Реклама

Главная - Накопительная пенсия
Краболовный словарь. Новый краболов попробовал воду

Судостроительный завод "Пелла" в 2018 году поставит два специализированных судна для ловли крабов заказчику из Владивостока. Заказ позволит заводу расширить компетенции и освоить нишу судов для добычи ресурсов, что актуально на фоне планов федеральных властей год от года снижать расходы на "оборонку", в том числе на военные корабли. Сегодня значительную часть портфеля "Пеллы" составляют малые ракетные корабли 22800. Современные краболовные суда в России еще не строились. Один краболов обойдется приморскому заказчику не более чем в €20 млн.

"Пелла" продолжает диверсифицировать портфель своих заказов, наращивая число промысловых судов в производственной программе. После достройки и передачи новому заказчику из Норвегии рыбопромыслового судна по проекту PL-475 (подробнее "Ъ" от 15.11.2016), завод начал строительство специализированного судна для ловли крабов. Заказчиком выступило владивостокское ООО "Антей", по данным "Ъ", уже передавшее заводу аванс. Предполагается, что частный завод, специализирующийся на буксирах, а год назад начавший строительство малых ракетных кораблей по проекту 22800 "Каракурт", построит два краболова для заказчика из Приморья.

Ориентировочно первое судно будет передано "Антею" в 2018 году. Завод начал работы по формированию корпуса головного корабля. Для строительства будет проведена адаптация шотландского проекта PL-475, по которому завод уже построил ярусолов для крупного норвежского судовладельца Keltic AS (судно продано в конце текущего года, и, по информации "Ъ", норвежцы собираются заказать на "Пелле" еще несколько аналогичных). Проектные работы по адаптации проводит КБ "Восток", входящее в состав петербургского Центра технологий судостроения и судоремонта (ЦТСС), проект получит название 03070.

Собственник краболовных судов не получит инвестиционных квот под вылов рыбы. Квоты (разрешение на вылов биоресурсов в определенном объеме. — "Ъ"), говорят собеседники "Ъ" в судостроительной отрасли, будут перераспределяться в 2019 году. Преимущества получат компании, построившие прибрежные заводы по переработке рыбы или рыболовные суда на российских верфях. В частности, на них будут претендовать Архангельский траловый флот и "Норд Пилигрим", заказавшие рыболовные суда ST-116XL и ST-116 на Выборгском судостроительном заводе. Но на более простые в исполнении краболовы квоты, по решению правительства, не распространяются. Впрочем, они "Антею" и не нужны: по данным "Ъ", у судовладельца подписан договор с японскими компаниями, по которому приморская структура каждый месяц будет отгружать своему зарубежному контрагенту по 60 тонн крабов.

Длина судов проекта 03070 составит 57 м, автономность их плаванья по окончании строительства должна достигать 30 суток. Объем цистерн под хранение выловленных крабов составит 500 кубометров. Большую часть судна займут помещения для членов команды: производственный отсек с цистернами под крабов будет расположен в носовой части судна и займет не более четвертой части всего корабля.

Краболовы востребованы добывающими биоресурсы компаниями, работающими в Баренцевом море и на Дальнем Востоке. При этом строительство аналогичного судна в Китае, отмечают собеседники "Ъ", обойдется заказчику в сопоставимую или меньшую сумму. На "Пелле" не раскрыли стоимость одного краболова, сославшись на незавершенный процесс согласования с заказчиком. Судостроители полагают, что один краболов стоит не более €20 млн. Для сравнения, ярусолов, переданный в конце года норвежскому Keltic AS, оценивался в €20-25 млн.

Стареющий рыболовный флот российских судовладельцев требует обновления, но из-за конкуренции со стороны судостроителей из КНР и отсутствия поощрения в виде инвестиционных квот в ближайшее время масштабного строительства краболовов на российских верфях не предвидится.

С другой стороны, в пользу российских верфей может сыграть льготное кредитование: по словам собеседников "Ъ", в правительстве собираются внедрить механизм, который позволит заказчикам брать рублевые кредиты под строительство судов по ставке 6% годовых. Сегодня рублевый кредит под постройку судна обходится заемщику в 12-13% годовых. "Ставка в 11% годовых — мечта для заемщика. Ставка по долларовому кредиту равна 6-6,5% годовых, занять у банка в евро можно под 3,5-4%", — на условиях анонимности рассказал один из судовладельцев Северо-Запада.

