Реклама

Главная - Пенсия по старости
Ржд заплатили миллиарды подставным частным компаниям

У 53-летнего Рейльяна большой опыт кураторства крупных строек: он пришел в Министерство регионального развития в 2009 г. из бизнеса и на посту замминистра отвечал за строительство олимпийских объектов в своем родном городе Сочи. До госслужбы Рейльян успел потрудиться в частном бизнесе: он был совладельцем группы «Армстрой», в 2007–2009 гг. работал управляющем директором «Базового элемента» и гендиректором «Трансстроя» (обе компании Олега Дерипаски), откуда и перешел в Минрегион. В 2013 г., после расформирования Минрегиона, Рейльяна перевели на работу в Минстрой, где он также стал замминистра.

Как рассказал «Ведомостям» сам Рейльян, после ухода с госслужбы в феврале 2016 г. он решил вернуться в строительный бизнес. «В силу своего опыта заниматься мелкими проектами было скучновато. Посмотрел по сторонам и решил, что строительство железных дорог мне интересно», – рассказал Рейльян. Сразу после увольнения он приобрел сочинскую компанию «Спецтрансстрой», выручка которой не превышала 300 млн руб. Вскоре «РЖДстрой» выбрал эту фирму единственным поставщиком услуги по реконструкции участка Котельниково – Тихорецкая – Кореновск – Тимашевская – Крымская (часть Южного полигона РЖД). Сумма контрактов тогда составила почти 8 млрд руб.

Рейльян не сказал, за сколько купил компанию и что помогло ей сразу стать крупным поставщиком РЖД. Судя по декларациям о доходе, которые он публиковал во время работы в Минрегионе и Минстрое, в 2009–2014 гг. он и его супруга заработали 21,99 млн руб. Декларацию за 2015 г. он не публиковал. Впрочем, это наверняка лишь малая часть его доходов. Годовое вознаграждение топ-менеджеров «Базэла» весьма существенно, указывает управляющий партнер агентства «Контакт» Марина Тарнопольская: с учетом всех выплат оно может составлять $10–20 млн и даже более.

Но одной компанией покупки Рейльяна не ограничились. В конце 2016 г. и начале 2017 г. он купил 85% в УК «Трансюжстрой». Эта компания выиграла к 2014 г. заказы РЖД по работе на БАМе и Транссибе (Восточный полигон РЖД) на 61,9 млрд руб. Правда, за следующие три года «Трансюжстрой» раздал почти половину этого портфеля другим порядчикам.

Так, в 2016 г. компания отдала заказ на 6,56 млрд руб. компании «Стройпутьинвест» бывших партнеров помощника президента Игоря Левитина и на 5,97 млрд руб. – компании «Стройновации» Зиявудина Магомедова. Уже при новом владельце «Трансюжстрой» в 2017 г. отдал солидную часть подряда на Восточном полигоне стоимостью 15,5 млрд руб. корпорации «Р-индустрия» и фирме «Р-восток». Эти структуры, по данным СПАРК, контролируются Васильевым.

Рейльян говорит, что сам был инициатором сокращения портфеля на Восточном полигоне, объясняя, что приоритетным для него является Южный полигон, а для выполнения всех работ у него не хватало мощностей и ресурсов. Экс-чиновник не исключает, что после завершения работ на юге России снова вернется на БАМ.

Новый лидер

В ответ на вопрос, почему четверть портфеля «Трансюжстроя» досталась именно Васильеву, экс-чиновник говорит, что не выбирал, кому передать заказ. Структуры Васильева выиграли открытый конкурс на переуступку прав по выполнению этих работ, утверждает представитель РЖД. Найти на сайтах госзакупок упоминание об этом конкурсе «Ведомостям» не удалось.

Успешные менеджеры

Как бывшие менеджеры структур Алексея Крапивина и его партнеров зарабатывают на подрядах РЖД
«Трансстройресурс» до 2016 г. был небольшой компанией с годовой выручкой 257 млн руб. В 2015 г. он получал заказы от РЖД на 345 млн руб. Бенефициарами компании были Наталья Лабанова и Константин Маноли, о которых «Ведомостям» ничего не удалось узнать. В 2016 г. «Трансстройресурс» получил лицензию МЧС на право вести деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, после чего бизнес компании стал расти как на дрожжах.
В 2016 г. компания заключила с РЖД и «РЖДстроем» 61 контракт на 1 млрд руб. В апреле 2017 г. у теперь уже довольно заметного поставщика РЖД появился и новый владелец – Василий Бойко, свидетельствуют данные СПАРК. Бойко до этого работал ликвидатором ООО «Безопасность движения», бенефициарами которого были Крапивин, Маркелов и Ушерович. В этом году количество контрактов «Трансстройресурса» выросло до 283, а их сумма составила уже 3,2 млрд руб. В основном это были небольшие тендеры на оснащение системами пожарной автоматики вокзалов и железнодорожных станций.
В этом году контракты РЖД на 1 млрд руб. получила созданная в 2015 г. компания «Транспортные технологии». В мае 2017 г. ее приобрел Сергей Машков, бывший гендиректор ЗАО «Контур+», среди совладельцев которого были Борис и Елена Ушеровичи.
Другой бывший гендиректор компании Ушеровича ООО «Генком» – Илья Крючков в мае 2017 г. приобрел ООО «Транспортный комплекс», получившее в 2017 г. от РЖД 1,8 млрд руб. на поставку коммуникационного оборудования. Еще один поставщик оборудования связи для РЖД с портфелем заказов на этот год в 1,3 млрд руб. – ООО «Винтегра телеком» – в 2017 г. достался Николаю Алексееву, миноритарному акционеру «НТЦ информационные технологии», совладельцами которого являются Крапивин и его партнеры.

Уступка Рейльяна вывела петербургского бизнесмена Васильева в топ поставщиков РЖД . Его корпорация «Р-индустрия» и раньше успешно работала с госмонополией, но в число крупнейших поставщиков не входила. С момента создания в 2008 г. компания быстро росла за счет подрядов РЖД на строительство участков Свердловской железной дороги, к 2014 г. ее годовая выручка достигла 7,9 млрд руб.

Васильев – давний знакомый экс-главы РЖД Владимира Якунина, и источники «Ведомостей» в РЖД предполагали, что после смены президента компании для подрядного бизнеса Васильева наступят трудные времена.

Действительно, после назначения президентом Олега Белозерова, в 2016 г. «Р-индустрия» Васильева не получила ни одного крупного контракта РЖД. Но в этом году черная полоса закончилась и структуры Васильева получили рекордный объем заказов от РЖД: помимо переуступленного подряда «Трансюжстроя» они сами выиграли несколько конкурсов на объекты в Сибири и на БАМе – получив в 2017 г. подряды в общей сложности на 19 млрд руб.

Сам Якунин рассказывал «Ведомостям», что познакомился с Васильевым за 10 лет до прихода в РЖД (в МПС он пришел в 2003 г., в 2005 г. стал президентом РЖД). В 1990-е гг. строительная фирма, в которой Васильев был младшим партнером, построила для Якунина бревенчатый дом в Ленинградской области, рассказывал сам экс-глава РЖД, не уточняя, где именно велась стройка. Известно, что в 1996 г. Якунин стал одним из соучредителей дачного кооператива «Озеро», среди членов которого были Путин и его близкие знакомые, совладельцы банка «Россия» Николай Шамалов и Юрий Ковальчук.

В 2000-х гг. Васильев, по признанию Якунина, позвал его в число соучредителей охотничьего хозяйства в Приозерском районе. Впрочем, Якунин уверял, что давнее знакомство и совместное увлечение охотой никак не помогает «Р-индустрии» Васильева получать контракты РЖД.

Но Васильев строил и охотился не только для Якунина.

Друг-строитель

В 2000-х гг. Васильев вместе с Шамаловым стали соучредителями Приозерско-Мельниковского общества охоты и рыбной ловли, расположенного по соседству с охотхозяйством Якунина. Васильев стал еще миноритарием и гендиректором группы «Модуль» – одного из проектов компании «Росинвест», созданной Шамаловым и Дмитрием Гореловым, а также их приятелем Сергеем Колесниковым.

Именно Колесников в 2010 г. рассказал в открытом письме Дмитрию Медведеву, занимавшему тогда пост президента России, как в интересах Путина он с Шамаловым и Гореловым собирали средства для крупных проектов, самым известным из которых стал построенный под Геленджиком «дворец Путина». На остальные проекты, включая «Модуль», денег из-за дворца почти не оставалось, писал Колесников. «Модуль» отвечал за строительство завода по производству блоков, из которых можно было бы собирать медицинские центры по всей стране. Курировать медцентры как раз и должен был Васильев, утверждал Колесников в письме.

В октябре 2016 г. Васильев впервые стал партнером Ковальчука и еще одного акционера банка «Россия» – дальнего родственника Путина Михаила Шеломова (ему сейчас принадлежит 6% акций банка «Россия»). Вместе они учредили в Петербурге ООО «Игора драйв», в котором у Васильева и Ковальчука по 25%, у Шеломова – 50%. «Игора драйв» занимается проектом одноименной гоночной трассы, которую планируется построить под Петербургом рядом с горнолыжным курортом «Игора» по проекту немецкого архитектора Германа Тильке, проектировавшего трассы «Формулы-1», в том числе в Сочи, сообщала «Фонтанка» и другие петербургские СМИ. Курорт «Игора» также принадлежит семье Ковальчуков. По данным Reuters, здесь в 2013 г. сыграли свадьбу Кирилл Шамалов, сын старого друга Путина, и предполагаемая дочь президента Катерина Тихонова.

