Реклама

Главная - Накопительная пенсия
Сбор поход 1999 год адмирал головко. История крейсера из официальных источников. Детали: литье и стыковка

Все корабли этого типа были исключены из состава ВМФ в 1990-2002 годах.

История создания

Появление в ВМФ СССР ракетных крейсеров проекта 58 было обусловлено стремлением советского военно-морского руководства найти асимметричные способы борьбы с многократно превосходящими советский флот ВМС стран НАТО . Не имея возможности создать сравнимые по корабельному составу силы, советские адмиралы желали достичь успеха за счёт новейших технических достижений, прежде всего в области ядерной энергетики и управляемого ракетного оружия . Особые надежды возлагались на ракеты, которые должны были компенсировать отсутствие у флота палубной авиации, что ограничивало его ударные возможности радиусом действия самолётов берегового базирования. В то же время у вероятного противника имелось достаточное количество целей для нового оружия и прежде всего авианосные и амфибийные соединения .

Работы по созданию нового проекта начались в 1956 году . 6 декабря 1956 года Главнокомандующий ВМФ СССР С. Г. Горшков утвердил тактико-техническое задание на эсминец с управляемым реактивным оружием. Несколько ранее, в октябре того же года были выданы задания на разработку ЗРК «Волна» и ПКРК П-35, которые должны были стать основным вооружением новых кораблей. Разработка эсминца проекта 58 была поручена ЦКБ-53 , а главным конструктором проекта 58 был назначен В. А. Никитин . Эскизный проект эсминца был рассмотрен в сентябре 1957 года , после чего Управление кораблестроения ВМФ выдало заказ на разработку технического проекта , который был подготовлен к марту 1958 года .

В ходе постройки первых кораблей проекта они именовались в документах ВМФ «кораблями с реактивным вооружением». Такая неопределённая формулировка была связана как с неясностью классификации нового проекта, так и с негативным отношением военно-политического руководства страны к крупным кораблям, особенно крейсерам. Тем не менее, начиная с 1960 года , в различных инстанциях флота обсуждался вопрос о несоответствии тактических задач и вооружения проекта 58 классу эскадренных миноносцев . Вопрос об окончательной классификации проекта 58 решился 22 июля 1962 года в ходе визита Н. С. Хрущева на «Грозный», который выполнил успешные ракетные стрельбы на глазах у советского лидера. Официальное решение о классификации кораблей проекта 58 как ракетных крейсеров было объявлено 4 ноября 1962 года .

Первоначальными планами предусматривалось построить 16 крейсеров проекта 58, но фактически построили только 4, по одному на каждый из флотов ВМФ СССР. Подобное изменение планов было вызвано, в большей степени, повышением приоритетности противолодочного направления в развитии советского надводного кораблестроения, а также субъективными причинами .

Конструкция

Корпус и архитектура

Необходимость размещения большого количество антенн и постов управления вынудила прибегнуть к новому подходу в формировании надстроек. Они были необычайно развиты в сравнении с кораблями предшествующих проектов, что вызывало опасения за остойчивость корабля. Поэтому основным материалом для надстроек стали алюминиево -магниевые сплавы марок AMr-5B и 6T . При этом сомнения в пожаростойкости алюминиево-магниевых конструкций высказывались ещё на стадии проектирования, но остались без ответа . Следует заметить, что такие сплавы активно применялись и в зарубежном военном кораблестроении и эта тенденция начала сворачиваться лишь после Фолклендского военного конфликта , в ходе которого выявилась неудовлетворительная живучесть кораблей с большой долей таких материалов в конструкции.

Сталь применялась в конструкциях надстроек весьма ограниченно. Благодаря такому решению удалось значительно снизить верхний вес, хотя парусность корабля всё равно считалась чрезмерной. Характерной особенностью крейсеров проекта 58 стали пирамидальные мачты , на которых размещались антенны многочисленных РЛС. Это решение впоследствии было повторено на многих проектах советских кораблей.

Энергетическая установка

Энергетическая установка была котлотурбинной и размещалась по эшелонному принципу в двух машинно-котельных отделениях. На крейсерах проекта 58 впервые в отечественном флоте применили высоконапорные котлы с турбокомпрессорным наддувом воздуха типа КВН-95/64. Новые котлы позволили вдвое увеличить напряжение топочного объёма, снизить удельный вес на 30 % и повысить КПД на полном ходу на 10 % по сравнению с котлами предшествующих типов. При этом КПД на малых и средних ходах несколько снизился. Кроме того, температуру отходящих газов удалось понизить на 60 % .

В качестве главных турбозубчатых агрегатов (ГТЗА) на крейсерах применили паровые турбины типа ТВ-12. От ранее применявшихся на эсминцах турбин ТВ-8 они отличались большей на 25 % мощностью , меньшим на 35 % удельным весом, КПД большим на 2-4 % на разных режимах при одинаковых габаритах . Управление всеми механизмами могло осуществляться как с местных постов, так и дистанционно, из герметических кабин.

Электроэнергией корабль обеспечивали две электростанции в составе двух турбогенераторов ТД-750, мощностью 750 кВт и двух дизель-генераторов ДГ-500 мощностью по 500 кВт . Они вырабатывали трёхфазный переменный ток напряжением 380 .

Вооружение

Основным вооружением крейсеров проекта 58 стал противокорабельный ракетный комплекс (ПКРК) П-35. Он был разработан в ОКБ-52 и являлся версией ПКРК П-6 , предназначенного для подводных лодок . От лодочной версии ракета П-35 отличалась несколько меньшими весом и габаритами , а также воздухозаборником с коническим центральным телом . Длина ракеты составила 9,8 м, диаметр - 0,86 м, размах крыла - 2,67 м. Стартовая масса - 4200 кг (по другим данным 4500 кг), маршевая - 3800 кг. Масса боевой части 560 кг, масса ВВ - 405 кг . На крейсерах проекта 58 каждая четвёртая ракета комплектовалась ядерной боевой частью . Предусматривалось три высотных режима полёта - 400, 4000 и 7000 м , дальность стрельбы в зависимости от профиля полёта колебалась от 100 до 300 км. Скорость ракеты была несколько выше звуковой и на большой высоте достигала 1,3 .

Наведение ракет могло осуществляться как оператором, по одному на каждую ракету, так и в режиме самонаведения. Последний считался резервным, так как не обеспечивал требуемой точности на больших дистанциях. При наведении ракет операторами они следили за ними с помощью антенн РЛС «Бином» и по достижению заданной дальности включали радиолокационную головку наведения ракеты , данные которой передавались оператору. Далее оператор анализировал радиолокационное изображение и либо наводил ракету на выбранную цель сам, либо давал команду на самонаведение после захвата головкой цели. Наличие лишь четырёх антенн СУО «Бином» позволяло сформировать залп лишь из четырёх ракет. Оставшиеся четыре можно было выпустить на режиме самонаведения со значительным снижением точности и дальности .

