайтов по поиску работы или вакансии в крупных организациях, а также востребованность данной профессии в различных регионах РФ и за рубежом.

Не поддаваться косвенному или прямому влиянию друзей, т.к. они исходят из своих представлений о том, что вам нужно, и оно может здорово расходиться с вашим. Кроме того, даже близкие люди склонны проецировать свой негативный опыт. Если дядя Вася в 90-е ушел в торговлю после того, как работал инженером, то вряд ли он будет придерживаться мнения, что инженер - профессия замечательная. Важно помнить, что отношение к профессии у любого человека складывается из многих факторов.

3. Незнание самого себя - с точки зрения здоровья, своих способностей, личностных качеств целей и вкусов

Часто в юристы стремятся те, кто терпеть не может кропотливую работу, на психолога учатся абсолютно эмоционально глухие люди, а о геологических экспедициях мечтают личности с глубокими хроническими заболеваниями. Поэтому прежде чем выбирать будущую сферу деятельности, прислушайтесь к себе и оцените свои возможности.

Главное помнить, что работа является притягательной лишь тогда, когда встречает внутренний отклик, а значит, отвечает нашим склонностям. Нередко деятельность может нравиться своими результатами, приносимой пользой, признанием в обществе, социальным статусом и другими благами, которые она дает. Но подлинная склонность всегда означает расположенность и к самому процессу деятельности, когда работа не просто средство достижения каких-нибудь целей, но и сама по себе становится привлекательной и служит источником вдохновения.

Поговорим о выборе профессии: когда есть смысл задумываться об этом? Являются ли кружки раннего развития и секции по интересам подготовкой ребёнка к будущей профориентации? На что стоит опираться подростку, выбирая вуз? Что имеет значение при выборе профессии? Как грамотно поменять профессию во взрослом возрасте? Попытаемся ответить на эти вопросы вместе со специалистом-профконсультантом.

С младых ногтей

Едва только малыш появился на свет, как тут же вокруг него начинаются прогнозы — кем же станет наш кроха? "Какой крикливый! Наверное, будет певцом!" Или: "Смотрите, ему нравятся машинки — наверняка будет автомехаником!" Или: "Наша девочка без конца танцует — суждено ей стать балериною!"

Однако в каждой шутке есть доля правды — помочь ребёнку определиться со своими наклонностями и проявить природные таланты должны мы, родители. И начать лучше действительно как можно раньше.

Когда мы выбираем школу развития, кружок или секцию по интересам — это можно считать подготовительным этапом.

Если взять за аксиому, что все дети от рождения талантливы, то задача заботливых родителей — как можно раньше эти самые таланты нащупать.

Наблюдая за своим ребёнком на кружке по рисованию, в плавательной или спортивной секции, любуясь его работами в изостудии, мы лучше изучаем ребёнка и помогаем ему исследовать свои собственные пристрастия.

Выбирая кружок, родители могут идти двумя путями: развивать слабые стороны или же делать упор на сильных.

Пример: ребёнок гиперактивный, ему — по оценке родителей — не хватает усидчивости. Мама с папой стараются заинтересовать его шахматами или рисованием. С помощью внимательного и терпеливого педагога они вовлекают ребёнка в этот вид деятельности, поощряют его успехи, проявляют интерес к тому, что происходит на занятии, помогают выполнять домашние задания — если они есть.

Результат: ребёнок с помощью взрослых развивает те качества, которых ему недоставало. Он учится преодолевать то, что трудно. Это формирует гармоничную всестороннюю личность.

Другой пример: меланхоличный и рассудительный ребёнок показывает успехи в шахматной игре, что очень нравится маме, папе и бабушке. Но он часто болеет и не расположен к физическим нагрузкам. Родители решают, что успехов в спорте ему не добиться. И, надеясь уберечь его от переживания спортивных неудач, отказываются от идеи посещать спортивную секцию, сосредоточившись на шахматном кружке.

