Реклама

Главная - Работающим пенсионерам
Прошел профессиональный и карьерный рост. Карьерный и профессиональный рост: в чем разница? Конфигурация карьеры по Драйверу

Подавляющее большинство живущих на нашей планете людей работает. Из них, в свою очередь, большинство работает каждый день, с редкими выходными в конце недели. Но далеко не все люди, имеющие профессию и оплачиваемую должность, совершенствуются в своей должности как профессионалы. О том, как это делать и что это такое – наша статья.

Что значит профессиональный рост?

Это качественное совершенствование себя как рабочего и творца, как ответственного и исполнительного работника. Независимо от того в какой сфере человек работает, он может выполнять свою работу плохо, удовлетворительно, хорошо и гениально.

Гениальности, пожалуй, научиться нельзя – она либо есть, либо нет, да и выявить ее получается только в случае удачного стечения обстоятельств, когда человек на протяжении всей жизни успешно развивает в себе именно те качества, к которым тянется его душа, к которым существует направленность личности.

А вот подняться с уровня плохого или посредственного работника до ценного и отличного – по силу абсолютно всем.

Да, действительно, возможности качественного профессионального роста открыты абсолютно всем – правда не каждому человеку в каждой сфере деятельности. Иногда требуется переосмыслить себя и свое занятие, возможно сменить рабочее место – и только тогда реализоваться.

Карьеру делают не всегда профессионалы

Для начала определитесь что для вас лучше и желаннее – карьерный рост или профессиональный. Это не совсем одно и то же, так как карьерный рост часто может предполагать повышение по карьерной лестнице посредством не совсем честных методов – кумовства, фаворитизма, родственных связей, взяток, интимных отношений.

Несмотря на то что и государство, и академически-педагогические круги постоянно пропагандируют отказ от этих методов, которые они обобщают понятием коррупция, можно с уверенностью сказать – они не динозавры и им не угрожает вымирание. Вполне может случится, что менее талантливый работник обойдет вас по службе одним из этих способов.

Или же вы, поступившись принципами, пойдете на такое. Как бы то ни было, перспективы профессионального роста часто зависят от личного настроя их преследовать, часто наперекор краткосрочным материальным выгодам или интересам.

Карьерный рост также часто подразумевает расширение полномочий сотрудника, освоение новых навыков – но больше с уклоном в выгоду работодателя и с интересом компании. Он более заметен для друзей и семьи сотрудника – ведь он сочетается с такими изменениями, как увеличение заработной платы, обретение классовых и социальных привилегий, иногда – переход в более престижный социальный класс. Карьеризм часто похож на маниакальную фиксацию – вызывает привыкание, недаром ему под стать многие похожие азартные занятия.

Предпочесть его могут молодые люди, только что закончившие учебные заведения и раздумывающие, где бы начать карьеру. Очень меркантильные особы, ставящие материальный достаток и связанные с ним удобства настолько высоко, что готовы выполнять не интересную им работу или терпеть конфликтного, взбалмошного начальника.

Еще можно вспомнить разного рода семейные дела и бизнес-проекты, которые родители передают по наследству своим детям и те часто вынуждены выкладываться в них, не щадя себя, даже вопреки природным биологическим и психологическим предрасположенностям. Конечно, если семейный бизнес достаточно успешен и востребован в своей нише, производимые им материальные блага могут позволить вам счастливо совместить карьерный рост с профессиональным, расширить возможности своего саморазвития.

Важно расти как личность

Профессиональный и личностный рост чаще идут рука об руку, так как совершенствование себя как творца материального, не может не совершенствовать духовное состояние, настроение и отношение человека к окружающим.

Как и во всех делах, тут нужна мера. Потому лучше не перегибать палку и не концентрировать на работе абсолютно все свои мысли и энергию, иначе вместо уравновешенной, цельной личности из вас может получится нелюдимая, погруженная в себя одиночка. Личностный прогресс – это, в общем и целом, улучшение вашего личного понимания мира и своего места в нем.

Как и у любого совершенствования, у роста квалификации есть свои этапы. Они могут быть ускорены благодаря наличию доброжелательного, комфортного коллектива на рабочем месте, благодаря ответственному начальству и понимающей семье. Они могут быть задержаны или полностью остановлены, если с этим всем не очень повезет.

