Разделы сайта
Выбор редакции:
- Отслеживание сдэк Можно ли забрать посылку на складе сдэк
- Найти перо птицы: что сулит примета?
- Особенности увольнения женщины с ребенком Имеют ли право сокращать на производстве вдов
- Броненосцы типа "андрей первозванный" 254 мм пушки броненосца андрей первозванный
- Инсценировка музыкальной сказки для детей старшей группы (5—6 лет) I
- Организация (предприятие) и ее основные характеристики
- Селекция наука о создании новых пород животных Понятие о породе, сорт, штамм
- Патологоанатом, основные компетенции Различая в работе
- Управление социальной защиты населения на уровне муниципального образования введение
- Как узнать о плановой проверке моего предприятия
Реклама
Стратегическое планирование инновационных проектов. Стратегическое планирование инновационной деятельности Стратегическое планирование инновационной деятельности научная статья |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную нижеСтуденты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны. Размещено на http://www.allbest.ru/ Введение 1. Теоретико-методологические основы стратегического планирования инновационного развития региона 1.1 История развития стратегического планирования 1.2 Основные подходы к планированию 2.1 Цели и задачи инновационного развития региона 2.2 Меры по реализации и проблемы, связанные с инновационным развитием региона 3. Разработка стратегического плана инновационного развития региона Заключение Список использованной литературы ВведениеНа сегодняшний день переход к инновационно-ориентированной экономике является основной мировой тенденцией, которая направлена на формирование стабильного экономического развития и основывается на интеллектуальных ресурсах, новых технологиях, что порождает повышение важности управления инновационными процессами в регионах. Стратегическое планирование становится одним из основных инструментов инновационного развития и должно базироваться на принципах избирательности целей, мультипликативности, ограниченности ресурсов, учета специфики региона и пр. Разработка и реализация стратегии инновационного развития региона необходимо для решения задач интенсификации и модернизации производства, роста уровня конкурентоспособности, ориентации экономики на экспорт, укрепления позиций региона в масштабах мира и страны, решения социальных и экономических проблем.Актуальность темы работы обусловлена недостаточной проработанностью различных аспектов применения стратегического планирования инновационного развития регионов. Учитывая высокую теоретическую и практическую значимость данной темы необходимо более тщательное изучение вопросов, связанных с совершенствованием инновационного потенциала регионов и поиском эффективных методик его оценки, взаимодействия участников инновационного процесса, разработки мероприятий по реализации стратегических приоритетов инновационного развития. Рассматривая регион в качестве хозяйствующего субъекта, который развивается на базе инновационной идеологии, исторических традиций, конкурентных преимуществ, необходима разработка практического инструментария стратегического планирования инновационного развития.Обеспечение высокого и стабильного уровня благосостояния, улучшения качества жизни населения, рост конкурентоспособности регионов невозможно без формирования инновационной модели экономического развития регионов. Переориентация экономики страны в инновационную модель развития -- довольно длительный и трудоемкий процесс, предполагающий совокупность целенаправленных мероприятий, направленных на активацию инновационных процессов, координацию преобразований ресурсов, сроков и этапов, объединенных в единую стратегию. По причине отсутствия общей концепции и моделей инновационного развития формирование инновационной экономики страны происходит на фоне усиления социально-экономических диспропорций. На сегодняшний день заметно увеличение числа регионов, которые значительно отстают в своем экономическом развитии от среднероссийских показателей по темпам роста.В таких условиях разработка стратегии инновационного развития регионов становится обязательным условием дальнейших эффективных преобразований и развития интеграционных процессов. Проблема формирования данной стратегии обуславливает важность анализа текущего состояния методов стратегического планирования на предмет их соответствия потребностям инновационно-ориентированного развития региона. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года//утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р Действующая система стратегического управления социально-экономического развития регионов несовершенна: в ней отсутствует взаимосвязь стратегического планирования экономического и инновационного развития регионов, а также не используются прогнозы регионального инновационного развития. Применяемые плановые показатели не дают комплексной оценки инновационным процессам и состояния инновационных систем регионов. Методы управления и планирования социально-экономического развития регионов, используемые на данный момент, показывают свою неэффективность в условиях перехода к инновационной модели и обуславливают необходимость совершенствования методологии стратегического планирования.Целью данной работы является системное исследование и разработка комплекса мероприятий по модернизации стратегического планирования инновационной деятельности регионов.Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:- раскрыть сущность понятия «стратегия инновационного развития региона» и рассмотреть основные принципы стратегического планирования инновационного развития;- изучить методику оценки инновационного потенциала;- провести анализ основных социально-экономических закономерностей развития региона, которые оказывают воздействие на инновационную деятельность;- определить взаимосвязь показателей валового регионального продукта и инновационного потенциала;- разработать перечень мероприятий для реализации стратегического планирования инновационного развития региона.Объект исследования -- управление инновационным развитием региона.Предмет исследования -- экономические и управленческие механизмы совершенствования стратегического планирования инновационного развития региона.Теоретической основой данного исследования стали научные труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные стратегическому планированию инновационного развития, а также нормативно-правовые акты Российской Федерации по проблемам социально-экономической и инновационной политики.1. Теоретико-методологические основы стратегического планирования инновационного развития региона1.1 История развития стратегического планированияМеждународная практика показывает, что при рыночной экономике заметна тенденция усиления взаимодействия государственного управления и механизмов рыночного саморегулирования. Важной задачей управления экономикой в таких условиях становится обеспечение устойчивого развития регионов.По причине того, что основной функцией управления является планирование, разработка системы планирования стратегического развития регионов становится актуальной задачей.Планирование становится необходимым по мере развития общественно-государственной и муниципальной собственности. На основе исторических данных можно сделать вывод о том, что СССР стал первым государством, где идея о возможности планомерного управления народным хозяйством, предложенная К. Марксом, была реализована на практике.Для организации планового руководства в 1917 году в СССР был создан Высший Совет Народного Хозяйства (ВСНХ), а в 1920 году -- Государственная комиссия по электрификации, на основе которой в следующем году был организован Госплан (общегосударственная плановая комиссия).Формирование и развитие методов планирования и прогнозирования на внешнеэкономическом уровне в России началось в 20-х годах ХХ века. Карагадян А.П. Стратегическое планирование экономического развития регионов Российской Федерации: традиционные научные концепции и современные подходы// Вестник Института экономики РАН. - 2009. -№2.