Судно проекта 17003 предназначено для промысла краба в отдаленных районах Мирового океана с использованием конических крабовых ловушек, переработки краба в мороженную продукцию, хранения и сдачи перерабатываемой продукции на приемно-транспортные рефрижераторы в море с помощью грузовых стрел при волнении моря до 5 баллов включительно или транспортировки её в порт. Судно имеет возможность приема в море топлива, снабжения и снаряжения. Проект представляет собой морское судно с ледовыми усилениями (ice 3), силовой дизельной установкой, двухпалубное, с избыточным надводным бортом, кормовым расположением машинного отделения и смещенной в нос от миделя надстройкой, с рулевым устройством, с винтом регулируемого шага в неповоротной насадке, с носовым подруливающим устройством.

Судно спроектировано под процесс переработки и заморозки краба. Суточный вылов около 35 тонн. Производительность заморозки до 20 тонн/сутки.

Класс судна КМ µ Ice3 AUT1 REF Fishing Vessel

Район плавания - неограниченный.

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Длина 55,0 м
Ширина 13,0 м
Скорость в балласте не менее 12 узлов
Автономность по топливу не менее 40 суток, по провизии и смазочному маслу не менее 90 суток, без пополнения на промысле
Полное водоизмещение около 1900 тонн
Запасы по топливу 400 м 3 , пресной воде 30 м 3 , технической воде 60 м 3 .
Вместимость трюма не менее 450 м 3 (нетто), температура в грузовом трюме -28 0 С.
Экипаж 30 человек, размещен в одноместных и двухместных каютах.
На борту судна имеется санитарная каюта и сауна.

Работа судна расчитана на следующие параметры окружающей среды:

Температура окружающего воздуха: зимой «- 25 0 С», летом «+ 34 0 С»;
- температура забортной воды: «зимой «0 0 С», летом «+ 30 0 С»;

Грузовое устройство:

На судне предусмотрены на левом и правом бортах две грузовые стрелы грузоподъемностью не менее 3,0 тонн каждая. Грузовое устройство будет обеспечивать работу в море и в порту способом «на телефон» с вылетом стрелы за борт 5,0 м.

В кормовой части судна предусмотрен грузовой кран грузоподъемностью на максимальном вылете не менее 2,5 т.

Промысловое/технологическое палубное оборудование:

На правом борту предусмотрена установка гидравлической выборочной машины хребтины крабового порядка г/п не менее 10 тонн с глубины до 1000 м. Предусмотрена лебедка с гидроприводом для подъема ловушки весом до 1 тонны на сортировочный стол;

В корме на левом борту предусмотрен ящик для укладки хребтины с машиной протяжки и укладки хребтины;

Предусмотрена установка машины приготовления наживы для краба с гидравлическим приводом;

В районе транца предусмотрено сплошное выдвижное закрытие с гидравлическим приводом.

Основные районы эксплуатации:

Дальневосточный рыбохозяйственный бассейн;

Северо-Восточная часть Тихого океана (Берингово, Охотское и Японское моря);

Северо-Западная часть Тихого океана;
- Баренцево море.

Под Санкт-Петербургом спустили на воду первый отечественный краболов «Русь». Судно, которое строится для группы компаний «Антей», предназначено для добычи и перевозки живого краба и по плану будет сдано заказчику уже летом.

Первый в России

26 декабря на территории судостроительного завода «Пелла» прошла торжественная церемония спуска на воду нового судна для ГК «Антей». Краболов проекта 03070, получивший название «Русь», и его дальнейшей транспортировки в живом виде в RSW-танках. До этого судов такого назначения с нуля российские заводы, да и не только российские, никогда не строили.

«Весь современный краболовный флот мира – это бывшие или ярусные суда, или траловые суда, которые были дооборудованы или переоборудованы под краба», – заявил президент группы компаний «Антей» Иван Михнов. По его словам, хотя за основу был взят проект ярусного судна, его пришлось полностью переработать. В результате получилось действительно первое отечественное краболовное судно.

