Реклама

Главная - Обязательное страхование
Двухэтапный конкурс в электронной форме 223 фз. Электронные торговые площадки - новости. Оценка и сопоставление заявок

Оценку проводят, чтобы выявить победителя. Для этого заказчик оценивает заявку по набору параметров. Каждому параметру присваиваются баллы, побеждает заявка, набравшая больше всего баллов. Чтобы получить максимальный балл, внимательно изучите критерии и порядок проведения оценки и подготовьте заявку.

В каких процедурах заказчик оценивает заявки?

  • В открытых конкурсах.
  • В запросах предложений.
  • В предквалификационных отборах.

Правила оценки закупок

Все критерии должны быть прописаны в положении о закупках. Заказчик сам выбирает требования, критерии и порядок оценки и применяет их ко всем участникам закупки. Примеры критериев:

  1. цена договора,
  2. свойства или качественные характеристики товара,
  3. качество работ, услуг или квалификация участника,
  4. расходы на эксплуатацию товара,
  5. расходы на техническое обслуживание товара,
  6. сроки поставки товара, выполнения работ, оказания услуг,
  7. срок и объем предоставления гарантии качества,
  8. любые другие разумные критерии, позволяющие оценить заявку.

В 223-ФЗ четко не обозначено, какие параметры обязательные, а какие нет. Что делает заказчик? Выбирает любые, устанавливает их «стоимость» в баллах и складывает результат. Также можно установить стоимость критериев в процентах, в этом случае в формулах используется коэффициент значимости.

В документации каждой закупки заказчик перечисляет критерии, по которым будет оценивать, и конкретизирует их значимость. Совокупная значимость всех критериев всегда составляет 100%. Например:

  • цена контракта — 35%,
  • качественные характеристики товара или услуги — 25%,
  • детализация предложения — 15%,
  • наличие материально-технических ресурсов — 15%,
  • опыт работы на рынке — 10%.

При оценке критериев, не связанных с ценой, количество баллов может вычисляться по формулам. Каждый заказчик может использовать свои, но чаще всего берутся формулы из постановления правительства об оценке заявок в госзаказе .

Заказчик должен устанавливать только измеряемые требования:

Если из документации видно, что заказчик нарушает это требование, обратитесь к нему с запросом на разъяснения. Если после этого ничего не меняется, подавайте жалобу в ФАС, пока не истек срок подачи заявок.

Вся информация о состоявшемся конкурсе публикуется в протоколах. В день подписания документа заказчик размещает его на zakupki.gov.ru:

  • в протоколе вскрытия конвертов перечисляются участники и все документы, прикрепленные к заявкам,
  • в протоколе рассмотрения и оценки заявок перечисляется список допущенных к конкурсу заявок, оценка заявок, сведения о победителе, предложение которого содержит лучшие условия.

Пример оценки

25 января 2016 ФГУП «Курганское ПрОП» Минтруда России завершило открытый конкурс на оказание услуг по годовому аудиту бухгалтерской отчетности за 2015 г. В конкурсе приняли участие 2 аудиторские компании. При оценке заявок комиссия из 5 человек использовала такие критерии:

  • цена контракта,
  • качественные характеристики услуги,
  • квалификация (квалификация руководителей, опыт участника, трудовые ресурсы, деловая репутация).

​Давайте посмотрим на результаты.

Цена контракта

Значимость этого критерия — 60%, коэффициент значимости критерия — 0,6, максимальное значение баллов, присуждающееся заявке по критерию — 100.

Максимальные 100 баллов по этому параметру получил участник, который предложил меньшую цену.

ЦБ1 — количество баллов, присуждаемых i-нной заявке no критерию “цена”.

Цi — цена в заявке, которая оценивается.

Ц min — минимальная цена, предложенная участником закупки.

Качественные характеристики объекта закупки

Значимость этого критерия — 20%, коэффициент значимости критерия — 0,2, максимальное значение баллов, присуждающееся заявке по критерию — 100.

Показатели критерия:

  1. качество методики проведения аудита (максимальное значение баллов, присуждающееся заявке по показателю — 50),
  2. качество программы проведения аудита (максимальное значение баллов, присуждающееся заявке по показателю — 50).

Оценка в баллах — это субъективное мнение членов комиссии. В этом критерии оба участника набрали одинаковое количество баллов — по 100 и с коэффициентом 0,2 заработали в рейтинге по 20 очков.

Квалификация участников закупки

Значимость критерия — 20%, коэффициент значимости критерия — 0,2, максимальное значение баллов, присуждающееся заявке по критерию — 100. Показатели критерия:

  1. квалификация руководителей и ключевых специалистов, максимальное значение баллов — 15,
  2. опыт участника по оказанию услуг сопоставимого характера и объема, максимальное значение баллов — З0,
  3. трудовые ресурсы, максимальное значение баллов — 30,
  4. деловая репутация участника закупки, максимальное значение баллов — 25.
Участник закупки Предложение по показателю «Квалификация» Предложение по показателю «Опыт» Предложение по показателю «Трудовые ресурсы» Предложение по показателю «Деловая репутация»
1 ООО «Аудитфинанс сервис» 2 21
2 ООО «АудитФинанс Консалт» 3 76

Судя по предложению участников, у первого поставщика в штате больше людей, у второго больше опыта работы, а свою деловую репутацию они оценивали субъективно (есть она или нет, на их взгляд). Несмотря на различия в предложениях, заказчик дал одинаковые оценки обоим:

Решающим критерием оказалась цена, и по сумме очков в рейтинге победил заказчик № 2 (60+20+12 = 92). Количество баллов зависит от полноты документов, которые прикладывают поставщики к заявке. Они подтверждают тот или иной критерий. Например, в этом случае «опыт» оценивался по количеству исполненных контрактов.

– форма закупок, где предложения участников оцениваются комплексно, а ценовое предложение является лишь одним из критериев выбора победителя.

Основной отличительной особенностью конкурса является этап оценки и сопоставления заявок , на котором закупочная комиссия ранжирует заявки участников в соответствии с указанным в документации порядком.

Перед проведением конкурса его необходимо включить в план закупок который может, как известно, в течении года корректироваться.

Преимущества открытого конкурса заключаются в том, что извещение и конкурсная документация публикуются в средствах массовой информации и находятся в свободном для всех доступе , что способствует привлечению большего круга участников , стимулирует конкуренцию и позволяет выбрать действительно наилучшее предложение . Так как принять участие в открытом конкурсе может любое юридическое лицо, готовое сделать свое предложение, соответствующее условиям открытого конкурса, требованиям технического задания и более выгодное для заказчика.

Разработка конкурсной документации

На основании п. 10 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации определяется порядок предоставления разъяснений положений документации.

Обычно документация состоит из нескольких частей:

  • Общая часть (одинаковая для всех закупок)
  • Информационная карта
  • Технические характеристики (ТЗ)
  • Проекты договоров по каждому лоту
  • Формы для заполнения участником

Порядок предоставления конкурсной документации определяется в извещении о проведении конкурса. Нужно указать, что документация предоставляется на русском языке.

В 223-ФЗ установлены требования к содержанию извещения и документации. Требования к извещению о закупке согласно ч. 9 ст.4 Закона №223-ФЗ . .

Публикация конкурса на ЭТП и ООС

Сначала документация публикуется на электронной площадке , а оттуда автоматически направляется на официальный сайт , но это происходит только в случае, когда электронная площадка интегрирована с официальным сайтом. Следует обращать на это внимание, чтобы быть уверенными, что на официальном сайте информация размещена.

При проведении конкурса в электронной форме с использованием ЭТП заказчику не нужно самостоятельно вести прием и регистрацию заявок участников – эти действия осуществляет оператор ЭТП.

Внесение изменений в извещение и документацию ч. 11, ст. 4 Закона № 223-ФЗ

Изменения размещаются на ООС в течение 3 дней со дня их принятия .

Если при проведении торгов изменения внесены заказчиком позднее чем за 15 дней до даты окончания подачи заявок, срок подачи заявок должен быть продлен так, чтобы со дня размещения на ООС изменений до даты окончания подачи заявок на участие в закупке такой срок составлял не менее чем 15 дней.

Открытие доступа к заявкам

При проведении конкурса не в электронной форме, данная процедура, как правило, называется «Вскрытие конвертов с заявками участников». Детали проведения этого этапа должны быть прописаны в Положении о закупках.

