Реклама

Главная - Потеря кормильца
Подходы и этапы разработки стратегии управления персоналом. Этапы разработки стратегии управления персоналом. Процесс разработки кадровой стратегии

На первом этапе необходимо провести анализ текущей ситуации компании, ее положение, изменения во внешней среде и оценка плюсов и минусов ресурсов компании в этих изменениях. Основная цель стратегического анализа заключается в оценке объектов влияния на положение компании в настоящем и будущем.

Исходя из цели и задач, формируются примерные стратегии и критерии, по которым будет оценена их эффективность. Задачи могут быть как среднесрочные, так и долгосрочные.

Следует помнить, что на компанию постоянно оказывают влияния различные внешние факторы, будь то политическая ситуация в стране или изменения в законодательстве. Эти факторы создают новые условия для функционирования организации, создают новые угрозы и возможности, исходя из которых, организация корректирует свою стратегию.

Также необходимо оценить имеющиеся ресурсы и сделать вывод о плюсах и минусах компании. Таким образом формируется общая картина внутренних воздействий и ограничений, накладываемых на стратегический выбор.

2. Формулирование стратеги

На данном этапе желательно формулировать несколько вариантов стратегий на случай изменения факторов внешней или внутренней среды.

3. Стратегический выбор

На этом этапе необходимо ответить на вопрос, какие направления стратегического развития кажутся наиболее приемлемыми? Чтобы сделать выбор в пользу одного из стратегических вариантов, необходимо оценить их между собой. При этом стоит обратить особое внимание на то, в какой мере каждый вариант может повлиять на достижение цели организации. Оптимальный вариант стратегии должен обеспечить наилучшее соотношение между сильными и слабыми сторонами организации, возможностями и угрозами внешней среды. Выбор может представлять собой одну стратегию или же целый набор альтернатив.

4. Реализация стратегии

Четвертый этап заключается в реализации выбранной ранее стратегии. Здесь же принимаются необходимые решения, которые подразумевает стратегия. Особое значение имеет разработка плана действий при непредвиденных обстоятельствах и создание организационной структуры. Такой план понадобится в случае наступления существенных изменений во внутренней или внешней среде. Наиболее эффективна реакция на изменения в окружении, когда систематически отслеживаются фактические изменения в соотнесении с плановыми.

Для того чтобы принятая к реализации стратегия имела успех, организация должна иметь определенную структуру, которая предоставляла бы максимальные возможности для ее реализации. Структура включает в себя распределение ответственности за выполнение задач и права на принятие решений в организации. Успешная реализация стратегии возможна в случае соответствия стратегии, структуры, культуры и рычагов управления организации. Зачастую стратегия требует от компании значительных изменений в структуре, корпоративной культуре или системе контроля. Необходимо иметь это в виду еще перед началом работы над разработкой новой стратегии.

После того как стратегии внедрены, необходимо их отслеживать и производить постоянную оценку их реализации. Любая стратегия рано или поздно изживает себя и должна заменяться новой.

Эффективность функционирования комплексной системы управления персоналом предприятия правомерно рассматривать как часть эффективной деятельности предприятия в целом.

Основные этапы формирования и развития кадрового потенциала компании схематически представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Этапы формирования и развития кадрового потенциала

предприятия

В условиях рыночных отношений непременным условием успешной работы каждого предприятия является выбор и использование стратегии управления собственным персоналом. При этом необходимо учитывать конкретный рынок реализации товаров (услуг), специализацию предприятия, его потенциал, тип занятости, развитие и внедрение новых технологий и еще ряд других факторов.

Термин "Стратегия" в буквальном переводе с греческого языка (strategos) означает искусство генерала.

Стратегия в общем виде – это программа действий, направленная в будущее для обеспечения выживания и развития. Она выражается в поиске самых результативных вариантов ввода в действие ресурсов (капитала, рабочей силы) в соответствии с главными целями организации и с учетом ситуации на рынке как сейчас, так и ожидаемой в будущем.

Цель стратегии – достичь долгосрочных конкурентных преимуществ, которые предоставляют возможность организации получить устойчивую прибыль и обеспечить рентабельность. В современных условиях глобальной конкуренции и ускорения научно – технического прогресса организации испытывают постоянное давление конкурентов, который заставляет их совершенствовать продукцию или услуги, расширять их ассортимент, оптимизировать производственные и управленческие процессы. Поэтому современные компании находятся в состоянии постоянных изменений, от скорости осуществления которых зависит успех компании.

Ключ к овладению инновационным управлением лежит в эффективном использовании имеющихся человеческих ресурсов, а это может быть достигнуто только тогда, если управление персоналом является частью общей стратегии развития организации.

Анализ литературных источников и практической деятельности позволил выделить три подхода к классификации стратегий управления персоналом предприятия, связанные с:

Развитием предприятия и его общей стратегией;

Философией менеджмента и кадровой политикой;

Отдельными элементами (миссия предприятия, тип трудового коллектива, функции управления и др.).

Согласно первому подходу наиболее распространенной является классификация стратегий управления персоналом в зависимости от типа общей стратегии предприятия. В рамках этого подхода стратегия управления персоналом ориентируется на конкретный тип корпоративной или общей стратегии организации.

Однако различные ученые используют различные классификационные признаки общих стратегий, предопределяют выделение различных видов стратегий управления персоналом.

Так, Дж. Иванцевич и А.А. Лобанов различают следующие пять типов стратегий организации: предпринимательскую, стратегию динамичного роста, стратегию доходности, ликвидационную и циклическую стратегию.

1) стратегия предпринимательства – ее выбирают организации, которые стремятся развить новые направления деятельности. В таких организациях происходит интенсивная замена имеющегося персонала новыми, как правило, молодыми, работниками – новаторами. Система мотивации труда резко индивидуализирует и направляется на развитие индивидуальных возможностей личности;

2) стратегия динамического роста – ее основой является модификация целей деятельности организации, балансирование между изменениями и стабильностью. В ней сочетаются сохранение и развитие имеющегося кадрового потенциала с подбором высококвалифицированных работников на ключевые позиции, которые обеспечивают модернизацию организации. Система вознаграждения основывается на сочетании индивидуальных и групповых стимулов.

3) стратегия прибыли – ею пользуются стабильные организации, имеющие хорошо отработанный механизм деятельности, квалифицированный персонал с потенциальными возможностями развития. У них не наблюдается значительных кадровых изменений, со стороны привлекаются только те специалисты, в компетенции которых есть необходимость. Стимулирование работников стабильное и уравновешенное в пределах профессионально – квалификационных групп;

4) стратегия ликвидации – к ней прибегают организации, балансирующие на грани банкротства. Ее признаками являются интенсивное сокращение численности работников, различные способы минимизации расходов на содержание персонала (переход на неполную рабочую неделю, сокращенный рабочий день, отпуск без содержания, внутренние перемещения работников и др.). Набор новых сотрудников не проводится, а стимулирование осуществляется в пределах должностных окладов;

5) стратегия изменения курса – эта стратегия эффективна, когда стабильно работающая организация начинает борьбу за увеличение доходности, освоения нового или расширения существующего рынка. С этим связаны создание новых рабочих мест, интенсивное внутреннее перемещение работников и набор квалифицированных специалистов со стороны, ощутимые изменения в системе стимулирования работников (наиболее кардинальные – на направлениях изменения курса). Использование ее оправдано при необходимости выхода организации из кризисного состояния путем изменения курса. При таких условиях стратегия управления персоналом состоит в консолидации кадров, в определенных ограничениях системы стимулирования, пока организация не достигнет стабильных результатов.

Однако, необходимо заметить, что данная классификация стратегий управления персоналом не учитывает в достаточном объеме условия и среду функционирования предприятия на рынке, его потенциал, конкурентные преимущества и цели деятельности.

В целом, согласно первому подходу классификации стратегий управления персоналом предприятия при выделении их видов ученые основываются на общих направлениях развития предприятия (корпоративная стратегия, маркетинговые стратегии, стадии развития (жизненный цикл) и др.). При этом не учитывается влияние кадровой политики и стиля руководства на соответствующий тип стратегии управления персоналом предприятия и варианты ее реализации через совокупность функций управления персоналом, а также мотивационных мер в отношении его персонала.

Сторонники второго подхода классификации стратегий управления персоналом различают их виды в соответствии с философией менеджмента и типов кадровой политики предприятия.

По философии менеджмента ученые классифицируют стратегии управления персоналом предприятия в работах на три вида:

1. тейлоровская (соответствует типу человека " Х", модели Д. Макгрегора);

2. интегрированная (соответствует типу человека " Y ")

3. японская.

По тейлоровской стратегией управления персоналом предпочтение отдается менее квалифицированным, но работоспособным работникам, приравниваются к роли инструмента.

Интегрированная стратегия противоположна тейлоровский и предусматривает привлечение работников с высокой квалификацией и развитие персонала.

В основе японской стратегии управления персоналом лежит система пожизненного найма, повышения квалификации на рабочем месте и систематическая ротация персонала.

При реализации таких стратегий внимание концентрируется на четырех ее составляющих (политика и гарантии занятости, организация работ и повышения квалификации работников). При этом не придается должного значения мотивационным мероприятиям.

В целом, согласно второму подходу классификации стратегий управления персоналом не установлено целесообразность использования стратегии управления персоналом в определенный момент развития предприятия. Кроме этого не учитывается влияние трудового коллектива и его характеристик в процессе принятия решений, а также имеющийся тип стиля руководства.

При третьем подходе в основе классификации стратегий управления персоналом лежат различные элементы: миссия предприятия, тип трудового коллектива, функции управления и др.