Кто стал инициатором строительства гоночной трассы, не известно. На сайте принадлежащей Васильеву гоночной команды G-Energy – Vasilyev Racing Team говорится, что бизнесмен и сам является действующим пилотом. В 2016 г. он занял 2-е место на ралли в Катаре и на бахе (разновидность ралли-рейда) «Россия – Северный Лес». Васильев не ответил на переданные ему вопросы «Ведомостей».

Старые связи

Растет железнодорожный подрядный бизнес и у структур, связанных с Крапивиным и его партнерами Борисом Ушеровичем, Валерием Маркеловым, Юрием Ободовским. Семь компаний, владельцами которых напрямую являются партнеры, – «ОСК 1520», УК «БСМ», «Форатек энерготрансстрой», «Бамстроймеханизация», «Ленгипротранс», «Дальгипротранс» и «Росжелдорпроект» – входят в «Группу компаний 1520». Они в 2017 г. получили, по данным СПАРК, подряды госмонополии на 22 млрд руб. против 4 млрд в 2016 г. Правда, представитель группы утверждает, что портфель заказов меньше – 17 млрд руб.

У Маркелова есть и собственный бизнес, связанный с поставками РЖД: ему принадлежит 80% крупнейшего поставщика топлива ПКП «Мобойл», получившего в 2017 г. подряды РЖД на 13 млрд руб.

У РЖД есть много поставщиков, которых объединяет одно: они принадлежат бывшим или действующим менеджерам разных компаний акционеров «Группы компаний 1520». Поодиночке эти фирмы не попадают в число крупнейших поставщиков, но вместе собирают подряды на внушительную сумму. В этом году – на 39 млрд руб. В прошлом году – на 24 млрд руб.

Если все они тоже связаны с Крапивиным, то общий портфель заказов превышает 60 млрд руб. А это треть от всех крупных подрядов РЖД в этом году. Прибавлять к портфелю контрактов группы показатели других компаний некорректно, возражает представитель «Группы компаний 1520». Личный бизнес акционеров и бывших менеджеров он комментировать отказался.

В прошлом году представитель Крапивина рассказывал «Ведомостям», что в «Группу компаний 1520» планируется перевести другие компании, связанные с акционерами группы, но пока ее состав не изменился. Что это могут быть за компании?

В 2017 г. стало известно, что Крапивин может иметь отношение и к «Элтезе» – крупнейшему российскому производителю средств железнодорожной автоматики и телемеханики, который объединяет восемь электротехнических заводов. Считалось, что это совместное предприятие РЖД (50% плюс 1 акция) и дочерней компании канадской Bombardier – BT Signaling B.V. (49,99%). Но когда в Швеции в конце 2016 г. началось расследование коррупционных сделок Bombardier в Азербайджане, нашлись документы, подтверждающие, что 74% в голландской BT Signaling B.V. контролируют Крапивин и Ободовский (последний входит в совет директоров «Элтезы»), утверждают шведские и канадские СМИ, а также российская «Новая газета».

Крапивин отказался комментировать состав акционеров «Элтезы», но отметил, что этот актив ему интересен. «Мы рассматриваем вопрос о включении компании «Элтеза» в «Группу компаний 1520», – передал «Ведомостям» представитель бизнесмена.

«Элтеза» получила от РЖД заказы на 19 млрд руб. в 2016 г. и на 8 млрд руб. в 2017 г. После чего сама провела конкурсы, на которых часто побеждали поставщики, связанные с «Группой компаний 1520». Принадлежащие напрямую Крапивину и его партнерам «ОСК 1520» и «Трансжелдорпроект» выиграли в этом году контракты «Элтезы» на 1,1 млрд руб.

Кто проиграл

Но не всем крупным подрядчикам РЖД удалось сохранить этот статус.

Проблемы возникли у Виталия Бриля, владельца компании «Стройпутьинвест» и бывшего партнера по бизнесу помощника президента России, бывшего министра транспорта Игоря Левитина. Весной 2016 г. его компания впервые за несколько лет получила от РЖД крупный контракт на 6,5 млрд руб. – на выполнение строительных работ на Восточном полигоне. Подрядом с ним поделился «Трансюжстрой».

Крупнейшие проекты РЖД

1. Модернизация БАМа и Транссиба
Стоимость 562,4 млрд руб.
Инфраструктурный проект «Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей» был запущен в 2013 г. Его цель – развитие и обновление железнодорожной инфраструктуры для вывоза каменного угля и руд с действующих и перспективных месторождений полигона к 2020 г. в направлении морских портов и пограничных переходов Дальнего Востока.

2. Подходы к портам Северо-Запада
Стоимость 253,4 млрд руб.
Инвестпроект «Развитие и обновление железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Северо-Западного бассейна». Цель – увеличить перевозки грузов к портам на территории Санкт-Петербурга, Ленинградской и Мурманской областей на 20,9 млн т от уровня 2015 г. до 145,6 млн т.

3. Северный широтный ход
Стоимость 235,9 млрд руб.
Концессионный проект осуществляется при поддержке «Газпрома». Предполагает строительство Северного широтного хода Обская – Салехард – Надым – Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево и железнодорожных подходов к нему общей протяженностью 707 км. Прогнозируемый объем перевозок составит 23,9 млн т (преимущественно газовый конденсат и нефтеналивные грузы).

4. Подходы к портам юга
Стоимость 155 млрд руб.
Инвестпроект «Развитие и обновление железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна» ставит цель удвоить доставку грузов к портам Новороссийска, Туапсе и Тамани до 125,1 млн т.

Но уже в конце года на «Стройпутьинвест» посыпались неприятности. Сначала в декабре 2016 г. Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор, подчиняется Минтрансу) подало иск в московский арбитражный суд, потребовав от «Стройпутьинвеста» выплаты неустойки. Речь шла о двух старых контрактах 2010 г. (тогда Левитин еще был министром) на строительство новой линии железной дороги Лосево – Каменногорск для переноса грузового движения к портам Финского залива. Стоимость работ была определена в 22 млрд руб., срок исполнения контракта – до 31 декабря 2012 г. «Стройпутьинвест» в срок не уложился, а позже распоряжением правительства от 14 апреля 2014 г. был изменен и сам проект. Срок сдачи был сдвинут до 2016 г. О том, что «Стройпутьинвест» сорвал сроки сдачи по первоначальному контракту, в Росжелдоре вспомнили только летом 2015 г., направив компании претензию. Она осталась без ответа. Через 1,5 года Росжелдор пошел в суд. В мае 2017 г. московский арбитраж присудил взыскать со «Стройпутьинвеста» почти 955 млн руб. неустойки.

К тому времени оказалось, что компания Бриля сорвала сроки и по новому контракту: РЖД подала к ней иск на 816 млн руб. Правда, суд не дал делу ход, потому что РЖД не предоставила оригиналов документов.

Но «Стройпутьинвесту» это не помогло. В 2016 г. компания впервые получила убытки – и сразу на 1,25 млрд руб., а ее выручка за год сократилась почти в 2 раза с 3,9 млрд до 2,1 млрд руб. Весной 2017 г. были признаны банкротами три из четырех входящих в группу «Стройпутьинвест» компаний – сам «Стройпутьинвест», Объединенная строительная группа и «Мехколонна». Связаться с Брилем «Ведомостям» не удалось. Представитель РЖД уверяет, что «Стройпутьинвест» продолжает работать на Восточном полигоне в счет выплаченного ему ранее аванса. «Если обязательства АО «Стройпутьинвест» не будут исполняться в соответствии с условиями договора, ОАО «РЖД» вправе предъявить свои требования к «Стройпутьинвесту» повторно», – подчеркивает он.

Не пошли дела и у «Стройновации» Магомедова, которой в прошлом году «Трансюжстрой» также передал часть контракта по Восточному полигону. «Стройновация» в 2016 г. впервые за пять лет получила чистый убыток почти на 1,5 млрд руб., ее выручка по сравнению с 2015 г. сократилась почти в 2 раза до 6,4 млрд руб.

В декабре 2016 г. РЖД подала иск к «Стройновации» на 116 млн руб. – штрафные санкции за срыв срока строительных работ на Восточном полигоне. Арбитражный суд Москвы иск отклонил, потому что РЖД сама оказалась виновата в срыве сроков, не предоставив подрядчику проектную документацию. Апелляционный суд поддержал это решение. Но на этом проблемы компании не закончились. Весной 2017 г. иск о банкротстве «Стройновации» подал ее подрядчик «Элэс-руспасифик», которому компания задолжала всего 300 000 руб. Решение о начале процедуры банкротства еще не принято, заседание суда переносилось несколько раз. Следующее запланировано на конец октября.

Представитель «Стройновации» заявил «Ведомостям», что утверждение о банкротстве компании некорректно, а сам иск не связан с РЖД. «Компания продолжает выполнять свои обязательства по реализации контрактов», – говорит он. В начале сентября на Восточном экономическом форуме глава группы «Сумма» Магомедов рассказал агентству RNS о возможной продаже «Стройновации» и другой инжиниринговой компании – «Глобалэлектросервиса».

Вопросы к подрядам

«Борьба за контракты РЖД обострилась. И сейчас соревнование идет в первую очередь по цене услуги или товара», – считает Крапивин.

Но чиновники думают иначе. РЖД лидирует среди госкомпаний по количеству жалоб на закупки, сообщил «Ведомостям» замруководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Рачик Петросян. В 2016 г. из рассмотренных ведомством 298 жалоб 148 были признаны обоснованными.

