Реклама

Главная - Исчисление
Иностранные компании на территории рф. Постоянное представительство. Особенности открытия филиала иностранной фирмы в России

На Российский рынок выходят иностранные компании, которые хотят развиваться не только в своей стране. Для осуществления деятельности в другом государстве компании нужно постоянно «присутствовать», а именно открывать постоянное представительство, вести учет и платить налоги.

Иностранная компания может открыть в России свое представительство или филиал (Федеральный закон "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" от 09.07.1999 N 160-ФЗ). В какой-то степени эти формы похожи как обособленные подразделения юридического лица, расположенные вне места его нахождения, но и имеют существенную разницу.

Представительство отстаивает интересы компании, осуществляет их защиту. Оно выступает от имени иностранной фирмы и по ее поручению занимается только представлением интересов головной компании. Филиал осуществляет функции самой компании, в том числе и функции представительства (Регистрация филиала).

Открытие обособленных подразделений и их деятельность регулируются внутренними нормами страны, в которой они расположены. На них также распространяется действие законодательства государства, где юридические лицо создано и зарегистрировано (Что такое обособленное подразделение).

В налоговом смысле существует понятие «постоянное представительство иностранной организации». Это любое обособленное подразделение, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность в РФ.

Существует три основных признака постоянного представительства:

  • Наличие обособленного подразделения или иного места деятельности на территории РФ
  • Осуществление иностранной организацией предпринимательской деятельности на территории РФ
  • Осуществление деятельности на регулярной основе

Постоянным местом деятельности может быть признана любая форма присутствия иностранной компании в РФ. Осуществление предпринимательской деятельности на постоянной основе означает, что компания ведет или намеревается вести деятельность на территории РФ в течение периода, превышающего 30 календарных дней, непрерывно или в совокупности за год. В этом случае она обязана встать на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности.

Следует отметить, что полномочия РФ по взиманию налогов регулируются международным налоговыми соглашениями с рядом стран, чтобы избежать двойного налогообложения. Эти соглашения определяют порядок разграничения прав каждого из государств в сфере налогообложения, а порядок исчисления и уплаты налога, привлечение к ответственности за допущенные налоговые нарушения и т.п. определяются внутри государства.

Иностранные организации, являющиеся налогоплательщиками по законодательству РФ, обязаны уплачивать налоги, отчитываться перед российскими налоговыми органами по месту постановки на учет и предоставлять отчетность.

Бухгалтерская отчетность представительства иностранной организации

Согласно законодательству, иностранные представительства, действующие на территории РФ, имеют право не вести бухгалтерский учет по правилам, установленным Законом N 402-ФЗ , если они ведут учет доходов и расходов и иных объектов налогообложения в порядке, определенном налоговым законодательством РФ.

На начало финансового года необходимо утвердить учетную политику, определяющую способы ведения бухгалтерского учета. Представительства иностранных компаний могут осуществлять учет как по российским правилам, так и по правилам своей страны, если они не противоречат международным стандартам финансовой отчетности.

Если в учетной политике закреплено, что бухгалтерский учет ведется в соответствии с российскими законами и стандартами, у представительства возникает обязанность вести бухгалтерский учет в соответствии с Законом N 402-ФЗ и, как следствие, подавать бухгалтерскую (финансовую) отчетность в налоговый орган. В других случаях бухгалтерская (финансовая) отчетность в налоговый орган не подается.

Налог на прибыль для иностранных организаций

В соответствии с НК РФ иностранные организации, ведущие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ, признаются налогоплательщиками налога на прибыль.

Для иностранных организация прибылью признается доход, полученный через постоянное представительство, уменьшенный на величину произведенных этим представительство расходов, которые являются экономически обоснованными. Представительство сможет принять к учету для целей налогообложения только те расходы, которые направлены на обеспечение его деятельности в РФ. Такие расходы должны быть документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Налог на добавленную стоимость для иностранных организаций

Иностранные организации, осуществляющие на территории РФ через постоянные представительства реализацию товаров, услуг, работ, являются плательщиками НДС на тех же основаниях, что и российские компании. Они исчисляют и уплачивают НДС в бюджет и предоставляют отчетность в налоговые органы на общих основаниях. В случае признания местом реализации работ и услуг территории иностранного государства данные операции не являются объектом обложения на территории РФ, кроме того, по указанным операциям не подлежат налоговым вычетам суммы НДС, уплаченные поставщикам при выполнении этих работ. Суммы налога учитываются в стоимости работ и возмещению из бюджета не подлежат.

Налог на имущество для иностранных организаций

Если постоянное представительство наделено основными средствами, учитываемыми на его балансе, возникает обязанность исчислять и уплачивать налог на имущество. Объектами налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признаются движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, имущество, полученное по концессионному соглашению. Движимое имущество, принятое к учету с 1 января 2013 г., не является объектом обложения.

Страховые взносы для иностранных организаций

В отношении обязательного страхования (пенсионного, медицинского и социального) постоянное представительство иностранной организации несет точно такие же обязанности, как и российская организация. Представительство иностранной организации должно стоять на учете в ПФР и ФСС и отчитываться перед фондами.

Если в иностранном представительстве работают физические лица, с которыми заключены трудовые и гражданско-правовые договора, и производятся выплаты, то данные выплаты являются объектом обложения страховыми взносами в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд медицинского страхования.

Налог на доходы физических лиц для иностранных организаций

Постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, выступают в качестве налоговых агентов, Они обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика сумму НДФЛ с суммы заработной платы и иных вознаграждений, начисленных работникам представительства, и перечислить в бюджет РФ.

Кроме того, на представительство иностранной организации возложена обязанность и по предоставлению в налоговый орган по месту своего учета сведений о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных у них налогов.

Наряду с налоговой и бухгалтерской отчетностью иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность на территории РФ, предоставляют годовой отчет о деятельности вне зависимости от налогового статуса и финансовых результатов деятельности в отчетном году. В отчете отражаются особенности функционирования иностранного представительства, филиала или отделения на территории РФ.

Фирммейкер , январь 2014
Мария Ромашкан (Зенченко)
При использовании материала ссылка на статью обязательна

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

"Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2011, N 7

От решения вопроса, образует или нет иностранная компания в нашей стране постоянное представительство, во многом зависит порядок ее налогообложения. Между тем иногда понять, образуется ли постоянное представительство, не так-то легко. Этому посвящена наша статья.

Определение

Для целей НК РФ оно приводится в ст. 306 НК РФ.

Под постоянным представительством иностранной организации в РФ для целей налогообложения прибыли понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой компании, через которое она регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории РФ, связанную:

  • с пользованием недрами или другими природными ресурсами;
  • с проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов;
  • с продажей товаров с расположенных на территории России и принадлежащих этой компании или арендуемых ею складов;
  • с осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности.

Обратите внимание! В налоговом законодательстве особо оговариваются случаи, когда постоянное представительство создается в ходе использования иностранными компаниями российских недр или какого-либо строительства на российской территории.

Итак, определение у нас вроде бы есть... Но на самом деле его нет. Ведь в ст. 306 НК РФ приводится перечень только тех видов деятельности, посредством которых организована деятельность представительства.

Получается, что компания, используя этот перечень, должна самостоятельно сделать вывод о наличии или отсутствии у нее постоянного представительства применительно к конкретной ситуации.

Разъяснения налоговиков

У нас есть Методические рекомендации <1>, которые никто не отменял. Там указано, что понятие "постоянное представительство" имеет не организационно-правовое, а квалифицирующее деятельность иностранной организации значение, с которым связывается возникновение обязанности иностранной компании уплачивать налог на прибыль в РФ.

<1> Методические рекомендации налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций, утв. Приказом МНС России от 28.03.2003 N БГ-3-23/150.

Поэтому факт аккредитации филиала или представительства, а также его постановки на налоговый учет сам по себе к вопросу образования постоянного представительства для целей налогообложения прибыли отношения не имеет.