В зависимости от миссии предприятия классификация стратегий управления его персоналом приведена в работах таких ученых, как

В.И. Герчиков, И.Б. Гурков, О.И. Зеленова, А.А. Мутовин. Они выделяют 6 типов стратегий управления персоналом, соответствующие главной составляющей общей стратегии организации – ее миссии (прибыль, клиенты, работа, работники, развитие, территория). В этом случае различие в видах стратегий управления персоналом состоит преимущественно в восприятии и позиционировании работника как ресурса, активного коммуникатора, специалиста по данному делу, личности (партнера), источника и средства развития.

По типам трудового коллектива классифицировать стратегии управления персоналом предприятия предложил в своем научном исследовании российский ученый Г.Б. Клейнер. Этот автор выделил 6 типов коллективов работников, которым соответствуют стратегии управления персоналом. При такой классификации различие между видами стратегий управления персоналом заключается в роли руководителя (существенная или несущественная) и взаимоотношениях между членами коллектива (соперничество, равнодушие, сотрудничество).

В рамках третьего подхода, кроме рассмотренных выше классификаций стратегий управления персоналом, в научной литературе по стратегическому менеджменту и управлению персоналом исследователи предлагают выделять их типы по периоду времени (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные), количеством критериев (однокритериальных, многокритериальные), способов принятия решений (интуитивные, на основе соображений, на основе рациональной процедуры), по характеру ресурсов (внешние, внутренние), по характеру стратегии (реальные, произносимые) и др.

В целом, согласно третьего подхода классификация стратегий управления персоналом является узконаправленной. При этом не учитываются основные направления развития предприятия, его потенциал и производственные мощности, уровень квалификации персонала и др.

Анализ рассмотренных подходов к классификации стратегий управления персоналом предприятия позволяет сделать следующие выводы:

Во-первых, все перечисленные классификации стратегий управления персоналом существуют и используются отдельно друга, то есть наблюдается неупорядоченность их признаков;

Во-вторых, не установлена взаимосвязь между отдельными видами стратегий управления персоналом;

В-третьих, отсутствует иерархическое их представления, то есть не выделены главные и второстепенные признаки классификации стратегий

управления персоналом предприятия.

В современных условиях высокой конкуренции отечественные предприятия должны быть компетентными в сфере своей деятельности, что позволит обеспечить достаточно высокий уровень их конкурентоспособности. Обеспечение достаточного уровня конкурентоспособности в стратегической перспективе возможно при условия не столько постоянного совершенствования, поиска нового, использование новейших технологий и методов организации производства и управления, сколько подготовки персонала, обладающего уникальными знаниями и опытом в данной сфере.

В процессе разработки стратегии управления персоналом компетентной организации необходимо учитывать ее ключевые компетенции, т.е. способности, которые формируют отличные черты организации, трудно поддающиеся копированию и удовлетворяют первоочередные потребности потребителей и дают возможность выхода на различные рынки.

Разрабатывая стратегию развития, компетентная организация должна опираться не только на те компетенции, которые уже имеет, но и предусматривать их дальнейшее развитие или овладение новыми компетенциями. Поскольку носителями ключевых компетенций являются сотрудники организации, которые аккумулируют разнообразный (технологический, организационный, коммуникативный т.д.) опыт, то при разработке стратегия организация должна быть нацелена на развитие ключевых компетенций, что предполагает, прежде всего, систему развития персонала, как носителя ключевых компетенций.

Таким образом, можно сделать вывод, что при формировании стратегического набора компетентного организации стратегия управления персоналом должна решать определяющую роль и быть интегрированной с общей стратегией и другими стратегиями предприятия.

Методика разработки и процедура оценки эффективности стратегии управления персоналом

Проблема разработки методического подхода к определению показателя оценки кадрового потенциала является важной для различных субъектов хозяйствования, в том числе и для государственных и муниципальных структур управления.

Предложенный метод определения уровня кадрового потенциала по составляющим основывается на необходимости учета следующего:

1) определение перечня компонентов кадрового потенциала предприятия;

2) обоснование выбора образца и возможности моделирования кадрового

потенциала, который максимально приближался бы к потребностям субъекта хозяйствования (идеального кадрового потенциала) на основе теории желательности;

3) ориентации при сравнении компонентов не на средний уровень, а на

желаемый;

4) обеспечение анализа компонентов, которые благоприятно влияют на кадровый потенциал, и компонентов, которые снижают его уровень, с целью разработки комплекса мероприятий по устранению их негативного влияния.

Оценка выбранной стратегии в основном осуществляется в виде анализа правильности и достаточности учета при выборе стратегии основных факторов, определяющих возможности осуществления стратегии. Процедура оценки выбранной стратегии в конечном счете подчинена одному: приведет ли выбранная стратегия к достижению фирмой своих целей. И это является основным критерием оценки выбранной стратегии. Если стратегия соответствует целям фирмы, то дальнейшая ее оценка проводится по следующим направлениям.

Соответствие выбранной стратегии состоянию и требованиям окружения. Проверяется то, насколько стратегия увязана с требованиями со стороны основных субъектов окружения, в какой степени учтены факторы динамики рынка и динамики развития жизненного цикла продукта, приведет ли реализация стратегии к появлению новых конкурентных преимуществ и т.п.

Соответствие выбранной стратегии потенциалу и возможностям фирмы. В данном случае оценивается то, насколько выбранная стратегия увязана с другими стратегиями, соответствует ли стратегия возможностям персонала, позволяет ли существующая структура успешно реализовать стратегию, выверена ли программа реализации стратегии во времени и т.п.

Приемлемость риска, заложенного в стратегии. Оценка оправданности риска проводится по трем направлениям:

Реалистичны ли предпосылки, заложенные в основу выбора стратегии;

К каким негативным последствиям для фирмы может привести провал стратегии;

Оправдывает ли возможный положительный результат риск потерь от провала в реализации стратегии.

Предлагаемый метод определения уровня кадрового потенциала предприятия, основывается на следующих принципах:

Кадровый потенциал характеризуется комплексом компонентов, которые определяют пригодность его к использованию в конкретных условиях;

Проведение оценки кадрового потенциала по важным для руководства показателям;

Конкурентные преимущества кадрового потенциала должны иметь долгосрочный характер, т.е. быть ориентированными на перспективу.

Оценку уровня кадрового потенциала предприятия предлагается проводить по следующим этапам:

1. Первым этапом является исследование внешней среды, которым предполагается сбор и анализ информации, а также оценка возможностей и угроз.

2. Выбор перечня компонентов для оценки уровня кадрового потенциала.

Компоненты для оценки должны отражать те свойства кадрового потенциала, которые относятся к нему со стороны руководства и могут быть измерены.

На основе общей номенклатуры компонентов кадрового потенциала каждый руководитель должен сформировать их перечень именно для оценки уровня кадрового потенциала своего субъекта хозяйствования, исходя из требований анализа управления им.

Для решения этой задачи проводят анкетирование руководителей предприятий или опрос экспертов, которые являются специалистами в данной области.

Определение компонентов, которые в первую очередь интересуют руководство и определяют уровень кадрового потенциала и возможность реализации целей предприятия, является первым шагом к оценке степени этой удовлетворенности и сравнение кадрового потенциала различных предприятий между собой по каждому компонентом отдельно и в совокупности.

3. На этом этапе проводится анализ компонентов кадрового потенциала предприятия с целью определения тенденций их изменения и выявление сильных и слабых сторон.

Разработка комплексной методики анализа кадрового потенциала выявила необходимость построения системы показателей, классифицируемых в отношении определенного признака.

В процессе разработки и апробации методики анализа кадрового потенциала осуществляется классификация показателей, которые их характеризуют, на первичные, вторичные и интегральные.

Первичные показатели относятся к системе трудовых показателей, характеризуют количественные и качественные компоненты кадрового потенциала, определяются расчетным путем или являются нормативными.

Вторичные показатели строятся отдельно по каждой из составляющих качества кадрового потенциала с целью получения группового показателя. Вторичные показатели являются базой для принятия управленческих решений и для комплексной оценки уровня кадрового потенциала (определение интегрального показателя). При дальнейших исследованиях кадрового потенциала большую весомость имеют именно вторичные показатели. Чем гибче и содержательными они будут, тем больше вероятность на их основе достичь поставленных целей.

Интегральный показатель может включать первичные, вторичные и оба типа показателей и относиться к любой совокупности работников, структурной единицы и всему предприятию. В исследовании интегральным показателем является значение желаемого и фактического уровня кадрового потенциала

4. Определение уровня кадрового потенциала предприятия по составляющим: профессионально-квалификационным, трудовыми, личностными, психологическими и физиологическими. Оценка уровня кадрового потенциала по составляющим проводится по всем показателями, характеризующими основные компоненты той или иной составляющей.

5. Определение интегрального показателя уровня кадрового потенциала предприятия с учетом его составляющих.

Этот показатель дает комплексную (интегральную) характеристику уровня кадрового потенциала, в которой учитываются все составляющие.

В качестве основных критериев оценки управления персоналом государственного органа могут выступать следующие:

1) укомплектованность штата;

2) уровень качества квалификационных требований (по образованию);

3) сменяемость кадров;

4) ротация кадров "центр-регион", "регион-центр";

5) обучение и развитие персонала;

6) уровень коррумпированности;

7)удовлетворенность государственных служащих работой в государственном органе;

8)уровень развитости системы управления персоналом в государственном органе.

По каждому из вышеперечисленных критериев определяются показатели, в соответствии с которыми выставляются баллы. Весовые значения критериев и показателей представлено в приложении 2. Остановимся более подробно на оценки каждого критерия, предложенного в методике.