Аудиторы Счетной палаты, проверившие использование средств фонда национального благосостояния на крупнейший проект РЖД за последние годы – модернизацию БАМа и Транссиба, отметили, что положение о закупке товаров от июля 2014 г. позволяет госмонополии без конкурсных процедур увеличивать на 30% объем работ и цены договоров, произвольно менять поставщиков и размещать заказы у единственного поставщика. Причем решение о необходимости провести закупку у единственного поставщика могло принимать много менеджеров всех уровней – от президента РЖД до руководителей структурных подразделений. По крайней мере в 2017 г. «РЖДстрой» основную часть закупок делал как раз у единственных поставщиков, убедились «Ведомости», изучив заключенные компанией контракты.

Даже на большей части открытых аукционов, по данным Счетной палаты, в 2016 г. снижение от начальной максимальной цены составило всего 0,5%, в редких случаях – 1%. То есть победителем становится любой участник, сделавший на торгах один ход. В качестве примера Счетная палата приводит аукцион более чем на 2 млрд руб. В нем участвовали фирма «Транскомплектавтоматика», владелец которой Ярослав Колесник был ликвидатором одной из структур Маркелова, Крапивина и Ушеровича, и «дочка» РЖД – «Элтеза». При начальной цене 2,267 млрд руб. аукцион выиграла «Элтеза», попросив за услуги 99,5% от начальной максимальной цены. Потом победитель назначил проигравшего – «Транскомплектавтоматику» исполнителем заказа. Счетная палата не обнаружила аффилированности компаний.

РЖД объяснила, что в 2016 г. по просьбе УК «Трансюжстрой» часть работ была передана другим компаниям с целью недопущения срыва сроков ввода объектов, говорится в отчете Счетной палаты. По мнению аудиторов, переуступка заказа на сумму более 10 млрд руб. противоречит целям развития добросовестной конкуренции, обеспечения прозрачности закупок и предотвращения коррупции, но закон не нарушает.

РЖД учла все рекомендации ФАС и Счетной палаты, сообщил представитель компании. В этом году увеличилось число участников закупок, говорит он. Также теперь решение о проведении закупки у единственного поставщика в РЖД могут принимать только президент и начальники железных дорог. В 2017 г. РЖД, по собственным данным, на всех контрактах сэкономила только 4% от начальных минимальных цен, а «РЖДстрой» – лишь 1%.

На долю контрактов с единственным поставщиком стоимостью более 200 млн руб. пришлось 40%. Высокий уровень закупок у единственного поставщика обусловлен выполнением «РЖДстроем» работ на объектах федерального значения в сжатые сроки, а также работ, которые являются естественным продолжением ранее выполненных работ, когда необходимо обеспечить правопреемственность, объясняет представитель РЖД .

Спустя 2 года после ухода Владимира Якунина с поста главы РЖД крупные подряды железных дорог продолжают выполнять фирмы, работавшие при нем. Непубличная петербургская корпорация "Р–Индустрия" получила от РЖД контрактов более чем на 20 млрд рублей.

Владимир Якунин покинул пост главы ОАО " " (РЖД) еще в августе 2015–го, но сформировавшийся при нем пул крупнейших подрядчиков этого монополиста почти не изменился.Например, крупнейший строительный подрядчик РЖД в Петербурге, " ", за последние 4 года получил от железной дороги заказов на сумму 20,7 млрд рублей. Владельца ООО "Корпорация "Р–Индустрия" и связывают давние партнерские отношения - они были соучредителями нескольких компаний, занимавшихся организацией охоты и разведением уток.

Лидер железнодорожного заказа

Корпорация "Р–Индустрия" была учреждена в 2008 году и специализируется на инфраструктурном строительстве. Если судить по данным системы " " и официального сайта корпорации, РЖД - практически единственный заказчик "Р–Индустрии". В СПАРК значится только один сторонний контракт корпорации - от 2014 года, заключенный с комитетом по строительству Петербурга на скромные 20 млн рублей.

Из перечисленных на сайте "Р–Индустрии" 26 проектов, в которых она участвовала с 2010 года, только один не касается РЖД: в 2010 году "Р–Индустрия" получила мелкий субподряд на организацию водоотведения на одном из участков строительства ЗСД.

В числе прочих проектов "Р–Индустрии": реконструкция вокзала в Зеленогорске в 2012 году (251 млн рублей), строительство Северо–Западного центра корпоративного управления РЖД в 2012 году (1 млрд рублей), строительство жилого комплекса для ОАО "РЖД" в Московской области (объем инвестиций пока не назван, проект реализуется на 3,5 га, включает жилье, детский сад, офисы, торговые объекты).

"Р–Индустрия" - крупнейший строительный подрядчик РЖД в Петербурге и на Северо–Западе в целом (не считая компаний, входящих в структуру РЖД, а также предприятий, выполняющих специальные работы, вроде производства подвижного состава).

Только за первое полугодие 2017 года корпорация получила два крупных контракта от ОАО "РЖД" и АО "РЖДСТРОЙ" на сумму более 6 млрд рублей - на строительство и реконструкцию объектов железнодорожной монополии в Сибири. Столь крупных контрактов от РЖД, скорее всего, не получает ни одна из компаний Северо–Запада. При этом наличие многомиллиардных контрактов не мешает фирмам, входящим в "Р–Индустрию", пользоваться льготами, которые государство предоставляет малым предприятиям (МП). Так, в 2016 году подрядчик "Р–Восток" стал лидером госзакупок среди МП, получив контрактов почти на 13 млрд рублей. В этом компании помогла госпрограмма поддержки малого бизнеса: государственные заказчики должны 10% контрактов отдавать таким предприятиям.

Сам Владимир Васильев оказался недоступен для комментариев.

В РЖД ответили, что осуществляют "закупочную деятельность… в строгом соответствии с действующим законодательством".

Сосед "Озера"

Владимир Васильев известен давними дружескими и партнерскими связями с Владимиром Якуниным. До недавнего времени тезки были совладельцами ООО "Настоящая охота", которому принадлежат земли в Приозерском районе Ленинградской области - неподалеку, примерно в 10 км, от кооператива "Озеро", соучредителем которого в свое время был и в числе владельцев которого до сих пор числится Владимир Якунин.

Доли в охотничьей фирме были поровну распределены между Якуниным, Васильевым и Олегом Медоевым. Согласно данным ЕГРЮЛ, только с 26 июня 2017 года доля, ранее принадлежавшая Якунину, перешла во владение жене Владимира Васильева Наталье. Ей же достался и другой актив бывшего главы РЖД - доля в 16,67% в приозерской ферме "Золотая утка" (занимается разведением домашней птицы). В общей сложности охотничьи угодья, арендуемые компаниями Владимира Васильева (таких компаний около десятка), занимают, по разным оценкам, 50–75 га в Приозерском районе.

Васильев и сын Владимира Якунина также были совладельцами ООО "Парус", которое владеет несколькими гостиницами. Сейчас основные доли в этой компании принадлежат бывшему вице–губернатору Ленобласти .

Пересекался Владимир Васильев в работе и с известным российским миллиардером, основным акционером банка "Россия" Юрием Ковальчуком. Компания Васильева "Русь" поставила деревянные домики для горнолыжного курорта "Игора", который контролирует Ковальчук. Кроме того, Васильев - совладелец компании "Норд Парк" (ему принадлежит 25%), которая собирается строить туристический комплекс в Карелии стоимостью 1 млрд рублей. Остальные 75% "Норд Парка" - у подконтрольного ООО "Консалт".

Знаменит бизнесмен и спортивными достижениями. В 2014 году он стал обладателем Кубка мира по ралли–рейду (гонки на автомобилях по пересеченной местности).


Не менять на переправе

Несмотря на то что Владимир Якунин уже 2 года официально не руководит РЖД (его сменил бывший руководитель Росавтодора Олег Белозеров), все главные подрядчики железнодорожных проектов, пришедшие при нем, остались получателями крупнейших заказов монополиста.

Из тех примерно 25 тыс. подрядчиков, которые, согласно СПАРК, заключали контракты с ОАО "РЖД" за 2013–2017 годы, около 60% начали работать с этим заказчиком в 2015 году - в год прихода Олега Белозерова. Однако большинство из них довольствуются мелкими подрядами. Так, из 28 петербургских компаний, имеющих наиболее крупные контракты со структурами РЖД (годовой объем контрактов - от 50 млн рублей), только четыре фирмы (14%) получили эти заказы при Белозерове. Ни у одной из них нет миллиардных контрактов.

Аналитик "Алор брокер" Кирилл Яковенко поясняет: когда речь идет о крупных проектах, например строительных, заказчик, как правило, заключает многолетние подрядные контракты. К тому же смена подрядчиков по крупным проектам чревата бюрократическими проблемами. Однако не стоит сбрасывать со счетов и старые наработанные связи, отмечает Кирилл Яковенко. "Система госзаказов в этом плане помогает создавать видимость прозрачности. На деле же организатор конкурса может выставлять условия, настроенные для "нужных" подрядчиков. Пул компаний, которые оказывают услуги госмонополии, превращается в некий закрытый клуб", - резюмирует Кирилл Яковенко.