Итак, какие же мы знаем этапы последовательного профессионального роста:

Как видим, этапы в целом интуитивно понятны и похожи на многое в этой жизни. Можно сказать, что в работе человек также переживает времена года – весну, лето, осень и зиму.

Остается лишь пожелать вам не задерживаться слишком долго в весне, как можно дольше продлить лето и осень, и не остаться с пустым амбаром зимой!

Профессиональный рост - это направление работы, основной задачей которого является развитие человека в профессиональной сфере, за счет приобретения необходимых знаний и опыта, развития соответствующих практических навыков, образцов мышления и поведения, качеств и характеристик личности, которые, в свою очередь, формируют определенные компетенции специалиста, как профессионала своего дела, и влияют на его карьерный рост .

Профессиональный рост включает в себя:

1. Профессиональную ориентацию. Профориентация - это фундамент профессионального успеха! Изначально очень важно сделать правильный выбор будущей деятельности в профессиональном мире, т.е. четко увидеть и понять чего я хочу от будущей профессии. А затем определиться, куда я иду учиться или работать (развивать свое могу), что я буду делать, для чего и зачем мне это надо. К сожалению, в современном обществе существует огромнейшая проблема - это бесцельное поступление молодых людей в то или иное учебное заведение. В итоге тратятся впустую два самых важных ресурса для достижения успеха, которыми, кстати сказать, обладает абсолютно любой человек - это время, как невосполнимый ресурс и информация. А точнее - это то драгоценное время, которое мы тратим на приобретение ненужной информации и не совсем понятного опыта. Из практики переориентации взрослых и молодёжи можно выделить основные ошибки выбора (см. на стр.: профориентация школьников). Лучше разработать индивидуальный план профессионального развития в ближайшей и долгосрочной перспективе, что позволит с достоверной значимостью принять осознанное, целенаправленное решение, т.е. качественно произвести профессиональное самоопределение.

2. Получение качественного (практико-ориентированного) профессионального образования. И тут мы также сталкиваемся с серьезной проблемой - это широко распространенное ошибочное мнение (установка, отношение) - вот поступлю в престижный ВУЗ, и мне там дадут хорошее образование. Не тут-то было, на самом деле Вы там никому не нужны, пока сами не возьмете ответственность за своё образование на себя, пока не начнете качественно "грызть гранит науки", пока не заявите о себе, чтобы о Вас узнали и т.д. Помните, что учебное заведение обеспечивает возможность получить образование, а от того как Вы его получите, зависит многое. Всё в Ваших руках и в первую очередь зависит от Вас и силы Вашей мотивации достижения результата.

3. Успешное трудоустройство - это когда Вы устраиваетесь на желаемую работу в ту компанию, которую сами для себя выбрали, изучая рынок труда. Это когда Вы ходите на работу с удовольствием, без напряжения... Люди хотят работать на любимой работе и заявляют: Я хочу интересную работу или хочу ходить на работу как на праздник и т.д. Но и здесь вновь мы упираемся в ещё более масштабную проблему. Дело в том, что многие не знают, чего хотят, вот и меняют одно место работы на другое, как "шило на мыло". Пример 1. Опрос студентов старших курсов показал, что в подавляющем большинстве ребята подрабатывают где угодно, но только не по специальности. Опять на лицо бесцельная трата времени на приобретение ненужного опыта. И только единицы целенаправленно проходят практику там, где нужно, т.е. самостоятельно выбирают компанию, в которой хотят работать. И порой подрабатывают по специальности не за деньги, а за практический опыт. Немудрено, что таких ребят работодатели расхватывают как горячие пирожки, предлагают им работу и устраивают, когда те еще учатся на 4-5 курсе. Эти молодые специалисты не знают проблем трудоустройства в начале своего карьерного роста. Пример 2. Как устраиваются на работу взрослые? В большинстве своём, составляют резюме на работных сайтах и отправляют его на те вакантные позиции, которые предлагает интернет, и ждут ответа. И вроде всё окей. Да, я активно ищу работу... Но это не совсем так, данный вид поиска работы - пассивноведомый, потому что всем управляет ситуация, не Вы, а внешние предложения. Предлагаем рассмотреть другую концепцию активного поиска будущей работы и успешного трудоустройства. Во-первых, необходимо четко понять, кем и где Вы хотите работать. Затем изучить рынок труда и подобрать минимум пять лучших компаний, в которых Вы хотели бы работать, а также несколько компаний для тренировки своей самопрезентации. Следующий этап - это изучение компаний, в которые Вы пойдете. Далее составляем резюме, в идеале профессиональное портфолио (портфолио всегда можно составить, даже если кажется, что не из чего), и готовим самопрезентацию. Для каждого работодателя своё резюме (как правильно составить резюме). Понять кем и где работать, составить резюме, портфолио и подготовить самопрезентацию Вам может помочь специалист. Теперь, когда всё готово, идем в менее значимые компании, и тренируемся проводить самопрезентацию. Приобретаем опыт прохождения собеседований и уверенность в своих силах. В завершении производим успешное трудоустройство.

