Главная - Сроки выплат
Атомный ледокол советский союз утилизируют. Советские атомные ледоколы (8 фото). Основные технические характеристики

Российский атомный ледокол «Советский Союз» утилизируют. Об этом сообщил РИА Новости генеральный директор предприятия госкорпорации «Росатом» ФГУП «Атомфлот» (Росатомфлот) Вячеслав Рукша .

Атомный ледокол «Советский Союз» в порту г. Мурманска. Фото: РИА Новости / Сергей Субботин

«Ледокол «Советский Союз», к сожалению, утилизируется. Был подписан официальный приказ», — сказал Рукша.

В чём причина?

Рукша пояснил, что причиной такого решения стали санкции западных стран против России. «Из-за действия западных санкций в отношении совместного проекта «Роснефти» и американской ExxonMobil по добыче углеводородов на шельфе Карского моря ледокол оказался «без работы», — сказал глава «Росатомфлота».

Он также сообщил, что изучался вопрос об использовании ледокола арктической группировкой ВС РФ. Но для этой цели он оказался избыточен по мощности и в его использовании нет экономической целесообразности, пояснил Рукша.

Чем занимался ледокол?

С 2010 года «Советский Союз» не эксплуатировался. Он был выведен из состава флота из-за снижения объемов работ в Арктике.

Однако в 2014 году руководство «Росатома» приняло решение к 2018 году восстановить атомоход и задействовать его в новых шельфовых проектах. Предполагалось, что он будет способен передвигаться во льдах со скоростью 12-14 узлов (22-26 км/ч). После продления ресурса реакторной установки «Советский Союз» мог бы прослужить еще 20 лет.

В чём особенности ледокола?

Российский атомный ледокол класса «Арктика» «Советский Союз» был введен в эксплуатацию в 1989 году. Особенность ледокола в том, что он был спроектирован таким образом, чтобы за короткое время его можно было дооборудовать в боевой крейсер.

«Советский Союз» использовался для арктического туризма и в научных целях. В 2004 году он был одним из трёх ледоколов, которые участвовали в исследованиях влияния глобального потепления в Арктике.

Подробности Категория: Морской Транспорт Опубликовано: 09.08.2017

Ледокол "Советский Союз" — атомный ледокол проекта 10521 Арктика, построенный в 1989 году. Предназначен для самых условий Арктики с толщиной льда до 3 метров, а так же в самые короткие сроки может быть переоборудован для военных нужд.

Обширная территория нашей страны, простирающаяся «с южных гор до северных морей», как пелось в популярной песне советских времен, заставляет иметь флот, который способен беспрепятственно перемещаться по водам этих самых суровых морей и Северному Ледовитому океану. Единственным видом судов, способных преодолевать толстые льды в приарктической акватории являются мощные атомные ледоколы. Поэтому в Советском Союзе, а потом в России, созданию кораблей этого класса уделялось и продолжает уделяться большое внимание. Как результат: наша страна единственная в мире обладательница флота атомных ледоколов.

Для обеспечения господства на водном пространстве этого района, выполнения народно-хозяйственных задач в начале семидесятых годов прошлого века был задуман и начал осуществляться проект по созданию десяти атомоходов класса «Арктика», названного по имени первого корабля в серии. После «Арктики», «Сибири» и «России» в последний день октября 1986 года с верфи Балтийского завода города Ленинграда был спустили на воду ледокол «Советский Союз». В его создании, впрочем, как и в производстве других судов класса, было задействовано большое количество предприятий, в том числе: ОКБМ им. Африкантова из Горького, ПО «Маяк» города Озерска Челябинской области, ленинградское ЦКБ «Айсберг» и др.

«Советский Союз» начал функционировать с 1989 года с планируемым рабочим ресурсом 25 лет. Прописка судна – Мурманский порт.

Описание

Все ледоколы класса «Арктика» имеют четыре палубы и две платформы. Для борьбы с ледяными заторами «Советский Союз» имеет двойной корпус, выполненный из легированной стали, отличающейся особой прочностью. Судно имеет возможность перемещаться по акватории, как в поступательном направлении, так и в режиме заднего хода при помощи трех гребных винтов фиксированного шага с четырьмя лопастями каждый.

Основным узлом ледокола являются два ядерных реактора ОК-900А, производящих энергию для «Советского Союза». Рабочими элементами паротурбинной установки являются вода и пар, которые заставляют вращаться ротор турбины. Она состоит из двух парогенераторов. Мощность каждого из них – 37 500 л. с. Система электроснабжения подстраховывают резервным комплексом, состоящим из дизельного генератора на 1 000 кВт и двух аварийных – по 200 кВт.

