Разделы сайта
Выбор редакции:
- Отслеживание сдэк Можно ли забрать посылку на складе сдэк
- Найти перо птицы: что сулит примета?
- Особенности увольнения женщины с ребенком Имеют ли право сокращать на производстве вдов
- Броненосцы типа "андрей первозванный" 254 мм пушки броненосца андрей первозванный
- Инсценировка музыкальной сказки для детей старшей группы (5—6 лет) I
- Организация (предприятие) и ее основные характеристики
- Селекция наука о создании новых пород животных Понятие о породе, сорт, штамм
- Патологоанатом, основные компетенции Различая в работе
- Управление социальной защиты населения на уровне муниципального образования введение
- Как узнать о плановой проверке моего предприятия
Реклама
Положение об отделе закупок. Работа отдела закупок на государственных и муниципальных предприятиях: чем занимается отдел и какие задачи выполняет? Нужен ли отдельный отдел |
Доверив специалистам управление торговым ассортиментом и товарными потоками, руководство определяет необходимые полномочия и зоны их ответственности, что должно быть зафиксировано в должностных инструкциях и в системе мотивации закупщиков. Работа отдела закупок оказывает влияние на всю деятельность компании: на продажи, эффективное использование оборотных средств, удовлетворенность потребителей ценами и ассортиментом, наполненность складов и эффективность внутренней цепи поставок. Она связана с работой сотрудников практически всех отделов - от бухгалтерии до транспортной службы. В связи с этим необходимо тщательно продумать организационные аспекты закупочной логистики. Наиболее сложные модели организации закупочной деятельности характерны для крупных сетей магазинов. Анализ отечественного и зарубежного опыта дает возможность выделить следующие модели закупочной логистики торговых сетей. Модель 1. Напрямую от поставщикаПоставщики напрямую снабжают все магазины сети товарами. Очевидно, что это самая неэффективная схема с точки зрения транспортной логистики, которая к тому же характеризуется высоким уровнем затрат. Модель 2. Через распределительный центрРозничная торговая сеть создает собственный распределительный (дистрибуторский) центр. Отметим положительные стороны данного варианта: уменьшение товарных запасов на складах магазинов, повышение оборачиваемости и управляемости товарных запасов, обеспечение наличия товара в пики продаж, обеспечение качества товаров за счет организации централизованной службы качества, упрощение взаимодействия с поставщиками. Несмотря на явные преимущества второй модели, специалисты рекомендуют в первую очередь небольшим торговым сетям проводить тщательный анализ рентабельности создания распределительного центра. При использовании распределительного центра в небольшой розничной сети могут возникнуть следующие сложности:
Если торговая сеть небольшая и не предусмотрено увеличение количества магазинов, то можно рассматривать вопрос о работе с хорошим оптовым торговым предприятием (дистрибутором). Опираясь на эффективную логистику дистрибуторов, сеть может значительно снизить расходы на приобретение и содержание собственных логистических ресурсов. Таким образом, решение о том, какую модель организации закупочной логистики выбрать, принимается торговой компанией в первую очередь исходя из стратегии собственного развития и экономической целесообразности. Современные торговые сети развиваются в двух направлениях: повышение эффективности управления торговой сетью и увеличение количества магазинов сети (использование преимуществ эффекта масштаба). Модели управления розничной торговой сетьюСпециалисты выделяют следующие модели управления розничной торговой сетью и ее закупочной логистикой: Инвестиционная модель Предполагает наличие инвестирующего и консолидирующего центра с самостоятельными торговыми объектами. Такую модель чаще используют торговые компании, не являющиеся в полном смысле слова сетевыми. Они объединены либо общими инвесторами, либо общей торговой маркой. Преимущества данной модели: задачи управления в центральном офисе упрощены, возможно проявление инициативы на местах. Недостатки: невозможность использовать преимущества сетевой структуры, зависимость от квалификации руководителей магазинов, отсутствие консолидации закупок. Холдинговая модель Центр определяет закупочную политику (поставщиков, номенклатуру и закупочные цены), но магазины самостоятельны в оперативном управлении. Для центра не слишком важна высокая оперативность информации о состоянии торговых объектов. Такая модель используется значительной частью российских розничных компаний, и в ней успешно реализуется одна из основных задач сетевого ритейла - консолидация закупочной политики. Чаще всего эту модель управления выбирают розничные операторы, делегирующие функции оперативного взаимодействия с поставщиками менеджерам магазинов. Преимущества данной модели: гибкость в управлении конкретным магазином менеджерами на местах. Недостатки: чрезмерный рост аппарата управления и, как следствие, высокие издержки. Централизованная модель Это наиболее эффективная организация сетевой торговой компании. Единый центр управления делегирует магазинам функции, минимально необходимые для участия в логистических операциях (заказ товаров, инвентаризация, переоценка). При этом в состав сети могут входить магазины как одного формата, так и разных. Преимущества данной модели: снижение издержек, эффективное использование аппарата управления при его концентрации в едином центре. Фактически это дистанционное управление торговыми объектами, позволяющее интенсифицировать все бизнес-процессы торговой компании, а следовательно, получить значительное конкурентное преимущество. Недостатки: зависимость от бесперебойной и эффективной работы информационно-компьютерной системы. Лоточная модель Данная модель предполагает полную концентрацию управления в центре и сведение к минимуму функций управления в магазине (кроме продажи товаров покупателям). В центральном офисе находится информационная система и ведется учет движения товаров, там же сосредоточен весь аппарат управления сетью. Преимущества данной модели: большая экономия технических и трудовых ресурсов. Недостатки: исключается прямая поставка товаров в магазин, слабый учет местных особенностей деятельности магазинов. Гибридная модель Часть торговых объектов сети управляются централизованно, часть магазинов может работать по холдинговому или, например, лоточному принципу. Подобный метод управления встречается в розничных компаниях, строящих крупные национальные сети. При этом региональные кусты могут выступать как подразделения, работающие по централизованной модели управления. Внутри этих структур применяется либо централизованная, либо гибридная модель управления. Преимущества данной модели: практически единственно возможный метод управления для национальных и интернациональных сетевых ритейлеров, обеспечивающий единую товарную политику. Недостатки схожи с недостатками холдинговой модели управления, однако они могут быть существенно уменьшены, если территориальные кусты управляются по централизованному или лоточному методу. Функции отдела закупокОтдел закупок является подразделением, где принимаются решения о приобретении товаров, заключаются контракты на поставку продукции, решаются вопросы выбора поставщиков, устанавливаются требования к качеству продукции и т. д. Внутренними потребителями результатов деятельности службы закупок являются другие функциональные подразделения предприятия, которым требуется закупаемая продукция. Важность этого подразделения в структуре торговой компании трудно переоценить, как трудно переоценить и важность правильно организованной закупочной логистики для работы всего предприятия. В принципе закупка ресурсов в компании может быть построена централизованно или децентрализованно. Если компания подходит к процессу с позиции децентрализации, служащие разных структурных подразделений будут самостоятельно осуществлять закупки, каждый для своего отдела. Преимуществом такого подхода является тот факт, что пользователь лучше знает свои потребности, чем кто-либо другой. Процесс закупки при этом подходе может осуществляться быстрее. Тем не менее у централизованных закупок гораздо больше преимуществ, поэтому почти все компании, за исключением самых мелких, используют этот подход к совершению закупок. При осуществлении закупок централизованным путем назначается конкретное лицо или создается отдел закупок с полномочиями приобретения ресурсов в интересах всех подразделений торгового предприятия. Специалисты отдела закупок предприятия отвечают за закупку продукции в соответствии с заявками, полученными от внутренних потребителей, или же самостоятельно отслеживают возникновение потребности в ресурсах. Внутри самого отдела закупок операции, составляющие бизнес-процесс «Закупка», часто подвергаются дальнейшей специализации с целью развития профессионализма менеджеров по закупкам. Закупочные центры крупных розничных торговых сетей обычно состоят из подразделений, ответственных за закупки какой-либо части товарного ассортимента. Распределение ассортимента между подразделениями часто происходит по принципу сходства характеристик товаров. Такое распределение труда позволяет закупщикам накопить максимум знаний о своем товаре. Чем крупнее компания-ритейлер, тем уже специализация работников в ее закупочном центре. В небольшой компании, где отдел закупок представлен одним человеком, естественно, никакого разделения функций не будет. Цели деятельности отдела закупокЦели отдела (службы) закупок любой производственной или торговой компании:
Приоритеты достижения каждой цели определяются конкретной компанией в зависимости от принятой стратегии деятельности. Например, для компании, проводящей стратегию снижения издержек, приоритетным будет достижение первой цели из приведенного выше списка. В условиях дефицита какого-то вида ресурсов приоритетным будет обеспечение их бесперебойного поступления, чтобы не нарушался нормальный ход производственного или торгового процесса, а в периоды насыщения товарного рынка особенно важным Рассмотрим подробнее основные цели деятельности в области организации и управления закупками. Сроки поставки Опоздание в закупках может сорвать производственный график, что повлечет за собой большие накладные расходы, а закупленные ранее намеченного срока товары ложатся дополнительным бременем на оборотные средства и складские помещения предприятия. Размер партии Оптимальный размер партии поставки, т. е. соблюдение точного соответствия между объемом поставок и потребностями в них. Избыток или недостаточный объем поставляемых ресурсов негативно влияет на баланс оборотных средств, на устойчивость выпуска продукции или стабильность продаж торгового предприятия. Качество продукции Поддержание и повышение качества закупаемой продукции. Закупаемые ресурсы должны поставляться требуемого качества, иначе конечный продукт, производимый предприятием, не будет соответствовать принятым стандартам. Необходимо постоянно повышать качество закупок, чтобы обеспечивать конкурентоспособность приобретаемых товаров и услуг. Поиск минимальных цен Поиск и закупка товаров и услуг по минимальным ценам. Эта задача особенно актуальна для торговых предприятий, так как закупочная деятельность требует большого объема оборотных средств, а нехватка именно оборотных средств, как показывает опыт, является одной из главных проблем российского бизнеса. Прибыль, полученная благодаря закупкам по более низким ценам и особенно за счет снижения общих логистических затрат, может быть очень весомой. Исследование рынка Исследование рынка закупок. Отдел закупок должен проводить регулярный сбор и оценку информации в целях определения наилучших источников закупок и оптимизации ассортимента закупаемых товаров. При организации работы отдела закупок следует учитывать уровень развития закупочной логистики в компании. Специалисты выделяют четыре основные стадии эволюции закупочной логистики, характеристика которых приведена в таблице ниже: Отдел (служба) закупок является функционально обособленным подразделением компании, который имеет тесные контакты с другими структурами. Так, сотрудники отдела закупок осуществляют закупки, заказывая товар у поставщиков и передавая информацию о заказах в транспортный отдел. Транспортный отдел берет на себя функцию физического перемещения груза от поставщика до складов компании, где по прибытии передает груз в распоряжение работников склада. Склад осуществляет хранение товара. Отдел оперативного Исходя из важности эффективной организации закупок для любого предприятия, необходимо систематически проводить контроль и анализ закупочной логистики. Показатели эффективности отдела закупокРуководствуясь функциями отдела закупок, эффективность его работы, как правило, оценивается следующими показателями:
Функции менеджера по закупкамКаждый этап закупочного процесса - это возможность получения большей прибыли для компании. Это и выбор лучшего поставщика, получение оптимальных цен, заказ правильного количества товара, эффективный способ транспортировки, минимизация потерь от бракованного товара - словом, все, где компания может снизить затраты на закупочную логистику и за счет этого добиться большей прибыли. И все инструменты, которые менеджер по закупкам использует в своей работе, существуют именно для того, чтобы помогать ему принимать правильные решения и контролировать процесс движения товара. Функции и обязанности менеджера по закупке в разных компаниях могут варьироваться. Исследователи выделяют следующие модели закупщиков (Клименко А. Мотивация или имитация? - http://www.iteam.ru/publications/logistics/section_89/article_2843): Модель «исполнитель»Когда объем производства или объем будущих продаж по каждому наименованию товаров известен с высокой степенью достоверности, ключевая задача менеджера по закупкам сводится исключительно к строгому выполнению плана закупок. Модель «эксперт»Задача эксперта - найти товары, которые будут реализованы в течение короткого периода времени. Модель «гений»Задача «гения» - найти продавца, готового предоставить товар самого высокого качества по самым низким ценам и предложить огромные отсрочки оплаты, а лучше всего - оплату по Модель «логист»Иногда ввиду особенностей некоторых рынков, а также масштаба и возраста компании задачи нахождения поставщиков, поиска наиболее низких цен не являются основными для отдела Прежде чем вводить систему мотивации менеджеров по закупкам, компания должна выработать четкую закупочную политику. В зависимости от предпочтительной для реализации этой политики модели закупщиков («эксперт», «исполнитель» и т. д.) необходимо подбирать персонал, создавать систему его контроля и использовать показатели системы мотивации. Основная цель менеджера по закупкам заключается в обеспечении производственного или торгового процесса компании ресурсами (товарами и услугами). Для достижения этой цели менеджер по закупкам выполняет следующие функции:
Своевременно информирует подразделения компании о новых предложениях и поступлениях товаров, обеспечивает наличие необходимой информации о товарах в информационно-учетной системе компании. В зависимости от выполняемых задач определяются области профессиональных знаний и умений. Менеджер по закупкам должен знать :
Менеджер по закупкам должен уметь:
Для успешного выполнения профессиональных обязанностей закупщику важно иметь аналитический склад ума, системное мышление, быть внимательным, способным эффективно действовать в стрессовых ситуациях, контролировать свою деятельность, уметь планировать и расставлять приоритеты, иметь большой активный словарный запас и уметь доходчиво донести свою мысль до людей с разным уровнем образования. Особое место занимают коммуникативные умения и навыки, такие как убеждение, ведение переговоров, владение основными техниками общения, способность пойти на компромисс (с поставщиками и другими отделами компании), активность, настойчивость, умение добиваться своей цели, ответственность и порядочность, стрессоустойчивость, выдержка и терпение в конфликтных ситуациях. Менеджер по закупкам работает с большими объемами информации. Это информация о поставщиках, о порядке поставки, транспортировки и оплаты. Аналитическая деятельность менеджера по закупкам заключается в сопоставлении цены, качества, сроков поставки и выборе оптимального варианта; в анализе рынка продукции. При этом особое место занимает процесс принятия решений в сжатые сроки. Менеджер по закупкам работает в офисе. В основном его деятельность осуществляется с помощью таких средств, как телефон, факс, интернет, компьютер (работа с профессиональными программами, с базами данных, с интернетом; написание отчетов и т. д.). Сложными для большинства профессионалов в области закупочной логистики являются конфликты с отделом продаж (производственным отделом), проблемы взаимодействия с трудными поставщиками (например, с монополистами на рынке). Направлениями повышения квалификации менеджера по закупкам являются: совершенствование методов профессионального общения; обучение навыкам ведения переговоров; овладение навыками планирования рабочего дня и организации закупочного процесса; развитие командной работы; совершенствование знаний в области производства продукции, изучение типов и видов продукции, спроса покупателей и технологий продаж, юридических аспектов закупочной деятельности. Оценка и мотивация менеджера по закупкамВажным аспектом организации работы менеджера по закупкам является разработка и реализация системы мотивации его труда. В ходе разработки компания определяет, какие показатели будут влиять на зарплату менеджеров по закупкам, устанавливает количественные показатели и механизмы расчета заработной платы на основе принятых показателей. После этого компания должна довести свою политику в области оплаты труда до закупщиков и ввести в действие систему мотивации. Мотивация закупщика должна вытекать из его функциональных обязанностей и полномочий. Система мотивации менеджера по закупкам, как правило, базируется на следующих показателях:
В зависимости от специфики бизнеса к перечисленным выше можно добавить следующие показатели: процент брака в поставляемой продукции, процент не полностью выполненных заявок на ресурсы, процент рекламаций и т. п. Все показатели системы мотивации закупщика должны быть связаны с теми результатами закупочной деятельности, на которые он реально может влиять (т. е. которые зависят именно от его работы). Кроме того, эти показатели должны быть важными для конкретного предприятия (например, снижение поступления брака, рост оборачиваемости запасов). Как показывает практика, оклад менеджера по закупкам составляет не менее 50% от общего вознаграждения. Премиальная часть рассчитывается по установленным заранее показателям оценки работы. Важным показателем оценки менеджера по закупкам является соблюдение им профессиональных этических норм. Профессиональная этика закупщиков включает такие аспекты взаимоотношений с поставщиками, как:
Существуют следующие мнения о допустимости подарков от поставщиков:
При любом из выбранных вариантов в компании целесообразно проводить беседы с закупщиками, в ходе которых напоминать им о существовании в компании этических норм, объяснять необходимость их соблюдения. В качестве иллюстрации важности этической стороны закупочной логистики приведем стандарты закупочной деятельности, сформулированные Институтом управления поставками (США) (Лайсонс К., Джиллингем М. Управление закупочной деятельностью и цепью поставок. С. 797.) :
