Разделы сайта
Выбор редакции:
- Отслеживание сдэк Можно ли забрать посылку на складе сдэк
- Найти перо птицы: что сулит примета?
- Особенности увольнения женщины с ребенком Имеют ли право сокращать на производстве вдов
- Броненосцы типа "андрей первозванный" 254 мм пушки броненосца андрей первозванный
- Инсценировка музыкальной сказки для детей старшей группы (5—6 лет) I
- Организация (предприятие) и ее основные характеристики
- Селекция наука о создании новых пород животных Понятие о породе, сорт, штамм
- Патологоанатом, основные компетенции Различая в работе
- Управление социальной защиты населения на уровне муниципального образования введение
- Как узнать о плановой проверке моего предприятия
Реклама
Современные проблемы науки и образования. Проблемы подготовки юристов в современных условиях Юриспруденция актуальные проблемы профессиональной подготовки кадров |
Интернет-конференция 9 июня 2009 года в 14-00 часов в Информационном агентстве ГАРАНТ состоялась интернет-конференция Шахрая Сергея Михайловича . Шахрай Сергей Михайлович - д.ю.н., профессор, заслуженный юрист Российской Федерации, научный руководитель Высшей школы государственного аудита МГУ, заместитель председателя Комиссии по общественной оценке качества высшего юридического образования Общероссийской общественной организации "Ассоциация юристов России", председатель Центральной контрольно-ревизионной комиссии Ассоциации юристов России, руководитель Аппарата Счетной платы. Тема конференции: "Проблемы качества юридического образования" . Объективный процесс формирования в России новой правовой системы и системы социально-политического и экономического управления обусловливает острую потребность в подготовке и переподготовке управленческих кадров на фундаментальной юридической основе с учетом как традиционного, так и инновационного российского и зарубежного опыта. Поэтому Президентом РФ одним из приоритетных направлений модернизации российского высшего образования была выбрана именно необходимость развития и совершенствования юридического образования. 26 мая 2009 года Президентом Российской Федерации был подписан Указ N 599 "О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации". Его целью является не просто прекращение выпуска неквалифицированных и низкопрофессиональных кадров для судебной системы, органов законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления, но также и повышение правовой культуры всего населения в стране. Меры по повышению качества юридического образования разрабатывались совместно с Общероссийской общественной организацией "Ассоциация юристов России", которая выдвинула следующие предложения: создание перечня государственных должностей, для замещения которых необходимо обладать юридическими знаниями, в том числе сдавать квалификационные экзамены; усовершенствование системы лицензирования и аттестации юридических вузов, введение в том числе общественной аттестации юридических вузов; прекращение приема студентов на юрфаки непрофильных вузов; составление рейтинга юридических вузов; введение государственного квалификационного экзамена на право занятия определенными видами юридической деятельности; внедрение системы госзаказа и целевого набора, выделение квот для молодых специалистов в ведущих юридических вузах; разработка образовательных стандартов для обучения юристов и др. В ходе интернет-конференции планируется обсудить дальнейшие перспективы развития юридического образования, выявить его пробелы и недостаки в данной области, обсудить необходимость принятия федеральных государственных стандартов высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) "юриспруденция", сформулировать предложения по совершенствованию процедур лицензирования образовательной деятельности и государственной аккредитации федеральных государственных и негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку юридических кадров, а также критерии оценки их деятельности. На эти и другие актуальные вопросы в ходе интернет-конференции ответит Шахрай Сергей Михайлович. К моменту начала нашей конференции поступило несколько десятков разных, интересных и проблемных вопросов, которые мы сегодня и хотим предложить нашему уважаемому гостю.
Современное юридическое образование зачастую подвергается критике. Тем не менее, потребности российского общества в профессиональных юристах, да и просто в юридически грамотных лицах в ходе дальнейшего экономического развития с годами будут возрастать. Важнейшим фактором подготовки юристов в рыночных условиях хозяйствования является качество юридического образования. Можно проследить зависимость образования и профессиональной компетентности будущего юриста. Качество юридического образования опосредуется образовательными стандартами, квалифицированным профессорско-преподавательским составом, материально-технической базой ВУЗа. В российской высшей школе сформировались традиционные представления о качестве образования. Классическое юридическое образование в России исторически развивалось как фундаментальная отрасль теоретического университетского образования и науки . Фундаментализация знаний стала отличительной чертой образования в советский период, которое считалось одним из лучших в мире. Организация системы обучения юристов в СССР включала в себя широкий профиль подготовки специалистов. Особое внимание при этом уделялось основам экономики, науке управления, социологии . Учебный процесс также предполагал специализации, главными из которых считались государственно-правовая, уголовно-правовая, а также специализация по хозяйственному законодательству, необходимая выпускнику для работы в народном хозяйстве . В тоже время теоретическое образование специалиста определялось в качестве фундамента, позволяющего будущему юристу органически и безболезненно перейти к любому прикладному циклу. Фундаментализация знаний лежала в основе специальной подготовки юриста . Одним из основных критериев оценки качества подготовки юристов было и остается умение самостоятельно приобретать знания и использовать их на практике . Интенсивное развитие общественных отношений и постоянные обновления рынка в современных условиях становятся намного богаче юридических схем, заложенных в нормативных актах. Влияние на практическую деятельность юристов оказывают экономические изменения, которые следует уметь соотносить с определенной правовой ситуацией. Возрастает значение комплексного подхода в решении поставленных задач. Современный юрист - это деятельный, активный, владеющий навыками работы с информационными системами специалист с хорошей хозяйственно-правовой и экономико-управленческой подготовкой. Господствующее в условиях Советского государства организующее воздействие государственного управления, влияющее на характеристики административно-правового регулирования во всех отраслях экономики в условиях рынка утрачивает свое значение. Юристы получающие образование административно-правовой или уголовно-правовой специализаций, не найдя себе работы по профилю, не выдерживают конкуренции с юристами, обладающими усиленной гражданско-правовой (хозяйственной) подготовкой. Комплексный характер сферы применения навыков юристов в современной экономике определяет необходимость соотносить фундаментализацию специалистов широкого профиля со специальной подготовкой для практического приложения теоретических знаний. Специальная подготовка в области хозяйственного законодательства должна включать в себя прикладные курсы. Так, в Омском экономическом институте для гражданско-правовой специализации организованы учебные курсы «Трудовые споры», «Банковское право», «Корпоративное право», «Ценные бумаги», «Страховое право». Большинство таких учебных курсов - это часть вариативного цикла профессиональных дисциплин. Они сочетают в себе междисциплинарный подход в изучении правовых и смежных наук (экономика отраслей, основы управления и т.п.). В действительности, требования к юридической работе сводятся к необходимости адаптироваться к особенностям каждого вида хозяйственной деятельности и конкретной организации. Перед специалистом как бы сами собой встают не только правовые, но и экономические, управленческие проблемы; их тесная связь все отчетливее проявляется в практической деятельности юриста. В немалой степени на содержание подготовки юристов влияет система правоприменительной практики, правильное представление о которой определяет качество понимания особенностей и свойств права. В учебном процессе Омского экономического института большое значение придается изучению материалов судебной практики. Например, на кафедре гражданско-правовых дисциплин разработан специальный курс «Трудовые споры». Его актуальность обусловлена возрастающим значением в жизни общества и развитии экономики правового регулирования трудовых отношений. Изучение студентами учебной дисциплины «Трудовые споры» необходимо для успешной профессиональной деятельности, эффективной организации труда, обеспечения защиты прав и интересов участников трудовых отношений. Студент должен усвоить не только теоретические основы правового регулирования труда, но знать и уметь применять нормы трудового законодательства. Традиционно считается, что гражданские дела, возникающие из трудовых правоотношений, относятся к делам повышенной сложности, в связи с учетом остроты трудового конфликта, со сложностью его фактического состава, противоречивостью доказательственной базы, порой неоднозначности применения норм права (поскольку трудовое законодательство является предметом совместного ведения РФ и ее субъектов, то правовое регулирование трудовых отношений осуществляется и на уровне законов субъектов Федерации). Основные направления изучения курса «Трудовые споры» носят прикладной характер и обусловлены современными тенденциями в сфере образования. Целями данного учебного курса являются обучение студентов: Пониманию основ правового регулирования отношений в сфере трудовых споров в Российской Федерации; Умению выявлять тенденции развития законодательства и правоприменительной практики в этой сфере; Формирование навыков юридических действий по защите трудовых прав; Применению знаний, ранее полученных в процессе обучения; Развить навык правильно применять нормы материального и процессуального права; Развить навыки юридически грамотно формулировать и излагать обстоятельства дела, правильно употреблять специальную юридическую терминологию; Сформировать