В электронном конкурсе корректное название для этого этапа – «Открытие доступа к заявкам».

Рекомендуется после открытия доступа составлять и публиковать на официальном сайте протокол открытия доступа , в котором указывать количество поступивших заявок, наименования участников, предложенную цену и иные показатели, являющиеся критериями оценки.

Рассмотрение заявок

На этапе рассмотрения заявок заказчик может направить запрос дополнительных документов участникам , предоставившим нечитаемые или неполные сведения в составе заявки. Запрос дополнительных документов можно делать только в том случае, если такая возможность предусмотрена Положением о закупке.

Отказ от проведения электронных торгов

Согласно ст. 448 ГК РФ если иное не предусмотрено в законе или извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов вправе отказаться от проведения конкурса не позднее чем за 30 дней до даты его проведения.

В Законе №223-ФЗ такое положение не предусмотрено, заказчик может предусмотреть это в извещении.

Если организатор открытых торгов отказался от их проведения с нарушением указанных сроков, он обязан возместить участникам понесенный ими реальный ущерб.

Переторжка

Переторжку возможно проводить только если в Положении о закупке прописана такая возможность и прописан порядок ее проведения . Также необходимо в документации указывать на возможность проведения переторжки.

Переторжка может быть борьбой за первое или за второе место. В госзакупках она завершает электронный аукцион.

Участие в переторжке добровольное .

Могут быть две формы переторжки : очная – онлайн торг, заочная – подача предложений.

Оценка и сопоставление заявок

Примерные критерии оценки. (В документации о закупке должны быть установлены не менее двух критериев оценки.)

  1. Цена договора . Является обязательным критерием во всех случаях.
  2. Срок поставки товара.
  3. Условия оплаты товара, работ, услуг . Используется в случаях, когда заказчик позволяет участникам закупки предложить в заявке размер авансового платежа.
  4. Срок предоставляемых гарантий качества товара, работ, услуг .
  5. Функциональные характеристики или качественные характеристики товара.
  6. Квалификация участника закупки:
    • обеспеченность материально-техническими ресурсами
    • обеспеченность кадровыми ресурсами
    • степень внедрения действующей системы менеджмента качества.

Заключение договора по 223-ФЗ

По результатам процедуры закупки в форме торгов заказчик обязан заключить договор с победителем, указанным в протоколе.

Можно ли заключить договор с лицом, занявшим «второе место»? Можно в том случае, если победитель уклонился от заключения договора, а в положении о закупке предусмотрена возможность заключить договор с участником, занявшим второе место.

Итоговый вариант договора = Проект договора в документации заказчика + Отдельные условия в заявке участника

Рамочный договор.

Заключенные до 2012 года договоры без объема попадают под действие 223-ФЗ.

Каждая поставка по такому договору = отдельная закупка.

В каждом договоре должно быть указано количество ТРУ (п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона №223-ФЗ).

Выход: в договоре указать ассортимент, цену за единицу и максимальный объем по каждой позиции. Поставка осуществляется по мере возникновения потребности у заказчика по заявкам заказчика.

РНП (Реестр недобросовестных поставщиков)

В случае если победитель конкурса или иное лицо, обязанное заключить договор, уклоняется от заключения договора, сведения о таком участнике заказчик обязан направить в уполномоченный орган для включения в реестр недобросовестных поставщиков.(ссылка)

Дальнейший порядок действий заказчика в случае уклонения победителя или иного лица от заключения договора должен быть определен в Положении о закупке.

Способ закупки, организацию которого заказчик должен согласовать с уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти.

Процедура закрытого конкурса отличается от открытого конкурса следующими параметрами:

  • конкурсная документация, изменения и разъяснения конкурсной документации, а также протоколы, составленные в ходе проведения процедуры закрытого конкурса, не публикуются в открытом доступе
  • подавать заявки на участие в закрытом конкурсе имеют право только поставщики, специально приглашенные заказчиком
  • заявки на участие в закрытом конкурсе не могут быть поданы в форме электронного документа
  • при проведении закрытого конкурса не допускается осуществление аудио и видео записей.

Информацию о закупках предприятие должно размещать на официальном сайте .

Внимание! Заказчику нужно учитывать, что за нарушение требований закона предусмотрена административная ответственность. В частности, Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность, если заказчик:

  • осуществляет закупку в случае, если ее нужно проводить в электронной форме, в иной форме (п. 1 ст. 7.32.3 КоАП РФ);
  • осуществляет закупку в случае, если ее нужно проводить в рамках контрактной системы , в ином порядке (п. 3 ст. 7.32.3 КоАП РФ);
  • нарушает сроки размещения или не размещает информацию о закупке (п. 4, 5 ст. 7.32.3 КоАП РФ);
  • не соблюдает требования к содержанию извещений или документации о закупке (п. 7 ст. 7.32.3 КоАП РФ);
  • предъявляет к участникам, товарам или условиям договора требования, которые не указаны в документации о закупке. А также оценивает или сопоставляет заявки по критериям, не указанным в документации (п. 8 ст. 7.32.3 КоАП РФ);
  • не выполняет предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок (п. 7, 7.2 ст. 19.5 КоАП РФ);
  • не предоставляет, несвоевременно предоставляет информацию о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (подрядчиках, исполнителях). А также предоставляет заведомо недостоверную информацию (ст. 19.7.2-1 КоАП РФ).

Документы, необходимые для закупок

Прежде всего, нужно разместить на официальном сайте:

Эти документы должны быть постоянно размещены на официальном сайте . При этом если предприятие вообще не проводит закупки, то плана закупок может не быть.

Чтобы непосредственно провести закупку, необходимо разместить на официальном сайте информацию о закупке:

  • проект договора;
  • разъяснения документации о закупке (при необходимости). Такие разъяснения могут понадобиться участнику закупки, поэтому предприятию стоит закрепить в положении о закупке порядок и сроки их предоставления;
  • иную информацию, если она предусмотрена положением о закупке (ч. 6 ст. 4 Закона о закупках).

Положение о закупке

Основной внутренний документ, который предприятию необходимо принять, – это положение о закупке. Оно регулирует всю процедуру закупки.

Положение о закупке должно содержать:

  • условия применения процедур закупки;
  • порядок заключения и исполнения договоров;
  • положения, связанные с обеспечением закупки.

Такое правило установлено в части 2 статьи 2 Закона о закупках.

Положение о закупке и изменения, которые внесены в него (положение в новой редакции), размещают на официальном сайте в течение 15 дней со дня утверждения (ч. 1 ст. 4 Закона о закупках).

Руководитель предприятия утверждает положение приказом. В нем можно определить состав комиссии, которая будет проводить закупки.

План закупки

Заказчик размещает на официальном сайте план закупки товаров (работ, услуг) на срок не менее года.

Порядок составления плана регламентирует постановление Правительства РФ от 17 сентября 2012 г. № 932 «Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана».

Также нужно разместить план закупки инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств на срок от пяти до семи лет (ч. 3 ст. 4 Закона о закупках).

Нужно ли размещать план закупки инновационной, высокотехнологичной продукции и лекарственных средств, если компания не планирует закупать такую продукцию?

Да, нужно.

Закон прямо не устанавливает такую обязанность, но это следует из его общих положений.

Процедура закупки должна быть гласной и прозрачной (ч. 1 ст. 1 Закона № 223-ФЗ). Кроме того, закон устанавливает принцип информационной открытости закупки (п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ). Как показывает судебная практика, этот принцип нужно трактовать в системной взаимосвязи со статьей 4 Закона № 223-ФЗ (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26 марта 2015 г. № Ф01-597/2015 по делу № А43-8810/2014).

Эта статья устанавливает требования по опубликованию положения о закупке и всех изменений в него, общего плана закупки товаров (работ, услуг), а также плана закупки инновационной, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств (ч. 1–3 ст. 4 Закона № 223-ФЗ). При этом последний должен оформляться отдельно, а не в составе общего плана закупки. При отсутствии потребности в закупке такой продукции план фактически будет пустым.

Если не разместить его, возможно, это станет основанием для привлечения к ответственности (ч. 5 ст. 7.32.3 КоАП РФ).