Это несколько признаков, которые в совокупности позволяют признать наличие у иностранной компании в России постоянного представительства:

  • наличие обособленного подразделения или любого иного места деятельности иностранной организации в России;
  • осуществление иностранной организацией предпринимательской деятельности на территории России;
  • осуществление предпринимательской деятельности на регулярной основе.

Как указывают налоговики, регулярной, в частности, можно считать деятельность обособленных подразделений иностранных компаний, вставших или обязанных встать на учет в налоговой инспекции в соответствии с Приказом Минфина России от 30.09.2010 N 117н.

Во всех остальных случаях соответствие критерию "регулярная деятельность" нужно определять на основе анализа фактической деятельности самой иностранной компании (или иных организаций либо физических лиц в пользу иностранной компании) в каждом конкретном случае.

При этом единичные факты совершения каких-либо хозяйственных операций в РФ (например, отдельные случаи продажи в России принадлежащего иностранной фирме на праве собственности недвижимого имущества) не могут рассматриваться как "регулярная деятельность".

И еще важнейшая деталь. В случае если иностранная организация является лицом с постоянным местопребыванием в государстве, в отношениях с которым у РФ (СССР) существует действующее соглашение об избежании двойного налогообложения, при определении наличия или отсутствия постоянного представительства приоритет имеют положения соответствующего международного договора (п. 2.1 Методических рекомендаций).

Пара определений

В НК РФ нет определения места деятельности. Обратимся к ст. 5 комментариев к модели Конвенции ОЭСР. В ней есть выражение "место бизнеса", и означает оно любые помещения, средства или установки, используемые для ведения бизнеса организации. Принадлежат компании или арендуются находящиеся в ее распоряжении помещения, средства или установки - не имеет значения.

Кроме того, в НК РФ нет и своего собственного определения предпринимательской деятельности.

В этом случае согласно п. 1 ст. 11 НК РФ соответствующее определение нужно искать в других отраслях законодательства.

В п. 1 ст. 2 ГК РФ установлено, что предпринимательская деятельность - самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Строительство

Это, пожалуй, самый сложный элемент в вопросах признания наличия постоянного представительства. Строительство в России худо-бедно начало оживать, в том числе возвращаются и иностранные компании.

Для того чтобы определить наличие постоянного представительства при выполнении строительных, установочных и монтажных работ, нужно правильно использовать понятие "строительная площадка".

Оно дано в п. 1 ст. 308 НК РФ. В нем сказано, что под строительной площадкой иностранной компании на территории РФ для целей налогообложения прибыли нужно понимать:

  • место строительства новых, а также реконструкции, расширения, технического перевооружения или ремонта существующих объектов недвижимого имущества (за исключением воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания и космических объектов);
  • место строительства или монтажа, ремонта, реконструкции, расширения или технического перевооружения сооружений, в том числе плавучих и буровых установок, а также машин и оборудования, нормальное функционирование которых требует жесткого крепления на фундаменте или к конструктивным элементам зданий, сооружений или плавучих сооружений.

При этом иностранная компания, являющаяся генеральным подрядчиком, может передавать часть своей работы другой иностранной компании - субподрядчику. В таком случае деятельность субподрядчика тоже рассматривается как постоянное представительство. При условии, конечно, что продолжительность его деятельности составляет в совокупности не менее 30 календарных дней и что сам генподрядчик имеет постоянное представительство.

Днем начала существования строительной площадки в налоговых целях считается более ранняя из следующих дат:

  • дата подписания акта о передаче площадки подрядчику (или акта о допуске персонала субподрядчика для выполнения его части совокупного объема работ);
  • дата фактического начала работ.

Строительная площадка прекращает свое существование после того, как заказчик подписывает акт сдачи-приемки объекта (или комплекса работ) или работы фактически заканчиваются.

Пользование недрами

Об образовании постоянного представительства, если иностранная компания пользуется недрами или другими природными ресурсами России, особо говорится в п. 3 ст. 306 НК РФ.

В этом случае постоянное представительство фирмы считается образованным с более ранней из следующих дат:

  • дата вступления в силу лицензии (разрешения), удостоверяющей право этой компании на осуществление соответствующей деятельности;
  • дата фактического начала такой деятельности.

Если фирма выполняет работы для другого лица, оказывает услуги другому лицу, имеющему указанную лицензию (разрешение) или выступающему в качестве генерального подрядчика лица, имеющего такую лицензию (разрешение), при решении вопросов, связанных с образованием и прекращением существования постоянного представительства этой фирмы, применяется порядок, аналогичный порядку деятельности на строительной площадке.

К сведению. В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" отношения недропользования с иностранными юридическими и физическими лицами регулируются этим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Подготовительная и вспомогательная деятельность

О ней говорится в п. 4 ст. 306 НК РФ. Факт осуществления иностранной компанией на территории России деятельности подготовительного и вспомогательного характера при отсутствии признаков постоянного представительства не может рассматриваться как приводящий к образованию постоянного представительства. Но при этом определений, что такое "подготовительная" и что такое "вспомогательная" деятельность, нет.

По мнению экспертов, подготовительной деятельностью, очевидно, следует считать ту, что направлена на создание предварительных условий для ведения основной деятельности иностранной компании в России. Это может быть деятельность по получению лицензий, разрешений, сертификатов и т.п., по исследованию рынка, предварительному подбору партнеров и пр.

Вспомогательная деятельность - деятельность, направленная на обслуживание основной (при условии, конечно, что основная деятельность в России не осуществляется). В качестве примера можно привести рекламирование деятельности компании и постоянный подбор потенциальных российских клиентов.

В самой ст. 306 НК РФ есть только небольшой, хотя и открытый перечень возможных вариантов.

Во-первых, использование сооружений исключительно для целей хранения, демонстрации или поставки товаров, принадлежащих этой иностранной компании, до начала такой поставки.

Обратите внимание! В Методических рекомендациях (п. 2.3.3) уточняется, что после того, как иностранная компания начинает регулярные поставки товаров, хранящихся на складах в РФ, ее деятельность тут же перестает быть подготовительной и вспомогательной и приводит к образованию постоянного представительства.

Во-вторых, это содержание запаса товаров, принадлежащих иностранной компании, исключительно для целей их хранения, демонстрации или поставки - до начала такой поставки.

В-третьих, содержание постоянного места деятельности компании исключительно для целей закупки товаров в России.

В-четвертых, это содержание постоянного места деятельности исключительно для сбора, обработки или распространения информации, ведения бухгалтерского учета, занятия маркетингом, рекламой или изучения рынка товаров, работ, услуг, реализуемых фирмой.

Однако признать такую деятельность подготовительной или вспомогательной можно только в том случае, если она не является основной или обычной деятельностью данной компании.

Так, если представительство фирмы в России занимается рекламой, а для самой фирмы оказание услуг по рекламе - основная деятельность, то ей придется признать наличие в России постоянного представительства.

В-пятых, это содержание постоянного места деятельности исключительно для целей простого подписания контрактов от имени организации, если подписание контрактов происходит в соответствии с детальными письменными инструкциями иностранной организации.

Пример 1 . Представительство болгарской компании расположено в г. Ростов-на-Дону. Оно арендует складское помещение, где рекламирует собственную продукцию и демонстрирует образцы товаров.

Сами контракты заключаются в головном офисе фирмы в г. Пловдив. Оттуда продукция отправляется российским покупателям.

Деятельность представительства в налоговых целях признается вспомогательной и не приводит к образованию постоянного представительства.

Отметим, что факт регистрации представительства в России не имеет значения для квалификации коммерческой деятельности как деятельности через постоянное представительство. К такому выводу, например, пришли судьи в Постановлении ФАС СЗО от 03.03.2005 N А56-24202/04.

Однако нужно учесть положения п. 3 ст. 307 НК РФ. Если вспомогательная или подготовительная деятельность производится в интересах не самой иностранной компании, а третьих лиц, то она может привести к образованию постоянного представительства.