навыки составления процессуальных документов; Способствовать профессиональному становлению студента. Задачами курса «Трудовые споры» являются: освоение студентами правил юридической техники при составлении гражданско-процессуальных документов; обучение правильному применению норм процессуального и материального права при их составлении. Условием успешного освоения дисциплины «Трудовые споры» является следующий уровень подготовки студента: В области знаний: основные положения отраслевых юридических и специальных наук, сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов, правоотношений в различных отраслях материального и процессуального права: административного, гражданского, гражданского и арбитражного процесса, трудового права. В области умения, навыка: оперировать юридическими понятиями и категориями; анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы; правильно составлять и оформлять юридические документы; работа с правовыми актами. Уяснение материалов курса «Трудовые споры» основывается на положениях и выводах дисциплин, входящих в гуманитарный, социальный, экономический, а также информационно-правовой цикл: «Философия», «Экономика», «Профессиональная этика», «Информационные технологии в юридической деятельности». Важную роль в усвоении материала курса играют также дисциплины, входящие в профессиональный цикл, изучение которых предшествует согласно учебному плану изучение дисциплины «Трудовые споры»: «Теория государства и права», «Конституционное право», «Административное право», «Гражданский процесс», «Трудовое право» и другие. Требования к результатам освоения дисциплины «Трудовые споры» обусловлены современными тенденциями рынка труда. Так, в результате изучения данной дисциплины студенты должны Основные понятия и правовые явления, изучаемые в данном курсе, научиться их анализировать с учетом решаемых задач; Источники отраслевого правового регулирования, особенности их применения в ходе профессиональной деятельности; Нормы Гражданского процессуального, Трудового кодексов РФ; Специфику процессуальных документов, их виды и порядок составления независимо от того, в какой сфере юридической деятельности будут реализованы полученные знания; Анализировать содержание конкретных трудовых правоотношений на основе применения нормативных актов, Составлять процессуальные документы, связанные с разрешением трудовых споров (исковые заявления, отзывы, заявления об обжаловании предписаний Госинспекции труда) и др., Самостоятельно обновлять правовые знания в условиях экономической и политической жизни общества, Находить, анализировать и применять соответствующие нормы; Юридически грамотно формулировать свои мысли и правильно употреблять специальную юридическую терминологию; Владеть навыком применения действующего трудового законодательства. В результате изучения учебного курса «Трудовые споры» студенты постигают особенности формирования, функционирования и развития трудового права в современных условиях; получают знание основ теории и практики нормотворчества и реализации (применения) норм действующего трудового законодательства; усваивают современные подходы к правам работника и работодателя, роли государства в сфере труда. Перечисленные результаты образования являются основой для формирования следующих компетенций студентов, направления подготовки «Юриспруденция»: общекультурных Способен логически верно, аргументированно и ясно строить письменную речь (ОК-4); Обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5); Способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9); профессиональных в нормотворческой деятельности Способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1); в правоприменительной деятельности Способен обеспечить соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3); Способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6); Владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7); в правоохранительной деятельности Способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13). Трудно усомниться в значении указанных компетенций для практической работы юриста. Не секрет также, что традиционный широкий профиль подготовки юристов позволяет им на практике использовать элементы управленческой работы. Сегодня в государственном и муниципальном управлении большую роль играют специалисты-управленцы, имеющие в большинстве своем юридическое образование. Прикладная деятельность в управлении требует эффективного сочетания правовых и экономических знаний, что, на наш взгляд, должно найти отражение в учебных планах по подготовке юристов. Принятие решений, оптимальных в экономическом отношении, требует обеспечения необходимых экономико-управленческих навыков, постоянно растущих в современных условиях правового регулирования хозяйственной деятельности. Решение крупных проектов и их правового обеспечения уже немыслимо без общего представления о системе управления, структуре экономики, влиянии различных экономических факторов на процессы развития организации . В рыночных условиях хозяйствования традиционные роли юридического лица в системе общественного управления модернизируются, все чаще привнося в него новые содержательные элементы. Необходимо учитывать диверсификацию деятельности хозяйственный обществ, корпораций, которые могут функционировать в различных сферах предпринимательства (транспортно-экспедиционные услуги, перевозка грузов, лизинговая деятельность, банковский сектор и т.п.). Специфика деятельности корпорации требует учета особенностей ее правового обеспечения (налоги, работа с административными структурами, таможенными органами), необходима специализация юридических навыков и знаний, адаптация их под запросы конкретной организации. Здесь важен учет специфики работы юриста, требующей от современного специалиста не только знаний гражданского права, права социального обеспечения и т.д., но и управленческой подготовки. Поэтом целесообразным считаю внедрение в учебный процесс подготовки юриста дисциплины «Юридическая служба корпорации», включающей в себя основы организации работы юридического отдела, распределение полномочий юристов, взаимосвязи с другими структурными подразделениями организации. Направления деятельности хозяйственного юриста складываются из определенных видов правоотношений с участием современных организаций, которые условно можно разделить на внутренние и внешние. Внутренние отношения приобретают развитие путем воздействия на них норм гражданского, трудового права (заключение учредительного договора между учредителями, трудовых договоров с работниками, разработка и внедрение правил внутреннего трудового распорядка организации, правил корпоративной этики). Внешние отношения могут иметь как гражданско-правовую (заключение гражданско-правовых договоров), так и публично-правовую природу (бухгалтерская и налоговая отчетность, контроль и надзор государственных органов, судебная защита прав, таможенное регулирование) . Учебный курс «Юридическая служба корпорации» позволит сочетать управленческую подготовку и межотраслевое правовое обучение в учебном процессе. В заключении хотелось бы отметить, что структура учебного материала и его содержание должны нацеливать студента на то, каким путем и какую информацию следует получить для уяснения того или иного вопроса. Иначе говоря, он должен быть готов к самостоятельному освоению новых знаний, получению умений и навыков, что позволит ему адаптироваться к постоянно меняющимся запросам рынка труда. Библиографический список
Кузнецов А.П., доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой уголовного права и криминологии, заслуженный юрист России. Маршакова Н.Н., кандидат юридических наук, преподаватель кафедры публичного права Нижегородского коммерческого института. В Нижнем Новгороде в декабре 2006 года на базе Нижегородской правовой академии и Нижегородской академии МВД России состоялся круглый стол на тему "Актуальные проблемы совершенствования качества подготовки юристов в современных условиях". В его работе приняли участие ведущие ученые научно-исследовательских институтов, профессорско-преподавательский состав высших учебных заведений, представители органов законодательной, исполнительной и судебной власти, практические работники различных министерств и ведомств. В процессе проводимого научного форума были рассмотрены актуальные проблемы, связанные с повышением качества подготовки юридических кадров, подчеркивалась значимость роли и места профессорско-преподавательского состава в подготовке специалистов-юристов, обращалось внимание на важность юридического образования в условиях проводимых социально-экономических реформ. Одновременно с этим обращалось внимание на то, что сегодня юридическое образование приняло массовый характер, негативным последствием которого является снижение качества подготовки специалистов в области права и как конечный результат - их невостребованность. С докладом на круглом столе выступил ректор Нижегородской правовой академии, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки В.К. Бабаев, он уделил особое внимание единству образовательного и воспитательного процесса. По его мнению, процесс подготовки специалистов высшей категории в условиях реформирования российского общества имеет важное государственное значение. Подготовка юристов с высшим образованием в настоящее время будет вестись исходя из тех изменений, которые уже произошли и которые произойдут в ближайшее время. Во-первых, изменилась коренным образом трактовка основных понятий и категорий юриспруденции, таких, как государство, право, законность, формы, механизм, функции государства, социальная значимость государственных и общественных институтов. Во-вторых, преподаются новые учебные дисциплины, вызванные к жизни состоянием общественных отношений современного российского социума: основы рыночных отношений, предпринимательское, налоговое, экологическое право и др. В-третьих, получение в России высшего образования должно проводиться исходя из единых европейских стандартов высшего образования, базирующихся на двух уровнях знаний (бакалавр, магистр). В-четвертых, в основу подготовки юристов-профессионалов должны быть положены новые формы обучения в целях формирования мировоззрения, выработки и привития чувств законности, высоких моральных качеств. А.