Оценка по критерию "укомплектованность штата государственного органа" определяется согласно следующих показателей:

Удельный вес человеко-дней вакантных должностей;

Доля человеко-дней, в течении которых должности не были заняты по причине болезни госслужащих и по другим причинам.

Оценка проводится исходя из анализа аналитической информации, представляемой центральными государственными органами. При проведении оценки учитываются данные отчетов по мониторингу состояния кадров о численности государственных служащих.

К1 = Р1 + Р2 (3)

К1 – оценка государственного органа по данному критерию;

Р1 – оценка по показателю "доля вакантных человеко-дней, образовавшихся за счет наличия вакантных должностей, от общего количества человеко-дней";

Р2 – оценка по показателю "удельный вес человеко-дней, в течение которых должности не были заняты по причине болезни госслужащих и по другим причинам".

P1 = k*(1 – 10*a / b) (4)

a – количество человеко-дней, образовавшихся за счет наличия вакантных должностей;

Общее количество человеко-дней определяется по следующей формуле:

c – средняя штатная численность государственного органа;

d – среднее количество рабочих дней в году.

Средняя штатная численность определяется как среднее значение суммы штатной численности госоргана с первого по четвертый квартал включительно.

P2 = k*(1 – 10*a / b) (6)

k – коэффициент для приведения полученных результатов к весовому значению (по данному показателю коэффициент равен 5);

a – количество человеко-дней, в течение которых должности не были заняты по причине болезни госслужащих и по другим причинам. В данное количество не входят случаи нахождения работника в ежегодном трудовом отпуске, в отпуске по беременности и родам в течение срока установленного Трудовым кодексом РК, командировке;

b – общее количество человеко-дней;

10 – показатель жесткости оценки.

Если полученный результат составил значение со знаком минус, государственному органу по данному показателю ставится оценка 0.

Оценка по критерию "уровень качества квалификационных требований (по образованию)" определяется по следующим показателям:

- "доля штатных должностей, по которым в квалификационных требованиях не указаны конкретные специальности (по образованию)";

- "доля штатных должностей госоргана, по которым в квалификационных требованиях изменены требования по образованию".

Проводится расчет по следующей формуле:

К2 = Р1 + Р2 (7)

К2 – оценка государственного органа по данному критерию;

Р1 – оценка по показателю "доля штатных должностей, по которым в квалификационных требованиях не указаны конкретные специальности (по образованию), от общей штатной численности";

Р2 – оценка по показателю "доля штатных должностей госоргана, по которым в квалификационных требованиях изменены требования по образования, от общей штатной численности".

P1 = k*(1-5*a/b) (8)

k – коэффициент для приведения полученных результатов к весовому значению (по данному показателю коэффициент равен 5);

a – количество штатных должностей государственного органа, по которым в квалификационных требованиях не указаны конкретные специальности (по образованию);

b – средняя штатная численность государственного органа.

5 – показатель жесткости оценки;

P2 = k*(1-50*a/b) (9)

k – коэффициент для приведения полученных результатов к весовому значению (по данному показателю коэффициент равен 5);

a – количество штатных должностей государственного органа, по которым в квалификационных требованиях в отчетном периоде были изменены требования по образованию;

Оценка по критерию "сменяемость кадров" определяется по следующим показателям:

- "уровень сменяемости кадров руководящего состава";

- "уровень сменяемости кадров не руководящего состава";

- "средний стаж работы всех работников (в данном госоргане);

- "доля руководящих работников, уволенных после смены первого руководителя";

- "доля не руководящих работников, уволенных после смены первого руководителя".

Оценка рассчитывается по следующей формуле:

К3 = Р1 + Р2 + Р3 – Р4 – Р5 (10)

К3 – оценка государственного органа по данному критерию;

Р1 – оценка по показателю "уровень сменяемости кадров руководящего состава";

Р2 – оценка по показателю "уровень сменяемости кадров не руководящего состава";

Р3 – оценка по показателю "средний стаж работы всех работников (в данном госоргане);

Р4 – оценка по показателю "доля руководящих работников, уволенных после смены первого руководителя";

Р5 – оценка по показателю "доля не руководящих работников, уволенных после смены первого руководителя".

P1 = k*(1-5*a/b) (11)

a – количество государственных служащих из числа руководящего состава государственного органа, уволенных в отчетном периоде;

b – количество руководящих государственных должностей;

5 – показатель жесткости оценки.

Если полученный результат составил значение со знаком минус, государственному органу по данному показателю ставится оценка 0.

P2 = k*(1 – 4 *a / b) (12)

k – коэффициент для приведения полученных результатов к весовому значению (по данному показателю коэффициент равен 10);

a – количество государственных служащих из числа не руководящего состава государственного органа, уволенных в отчетном периоде;

b – количество не руководящих государственных должностей;

4 – показатель жесткости оценки.

P3= k*((a)/10) (13)

k – коэффициент для приведения полученных результатов к весовому значению (по данному показателю коэффициент равен 5);

a – средний стаж работы государственных служащих в государственном органе;

10 – пороговое значение.

P4 = а, а= b / c (14)

а – доля (соотношение) государственных служащих из числа руководящего состава государственного органа, уволенных до конца отчетного периода после смены первого руководителя;

b – количество государственных служащих из числа руководящего состава государственного органа, уволенных до конца отчетного периода после смены первого руководителя;

с – количество руководящих государственных должностей.

Если значение (а) составляет:

От 0 до 5%, ставится оценка (0) баллов.

От 11 до 15%, ставится оценка (-4) балла (отнимается от общей суммы оценок по данному критерию).

Больше 15%, ставится оценка (-6) баллов (отнимается от общей суммы оценок по данному критерию).

P5 = a, а = b / c (15)

a – доля государственных служащих из числа не руководящего состава государственного органа, уволенных до конца отчетного периода после смены первого руководителя;

b – количество государственных служащих из числа не руководящего состава государственного органа, уволенных до конца отчетного периода после смены первого руководителя;

с – количество не руководящих государственных должностей.

Если значение (а) составляет:

От 0 до 3%, ставится оценка (0) баллов.

От 4 до 5%, ставится оценка (-1) балл (отнимается от общей суммы оценок по данному критерию).

От 6 до 10%, ставится оценка (-2) балла (отнимается от общей суммы оценок по данному критерию).

От 11 до 15%, ставится оценка (-3) балла (отнимается от общей суммы оценок по данному критерию).

Больше 15%, ставится оценка (-4) балла (отнимается от общей суммы оценок по данному критерию).

Если общая сумма оценок по данному критерию составила значение со знаком минус, государственному органу ставится оценка 0.

При расчете оценки по сменяемости не учитываются государственные служащие уволенные: в связи с переводом в другой государственный орган по системе ротации "центр-регион", "регион-центр"; в связи с выходом на пенсию; в связи с реорганизацией госоргана или сокращением штата; по состоянию здоровья; в связи с назначением на политическую должность.

Оценка по критерию "ротация кадров "центр-регион",

"регион-центр" определяется по показателю "доля госслужащих, назначенных в порядке перевода из центра в регион, из региона в центр, от штатной численности".

Рассчитывается по следующей формуле:

К4 = k*((a/b*100)/3) (16)

К4 – оценка государственного органа по данному критерию;

k – коэффициент для приведения полученных результатов к весовому значению (по данному показателю коэффициент равен 5);

a – количество государственных служащих, переведенных по системе ротации "регион-центр", "центр-регион"; (в центральные государственные органы из местных исполнительных органов или территориальных подразделений центральных государственных органов), "центр-регион" (из центральных государственных органов в местные исполнительные органы или территориальные подразделения центральных государственных органов);

b – средняя штатная численность государственного органа;

3 – пороговое значение.

Максимальная оценка по данному критерию составляет 5 баллов.

Оценка по критерию "обучение и развитие персонала" определяется по следующим показателям:

- "доля государственных служащих, прошедших курсы повышения квалификации";

- "доля государственных служащих, прошедших курсы переподготовки".

- "соответствие тематики программ повышения квалификации целям и задачам стратегического плана развития государственного органа"

Расчеты ведутся по следующей формуле:

К5 = Р1 + Р2 +P3 (17)

К5 – оценка государственного органа по данному критерию;

Р1 – оценка по показателю "доля государственных служащих, прошедших курсы повышения квалификации";

Р2 – оценка по показателю "доля государственных служащих, прошедших курсы переподготовки";

P3 – оценка по показателю "соответствие тематики программ повышения квалификации целям и задачам стратегического плана развития государственного органа".

P1 = k*(a / b) (18)

a – количество государственных служащих, прошедших курсы повышения квалификации в отчетном периоде;

b – доля государственных служащих, подлежащих обучению на курсах повышения квалификации в отчетном периоде.

P2 = k*(a / b) (19)

k – коэффициент для приведения полученных результатов к весовому значению (по данному показателю коэффициент равен 6);

a – количество государственных служащих, прошедших курсы переподготовки в отчетном периоде;

b – количество государственных служащих, подлежащих обучению на курсах переподготовки в отчетном периоде.

k – коэффициент для приведения полученных результатов к весовому значению (по данному показателю коэффициент равен 3);

а – количество госслужащих, прошедших обучение на курсах повышения квалификации, тематика которых соответствует целям и задачам стратегических планов государственного органа;

b – общее количество государственных служащих, прошедших обучение на курсах повышения квалификации;

Максимальная оценка по данному критерию составляет 15 баллов.

Оценка по критерию "уровень коррумпированности" определяется по следующим показателям:

- "доля государственных служащих, осужденных за совершение коррупционного преступления";

- "доля государственных служащих, привлеченных к административной ответственности за совершение коррупционного правонарушения";

- "доля государственных служащих, привлеченных к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционного правонарушения".

