Реклама

Главная - Порядок формирования
История тендеров. Тендеры на поставку измерительного оборудования. Чем тендер отличается от конкурса

Есть один простой и быстрый способ, как заказчику любой сферы производственной деятельности найти лучшего исполнителя — провести тендер. Слово незнакомое, но на практике тендеры пользуются очень большой популярностью. Определение этого понятия и его историю Вы узнаете из нашей статьи.

Первый тендер

Как бы странно это не звучало, но первый тендер описывается в Библии. Всем известна трагическая история двух братьев, Каина и Авеля. Причиной зависти Каина послужило то, что Бог принял не его дары. Как раз тендер — это и есть подношение, предложение своих товаров или, с переходом в современной мир, услуг. Выигрывает тот кандидат, который максимально соответствует требованиям заказчика — организатора тендера.

В настоящее время проведение тендеров в России регулируется 223 фз о закупках , официально действующим законом. Схема проведения тендера простая: предприниматель объявляет начало торгов с целью поиска единственного кандидата, который должен максимально себя проявить. В то ж время участники тендера, то есть потенциальные кандидаты, соревнуются между собой за выигрыш в торгах.

Российская история тендера

Первые упоминания о проведении тендера можно найти в семнадцатом веке, когда был издан официальный документ о проведении торгов, предназначенных для поиска лучшего поставщика необходимых товаров с определенной ценой. Автором документа был царь Алексей Михайлович Романов.

Далее Петр I последовал примеру соотечественника,но уже с другой целью — обеспечение страны военными товарами. Именно в это время происходит развитие экономики и, как следствие, совершенствование системы проведения тендера. Подобные мероприятия контролировались специально созданным ведомством, что для того времени было настоящим прорывом в экономическом развитии . Лишний раз можно убедиться в правдивости имени Петра I — Великий.

Свой вклад в популяризацию тендеров позднее внесли Екатерина Великая, издавшая соответствующий документ, и Александр I, который разрешил изменять цену на предложении по торгам и присылать важные уведомления по почте.

Темндер (англ. tender -- предложение) -- конкурентная форма отбора предложений на поставку товаров, оказание услуг или выполнение работ по заранее объявленным в документации условиям, в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности. Контракт заключается с победителем тендера -- участником, подавшим предложение, соответствующее требованиям документации, в котором предложены наилучшие условия. торг тендер заявка котировка

Те процедуры, которые мы в настоящее время называем тендерами, известны миру достаточно давно. В России же появление подобия современного тендера (или конкурса) относят к XVII веку, к петровским временам. Во время революционных перестроек тендеры, в общем-то, перестали существовать, ведь основная часть больших предприятий была национализирована.

Прошло более семидесяти лет, и постепенно обычай проводить торги сошёл на нет. Тем не менее, уже в 80-х годах строительная отрасль стала пользоваться подрядными торгами. В то же время строительные компании принимали участие даже в международных тендерах, хотя нормальной конкурсной системы размещения заказов даже для нужд государства в России ещё не было. Только в начале 90-х годов началось активное формирование этой системы.

Сама структура тендера была создана в США (после Второй Мировой Войны) для того, чтобы бороться с коррупцией. Известно, что в 1946-м году на восстановление немецких городов было выделено немалое количество денег, большая часть которых была роздана американских чиновникам в качестве взяток.

Чтобы избежать подобных ситуаций в дальнейшем, американцы постарались создать процесс выбора поставщика как можно объективнее, расписав в деталях пошаговые действия этой процедуры. Именно таким образом и возникла процедура проведения тендера.

К такому же решению пришли в пятидесятых годах в ООН. Комиссия по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) издала стандартный закон о закупках товаров, услуг и работ, который был хорошо проработан. В законе детально были описаны процедуры проведения тендеров. Несмотря на то, что закон носит скорее рекомендательный характер, большинство стран приняли его, внеся небольшие поправки или полностью в том виде, в котором он был написан.

Следует отметить, что этот закон стал основой создания правил международных инвестиционных фондов (например, как Международного Банка Реконструкции и Развития как подразделения Мирового Банка, так и самого Мирового Банка).

В негосударственный сектор экономики тендеры перешли в шестидесятые годы. И даже Европейский Банк Реконструкции и Развития, который финансирует по большей части коммерческие структуры, работает практически по тем же правилам проведения тендеров, что и Мировой Банк.

Термин «тендер» вошел в обиход россиян в 90-х годах, но первые упоминания о конкурсных публичных торгах можно отнести еще к середине 17 века, когда царь Алексей Михайлович издал указ о подборе исполнителей для доставки в Смоленск сухарей и муки.

