Реклама

Главная - Снилс
Технологический процесс и оборудование для производства ткани. Текстильный бизнес: производство текстиля от А до Я. Текстильная промышленность России

Страница 1 из 3

Общие сведения о ткацком производстве

Понятие о ткани

Что такое ткань? Тканью называется текстильное изделие, образуемое на ткацком станке переплетением двух взаимно перпендикулярных систем нитей: основных, идущих вдоль ткани, и уточных, идущих поперек нее. Сущность ткачества заключается во взаимном переплетении основных и уточных нитей с заданной последовательностью их расположения, при этом направление нитей чаще всего взаимно перпендикулярное.

Цель ткачества - формирование ткани определенной структуры, которая обеспечивает заданные механические и другие своиства ткани и ее внешний вид.

Ткачество - циклический процесс, включающий пять операций: зевообразование, прокладывание и прибивание утка, продольное смещение основы и ткани.

Основные этапы и технологические процессы

Подготовка основной и уточной пряжи к ткачеству осуществляется радельно. При подготовке основной пряжи не только получают паковки определенной формы и размеров, но и улучшают физические свойства нитей. Уточную пряжу, особенно малой линейной плотности, целесообразно предварительно увлажнять или эмульсировать. После такой обработки уменьшается обрывность уточной пряжи в процессе ткачества и получается ткань более высокого качества. Основную пряжу с кольцевых прядильных машин обычно перематывают в мотальном отделе в паковки цилиндрической и конической формы. Затем пряжу подвергают снованию. Пряжу с машин БД-200 не перематывают, а сразу подвергают снованию. При сновании определенное число основных нитей установленной длины наматывается параллельной намоткой на сновальный вал или навой. Для этого применяют различные сновальные машины. После снования пряжу с нескольких сновальных валов или с навоя шлихтуют, т.е. покрываютспециальным клеящим составом, называемым шлихтой, и наматывают на ткацкий навой. Для шлихтования используют шлихтовальные машины различных типов. После шлихтования осуществляется проборка нитей основы в ламели, глазки галев ремизок и зубья берда. Если новая основа предназначена для выработки такой же ткани, то вместо проборки применяют привязывание. Часто привязывание производят непосредственно на ткацком станке.

На первом месте по величине спроса на продукцию всегда стоял и будет стоять продовольственный рынок. В этом нет ничего удивительного, ведь именно здесь продаются и покупаются товары, входящие в категорию жизненно важных для каждого человека.

Следом за ним идет текстильная промышленность. Как это ни удивительно, но в данном сегменте высокий спрос на продукцию соседствует с недостаточностью предложения со стороны отечественных производителей. Доля товаров, произведенных фабриками и заводами нашей страны, составляет лишь пятую часть всего рынка.

Остальную занимают импортные товары, ввозимые как на легальной основе, так и контрафактом. Безусловно, такое положение дел самым негативным образом влияет как на самих российских производителей, так и на экономику страны в целом. Имеет место и другая проблема - производство текстиля на отечественных предприятиях нередко замораживается на длительные сроки в связи с высокой стоимостью сырья, перебоями в поставках и необходимостью проведения модернизации оснащения.

Государственное участие в развитии отрасли

Ситуация должна в корне поменяться, и правительство уже начинает предпринимать шаги для ее улучшения. В частности, принята стратегия, направленная на развитие легкой промышленности в нашей стране вплоть до 2020 года.

В свою очередь, государство серьезно взялось за проблему отечественного производства: поддержка предприятиям оказывается как в области финансирования и субсидирования закупок сырья, так и в вопросе технической модернизации производства. Это позволяет думать, что изменения неминуемы, а небольшие улучшения уже можно наблюдать сегодня, в 2014 году.

Текстильная промышленность в России: текущее состояние

На сегодняшний день ситуация такова, что доля импортной продукции на рынке текстиля в России все еще преобладает. Однако по сравнению с прошлым десятилетием заметны существенные изменения в сторону ее уменьшения. Последние 10-12 лет российская легкая промышленность росла рекордными темпами, и на данный момент отечественные текстильные производства оцениваются примерно в 70-85 млрд. рублей.

В отрасли занято около 700 крупных и до 5 тысяч средних и мелких предприятий, совокупный объем производства которых составляет порядка 200 млрд. рублей. При этом данный сегмент все еще остается недооцененным российскими инвесторами, а значит, самое время войти в рынок.

Среднее текстильное предприятие стоит сейчас на 20-30% дешевле продовольственного при том же уровне прибыльности. Те предприниматели и инвесторы, которые сегодня обратят внимание на это направление бизнеса, через несколько лет смогут пожинать хороший "урожай" при правильном подходе к делу. О том, как грамотно организовать производство текстиля в нашей стране, мы поговорим далее.

Основные вопросы по организации текстильного производства

Безусловно, говорить о том, что сегодня это самый прибыльный бизнес в России, пока еще рано. Однако нет сомнения в том, что отдача от такого производства может быть достаточно высокой, причем в долгосрочной перспективе. Это направление подходит для стратегических инвесторов и предпринимателей, смотрящих в будущее.

Поэтому сегодня важно подойти к вопросу организации текстильного производства с совершенно новой позиции, делая ставку на инновации и актуальность. Какие моменты нужно учесть, создавая собственное предприятие с нуля? Ключевыми факторами являются:

  1. Организация дизайнерского отдела. В современном мире без работы этих специалистов не обойтись. Одним из главных условий высокого спроса на продукцию вашего предприятия будет именно актуальность и оригинальность дизайна тканей. Причем разработка новых коллекций текстиля должна осуществляться регулярно, а не разово. Поэтому при заводе/фабрике должен обязательно быть собственный отдел с группой дизайнеров, работающих совместно и под руководством ее владельца.
  2. Организация непосредственно производства. Этот вопрос требует не меньшего внимания. То, где и кем будут изготавливаться ткани, зависит от наличия достаточных инвестиций. Так, некоторые предприниматели создают собственный производственный цех с нуля, другие размещают заказы по готовым дизайнам между надомными работниками. Кроме того, многие производители тканей в России размещают свои производства на китайских фабриках (из-за наличия дешевой рабочей силы и неплохого технического оснащения).
  3. Для организации собственного текстильного производства необходимо получить соответствующий сертификат на свою продукцию, продумать и спланировать технологию изготовления тканей, приобрести современное оборудование и нанять персонал (начиная от закройщиков и швей-мотористок и заканчивая бухгалтером).
  4. Для реализации продукции потребуется продумать и ее транспортировку. Если предприятие крупное, то понадобится свой автопарк. Небольшие заводы/цехи по изготовлению текстиля пользуются услугами сторонних компаний.
  5. Как и любая коммерческая деятельность, текстильный бизнес требует рекламы. Должно быть несколько эффективных каналов: свой сайт в Интернете, рекламные блоки в специализированных журналах, собственные буклеты с образцами тканей. Неплохим (и даже обязательным) дополнением станет участие в выставках, организуемых для представителей этого сегмента рынка. Это позволит завести полезные знакомства в своей сфере, расширить дилерские и розничные сети для более эффективной реализации продукции.

Все эти пункты являются важными и, более того, обязательными этапами построения действительно успешного производства текстиля в современной России. Пренебрегать нельзя ни одним из них, если вы действительно хотите организовать высокорентабельный бизнес, способный не просто выжить, но и эффективно функционировать в течение длительного времени.

Технология текстильного производства и виды тканей

Выше мы рассмотрели основные вопросы, которые являются важными для каждого предпринимателя, решившего заниматься текстильным бизнесом в России. Теперь остановимся несколько подробнее на собственно изготовлении тканей. Этот процесс включает в себя выбор ассортимента, саму технологию производства и необходимое оборудование для ее реализации.

Виды тканей и их особенности

Весь существующий текстиль подразделяется на крупные и более мелкие виды. В целом можно разделить ткани на натуральные и химические. Первые могут иметь растительное происхождение - хлопок, лен, джут и др., и животное - шелк, шерсть и пр. Вторые подразделяются на синтетические, искусственные и минеральные.