Современный атомный ледокол, каким является «Советский Союз», представляет собой большой плавучий дом, перемещаться по которому можно не выходя на палубу. Несмотря на оснащение высокотехнологичным оборудованием на судне остается место для размещения кают-компании, столовой, бара, медицинского отделения, сауны, бассейна, кинозала и т. д.

Технические характеристики

Приведем некоторые цифры характеристик атомного ледокола «Советский Союз», касающихся его габаритов и функциональных параметров.

  • Длина – 147,9 м.
  • Ширина – 29,9 м.
  • Высота по борту – 17,2 м.
  • Водоизмещение – 21 120 т.
  • Наибольшая скорость по свободной воде – 20,8 узлов (примерно, 38,5 км/час).
  • Мощность – 75 000 л. с
  • Глубина осадки 11 м.
  • Экипаж судна состоит из 100 человек.
  • Автономное плавание ледокола – семь месяцев.

Особенности Ледокола

Особенностями проекта «Советского Союза» было его возможное перепрофилирование в короткие сроки в корабль для несения военной службы. Некоторое подобное оборудование находится в законсервированном состоянии на судне, остальное – на береговых запасниках. Так предусмотрено использование корабельной системы управления артиллерийской стрельбой МР-123, состоящая из РЛС, помогающей обнаружить и сопровождать цели, а также телевизира и ЭБУ (электронных блоков управления). В качестве орудия возможно применение артиллерийской установки типа АК (автоматическая корабельная).

При создании большое внимание уделялось системе безопасности «Советского Союза». Была разработана система мер, которая контролировала и вовремя оповещала о любых отклонениях в работе ядерной начинки.

  • Контроль контура в первом теплоносителе.
  • Система обнаружения микроскопических утечек в теплоносителе атомной установки.
  • Наблюдение за состоянием металла оболочки ядерного реактора.

Надо сказать, что за годы эксплуатации ледоколов класса «Арктика», не было зафиксировано ни одного сбоя в работе этого сложнейшего устройства. Надежность судов остается на высочайшем уровне.

Эксплуатация

Его деятельность была чрезвычайно разнообразна. Перечислим основные моменты его эксплуатации.

  • Арктический туризм (1991, 1992, 1997,1998 гг.).
  • Установка оборудования для метеорологических наблюдений в 1991 г. Совмещая туристическую деятельность с научно-исследовательской практикой, экипажем были установлены на дрейфующих льдинах 5 автоматических станций и 1 метеорологический буй из США.
  • В 2002 была опробована практика подключения к энергетической установки ледокола «Советский Союз» электросеть зданий береговой линии Мурманска. Эксперимент полностью удался, но был признан слишком затратным.
  • В 2004 году была организована экспедиция к подводному хребту Ломоносова около Северного Полюса для осуществления уникального эксперимента по проведению буровых работ. В ней принимали участие помимо нашего атомохода два ледокола из Швеции и Норвегии. В теле хребта была пробурена скважина глубиной 428 метров. Установка находилась на норвежском судне «Vidar Viking». «Советский Союз» и шведский «Oden» своим постоянным маневрированием освобождали площадку для эксперимента от ледяных заторов.
  • Для увеличения срока службы в 2007-2008 годах родным Балтийским заводом было поставлено новое современное оборудование. За год до этого «Советский Союз» перестал эксплуатироваться.

В настоящее время на ледоколе ведутся работы по переоснащению судна. Их окончание намечено на 2017 год.

Будущее четвертого по счету атомного ледокола класса «Арктика» туманно. Руководство Росатомфлота, нынешнего владельца судна, хотят отправить его в ведомство Министерства обороны РФ для использования в качестве головного командного пункта Северного флота. Военное ведомство в свою очередь колеблется, не считая это предложение целесообразным. Конечно, не последнюю роль играет и финансовая сторона вопроса. Содержание атомного судна обходится в солидные суммы.

Если перепрофилирование «Советского Союза» не состоится, то ледокол вернется к своей привычной трудовой деятельности. Срок его нового трудового ресурса – 20 лет.


22 октября 1977 года в свой первый рейс отправился атомный ледокол «Сибирь». Советский Союз колол лёд атомными ледоколами и не знал себе равных. Нигде в мире не было судов подобного типа – во льдах у СССР было абсолютное господство. 7 советских атомных ледоколов.

1. «СИБИРЬ»

Этот корабль стал непосредственным продолжением атомных установок типа «Арктика». На момент ввода в строй (1977 год) «Сибирь» имела самую большую ширину (29,9 м) и длину (147,9 м). На судне функционировала спутниковая система связи, отвечающая за факс, телефонную связь и навигацию. Также присутствовали: сауна, бассейн, тренировочный зал, салон отдыха, библиотека и огромная столовая.