Результат: сосредоточившись на одном виде деятельности, ребёнок хорошо продвигается в выбранном направлении, он чувствует себя успешным. Первоклассный спортсмен из него бы не вышел всё равно, говорят мама и папа, зато вы только посмотрите на этого юного гроссмейстера!

Стоит обратить внимание: ключевым в обоих случаях является мнение взрослых — именно они отмечают те качества ребёнка, развитие которых следовало бы поощрять. Но это ни в коем случае не значит, что родителям приходится заставлять ребёнка "из-под палки"! В обоих случаях принципиально важной является личная заинтересованность ребёнка.

Поясняет психолог Анна Назарова:

"С одной стороны, в психологии является предпочтительной тактика развития слабых качеств — это формирует гармоничную личность. С другой — если это самое развитие связано с какой-то борьбой, если в этом присутствует элемент насилия, то лучше отказаться от таких занятий. Во главе всегда должны стоять интересы ребёнка — если он выражает явное недовольство выбранными для него занятиями, эффективнее переключиться на то, что ему больше нравится. Это лучше, чем травмировать психику ребёнка с раннего детства. К тому же, современный ассортимент различных кружков, секций и школ развития позволяет методом "проб и ошибок" всё-таки нащупать тот самый идеальный вариант совмещения "полезного с приятным"

Кроме того, не стоит оставлять попыток заинтересовать ребёнка чем-то новым — к примеру, в 4 года он может не воспринимать рисование, но через год-полтора, встретившись с хорошим педагогом или попав под влияние сверстников, он, вполне возможно, захочет стать великим художником. Некоторые дети выбирают кружок "за компанию" — даже не имея особых склонностей к этой деятельности, они упорно посещают занятия лишь потому, что туда же ходит друг или подружка.

Школьные и внешкольные увлечения

Если ребёнку нравится всё из того, где он побывал, то вопрос о том, какой кружок выбрать, остаётся на усмотрение родителей. И здесь — если есть возможность — психологи советуют развивать слабые стороны. Ведь всегда полезнее учиться тому, чего не умеешь, чем стабильно показывать успехи в том, что и так даётся тебе без труда.

Такая тактика хороша для дошкольников и младших школьников — именно такой подход помогает развить все возможные задатки (даже те, которые до сих пор дремали). И если родители действовали именно так, то к семи-девяти годам они сами и ребёнок уже вполне чётко представляют себе тот багаж, который они наработали за ранние детские годы, посещая всевозможные кружки и секции. В 7-9 лет ребёнок и сам способен сформулировать свои предпочтения.

И если дошкольное детство можно считать этапом разведывательным, то начальная школа — это то время, когда ребёнок уже начинает подумывать о будущей профессии. Хотя разнообразные внешкольные занятия в этом возрасте ещё не стоит рассматривать как однозначную профориентацию на будущее, отмечает психолог Анна Назарова:

"На самом деле все эти музыкальные, художественные школы, различные спортивные секции и кружки, куда родители долго и упорно водили ребёнка, — это совсем не обязательно будущая профессия. Часто на консультацию по поводу выбора будущей профессии приходят подростки, закончившие музыкальную школу, или ходившие в спортивную секцию. И свои детские занятия большинство из них вообще не рассматривает как вариант будущей профессии. Скорее бывает наоборот, и это всем известно: большинство из тех, кто закончил музыкальную школу, потом говорят, что больше никогда не будут играть. Исключение, пожалуй, составляют художественные школы — профессию, связанную с изобразительной деятельностью, чаще выбирают те, кто в детстве занимался рисованием".

У меня растут года...

А вот к 12-13-ти годам уже пора задумываться о будущей профессии всерьёз. К чему склонен мой ребёнок? Что у него получается лучше всего, а что даётся с трудом? Каков он по характеру, как справляется с трудностями, склонен ли работать в команде?... На все эти вопросы любая внимательная мама ответит и без всяких специалистов. Однако, и всевозможные тесты могут стать хорошим подспорьем.