Основными вопросами планирования были следующие:Подходы к планированию. Некоторые ученые рассматривали в качестве отправного пункта методологии планирования генетические и телеологические начала создания плана. Генетический подход основывается на объективных условиях, анализе опыта других стран и экстраполяции на будущее. В рамках планирования это означало направленность на научное предвидение на основе прошлого опыта, не учитывающее потребности общества и текущих условий. Теологический подход предполагает целевое построение преобразований; В методологии планирования на протяжении длительного времени оставался спорным вопрос о пропорциях объективного и субъективного начала в разработке плана. Некоторые ученые считали, что процесс выбора цели зависит от субъективной позиции определенного специалиста или государственного чиновника. Данный факт отодвигал объективные условия на второй план и делал проблематичной целевую установку плана. Данная проблема привела к возникновению бюрократического стиля управления экономикой; - внимание ученых того времени было сфокусировано на реальности планов, их соответствии имеющимся возможностям.Особенностью первых планов стал необязательный характер их выполнения. Лишь с 30-х годов они стали строго обязательными и приобрели характер директив. Стал расширяться перечень объектов планирования и соответствующих показателей. Вместе с планированием развития экономики внимание уделялось планированию социально-экономического развития, а позже и планированию охраны окружающей среды. Важный вклад в развитие инструментария планирования был внесен отечественными учеными В.В. Леонтьевым, В.С. Немчиновым, Л.В. Канторовичем и Н.П. Федоренко. В качестве основного метода планирования стал использоваться балансовый метод, а позже -- проблемно-комплексный и территориально-комплексный. В конце 70-х годов в СССР на первый план вышли методы оптимизации, на основе которых были разработаны экономико-математические модели эффективного функционирования экономики и отраслевого планирования. Одним из важных этапов стало принятие постановления «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работ» в 1979 году. Согласно данному документу предусматривалось усиление роли среднесрочных планов.В следующем постановлении 1987 года был определен ряд мер, направленных на повышение научной обоснованности планов и переход к экономическим методам планирования. При этом важную роль играла разработка концепции социально-экономического развития страны на долгосрочный период, в которой определялись приоритеты развития экономики, а также направления инвестиционной политики, научно-технического прогресса и социальной политики. Предполагалась также разработка годовых и пятилетних планов и сокращение перечня показателей. Однако, не смотря на свою научную обоснованность, данные подходы не были реализованы на практике. Реформы экономики 90-х годов породили множество неверных экономических суждений о развитии экономики страны. В частности произошел отказ от методов планового регулирования в пользу методов рыночной экономики.Система централизованного экономического планирования была разрушена, а плановые органы в структурах территориального управления упразднены. Прекращение работы по комплексному анализу социально-экономической ситуации и прогнозированию социально-экономического развития стало причиной разрушения информационной базы расчетов аналитического характера. Это вызвало дезорганизацию экономики и потерю управления ей. Экономические реформы, направленные на создание эффективной экономики оказались направленными против населения страны. В обществе стали преобладать негативные тенденции по ухудшению демографической ситуации: - снижение численности населения;- превышение смертности над рождаемостью;- сокращение продолжительности жизни;- рост общей заболеваемости;- общее снижение уровня жизни;- разрушение социальной сферы.На уровне регионов тенденции развития социально-экономических процессов практически полностью соответствуют общероссийским. Предоставление организациям права самостоятельно определять цены на продукцию привело к росту инфляции издержек, перенесению их на потребителей. Как следствие, платежеспособный спрос на продукцию упал, что вызвало резкий спад натуральных объемов производства. Переход от плановых методов управления к рыночным оказал негативное воздействие и на сельское хозяйство, которое подверглось серьезному спаду. На сегодняшний день кризис сельскохозяйственной сферы еще полностью не преодолен, не смотря на поддержку со стороны государства.Таким образом, российский опыт планирования социально-экономических процессов говорит о том, что развитие системы планирования в СССР происходила от стратегического индикативного планирования к тотальному директивному. В начале 90-х годов ХХ века был совершен полный отказ от планирования социально-экономического развития страны в целом, в том числе и региональных социально-экономических систем, что резко снизило эффективность деятельности властных структур и явилось одним из главных факторов ухудшения состояния экономики и социальной сферы. Основными причинами отказа от планирования стали, во-первых, несовершенство директивного планирования и повышенная детализация планов; во-вторых, принятие тезиса о «несовместимости плана и рынка»; в-третьих, отсутствие ресурсов для социально-экономического развития.1.2. Основные подходы к планированиюТеоретико-методологические основы планирования, созданные отечественными экономистами, и практический опыт СССР стали основой для разработок в области экономического планирования и прогнозирования в зарубежных странах.В 60-х годах ХХ века за рубежом начало происходить расширение сферы индикативного планирования и усложнения государственного аппарата. Необходимость планирования макроэкономических процессов была вызвана экономической нестабильностью, усилением степени интеграции различных хозяйственных единиц и секторов экономики, ростом доли государства в использовании ВВП, нарастающим ухудшением окружающей среды в результате деятельности частных предприятий. В ряде капиталистических стран в 50-ые годы ХХ века получило широкое развитие индикативное планирование, которое доказало высокую эффективность как средство государственного регулирования рыночной экономики.В следующее десятилетие в данных государствах началось расширение области планирования и усложнение административного аппарата. Планирования стало занимать важное место среди способов государственного регулирования экономики.Проанализировав опыт планирования иностранных государств можно выделить четыре подхода к определению понятия индикативного планирования, отражающие его различные аспекты.Согласно первому подходу индикативное планирование является макроэкономическим планированием при относительной самостоятельности хозяйствующих субъектов. Данный подход применялся в России и Китае. Индикативное планирование рассматривалось как «процесс формирования системы параметров (индикаторов), характеризующих состояние и развитие экономики страны, соответствующее государственной социально-экономической политике, и установление мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения указанных индикаторов». Мировая экономика: учебник / А. А. Абалкина и др. - Москва: Юрайт: ИД Юрайт, 2011. - с.241 Следующий подход к индикативному планированию отражает его информационно-ориентирующую и мотивационную функции. Согласно ему индикативное планирование означает, что «государство в интересах всей нации, с учетом потребностей регионов, а также субъектов рынка разрабатывает проекты экономического развития всего народного хозяйства (в том числе частного сектора); устанавливаются конкретные хозяйственные ориентиры, включая макроэкономические параметры и обеспеченные ресурсами структурные показатели». Там же, с.242 Таким образом происходит мотивация частных предприятий к активному участию в выполнении задач, стоящих перед государством и реализации общенациональных проектов. Третий подход основывается на том, что в индикативном плане содержатся обязательные задачи для государственных предприятий. Частные предприятия также ориентируются на индикаторы данного плана, не смотря на то, что это носит необязательный характер. Соответственно под индикативным планом понимается система показателей, реализующих централизованное управление и косвенное регулирование различных секторов экономики. Сюда включаются ориентирующие показатели, имеющие информационное значение для предприятий, директивные показатели и экономические регуляторы, в том числе налоги, цены, процентные ставки и иные экономические нормативы. Последователи четвертого подхода считали, что индикативное планирование -- это механизм координации действий и интересов государства и других субъектов экономики. Кудров, В. М. Мировая экономика: учебник / В. М. Кудров. - Москва: Юстицинформ, 2010. - с.215 Данное планирование выполняет одновременно информационную и координационную роль и предполагает согласование деятельности государственных органов, регионов и предприятий в процессе самостоятельной разработки каждым из них собственных планов и производственно-хозяйственных программ. Сторонники данного подхода считали план результатом различного рода уточнений и согласований, что делает всех участников заинтересованными в его реализации. При этом плановые показатели носят необязательный характер и выступают лишь экономическими индикаторами, отражающими информацию об ожидаемой экономической конъюнктуре. Именно координирующая функция индикативного планирования является главной, т.