Петр Первый активизировал процессы проведения конкурсов, которые регламентировали отношения государства и производителей, готовых предложить свои услуги на определенных условиях в деле осуществления тех или иных работ.

В последующем законодательство в вопросах проведения торгов и конкурсов систематизировалось: объявления о поиске подрядчиков размещались в печатных изданиях, купцов принимали по отдельности, а уже во времена Екатерина Великой был выпущен целый свод правил проведения подрядных работ и осуществления поставок. Александр Великий продолжил легализировать контрактную систему и разрешил присылать коммерческие предложения через почту, подписав при этом порядка ста различных постановлений. «Ведомости» Москвы и Санкт-Петербурга, в свою очередь, публиковали информацию о результатах торгов.

Наиболее полный закон о подрядах и поставках был принят в начале 20 века и включал упоминания о практически всех аспектах технологии проведения тендеров - аукционах, залоговых исполнениях обязательств, финансовых претензиях, проектах договоров, технических заданиях и уголовных производствах. Поэтому, можно сказать, что правовые основы проведения тендеров в России были заложены давно, и современным теоретикам от экономики необходимо было только увязать нормативно-правовые положения и придать терминологии соответствующий времени вид.

В 1997 году был подписан указ Президента России, регламентирующий деятельность государственных органов управления и хозяйствующих субъектов при организации закупки продукции. Важной вехой в развитии тендерной системы в нашей стране стал принятый в 2005 году федеральный закон о размещении заказов на поставки товаров с целью выполнения работ для нужд государства.


Большинство статейных пунктов этого документа соответствуют международным стандартам и, порой, даже дублируют положения законов ООН, направленных на развитие конкурсов и аукционов, под которыми следует понимать именно тендеры. При этом, в заявках государственных учреждений и корпораций термин «тендер» в настоящее время практически не употребляется.

Объективно, преимуществ у тендеров очень много: это и возможность выбрать толкового исполнителя по минимальной цене, и снизить риск проявления коррупционных составляющих, и развитие конкуренции между предприятиями и организациями, позволяющей получить выгодный государственный контракт. Современная система тендеров активно распространилась на все регионы России, и Тверскую область, в частности. Тендеры области http://tendergrupp.ru/ представляют мощный, отлично организованный инструмент для обеспечения эффективности согласования интересов подрядчиков и заказчиков. Проведение тендеров в Твери и Тверской области – отличная возможность для компаний расширить свою клиентскую базу, заключить договор с серьезной организацией и гарантировать себе занятость на длительное время. При этом, необходимым условием является наличие электронно-цифровойподписи (ЭЦП) http://tendergrupp.ru/etsp.html , подтверждающей подлинность заявок и сопутствующей документации.

.

ЮРИДИЧЕСКИЙ АРХИВ

М. РЕЗНИЧЕНКО,

аспирант кафедры административного, финансового

В 1830 году приняты «Положения об обязательствах, заключаемых казною и частными людьми по подрядам и поставкам», составленные лично Николаем I. Документ представлял собой единое и подробное руководство для государственного чиновника в области проведения государственных закупок, что послужило основной конструкцией для многочисленных правил торгов в различных областях императорского хозяйства.

С некоторыми изменениями «Положения об обязательствах, заключаемых казною и частными людьми по подрядам и поставкам» действовали вплоть до 1914 года.

Война годов показала недостатки, существующие в организации государственных закупок на тот период времени.


Одной из причин низкого качества работ признавалось распределение заказов на изустных торгах (аналог современного аукциона) и смешанных конкурсов. Не имея достаточного времени на обдумывание, участники выкрикивали нереальные цены. Получив заказ, они были вынуждены выполнять его с отступлениями от требований. Торги по запечатанным объявлениям приводили к более успешным результатам.

Английская система государственных закупок была введена в России для совершенствования процесса конкурсного отбора. С этой целью каждое ведомство вело списки предприятий, признанных подходящими казне контрагентами по своей надежности и солидности.

Анализ объявлений начала двадцатого века о проведении торгов на поставку товаров и выполнение работ показывает, что в них присутствуют практически все положения торгов, используемые и сегодня.

Сложность решения многих вопросов заключалась в том, что эта тема не раскрывалась. О торгах не говорилось ни в Основах гражданского законодательства Союза ССР, ни в республиканских гражданских кодексах .

В 1999 году принимается Федеральный закон «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд». Закон регулировал отношения, возникающие между организатором и участником конкурса в процессе проведения конкурса на размещение заказов для государственных нужд.