4. Повышение квалификации за счет получения доп. образования или второго высшего, проведения научной, исследовательской работы, участия в тематических семинарах, тренингах, развивающих профессионально-важные качества и практические навыки .

5. Карьерный рост . Важно понять, куда расти, где и как. Здесь поможет профориентация . Традиционно выделяем три направления карьерного роста: вертикальный, горизонтальный и рост "два в одном". Вертикальный рост - это путь к руководителю, администратору, организатору как наёмному менеджеру, или как имеющему собственный бизнес, который организует деятельность других людей. Горизонтальный рост - это путь исполнителя. И рост "два в одном" - сам себе хозяин, когда человек и как руководитель и как исполнитель работает на себя, развивая свой проект.

Построить карьеру можно в достаточно короткие сроки, если приложить к этому много усилий. Если правильно понимать и использовать свои возможности, развиваться и заводить полезные знакомства, можно быстро стать уважаемым профессионалом и обеспечить карьерный рост.

Зачем нужно развивать карьеру

Стремительный карьерный рост, высокооплачиваемая должность, кресло руководителя – вот о чём мечтает большинство работников. Однако получить это можно только прилагая определённые усилия. Придётся постоянно учиться, совершенствоваться и развивать и навыки в выбранной и смежной областях.

Определите цель профессионального роста – что движет вами? Некоторые хотят стать руководителями, другим надоело сидеть на одном и том же месте, и они жаждут развития, для третьих основополагающими являются материальные цели. Только после того, как вы определитесь со стимулами, которые вами движут, можно .

Если вы хотите получить руководящую должность, вам придётся учиться управлять людьми. Это целое искусство, которое необходимо постоянно совершенствовать. Талантливый руководитель – не тот, кто говорит подчинённым, что делать, а тот, кто может быстро вникнуть во все процессы, грамотно выстроить систему работы и распределить обязанности. Также нужно уметь мотивировать персонал на достижение общих целей.

Те, кто засиделся на одном месте и хочет двигаться вперёд, должны чётко представлять свой план профессионального роста. Необходимо понять, хотите ли вы дальше продолжать свой карьерный и профессиональный рост в выбранной области или хотите заняться чем-то новым. Нужно искать возможности, которые могут – курсы повышения квалификации, тренинги, второе образование. Изучайте литературу, общайтесь с коллегами, ходите на тематические выставки – всё это внесёт свой вклад в ваш рост профессионального мастерства.

Если ваша цель – высокий заработок, нужно думать не только о деньгах, но и о качестве работы. Показывайте стабильно высокий KPI, совершенствуйтесь, выполняйте любой проект на высоком профессиональном уровне. Хорошие работники не остаются незамеченными, вскоре вам будут доверять более сложные и ответственные задачи, которые будут лучше оплачиваться. При должном усердии, умении правильно применять свои навыки и распределять рабочее время ваш карьерный рост будет развиваться достаточно быстро.

Нужно ли образование

Многие задаются вопросом – нужно ли образование как форма профессионального роста, поможет ли оно в дальнейшем развитии карьеры, или всё решает опыт? Образование однозначно нужно, ведь вы перенимаете опыт и знания, которые пригодятся в . К тому же, работодатель смотрит не только на навыки в резюме, но и на основное и дополнительное образование.