Документация о закупке

Документация о закупке должна содержать сведения, которые определены в положении о закупке. В том числе установленные предприятием требования:

  • к качеству товара (работы, услуги);
  • к техническим характеристикам товара (работы, услуги);
  • к безопасности товара (работы, услуги);
  • к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара;
  • к размерам, упаковке, отгрузке товара;
  • к результатам работы;
  • иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара (выполняемой работы, оказываемой услуги) потребностям заказчика;
  • к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
  • к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик;
  • место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;
  • форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;
  • порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей);
  • порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
  • требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям;
  • формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке;
  • место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки;
  • критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;
  • порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Предприятию необходимо иметь в виду два правила:

  • не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования, не указанные в документации о закупке, а также осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке;
  • требования, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Такие правила установлены в части 6 статьи 3 Закона о закупках.

Извещение о закупке

Извещение о закупке, в том числе извещение о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, является неотъемлемой частью документации о закупке. Сведения, содержащиеся в извещении о закупке, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о закупке (ч. 8 ст. 4 Закона о закупках).

Закон о закупках устанавливает обязательные реквизиты извещения о закупке. В нем должны быть указаны следующие сведения:

  • способ закупки (открытый конкурс, открытый аукцион или иной предусмотренный положением о закупке способ);
  • наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика;
  • предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг;
  • место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
  • сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);
  • срок, место и порядок представления документации о закупке, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком за представление документации, если такая плата установлена заказчиком, за исключением случаев представления документации в форме электронного документа;
  • место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.

Если закупка проводится посредством конкурса или аукциона, то предприятие использует соответственно извещение о проведении конкурса или аукциона. Непосредственно к такому извещению закон устанавливает обязательное правило – такое извещение должно быть размещено на официальном сайте не менее чем за 20 дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе (ч. 2 ст. 3 Закона о закупках).

Если предприятие использует , такой документ может называться просто извещением о закупке, или, например, соответственно, «извещением о проведении запроса предложений», или «извещением о проведении конкурентных переговоров». Извещение размещается на официальном сайте в порядке, который установило для него предприятие в положении о закупке. При этом совершенно не обязательно придерживаться указанного правила о 20 днях, предприятие вправе самостоятельно определить срок его размещения.

Изменения условий закупки

Если предприятие внесло изменения в:

  • извещение о закупке;
  • документацию о закупке;
  • разъяснения положений такой документации,

то такие изменения размещаются предприятием на официальном сайте не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений.

Если предприятие проводит закупку в форме торгов (т. е. конкурс либо аукцион), а изменения в извещение и документацию о закупке оно внесло позднее чем за 15 дней до даты окончания подачи заявок на участие в закупке, оно должно продлить срок подачи заявок на участие в такой закупке так, чтобы со дня размещения на официальном сайте внесенных в извещение и документацию о закупке изменений до даты окончания подачи заявок на участие в закупке такой срок составлял не менее чем 15 дней.

Такие правила установлены в части 11 статьи 4 Закона о закупках.

Протоколы

При проведении закупочных процедур в соответствии с Законом о закупках протоколами могут оформляться различные действия предприятия. Положением о закупке могут быть предусмотрены следующие виды протоколов:

  • протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в закупке;
  • протокол рассмотрения заявок на участие в закупке;
  • иные протоколы (например, о ходе проведения аукциона);
  • протокол об итогах проведенной закупки и определении победителя.

Кто может быть участником закупки

Участником закупки может быть:

  • любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо
  • любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

Такое правило установлено в части 5 статьи 3 Закона о закупках.

Способы закупки

Конкурс. Закон о закупках, в отличие от Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ), не устанавливает подробных правил проведения конкурса, предоставляя возможность предприятию самостоятельно их установить в положении о закупке.

Выигравшим торги на конкурсе признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в конкурсной документации на основании положения о закупке (ч. 2 ст. 3 Закона о закупках).

Аукцион. Выигравшим торги на аукционе считается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора или, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля и аукцион проводится на право заключить договор, наиболее высокую цену договора (ч. 2 ст. 3 Закона о закупках). Как и в отношении конкурса, Закон о закупках также не устанавливает подробных правил для аукциона.

Иные способы закупки. Закон о закупках устанавливает важное для предприятия правило о свободе в выборе иных способов закупки, тем самым позволяя ему выбрать для себя наиболее оптимальный, удобный вариант. Предприятие обязано установить в положении о закупке порядок закупки такими способами (в случае если оно намеревается ими пользоваться) (ч. 3 ст. 3 Закона о закупках). К иным способам закупки относятся: запрос котировок, конкурентные переговоры, запрос предложений и закупка у единственного поставщика. Подробнее см. Как провести закупки в соответствии с Законом № 223-ФЗ: запрос котировок или предложений, конкурентные переговоры, закупки у единственного поставщика) .

Размещение на официальном сайте

Протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком на официальном сайте не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов (ч. 12 ст. 4 Закона о закупках).

Если доступ на сайт по техническим причинам заблокирован более чем один рабочий день, заказчик размещает информацию на своем сайте. Когда станет возможно разместить информацию на официальном сайте, в течение одного рабочего дня заказчик обязан это сделать (ч. 13 ст. 4 Закона о закупках).

Предприятие дополнительно вправе размещать информацию о закупках на своем собственном сайте (ч. 7 ст. 4 Закона о закупках). При этом размещенные на официальном сайте и на сайте предприятия информация о закупке, положения о закупке, планы закупки должны быть доступны для ознакомления без взимания платы (ч. 14 ст. 4 Закона о закупках).

При размещении информации о закупках на официальном сайте необходимо учитывать требования следующих документов:

  • постановления Правительства РФ от 10 сентября 2012 г. № 908 «Об утверждении Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке»;
  • приказа от 10 августа 2012 г. Минэкономразвития России № 506, Казначейства России № 13н «Об установлении Порядка регистрации юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru )».

Споры с участниками закупки

Закон о закупках предусматривает право участника закупки обжаловать в судебном порядке действия (или бездействие) предприятия при закупке.

Сделать это он вправе, обратившись с жалобой в антимонопольный орган, в следующих случаях:

  • предприятие не разместило на официальном сайте положение о закупке, изменения, внесенные в него, информацию о закупке (извещение, документацию о закупке) или нарушило сроки такого размещения;
  • предприятие предъявило к участникам закупки требования представить документы, которые не были предусмотрены документацией о закупке;
  • предприятие осуществило закупку в отсутствие утвержденного и размещенного на официальном сайте положения о закупке и без применения положений Закона № 44-ФЗ (который предприятие обязано применять при отсутствии у него положения о закупке).

Кроме того, участник закупки может обжаловать ее в связи с нарушением антимонопольных требований к торгам, установленных в статье 17 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Например, в случае наличия ограничения доступа к участию в торгах (закупке). Такое ограничение может быть выражено в том, что предприятие не допустило к участию в конкурсных процедурах тех или иных лиц, подавших заявки, ввиду отсутствия у них опыта, специалистов, рейтинга финансовой устойчивости и т. д. Однако если такие требования не препятствовали допуску к участию в закупке (например, в форме конкурса), а являлись критериями оценки участников, то такая закупка признается законной.

Пример из практики: суд отказал в иске о признании незаконными действий предприятия при проведении открытого конкурса, указав, что включение требований к участнику торгов о наличии опыта, специалистов и других подобных параметров в виде критериев его оценки является законным и обоснованным

Муниципальное унитарное предприятие (далее – Предприятие) на официальном сайте опубликовало извещение о проведении открытого конкурса.

Предприятие признало победителем конкурса ООО «Р.», которое набрало наибольшее количество баллов.

Проигравший участник конкурса ООО «С.» (далее – Общество) посчитало, что конкурсная документация Предприятия содержала необоснованные дискриминационные условия для участников конкурса. К ним Общество относило следующие требования к участникам: «опыт участника по данному виду страхования», «наличие у участника в филиалах и представительствах в г. Вологде специалистов, прошедших обучение по программе обязательного страхования гражданской ответственности владельцев опасных производственных объектов», «деловая репутация участника», «срок работы на рынке страховых услуг на территории Вологодской области», «представление интересов заказчика в суде и иных органах в случае необходимости защиты интересов заказчика в связи с претензиями пострадавших».

В связи с этим Общество обратилось в арбитражный суд с иском к Предприятию о признании незаконными его действий при проведении открытого конкурса и его результатов.

Суд учел, что Предприятие является муниципальным, а Закон о закупках применяется к муниципальным унитарным предприятиям по общему правилу с 1 января 2014 года, если более ранний срок не предусмотрен представительным органом муниципального образования. Суд установил, что представительный орган муниципального образования, который являлся учредителем Предприятия, не принимал решения, которое обязывало бы Предприятие применять положения Закона о закупках в более ранний срок, чем с 1 января 2014 года.