Ракеты П-35 размещались в счетверённых пусковых установках СМ-70. Эти установки могли поворачиваться в горизонтальной плоскости на 120° в каждую сторону, и подниматься на угол 25° для запуска, на что требовалось 1,5 минуты. Поворот в горизонтальной плоскости совершался со скоростью 5° в секунду . Крейсера давали ракетный залп , находясь бортом к противнику. Такое решение позволяло решить проблему истекающих газов двигателей ракет и обойтись без газоотводных конструкций, а также не требовало обеспечения разворота ракет на цель после старта. С другой стороны, установка получилась слишком тяжёлой и сложной и в дальнейшем в советском ВМФ от поворотных установок ПКР отказались .

Кроме ракет на пусковых установках крейсера проекта 58 имели ещё восемь ракет в погребах , размещённых в надстройках. Однако идея перезарядки огромных ракет в открытом море оказалась неудачной. Эту операцию можно было выполнить лишь при спокойном состоянии моря, но даже в этом случае они занимала более часа. По мнению специалистов, в боевой обстановке крейсер был бы потоплен противником ещё до завершения перезарядки .

М-1 «Волна»

Зенитное вооружение крейсеров проекта 58 было представлено, главным образом, ЗРК М-1 «Волна» , являвшийся морским вариантом сухопутной системы С-125 . Двухбалочная пусковая установка размещалась в носовой части крейсера, перед ПУ СМ-70 и могла давать до двух залпов в минуту. Система управления «Ятаган» была одноканальной и обеспечивала наведение одной или двух ракет на одну цель. Помимо одноканальности к недостаткам этого ЗРК относили резкое снижение точности стрельбы на больших дистанциях . Общий боезапас ЗРК составлял 16 ракет в двух подпалубных барабанных установках. Ракета В-600 была унифицирована с сухопутным ЗРК и имела следующие характеристики: длина - 5,88 м, стартовая масса - 923 кг, масса боевой части - 60 кг, скорость полёта - 600 м/с. Комплекс мог поражать воздушные цели на дистанциях от 4000 до 15 000 метров и на высотах от 100 до 10 000 метров .

Несмотря на свои недостатки ЗРК М-1 считался вполне надёжным, устанавливался на многих кораблях различных проектов и после серии модернизаций оставался на вооружении до конца XX века. В середине 1960-х годов моряки научились стрелять ракетами этого комплекса по морским целям в пределах радиогоризонта и в периоды обострения международной обстановки надеялись на него как на средство борьбы с кораблями даже больше, чем на П-35, так как он имел на порядок меньшее время реакции . Тем не менее, обеспечить надёжную ПВО даже самого крейсера М-1 «Волна» не мог .

АК-726

«Смерч-3»

Также впервые в отечественном флоте крейсера проекта 58 получили реактивную бомбомётную систему «Смерч-3». Она включала в себя пусковую установку РБУ-6000 , систему управления стрельбой «Буря» и собственно глубинные бомбы . РБУ-6000 представляла собой 12-ствольную 213-мм пусковую установку, массой 3,1 тонны, стационарно размещённую на палубе корабля. Заряжание производилось механизировано, наведение было дистанционным, с командного пункта. Дальность стрельбы колебалась от 300 до 5800 м. Реактивные глубинные бомбы РГБ-60 имели массу 113 кг, заряд ВВ 23 кг и могли поражать подводные цели на глубинах от 15 до 450 м. Все 12 бомб выпускались за 5 с . С учётом весьма скромной дальности обнаружение ГАС «Геркулес-2», дальнобойность РБУ-6000 представлялась вполне достаточной, однако, по сути, этот бомбомёт представлял собой доведённое до совершенства оружие времён Второй мировой войны , недостаточно эффективное против атомных подводных лодок .

Радиоэлектронное оборудование

Модернизации

Представители

В данное время российский военно-морской флот переоснащается. Заняться переоснащением флота Россию вынудили непреодолимые обстоятельства. Боевые корабли, доставшиеся России от Советского Союза, по большей части пришли в негодность. Из них часть старых утилизирована, а другая часть должна быть модернизирована. Им на смену должны прийти современные боевые единицы – фрегаты проекта 22350.

Проект 22350: почему именно фрегаты?

В настоящее время военно-морские силы России обладают достаточным количеством малых ракетных кораблей, а также корветов, которые обязаны охранять российские морские границы. Однако для дальнейшего укрепления флотской мощи России и для более надежной охраны морских подступов России необходимы также судна, охраняющие дальнюю морскую зону. Власти России вместе с командованием ВМФ рассчитывают, что такую роль будут исполнять фрегаты нового проекта 22350, призванные заменить устаревшие ракетные крейсера.

Почему фрегаты, а не какой-то другой тип военных кораблей? Здесь необходим краткий исторический экскурс. В военно-морских силах СССР никаких фрегатов не существовало: в те времена боевые суда классифицировались иначе. Те, которые по существу были фрегатами, в СССР именовались сторожевыми кораблями или, в обиходе, «сторожевиками». Это были надежные и грозные судна, способные охранять ближние подступы к берегам, а также выполнять самостоятельные военные задачи в открытых водах. Впоследствии, когда на смену ВМФ СССР пришел Военно-морской Флот России, сторожевые суда стали переименовываться во фрегаты. Иначе говоря, классифицировать боевые суда в России стала так же, как и во всем мире.

В начале нового тысячелетия вместо устаревших сторожевиков Россия приступила к строительству военных кораблей нового поколения, то есть фрегатов. К этому Россию подтолкнула неизбежная необходимость. Старые корабли, такие как крейсер «Грозный» и крейсер «Адмирал Головко», окончательно устарели и, соответственно, не могли достойно выполнять боевые задачи, продиктованные временем. Строительство новых судов стало именоваться кодовым названием «Проект 22350». Итогом проекта должен стать приход на смену устаревшему крейсеру «Адмирал Головко» современного фрегата проекта 22350.

По замыслу правительства, новые российские фрегаты обязаны превосходить своими боевыми качествами суда прежних поколений и, соответственно, усилить мощь военного флота России независимо от того, в какой части мирового океана такой корабль будет находиться. По приблизительным тактико-техническим характеристикам, военные суда проекта 22350 рассчитаны на запас хода, превышающий 4000 миль. Кроме того, в процессе автономного плавания они смогут находиться не меньше тридцати суток. Такие характеристики позволят им с успехом выполнять охрану дальней морской зоны. В плане своего водоизмещения, а также по разнообразию вооружения новые фрегаты будут в какой-то мере уступать судам прежнего поколения. Однако уровень их защищенности, электронно-техническое оборудование, а также управление огнем у фрегатов будет существенно выше.

Первоначально российским правительством планировалось оснащение всех флотов, но впоследствии правительственные планы поменялись. Решено было оснастить судами нового поколения Черноморский флот. Тому, кто внимательно следит за мировыми политическими новостями, такое решение российского правительства вполне понятно.

