Реклама

Главная - Страховая пенсия
Что такое профориентация. Особенности подростковой профориентации Профессиональная помощь в выборе профессии

Результаты массовых опросов и индивидуальной работы с учащимися свидетельствует о том, что большинство школьников 7-11 классов испытывают затруднения и нуждаются в помощи при выборе профессии. Многие на момент окончания школы не имеют сформированного профессионального плана, у других профплан носит случайный, необоснованный характер. На чью же помощь могут рассчитывать наши дети в таком нелегком деле, как выбор профессии?

Разумеется на помощь сотрудников центров профориентации. Подобные центры профориентации возможно не пользуются массовым спросом, но тем не менее на протяжении многих лет помогают учащимся в профессиональном самоопределении. Однако обращение в Центр профориентации не стало привычным, традиционным, не всякий молодой человек найдет в себе силы обратиться к незнакомым людям, не каждому по душе доверительный разговор с профконсультантом. Вот почему подросткам не обойтись без помощи родителей. Родители, как никто другой, хорошо знают своих детей, обладают значительным жизненным опытом.

Какие же проблемы, трудности испытывают подростки в процессе профессионального становления, в какой конкретно помощи нуждаются?

Первая трудность – социальная незрелость подростков, неготовность к самостоятельному принятию решений. К сожалению, во многих случаях и семейное, и школьное воспитание не готовит к самостоятельному принятию ответственных решений. И такое важное, зачастую первое ответственное решение, как выбор профессии, ложится непосильным трудом на плечи подростка. Разные родители по-разному поступают в ситуации выбора их ребенком профессии. Одни решают сами, диктуют сыну или дочери определенные условия.

Другие отстраняются от помощи, предоставляя молодому человеку полную свободу выбора. Следует же не навязывать подростку готовых решений, а создать возможность позитивного выбора и проявления самостоятельности. В конфликтной ситуации родителям нужно вести себя спокойно, сдержанно, тактично и чутко. Даже если сам подросток ведет себя вызывающе, он ценит ваше уважительное отношение к нему.

Вторая трудность – незнание факторов, влияющих на выбор профессии. Какие же факторы следует учитывать молодому человеку, выбирающему профессию, и родителям, которые помогают ему в этом деле?
1. Первое на что следует обратить внимание – это состояние здоровья. Если вы знаете, что у вашего ребенка есть какие-то отклонения в состоянии здоровья, хронические заболевания, обязательно проконсультируйтесь с подростковым терапевтом, лечащим врачом, не будет ли это заболевание препятствовать в выборе той или иной профессии. Только врач может дать рекомендацию о соответствии состояния здоровья выбранной профессии.

2. Выбирая профессию, непременно следует учитывать интересы, склонности и способности вашего ребёнка.

3. Считается, что выбор профессии будет более обоснованным, если в его основе лежит интерес к содержанию профессии. В этом случае и профессиональные намерения более устойчивые, и профессиональное обучение идет быстрее и эффективнее. К сожалению, исследования ученых показали, что только 40% выпускников при выборе профессии интересуются ее содержанием.

Родители могут помочь сыну или дочери в формировании интересов и склонностей, в развитии способностей.
При этом следует руководствоваться следующими советами: не относитесь к занятиям своих детей свысока. Найдите время их выслушать, а лучше всего попробуйте лучше увлечься тем, что интересует ребят.

В общении на равных вы совершенно другими глазами увидите своего ребенка и его друзей. И поверьте, в совместных делах, в сотрудничестве при обсуждении и решении общих задач ваши знания, ваши компетентные советы более умелого и опытного человека будут приняты подростками с благодарностью. в подростковом возрасте неизбежна «разбросанность» интересов, т.к. это период интенсивных исканий, время самопроверки, самоутверждения, а нередко и конформизма, то есть я делаю то и интересуюсь тем, чтобы не отличаться от сверстников.

Будьте внимательны и чутки к отличным от ваших увлечениям и интересам детей, помогите им не обмануться, найти себя и свою профессию, даже если это и нарушит ваши планы. помните, что в старшем подростковом возрасте потребность в осмысленной деятельности, направленной на достижение социально значимого результата, становится, как правило, необходимостью. Не удовлетворяясь иллюзией труда и не находя реального дела ни в семье, ни в школе, подросток ищет его сам и, случается, находит его в антисоциальной плоскости.
4. Еще один важный фактор, который следует учитывать при выборе профессии – потребность экономики в кадрах. Необходимо знать, какие именно профессии являются в данный момент наиболее востребованными на рынке труда в вашем городе (районе), а какими профессиями рынок перенасыщен.

Необходимо помнить, что по данным статистики 70% профессий, востребованных на рынке труда – профессии материальной сферы.

Еще одна трудность , с которой сталкивается подросток в процессе выбора профессии – это неадекватный (завышенный или заниженный) уровень притязаний, основывающийся на неадекватном уровне самооценки, неправильном понимании своих способностей. В этом возрасте, как показывают исследования, только 10% старшеклассников могут правильно оценить себя. 90% нуждаются при этом в совете старших.

Самооценка и возможности – эти два фактора имеют самое большое значение в возникновении противоречий у подростка. Он часто выказывает такие притязания, которые сам не может реализовать. Хотя он и чувствует себя взрослым, но у него нет ни нужных знаний, ни навыков, ни умений, ни морального права на эти притязания, значит – нет и возможностей.