Однако, несмотря на эти обстоятельства, суд применил Закон о закупках, сославшись на то, что Предприятие не отрицало, что организовывало подобный конкурс впервые и при этом использовало положения Закона о закупках.

Суд отказал в иске, указав, что на этапе предварительного отбора участников (допуска до участия в торгах) применение перечисленных Обществом условий, которые оно считало дискриминационными, не допускается. А включение таких условий в виде критериев оценки участников торгов (что и было сделано Предприятием) является законным и обоснованным.

Суд также указал, что выбор из общего числа участников торгов того контрагента, который имеет в наличии более опытных и грамотных специалистов по роду деятельности заключаемого договора, с более высоким рейтингом финансовой устойчивости, не противоречит Закону о закупках. Наличие лицензии не может являться единственным критерием для отбора победителя торгов, поскольку, согласно специфике своей деятельности, все участники торгов должны иметь такую лицензию (постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 октября 2012 г. по делу № А13-3870/2012).

Чтобы подать жалобу в ФАС России, необходимо учитывать положения Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России от 25 мая 2012 г. № 339.

Кроме того, участник закупки вправе обжаловать действия (бездействие) предприятия при закупке в судебном порядке (ч. 9 ст. 3 Закона о закупках).

Если лицо не подавало заявки на участие в закупке, по общему правилу оно не может ее обжаловать. Однако если при проведении закупки было допущено нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, то закупку имеет право обжаловать такое лицо, если его права или законные интересы могли быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (ч. 2 ст. 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

Пример из практики: суд отказал в удовлетворении заявления, поскольку отсутствие в извещении об аукционе формы заявки и проекта договора купли-продажи нарушило права потенциальных участников аукциона, создав препятствия для участия в торгах

Комитет по управлению государственным имуществом принял решение о проведении аукциона по продаже земельного участка для проектирования и строительства трехэтажного здания. Организатором аукциона выступило государственное предприятие «А.». Все восемь участников, подавших заявки, были допущены к участию в аукционе. Победителем признано ООО «Р.».

ЗАО «В.» заявку на участие в аукционе не подавало, однако обратилось в УФАС по Кемеровской области с жалобой о нарушении своих прав и законных интересов. Антимонопольный орган жалобу удовлетворил и вынес предписание об аннулировании торгов.

Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, организатор аукциона обратился в суд.

Суд в иске отказал, указав следующее. В извещении об аукционе отсутствовали форма заявки и проект договора купли-продажи земельного участка. Значит, потенциальные участники аукциона, в том числе и ЗАО «В.», не могли получить полную информацию о нем. Это нарушило их права и законные интересы, поскольку препятствовало участию в аукционе.

Вопреки доводам организатора аукциона, ЗАО «В.» имело право обжаловать аукцион, хотя и не подавало заявку на участие. Ведь по смыслу части 2 статьи 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» таким правом наделены не только лица, подавшие заявку на участие в аукционе, но и иные лица, чьи права и законные интересы могут быть ущемлены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (ФАС Западно-Сибирского округа от 18 июля 2014 г. по делу № А27-13853/2013).

Отчетность предприятия о проведенных закупках

Заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает на официальном сайте сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам:

  • закупки товаров, работ, услуг в целом;
  • закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);
  • закупки, сведения о которой составляют государственную тайну или в отношении которой приняты решения Правительства РФ.

Такое правило установлено в части 19 статьи 4 Закона о закупках.

Реестр недобросовестных поставщиков

На официальном сайте ведется реестр недобросовестных поставщиков (далее – реестр). В него включаются сведения:

  • об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров;
  • о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.

Включение или содержание таких сведений в реестре может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке. Такое правило установлено в части 6 статьи 5 Закона о закупках.

Пример из практики: суд отменил решение УФАС о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку не счел общество уклонившимся от подписания договора

МУП «В.» на специализированном сайте разместило извещение о проведении запроса котировок на право заключения договора на поставку.

ООО «Ц.» направило заявку на участие и было признано победителем запроса котировок.

МУП «В.» предоставило победителю проект договора для подписания. Однако ООО «Ц.» договор не подписало, протокол разногласий к договору не предоставило. После этого МУП «В.» сочло ООО «Ц.» уклонившимся от подписания договора и обратилось в УФАС.

Антимонопольный орган, рассмотрев предоставленные материалы, вынес решение о включении ООО «Ц.» в реестр недобросовестных поставщиков.

Не согласившись с вынесенным решением, ООО «Ц.» обратилось в суд.

Удовлетворяя заявление, суд исходил из следующего. 2 декабря 2014 г. МУП «В.» по электронной почте направило ООО «Ц.» скан-копию договора на поставку. Однако протокол о подведении итогов запроса котировок составлен 3 декабря 2014 г. Согласно требованиям котировочной документации 13 декабря 2014 г. МУП «В.» направило проект договора на поставку посредством почтовой связи. ООО «Ц.» проект договора получило 24 декабря 2014 г. и должно было его подписать в течение 5 дней. Однако МУП «В.» уже 18 декабря 2014 г. направило сведения об ООО «Ц.» в антимонопольный орган, то есть до истечения срока подписания договора.

Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение поставщика. В данном случае недобросовестное поведение поставщика отсутствовало. Значит, у антимонопольного органа не было оснований для включения ООО «Ц.» в реестр (постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 20 октября 2015 г. № 02АП-8326/2015 по делу № А17-1908/2015).

Перечень сведений, которые включаются в реестр, порядок их направления, порядок ведения реестра установлен в постановлении Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"».

Сведения, содержащиеся в реестре, по истечении двух лет со дня их внесения в него исключаются (ч. 5 ст. 5 Закона о закупках).

В каких случаях Закон о закупках не применяется

Не проводится в порядке, установленном Законом о закупках, в том числе не подлежит размещению на официальном сайте, закупка:

  • которая содержит государственную тайну, при условии что такие сведения содержатся в извещении о закупке, документации о закупке или в проекте договора;
  • по которой Правительство РФ приняло решение не размещать ее на официальном сайте;
  • которая является закупкой товаров, работ или услуг, которые входят в перечни и (или) группы товаров, работ или услуг, сведения о закупке которых в соответствии решением Правительства РФ не подлежат размещению на официальном сайте.

Кроме того, предприятие вправе не размещать на официальном сайте сведения о закупке, стоимость которой не превышает:

  • 100 000 руб.;
  • 500 000 руб. (в случае если годовая выручка предприятия за отчетный финансовый год составляет более чем 5 млрд руб.).

Такие исключения установлены в части 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

Закон о закупках не применяется также в том случае, когда предприятие не разместило на официальном сайте утвержденное положение о закупке. В таком случае предприятие при закупке обязано руководствоваться положениями Закона № 44-ФЗ. Такое правило установлено в части 4 статьи 8 Закона о закупках.

Необходимо иметь в виду, что Закон о закупках не распространяет свое действие на отношения, связанные с:

  • куплей-продажей ценных бумаг, валютных ценностей, драгоценных металлов;
  • заключением договоров, являющихся производными финансовыми инструментами (за исключением договоров, которые заключаются вне сферы биржевой торговли и исполнение обязательств по которым предусматривает поставки товаров);
  • приобретением биржевых товаров на товарной бирже;
  • осуществлением заказчиком размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с Законом № 44-ФЗ;
  • закупкой в области военно-технического сотрудничества;
  • закупкой товаров, работ, услуг в соответствии с международным договором РФ, если таким договором предусмотрен иной порядок определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) таких товаров, работ, услуг;
  • отбором аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • заключением и исполнением договоров в соответствии с законодательством РФ об электроэнергетике, являющихся обязательными для субъектов оптового рынка – участников обращения электрической энергии и (или) мощности;
  • осуществлением кредитной организацией лизинговых операций и межбанковских операций.

Такое правило установлено в части 4 статьи 1 Закона о закупках.

Что такое открытый конкурс в электронной форме по 223-ФЗ и как его проводить с 1 июля 2018 года, читайте в пошаговой инструкции. Кроме того, узнайте о других изменениях в закупках по 223-ФЗ.

С 2018 года в закупках произошли колоссальные изменения. 31 декабря 2017 года вступил в силу Закон № 505-ФЗ, который изменил Закон № 223-ФЗ, дополнив его примерно на треть. Часть изменений вступили в силу немедленно, еще часть - вступят с 1 июля 2018 года, еще часть - 1 января следующего года.