В историю атомный ледокол «Сибирь» вошел как первое судно, осуществившее круглогодичную навигацию в направлении Мурманск-Дудинка. Также он стал вторым агрегатом, который достиг вершины планеты, войдя в пределы Северного полюса.

2. «ЛЕНИН»

Этот ледокол, спущенный на воду 5 декабря 1957, стал первым в мире судном, оснащенным ядерной силовой установкой. Самыми главными его отличиями высокий уровень автономности и мощность. Уже в ходе своего первого использования судно продемонстрировало превосходную работоспособность, благодаря чему удалось существенно увеличить период навигации.

На протяжении первых шести лет использования атомный ледокол преодолел более 82 000 морских миль, проведя свыше 400 судов. Позже «Ленин» первым из всех судов окажется севернее Северной Земли.

3. «АРКТИКА»

Этот атомный ледокол (спущен на воду в 1975 году) считался крупнейшим из всех существующих на тот период времени: его ширина составляла 30 метров, длина - 148 метров, а высота борта - более 17 метров. Агрегат был оснащен медицинским блоком, где присутствовала операционная и стоматологическая установка. На судне были созданы все условия, позволяющие базироваться летному составу и вертолету.

«Арктика» была способна проламывать лед, толщина которого составляла пять метров, а также передвигаться на скорости в 18 узлов. Явным отличием считалась и необычная окраска судна (ярко-рыжая), которая олицетворяла собой новую мореплавательскую эпоху. А славен ледокол был тем, что он был первым судном, которому удалось достичь Северного полюса.

4. «РОССИЯ»

Это непотопляемый ледокол, спущенный на воду в 1985 году, стал первым из серии арктических атомных установок, мощность которого достигает 55,1 МВт (75 тыс. лошадиных сил). В распоряжении экипажа есть: салон «Природа» с аквариумом и живой растительностью, шахматный зал, кинозал, а также все остальное, что присутствовало на ледоколе «Сибирь».

Основное предназначение установки: охлаждение атомных реакторов и использование в условиях Северного Ледовитого океана. Поскольку судно было вынуждено постоянно находиться в холодной воде, оно не могло преодолеть тропики, чтобы очутиться в Южном полушарии.

Впервые на этом судне был совершен круизный рейс на Северный полюс, специально организованный для иностранных туристов. А в XX веке на атомном ледоколе произвели изучение континентального шельфа на Северном полюсе.

5. «СОВЕТСКИЙ СОЮЗ»

Особенность конструкции ледокола «Советский Союз», введенного в строй в 1990 году, состоит в том, что в любой момент времени его можно дооборудовать в боевой крейсер. Изначально судно использовалось для арктического туризма. Совершая трансполярный круиз, с его борта удалось установить метеорологические ледовые станции, работающие в автоматическом режиме, а также американский метеорологический буй. Позднее ледокол, стоявший около Мурманска, использовался для электроснабжения объектов, расположенных вблизи берега. Также судну нашлось применение в ходе исследования в Арктике воздействия глобального потепления.

6. «ЯМАЛ»

Атомный ледокол «Ямал» был заложен в 1986 году в СССР, а спустили его на воду уже после кончины Советского Союза – в 1993 году. «Ямал» стал двенадцатым по счету судном, которое достигло Северного полюса. Всего на его счету 46 рейсов в данном направлении, в том числе и тот, который был специально инициирован для встречи третьего тысячелетия. На судне произошло несколько чрезвычайных ситуаций, среди которых: пожар, гибель туристки, а также столкновение с танкером «Индига». Ледокол в ходе последнего ЧП не пострадал, а вот в танкере образовалась глубокая трещина. Именно «Ямал» помог переправить поврежденное судно на ремонт.

Шесть лет назад ледоход выполнил довольно важную миссию: эвакуировал археологов из архипелага Новая Земля, которые сообщили о собственном бедствии.

7. «50 ЛЕТ ПОБЕДЫ»

Этот ледокол считается самым современным и большим из всех существующих. В 1989 году его заложили под названием «Урал», но поскольку финансирования не хватило, долгое время (вплоть до 2003 года) он стоял недостроенным. Лишь с 2007 года судно могло подлежать эксплуатации. В ходе первых испытаний атомный ледокол продемонстрировал надежность, маневренность, а также предельную скорость, составляющую 21,4 узла.

В распоряжении пассажиров судна: музыкальный салон, библиотека, бассейн, сауна, спортивный зал, ресторан, а также спутниковое телевидение.