Особенности строительства судов проекта 22350

Сколько именно судов во исполнение проекта 22350 должно быть построено, точно неизвестно. Впрочем, некоторые источники утверждают, будто таких кораблей должно быть построено не менее двадцати. Ориентировочные сроки, отпущенные под строительство, – не больше двадцати лет. Строить фрегаты предполагалось на четырех предприятиях: Калининградском судостроительном заводе «Янтарь», на Балтийском судостроительном заводе, на судостроительном заводе «Северная верфь», а также на судостроительном заводе «Адмиралтейская верфь», которые находятся в Санкт-Петербурге.

1 февраля 2006 г. «Северная верфь» начала строить первый фрегат проекта 22350, получивший название «Адмирал Горшков». Как и подобает первенцу, «Адмирал Горшков» воплощался долго, больше четырех лет. Причин тому было несколько: споры по поводу, каким должно быть техническое оснащение корабля, такие же споры относительно его вооружения.

29 октября 2010 г. фрегат-первенец «Адмирал Горшков» торжественно сошел на воду. Российское Министерство обороны остановило свой окончательный выбор именно на «Северной верфи», и подписало с этим заводом контракты, предполагающие строительство еще семи кораблей. Таким образом, именно питерский судостроительный завод «Северная верфь» стал единственным предприятием, получившим право строить суда проекта 22350.

Фрегат «Адмирал Горшков» до сей поры не является полноценной боевой единицей по причине затянувшихся испытаний. Строительство другого корабля под названием «Адмирал Касатонов» началось в 2009 году, но лишь в середине 2015 года состоялся его спуск на воду.

О причине такой медлительности сказать сложно. Государство, равно как и судостроители, хранят молчание. В отличие от форумов, которые, наоборот, полны всяческими предположениями, версиями и домыслами. В общем и целом, на форумах выдвигается несколько основных предположений, объясняющих медлительность отечественных военных корабелов. Одна из версий гласит, что на «Адмирале Горшкове» в процессе испытания были проблемы с основной двигательной турбиной. Заменить же ее новой турбиной оказалось сложно, поскольку такие турбины раньше производились одним из украинских оборонных предприятий, которое, в силу известных политических событий, отказалось поставлять свою продукцию в Россию.

Впрочем, несмотря на всяческие неполадки и молчание со стороны уполномоченных инстанций, воплощение проекта идет своим ходом. В 2012 году был заложен еще один фрегат «Адмирал Головко». После этого, в 2013 году, начали строить очередной корабль «Адмирал Исаков». Когда именно завершится их строительство, пока не сообщается.

Тактико-технические характеристики фрегатов проекта 22350

По понятным причинам большая часть таких характеристик широким слоям общественности неизвестна, да и не должна быть известна. Впрочем, некоторые общие характеристики строящихся судов из новой серии у многих на слуху:

  • Корпус оборудуется боковыми успокоителями качки, рули которых убираться не будут. Это устройство необходимо для того, чтобы корабль не терял своих ходовых качеств во время шторма;
  • Надстройки будут выполняться из специальных материалов с композитными характеристиками. Такие материалы способствуют снижению радиоакустического фона судов;
  • Фрегаты будут снабжаться технологией «Стелс». Такая технология делает корабли малозаметными, не позволяя вражеским радарам их засечь;
  • У всех будет двойное дно, что поможет судам удержаться на плаву при возникновении повреждений;
  • Будет установлена универсальная система тушения пожаров;
  • Мощность двигательной установки будет достигать 55 тысяч лошадиных сил;
  • Максимальная скорость будет достигать 29 узлов;
  • Применяя экономический ход (14 узлов), фрегат сможет пройти без остановок 4000 миль.

Скорее всего, при испытании новых кораблей некоторые их первоначальные характеристики изменятся.

Предположительное вооружение кораблей проекта 22350

Новые корабли планируется оснастить самым современным вооружением:

  • Самым мощным вооружением фрегатов предполагается сделать ракетную установку 16 ПКР «Москит»;
  • Кроме этого, на судах будет размещена универсальная артиллерийская автоматическая установка А-192;
  • Для поражения подводных лодок противника корабли вооружат противолодочными комплексами «Медведка-2»;
  • Для оценки гидроакустического подводного пространства фрегаты оборудуют специальной системой «Виньетка-М». Данная система позволяет услышать вражескую подлодку на дистанции до 60 километров;
  • Чтобы обезопасить себя от нападения с воздуха, будут пользоваться зенитно-ракетным комплексом «Редут»;
  • Для этой же цели, а также для поражения малозаметных целей на поверхности воды, они будут оснащены ракетно-пушечным комплексом «Палаш»;
  • На всех судах данного проекта должны также иметься вертолеты Ка-27 с возможностью взлета и посадки на палубу.

Опять-таки вполне очевидно, что в дальнейшем вооружение кораблей может быть дополнено или изменено.

Как покажет себя проект 22350 в ближайшем будущем?

О том, насколько успешно реализуется проект, могут ответить лишь российское правительство и корабелы. Последние новости утверждают, что в нынешнем году лишь один «Адмирал Горшков» доведен до полной готовности. Столь долгое время, понадобившееся для его испытаний, продиктовано практическими соображениями. На корабле проводилась тщательная отработка тех видов вооружений, которыми станут оснащаться последующие суда. Помимо вооружения, также тщательно проверялись и тактико-технические данные самого корабля, чтобы не допустить выявленных недостатков на тех фрегатах, которые предполагается построить в скором будущем.

Фрегат «Адмирал Головко», заложенный вторым, по предположительным оценкам, должен быть готов к началу 2020 года. Что касается фрегата «Адмирал Исаков», то о конкретной дате его постройки не говорится ничего. Когда начнутся строиться другие суда данного проекта, неизвестно тем более.

Конечно, строительство кораблей – дело длительное. Однако такая длительность может сказаться на том, что к моменту своей постройки некоторые новшества, которые запланированы, могут устареть, и тогда только что построенный корабль придется усовершенствовать в соответствии с последними достижениями техники, электроники и вооружения. Во всяком случае, многие эксперты этого опасаются. Сами кораблестроители возражают им в том смысле, что фрегаты строятся с солидным заделом, и поэтому опасаться того, что они к моменту постройки устареют, оснований нет.

В таких возражениях отчасти имеется резон. На данный момент российские фрегаты проекта 22350 можно считать наиболее современными в мире как в плане технологических особенностей, так и в смысле эстетики и дизайна. Их вооружение также находится на самом высоком уровне. Во всяком случае, ни в одном иностранном флоте кораблей, похожих на новые российские фрегаты, пока нет.