Символическую важность момента подчеркнул президент Ассоциации добытчиков краба Дальнего Востока Александр Дупляков . Он обратил внимание, что история краболовного флота в нашей стране началась в 1928 году: «Тогда впервые на промысел вышел первый советский краболов, он так и назывался «Первый краболов». И вот спустя ровно 90 лет спускается на воду первый российский краболов».

«Сегодня мы творим историю», – согласился с коллегами президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов . Он напомнил, что после распада Советского Союза рыбакам, чтобы вести промысел краба, приходилось закупать подержанные суда в Японии и Корее, что создавало проблемы с переоборудованием флота и предъявлением его регистру. «Думаю, этот знаменательный день станет большой вехой развития и гражданского судостроения, и крабового флота и залогом удачной работы рыбохозяйственного комплекса РФ», – добавил президент АРПП.

Крестной матерью краболова стала Ирина Михнова, которая с первой же попытки успешно разбила бутылку о носовую часть судна. Затем участники церемонии наблюдали, как «Русь», словно в замедленной съемке, буквально по сантиметру входила в ледяную воду, а спустя час заняла место у причальной стенки завода, где будет происходить ее достройка.

К верфи нареканий нет

Стоимость судна длиной 50 метров и водоизмещением более 1800 тонн составила около 15 млн евро. Оборудование на нем установлено полностью отечественное – за исключением главного и вспомогательного двигателей и морозильных компрессоров. По словам генерального директора ООО «Антей» Андрея Поломаря, на сегодняшний день готовность краболова уже превышает 50%.

«Окончание работ планируется в августе 2019 года. Фактически большую часть пути мы уже прошли. На судне установлена силовая линия, то есть основные механизмы – движители. Осталась электронная начинка, электрическая часть, интерьерная часть», – рассказал он корреспонденту Fishnews.

Опыт сотрудничества с верфью руководитель компании оценил положительно. «Больших нареканий нет. Есть отдельные моменты рабочего порядка, но в целом претензий нет. Строят ребята хорошо, качественно, – не скупился на похвалу Андрей Поломарь. – Нас слышат, задают вопросы, уточняют, потому что для заводчан это тоже первое судно такого профиля, безусловно, они и учатся параллельно».

Серия теряется в тумане

О перспективах будущего краболова в холдинге пока предпочитают высказываться осторожно. «Я очень надеюсь, что это судно будет хорошо работать, но думаю, что это будет видно после того, как оно пройдет ходовые испытания, – предупредил Иван Михнов. – Сегодня это, так сказать, еще только коробка, правда, с главным двигателем, со вспомогачами и прочими механизмами, которые находятся на борту».

Тем не менее дальневосточные рыбаки ожидают, что «Русь» уже в начале осени присоединится к добыче краба. «Нам судно передадут в июле, мы его доработаем и в сентябре будем перегонять через Северный морской путь на Камчатку. Там поставим промвооружение и пойдем рыбачить», – поделился планами президент ГК «Антей».

Новый краболов заложит традицию современного крабового флота, высказал пожелание Александр Дупляков и отметил заслуги компании, которая «несмотря на все сложности и некоторые неопределенности» смогла это сделать.

Неопределенность – очень точная характеристика настроений, царящих в рыбной отрасли в последнее время. Ведь когда , все ожидали скорого выхода постановления, включающего крабов в перечень видов водных биоресурсов, по которым выделяются инвестиционные квоты. Но уже весной разговоры шли только о возможном возврате к аукционам по продаже квот, несмотря на явное нежелание регулятора открыто обсуждать эту тему с рыбацким сообществом.

Разве что намерения Росрыболовства и Минсельхоза по изъятию и реализации части крабовых квот на торгах стали вполне определенными. Несмотря на это руководство «Антея» приняло решение продолжать строительство - на свой страх и риск, но с планами на серию из нескольких судов пока пришлось попрощаться.

«Изначально планировалось три судна, но это под инвестквоты. Насколько мы понимаем, инвестквот не будет, будут аукционы. Если денег хватит на аукционы и на судно, значит будем строить. Если денег не хватит, значит не будем, – резюмировал Иван Михнов. – Один лот в тысячу тонн и судно будут стоить порядка 100 млн долларов. Это огромные деньги».