Если у подростка завышенные запросы, то перед родителями, педагогами открываются великолепные возможности снизить уровень притязаний или стимулировать их. В связи с этим мы приводим следующие полезные практические советы: несоразмеримые с возможностями запросы следует не осуждать или запрещать, а позволить ему столкнуться с реальностью, т.к. неудача автоматически снижает уровень притязаний всегда помнить, что их завышенный уровень – замечательный стимул для усвоения новых знаний, умений, навыков поощрять усвоение ребенком таких видов деятельности, которые необходимы для удовлетворения его конкретных запросов, а также стиль поведения, обеспечивающий в этом успех.

Исследования подтверждают, что главными регуляторами уровня притязаний являются в жизни успехи и неудачи. Поэтому не следует настойчиво отговаривать молодого человека от осуществления его намерений, нужно лишь четко определить запасной вариант профессионального плана на случай неудачи. В качестве резервного профессионального намерения может быть запланировано поступление в учреждения среднего или начального профессионального образования. Но запасной вариант нужно не только запланировать, но и просчитать: выяснить условия приема и обучения, сроки подачи документов, вступительных экзаменов, на общих основаниях или по направлениям осуществляется прием, возможно ли обучение на коммерческой основе и т.п.

Следующая сложность , с которой сталкивается подросток при выборе профессии – это свойственная подростковому возрасту высокая эмоциональность. Поэтому подростка зачастую привлекает внешняя сторона профессии, он выбирают романтические, необычные, особенные профессии, основываясь на каком-либо одном незначительном, но очень ярком привлекательном признаке.

Например, такие профессии, как модельер, стюардесса, следователь уголовного розыска, археолог, океанолог, геолог, переводчик. Для коррекции таких малообоснованных профессиональных планов необходимо подробно информировать подростка о содержании профессии, трудовых обязанностях, условиях, режиме труда и отдыха, способах получения профессии, потребности в кадрах.

И тут мы подходим еще к одной группе проблем , с которыми сталкиваются подростки в процессе профессионального самоопределения. Это отсутствие, стихийность или фрагментарность профинформации, неумение ее систематизировать. Подростки имеют недостаточное представление о мире профессий, их содержании и специфике, учебных заведениях, условиях приема в них, обучения.

Задача родителей – помочь детям овладеть такой информацией. Попробуйте вместе с вашим сыном или дочерью проанализировать содержание разных профессий. Начать можно с профессии матери, отца, ближайших родственников. При этом надо помнить, что нет плохих и хороших профессий. Плохими или хорошими они могут быть лишь в оценках разных людей. Часто люди дают положительную или отрицательную характеристику профессий с учетом собственного профессионального опыта: положительного или отрицательного.

Ваша задача – помочь детям оценивать различные профессии объективно, с учетом всех плюсов и минусов. Анализируя содержание профессий, следует помнить и о том, что каждую профессию надо рассматривать в единстве внешних и внутренних элементов. Внешнее – это то, что сразу бросается в глаза. Например, врач в белом халате в чистом светлом кабинете ведет прием больных, беседует с ними, осматривает, выслушивает, назначает лечение.

А что за этим? Высочайшая ответственность за жизнь и здоровье пациентов. Обширные знания, которые необходимо постоянно пополнять, совершенствовать, умение правильно сопоставлять эти знания с результатом осмотра, обследования, принимать самостоятельные ответственные решения, ставить диагноз. Высокая эмоциональная устойчивость, умение владеть собой, своим поведением, чувствами. Общительность, сопереживание, сочувствие по отношению к пациентам.

Еще одна трудность при выборе профессии – это низкая ориентация в образовательной сфере. Так, например, восьми- и девятиклассники не знают, чем отличается учреждения среднего профессионального образования от учреждений начального профессионального образования. Узнав, что при поступлении в учреждения среднего профессионального образования нужно сдавать экзамены, они бывают огорчены, это в корне меняет их планы.

Для подростка важно, прежде чем принять решение о выборе учебного заведения, понимать какие учебные заведения существуют сегодня на рынке образования, каковы их возможности, кого они готовят, какие аттестационные документы вручаются по окончании, каков их статус в образовательной среде, какова стоимость и продолжительность обучения и какие возможности откроются перед ним по окончании обучения.Родители призваны помочь детям не только познакомиться с миром профессий, но и получить исчерпывающую информацию об учебных заведениях.

Таким образом, подготовка к выбору профессии требует от подростка и его родителей немало усилий. Усилия нужно приложить для того хотя бы, чтобы прочесть книгу с описаниями профессий (такой профессиографической литературы много и в школьных, и в городских библиотеках). Еще больше труда потребуется, чтобы попробовать себя в каком-либо виде деятельности, совершить первую профессиональную пробу сил.

Это является наилучшим способом знакомства с будущей профессией. С вашей помощью сын или дочь могут устроиться на работу в период каникул. Итак, ваш ребенок стоит перед необходимостью важнейшего выбора – профессионального самоопределения. Разумеется, каждый сам кузнец своего счастья, только от него самого зависит успех или неудача в выборе профессии. Но готовность ребенка к этому решающему шагу зависит и от того, помогают ли ему родители или нет.