Натуральные ткани растительного происхождения

Хлопчатобумажные ткани изготавливаются из смеси хлопка с другими волокнами. Эта категория очень распространена и имеет наивысший спрос в сегменте натуральных материалов. Они различаются в зависимости от плотности и вида. Это всем известная джинсовая ткань, бязь, ситец, сукно, батист и другие. Льняное волокно менее эластичное, чем хлопковое. Ткани из него имеют шероховатую поверхность и более жесткую структуру, а производство их обходится дороже.

Текстиль животного происхождения

Основой изготовления шелка является тутовый шелкопряд. Этот вид текстиля отличается эластичностью и прочностью, а потому очень востребован в производстве. Он используется для получения таких материалов, как бархат, атлас и др. Российские производители для изготовления шерстяных тканей берут, как правило, овечью шерсть. Она хорошо сохраняет тепло, не впитывает запахи и влагу, плохо мнется.

Химические ткани

Искусственные волокна также широко используются в современной текстильной промышленности. Вискозные и ацетатные ткани легкие и гладкие, имеют привлекательный внешний вид и хорошие гигиенические свойства. Полиамидные материалы - прочные, износоустойчивые, однако впитывают жир и отталкивают влагу, а потому являются негигиеничными. Широким спросом пользуется полиэстер, так как применяется для производства одежды.

Технология производства текстиля

Ключевым моментом, определяющим все производство текстиля и организацию отдельных его процессов, является сам этап изготовления тканей. Он состоит из нескольких основных шагов, которые мы сейчас рассмотрим:

  1. Подготовка. Получение пряжи из волокон путем их обработки - разрыхления, трепания, расчесывания.
  2. Прядение сурового волокна. Из разрозненных хлопковых волокон получается текстильная нить.
  3. Непосредственное производство ткани на ткацких станках.
  4. Заключительная процедура отделки. В результате этого этапа ткань приобретает такие свойства, как прочность, мягкость, гладкость, непромокаемость и прочие.

Это общее описание, и каждый из вышеуказанных этапов имеет свои нюансы.

Необходимое оборудование

При этом в процессе изготовления ткани на всех шагах участвует большое количество разнообразного оборудования. Из обязательного для организации полноценного производственного процесса можно выделить:

  • ровничная машина;
  • ткацкий станок;
  • уточно-мотальный автомат;
  • мотальные машины и автоматы;
  • сновальная машина;
  • шлихтовальные машины;
  • клееварки;
  • проборные станки;
  • узловязальные машины.

Как видите, список оборудования внушителен. Потому полноценно функционирующее производство текстиля требует большого по площади помещения, нескольких складов (для сырья и готовой продукции), а также достаточного для его обслуживания количества сотрудников и организации эффективного управления.

Заключение

На сегодняшний день рынок текстиля развивается достаточно хорошими темпами - не менее 25% в год. Эта ниша все еще нуждается в грамотных предпринимателях и больших инвестициях для организации современного оснащения и такого же подхода к реализации производства.

Изготовление текстиля - весьма доходный бизнес в России и будет таковым еще на протяжении ближайших 7-10 лет, а возможно, и дольше. Если вы не определились с сегментом приложения капитала и организации бизнеса, то сейчас самое время выходить на текстильный рынок.

Ткачество - получение ткани на ткацком станке


Ткачество - получение ткани на ткацком станке

Ткачество - изготовление ткани на ткацких станках. Для ткачества основа и уток из приготовительного цеха поступают в ткацкий цех для выработки из них ткани. Основа в ткачестве нити, расположенные параллельно друг другу и идущие вдоль ткани. Ткань на ткацком станке образуется в результате последовательного переплетения двух систем нитей - основы и утка, расположенных перпендикулярно нити основы в процессе ткачества испытывают большие воздействия рабочих органов станка, чем уточные, поэтому к ним предъявляются повышенные требования прочности, выносливости и износостойкости.
Соответственно, для выработки ткани используются ткацкие станки различных конструктивных особенностей. Однако, общий принцип образования ткани на ткацком станке остается незыблем.
Основные рабочие органы ткацкого станка - ремизка 14, челнок (прокладчик утка) 7 и бёрдо 6.
Нити основы, сматываемые с навоя 1, огибают направляющий валик (скало) 3 и принимают горизонтальное или наклонное положение. Далее они проходят через отверстия ламелей 4 и через глазки галев 15 ремизок 14, перемещающих нити основы в вертикальном направлении для образования зева. В зев челноком или прокладчиком утка другого типа вводится уточная нить, которая продвигается (прибивается) к опушке ткани бёрдом 6, совершающим возвратно-поступательное движение вместе с батаном 16. У опушки ткани нити основы, переплетаясь с нитью утка, образуют ткань, которая огибает грудницу 8, вальян 10, направляющий валик 9 и навивается на товарный валик 11. Порядок чередования перемещений ремизок обеспечивает изготовление тканей различного переплетения нитей. Число зубьев, приходящихся на единицу длины бёрда, и число нитей, проходящих через просветы между зубьями, обусловливают плотность ткани по основе, а перемещение (отвод) ткани, приходящееся на одну уточную нить, определяет плотность ткани по утку.

Образование ткани на ткацком станке
1 - ткацкий навой;
2 - нити основы;
3 - скало;
4 - ламели;
5 - вершник;
6 - бёрдо;
7 - челнок (микропрокладчик);
8 - грудница;
9 - направляющий валик;
10 - вальян;
11 - товарный валик;
12 - подбатанный вал;
13 - лопасть батана;
14 - ремизка;
15 - глазок галева;
16 - батан.


Органы и мехнизмы ткацкого станка

Назначение ткацкого станка заключается в том чтобы путём переплетения основных и уточных нитей получить ткань. Это достигается в результате согласованных действий различных механизмов и рабочих органов станка.

759 руб


Тюль "Garden", на ленте, цвет: белый, высота 260 см. С 1196 - W191 V1

Изящная тюлевая штора для гостиной Garden, выполнена из легкой ткани с оригинальным узором. Приятная текстура и цвет штор привлекут к себе внимание и органично впишутся в интерьер помещения. Штора крепится на карниз при помощи ленты, которая поможет красиво и равномерно задрапировать верх.

1489 руб


Авто валик (ортопедическая подушка на подголовник) - необходимая вещь для каждого автолюбителя! Ведь никто не хочет страдать от болей в спине и шейном отделе позвоночника. Устранить и избежать появления таких неприятных ощущений можно, используя ортопедическую подушку, которая легко крепится специальным ремнем на сиденье.
Сделан валик из высококачественной дышащей эко-кожи, а наполнен холлофайбером. Хранение не занимает много места. А подготовка к использованию не отнимает время.
ПРЕИМУЩЕСТВА авто валика:

  • - ОРТОПЕДИЧЕСКАЯ поддержка шеи;
  • - обеспечивает ПРАВИЛЬНОЕ положение головы;
  • - снимает УСТАЛОСТЬ с шейных мышц;
  • - АМОРТИЗИРУЕТ резкие нагрузки на шейные позвонки;
  • - ЛЕГКО крепится на любой подголовник.

  • Инструкция по подготовке: закрепите подушку на подголовник при помощи резинки.

    902 руб


    Одеяло облегченное OL-Tex "Верблюжья шерсть", наполнитель: верблюжья шерсть, цвет: сливочный, 200 х 220 см

    Чехол облегченного одеяла OL-Tex "Верблюжья шерсть" выполнен из высококачественного плотного материала тик (100% хлопок) сливочного цвета. Наполнитель - верблюжья шерсть с полиэстером. Одеяло простегано - значит, наполнитель внутри будет всегда распределен равномерно.
    Особенности наполнителя:
    - исключительные терморегулирующие свойства;
    - высокое качество прочеса и промывки шерсти;
    - великолепные ощущения комфорта и уюта.

    Верблюжья шерсть - обладает целебными качествами, содержит наиболее высокий процент ланолина (животного воска), благоприятно воздействующего на организм по целому ряду показателей: оказывает благотворное действие на мышцы, суставы, позвоночник, нормализует кровообращение, имеет профилактический эффект при заболевания опорно-двигательного аппарата. Кроме того, верблюжья шерсть антистатична.

    Одеяло упаковано в прозрачный пластиковый чехол на змейке с ручкой, что является чрезвычайно удобным при переноске.