Хотя и родился в Ташкенте, но детство провел в Москве, куда его отец Андрей Викторович Крапивин переехал из Узбекистана торговать хлопком. Крапивин-старший не только имел тесные связи с узбекскими чиновниками, но и наладил отношения с влиятельными людьми в России. На российский рынок он вышел через «Международный центр делового сотрудничества», возглавляемый на тот момент . Силовую поддержку бизнесу обеспечивал его партнер Валерий Маркелов, связанный с , контролировавшей, в том числе, и банковскую сферу. В середине девяностых Крапивин-старший совместно с Маркеловым и еще одним предпринимателем занялся банковским бизнесом, получив пост вице-президента недавно созданного «Межтрастбанка».

После дефолта 1998 года российская текстильная промышленность пошла на подъем, и Андрей Викторович Крапивин вместе со своими партнерами выкупил фабрику «Авангард» во Владимирской области. Однако, радужные перспективы предпринимателей подпортил хлынувший в Россию товар из Китая и Турции.

Андрей Крапивин

От разорения Крапивина-старшего спас Якунин, который в начале 2000-х годов стал заместителем министра транспорта, а затем и первым заместителем министра путей сообщения и способствовал тому, чтобы у его приятеля появился собственный бизнес в транспортной сфере.

Своего сына Андрей Крапивин сумел пристроить в Финансовую академию при Правительстве РФ на специальность «Международные валютные отношения». Алексей Крапивин фактически с первого курса начал числиться в коммерческих структурах, аффилированных с его отцом. На третьем курсе он уже возглавил отдел бюджетирования компании «Евродизайн и К», соучредителем которой сам же и являлся. Компания работала в сфере пассажирского воздушного транспорта. Затем молодой финансист и вовсе возглавил компанию «Рэйлтех», которая поставляла железнодорожникам подшипники, железобетонные шпалы, аккумуляторные батареи и прочую продукцию.

После того, как Алексей Андреевич окончил вуз, он перешел в компанию «ЕД Логистика», в которой возглавил отдел бюджетирования и управленческой отчетности, а затем и финансовый департамент. Компания была связанна с «Евродизайн и К» и также работала на госзаказах.

Клиент ТОКИО

Естественно столь стремительная карьера молодого человека не была случайной. В 2003 году в результате реорганизации министерства путей сообщения Якунин стал первым вице-президентом, а затем и президентом ОАО «Российские железные дороги» (РЖД). В это же время отец Алексея Андреевича стал выигрывать различные тендеры для новой государственной структуры. Сам он держался в тени и госконтракты получал через технические компании, а крупными активами владел через офшоры.

Впервые Якунин представил своего соратника широкой публике в 2007 году, когда рекомендовал того на пост независимого директора Первой грузовой компании (ПГК), «дочки» РЖД, а также ввел его в советы директоров крупнейшего поставщика оборудования для РЖД «Трансмашхолдинг» и крупнейшего перевозчика зерна «Русагротранс». Тогда Владимир Иванович обозначил Крапивина, как своего «внештатного помощника», который разбирается «в банковских вопросах и вопросах взаимоотношений с СНГ».

Действительно Андрей Викторович Крапивин совместно с Маркеловым и Ушеровичем отвечали за сотрудничество со Столичным торговым банком, который был создан под тендеры РЖД. Со временем партнеры и сами стали акционерами банка. Их счет в СТБ обозначался под названием «клиент ТОКИО». Большая часть денег с этих счетов уходила не субподрядчикам, а в офшоры, изредка оставалась на депозитах в банке или попросту обналичивались. За то, чтобы подряды доставались «правильным» компаниям следили друзья Крапивина, в частности бывший директор фабрики «Авангард» Андрей Куркин и сын бывшего члена совета директоров «Авангарда» Максим Караянис. Они руководили некой коммерческой структурой «Росжелдорснаб», которая выступала одной из главных организаторов тендеров РЖД.

Деньги, заработанные на контрактах госмонополии, Крапивин-старший вкладывал в девелоперские проекты. Так у него появилась группа компаний «ГРАС», строившая элитную недвижимость в Сочи и в поселке Новое Лапино на Рублевке. Помимо Андрея Викторовича, бенефициарами «ГРАСА» были бизнесмен Рубен Худоян и председатель совета директоров «Транстелекома» Сергей Липатов. С последним Андрей Крапивин имел общие проекты еще в конце девяностых, в том числе связанные с «Межтрастбанком». Именно через Сергея Владимировича «ГРАС» вышел на сочинский рынок.

Сергей Липатов был еще одной ключевой фигурой в схемах Якунина по выводу железнодорожных денег. Сергей Владимирович на тот момент возглавлял совет директоров футбольного клуба «Локомотив», одновременно являясь и председателем совета директоров главного спонсора клуба «Транстелекома». Несмотря на то, что достижения «железнодорожной» команды шли по наклонной, а финансирование клуба фактически бюджетными средствами было колоссальное. Проверить судьбы денег не представлялось возможным, так как Сергей Липатов фактически их выделял самому себе. Прокачивались же деньги по традиции через кредитные учреждения Крапивина и компании.

«ГРАС» был тоже втянут в «спортивную» коррупционную схему. К тому времени Сергей Липатов со скандалом покинул «Локомотив» и вошел в совет директоров спонсора волейбольного столичного клуба «Динамо» «Трансмашхолдинг». Сразу после этого именно «ГРАСу» было доверено строительство спорткомплекса для волейболистов под названием «Флотилия». Со временем комплекс превратился из спортивного в многофункциональный, и должен был состоять из четырех жилых комплексов в 29 этажей с офисами, со спортивно-оздоровительным корпусом, с гостиницей, бассейном и квартирами.

Через Худояна же Сергей Липатов с Крапивиным пытались добиться отмены охранного статуса знаменитой усадьбы «Архангельское». Так, Худоян арендовал через компанию ООО «Парк Архангельское» 6 гектаров усадебной земли, которую «ГРАС» уже готовился застроить. Однако арбитражный апелляционный суд Москвы признал недействительным договор об аренде леса вблизи усадьбы «Архангельское», заключенный Мослесхозом с ООО «Парк Архангельское». Позже Худоян, разругавшись с партнерами, продал свою 33-процентную долю группе А1. Но Крапивин и Липатов, не желая делать бизнес прозрачным, выкупили долю нового совладельца, заплатив за нее в два раза больше себестоимости.

Горбунцов и Майстренко

Ранее у Крапивина, Маркелова и Ушеровича случился еще один конфликт, на этот раз с одним из совладельцев «Столичного торгового банка» . Вип-клиенты решили закрыть счета и забрать из банка все средства – порядка 400 млн. долларов. Сам Горбунцов уверял, что его клиенты прогорели на девелоперских проектах и искали, на кого повесить долги.

Также он утверждал, что вооруженные люди, блокировав главный офис банка, силой заставили его бывшую супругу Ларису переписать на чужих людей те активы, которые числились за ней. По другой версии конфликт возник вследствие того, что Горбунцов сам присвоил часть «железнодорожных» денег, выведя их за границу через принадлежащий ему молдавский Universalbank. В итоги банкир нашел убежище в Молдавии, откуда и поведал об особенностях работы РЖД с подрядчиками.

Люди из окружения Крапивина также владели московским бизнес-центром «Вишневый сад», рыночная стоимость здания которого приблизительно равнялась 4 млрд рублей. Кроме того Андрея Крапивина связывали с девелопером «Флэт и Ко», который на 76% принадлежал кипрскому офшору, а на 24% – гендиректору Дмитрию Майстренко. Этот Майстренко в том числе владел охотничьим хозяйством «Авангард», которое ранее принадлежало одноименной текстильной фабрике из Юрьев-Польского. Именно «Флэт и Ко» продавал дома в поселке Новое Лапино, который застраивал крапивинский «Грас».

Самые крупные поставщики РЖД

Крапивин и его партнеры в начале 2010-х годов являлись самыми крупными поставщиками РЖД. Тот же Маркелов в 2010 году стал владельцем «ПКП Мобойл», после чего компания стала крупнейшим поставщиком топлива для железнодорожников. Только за 2012 год она продала топлива на 42,5 млрд. рублей. Другие организации лидеры госзаказов были связаны с самим Крапивиным-старшим.

Среди них можно выделить «Росжелдорпроект», который только за 2012 и 2013 годы суммарно провел работы для госмонополии более чем на 50 млрд рублей. Например, компания выступила генеральным проектировщиком знаменитой дороги Адлер – Красная Поляна. Были под Крапивиным и другие олимпийские инфраструктурные объекты, в том числе и благодаря липатовским связям в сочинской администрации. Одним из совладельцев «Росжелдорпроекта» был Крапивин-младший. Совместно с Маркеловым и Ободовским, он входил в совет директоров компании и владел ее 50-процентной долей. Вторая половина «Росжелдорпроекта» принадлежала РЖД. Следует отметить, что Ободовский был еще одним ключевым партнером семьи Крапивиных.

Андрей Викторович Крапивин все активней вводил своего сына в «железнодорожный» бизнес. Тот же «Росжелдорпроект» был дочерней компанией питерского института «Ленгипротранс», совет директоров которого возглавил Алексей Крапивин. Кроме того он вошел в состав совета директоров ОАО «Трансэлектромонтаж», которое Крапивин-старший выкупил у знакомого олигарха . К этому моменту его сын уже являлся генеральным директором сразу двух компаний – «Ортига Групп» и расположившейся в инновационном центре Сколково «Дивити-Инвест».