Этого не произойдет, только если указанная деятельность в пользу третьих лиц не будет носить регулярный характер.

Пример 2 . Представительство украинской компании расположено в г. Казань. Оно арендует складское помещение, где рекламирует собственную продукцию и демонстрирует образцы товаров.

Сами контракты заключаются в головном офисе фирмы в г. Львов. Оттуда продукция отправляется российским покупателям.

Однако, кроме имущества самой фирмы, на складе на постоянной основе хранится имущество российской компании. По этому поводу с украинской компанией заключен договор.

В пп. "а" п. 4 ст. 5 Соглашения от 08.02.1995 между Правительством РФ и Правительством Украины об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонений от уплаты налогов указано, что постоянное представительство не образуется в случае "использования сооружений и содержания запасов товаров и изделий, принадлежащих этому предприятию, исключительно для целей их хранения или демонстрации".

Следовательно, ввиду регулярного оказания услуг третьему лицу этой украинской компанией у нее на территории России образуется постоянное представительство для целей налогообложения.

Учтите, под регулярным характером деятельности, исходя из текста Методических рекомендаций, следует понимать все, что не носит единичный характер.

Обратите внимание! Исходя из положений ст. 7 НК РФ, если в международном соглашении России с каким-либо иностранным государством предусмотрены иные правила признания деятельности фирмы вспомогательной или подготовительной, то применяться должны именно они.

Разумеется, налоговая инспекция при проверке будет анализировать фактическую деятельность иностранной компании на российской территории.

Так, налоговики расценивают сдачу иностранной фирмой в аренду недвижимого имущества на территории России как образование постоянного представительства - см. Письмо УМНС России по г. Москве от 08.05.2004 N 26-12/32526.

А вот ФАС МО в Постановлении от 07.06.2006 N КА-А41/5096-06, рассматривая конкретную ситуацию и исходя из совокупности факторов (договоры аренды заключал сам нерезидент, действуя из-за рубежа, недвижимое имущество находится на балансе самого нерезидента, сам нерезидент уплачивает все налоги с недвижимого имущества), пришел к другому выводу.

Он посчитал, что на территории России в данном случае фактически нет деятельности, связанной с предоставлением недвижимого имущества в аренду, а потому постоянное представительство не образуется.

Владение имуществом

Как указано в п. 5 ст. 306 НК РФ, факт владения иностранной компанией ценными бумагами, долями в капитале российских организаций, а также иным имуществом на территории России при отсутствии признаков постоянного представительства сам по себе не может рассматриваться как приводящий к образованию постоянного представительства компании в России.

Следует обратить внимание на термин "владение иным имуществом". Ведь если иностранная компания регулярно использует какое-либо имущество в коммерческих целях, это может привести к образованию постоянного представительства, о чем налоговики напоминают в п. 2.4.1 Методических рекомендаций. Это произойдет, если будут присутствовать все признаки постоянного представительства, предусмотренные в п. 2 ст. 306 НК РФ.

Пример 3 . На территории России в собственности молдавской компании находится складское помещение, которое сдано в долгосрочную аренду российской компании.

Постоянного представительства в данном случае не образуется, так как поиском арендатора занималась российская риелторская компания, а у молдавской фирмы в России нет ни филиала, ни представительства и все дела по аренде ведутся через российскую риелторскую компанию.

Договор простого товарищества

Как указано в п. 6 ст. 306 НК РФ, сам по себе факт заключения иностранной компанией договора простого товарищества или иного договора, предполагающего совместную деятельность его сторон, осуществляемую полностью или частично на территории России, не может рассматриваться как приводящий к образованию постоянного представительства данной компании в России.

Напомним, что согласно ст. 1041 ГК РФ по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели. Прибыль, полученная товарищами в результате их совместной деятельности, распределяется согласно ст. 1048 ГК РФ пропорционально стоимости вкладов товарищей в общее дело, если иное не предусмотрено их договором.

Если иностранная компания в рамках договора о совместной деятельности не занимается осуществлением самостоятельной предпринимательской деятельности в РФ, приводящей к образованию постоянного представительства, а только получает доходы в виде распределения прибыли от совместной деятельности, то они относятся к доходам от источников в РФ, но не приводят к образованию постоянного представительства.

Эти разъяснения были даны в Письме УФНС России по г. Москве от 19.01.2007 N 20-12/05685. (Можно посмотреть также Письмо Минфина России от 06.05.2005 N 03-08-02.)

Пример 4 . Словацкая компания является участником договора простого товарищества с ООО "Рассвет" и ООО "Закат".

Вклад компании был произведен денежными средствами.

Делами товарищества управляет ООО "Закат". Оно выплачивает партнеру долю в прибыли, перечисляя деньги на его счет в иностранном банке.

Так как кроме денежного участия в делах товарищества словацкая компания никакой другой предпринимательской деятельности в России не осуществляет, ее участие в договоре простого товарищества не образует постоянного представительства.

Возникает ли постоянное представительство в случае, если ведение общих дел товарищества возложено на иностранного участника?

Ни судебной практики, ни официальной позиции по данному вопросу нет.

Некоторые специалисты указывают, что постоянное представительство не образуется, если иностранная компания - в рамках простого товарищества - не осуществляет самостоятельную предпринимательскую деятельность в России, и даже возложение на нее обязанности по ведению дел товарищества на основании ст. 1044 ГК РФ в этом смысле ничего не меняет.

По мнению автора, здесь нужно применить положения п. 2 ст. 278 НК РФ. В нем сказано, что в случае если хотя бы одним из участников товарищества является российская организация или физическое лицо - налоговый резидент РФ, ведение учета доходов и расходов такого товарищества для целей налогообложения должно осуществляться российским участником независимо от того, на кого возложено ведение дел товарищества в соответствии с договором.

Так что смысла возлагать на иностранную фирму обязанность вести дела товарищества нет.

Предоставление персонала

Как прямо указано в п. 7 ст. 306 НК РФ, факт предоставления иностранной фирмой персонала для работы на территории РФ в другой организации не может рассматриваться как приводящий к образованию постоянного представительства иностранной компании, предоставившей персонал, если последний действует исключительно от имени и в интересах организации, в которую был направлен. (Правда, этот пункт действует только при отсутствии признаков постоянного представительства, предусмотренных п. 2 ст. 306 НК РФ.)

Этот момент налоговики рассмотрели особенно подробно в п. 2.4.2 Методических рекомендаций.

Они указывают, что предоставление персонала не является признаком наличия постоянного представительства, только если иностранная компания не принимает на себя обязательств по оказанию каких-либо иных услуг, кроме направления в Россию специалистов требуемой квалификации. При этом направляемый персонал остается в штате направляющей организации.

Также поставщик персонала не должен принимать на себя ответственность за своевременность и качество работы, выполняемой направляемыми специалистами в интересах заказчика.

Кроме того, налоговики указывают даже, какие в этом случае должны оформляться документы и оплачиваться расходы.

Подтверждением факта оказания услуг по предоставлению персонала являются акты (или иные документы) о его предоставлении. (Если будут оформлены акты об оказании иных услуг, то у налоговиков тут же возникнут подозрения в добросовестности партнеров.) Также необходимы выставление и оплата счетов, предусматривающих компенсацию расходов иностранной компании, связанных с деятельностью предоставленных специалистов:

  • расходы по их заработной плате;
  • расходы по найму жилых помещений;
  • командировочные расходы и т.п. По мнению составителей Методических рекомендаций, плата за предоставленный персонал должна быть установлена по заранее определенной твердой ставке и зависеть только от фактически отработанного им времени. При этом сумма вознаграждения за предоставленный персонал, выплачиваемая заказчиком поставщику персонала (если в соответствии с соглашением непосредственные выплаты персоналу не осуществляет принимающая организация), должна покрывать расходы по его заработной плате, дополнительным компенсационным выплатам (например, по найму помещения) и командировочным. И вознаграждение должно лишь незначительно превышать вышеуказанные расходы (а в ряде случаев и не покрывать их).