Одно из самых важных изменений - электронизация закупок . Теперь конкурс - открытый, закрытый и двухэтапный - а также запрос предложений и котировок станут полностью электронными процедурами. Для закупок у МСП эти четыре электронные процедуры будут единственными возможными процедурами. Все это, включая открытый конкурс в электронной форме, однако, становится возможным только с 1 июля 2018 года, а обязательным - с 1 января следующего года. До 1 июля заказчикам по 223-ФЗ следует подготовиться - и привести в соответствие свои Положения о закупках.

Открытый формат конкурса - не единственный, который станет электронным. В электронном виде теперь будут проводить также двухэтапный конкурс, конкурс с ограниченным участием, и закрытые процедуры (если по ним не выпустят отдельный НПА). Предполагается, что закрытые конкурсы будут проходить на отдельных площадках .

Изменения в конкурсах в сфере закупок

Еще одно значительное изменение - ни в открытых, ни в закрытых электронных конкурсах нельзя будет с 1 июля 2018 года выделять лоты. Изменятся с этой даты и правила описания объекта закупки, например, теперь никогда нельзя указывать товарный знак и производителя без добавления "или эквивалент", кроме случаев закупки расходников и запчастей. В описании предмета закупки заказчик обязан теперь указывать технические характеристики, потребительские свойства, эксплуатационные характеристики товара.

Вложенные файлы

  • 10 главных изменений в 223-ФЗ.doc

В каких случаях целесообразно проведение конкурса

Такую процедуру проводят в ситуации, когда конечная цена контракта не является определяющим фактором. Подразумевается наличие нескольких критериев оценки предложений участников. Это могут быть сроки поставки товара или оказания услуг, порядок оплаты или любые другие.

Конкурс целесообразно проводить в том случае, если условия будущего договора достаточно сложные. Его также объявляют для контрактов, требующих субъективной оценки качества предмета закупки.

Особенности конкурсной процедуры

Открытый конкурс отличается от прочих способов проведения закупки наличием этапа оценки и сопоставления поданных заявок. На этой стадии специально созванная комиссия ранжирует предложения участников в порядке, установленном документацией. Кроме этого конкурс, проводимый в рамках 223-ФЗ, имеет следующие особенности:

  1. Порядок проведения процедуры определяется организатором самостоятельно. Он обязательно должен быть отражен в документации.
  2. Для сопоставления и оценки предложений участников заказчик формирует специальную комиссию. Ее состав может оставаться постоянным для всех закупок или меняться в связи с особенностями объекта закупки.
  3. Имеется возможность предоставления участнику документации о закупке в бумажном виде. Организатор вправе установить за это определенную плату.
  4. Согласно действующему 223-ФЗ в конкурсную документацию обязательно должна входить информация о предоставлении участнику разъяснения положений документации.
  5. Конкурс позволяет проводить переторжку. Это возможно только в том случае, если процедура переторжки описана в конкурсной документации. Участие в ней не является обязательным для участников. В рамках переторжки участник получает возможность улучшить свое предложение.

Так как конкурс достаточно длительная процедура со своими особенностями, заказчики прибегают к ней редко.

Регламентированные сроки проведения процедуры

В извещении о проведении конкурса должен быть в обязательном порядке указан срок окончания подачи заявок. Причем он не может быть меньше, чем 20 дней от даты начала подачи заявок. Любые изменения, вносимые в документацию, должны быть опубликованы не позднее трех дней с момента их вступления в силу.

Если не менее чем за 15 дней до окончания срока подачи заявок в документацию были внесены изменения, то возможно продление срока подачи заявок не более, чем на 15 дней.

Сроки оценки и сопоставления заявок 223-ФЗ не регламентированы. Организатор может определять их самостоятельно.

Контракт с победителем заключается в течение 20 дней после публикации протокола о результатах конкурса.

Основные этапы открытого двухэтапного конкурса

  1. Формирование конкурсной документации. Заказчик разрабатывает порядок проведения процедуры, методику оценки заявок, определяет сроки проведения процедуры, подготавливает проект будущего контракта и техническое задание. Полный перечень информации, которую обязан прописать заказчик в извещении, определяется статьей 4 223-ФЗ.
  2. Публикация извещения на ООС и ЭТП. Информация размещается заказчиком на ЭТП. После этого она автоматически дублируется на ООС. Такое возможно только в том случае, если выбранная ЭТП интегрирована с ООС. В противном случае заказчик обязан разместить сведения вручную.
  3. Прием заявок. Это время отводится участнику для проработки своего предложения и оформления всей необходимой документации. Заявка должна быть отправлена заказчику не позднее срока, установленного в извещении.
  4. Открытие доступа к заявкам. Детали проведения этой процедуры должны быть прописаны в документации. Как правило, заказчик формирует и размещает на сайте протокол, в котором указывается количество поданных заявок и предложения участников.
  5. Окончательное сопоставление заявок. Заказчик рассматривает все предложения, которые поступили после переторжки, и выбирает победителя.
  6. Формирование итогового протокола.
  7. Заключение договора с победителем конкурса.

По результатам процедуры заказчик заключает с победителем договор, на предложенных условиях. Если победитель уклоняется от подписания договора, заказчик получает возможность заключить контракт с поставщиком, занявшим второе место.

Какие критерии принимаются во внимание при оценке заявок

На этапе первичной оценки заявок заказчик оценивает правильность оформления всех документов, наличие внесенного обеспечения заявки (если оно предусмотрено документацией), срок действия заявки, отсутствие участника в РНП.

Критерии определения победителя конкурса каждый заказчик определяет самостоятельно. Чаще всего ими становятся:

  • Полная цена контракта.
  • Характеристики продукции, предлагаемой к поставке.
  • Наличие у участника необходимых для исполнения контракта материально-технических ресурсов.
  • Порядок и сроки оплаты.
  • Сроки поставки.
  • Квалификация персонала, привлекаемого к исполнению контракта.
  • Наличие гарантийных обязательств.

Такие критерии позволяют заказчику выбрать поставщика, который в полной мере отвечает всем требованиям. Если победитель уклоняется от заключения договора, заказчик обязан внести сведения о таком поставщике в реестр недобросовестных поставщиков.

В конце 2017 года в Закон о закупках отдельными видами юрлиц были внесены существенные изменения, которые начнут действовать с 1 июля.

Законодателем детально регламентировано проведение конкурса по 223 ФЗ и других конкурентных торгов, введено понятие электронный конкурс 223 ФЗ.

По новым правилам преимущество отдается электронным торгам, а конкурсы для СМСП будут проводиться исключительно в электронной форме.

Рассмотрим пошагово, как провести такую процедуру по новым правилам.

Готовимся к проведению открытого конкурса по 223 ФЗ

1. Готовим извещение и документацию

В извещении указываем сведения о:

  • заказчике;
  • способе закупки и сроках подачи предложений;
  • предмете договора и НМЦ;
  • обеспечении заявки.

В документации обязательно прописываем:

  • требования к свойствам продукции и описание объекта закупки (без указания товарных знаков либо со словами «или эквивалент»);
  • требования к составлению предложений и описанию товара;
  • порядок поставки и оплаты;
  • НМЦК;
  • сроки подачи предложений;
  • требования к участникам;
  • критерии и порядок оценки предложений в соответствии с положением о закупке;
  • при наличии - размер обеспечения заявки. Обеспечение не устанавливается при НМЦ менее 5 млн.руб. В остальных случаях заказчик вправе предусмотреть в размере не более 5% от начальной цены (ч. 27 ст. 3.2);
  • проект договора.

2. Размещаем извещение и документацию. Срок конкурса 223 ФЗ устанавливает минимум 15 дней с даты размещения извещения в ЕИС (ч. 17 ст.3.2). При проведении процедуры среди СМСП срок приема заявок может быть сокращен (от 7 дней при НМЦ не более 30 млн. руб. — ч. 3 ст.3.4). Если проводится закрытый конкурс по 223 ФЗ, сведения в ЕИС не размещаются.

3. При необходимости можно отменить закупку в любое время до окончания приема заявок. Позднее отмена допускается только при наличии обстоятельств непреодолимой силы (чч. 5, 7 ст. 3.2).