Позиция родителей очень важна, она должна быть мудрой, ответственной. В первую очередь следует руководствоваться принципом «Не навреди!». Сотрудники нашего Центра готовы помочь родителям в формировании профессиональных планов детей. Мы проводим индивидуальные консультации по выявлению интересов, склонностей, способностей учащихся, учитывая личностные особенности при выборе профессии.

(в помощь выбирающему профессию)

Значение правильного выбора профессии

Выбор профессии, работы, обеспечивающей профессиональный рост и материальный достаток, общественное признание – одна из важнейших забот и проблем каждого человека. Но решается она нередко на уровне интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, родительской прихоти, путем проб и ошибок.

Негативные последствия ошибок в выборе профессии зачастую не учитываются и не просчитываются. Приведем мнение известного публициста: «Взяв дело не по способностям, заняв не свое место, трудно, а может быть и невозможно быть честным человеком вообще». Все верно. Бездарный работник, как правило, самоуверен, предрасположен ко лжи, лени, зависти, лести, а порой и к вымогательству. Тем самым он пытается заполнить пустоту души и стать хоть сколько-нибудь значимым, весомым.

Французский мыслитель Сен-Симон писал, что причиной почти всех неурядиц в обществе становятся «неудавшиеся призвания, насилие над склонностями, навязанные профессии и проистекающие отсюда неудовольствия и злобные страсти». Сказанное справедливо не только по отношению к «высоким» интеллектуальным, но и к рядовым профессиям. Бездарный политик, военачальник, менеджер, юрист, врач – подлинное бедствие. Но немало неприятностей и ущерба от неумелого сантехника, телемастера, токаря и пекаря, у которых руки и голова явно не подходят для выполняемой работы. Халтура и брак не только экономически, но и нравственно обедняют общество.

Между тем, по обобщенным данным, 20–30 % работников в различных сферах деятельности находятся «не на своем месте», о чем свидетельствуют невыполнение норм выработки, должностных инструкций, чрезмерное утомление, чреватое серьезными недугами. А 70–80 % рабочих и специалистов не удовлетворены выбранной профессией по указанным и другим причинам. Чем сложнее, ответственнее работа, тем больше подобных случаев.

Проблема выбора профессии имеет объективные истоки и основания. Каковы они? Между людьми, как и между профессиями, существуют устойчивые различия. Скорость реакции, осознания информации и принятия решений в большой группе людей значительно разнятся; выявлены также порядка 1120 вариаций темперамента и характера. Определенное сочетание тех или иных особенностей человека явно или неявно тяготеет к конкретным группам профессий.

У каждой профессии (а их десятки тысяч) свои требования к человеку, свой нрав, свой расчет. Как говорится, мы выбираем и нас выбирают.

Соединив подходящего человека с соответствующей его индивидуальным особенностям профессией, должностью, можно получить большой выигрыш в повышении производительности и качества труда, сокращении травматизма, профзаболеваний, росте благосостояния, дохода, удовлетворенностью трудом и жизнью. Таковы эффекты и потенциал правильного выбора профессии.

ПАМЯТКА ВЫБИРАЮЩЕМУ ПРОФЕССИЮ

Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в твоей жизни.

Не предоставляйте выбор своей будущей профессии случаю.

Пользуйтесь информацией профессионалов.

Профессию надо выбирать обдуманно, с учетом своих способностей, внутренних убеждений, реальных возможностей, взвесив все «за» и «против».

С этой целью:

  • изучите глубже самого себя: разберитесь в своих интересах (что интересно исключительно как хобби, а что может стать профессией), склонностях, особенностях характера и физических возможностях;
  • подумайте, какие у вас сильные и слабые стороны, главные и второстепенные качества;
  • ознакомьтесь с профессиями, которые соответствуют вашим интересам и способностям;
  • читайте специализированные книги и журналы;
  • наметьте предварительно избираемую профессию или группу родственных профессий;
  • побеседуйте с представителями избираемых профессий, постарайтесь побывать на рабочем месте этих специалистов, ознакомьтесь с характером и условиями труда;
  • продумайте, как, где и когда можно попробовать свои силы в вы- бранной профессии;
  • ознакомьтесь с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию;
  • сопоставьте личные качества и возможности с характером той профессии, которую вы выбрали;
  • приняв решение, не отступайте перед трудностями: будьте настойчивы в достижении намеченных целей.

Принципы, которыми должен руководствоваться человек, выбирающий профессию

Принцип сознательности

Правильно выбрать профессию может человек, четко осознавший:

  • что он хочет (осознающий свои цели, жизненные планы, идеалы, стремления, ценностные ориентации);
  • что он есть (знающий свои личностные и физические особенности);
  • что он может (знающий свои склонности, способности, дарования);
  • что от него потребует работа и трудовой коллектив.

Принцип соответствия

Выбираемая профессия должна отвечать (соответствовать) интересам, склонностям, способностям, состоянию здоровья человека и одновременно потребностям общества в кадрах.

Принцип активности /b>

Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль при- званы сыграть:

  • практическая проба сил в кружках, секциях, на факультативах;
  • чтение литературы, посещение экскурсий и учебных заведений в «Дни открытых дверей»;
  • встречи со специалистами;
  • самостоятельное обращение к психологу или профконсультанту.