Основная задача, возлагаемая на ледокол - проводка караванов в арктических морях. Но судно также предназначалось и для выполнения арктических круизов.

Российский атомный ледокол "Советский Союз" не будет восстановлен и подлежит утилизации, хотя ранее планировалось продлить его ресурс и использовать в проектах по освоению Арктики или задействовать в интересах Вооруженных Сил РФ.

В марте 2002 года во время стоянки ледокола у причала в Мурманске впервые в практике его энергетическая установка была использована для электроснабжения береговых объектов. При этом мощность установки достигала 50 МВт. Эксперимент прошел успешно, но был признан нерентабельным. Снижение объемов работ в Арктике в свое время привело к тому, что "Советский Союз" остался без загрузки, был выведен из эксплуатации и стоял у причала. В 2014 году руководство "Росатома" приняло решение к 2018 году восстановить атомоход, чтобы обеспечить новые российские арктические проекты. Предполагалось, что после продления ресурса реакторной установки "Советский Союз" мог бы прослужить еще 20 лет.

Ранее сообщалось, что "Росатом" предлагал министерству обороны создать на ледоколе "Советский Союз" плавучий командный пункт для арктической группировки Вооруженных Сил РФ, но так как ледокол избыточен по мощности, его использование для нужд Вооруженных Сил признали экономически нецелесообразным, передает РИА Новости

Использованы фотографии: © РИА Новости / Сергей Субботин

Marafonec. Из комментов:

Per se.
Цитата: japs
На них наводит ужас и страх несусветный само название корабля.
Возможно, что и так. Как-то слабо верится, что причина в "отсутствии работы" из-за санкций, и, уж тем более, "ледокол избыточен по мощности", для нужд нашего ВМФ, из-за "экономической нецелесообразности"... Ну, плохиши жгут! Это при том, что возраст для корабля далеко не критичный, особенно, учитывая толстенный ледокольный корпус, и, особенно, учитывая сроки постройки новых кораблей, из которых только патрульные катера можно считать "скорострелами". Что мешает господам использовать особенность проекта "Арктика", позволяющая быстро переоборудовать ледокол в крейсер? Кто дирижёр то подобной симфонии глупости... Готовый танк Т-95 (объект 195), который прошёл Государственные испытания, рубят в 2010 году, так-как танк, как заявляли, слишком дорогой и сложный для срочников. Далее, конечно в целях экономии "изобретают" давно существующие в армии платформы, чтобы утилизировать все советские запасы танков и завалить армию новыми бегемотами-мастодонтами типа Т-15, "Курганец", "Бумеранг" (если и не при штучной сборке, так очень далёкой от темпов производства в советское время). Под проект платформы "Армата", на ОКРы и НИОКРы, по словам Владимира Путина, тратят 64 миллиарда рублей, почти пять лет после 2010 года, чтобы к параду Победы выкатить сырые "платформы", не прошедшие испытания, не принятые на вооружение, потратив ещё миллионы на показуху, вместо закупки для армии реальной техники. Всегда действует аксиома, что платформой становится только надёжная, проверенная временем и освоенная промышленностью техника, технологичная, относительно дешёвая. Буржуины назначают "платформой" танк, имеющий стоимость порядка 400 миллионов, и который тем более по сложности не для срочников. На базе такой "золотой рыбки" и хотят делать тотальное перевооружение, при тотальном уничтожении танковых запасов советского периода. Это при том, что та же САУ "Коалиция" прекрасно ставится на базу Т-90, как и множество другой техники вполне обойдётся без платформы от Т-14. Сам Т-14 лишают главного, ради чего в Советском Союзе начали делать объект 195, - 152 мм орудие, а при 125 мм пушке танк не имеет существенных преимуществ перед модернизированным Т-90. Воруют миллиарды, тратят охрененные средства на пиар-проекты, но переделать ледокол "Советский Союз" в боевой корабль, просто модернизировать, жаба задушила... Это сильно. Наверное, и впрямь одно название "Советский Союз" пугает, как ладан чёрта, а переименовать бояться перед народом.