Оценка рассчитывается по следующей формуле:

К6 = Р1 + Р2 + Р3 (21)

К6 – оценка государственного органа по данному критерию;

Р1 – оценка по показателю "доля государственных служащих, осужденных за совершение коррупционного преступления";

Р2 – оценка по показателю "доля государственных служащих, привлеченных к административной ответственности за совершение коррупционного правонарушения";

Р3 – оценка по показателю "доля государственных служащих, привлеченных к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционного правонарушения".

P1 = k*(1 – 100*(a / b)) (22)

k – коэффициент для приведения полученных результатов к весовому значению (по данному показателю коэффициент равен 6);

a – количество государственных служащих, осужденных за совершение коррупционного преступления;

b – средняя штатная численность государственного органа;

100 – показатель жесткости оценки.

Если полученный результат составил значение со знаком минус, государственному органу по данному показателю ставится оценка 0.

P2 = k*(1 – 80*(a / b)) (23)

k – коэффициент для приведения полученных результатов к весовому значению (по данному показателю коэффициент равен 5);

a – количество государственных служащих, привлеченных к административной ответственности за совершение коррупционного правонарушения;

b – средняя штатная численность государственного органа;

80 – показатель жесткости оценки.

Если полученный результат составил значение со знаком минус, государственному органу по данному показателю ставится оценка 0.

P3 = k*(1 – 50*(a / b)) (24)

k – коэффициент для приведения полученных результатов к весовому значению (по данному показателю коэффициент равен 4);

a – количество государственных служащих, привлеченных к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционного правонарушения от фактической численности;

b – штатная численность государственного органа;

50 – показатель жесткости оценки.

Если полученный результат составил значение со знаком минус, государственному органу по данному показателю ставится оценка 0.

Оценка по критерию "удовлетворенность государственных служащих работой в государственном органе" определяется по следующим показателям:

- "доля государственных служащих неудовлетворенных возможностями карьерного роста";

- "доля государственных служащих неудовлетворенных системой мотивации и поощрения";

- "доля государственных служащих неудовлетворенных условиями труда".

Оценка определяется по результатам проведенных опросов государственных служащих исполнительных органов. Опросы осуществляются в виде анонимного анкетирования. Кадровые службы обеспечивают участие государственных служащих в анкетировании.

Оценка рассчитывается по следующей формуле:

К7 = Р1 + Р2 + Р3 (25)

К7 – оценка государственного органа по данному критерию;

Р1 – оценка по показателю "доля государственных служащих, неудовлетворенных возможностями карьерного роста";

Р2 – оценка по показателю "доля государственных служащих, неудовлетворенных системой мотивации и поощрения";

Р3 – оценка по показателю "доля государственных служащих, неудовлетворенных условиями труда".

P1 = k*(1 – 2*(a / b)) (26)

k – коэффициент для приведения полученных результатов к весовому значению (по данному показателю коэффициент равен 5);

a – количество государственных служащих, неудовлетворенных возможностями карьерного роста в государственном органе;

Если полученный результат составил значение со знаком минус, государственному органу по данному показателю ставится оценка 0.

P2 = k*(1 – 2*(a / b)) (27)

k – коэффициент для приведения полученных результатов к весовому значению (по данному показателю коэффициент равен 5);

a – количество государственных служащих, неудовлетворенных системой мотивации и поощрения в государственном органе;

b – количество государственных служащих, присутствовавших фактически на работе в дни опроса;

2 – показатель жесткости оценки.

Если полученный результат составил значение со знаком минус, государственному органу по данному показателю ставится оценка 0.

P3 = k*(1 – 2*(a / b)) (28)

k – коэффициент для приведения полученных результатов к весовому значению (по данному показателю коэффициент равен 5);

a – количество государственных служащих, неудовлетворенных условиями труда в государственном органе;

b – количество государственных служащих, присутствовавших фактически на работе в дни опроса;

2 – показатель жесткости оценки.

Если полученный результат составил значение со знаком минус, государственному органу по данному показателю ставится оценка 0.

Оценка по критерию "уровень развитости системы

управления персоналом" определяется по показателю "внедрение новых технологий управления кадрами".

Оценка проводится на основе представляемой центральными государственными и местными исполнительными органами информации и документов. К мероприятиям по внедрению новых технологий управления кадрами относятся различные системы управления, направленные на повышение эффективности деятельности государственных служащих, с учетом объема и качества выполняемой ими работы, степени ответственности, уровня профессионализма. Новые технологии должны быть ориентированы на конечный результат и на измерение трудового вклада государственных служащих, определение и развитие профессионального потенциала государственных служащих, их мотивацию и карьерное планирование.

При оценке учитывается информация государственных органов, к которым приложены подтверждающие документы. Рассчитывается по следующей формуле:

К8 – оценка государственного органа по данному критерию;

k – коэффициент для приведения полученных результатов к весовому значению (по данному показателю коэффициент равен 5);

a – наличие/отсутствие мероприятий по внедрению новых технологий управления кадрами.

При наличии мероприятия присваивается 100% значения показателя, при отсутствии – 0%.

Итоговая оценка государственных органов

по управлению персоналом определяется путем сложения полученных результатов расчетов по всем критериям:

О = К1 + К2 + К3 + К4 + К5 + К6 + К7 + К8 (30)

О – итоговая оценка центрального государственного и местного исполнительного органа по управлению персоналом.

Заключение о результатах оценки по управлению персоналом должно содержать: наименование оцениваемого государственного органа; таблицу оценок по всем критериям; анализ эффективности деятельности государственного органа по критериям; выводы и рекомендации.

Следующим этапом должна стать разработка механизма, позволяющего гражданам отчетливо увидеть и оценить качество работы любого чиновника на основе реальных дел и документов, наглядно иллюстрирующих формат и характер общения с гражданами.

Выводы по первой главе

Управление персоналом, как и организацией в целом, является необходимым элементом жизни каждой организации. Российские специалисты не имеют единого мнения по поводу определения управления персоналом. Система управления персоналом рассматривается как система, которая имеет объект и субъект управления, между которыми существуют организационные и управленческие отношения, а также функции управления, которые реализуются через систему определенных методов. Изменение, усовершенствование системы управления персоналом представляет собой сложный процесс, требующий учета многих переменных. Само изменение системы управления персоналом целесообразно рассмотреть с точки зрения инновации. В инновационном процессе необходима поддержка персонала со стороны руководства и обеспечение полной информацией о предстоящих изменениях. Задача руководителей при внедрении инновации – сформировать психологическую готовность персонала, а также способов личного включения в осуществление нововведения.

Методы управления персоналом представляют собой способы воздействия управляющего субъекта на управляемый объект, руководителя на возглавляемый им коллектив. В области работы с кадрами применяются различные классификации таких методов по характеру воздействия, по признаку принадлежности к общей функции управления, по признаку принадлежности к конкретной функции управления.

Кадровая стратегия – одно из основных конкурентных преимуществ любой компании. Чтобы измерять ее эффективность, необходимо знать, какие инструменты можно для этого использовать. На сегодняшний день наиболее популярны метод бенчмаркинга, метод оценки инвестиций в персонал, метод метрических показателей управления персоналом – HR Metrics.

Методика оценки эффективности деятельности центральных государственных и местных исполнительных органов областей, города республиканского значения, столицы по управлению персоналом

разработана в целях реализации оценки деятельности центральных государственных и местных исполнительных органов.

Источниками информации для оценки управления персоналом государственной службы являются отчеты государственных органов, статистические данные, сведения, полученные в ходе проведенных государственными органами проверок. Оценку управления персоналом целесообразно осуществлять ежегодно.

Оценку управления персоналом государственного органа рекомендовано проводить по следующим критериям: укомплектованность штата; уровень качества квалификационных требований (по образованию); сменяемость кадров; ротация кадров "центр-регион", "регион-центр"; обучение и развитие персонала; уровень коррумпированности; удовлетворенность государственных служащих работой в государственном органе; уровень развитости системы управления персоналом в государственном органе. По каждому критерию определяются показатели, в соответствии с которыми выставляются соответствующие баллы.

Не стоит забывать о том, что наиболее реальной оценкой эффективности работы государственных служащих должна стать оценка граждан, следовательно нужен механизм, позволяющий народу отчетливо увидеть и оценить качество работы любого чиновника на основе реальных дел и документов.

Литература

12. Базарова Т.Ю., Еремина Б.Л. Управление персоналом 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2010. – 560 с.

13. Баценко Л. Н. Усовершенствование системы оценки персонала на сельскохозяйственных предприятиях // Молодой ученый. – 2013. – №9. – С. 149-152.

14. Брегель Е.Я. Рабочая книга по управлению. М., 2012. 420с.

15. Величко В. В. Стратегия эффективного использования трудовых ресурсов в сельско хозяйственных предприятиях. – Экономика АПК, 2011. – № 5. – С.147–152.

16. Дейнека А.В. Управление персоналом; Дашков и К, 2010 г. 291 с.

17. Елагин Ю.А., Николаева Т.И. Технология и коммерческая деятельность.Ч.1.Розничная торговля: Учеб.пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та,2010.-С236

18. Ендовицкий Д.А,. Беленова Н.Н. Комплексный экономический анализ деятельности управленческого персонала. – М.: КноРус, 2011. – 192 с.

19. Иванцевич Дж. Человеческие ресурсы управления / Дж. Иванцевич, А.А. Лобанов. – М.:Дело, 2011. –133 с

20. Клейнер Г.Б. Кадровая стратегия предприятия: систематизация и основные варианты / Г.Б. Клейнер // Справочник кадровика. – 2011. – № 6. – С. 268 – 272.

