Реклама

Главная - Порядок формирования
Конкуренция в мировой экономике. Международная конкуренция и формы ее проявления в современных условиях Международная конкуренция в современных условиях

Современная конкуренция как неотъемлемый атрибут мирового рынка и как форма рыночных процессов характеризуется невиданной ранее масштабностью, динамизмом и остротой.

Масштабность конкуренции

Масштабность конкуренции обусловлена повсеместным ростом числа участников внешнеторговых операций, вовлекаемых в международный обмен под воздействием МРТ, международной специализации и кооперации в самых различных областях. Интернационализация хозяйственной жизни расширяет базу конкуренции. Наряду с монополиями-гигантами в рыночную борьбу вступают средние, мелкие и даже мельчайшие фирмы. К соперничеству стран с традиционно развитым экспортом присоединяются новые (в основном из числа «новых индустриальных стран»), предпринимающие решительные попытки изменения ситуации на мировом рынке в свою пользу. Нормой стало активное участие правительств в поддержке национальных экспортеров и формировании внешнеторговых операций.

Роль НТР в конкуренции

Широкое распространение конкуренции ускоряет протекание присущих ей процессов: идет быстрое обновление ее форм и методов, усиливается поиск новых конкурентоспособных товаров, новых рынков сбыта. Особый динамизм конкуренции придает НТР. Везде, где развертывается соперничество за снижение издержек производства, повышение качества и максимизацию прибыли, НТР выступает не только действенным средством конкурентной борьбы, но и ее мощнейшим катализатором. Активное и многоплановое воздействие НТРна формирование условий конкурентной борьбы и средств ее ведения имеет место на всех уровнях мирохозяйственных отношений, будь то отношения между отдельными фирмами, странами или группами стран. Столь универсальное, «сквозное» присутствие НТРобъясняется ее непосредственной связью с процессом развития производительных сил, с материальной основой жизни современного общества.

Использование достижений НТРоткрывает широкие возможности для обновления товарной номенклатуры, для оперативного реагирования на изменение рыночного спроса, на удовлетворение растущих требований к качественным характеристикам изделий. Не случайно сегодня новизна стала одним из ключевых факторов конкурентоспособности. Речь идет главным образом о товарах рыночной новизны, которые либо удовлетворяют совершенно новые потребности и тем самым формируют новые рынки («пионерные товары»), либо удовлетворяют на более высоком качественном уровне потребности уже известные (усовершенствованные товары), либо позволяют значительно более широкому кругу покупателей потреблять ранее недоступные им товары (товары сниженных цен).



Анализ мирового экспорта промышленной продукции показывает, что среди товаров, экспорт которых растет наиболее быстрыми темпами, преобладают товары, быстро обновляющиеся под воздействием НТР, а именно интегральные схемы, ЭВМ, коммуникационное электронное оборудование, аппаратура видео- и звукозаписи (воспроизведения), текстильное оборудование, целлюлозно-бумажное оборудование, железнодорожный подвижной состав, бытовое и промышленное электротехническое оборудование, авиадвигатели, химическое оборудование.

По оценкам специалистов, у компаний, успешно освоивших выпуск принципиально новых товаров, в течение 5-10 лет после их внедрения в производство темпы роста прибыли в два раза выше, чем у конкурентов, продолжавших выпуск традиционной продукции. Рыночный успех новых товаров, в отличие от традиционных, может достигаться при сравнительно высоких ценах, имеющих в этом случае меньшее влияние на спрос, чем потребительские свойства товара (качество, новизна, надежность и т.д.)- Это является убедительным аргументом в поддержку концепции возрастания роли неценовых форм конкуренции.

Ценовая конкуренция

Сегодня ценовая конкуренция в значительной степени ограничена, однако сбрасывать ее со счетов было бы ошибочно. Мировая практика дает немало примеров масштабного и быстрого удешевления товаров (полупроводники, бытовая электронная аппаратура, некоторые виды производственной керамики и др.). Как правило, такое «каскадное» снижение цен становится возможным благодаря использованию достижений НТР, обеспечивающих резкое снижение издержек производства. Но снижение цен – обычно вынужденное, экономически невыгодное для товаропроизводителя мероприятие. Для него предпочтительнее (т.е. прибыльнее) маневр потребительскими свойствами товара при сохранении цен неизменными. И здесь вновь на помощь приходит НТР с ее практически неисчерпаемыми возможностями воздействия на потребительские параметры продукции.