Ракетные крейсера
Проект 58 , тип «Грозный»
История создания

К началу 50-х годов ХХ века в нашей стране развитие управляемого ракетного оружия становилось на достаточно прочную научно-промышленную основу. К началу 50-х годов появились образцы ракетных комплексов, в принципе позволявших реализовать упомянутую концепцию. В тот же
период на судостроительных заводах осуществлялось строительство эскадренных миноносцев проекта 56, последних "чисто" торпедно-артиллерийских эсминцев нашего флота, признанных впоследствии за рубежом одними из удачных кораблей этого класса. За основу проекта специального ракетного корабля был принят эсминец проекта 56 с сохранением корпуса и энергетической установки. Новый проект, по которому достраивались уже заложенные эсминцы, получил номер 56ЭМ и заложенные по откорректированному проекту 56М. В это же время завершилось проектирование кораблей уже полностью специального проекта 57 бис. Корабли указанных проектов имели на вооружение ПКР типа КСЩ при традиционном остальном вооружении.

Новый проект эскадренного миноносца с управляемым реактивным оружием (так раньше назывались управляемые ракеты) нового поколения начался разработкой в 1956 году. 6 декабря того же года Главнокомандующий ВМФ адмирал С.Г.Горшков утвердил согласованное с Минсудпромом тактико-техническое задание на разработку эскизного проекта нового эсминца, а несколько раньше - 16 и 24 октября того же года заместитель Главкома ВМФ соответственно утвердил согласованные с Минсудпромом, Минавиапромом, Миноборонпромом и Минобщемашем ТТЗ на разработку комплексов зенитного управляемого реактивного оружия ближнего действия (впоследствии ЗРК М-1 «Волна») и ударного реактивного оружия (впоследствии ПКР П-35). Таким образом, разработка проекта, получившего номер 58, велась практически синхронно с разработкой главного вооружения. Это обстоятельство предопределило относительно целенаправленную и почти «безпоисковую» разработку проекта, который изменялся от этапа к этапу в основном лишь в той степени, которая обуславливалась зигзагами проектирования основных комплексов оружия.

Проектирование корабля было поручено ЦКБ-53, которое к тому времени окончательно специализировалось в качестве основного проектного бюро по крупным боевым надводным кораблям основных классов. Главным конструктором после долгого перерыва (с проекта 41) был вновь назначен В.А.Никитин, а группу наблюдения от ВМФ возглавил инженер-капитан 2 ранга П.М.Хохлов. Эскизный проект 58 был разработан в 1957 году. Управление кораблестроения ВМФ выдало заказ на разработку технического проекта, завершенного уже в марте 1958 года.

Головной эскадренный миноносец (получивший впоследствии название «Грозный») был заложен в Ленинграде 23 марта 1960 года, а в июне 1962 года корабль был предъявлен на государственные испытания. В ходе постройки была произведена окончательная классификация корабля, который до этого в официальных документах неопределенно именовался как «корабль с реактивным вооружением». Видимо сказывались оригинальные взгляды тогдашнего руководства страны на роль надводных кораблей с одной стороны, с другой - боязнь «дразнить гусей» применением традиционных терминов - крейсер, эсминец и т.п. Ситуация прояснилась к началу 1960-х годов и новый корабль уже уверенно причислили к классу крейсеров, подклассу «ракетный крейсер» - корабль 1 ранга. О предыдущем напоминало оставшееся миноносное название головного корабля и невиданная доселе смешанная крейсерско-миноносная организация и штатное расписание.

Являясь логическим продолжением сформировавшегося класса больших ракетных кораблей, предшественниками которых были эскадренные миноносцы, в качественном отношении проект 58 во многом был принципиально новым кораблём. На нем полностью отсутствовала конструктивная защита, так ка считалось, что она всё равно не защищает от ПКР. В техническом проекте прорабатывалась противоосколочная защита погребов ЗУР, но была отвергнута по соображениям экономии весов. При заданном составе вооружения наилучшей формой корпуса была признана форма с длинным полубаком и небольшим подъемом к форштевню. Корпус разделялся на 17 водонепроницаемых отсеков. Общее расположение корабля по сравнению с ранее построенными отличалось размещением комплекса ГКП в корпусе, отсутствием открытых боевых постов, сравнительно небольшим количеством надстроек. Надстройки изготовлялись из алюминиево-магниевых сплавов и частично из стали.

Основным оружием ракетного крейсера стал новый противокорабельный ракетный комплекс большой дальности с ПКР П-35. Комплекс включал собственно крылатые ракеты с дальностью стрельбы свыше 250 км, наводящуюся в вертикальной и горизонтальной плоскостях четырехконтейнерную пусковую установку, погреб запасных ракет и систему управления ракетами в полете «Бином». На самом крейсере было размещено два комплекса в носовой и кормовой части, что в принципе могло бы сформировать восьмиракетный залп. Однако система управления в основном режиме позволяла формировать только 4-х ракетный залп. Для стрельбы на максимальную дальность корабль должен был принимать целеуказание от внешних источников, в частности, от самолетов разведки и целеуказания типа Ту-95РЦ, для чего предполагалось установить специальную аппаратуру.

Определенным новшеством явилось размещение в носовой части зенитного ракетного комплекса М-1 «Волна» с двухбалочной наводящейся пусковой установкой, 16 зенитными ракетами и радиокомандной системой управления «Ятаган». Для борьбы с легкими надводными кораблями и для усиления средств ПВО на корме по линейно-возвышенной схеме были установлены две башенные двухорудийные автоматические 76-мм артустановки АК-726 с общей радиолокационной системой управления «Турель». Противолодочное вооружение крейсера включало два 533-мм трехтрубных торпедных аппарата с двухцелевыми (по подводным и надводным целям) торпедами и ставшие традиционными две 12-ствольные реактивные бомбомётные установки РБУ-6000. Система управления противолодочными торпедами «Зуммер» сопрягалась с СУ оружием ПЛО «Буря», управлявшей стрельбой реактивных бомбомётов.

Радиотехническое вооружение общего назначения составили две РЛС общего обнаружения «Ангара», навигационная РЛС «Дон», средства РЭБ «Краб-11» и «Краб-12», а также гидроакустическая станция «Геркулес-2М» с подкильной антенной. Изначально предполагалось разместить на кораблях пусковые устройства выстреливаемых помех Ф-82-Т в составе двух спаренных ПУ и общим боекомплектом 792 снаряда, но их так и не установили (а возможно и не создали). К моменту завершения постройки головного крейсера некоторые системы вооружения ещё не были разработаны. Самым неприятным было отсутствие системы «Успех-У», предназначенной для выдачи целеуказания комплексу П-35 от внешних источников, что позволило реализовать боевые возможности лишь частично, так как уверенно стрелять ракетами можно было лишь в пределах радиогоризонта.

В кормовой части корабля была оборудована взлетно-посадочная площадка для вертолета разведки и целеуказания с системами его обеспечения и с подпалубным погребом вертолетного боезапаса. Вертолёт первоначально не предусматривался, и только в техническом проекте пришлось удлинить кормовую оконечность, поэтому он принимался вперегруз и его базирование можно было считать чисто символическим.