Однако к выбору образовательной программы нужно отнестись очень внимательно. Если вы хотите поступить в высшее учебное заведение, выбирайте лучшие вузы с самым высоким рейтингом, иначе рискуете потерять несколько лет впустую. Университет – это не только знание, но и новые полезные знакомства. Чем выше рейтинг вуза, тем больше там профессионалов высокого уровня, не только теоретиков, но и практиков.

Узнайте о курсах повышения квалификации и возможностях дополнительного профессионального образования в вашем городе. Возможно, стоит освоить новую компьютерную программу, выучить иностранный язык или узнать о том, как вести крупные проекты.

Общение с профессионалами из вашей области стоит также рассматривать как возможность профессионального роста. Вы всегда можете наладить полезные контакты, завести новые знакомства, которые могут способствовать достижению профессиональных целей.

Система профессионального роста обязательно должна включать образование. Черпайте информацию из разных источников – общение, профессиональная литература, деловые встречи. Свой образовательный процесс стоит выстроить чётко в соответствии со своими карьерными целями.

Какие личностные качества вам понадобятся

Карьерный рост требует развития таких личностных качеств, как:

  • целеустремлённость;
  • ответственность;
  • трудолюбие.

«Встречают по одёжке» - в профессиональном мире этот принцип также действует. Научитесь следить за своим внешним видом, одевайтесь соответственно случаю, всегда приходите в чистой и опрятной одежде. Вещи совсем не обязательно должны быть дорогими – можно подобрать вещи средней ценовой категории, главное, чтобы они выглядели презентабельно.

Саморазвитие

– один из двигателей профессионального роста и развития. Сейчас очень много возможностей для этого, начиная от Интернета и заканчивая международными образовательными программами. Нужно только выбрать От самообразования напрямую зависит развитие карьеры, поэтому улучшать свои навыки нужно постоянно.

Фокусируйтесь на какой-то одной области, одновременно интересуясь смежными сферами. Например, если вы – специалист в области маркетинга, вам пригодятся знания в области менеджмента, социологии, управления персоналом.

Не замыкайтесь в себе – общайтесь с коллегами. Перенимайте опыт профессионалов, читайте интервью с в вашей сфере, посещайте встречи с ними. Многие делятся своими знаниями абсолютно бесплатно в своих блогах, видеоблогах и книгах, которые можно найти в интернете в свободном доступе.

Бизнес или карьерный рост

Бизнес как форма профессионального роста – выбор тех, кто готов брать на себя ответственность за все процессы и понимает, готов на риски и понимает, что для успешного развития понадобится много времени. Начиная своё дело, в выбранной области, чтобы укрепить позиции своей компании на рынке.

Выстройте план профессионального роста не только для себя, но и для . Подумайте, каких целей вы хотите достичь, сколько планируете зарабатывать, как собираетесь развиваться. Найдите единомышленников, ходите на профессиональные встречи.

Бизнес – это прекрасная перспектива профессионального роста, если вы готовы постоянно совершенствоваться. Необходимо быть готовым к тому, что вам никто не будет указывать, что делать, но и ответственность за все действия вы полностью берёте на себя. Следите за новыми тенденциями, не упускайте из внимания конкурентов, контактируйте с как можно большим количеством профессионалов в своей области.

Не бойтесь рисковать – это придётся делать постоянно. Любой опыт, даже негативный – это ваш толчок к развитию. В бизнесе профессиональный рост и риски – взаимосвязанные понятия, поэтому чем больше вы , пробуете что-то новое и неизведанное, тем больше информации получается. Разумеется, риски должны быть обоснованными – нужно понимать, что вы можете получить либо, наоборот, потерять от совершения того или иного действия.

Важный вопрос для многих – в каком возрасте можно в бизнесе. Это сугубо индивидуально, ведь кто-то начинает своё дело ещё со студенческой скамьи, а кто-то решает работать на себя спустя достаточно много лет профессиональной деятельности. Успех в бизнесе зависит не столько от возраста, сколько от скорости вашей реакции на любые рыночные события, умение быть в тренде и готовности к постоянному развитию.