Ловлю крабов называют золотой лихорадкой дальневосточных морей. Камчатский краб водится в холодных Охотском и Беринговом морях и рыбаки, рискуя жизнью, в штормовых условиях, идут на этот промысел, потому что гурманы со всего мира готовы выкладывать большие деньги за белое нежное крабовое мясо. Профессия краболова - одна из самых опасных в мире.

Джилл Периман, капитан судна по ловле крабов: «Некоторые люди завидуют нам, считая, что наша работа - это своего рода развлечение. Они даже не подозревают о непрекращающемся ни на минуту дожде, волнах в три человеческих роста и адском ветре, который сбивает человека с ног. За тридцать лет моей карьеры не было ни одного случая, чтобы рыбаки спустились на берег целыми и невредимыми. В одну из путин мое судно потеряло четверых ребят, - продолжает Периман. - Их так и не нашли, потому что они затонули на расстоянии 150 - 200 миль от берега. Морские хищники обглодали их тела за несколько часов».
Самая распространенная причина смерти среди рыбаков - падение за борт. Даже если человек - суперпловец, он не в силах справиться с гигантскими волнами.


Несмотря на то, что заработок рыбаков на Аляске достигает $100 тысяч в год, желающих заниматься ловлей не так уж и много. «Наша работа напоминает катание на американских горках, - говорит рыбак Нил Де Бари. - Первые двадцать минут вы получаете удовольствие, а потом хотите оттуда поскорее сбежать. Настоящая рыбалка - это трое суток на американских горках без минутного перерыва». Смерть для профессиональных рыбаков уже давно превратилась в обыденность. По риску труд этих специалистов сравним лишь с деятельностью военных в горячих точках.

Краб - ценный биологический ресурс. В промышленных масштабах его улов квотируется, а все моря разбиты на различные промысловые зоны, географически четко ограниченные. Ученые постоянно мониторят процент самок, рост молодняка, состояние кормовой базы и так далее. Если возникает угроза популяции, то вылов краба принудительно ограничивается. Долгое время королевский краб был практически запрещен к вылову в Охотском море из-за варварской добычи в конце 90-х. В те годы браконьерство (своих, и чужих) процветало на Дальнем Востоке. В конце концов дальневосточную промысловую зону закрыли, понимая, что просто физически не могут контролировать этот процесс. Сейчас добыча вновь возобновлена. Все решения о разрешенном объеме лова в России принимает Минсельхоз (Росрыболовство), поскольку ловля краба - та же рыбалка, а рыбалка - это сельское хозяйство.

Камчатский краб - один из самых крупных представителей крабоидов Дальнего Востока. Его вес колеблется от 3 до 5 кг (самые крупные пойманные самка и самец весили 5,25 и 12 кг, соответственно. При этом длина ног самца достигала 1,5 м). Сезон ловли камчатского краба начинается в октябре, но из-за биологических особенностей этого вида ракообразных и потребностей рынка рыбакам часто приходится ждать начала лова до января. Корабли-краболовы выходят в море с лицензией и списком районов возможной добычи. Этим промышленный промысел отличается от берегового, который разрешен рыбакам для собственного потребления так же, как рыбалка.

Размер судна для ловли крабов может составлять от 17,5 до 50 м в длину (большинство из них - длиной в 36,5 м). Бортовую команду составляют капитан и 3-9 матросов. Капитан отвечает за все и за улов в том числе. Но ловят крабов матросы, переработкой руководят технологи, а координирует процесс боцман. На судне происходит и основная часть обработки краба. Конечности отделяются от карапакса (спинной части панциря), очищаются, промываются, варятся, охлаждаются, замораживаются и фасуются в крупные коробы.

Крабы отлавливаются с помощью 400-килограммовых металлических ловушек, в качестве приманки используется селедка, сардины или треска. На небольших краболовных судах число ловушек не превышает 40 штук, но на некоторых больших кораблях-краболовах их количество достигает до 250. Ловля крабов совершается на дне, на глубине 120 м.

Крабов невозможно найти с помощью радара, их миграция каждый год совершается по разным маршрутам. Поэтому при ловле крабов капитан может полагаться только на собственную интуицию и опыт. Выходя в район промысла, крабов ловят, пока судно не будет полностью заполнено. Обычно это может занять три дня. При плохой ловле может затянуться на восемь или девять дней.