Главная энергетическая установка крейсера оставалась традиционной котлотурбинной по проекту 56 / 57-бис с эшелонированным размещением в двух машинно-котельных отделениях. Однако сами котлы были уже другие. Впервые на отечественных кораблях были установлены автоматизированные высоконапорные паровые котлы, что позволило повысить мощность полного хода на 25% по сравнению с установкой пр.57-бис и обеспечить максимальную скорость хода более 34 узлов. Кроме этого, особые требования выдвигались по защите от оружия массового поражения и по снижению ФПК, в частности, теплового поля (температуру отходящих газов удалось снизить на 60%). В качестве ГТЗА на пр.58 устанавливались турбины типа ТВ-12, отличавшиеся от предыдущих ТВ-8 большей агрегатной мощностью, меньшим на 35% удельным весом и большим на 2-4% КПД.

Необычное впечатление производила архитектура нового крейсера, доминирующее положение в которой занимали пирамидообразные четырехгранные мощные мачты-надстройки, унизанные большим количеством антенных постов весьма оригинальной конфигурации. Такое решение диктовалось потребностью выделения больших площадей и объемов для размещения аппаратуры радиоэлектронных средств, требованиями противоатомной защиты и, наконец, требованиями прочности подкреплений тяжелых антенн. Вместе с тем корабль сохранял изящный и стремительный силуэт, сочетавшийся с вполне оправданным названием «Грозный».

Создание подобного корабля, обладавшего при весьма скромном стандартном водоизмещении (4 330 тонн) очень развитой номенклатурой боевых средств и большой огневой мощью, явилось, без преувеличения, крупной победой отечественной конструкторской школы и всех создателей нового крейсера. Необходимо с гордостью подчеркнуть, что подобными кораблями в то время не располагал ни один флот в мире. Зарубежные специалисты с тех пор и по настоящее время не перестают отмечать, что характерным почерком в проектировании русских кораблей является их исключительно высокое насыщение огневыми комплексами и боевыми средствами в сочетании с великолепным дизайном.

За разработку и создание крейсера проекта 58 Правительство присудило Ленинскую премию но, как это нередко случалось, в списке удостоенных ею не оказалось ни Главного конструктора, ни фактического Главного наблюдающего ВМФ. В.А.Никитин после завершения основной творческой работы отправили на «заслуженный отдых», а П.М.Хохлов почти синхронно с ним был уволен в запас. Последние чертежи по кораблю в качестве Главного конструктора подписывали и А.Л.Фишер и В.Г.Королевич. Как бы там ни было ракетный крейсер пр.58 стал «лебединой песней» выдающегося русского советского военного кораблестроителя Владимира Александровича Никитина, плодами труда которого воспользовались профессиональные «додельщики».

Эпоха научно-технической революции на флоте, которая знаменовала появление на свет новых ракетных крейсеров, сопровождалась не только качественными скачками и новыми достижениями, но и вполне понятными сегодня заблуждениями и ошибками. «Ракетная эйфория» 1950-х - начала 1960-х годов, то есть уверование чуть ли не в абсолютные и универсальные возможности ракетного оружия, охватила не только политиков, конструкторов и военное руководство, но и военных теоретиков. Ракетные крейсеры пр.58 рассматривались крейсерами не только по названию, но и по сути боевого применения. Всерьез предполагалось, что такие корабли способны самостоятельно, в одиночку, выходить на АУС противника и громить их авианосцы с недосягаемых ответным ударам дистанций неоднократными ракетными залпами. Зенитное ракетное оружие считалось чуть ли не гарантом боевой устойчивости от любых средств воздушного нападения.

Предполагалось построить не менее 16 крейсеров пр.58, но фактически до 1964 года были построены только четыре. Это объясняется не переоценкой ценностей, которая и не смогла бы произойти за очень короткие сроки, а смещением приоритетов в отечественном кораблестроении и, в известной мере, субъективными причинами. В то время строительство надводных кораблей для нашего флота велось как бы по двум генеральным направлениям: «ударному» и «противолодочному». Развертывание в США в 1960-х годах системы «Polaris», естественно, выдвигало задачу борьбы с ПЛАРБ вероятного противника на передний край. В этой связи даже далекие от военно-морского дела политические и государственные руководители термин «противолодочный» воспринимали с положительным пониманием, что почти заранее гарантировало «зеленую улицу» любой программе под девизом «противолодочная». Кроме того, сам проект 58 при бесспорных достоинствах имел и определенные недостатки: при слишком «зажатом» водоизмещении и размерениях не могли быть реализованы требования улучшения обитаемости личного состава (флот начинал «боевую службу»), усиления ПВО, повышения дальности плавания и автономности. Совершенствование ракетного оружия делало ненужным сложные и громоздкие поворотные пусковые установки. Практика показала, что их перезарядка - депо довольно трудоемкое, длительное и непригодное для боевых условий. Временное базирование вертолёта на ВПП в жестких морских условиях быстро выводило его из строя.

Ракетный крейсер 58.

Ракетные крейсера проекта 58 (шифр «Грозный», обозначение НАТО — Kynda class) первые советские ракетные крейсера с противокорабельным ракетным вооружением. В ходе строительства классифицировались как эсминцы. Головной корабль - «Грозный».

Ракетный крейсер Грозный.



Ракетный крейсер Грозный - построен в рамках Проекта 58, тип «Грозный». Спущен на воду 26 марта 1961г. и вступил в строй 30 декабря 1962г., был включён в состав Северного Флота (СФ). 5 октября 1966г., перечислен в состав Краснознаменного Черноморского флота (КЧФ) и 6 января 1984г. - в состав Дважды Краснознаменного Балтийского флота (ДКБФ). Принимал участие в маневрах "Океан" в 1970г. Бортовые номера: 898(1962), 854(1969), 943(1969), 841(1969), 859(1969), 847(1973), 855(1975), 856(1975), 841(1980), 147(1981), 107(1982), 121(1983), 155(1984), 179(1984), 145(1988), 152(1991), 810, 843, 851, 858, 239, 261, 170. Списан: 1991г.

Ракетный крейсер Адмирал Головко.


Ракетный крейсер Адмирал Головко - построен в рамках Проекта 58, тип «Грозный». Спущен на воду 18 июля 1962г. и вступил в строй 30 декабря 1964г. 22.01.1965г. был включен в состав Северного флота. С 01.06.1967г. по 31.06.1967г., выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. 22.03.1968 г. зачислен в состав Черноморского флота. Бортовые номера: 810(1967), 852(1969), 019(1978), 845(1978), 847(1979), 121(1979), 118(1981), 844(1982), 110(1984), 105(1990), 118(1994), 849, 853, 854, 857, 859, 130, 170, 485. Списан: 2002г.

Ракетный крейсер Адмирал Фокин.


Ракетный крейсер Адмирал Фокин - построен в рамках Проекта 58, тип «Грозный». Изначально планировалось назвать корабль «Стерегущий», но так как порт приписки был во Владивостоке, то решили переименовать в Ракетный крейсер «Владивосток», а спустя 2 года, в 1964 был окончательно переименован в честь командующего Тихоокеанским флотом Адмирала Фокина. Спущен на воду 19.11.1961. и вступил в строй 28.12.1964., с именем Ракетный крейсер «Владивосток» и был включён в состав Тихоокеанского Флота (ТОФ). Принимал участие в маневрах "Океан" в 1970г. Бортовые номера: 336(1964), 176(1966), 641(1968), 823(1968), 831(1971), 835(1971), 822(1977), 019(1977), 845(1980), 120(1981), 022(05.1987), 017(05.1990). Списан: 1993г.