Переносу акцентов конкурентной борьбы в область неценовых факторов в известном смысле способствует и появление большого числа технически сложных изделий, что ведет к практически повсеместной трансформации понятия цены как таковой в многоэлементную цену потребителя, отражающую всю сумму расходов покупателя, необходимую для полноценного потребления товаров на протяжении всего срока его службы. Лежащие за пределами цены, но имеющие стоимостную основу элементы цены потребления все больше становятся объектами конкурентной борьбы, которая уже не может быть прямо отнесена к ценовой. В итоге значение цены как центра, вокруг которого долгое время колебались покупательские предпочтения, относительно падает, уступая место таким неценовым параметрам, как качество, новизна, прогрессивность и надежность конструкции, соответствие международным стандартам, удобство эксплуатации, оформление, готовность к потреблению, легкость профессионального обучения, оперативность технического обслуживания и т.п. Эти параметры, формируя новую систему потребительских ценностей, образуют новые «эпицентры» конкурентной борьбы, в которой участвуют как отдельные фирмы-экспортеры, так и целые страны, выступающие в роли экспортеров.

Чем шире спектр потребительских требований и выше их уровень, тем жестче требования к экспортерам, к их конкурентоспособности. Ведь конкурентоспособный товар, как правило, может производить только конкурентоспособная фирма, а для такой фирмы нужны определенные условия, характеризуемые как конкурентоспособность ее страны. Эта неразрывная цепочка взаимозависимости давно замечена и внимательно изучается. Так, международная организация «Европейский форум по проблемам управления» (ее центр в Женеве) регулярно проводит исследования по оценке конкурентоспособности западных стран. При этом понятие «конкурентоспособность» определяется как «реальная и потенциальная возможность фирм в существующих для них условиях проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителей, чем товары их конкурентов».

2.1Конкуренция в России

Первый в истории России законодательный акт, регламентирующий порядок конкурентного поведения фирм в условиях рыночного хозяйства и содержащий «правила игры» для конкурентов, был принят в марте 1991 г. Это Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

Основная особенность этого документа - он содержит перечень запрещаемых видов поведения конкурентов и меры ответственности по отношению к тем, кто все же решил игнорировать данные запреты. Тем самым Закон «О конкуренции...» по своему содержанию и по структуре ближе к традиционному зарубежному экономическому законодательству, исповедующему принцип «все разрешено, что не запрещено», нежели к разрешительному законодательству России начала 90-х гг.

Закон «О конкуренции...» содержит запреты на многие виды монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Обратим, в частности, внимание на запрет на создание «министерств, государственных комитетов, других структур государственного управления с целью монополизации производства или реализации товаров...» (статья 7). Статья 9 содержит жесткие запреты должностным лицам на занятие самостоятельным бизнесом. Статьи 5, 6 8, 10 в столь же жесткой форме признают недопустимыми действия конкурентов, ведущие к дискриминации других конкурентов, ущемлению их суверенных прав; они представляют собой комбинацию из антикартельных и антитрестовских мер.

В годы плановой экономики в нашей стране конкуренция не играла той роли, которая ей отводится при рыночных методах хозяйствования. С точки зрения организации плановой экономики концентрация производства в монополиях считалась наиболее эффективным способом хозяйствования, а конкуренция - источником хаоса и кризисов перепроизводства. Благодаря этому российская экономика превратилась не только в систему высокомонополизированных производств, но буквально в сумму гигантских промышленных натуральных хозяйств, самостоятельно обеспечивающих себя всем необходимым: от вспомогательного производства до социальной сферы. В конечном счете, всё это привело к низкой эффективности производства, чрезмерно высокому уровню затрат, и, в некоторых отраслях к глубокому технологическому отставанию от передовых научно-технических разработок.

С переходом России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции в экономической жизни общества значительно возросла. Созданию полноценной конкурентной среды в нашей стране мешает засилье монополий, несовершенство антимонопольного законодательства и многое другое.