Непонятно на каком основании, но налоговики выдвинули еще одно жесткое условие.

Между суммами, которые переводятся поставщику за предоставление персонала, и суммами заработной платы (с учетом вышеуказанных дополнительных затрат), установленной для этого персонала, может быть разница не более чем в 10% от последней из указанных величин.

В противном случае квалификация такой деятельности компании потребует дополнительного рассмотрения на предмет образования постоянного представительства в России.

Требования налоговиков были поддержаны в Письме Минфина России от 01.12.2006 N 03-08-05.

Пример 5 . Финская компания предоставила российскому ОАО "Леспромхоз" специалистов, состоящих в штате фирмы, для консультирования и оказания помощи в налаживании деревообрабатывающего производства. Иных обязательств по оказанию услуг иностранная компания на себя не принимала.

Общая сумма выплат поставщику персонала, включающая вознаграждение за услуги, заработную плату и компенсацию дополнительных расходов, составила 1 500 000 руб. Из них сумма заработной платы сотрудников иностранной компании, их командировочных расходов и затрат по найму жилья - 1 400 000 руб.

Предельная величина превышения вознаграждения над произведенными расходами составила 140 000 руб. (1 400 000 руб. x 10%). Фактически сумма вознаграждения превышает затраты финской компании на 100 000 руб. (1 500 000 - 1 400 000).

Так как данная сумма находится в пределах допустимого отклонения доходов от расходов (иными словами, фактическое вознаграждение финской компании меньше чем на 10% отклоняется от ее расходов), у налоговиков отсутствуют основания для дополнительного анализа возможности признания наличия постоянного представительства иностранной компании.

Ввоз и вывоз товаров

В силу п. 8 ст. 306 НК РФ ввоз и вывоз иностранной компанией товаров в Россию и за ее пределы соответственно, в том числе в рамках внешнеторговых контрактов, при отсутствии признаков постоянного представительства не могут рассматриваться как приводящие к образованию постоянного представительства этой инофирмы в РФ.

В Методических рекомендациях (п. 2.4.3) есть пояснения по поводу данного права. Так, если подготовка и подписание контрактов производятся сотрудниками отделения иностранной фирмы в России, то такая деятельность уже может рассматриваться как приводящая к образованию постоянного представительства иностранной компании.

Если сотрудники российских отделений иностранной фирмы регулярно участвуют в маркетинге, согласовании существенных условий контрактов, подписывают их и обеспечивают их реализацию (например, производят таможенное оформление, сопровождают или способствуют доставке товаров до покупателей и занимаются другой деятельностью, связанной с этими контрактами), такая деятельность тоже может квалифицироваться как приводящая к образованию постоянного представительства компании в РФ.

Кроме того, если продажа ввезенных в Россию товаров осуществляется иностранной компанией с расположенных на территории РФ и принадлежащих этой фирме или арендуемых ею складов и носит регулярный характер, постоянное представительство все-таки образуется.

Пример 6 . Французская компания продает обувь российским оптовым покупателям, заключая контракты непосредственно за границей - в головном офисе. Поставка осуществляется со складов компании, расположенных в Венгрии.

В этом случае постоянного представительства на территории России французская компания не имеет, так как место деятельности в России у нее отсутствует.

Пример 7 . Итальянская компания продает обувь российским оптовым покупателям, заключая договоры поставки в представительстве компании в Москве. Сотрудники представительства имеют право оговаривать все существенные условия контрактов и подписывать их. Поставка обуви производится со складов, арендованных итальянцами в России.

В этом случае деятельность компании приводит к образованию постоянного представительства.

Вносят коррективы в этот вопрос и международные договоры. Например , в Письме Минфина России от 19.10.2005 N 03-03-04/1/286 была рассмотрена ситуация, когда швейцарская компания закупает металлолом через свое обособленное подразделение в России.

Подпунктом "e" п. 4 ст. 5 Соглашения между Российской Федерацией и Швейцарской Конфедерацией об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 15.11.1995 предусмотрено, что содержание постоянного места деятельности исключительно для цели закупки товаров или изделий или для сбора информации для предприятия не рассматривается как наличие постоянного представительства. Поэтому в данном случае постоянное представительство швейцарской компании в России не образуется.

Переработка на таможенной территории

В п. 9 ст. 306 НК РФ указаны обстоятельства, которые определенно приводят к образованию постоянного представительства в России. Иностранная компания рассматривается как имеющая постоянное представительство в случае, если она осуществляет поставки с территории России принадлежащих ей товаров, полученных в результате переработки на таможенной территории или под таможенным контролем.

Напомним, что для образования постоянного представительства в этой ситуации важно, чтобы поставки осуществлялись на регулярной основе как вид предпринимательской деятельности.

В соответствии с п. 1 ст. 239 ТК ТС переработка на таможенной территории - это таможенная процедура, при которой иностранные товары используются для совершения операций по переработке на таможенной территории Таможенного союза в установленные сроки с полным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим вывозом продуктов переработки за пределы таможенной территории Таможенного союза.

Согласно ст. 241 ТК ТС операции по переработке товаров в таможенной процедуре переработки на таможенной территории включают:

  • переработку или обработку товаров, при которой иностранные товары теряют свои индивидуальные характеристики;
  • изготовление товаров, включая монтаж, сборку, разборку и подгонку;
  • ремонт товаров, включая восстановление, замену составных частей;
  • использование в качестве сырья товаров, которые содействуют производству продуктов переработки или облегчают его, даже если эти товары полностью или частично потребляются в процессе переработки.

К операциям по переработке товаров не относятся:

  • обеспечение сохранности товаров при подготовке их к продаже и транспортировке;
  • получение приплода, выращивание и откорм животных, птиц, рыб;
  • выращивание деревьев и растений;
  • копирование и размножение информации, аудио- и видеозаписей на любые виды носителей информации;
  • использование иностранных товаров как вспомогательных средств в технологическом процессе (оборудование, станки, приспособления и др.).

Причем если инофирма после получения продукта переработки продала его российской компании на территории России, то возникает вопрос по поводу наличия постоянного представительства. А если вывезла готовую продукцию обратно на свою территорию, то оснований для претензий нет.

Пример 8 . Украинская компания ввозит на таможенную территорию России горчицу для переработки и получения горчичного масла. Готовая продукция немедленно вывозится обратно на Украину.

В данном случае постоянного представительства украинской компании в России не образуется.

Зависимый агент

Все в том же п. 9 ст. 306 НК РФ прописано, что если иностранная компания осуществляет деятельность, отвечающую признакам постоянного представительства, через лицо, которое на основании договорных отношений с этой иностранной компанией представляет ее интересы в РФ, действует на территории РФ от имени этой фирмы, имеет и регулярно использует полномочия на заключение контрактов или согласование их существенных условий от имени данной компании, создавая при этом правовые последствия для нее, то такая компания образует на территории России постоянное представительство.

Лицо, через которое все это делается, называется зависимым агентом.

Чтобы деятельность лица, представляющего интересы иностранной компании в РФ, могла быть отнесена к деятельности постоянного представительства, необходимо наличие в совокупности следующих признаков.

Во-первых, деятельность через конкретное зависимое лицо иностранной компании должна отвечать признакам деятельности постоянного представительства, то есть осуществляться регулярно, иметь предпринимательский характер и происходить на территории России.

Во-вторых, лицо, представляющее интересы компании в России, должно действовать от ее имени, иметь и регулярно использовать полномочия на заключение контрактов или согласование их существенных условий, и при этом такая деятельность в интересах компании не должна являться основной или обычной деятельностью лица.

Из Писем УМНС России по г. Москве от 04.08.2004 N 26-12/51896 и Минфина России от 12.08.2008 N 03-08-05 можно сделать следующие выводы:

  • обычной деятельностью можно признать, например, деятельность агента, установленную в учредительных документах, лицензиях или ином разрешении компетентного государственного органа;
  • доходы от основной или обычной деятельности должны составлять преимущественную часть валовой прибыли или дохода посредника.