Интересы Алексея Крапивина распространялись не только на железнодорожную тематику. Он также являлся совладельцем почти трех десятков организаций, среди которых были и текстильный комбинат, яхт-клуб, бухгалтерские компании, автоцентры, поставщики отделочных материалов, интернет-стартапы. Также он стал совместно с Ушеровичем, Маркеловым и Ободовским совладельцем «Интерпрогрессбанка», еще одного важного партнера РЖД.

Офшоры

Но большая часть компаний Крапивина находилась в офшорах. Через эти коммерческие структуры финансировались различные проекты в России, в общей сложности на сотни миллионов долларов. Через данные офшоры в частности РЖД работала с крупнейшим мировым производителем поездов и самолетов шведской компанией «Бомбардье транспортейшн», которая с 1990-х годов поставляла систему микропроцессорной централизации стрелок и сигналов Ebilock-950. Позже появилось совместное российско-шведское предприятие «Бомбардье транспортейшн (Сигнал)», после чего производство Ebilock-950 стало переноситься в Россию.

Крапивин торговал системами Ebilock-950 через офшоры Rambo Management. В частности, когда данную систему на железных дорогах в Азербайджане устанавливала «Бомбардье транспортейшн», тендер на поставку шведского оборудования неожиданно выиграла британская компания Multiserv Overseas Limited. А вот сама Multiserv имела контракт на поставку Ebilock-950 с Крапивинским Rambo. Получалось, что шведское отделение «Бомбардье» поставляло оборудование своей же дочерней компании как минимум через две «прокладки».

Примечательно, что Multiserv Overseas Limited владела компания Multiserv Management LLP, первым директором которой выступал Юрий Ободовский. Данная схема была распространена и в России. Только в период с 2012 по 2014 год российская «Бомбардье транспортейшн (Сигнал)» закупила у британской Multiserv Overseas Limited оборудование Ebilock-950 на десятки миллионов евро. Офшорная схема Крапивина стала достоянием широкой аудитории после того, как были опубликованы секретные документы панамской юридической фирмы Mossack Fonseca одного из крупнейших в мире регистраторов офшорных фирм. А историей по поставке микропроцессоров в Азербайджан даже заинтересовалась шведская полиция.

С раскрытием «панамских архивов» всплыла информация и о других фирмах Алексея Крапивина, в частности Redstone Financial Ltd и Telford Trading S.A., которые получили на свои счета в швейцарском банке CBH Compagnie Bancaire Helvetique SA 277 млн долларов. Средства эти были связаны с крупнейшей операцией по отмыванию денег в Восточной Европе, которой заинтересовались правоохранительные органы Молдовы, России и стран Балтии. Речь шла о выводе из России 22 млрд. долларов в период с 2011 по 2014 годы под видом исполнения незаконных судебных решений, принятых молдавскими судьями.

Кроме того, офшоры Крапивина выдавали кредиты различным кипрским структурам, в том числе для приобретения активов в России. Так, например, в 2014 году компания Gordox выдала 100.5 млн. долларов другой компании с Виргинских островов на покупку кипрской структуры Sterema. В том же году Sterema стала владелицей контрольного пакета в крупной российской строительной компании «Бамстроймеханизация», одного из главных подрядчиков крупнейшего проекта реконструкции Байкало-Амурской магистрали. Работы были оценены в 177.3 млрд. рублей, что составило почти 60 % от объема всех средств, выделенных на тендеры.

Еще одним подрядчиком реконструкции БАМа и Транссиба стала созданная Крапивиным, Маркеловым, Ушеровичем и Ободовским «Группа компаний 1520». Ободовский к тому же занимал пост генерального директора данной организации. «Группа компаний 1520» выиграла конкурс на электрификацию Восточного полигона стоимостью около 28 млрд. рублей. Всего же до 2018 года планировалось выделить на реконструкцию БАМа еще 562 млрд. рублей.

Уход Якунина

В 2015 году в Швейцарии скончался Андрей Викторович Крапивин. Умер он при весьма таинственных обстоятельствах, неожиданно для всех у него случился острый отек печени – гепатомегалия. При этом вскрытия тела не проводилось. Спустя буквально несколько месяцев в отставку был отправлен Владимир Якунин, для которого смерть ключевой фигуры в выстроенных им схемах перед предстоящим аудитом госкомпании стала весьма «своевременной».

Уход «непотопляемого» железнодорожника связывали не только с принятием его сыном британского подданства и политическими амбициями самого Владимира Ивановича, но и с колоссальной растратой бюджетных средств. Новым главой Российских железных дорог стал первый заместитель министра транспорта Олег Белозеров, который и был призван провести ревизию деятельности монополиста. Как следствие под ударом оказались «Бамстроймеханизация» и «Росжелдорпроект». На замену Rрапивинской команде стал претендовать сын близкого Белозерову олигарха — Игорь Ротенберг.

Олег Белозеров

Началась борьба за огромную оффшорную империю покойного. Одним из главных претендентов на нее стал и Сергей Липатов. Однако Сергей Владимирович без своих покровителей и сам стал стремительно терять позиции, а спустя несколько лет попал под подозрение в хищении денежных средств из «Межтрастбанка». Другой партнер Крапивина Ушерович совместно с членом совета директоров банка «Новое время» Иваном Станкевичем был вызван на допрос в следственный комитет. По версии следствия, именно по их распоряжению четыре банка выдавали крупные суммы валюты в упаковке ФРС США полковнику ГУЭБиПК . И хотя Ушерович пока что проходит в деле лишь в качестве свидетеля, он предпочел скрыться за границей и на данный момент занимается оформлением гражданства на Кипре.

Однако Алексей Андреевич не оставил надежды закрепиться и при новом руководстве Российских железных дорог. В его «Объединенной строительной компании 1520» был сменен генеральный директор, которым стал некто Сергей Клевакин. Примечательно, что ранее Клевакин возглавлял компанию «Форатек ЭТС», которая после смены власти РЖД стала получать подряды от железнодорожного монополиста на более крупные суммы, чем ранее. В связи с этим возникли предположения, что Алексей Крапивин нашел общий язык с новыми выгодоприобретателями. Позже возникли сообщения и о том, что группа компаний 1520, собирается купить долю в «ФСК Мостоотряде-47», строившем железную дорогу в обход Украины.

То, что Алексей Крапивин выбрал правильную стратегию, говорил тот факт, что в 2018 году в составленном российским Forbes рейтинге «Королей госзаказа» он оказался на первом месте в компании Валерия Маркелова и Бориса Ушеровича. По подсчетам журнала, на данный момент «ОСК 1520» и «Росжелдорпроект» располагают подрядами на общую сумму в 218 млрд рублей. Однако же фигура Крапивина может лишь номинально возглавлять пирамиду государственных заказов, а фактически в ней уже идет процесс смены бенефициаров.

Алексей Андреевич Крапивин является «достойным» продолжателем дела своего отца, который сумел выстроить целую оффшорную империю. Крапивин-старший, пользуясь своим близким знакомством с Владимиром Якуниным, проводил через свои компании и банки самые крупные подряды Российских железных дорог.

После смерти отца и смены руководства РЖД Алексей Крапивин сумел сохранить выстроенные схемы, хотя, возможно, что их бенефициарами стали уже другие люди. Тем не менее, на сегодняшний день Алексей Крапивин продолжает считаться крупнейшим подрядчиком РЖД. Это доказывает, что перемены в государственной монополии так и не привели к искоренению ее громадной коррупционной составляющей.


15 коммент.

    Национализировать всех подрядчиков такого гиганта как РЖД!!!

    Такое ощущение, что не в демократическом строе живем, который Путин строит, а при монархии, когда все крупные заказы, в обход ФАС идут через одни и те же руки! Владимир Путин, почему так происходит, где же честная конкуренция, а не сватовство и кумовство, тем более на таких крупнейших объектах, как РЖД!

    Ольга, вот прямая линия будет и спросите. За такой монстр как РЖД государство должно отвечать и строить и модернизировать, а не частные конторы, какими бы многомиллиардными состояниями они ни обладали.

© REUTERS, Fabrizio Bensch

РЖД заплатили миллиарды подставным частным компаниям

МОСКВА — В самой большой стране мира на железной дороге все еще можно разбогатеть. Государственная компания РЖД с годовым оборотом почти миллиард пассажиров и 42 миллиарда долларов открывает бескрайние возможности для коммерческой инициативы.

Во главе её стоит Владимир Якунин, старый друг и соратник президента России Владимира Путина. Он курирует компанию, которая заключает международные сделки, продает облигации крупным инвесторам и проектирует невероятно дорогие новые высокоскоростные железнодорожные ветки. По многим параметрам РЖД — это стандартная гигантская корпорация.

Однако расследование Рейтер раскрыло другую сторону работы принадлежащей государству компании: при Якунине она заплатила миллиарды долларов частным подрядчикам, которые скрывают своих конечных владельцев и редко или вообще не появляются по адресу регистрации.

Проведенное Рейтер исследование тендеров, объявленных РЖД, также обнаружило контракты стоимостью в сотни миллионов долларов, которые были отданы компаниям, которые с виду боролись за госзаказы как конкуренты, но на деле, похоже, оказывались тесно связаны друг с другом.

Например, с 2010 по 2013 год в 43-х тендерах на более чем 340 миллионов долларов принимали участие только две компании. Как выяснилось, эти две фирмы были зарегистрированы в один день одним и тем же лицом, действовавшим от имени владельцев, информация о которых не раскрывается. Обе фирмы отрыли счета в один и тот же день в одном и том же банке и два года подряд отчитывались об одинаковом количестве сотрудников. Однажды они подали заявки на участие в объявленном РЖД тендере с разницей в одну минуту. В прошлом октябре, после того как Рейтер впервые обратился с вопросом о компаниях, обе зарегистрировали в интернете по сайту в один и тот же день.