Специфика российских монополий сказалась и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. В капиталистических странах монополии появились тогда, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтоб воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях. Поэтому для нашей страны важно не только ограничивать монополизм и злоупотребления доминирующим положением, добиваться соблюдения правил конкуренции, наказывать за их нарушения, но и создавать конкурентную среду, проявляя политическую волю.

Сейчас в России парадоксальная ситуация: по мере расширения прав предприятий и ограничение властных полномочий органов управления все острей проявляется монополизм, который выражается в нарушении договорных обязательств, и участившемся натуральном обмене. Одним из факторов, тормозящих развитие экономики на пути ее демократизации, является государственная монополия на предпринимательскую деятельность. Ни одно предприятие в России не может появиться без разрешения соответствующих государственных органов. Что же всё-таки необходимо в нашей стране для нормального функционирования рыночной экономики? В первую очередь - благоприятная конкурентная среда. Конкурентная среда может быть определена как исторически конкретная социально-экономическая структура общественного производства, особый тип социально-экономических отношений между субъектами и объектами. Она обеспечивает товарно-денежный обмен, организованный по законам товарного производства, она функционирует согласно строго рассчитанным целевым программам.

Государство в борьбе с монополиями использует меры экономического и административного характера.

Антимонопольное регулирование - это система нормативных правовых актов, направленных на преодоление негативных сторон монополии, связанных с властью, позволяющих им подавлять сводную конкуренцию и контролировать цены.

Методы антимонопольного регулирования: ограничение монополизации рынка; постоянный государственный мониторинг; запрещение установления монополистических цен; сохранение и поддержание конкуренции всех цивилизованных фирм.

Экономические меры: поощрение создания товаров - заменителей; поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса; привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли; финансирование мероприятий по расширению товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов.

В 2006г. в России принят Федеральный Закон «О защите конкуренции», который определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пересечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков. В целях проведения государственной политики по ограничению монополистической деятельности создана Федеральная антимонопольная служба (ФАС). По решению ФАС доля хозяйствующего субъекта может быть ограничена до 35% объема продаж на соответствующем рынке.

Обычно государство прибегает к ценовому контролю, устанавливая или конкретные значения цен, или их предельные уровни для предприятий - монополистов. Нередко государство для таких субъектов определяет территорию деятельности, контролирует качество продукции. Степень ограничений еще зависти от того, является ли естественный монополист частной или государственной структурой.

В современных условиях главными функциями государства становятся организация экономического, правового и социально - политического пространства для рыночного хозяйства, создание равных условий для всех форм предпринимательства.

Основное внимание уделяется качественным параметрам экономического развития: повышению качества жизни, защите окружающей среды и др. Отсюда можно сделать вывод, что антимонопольное законодательство закрепляет основополагающие правила деятельности на рынке хозяйствующих субъектов.

Но уровень развития конкуренции в нашей стране явно недостаточен.

Называются несколько причин:

Приватизация не привела, как ожидалось, к появлению эффективных собственников, которые заботились бы о развитии предприятия;

Принудительная реструктуризация предприятий не была использована должным образом, хотя могла бы облегчить массовое образование новых конкурентоспособных хозяйствующих субъектов;

Малый бизнес так и не получил должного развития. Во многих странах именно малый бизнес является естественной основой формирования конкурентной среды, полигоном для испытания технологических и экономических проектов. У него больше возможностей манипулировать капиталом, переключаясь с одного вида деятельности на другой, ниже операционные расходы, у работников выше чувство причастности к делам фирмы и заинтересованность в её успехе. Даже в условиях повышенного риска малые предприятия охотно берутся за новации. Как показывает зарубежный опыт, чем выше доход малых предприятий в общем числе хозяйствующих субъектов и численности занятых, тем меньше безработица и больше конкуренция. Однако сегодня темпы роста числа этих предприятий замедлились, занимаются они в основном торговлей и посреднической деятельностью. Для развития малого бизнеса необходимы доступные кредиты и льготное налогообложение, создание лизинговых компаний, технопарков, информационных, консалтинговых и учебно-деловых центров, а также вовлечение малых предприятий в новые сферы деятельности, международные программы сотрудничества. Пока же всё это остаётся благим пожеланием из-за скудности госбюджета, недостатка политической воли у властей, противодействия чиновников, настроенных против рыночных реформ.