П. Кузнецов, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист России, заведующий кафедрой уголовного права и криминологии Нижегородской правовой академии рассмотрел вопросы преподавания спецкурсов. Автор отметил, что в процессе изучения ряда уголовно-правовых институтов, а также наиболее сложных тем в рамках программы не всегда представляется возможность всесторонне, тщательно изучить рекомендованный материал. Данный пробел восполняется изучением углубленных вопросов, определенных специальными курсами. Учитывая важность и значимость преподавания уголовного права, в Нижегородской правовой академии введен специальный курс "Теоретические и практические основы квалификации преступления". Преподавание данного спецкурса ставит своей основной задачей дальнейшее развитие юридического мышления студентов, привитие им навыков правильного ориентирования в вопросах правовой материи, углубление полученных теоретических знаний о проблемах применения уголовно-правовых норм, закрепление навыков анализа признаков конкретных составов преступления, правил квалификации деяний по соответствующим статьям уголовного закона, обучение работе с научным и практическим материалом, а также умения его анализировать и делать правильные выводы. В процессе преподавания спецкурса студент учится разбираться в дискуссионных проблемах, вырабатывать свою точку зрения, аргументировать ее. Овладение спецкурсом предполагает знание студентами определенного перечня контрольных вопросов. Кроме этого, студенты должны приобрести и при контроле знаний продемонстрировать практические навыки в сфере квалификации преступлений. Для этого на занятиях на базе пройденного материала в обязательном порядке предлагаются казусы, задачи. При их решении необходимо дать полный юридический анализ. В обязательном порядке в целях углубленного уяснения учебного материала студенты посещают судебные заседания с составлением проектов приговоров в части уголовно-правовой оценки. В экзаменационные билеты включаются задачи с предложением дать оценку содеянному и аргументировать ее. Это в первую очередь предполагает работу с уголовным законом, научной и учебной литературой, материалами судебной практики. На заключительном этапе студент выбирает тему, по которой выполняет и защищает реферат, посвященный особенностям квалификации с учетом определенного признака состава или совокупности признаков. Профессор Нижегородской академии правосудия А.Ю. Чупрова свое выступление посвятила подготовке письменных работ с использованием возможностей Интернета. Контрольные и курсовые работы, дипломный проект предусмотрены государственным стандартом и обязаны выполняться всеми студентами. Основная сложность для корректной оценки подготовленного задания в данном случае обусловлена широкими возможностями, предоставляемыми системой Интернет. Ни для кого не является секретом, что содержащиеся в сети варианты письменных работ по любой тематике нередко используются студентами. Такой подход, не имеющий ничего общего с творческим и познавательным процессом, не позволяет достоверно определить уровень знаний конкретного материала и предмета в целом. При этом студенты, особенно заочной формы обучения, не усматривают в откровенном плагиате какого-либо негатива и рассчитывают либо на снисходительное отношение преподавателей к таким заимствованиям, либо на то, что не попадутся на списывании. Во всяком случае, жесткой оценки подобных шалостей они не предполагают. Следует отметить, что их уверенность в большинстве случаев оправдывается. Преподаватели не могут, в первую очередь в силу нехватки времени, отслеживать информацию в сети, разбросанную по разным сайтам. Программы, позволяющие определять плагиат в работе, пока не получили широкого распространения. Строго говоря, вряд ли их использование ощутимо снизит тягу части студентов к списыванию. Кроме того, во многих вузах наличие заимствований в работе не является препятствием для получения положительной оценки. Еще одной проблемой является несвоевременное представление письменных работ, в том числе и дипломных. Преподаватель поставлен в таких ситуациях в сложные условия: усиление требовательности нередко негативно оценивается администрацией и приводит к конфликту со студентами. Хотя уставы большинства вузов содержат весьма жесткие требования к студентам, которые внесены в контракт, заключаемый с учебным заведением, во многих случаях эти условия представляют собой прокламацию. В этом смысле определенный интерес представляет подход к оценке письменных работ при подготовке юристов в Англии. Самое главное, что требования, изложенные студентам, четко выполняются. Для зачетных работ устанавливается предельный объем (для аналога курсовых работ - это пять тысяч слов, для выпускной квалификационной работы - пятнадцать тысяч слов) и время сдачи работы в деканат. Нарушение сроков обычно приводит к выставлению неудовлетворительной оценки. В то же время студент имеет возможность продлить их с разрешения деканата при наличии для этого уважительной причины. Отношение к плагиату - самое жесткое. Нарушение авторских прав, если этот факт будет установлен, влечет отчисление из вуза. Этой меры ответственности можно избежать лишь с разрешения совета университета. Студенту предоставляется возможность повторно пройти годовую программу и еще раз, но уже самостоятельно, подготовить незачтенную письменную работу. Содержащаяся в сети Интернет информация позволяет не только заимствовать чужие разработки, но и творчески использовать их при анализе судебной практики по конкретным уголовно-правовым проблемам. С этой целью в планы практических занятий по каждой изучаемой теме включается письменное составление аналитической справки на базе изучения определенного числа судебных решений (не менее пяти). Студент может исследовать практику местных судов либо решения Верховного Суда РФ по конкретным уголовным делам, опубликованную в сети. Последнее представляется более интересным, поскольку приходится исследовать прецеденты, формирующие правоприменительную практику страны и содержащие анализ судебных ошибок. А.Н. Цветков, старший преподаватель кафедры уголовного, уголовно-исполнительного права и криминологии Нижегородской академии МВД России в своем выступлении проанализировал формы проведения семинарских занятий и их влияние на активизацию познавательной деятельности курсантов. По его мнению, успех обучения возможен лишь тогда, когда активность преподавателя сливается со встречной активностью курсанта. Применяемые на семинарских занятиях способы и приемы, позволяющие активизировать обучение, варьируются в достаточно широких пределах. При этом учитывается целый ряд факторов, в частности уровень общеобразовательной и специальной подготовки обучаемых, их отношение к учебному процессу, посещаемость предшествующих семинару занятий и активность на них, глубина и прочность усвоения материала, интерес к учебной дисциплине. В этой связи он отметил следующие моменты:
Так, например, при организации эвристического семинара важно четко определить его предмет, то есть вопросы, которые являются наиболее актуальными, в нашем случае для теории уголовного права и для практики судебно-следственных органов. Это могут быть: а) вопросы, еще не получившие у правоведов общепризнанного решения из-за своей сложности, новизны и т.д. (например, виды обстоятельств, исключающих преступность деяния; условия, при которых признаются правомерными отдельные из них; субъективная сторона превышения пределов необходимой обороны; правовая природа условного осуждения и другие); б) вопросы, хотя и не вызывающие противоречивых толкований, но достаточно сложные для усвоения (например, причинная связь в уголовном праве, уголовная ответственность и формы ее реализации и т.п.); в) вопросы, по которым идут разногласия между теорией российского уголовного права и уголовно-правовой доктрины зарубежных государств (объективное и субъективное вменение, классификация преступлений, понятие должностного лица и др.).
Г.Г. Горшенков, канд. юрид. наук, доцент, заведующий кафедрой уголовного права и процесса Волго-Вятской академии государственной службы, в своем сообщении уточнил некоторые особенности преподавания права в современных условиях и предложил ряд педагогических методов проведения аудиторных занятий, которые были апробированы в ходе собственной преподавательской деятельности. Во-первых, необходимо сохранять и поддерживать традиции (деловые обыкновения), например, стоя приветствовать друг друга перед началом учебного занятия. Во многих вузах упомянутый ритуал канул в лету, преподаватели даже стесняются, когда некоторые воспитанные студенты встают для приветствия. А между тем это позволяет молодым и энергичным людям оправиться от внешней среды и настроиться после перерыва на восприятие преподавателя и на учебное занятие в целом. Преподаватель также вынужден более концентрированно и ответственно настроиться на учебный процесс, т.к. его приход в аудиторию не проигнорирован, а наоборот, поставил его личность в поле всеобщего внимания и интереса. Во-вторых, учитывая тягу молодежи к современным достижениям научно-технического прогресса, следует вежливо попросить аудиторию об отключении сотовых телефонов и иной аппаратуры, т.к. она не только составляет сильную конкуренцию ораторскому искусству преподавателя и безжалостно разрушает его незримую вербальную связь с аудиторией, но и ни в коей мере не может рассматриваться как показатель культуры обладателя мобильного телефона. В-третьих, замечено, что в процессе лекционного занятия значительным оптимизирующим фактором выступает умеренное диалоговое общение в форме обмена вопросами и ответами, дискуссионными репликами. Главное при этом - сохранять основную идею и алгоритм лекции. В-четвертых, принимая во внимание, что наглядность в учебном процессе помогает значительно активизировать интерес и внимание к учебному материалу и молодежь увлекается научно-техническими достижениями, нужно непременно использовать слайды, видеофильмы, иные наглядные средства. Современный образовательный процесс требует от преподавателей не только поиска и внедрения новых приемов, форм, но и умения оригинально использовать достаточно известные, иногда незаслуженно забытые старые формы проведения занятий. Удачно найденные методы и формы занятий, помноженные на профессионализм профессорско-преподавательского состава и глубочайшее уважение к своей педагогической деятельности, призваны решить одну из главнейших для нашей страны задач - задачу подготовки и воспитания грамотных, образованных, культурных молодых специалистов, будущих профессионалов, способных и желающих использовать право в целях изменения жизни к лучшему. Н.