Так что если агент иностранной фирмы будет заниматься не свойственной ему деятельностью, это приведет к образованию постоянного представительства. Например , если вдруг риелторская фирма как агент начнет заниматься поставками товаров иностранного партнера, то у иностранной компании на территории России образуется постоянное представительство.

Есть еще тонкости.

Если существенные условия контракта клиент может согласовать непосредственно с агентом, уже независимо от того, кто имеет право подписать контракт - сам агент или только головной офис за рубежом, постоянное представительство образуется.

Если же агент имеет право только на согласование встречи с клиентом и подготовку этой встречи с сотрудниками самой иностранной компании, то его деятельность постоянное представительство не образует, даже при условии, что агент имеет право подписать контракт, все существенные условия которого определяются в головном зарубежном офисе.

Кроме того, очень важна регулярность деятельности агента. Так, если агент имеет все необходимые полномочия, но фактически их не использует, то постоянного представительства компании не существует. Не появится оно даже в том случае, если агент проведет единичную сделку.

Пример 9 . Российское ООО "Магнум-М" представляет интересы литовской компании в России по поставкам ее продукции в качестве агента. Общество уполномочено заключать контракты на наиболее выгодных для латвийского партнера условиях, то есть согласовывать существенные условия контрактов, а также подписывать их.

Общество в течение 2010 г. заключило 11 договоров. Оно обладает всеми признаками зависимого агента, указанными в п. 9 ст. 306 НК РФ.

Следовательно, у литовской компании в России образуется постоянное представительство.

Конечно, обязательно нужно смотреть и на положения соглашений об избежании двойного налогообложения.

Так, в п. 5 ст. 5 Договора от 17.06.1992 между Правительством РФ и США об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал установлено, что зависимый агент - это лицо, которое в совокупности:

  • имеет полномочия заключать контракты России от имени компании США;
  • обычно использует эти полномочия;
  • не является агентом с независимым статусом (то есть брокером и т.д.);
  • не ограничено ведением деятельности только подготовительного и вспомогательного характера.

Помимо всего прочего, при решении вопроса о независимом или зависимом статусе агента можно обратиться к комментариям к Типовой конвенции ОЭСР. В них перечислены несколько отличительных признаков деятельности зависимого агента.

Во-первых, это плотная опека агента со стороны принципала. Если агент отвечает не только за результат своей работы, но и за то, каким образом он ее выполнял, - это первое свидетельство возможной зависимости.

Во-вторых, необычно широкие полномочия агента: он может заключать очень широкий круг договоров, а не просто выполнять конкретное поручение клиента (фактически он во многом самостоятелен).

Первый и второй пункты не противоречат друг другу, как может показаться. Просто агент имеет очень большие права, но обязан отчитаться перед принципалом, как он ими пользуется.

В-третьих, агент работает в интересах только одного клиента (принципала), то есть зависит от него экономически.

В-четвертых, агенту гарантированы вознаграждение и покрытие убытков от его деятельности принципалом вне зависимости от результатов деятельности. Фактически агент находится "на содержании" своего клиента.

Каждый из перечисленных признаков в отдельности не может быть основанием для вывода о зависимости агента. Однако в совокупности они почти наверняка означают зависимый статус.

В п. 9 ст. 306 НК РФ сделана важная оговорка: иностранная компания не рассматривается как имеющая постоянное представительство, если она осуществляет деятельность на территории России через брокера, комиссионера, профессионального участника российского рынка ценных бумаг или любое другое лицо, действующее в рамках своей основной или обычной деятельности.

Кроме того, в п. 10 ст. 306 НК РФ отмечено: тот факт, что лицо, осуществляющее деятельность на территории РФ, является взаимозависимым с иностранной фирмой, при отсутствии признаков зависимости агента не рассматривается как приводящий к образованию постоянного представительства этой иностранной фирмы в России.

Затруднения в выборе

Как мы убедились, разобраться в том, образуется у иностранной компании в России постоянное представительство или нет, далеко не просто. Чтобы застраховать себя от возможных налоговых неприятностей, представители фирмы могут обратиться за разъяснениями непосредственно к налоговикам. Об этом сказано в п. 5.2 разд. II Методических рекомендаций.

В ответ на запрос налоговики должны выдать или справку о наличии постоянного представительства, или уведомление о том, что деятельность фирмы не приводит к образованию такого представительства.

В п. 4.3.2.3 Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами <2> установлено, что эти справку или уведомление налоговики должны выдать в срок не позднее 30 календарных дней с даты получения запроса. Срок может быть продлен заместителем руководителя (руководителем) налоговой инспекции, но не более чем на 30 дней.

<2> Утвержден Приказом ФНС России от 09.09.2005 N САЭ-3-01/444@.

А.В.Анищенко

Эксперт журнала

"Актуальные вопросы бухгалтерского учета

и налогообложения"

На обширной и богатой территории Российской Федерации совместно с российскими организациями могут вести деятельность и иностранные. Для ведения такой деятельности законным способом необходима регистрация филиала иностранной компании в России, представительства или открытие дочерней компании. В этой статье пойдет речь о том, как открыть иностранную компанию в России.

Оптимальные варианты налогообложения, открытие компаний и счетов в оффшорных зонах, помощь в выборе готовых оффшоров .

Представительство, филиал или дочерняя компания - что лучше открыть?

Эти формы зависят от видов деятельности организации. При этом представительство не является отдельным юридическим лицом. Оно не может вести коммерческую деятельность. Его задачи: защищать и представлять интересы иностранной компании на территории РФ (участие в тендерах, проведение рекламных акций и др.). Филиал, в отличие от представительства, берет на себя осуществление части функций юридического лица, он вправе вести коммерческую деятельность, владеть собственностью и вести другую хозяйственную деятельность. Дочерняя компания, чаще ООО, обладает теми же правами и обязанностями, что и любая другая фирма в России. Дальше каждый вариант будет рассмотрен подробнее.

Дочерняя компания в России

Для работы в России чаще всего выбирается общество с ограниченной ответственностью (ООО). В этом легко убедиться, если посмотреть на этикетку любого товара компании, чей головной офис находится за рубежом. ООО - самая распространенная форма, потому что она позволяет вести все виды коммерческой деятельности без ограничений. Доли в ООО не подпадает под понятие «акции», поэтому не являются ценными бумагами. Налоговая нагрузка точно такая же, как для всех российских фирм. Если в качестве учредителя выступает иностранная компания, ей необходимо представить следующие документыдля создания ООО:

  1. свидетельство о создании компании за рубежом;
  2. учредительный договор и устав;
  3. документ, указывающий местонахождение компании;
  4. гарантия от банка о финансовой устойчивости компании;
  5. свидетельство о регистрации налогоплательщика в другой стране;
  6. свидетельство из коммерческого реестра о назначенных директоров иностранной компании-учредителя.

Указанные документы должны быть заверены и легализованы (апостиль или консульская легализация). Подписи руководителей должны быть нотариально заверены.

Представительство или филиал иностранной компании

Надо заметить, что нет необходимости в образовании данных форм юридических лиц, если деятельность не является постоянной или носит вспомогательный характер. В таком случае можно работать без представительства. Это позволит снизить налоговую нагрузку. Недостатком является ограниченность сфер деятельности и короткий промежуток времени для деятельности, в течение которого нет необходимости платить налоги.

Если принято решение образовать представительство или филиал, то для этого необходимо получить аккредитацию в Федеральной налоговой службе. Деятельность на территории для организации доступна лишь в сроки, указанные в полученном свидетельстве об аккредитации.

Налогообложение таких представительств мало чем отличается от налогообложения российских фирм.