3officer
Слишком мощный...поэтому нужно попилить на иголки belay да уж логика железная. 89 год постройки не предельный возраст для судна, тем более такого уникального.А признал то нерентабельным кто?? небось очередные "эффективные" менеджеры. Чтоб не получилось как бывало до этого- петух клюнет и опять аренда за бугром,потому что свое эффективно утилизировали или продали.Какой то сумасбродный ход а ля девяностые am

3officer Вчера, 16:45
...Установкой могли бы специалисты Росатома заняться это им по силам(по крайней мере не сложнее чем за бесплатно строить атомную в Турции) а по корпусу отработать это тоже не из области фантастики.
cariperpaint Сегодня, 02:35
все сложнее. по большому счету это атомный реактор вокруг которого построили ледокол. который работал в сложных ледовых условиях. двигался туда сюда. вибрации и прочее. все это разрушает его очень не хило так скажем. можно продлить его срок на 20-30 лет но это по цене практически как построить новый. если бы нашли ему дело то продлили бы но сами видите. жаль конечно но все говорят что это единственный выход. он же не первый такой. сибирь в прошлом году тоже на метал хотели резать. сроки вышли.

Цитата: cariperpaint-можно продлить его срок на 20-30 лет но это по цене практически как построить новый.

Пусть построят.Поставят к стенке рядом аналогичный проект,а уж потом ведут разговоры о утилизации и тому подобном.Пока построены полубуксиры-полуледоколы способные ходить в битом льде,но не как не полноценная замена.По примеру работ над Ту-160,закономерно оказалось что "пилить" гораздо проще чем собирать по крупицам утерянное производство.А вся эта эпопея со сломом ледокольного флота вообще напоминает как минимум лоббизм товарищей "раздельщиков-утиллизаторов" -ломать не строить.Сильный диссонанс, между заявленной новой волной освоения Арктики и одновременной могилизацией ледоколов.

MoJloT Вчера, 16:24
Продать, законсервировать, переоборудовать, музей открыть... НЕТ РАСПИЛИТЬ (Россия матушка)
PS А когда понадобится, тогда что?
Masya Masya
Усатый грузин Цитата: КАКОЙ ЕСТЬ
Туда ему и дорога.Покойся с миром...

матрасам слова не давали.
"Советский Союз" - российский атомный ледокол класса "Арктика". Был введен в эксплуатацию в 1989 году. Особенность этого атомохода в том, что он был спроектирован так, чтобы за короткое время его можно было дооборудовать в боевой крейсер.
Крейсер в Арктике лишний не помешал бы НАМ...

Bert
Цитата: seti
Ледокол достаточно свежей постройки. Жаль что так. Видимо затраты на ремонт и модернизацию настолько велики что гораздо проще построить новый и с нуля. Видимо ему на смену ледоколы типа ЛК-60Я (проект 22220).

Да нет его постигла та же участь что и станцию мир. Не нужна нам ни Арктика ни космос. Это Китай достраивается 2 ледокола подобного класса. Они Китаю нужны что бы ходить нашим северным морским путем. Белый дракон и второй запамятовал. А мы и так самые могучие. А когда то на северном полюсе были наши полярные станции и не от нечего делать. Было там что изучать. И денег на все хватало.

В Мурманской области подходит к концу восстановление атомного ледокола «Советский Союз». Судно должно вернуться в строй уже в этом году. Оно заменит ледокол «Россия», которому нужна перезагрузка топлива для реактора.

Атомоход унаследовал от имени не только мощь и работоспособность но и, как говорится, непростую судьбу. Больше всего работы у корабля было в 90-х, но потом несколько лет он, забытый и невостребованный, простоял у пирса в ожидании утилизации. Однако в 2013-м из эксплуатации был выведен ледокол «Россия». Восполнить этот пробел, было решено восстановлением «Советского Союза».

На первом этапе ресурс реакторной установки будет увеличен до 150 тысяч часов – это примерно 8-мь лет непрерывной работы. Основным местом работы ледокола будет Карское море и Обский бассейн. Там идет строительство крупнейшего проекта Ямал СПГ. Общие инвестиции в создание завода по сжижению газа и морского порта в Арктике оцениваются в один триллион рублей.

Атомоходы проекта «Арктика» удивительно надежны и универсальны. Советские инженеры даже предусматривали их использование в качестве военных кораблей. Мало кто знает, что здесь есть штатное место для установки артиллерийского орудия.

Продление ресурса работы атомоходов типа «Арктика» даст время судостроителям на создание ледоколов нового типа ЛК-60. Балтийский завод построит три новых корабля для «Атомфлота». Проект полностью отечественный: и заказчики, и строители просчитали - никакие возможные санкции процесс строительства не остановят и не затянут.

Севморпуть с каждым годом лишь увеличивает транзит. В минувшую навигацию объем перевезенных грузов составил почти 1,5 миллиона тонн прогнозы на будущее – 10-15 миллионов тонн ежегодно.

Давайте подробнее вспомним историю этого корабля …

Ледоќол «Сов́етский Со́юз » - российский атомный ледокол класса «Арктика», построенный на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. Спущен на воду 31 октября 1986 года, введён в эксплуатацию в 1989 году. Входит в состав и используется Мурманским пароходством.