    Рекомендации по уходу:
    - Стирка запрещена,
    - Нельзя отбеливать. При стирке не использовать средства, содержащие отбеливатели (хлор),
    - Не гладить. Не применять обработку паром,
    - Химчистка с использованием углеводорода, хлорного этилена, монофтортрихлорметана (чистка на основе перхлорэтилена),
    - Нельзя выжимать и сушить в стиральной машине.

    Размер: 200 см х 220 см.
    Плотность: 200 г/м2.

    2849 руб

    Ткань во все времена остается той продукцией легкой промышленности, которая не теряет обихода. Изготовление ткани осуществляет ткацкая фабрика. Для ее организации потребуется покупка или аренда помещения, достаточного для установки целой линии производственного оборудования.

    Основы производства ткани

    Ткань изготавливается из пряжи, которая, в свою очередь, изготавливается из волокна. Качество полученной на выходе ткани сильно зависит от характеристик волокон.

    Волокна подразделяют на натуральные и химические, происходящие из природного сырья или полученные в результате химического синтеза, например, полимерные волокна.

    Вся технология условно подразделяется на три стадии:

    • Прядение;
    • Ткачество;
    • Отделка.

    Прядение

    Основу производства ткани составляет прядение. Это процесс, в результате которого получается длинная нить – пряжа, сотканная из коротких волокон. Этот процесс производства реализуется на прядильной машине.

    Волокна, которые получается фабрика, обычно спрессованы в небольшие кипы. Затем их разрыхляют и треплют на соответствующих машинах, параллельно очищая от примесей мусора. Трепальная машина выдает из нитей холст, сворачиваемый в рулон.

    Затем полученный холст пропускается через поверхности для чесания, покрытые тонкими иглами из металла. На выходе после прочесывания получают ленту, которую нужно выровнять на ленточной машине, а затем слегка подкрутить на ровничной и крутильной машине. После этих операций получают ровницу.

    На прядильной машине ровницу разравнивают и вытягивают, затем наматывают на бобины. Прядильная машина для производства тканей обслуживается прядильщицами. В их обязанности входит ликвидация обрыва пряжи и ровницы, смена бобин и обслуживание оборудования.

    Из пряжи изготавливают:

    • трикотаж;
    • швейные нити;
    • нетканые и тканые материалы.

    Синтетическая пряжа

    Для синтетического производства ткани используется более сложная технологическая схема. Из исходных компонентов получают жидкую и вязкую прядильную массу. Она поступает в прядильную машину, предназначенную специально для обработки синтетического волокна.

    Волокна формируются с помощью специальных фильер – это небольшой колпак из металла, внутри которого много мелких отверстий. С помощью насосов масса поступает в фильер и через мелкие отверстия вытекает наружу. Вытекающие струйки обрабатывают специальными растворами для застывания.

    Создание синтетического волокна одновременно является и прядением этого волокна. В зависимости от того, для чего предназначается ткань и какое требуется качество, высчитывают количество нитей, скручивающихся в одну. После отделки нити наматываются на бобины и отправляются на ткачество.

    Ткачество

    Непосредственный процесс производства ткани из пряжи называют ткачеством. Оборудование для производства на данном этапе обслуживается ткачами, которые могут обслуживать до полусотни автоматических станков.

    На машине механического типа ткач заменяет пустые шпули, устраняет обрывы нитей. Работник должен знать требования, предъявляемые к качеству ткани, параметры бракованной ткани и причины появления брака, меры предотвращения и устранения брака. Когда ткачиха запустила в работу ткацкий станок, он начинает сочетать пряжу в тканое полотно, получаемое на выходе.

    Нити и переплетения

    Существуют поперечные и долевые нити, переплетаемые по-разному. Долевые нити направляются вдоль полотен, так как они тоньше и прочнее. Поперечные нити толще, короче, имеют свойство растягиваться.

    Ткань, получаемая на ткацком станке, называется суровой. Нити, сотканные из волокон разной расцветки, называют меланжевыми. Ткань из меланжевых нитей называется аналогично. Но если для производства тканого полотна использовались нити с разной расцветкой, полотно называют пестротканым.

    Свойства будущей ткани зависят от типа переплетения:

    • Крупноузорчатое переплетение – жаккардовое;
    • Сложное переплетение – ворсовое, пикейное, ажурное, петельное, двойное;
    • Просто переплетение – саржевое, сатиновое, полотняное, атласное, креповое и диагоналевое.

    Мелкоузорчатые переплетения выполняются на одночелночном автоматическом ткацком станке. Пестротканые и сложные переплетения – на многочелночном автоматическом ткацком станке, крупноузорчатые – на станках Жаккарда.

    Как делают ткань

    Отделка ткани

    Последним этапом производства является отделка. Она улучшает качество и свойства ткани, придает ей товарный вид и прочность, в зависимости от того, какие процессы подразумевает отделка.

    Отделка может выполняться:

    • ворсованием;
    • белением;
    • мерсеризацией;
    • опаливанием;
    • отвариванием.

    При опаливании с поверхности сурового полотка удаляются выступающие волокна. Расшлихтовка подразумевает замачивание полотна для удаления шлихты – пропитки, нанесенной при ткачестве.

    Отваривание избавляет полотно от любых примесей, а мерсеризация придает блеск, прочность и гигроскопичность путем промывания. При белении полотно обесцвечивают, а при ворсовании придают ему мягкости.

    Заключительная отделка

    В заключительную отделку входят такие процессы как:

    • каландрование;
    • ширение;
    • аппретирование.

    Каландрование подразумевает разглаживание полотна, ширение – выравнивание его по стандартной ширине, аппретирование – нанесение крахмала для плотности, белизны для отбеливания, либо воска или масла для блеска.

    Оборудование

    Производство ткани требует довольно богатой производственной линии. Рассмотрим основные типы производственного оборудования, без которого не может быть запущено изготовление тканой продукции.

    Ткацкий станок

    Предназначен для изготовления тканого полотна, бывает бесчелночным и челночным, круглым и плоским, широким и узким. Ткацкие станки подбирают в зависимости от того, какое полотно необходимо произвести: льняное, шелковое, хлопчатобумажное или шерстяное.

    Специальное оборудование для работы с ткацким станком, которое производит декоративные и узорчатые ткани, ковролины и другие ковровые изделия.

    Шлихтовальная машина

    Пропитывает ткани клейким раствором, называющимся шлихтой. Это необходимо для производства износоустойчивых и специальных полотен, например, для спецодежды.

    Накатная машина

    Используется для накатки полученного полотна в рулон или бобину при помощи автоматически вращающегося валика. Правильно обслуживаемая накатная машина работает эффективнее, чем ручная смотка полотна ткачихами, особенно в производственных масштабах.

    Красильная линия и машины для печати

    Позволяет окрашивать ткани натуральными или синтетическими красителями. Машина для печати наносит цветные принты краской или растворяет трафаретный рисунок на готовой окрашенной ткани.

    Промывная и контрольно-мерильная машины

    Промывная машина вымывает и сушит тканые полотна после печати принта или окраски, а контрольно-мерильное оборудование используется для проверки качества готовой тканой продукции, его длины, ширины, плотности.

    Трепально-очистительная и трясильная машины

    Используются при обработке льняного волокна для получения более коротких волокон. Трясильные машины разрыхляют короткое волокно и придают ему товарный вид.

    Чесальная и прядильная машины

    Чесальная машина обрабатывает льняное волокно и делает из него ленты, а прядильная машина позволяет получить пряжу с необходимой прочностью. Прядильная машина может быть веретенной или безверетенной, первая, в свою очередь, подразделяется на уточную и основную.

    Это лишь основная линия оборудования, могут также понадобиться:

    • линии котонирования льна;
    • мяльно-трепальные машины;
    • отжимные и сушильные машины;
    • шерстомойные и обрабатывающие хлопок устройства.

    Это зависит от того, какая направленность предприятия.

    Видео: Хлопок, лён, конопля - особенности производства натуральных тканей

    Это совокупность технологических процессов, необходимых для изготовления суровых (неотделанных) тканей текстильных. Иногда ткацкое производство называют ткачеством. В зависимости от вида перерабатываемого сырья (волокон, нитей) различают хлопко-, шерсто-, шёлко-, льноткачество и т.п. Историческая справка.