Для демонополизации экономики и развития конкуренции необходимо:

Наладить антимонопольный контроль за проведением конкурсов, торгов, аукционов, в том числе при размещении заказов на поставки продукции для государственных и муниципальных нужд (только в 1998 г. финансовые обороты на таких конкурсах и торгах достигли 122 млрд. рублей);

Ввести жёсткие меры против действий региональных властей, препятствующих свободе перемещения товаров и капитала по всей России;

Совершенствовать правовое регулирование использования государственных средств для расширения конкурентной среды, снижения концентрации производства и уменьшения ведомственного монополизма;

Адаптировать конкурентную политику к международным принципам и правилам.


| | | | 5 | |
  • 4.3. Особенности развития мрт на современном этапе.
  • 4.4. Международное разделение производственного процесса (мрпп). Международное технологическое разделение труда (мтрт).
  • 4.5. Показатели развития мрт, уровня включения страны в мрт, характеризующие место региона.
  • 4.6. Новая экономика и новая мировая экономика: сущность, черты, субъекты, предпосылки образования, тенденции развития.
  • Тема 5. Теории международного разделения труда.
  • Тема 6. Социально-экономический потенциал и отраслевая структура мировой экономики
  • Тема 7. Классификация стран по уровню социально-экономического развития и их роль в мировой экономике.
  • 7.1. Неравномерность экономического развития стран в мировой экономике. Промышленно развитые страны (прс) в структуре мировой экономики. Специфика экономики ведущих стран Европейского Союза.
  • 7.2. Развивающиеся страны и их место в международном разделении труда. Современное положение развивающихся стран в мировой экономике.
  • 7.4. Наименее развитые страны и понятие периферии современного мирового хозяйства.
  • 7.5. Особенности экономического развития стран с транзитивной экономикой.
  • Тема 8. Интеграционные процессы в мировой экономике
  • 8.1. Интеграция: понятие, признаки, формы, преимущества. Теории интеграции. Особенности развития процессов интеграции в условиях глобализации.
  • 8.3. Североамериканская модель интеграции (нафта). Интеграционные процессы в Латинской Америке.
  • 8.4. Интеграция в Азиатско-тихоокеанском регионе (атэс).
  • 8.5. Интеграционные группировки в развивающихся странах.
  • 8.6. Развитие интеграционных процессов в рамках снг.
  • Тема 9. Глобализация и глобальные проблемы в мировой экономике
  • 9.2. Глобальные проблемы развития мировой экономики: сущность, виды, опасность.
  • Тема 10. Международная конкуренция в современных условиях
  • Тема 11. Интернационализация хозяйственной жизни и ее особенности на современном этапе.
  • 1. На уровне национального хозяйства в целом:
  • 2. В зависимости от последовательности распространения и степени сложности, степени интернационализации деятельности фирмы и степени доверия фирмы-инвестора к принимающей стране:
  • 3. По фазам развития заграничной деловой активности в одной из принимающих стран.
  • Тема 12. Транснационализация мировой экономики и ее особенности на современном этапе..
  • Тема 13. Транснационализация банковской сферы
  • 1. Прием вкладов:
  • 2. Кредитные операции:
  • 3. Расчетные и другие банковские операции:
  • 4. Гонорарные операции:
  • Тема 14. Финансово-промышленные группы (фпг) и их роль в мировой экономике. Процессы транснационализации в странах с транзитивной экономикой
  • Инструменты регулирования
  • Внешнеторговая политика
  • Валютная политика
  • Методы регулирования вэд и мэо:
  • Тема 16. Международные экономические организации и объединения в мировой экономике
  • Тема 10. Международная конкуренция в современных условиях

    Международная конкуренция - борьба между фирмами различных стран за:

    Более выгодные условия производства и сбыта товаров (услуг) на мировом рынке,

    Получение наивысшей прибыли,

    Выгодные сферы приложения капитала, источники сырья и дешевой рабочей силы.