4. Внесение изменений. Изменить положения документации можно, продлив время подачи заявок так, чтобы до окончания срока приема заявок оставалось не менее половины установленного положением о закупке срока. Если проводится открытый конкурс в электронной форме 223 ФЗ, заказчик публикует изменения в ЕИС, а оператор в течение 1 часа отправляет новые сведения на площадку и уведомляет участников.

5. Разъяснение документации. Любой участник может направить запрос не позднее 3 дней до окончания приема заявок, а заказчик обязан дать разъяснения в ЕИС в течение 3 рабочих дней.

Как принять и рассмотреть заявки на конкурсы в соответствии с 223 ФЗ

В случае, если он проводится в бумажной форме, предложения принимаются в запечатанных конвертах по адресу заказчика, указанному в извещении.

На конкурс в электронной форме по 223 ФЗ предложения подаются через электронную площадку. Положением о закупке могут быть предусмотрены этапы проведения:

  1. Рассмотрение заказчиком первых частей заявок, содержащих сведения о предлагаемой продукции. К следующему этапу допускаются участники, которые предложили ТРУ, полностью соответствующие требованиям документации.
  2. Рассмотрение вторых частей на соответствие участника требованиям и наличие всех документов, прописанных в документации.
  3. Переторжка (если эта процедура предусмотрена положением).
  4. Оценка и сопоставление окончательных предложений.

На каждом этапе заказчик составляет протокол, который размещается в ЕИС в течение 3 дней с даты подписания (ч. 12 ст.4). В протокол вносятся сведения о дате подписания, количестве заявок, информация об участниках, результаты рассмотрения и основания отклонения, результат оценки по каждому критерию.

Заключаем договор

Заказчик может заключить договор как с одним, так и с несколькими участниками, если это предусмотрено положением и документацией.

Срок подписания: не ранее 10 и не позднее 20 дней после публикации итогового протокола. Если в соответствии с уставными документами организации требуется одобрение органом управления, договор подписывается в течение 5 дней после получения одобрения. При обжаловании в ФАС — не позднее 5 дней после вынесения решения контрольным органом.

Размещаем информацию о договоре в ЕИС не позднее 3 рабочих дней после подписания (ч. 2 ст. 4.1).

В случае внесения изменений в договор, необходимо опубликовать информацию об изменениях не позднее 10 дней с даты заключения допсоглашения.

Открытый конкурс в электронной форме по 223-ФЗ

Статьи по теме

Что такое открытый конкурс в электронной форме по 223-ФЗ и как его проводить с 1 июля 2018 года, читайте в пошаговой инструкции. Кроме того, узнайте о других изменениях в закупках по 223-ФЗ.

С 2018 года в закупках произошли колоссальные изменения. 31 декабря 2017 года вступил в силу Закон № 505-ФЗ, который изменил Закон № 223-ФЗ, дополнив его примерно на треть. Часть изменений вступили в силу немедленно, еще часть — вступят с 1 июля 2018 года, еще часть — 1 января следующего года.

Одно из самых важных изменений — электронизация закупок. Теперь конкурс — открытый, закрытый и двухэтапный — а также запрос предложений и котировок станут полностью электронными процедурами. Для закупок у МСП эти четыре электронные процедуры будут единственными возможными процедурами. Все это, включая открытый конкурс в электронной форме, однако, становится возможным только с 1 июля 2018 года, а обязательным — с 1 января следующего года. До 1 июля заказчикам по 223-ФЗ следует подготовиться — и привести в соответствие свои Положения о закупках.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Открытый формат конкурса — не единственный, который станет электронным. В электронном виде теперь будут проводить также двухэтапный конкурс, конкурс с ограниченным участием, и закрытые процедуры (если по ним не выпустят отдельный НПА). Предполагается, что закрытые конкурсы будут проходить на отдельных площадках.

Изменения в конкурсах в сфере закупок

Еще одно значительное изменение — ни в открытых, ни в закрытых электронных конкурсах нельзя будет с 1 июля 2018 года выделять лоты. Изменятся с этой даты и правила описания объекта закупки, например, теперь никогда нельзя указывать товарный знак и производителя без добавления или эквивалент», кроме случаев закупки расходников и запчастей. В описании предмета закупки заказчик обязан теперь указывать технические характеристики, потребительские свойства, эксплуатационные характеристики товара.

Обеспечение заявки в конкурсе будет напрямую определяться НМЦК. Так, если НМЦК в конкурсе меньше 5 миллионов рублей, обеспечение заявки заказчик вообще не обязан требовать, если 5-20 миллионов — 0,5-1%, если больше 20 миллионов — 0,5-5% от НМЦК. Для крупных контрактов, а также льготных учреждений будет специальная ставка 0,5-2%.

Каким способом закупать страхование автомобилей? Можем ли мы провести закупку услуг ОСАГО запросом котировок или необходим открытый конкурс?

Типовое положение 223-ФЗ

До внесения изменений 31 декабря, Закон № 223-ФЗ делегировал обязанность разработать правила закупочных процедур заказчику, который должен подробно их прописать в своем Положении. Этот принцип сохраняется и теперь, но Положение будет нужно скорректировать. По новым правилам органы власти-учредители бюджетных и автономных учреждений, органы власти и организации, федеральные, региональные и муниципальные, теперь вправе утвердить типовые положения о закупках и определять на своих уровнях, какие автономные учреждения и унитарные предприятия должны их применять. В новой структуре типовых положений, вступившей в силу 31 декабря, предусмотрена неизменяемая часть, в которую входят:

  1. информация о порядке подготовки закупки;
  2. информация о способах закупки и условиях их применения;
  3. срок заключения договора.

Также в типовых положений должны быть подробно изложены особенности участия в закупках субъектов МСП.

Проведение открытого конкурса в электронной форме по 223-ФЗ

Изменится с 1 июля и структура заявок для конкурсов по 223-ФЗ, вместо двух частей их теперь стало три. Третьей частью заявки стало предложение о цене. Также в электронный конкурс добавили переторжку для подачи окончательных предложений.

Шаг 1. План закупки

Для проведения открытого конкурса в электронной форме нужно составить план закупки, в который включите вашу закупку. Корректировать план можно, если изменяется потребность в товарах или их стоимость на ± 10 %, а также в иных случаях, указанных в Положении.

Шаг 2. Разработка документации

На следующем шаге разработайте документацию, в том числе извещение и проект контракта. Список документов, который вам понадобится для открытого конкурса в электронной форме, зависит от того, что вы пропишете в Положении о закупке.

Шаги 3, 4 Публикация и прием заявок

Закон № 223-ФЗ допускает проведение открытого конкурса в электронной форме согласно Положению заказчика, в том числе с использованием ЭТП. Совет : настройте интеграцию между ЭТП и ЕИС, чтобы не размещать одни и те же сведения дважды. Если вы используете ЭТП для проведения конкурса, изучите весь регламент площадки и сопоставьте его со своим Положением о закупке.

Еще один плюс использования ЭТП — вам не придется заниматься приемом и регистрацией заявок, эта забота ляжет на плечи оператора площадки. Обратите внимание, что вы можете вносить изменения в опубликованное извещение — при этом вы обязаны продлить срок подачи заявок, если до окончания приема заявок осталось меньше 15 дней.

Шаг 5, 6 Рассмотрение заявок, оценка и определение победителя

Открытие доступа к заявкам — это аналог этапа вскрытия конвертов заявками для электронной формы процедуры. После открытия доступа опубликуйте протокол этой процедуры, в него должны войти краткие сведения обо всех поступивших заявках. При рассмотрении заявок на открытый конкурс в электронной форме учитываются два фактора: насколько требованиям соответствует заявка, и насколько требованиям соответствует сам участник. На основании этого заявки допускаются или не допускаются к оценке. Если ваше Положение это позволяет, на данном этапе можно запросить дополнительные сведения у участников.

Также после рассмотрения заявок вы можете объявить переторжку.

Следующий шаг — оценка и рассмотрение заявок по критериям, прописанным в Положении (и соответствующим законодательству). Затем вы публикуете итоговый протокол и заключаете договор с победителем.

Закон № 223-ФЗ в конце прошлого года сильно изменился. Из восьмистраничного документа он вырос втрое. Читайте, что из изменений уже вступило в силу, что только вступит с 1 июля 2018-го и что отложено до 1 января 2020 года. А также чем эти изменения обернутся для заказчика, чем подстраховаться и как начать к ним готовиться уже сейчас.