к. все остальные функции, так или иначе, присутствуют и в системе центрально-директивного планирования. Но именно индикативное планирование дает возможность равноправного взаимодействия государственных органов и частных предприятий.Таким образом, индикативное планирование -- это процесс формирования системы параметров, которые характеризуют состояние и развитие экономики страны; определения приоритетов и разработки мероприятий государственного регулирования социально-экономических процессов, направленных на достижение установленных индикаторов.В индикативных планах отсутствуют обязательные задания хозяйствующим субъектам, они разрабатываются с учетом предложений частного бизнеса. Таким образом, индикативные планы не препятствуют свободному целеполаганию самостоятельно хозяйствующих субъектов, а выполняют для них функцию «маяков, высвечивающих перспективные направления экономической конъюнктуры и политики государства». Кудров, В. М. Мировая экономика: учебник / В. М. Кудров. - Москва: Юстицинформ, 2010. - с. 294 Участие в процессе планирования частных предприятий привело к структурной форме индикативного планирования, когда государство проводит еще и структурную политику согласно соответствующих целевых программ. Частным предприятиям оказывается поддержка пропорционально их степени участия в данных программах. Интересы государственных и частных субъектов управления регулируются посредством применения налоговых льгот, кредитов на льготных условиях и других мер государственной поддержки. Для стратегической формы индикативного планирования характерна гибкость, необходимая при быстрых изменениях в экономике и способствующая разработке и реализации долгосрочной социально-экономической политики. В стратегическом планировании по сравнению со структурной его формой значительно сокращается регламентация действий субъектов, сроков и количество показателей планирования. стратегический планирование инновационный потенциал2. Направления инновационного развития региона и методы их реализации2.1 Цели и задачи инновационного развития регионаИнновационное развитие основывается на постоянно наращиваемой силе науки и высоких технологий и становится главным путем развития общества в условиях современной цивилизации. Основной особенностью инновационного подхода является то, что сфера научно-технической деятельности становится доминирующей в вопросах развития территорий и обеспечивает оптимальное сочетание экономического роста, социального прогресса и охраны окружающей среды. Анализ процессов, происходящих в современной экономике, показывает, что для роста ее эффективности необходимо стимулировать процесс накопления и реализации знаний, способность регионов внедрять в производство новые разработки и технологии. Эти аспекты являются основным источником стабильного экономического роста и социального развития.В связи с этим актуальной научной задачей на сегодняшний день становится изучение методологических подходов к развитию инновационной системы и обоснование такого развития, призванного обеспечить стабильный экономический рост регионов.Представляется необходимым определиться с методологическими основами формирования инновационной системы на региональном уровне, предпосылки которых начали складываться во второй половине ХХ века.Отечественными учеными того времени инновационная экономика рассматривалась как принципиально новая модель расширенного воспроизводства, главная роль в которой отведена инновационному развитию, научно-техническому прогрессу, а информация становится важной составляющей процесса воспроизводства.Реализация инновационной экономики происходит через следующие инновации:- технологические инновации, характеризующиеся существенным вкладом человеческих ресурсов по сравнению с материальными;- организационно-управленческие технологии или инновационный менеджмент;- инновационную культуру, в том числе образовательные технологии.Основными проблемами перехода к инновационной экономике являются создание инноваций, готовность общества к инновациям, их воспроизводство, а также воспроизводство инновационной деятельности и механизмов ее регуляции.Цели и задачи инновационного развития региона вытекают из региональной научно-инновационной политики, определяющейся экономическими условиями конкретного региона. Задачи инновационного развития региона основываются на создании и развитии современной инфрастуктуры и системы финансового обеспечения, определения приоритетов, создании и реализации соответствующих программ и проектов. Процесс выбора приоритетов в инновационном развитии должен основываться на изучении существующих ресурсов, анализе различных ограничений промышленного производства для обеспечения стабильной конкурентоспособности отечественных производителей на российском и мировом рынках и оценке возможностей инновационного фактора в их преодолении.С точки зрения системного подхода региональное регулирование инновационного развития -- это открытая система, которая подвержена влиянию внешних и внутренних факторов.Факторами внешнего воздействия, оказывающими воздействие на направления инновационной политики в регионах относятся следующие:- национальные приоритеты;- региональные приоритеты;- федеральная научно-техническая и инновационная политика;- федеральное законодательство;- региональное законодательство и пр.Любые серьезные изменения данных факторов приводят к трансформации стратегических направлений развития регионов и методом управления регионом.К факторам внутреннего воздействия, которые влияют на направления региональной инновационной политики, относятся:- особенности региональной хозяйственной среды, связанные с отраслевой направленностью, степенью развитости производительных сил в регионе, имеющимся научным и производственно-техническим потенциалом;- инновационные инициативы субъектов хозяйствования;- мотивационный механизм, меняющийся в соответствии с развитием производственных отношений.Согласно мнению ученых «не существует единого рецепта применения различных мер по реализации региональной научно-инновационной политики. Каждое государство и каждый регион подходит к решению задач регионального инновационного развития с учетом своих особенностей, традиций, ресурсов и потребностей». Региональная экономика/ Под ред. Г. Поляка. - М.: Юнити-Дана,2013. -с.242 2.2 Меры по реализации и проблемы, связанные с инновационным развитием регионаАнализ инновационной деятельности регионов позволяет выявить ряд организационно-экономических мер, которые способствуют региональному инновационному развитию.К ним относятся:- реализация конкретных целевых программ на национальном, региональном и местных уровнях;- прямые государственные субсидии и ассигнования региональных органов власти;- налоговые льготы, предоставляемые с целью мотивации регионального инновационного развития;- создание научных парков;- формирование инкубаторов малого инновационного бизнеса;- формирование при поддержке государства центров по передаче технологий из государственного сектора в промышленность;- организация консультирования предпринимателей по поводу внедрения инноваций и другие.Управление инновационными процессами в России происходит на двух уровнях: региональном и федеральном. Федеральный уровень предусматривает управление, нацеленное на создание государственных структур регулирования инновационной деятельностью, разработки методологии и механизмов, выработку налоговой и инвестиционной политики, определение соответствующей нормативно-правовой базы. Субъектами реализации инновационной политики являются региональные органы государственной власти, хозяйствующие субъекты и население. Данные субъекты не равнозначны по своим задачам в реализации региональной инновационной политике. На региональные государственные органы власти возложен более широкий перечень задач, причем они являются не только их исполнителем, но и автором наполнения политики, легитимным органом, который несет ответственность за реализацию инновационной политики в целом. Являясь исполнителем, государственные органы регионов создают необходимые условия для стимулирования реализации политики и сами осуществляют свою деятельность согласно этим условиям. Хозяйствующие субъекты и население принимают участие в реализации инновационной политике в той мере, в которой государству удается вовлечь их в данную деятельность путем создания стимулирующих условий.