    Признаки международной конкуренции

    Масштабность

    Динамизм

    Участие правительств в поддержке национальных экспортеров

    Появление новых эпицентров конкурентной борьбы

    Преобладание неценовых параметров (качество, надежность, удобство, скорость, техобслуживание)

    Формы МК

    Многонациональная конкуренция – между национальными рынками различных стран.

    Глобальная конкуренция – форма международной конкуренции, при которой конкурентная позиция фирмы в одной стране определяется ее конкурентными преимуществами на мировом рынке.

    Причины международной конкуренции

    1. Образование глобальных монополий (олигополий);

    2. Глобализация финансовой сферы, финансовых рынков;

    3. Появление новых рынков (капиталов, еврорынков, страхования); новых субъектов инфраструктуры мирового рынка (информационных систем, Интернета, сотовой и спутниковой связи);

    4. Разработка и введение новых правил регулирования международных отношений в виде многосторонних соглашений по вопросам сотрудничества, интеллектуальной среды;

    5. Рост степени открытости экономики и уменьшение степени свободы государств в формировании экономической политики;

    6. Регионализация экономики; криминализация мирохозяйственных связей.

    Черты глобальной конкуренции

    а) взаимосвязь конкуренции и монополии;

    б) многообразие ее форм и методов;

    в) вовлечение в нее новых субъектов, включая посредников;

    г) доминирование критерия эффективности.

    Особенности глобальной конкуренции

    1. Появление новых конкурентов (новые промышленно развитые страны, восточноевропейские государства, крупные торговые фирмы);

    2. Появление новых форм конкуренции (множественно-национальная – multidomestic).

    3. Появление новых видов монополистических объединений (глубоко законспирированные картельные сговоры в области технологии, трудно поддающиеся антитрестовскому контролю).

    4. Изменение содержания производственной монополии, под которой нельзя понимать любую крупную корпорацию.

    Главное – присвоение ею монопольной сверхприбыли.

    5. Преобладание олигополистической конкуренции, когда в рамках каждой отрасли господствуют несколько соперничающих друг с другом крупных объединений, формирующихся на основе производственных и технологических связей.

    6. Противоречивое единство конкуренции как соперничества и конкуренции как сотрудничества.

    Промышленный шпионаж часто вытесняется сотрудничеством фирм в области НИОКР с целью удовлетворения будущего спроса. Это происходит на национальном и международном уровнях.

    7. Изменение конечной цели конкуренции: стремление к обеспечению стабильности существования фирмы не путем грубого силового давления на рынок, а через максимальный учет запросов массового потребителя.

    8. Ренессанс мелкого бизнеса, его мирное сосуществование с крупным бизнесом.

    Конкурентоспособность - это экономические, научно-технические, производственные, организационно-управленческие, маркетинговые и иные возможности фирмы, отрасли, страны.

    Это характеристика объекта, отражающая его отличия от других,

    Обладание определенными преимуществами по сравнению с зарубежными аналогами,

    Позиция субъекта хозяйствования на сегменте мирового рынка.

    Уровни конкурентоспособности

      Глобальный

      Национальный

      Мезоуровень

      Микроуровень

    Конкурентоспособность фирмы - возможность фирмы производить продукцию более привлекательную для потребителей по ценовым и неценовым характеристикам, чем продукция конкурентов

    Конкурентоспособность отрасли определяется наличием у нее конкурентных преимуществ, позволяющих:

    1. производить (с издержками не выше интернациональных) продукцию высокого качества, удовлетворяющую требованиям конкретных групп покупателей (потребителей) относительно потребительской ценности товаров, их рыночной новизны и стоимости (цены);

    2. поставлять ее на конкурентный мировой рынок в оптимальные сроки, диктуемые рыночной ситуацией.

    Конкурентоспособность страны - способность в условиях свободной конкуренции производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка, реализация которых увеличивает благосостояние государства и ее граждан;

    – это эффективность использования ее ресурсов, воплощенная в величине национального дохода на душу населения (М. Портер)

    Конкурентоспособность национальной экономики - сравнительная характеристика, содержащая комплексную оценку состояния важнейших показателей экономики относительно внешних параметров, в силу этого конкурентоспособность национальной экономики проявляется в международной конкуренции. Ее изменения характеризуются такими показателями, как темп роста ВНП, темп роста производительности труда, заработной платы, доля иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций в стране, расходы на образование, фундаментальную науку, НИОКР в процентах к ВНП, доля в экспорте страны сырьевых и трудоемких отраслей, капиталоемких отраслей, отраслей высоких технологий, доля в мировом экспорте и т.д.