Порядок аккредитации представительств и филиалов иностранных фирм

Порядок определен приказом Федеральной налоговой службы от 26.12.2014 ММВ-7-14/

  1. Иностранная компания в течение 12 месяцев после принятия решения о создании представительства в РФ представляет в МИФНС России №47 по г. Москве заявление об аккредитации по форме №15АФП, подписанное уполномоченным лицом.
  2. Необходимо представить учредительные документы юридического лица.
  3. Документ, подтверждающий юридический статус иностранной компании.
  4. Решение иностранного юридического лица о создании представительства или филиала на территории РФ.
  5. Положение об иностранном представительстве.
  6. Доверенность на руководителя представлять интереса компании на территории РФ.
  7. Документ об уплате Госпошлины. Согласно пункту 5 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации сейчас она составляет 120 тыс. руб.
  8. Опись представленных документов (в двух экземплярах).

Если все представленные документы в порядке и нет оснований в отказе, в течение 25 рабочих дней после подачи документов ФНС аккредитует представительство или филиал. После этого в течение пяти рабочих дней Аккредитованному представительству (филиалу) выдается Свидетельство о внесении записи в Государственный реестр аккредитованных представительств (филиалов) иностранных компаний. Также ФНС направляет данную информацию во внебюджетные страховые фонды.

Кроме того, компаниям, планирующим вести бизнес в России необходимо помнить об исполнении трудового законодательства. Например, с каждый сотрудником необходимо заключить трудовой договор в согласии с положениями Трудового кодекса и установкой заработной платы не ниже МРОТ. Помимо этого, каждый нанимаемый иностранный гражданин должен иметь разрешение на работу и рабочую визу.

Вместо заключения

Видно, что наиболее выгодной формой работой будет образование дочерней компании, т.к. это позволяет проводить налоговое планирование, и нет ограничений на ведение деятельности, как работа без представительства. Наименее привлекательно выглядит образование постоянного представительства.

  • 3.2. Классификация доходов иностранных организаций для целей налогообложения
  • 3.3. Прибыль, полученная от коммерческой деятельности в другом государстве
  • 3.4. Действующие двусторонние соглашения
  • Тема 4. Принципы налогообложения доходов нерезидентов в российской федерации
  • Тема 5. Постоянное представительство иностранной организации в рф в целях налогообложения
  • 5.1. Значение налогового статуса иностранной организации
  • 5.2. Определение постоянного представительства в соответствии с нормами международных соглашений
  • 5.3. Момент образования и прекращения существования постоянного представительства
  • 5.4. Виды деятельности, которые не приводят к образованию постоянного представительства
  • Тема 6. Строительная площадка нерезидента в целях налогообложения
  • 6.1. Строительная площадка как объект постоянного представительства
  • 6.2. Правила определения начала существования строительной площадки
  • 6.3. Порядок определения окончания существования строительной площадки
  • Тема 7. Признание доходов при исчислении налогооблагаемой прибыли постоянного представительства
  • Тема 8. Признание расходов при исчислении налогооблагаемой прибыли постоянного представительства
  • 8.1 Особенности признания расходов постоянного представительства
  • 8.2 Порядок учета расходов при осуществлении операций по реализации имущества
  • 8.3 Порядок учета расходов, нормируемых в целях налогообложения
  • Тема 9. Исчисление налоговой базы, расчет суммы налога, подлежащего уплате постоянным представительством
  • 9.1. Порядок исчисления налоговой базы постоянного представительства иностранной организации
  • 9.2. Налоговые ставки по доходам постоянного представительства
  • 9.3. Порядок исчисления суммы налога
  • 9.4. Обязанность иностранной организации по представлению декларации
  • 9.5 Исчисление и уплата налоговых платежей
  • 9.6 Уменьшение суммы налога в случае включения в расчет налоговой базы доходов, с которых был удержан налог налоговым агентом
  • 9.7. Зачет или возврат удержанного налога
  • 9.8. Особенности исчисления и уплаты налога по строительной площадке
  • Тема 10. Налогообложение доходов иностранных фирм, не связанных с работой через постоянное представительство
  • Тема 11. Налогообложение процентного дохода, получаемого иностранной организацией по долговым обязательствам российской организации в соответствии с нормами международных соглашений
  • 1. Соглашения устанавливают порядок обложения процентных доходов.
  • 2. Соглашения определяют виды долговых обязательств, доходы от которых являются процентными.
  • Порядок налогообложения процентных доходов
  • 11.2 Порядок освобождения от налогообложения процентных доходов иностранной организации
  • Тема 13. Выполнение функций налогового агента в отношении выплат иностранной организации по доходам, не относящимся к постоянному представительству
  • 13.1. Определение налогового агента
  • 13.2. Случаи возникновения обязанностей налогового агента
  • 13.3. Освобождение от обязанностей налоговых агентов при выплате доходов иностранным налогоплательщикам
  • 13.4. Срок уплаты налога налоговым агентом
  • 13.5. Возврат ранее удержанного налоговым агентом налога
  • Тема 14. Порядок налогообложения имущества иностранных организаций в рф
  • 14.1. Налогообложение имущества, принадлежащего постоянному представительству иностранной организации
  • 14.2. Налогообложение имущества иностранной организации, не имеющей постоянного представительств
  • Тема 15. Порядок налогообложения доходов нерезидентов физических лиц
  • 15.1. Налогообложение доходов, полученных от работы по найму, на основе норм международных соглашений
  • 15.2. Налогообложение доходов физических лиц
  • 15.2.1. Гражданский и налоговый статус физических лиц
  • 15.2.2. Режим налогообложения доходов налоговых резидентов и нерезидентов Российской Федерации
  • 15.2.3. Определение статуса физического лица в целях налогообложения его доходов
  • 15.2.4. Объект обложения налогом на доходы физических лиц
  • 15.2.5. Определение дохода в целях налогообложения
  • 15.2.7. Определение дохода, который признается объектом налогообложения у физического лица - нерезидента Российской Федерации
  • 15.2.8. Ставки налогообложения доходов физического лица
  • 15.2.9. Определение лица, исполняющего обязанности по исчислению и уплате налога
  • 15.2.10. Исчисление, удержание и уплата налога налоговым агентом
  • 15.2.11. Исчисление налога и представление налоговой декларации налогоплательщиком
  • 1. Деятельность иностранной организации, осуществляемая на территории рф, не рассматривается как приводящая к образованию постоянного представительства.
  • 2. Вознаграждение выплачивается не представительством иностранной организации в рф, а непосредственно из офиса головной организации на счета работников представительства.
  • 15.2.12. Место перечисления ндфл иностранным представительством
  • Тема 16. Постановка на учет в налоговых органах иностранных организаций
  • 16.1. Особенности учета в налоговых органах иностранных организаций
  • 16.2. Учет изменений в сведениях об иностранных организациях
  • 16.3. Ответственность за непостановку на учет
  • Контрольная работа
  • «Учет и контроль налогообложения нерезидентов»
  • Тема 5. Постоянное представительство иностранной организации в рф в целях налогообложения

    5.1. Значение налогового статуса иностранной организации

    Главным для возникновения института представительства является фактическая деятельность резидента одного государства на территории другого государства. Причем эта деятельность должна обладать рядом особенных признаков, т.е. подпадает или нет деятельность иностранного юридического лица на территории РФ под понятие постоянного представительства в соответствии с законодательством РФ и международными налоговыми соглашениями.

    Для того чтобы правильно квалифицировать деятельность иностранной организации и определить ее обязанности по налогообложению, следует раскрыть содержание понятия «постоянное представительство», т.е. установить существенные признаки, при наличии которых деятельность иностранной организации приводит к образованию постоянного представительства для целей налогообложения.

    5.2. Определение постоянного представительства в соответствии с нормами международных соглашений

    В зависимости от страны, с которой заключено соответствующее соглашение об избежании двойного налогообложения, понятие «постоянное представительство» может варьироваться, учитывая специфику и особенности конкретного соглашения. При этом соглашения, как правило, устанавливают общие правила определения факта образования постоянного представительства, отсылая к нормам внутреннего законодательства государств - участников соглашения в случае, если тот или иной термин или понятие не определены (или недостаточно четко определены) самим соглашением.