Реализация инновационной политики в регионе предполагает формирование специального механизма, направленного на достижение целей и принятие стратегических решений в рамках установленных приоритетов и направлений деятельности.В Российской Федерации на сегодняшний день осуществляется активная деятельность по созданию инновационной системы на общенациональном и региональных уровнях. Начиная с 1997 года ведется работа в данном направлении, однако пока можно констатировать факт того, что отдельные элементы данной системы пока не взаимосвязаны между собой и с другими секторами экономики. Изучение и перенос опыта других стран на российскую действительность происходило путем заимствования отдельных элементов в отрыве от единых механизмов, что не привело к положительным результатам. В результате России не удалось обеспечить прорыва в области инновационного развития экономики. Выделяют следующие подходы к созданию системы инновационного развития в регионе:- процессный;- институционально-эволюционный;- рыночный;- консолидирующий лидерский.На сегодняшний день система формирования инновационного процесса в недостаточной степени адаптирована к рыночной экономике, основной причиной чего является кризис науки, инновационной деятельности и технологического развития. Отсутствуют стратегические приоритеты на общенациональном и региональном уровнях. В недостаточной мере применяются новые механизмы кооперации и информационного обмена знаниями. Основные аспекты инновационной деятельности регионов должны основываться на оценке их инновационного состояния по основным параметрам. Анализ существующих подходов и практического опыта дает возможность выявить основные приоритетные направления, которые должны стать основой для разработки стратегии инновационного развития. Они должны включать в себя: - распространение новейших технологий и освоение новых направлений технологических укладов будущего, рост конкурентоспособности российского производства, освоение новых рынков и повышение уровня жизни населения;- содействие приоритетным исследованиям в области техники и технологий нового поколения, которые обеспечат конкурентоспособность товаров отечественного производства на внутреннем и внешнем рынках;- ускоренное развитие информационных технологий в качестве источника экономического роста и повышения производительности труда;- придание инвестициям инновационного характера, совершенствование экономике на базе новейших научно-технических разработок, переход от физически и морально устаревших основных фондов к новейшим технологическим системам, позволяющим сохранять ресурсы и повышать конкурентоспособность продукции, развитие инновационной инфраструктуры.С целью инновационного прорыва необходимо развивать отношения между государством, частными предпринимателями и населением. Достижение данных целей и реализация приоритетных направлений инновационного развития регионов предполагает организации управления на базе системного подхода, требующего формирования единой системы управления в рамках инновационной системы регионов. Региональная инновационная система -- это комплекс учреждений и организаций различных форм собственности, находящихся на территории региона и осуществляющих процессы создания и распространения новых технологий, а также организационно-правовые условия его хозяйствования, определенные совокупным влиянием государственной научной и инновационной политики, проводимой на федеральном уровне, и социально-экономической политики региона. Управление инновационной деятельностью в условиях модернизации национальной экономики: учебное пособие / В. В. Гришин. - Москва: Дашков и Кє, 2010. - с. 125 На первый план в перечне функций региональной инновационной системы выходит формирование научно-технической политики. На уровне регионов задачами управления становятся:- устойчивое социально-экономическое развитие регионов;- эффективное применение материально-технического и трудового потенциала;- удовлетворение потребностей внутреннего рынка;- оценка конкурентоспособности действующих предприятий с целью определения уровня инновационной восприимчивости и активности;- выбор приоритетных направлений, конкурентный потенциал которых наиболее высок;- разработка программ реализации инновационной политики с привлечением частных инвесторов (коммерческих банков, финансовых компаний, инвестиционных фондов);- обеспечение соответствующих дифференцированных режимов экономического стимулирования.Таким образом, региональные органы управления должны осуществлять разработку и реализацию эффективной научно-технической политики, базирующейся на общегосударственной научно-инновационной политике. Одновременно с этим необходимо учитывать уровень инновационного потенциала каждого региона.3. Разработка стратегического плана инновационного развития регионаС процессом формирования местного самоуправления и осуществлением рыночных реформ в Российской Федерации сложилась принципиально новая система взглядов на процесс стратегического планирования инновационного развития регионов на основе принципов сбалансированности интересов и установления системы взаимовыгодного сотрудничества между государственной властью, бизнесом и обществом. Одновременно с этим перестройка межбюджетных отношений и экономический кризис усилили потребность местных властей в управлении инновационным развитием регионов, базирующейся на эффективном использовании потенциала и адаптации к изменениям внешней среды. Для достижения целей стабильного развития региона требуется разработка современного механизма стратегического планирования на основе стратегических альтернатив. Вахромов Е.Н. Региональная экономика в многоуровневой структуре рыночной экономики/Е.Н. Вахромов //Вестник Иркутского государственного университета. 2009. - № 2. - С. 26-30Стратегическое планирование -- это часть стратегического управления, нацеленного на достижение желаемого состояния регионов в долгосрочной перспективе. Основой такого планирования становятся ориентация на будущее состояние территории, эффективная реализация потенциалов, усиление положительных тенденций.Стратегическое планирование инновационного развития региона предполагает разработку научно обоснованных суждений о перспективах инновационного развития экономики на основе экономических и социально-политических закономерностей развития и влияния факторов внешней среды в неопределенном времени (рис. 1). Сибирская Е.В., Строева О.А., Петрухина Е.В. Модернизация системы поддержки малого и среднего бизнеса с целью инновационного развития региона// Теоретические и прикладные вопросы экономики и сферы услуг. - 2012. - №8. - С. 96-108 Рисунок 1 -- Основные этапы формирования стратегии управления инновационным развитием регионаНа первой стадии разработки стратегического плана инновационного развития региона требуется провести анализ воздействия на экономическое развитие ряда факторов: внутренние и внешние инвестиции, движение финансовых ресурсов, научно-инновационный уровень, степень квалификации рабочей силы.В процессе стратегического планирования инновационного развития региона должен преимущественно применяться нормативный метод определения количественных характеристик инновационности с учетом ориентации на достижение стратегической цели регионального развития.В отечественной практике под стратегическим планированием могут пониматься совершенно разные по содержанию и организационной форме действия планирования, существенно отличающиеся от идеального представления о стратегическом планировании.