Российский эксперт Сергей Лесничий сказал, что обнаруженные Рейтер факты говорят о попытке манипулирования тендерами на право заключения государственных контрактов, повлекшей за собой увеличение расходов в ущерб РЖД.

Лесничий, возглавляющий экспертную госорганизацию Центр финансовых исследований, сказал, что если будет подтверждено, что кто-то в РЖД зарабатывал таким образом, это может быть квалифицировано российским законодательством как мошенничество. Однако, по его словам, само по себе участие связанных между собой компаний в тендере на получение государственных контрактов по российским законам не является правонарушением.

Проведенный Рейтер последующий анализ банковских переводов, имеющих отношение к работе одного из крупных частных подрядчиков РЖД, обнаружил признаки того, что ряд американских и российских финансовых следователей и аналитиков сочли сомнительной банковской деятельностью.

Анализ позволил предположить, что уплаченные РЖД миллионы долларов достались компаниями, которые не имели никакого отношения к железным дорогам. Некоторые из этих компаний были признаны российскими властями фиктивными и не проводившими никаких реальных операций.

Эти денежные переводы проводились через небольшой банк, совладельцем которого с 2007-го по 2009 год был бизнесмен Андрей Крапивин. Глава РЖД Якунин, как писала российская газета «Ведомости», однажды охарактеризовал Крапивина как старого знакомого и «советника на общественных началах», хорошо разбирающегося в банковском деле.

Крапивин и несколько его деловых партнеров были или остаются директорами крупных компаний-подрядчиков, работающих с РЖД.

Представитель РЖД сказал, что Крапивин «не является советником» Якунина, но не ответил на вопрос о том, был ли он им раньше.

На кону огромные деньги: в 2012 году РЖД распределила среди частных подрядчиков контракты более чем на $22,5 миллиарда долларов и более 19,7 миллиарда долларов она заплатила своим сотрудникам.

В марте, после того как Россия аннексировала Крым, Якунин в числе других высокопоставленных россиян и представителей ближнего круга Путина попал под санкции, введенные США. Американское министерство финансов охарактеризовало его как «наперсника Путина» (confidant), который «регулярно консультируется с Путиным по вопросам, относящимся к компании РЖД».

Он знаком с Путиным с 1990-х годов, когда оба жили в Санкт-Петербурге. Путин назначил его главой РЖД в начале своего второго президентского срока в 2005 году.

Якунин не ответил на запросы Рейтер, касающиеся этой статьи, но от его пресс-секретаря в ОАО РЖД пришли письменные комментарии.

«Закупочная деятельность ОАО РЖД осуществляется в строгом соответствии с профильным действующим законодательством», — написал Александр Пирков.

Тендеры были организованы «максимально прозрачно», а закупочная деятельность, по его словам, «многократно проверялась компетентными государственными органами, включая Счётную палату РФ».

РЖД сообщило, что все упомянутые Рейтер компании работали в соответствии с законом, что они честно получили контракты и исполнили их надлежащим образом.

Крапивин не ответил на письмо Рейтер с просьбой прокомментировать это. Вместо этого позвонил его сын. Алексей Крапивин сказал, что его отец не имеет никакого отношения к подрядчикам железных дорог и трансакциям, о которых идет речь в этой статье. Он сказал, что любое предположение об обратном будет «бредом собачьим». От подробных комментариев он отказался.

АУКЦИОНЫ

В восточной части Москвы, утопающей в зелени, стоит дом с красной крышей и детской площадкой во дворе. Прошлым летом там собирались покурить молодые мужчины в джинсах и футболках.

Этот дом таит в себе больше, чем кажется на первый взгляд. Здесь зарегистрирована штаб-квартира компании, начиная с 2010 года выигравшей контракты РЖД и ее дочерних фирм на 9 миллиардов рублей (270 миллионов долларов). В документации указано, что в ней работает более 100 человек.

Когда репортер наводил справки в этом доме, к нему вышел мужчина с бритой головой и татуировками на руках, которому на вид было за 40. На вопрос, где находится компания «МПЦентр ЖАТ», подрядчик РЖД, он послал за человеком помоложе, чьи волосы были выстрижены по бокам, а на затылке собраны в хвост.

«Они здесь сидят. У них офис на втором этаже, но они приходят только раз в неделю», — сказал мужчина с хвостом.

МПЦентр вошел в выборку из 10 компаний, деятельность которых изучил Рейтер. Вместе, с 2007 года, как свидетельствуют тендеры и другие документы, они получили от Российских железных дорог больше 2,5 миллиардов долларов.

Рейтер выбрал эти фирмы, поскольку они претендовали на контракты по одним и тем же видам работ, в основном модернизации систем сигнализации и систем управления движением поездов. Они были отобраны из длинного списка железнодорожных подрядчиков, предоставленного живущим в Великобритании российским банкиром Германом Горбунцовым, который выжил после покушения на него, произошедшего в 2012 году в деловом районе Лондона Кэнари Уорф.

Перед тем, как покинуть Россию, Горбунцов в доле с Крапивиным владел Столичным торговым банком, известным также как СТБ. Все 10 железнодорожных подрядчиков, деятельность которых была изучена Рейтер, имели счета в этом банке.

На первый взгляд, РЖД предлагает контракты частным подрядчикам через открытые тендеры, где действуют законы рынка. Однако несколько человек, знакомых с процессом распределения контрактов, заявили, что некоторые подрядчики действовали сообща для того, чтобы выиграть тендеры. Как они говорят, это делается либо компаниями, которые остаются единственными участниками конкурса, либо с помощью переговоров с конкурентами о том, чтобы заранее выбрать победителя или завысить цены. Рейтер не смог проверить эти обвинения.

Проведенный Рейтер анализ тендеров, в которых участвовали эти 10 компаний, показал, что они не предпринимали особых усилий для того, чтобы выигрывать контракты за счет снижения цены. Из 185 случаев, где был указан победитель, 79 были заключены по цене всего на 0,5%— до последней копейки — ниже максимальной, которая была установлена РЖД. Следующие 35 победителей получили контракты по цене на 1% ниже стартовой.

Установить происхождение и проследить за деятельностью этих 10 железнодорожных подрядчиков было трудно. Двумя крупнейшими бенефициарами, исходя из стоимости полученных от РЖД контрактов, были МПЦентр ЖАТ и компания под названием Транссервисавтоматика ТСА). С 2010 по 2013 годы они были единственными конкурентами в борьбе за контракты на сумму более 340 миллионов долларов. МПЦ и ТСА выступали как соперники и на первый взгляд казались самостоятельными юридическими лицами.

Чтобы узнать о них больше, Рейтер решил посмотреть на их головные офисы. Согласно российскому реестру юридических лиц, штаб-квартира МПЦ находилась в том самом доме с детской площадкой во дворе, где наш корреспондент никого не застал. Головной офис ТСА по документам должен был располагаться в 15-этиажном здании сразу за Московской кольцевой автодорогой. Там находились бизнес-центр, автомобильный дилерский центр, фитнес-клуб, салон красоты, отделения двух банков, цветочный и продуктовый магазины, но не было ни одного признака присутствия ТСА. Охранник нашел упоминание о ней в компьютере, но сказал, что её офиса там нет.

Помимо неуловимости у МПЦ и ТСА есть другие разительные сходства, в том числе, тот факт, что они были зарегистрированы в один и тот же день в 2005 году одним и тем же лицом и что однажды в один и тот же день они открыли счета в банке СТБ.

Эти пересечения не были простыми совпадениями, сказал бывший менеджер, работавший в обеих компаниях в разное время в середине 2000-х годов. Эти две компании фактически были частью одной группы и вместе участвовали в тендерах на контракты РЖД, «для уверенности» в победе владельца группы.

В документах МПЦ и ТСА указывают в качестве своих руководителей двух разных людей. Никто их них не ответил на неоднократные просьбы прокомментировать ситуацию.

В отношении этих двух компаний пресс-секретарь Якунина Пирков написал: «Они являются благонадежными поставщиками и полноценно функционирующими предприятиями».

«Поставки в рамках заключенных контрактов осуществлялись в срок, продукция была надлежащего качества. Никаких фактов неблагонадежности выявлено не было».

Из 10 проверенных компаний только одна — «Желтрансавтоматика» — находилась по зарегистрированному юридическому адресу и Рейтер обнаружил там работающих людей. Менеджер компании не ответил на письменные вопросы.

Четыре из этих 10 компаний указали юридические адреса, где никто и не слышал о них. Вместо их штаб-квартир там находились склад по соседству с автомагистралью, автосервис и дорогой магазин детских товаров в центре Москвы.

Кому принадлежат эти компании? Форма собственности МПЦ не обязывает юридическое лицо раскрывать имена своих акционеров. Формальные владельцы остальных девяти подрядчиков РЖД представляют из себя пеструю компанию. По уставным документам, каждая фирма принадлежала одному или двум физическим лицам, в общей сложности, ими владели 10 женщин и трое мужчин.

Те владельцы, которых удалось найти, живут в скромных московских многоквартирных домах. В одном из потрепанных зданий человек, указанный в официальных документах в качестве единственного собственника одного из подрядчиков, подтвердил, что был формальным владельцем фирмы до последнего времени. Однако на самом деле, сказал он, они никогда реально не контролировали деятельность компании, а действовали как подставные владельцы, скрывая настоящих собственников компании.