В Письме Федеральной налоговой службы отмечено, что Закон «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» при подготовке и проведении конкурсов представлял заказчику широкие возможности для установления условий (критериев) при выборе участника – победителя, предложившего лучшие условия поставки продукции .

21 июля 2005 года подписан Федеральный закон № 94 - ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который действует до сих пор. Сегодня законодательство в области размещения государственных заказов совершенствуется и меняется значительными темпами, поскольку развитие мировых информационных технологий позволило государственным заказчикам и участникам размещения заказов выйти на новый уровень проведения торгов в электронной форме, что неизбежно приводит и к изменениям в действующем законодательстве и к необходимости принятия новых нормативных актов , регулирующих данную область отношений.

Однако многие, как чиновники федерального уровня, так и их коллеги из органов местного самоуправления , критикуют действующий Закон о размещении заказов за его несовершенство и как следствие - за низкую эффективность государственных закупок. Нет реальной экономии, конечный результат закупки не всегда соответствует реальной потребности заказчика, не проработаны вопросы закупки инновационной продукции и научных исследований, высокий уровень коррупции в сфере государственного заказа, отсутствие плановой и прогнозной составляющей и т. д.
В начале 2011 года президент Дмитрий Медведев поручил разработать новые положения Закона о размещении заказов с учетом требования инновационного развития. Результатом работы двух независимых рабочих групп - Минэкономразвития России и Федеральной антимонопольной службы (ФАС) - стали две альтернативные концепции будущего государственного заказа в России. Так, Министерство экономического развития Российской Федерации вышло с проектом закона о федеральной контрактной системе, который предусматривает фактическую отмену ныне существующего закона о размещении заказов. ФАС в свою очередь предлагает внести необходимые изменения и дополнения в действующий закон о размещении заказов, рассматривая его как неотъемлемую часть планируемой федеральной контрактной системы.

Отмечу, что Россия обладает богатейшим опытом в области управления правоотношениями, связанными с государственными закупками. Весь этот ценный опыт должен быть рационально использован на благо современного общества в Российской Федерации.

«Историко-правовые аспекты развития института торгов в России» журнал «Юриспруденция» № 1, 2003г.

Е. Гончаров, журнал «Конкурсные торги» 1998г № 8.

«История возникновения и развития государственного заказа в России» журнал «История государства и права», № 20.2010г.

Г. Веденеев, Г. Кобзев, Е. Гончаров «Откуда есть пошли торги». Журнал «Московские торги» №1 2001 г.

Е. Гончаров, журнал «Конкурсные торги» 1998г № 8.

2013-11-14 17:58:00

Слово «тендер» пришло в русский язык из английского. «Tender» можно перевести как «предложение». Официальное определение тендера - конкурсная форма отбора различных предложений на оказание услуг или поставку товара. Успешный кандидат обязуется соблюсти сроки и условия, оговоренные в контракте, и готов выполнить задание по минимальной цене - это и является критерием отбора.

Однако такая стандартизированная форма тендера не появилась сразу, развитие и становление происходило на протяжении долгих веков.

Текст: Константин Дон

Самый первый «тендер» - полный провал

Первым в мире описанием неудачного тендера можно считать главу в Библии, где рассказывается о сыновьях Адама, Авеле и Каине, которые приняли участие в конкурсе на подношение даров Богу. Будучи земледельцем, Каин принес в дар плоды земли, тогда как пастух Авель решил привести нескольких овец.

Бог выбрал дары Авеля, что очень разозлило Каина. Итог известен всем: братья вышли в поле, где обиженный Каин убил Авеля. Конечно, данная история в первую очередь является воплощением человеческих слабостей, однако можно усмотреть аналогии с современными тендерами.

Самые дешевые тендеры в Средневековье

Строительство роскошных замков, и сегодня поражающих взгляд, разумеется, требовало немало денежных средств. Финансовое состояние представителей знатных родов тех времен не было бесконечным, поэтому вопрос итоговой цены играл важную роль. За строительство отвечали архитекторы, которые занимались не только инженерными конструкциями, но и бюджетированием. До начала строительства заказчик нередко интересовался примерной ценой. Сохранилась оценка стоимости замка Бомарис, сделанная архитектором Jacques de Saint-Georges d’Espйranche (он руководил работой). Он объяснял заказчикам, откуда берутся такие большие еженедельные расходы, подчеркивая при этом, что и без того удается неплохо сэкономить на выплатах сотрудникам. В те времена на строительстве преимущественно трудились крепостные рабочие, то есть речь о зарплате просто не шла. Отсюда и сниженные издержки.