    Ткачество, как и прядение, возникло в эпоху неолита и широко распространилось при первобытнообщинном строе. Ручной ткацкий станок с вертикальным расположением основы появился примерно за 5-6 тыс. лет до н. э. Изобретение ткацкого станка Ф. Энгельс считал одним из важнейших достижений человека на первой ступени его развития. В феодальный период совершенствуется конструкция ткацкого станка, создаются приспособления для подготовки пряжи к ткачеству.

    Первые попытки механизации процесса ткачества относятся к 16-18 вв. Среди них наибольшее значение имело изобретение Дж.Кеем в 1733 году так называемого самолётного челнока. В конце 18 века в Великобритании Э.Картрайтом был изобретён механический ткацкий станок, в конструкцию которого в дальнейшем вносились различные усовершенствования (главным образом в Великобритании): приёмный товарный механизм (Р.Миллер, 1796), ремизо-подъёмные устройства (Дж.Тодд, 1803), механизм координации движения основного навоя и товарного валика (Р.Роберте, 1822) и др. В 1833 году в Северной Америке была изобретена самодействующая шпарутка (устройство для растяжения ткани у опушки). Существенный вклад в совершенствование конструкции ткацкого станка внесли и русские изобретатели: Д.С.Лепёшкин, запатентовавший в 1844 году механический самоостанов при обрыве уточной нити; С.Петров, предложивший в 1853 году наиболее совершенную систему боевого механизма для прокладки челнока, и др. В кон. 19 и начале 20 вв. были созданы станки с автоматической сменой челноков. Наиболее удачное решение проблемы автоматической смены уточной шпули в челноке принадлежит англичанину Дж.Нортропу (1890).

    Однако челночные ткацкие станки имеют существенные недостатки: малый размер уточной паковки; свободный, с большими ускорениями полёт челнока через зев; одновременная прокладка лишь одной уточной нити и др. В начале 20 века появилось несколько конструкций бесчелночных станков, в которых уточная нить сматывалась с больших неподвижных паковок и особыми механическими устройствами прокладывалась в зеве. Станки этого типа создали в 1926 году Габлер (Германия), советский инженер В.Е.Леонтьев в 1936 году и др. В 1927 году С.А.Дынник (СССР) предложил конструкцию многозевного круглого ткацкого станка; в 1949 году В.А.Прозоровым (СССР) был создан плоский многозевный станок. Технология ткацкого производства. В соответствии с технологическим процессом изготовления тканей ткацкое производство состоит из подготовительных операций, собственно ткачества и заключительных операций. К подготовительным операциям относятся перематывание нитей основы и утка, снование, шлихтование, пробирание основы и связывание концов нитей.

    Цель подготовительных операций - создание паковок нитей основы и утка, пригодных для работы на ткацком станке. Перематывание нитей основы обычно производится с прядильных початков на конические бобины крестовой намотки (реже на катушки), необходимые для следующей операции - снования. Перематывание осуществляется на мотальных машинах и мотальных автоматах. Если прядильные паковки удовлетворяют требованиям процесса снования, то перематывание исключают. При сновании нити с большого числа бобин или катушек (до 1000 нитей) навивают на сновальный валик.

    Процесс осуществляется на сновальных машинах. Шлихтование основы (пропитка клейким коллоидным раствором - шлихтой) повышает выносливость нитей и сопротивляемость истиранию и многократному растяжению их при ткачестве. Пробирание нитей основы в ламели необходимо для автоматического останова станка при обрыве нити; в глазки галев ремизок нити продеваются для образования зева на станке (пространство для движения челнока) и получения ткани заданного переплетения.

    Пробирание нитей в зубья бёрда обеспечивает прибой уточной нити к опушке ткани и получение необходимой плотности ткани по основе. Перематывание утка на шпули для челночных станков производится на уточно-перемоточных автоматах. Для бесчелночных ткацких станков используется бобина с мотальных или непосредственно с прядильных машин. Уточная пряжа часто подвергается дополнительной операции - увлажнению (либо эмульсированию, запариванию) для сматывания её без так называемых слётов (спадение с паковки нескольких витков). Для ткачества основа и уток из приготовительного цеха поступают в ткацкий цех для выработки из них ткани. Нити основы в процессе ткачества испытывают большие воздействия рабочих органов станка, чем уточные, поэтому к ним предъявляются повышенные требования по прочности, выносливости и износостойкости. Основа, как правило, изготавливается из лучшего, чем уток, сырья, с более высокой круткой и дополнительно усиливается шлихтованием. Обрывность нитей, особенно основных, - главная причина останова ткацких станков, она ухудшает качество тканей и создаёт отходы пряжи.

    Заключительные операции ткацкого производства. - измерение длины ткани на мерильных машинах, чистка и стрижка её, контроль качества на браковочных машинах и укладка на складальных машинах. Все заключительные операции осуществляются на поточных линиях, на которых суровая ткань движется непрерывным полотном, сшитым из отдельных кусков ткани. Пороки суровой ткани оцениваются по баллам (порочным единицам), число которых определяет сорт ткани.

    Ткацким производством называют также совокупность ткацкого цеха (цехов), приготовит, цеха и браковочного отдела. Ткацкое производство может быть самостоятельным (обычно называют фабрикой) или входить в состав текстильного комбината, состоящего из прядильного, крутильного, ткацкого и отделочного производств. Оптимальная мощность ткацких фабрик зависит от отрасли промышленности, например хлопчатобумажная фабрика обычно имеет 2-4 тыс. челночных станков или до 2 тыс. бесчелночных, шёлкоткацкая - до 3 тыс. пневматических, камвольно-суконная - до 800 бесчелночных. Дальнейшее совершенствование текстильного производства направлено на механизацию трудоёмких операций и автоматизацию производств. процессов; внедрение бесчелночных и многозевных ткацких станков, разработку на их основе и освоение новых форм организации труда; агрегирование процессов и машин с целью сокращения переходов в подготовке пряжи к ткачеству.

    В XIX веке, вплоть до 1870-х гг., одним из самых распространенных ремесел, особенно в центре России и на Русском Севере, было ткачество. Ткацкие «мануфактуры» в то время лишь начинали возникать. И домотканное полотно, по мнению крестьян, тогда почти не имело конкуренции.

    Цейтлин Е.А. Очерки истории текстильной техники. М.-Л., 1940; Рыбаков Б.А. Ремесло древней Руси. [М.], 1948; Канарский Н.Я., Эфрос Б.Е., Будников В.И. Русские люди в развитии текстильной науки. М., 1950; Технология ткачества. Т. 1-2. М., 1966-67: Гордеев В.А., Арефьев Г.И., Волков П.В. Ткачество. 3 изд. М., 1970; Проектирование ткацких фабрик. М., 1971. И. Г. Иоффе, В. Н. Полетаев.

    Источник: Большая советская энциклопедия и другие материалы

    Постепенно производство пряжи и домотканных холстов для изготовления одежды сменилось кустарным промыслом, что в очень незначительных размерах кое-где существовало еще лет двадцать-пятнадцать - изготовлением на ткацких станках «дорожек» из катушечных ниток и нарезанного узкими полосами старого ситца. Сейчас и это можно увидеть лишь в музеях.

    Ткацкий стан остоит из простых, сделанных из толстых брусьев станины и поднёбника. На последнем крепятся все подвижные его части: рамы нитянок - ремизок с петлями из льняных ниток. В петли одной из рам продеваются чётные нити основы, в петли другой рамы - нечётные. Через подвижные блоки, привязанные к поднёбнику, пропускают веревки, соединяющие подножки с ремизками. Наступить на одну из них -поднимается чётная группа основы, на другую - нечётная.

    Техникой тканья обуславливался характер браных узоров и их композиционный строй. На подзорах и полотенцах узоры располагались строгими горизонтальными рядами, с преобладанием трёхчастных композиций: срединной широкой полосы и бордюров, симметрично обрамляющих центральную кайму. Многоярусными композициями украшали особенно нарядные - дарственные полотенца, предназначенные в подарок.