Ракетный крейсер Сообразительный.


Ракетный крейсер Сообразительный - построен в рамках Проекта 58, тип «Грозный». 31 октября 1962г. получил новое имя «Варяг ». Спущен на воду 7 апреля 1963г. и вступил в строй 20 августа 1965г., был включён в состав Краснознаменного Тихоокеанского флота (КТОФ). В период службы носил гвардейский флаг, унаследованный от ЭМ "Сообразительный " проекта 7-У ЧФ. Бортовые номера: 343(1965), 280(1965), 621(1966), 822(1967), 835(1968), 836(1974), 015(1976), 049(1981), 047(1982), 830(1984), 043(1985), 012(1987), 032(1990), 641, 821, 079. Списан: 1990г.

3500 миль на 18 узлах
1600 миль на 34 узлах
Автономность плавания 10 суток (по запасам провизии)
Экипаж 339 человек (в том числе 27 офицеров)
Вооружение
Радиолокационное вооружение 2 × РЛС обнаружения ВЦ и НЦ МР-300 «Ангара»
(после модернизации: 1 × МР-300 + 1 × МР-310 «Ангара-А» или 2 × МР-310 (на «Варяге»))
2 × 4Р44 «Бином» для ПКРК П-35
2 × «Успех-У» приём целеуказания ПКРК (на «Адмирале Фокине» и «Грозном»)
1 × 4Р90 «Ятаган» (для ЗРК)
1 × МР-105 «Турель» для 76-мм АУ
2 × МР-123 «Вымпел» для 30-мм АУ (установлены позже, кроме «Адмирала Фокина»)
ГАС ГС-572 «Геркулес-2М»
РЛС госопознавания «Никель-КМ» и «Хром-КМ»
Система госопознавания «Пароль» (не на всех)
Радиоэлектронное вооружение БИУС «Планшет-58»
САП «Краб-11» и «Краб-12»
станция РТР «Бизань-4Д»
САП МР-262 «Ограда-1» (на «Грозном»)
станции РТР «Залив-15-16», «Залив-13-14», «Залив-11-12»
Артиллерия 2 × 2 - 76,2-мм АУ АК-726
Зенитная артиллерия 4 × 6 - 30-мм ЗАК АК-630 (кроме «Адмирала Фокина»)
Ракетное вооружение 2 × 4 ПУ СМ-70 ПКРК П-35
(боезапас: 16 ПКР П-35 или Прогресс )
1 × 2 ПУ ЗИФ-101 ЗРК М-1 «Волна»
(боезапас: 16 ЗУР В-600 (В-601))
Противолодочное вооружение 2 × 12 РБУ-6000 «Смерч-2» (боезапас: 96 РГБ-60)
Минно-торпедное вооружение 2 × 3 - 533-мм ТА ТТА-53-57-бис
Авиационная группа 1 вертолёт Ка-25РЦ
Медиафайлы на Викискладе
Название Верфь,
Стапельный №
Заложен Спущен на воду Введён в строй Флот Статус
«Грозный » Завод № 190 ССЗ им. Жданова 780 23 февраля 26 марта 30 декабря СФ
ЧФ (с 5 октября )
БФ (с )
Исключён из состава ВМФ - 24 июня
Расформирован - 31 декабря
Разделан на метал -
«Адмирал Фокин»
до 31 октября 1962 - «Стерегущий» ,
до 11 мая 1964 - «Владивосток»
Завод № 190 ССЗ им. Жданова 781 5 октября 5 ноября 28 ноября ТОФ (с лета 1965)
Исключён из состава ВМФ - 30 июня
Расформирован - 31 декабря
«Адмирал Головко»
до 18 декабря 1962 - «Доблестный»
Завод № 190 ССЗ им. Жданова 782 20 апреля 18 июня 30 декабря СФ (с 22 января 1965)ЧФ (с 22 марта 1968) Исключён из состава ВМФ - конец
«Варяг »
до 31 октября 1962 - «Сообразительный»
Завод № 190 ССЗ им. Жданова 783 13 октября 7 апреля 20 июля ТОФ (с 23 сентября 1965) Исключён из состава ВМФ - 19 апреля
Расформирован - 21 мая

История службы

«Грозный»

Северного флота . Прибыл в Северодвинск с Балтики 6 июля 1962 года . 22 июля 1962 года произвёл в присутствии Н. С. Хрущёва успешный запуск двух ПКР П-35. Осенью 1962 года совершил обратный переход на Балтику, где прошёл второй этап государственных испытаний. 10 августа 1963 года прибыл на постоянное место базирования в Североморск . 25 июля 1965 года принимал участие в морском параде в Ленинграде в честь дня ВМФ , где и был впервые представлен советской общественности .

«Адмирал Фокин»

После вступления в строй вошёл в состав Тихоокеанского флота , перейдя на место службы летом 1965 года по Северному морскому пути . Нёс боевую службу в Тихом и Индийском океанах . Существенных модернизаций не проходил. 30 июня 1993 года

«Адмирал Головко»

После вступления в строй вошёл в состав Северного флота. В июне 1967 года , во время боевой службы в Средиземном море, оказывал содействие вооружённым силам Египта . 22 марта 1968 года переведён в состав Черноморского флота. С 4 июня 1982 года по 1 марта 1989 года проходил средний ремонт и модернизацию на «Севморзаводе» в Севастополе. Получил новые радиоэлектронное оборудование, кроме того, были установлены 4 ЗАК АК-630М. Исключён из состава флота в декабре 2002 года . Разобран на металл в Инкермане в -2004 годах .

«Варяг»

Входил в состав Тихоокеанского флота. Нёс боевую службу в Тихом и Индийском океанах. В ходе третьей индо-пакистанской войны группа кораблей тихоокеанского флота СССР, в состав которой входил и «Варяг», под командованием капитана 1-го ранга Андрея Андреевича Пинчука, обеспечила невмешательство кораблей ВМС США в конфликт на стороне Пакистана . В -1981 годах прошёл средний ремонт и модернизацию на «Дальзаводе » во Владивостоке , с частичной заменой радиоэлектроники и установкой 4 ЗАК АК-630М. 19 апреля 1990 года исключён из состава флота и передан на утилизацию.

Схема преемственности проекта

Преемственность проектов эсминцев СССР

Проект 956
1969
1967
1965
1963
Проект 56А
Проект 1134
1961
Проект 56К
1959
Проект 56ПЛО
Проект 58
1957
Проект 57бис
Проект 57бис
Проект 56М
1955

«Эсминец с реактивным вооружением» пр. 58 своим появлением ознаменовал революцию в отечественной корабельной архитектуре, не меньшую, чем случившаяся в те же годы в архитектуре гражданской, где на смену коринфским колоннам и «бабам с веслом» сталинского ампира пришли стекло и бетон незамысловатых хрущевских новостроек. Стиль пр. 58, и в особенности его непосредственного преемника пр. 1134, отчетливо прослеживается в силуэтах всех последующих более или менее крупных кораблей советской постройки.