Так, мы с моим 12-ти летним сыном по очереди прошли бесплатный он-лайн тест. Любопытно, что в тесте повторяются однотипные вопросы — однако, в итоге получается картина, вполне близкая к реальной. Так, моего сына программа охарактеризовала как уравновешенного, рассудительного, не склонного к общению человека с умеренной способностью к кооперации — и это очень похоже на правду! Программа предложила ему на выбор профессию бухгалтера (88%), специалиста по землеустройству (82%) или кинолога (80%). Также в списке предложенных — к большому удовольствию сына — биолог, геолог, инженер, математик и штурман. Сравнительно низкие проценты соответствия в его случае объясняются, по всей видимости, тем, что он слишком часто выбирал вариант "не знаю".

А обо мне было сказано, что я человек активный, способный к сопереживанию и работе в команде (что по большому счёту тоже недалеко от истины). По оценке теста, мне следует выбрать работу врача (99% соответствия), психолога (96%) или педагога (93%), а также мне подойдут профессии: актёр, фотограф или спортивный тренер. И ни слова о журналистике! В аннотации к тесту, впрочем, есть оговорка, что он не даёт полной картины. Но, во всяком случае, тест заставляет задуматься над вопросом "Кто есть я?" — а это само по себе неплохо

А вообще-то психологи МГУ уже давно разработали специальную диаграмму профильных классов, которая рекомендована к внедрению в старших классах всех российских школ. По мнению специалистов, с 13-14 лет детей можно основательно готовить к будущей профессии, проводя тестирование после 8-го класса и разделяя старшие классы по следующим направлениям:

  • Информационно-технологический.
  • Физико-математический.
  • Лингвистический (языкознание).
  • Гуманитарный (общественные науки).
  • Социально-экономический.
  • Естественно-научный.

Предложенная схема, конечно, сложнее, чем принятое в большинстве уральских школ разделение на классы "физико-математический", "гуманитарный" и "класс для отстающих".

Рассказывает психолог Анна Назарова:

"Независимо от того, в какой школе учится ребёнок и есть ли там разделение классов по направлениям, задумываться о выборе профессии нужно уже лет в 12-13. Родители могут вести серьёзные разговоры с ребёнком, выясняя его склонности и побуждая думать в этом направлении. Это помогает ему лучше понять себя. Но метаться с пакетом документов в 11-м классе, раздумывая в мае месяце, какой вуз выбрать — это уже перебор. Если самостоятельно определиться сложно, можно прибегнуть к помощи специалистов. В нашей практике был такой случай. На консультацию мама привела сына-подростка. Она была расстроена тем, что к концу десятого класса сын мало чем интересовался, никаких особых склонностей не проявлял и учился в среднем на "тройку". Тестирование действительно не выявило ярких способностей к определенному виду деятельности, но с учётом сферы его интересов и темперамента — компьютеры и современная , активное общение — программа рекомендовала профессию звукорежиссёра. Ни мама, ни сам мальчик раньше даже не задумывались о том, что такая профессия существует. А оказалось, она и подходит, и действительно ему интересна, и образование хорошее можно получить, и возможностей для трудоустройства в последующем много! За время, остававшееся до окончания школы, мальчик так проникся этой идеей, что с помощью репетиторов смог "подтянуться" по нужным предметам, сам сдал экзамены и поступил на выбранный факультет вуза. Сейчас учится на втором курсе по специальности "звукорежиссёр" и не жалеет о выбранной специальности".

Профессии как они есть

Все профессии могут быть отнесены к тем или иным типам в зависимости от предмета труда (с чем имеет дело работник) и средств труда (использует ли он машины, или ручные инструменты) и т.п. Вот эти типы:

  • Человек — человек
  • Человек — природа
  • Человек — техника
  • Человек — знак
  • Человек — художественный образ

По этим простым правилам можно составить для себя "идеальную формулу профессии" и понять, какая профессия подходит в том или ином случае.