Ледокол спроектирован таким образом, чтобы за короткое время его можно было дооборудовать в боевой корабль. Часть такого оборудования находится в законсервированном состоянии на борту, часть - на береговых складах. В частности, на баке перед рубкой установлена РЛС управления огнём съёмной артиллерийской установки МР-123.

В 1991, 1992, 1997 и 1998 годах «Советский Союз » служил для арктического туризма. Во время трансполярного круиза в период с 27 июля по 16 августа 1991 года с его борта было установлено на дрейфующий лед 5 автоматических метеорологических ледовых станций (№ 20,21,23,18,26), и один американский метеорологический буй № I.D.7058. Методы установки - переноска станций с борта ледокола на выбранную льдину или доставка станций к дрейфующей льдине вертолётом ледокола.

Во время трансполярного круиза в 1992 году под командованием капитана атомохода «Советский Союз» Горшковского А. Г. на стоянке в точке Северного Полюса 23 августа 1992 года на флагштоке судна были подняты Андреевский флаг и флаг города Санкт-Петербурга в честь русских мореплавателей и корабелов «Балтийского завода» города Санкт-Петербурга. Подъём флагов осуществил пассажирский помощник капитана Румянцев Н. Н.

В марте 2002 года во время стоянки ледокола у причала в Мурманске впервые в практике его энергетическая установка была использована для электроснабжения береговых объектов. При этоммощность установки достигала 50 мегаватт. Эксперимент прошёл успешно, но был признан нерентабельным.

В 2004 году он был одним из трёх ледоколов, участвовавших в исследованиях влияния глобального потепления в Арктике.

Срок службы ледокола установлен в 25 лет. В 2007-2008 годах Балтийский завод поставил для ледокола «Советский Союз» оборудование, которое позволяет продлить срок эксплуатации судна.

В настоящее время (2012 год) ледокол, стоящий у причала Росатомфлота уже пятый год планируется к восстановленнию, но только после того, как будет определён конкретный заказчик или пока не будет увеличен транзит по Севморпути, и не появятся новые участки работ.

вот что писала газета «Арктическая звезда», август, 2008 г.:

Любой член экипажа атомных ледоколов, принимавший участие в рейсах на Северный полюс с иностранными туристами на борту, наверняка может вспомнить немало забавных и интересных историй об этих путешествиях.
Одну из них, детективную, я вам сейчас расскажу.

Летом 1992 года атомный ледокол Советский союз» открыл свой второй сезон работы в качестве круизного лайнера. Около сотни пассажиров из семи различных стран во все глаза рассматривали не только Арктику, но и ледокол с его экипажем, а мы, в свою очередь, с интересом поглядывали на туристов и обслуживающий персонал из числа иностранцев.
На Северный полюс отправилась, в основном, пожилая публика. Одному из дряхлых дедков стало плохо еще в Мурманске, да так, что пришлось везти в больницу, а оттуда домой. Был на борту и очень юный турист из США лет тринадцати отроду. Его с собой взяла бабушка, самая обыкновенная на вид, каких у нас тоже много. Только российские бабушки обычно возят внуков в деревню, а эта бабушка -на Северный полюс.
Парнишка ощущал себя настоящим покорителем суровой Арктики, жюльверновским капитаном Гаттерасом. Лишь одна деталь приносила ему огорчение. Путешествовать в одной каюте с бабушкой - это так не романтично. Что прикажете делать, если нет свободных кают? Члены экипажа тоже ведь жили в тесноте, не выше палубы бака, освободив штатные каюты иностранцам.
И вот решил юный герой вместе со своими вещами сбежать из-под бабушкиного крыла в шахматный салон и там продолжить путешествие. В шахматном салоне были диван, кресла, стол. Только двери, к сожалению, не было.
Потеряв любимого внука, бабушка забила тревогу. Пассажирский помощник легко нашел беглеца и убедил его возвратиться на положенное место.
Вечером того же дня меня вызвал капитан ледокола Анатолий Григорьевич Горшковский. Он выглядел чем-то обеспокоенным.
- Алексей Аркадьевич, - сказал капитан. - На судне случилась неприятность. У американского паренька пропала видеокамера. Он ее, оболтус, оставил без присмотра в шахматном салоне, а потом не нашел. Сами понимаете, брошена тень на наш экипаж. Вы спецсвязист, офицер запаса спецслужбы, вам и карты в руки. Я вас прошу отыскать пропажу и вернуть ее владельцу.
Любой моряк знает, что просьба капитана - это приказ, а не выполнить приказ капитана -это уже выговор. Изобразив на лице энтузиазм и поправив вечно спадавшие с носа очки, я бросился проводить расследование, решив начать с опроса возможных свидетелей. Таковых, к сожалению, не оказалось. Беседа с пострадавшим и осмотр шахматного салона к положительным результатам тоже не привели.
Честно говоря, моя специальность не предусматривает серьезные знания навыков оперативной работы, а чтением детективов я никогда не увлекался. Одни сутки рейса сменялись другими, но мое расследование топталось на месте. От добровольных помощников и советчиков пользы не было вообще.
Ледокол успешно достиг полюса. Накрапывал дождик, температура воздуха + 2 градуса по Цельсию. Началась обычная программа с установкой флагов, хороводом вокруг воображаемой земной оси, жареными сосисками и купанием в проруби.