    Для определения конкурентоспособности на уровне национальной экономики можно сослаться на концепцию М. Портера, в основе которой лежит эффективность использования факторов производства (ресурсов). Исследователь считает, что термин «конкурентоспособная страна » не имеет большого самостоятельного значения, так как основная цель государства в экономике - обеспечить гражданам высокий (повышающийся) уровень жизни, а достижение этой цели прежде всего зависит от эффективности использования ресурсов.

    Заслугой М. Портера является анализ конкурентоспособности страны, основными показателями которой должны быть уровень жизни и уровень общественной производительности труда.

    Четыре детерминанта конкурентных преимуществ, сформулированных М. Портером, таковы: параметры производственных факторов; параметры внутреннего спроса; наличие конкурентоспособных на мировых рынках родственных или поддерживающих отраслей; стратегия фирм, их структура и соперничество. При этом необходимо учитывать условия в стране, определяющие как характер создания фирм и управления ими, так и особенности конкуренции на внутреннем рынке, наличие конкурентной среды, обеспечивающей возможность прорывных изобретений и технологий, а также политику правительства и ее соответствие стадии развития конкурентных преимуществ.

    М. Портер выделяет стадии факторных, инвестиционных и инновационных преимуществ. По его мнению, непосредственное влияние на национальные конкурентные преимущества правительство в состоянии оказывать на первых двух стадиях.

    Современные определения национальной конкурентоспособности в основном соответствуют принятому Организацией экономического и социального развития общему ее определению как способности открытых для международной конкуренции компаний, отраслей промышленности и регионов страны обеспечивать сравнительно высокий уровень доходов и заработной платы. Соответственно оцениваются такие факторы национальной конкурентоспособности, как достигнутые в стране уровни производительности труда и качества жизни, используемые новейшие технологии, сформировавшаяся конкурентная среда и проводимая конкурентная стратегия, а также участие страны в политических и экономических союзах. Правда, при этом часто не учитываются такие традиционные факторы, как выгодное географическое положение, обладание богатыми природными ресурсами и наличие относительно благоприятных цен на труд и природные ресурсы. Тем не менее, можно считать, что происходит сближение понятий производительности и конкурентоспособности.

    В Республике Беларусь разработана и реализуется Программа структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики. В целом Программа представляет собой целевой комплекс мер, предназначенных обеспечить своевременный поворот социально-экономической политики белорусского государства к новым внешним и внутренним реалиям. Программа направлена на более эффективное использование факторов, обеспечивающих рост конкурентоспособности экономики преимущественно на макроуровне. Основной целью Программы является выработка основных направлений и приоритетов структурных преобразований экономики, системы мер и механизмов модернизации производства, обеспечивающих создание и максимально эффективное использование конкурентных преимуществ Беларуси, повышение уровня ее конкурентоспособности. К основным конкурентным преимуществам Беларуси относятся, в частности: выгодное экономико-географическое положение; развитая система транспортных коммуникаций и производственная инфраструктура в целом; значительные земельные, водные и лесные ресурсы; наличие ряда полезных ископаемых; значительный научно-технический потенциал; многоотраслевой промышленный комплекс; высокий общеобразовательный уровень населения и другие. В целом реализация конкурентных преимуществ в Беларуси сдерживается, в частности, следующими факторами: неразвитостью инновационной инфраструктуры; низким уровнем менеджмента, подготовки и переподготовки кадров для работы в рыночных условиях; отсутствием развитой конкурентной среды на внутреннем рынке товаров и услуг, капиталов и рабочей силы.

    Современная конкуренция есть неотъемлемый атрибут мирового рынка. Она характеризуется динамизмом, остротой и масштабностью.

    Масштабность конкуренции обусловлена повсеместным ростом числа участников внешнеторговых операций, вовлекаемых в международный обмен под воздействием МРТ, международной специализации и кооперации в самых различных областях. Интернационализация хозяйственной жизни расширяет базу конкуренции.