Принцип развития

Этот принцип отражает идею необходимости развивать в себе такие качества, которые нужны для любой профессии. Это и психические процессы (мышление, память, внимание), и следующие черты характера: трудолюбие, добросовестность, прилежность, организованность, исполнительность, самостоятельность, инициативность, умение переносить неудачи, выдержка, настойчивость.

Ошибки и затруднения при выборе профессии

1. Незнание правил выбора профессии:

  • выбор профессии за компанию;
  • перенос отношения к человеку на саму профессию;
  • отождествление учебного предмета с профессией;
  • ориентация на профессии высокой квалификации;
  • неумение определить путь получения профессии.

2. Незнание самого себя:

3. Незнание мира профессий:

  • увлечение только внешней стороной профессии;
  • предубеждение в отношении престижности профессии;
  • незнание требований профессии к человеку;
  • устаревшие представления о характере и условиях труда конкретной профессии.

Вопросы, на которые полезно знать ответ, планируя свою профессиональную карьеру

  • От каких своих умений и способностей вы получаете наибольшее удовлетворение?
  • Каковы ваши основные интересы и любимое времяпрепровождение?
  • Какие учебные предметы у вас любимые?
  • Чем бы вы хотели заниматься каждый день по 8 часов из года в год?
  • О какой работе вы мечтаете?
  • Каким вы представляете свое занятие через 10 лет?
  • Какая работа была бы для вас идеальной? Опишите ее как можно подробнее. Представьте себя на этой работе. С кем вы работаете, как проводите время?
  • Каковы ваши критерии выбора профессии (обязательные и желательные)?
  • Какие ваши сильные стороны и навыки позволяют вам считать себя подходящим для работы, которая вам кажется идеальной?
  • Какие пробелы в своих знаниях и умениях вам необходимо ликвидировать, чтобы получить идеальную для вас работу?
  • Если работа, идеальная для вас, недостижима в настоящее время, то какую работу вы могли бы выполнять, чтобы продвигаться в из- бранном направлении?
  • С кем можно посоветоваться, что- бы получить полезную для планирования карьеры информацию?
  • Какие ваши ближайшие и долго- срочные цели в области карьеры? Запишите их и стремитесь выполнить все пункты.

Помните!

Хочу – стремления личности (желания, интересы, склонности, идеалы).

Могу – возможности личности (со- стояние здоровья, способности, уровень знаний, характер, темперамент).

Надо – потребности общества в кадрах, и осознания необходимости затратить определенные усилия для достижения жизненно важных целей

Личный профессиональный план учащегося


Характеристика профессионального плана

  • Определенность, ясность плана (если человек указывает на единственную профессию и соответствующий тип учебного заведения).
  • Полнота плана (когда учтены все необходимые факторы выбора профессии: направленность интересов, склонностей, способностей, состояние здоровья, уровень образования и т. д.).
  • Устойчивость плана во времени (уверенность в правильности вы- бора и стремлении к его осуществлению).
  • Реалистичность плана (опора на реальные социальные и психологические возможности реализации выбора).
  • Логическая обоснованность и внутренняя согласованность (соотнесение склонностей и способностей человека с требованиями профессии).
  • Моральная оправданность плана (если мотивы профессии относятся к содержанию деятельности).
  • Согласованность плана с потребностями рынка труда.

Этапы формирования профессионального плана

Составляя личный профессиональный план, необходимо:

  • определить, какой вид деятельности вам интересен; проанализировать, в какой степени выражены склонности к работе в сферах « человек-природа», «человек-техника», «человек-человек», «человек-знковая система», «человек-художе-ственный образ»; составить формулу интересующей профессии;
  • выяснить, работники каких профессий требуются на рынке труда города, района, в котором вы живете;
  • сопоставить полученные данные и сделать вывод, в какой области профессиональной деятельности вы могли бы работать;
  • ознакомиться с интересующими профессиями, беседуя с их представителями, пользуясь профессиограммами, специальной литературой; посоветоваться с родителями; проконсультироваться с врачом;
  • соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями избранной профессии;
  • узнать содержание интересующей профессии, условия работы, перспективы профессионального роста;
  • ознакомиться с возможными путями освоения профессии; побывать в учебных заведениях на «Днях открытых дверей»;
  • проанализировать преимущества и недостатки различных путей получения общеобразовательной и профессиональной подготовки.

Профессиональная пригодность

Различают следующие степени профессиональной пригодности.

1. Непригодность. Она может быть временной или практически непреодолимой. О ней говорят в тех случаях, когда имеются отклонения в состоянии здоровья, несовместимые с работой. При этом это не значит, что человек не может работать, – работа в данной профессии может ухудшить состояние человека. Противопоказания бывают не только медицинские, но и психологические: те или иные стойкие личные качества будут помехой для овладения определенной профессией.

2. Годность. Характеризуется тем, что нет противопоказаний, но нет и очевидных показаний. Иначе говоря, ни за, ни против. «Можешь выбирать эту профессию. Не исключено, что станешь хорошим работником». Примерно такими словами можно охарактеризовать данную степень профессиональной пригодности.

3. соответствие. Нет противопоказаний и есть некоторые личные качества, соответствующие требованиям профессии. Например, есть выраженный интерес к определенным объектам труда (технике, природе, людям, искусству) или успешный опыт в данной области. При этом не исключено соответствие другим профессиям. «Можешь выбрать эту профессию. И весьма вероятно, что ты будешь хорошим работником».