Фото 5.

Впрочем, была в этот раз изюминка: «Советский Союз» привез и выгрузил на лед Северного полюса автомобиль «Москвич-2141». Хотите - верьте, а хотите - нет, таким необычным шагом руководство АЗЛК хотело продвинуть свою продукцию на Запад. Хотя это чудо российского автопрома наотрез оказалось заводиться, на импровизированном аукционе его продали за 12 тысяч долларов владельцу сети автозаправок из США, а позднее благополучно доставили счастливому покупателю на родину. Таким образом, был установлен исторический максимум цены за «Москвич-2141».
Увы, американский парнишка не смог запечатлеть на пленку такие яркие события в своей жизни. Глядя на него, я чувствовал себя виноватым. Ох, как не просто оказаться Холмсом, Пуаро и Анискиным в одном флаконе на бескрайних просторах Северного Ледовитого океана!
Праздник закончился, люди убрали за собой мусор и поднялись на борт, а ледокол отправился в обратный путь. После этого прошло чуть более суток, и капитан вызвал меня к себе. «Наверное, хочет услышать доклад о ходе расследования, -подумал я». Но Анатолий Григорьевич без расспросов сказал следующее:
- Сегодня около трех часов ночи вахтенный помощник увидел, как за борт кто-то выкинул пластиковый черный мешок с мусором. Вполне возможно, что обеспокоенный расследованием вор решил таким образом избавиться от видеокамеры.
- Очень может быть, - согласился я. - Конечно, на судне реально спрятать вещь так, что ее тяжело будет найти. Однако вынести украденное в Мурманске для вора окажется сложным делом. Мы ведь начеку.
- Так вот, я попрошу вас слетать на вертолете за этим самым мешком и проверить, есть в нем камера или нет. Да, заодно сфотографируйте ледокол с воздуха, хорошо?
Через полчаса со спасательным жилетом под мышкой и фотоаппаратом «Зенит-Е» на шее, я спешил на вертолетную площадку. Капитан разрешил взять с собой в полет гидролога Бориса Пащенко - настоящего аса ледовой разведки. Когда я запрыгнул в вертолет Ка-32, то обнаружил, что единственные свободные шлемофоны уже надел гидролог, присаживаясь на штатное место штурмана. Я плюхнулся на жесткую боковую скамейку и мы, не мешкая, сразу взлетели.
В отличие от старого доброго вертолета Ми-2, напевающего в полете пассажирам характерную свистящую песню, Ка-32 обрушил на мою бедную голову басовитый тракторный грохот. На вертолетах по служебным делам мне приходилось летать часто, но на короткие расстояния. В этот раз полет явно затягивался.
Командир с гидрологом внимательно осматривали лед, за их спинами о чем-то своем размышлял бортмеханик, изредка бросая взгляд на приборную доску. Мы с временно безработным штурманом сидели друг напротив друга на узких скамейках и скучали.

Фото 6.