ФЗ, - положение о закупке каждого конкретного заказчика. Кто заказчики и поставщики? Заказчики и поставщики по 44-ФЗ Муниципальные и государственные бюджетные учреждения. Поставщиком может стать юридическое лицо, индивидуальные предприниматели (ИП), а также физические лица. Заказчики и поставщики по 223-ФЗ

  • Государственные компании, у которых доля участия государства более 50%, включая их «дочек» и «внучек»,
  • Бюджетные учреждения, проводящие закупки за счет собственных средств, средств субподряда или же грантов.
  • Организации, которые занимаются регулируемыми видами деятельности, такими как энергетика и водоснабжение,
  • Субъекты естественных монополий (к примеру, РЖД, нефтегазовые компании и т д.),

Точно так же участвовать могут как организации, так и частные лица. Требования к участникам каждой конкретной закупки устанавливает заказчик.

Алгоритм проведения конкурса по 223-фз

Требования к сертификатам поставщиков зависят от конкретной электронной торговой площадки (ЭТП), на которой проводятся торги. Это может быть как квалифицированная подпись, так и неквалифицированная.

Способы закупок В федеральном законе №44-ФЗ установлено 10 способов закупок и условия выбора победителя, а главное - он ограничивает перечень и случаи закупок у единственного поставщика. Конкурентные закупки

  1. открытые конкурсы;
  2. конкурсы с ограничением участия;
  3. закрытые конкурсы с ограничением участия;
  4. многоэтапные конкурсы;
  5. закрытые формы конкурсов;
  6. электронные аукционы;
  7. аукционы в закрытой форме;
  8. запросы предложений;
  9. запросы ценовых котировок.

Неконкурентные закупки К данному виду закупок относится только закупка у единственного поставщика.

Открытый конкурс по 223-фз

Расторжение контракта и возможность внести изменения Федеральный закон 44-ФЗ Федеральный закон № 44-ФЗ дает возможность расторгнуть контракт по соглашению сторон или в одностороннем порядке, если такая возможность прописана в контракте. Изменить существенные условия контракта (цену, сроки поставки, характеристиками товара) нельзя.

В электронном аукционе можно составить протокол разногласий, но только если речь идет об ошибках в тексте контракта. Федеральный закон 223-ФЗ Федеральный закон № 223-ФЗ предоставляет возможность компании-заказчику изменить договор в части сроков, объемов и цен товаров, работ и услуг.
В каких именно случаях возможны какие-либо изменения, поставщик может узнать из положения о закупках конкретного заказчика.

Обжалование действий заказчика Федеральный закон 44-ФЗ Федеральный закон № 44-ФЗ не только закрепляет такое право за поставщиком, но и прописывает алгоритм действий:

  • В первую очередь участник подает заявку в письменном виде в территориальное отделение ФАС.
  • Затем ФАС публикует жалобу на ООС в течение 2-х рабочих дней.
  • Наконец, за следующие 5 рабочих дней комиссия рассматривает жалобу и выносит предписание по ней.

В 2016 году 45% всех жалоб были признаны ФАС обоснованными и госзаказчики получили по ним предписания (по данным мониторинга Минэкономразвития за 2016 год). Федеральный закон 223-ФЗ Как и по 44-ФЗ, жалобы на заказчиков по 223-ФЗ рассматривает ФАС.

Конкурсы по фз 223

В проведении закупок тех и других есть принципиальные отличия, в которых поможет разобраться статья. Чем отличается 44-ФЗ от 223-ФЗ? № 44-ФЗ Этот закон действует на закупки всех госзаказчиков.

От них он требует составления 3-летнего плана закупок и ежегодного плана-графика. А от поставщиков - обеспечения заявок и исполнения контракта (для конкурса и электронного аукциона).

Основные отличия законов № 44-фз и № 223-фз

Источник: http://www.bicotender.ru/articles.html Федеральный Закон № 223-ФЗ предоставляет заказчикам самостоятельно выбирать те виды процедур, которыми им удобнее пользоваться при осуществлении закупок, включив их во внутренний нормативный документ - Положение. Есть лишь два способа торгов, которые закон предписывает обязательно включать в текст Положения. Один из них - это открытый конкурс. Что такое открытый конкурс Открытый конкурс - это электронные торги, заявку на участие в которых может подать каждый поставщик, соответствующий условиям тендерной документации. Победителем такого конкурса становится тот участник, предложение которого будет признано лучшим в соответствии с критериями оценки.

Открытый конкурс 223 фз

Наконец, одной из форм открытого конкурса также может быть и конкурс с переторжкой. В ходе такого конкурса участники имеют возможность внести изменения в свои конкурсные заявки с целью повышения их конкурентоспособности и привлекательности для заказчика.

Открытый конкурс в электронной форме по 223-фз

Конкурсом называют способ проведения закупки, который предусматривает установление определенных критериев и порядка оценки поступивших заявок. Победителем торгов признается участник, предложивший лучшие условия будущего договора.

В каких случаях целесообразно проведение конкурса Такую процедуру проводят в ситуации, когда конечная цена контракта не является определяющим фактором. Подразумевается наличие нескольких критериев оценки предложений участников.

Это могут быть сроки поставки товара или оказания услуг, порядок оплаты или любые другие. Конкурс целесообразно проводить в том случае, если условия будущего договора достаточно сложные.

Его также объявляют для контрактов, требующих субъективной оценки качества предмета закупки. Особенности конкурсной процедуры Открытый конкурс отличается от прочих способов проведения закупки наличием этапа оценки и сопоставления поданных заявок.

Печать Федеральный Закон № 223-ФЗ предоставляет заказчикам самостоятельно выбирать те виды процедур, которыми им удобнее пользоваться при осуществлении закупок, включив их во внутренний нормативный документ - Положение. Есть лишь два способа торгов, которые закон предписывает обязательно включать в текст Положения.

Один из них - это открытый конкурс. Что такое открытый конкурс Открытый конкурс - это электронные торги, заявку на участие в которых может подать каждый поставщик, соответствующий условиям тендерной документации. Победителем такого конкурса становится тот участник, предложение которого будет признано лучшим в соответствии с критериями оценки.

Открытые конкурсы по 223-ФЗ: разновидности В зависимости от предмета закупки, конкурс может состоять из нескольких этапов: одного, двух, трех и т. д.

Открытый конкурс по 223фз требования заказчика

  • Отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Отчетность по федеральному закону № 223-ФЗ Заказчик размещает на сайте госзакупок zakupki.gov.ru не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, следующий перечень отчетов:

  • отчет об общей стоимости заключенных договоров;
  • отчет об общей стоимости договоров, заключенных с единственным поставщиком;
  • отчет об общей стоимости заключенных договоров с субъектами малого и среднего предпринимательства.
  • отчет об общей стоимости заключенных договоров по закупкам, сведения о которых составляют государственную тайну;

Обеспечение исполнения обязательств по контракту Федеральный закон 44-ФЗ С победителем аукциона или конкурса (вне зависимости от его цены) заказчик не может заключить контракт, если тот не предоставит финансового обеспечения контракта.
Это время отводится участнику для проработки своего предложения и оформления всей необходимой документации. Заявка должна быть отправлена заказчику не позднее срока, установленного в извещении.

    Открытие доступа к заявкам.

Детали проведения этой процедуры должны быть прописаны в документации. Как правило, заказчик формирует и размещает на сайте протокол, в котором указывается количество поданных заявок и предложения участников.

  • Рассмотрение заявок. На этом этапе заказчик имеет право запрашивать у участников недостающую документацию или информацию, разъясняющую предложение потенциального поставщика.
  • Переторжка. После оценки заявок заказчик вправе объявить переторжку. Участники получают возможность улучшить свои первоначальные предложения.
  • Окончательное сопоставление заявок.
  • Это возможно только в том случае, если процедура переторжки описана в конкурсной документации. Участие в ней не является обязательным для участников.

    В рамках переторжки участник получает возможность улучшить свое предложение. Так как конкурс достаточно длительная процедура со своими особенностями, заказчики прибегают к ней редко. Регламентированные сроки проведения процедуры В извещении о проведении конкурса должен быть в обязательном порядке указан срок окончания подачи заявок. Причем он не может быть меньше, чем 20 дней от даты начала подачи заявок. Любые изменения, вносимые в документацию, должны быть опубликованы не позднее трех дней с момента их вступления в силу. Если не менее чем за 15 дней до окончания срока подачи заявок в документацию были внесены изменения, то возможно продление срока подачи заявок не более, чем на 15 дней.