4. Призвание. Это – высший уровень профессиональной пригодности. Он характеризуется тем, что во всех элементах ее структуры есть явные признаки соответствия человека требованиям избираемого вида труда. Речь идет о признаках, которыми человек выделяется среди своих сверстников, находящихся в равных условиях обучения и развития. «Именно в этой области труда ты будешь наиболее нужен людям».

Чтобы открыть в себе призвание, важно смело «примеривать» себя к самым разным профессиям, необходимо практически пробовать свои силы в разных видах труда.

Что нужно знать при выборе учебного заведения

Возможно, выбранную вами профессию можно получить в нескольких учебных заведениях. В таком случае возникает проблема выбора учебного заведения. Правильный выбор можно сделать, узнав все об этих учебных заведениях.

Собирая информацию об учебном заведении, следует получить ответы на следующие вопросы.

  • Какой уровень образования позволяет получить учебное заведение (профессионально-техническое, среднее специальное, высшее)?
  • По каким специальностям и специализациям осуществляется профессиональная подготовка?
  • Какая квалификация присваивается по окончании учебного заведения?
  • Каковы предоставляемые формы обучения (дневная, вечерняя, заочная)? Платное или бесплатное обучение? Каков размер оплаты?
  • Какие требования предъявляются к поступающим (возраст, состояние здоровья, пол, уровень образования)?
  • Каков порядок приема в учебное заведение (сроки подачи документов, сроки сдачи экзаменов, льготы поступающим)?
  • Какова продолжительность обучения?
  • Оказывает ли учебное заведение помощь в трудоустройстве выпускников?
  • Есть ли подготовительные курсы? Когда они начинают работать и какова их стоимость?
  • Когда проводятся «Дни открытых дверей» в учебном заведении?
  • Где находится учебное заведение и какое его полное название?

Профессиональная ориентация подростков представляет собой комплекс мероприятий, направленных на помощь в выборе профессии.

Именно в подростковом периоде процесс самоопределения является ведущей деятельностью, на основании которой строится будущее личности.

Профориентация подростков: зачем нужна

Необходимость в ней представляется значительной и необходимой по нескольким причинам:

  • позволяет подростку определиться с будущей профессией, тем самым выделить цель, к достижению которой он будет стремиться;
  • выявляет сильные и слабые стороны школьника, что позволяет сделать правильный выбор профессии в соответствии с выявленными способностями и особенностями характера;
  • повышает у подростков желание учиться и поступать в учебные заведения, обучающие выбранной профессии.

Подростки склонны к частой смене интересов, поэтому программа профориентации должна строиться на динамическом показателе, т. е. проводится несколько раз, например, раз в год в течение трех лет.

Факторы, влияющие на выбор профессии

Подобных факторов достаточно много, но принято выделять несколько групп.

Социально–экономические

  • весь спектр профессий;
  • перспективное развитие той или иной профессии;
  • социальная необходимость в определенной профессии;
  • престиж профессии, статус, который она дает;
  • материальная обеспеченность специалиста в выбранной области.

Социальные

Они отражают социальную роль школьника в коллективе ровесников, статус и материальную обеспеченность семьи. В эту же категорию включен мотивационный аспект.

На выбор профессии могут повлиять самые разные мотивы:

  • материальные , выражаемые стремлением к высокооплачиваемой работе и льготам;
  • социальные , когда подросток желает занимать достойное место в обществе;
  • моральные , связанные с желанием приносить пользу человечеству, при этом иметь большой круг общения;
  • мотивы престижности , когда есть желание строить карьеру, выбирая профессию, значимую в кругу близких и друзей;
  • профессиональные и познавательные , целью которых является глубокое освоение профессии;
  • утилитарные , позволяющие работать и пользоваться всеми благами цивилизации, в непосредственной близости к дому, в чистом офисе и т.д.;
  • творческие , дающие волю фантазии и креативности;
  • эстетические , учитывающие стремление к гармонии и красоте в профессии.


Психологические

Они включают уровень развития интеллекта и самооценки, круг интересов и склонностей, особенности протекания психических процессов (мышления, памяти, внимания, речи) и общие способности подростка.

Для определения мотивов этой группы лучшей формой проведения профориентационного занятия будет тренинг, где подростки смогут раскрыться в полной мере, проявив свои навыки и умения.

Психофизиологические особенности

  • особенности темперамента;
  • специфика нервной системы;
  • общее состояние здоровья школьника.

Так, например, в хирургии людям со слабой нервной системой делать нечего, но они могут подойти в профессии окулиста, где вероятность экстренной ситуации практически нулевая. Слабость нервной системы, конечно, не может быть абсолютным противопоказанием к выбору профессии, но учитывать это стоит обязательно.

Что касается общего состояния организма, то людям с ограниченными возможностями здоровья стоит серьезно подойти к выбору профессии, делая поправку на свои особенности.

Вышеперечисленные факторы необходимо учитывать в комплексе, иначе ошибки в выборе профессии неизбежны.

Методики

Профориентация подростков – это, как правило, программа, разработанная на длительное время и включающая несколько методик. Наиболее распространенными из них являются следующие.

ДДО. Автор Е.А. Климов

Дифференциально-диагностический опросник. Методика состоит из 20 пар профессий, из которых подросток выбирает по одной в каждой паре.