Говоря о том, как взаимосвязаны профессиональный рост и бизнес, можно привести в пример пару молодых предпринимателей, которые решили открыть своё дело ещё со школьной скамьи. Они пробовали себя в разных видах деятельности, но в итоге остановились на агентстве праздников. Открывая компанию, они параллельно получали образование в сфере менеджмента, изучали новые тенденции в своей профессиональной деятельности, заводили много новых знакомств. В итоге маленькая компания выросла в достаточно серьёзную организацию, которой доверяет всё больше клиентов.

Как быстро можно вырасти профессионально

У некоторых карьерный рост длится долгие годы, а у других он происходит стремительно. Так происходит потому что все по-разному используют свой потенциал. Кто-то хватается за любую возможность, а других устраивает размеренная деятельность, где нужно просто плыть по течению. Карьерный и профессиональный рост – это, прежде всего, Как долго вы будете добиваться желаемой позиции – зависит только от вас. Кто-то занимает руководящую должность спустя год работы, а кто-то так и не добивается её, так как неправильно оценил себя.

Определение карьерного роста

Не секрет, что современная система повышения квалификации работников образования очень быстро развивается, улучшается, обновляется. Почти все ориентируется на энергичностью самого преподавателя, которая, в свою очередь, конкретно зависит от его собственных карьерных устремлений, установленных профессиональных целей и задач, личных потребностей.

Карьерный рост можно определить по-разному, но в самом общем виде под ним подразумевают преднамеренно избранный и реализуемый работником путь должностного либо профессионального продвижения, что гарантирует профессиональное и социальное самоутверждение человека в согласовании с уровнем его квалификации. В психолого-педагогической науке проблемой карьерного роста занимались Э.Шейн, М. В. Александрова, Д. А. Аширов, В. Г. Поляков, Б. З. Вульфов, С. Д. Резник и др. Достаточно обстоятельно разработана концепция карьеры в менеджменте организации. Так, к примеру, в 1971 г. доктор Массачусетского института технологии Э.Шейн внес предложение рассматривать карьеру в организации в виде трехмерного конуса. Э.Шейн выделяет, что планирование карьеры – это медлительный процесс становления профессиональной самоконцепции и самоопределения в определениях личных возможностей, талантов, мотивов, потребностей, взаимоотношений и ценностей. Успешная карьера находится в зависимости не только от побуждений и мотиваций на той или другой личности, но и от возможностей.

В отечественной педагогике до недавнего времени понятие «карьера» фактически не использовалось, и в основном слово «карьера» обладало негативным смысловым оттенком. В последние годы данный негативный оттенок стал пропадать. В данный момент человек, «делающий карьеру», рассматривается скорее как имеющий ориентацию на реализацию личного и профессионального потенциала.

Длительное время удачной считалась лишь та карьера, которая подразумевала перемещение вверх. Но для одного человека успех это продвижение сообразно восходящим ступеням иерархии, для иного – вероятность творчества и мастерства в рамках занимаемой должности. Поэтому сейчас слово «карьера» вообщем и в системе воспитания в частности понимается в 2-ух смыслах: а) вертикальная карьера, преполагающая продвижение вверх по служебной лестнице; б) горизонтальная карьера, отражающая продолжение профессиональных способностей преподавателя в отсутствии изменения его места в иерархии служебных должностей. Ряд исследователей считают, что горизонтальная и вертикальная карьеры – это не только различные методы жизни в профессии, но и различные методы жизни вообщем.

Профессиональный рост по горизонтали сопровождается ощущением профессиональной самостоятельности, самоорганизованности и неисчерпаемости занимаемой должности. Образцом горизонтальной карьеры может служить усвоение нетипичных для педагогов компетенций. Педагог английского языка создает собственный интернет-сайт, на котором разговаривает со своими слушателями, тем самым увеличивая свойство обучения предоставленного курса увеличения квалификации. Другой преподаватель осваивает новейшие технологии и достигает такого, что становиться создателем мультимедийного электронного учебника.