    Конкурсы по ФЗ 223

    Конкурс. Виды конкурса. Документация в соответствии с ФЗ 223.

    Конкурс – форма закупок, где предложения участников оцениваются комплексно, а ценовое предложение является лишь одним из критериев выбора победителя.

    Основной отличительной особенностью конкурса является этап оценки и сопоставления заявок , на котором закупочная комиссия ранжирует заявки участников в соответствии с указанным в документации порядком.

    Перед проведением конкурса его необходимо включить в план закупок который может, как известно, в течении года корректироваться.

    Преимущества открытого конкурса заключаются в том, что извещение и конкурсная документация публикуются в средствах массовой информации и находятся в свободном для всех доступе , что способствует привлечению большего круга участников , стимулирует конкуренцию и позволяет выбрать действительно наилучшее предложение . Так как принять участие в открытом конкурсе может любое юридическое лицо, готовое сделать свое предложение, соответствующее условиям открытого конкурса, требованиям технического задания и более выгодное для заказчика.

    Разработка конкурсной документации

    На основании п. 10 ч. 10 ст. 4 Закона №223-ФЗ в документации определяется порядок предоставления разъяснений положений документации.

    Обычно документация состоит из нескольких частей:

    • Общая часть (одинаковая для всех закупок)
    • Информационная карта
    • Технические характеристики (ТЗ)
    • Проекты договоров по каждому лоту
    • Формы для заполнения участником

    Порядок предоставления конкурсной документации определяется в извещении о проведении конкурса. Нужно указать, что документация предоставляется на русском языке.

    В 223-ФЗ установлены требования к содержанию извещения и документации. Требования к извещению о закупке согласно ч. 9 ст.4 Закона №223-ФЗ . .

    Публикация конкурса на ЭТП и ООС

    Сначала документация публикуется на электронной площадке , а оттуда автоматически направляется на официальный сайт , но это происходит только в случае, когда электронная площадка интегрирована с официальным сайтом. Следует обращать на это внимание, чтобы быть уверенными, что на официальном сайте информация размещена.

    Прием заявок

    При проведении конкурса в электронной форме с использованием ЭТП заказчику не нужно самостоятельно вести прием и регистрацию заявок участников – эти действия осуществляет оператор ЭТП.

    Внесение изменений в извещение и документацию ч. 11, ст. 4 Закона № 223-ФЗ

    Изменения размещаются на ООС в течение 3 дней со дня их принятия .

    Если при проведении торгов изменения внесены заказчиком позднее чем за 15 дней до даты окончания подачи заявок, срок подачи заявок должен быть продлен так, чтобы со дня размещения на ООС изменений до даты окончания подачи заявок на участие в закупке такой срок составлял не менее чем 15 дней.

    Открытие доступа к заявкам

    При проведении конкурса не в электронной форме, данная процедура, как правило, называется «Вскрытие конвертов с заявками участников». Детали проведения этого этапа должны быть прописаны в Положении о закупках.

    В электронном конкурсе корректное название для этого этапа – «Открытие доступа к заявкам».

    Рекомендуется после открытия доступа составлять и публиковать на официальном сайте протокол открытия доступа , в котором указывать количество поступивших заявок, наименования участников, предложенную цену и иные показатели, являющиеся критериями оценки.

    Рассмотрение заявок

    На этапе рассмотрения заявок заказчик может направить запрос дополнительных документов участникам , предоставившим нечитаемые или неполные сведения в составе заявки. Запрос дополнительных документов можно делать только в том случае, если такая возможность предусмотрена Положением о закупке.

    Отказ от проведения электронных торгов

    Согласно ст. 448 ГК РФ если иное не предусмотрено в законе или извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов вправе отказаться от проведения конкурса не позднее чем за 30 дней до даты его проведения.

    В Законе №223-ФЗ такое положение не предусмотрено, заказчик может предусмотреть это в извещении.

    Если организатор открытых торгов отказался от их проведения с нарушением указанных сроков, он обязан возместить участникам понесенный ими реальный ущерб.

    Переторжка

    Переторжку возможно проводить только если в Положении о закупке прописана такая возможность и прописан порядок ее проведения . Также необходимо в документации указывать на возможность проведения переторжки.

    Переторжка может быть борьбой за первое или за второе место. В госзакупках она завершает электронный аукцион.

    Участие в переторжке добровольное .

    Могут быть две формы переторжки : очная – онлайн торг, заочная – подача предложений.

    Оценка и сопоставление заявок

    Примерные критерии оценки. (В документации о закупке должны быть установлены не менее двух критериев оценки.)

    1. Цена договора . Является обязательным критерием во всех случаях.
    2. Срок поставки товара.
    3. Условия оплаты товара, работ, услуг . Используется в случаях, когда заказчик позволяет участникам закупки предложить в заявке размер авансового платежа.
    4. Срок предоставляемых гарантий качества товара, работ, услуг .
    5. Функциональные характеристики или качественные характеристики товара.
    6. Квалификация участника закупки:
      • опыт;
      • обеспеченность материально-техническими ресурсами;
      • обеспеченность кадровыми ресурсами;
      • степень внедрения действующей системы менеджмента качества.

    Заключение договора по 223-ФЗ

    По результатам процедуры закупки в форме торгов заказчик обязан заключить договор с победителем, указанным в протоколе.

    Можно ли заключить договор с лицом, занявшим «второе место»? Можно в том случае, если победитель уклонился от заключения договора, а в положении о закупке предусмотрена возможность заключить договор с участником, занявшим второе место.

    Итоговый вариант договора = Проект договора в документации заказчика + Отдельные условия в заявке участника

    Рамочный договор.

    Заключенные до 2012 года договоры без объема попадают под действие 223-ФЗ.

    Каждая поставка по такому договору = отдельная закупка.

    В каждом договоре должно быть указано количество ТРУ (п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона №223-ФЗ).

    Выход: в договоре указать ассортимент, цену за единицу и максимальный объем по каждой позиции. Поставка осуществляется по мере возникновения потребности у заказчика по заявкам заказчика.

    РНП (Реестр недобросовестных поставщиков)

    В случае если победитель конкурса или иное лицо, обязанное заключить договор, уклоняется от заключения договора, сведения о таком участнике заказчик обязан направить в уполномоченный орган для включения в реестр недобросовестных поставщиков.(ссылка)

    Дальнейший порядок действий заказчика в случае уклонения победителя или иного лица от заключения договора должен быть определен в Положении о закупке.

    Закрытый конкурс .- способ закупки, организацию которого заказчик должен согласовать с уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти.

    Процедура закрытого конкурса отличается от открытого конкурса следующими параметрами:

    • конкурсная документация, изменения и разъяснения конкурсной документации, а также протоколы, составленные в ходе проведения процедуры закрытого конкурса, не публикуются в открытом доступе;
    • подавать заявки на участие в закрытом конкурсе имеют право только поставщики, специально приглашенные заказчиком;
    • заявки на участие в закрытом конкурсе не могут быть поданы в форме электронного документа ;
    • при проведении закрытого конкурса не допускается осуществление аудио и видео записей.

    Статья написана по материалам сайтов: goszakupkirf.ru, goscontract.info, www.pro-goszakaz.ru, lcbg.ru, nerkon.ru.



     


    Читайте:



    Презентация на тему ""Уроки французского" В

    Презентация на тему

    В. Г. Распутин «Уроки французского». Урок литературыв 6 классе Распутин Валентин Григорьевич ( р. 1937), прозаик. Родился 15 марта в селе...

    Названия, описания и особенности зимующих птиц

    Названия, описания и особенности зимующих птиц

    Парфенчук Алефтина ИвановнаДолжность: педагог дополнительного образования.Учебное заведение: МАОУДО города Нижневартовска Центр детского...

    Разговорный стиль речи Порядок слов в предложении свободный

    Разговорный стиль речи Порядок слов в предложении свободный

    Слайд 2 Научиться говорить – значит научиться строить высказывания Слайд 3 В разговорном стиле важнейшую роль играет звуковая сторона речи,...

    Сочинение рассуждение на тему деньги Какое значение имеют деньги в жизни человека

    Сочинение рассуждение на тему деньги Какое значение имеют деньги в жизни человека

    Многие задумываться о роли денег в жизни современного человека и над вопросом можно ли быть счастливым с не большим доходом?Современный человек не...

    feed-image RSS