Цели труда в этих областях могут быть разными

  • Гностические: распознать, различить, оценить, проверить (санитарный врач, литературный критик, контролер, товаровед, эксперт, следователь).
  • Преобразующие: обработать, переместить, организовать, преобразовать (водитель, живописец, преподаватель, паркетчик, слесарь, портной,).
  • Изыскательские: изобрести, придумать, найти новый вариант, сконструировать (закройщик, разметчик, селекционер, художник оформитель)

Современные психологи-профконсультанты пошли дальше и на основе изложенной классификации предложили новую, конкретизирующую тот или иной тип. Например, тип "человк-человек" разбили на два: "социальное общение" (педагоги, врачи, сфера обслуживания и пр.) и "общение в сфере бизнеса" (менеджер по продажам, менеджер по персоналу, по работе с клиентами и т.д.)


Какие методы профориентации бывают

Выбирать профессию можно разными путями:

  • самостоятельно. Анализ интересов и склонностей ребёнка своими силами (мамой, папой, с помощью учителей в школе);
  • консультация специалистов — это может быть и школьный психолог, и профконсультант в специальном центре, для взрослых сейчас активно предлагают услуги коучи (карьерный коучинг);
  • тестирование с помощью компьютерных тестов или тестов из сборников, которые в изобилии продаются во всех книжных магазинах. Наряду с приведенными нами в качестве примера опросниками есть глубинные проективные методики, например, тест Л. Зонди, профориентационный тест Ахтниха и др.);
  • активные формы профориентации — тренинги, на которых предоставляется возможность "проиграть", примерить на себя различные профессии.

Кроме того, важной составляющей правильного выбора профессии является информация. Не многие родители могут похвастаться, что могут рассказать своему ребёнку абсолютно обо всех современных специальностях, профессиях, об особенностях рынка труда. Неплохо почитать электронные или бумажные энциклопедии о профессиях, статьи о выборе профессии, просматривать реальные вакансии, посещать Дни открытых дверей и специальные выставки ("Образование от А до Я" и т.п.). Между прочим, многие даже среди старшеклассники не знают, кем и как работают их мама и папа, что уж говорить и других специальностях!

Как правильно выбрать профессию?

Основоположник отечественной теории профориентации — Евгений Александрович Климов. Его метод использовался в 1970-х годах, был усовершенствован в 1990-е, и по сей день считается одним из самых лучших. Тесты и опросники, разработанные Климовым, популярны до сих пор; он же в своё время выяснил, какие именно факторы больше всего влияют на выбор человеком той или иной профессии. Таковых факторов, по Климову, восемь:

1. Позиция старших членов семьи

Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии.

2. Позиция товарищей, подруг

Дружеские связи в твоём возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь.

3. Позиция учителей, школьных педагогов

Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя.

4. Личные профессиональные планы

Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии.

5. Способности

О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.

6. Уровень притязаний на общественное признание

Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.

7. Информированность

Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.

8. Склонности

Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это — интересы, подкрепленные определенными способностями.

Основные ошибки, которых советуют избегать при выборе профессии:

  • Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий — это частая ошибка школьников. К примеру, есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку много — и это далеко не только переводчик. При выборе профессии стоит учитывать и то, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят. Профессий гораздо больше, чем школьных предметов.
  • Также среди подростков нередко случается очарование профессионалом, и как следствие — профессией. Психологи называют это "переносом" отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию. Ошибочно выбирать профессию, основываясь лишь на том, что тебе нравится отдельно взятый её представитель.
  • Иногда, плохо разобравшись в сути самой профессии, подросток увлекается только внешней или какой-нибудь одной стороной профессии. Но за легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд, а журналисты не всегда выступают по телевидению.
  • Неадекватная оценка собственных ресурсов часто соседствует с предыдущей ошибкой очарования: не сумев (или не желая) разобраться в своих личностных качествах и способностях, ребёнок может настаивать на выборе профессии. Разобраться в том, что действительно "моё", помогут психологические тесты и специальные консультанты по профориентации. Впрочем, не стоит намертво приклеивать к себе ярлык, полученный в результате тестов (пусть даже они самые что ни на есть правильные) — человеку свойственно меняться, и вчерашний "гуманитарий" спустя какие-то время может запросто начать проявлять способности к техническим наукам.
  • Собственно говоря, и сам выбор профессии — это не пожизненный диагноз. Кроме того, что и сам человек меняется с течением жизни, также изменения происходят и внутри самой профессии, да и новые появляются с каждым годом. Каким бы делом вы ни занимались, всегда есть место для развития: придётся регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности...И наоборот, первая, выбранная в юные годы, профессия, может пригодиться в самых неожиданных ситуациях, даже если вы затем найдёте что-то более привлекательное.