21. Комиссарова Т.А. Управление человеческими ресурсами: Учеб. пособие;

ин-т бизнеса и делового администрирования. – М.: Дело, 2011. – 312 с.

22. Корниенко О.В. Шпаргалки по экзамену. Менеджмент. М., 2012. 290 с.

24. Малявин В.В. Основы кадрового управления. С.-П., 2012. 246 с.

25. Никифоров Г.С., Дмитриева М.А., Корнеева Л.Н. и др. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. Санкт-Петербург, 2010., 371 с.

26. Панков Д.А., Головкова Е.А., Пашковская Л.В. Анализ хозяйственной деятельности бюджетных организаций Учебное пособие, – Москва, ООО "Новое знание", 2010. – 409 с.

27. Поршнев А.Г. Управление организацией: учебник / А.Г. Поршнев, З.П. Румянцева, Н.А. Саломатин. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 669

28. Пястолов С. М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия ACADEMIA, 2012. – 336 с.

29. Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. М.: "Инфра-М",2013. C. 428

30. Семехин А.В. Кадровый менеджмент/ А.В., Семехин, Н.В. Коник М., 2012. С. 177.

31. Управление персоналом организации: Учеб./Под. Ред. д.э.н. проф. Кибанова А.Я. – М.: Инфра М, 2011., С.21

32. Хайлбронер Р.Л. Менеджмент. С-П., 2012. 470 с.

33. Чечевицына Л.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учебник. – Изд. 6-е, перераб; Сред.проф.образование, 2013 – 380с.

34. Чехова О. Сотрудники будут благодарны // Справочник по управлению персоналом 2010. №10, с. 32;

35. Чернышев С.Б. Основы менеджмента. М., 2012.245 с

36. Чиркова Е.В. Финансовые и нефинансовые механизмы менеджмента. М., 2013. С. 49. Цветаев В.М. Управление персоналом. – СПб: Питер, 2010- 336 с.

37. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. Учебно- практич. пособие. Изд. 3-е перераб. и доп. – М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2011. -352 с.

38. Шермерорн Дж. Организационное поведение/ Дж.Шермерорн.-СПб.:Питер,2011.-237с.

39. Шекова Е.Л. Менеджмент: история и современность/ Е.Л. Шекова, А.К.Томич. М.,2012. С. 15.

40. Шерстнева Г.А. Менеджмент: анализ финансовой статистики организаций. М., 2012. С. 144.

41. Щербак И.А. Анализ проб и ошибок современной мотивации // Менеджмент ХХ века. 2012. С. 84

47. Цырлин С., НЛМК: Наша цель – эффективность во всем, включая систему управления

48. Арефьев А.О., Баженов А.Д. Управление компетенцией и ротация человеческих ресурсов проектно-ориентированного предприятия

49. Системы нематериальной мотивации персонала. примеры внедрения,

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие стратегического управления. Сущность, назначение и основные цели стратегии управления персоналом. Формирование стратегии управления персоналом. Организация кадровой стратегии. Методы построения системы управления персоналом организации.

    контрольная работа , добавлен 27.06.2013

    Формирование кадровой политики в современной организации. Кадровые мероприятия и стратегия. Взаимосвязь стратегии управления организацией и управления персоналом. Формирование стратегии управления персоналом на различных стадиях развития организации.

    курсовая работа , добавлен 18.04.2010

    История развития управления персоналом. Характеристика деятельности ООО "АЛЮСТЭМ". Понятие и сущность стратегии управления персоналом в организации. Его организационная структура на примере ООО "АЛЮСТЭМ". Разработка стратегии управления персоналом.

    курсовая работа , добавлен 17.02.2010

    Основы управления персоналом. Стратегия управления персоналом организации. Антикризисное управление персоналом на ООО "Этажи". Основные положения антикризисной кадровой политики. Предложения по улучшению антикризисной системы управления персоналом.

    дипломная работа , добавлен 21.10.2010

    Теоретические основы проектирования системы управления персоналом. Трудовой потенциал ООО "Гламур". Анализ управления персоналом в рамках стратегии управления предприятием. Разработка стратегии и расчет социально-экономического эффекта от ее внедрения.

    курсовая работа , добавлен 06.05.2011

    Формирование кадровой политики в условиях кризиса. Общая характеристика деятельности и управления персоналом "Строй-Альянс". Анализ управления, структуры, качественного состава и формирования персонала организации и выявление проблемных вопросов.

    дипломная работа , добавлен 08.08.2011

    Сравнительный анализ видов стратегий управления персоналом. рекомендации по усовершенствованию методических подходов разработки и обоснования стратегии управления персоналом предприятия. Цели кадровой политики. Этапы жизненного цикла предприятия.

    Стратегия управления персоналом как функциональная стратегия может разрабатываться на двух уровнях:

    Для организации в целом в соответствии с ее общей стратегией - как функциональная стратегия на корпоративном, общеорганизационном уровне;

    Для отдельных сфер деятельности (бизнеса) многопрофильной, диверсифицированной компании - как функциональная стратегия каждой сферы бизнеса, соответствующая целям этой сферы (например, если крупная электротехническая компания занимается производством авиадвигателей, военной электроники, электрооборудования, пластиков, осветительных приборов, то стратегия управления персоналом разрабатывается для каждой сферы производства, так как они имеют различия в структуре персонала, требованиях к квалификации и профессиональной подготовке, методах обучения и по др. вопросам). В условиях стратегического управления происходят качественные изменения в области работы с персоналом. Они заключаются в том, что в рамках традиционных направлений кадровой работы все большее значение приобретают стратегические аспекты. Объединяясь со стратегическими технологиями, такие конкретные направления работы с персоналом, как планирование потребности в персонале, отбор, деловая оценка, обучение и другие выступают как составляющие стратегии управления персоналом, приобретают новое качество и единую целевую направленность, созвучие с целями и стратегическими задачами организации.

    Составляющими стратегии управления персоналом являются:

    - условия и охрана труда, техника безопасности персонала;

    - формы и методы регулирования трудовых отношений;

    - методы разрешения производственных и социальных конфликтов;

    - установление норм и принципов этических взаимоотношений в коллективе, разработка кодекса деловой этики;

    Схема 4 - Этапы формирования и реализации кадровой стратегии предприятия

    - политика занятости в организации, включающая анализ рынка труда, систему найма и использования персонала, установление режима работы и отдыха;

    - профориентация и адаптация персонала;

    - меры по наращиванию кадрового потенциала и лучшему его использованию;

    - совершенствование методов прогнозирования и планирования потребности в персонале на основе изучения новых требований к работникам и рабочим местам;

    - разработка новых профессионально-квалификационных требований к персоналу на основе систематического анализа и проектирования работ, выполняемых на различных должностях и рабочих местах;

    - новые методы и формы отбора, деловой оценки и аттестации персонала;

    - разработка концепции развития персонала, включающей новые формы и методы обучения, планирования деловой карьеры и профессионально-служебного продвижения, формирования кадрового резерва с целью опережающего проведения этих мероприятий по отношению к срокам появления потребности в них;

    - совершенствование механизма управления трудовой мотивацией персонала;

    - разработка новых систем и форм оплаты труда, материального и нематериального стимулирования работников;

    - меры по улучшению решения правовых вопросов трудовых отношений и хозяйственной деятельности;

    - разработка новых и использование существующих мер социального развития организации;

    - совершенствование информационного обеспечения всей кадровой работы в рамках выбранной стратегии;

    - мероприятия по совершенствованию всей системы управления персоналом или ее отдельных подсистем и элементов (оргструктуры, функций, процесса управления и т.д.) и др.

    В каждом конкретном случае стратегия управления персоналом может охватывать не все, а только отдельные ее составляющие, причем набор этих составляющих будет различным в зависимости от целей и стратегии организации, целей и стратегии управления персоналом.

    Пример. Промышленное предприятие разработало стратегию в области персонала: нанять квалифицированных инженеров на длительный срок и поручить им заниматься НИОКР. Для этого недостаточно принять соответствующие меры только по привлечению персонала и поиску нужных специалистов данной профессионально-квалификационной группы на внешнем рынке труда. Важно поставить перед этими специалистами комплекс задач, соответствующий их потенциальному уровню и требующий самостоятельного подхода к их решению; предоставить возможность инженерам поддерживать и повышать свой уровень квалификации: посещать семинары, заседания, иметь в своем распоряжении профессиональную литературу, получать дополнительный опыт благодаря ротации внутри предприятия. Не менее важна и система поощрений, которая должна быть настолько привлекательной, чтобы специалисты не ушли при первой возможности на другое предприятие. Из этого примера видно, что необходимо сочетать различные составляющие для реализации стратегии управления персоналом (это подбор и привлечение персонала, распределение задач и работ, мероприятия по развитию и поощрению); создавать единую, соответствующую конкретной стратегии комбинацию инструментов управления персоналом. Если один из этих инструментов (например, подбор персонала или система оплаты труда) окажется неудачным, под угрозой срыва может быть реализация стратегии в целом.

    Пример. Если стратегией управления персоналом организации является повышение квалификационного потенциала в коллективе, т.е. степени овладения профессиями и соответствия требованиям должностей и рабочих мест, то для ее воплощения требуется взаимодействие следующих составляющих:

    Политика занятости в организации: наем работников с учетом их квалификационного потенциала; предложение форм трудовых отношений, рассчитанных на долгосрочную занятость для долговременного использования имеющейся и приобретенной в будущем квалификации;

    Административное руководство персоналом: привлечение работников к выявлению и решению возникающих проблем; регулярное проведение развивающих бесед с сотрудниками с целью достижения обратной связи;

    Организация работ: регулярная смена заданий с целью приобретения более широкого спектра навыков; распределение между работниками видов деятельности, требующих постоянного повышения их квалификации;

    Обучение персонала и его развитие: систематическое привлечение работников к мероприятиям по обучению и повышению квалификации на различных ступенях служебной карьеры;

    Поощрение: вознаграждение за успешное обучение и повышение квалификации.