В соответствии с теоретическими взглядами военно-морской науки эсминец пр. 58 был задуман как корабль небольшого водоизмещения, до предела напичканный оружием и радиоэлектроникой. На корабле помимо массивных антенн радиолокационных станций обнаружения воздушных целей («Ангара») требовалось разместить антенные посты управления противокорабельными ракетами («Бином»), зенитными ракетами («Ятаган»), артиллерийскими установками («фут-Б»), и это не считая средств связи, радиоразведки и радиоэлектронной борьбы. Для надежности корабль комплектовался двумя станциями «Ангара», а каждый канал управления ракетой П-35 требовал отдельной параболической антенны. Для качественной передачи сигналов аппаратуру РЛС было желательно предельно приблизить к антенне.


Ракетный крейсер пр. 58 «Грозный».



Ракетный крейсер пр. 58 «Грозный» после модернизации. 1985-1986 гг.


Перегруженность антенными постами РЛС определила основную архитектурную особенность – размещение на корабле двух четырехгранных пирамидальных башнеподобных мачт с установленными в них блоками радиоэлектронной аппаратуры. Правда, еще на стадии технического проекта предусматривалась более привычная решетчатая грот-мачта.

Разумеется, у принятого архитектурного новшества была и «оборотная сторона медали». Даже внешний вид корабля вызывал сомнения в обеспечении достаточной остойчивости. Тяжесть башнеподобных мачт снизили применением алюминиевых сплавов, но их парусность не зависела от используемых в конструкции материалов.

Другой особенностью корабля пр. 58 стало размещение противокорабельных ракет в поворотных (до ±120° от походного положения) счетверенных контейнерных пусковых установках СМ-70, поднимаемых для пуска на стартовый угол 25° за 1,5 мин. Горизонтальное наведение осуществлялось со скоростью 5 град/с. К основным достоинствам этой схемы можно отнести возможность одновременного пуска в одном направлении ракет из носовых и кормовых установок. Как и фрегаты парусного флота, пр. 58 давал залп, развернувшись к неприятелю бортом. При таком расположении пусковых установок не вызывало проблем и свободное истечение газовых струй как маршевого двигателя при «гонке», так и стартового агрегата непосредственно при пуске. Не было необходимости ни в газоотводных устройствах, ни в специальной защите корабельных конструкций. Кроме того, от бортовой аппаратуры системы управления ракеты не требовалось обеспечения послестартового разворота – ракета сразу летела в направлении цели.

Однако в целом пусковая установка получилась слишком сложной и тяжелой. В общем замысле пусковых установок СМ-70 сказывался стереотип мышления морских артиллеристов: оружие должно смотреть на врага, снаряд должен доставляться из погреба в ствол. Дальнейшее развитие шло, во-первых, в направлении объединения функций хранилища ракет и пусковой установки, во-вторых, передачи решения задачи разворота на цель непосредственно ракете. На последующих носителях, начиная с пр.1134, противокорабельные ракеты размещались в неподвижных контейнерах, как правило,зафиксированных на угле пуска. Исключение составили построенные спустя десятилетие ВПК пр. 1135, оснащенные пусковыми установками для противолодочных ракет, аналогичными СМ-70.

Тупиковым техническим решением стало и перезаряжание пусковой установки. Даже в мирное время эта операция удавалась лишь при относительно спокойном море, а в боевой обстановке корабль пр. 58 почти наверняка был бы уничтожен задолго до завершения этой операции. Тем не менее на пр. 58 погреба для запасных ракет заняли значительный объем в надстройке.

Восторг от противокорабельных ракет (а ради них, собственно говоря, и строился корабль) породил пренебрежение к оборонительному вооружению. Размещенный на баке зенитный комплекс с огневой производительностью два залпа в минуту и максимальной дальностью стрельбы ракеты 4К-90 до 15 км не обеспечивал надежной защиты даже при атаке одиночных самолетов противника на встречных курсах. С кормовых углов прикрытие от воздушного нападения было чисто символическим – пара спаренных 76-мм автоматов ЗиФ-726.

Противолодочное вооружение корабля пр. 58 включало две впервые примененные реактивные бомбометные установки «Смерч-2» РБУ-6000. Они обладали вполне достаточной (во всяком случае, при установленной на корабле уже явно устаревшей гидроакустической станции «Геркулес-2») дальностью до 6 км, обеспечивал и дистанционное заряжание и наведение. Но все-таки это было доведенное до высшей степени совершенства оружие Второй мировой войны, малоэффективное в борьбе с подводными атомоходами. Более перспективными были два строенных 533-мм торпедных аппарата, предназначенных для самонаводящихся противолодочных торпед.


Пусковая установка СМ-70.




Явная слабость оборонительных возможностей пр. 58 заставила как в построениях военно-морских теоретиков, так и в практике боевой службы вместо соблазнительной, но попахивающей германским влиянием концепции одиночного ракетного рейдера – «охотника за авианосцами» – перейти к реализации истинно национальной идее «На троих!» Действовать на морских просторах должна была корабельная ударная группа в составе одного «ракетного крейсера» и не менее чем двух больших противолодочных кораблей пр. 61.

По результатам рассмотрения многих вариантов за основу был принят корпус с удлиненным полубаком. Это решение противоречило наиболее отвечавшей требованиям мореходности гладкопалубной архитектуре, реализованной в после военных эсминцах и сторожевиках. Выбор полубачно- го корпуса в значительной мере определялся необходимостью выделения больших объемов для размещения разнообразной аппаратуры, хранилищ ракет и боевых постов. Нужно также отметить, что полубач- ная архитектура также лучше сочеталась с крупногабаритными пусковыми установками ракет.

На корабле пр. 58 по возможности полно воплотились требования противоатомной защиты, что привело к ухудшению условий обитаемости в мирное время. Жертвами новых требований стали не только иллюминаторы в матросских кубриках, но и зеркальное остекление главного командного пункта. Впервые на отечественных кораблях на пр. 58 реализовали подпалубное размещение главного и флотского командных пунктов, так же как и боевого информационного поста. Правда, для обеспечения безопасной навигации в мирное время на корабле размещалась традиционная застекленная ходовая рубка. Но в боевой обстановке наблюдение за окружающей действительностью офицерам и адмиралам пришлось бы вести как каким-нибудь подводникам – через оптические приборы ВБП-452 перископного типа или с использованием телевизионных средств.

Неудобства повседневной жизни моряков усугублялись тем, что пр. 58 создавался в основном по нормам, установленным для эсминцев, а в нашем флоте они считались кораблями, предназначенными для кратковременных боевых походов. В реальности корабли пр. 58 несли многомесячные боевые службы в субтропическом, а то и в тропическом климате, особенности которого при проектировании «эсминца» также не учитывались должным образом.