Фиктивный учредитель знал, что бизнес компании связан с контрактами РЖД, но не имел другой информации о ее операциях. Он предположил, что подрядчика контролировал Андрей Крапивин, тот самый, кого Якунин однажды назвал своим «советником на общественных началах».

«Я знаю Алексея Крапивина», — сказал формальный учредитель фирмы о сыне Андрея Крапивина. По его словам, именно сын организовал бизнес компании с РЖД. Как говорит учредитель, Крапивин-старший был «главным человеком», стоящим за этим бизнесом, в то время как его сын решал практические вопросы.

В телефонном разговоре сын Крапивина Алексей сказал, что СТБ принадлежал Горбунцову, а не его отцу, и что его отец не стоял за железнодорожными подрядчиками. На дальнейшие вопросы он не ответил. В письменном заявлении, подписанном Андреем Крапивиным говорится, что он был акционером СТБ с 2007 по 2009 годы. В открытой документации банка также указывается, что в 2008 году ему принадлежала доля в проекте.

Пресс-секретарь Якунина не стал отвечать на вопрос, имеет ли Крапивин отношение к какому-либо из 10 подрядчиков, но исключил возможность каких-либо нарушений.

ТРАНСАКЦИИ

От паровых локомотивов времен революции и «Доктора Живаго» до двухэтажных экспрессов, с грохотом мчащихся к местам соревнований зимней Олимпиады в Сочи, железные дороги помогали строить Россию, став связующим звеном в географии страны и сквозным мотивом ее культуры.

Когда в апреле 1917 году Владимир Ленин вернулся из ссылки, чтобы встать во главе революционного движения, он ехал из Финляндии в Санкт-Петербург, при царях игравший роль столицы, на паровозе. К 21-му веку РЖД надеялась модернизировать историческую железнодорожную ветку и пустить по ней электропоезда, развивающие скорость в 220 километров в час.

Одним из крупнейших бенефициаров этого проекта стал частный подрядчик под названием Сетьстройэнерго. В общей сложности, РЖД заплатило Сетьстройэнерго за период между 2007 и 2013 годами почти 1 миллиард долларов, что следует из открытой информации об итогах тендеров и базы данных банковских операций, предоставленной Горбунцовым.

Когда, порвав с деловыми партнерами, в том числе с Крапивиным, Горбунцов покинул Россию, он взял с собой ноутбук. В нем помимо других баз данных банка содержались записи о миллионах трансакций, проведенных через СТБ с начала 2007-го по конец 2009 года. Деньги крутились через водоворот счетов, что, по словам Горбунцова, осложняло задачу внешних аудиторов или налоговых проверяющих проследить их путь.

Чтобы понять, что случилось со средствами РЖД, Рейтер изучил финансовые потоки, лившиеся в Сетьстройэнерго и из нее, по записям базы данных Горбунцова. Подлинность архива была проверена по выборке трансакций через независимые источники.

В период с 2007 по 2009 год РЖД, согласно базе данных, перечислили 772 миллиона долларов на счет Сетьстройэнерго в СТБ. Эти платежи и последовавшие трансакции выглядели похожими на схему, описанную Горбунцовым.

Например, РЖД сделало в адрес Сетьстройэнерго 98 платежей общим размером в 211 миллионов долларов, но деньги практически мгновенно уходили на другие банковские счета. В каждой из этих трансакций Сетьстройэнерго получало от РЖД сумму денег и в тот же день или на следующий рабочий день платило точно такую же сумму компании, называвшейся Строймонтаж.

Деньги уходили на счет Строймонтажа в Банк Индустриальный кредит (Инкредбанк). Этим банком тоже управлял Горбунцов, Крапивин не был его совладельцем.

Кто контролировал Строймонтаж и его счет в Инкредбанке, неясно, так же как и то, почему компания получала платежи от Сетьстройэнерго. Строймонтаж был ликвидирован в 2010 году, а его владельцы и менеджмент не оставили за собой никаких следов. Сетьстройэнерго отказалось от комментариев.

База данных Горбунцова содержит информацию о трансакциях обоих банков: Инкредбанка и СТБ. По этим данным, Строймонтаж быстро отправлял полученные деньги другим юридическим лицам. Часть денег уходила на счета за пределами Инкредбанка и СТБ, но большинство циркулировало по множеству счетов в этих двух банках.

За 30 месяцев, начиная с 2007 года, Строймонтаж перевел немногим больше трети средств, которые он получил, на счета за пределами СТБ и Инкредбанка. Похоже, если исходить из открытых данных и разговоров с местными железнодорожными чиновниками, эти деньги шли железнодорожным подрядчикам за такие работы, как прокладка новых железнодорожных путей и установка сигнального оборудования.

Однако почти две трети средств, которые получал Строймонтаж, быстро уходили на счета других компаний, открытых в СТБ или Инкредбанке. Поиск по корпоративной и тендерной документации, решениям судов, справочникам и сообщениям в прессе не обнаружил связи между этими компаниями с выполнением работ на железных дорогах. Найти представителей этих фирм и обратиться к ним с просьбой о комментарии было невозможно.

Одним из получателей средств была компания Легатта, чьи счета обслуживались в СТБ. По опубликованным данным, доход Легатты за год к концу 2007 года составил лишь 3800 долларов. Однако в тот же период банковская база данных показала, что Строймонтаж заплатил этой компании 115 миллионов долларов. Рейтер не удалось связаться с Легаттой.

Компания под названием Юниволд тоже была получателем средств Строймонтажа. С мая 2007 года по октябрь 2007 года, согласно базе данных, ей было перечислено 67 миллионов долларов. Рейтер не смог найти данных о Юниволде. В 2010 году компания упоминалась в одном из решений московского суда, которое не имело отношения к РЖД. В нем говорилось, что налоговые власти потребовали закрыть счет Юниволда в Инкредбанке, поскольку подозревали, что компания реально не занимается бизнесом.

В некоторых компаниях, получавших деньги от Строймонтажа, люди, зарегистрированные как формальные владельцы, говорили, что ничего не знали о фирмах, которыми они предположительно владели.

Еще одним получателем средств была компания с названием Трастком со счетами в СТБ. Её владелец Надежда Коростылёва по документам была зарегистрирована на юге Москвы. Дверь открыла ее дочь Василиса, которая сказала, что её мать там больше не живет. По ее словам, компаниями ее мамы приходили интересоваться многие.

«Несколько лет назад знакомый ее знакомого попросил ее учредить компанию», — сказала дочь Коростылёвой. Этот человек снял копию с ее паспорта и попросил ее подписать несколько бумаг.

«Фирмы все еще зарегистрированы на ее имя».

Вдобавок к 772 миллионам долларов, которые Сетьстройэнерго получила от РЖД с 2007 по 2009 год, с 2010 по 2013 годы подрядчик также выиграл тендеры РЖД более чем на 223 миллиона долларов, что видно из открытых данных.

Сетьстройэнерго отказалась давать комментарии для статьи. Публичная информация об этой компании ограничена, поскольку она является закрытым акционерным обществом и может не разглашать имена своих владельцев.

Формально ее головной офис состоит из единственной комнаты и находится в неприглядном офисном центре в блочном доме в районе Тушино на северо-западе Москвы. Корреспондент Рейтер приехал по этому адресу в рабочее время, но там никого не было.

* Примечание редактора: эта статья частично основана на базе банковских трансакций, предоставленных бывшим российским банкиром Германом Горбунцовым, который сейчас живет в эмиграции. Рейтер подтвердил подлинность фрагментов архива, показав образцы номеров счетов и имена держателей корпоративных счетов сотрудникам российских налоговых органов. Они сказали, что данные соответствуют их информации. Бывший сотрудник одного из подрядчиков РЖД, не имеющий связи с Германом Горбунцовым, также раскрыл внутренние данные о сделках его компании с РЖД. Эти детали совпали с банковскими трансакциями, записи о которых сохранились в базе Горбунцова. Некоторые денежные переводы из России в зарубежные банки, отраженные в базе данных, были также сличены с банковскими данными, раскрытыми в Нью-Йорке по не связанному с РЖД поводу. Они также подтвердили подлинность базы Горбунцова.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Поиск по "подрядчики РЖД ". Результатов: подрядчики - 1102 , ржд - 381 .

Результаты с 1 по 20 из 93 .