    Пример. Компания приняла деловую стратегию, ориентированную на низкие цены и большой объем производства для снижения издержек производства. Стратегией в области труда и персонала выбрано повышение производительности труда на 10%. Составляющими стратегии являются:

    Набор персонала: набор направлен на повышение качества тестирования кандидатов для выявления среди них наиболее мотивированных и квалифицированных;

    Информационное обеспечение: должна быть усовершенствована система информационного обмена между служащими предприятия с целью повышения производительности их работы;

    Мотивация персонала: при определении вознаграждения и премий учитывать интенсивность работы и конечные результаты деятельности каждого работника.

    Как было рассмотрено выше, стратегия управления персоналом может быть как подчиненной по отношению к стратегии организации в целом, так и совмещенной с ней, представляющей единое целое. Но и в том, и в другом случае стратегия управления персоналом ориентируется на конкретный тип корпоративной или деловой стратегии (бизнес-стратегии). Процесс выработки и реализации стратегии является непрерывным, что находит отражение в тесной взаимосвязи решения стратегических задач как на длительную перспективу, так и на средне- и краткосрочный период, т.е. их решения в условиях стратегического, тактического и оперативного управления. Подобная конкретизация стратегии управления персоналом и доведение ее до стратегических задач и отдельных действий воплощается в стратегическом плане - документе, содержащем конкретные задачи и мероприятия по выполнению стратегии, сроки их осуществления и ответственных исполнителей по каждой задаче, объем необходимых ресурсов (финансовых, материальных, информационных и др.)

    Стратегия в области персонала должна способствовать:

    Усилению возможностей организации (в области персонала) противостоять конкурентам на соответствующем рынке, эффективно использовать свои сильные стороны во внешнем окружении;

    Расширению конкурентных преимуществ организации за счет создания условий для развития и эффективного использования трудового потенциала, формирования квалифицированного, компетентного персонала;

    Полному раскрытию способностей персонала к творческому, инновационному развитию, способствующему достижению как целей организации, так и личных целей работников.

    Разработка стратегии управления персоналом осуществляется на основе глубокого систематического анализа факторов внешней и внутренней среды, в результате чего может быть представлена целостная концепция развития персонала и организации в целом в соответствии с ее стратегией. К внешней среде относится макросреда и непосредственное окружение организации, имеющие направленное воздействие и контакты с системой управления персоналом. В результате анализа внешней и внутренней среды с помощью метода SWOT (СВОТ) выявляются сильные и слабые стороны организации в области управления персоналом, а также возможности, которыми она располагает, и угрозы, которых следует избегать. Выявление сильных и слабых сторон отражает самооценку организации и позволяет ей сравнить себя с основными конкурентами на рынке труда и, возможно, на рынке сбыта. Оценку можно провести по отдельным показателям и функциям управления персоналом с помощью так называемого "конкурентного профиля" (см. таблицу 3.4). Оценка отдельных показателей проводится методом сравнительного анализа, а функций управления - экспертным методом.

    Сильные и слабые стороны организации в области персонала в такой же мере, как и угрозы и возможности, определяют условия успешного существования организации. Поэтому в рамках стратегического управления персоналом при анализе внутренней среды важно выявить, какие сильные и слабые стороны имеют отдельные направления управления персоналом и система управления персоналом в целом. Для решения этой задачи используются такие известные в стратегическом управлении методы и приемы, как метод SWOT (СВОТ), матрицы возможностей, угроз, составление профиля среды и др. После составления конкретного списка слабых и сильных сторон организации в области персонала, а также угроз и возможностей, следует этап установления связей между ними. Для установления этих связей составляется матрица SWOT (СВОТ), предложенная Томпсоном и Стриклендом. Характеристики сильных и слабых сторон, возможностей и угроз в области персонала будут индивидуальными для каждой организации в зависимости от конкретной ситуации, в которой она находится. Задача специалиста службы управления персоналом заключается в том, чтобы с помощью этих полей рассмотреть все возможные парные комбинации и выделить те из них, которые должны быть учтены при разработке стратегии управления персоналом.

    Таким образом, стратегия управления персоналом может охватывать различные аспекты управления персоналом организации:

    -совершенствование структуры персонала (по возрасту, категориям, профессии, квалификации и т.д.);

    -оптимизацию численности персонала с учетом его динамики;

    -повышение эффективности затрат на персонал, включающих оплату труда, вознаграждения, затраты на обучение и другие денежные расходы;

    -развитие персонала (адаптацию, обучение, служебное продвижение);

    -меры социальной защиты, гарантий, социального обеспечения (пенсионное, медицинское, социальное страхование, социальные компенсации, социально-культурное и бытовое обеспечение и др.);

    -развитие организационной культуры (норм, традиций, правил поведения в коллективе и т.п.);

    -совершенствование системы управления персоналом организации (состава и содержания функций, оргструктуры, кадрового, информационного обеспечения и др.), и т.д.

    При разработке стратегии управления персоналом должен учитываться достигнутый, сложившийся уровень по всем указанным направлениям и, с учетом анализа внешней и внутренней среды организации и факторов, влияющих на их изменение, а также с учетом стратегии организации в целом должен быть определен тот уровень, достижение которого позволит реализовать стратегию организации. При этом задача разработки нужной стратегии управления персоналом может быть настолько сложна из-за нехватки финансовых, материальных, интеллектуальных ресурсов, уровня профессионализма руководителей и специалистов, что возникнет необходимость устанавливать приоритеты выбора нужных направлений и составляющих стратегии управления персоналом. Поэтому критериями выбора стратегии могут быть объемы выделенных для ее реализации ресурсов, временные ограничения, наличие достаточного профессионально-квалификационного уровня персонала и некоторые другие. В целом выбор стратегии основывается на сильных сторонах и разработке мероприятий, усиливающих возможности организации в конкурентной среде за счет преимуществ в сфере персонала.

    Для ее успешного протекания руководство организации должно следовать следующим правилам:

    Во-первых, цели, стратегии, задачи по управлению персоналом должны быть тщательно и своевременно доведены до всех работников организации с тем, чтобы добиться с их стороны не только понимания того, что делает организация и служба управления персоналом, но и неформального вовлечения в процесс выполнения стратегий, в частности, выработки у сотрудников обязательств перед организацией по реализации стратегии;

    Во-вторых, общее руководство организации и руководители службы управления персоналом должны не только своевременно обеспечить поступление всех необходимых для реализации ресурсов, но и иметь план реализации стратегии в виде целевых установок по состоянию и развитию трудового потенциала и фиксировать достижение каждой цели.

    Целью процесса реализации стратегии является обеспечение скоординированной разработки и реализации стратегических планов структурных подразделений организации в целом и системы управления персоналом. В ходе выполнения стратегии решается три задачи: Во-первых, устанавливается приоритетность среди административных задач (задач общего руководства) с тем, чтобы их относительная значимость соответствовала той стратегии управления персоналом, которую будет реализовывать организация и система стратегического управления персоналом. В первую очередь это касается таких задач, как распределение ресурсов, установление организационных связей и отношений, создание информационных, нормативно-методических, правовых и других подсистем; во-вторых, устанавливается соответствие между выбранной стратегией управления персоналом и внутриорганизационными процессами, процессами внутри системы управления персоналом с тем, чтобы деятельность организации была сориентирована на осуществление выбранной стратегии. Такое соответствие должно иметь место по следующим характеристикам организации: ее структуре, системе мотивации и стимулирования, нормам и правилам поведения, убеждениям и ценностям, квалификации работников и руководителей и т.д.; в-третьих, это выбор необходимого и соответствующего стратегии управления персоналом стиля руководства организацией в целом и отдельными подразделениями. Успех реализации стратегии управления персоналом во многом зависит от этого.

    Инструментами реализации стратегии управления персоналом являются кадровое планирование, планы развития персонала, в т.ч. его обучения и служебного продвижения, решение социальных проблем, стимулирование и вознаграждение. Руководство реализацией стратегии управления персоналом возлагается на заместителя руководителя организации по персоналу. Однако он должен опираться на активную поддержку руководителей среднего звена, возглавляющих соответствующие подразделения системы управления персоналом, на сотрудничество с ними, чтобы обеспечить стратегические изменения в выполняемых ими функциях. Процесс реализации стратегии управления персоналом затрагивает, как правило, работников многих структурных подразделений организации, начиная с крупных производственных подразделений и заканчивая небольшими группами рабочих и служащих, бригадами. И в этом смысле все руководители, всех уровней являются исполнителями стратегии в рамках своих полномочий и ответственности по отношению к своим подчиненным, а все сотрудники службы управления персоналом являются участниками этого процесса.

    Независимо от особенностей организации в процессе выполнения стратегии управления персоналом необходимо решить некоторые управленческие задачи (см. рис. 5.1). Реализация стратегии управления персоналом включает два этапа: внедрение стратегии; контроль за ее реализацией и координация всех действий по результатам контроля. Этап внедрения стратегии включает: разработку плана внедрения стратегии управления персоналом; разработку стратегических планов подразделений системы управления персоналом в целом; активизацию стартовых мероприятий по внедрению стратегии. Внедрение стратегии управления персоналом, включающее распределение необходимых ресурсов, определение средств ее реализации, сроков исполнения, ответственных исполнителей может осуществляться в соответствии с планом, разработанным по форме: Внедрение стратегии предполагает определение объемов и способов представления информации лицам, ответственным за ее выполнение, и руководителям подразделений, обеспечение единого понимания комплекса стратегических альтернатив, содержания стратегий и задач функциональных и структурных подразделений. Все это реализуется посредством проведения конференций, консультаций с руководителями и работниками системы управления персоналом и стратегического управления персоналом. Кроме того, на этом этапе формируются стратегические планы подразделений, которые могут оформляться в виде проектов, для чего создаются рабочие группы по разработке проекта. На их основе создается единый стратегический план системы управления персоналом (см. рис. 5.2).