    История ткачества и Ткачество на Руси

    Зарождение (читайте на след.страницах. ткачество Руси - на последней странице статьи)

    Сложно судить о времени зарождения искусства и ремесел, корни которых теряются в глубине тысячелетий, а материальные следы (дерево, волокнистые материалы) непрочны и недолговечны. Нам остается один путь - путь аргументированной гипотезы, основанной на следующих основных группах источников информации: этнографическая - древние устройства и методы, сохранившиеся в традициях современных цивилизаций или используемые примитивными племенами;

    • археологическая - находки ткацких устройств или их деталей, тканей;
      художественная - изображения в произведениях искусства соответствующего периода (вазовая или настенная живопись, рельефы и т. д.);
      литературно-фольклорная - исторические описания из различных литературных памятников соответствующего периода или описания, сохранившиеся в фольклоре;
      аналитическая - основанная на анализе социально-экономических условий, сохранившихся тканей, их возможного распределения по географическим регионам.

    Применительно к начальному периоду истории ткацкой техники полезной будет только пятая группа, в той ее части, где речь идет об анализе социально-экономических условий. Основным стимулом появления одежды у человека считают необходимость защиты тела от неблагоприятных воздействий среды. По мнению некоторых исследователей, дополнительным стимулом служило удовлетворение инстинкта созидания у древних людей, в особенности у живших в местах с благоприятными климатическими условиями.

    Необходимой предпосылкой для ткачества является наличие сырья. Н а этапе плетения это были полоски кожи животных, трава, тростник, лианы, молодые побеги кустов и деревьев. Первые виды плетеной одежды и обуви, подстилки, корзины и сети были первыми ткацкими изделиями. Считают, что ткачество предшествовало прядению, так как в виде плетения оно существовало еще до того, как человек открыл прядильную способность волокон некоторых растений, среди которых были дикорастущая крапива, «окультуренные» лен и конопля. Мелкое скотоводство обеспечивало различными видами шерсти и пуха.

    Ни один из видов волокнистых материалов не мог сохраниться длительное время. Самой старой тканью в мире является льняная ткань, найденная в 1961 году при раскопках древнего поселения у турецкого поселка Чатал Хюиюк и изготовленная около 6500 лет до н. э. Эту ткань еще до недавнего времени считали шерстяной и лишь тщательное микроскопическое исследование более 200 образцов старых шерстяных тканей из Центральной Азии и Нубии показало, что ткань, найденная в Турции, льняная.

    При раскопках поселений озерных жителей Швейцарии было обнаружено большое количество тканей из лубяных волокон и шерсти. Это послужило еще одним доказательством того, что ткачество было известно людям каменного века (палеолита). Поселения были открыты зимой 18531854 годов. Та зима выдалась холодной и сухой настолько, что уровень альпийских озер Швейцарии резко понизился. В результате местные жители увидели развалины свайных поселений, покрытые многовековым илом. При раскопках поселений был открыт целый ряд культурных слоев, самые нижние из которых датированы каменным веком. Были найдены грубые, но вполне пригодные для использования ткани из лубяных волокон, лыка и шерсти. Некоторые ткани были орнаментированы стилизованными человеческими фигурами, раскрашенными естественными красками.

    В 70-е годы ХХ века с развитием подводной археологии вновь развернулись исследования поселений в обширном альпийском районе на границах Франции, Италии и Швейцарии. Поселения датировались от 5000 до 2900 лет до н. э. Найдено много остатков тканей, в том числе саржевого переплетения, клубков нитей, берд деревянных ткацких станков, деревянных веретен для прядения шерсти и льна, различных игл. Все находки указывают на то, что жители поселений занимались ткачеством сами.

    Первые ткани были очень просты по структуре. Как правило, они вырабатывались полотняным переплетением. Однако довольно рано стали производить орнаментированные ткани, используя в качестве декоративных элементов религиозные символы, упрощенные фигуры людей и животных. Орнамент наносился на суровые ткани вручную. Позднее стали орнаментировать ткани вышивкой.

    Дошедшие до нас памятники культуры и прикладного искусства позволили восстановить характер применявшихся в то время узоров, покрывавших кайму ворота, рукава и подол одежды, иногда пояс. Характер узоров менялся от простых геометрических, иногда с использованием растительных мотивов, к сложным с изображением животных и людей.

    Передняя Азия и ткани

    Плетение и ткачество были широко развиты в Древнем Двуречье. Для плетения чаще всего использовали тростник. Тростниковыми плетенками прикрывали или обвертывали покойников, ими завешивали дверные и оконные проемы, стены домов. Из тростника плели корзины для хранения документов в храмах и дворцах. Более тонкие вещи плели из травы. Такое плетение изображено на золотых филигранных ножнах из гробницы Мескаламдуга.

    Ведущую роль в хозяйстве Двуречья играла культура финиковой пальмы. Из ее листьев делали вожжи, кнуты, различные крышки, плетенье для грузовой телеги.

    В изобразительном искусстве Двуречья имеется лишь один рельеф позднего времени с изображением знатной эламитянки, занятой прядением, но в самых древних поселениях Хлама были найдены пряслица, обвернутые в куски ткани медные топоры. Пряслица из обожженной глины и камня - были найдены Р. Кольдевеем при раскопках Вавилона. В текстах из Фары-Шуруппака упоминаются нити, руно, пряжа, намотанная на шпулю. При раскопках в Уре найдены остатки ткани (или войлока), которой был подбит знаменитый золотой шлем Мескаламдуга.

    Ткачеством занимались как рабы, так и свободные ремесленники. Рабы работали под началом надзирателя в "доме ткачей" в царских и храмовых хозяйствах и делились на две категории: старших и младших ткачей. Свободные ремесленники жили в особом квартале: текст из Керкука, хранящийся в Лувре, упоминает о «квартале ткачей». Записи о ткачах, работавших около 2200 года до н. э., найдены в халдейском городе Уре. В больших хозяйствах ткачам по счету выдавались «медные станки»: вероятно, речь идет о каких-то ткацких принадлежностях.

    Сохранились целые списки одежд времени III династии Ура, где наряду с одеждой из волокна и из «травы» говорится о роскошной одежде, покрытой золотом и драгоценными камнями, об одежде мягкой нежной, твердой и плотной. Изготовленная одежда взвешивалась (одна из них, например, весила около 1300 граммов).

    Хорошее представление об узорах тканей того времени дают барельефы. Например, алебастровые барельефы, когда-то покрывавшие стены дворцов Ниневии, датируются не позднее VIII века до н. э. Как утверждают многие ассириологи, орнамент барельефов есть не что иное, как подражание вавилонским тканям, а сами барельефы - косвенное свидетельство существования коврового производства.

    Среди первых текстильных материалов были шерсть и лен. В VII веке до н. э. после завоевания Вавилона Синахерибом народы Двуречья познакомились с хлопчатником. «Деревья, дающие шерсть», упоминаются на ассирийском цилиндре того времени.

    Известные в древности вавилонские ткани славились многоцветьем и сложностью орнамента. По Плинию Старшему, именно в Вавилоне была изобретена многоцветная вышивка.

    Найденные при раскопках медные и бронзовые иглы говорят о том, что вышивка и шитье в Двуречье были известны, возможно, ранее 1100 лет до н. э.

    Техника ткачества народов Древнего Двуречья пока остается неизвестной, так как до сих пор не найдено ни деталей ткацких станков, ни их изображений, неизвестна нам и технология ткачества.

    Самыми старыми из текстильных цветных изделий Передней Азии остаются ковры и ткани, найденные в оледенелых курганах Горного Алтая. Древнейшим в мире является шерстяной узелковый стриженый ковер V века до н. э., обнаруженный в пятом Пазырыкском кургане, изготовленный где-то в Мидии или Персии. Прямоугольный ковер размером 1,83 х 2 метра имеет сложный узор, включающий изображения всадников с лошадьми, ланей и грифов. В том же кургане найдены ткани, покрывавшие войлочный чепрак и нагрудник и изготовленные на горизонтальном ткацком станке с расположением вертикальных линий узора вдоль утка. Все ткани двусторонние, многокрасочные, плотность по основе 22 - 26 нитей на сантиметр. В ткани, покрывавшей чепрак, плотность по утку 55 нитей на сантиметр, на некоторых узорных участках - до 80 нитей на сантиметр, ширина ткани составляет не менее 60 сантиметров.