Стратегическое планирование должно основываться на следующих принципах:- принцип субсидиарности -- передача полномочий, ресурсов и ответственности на более низкие уровни управления с цель. Их более эффективного использования;- внешняя и внутренняя интеграция -- включение региона в мировые, федеральные, межрегиональные социально-экономические и культурные процессы для достижения максимальных выгод и преимуществ;- социальное партнерство -- выстраивание нового типа взаимодействия между государственной властью, частным предпринимательством, населением;- объединение ресурсов;- участие населения -- привлечение граждан к обсуждению проблем региона;- прозрачность -- открытость деятельности власти.Выделяют несколько основных элементов в формировании стратегического плана:1) современный облик региона;2) перспективный облик региона;3) внутренняя среда региона;4) внешняя среда региона;5) стратегия -- система действий по достижению желаемого состояния региона в долгосрочной перспективе.Данные элементы комбинируются в различных вариантах и составляют план стратегического инновационного развития региона. Стратегический план региона включает в себя следующие разделы:- преамбула;- стратегический анализ;- сценарии инновационного развития;- стратегические направления;- механизмы управления реализацией стратегического плана и его проектов;- план действий по реализации стратегии на 1-2 года.Таким образом, стратегический план становится определяющим для разработки системы мер по достижению желаемого состояния инновационного развития региона. При этом должен сформироваться определенный механизм стратегического планирования, основанный на партнерстве власти, бизнеса, населения. Этот механизм включает в себя не только сам текст доку-мента, но и организационные структуры и постоянно воспроизводимые процедуры разработки, обсуждения, реализации, мониторинга и обновления стратегии. Наглядно механизм стратегического планирования инновационного развития регионов представлен на рис. 2. Рисунок 2 -- Механизм стратегического планирования инновационного развития регионаТаким образом, стратегический план инновационного развития региона необходим органам местным органам власти в качестве плана действий для выбора приоритетных направлений распределения ресурсов, а также для инвесторов, принимающих решение по долгосрочному вложению средств. Карагадян А.П. Стратегическое планирование экономического развития регионов Российской Федерации: традиционные научные концепции и современные подходы// Вестник Института экономики РАН. - 2009. -№2. ЗаключениеРазработка и внедрение методов стратегического планирования инновационного развития регионов обеспечит плавный и эффективный переход к инновационной модели региональной экономики в условиях социально-экономического дисбаланса и межрегиональной дифференциации инновационного развития.В процессе исследования были обоснованы и разработаны методологический подход и инструментарий стратегического планирования инновационного развития региона, которые дают возможность выработать эффективную стратегию перехода инновационно-ориентированной модели развития экономики.Основные выводы, полученные в результате написания работы:1. Инновационное развитие социально-экономической системы региона подразумевает под собой поступательный процесс, направленный на разработку условий активизации инновационной деятельности путем построения региональной инновационной системы, реализуемый по основным направлениям перехода экономики региона к инновационной модели развития.2. Основными отличиями стратегического планирования инновационного развития региона от традиционного типа являются следующие:- формирование единой системы целей, основанной на принципе декомпозиции;- использование принципиально нового методологического подхода, основанного на поддержке и развитии инноваций;- ориентации на будущее состояние экономической системы региона путем использования информационной базы научных разработок;- применение системы индикаторов, показывающих состояние инновационной системы регионов для мониторинга и прогноза инновационного развития регионов;- использовании новых подходов к принятию управленческих решений.3. Критерий систематизации подходов к формированию основных принципов регионального стратегического планирования должен основываться на общих принципах планирования и учете особенностей технологических стадий стратегического планирования инновационного развития регионов.4. Для обеспечения направленности принципов на нивелирование проблем разработки региональных стратегий необходимо определить состав основных принципов стратегического планирования инновационного развития экономической системы региона.5. Методологический подход к разработке стратегии инновационного развития экономической системы региона основывается на создании уникальных инновационных продуктов, производство которых позволит повысить эффективность инновационной деятельности региона.В процессе выполнения работы были решены следующие задачи:- используя основные принципы стратегического планирования инновационного развития разработан системный комплекс целей и задач;- описан алгоритм формирования стратегического портфеля инновационных проектов, который может лечь в основу разработки инновационной стратегии развития региона;- предложен методический подход к анализу уровня инновационного развития региона на основе обобщения действующих методик и с учетом универсальности индикаторов;- уточнен методический подход к оценке эффективности региональных программ стратегического планирования, основанный на достижении целевых показателей и изменения позиций региона в соответствующем рейтинге.Практическая значимость работы заключается в том, что изложенные в работе теоретические положения дополняют ранее описанные в литературе и научных статьях знания в области развития регионального стратегического планирования социально-экономического и инновационного развития регионов, уточняют и расширяют их понятийный аппарат. Выводы и предложения, которые были получены в ходе исследования, дополняют инструментарий стратегического планирования развития экономики регионов и могут стать базой для дальнейшего изучения данной темы. Сформулированные в работе предложения по совершенствованию стратегического планирования инновационного развития региональной экономики могут применяться для повышения эффективности управленческих решений, разработки программ социально-экономического развития регионов и мероприятий по повышению их инновационной активности.Список использованной литературы1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года//утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р 2. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до2020 г. (утв. распоряжением Правительства РФ от 8 декабря2011 г. №2227-р). 3. Андреев А.В. Основы региональной экономики: учебник для вузов/А. В. Андреев. - М.: КноРус, 2012. - 334 с. 4. Александрова, А.В. Стратегический менеджмент: Учебник / Н.А. Казакова, А.В. Александрова, С.А. Курашова, Н.Н. Кондрашева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 320 c. 5. Вахромов Е.Н. Региональная экономика в многоуровневой структуре рыночной экономики/Е.Н. Вахромов //Вестник Иркутского государственного университета. 2009. - № 2. - С. 26-30. 6. Иванова М.В. Региональная экономика в контексте российского федерализма/М.В. Иванова//Север и рынок: формирование экономического порядка. - 2011. - Т. 2. - № 28. - С. 146-149. 7. Инновационный менеджмент: учебное пособие / А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова, А.О. Сизова. - Москва: КноРус, 2009. - 415 c. 8. Инновационный менеджмент: учебник / А.В. Гугелев. - Москва: Дашков и Кє, 2010. - 335 с. 9. Инновационный менеджмент: учебное пособие / К.В. Балдин и др. - Москва: Академия, 2010. - 362 с. 10. Кистанов В.В. Региональная экономика России: Учебник / В.В. Кистанов, Н.В. Копылов.- М.: Финансы и статистика, 2011. - 584 с. 11. Козьева И.Л. Экономическая география и регионалистика: учебник / И.Л. Козьева, Э.Н. Кузъбожев. - М.: КНОРУС, 2012. - 346 с. 12. Кудров, В.М. Мировая экономика: учебник / В.М. Кудров. - Москва: Юстицинформ, 2010. - 509 с. 13. Курнышев В.В. Региональная экономика. Основы теории и методы исследования: учебник для вузов / В.В. Курнышев, В.Г. Глушкова. - М.: КноРус,2012. - 254 с. 14. Мировая экономика: учебник / А.А. Абалкина и др. - Москва: Юрайт: ИД Юрайт, 2011. - 589 с. 15. Региональная экономика. Природно-ресурсные и экологические основы/ Под ред. В. Глушковой, Ю. Симагина. - М.: КноРус, 2012. - 320 с. 16. Региональная экономика/ Под ред. Г. Поляка. - М.: Юнити-Дана,2013. - 464 с. 17. Региональная экономика: учебник для вузов/ Т.Г. Морозова, М.П. Победина, Г.