    На процесс внедрения стратегий влияют следующие факторы: наличие механизмов (технологий) внедрения стратегий; качество оперативных и тактических решений системы управления персоналом; взаимосвязь и характер разделения стратегических, оперативных и тактических полномочий; качество организационных структур системы управления персоналом и организации в целом; наличие и качество "обратных связей" с внутренней и внешней средой; качество и совместимость с культурными стратегиями; качество и состав применяемых методов управления персоналом. Цель этапа стратегического контроля - определить соответствие или отличие реализуемой стратегии управления персоналом состоянию внешней и внутренней среды; наметить направления изменений в стратегическом планировании, выборе альтернативных стратегий. Стратегический контроль представляет собой выполнение триединой задачи: контроль состояния систем стратегического управления персоналом и управления персоналом; контроль соответствия стратегии состоянию внешней среды; контроль соответствия стратегии внутренней среде хозяйствования.

    Стратегический контроль осуществляется посредством отбора факторов; их анализа и оценки; аккумуляции необходимых данных; адресности выводов. Факторы, воздействие которых при формировании и осуществлении процесса стратегического контроля является наиболее сильным и масштабным, следующие: наличие системы стратегического управления персоналом, стратегических целей и задач, промежуточных критериев: хода внедрения системы стратегического управления персоналом, реализации стратегии, соответствия реализуемых стратегий и качества систем состоянию среды; качество "обратной связи"; наличие и качество механизмов координации.

    Стратегия управления персоналом - это разработанное руко водством организации приоритетное, качественно определенное на правление действий, необходимых для достижения долгосрочных целей по созданию высокопрофессионального, ответственного и спло ченного коллектива и учитывающих стратегические задачи орга низации и ее ресурсные возможности.

    Стратегия позволяет увязать многочисленные аспекты управления персоналом с целью оптимизации их влияния на сотрудников, в первую очередь на их трудовую мотивацию и квалификацию.

    Основными чертами стратегии управления персоналом являются:

      ее долгосрочный характер, что объясняется нацеленностью на разработку и изменение психологических установок, мотивации, структуры персонала, всей системы управления персоналом или ее отдельных элементов, причем такие изменения, как правило, требуют длительного времени;

      связь со стратегией организации в целом, учет многочисленных факторов внешней и внутренней среды, поскольку их изменение влечет за собой смену или корректировку стратегии организации и требует своевременных изменений структуры и численности персонала, его навыков и квалификации, стиля и методов управления.

    Стратегия управления персоналом как функциональная стратегия может разрабатываться на двух уровнях:

      для организации в целом в соответствии с ее общей стратегией - как функциональная стратегия на корпоративном, общеорганизационном уровне;

      для отдельных сфер деятельности (бизнеса) многопрофильной, диверсифицированной компании - как функциональная стратегия каждой сферы бизнеса, соответствующая целям этой сферы (например, если крупная электротехническая компания занимается производством авиадвигателей, военной электроники, электрооборудования, пластиков, осветительных приборов, то стратегия управления персоналом разрабатывается для каждой сферы производства, так как они имеют различия в структуре персонала, требованиях к квалификации и профессиональной подготовке, методах обучения и по другим вопросам).

    В условиях стратегического управления происходят качественные изменения в области работы с персоналом. Они заключаются в том, что в рамках традиционных направлений кадровой работы все большее значение приобретают стратегические аспекты.

    Составляющими стратегии управления персоналом являются:::

      условия и охрана труда, техника безопасности персонала;

      формы и методы регулирования трудовых отношений;

      методы разрешения производственных и социальных конфликтов;

      установление норм и принципов этических взаимоотношений в коллективе, разработка кодекса деловой этики;

      политика занятости в организации, включающая анализ рынка труда, систему найма и использования персонала, установление режима работы и отдыха;

      профориентация и адаптация персонала;

      меры по наращиванию кадрового потенциала и лучшему его использованию;

      совершенствование методов прогнозирования и планирования потребности в персонале на основе изучения новых требований к работникам и рабочим местам;

      разработка новых профессионально-квалификационных требований к персоналу на основе систематического анализа и проектирования работ, выполняемых на различных должностях и рабочих местах;

      новые методы и формы отбора, деловой оценки и аттестации персонала;

      разработка концепции развития персонала, включающей новые формы и методы обучения, планирования деловой карьеры и профессионально-служебного продвижения, формирования кадрового резерва с целью опережающего проведения этих мероприятий по отношению к срокам появления потребности в них;

      совершенствование механизма управления трудовой мотивацией персонала;

      разработка новых систем и форм оплаты труда, материального и нематериального стимулирования работников;

      меры по улучшению решения правовых вопросов трудовых отношений и хозяйственной деятельности;

      разработка новых и использование существующих мер социального развития организации;

      совершенствование информационного обеспечения всей кадровой работы в рамках выбранной стратегии;

      мероприятия по совершенствованию всей системы управления персоналом или ее отдельных подсистем и элементов (оргструктуры, функций, процесса управления и т.д.) и др.

    В каждом конкретном случае стратегия управления персоналом может охватывать не все, а только отдельные ее составляющие, причем набор этих составляющих будет различным в зависимости от целей и стратегии организации, целей и стратегии управления персоналом.

    Стратегия управления персоналом может быть как подчиненной по отношению к стратегии организации в целом, так и совмещенной с ней, представляющей единое целое. Но и в том и в другом случае стратегия управления персоналом ориентируется на конкретный тип корпоративной или деловой стратегии (бизнес-стратегии). Взаимосвязь стратегии организации и стратегии управления персоналом (с ее составляющими) показана в табл.

    Взаимосвязь стратегии организации и стратегии управления персоналом

    Тип стратегии организации

    Стратегия управления персоналом

    Составляющие стратегии управления персоналом

    Предпринимательская стратегия

    Принимают проекты с высокой степенью финансового риска, минимальным количеством действий. Ресурсное удовлетворение всех требований заказчика. В центре внимания быстрое осуществление ближайших мер, даже без соответствующей проработки

    Поиск и привлечение работников-новаторов, инициативных, контактных, с долговременной ориентацией, готовых рисковать, не боящихся ответственности. Важно, чтобы ведущие сотрудники не менялись.

    Отбор и расстановка кадров: поиск людей, способных идти на риск и доводить дело до конца

    Вознаграждения: на конкурентной основе, беспристрастные, по возможности удовлетворяющие вкусам работника.

    Оценка: основывается на результатах, не слишком жесткая.

    Развитие личности: неформальное, ориентированное на наставника.

    планирование перемещений: в центре – интерес сотрудников.

    Подбор рабочего места, соответствующего интересам работника

    Стратегия динамического роста

    Степень риска меньшая. Постоянное сопоставление текущих целей и создание фундамента для будущего. Политика организации и процедуры фиксируются письменно, поскольку они здесь необходимы и для более строго контроля, и как основа дальнейшего развития организации

    Сотрудники должны быть организационно закреплены, обладать гибкостью в изменяющихся условиях, быть проблемно-ориентированными и работать в тесном сотрудничестве с другими.

    Отбор и расстановка кадров: поиск гибких и верных людей, способных рисковать

    Вознаграждения: справедливые и беспристрастные.

    Оценка: основывается на четко оговоренных критериях.

    Развитие личности: акцент на качественном росте уровня и области деятельности.

    Планирование перемещений: учитываются реальные сегодняшние возможности и разнообразные формы служебного продвижения.

    Стратегия прибыльности

    В центре внимания – сохранение существующего уровня прибылей. Усилия, требующие финансовых затрат, скромные, возможно даже прекращение найма. Управленческая система хорошо развита, действует обширная система различного рода процедурных правил.

    Ориентируется на критерии количества и эффективности в области персонала; сроки – кратковременные; результаты – при относительно низком уровне риска и минимальном уровне организационной закрепленности работников.

    Отбор и расстановка кадров: чрезвычайно жесткие

    Вознаграждения: основываются на заслугах, старшинстве и внутриорганизационных представлениях о справедливости

    Оценка: узкая, ориентированная на результат, тщательно продуманная

    Развитие личности: акцент на компетентность в области поставленных задач, эксперты – в узкой области.

    Ликвидационная стратегия

    Продажа активов, устранение возможностей убытков, в будущем сокращение работников – насколько это возможно. Почти или вовсе не уделяется внимание попыткам спасти предприятие, поскольку ожидается дальнейшее падение прибылей.

    Ориентирована на потребность в работниках на короткое время, узкой ориентации, без большой приверженности организации

    Набор работников – маловероятен из-за сокращения штатов

    Оплата: основана на заслугах, медленно растущая, без дополнительных стимулов.

    Оценка: строгая, формальная, основана на управленческих критериях.

    Развитие, обучение: ограничены, основаны на служебной необходимости.

    Продвижения: те, кто имеют требуемые навыки, имеют и возможность продвижения.

    Стратегия круговорота (циклическая)

    Основное – спасти предприятие. Меры по сокращению затрат и персонала осуществляются с целью выжить в ближайшее время и обрести стабильность на длительную перспективу. Моральное состояние персонала – довольно угнетенное.

    Сотрудники должны быть гибкими в условиях изменений, ориентироваться на большие цели и дальние перспективы.