Выбрать — выбрали. А применить?

Не трудно заметить, что в предложенной Климовым классификации склонности человека учитываются в последнюю очередь, а вот мнение родителей оказывает огромное влияние.

"На мой взгляд, внутренние предпосылки человека — его способности и склонности, особенности характера, мотивация — важнее, чем внешние факторы (такие как востребованность профессии на рынке труда в настоящее время). Да, сейчас, возможно выбранная специальность востребована и позволяет неплохо устроиться. Но мы не можем знать, как изменится ситуация к тому моменту, когда сегодняшний старшеклассник закончит вуз и перед ним встанет вопрос трудоустройства. Он может оказаться в проигрыше, если выберет специальность, к которой у него нет особенных задатков. При выборе профессии я всегда советую отталкиваться от способностей и мотивации самого человека. Если человек занимается тем, что у него хорошо получается и к чему он способен более всего, то он сумеет реализовать себя в любой специальности. В любом случае, это лучше, чем спустя годы понять, что ты получил образование, которое тебе не нужно, и потратить время и деньги на то, чтобы переучиться".

Образование, которое мы выбираем: будет ли оно востребовано?

Российская рекрутинговая компания провела в сентябре социологическое исследование на тему "Довольны ли россияне полученным образованием?". Были опрошены более 2300 респондентов из разных регионов и результаты оказались довольно любопытными:

  • Больше всех жалеют о первом полученном образовании респонденты, получившие экономическое образование, в сфере менеджмента и, как ни странно, техническое.
  • Меньше всех жалеют о полученном образовании респонденты с гуманитарным образованием и образованием в сфере маркетинга, рекламы, PR.

На вопрос: "Работаете или работали ли вы по специальности?", всего 41% ответили, что работают до сих пор. Работали ранее по специальности, но сейчас работают по другой, четверть опрошенных.

Никогда не работали по специальности, полученной в ВУЗе, 34% респондентов. По оценке авторов исследования, это может говорить, прежде всего, о несформировавшихся карьерных планах и целях части выпускников ВУЗов. Многие идут учиться под влиянием мнения родителей, а не исходя из собственных предпочтений. Также часть выпускников школ не планируют свою жизнь дальше, чем на пару лет, и не задумываются, каким образом они будут применять полученные в ВУЗе знания во взрослой жизни. Кроме того, это объяснимо тем, что интересы человека меняются с течением жизни.

Комментирует психолог, сотрудник кадрового агентства Анна Назарова:

"Бывает, что на консультацию по поводу выбора профессии приходят уже состоявшиеся люди, чаще всего это женщины в возрасте около 30-ти лет и старше. У них есть дети, семья, но работа по прежней специальности перестаёт приносить удовлетворение. Как ни странно, в этом возрасте профориентация происходит легче — человек уже знает, чего хочет и чего не хочет, уже успел проявить основные свои склонности и черты характера. Проще понять себя, но сложнее себя реализовать — начинать работать в новой сфере "с нуля" не все готовы, а имеющееся образование и опыт не всегда имеют значение в другой профессии. И вот тут уже приходится проявлять больше гибкости, прислушиваться к тому, что происходит на рынке труда. Важно также грамотно составить резюме — таким образом, чтобы ваши лучшие качества подчёркивались в первую очередь. Но не стоит отчаиваться и отказываться от попыток реализовать себя в любимом деле! Практика показывает, что человек замотивированный и уверенный в своих силах находит нужную ему работу, несмотря на множество "неподходящих факторов"".

А что на рынке труда?