Горизонтальная карьера педагога может развиваться при конкретных организационно-педагогических критериях, к которым относятся:

  • точка зрения руководителя;
  • наличие внешних характеристик успешности перемещения в специальности (заслуги, итоги научно-исследовательской деятельности и др.);
  • наличие адекватной системы оценивания, ее соотнесение с ценностями определенного работника;
  • помощь и стимулирование творчества;
  • формирование рефлексивно-творческих свойств.

Конкретно сейчас, когда удачно реализуется Государственная программа становления воспитания на 2011-2020 годы, раскрываются огромные способности для тех преподавателей, кто не хочет покидать любимую работу, кто искренне любит учить и понимает, как это делать мастерски. Осуществление предоставленной программы создает такие условия для возможностей карьерного роста, как стимулирование преподавателей, деятельно внедряющих современные образовательные технологии; муниципальная помощь молодых и профессиональных преподавателей; одобрение наилучших преподавателей. А это, в свою очередь, провоцирует преподавателей к изучению новейших способов методической работы, научному изучению, осознанию значимости своей практической деятельности.

В последнее время существенно повысилось количество педагогов, решивших заняться научно-исследовательской работой, что также содействует их карьерному продвижению. Естественно, пока данный признак еще сравнительно невелик в системе повышения квалификации, однако подъем численности преподавателей, жаждущих нарастить собственную компетентность через научно-исследовательскую активность, значительно возрос.

Это только некоторые возможности карьерного роста современного преподавателя. Очевидно, имеется и другие пути становления и развития карьеры в системе образования, так как карьеру нужно рассматривать не только как восхождение по административной лестнице, а как вероятность стать успешным специалистом в собственной деятельности.

Профессиональный рост

Рассматривая карьерный рост преподавателя как динамический процесс, необходимо подметить, что он напрямую связан с профессиональным ростом как личной готовностью к саморазвитию и самосовершенствованию в рамках имеющейся профессиональной деятельности. Под профессиональным ростом понимается развитие, интеграция и осуществление в педагогическом труде профессионально важных личных свойств и возможностей, профессиональных познаний и умений, функциональное высококачественное преображение человеком собственного внутреннего мира, приводящее к сознательно новому способу жизнедеятельности.

Главная роль в профессиональном росте принадлежит лично преподавателю, его ожиданиям, представлениям о своём трудовом будущем.

Сейчас карьера преподавателя требует особенного внимания. Прогрессивному сообществу небезразлично, кто будет работать с учителями: бесстрастный к занятию исполнитель либо стремящийся к наибольшему выявлению собственного творческого потенциала профессионал. Этим продиктована необходимость исследований и реализации в образовательной сфере концепций, программ и моделей проектирования карьеры профессорско-педагогического состава ИПК, нацеленных на помощь, сопровождение, побуждение и использование всех реальных способностей его карьерного роста.

Можно выделить следующие ступени профессионального роста учителя: педагогическая умелость, мастерство, творчество, новаторство.

Педагогическая умелость - это та база мастерства учителя, в отсутствии которой невозможно действовать в школе. Она основывается на необходимой теоретической и практической подготовке учителя, которая обеспечивается в педагогических учебных заведениях и продолжает отшлифовываться и улучшаться в школе.

Следующей ступенью профессионального роста учителя считается педагогическое мастерство. Педагогическое мастерство как высококачественная характеристика учебно-воспитательной деятельности учителя - это доведенная им до высочайшей степени совершенства учебная и воспитательная умелость. Естественно, для выработки педагогического мастерства преподаватель обязан владеть необходимыми природными данными, неплохим голосом, слухом, наружным обаянием и т.д. Но, невзирая на принципиальный смысл этих природных, личных данных, способствующих удачной педагогической деятельности, определяющую роль играют обретенные свойства.

Существенной спецификой обладает педагогическое творчество. Педагогическое творчество включает в себе конкретные составляющие новизны, однако чаще всего данная новизна связана не столько с выдвижением новейших мыслей и основ изучения и обучения, сколько с видоизменением способов учебно-воспитательной работы, их конкретной модернизацией.

Высшим уровнем профессиональной деятельности учителя считается педагогическое новаторство. Педагогическое новаторство включает в себя внесение и реализацию новейших, современных мыслей, основ и способов в процесс изучения и обучения и существенно изменяет и увеличивает их качество.