    Требуются разносторонне развитые работники.

    Оплата: система стимулов и проверки заслуг.

    Оценка: по результату.

    Обучение: большие возможности, но тщательный отбор претендентов.

    Продвижение: разнообразные формы.

    Процесс выработки и реализации стратегии является непрерывным, что находит отражение в тесной взаимосвязи решения стратегических задач как на длительную перспективу, так и на средне- и краткосрочный период, т.е. их решения в условиях стратегического, тактического и оперативного управления. Подобная конкретизация стратегии управления персоналом и доведение ее до стратегических задач и отдельных действий воплощается в стратегическом плане - документе, содержащем конкретные задачи и мероприятия по выполнению стратегии, сроки их осуществления и ответственных исполнителей по каждой задаче, объем необходимых ресурсов (финансовых, материальных, информационных и др.).

    Задачи некоторых составляющих стратегии управления персоналом в условиях стратегического, тактического и оперативного управления представлены в табл.

    Задачи основных составляющих стратегии управления персоналом в условиях стратегического, тактического и оперативного управления

    Период и вид управления

    Составляющие стратегии управления персоналом

    Отбор и расстановка персонала

    Вознаграждения (зарплата и премии)

    Оценка персонала

    Развитие персонала

    Планирование служебного продвижения

    Стратегическое (длительная перспектива)

    Определить характеристики работников, требующихся организации на длительную перспективу.

    Спрогнозировать изменения внутренней и внешней обстановки

    Определить, как будет оплачиваться рабочая сила в течении рассматриваемого периода с учетом ожидаемых внешних условий. Увязать эти решения с возможностями долговременной стратегии вашего бизнеса.

    Определить, что именно нуждается в оценке на длительную перспективу. Использовать различные средства оценки будущего. Дать предварительную оценку вашего потенциала и его динамики.

    Оценить способность имеющихся кадров к необходимой в будущем перестройке и работе в новых условиях. Создать систему прогнозирования изменений организации.

    Построить долговременную систему, обеспечивающую сочетание необходимых гибкости и стабильности. Увязать ее с общей стратегией вашего бизнеса.

    Тактическое (среднесрочный период)

    Выбрать критерии отбора кадров. Разработать план действий на рынке рабочей силы.

    Разработать пятилетний план развития системы оплаты работников. Проработать вопросы создания системы льгот и премирования.

    Создать обоснованную систему оценок текущих условий и будущего их развития.

    Разработать общую программу управления развитием персонала. Разработать меры поощрения саморазвития работников. Проработать вопросы организационного развития

    Определить ступени продвижения работников. Увязать индивидуальные устремления работников с задачами организации.

    Оперативное (краткосрочный период)

    Составить штатное расписание. Разработать план набора. Разработать схему передвижения работников.

    Разработать систему оплаты труда. Разработать систему премирования.

    Создать ежегодную систему оценок работников. Создать повседневную систему контроля.

    Разработать систему повышения квалификации и тренинга работников.

    Обеспечить подбор на отдельные рабочие места подходящих сотрудников. Спланировать ближайшие кадровые перемещения.

    Стратегия в области персонала должна способствовать усилению возможностей организации (в области персонала) противостоять конкурентам на соответствующем рынке, эффективно использовать свои сильные стороны во внешнем окружении; расширению конкурентных преимуществ организации за счет создания условий для развития и эффективного использования трудового потенциала, формирования квалифицированного, компетентного персонала; полному раскрытию способностей персонала к творческому, инновационному развитию, для достижения как целей организации, так и личных целей работников.

    Разработка стратегии управления персоналом осуществляется на основе глубокого систематического анализа факторов внеш ней и внутренней среды, в результате чего может быть представлена целостная концепция развития персонала и организации в целом в соответствии с ее стратегией. К внешней среде относятся макросреда и непосредственное окружение организации, имеющие направленное воздействие и контакты с системой управления персоналом. Факторы, по которым проводится анализ внешней и внутренней среды для выработки стратегии управления персоналом, представлены в табл.

    Факторы внешней и внутренней среды, влияющие на разработку стратегии управления персоналом

    Внешняя среда:

    макросреда

    Факторы международного характера (военная напряженность, научная активность и т.п.).

    Политические факторы (политическая стабильность, активность общественных и профсоюзных движений, криминальная ситуация в стране).

    Экономические факторы (тенденции изменения экономических связей, среднегодовые темпы инфляции, структура распределения доходов населения, налоговые показатели).

    Социально-демографические факторы (продолжительность жизни населения, жизненный уровень, рождаемость и смертность, детская смертность в процентах от рождаемости, структура населения по показателям, миграция и др.).

    Правовые (регулирование в сфере труда и социального обеспечения).

    Экологические.

    Природно-климатические.

    Научно-технические.

    Культурные

    непосредственное окружение

    Местный рынок труда, его структура и динамика,

    Кадровая политика конкурентов.

    Рыночная инфраструктура (степень удовлетворения потребностей организации в ресурсах и состояние рыночных структур).

    Мониторинг окружающей среды (качество внешней среды).

    Здравоохранение (фондовооруженность, квалификация и т.п.)

    Наука и образование (уровень образования населения, новизна научных разработок и т.п.).

    Культура (степень удовлетворения потребностей населения в культурных и подобных объектах).

    Торговля.

    Общественное питание.

    Транспорт и связь.

    Пригородное и сельское хозяйство.

    Строительство и жилищно-коммунальное хозяйство.

    Бытовое обеспечение

    Внутренняя среда

    Принципы, методы, стиль управления.

    Кадровый потенциал организации.

    Структура персонала.

    Текучесть кадров и абсентеизм.

    Уровень ротации персонала.

    Структура знаний и навыков персонала.

    Загруженность работников.

    Производительность труда.

    Меры социальной защиты.

    Финансы организации.

    Уровень организации производства и труда.

    Перспективы развития техники и технологии в организации.

    Организационная культура.

    Уровень развития системы управления персоналом и др.

    В результате анализа внешней и внутренней среды с помощью метода SWOT (CBOT ) выявляются сильные и слабые стороны организации в области управления персоналом, а также возможности, которыми она располагает, и угрозы, которых следует избегать.

    Выявление сильных и слабых сторон отражает самооценку организации и позволяет ей сравнить себя с основными конкурентами на рынке труда и, возможно, на рынке сбыта. Оценку можно провести по отдельным показателям и функциям управления персоналом с помощью так называемого конкурентного профиля. Оценка отдельных показателей проводится методом сравнительного анализа, а функций управления - экспертным методом.

    Сильные и слабые стороны организации в области персонала в такой же мере, как угрозы и возможности, определяют условия успешного существования организации. Поэтому в рамках стратегического управления персоналом при анализе внутренней среды важно выявить, какие сильные и слабые стороны имеют отдельные направления управления персоналом и система управления персоналом в целом.

    Таким образом, стратегия управления персоналом может охватывать различные аспекты управления персоналом организации: совершенствование структуры персонала (по возрасту, категориям, профессии, квалификации и т.д.); оптимизацию численности персонала с учетом его динамики; повышение эффективности затрат на персонал, включающих оплату труда, вознаграждения, затраты на обучение и другие денежные расходы; развитие персонала (адаптацию, обучение, служебное продвижение); меры социальной защиты, гарантий, социального обеспечения (пенсионное, медицинское, социальное страхование, социальные компенсации, социально-культурное и бытовое обеспечение и др.); развитие организационной культуры (норм, традиций, правил поведения в коллективе и т.п.); совершенствование системы управления персоналом организации (состава и содержания функций, оргструктуры, кадрового, информационного обеспечения и др.) и т.д.

    При разработке стратегии управления персоналом должен учитываться достигнутый, сложившийся уровень по всем указанным направлениям и с учетом анализа внешней и внутренней среды организации и факторов, влияющих на их изменение, а также с учетом стратегии организации в целом должен быть определен тот уровень, достижение которого позволит реализовать стратегию организации.

    При этом задача разработки нужной стратегии управления персоналом может быть настолько сложна из-за нехватки финансовых, материальных, интеллектуальных ресурсов, уровня профессионализма руководителей и специалистов, что возникнет необходимость устанавливать приоритеты выбора нужных направлений и составляющих стратегии управления персоналом. Поэтому критериями выбора стратегии могут быть объемы выделенных для ее реализации ресурсов, временные ограничения, наличие достаточного профессионально-квалификационного уровня персонала и некоторые другие. В целом выбор стратегии основывается на сильных сторонах и разработке мероприятий, усиливающих возможности организации в конкурентной среде за счет преимуществ в сфере персонала.



 


Читайте:



Презентация на тему ""Уроки французского" В

Презентация на тему

В. Г. Распутин «Уроки французского». Урок литературыв 6 классе Распутин Валентин Григорьевич ( р. 1937), прозаик. Родился 15 марта в селе...

Названия, описания и особенности зимующих птиц

Названия, описания и особенности зимующих птиц

Парфенчук Алефтина ИвановнаДолжность: педагог дополнительного образования.Учебное заведение: МАОУДО города Нижневартовска Центр детского...

Разговорный стиль речи Порядок слов в предложении свободный

Разговорный стиль речи Порядок слов в предложении свободный

Слайд 2 Научиться говорить – значит научиться строить высказывания Слайд 3 В разговорном стиле важнейшую роль играет звуковая сторона речи,...

Сочинение рассуждение на тему деньги Какое значение имеют деньги в жизни человека

Сочинение рассуждение на тему деньги Какое значение имеют деньги в жизни человека

Многие задумываться о роли денег в жизни современного человека и над вопросом можно ли быть счастливым с не большим доходом?Современный человек не...

feed-image RSS