Срез сегодняшнего рынка труда может помочь тем, кто уже определился с выбором профессии и заканчивает образование. По последним данным, на сегодня в числе безусловных лидеров следующие специальности:

  • Менеджеры по продажам. Причём, больше всего ценятся "продажники" с опытом работы, с собственной клиентской базой и по-настоящему влюблённые в своё дело. Финансовый кризис заставил по-другому взглянуть на профессию менеджера по продажам — это касается как самих "продажников" и их работодателей, так и тех, кто является клиентом менеджеров по продажам, то есть покупателей. Продать что-либо кому-либо сегодня уже не так просто, как два-три года назад — для этого нужны особый склад характера, виртуозное владение своим делом и крепкая хватка.
  • Технические специалисты в области IT. Несмотря на финансовый кризис, технический прогресс не стоит на месте, предприятия развивают коммуникации, информационные технологии совершенствуются... Но и в этой сфере требования к профессиональному уровню работников также высоки. По данным социологической службы одного из кадровых порталов, кризис в целом произвёл революцию на рынке труда: произошла переоценка ценностей, компании избавились от "балласта" (сотрудников, чей профессионализм вызывал сомнения) и ужесточили требования к оставшимся сотрудникам. Сегодня, чтобы найти хорошее место работы или удержаться на старом, нужно едва ли не ежедневно доказывать работодателю, что ты получаешь свою зарплату не зря. 10.08.2010 11:57:37, Лирик

Слово «профессия» произошло от латинского «professio», что означает «официальный род деятельности, занятие». Современное определение этого термина более объемно и звучит так: «профессия – это исторически возникшие формы трудовой деятельности, для выполнения которых человек должен обладать определенными знаниями, навыками, способностями, а также профессионально важными качествами».

Наш список профессий постоянно обновляется и растет.

Существует специальный перечень профессий (где, к сожалению, нельзя найти описание) утвержденный Министерством Труда России - «Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов» (ОКПДТР). Как правило, жесткая тарифная сетка реально используется только в государственных и бюджетных учреждениях. Частные фирмы и коммерческие организации относятся к несоответствию между образованием, профессией и занимаемой должностью более лояльно.

Консультация по профориентации от ПрофГида поможет вам в этом важном деле не только в качестве информационной поддержки, но укажет направление и расставит ориентиры, соответствующие вашим способностям. Ведь для построения успешной карьеры и достойной жизни в будущем недостаточно определить склонность к той или иной профессии. Психолог поможет вам выбрать профессию , соответствующую вашим талантам, но в разных отраслях – наиболее развитых в настоящем и перспективных в будущем.

Мир профессий невероятно разнообразен и велик. Чтобы не растеряться в этом многообразии, профессии условно разделили на группы: человек-человек, человек-техника, человек-природа, человек-художественный образ.

Мы делаем всё, чтобы вы разобрались в своих желаниях и приобрели необходимую информацию.

ПрофГид даст вам:

  • импульс для движения вперед
  • возможность узнать новое
  • познать себя с новой стороны, удивляться и радоваться этим открытиям.


 


Читайте:



Презентация на тему ""Уроки французского" В

Презентация на тему

В. Г. Распутин «Уроки французского». Урок литературыв 6 классе Распутин Валентин Григорьевич ( р. 1937), прозаик. Родился 15 марта в селе...

Названия, описания и особенности зимующих птиц

Названия, описания и особенности зимующих птиц

Парфенчук Алефтина ИвановнаДолжность: педагог дополнительного образования.Учебное заведение: МАОУДО города Нижневартовска Центр детского...

Разговорный стиль речи Порядок слов в предложении свободный

Разговорный стиль речи Порядок слов в предложении свободный

Слайд 2 Научиться говорить – значит научиться строить высказывания Слайд 3 В разговорном стиле важнейшую роль играет звуковая сторона речи,...

Сочинение рассуждение на тему деньги Какое значение имеют деньги в жизни человека

Сочинение рассуждение на тему деньги Какое значение имеют деньги в жизни человека

Многие задумываться о роли денег в жизни современного человека и над вопросом можно ли быть счастливым с не большим доходом?Современный человек не...

feed-image RSS