    На нагрудник нашита полоска ткани шириной 5,3 сантиметра и длиной 68 сантиметров с плотностью по утку от 40 до 60 нитей на сантиметр. На ткани изображены идущие вереницей 15 львов, по ее краям выполнена кайма из чередующихся цветных треугольников.

    Качество тканей и тонкость рисунка позволяют судить о довольно высоком уровне ткачества в Передней Азии середины первого тысячелетия до н. э. Для примера можно отметить, что в изображениях человеческих фигур на ткани, покрывавшей чепрак, можно различить даже ногти на пальцах рук, и это при ширине самой ткани 6,5 сантиметра. Высокое качество тканей позволяет предположить хороший уровень ткачества и в более ранний период. Известный советский искусствовед С. И. Руденко полагает, что «упоминаемые древними авторами шитые иглой узоры... вовсе не вышивки в современном их понимании, а тончайшие гобеленовые рисунки, полученные в процессе изготовления ткани на ткацком станке».

    Древний Египет

    Начиная примерно с 3400 года до н. э. проследить за развитием ткачества довольно несложно. Египетский метод мумификации, погребение вместе с умершим множества предметов из повседневной жизни, особые климатические условия Египта, способствовавшие сохранению большого числа погребений, дали человечеству значительные практические сведения о жизни и привычках древних египтян. Кроме того, до нас дошло много памятников египетской живописи и скульптуры, по которым также можно судить о развитии ткачества.

    Сохранились льняные ткани неолитического, бадарийского и додинастического периодов и эпохи 1 династии. На фрагментах льняной ткани из додинастического погребения в Гебелайне изображена сцена охоты на гиппопотама на двух лодках разных размеров. В гробницах фараонов I и II династий (3400 - 2980 годы до н. э.) найдены ткани с основными и уточными нитями одинаковой толщины и с плотностью по основе - 48 нитей на сантиметр, по утку60 нитей на сантиметр. Ткани мемфисской династии (29802900 годы до н. э.), найденные в гробницах в Верхнем Египте, тоньше современных льняных полотен и имеют плотность 19Х32 и 17Х48 нитей на квадратный сантиметр.

    В египетских гробницах были также найдены деревянные и глиняные фигурки (около 2500 года до н. э.) ткачей и сновальщиков за работой. Снование с помощью колышков, забитых в землю, до сих пор используется некоторыми народами в ручном ткачестве (например, в Гватемале).

    Среди рисунков на стенах гробницы Хемотепа из Бени - Хасана (2000 - 1788 годы до н. э.) есть несколько рисунков изображением вертикального станка и работающих ткачей, а также процессов изготовления пряжи и подготовки ее к ткачеству. Аналогичные изображения имеются на стенах еще нескольких гробниц XII династии в Бени-Хасане и Эль-Берше, а также в гробницах XVIII династии в Фивах. В Фивах археолог Уинлок нашел модель времени XI династии, изображающую ткущих женщин.

    Ткани египетских мумий показывают, что люди Древнего Египта владели совершенным ткацким мастерством. При всем нашем современном оборудовании мы не можем достичь некоторых результатов, полученных когда-то древними мастерами. В отдельных тканях египетских мумий плотность по основе превышает 200 нитей на сантиметр, в то время как современное ткацкое оборудование не позволяет вырабатывать ткани с плотностью по основе большей чем 150 нитей на сантиметр. Так, например, повязка на лбу мумии, хранящейся в одном из английских музеев, сделана из полотна с плотностью по основе 213 нитей на сантиметр. Линейная плотность пряжи в этой ткани 0,185 текс (т. е. масса одного километра пряжи составляет 0,185 грамма) . Масса одного квадратного метра такой ткани составила бы 5 граммов.

    Интересны результаты исследования образца ткани египетской мумии, хранящейся в Ивановском художественном музее . Ткань датируется XVI - XV веками до н. э. и состоит из четырех слоев: полотна, пропитанного прозрачным веществом желто-охристого цвета, белого грунта, напоминающего по цвету и блеску рыхлый снег, краскизеленого, красного и желтого цветов, прозрачного лака серовато-пепельного цвета. Ткань полотняного переплетения имеет плотность по основе 24 нити на сантиметр, по утку13 нитей на сантиметр. Грунт состоит из мелких анизотропных кристаллических обломков белого цвета, нерастворимых в эфире. Краска аморфная, с кристаллическими включениями, нерастворимая ни в воде, ни в универсальных органических растворителях, сохранила свежесть и яркость. Лак аморфный, не подвергшийся кристаллизации. Полученные результаты говорят о том, что в датируемое время египетские мастера умели изготовлять прочные полотняные ткани, знали способ их предохранения от тления, им был известен некристаллизующийся лак, сохраняющий яркость и свежесть красок в течение длительного времени.

    В музеях мира хранится большое число образцов орнаментированных тканей, датируемых около 1500 года до н. э. Несколько образцов цветной гобеленовой льняной ткани было найдено в гробнице фараона Тутмоса IV (1466 год до н. э.). На ковре из этой гробницы виден узор в виде лотосов, полукругов и обычного для Древнего Египта крестообразного амулета. В погребении молодого фараона Тута, относящемся примерно к этому же времени, было найдено большое количество изумительных по красоте тканей.

    На стене спальни в главном дворце Ахетатона, столицы фараона Аменхотепа IV (Эхнатона), сохранились остатки росписи с изображением дочерей фараона, сидящих на подушках. Рисунок тканей на подушках представляет собой параллельно расположенные ромбы голубого цвета на розовом фоне. В рельефе из гробницы Пареннефера в Ахетатоне также имеется изображение подушки, покрытой узорной тканью. Узор ткани выполнен в виде «дорог» из ромбов разных размеров. На крышке ларца из гробницы Тутанхамона (13751350 годы до н. э.) изображена сцена охоты фараона на львов. На фараоне одежда из ткани золотистого цвета с несложным геометрическим орнаментом. Конь в колеснице фараона покрыт узорной тканью, вероятно, ковром, с мотивами геометрического орнамента на золотистом фоне и с тремя темно-синими полосами по краям. Поле ткани между полосами заполнено тем же узором, что и основной фон ткани.

    Древние египтяне знали и широко применяли окрашивание пряжи. Ткани мумий имеют кромки голубого и желто- коричневого цветов. Ложе мумии Тутанхамона покрывала темно-коричневая ткань. Цветом, близким к черному, окрашена ткань, покрывавшая парадные жезлы. На статую телохранителя у входа в гробницу была накинута тонкая темно-желтая ткань. В гробнице Тутанхамона найдено также несколько изделий из цветной гобеленовой льняной ткани.

    В Древнем Египте ткачество было тесно связано с мелким крестьянским хозяйством. Ткани были натуральной податью землевладельцев как в Древнем, так и в Новом царстве. При XVIII династии визирь Рехмир принимал в числе подносимых ему даров ткани различных сортов.

    Основываясь на тканях римского периода, найденных в Антиное и Александрии, археолог Э. Флемминг высказал предположение, что они были изготовлены на ткацком станке с подвязями. Однако вопрос о происхождении этих тканей долгое время оставался дискуссионным. Первые находки были сделаны в Антиное еще в 1896 - 1897 годах, и ведущие востоковеды того времени - Стржиговский и позднее Херцфельд - признавали иранское происхождение тканей, датируя их временем Сасанидов (224 - 651 годы). Немецкий историк искусства О. фон Фальке в своем известном труде «Художественная история шелкоткачества» защищал гипотезу о местном происхождении тканей. Этой точки зрения придерживались многие ученые, в том числе и Э. Флемминг, пока Р. Пфистер на основе дополнительных материалов, полученных французской археологической экспедицией, не доказал, что ткани были изготовлены в сасанидской Персии. Крупнейший историк текстильного искусства А. Майер, всю жизнь посвятившая изучению художественных тканей, так же как и Э. Флемминг, считает, что упоминаемые ткани были выработаны на станке с подвязями. Иран является родиной этого примечательного технического изобретения, о котором мы еще будем говорить.