    Определение постоянного представительства в соответствии с российским налоговым законодательством.

    Определение понятия «постоянное представительство иностранной организации» в целях главы 25 НК РФ и критерии, на основании которых деятельность иностранной организации считается приводящей к образованию постоянного представительства, приведены в ст. 306 НК РФ.

    В соответствии с п. 2 ст. 306 НК РФ под постоянным представительством иностранной организации в РФ понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации (далее - отделение), через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории РФ, связанную с:

      пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов;

      проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов;

      продажей товаров с расположенных на территории РФ и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов;

      осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности, за исключением предусмотренной п. 4 ст. 306 НК РФ

    Непосредственно из п. 2 ст. 306 НК РФ следует, что законодательство устанавливает следующие признаки постоянного представительства:

      наличие обособленного подразделения или любого иного места деятельности иностранной организации на территории Российской Федерации;

      осуществление иностранной организацией предпринимательской деятельности на территории РФ;

      осуществление деятельности на регулярной основе.

    При одновременном наличии совокупности указанных признаков деятельность иностранной организации в РФ определяется как приводящая к образованию постоянного представительства.

    Анализируя признаки, в соответствии с которыми признается образование постоянного представительства, необходимо уточнить следующие понятия: предпринимательская деятельность, место деятельности и регулярность деятельности.

    Считается, что иностранная организация имеет постоянное место, если ее деятельность в РФ осуществляется в арендованном помещении или в помещении заказчика или любой другой площади, специально для этого предоставленной.

    Пример 5. Иностранная организация имеет в России оборудование, которое сдает в аренду российской организации. Такая деятельность иностранной организации может привести к образованию постоянного представительства в РФ.

    Когда материальное имущество (в данном случае - оборудование) передается или сдается в аренду третьим лицам через фиксированное место бизнеса, которое содержится предприятием одного договаривающего государства в другом, то эта деятельность делает из места бизнеса постоянное представительство. Указанная позиция изложена и в п. 2.4.1 . Методических рекомендаций налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 НК РФ., касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций, утвержденных приказом МНС РФ от 28 марта 2003г. №БГ-3-23/150. Согласно данным Методическим рекомендациям, если сам по себе факт владения иностранной организацией имуществом на территории РФ не может рассматриваться как приводящий к образованию ее постоянного представительства на территории Российской Федерации (п. 5 ст. 306 НК РФ), то использование такого имущества в коммерческих целях может при определенных условиях создавать постоянное представительство иностранной организации.

    Регулярность.

    Пример 6. Российское предприятие заключило договоры с фирмами - резидентами Австрии и Германии на оказание на территории Российской Федерации услуг по сервисному обслуживанию оборудования. Сотрудники иностранных фирм 1-2 раза в год приезжают на предприятие и в течение 2-3 дней оказывают услуги, предусмотренные условиями договоров.

    Управление МНС РФ по городу Москве заняло следующую позицию относительно признания деятельности регулярной в указанной ситуации (письмо от 18 июня 2003 г. №26-12/32420).

    В рассматриваемом случае необходимо руководствоваться определениями термина «постоянное представительство», которые приведены в ст. 5 Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Австрийской Республики от 13 апреля 2000 г. «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал» и в ст. 5 Соглашения между РФ и Федеративной республикой Германия от 29 мая 1996 г. «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество».

    В указанных статьях определено, что выражение «постоянное представительство» означает постоянное место предпринимательской деятельности, через которое деятельность предприятия осуществляется полностью или частично. При этом соглашения не определяют период времени, по истечении которого деятельность иностранной организации на территории другого государства приводит к образованию постоянного представительства (исключение составляют строительные площадки), а также сроки начала и завершения деятельности постоянного представительства. Поэтому при определении сроков начала и завершения деятельности постоянного представительства следует руководствоваться п. 3 ст. 306 НК РФ, т.е. критерием регулярности деятельности.

    На основании п. 2.1 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций деятельность иностранной организации является регулярной, если она осуществляет или намеревается осуществлять ее в РФ через отделение в течение периода, превышающего 30 календарных дней в году (непрерывно или по совокупности).

    Учитывая изложенное, деятельность фирм - резидентов Австрии и Германии по оказанию на территории РФ услуг по сервисному обслуживанию оборудования не является регулярной и не приводит к образованию постоянных представительств этих фирм в РФ.

    Пример 7. В соответствии с отдельным контрактом немецкое предприятие один раз в год направляет немецких специалистов на российское предприятие на срок менее 25 дней для обучения правилам эксплуатации оборудования обслуживающего персонала.

    В данном случае, в соответствии со ст. 5 Соглашения между РФ и Федеративной Республикой Германия от 29 мая 1996г. «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество», оказание услуги и извлечение дохода можно рассматривать как однократные и не приводящие к образованию постоянного представительства на территории РФ. В отношении извлекаемых доходов следует руководствоваться п. 2 ст. 309 НК РФ. Обязанности налогового агента в случае выплаты дохода иностранной организацией определены в п. 2 ст. 310 НК РФ.

    Пример 8. Финская компания несколько раз в год оказывает российской организации услуги по ремонту и обслуживанию оборудования, находящегося на территории РФ (специалисты финской компании находятся в РФ в общей сложности менее 30 дней).

    В соответствии ст. 4 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Финляндской Республики от 4 мая 1996 г. под постоянным представительством иностранного юридического лица понимается постоянное место регулярного осуществления деятельности, связанное с проведением работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке и обслуживанию оборудования, а также выполнением иных работ.

    В соответствии со ст. 7 вышеназванного Соглашения доход, полученный финской компанией, не связан с осуществлением деятельности через постоянное представительство и, соответственно, данный доход подлежит налогообложению только в стране налогового резидентства компании, т.е. в Финляндии.

    Пример 9. Немецкая компания один раз в течение года командирует в Российскую Федерацию своих специалистов на срок менее 25 дней для оказания инжиниринговых услуг российской компании (услуг по обучению обслуживающего персонала линий по разливу напитков).

    В соответствии с положениями Соглашения между РФ и Федеративной Республикой Германия от 29 мая 1996 г. «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество» и главой 25 НК РФ постоянное представительство образуется при регулярном осуществлении предпринимательской деятельности предприятием. В рассматриваемом случае оказание услуги и извлечение дохода можно рассматривать как однократные и не приводящие к образованию постоянного представительства на территории РФ, (письмо Минфина РФ от 26 марта 2002 г. №04-06-05/1/14).

    Предпринимательская деятельность. Для признания того, что в результате деятельности иностранной организации образуется постоянное представительство в целях налогообложения, необходимо, чтобы эта деятельность носила предпринимательский характер.

    Поскольку большинство организаций создается именно с целью получения прибыли, их деятельность на территории РФ является предпринимательской.

    Настоящего Кодекса устанавливаются особенности исчисления налога иностранными организациями, осуществляющими предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, в случае, если такая деятельность создает постоянное представительство иностранной организации, а также исчисления налога иностранными организациями, не связанными с деятельностью через постоянное представительство в Российской Федерации, получающими доход из источников в Российской Федерации.

    2. Под постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации для целей настоящей главы понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации (далее в настоящей главе - отделение), через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, связанную с:

    пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов;

    проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов;

    продажей товаров с расположенных на территории Российской Федерации и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов;

    осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности, за исключением предусмотренной пунктом 4 настоящей статьи.

    Деятельностью иностранной организации на территории Российской Федерации в целях настоящего Кодекса также признается деятельность, осуществляемая иностранной организацией - оператором нового морского месторождения углеводородного сырья и связанная с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья.