Результаты поиска:

1. Подрядчику РЖД Антону Самойлову откатили на арест. Подрядчику РЖД Антону Самойлову откатили на арест Гендиректор "Вагонной ремонтной компании-2" попался на вымогальстве 1,65 млн руб. у грузоперевозчика за заключение трех контрактов Оригинал этого материала © "Коммерсант", 09.04.2019, Подрядчику РЖД откатили на арест, Фото: vrk2.ru Юрий Сенаторов Антон Самойлов “Ъ” стали известны подробности уголовного дела Антона Самойлова - гендиректора АО «Вагонная ремонтная компания-2» (ВРК-2), обвиняемого в получении коммерческого подкупа.
Дата: 09.04.2019 2. Подрядчик РЖД Сергей Виленский подмазал колеса. Подрядчик РЖД Сергей Виленский подмазал колеса Владелец "РесурсТранса" разыскивается по делу о подкупе джипом Toyota Land Cruiser начальника Забайкальской железной дороги Фомина Оригинал этого материала © Коммерсант.Ру, 19.12.2018, Внедорожник привез к приговору и розыску, Фото: resourcegroup.ru, РИА "Новости" Александр Александров Сергей Виленский Как стало известно “Ъ”, Забайкальский краевой суд недавно изменил приговор - шесть лет лишения свободы - бывшему начальнику Забайкальской железной...
Дата: 21.12.2018 3. Как связаны руководство РЖД и подрядчики . ... сам Якунин в интервью «Ведомостям» в 2009 г. 67,4% банка контролируют структуры группы компаний «СК «Мост», которая является подрядчиком РЖД - например, к Олимпийским играм 2014 г. строит железную и автомобильную дороги Адлер - Красная Поляна (инвестиции в проект - 227 млрд руб., по данным сайта РЖД ). А сам «Миллениум банк» получил возможность организовать совместные предприятия с европейскими компаниями для обеспечения еще одного приоритета инвестпрограммы РЖД - высокоскоростных магистралей...
Дата: 12.09.2011 4. Бориса Ушеровича признали взяткодателем Дмитрия Захарченко. По оперативным данным, первые двое сейчас проживают в США, а совладелец компании, выступающей крупнейшим подрядчиком РЖД , обосновался в Израиле.
Дата: 19.03.2019 5. Валерия Маркелова признали донором Дмитрия Захарченко. По данным “Ъ”, знакомство с подрядчиками РЖД Дмитрий Захарченко завел еще в середине 2000-х в родном Ростове-на-Дону, где он служил в налоговых органах.
Дата: 03.10.2018 6. Байкало-Виргинская магистраль. Крапивин имеет отношение и к нескольким другим компаниям, контролирующим подрядчиков крупнейшей стройки «РЖД ». Как Алексей Крапивин контролируют крупнейшую стройку "РЖД " На самом деле участие Крапивина в строительства БАМа может быть и более масштабным.
Дата: 05.04.2016 7. "Не подпускал к подрядам других друзей президента". *** Где еще вращаются деньги Отставка Якунина может сказаться не только на железнодорожных подрядчиках , но и на его знакомых, которые инвестируют в этих подрядчиков и в другие компании, тесно связанные с РЖД . Крупными инвестициями (почти 30 млрд руб.), связанными с проектами госмонополии, управляет еще один бывший советник Якунина - Сергей Орлов.
Дата: 12.10.2015 8. Главные по "стройке века". Пока шло согласование, РЖД уже разыграли конкурсы, а подрядчики начали строить. Операция "Подрядчик " В феврале 2014 года РЖД объявили самый крупный в своей истории тендер.
Дата: 01.03.2016 9. Новые попутчики РЖД . После отставки Якунина полностью поменялись владельцы крупнейшего подрядчика РЖД по Транссибу - УК БСМ. В СПАРК эти изменения отражены так. В декабре 2015 г. 48% акций продал прежним владельцам компании - нескольким физлицам Ободовский, а в августе 2016 г. свои 49,5% продал Коротченко.
Дата: 14.11.2016 10. Короли госзаказа. Отношения РЖД и СП весьма долгосрочные. Так, контракт на сервисное обслуживание электричек на сумму €500 млн рассчитан на 40 лет. *Партнеры: по «Уральским локомотивам» - концерн Siemens AG *** 6. Геннадий Тимченко Геннадий Тимченко* Сумма господрядов: 113 млрд рублей Заказчики: «Транснефть», Федеральная Сетевая Компания, Департамент транспорта и связи города Москвы В 2007–2009 годах структуры Тимченко приобрели около 80% некогда крупнейшего нефтегазового подрядчика «Стройтрансгаз».
Дата: 02.03.2012 11. Короли госзаказа: кто освоит $20 млрд. Другой пример: «Транснефть», по словам ее президента Владимира Токарева, не видит смысла привлекать частных подрядчиков и собирается строить и заниматься модернизацией самостоятельно («Транснефтьстрой»). Некоторые компании, например «Ростехнологии» или «Ростелеком», уже сейчас практически всю инвестпрограмму осваивают сами. Может быть, таким образом госмонополии защищаются от «серой» конкуренции и коррупции? Вот несколько интересных историй. Два самых крупных тендера РЖД выиграли дочерние...
Дата: 19.03.2013 12. Короли госзаказа - 2018 (рейтинг Forbes). Силовикам и госкомпаниям разрешили засекретить данные о поставщиках": Правительство России внесло серьезные коррективы в систему госзакупок, разрешив госкомпаниям не раскрывать информацию о поставщиках и подрядчиках , получающих контракты, и...
«Синара» в 2017 году получила контракты от РЖД на 5,5 млрд рублей, а СП «Синары» с Siemens «Уральские локомотивы» - на 12,5 млрд рублей.
Дата: 22.02.2018 13. Подрядчик сдал Алексея Миронова как покровителя. Для этого господин Миронов якобы помог наладить господину Савранину контакты с «Объединенной строительной компанией 1520» и «Продстрой», которые были крупными подрядчиками РЖД (согласно данным «СПАРК-Интерфакс», в 2015 году ОСК получила от РЖД контракты на 31,4 млрд руб.) и, таким образом, получать контракты на выполнение субподрядных работ.
Дата: 17.12.2018 14. Госзаказ и тайные холдинги. Поэтому мы постарались выбрать наиболее интересные, на наш взгляд, объединения подрядчиков РЖД , «Газпрома» и «Росатома». Во многих случаях поставщиками исследованных нами госкомпаний оказывались другие госкомпании, которые тоже образовывали целые кластеры. Эти кластеры мы сознательно пропускаем в описании, чтобы сконцентрироваться на тех объединениях поставщиков, за которыми стоят конкретные люди. *** РЖД Про поставщиков РЖД Алексея Крапивина и его партнеров - Бориса Ушеровича, Валерия Маркелова...
Дата: 30.05.2018 15. Коррупция на рельсах. ОАО "НИИАС" выполнило 6-миллионный контракт 2014 года всего за месяц: договор подписан 25 ноября, а правление "РЖД " состоялось 27 декабря. Другое распоряжение от 25 декабря 2014 года на заключение договора на "разработку сметно-нормативных документов на работы неустойчивых откосов скальных выемок и текущему содержанию конструкций, обустройств и систем жизнеобеспечения тоннелей" давало подрядчику всего пять дней, работа должна была закончиться в новогоднюю ночь.
Дата: 27.09.2016 16. Тень энергетика. В 2008 г. Васильев основал «Корпорацию Р-индустрия», ставшую подрядчиком РЖД . В 2009-2010 гг. у Васильева появилась доля в подрядчике РЖД - компании «Иннолайн». В 2011 г. Васильев купил еще одного подрядчика РЖД - «Финпром». Супруга Якунина Наталья входила в совет директоров «Миллениум банка». 67,4% банка контролируют структуры группы компаний «СК «Мост», которая является подрядчиком РЖД - например, к Олимпийским играм 2014 г. строит железную и автомобильную дороги Адлер - Красная Поляна...
Дата: 23.01.2012 17. Тимченко "спит" - бизнес идет. Это крупный подрядчик РЖД с годовой выручкой в 70 млрд руб. После прихода в акционеры структур Тимченко у него выросло число контрактов от бюджетов всех уровней.
Дата: 21.01.2013 18. Короли госзаказа - 2015 (рейтинг Forbes). *** 1. Искандер Махмудов, Андрей Бокарев Заказчики: Московский метрополитен, РЖД Эффективные доли в основных компаниях-подрядчиках: 33% - «Трансмаш­холдинг»; 16,9% - «Метровагонмаш»; 24,5% - Октябрьский электровагоноремонтный завод; 33 ...
В 2013 году он был вторым по размеру после «Стройгазконсалтинга» нефтегазовым подрядчиком страны.
Дата: 10.03.2015 19. На кого и под кем работал "Ландромат". Представляем трех самых крупных российских бенефициаров Алексей Крапивин бизнесмен, подрядчик РЖД Алексей Крапивин С 2011 по 2014 год две компании из Белиза и Панамы (Redstone Financial Ltd и Telford Trading S.A.) получили на свои счета в швейцарском банке CBH Compagnie Bancaire Helvetique SA 277 млн долларов, или около 8,4 млрд рублей.
Дата: 21.03.2017 20. "Развод" по мотивам "Ревизора". Организовав ООО "Голденберг", состоящее фактически из трехх человек - он сам, папа и родной брат Вадим (последние двое частенько выступают в роли зицпредседателей в его компаниях) - Игорь Гитлин сразу получил большой контракт от РЖД на 5,8 млрд...
Подрядчик отремонтировал один тротуар.
Дата: 15.03.2016

 


Читайте:



Презентация на тему ""Уроки французского" В

Презентация на тему

В. Г. Распутин «Уроки французского». Урок литературыв 6 классе Распутин Валентин Григорьевич ( р. 1937), прозаик. Родился 15 марта в селе...

Названия, описания и особенности зимующих птиц

Названия, описания и особенности зимующих птиц

Парфенчук Алефтина ИвановнаДолжность: педагог дополнительного образования.Учебное заведение: МАОУДО города Нижневартовска Центр детского...

Разговорный стиль речи Порядок слов в предложении свободный

Разговорный стиль речи Порядок слов в предложении свободный

Слайд 2 Научиться говорить – значит научиться строить высказывания Слайд 3 В разговорном стиле важнейшую роль играет звуковая сторона речи,...

Сочинение рассуждение на тему деньги Какое значение имеют деньги в жизни человека

Сочинение рассуждение на тему деньги Какое значение имеют деньги в жизни человека

Многие задумываться о роли денег в жизни современного человека и над вопросом можно ли быть счастливым с не большим доходом?Современный человек не...

feed-image RSS