На самом деле способов ловли крабов немного. Один из них, это когда ловушка устанавливается на сбрасывающий поддон. Внутри нее подвешивается наживка, ловушку закрывают и сбрасывают в море. К ловушке прикреплен трос с буем. Клети выставляются на площади до 100 кв. километров в так называемый порядок, из нескольких десятков.
Еще одним способом ловли крабов является радиолов. Несколько судов объединяются в альянс и расходятся в разные точки, выставляя порядки ловушек. Затем капитаны передают друг другу по радиостанции необходимые данные о разведке краба, с использованием кодовых слов, не называя наименований судов и координат.

Через некоторое время краболовы поднимают ловушки. Для этого члены команды забрасывают якорь-кошку с прикрепленным к нему тросом в направлении буя, плавающего на поверхности моря. К бую прикреплена ловушка, которая находится в свободном плавании. Зацепив трос якорем, буй подтягивается к подъемному устройству. На барабан накидывается трос, который наматываясь, поднимает ловушку. Затем ловушка опускается на поддон, куда и выбирается улов.

Рыбакам разрешено вылавливать только взрослых самцов крабов. Молодых крабов и самок следует отпускать обратно в море. Взрослые самцы крабов редко живут рядом с самками, даже если места их обитания совпадают.


Если краб умрет в судовом хранилище, токсины, которые выделяются из его тела после смерти, могут отравить других крабов. Один мертвый краб может стать причиной потери всего улова. Причинами гибели крабов могут быть пресная, теплая или загрязненная вода. При этом, находясь в стоячей воде, краб гибнет быстрее, чем если бы он оставался на поверхности без воды вообще.


Из трюмов судна крабы выгружаются на промысловые плавбазы или на принимающие краба рыбозаводы на берегу. Открываются люки, и в трюмы спускаются клети. Между такой клетью и крюком крана — весы. Клеть заполняется вручную и взвешивается при подъеме. Подсчет ведется и командой судна, и работниками завода. Затем камчатский краб попадает на конвейер производственной линии. Шипастых гигантов распластывают на ленте, фиксируя конечности металлическими зажимами. Лента едет к ножам. Жизнь краба здесь заканчивается.

В сезон лова в море рыбаки находятся в условиях минусовой температуры, ветра, достигающего 100 км/ч, и штормов с волнами высотой с 4-этажное здание. При этом спать им удается лишь по три-четыре часа в сутки.

Вдобавок к кошмарной погоде ежеминутно на судно обрушивается тысячи литров воды, которая моментально застывает, как только касается борта. Чтобы судно не опрокинулось, матросам приходится приостанавливать ловлю и аккуратно очищать лед с палубы. В таких условиях нередко моряки страдают от переохлаждения, что сопровождается ознобом, нарушениями координации, невнятной речью и ослаблением внимания.

Кстати, высокие цены на крабовые конечности в мире обусловлены не их экзотичностью, а слишком трудоемким процессом ловли.

На канале Discovery идет реалити-шоу «



 


Читайте:



Презентация на тему ""Уроки французского" В

Презентация на тему

В. Г. Распутин «Уроки французского». Урок литературыв 6 классе Распутин Валентин Григорьевич ( р. 1937), прозаик. Родился 15 марта в селе...

Названия, описания и особенности зимующих птиц

Названия, описания и особенности зимующих птиц

Парфенчук Алефтина ИвановнаДолжность: педагог дополнительного образования.Учебное заведение: МАОУДО города Нижневартовска Центр детского...

Разговорный стиль речи Порядок слов в предложении свободный

Разговорный стиль речи Порядок слов в предложении свободный

Слайд 2 Научиться говорить – значит научиться строить высказывания Слайд 3 В разговорном стиле важнейшую роль играет звуковая сторона речи,...

Сочинение рассуждение на тему деньги Какое значение имеют деньги в жизни человека

Сочинение рассуждение на тему деньги Какое значение имеют деньги в жизни человека

Многие задумываться о роли денег в жизни современного человека и над вопросом можно ли быть счастливым с не большим доходом?Современный человек не...

feed-image RSS