По результатам проведенного тестирования баллы соотносят с пятью типами профессий:

  • «человек-природа» — профессии, связанные с растение- и животноводством, лесным хозяйством;
  • «человек-техника» — технические специальности;
  • «человек-человек» -профессии, построенные на общении и обслуживании людей;
  • «человек-знак» — специальности, в которых предполагается работа с цифрами и подсчетами;
  • «человек-художественный образ» — профессии, в основе которых лежит творчество.

«Карта интересов». А. Голомшток

Целью методики является определение структуры интересов подростка.

Методика включает 50 вопросов и позволяет соотнести результаты по следующим категориям знаний:

  • физика и математика;
  • химия и биология;
  • радиотехника и электроника;
  • механика и конструирование;
  • география и геология;
  • литература и искусство;
  • история и политика;
  • педагогика и медицина;
  • предпринимательство и домоводство;
  • спорт и военное дело.

«Якоря карьеры». Автор — Э. Шейн

Методика включает 41 утверждение и способствует выявлению следующих карьерных ориентаций:

  • профессиональная компетентность – желание стать профессионалом в конкретной профессии;
  • менеджмент – стремление управлять людьми;
  • автономия – стремление к независимости в работе;
  • стабильность – желание работать в одной сфере долгое время;
  • служение – иметь возможность воплощать в профессии свои идеи и ценности;
  • вызов – находить уникальные решения сложных задач;
  • интеграция стилей жизни – выстроить гармоничные отношения между личной жизнью и карьерой;
  • предпринимательство – создавать новые услуги и товары.

Объективную картину профессиональной ориентации подростка можно построить, если использовать две и более тестовые методике в сочетании с практическими занятиями и на основании индивидуальной беседы с каждым подростком.

  1. Родители должны дать ребенку право выбора . Подросток должен ощущать независимость и самостоятельность в делах, мыслях и поступках. Его действия должны исходить из внутренних убеждений и критериев, а не на мнение мамы, папы, бабушки и т.д..
  2. Ребенку стоит прививать идеалы , к которым он будет стремиться, спокойно и позитивно относиться к будущему. Для этого важно уметь слушать и слышать своего ребенка.
  3. Необходимо создание таких условий, в которых ребенок сможет раскрыть свои способности и выявить ограничения. Особенно эта тема касается инвалидов. Круг их умений и навыков достаточно узок, поэтому к выбору профессии необходимо подходить особенно тщательно, учитывая все возможные плюсы и минусы той или иной деятельности.

  1. Если подросток пробует себя во многих сферах : различные кружки, спортивные секции, посещение художественных, танцевальных школ, это очень хорошо, но стоит проследить, чтобы каждый вид деятельности прошел полный цикл. Только в этом случае он сможет увидеть все достоинства и недостатки каждой пробуемой профессии.
  2. Необходимо дать подростку возможность посещать самые разные занятия и курсы. Пусть что-то ему не будет нравиться, что-то и вовсе никогда не пригодится, но полученные знания сформируют тот фундамент знаний, на котором будут построены такие важные в современном мире качества, как лабильность, креативность, общительность и, конечно, высокие интеллектуальные способности.

Профориентация подростков представляет собой трудоемкий и долгий по времени процесс. Но грамотный подход, терпение со стороны педагогов и родителей позволят детям делать правильный выбор и не совершать досадных ошибок, которые сложно исправить, а порой и совершенно невозможно.

Профессиональная деятельность занимает большую часть жизни человека, значит и подход к ней должен быть серьезный и взвешенный.

Видео: Профессиональная ориентация

часто задаваемые вопросы

В Москве много центров профориентации. Чем вы отличаетесь от других?

Наше основное отличие – глубокий и комплексный подход. Благодаря использованию более 15 психодиагностических методик, профориентационных тестов и индивидуальной работе высококлассных специалистов психологов-профориентологов, вы получаете целостную картину профессиональных интересов, способностей и возможностей вашего ребенка. Мы также исследуем его личностные, психофизиологические особенности и эмоциональную сферу. И только после этого подбираем профессиональные области и специальности.
Насколько нам известно, столь серьезно к вопросу выбора профессии не подходят ни в одном профориентационном центре.

Сколько профессий вы предлагаете? Ведь нам надо найти одну единственную, нашу!

Обычно мы предлагаем на выбор 10-15 профессий. Это профессии, к которым школьник имеет интерес, и в которых может добиться успеха. На это есть несколько причин:

  • Мы считаем, что подросток сам должен сделать выбор, ведь это его жизнь! А наша задача - показать ему возможные направления.
  • Человек редко бывает предрасположен лишь к одному виду деятельности, к одной профессии. Соответственно, мы учитываем все варианты профессионального развития, исходя из способностей, возможностей и желаний подростка.
  • Многие перспективные профессии лежат на стыке разных дисциплин, поэтому мы не исключаем получение нескольких специальностей (например, бакалавриат по филологии и магистратуру по психологии). Владение несколькими профессиями может стать серьезным конкурентным преимуществом молодого специалиста!

На итоговой встрече подросток сам выбирает желаемый профессиональный путь.