Определение карьерного роста

Не секрет, что современная система повышения квалификации работников образования очень быстро развивается, улучшается, обновляется. Почти все ориентируется на энергичностью самого преподавателя, которая, в свою очередь, конкретно зависит от его собственных карьерных устремлений, установленных профессиональных целей и задач, личных потребностей.

Карьерный рост можно определить по-разному, но в самом общем виде под ним подразумевают преднамеренно избранный и реализуемый работником путь должностного либо профессионального продвижения, что гарантирует профессиональное и социальное самоутверждение человека в согласовании с уровнем его квалификации. В психолого-педагогической науке проблемой карьерного роста занимались Э.Шейн, М. В. Александрова, Д. А. Аширов, В. Г. Поляков, Б. З. Вульфов, С. Д. Резник и др. Достаточно обстоятельно разработана концепция карьеры в менеджменте организации. Так, к примеру, в 1971 г. доктор Массачусетского института технологии Э.Шейн внес предложение рассматривать карьеру в организации в виде трехмерного конуса. Э.Шейн выделяет, что планирование карьеры – это медлительный процесс становления профессиональной самоконцепции и самоопределения в определениях личных возможностей, талантов, мотивов, потребностей, взаимоотношений и ценностей. Успешная карьера находится в зависимости не только от побуждений и мотиваций на той или другой личности, но и от возможностей.

В отечественной педагогике до недавнего времени понятие «карьера» фактически не использовалось, и в основном слово «карьера» обладало негативным смысловым оттенком. В последние годы данный негативный оттенок стал пропадать. В данный момент человек, «делающий карьеру», рассматривается скорее как имеющий ориентацию на реализацию личного и профессионального потенциала.

Длительное время удачной считалась лишь та карьера, которая подразумевала перемещение вверх. Но для одного человека успех это продвижение сообразно восходящим ступеням иерархии, для иного – вероятность творчества и мастерства в рамках занимаемой должности. Поэтому сейчас слово «карьера» вообщем и в системе воспитания в частности понимается в 2-ух смыслах: а) вертикальная карьера, преполагающая продвижение вверх по служебной лестнице; б) горизонтальная карьера, отражающая продолжение профессиональных способностей преподавателя в отсутствии изменения его места в иерархии служебных должностей. Ряд исследователей считают, что горизонтальная и вертикальная карьеры – это не только различные методы жизни в профессии, но и различные методы жизни вообщем.

Профессиональный рост по горизонтали сопровождается ощущением профессиональной самостоятельности, самоорганизованности и неисчерпаемости занимаемой должности. Образцом горизонтальной карьеры может служить усвоение нетипичных для педагогов компетенций. Педагог английского языка создает собственный интернет-сайт, на котором разговаривает со своими слушателями, тем самым увеличивая свойство обучения предоставленного курса увеличения квалификации. Другой преподаватель осваивает новейшие технологии и достигает такого, что становиться создателем мультимедийного электронного учебника.

Горизонтальная карьера педагога может развиваться при конкретных организационно-педагогических критериях, к которым относятся:

  • точка зрения руководителя;
  • наличие внешних характеристик успешности перемещения в специальности (заслуги, итоги научно-исследовательской деятельности и др.);
  • наличие адекватной системы оценивания, ее соотнесение с ценностями определенного работника;
  • помощь и стимулирование творчества;
  • формирование рефлексивно-творческих свойств.

Конкретно сейчас, когда удачно реализуется Государственная программа становления воспитания на 2011-2020 годы, раскрываются огромные способности для тех преподавателей, кто не хочет покидать любимую работу, кто искренне любит учить и понимает, как это делать мастерски. Осуществление предоставленной программы создает такие условия для возможностей карьерного роста, как стимулирование преподавателей, деятельно внедряющих современные образовательные технологии; муниципальная помощь молодых и профессиональных преподавателей; одобрение наилучших преподавателей. А это, в свою очередь, провоцирует преподавателей к изучению новейших способов методической работы, научному изучению, осознанию значимости своей практической деятельности.

В последнее время существенно повысилось количество педагогов, решивших заняться научно-исследовательской работой, что также содействует их карьерному продвижению. Естественно, пока данный признак еще сравнительно невелик в системе повышения квалификации, однако подъем численности преподавателей, жаждущих нарастить собственную компетентность через научно-исследовательскую активность, значительно возрос.