В. Иванцова, начальник кафедры уголовного права Чебоксарского филиала Нижегородской академии МВД России, доктор юридических наук, доцент, поделилась опытом использования судебно-следственной практики о преступлениях против жизни и здоровья личности при проведении практических занятий с курсантами и слушателями Чебоксарского филиала Нижегородской академии МВД России. Жизнь и здоровье - наиболее значимые ценности личности, на защите которых стоит уголовный закон. Будущие сотрудники милиции должны умело пользоваться уголовным законом с тем, чтобы добиться поставленных перед ними задач, сформулированных в ст. 2 УК РФ, к числу которых относится охрана прав и свобод человека и гражданина. Для того чтобы у курсантов возник интерес к уголовному праву и к вопросам квалификации преступлений против личности, необходимы определенные условия, позволяющие поддерживать этот интерес. Преподаватель должен выбрать наиболее эффективные методы и рациональные приемы проведения практических занятий. На кафедре уголовного права Чебоксарского филиала Нижегородской академии МВД России сложилась удачная форма проведения практических занятий, сочетающая в себе повторение и закрепление теоретических вопросов, изученных на лекциях и семинарах, с решением задач, имеющих практическую направленность. При этом задачи подбираются из реальных уголовных дел, рассмотренных судами Верховного Суда РФ, Чувашской Республики, других регионов. Преподаватель может видоизменить ту или иную фабулу уголовного дела с тем, чтобы сконцентрировать внимание на наиболее существенных моментах. При обсуждении подобного рода задач на занятии возникает определенная внутренняя психологическая напряженность, вызванная различными, порой взаимоисключающими точками зрения. Преподаватель должен умело накалять ситуацию, менять условия предлагаемых казусов то в одну, то в другую сторону, заставляя студентов самостоятельно думать и свободно ориентироваться в законе. Задолго до проведения практических занятий преподавателями разрабатываются материалы по их подготовке и проведению. Они должны отвечать следующим требованиям: а) реальность и достоверность излагаемой ситуации, разнообразие, обеспечивающее интерес к ней; б) целесообразность и приемлемость материала, его поучительность; в) посильная возможность усвоения; г) юридическая правомерность. В наибольшей степени этим требованиям удовлетворяют вступившие в законную силу приговоры судов Чувашской Республики, поскольку они являются материалом местной практики, а потому максимально приближают курсантов к реалиям будущей практической деятельности. Комплектование учебного заведения переменным составом происходит из числа курсантов, направленных на учебу МВД Чувашской Республики. Особо выигрышными являются примеры из тех уголовных дел, которые расследовались выпускниками нашего учебного заведения. Такие примеры несут в себе, кроме всего прочего, большой воспитательный заряд. Г.Н. Горшенков, доктор юридических наук, профессор юридического факультета ННГУ им. Н.И. Лобачевского, посвятил свой доклад проблемным подходам к изучению преступления. Проблемный подход означает такой способ изучения, который предполагает усвоение студентом предметных знаний об объекте, в нашем случае о преступлении, т.е. преодоление трудностей на пути познания с помощью различных теоретических допущений, схем, упрощений. На сегодня в системе вузовского обучения проблемное обучение намного уступает традиционной школьной системе "производственного" обучения, где приоритет отдается отношениям учитель - ученик, или я тебе - вопрос; ты мне - ответ. Такая вопросно-ответная система позволяет легко оценить ответ по пятибалльной или семибалльной шкале. С помощью формализованных вопросов и ответов легко составлять тесты, которые не годятся для обучения, но могут помочь в осуществлении контроля. Преступление это не какое-то особенное социальное явление, выраженное в акте человеческого поведения. Это символ того значения, которое придают люди определенному событию, процессу в соответствии с установленными ими же критериями оценки, в данном случае нормой уголовного закона. Уголовно-правовое определение отражает всего лишь, по выражению Н.С. Таганцева, "внешнее действие", или "случайную оболочку" события. Случайность объяснима как возможность получать или не получать уголовно-правовую оценку события. К сожалению, преступление как оценочная категория не так уж редко употребляется, мягко говоря, по усмотрению правоприменителя, в частности, в соответствии с его политической волей, должностными возможностями, добропорядочностью (или непорядочностью), благо несовершенство законодательства это позволяет. Такого рода факты достойны особого разбирательства не только в суде, но непременно и на семинарских, практических занятиях. Учение о преступности с самого его зарождения имело интегрированный характер, т.е. систематизация знаний о преступлении осуществлялась на основе трех подходов, которые были обусловлены соответствующими методами уголовно-правовой доктрины. На них, в частности, указывал еще профессор А.А. Герцензон. Имеются в виду: а) догматико-юридический метод, который был детально разработан представителями классической школы уголовного права (и криминологии); б) естественнонаучный метод, который был активно использован представителями другой, уголовно-антропологической школы; в) социологический метод, присущий социологической школе. Именно эти подходы и ложатся в основу научного инструментария, который именуется проблемным методом. Данный метод позволяет открывать перед обучающимися разные стороны предмета. А это необходимо, учитывая, что будущий специалист в области юриспруденции должен обладать экспертным уровнем правосознания. Догма права (предметом изучения которой является юридическая форма общественных отношений) предписывает законодателю, правоприменителю, эксперту подходить к оценке общественно опасного деяния путем определения наличия в этом деянии установленных законом признаков. Но ориентировать нынешнего студента и будущего специалиста главным образом на то, чтобы хорошо штудировать положения, изложенные в учебнике, означает формировать в его правосознании догматическую систему мышления. Такое положение дел, к сожалению, имеет место, особенно при заочной, а еще того хуже, при так называемой дистанционной форме обучения. Ученые делают правильный вывод, что подлинная наука, которую мы преподаем в вузе, не может быть освобождена от проблемного метода ее изучения: в противном случае она вырождается в догматическую систему. Отсюда следует иметь в виду, что будущему специалисту в области уголовно-правовых наук полезно обращаться в оценке преступления не только к признакам нормативно-правового (уголовно-правового, уголовно-процессуального), но и социально-правового (криминологического) характера. Многосторонние знания о преступлении важны для специалиста в области уголовного и уголовно-процессуального права, поскольку уголовно-правовая оценка преступления должна выражать, по определению А.М. Яковлева, принципиальные философские, идеологические, политические, моральные, этические и иные принципы и категории. Молодой специалист, который выходит из стен вуза, должен учиться применять правовые нормы с серьезной оглядкой на общество и не превращаться в ходе обучения в технического исполнителя правовых предписаний, всего лишь умеющего найти соответствующий закон. Формальное решение вопроса означает игнорирование того, что Монтескье высоко именовал духом закона. Этот дух улавливается просвещенным правосознанием и достойно оценивается криминологической культурой мышления, о чем следует помнить будущему правоведу. Как правильно определил профессор П.П. Баранов, ссылаясь на академика В.Н. Кудрявцева, "правосознание всегда ближе к поступку, поведению, чем правовая норма". Именно оно, а не правовая норма "предотвращает противоправное поведение и придает поступку желательное юридическое значение". С.В. Изосимов, доктор юридических наук, доцент, начальник кафедры уголовного, уголовно-исполнительного права и криминологии Нижегородской академии МВД России, заострил внимание участников круглого стола на организации самостоятельной работы курсантов и слушателей. По его мнению, самостоятельная подготовка курсантов и слушателей проводится для углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях и других занятиях, для выработки навыков самостоятельного, активного приобретения новых, дополнительных знаний, подготовки к предстоящим учебным занятиям, зачетам и экзаменам. Преподавателям вуза необходимо постоянно напоминать о значимости самостоятельной работы студентов в читальных залах, библиотеках, архивах, на дому. Разумеется, здесь необходимы учебно-методические материалы, консультации, руководство со стороны кафедр. Воспитание у студентов личной установки на постоянное самообразование, дальнейшее повышение квалификации является одной из основных целей воспитательного процесса. Преподавательский состав высшего учебного заведения должен готовить студентов к самостоятельной работе. В этой связи необходимо знакомить курсантов и слушателей с методами, способами приобретения научных знаний и формировать умение применять их на практике. Поэтому преподаватель должен активно выступать и в роли воспитателя, и в роли руководителя-консультанта, передавая свой личный опыт. Подготовка к самостоятельной работе должна отвечать определенным требованиям: а) она должна носить ежедневный, целенаправленный характер; б) целесообразно составление плана самостоятельной работы на неделю, месяц, семестр и т.д.; в) следует строго следовать срокам выполнения планируемых мероприятий; г) необходимо придерживаться правила: считать учебный материал изученным студентом только тогда, когда у курсанта сложилось достаточно четкое и ясное представление о его содержании; д) выработка системного подхода не только к усвоению учебного материала изучаемых дисциплин, но и к повышению эффективности в решении вопросов практической деятельности; е) знание и осмысление методики рационального распределения времени, отведенного для самостоятельной работы (наукой доказано, что через 10 - 15 дней после прочтения книги и прослушивания лекции человек забывает более половины материала, поэтому повторять следует не тогда, когда изучаемое забыто, а тогда, когда этот процесс еще не начался); ж) прочному усвоению изучаемого материала способствует умение вести записи, конспекты (важное значение для студентов имеет умение записывать не слова, а мысли лектора своими словами). В процессе нахождения на сессионных сборах студенту необходимо ознакомиться в общей библиотеке Академии со всеми учебно-методическими материалами, подготовленными преподавателями той или иной кафедры, при необходимости законспектировать рекомендуемую литературу и нормативные акты или сделать нужные выписки из рекомендованных преподавателями учебно-методических материалов для лучшего усвоения учебного материала в период самостоятельной работы. В.В. Лавров, канд. юрид. наук, преподаватель института переподготовки и повышения квалификации сотрудников ФСБ России (г. Н. Новгород), поделился опытом подготовки специалистов в области противодействия легализации доходов от преступной деятельности и финансированию терроризма, обратил особое внимание на организацию получения знаний, подготовки личным составом органов правоохраны, осуществляющих оперативно-служебную деятельность в указанной сфере. У каждого, кто имеет пусть даже самое общее представление о технологии процесса обучения и повышения квалификации в высших и средних специализированных учебных заведениях, неизбежно возникает ряд вопросов, суть которых сводится к двум основным, приводимым ниже:
Нет сомнения и в том, что сотрудники любого оперативного аппарата, обычно привлекаемые к участию в раскрытии финансово-экономической составляющей широкомасштабной преступной деятельности корыстной направленности, также должны проходить курс обучения или, по крайней мере, повышения квалификации в области противодействия легализации доходов от преступной деятельности и финансированию терроризма. Следователи органов внутренних дел, которые привлекаются к расследованию преступлений корыстной направленности, сопряженных с извлечением доходов в крупном или особо крупном размерах, наряду с оперативными работниками должны проходить специализированную подготовку в области противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Отвечая на второй вопрос, мы отмечаем, что в качестве важного показателя в области противодействия легализации доходов от преступной деятельности следует, по нашему мнению, учитывать и обнаружение правоохранительными органами подлежащего взысканию имущества по результатам оперативной проверки и использование в уголовно-процессуальной деятельности сведений, полученных в установленном законом порядке, Федеральной службой России по финансовому мониторингу. В этой связи коротко охарактеризуем содержание примерных тематических планов по отдельным специализированным курсам. Так, в тематическом плане по специализированному курсу "Уголовно-правовые основы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем" должны быть предусмотрены темы, касающиеся уголовно-правовой оценки легализации доходов от преступной деятельности и других преступлений, совершаемых на ее почве, в частности, лжепредпринимательства и злоупотребления полномочиями лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческих и иных организациях. В точности так же в примерном тематическом плане по специализированному курсу "Уголовно-процессуальная деятельность и международное сотрудничество в области противодействия легализации доходов, полученных преступным путем" должны быть предусмотрены темы, касающиеся вопросов предварительного расследования и, в частности, применения отдельных мер принуждения, характерных для производства по уголовным делам о преступлениях, совершение которых обычно сопровождается извлечением доходов в значительном размере. Кроме того, отдельно предусмотрены темы, касающиеся взаимодействия с зарубежными органами уголовной юстиции, в том числе посвященные правовым основам наложения ареста на имущество, находящееся за рубежом, либо денежные средства, зачисленные на счета в иностранных банках. В своем сообщении А.В. Данилов, канд. юрид. наук, доцент кафедры уголовного права Чебоксарского филиала Нижегородской академии МВД России, рассмотрел методику проведения открытой лекции по курсу "Уголовное право". По его мнению, лекция является одним из важнейших видов занятий и составляет основу теоретической подготовки слушателей. Ее цель - дать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрыть состояние и перспективы развития уголовного права, акцентировав внимание на наиболее сложных и узловых вопросах темы. Она должна стимулировать активную познавательную деятельность обучаемых, способствовать формированию их творческого мышления. Методологическое значение лекции состоит в том, что в ней раскрываются фундаментальные основы уголовного права и научные методы, с помощью которых анализируются преступление и наказание. Ее главными дидактическими целями являются: а) доведение до курсантов и слушателей современных, целостных и взаимосвязанных знаний в области уголовного права, уровень которых определяется целевой установкой к каждой конкретной теме курса; б) обеспечение в ходе лекции творческой работы студентов, развивающей их профессионально; в) привить любовь к изучаемому предмету. Основная цель, идея лекции задается требованиями предметной квалификационной характеристики, местом лекции в программе курса и ее наименованием. Названные цели находят свое выражение в функциях лекции. Таковых принято выделять четыре: познавательная, развивающая, воспитательная и организующая. Следует помнить, что лекция по уголовному праву, как и по иным дисциплинам, имеет четкую структуру, включающую в себя: введение, основную часть и заключение. В каждом из ее элементов преподавателю следует соблюдать определенные действия и правила поведения, суть которых и определяет методику чтения лекции. Особенность проведения лекции по уголовному праву состоит в том, что преподаватель призван приучить студентов логически мыслить, анализировать явления и процессы, происходящие в уголовной политике РФ с позиции государственного человека. Поэтому преподаватель должен интуитивно, а порой и осмысленно стремиться к проблемному чтению материала. Это похвально, так как проблемное обучение активизирует познавательную и творческую деятельность курсантов и слушателей. Особенно тщательной должна быть подготовка преподавателей к проведению открытых лекций. Лектор должен учитывать одновременно два фактора: донести необходимую информацию до аудитории и то, что лекцию необходимо выстроить методически грамотно. При этом следует обратить внимание на то, что при посещении открытой лекции определяются и анализируются: а) наличие у преподавателя рабочих материалов (тезисов, конспекта или текста лекции), обсужденных на кафедре, необходимых дидактических материалов, средств наглядности (слайдов, схем, диапозитивов, видеофрагментов и т.д.); б) ведение слушателями конспектов лекций; в) теоретический и методический уровень лекции; г) научность, актуальность содержания; д) системность, логическая стройность изложения, наличие вводной части, выводов по каждому из изложенных вопросов и заключения; е) умение лектора базироваться на знаниях, полученных при изучении других тем и дисциплин, т.е. реализовывать внутри- и междисциплинарные связи; ж) учет профиля подготовки (специализации) обучаемых; з) речь лектора, доступность и темп изложения, возможность конспектирования материала; и) умение лектора установить и поддержать контакт с аудиторией, стимулировать познавательную активность обучаемых; к) целесообразность, методическая грамотность использования наглядных пособий и технических средств обучения; л) конкретность задания на самостоятельную работу. А.В. Петрянин, канд. юрид. наук, преподаватель кафедры уголовного, уголовно-исполнительного права и криминологии Нижегородской академии МВД России осветил вопрос о применении инновационных методов в преподавании уголовного права. В настоящее время ведется интенсивный поиск и внедрение новых форм и методов обучения студентов. Активизируется обмен опытом преподавателей, применяющих в своей практике новые формы, технологии, методы обучения. Интерес к этой теме остается довольно устойчивым. В первую очередь используются методы активного обучения. Речь идет о деловых, ролевых играх, тренингах и т.д. Эффективным средством реализации данной стратегии образования может служить, на мой взгляд, так называемый конфликт-метод, суть которого в следующем. Рефлексивная организация учебного процесса предполагает выявление затруднений, возникающих в ходе занятий. Для выявления этих затруднений используются провокационные приемы, например, в виде нарушения применения норм уголовного закона. Реакции на эти нарушения становятся предметом обсуждения. Это можно продемонстрировать на примере изучения такой темы, как состав преступления. Из литературы по уголовному праву известно, что состав преступления - это совокупность обязательных объективных и субъективных признаков, характеризующих общественно-опасное деяние как преступление. Отсутствие хотя бы одного из обязательных признаков какого либо элемента состава преступления указывает на непреступность совершенного деяния. Инновационная технология обучения направлена на преодоление сложившихся стереотипных представлений не только о сути обучения, но и в целом об уголовном праве. Новое появляется в результате столкновения со старым, известным, и часто это происходит в форме конфликта. Поэтому использование конфликт-метода является не только эффективным средством обучения, но и способом формирования конфликтологической компетентности, что является одним из важных качеств специалиста, профессионала в любой сфере деятельности. Преподавателям хорошо известно, что образовательная ситуация потенциально является конфликтной. И задача воспитателя состоит не в том, чтобы стараться избежать их, а в том, чтобы использовать их в целях воспитания. Более того, без конфликтов воспитание вообще невозможно: если мы хотим воспитывать реально, то придется управлять конфликтами. Особое место в инновационной технологии занимает семинар-тренинг, целью которого является приобретение нового опыта и уяснение теоретического материала путем решения казусов, взятых из судебно-следственной практики. К задачам тренинга можно отнести развитие методики квалификации деяний, определения признаков конкретного состава преступления, определение признаков деяния, влияющих на вид и размер назначаемого наказания. Таким образом, тренинг является важным методическим приемом, позволяющим выстраивать взаимоотношения между преподавателем и студентами в конструктивном режиме. Фактически речь идет о конструировании идеальных образцов, в соответствии с которыми студент - будущий профессионал мог бы находить адекватные способы решения той или иной задачи с учетом быстро меняющейся ситуации. Н.