Первые тендеры в России

Первые публичные торги, которые вполне попадают под определение тендеров, были проведены во время правления царя Алексея Михайловича, который издал 7 июля 1654 года указ о подрядной цене на доставку в Смоленск сухарей и муки.

Этот официальный государственный документ, в котором четко оговаривались условия сделки, был призван помочь отыскать исполнителей, готовых осуществлять поставки по установленной цене. Можно считать это первой попыткой осознанных экономических отношений между государством и производителем в России.

Петр I и рост популярности тендеров

С эпохой правления Петра I связана первая регламентация публичных торгов. Такая необходимость возникла в связи с резким увеличением военной активности Российской империи - государству требовалось все больше военных товаров.

Торги XVIII века отличались публичностью и полной открытостью, что только способствовало их популяризации и повсеместному распространению. Для контроля было учреждено специальное ведомство, которое централизованно занималось вопросами поставок и продаж. Новая Канцелярия подрядных дел также проводила борьбу со злоупотреблениями и коррупцией.

Тендеры в XVIII - ­XIX веках

Модернизация системы продолжалась и при преемниках Петра I. Главные изменения: начала осуществляться печать объявлений о конкурсах в центральной газете, стали проводиться раздельные слушания, посвященные предложениям купцов.

При Екатерине Великой был выпущен документ «О контрактах по подряду, поставках и откупах», который стал определяющим. Следующий пересмотр был сделан уже в эпоху правления Александра I. Император очень интересовался данной темой - об этом говорят свыше 100 государственных положений в данной сфере. Ключевым стал акт, разрешающий изменение суммы контракта. Также в XIX веке было разрешено присылать предложения на тендер по почте, результаты торгов с середины столетия печатались в «Ведомостях», выпускавшихся в Санкт-Петербурге и Москве.

До революции 1917 года был принят еще один важный закон, в котором впервые появилось понятие системы обеспечения исполнения обязательств - была введена система финансового обеспечения заявки. Нерадивые «победители» конкурсов могли преследоваться по уголовному законодательству.

Самый неудачный тендер на снабжение армии

Желание «заработать много и прямо сейчас», предложив наименьшую цену, владело купцами во все времена. Широко известна афера Рябушинских, которые во время Первой мировой войны выкупили подряд на поставку военной амуниции для Российской армии. Тогда только появлялись кирзовые сапоги. На фронт приехали сапоги в необходимом количестве. Одно «но»: все они были с подошвой, сделанной из… картона.

Установление структуры тендера

После окончания Второй мировой войны США, занимающиеся восстановлением разрушенных европейских городов, столкнулись с небывалым уровнем коррупции. Известен факт: значительная часть денег, направленная на благие цели, осела в карманах чиновников американского правительства.

Для предотвращения подобных ситуаций в будущем американскими политиками был разработан стандарт проведения торгов: акцент делался на максимальной объективности и прозрачности. Именно этот процесс сегодня принят во всем мире и является в какой-то мере определяющим для всей сферы.

Будущее тендеров

История тендера, как видно, достаточно проста: были и взлеты, и падения. Цель открытых конкурсов очень понятна: у каждого заказчика должна быть возможность сравнить предложения от разных поставщиков, здоровая конкуренция качества и цены только стимулирует экономику.

В старину на тендерах искались поставщики для царских дворов, утверждались проекты замков, дворцов, мостов, распределялись заказы. Система, значительно усовершенствованная, успешно работает аналогичным способом и сегодня.

Тематика: Альтернатива

Номер журнала: 2



 


Читайте:



Презентация на тему ""Уроки французского" В

Презентация на тему

В. Г. Распутин «Уроки французского». Урок литературыв 6 классе Распутин Валентин Григорьевич ( р. 1937), прозаик. Родился 15 марта в селе...

Названия, описания и особенности зимующих птиц

Названия, описания и особенности зимующих птиц

Парфенчук Алефтина ИвановнаДолжность: педагог дополнительного образования.Учебное заведение: МАОУДО города Нижневартовска Центр детского...

Разговорный стиль речи Порядок слов в предложении свободный

Разговорный стиль речи Порядок слов в предложении свободный

Слайд 2 Научиться говорить – значит научиться строить высказывания Слайд 3 В разговорном стиле важнейшую роль играет звуковая сторона речи,...

Сочинение рассуждение на тему деньги Какое значение имеют деньги в жизни человека

Сочинение рассуждение на тему деньги Какое значение имеют деньги в жизни человека

Многие задумываться о роли денег в жизни современного человека и над вопросом можно ли быть счастливым с не большим доходом?Современный человек не...

feed-image RSS