Б. Поляк и др.; Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2012. - 472 с. 18. Управление инновационной деятельностью в условиях модернизации национальной экономики: учебное пособие / В. В. Гришин. - Москва: Дашков и Кє, 2010. - 366 с. 19. Фетисов Г.Г. Региональная экономика и управление: учебник/ Г.Г. Фетисов, В.П. Орешин. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 416 с. - (Высшее образование). 20. Чапек В.Н. Региональная экономика: учебник для вузов/В.Н. Чапек.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. - 256 с. 21. Экономика и управление инновациями: учебно-методический комплекс / В.И. Кудашов, Е.В. Иванова, Т.Г. Машковская. - Минск: Издательство МИУ, 2012. - 239 с. 22. Карагадян А.П. Стратегическое планирование экономического развития регионов Российской Федерации: традиционные научные концепции и современные подходы// Вестник Института экономики РАН. - 2009. -№2. 23. Петрухина Е.В. Особенности и закономерности стратегического планирования инновационного развития регионов// Фундаментальные исследования. - 2013. - №4 (Ч. 3). - С. 710-714. 24. Сибирская Е.В., Строева О.А., Петрухина Е.В. Модернизация системы поддержки малого и среднего бизнеса с целью инновационного развития региона// Теоретические и прикладные вопросы экономики и сферы услуг. - 2012. - №8. - С. 96-108. 25. Яковлева Н.В. Теоретико-методологические подходы к анализу мезоэкономических систем инновационной экономики// Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. - 2009. - №29 (162). - С. 57-62. Размещено на Allbest.ru Подобные документыИнновация: теоретический анализ понятия. Теоретические и методические основы, понятие, структура и функции инновационного потенциала. Исследование и оценка инновационного потенциала и персонала на примере Хабаровской дирекции по обслуживанию пассажиров. курсовая работа , добавлен 20.07.2010 Основные понятия и категории инновационного потенциала организации. Количественная и экспертная оценка инновационного потенциала. Кадровая, информационная, финансовая, материально-техническая, организационно-управленческая составляющие инноваций. курсовая работа , добавлен 12.01.2015 Сущность и основные понятия инновационного потенциала сотрудников организации. Разработка рекомендаций по совершенствованию инновационного потенциала персонала организации в ЗАО "РосЭнергоСтрой". Уровень квалификации используемого труда, его оценка. курсовая работа , добавлен 12.04.2015 Понятие инновационного климата и его формирование. Сущность инновационного потенциала предприятия и расчет его уровня. Приоритетность интеллектуального потенциала в его формировании. Методические положения оценки инновационного потенциала предприятия. контрольная работа , добавлен 06.11.2013 Сущность инновационного климата и потенциала организации. Основные функции формирования структур систем управления. Структура инновационного процесса. Индикаторы инновационного состояния организации. Система сбалансированных показателей в организации. курсовая работа , добавлен 16.12.2010 Характеристика общего технического потенциала национальной экономики России и Хабаровского края в условиях структурной перестройки экономики. Особенности оценки инновационного потенциала Информационно-Вычислительного Центра Сахалинской железной дороги. курсовая работа , добавлен 20.01.2014 Обоснование актуальности инновационного предложения, его описание. Разработка мероприятий по размещению и продвижению на рынке нового продукта с учётом специфики инновационного предложения и полученных показателей оценки экономической эффективности. курсовая работа , добавлен 08.06.2011 Инновационный экономический потенциал предприятия: анализ классификации и особенности структуры. Анализ ОАО "Мясокомбинат": задачи, структура инновационного климата, оценка. Развитие инновационного потенциала через коммерциализацию продуктовых инноваций. дипломная работа , добавлен 24.03.2012 Понятие инновационного менеджмента, его сущность и особенности, место и значение в управлении современной организацией. Уровни инновационного менеджмента, их характеристика и отличительные черты. Причины сложности развития инновационной сферы в России. реферат , добавлен 17.04.2009 Изучение тенденций развития теоретического аппарата инновационного менеджмента и предпосылок его возникновения. Выявление основных этапов развития инновационного менеджмента как научной дисциплины. Определение современного состояния данной дисциплины. | «Инновация в деятельности предприятия имеет значение только тогда, когда она совершенствует деятельность в соответствии со стратегией развития бизнеса. В действительности, инновации процесса деятельности предприятия невозможны, если они будут случайными разовыми воздействиями и не будут сфокусированы на стратегической части ведения бизнеса и будут подразумевать достижение стратегических целей» Инновационный бизнес даже более других видов коммерческой деятельности нуждается в стратегическом планировании. Стратегическое планирование обеспечивает способность инновационного бизнеса быть конкурентоспособным через концентрацию инновационных ресурсов, существенное улучшение результатов инновационной деятельности и раскрытие тех инновационных возможностей, которые позволили бы получить инвестиционные ресурсы. Для тех инвесторов и кредиторов, которые рассматривают вопросы финансирования инновационного бизнеса, стратегия развития инновационного предприятия позволяет выделить предприятие из среды конкурентов и повысить шансы получения финансирования. Процесс стратегического планирования включает в себя четыре стадии:
Каждая стадия является неотъемлемой частью процесса стратегического планирования. Стратегия определяет на чем необходимо фокусировать основные усилия, чтобы добиться поставленных целей. Планирование по большей части включает в себя обмен информации о новой стратегии внутри предприятия и обсуждение путей реализации этой стратегии с акционерами предприятия, заказчиками, инвесторами и кредиторами. Исполнение представляет собой реализацию планов предприятия. И, наконец, постоянное совершенствование означает непрерывное приспособление и улучшение планов по мере того, как они реализуются во времени. Поэтому, разработка успешной стратегии является непрерывным процессом, а не разовым событием. Зачем заниматься стратегическим планированием?
Что же такое стратегическое планирование? Стратегическое планирование – это процесс разработки и постоянного усиления устойчивой конкурентоспособности предприятия. Стратегическое планирование предусматривает такое управление предприятием, которое позволяет достигать поставленных целей. Стратегическое планирование решает следующие проблемы предприятия:
Другими словами, стратегическое планирование показывает, как вы будете управлять деятельностью предприятия в течение нескольких следующих лет, какие ресурсы необходимы для того, чтобы ваша деятельность была успешной, что вам нужно делать, для того, чтобы достичь поставленных целей и какие риски ожидают вас на этом пути. Наиболее ограниченными являются такие ресурсы, как время и деньги. Поэтому, одной из важнейших задач стратегического планирования является принятие решений о распределении ресурсов между разными потребностями предприятия. Этот процесс принятия решений является ядром стратегического планирования. Без стратегического планирование распределение ресурсов может происходить под влияние момента и основываться на соображениях сиюминутной необходимости, а не на стратегической важности, т.е. работать по принципу «решения «горящих» проблем». Предприятие должно определить, на чем будет сконцентрированы его усилия, для того, чтобы оно могло развить весь свой потенциал. Будет ли предприятие зависеть от заказчиков, или оно будет опираться на инновации, совершенство технологических процессов, четком управлении материально-техническим снабжением или на технологии? Стратегия не является производителем различных планов. Планы являются лишь побочным продуктом разработки стратегии. Стратегия является производителем результатов. Стратегия является частью процесса управления предприятием. Как и в любом другом процессе, при разработке стратегии каждый «получает то, что посеял». Инвестиции как времени, так и средств в стратегическое планирование приносить огромные дивиденды в виде раскрытия потенциала предприятия, создания работоспособной команды и постоянного внимания, нацеленного на достижение поставленной цели. В конечном счете, стратегическое планирование приводит к повышению конкурентоспособности предприятия. Таблица 1.