Это только некоторые возможности карьерного роста современного преподавателя. Очевидно, имеется и другие пути становления и развития карьеры в системе образования, так как карьеру нужно рассматривать не только как восхождение по административной лестнице, а как вероятность стать успешным специалистом в собственной деятельности.

Профессиональный рост

Рассматривая карьерный рост преподавателя как динамический процесс, необходимо подметить, что он напрямую связан с профессиональным ростом как личной готовностью к саморазвитию и самосовершенствованию в рамках имеющейся профессиональной деятельности. Под профессиональным ростом понимается развитие, интеграция и осуществление в педагогическом труде профессионально важных личных свойств и возможностей, профессиональных познаний и умений, функциональное высококачественное преображение человеком собственного внутреннего мира, приводящее к сознательно новому способу жизнедеятельности.

Главная роль в профессиональном росте принадлежит лично преподавателю, его ожиданиям, представлениям о своём трудовом будущем.

Сейчас карьера преподавателя требует особенного внимания. Прогрессивному сообществу небезразлично, кто будет работать с учителями: бесстрастный к занятию исполнитель либо стремящийся к наибольшему выявлению собственного творческого потенциала профессионал. Этим продиктована необходимость исследований и реализации в образовательной сфере концепций, программ и моделей проектирования карьеры профессорско-педагогического состава ИПК, нацеленных на помощь, сопровождение, побуждение и использование всех реальных способностей его карьерного роста.

Можно выделить следующие ступени профессионального роста учителя: педагогическая умелость, мастерство, творчество, новаторство.

Педагогическая умелость - это та база мастерства учителя, в отсутствии которой невозможно действовать в школе. Она основывается на необходимой теоретической и практической подготовке учителя, которая обеспечивается в педагогических учебных заведениях и продолжает отшлифовываться и улучшаться в школе.

Следующей ступенью профессионального роста учителя считается педагогическое мастерство. Педагогическое мастерство как высококачественная характеристика учебно-воспитательной деятельности учителя - это доведенная им до высочайшей степени совершенства учебная и воспитательная умелость. Естественно, для выработки педагогического мастерства преподаватель обязан владеть необходимыми природными данными, неплохим голосом, слухом, наружным обаянием и т.д. Но, невзирая на принципиальный смысл этих природных, личных данных, способствующих удачной педагогической деятельности, определяющую роль играют обретенные свойства.

Существенной спецификой обладает педагогическое творчество. Педагогическое творчество включает в себе конкретные составляющие новизны, однако чаще всего данная новизна связана не столько с выдвижением новейших мыслей и основ изучения и обучения, сколько с видоизменением способов учебно-воспитательной работы, их конкретной модернизацией.

Высшим уровнем профессиональной деятельности учителя считается педагогическое новаторство. Педагогическое новаторство включает в себя внесение и реализацию новейших, современных мыслей, основ и способов в процесс изучения и обучения и существенно изменяет и увеличивает их качество.



 


Читайте:



Презентация на тему ""Уроки французского" В

Презентация на тему

В. Г. Распутин «Уроки французского». Урок литературыв 6 классе Распутин Валентин Григорьевич ( р. 1937), прозаик. Родился 15 марта в селе...

Названия, описания и особенности зимующих птиц

Названия, описания и особенности зимующих птиц

Парфенчук Алефтина ИвановнаДолжность: педагог дополнительного образования.Учебное заведение: МАОУДО города Нижневартовска Центр детского...

Разговорный стиль речи Порядок слов в предложении свободный

Разговорный стиль речи Порядок слов в предложении свободный

Слайд 2 Научиться говорить – значит научиться строить высказывания Слайд 3 В разговорном стиле важнейшую роль играет звуковая сторона речи,...

Сочинение рассуждение на тему деньги Какое значение имеют деньги в жизни человека

Сочинение рассуждение на тему деньги Какое значение имеют деньги в жизни человека

Многие задумываться о роли денег в жизни современного человека и над вопросом можно ли быть счастливым с не большим доходом?Современный человек не...

feed-image RSS