В. Макарейко, канд. юрид. наук, доцент Нижегородского филиала Государственного университета - Высшей школы экономики обозначил проблему реализации межпредметных связей в процессе подготовки специалистов в сфере обеспечения экономической безопасности. В современных условиях проблема обеспечения экономической безопасности приобретает важное значение. Реальное обеспечение экономической безопасности зависит от ряда факторов, в том числе и от кадрового обеспечения государственных органов, которые заняты в этой сфере. Названная проблематика всемерно актуализируется в свете проводимой административной реформы, одной из целей которой выступает повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти. Государственные служащие в настоящее время не готовы в полной мере к решению стоящих задач, что особенно рельефно проявляется в экономической сфере. Такое положение обусловлено рядом факторов объективного и субъективного свойства. Многие государственные служащие получили образование в советский период, когда учебные планы вузовской подготовки юристов не предусматривали изучение таких отраслей права, как предпринимательское, коммерческое, коллизионное, банковское. Право обслуживает экономику и отвечает соответствующему уровню экономических отношений. Между тем имеют место определенные коллизии, когда нормы права препятствуют экономическому развитию. Эта посылка в полной мере относится и к вузовскому образованию. Сотрудники правоохранительных органов, которые получили образование достаточно давно, не всегда адекватно воспринимают и оценивают логику существующих экономических отношений. Им сложно осваивать новое законодательство, а это зачастую приводит к различным юридическим ошибкам. Юристы - выпускники учебных заведений не в полной мере готовы реализовать свои знания и навыки в сфере обеспечения экономической безопасности, так как учебные планы и учебные программы по многим дисциплинам не учитывают характер изменений, происходящих в экономической сфере. Одним из дефектов, возникающих в процессе преподавания юридических дисциплин в вузе, является игнорирование межпредметных (междисциплинарных) связей. Очевидно, что обеспечение экономической безопасности является комплексной задачей и требует от специалиста знаний в различных областях юриспруденции. Отсутствие таких интегративных знаний снижает эффективность деятельности по обеспечению экономической безопасности. Проблема межпредметных связей не является новой. Она обсуждалась такими видными дидактами, как Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский. Для современного вуза качественное обеспечение межпредметных связей также является обязательным условием качественной подготовки специалистов. Многократной актуализации данной проблемы способствует увеличение информационных потоков. Рассматривая проблему межпредметных связей, профессор В.Е. Гущев отмечает, что они должны быть реализованы на уровне фактического материала, используемого понятийного аппарата, унификации теоретической базы. Устранить разрыв в межпредметных связях легче всего на кафедральном уровне, когда в рамках локального учебного коллектива обсуждаются учебные программы преподаваемых учебных дисциплин, учебные пособия, фондовые лекции и другие дидактические материалы. Здесь существенная роль отводится руководству кафедр и предметно-методическим секциям, которые и должны корректировать вектор выстраивания межпредметных связей. Установление межпредметных связей на вузовском уровне зависит от слаженной деятельности кафедр, которая должна корректироваться методическим и ученым советом вуза. В обязательном порядке накануне утверждения учебных программ следует проводить их всестороннюю экспертизу, в том числе и по вопросу межпредметных связей. Для подготовки преподавателей следует организовывать учебно-методические конференции, посвященные данным вопросам. Считаем целесообразным проведение систематической коррекции учебных программ с учетом изменений действующего законодательства и выстраивания приоритетов в сфере обеспечения экономической безопасности. Осуществление комплексного подхода должно быть реализовано как в процессе вузовской подготовки, так и переподготовки, повышения квалификации государственных служащих, которые обеспечивают экономическую безопасность. Это будет способствовать цельности образования и преодолению его пробельности, а также поможет исключить дублирование в процессе преподавания юридических дисциплин в вузе, повысит эффективность учебного процесса. К.О. Папеева, канд. юрид. наук, старший преподаватель кафедры уголовного права и криминологии Нижегородской правовой академии, проанализировала некоторые особенности проведения практических занятий по уголовному праву. По ее мнению, проведение практических занятий по такой основополагающей дисциплине, как уголовное право, позволит выработать практические навыки применения уголовно-правовых норм - это и является основной целью такого рода занятий. В начале обучения студенты, еще не знакомые с уголовным законодательством, только приступили к его изучению. В этих условиях польза практических занятий возрастает. Практика показывает, что студенты с повышенным вниманием относятся к решению задач, которые предполагают несколько вариантов ответов и требуют анализа иных нормативных актов, помимо Уголовного кодекса. Подобные задачи помогают осознать взаимосвязь различных отраслей права, систематизировать знания, полученные по другим дисциплинам. Особенный интерес у студентов вызывает юридический анализ ситуаций, заимствованных из реальной действительности, в первую очередь из личного опыта. Также студентов возможно заинтересовать, предложив им квалифицировать действия того или иного литературного героя или персонажей просмотренного художественного фильма. Возможность и способность продемонстрировать только что полученные знания на практике пробуждает у студентов желание к дальнейшему изучению предмета и в значительной степени влияет на будущий выбор юридической специализации. Ошибки в юридической оценке ситуации, как правило, связаны с недостаточным знанием или пониманием уголовно-правовой нормы, которые обусловлены следующими причинами:
Н.Н. Маршакова, канд. юрид. наук, преподаватель кафедры публичного права Нижегородского коммерческого института, в своем сообщении отметила, что процесс преподавания уголовного права на факультете сокращенной формы подготовки лиц с высшим неюридическим образованием в специализированных учебных заведениях характеризуется разносторонностью содержания, мобильностью организационных форм. В этой связи существует множество всевозможных методов обучения, где само обучение выступает сложным явлением, предполагающим деятельность преподавателя и деятельность слушателей. Работа с данной категорией слушателей невольно нацеливает преподавателя на поиск ответа на дидактический вопрос: "Как учить?". Более того, чтобы обеспечить эффективность в процессе получения знаний по изучаемой дисциплине, преподавателю необходимо обращаться ко всем существующим категориям методов обучения, так как от них во многом зависит успех работы. Словарь русского языка под редакцией С.И. Ожегова под методом понимает способ теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь. В этой связи под методами обучения следует понимать способы усвоения, цели обучения, а также характер взаимодействия субъектов обучения. Следовательно, исходя из данной дефиниции, отражается ряд моментов: 1) способы работы преподавателя и способы самостоятельной работы слушателей должны происходить в их взаимосвязи; 2) необходимо учитывать специфику работы слушателей для достижения поставленных целей более эффективным путем. Более того, каждый отдельно взятый метод обучения имеет определенную логическую структуру (индуктивную, дедуктивную или индуктивно-дедуктивную), которая зависит от построения содержания учебного материала и самой учебной деятельности слушателей. Следует отметить, что только при комплексном использовании методов можно добиться хороших результатов в обучении слушателей. Для того, чтобы преподаватель смог воспользоваться всем существующим массивом методов, было бы правильно их систематизировать и упорядочить, предложив для классификации единое основание. В настоящий момент известны несколько основных источников приобретения знаний: практика, наглядность, слово, книга, компьютерные системы. Исходя из определенной модификации способов выражения, выделяется пять методов: практический метод, который включает в себя решение практических и проблемных задач; наглядный метод - иллюстрация схем, таблицы, наблюдения в своей практической деятельности; работа с учебным материалом, книгами - объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, лекция, дискуссия, диспут; словесный метод - чтение, изучение, рефератирование, беглый просмотр, цитирование, изложение, составление плана, конспектирование; видеометод - просмотр, обучение, контроль обучающих видеоматериалов. Таким образом, практика преподавания по сокращенной форме подготовки лиц с высшим неюридическим образованием может давать высокие результаты обучения только при условии, если преподаватель хорошо владеет и умело пользуется на проводимых занятиях методикой, дидактикой и даже психологией. Не вызывает также никаких сомнений утверждение, что цель любого обучения - интериоризация (усвоение) опыта (знаний) слушателями настолько, что они становятся для них опорой в практической деятельности. Ради такого усвоения и существуют разнообразные средства, формы и методы обучения, а также особые виды деятельности, обусловленные спецификой изучаемой дисциплины. Роль преподавателя - грамотно организовать процесс усвоения на всех его этапах: мотивации, восприятия, осмысления, интериоризации. экономические науки
В статье описываются основные трудности и проблемы системы профессиональной подготовки кадров региона, предлагаются принципы и направления совершенствования развития профессионального образования.