Характеристики стратегического планирования Специфические характеристики систем стратегического планирования суммируются в таблице 2 и основываются на пятибалльной шкале Ликерта, охватывающей оценки от 1 – «нет концентрации на этой характеристике» до 5 – «самая большая концентрация на этой характеристике» Ориентация внутрь оценивается через возможную степень внимания, уделяемого обслуживанию клиентов, эффективности производственного процесса, привлечению и удержанию высококвалифицированных кадров и анализу сильных и слабых сторон предприятия. Ориентация вовне оценивается четырьмя факторами, относящимися к анализу возможностей использования инвестиций и нераспределенных средств, конкуренции и анализу рынка. Функциональная ориентация оценивается по четырех балльной шкале, различающей ожидаемую степень ударения, делаемого на функциональное планирование, координацию и интеграцию в деятельности по стратегическому планированию. Участие ключевых кадров оценивается по той степени, в которой управляющий предприятием, члены совета директоров и менеджеры различных уровней вовлекаются в процесс стратегического планирования. Созидательность в стратегическом планировании оценивается по девяти балльной шкале, описывающей способность предприятия предвидеть неожиданности и кризисы, адаптироваться к непредвиденным обстоятельствам и т.д. Аспекты управления оцениваются по 10-ти балльной шкале, показывающей степень концентрации на мотивации менеджеров, перекрестном обмене информацией в иерархии организации, интеграции производственных аспектов и т.д. И, наконец, использование методов планирования оценивается по степени ударения, делаемого на применение финансовых моделей, анализе портфеля инвестиций и методов прогнозного анализа. Таблица 2.
Что дает стратегическое планирование?
Каковы преимущества стратегического планирования для предприятия?
Какова цена того, что предприятие не имеет стратегического плана?
На какие критические вопросы нужно ответить для определения сущности развития бизнеса?
Возможности инновационного бизнеса постоянно расширяются. До недавнего времени многие инновационные предприятия, особенно, на начальной стадии развития, были ограничены только местными рынками. В настоящее же время, даже для самых начинающих открыты мировые рынки. В то же время усиливается и глобальная конкуренция. Это приводит к тому, что основной задачей стратегического планирования является обеспечение устойчивой конкурентноспособности предприятия. Постоянное внедрение новых технологий является зачастую для многих предприятий основным стратегическим фактором для успешной конкурентной борьбы. Более того, еще более важным фактором конкуренции между инновационными предприятиями становится скорость внедрения новых разработок. Со временем в экономике становится все больше инвестиционных средств. Но при этом инвесторы становятся все более и более избирательными. Поэтому потребности в стратегическом планировании, которое определяло бы предпосылки для успешной деятельности предприятия становятся острыми и актуальными. ИнвестицииЧасто предприятия разрабатывают бизнес-планы для получения финансирования. Однако, в настоящее время инвесторы и кредиторы чаще требуют от потенциального объекта инвестирования разработок стратегического планирования, а не написания производственного бизнес-плана. Поэтому, бизнес – план должен отражать подходы к стратегическому планированию. Такие подходы являются показателем того, насколько успешно руководство предприятие управляет его деятельностью. Бизнес-план является отражением того, что руководство понимает состояние компании и окружение, в котором она работает, все члены компании понимают цели компании и стратегию достижения этих целей. Кредиторы и инвесторы заинтересованы в вашей стратегии больше, чем в финансовых проектировках, потому что ваш подход к стратегии развития предприятия показывает насколько более или менее вероятным будет достижение вами показанных финансовых проектировок. Для чего заниматься стратегическим планированием?Стратегический план похож на план игры любой спортивной команды. Без конкретного плана игры тренер мог бы просто проинструктировать команду словами «Выходите на поле и играйте». Хотя такая команда и может выиграть благодаря физическим способностям игроков, это маловероятно. В то же время для того, чтобы выигрывать игры одних только хороших игроков не достаточно. Многие предприниматели обладают отличными идеями, но не могут их успешно реализовать. Необходимо иметь как прекрасную стратегию, так и прекрасное ее исполнение. Даже в этом случае успех не может быть гарантирован. Однако, обладая и тем и другим, предприниматель существенно повышает свои шансы на успех. Этот принцип является ключевым в стратегическом планировании: сочетание прекрасной стратегии с совершенным ее исполнением. При этом важным в конечном счете является не собственно стратегическое планирование, а как оно дополняется тремя ключевыми параметрами: планированием, исполнением и постоянным совершенствованием. Стратегическое планирование и отличное исполнение являются существенными элементами в достижении успеха в сегодняшнем мире конкуренции. Еще одним существенным элементом является обмен информацией. В процессе реализации планов должна быть обратная связь и постоянная корректировка и адаптация планов. Этот процесс и называется непрерывным совершенствованием. Инвестиции в разработку стратегии повышают шансы предприятия на успех, объединяют руководство предприятия и исполнителей для решения одних задач. В связи с этим является ли стратегическое планирование краткосрочной или долгосрочной задачей? Многие считают, что стратегия является долгосрочной задачей. Оспаривается факт, что стратегия может быть краткосрочной. В действительности же стратегия не имеет отношения ко времени. Стратегия имеет дело с конкуренцией. В качестве демонстрации последнего утверждения можно привести следующий пример. Представьте, что вы – генерал единственной армии в мире. Не существует конкурентов, таких как другие армии. В результате, стратегия вам не нужна. Вместо этого, вам нужен хороший производственный план, который бы решал, какого цвета форму носить солдатам и как отбирать музыкантов в полковые оркестры. Однако, стоит ввести в «бой» еще одного конкурента, как тут же стратегия становится важным фактором. Поэтому то стратегия не имеет ничего общего со временем. Стратегическое планирование занимается конкуренцией. Является ли стратегическое планирование прерогативой крупных предприятий? Стратегия не имеет ничего общего с размером предприятия. В любом конкурентном окружении предприятия, которые могут лучше чем конкуренты продумать свои действия, лучше чем конкуренты спланировать свою деятельности и лучше чем конкуренты маневрировать на рынке, получают конкурентные преимущества. Малые и средние предприятия должны разрабатывать стратегию, охватывающую конкурентную борьбу в течение ближайших трех лет. Так как при этом будут возникать быстрые технологические и маркетинговые изменения, этим предприятиям будет необходимо приспосабливать свои планы к изменениям во внутренней и внешней среде. Как генерал, пример которого был приведен выше, вам будет необходимо пересматривать тактику и оттачивать методы маневрирования. Эта гибкость является ключом к успеху. Стратегическое планирование является динамическим процессом. По мере того, как предприятие реализует процесс своего развития, изменяется и поведение предприятия на рынке. Действия должны быть предприняты достаточно быстро. Быстрые действия, основанные на стратегическом подходе, и быстрое достижение успеха создают движущую силу продвижения вперед. Большая часть предпринимателей, особенно, в инновационном бизнесе принимают отличные решения по стратегии развития, т.