Информационное обеспечение отдела закупокДля управления закупочной логистикой предприятие должно иметь информационные системы управления показателями ее функционирования. Они должны обеспечивать возможность тщательного анализа и контроля выполнения бизнес-процесса «Закупка». Существенную помощь в проведении анализа процесса снабжения компании ресурсами, формировании заказов поставщикам можно получить, используя правильно выбранное программное обеспечение. При этом необходимо обратить внимание на возможности программы формировать аналитические отчеты. Каждое предприятие с помощью компьютерной информационной системы формирует свой комплекс отчетности по закупкам исходя из целей и задач, сформулированных высшим менеджментом. Как показывает практика, распространены отчеты и показатели, которые отражают следующие аспекты закупочной деятельности:
Приведенные выше показатели контроля и оценки закупочной логистики являются необходимой частью информационной поддержки управления цепями поставок. Аналитические возможности информационно-компьютерных систем должны давать менеджерам по закупкам полную и четкую картину всех показателей, связанных с закупочной деятельностью. Так, нормативы минимальных запасов используются для контроля уровня запасов и являются основой для формирования автоматических заказов поставщикам. При использовании автоматических заказов менеджер по закупкам тратит время только на корректировку сформированных заказов, что существенно сокращает затраты времени, так как ему не требуется просматривать остатки товаров. С помощью программного обеспечения процессов закупочной логистики проводится систематический анализ конъюнктуры рынка и работы поставщиков товаров. Это обеспечивает компанию-покупателя полной информацией об условиях закупки необходимых товаров и дает возможность принимать оптимальные закупочные решения. Компьютерные системы должны обеспечивать возможность прогнозирования вероятного дефицита товаров, который может привести к сбоям в торговом процессе, к упущенным продажам, а следовательно, к росту издержек и снижению прибыли. Заблаговременно полученная от поставщиков информация о возможных перебоях в поставках позволяет подготовиться к ним заранее и минимизировать возможные потери. Современные компьютерные системы должны усиливать информационную интеграцию компании со своими поставщиками, повышать уровень сотрудничества между сторонами, входящими в цепь поставок продукции, снижать транзакционные издержки. Большинство программных продуктов, автоматизирующих управление закупками и входящих, как правило, в компьютерную информационную систему, содержат модуль «Закупки», который выполняет следующие основные функции:
Компьютерные информационные системы обеспечивают хранение и использование информации о действующих договорах с поставщиками, в соответствии с которыми размещаются заказы, товарной классификации закупаемых брендов, реестре поставщиков. Для формирования базы поставщиков товаров необходимым условием является постоянный мониторинг показателей их функционирования. Информационная система компании должна позволять вести историю каждого поставщика и данные, отражающие динамику показателей эффективности. В этой базе данных накапливается информация о потенциальных поставщиках для реализации процедуры выбора и перехода на работу с другим поставщиком. В базе данных поставщиков, кроме названия каждого поставщика, должны храниться:
После того как заказ на закупку отправлен поставщику, с помощью информационной системы менеджер по закупкам должен иметь возможность контролировать ход его выполнения. При этом регистрируются все отклонения в выполнении обязательств поставщиками, чтобы менеджер мог оценить качество их работы. После получения предприятием заказанных товаров в информационную систему отдела закупок вводятся новые сведения. Эта операция включает ведение базы документов:
Не менее важным аспектом информационного обеспечения закупочной логистики является управление внутренними потоками информации, циркулирующими между подразделениями предприятия. В качестве примера в таблице ниже приведены информационные потоки, существующие между отделом закупок и складом (отделом приема) (Бузукова Е. Закупки и поставщики. Курс управления ассортиментом в рознице. С. 386.) Отметим, что в торговых предприятиях информационный обмен усложняется в связи с широким ассортиментом товаров, их быстрым обновлением и сложной структурой описания каждого наименования товара. В связи с этим основными особенностями приемки товаров в торговых компаниях являются:
Указанные особенности до сих пор не позволяют создать единую технологию работы со всеми поставщиками, сформировать единое информационное пространство и добиться единого документооборота, что снижает качество закупочной логистики. Таким образом, важным направлением является улучшение информационного обеспечения закупочной логистики, что позволит компаниям создать интегрированные цепи поставок, обеспечивающие минимизацию затрат, сформировать единое информационное пространство и единый порядок документооборота. Заказчики, которые в настоящее время работают по 223-ФЗ, обязаны разработать особый документ, регламентирующий всю закупочную деятельность. В статье рассмотрим основные требования к содержанию указанного стандарта, порядку его принятия и утверждения, а также предоставим само положение о закупках по 223-ФЗ с июля 2018 года, образец которого подготовлен с учетом вступления существенных изменений в сфере государственных закупок, именно поэтому стоит обратить особое внимание на новый формат и структуру документа. Положение по 223-ФЗ для бюджетных учреждений на 2019 год с изменениями должно содержать следующую информацию:
Стоит заметить, что положение о закупках не предусмотрено, и заказчик осуществляет деятельность в рамках закона о контрактной системе без принятия каких-либо дополнительных актов. Целесообразно принять стандарт об отделе закупок, который будет отражать закрепление конкретных полномочий по подготовке, согласованию и утверждению документов, необходимых для проведения заказа, а также фиксирующий сроки исполнения обязанностей и ответственность за их нарушение за определенным списком сотрудников, которые входят в отдел и выполняют службу в области заказа по 223-ФЗ. Как утвердить и разместитьСогласно ч. 3 ст. 2 223-ФЗ, заказчик утверждает стандарт в зависимости от организационно-правовой формы следующими органами управления:
Стандарт закупочной деятельности и вносимые в него изменения заказчик размещает на сайте ЕИС в течение 15 дней со дня подписания акта. Каждый желающий имеет полное право изучить данные документы, которые находятся в Единой информационной системе в открытом доступе. Заказчику необходимо учесть требования не только 223-ФЗ, но также , а также «Стандарта осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц», утвержденного ФАС России. Заказчик должен соблюдать принципы равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам. Типовое положение о закупках по 223-ФЗ на 2018 год с июля 2018 может содержать следующие разделы:
Как использовать типовые положенияС 01.01.2018 изменились нормативы о типовом положении о закупках. Теперь, согласно части 2.3 ст. 2 223-ФЗ, в типовое положение о закупках по 223-ФЗ с учетом последних изменений нужно включить такие сведения:
Эти сведения нельзя изменять при разработке и утверждении бюджетными и автономными учреждениями, унитарными предприятиями собственных положений о закупке. В стандартном положении о закупке должны предусматриваться особенности участия субъектов МСП, которые утверждены . Типовые положения для бюджетных учреждений (автономных и бюджетных) и унитарных предприятий разрабатываются органами исполнительной власти разных уровней — федеральные, региональные, муниципальные. Вышестоящие органы также закрепляют перечень организаций-заказчиков, для которых будут действовать такие типовые стандарты. Таким образом, если учреждение подпадает под действие типовых стандартов, разработанных на вышестоящем уровне, то ей надлежит сформировать свой регламентирующий регистр в строгом соответствии с условиями, установленными в типовом положении о закупках (ч. 2.1, 2.2 ст. 2 223-ФЗ). Таким же образом вносятся изменения. Если законодатель внес коррективы в типовой закупочный регламент, организация-заказчик должна поправить свой локальный акт в течение 15 дней (ч. 2.7 ст. 2 223-ФЗ). Новые или скорректированные типовые нормативы размещаются в 15-дневный срок с момента их утверждения контролирующими органами власти. Где взять типовое положениеВ конце статьи вы можете выбрать из ряда предоставленных стандартов и найти необходимое положение о закупках по 223-ФЗ на 2019 год; скачать образец можно также на сайте Единой информационной системы — в ЕИС доступны для ознакомления стандарты госзакупок организаций-заказчиков местного уровня, которые могут использоваться в целях оптимизации и унификации разрабатываемого документа. Эти документы найдете во вкладке «Документы» на боковой панели. В нижней части страницы есть раздел «Перечень типовых положений о закупках». Скачать шаблон типового положения о закупках на 2019 годПример типового положения о закупках для МУПВ качестве примера приводим положение о закупках по 223-ФЗ на 2019 год — образец для МУП. Контрактная система в сфере закупок, или система государственных и муниципальных закупок для удовлетворения нужд различных видов заказчиков – это целая система, которая призвана решать достаточно большой перечень вопросов, связанных, в первую очередь, с обеспечением нужд таких заказчиков. Действующие Федеральные законы №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» предусматривают для осуществления закупочной деятельности создание либо специальных должностей лиц (которые будут заниматься непосредственно закупками от момента определения потребностей заказчика до отслеживания порядка исполнения заключенного контракта), либо полноценных отделов, которые будут заниматься закупочной деятельностью. Цели создания и основные виды деятельности отдела закупокНа основании сложившейся практики применения указанных выше федеральных нормативных актов можно выделить следующие цели создания отделов закупок внутри различных видов государственных и муниципальных заказчиков:
Для того чтобы указанные выше цели реализовывались без нарушений действующих норм федерального закупочного законодательства, отдел закупок (либо единоличные сотрудники, занимающие соответствующие должности) выполняет следующие действия:
Функции и задачиВ случае с каждым конкретным государственным или муниципальным заказчиком функции отдела закупок и те задачи, которые он должен решать, формируются исходя из профиля и специфики работы самого отдела закупок. Однако есть типовые задачи, которые должен решать любой отдел закупок на основании требований действующего законодательства, регулирующего всю закупочную деятельность на территории Российской Федерации. В настоящее время к числу основных типовых задач отдела закупок относятся:
Если говорить о функциях отдела закупок, то они целиком отвечают решению поставленных перед подразделением задач и выглядят следующим образом:
Полномочия руководителя отдела закупокОтдел закупок у государственного или муниципального заказчика – это всегда достаточно крупное подразделение, которое требует руководства для грамотного или полноценного функционирования без допущения ошибок в своей деятельности. Именно поэтому полномочиям руководителя отдела закупок всегда уделяется достаточно большое внимание. К числу основных его полномочий относятся:
Показатели оценки эффективностиВ настоящее время имеется достаточно большое количество методик оценки эффективности функционирования отдела закупок внутри организации-заказчика. Каждая из методик предусматривает внутри себя достаточно большое количество критериев, влияющих на общий результат и позволяющих судить об эффективности функционирования такого подразделения. К числу основных критериев, которые могут быть использованы для оценки эффективности функционирования отдела закупок, следует отнести следующие:
Место отдела закупок в структуре подразделений организацииВ соответствии с действующими нормами закупочного законодательства вне зависимости от того, идет ли речь о государственном или муниципальном заказчике, все мероприятия по закупкам могут осуществлять либо самостоятельные сотрудники, занимающие должности специалистов по закупкам, либо полноценное структурное подразделение, именуемое отделом закупок. Самостоятельными должностными лицами, выполняющими возложенные на них обязанности по проведению закупочных мероприятий, могут быть сотрудники различных подразделений, на которых на основании приказа руководителя компании были возложены соответствующие обязанности с присвоением дополнительного тарификационного значения. Ярким примером данного случая являются самостоятельные должности контрактных управляющих, которые функционируют в рамках государственных и муниципальных заказчиков, имеющих низкий уровень . Если говорить об отделе закупок, то он может состоять целиком из сотрудников, входящих в его состав на основании штатного расписания (в этом случае отдел закупок рассматривается как самостоятельное штатное подразделение, а все его сотрудники получают соответствующие должности), либо объединять под своим наименованием нескольких сотрудников из разных отделов, которые взаимодействуют между собой только по вопросам обеспечения нужд самого заказчика (в данном случае как штатного подразделения отдела закупок существовать не будет, однако, будет разработан регламент по осуществлению закупок внутри организации-заказчика, в соответствии с которым такие объединенные специалисты будут обязаны работать; внутрь отдела закупок могут входить сотрудники финансового отдела, отдела снабжения, правового отдела и т. д.). Начинающим заказчикам полезно знать, кто подпадает под действие закона 223-ФЗ . Об этом сказано в ст. 1 Закона о закупках отдельными видами юрлиц. Сюда относятся госкорпорации, госкомпании, публично-правовые компании, субъекты естественных монополий, организации, работающие в сферах электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и т.д., автономные учреждения, хозяйственные общества, доля участия государства в которых превышает 50%. Кроме того, в числе заказчиков - дочерние общества, в уставном капитале которых более 50% принадлежит также руководствуются бюджетные учреждения и унитарные предприятия, но при условии, что они опубликовали в ЕИС положение о закупках. Правило действует для закупочных процедур:
Благодарим за прохождение теста. Кроме перечисленных юрлиц под действие 223-ФЗ подпадают федеральные унитарные предприятия, которые имеют существенное значение для обороноспособности и безопасности государства. Порядок проведения закупок заказчики устанавливают в своем положении. Закон 223-ФЗ регламентирует:
Изменения 2020 года по 44-ФЗ и 223-ФЗ В ходе вебинара Вы узнаете:
С чего начатьРассмотрим план действий для начинающих заказчиков по 223-ФЗ. Необходимо последовательно пройти следующие этапы:
В положении о закупках укажите:
Заказчики, которые закупают товары, работы, услуги по Закону № 223-ФЗ, должны разработать и разместить в ЕИС положение о закупке. Не опубликуете документ – будете работать по правилам Закона № 44-ФЗ. Если учредитель или собственник имущества организации принял типовое положение, свой документ разработайте на основе типового. Читайте, что написать в положении о закупке и как опубликовать его в ЕИС. В 223-ФЗ указаны способы конкурентных закупок: конкурс, аукцион, запрос предложений, запрос котировок. Но заказчики могут использовать и другие, если включат их в положения. При этом стоит помнить, что некоторые товары, работы и услуги необходимо закупать только в электронной форме. Обратите внимание, что бюджетные и автономные учреждения, МУПы, ГУПы, а также дочерние компании заказчиков должны применять типовые положения. Типовое положение о закупке по 223-ФЗ должно содержать как минимум три неизменяемые части:
О том, могут ли вноситься правки в другие разделы, организация, которая разработала положение, должна указать в приказе о присоединении. Еще один момент, о котором нужно знать начинающему заказчику: перед началом закупки необходимо создать комиссию. Делать это заказчиков обязали с 2018 года. Чем занимаются члены комиссии:
Комиссия должна состоять минимум из 5 членов. Рекомендуется включать в состав специалистов, чья деятельность как-то связана с предметом закупки. Создать комиссию поможет рекомендация системы Госзаказ с примерами из практики заказчиков и шаблонами документов. 223-ФЗ для чайников: таблица сроков
Как работать на тендерах с особыми условиями. 12 интересных способов закупок по 223-ФЗ Существуют «классические» понятные конкурсы и аукционы, но иногда можно встретить довольно экзотические наименования, типа «комплексная закупка» или «консолидированный отбор». Но не пугайтесь. Заказчик действительно имеет право предусмотреть в положении о закупке иные, помимо конкурса или аукциона, способы закупки (ч. 3 ст. 3 Закона № 223-ФЗ). При этом заказчик обязан установить в Положении о закупке порядок закупки любым способом - то есть как именно он проводит ее. Просто о сложном для начинающих поставщиков по 223-ФЗЧто делать начинающему поставщику, чтобы начать участвовать в закупках? Как и заказчикам, рекомендуем пройти базовое обучение по закупочным процедурам 223 закона, чтобы иметь представление об их правилах, типах, о порядке подачи и критериях оценки заявок и др. Необходимо получить электронную цифровую подпись, настроить рабочее место и приступать к поиску процедур. Большинство закупок проводятся в электронной форме. Чтобы в них участвовать, необходимо получить аккредитацию на той площадке, на которой проводится закупка. Об этом можно прочитать в извещении. Изменениями 2019 годаДалее расскажем о последних изменениях в 223-ФЗ. В частности, они коснулись обеспечения заявок - это сумма, которую участник вносит при подаче заявки, чтобы подтвердить серьезность намерений. Требовать обеспечение заявки заказчики могут, если начальная цена договора превышает 5 млн руб. Его размер не может превышать 5% от начальной цены договора. В положении заказчики должны указать, какие способы конкурентных закупок будут использовать, а также прописать, в каких случаях применяют неконкурентные типы процедур. Все закупки в электронной форме по умолчанию. Однако в положении заказчик вправе указать, какие процедуры останутся бумажными. Что касается конкурентных закупок среди МСП, они в обязательном порядке проводятся в электронном виде. Указывать товарный знак и страну производства в документации заказчикам запретили. Считается, что это ограничивает конкуренцию. Если указываете ТЗ, не забудьте приписать «или эквивалент». Эту фразу можно использовать в следующих случаях:
Важно, что разрабатывать документацию заказчики должны ко всем закупкам за исключением запроса котировок. По новым требованиям необходимо указывать цену договора или ее формулу, а также требования к участникам закупки и привлекаемым ими субподрядчикам, необходимые для участия документов. |
Читайте: |
---|
Популярное:
Особенности увольнения руководителя организации |
Новое
- Найти перо птицы: что сулит примета?
- Особенности увольнения женщины с ребенком Имеют ли право сокращать на производстве вдов
- Броненосцы типа "андрей первозванный" 254 мм пушки броненосца андрей первозванный
- Инсценировка музыкальной сказки для детей старшей группы (5—6 лет) I
- Организация (предприятие) и ее основные характеристики
- Селекция наука о создании новых пород животных Понятие о породе, сорт, штамм
- Патологоанатом, основные компетенции Различая в работе
- Управление социальной защиты населения на уровне муниципального образования введение
- Как узнать о плановой проверке моего предприятия
- Да уж, теперь не разгонишься