«Начинаем знакомство с профессиями с младшего дошкольного возраста»

Все без исключения родители хотят, чтобы их дети были счастливы, чтобы в жизни им сопутствовал успех, чтобы они самореализовались в какой-то деятельности. То есть получили профессию по душе, ориентируясь на свои стремления и желания. Родителям необходимо заметить к чему тяготеет их ребенок больше всего.

Знакомство детей с профессиями можно начинать как можно раньше. Бережное отношение к труду, умение работать в коллективе – это качества, которые необходимо воспитывать в юном поколении. Огромное значение в воспитании детей имеет знакомство с трудом взрослого человека. Рассказы детям о профессиях расширяют их кругозор, у них проявляется интерес к окружающему миру, воспитывается уважение к чужому труду.

Как рассказать детям о профессиях. Советы

Н
апример, во время прогулки учите ребенка бросать мусор только в урну. Расскажите ему, что рано утром дворники подметают улицы, чтобы город был чистым, и всем было бы приятно гулять в нем. В магазине обратите внимание на то, что товар был привезен на больших машинах рано утром, потом его выгрузили грузчики, а продавцы аккуратно составили все на полках.

Нужно рассказать детям о профессии родителей. Постарайтесь объяснить суть вашего труда, его важность для других людей. Например, папа вместе с другими строителями, строит дома, чтобы потом там жили люди. Осветите профессии людей, которые трудятся вместе с вами. Рассказывайте с уважением о своих коллегах. Расскажите, что вам нравится приносить пользу людям, что вы с удовольствием ходите на работу. Покажите грамоты и награды, которые вы получили. Не стоит насаждать ребенку свое мнение по поводу привлекательности одной профессии над другой. Это создает пренебрежительное отношение к людям данных профессий. Ведь кому-то, например, и пол мыть нужно, и мусор возить.

Т
ак же знакомство детей с профессиями происходит во время игр. Они могут познакомиться с различным инструментами и приспособлениями, понять кто и что делает на работе.

Некоторые родители считают, что с профессией можно определиться в старших классах и торопиться не стоит. Но это заблуждение. Многие методисты придерживаются мнения, что основные понятия закладываются в раннем детстве, а точнее в возрасте до трех лет. В этот период ребенок, как губка впитывает всю информацию из вне. Чем шире его знания, тем легче ему будет в будущей жизни.

Детям о профессиях можно узнать при помощи чтения книг, рассказать им интересные истории из жизни или фильмов. Для более старших детей подойдут карточки, игры в лото, в доктора, в магазин. Помимо всего этого рисуйте или раскрашивайте вместе представителей разных профессий, их инструменты, одежду. Обсуждайте, кто и что делает, выслушивайте мнение ребенка о том, хочет ли он этим заниматься или нет.

М

ного внимания уделяется знакомству с профессиями в детском саду и школе. В садиках обычно есть игрушечные кухни, магазины, парикмахерские. Проводятся экскурсии, которые знакомят с трудом взрослых. Дети обращают внимание на форму людей, их деятельность, инструменты с которыми приходится обращаться. В школе проводят уроки по профориентации учеников, на которые приходят люди разных профессий, а для старшеклассников проводят тесты на определение типа личности. Уже в детском саду хорошо собирать чаще деток вместе с родителями. Это совместные мероприятия, посещение родителями занятий.

Есть такие ребята, которые еще в детском саду знают, кем они будут в будущем. Девочки, например, мечтают петь на сцене и с удовольствием делают это на утренниках. Мальчики же хотят стать пожарными и быть героями для людей.

Бывает и так, что человек ни к чему не тяготеет, меняя одну за другой профессии, так и не может определиться в жизни. Но, в конце концов, обязательно находить дело по душе. И наша задача, а также родителей правильно, но не навязчиво помочь ребенку правильно выбрать профессию по душе.

Вообще можно сказать, что знакомство детей с профессиями очень важно именно в достаточно юном возрасте, так как это помогает дальнейшей социализации личности, найти свое место в обществе.

В каждой семье по-разному подходят к обучающему моменту. Родители решают для себя сами, когда и в каком объеме малыш готов получать знания. Как познакомить ребенка с окружающим растительным и животным миром, в какое время стоит начинать учить малыша чтению или письму и когда рассказать о профессиях. Последнее чрезвычайно важно для самосознания ребенка, для правильного формирования отношения к собственному труду и работе других людей, определения их роли в человеческой жизни. Переходя от одного обучающего момента к другому – ребенок развивается. Когда ребенка знакомить с профессиями? Начинать рассказывать некоторые отличия одной профессии от другой можно уже с полутора-двухлетнего возраста малыша. Но, преследуя благие намерения обучить ребенка существующим во взрослом мире работам, необходимо не забывать о том, что малышам многие вещи осмыслить еще тяжело. Особенно то, что они никогда не видели, или о чем совершенно не имеют представления. Потому первыми в списке будут профессии, с представителями которых дети встречаются достаточно часто – продавцы, водители общественного транспорта, дворники, врачи, милиционеры. Когда ребенок уже имеет некое представление о машинах, механизмах, инструментах и рабочем инвентаре, можно постепенно вводить понятия других профессий.