В современном мире образование играет ключевую роль в развитии экономики на национальном и региональном уровнях и является одним из главных компонентов благополучия. Форсированное техническое перевооружение, которое сейчас необходимо в России, потребует квалифицированных, энергичных кадров, которые будут тиражировать инновации, создавать инновационно-восприимчивую среду. Социально-экономическое развитие региона в современных условиях модернизации экономики во многом определяется уровнем обеспечения промышленности, науки, социальной сферы высококвалифицированными кадрами. Состояние трудового потенциала, являющегося частью человеческого капитала, в нашей стране не адекватно вызовам современного этапа ее экономического развития. Ухудшается качество профессионального образования, профессионально-квалификационная структура во многих случаях не соответствует потребностям производства. А из-за невысокого качества рабочей силы страдает конкурентоспособность производимых товаров и услуг. В связи с этим остро встает проблема подготовки необходимых специалистов в системе профессионального образования. Система профессионального образования традиционно включает в себя три основных звена: систему начального профессионального образования; систему среднего профессионального образования; систему высшего профессионального образования. Наряду с традиционными формами в последнее время становятся все более актуальными новые формы получения профессионального образования - послевузовское образование, повышение квалификации, переподготовка специалистов, корпоративное обучение и др. В основу региональной системы обеспечения качества профессионального образования на всех уровнях должны быть положены следующие принципы:
Развитие системы профессионального образования в регионе предполагает:
Достижение вышеобозначенных условий возможно только на основе комплексной системы мер межведомственного характера. Основными направлениями развития региональной системы профессионального образования являются:
Качество образования - интегральное свойство, обуславливающее способность педагогической системы удовлетворять существующие и потенциальные потребности личности, общества и государства. Анализируя качество профессионального образования, следует учитывать, что это системное понятие, включающее следующие компоненты: качество субъекта оказания образовательных услуг - педагогического персонала; качество объекта оказания образовательных услуг - абитуриентов и студентов; качество процесса оказания образовательных услуг – образовательные программы, технологии и научно-методическое и техническое обеспечение, нравственная и психологическая атмосфера; качество внутренних и внешних условий, отношений с внешней социальной средой; качество управления образовательным учреждением. Оценка качества образования предполагает оценку шести основных составляющих: качества образовательной среды, качества результата, качества преподавания, качества содержания, удовлетворённости субъектов образовательного процесса, качества образовательных технологий. Одним из магистральных направлений повышения качества профессионального образования является широкое использование в учебном процессе современных информационных и телекоммуникационных технологий. Интенсивное развитие данных технологий и информатизация становятся важными факторами повышения качества профессионального образования в регионе. Компьютеризация профессионального образования расширяет возможности использования современных информационных технологий и ресурсов в учебных целях, повышает эффективность самостоятельной работы, стимулирует интеллектуальное творчество и профессиональное мастерство, способствует формированию и закреплению общенаучных и специальных знаний, профессиональных умений и навыков обучающихся. Вместе с тем, очевидна недостаточная развитость региональных информационных и телекоммуникационных сетей. Большинство малых городов и поселков России имеют слабо развитую информационную инфраструктуру и, как следствие, более низкий уровень образования и информационной культуры населения. Недостаток компьютерной техники, программно-технических средств, отсутствие развитой региональной сети электронных библиотечно-информационных ресурсов, электронных архивов данных, нехватка и недостаточный в целом уровень подготовки специалистов, обеспечивающих внедрение и сопровождение современных информационных и телекоммуникационных технологий в учреждениях профессионального образования ограничивают доступ преподавателей и учащихся к информационным ресурсам. Для развития единого информационно-образовательного пространства региона необходимо: оснащение учреждений профессионального образования и органов управления образованием современными средствами вычислительной техники и телекоммуникации; разработка и внедрение электронных учебников, учебно-методических комплексов и других учебных материалов, а также электронных средств информационно-технологической поддержки учебного процесса; создание единой региональной системы непрерывной многоуровневой подготовки, переподготовки и повышения квалификации преподавателей, научно-педагогических работников, учебно-вспомогательного, инженерно-технического, административно-управленческого персоналов учреждений профессионального образования и библиотечных работников в целях оперативного и эффективного внедрения в учебный процесс новейших информационных и телекоммуникационных технологий; формирование на базе Интернет-технологий новых видов региональных информационных ресурсов (областного депозитария электронных учебников и учебно-методических материалов, областного образовательного портала); создание региональной системы централизованного мониторинга качества и сертификации информационных ресурсов; разработка интегрированной в национальное и международное образовательное пространство региональной системы технологических стандартов форм представления данных и обмена данными. Социальная защита работников и обучающихся начального, среднего, высшего профессионального образования должна включать комплекс мер по предоставлению социальных гарантий и льгот, направленных на поддержание уровня жизни и стандартов потребления, соответствующих современных требованиям. В настоящее время в большинстве субъектов Российской Федерации ключевыми проблемами социального характера работников сферы образования и науки являются неудовлетворительная, низкая оплата труда, невозможность разрешения жилищных проблем, слабая обеспеченность медицинскими услугами, низкая доступность санаторно-курортного лечения, разрушение социально-бытовой инфраструктуры учреждений профессионального образования. Между тем, учеными установлено, что соотношение заработной платы занятых в сфере образования, науки и научного обслуживания к средней заработной плате по экономике в целом должно быть не ниже уровня 1,25:1. На наш взгляд, значительное место в политике стимулирования развития профессиональной подготовки должно отводится вопросам формирования системы помощи детям и молодежи, живущим в малообеспеченных семьях, особенно на селе, и созданию благоприятных условий для удовлетворения интересов молодого поколения. Как известно, молодежь является важнейшим ресурсом для формирования экономики нового типа, основанной на знаниях. Именно она, как было выяснено в ходе исследований, обладает более высоким уровнем адаптивности к рыночной экономике, проявляет более высокую социальную мобильность и гибкость, готовность к развитию своего «человеческого» капитала, склонность полагаться на собственную активность как необходимое и естественное условие жизненного успеха. Поэтому необходимо создать условия для обеспечения возможности овладения новыми знаниями и навыками, необходимыми для успешной работы, помочь в трудоустройстве, улучшении жилищных условий и т.д. Социальная помощь должна носить целевой адресный характер. В качестве поощрительных мер для студентов, отличившихся в учёбе, науке, творчестве, спорте можно использовать выплаты дополнительных стипендий, например губернаторских стипендий победителям Всероссийских и международных олимпиад, путевки в оздоровительные учреждения и т.д. Малообеспеченные студенты должны получать, например, бесплатные продуктовые наборы, денежную компенсацию за оплату проезда в общественном городском транспорте и т.д. Молодые специалисты, которые устраиваются на работу в сельские образовательные учреждения, должны получать «подъёмные», а решившие трудиться преподавателями – надбавки к зарплате в течение первых лет. Большое внимание должно уделяться организации лечения и отдыха обучающихся. Развитие системы профессионального образования в условиях формирования инновационной экономики России требует принципиального изменения образовательной политики перехода к опережающему образованию. По мнению ряда ученых, необходимо начинать готовить специалистов, которые потребуются завтра, несмотря на то, что сегодня для них в стране или в регионе может не оказаться работы. В условиях развала большинства высокотехнологичных предприятий в стране есть два пути. Первый – опустить уровень образования до потребностей нынешней деградирующей экономики сырьевой направленности. Второй – готовить специалистов для высокотехнологичной отечественной экономики, рассчитывая на то, что часть этих людей ее и создаст. Инновационное развитие связано с выбором второго пути. Поэтому развитие системы профессиональной подготовки кадров должно быть подчинёно единой концепции социально и профессионально ориентированной молодёжной политики, государственной поддержки талантливой молодёжи и всех форм научно-технического творчества студентов, аспирантов и докторантов высшей школы. Решение экономических проблем в инновационном секторе экономики зависит, прежде всего, от людей-профессионалов, использующих бизнес-стратегии, от наличия инновационно-образовательной среды, устойчивой, самоподдерживающейся и восприимчивой к нововведениям и их коммерциализации. Это требует подготовки молодых специалистов нового типа, владеющих практическими навыками научно-технического предпринимательства и инновационной деятельности. Необходимы также инфраструктура, механизмы и методики генерации такого рода специалистов, изменение шкалы ценностей, установок, а также существенной организационной поддержки этой работы со стороны государства, региональных властей и со стороны бизнеса. Как и в другие исторические эпохи, когда многое необходимо строить заново, востребованными оказываются «новые люди», подготовку которых берут на себя передовые высшие учебные заведения определенного типа, как, например, Эколь-нормаль в годы Великой Французской революции, Московский университет во времена екатерининских реформ, Московских физтех в период создания ракетно-ядерного щита и др. Люди нового типа должны уметь творчески мыслить и иметь другие ценностные ориентации. Опыт промышленно-развитых стран показывает, что задачу подготовки современных кадров позволяет решить кооперация учебных заведений и промышленных компаний. Это включает в себя открытие учебных центров, особенно в области новейших технологий, организацию и осуществление целевых научных программ, создание системы непрерывного обучения и переобучения на рабочем месте. Крайне важным представляется инициатива ряда ВУЗов выявить инновационные потребности на региональном уровне и готовить специалистов, ориентированных на их выполнение. Для организации более тесного сотрудничества учреждений образования и предприятий реального сектора в целях подготовки специалистов нужной квалификации необходимо:
Координация усилий, активное сотрудничество вузов с промышленностью, совместная работа с органами исполнительной и законодательной власти позволят преодолеть те трудности, с которыми сталкивается сейчас система профессиональной подготовки кадров региона. Список литературы
Российское профессиональное образование и подготовку квалифицированных кадров в их современном состоянии специалисты оценивают как проблемные, кризисные, что в значительной мере обусловлено связью этих процессов, как с глобальными тенденциями развития современного общества, так и с российскими особенностями его развития. Из статьи вы узнаете:
Сложившуюся ситуацию в системе профессионального образования, по мнению специалистов, объясняют основные проблемы профессиональной подготовки кадров. Рассмотрим их ниже. Проблемы подготовки кадров и дефицит квалификацииПроблема первая, которая связана с резкими деформациями структуры и объема подготовки кадров, явно не соответствующими реальным потребностям рынка труда. Следует заметить, что для российского рынка труда актуальны вопросы не столько дефицита труда как общей нехватки рабочей силы, сколько дефицита квалификации. Вместе с тем, особую остроту приобретают вопросы обеспеченности рабочими кадрами. Учреждениями профобразования выпускаются в 1,5 раза больше специалистов-техников и в 5 раз меньше квалифицированных рабочих, чем это требуется для народного хозяйства. С учетом того, что рабочих имеющих высшую квалификацию в нашей стране осталось всего 5 процентов от их общей численности (для сравнения: в США – 43 процента, Германии – 56 процентов, а в Японии – свыше 75 процентов). При этом средний возраст квалифицированных рабочих близок к предпенсионному – 54 годам, и в ближайшие годы (приблизительно 5–7 лет) кадровая сфера отечественного производства может столкнуться с тяжелыми кризисными явлениями. В этой связи, к сожалению, можно лишь констатировать, что дефицит квалифицированных рабочих кадров на рынке труда становится серьезным препятствием на пути дальнейшего развития страны. Проблемы подготовки кадров и пути их решенияПроблемы эффективности подготовки квалифицированных кадров, повышения производительности труда , решение задач и вопросов менеджмента в отраслях промышленности и сотрудничества предприятий с вузами становятся особенно актуальными. Проблемы подготовки кадров по утверждениям специалистов в области экономики, даже обострились в связи с вступлением России во Всемирную торговую организацию. Или Россия к 2020 году станет еще одним сырьевым придатком развитых государств, или наша страна сумеет вернуть себе достойные позиции в мировом научно-техническом развитии. Это станет возможным при условии, если озвученные здесь проблемы начнут последовательно и правильно решать на государственном уровне. Одной из ключевых проблем в существующей системе подготовки кадров является обособленное состояние высокотехнологичного производства и высшей школы, тогда как только целостность данной системы сможет обеспечить потребности российской промышленности. Однако никто даже не пытается заполнить вакуум между знаниями и современными технологиями промышленного производства. В тоже время вузы, занимающиеся подготовкой технических кадров, имеют свои проблемы набора сотрудников из числа молодежи на ранее престижные специальности, а значительная часть студентов, и вовсе не связывает свою работу с профессией, получаемой в учебных заведениях. Назрела необходимость срочных мер к изменению сложившейся ситуации. Критические несоответствия на рынке труда наблюдаются между работодателями, работниками и существующей системой образования и подготовкой кадров. Работодатели требуют от работников наличие квалификации высокого уровня, предлагая при этом тяжелые условия труда и низкую заработную плату, а работники, имея слабую специальную подготовку, весьма переоценивают свою значимость. О том, какие документы необходимо подготовить, если вы планируете повышение квалификации персонала, мы недавно рассказывали в одном из материалов . Как решить проблему нехватки кадровПервыми шагами на пути решения проблем в подготовке кадров должно стать создание высокопроизводительных рабочих мест. В числе приоритетов – подготовка конкурентоспособных кадров которые могут составить конкуренцию на мировом уровне и развитие высокотехнологичных машиностроительных производств. Бизнес и учреждения образования должны сплотиться и приступить к системному решению кадровых проблем совместными усилиями. Самым простым подходом к объяснению дефицита квалифицированных кадров – заявить, что все причины в недостаточном количестве подготовленных специалистов. Но создавшееся положение на самом деле гораздо серьезнее. На современных предприятиях, процессы обучения и подготовки кадров должны быть непрерывными, основанными на системе общепринятых профессиональных стандартов. Вузовские программы и программы учреждений среднего профессионального образования на сегодняшний день построены без учета реальных требований производства, что приводит к противоречиям между ожиданиями работодателей и возможностями выпускаемых специалистов. Сказывается отсутствие инфраструктур по подбору персонала и поиску работы, которые учитывали бы практическую производственную специфику. Большая часть интернет сайтов и кадровых агентств на практике не в состоянии создать условия для эффективного трудоустройства профессиональных рабочих, начальников участков, цехов и смен, руководителей производства. Вам может быть полезен материал из электронного журнала «Директор по персоналу» на эту тему: « » Чем помогут профессиональные стандарты в решении проблемы профессиональной подготовки кадровОтсутствие единых требований к профессиональным знаниям и навыкам квалифицированных специалистов является основой проблем подготовки кадров. А без общепринятых требований невозможно проводить аттестацию персонала, определять приоритеты программ обучения, планировать карьеру сотрудника. Необходимо создание системы профессиональных стандартов, которые закрепят перечень необходимых знаний, навыков и умений современного специалиста. С помощью профессиональных стандартов определятся образовательные стандарты, программы обучения, процедуры оценки кадрового персонала. Особого внимания достоин проект создания выездных кафедр на предприятиях, где подготовка специалистов могла бы осуществляться непосредственно на рабочих местах без отрыва от производства. Также вызывает большой интерес эксперимент с введением контрактной системы подготовки инженерных работников с применением схемы «вуз – студент – предприятие». Не менее важным моментом является развитие факторов социальной поддержки будущих инженеров и рабочих. Так, высококвалифицированным работникам высокотехнологичных отраслей промышленности на период прохождения ими военной службы должны быть сохранены рабочие места . Необходимо определить основные технологии прорыва при переходе в технологический вектор и разработать по этим направлениям программу профессиональной подготовки и переподготовки квалифицированных кадров. В дополнение к программе необходимо разработать план общественных мероприятий по пропаганде рабочего и инженерного труда и системных мотиваций. Подготовка и развитие кадрового потенциала именно в высокотехнологичных секторах промышленности (авиационной, радиоэлектронной, судостроении и другое) и их обеспечивающих производствах должны стать приоритетами государственной кадровой политики. Затраты работодателей на подготовку кадровЭто затраты предприятий и компаний на обучение и подготовку кадров с целью достижения высоких результатов в труде обученных и образованных работников. Именно этот аспект – достижение высоких результатов в работе профессионально подготовленных квалифицированных сотрудников интересует руководителей предприятий и фирм в первую очередь. При этом каждый владелец бизнеса всегда мысленно взвешивает на незримых весах затраты на подготовку кадров и вероятность выгоды, которую приносит качественно подготовленный кадровый персонал.
Еще больше интересных материалов по теме вы найдете в разделе сайта «HR-бюджет ». Многие работодатели несмотря на существующие риски, все же сознательно идут на затраты по подготовке кадров своего предприятия. Этот выбор связан с пониманием того, что расходы на подготовку кадров закономерны и у работодателей и собственников компаний, по сути дела, нет иного пути в деле постоянного совершенствования сотрудников предприятия и адаптации бизнеса к постоянно меняющимся условиям рынка. В конечном итоге экономия на обучении, подготовке и переподготовке кадрового персонала неизбежно приводит к излишнему консерватизму, узости мышления и нежеланию что-либо менять. А это прямой путь к застою в работе, утрате конкурентоспособности и банкротству. |
Читайте: |
---|
Популярное:
Особенности увольнения руководителя организации |
Новое
- Найти перо птицы: что сулит примета?
- Особенности увольнения женщины с ребенком Имеют ли право сокращать на производстве вдов
- Броненосцы типа "андрей первозванный" 254 мм пушки броненосца андрей первозванный
- Инсценировка музыкальной сказки для детей старшей группы (5—6 лет) I
- Организация (предприятие) и ее основные характеристики
- Селекция наука о создании новых пород животных Понятие о породе, сорт, штамм
- Патологоанатом, основные компетенции Различая в работе
- Управление социальной защиты населения на уровне муниципального образования введение
- Как узнать о плановой проверке моего предприятия
- Да уж, теперь не разгонишься