    Особый динамизм конкуренции придает НТР. Везде, где разворачивается соперничество за снижение издержек производства, улучшение качества и максимизацию прибыли, НТР выступает и действенным средством конкурентной борьбы, и ее мощнейшим катализатором. Как известно, среди товаров, экспорт которых растет наиболее быстрыми темпами, преобладают товары, быстро обновляющиеся под воздействием НТР: интегральные схемы, ПК, коммуникационное электронное оборудование и т. д.

    Ценовая конкуренция сегодня в значительной степени ограниченна. Поэтому на первый план выходит неценовая конкуренция: качество, новизна товара, прогрессивность и надежность конструкции, соответствие международным стандартам, удобство эксплуатации, оформление, оперативность технического обслуживания и т. п. И чем шире спектр потребительских требований и выше их уровень, тем жестче требования к экспортерам, к их конкурентоспособности.

    Международная организация «Европейский форум по проблемам управления», расположенная в Женеве, определила понятие конкурентоспособность как реальную и потенциальную возможность фирм в существующих для них условиях проектировать, производить и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителей, чем товары их конкурентов.

    Факторы конкурентоспособности страны

    Для определения конкурентоспособности страны используются около 340 показателей и более 100 оценок экспертов-экономистов. Данные анализа группируются в следующие 10 факторов:

    • 1. Экономический потенциал и темпы роста экономики страны.
    • 2. Эффективность промышленного производства.
    • 3. Уровень развития науки и техники, темпы освоения научно-технических достижений.
    • 5. Участие страны в МРТ.
    • 6. Динамичность и емкость внутреннего рынка.
    • 7. Гибкость финансовой системы.
    • 8. Воздействие государственного регулирования на экономику.
    • 9. Уровень квалификации трудовых ресурсов.
    • 10. Обеспеченность трудовыми ресурсами.
    • 11. Социально-экономическая и внутриполитическая ситуация в стране.

    Традиционно высокой конкурентоспособностью обладают США, Япония, Германия и Швейцария. При этом следует особо подчеркнуть структурный аспект их конкурентоспособности. Речь идет о степени адаптации экономики этих стран к эволюции мирового спроса, о точном выборе национальной специализации, соответствующей внутренним возможностям, об умении избежать острой и бессмысленной конкуренции, переключившись на выпуск новых товаров или освоение новых рынков.

    По опросам, проводимым Международным экономическим форумом, в которых оцениваются показатели 46 стран мира, США в 90-е годы признаются наиболее конкурентоспособной страной мира. Однако ближе всех приближаются к Штатам не их партнеры по «семерке», а Сингапур (последние три года занимает второе место), Гонконг (Сянган) и малые европейские государства. Так, с 1992 по 1997 годы Япония в этом рейтинге переместилась со 2-го на 9-е место, Германия - с 5-го на 14-е, Франция - с 15-го на 19-е. Россия устойчиво занимает последнее - 46-е место.



     


    Читайте:



    Презентация на тему ""Уроки французского" В

    Презентация на тему

    В. Г. Распутин «Уроки французского». Урок литературыв 6 классе Распутин Валентин Григорьевич ( р. 1937), прозаик. Родился 15 марта в селе...

    Названия, описания и особенности зимующих птиц

    Названия, описания и особенности зимующих птиц

    Парфенчук Алефтина ИвановнаДолжность: педагог дополнительного образования.Учебное заведение: МАОУДО города Нижневартовска Центр детского...

    Разговорный стиль речи Порядок слов в предложении свободный

    Разговорный стиль речи Порядок слов в предложении свободный

    Слайд 2 Научиться говорить – значит научиться строить высказывания Слайд 3 В разговорном стиле важнейшую роль играет звуковая сторона речи,...

    Сочинение рассуждение на тему деньги Какое значение имеют деньги в жизни человека

    Сочинение рассуждение на тему деньги Какое значение имеют деньги в жизни человека

    Многие задумываться о роли денег в жизни современного человека и над вопросом можно ли быть счастливым с не большим доходом?Современный человек не...

    feed-image RSS