    Вернемся к Египту. В птоломеевский период ткачество было царской монополией, но со II века до н. э. начинает распространяться и частное ткацкое производство. Как правило, частное ткацкое производство было семейным, но иногда использовали также труд наемных работников.

    Америка

    Северная и Центральная Америка. Ткачество на американском континенте, как и ткачество в странах Старого Света, уходит своими корнями в глубь веков. Раскопки поселений, существовавших задолго до цивилизации инков, показали, что древние люди были весьма искусны в ткачестве.

    Индейцы, как и египтяне, начинали с простых тканей полотняного переплетения, но вскоре уже изготовляли ткани таких переплетений, как саржевое и перевивочное. Они создавали сложные геометрические узоры, которые ткали или раскрашивали вручную.

    Древние люди использовали в ткачестве лен, траву, волос бизонов, кроликов и опоссумов. Позднее они научились использовать шерсть этих животных, а их знакомство с хлопком произошло одновременно с народами Старого Света. Ткацкие станки были похожи на найденные при раскопках в Египте. Отличие заключалось только в том, что для внесения утка в зев вместо челнока они использовали длинный прутик.

    В древних каменных пещерах в горном массиве Озарк были найдены тканые сумки, рыболовные сети, обувь, сплетенная из травы, и одежда из перьев. Древние глиняные сосуды племени алгонквин имеют отпечатки тканей или веревок, указывающие на то, что при изготовлении сосуды обертывались в тканый материал.

    Так называемые изготовители корзин (2000 год до н. э.) делали тканые сумки и отлично сплетенные корзины. Значительный шаг вперед в ткацком искусстве сделали народы, жившие после «изготовителей корзин» на юго-востоке Северной Америки. Среди образцов тканей, изготовленных в то время, имеются ткани, сделанные из пряжи, полученной из волокон дикорастущих растений. После того как в качестве сырья для получения пряжи стали использовать хлопок, в хлопчатобумажные ткани часто вплетались перья (например, перья индюшек). Доисторические индейцы передали свое умение изготовлять ткани потомкаминдейцам, о которых имеются письменные свидетельства. Последние в свою очередь обучили индейцев навахо, переселившихся после испанской колонизации на toro-запад Северной Америки. Навахо оказались способными учениками и вскоре превзошли своих учителей. Они делали более тонкие и сложные ткани.

    И в настоящее время индианки племени навахо ткут на ручных станках так же, как это делали их далекие предки. Они ткут одеяла, узоры которых хранятся только в их памяти. Одеяла и подстилки навахо изготовляют в гобеленовой технике. Большинство этих изделий сотканы так плотно, что не пропускают воду. До настоящего времени индианки в одном месте нарушают рисунок так, чтобы «злой дух» мог выйти из одеяла. Эта своеобразная маркировка отличает одеяла навахо.

    От ткачества майя остались лишь пряслица и небольшое количество фрагментов тканей, найденных на дне источника Чичен Ица. И только фрески, керамика и скульптура рассказывают нам о тканях майя, которые, судя по изображениям, были так же красивы, как и перуанские ткани. Из сырья широко использовали однолетний и многолетний хлопчатник, который растет по всему полуострову Юкатан. Из Мексики привозили шерсть кроликов. Перед ткачеством пряжу окрашивали в соответствии с символикой, принятой у майя. Изготовляли простые грубые ткани «манта» длиной 16,5 м, красочные ткани «хуипил» для женщин, ткани для мужских штанов и занавесей, накидки для вождей, священников и идолов. Из ткани «манта», вымоченной в соляном растворе, делали защитное снаряжение.

    Ткацкие устройства майя ничем не отличались от обычных устройств, используемых всеми американскими индейцами. Ткачество у майя было домашним занятием женщин. В отличие от инков майя не назначали «отобранных женщин» ткать при монастырях. Ткани изготовляли как для себя, так и на продажу.

    Перу. Одним из выдающихся центров древнего ткачества является Перу. По сухости климата Перуанское побережье напоминает Египет. Как и в Египте, места для погребений выбирали в пустынных районах, где дождя практически не бывает, что обеспечило хорошую сохранность тканей. Перуанские «мумии», как и египетские, заворачивали в тонкие ткани, вероятно, специально изготовлявшиеся для погребальных целей.

    Древние жители Перу знали хлопок, шерсть и лубяные волокна (кроме льна, который был неизвестен). Мы не имеем сведений о начале текстильного производства в горах, но на побережье первым волокном был хлопок, лубяные волокна использовали в основном для специальных изделий: тонких сеток для волос, веревок и т. п. Очень рано среди материалов появляется шерсть лам, альпак и диких викун. Для грубых тканей использовали шерсть ламы (желтокоричневого цвета), более тонкой была шерсть альпаки (белого, черного и коричневого цветов).

    Самые ранние ткани Перу были найдены при раскопках Уака Приета, палеолитического поселения на Северном побережье, датируемого около 2500 года до н. э. Было найдено около 3 тысяч фрагментов тканей, в основном хлопчатобумажных, и лишь небольшое количество из какого-то местного лубяного волокна, шерстяных тканей не было вообще. Около 78 процентов тканей выполнено в технике перевивки, непосредственно развившейся из плетения.

    Европа

    Кости животных использовали наши предки для изготовления самых разных вещей. В Северной Европе,в том числе и в Древнем Новгороде, где при раскопках собрано более 400 таких костей 0 орудий труда. Но еще больше найдено там заостренных предметов, именуемых проколками и изготовленных из костей овцы, козы, лошади, собаки, лося или других животных. Наибольшее число новгородских проколок относится к самым древним горизонтам X века, меньше их оказалось в слоях XI века, а количество еще более поздних и вовсе незначительно. То же характерно и для других центров Древней Руси. Если предположить, что такие заостренные кости применялись как инструмент, прокалывающий кожу, то уменьшение их количества могло быть связано с появлением более совершенных орудий. Этого, однако, не наблюдается.

    Скорее всего, проколки служили инструментом ткача, подбивавшего им нити утка и, кстати, для той же цели могли использоваться мечевидные деревянные орудия, обычно принимаемые за детские игрушки. Уменьшение числа и тех и других в более поздних археологических слоях, по-видимому, связано с периодом усовершенствования ткацкого производства. Дело в том, что такая подбивка была нужна лишь при работе на вертикальном станке, где полотно ткали сверху вниз. Такие станки - благодаря своей исключительной простоте - имелись буквально в любом хозяйстве, ведь вся одежда была в те времена домотканой. С появлением же горизонтального станка изменилась сама технология ткачества: специальное решетчатое устройство стало равномерно распределять нити основы и прижимать нити утка.

    (Горизонтальный станок был уже значительно эффективнее и принадлежал обычно ремесленнику-профессионалу. В Западной Европе он получил распространение в XI веке - с появлением первых крупных центров текстильной индустрии во Фландрии, Англии и на севере Франции.

    Археологические свидетельства появления горизонтального станка немногочисленны: отдельные его детали находят в напластованиях XI века в Хедебю и Гданьске. И судить о его распространении чаще приходится по отсутствию в слое деталей вертикального станка - таких, как проколки и мечевидные предметы из Новгорода.

    Ткачество на Руси

    Всю историю славянского ткачества можно рассказать по предметам крестьянского быта. Наиболее распространёнными видами народного бытового искусства были вышивка, узорное ткачество, вязание, резьба и роспись по дереву, обработка бересты и металла. Такое многообразие форм изобразительного творчества обуславливалось самой жизнью народа. Условия натурального хозяйства заставляли создавать домашнюю обстановку,утварь, орудия труда и одежду своими руками. Эти вещи сопровождали его в течение всей жизни, а потому понятно, что крестьянин стремился делать не только полезные и удобные, но и красивые предметы.

    Узорно-ремизное ткачество - старинный вид народного ремесла - было развито во многих деревнях Нижегородского края, особенно на северных его окраинах. Домоткаными узорами крестьянки украшали половики, одежду, покрывала, скатерти, столешницы, полотенца. Материалом для ткачества служили лен, шерсть и хлопок. Нижегородское ткачество отличалось большой узорностью геометрического орнамента и тонкостью колорита. Количество цветов в ткани немногочисленно, гармонично и благородно в оттенках. В основном это белый, красный, синий цвета. Благодаря тонко найденному композиционному решению цвета и орнамента изделия ткачих имели особенную изысканность.