Штурману со шлемофоном было хорошо, а я все ждал, когда мои уши привыкнут к грохоту работающих движков. Человек, ведь, такая тварь, что ко всему привыкает. Кабина у Ка-32 маленькая и неудобная, с подволока некрасиво свисает кожух редуктора, через боковые иллюминаторы видно мало чего.
Минут через сорок глазастый гидролог сумел обнаружить загадочный мешок. Я был готов к десантированию: снял громоздкую куртку и фотоаппарат, надев спасательный жилет прямо на свитер. Заботливый штурман дал мне в руки багор и открыл дверь. Вертолет завис над ледяным полем, едва касаясь его шасси. Полностью садиться на лед тяжелой машине было опасно.
Спрыгнув вниз, я начал осторожно подбираться к мешку, чернеющему у края большого разводья. Вертолет отлетел в сторону, чтобы не создавать мне винтами рукотворную пургу. Ноги проваливались в снег почти до колен, дорогу впереди себя я прощупывал багром, дабы не угодить в скрытую трещину. Осторожно дотянувшись до мешка, я схватил его мертвой хваткой и по своим следам стал быстро уходить от неприятного разводья.
Вертолет снова пошел на снижение. Захотелось мне сдуру в этот момент на него посмотреть, задрав вверх голову. И что вы думаете, ураган от мощных винтов хулигански смахнул с лица мои очки прямо в снег! Определенно, из очкариков десантники получаются никудышные.
Из открытой двери вертолета меня торопили штурман с бортмехаником, а я на четвереньках искал свои очки. Каким-то чудом окуляры все-таки нашлись.
- С возвращением, «Дед Мороз»! - со смехом похлопал мое плечо штурман уже в кабине вертолета. Дед Мороз - это из-за моего огромного пластикового мешка и снега, которым щедро осыпали меня с ног до головы вертолетные винты.
Ка-32 взял курс прямиком на «Советский Союз». По пути мы снизились над одной из цепочек торосов и зависли, вглядываясь вниз: сначала гидрологу, а потом и всем остальным, причудливо торчащие льдины-ропаки показались очень похожими на неизвестный разбившийся самолет. А вдруг мы наконец-то обнаружили пропавший Н-209 Сигизмунда Леваневского? Увы, это оказалось игрой природы и ничем более.
Действительно, человек привыкает ко всему. Во время полета обратно я задремал, перестав обращать внимание на оглушающий грохот. Потом чувствую, меня трясет штурман. Открываю глаза и вижу: он меня толкает к открытой двери, а вертолет еще летит. Ничего со сна не понимаю. Может, штурман сошел с ума?

Ты ведь хотел «Союз» с воздуха фотографировать, давай, двигайся ближе к двери, я тебя подстрахую! - крикнул он, опоясывая меня специальным ремнем.
Если честно, то я совсем забыл про фотоаппарат. Удалось сделать несколько прекрасных снимков, как мне тогда казалось. Сверкая красной надстройкой, красавец атомный ледокол как раз находился под вертолетом.
После посадки меня ждало глубокое разочарование. Во-первых, в доставленном мешке оказались одни пищевые отходы и пластиковая посуда. Во-вторых, ни одна из фотографий ледокола не получилась. Виной тому послужила некачественная пленка «Свема», которую я купил с рук перед отходом в рейс. Времена-то были всеобщего дефицита, 1992 год, между прочим.
И все-таки, у данной детективной истории оказался благополучный финал.
Честь нашего экипажа оказалась не запятнанной. Видеокамера «всплыла» у одного из членов иностранного обслуживающего персонала, буквально через пару дней, после возвращения в Мурманск. Находку сразу отправили счастливому владельцу.
Вспоминая описанные выше события более чем пятнадцатилетней давности, я на всякий случай поучаю молодых моряков: «Российские ледокольщики никогда не оставляют в Арктике мусора. Когда один ротозей однажды уронил-таки мешок с отходами за борт, нам пришлось слетать на вертолете обратно и все за ним убрать».

Алексей СУСЛИКОВ.
Инженер спецсвязи.

Фото 7.

Фото 8.

Фото 9.

Фото 10.

Источники

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%A1%D0%BE%D1%8E%D0%B7_(%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB)

http://www.polarpost.ru/forum/viewtopic.php?f=4&t=608&hilit=%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB&start=15

Напомню вам еще что нибудь о ледоколах: вот например . И еще интересная информация о ледоколах: вот например , а вот симпатичная . Посмотрите еще на Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

 


Читайте:



Разговорный стиль речи Порядок слов в предложении свободный

Разговорный стиль речи Порядок слов в предложении свободный

Слайд 2 Научиться говорить – значит научиться строить высказывания Слайд 3 В разговорном стиле важнейшую роль играет звуковая сторона речи,...

Сочинение рассуждение на тему деньги Какое значение имеют деньги в жизни человека

Сочинение рассуждение на тему деньги Какое значение имеют деньги в жизни человека

Многие задумываться о роли денег в жизни современного человека и над вопросом можно ли быть счастливым с не большим доходом?Современный человек не...

Особенности увольнения руководителя организации

Особенности увольнения руководителя организации

Смена менеджмента компании – обычное дело в бизнес-практике. Такой шаг может быть связан с неудовлетворительными результатами работы ООО,...

Дифференциация продукта как барьер входа на рынок

Дифференциация продукта как барьер входа на рынок

Процесс дифференциации (differentiation) используется в маркетинге для повышения конкурентоспособности товара компании на рынке и заключается в...

feed-image RSS