С 3-4 лет дети уже немного должны знать о том, где и кем работают члены семьи – мама, папа, бабушка; в чем заключается их работа, чем ценна. С возрастом информация должна дополняться. Как познакомить ребенка с профессиями? Походы на рабочие места и экскурсии. Чтобы рассказать малышу о таких профессиях как продавец, повар или строитель, можно сходить в продуктовый магазин, в столовую, подойти к возводящемуся или ремонтируемому зданию и на наглядных примерах описать принципы работы и используемые инструменты. Например, продавец взвешивает и упаковывает фрукты, а затем за плату отдает их покупателю и т.д. Познакомить ребенка с пожарниками, рыбаками или стоматологом, можно, совершив экскурсионный поход на их рабочее место. Сейчас много подобных путешествий предлагается туристическими фирмами и разрабатываются в рамках обучающей программы дошкольных учреждений.



Чтение книг

М

ногие детские поэты и писатели излагали описания тех или иных рабочих профессий в своих произведениях: Дж. Родари – «Чем пахнут ремесла?» В. Маяковский – «Кем быть?» А. Барто – «Маляр», «Песня моряков», «Ветеринарный врач». С. Михалков – «Парикмахер», «Дядя Степа». Б. Заходер – «Портниха», «Строители», «Сапожник», «Шофер». С. Чертков – Детям о профессиях: «Пограничник», «Доярка», «Фокусник», «Повар», «Парикмахер», «Столяр», «Ветеринар», «Летчик», «Моряк», «Фермер», «Рыбак», «Пожарный», «Ученый», «Музыкант» и др. Читая произведение и показывая иллюстрацию, можно доступно объяснить ребенку, кто такой пограничник, почтальон или механик. Кроме рассказы.

Ролевые игры

Еще одним способом описать малышу взрослый мир профессий является игра. Забавляясь с ребенком, или когда он общается с друзьями, можно предложить новое для него развлечение: игру в учителя, врача или милиционера. Для этого необходимо предоставить вспомогательную атрибутику: например, для игры в педагога дать малышу палочку-указку, книги, оформить школьную доску, а самому сесть за парту. В процессе ролевой игры можно использовать как подручные средства (пуговицы под видом таблеток), специальные заготовки (нарезанные из картона знаки дорожного движения), так и купленные тематические наборы (игрушка кухня, набор доктора или пожарная машина). Такие развлечения в непринужденной форме знакомят ребенка с нюансами и особенностями профессий, развивают фантазию.

Мультфильмы и специальные видеоролики

С

ледующий вариант знакомства с профессиями подойдет для спокойных и усидчивых малышей. Обучающие видеоролики или мультфильмы о профессиях рассчитаны на ребят определенного возраста. Они в доступной форме и за короткий промежуток времени наглядно демонстрируют особенности труда швеи, машиниста или художника. Ребенок, наблюдая за действиями персонажей на экране, имеет возможность увидеть и выучить названия ранее незнакомых предметов и действий. Дидактический материал: детям о профессиях Производители детской продукции предлагают в помощь родителям и воспитателям детских садиков разнообразные карточки и плакаты с изображением представителей разных профессий в их рабочем процессе: пекарь – готовит хлеб, балерина – танцует, кассир – выбивает чек. Рассматривая изображения вместе с ребенком, взрослые могут задавать наводящие вопросы, обсуждать внешний вид работника и нарисованные аксессуары.

Как следует знакомить ребенка с профессиями

Независимо от того, какой способ рассказать о взрослых профессиях предпочли родители, аниматоры в развивающих центрах или воспитатели в детском садике есть некий план (схема), что за чем следует делать:

    Четко назвать полное наименование профессии и сделать маленький очерк о том, что именно делает тот или иной работник.

    В тех случаях, когда при работе следует носить форму, можно познакомить ребенка с отдельными видами и рассказать, чем один костюм отличается от другого. Во что одет милиционер, а во что пожарник, машинист поезда и пр.

    Ответить на вопрос малыша об используемом в процессе работы оборудовании или инструменте. Милиционеру нужен жезл, портнихе – ножницы, швейный мел и линейка, астроному – телескоп.

    Описать, а по возможности показать наглядно или проиграть действия рабочих: повар – варит, журналист – берет интервью, клоун – развлекает публику.

    Охарактеризовать получаемые в конце работы результаты: приготовленные обед, вылеченный зуб или надоенное молоко.

    В конце беседы стоит поговорить о значимости, полезности и необходимости труда одного человека для других.

Обучайте малышей играя!



 


Читайте:



Презентация на тему ""Уроки французского" В

Презентация на тему

В. Г. Распутин «Уроки французского». Урок литературыв 6 классе Распутин Валентин Григорьевич ( р. 1937), прозаик. Родился 15 марта в селе...

Названия, описания и особенности зимующих птиц

Названия, описания и особенности зимующих птиц

Парфенчук Алефтина ИвановнаДолжность: педагог дополнительного образования.Учебное заведение: МАОУДО города Нижневартовска Центр детского...

Разговорный стиль речи Порядок слов в предложении свободный

Разговорный стиль речи Порядок слов в предложении свободный

Слайд 2 Научиться говорить – значит научиться строить высказывания Слайд 3 В разговорном стиле важнейшую роль играет звуковая сторона речи,...

Сочинение рассуждение на тему деньги Какое значение имеют деньги в жизни человека

Сочинение рассуждение на тему деньги Какое значение имеют деньги в жизни человека

Многие задумываться о роли денег в жизни современного человека и над вопросом можно ли быть счастливым с не большим доходом?Современный человек не...

feed-image RSS