    Высокого уровня развития достигло среди славян искусство узорного ткачества. На примитивных ткацких станах они вырабатывали гладкие полотна и прекрасные по своим художественным достоинствам рисунчатые ткани. Часть узорных изделий украшала одежду, другая - крестьянский интерьер. Материалом служили льняные нити. Зачастую к льняной добавляли конопляную или шерстяную нить.

    Узоры орнамента создавались благодаря использованию различных приемов переплетения нитей в самой ткани.

    Наиболее простой и распространённый способ орнаментации применялся у славян в пестрядинных тканях с полотняным переплетением. Эти ткани использовались для будничной одежды - мужских и женских рубах, сарафанов. Узоры пестряди для одежды были в клетку, полоску, очень сдержанной расцветки. Преобладали голубые, серые, сиреневые тона, перекликавшиеся с колоритом окружающей природы. Иногда в тканях с добавлением шерстяной или конопляной нити использовались яркие и сочные цвета: красный, коричневый, розовый и другие.

    Праздничную одежду, в частности женские рубахи, шили из холста белого цвета, подолы украшались красной полосой тканого узора. Общий колорит и подбор тонов в традиционной одежде свидетельствуют об удивительном вкусе и чувстве гармонии у славянских мастериц.

    Тканые узорные полотенца, подзоры и женские рубахи изготовлялись браной двухуточной техникой тканья. Техника браного двухуточного тканья не отличается особой сложностью, но она очень трудоёмка и требовала от ткачихи большого внимания - малейшая оплошность при отсчёте нитей вызывала искажение всего рисунка.

    Техникой тканья обуславливался характер браных узоров и их композиционный строй. На подзорах и полотенцах узоры располагались строгими горизонтальными рядами, с преобладанием трёхчастных композиций: срединной широкой полосы и бордюров, симметрично обрамляющих центральную кайму. Многоярусными композициями украшали особенно нарядные - дарственные полотенца.

    Несмотря на небольшой круг исходных мотивов, тканые узоры чрезвычайно разнообразны по общему виду, что достигалось благодаря различным комбинациям и перестановке фигур. Даже простое удлинение или укорочение геометрических фигур создавало новый орнамент.

    Ткацкие станки древних славян были сделаны из толстых брусьев станины и поднёбника. На последнем крепятся все подвижные его части: рамы нитянок - ремизок с петлями из льняных ниток. В петли одной из рам продеваются чётные нити основы, в петли другой рамы - нечётные. Через подвижные блоки, привязанные к поднёбнику, пропускают веревки, соединяющие подножки с ремизками. Наступить на одну из них -поднимается чётная группа основы, на другую - нечётная.

    Особенностью северорусских народных тканей является их узорчатость, тщательная графическая разработка самого узора, порой довольно сложно заплетенного, и в то же время сдержанность в его применении: цветным узором здесь украшали лишь край изделия, оставляя основную часть его или гладко-белой, или с белым рельефным, очень скромным и неброским рисунком. Сдержан и колорит северных тканей: он строится на классически строгом сочетании красного с белым, где белый количественно преобладает (белое поле самой ткани и красная неширокая кайма). В самой кайме красный узор выступает на белом фоне, причем белый и красный цвет уравновешены, количество их почти одинаково, отчего общий тон этого узора не густо-красный, а розоватый. Это придает колориту северных тканей известную легкость, изысканность. Если ткань многоцветна, например полосатый половик или клетчатая пестрядь, то и здесь колорит чаще бывает мягким, сравнительно светлым.

    Художественное решение узорных тканей во многом определяется техникой ткачества. А техника узорного ткачества в Поморье была весьма разнообразной. Так для изготовления будничной и рабочей одежды (мужских рубах, рабочих юбок и сарафанов), бытовых предметов (наволочек и простыней), использовали технику полотняного и саржевого переплетения. Материалом для изготовления полотна, сукна, холщовых и полушерстяных тканей служили лен, конопля, бумага и шерсть. Наиболее распространены были поморские пестряди. Основой для них служили хлопчатобумажные льняные ткани в клетку или полоску. Менее было распространено в Поморье узорно-ремизное ткачество. Ткани, выполненные в технике многоремизного ткачества, назывались "камчаткой". Такими узорами мастерицы украшали покрывала, скатерти, столешницы, полотенца.

    Выполнять самые сложные по замыслу узоры позволяла техника браного ткачества. Характерными видами поморских изделий браного тканья являются полотенца, женские рубахи, напольные дорожки. В их орнаменте преобладали геометрические узоры.

    В самых древних техниках ткачества, без применения ткацкого станка осуществлялось ткачество поясов. Они выполнялись - на дощечках, плетением, на бердечке ("на ниту", "чурочку", "в кружках"). Пояса являлись обязательной частью традиционного северного костюма.

    Литературные источники к данной статье:

    • Богуславская, И. Я. Узоры на полотне // Богуславская. И. Я. Северные сокровища: о нар. искусстве Севера и его мастерах. - Архангельск: Сев.-Зап. Кн. Изд-во, 1980.С. 53-63.
    • Клыков С. С. Пояс как элемент комплекса женского костюма / С. С. Клыков // // Народный костюм и обрядность на Русском Севере: материалы VIII Каргопольской научной конференции / науч. ред. Н. И. Решетников; сост. И. В. Онучина. - Каргополь, 2004.С. 242-249.
    • Кожевникова, Л. А. Особенности народного узорного ткачества некоторых районов Севера // Русское народное искусство Севера: сб. статей.Л. : Сов. Художник, 1968.С. 107-121.
    • Лютикова, Н. П. Орнаментация тканей русского населения бассейна р.Мезени в конце XIX-начале ХХ века: ткачество, вышивка, вязание / Н. П. Лютикова // Народный костюм и современная молодежная культура:Сб.ст. - Архангельск: 1999. - С.110-125.
    • Ткани и одежда Поморья в собрании Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника: кат. / Соловец. гос. ист.-архитектур. и природ. музей-заповедник, Всерос. худож. науч.-реставрац. центр им. акад. И.Э.Грабаря, Арханг. фил. ; авт. вступ. ст. и сост. Г. А. Григорьева; фото В. Н. Вешняков, М. Ф. Луговский; прорис. С. М. Бойко, Г. А.Григорьева. - Архангельск: Правда Севера, 2000. - 280с.
    • Филёва, Н. А. Узорное ткачество на Пинеге / Н. А. Филёва // Народные мастера. Традиции, школы: вып. 1: сб. статей / НИИ теории и истории изобраз. искусства ордена Ленина Акад. хдожеств. СССР; под ред. М. А. Некрасовой.М. : Изобраз. Искусство, 1985. - С. 122-129.
    • Чуракова, С. В. Виды ручного узорного ткачества / С. В. Чуракова // Народное творчество. - 2006.№ 5.С. 34-47.


     


    Читайте:



    Презентация на тему ""Уроки французского" В

    Презентация на тему

    В. Г. Распутин «Уроки французского». Урок литературыв 6 классе Распутин Валентин Григорьевич ( р. 1937), прозаик. Родился 15 марта в селе...

    Названия, описания и особенности зимующих птиц

    Названия, описания и особенности зимующих птиц

    Парфенчук Алефтина ИвановнаДолжность: педагог дополнительного образования.Учебное заведение: МАОУДО города Нижневартовска Центр детского...

    Разговорный стиль речи Порядок слов в предложении свободный

    Разговорный стиль речи Порядок слов в предложении свободный

    Слайд 2 Научиться говорить – значит научиться строить высказывания Слайд 3 В разговорном стиле важнейшую роль играет звуковая сторона речи,...

    Сочинение рассуждение на тему деньги Какое значение имеют деньги в жизни человека

    Сочинение рассуждение на тему деньги Какое значение имеют деньги в жизни человека

    Многие задумываться о роли денег в жизни современного человека и над вопросом можно ли быть счастливым с не большим доходом?Современный человек не...

    feed-image RSS