Энергетическая установка – в общем традиционная, паротурбинная, предусматривал а двукратное повышение давления пара в четырех котлах КВН 95/64 по сравнению с довоенными образцами. Котлы обеспечивали паром два главных турбозубчатых агрегата ТВ-12 мощностью по 45000 л.с., а также два турбогенератора по 750 кВт. Электроснабжение поддерживалось и двумя дизель-генераторами по 450 кВт. Энергетическая установка пр. 58 стала прообразом для многих последующих кораблей, до тяжелых авианесущих крейсеров включительно. Эшелонное расположение, в принципе, должно было повысить живучесть энергетики при боевых повреждениях, но эффективность этого решения для кораблей столь небольшого водоизмещения при воздействии современных боеприпасов была более чем сомнительна.

Можно отметить и первые шаги реализации технологии «Стеле». Газовоздушные эжекторы снижали температуру газов, выходящих из труб, с 550 до 100°С, обеспечивая пониженную инфракрасную заметность корабля.

Основные тактико-технические элементы корабля – скорость 34,5 узла, дальность плавания экономическим ходом 3500 миль – были достаточны для довольно длительной боевой службы с поддержанием возможности «отслеживания огнем» американских авианосных групп в Средиземном море и ближайших районах Северной Атлантики и Тихого океана. В принципе, корабли пр. 58 могли даже кратковременно преследовать авианосную ударную группу, удерживая ее в пределах зоны пуска ракет. Но многосуточная погоня за идущим «в отрыв» авианосцем была «эсминцус реактивным вооружением» не по силам. К слишком разным весовым категориям, в самом буквальном смысле этого слова, принадлежали эти «вероятные противники» по холодной войне.



Ракетный крейсер пр. 58 «Адмирал Головко».


Корабль показал хорошую мореходность. Основные показатели ударного ракетного комплекса даже превысили заданные. Максимальная дальность вместо 150 км составила 200 км и была увеличена до 250 км при последующей эксплуатации комплекса. Боекомплект в 16 ракет вдвое превышал заданный, хотя возможность перезарядить пусковые установки в реальных боевых условиях носила скорее абстрактный характер.

В целом, положительно оценивая полноценного первенца отечественного надводного ракетно-ядерного флота, нельзя не отметить его основной недостаток – слабость ракетного залпа! Внушительно выглядевшая пара четырехракетных пусковых установок, так же как и люки недвусмысленного назначения в надстройке как раз напротив «казенных частей» этих установок, «затмевали» наличие всего четырех параболических антенн систем «Бином», позволявших обеспечить избирательное наведение только для соответствующего числа ракет П-35. Правда, существовала возможность поспешного проведения еще одного четырехракетного залпа в так называемом «резервном», автономном режиме, с самостоятельным выбором цели для атаки головкой самонаведения. Скорее всего, такой целью для всех четырех ракет второго эшелона стал бы ближайший корабль охранения. Однако практически одновременный залп восьми ракет в основном и «резервном» вариантах, в принципе, мог если не перенасытить систему ПВО кораблей противника, то затруднить решение ее задач, давая шанс хотя бы одной П-35 добраться до авианосца.

Тактико-техническое задание на пр. 58 было утверждено 6 декабря 1956 г., а уже через полгода появился эскизный проект корабля. В марте 1958 г. завершили и технический проект. Разработку в ЦКБ-53 возглавил В.А. Никитин – кораблестроитель с большим опытом, ранее руководивший созданием довоенных лидеров, а также первого послевоенного эсминца пр. 41.

Головной корабль в заданной семилетним планом серии из 16 кораблей. «Грозный», был заложен на ленинградском «Ждановском заводе» (№ 190) 23 февраля 1960 г. Через год с небольшим, 26 марта, его спустили на воду. Настоящий аврал на достройке корабля начался после принятия решения о посещении Северного флота «нашим Никитой Сергеевичем». Все, что не успели доделать на берегах Невы, «доводили до ума» в Кольском заливе. «Грозный» принял участие в наиболее эффектной части программы – демонстрации ракетных стрельб новых кораблей. Ради повышения престижа и материального обеспечения офицеров отлично «отстрелявшегося» «Грозного» обрадованный Хрущев с подачи С.Г Горшкова даже одобрил переклассификацию эсминца пр. 58 в «ракетные крейсера». Видимо, ему пришлось преодолеть внутреннее отвращение к термину «крейсер», сформировавшееся за годы эпопеи с попытками как-то пристроить недостроенные корабли пр. 68бис-ЗиФ.

В результате остальные три корабля пр. 58, сданные флоту с 28 ноября 1964 г. по 20 июля 1965 г. и строившиеся под заводскими номерами 782, 783 и 784, с 30 октября 1962 г. вместо «имен прилагательных», принятых еще с царских времен для наименования эсминцев, удостоились славных имен «Адмирал Фокин» (бывший «Стерегущий», а до 11 мая 1964 г. – «Владивосток»), «Адмирал Головко» (вместо «Доблестный») и «Варяг» (ранее «Сообразительный»), Только уже вступивший в строй «Грозный» (заводской номер 781) сохранил традиционное для эсминца наименование. Этому первенцу ракетных крейсеров довелось вскоре вернуться на завод-строитель для проведения ряда доработок, а летом 1965 г. он был впервые продемонстрирован простым советским людям во время традиционного парада на Неве. Иностранцам, интересующимся нашим флотом в силу своих служебных обязанностей, он стал известен намного раньше – при переходе на Север в 1962 г.

Исключительно эффектный и современный вид ракетных крейсеров пр. 58 способствовал их активному привлечению к официальным визитам в зарубежные страны. Этот корабль стал главным героем художественных фильмов «Нейтральные воды» и «Визит вежливости».



 


Читайте:



Презентация на тему ""Уроки французского" В

Презентация на тему

В. Г. Распутин «Уроки французского». Урок литературыв 6 классе Распутин Валентин Григорьевич ( р. 1937), прозаик. Родился 15 марта в селе...

Названия, описания и особенности зимующих птиц

Названия, описания и особенности зимующих птиц

Парфенчук Алефтина ИвановнаДолжность: педагог дополнительного образования.Учебное заведение: МАОУДО города Нижневартовска Центр детского...

Разговорный стиль речи Порядок слов в предложении свободный

Разговорный стиль речи Порядок слов в предложении свободный

Слайд 2 Научиться говорить – значит научиться строить высказывания Слайд 3 В разговорном стиле важнейшую роль играет звуковая сторона речи,...

Сочинение рассуждение на тему деньги Какое значение имеют деньги в жизни человека

Сочинение рассуждение на тему деньги Какое значение имеют деньги в жизни человека

Многие задумываться о роли денег в жизни современного человека и над вопросом можно ли быть счастливым с не большим доходом?Современный человек не...

feed-image RSS