    3. Постоянное представительство иностранной организации считается образованным с начала регулярного осуществления предпринимательской деятельности через ее отделение. При этом деятельность по созданию отделения сама по себе не создает постоянного представительства. Постоянное представительство прекращает существование с момента прекращения предпринимательской деятельности через отделение иностранной организации.

    При пользовании недрами и (или) использовании других природных ресурсов постоянное представительство иностранной организации считается образованным с более ранней из следующих дат: даты вступления в силу лицензии (разрешения), удостоверяющей право этой организации на осуществление соответствующей деятельности, или даты фактического начала такой деятельности. В случае, если иностранная организация выполняет работы, оказывает услуги другому лицу, имеющему указанную лицензию (разрешение) или выступающему в качестве генерального подрядчика для лица, имеющего такую лицензию (разрешение), при решении вопросов, связанных с образованием и прекращением существования постоянного представительства этой иностранной организации, применяется порядок, аналогичный установленному пунктами 2-4 статьи 308 настоящего Кодекса.

    5. Факт владения иностранной организацией ценными бумагами, долями в капитале российских организаций, а также иным имуществом на территории Российской Федерации при отсутствии признаков постоянного представительства, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, сам по себе не может рассматриваться для такой иностранной организации как приводящий к образованию постоянного представительства в Российской Федерации.

    Факт осуществления на территории Российской Федерации управляющим лицом иностранного инвестиционного фонда (компании), указанным в пункте 14 статьи 25.13 настоящего Кодекса, а также нанятыми им лицами, их сотрудниками и (или) представителями функций по управлению активами такого фонда (компании) и факт осуществления функций, указанных в пункте 3 статьи 246.2 настоящего Кодекса, в отношении фонда или организаций (структур без образования юридического лица), в которых прямо или косвенно участвует такой фонд (компания), а также иной деятельности, непосредственно связанной с реализацией указанных функций, сами по себе не могут рассматриваться как приводящие к образованию постоянного представительства в Российской Федерации указанного фонда (компании), иностранных организаций (структур без образования юридического лица), в которых прямо или косвенно участвует такой фонд (компания), и (или) прямых или косвенных акционеров (участников, пайщиков, партнеров) указанного фонда (компании).

    6. Факт заключения иностранной организацией договора простого товарищества или иного договора, предполагающего совместную деятельность его сторон (участников), осуществляемую полностью или частично на территории Российской Федерации, сам по себе не может рассматриваться для данной организации как приводящий к образованию постоянного представительства в Российской Федерации.

    7. Факт направления иностранной организацией своих работников для работы на территории Российской Федерации или иной территории, находящейся под юрисдикцией Российской Федерации, в другой организации по договору о предоставлении труда работников (персонала) при отсутствии признаков постоянного представительства, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, не может рассматриваться как факт, приводящий к образованию постоянного представительства иностранной организации, направившей своих работников, если такие работники действуют исключительно от имени и в интересах организации, в которую они были направлены.

    8. Осуществление иностранной организацией операций по ввозу в Российскую Федерацию или вывозу из Российской Федерации товаров, в том числе в рамках внешнеторговых контрактов, при отсутствии признаков постоянного представительства, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, не может рассматриваться как приводящий к образованию постоянного представительства этой организации в Российской Федерации.

    9. Иностранная организация рассматривается как имеющая постоянное представительство в случае, если эта организация осуществляет поставки с территории Российской Федерации принадлежащих ей товаров, полученных в результате переработки на таможенной территории или под таможенным контролем, а также в случае, если эта организация осуществляет деятельность, отвечающую признакам, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, через лицо, которое на основании договорных отношений с этой иностранной организацией представляет ее интересы в Российской Федерации, действует на территории Российской Федерации от имени этой иностранной организации, имеет и регулярно использует полномочия на заключение контрактов или согласование их существенных условий от имени данной организации, создавая при этом правовые последствия для данной иностранной организации (зависимый агент).

    Деятельность иностранной организации не приводит к образованию постоянного представительства в Российской Федерации, если такая организация осуществляет деятельность на территории Российской Федерации через брокера, комиссионера, управляющее лицо иностранного инвестиционного фонда (компании), указанное в пункте 14 статьи 25.13 настоящего Кодекса, профессионального участника российского рынка ценных бумаг или любое другое лицо, действующее в рамках своей основной (обычной) деятельности.

    10. Тот факт, что лицо, осуществляющее деятельность на территории Российской Федерации, является взаимозависимым с иностранной организацией, при отсутствии признаков зависимого агента, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи, не рассматривается как приводящий к образованию постоянного представительства этой иностранной организации в Российской Федерации.

    11. Деятельность UEFA (Union of European Football Associations) и дочерних организаций UEFA в период по 31 декабря 2020 года включительно, FIFA (Federation Internationale de Football Association) и дочерних организаций FIFA, указанных в Федеральном законе "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и являющихся иностранными организациями, не приводит к образованию постоянного представительства этих организаций в Российской Федерации.

    12. Осуществляемая на территории Российской Федерации деятельность конфедераций, национальных футбольных ассоциаций, производителей медиаинформации FIFA (Federation Internationale de Football Association), поставщиков товаров (работ, услуг) FIFA, коммерческих партнеров UEFA, поставщиков товаров (работ, услуг) UEFA, определенных Федеральным законом

    13. Осуществляемая на территории Российской Федерации по соглашению с FIFA (Federation Internationale de Football Association) или UEFA (Union of European Football Associations), дочерними организациями FIFA деятельность вещателей FIFA и вещателей UEFA, определенных Федеральным законом "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", учрежденных, зарегистрированных или основанных за пределами территории Российской Федерации, в связи с осуществлением мероприятий, предусмотренных указанным Федеральным законом, не приводит к образованию постоянного представительства этих организаций в Российской Федерации.

    14. Оказание иностранной организацией услуг, указанных в пункте 1 статьи 174.2 настоящего Кодекса, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, не приводит к образованию постоянного представительства этой организации в Российской Федерации.

    Информация об изменениях:

    Статья 306 дополнена пунктом 15 с 1 января 2019 г. - Федеральный закон от 27 ноября 2018 г. N 424-ФЗ

    15. Факт осуществления на территории Российской Федерации иностранной организацией, указанной в подпункте 4 пункта 6 статьи 246.2 настоящего Кодекса, а также нанятыми ею лицами, ее сотрудниками и (или) представителями функций по управлению такой организацией, ее деятельностью, связанной с эксплуатацией морских судов, судов смешанного (река - море) плавания, воздушных судов и (или) деятельностью по международным перевозкам грузов, пассажиров и их багажа и по оказанию иных связанных с осуществлением указанных перевозок услуг, сам по себе не может рассматриваться как факт, приводящий к образованию постоянного представительства в Российской Федерации указанной иностранной организации, иностранных организаций, в которых прямо или косвенно участвует такая организация, и (или) прямых или косвенных акционеров (участников, пайщиков, партнеров) указанной организации.



     


    Читайте:



    Презентация на тему ""Уроки французского" В

    Презентация на тему

    В. Г. Распутин «Уроки французского». Урок литературыв 6 классе Распутин Валентин Григорьевич ( р. 1937), прозаик. Родился 15 марта в селе...

    Названия, описания и особенности зимующих птиц

    Названия, описания и особенности зимующих птиц

    Парфенчук Алефтина ИвановнаДолжность: педагог дополнительного образования.Учебное заведение: МАОУДО города Нижневартовска Центр детского...

    Разговорный стиль речи Порядок слов в предложении свободный

    Разговорный стиль речи Порядок слов в предложении свободный

    Слайд 2 Научиться говорить – значит научиться строить высказывания Слайд 3 В разговорном стиле важнейшую роль играет звуковая сторона речи,...

    Сочинение рассуждение на тему деньги Какое значение имеют деньги в жизни человека

    Сочинение рассуждение на тему деньги Какое значение имеют деньги в жизни человека

    Многие задумываться о роли денег в жизни современного человека и над вопросом можно ли быть счастливым с не большим доходом?Современный человек не...

    feed-image RSS