к. они постоянно думают о том, как совершенствовать свой бизнес. В связи с этим недостатка стратегических идей не бывает. Поэтому, когда инновационный бизнес терпит неудачу, это чаще всего является результатом слабости процессов планирования, исполнения и постоянного совершенствования. Многие предприниматели думают, что все остальные члены их команды понимают цели их бизнеса, и поэтому не тратят времени на то, чтобы донести до всех цели деятельности предприятия. Многие предприниматели обладают прекрасными задумками, но не могут успешно воплотить их в жизнь. Часто предприятия не могут просто фокусироваться на критических параметрах, которые помогли бы им достичь успеха. СтратегияПроцесс разработки стратегии должен быть увлекательным, должен основываться на четких мотивировках и поднимать дух предприятия. Процесс разработки стратегии представляет из себя время размышлений о бизнесе, это процесс ухода от ежедневных забот и раздумья о будущем предприятия. Для усиления стратегического мышления рекомендуется минимум на два дня оторваться со всей управленческой командой от ежедневных забот и пригласить для помощи в формулировании стратегии независимого специалиста – консультанта. Консультант должен знать процесс стратегического планирования, иметь опыт работы в бизнесе для того, чтобы создавать практические рекомендации, а также иметь способность системно обобщать результаты групповых обсуждений. Процесс стратегического планирования начинается с честной оценки текущей ситуации бизнеса. Альберту Эйнштейну приписывают высказывание о том, что если бы у него был всего один час для решения проблемы о том, как спасти мир, то он потратил бы первых 50 минут на анализ самой проблемы. Эта концепция справедлива и для стратегического планирования. Однако, многие предприниматели предаются мечтам и никогда не могут разработать план для достижения своих целей. Процесс разработки стратегии отвечает на следующие 4 вопроса:
Хотя это может показаться очень простым заданием, в действительности это не так. Однако, процесс стратегического планирования, состоящий из 4 вышеуказанных компонентов обеспечивает определенную структуру для приложения усилий предпринимателей и помогает получить максимальный результат от предпринимательской деятельности. Где мы находимся?Ответ на этот вопрос представляет собой понимание того, что представляет собой предприятие и его деятельность на сегодня. Это объективная оценка производственной деятельности в широком смысле этого слова. Часто такой анализ предприятия называют «взглядом на свой бизнес с противоположной стороны улицы». Нужно взглянуть на свое предприятие глазами других. Для этого нужно посмотреть на свое предприятие с точки зрения акционеров предприятия, клиентов предприятия, его персонала, поставщиков, а также с точки зрения самого управления. На этом этапе нужно оценить сильные и слабые стороны предприятия, описать его успешную деятельность и неудачи, постигшие предприятие, оценить достижения и проблемы, возможности и угрозы успешной деятельности. Стратеги применяют еще одно выражение для описания этого процесса: «Взгляд с воздушного шара» или «Взгляд с высоты 10,000 метров». Этот процесс сбора информации о предприятии не сводится к простому обзору финансовых параметров деятельности предприятия. Процесс этот включает в себя и информационный обмен между акционерами предприятия. Наконец, иногда первым шагом к решению проблемы является признание наличия такой проблемы. Процесс сбора данных для стратегического планирования должен включать создание кратких обзоров всех видов деятельности предприятия, а также сбор внешней информации о рынках и экономике, в которой действует предприятие. Все собранные данные затем представляются той группе, которая будет разрабатывать стратегический план для объективной оценки бизнеса. Для облегчения сбора объективной информации рекомендуется провести опрос тех, кто представляет отдельные элементы предприятия, а также всех акционеров. Эти опросы должны охватывать и персонал предприятия, включая различные уровни управляющих, заказчиков и поставщиков. Опросы эти должны проводиться лицами, не зависящими от руководства предприятия, так как если эти опросы проводятся самим руководством, то оно не получит объективных результатов. Так как нельзя опросить всех, нужно выбрать представителей различных групп опрашиваемых. Опрос должен осуществляться на основе единого вопросника и содержать место, достаточное для обсуждения тех вопросов, которые опрашиваемые считают важными для развития бизнеса предприятия. Во время разработки стратегии первый день посвящается переработке и обсуждению стратегической оценки деятельности предприятия. Чем более точной будет оценка, тем легче будет определить то, над чем нужно работать, чтобы добиться поставленных целей. После того, как оценка текущего состояния предприятия будет представлена разработчикам стратегии, следующим шагом становится анализ этого состояния. Простым и эффективным способом проведения этого анализа является SWOT – анализ, или анализ сильных и слабых сторон предприятия, возможностей предприятия и угроз его деятельности. SWOT – анализ позволяет структурировать информацию и определить, как воспользоваться сильными сторонами, как бороться со слабостями, как рассматривать возможности и как защищаться от угроз. По мере того, как вы проходите через этот анализ, вы неизбежно отреагируете на информацию путем разработки решений для обозначенных проблем. Однако, нельзя попадаться в эту ловушку. Нужно выслушать, изучить и проанализировать все факты прежде чем принимать решения. Ваш консультант должен записывать все высказываемые идеи и предлагаемые действия для того, чтобы вы смогли рассмотреть их позже. На этом этапе главной задачей является не фокусирование на проблемах и слабостях, а объективная оценка, того положения, в котором предприятие находится на сегодняшний день. На этом этапе вы можете только определить те стороны деятельности предприятия, на которых вы должны сконцентрироваться для достижения поставленных целей. Только тогда, когда вы увидели, где находится ваше предприятие сегодня, вы можете взглянуть в будущее через призму того, чего вы хотели бы добиться, где бы вы хотели быть со своим предприятием и как вам достичь этого. Куда мы идем?После того, как вы провели стратегическую оценку вашего бизнеса, вам нужно понять, в каком направлении должен развиваться бизнес. Вы должны представить ваше предприятие через 3 года. Чего вы достигнете через три года? Какие возможности вы развивали? Что говорят о вашем бизнесе ваши клиенты, поставщики, персонал и акционеры? Каких финансовых результатов вы достигли? Какие ключевые достижения вам удалось обеспечить? Хотя этот процесс и предусматривает определенную долю мечтаний, вы должны оставаться реалистичными и ваше будущее должно быть достижимым. Нужно установить баланс далеко идущих целей с пониманием того, что будущее, которое вы рисуете, является достижимым. Достижимое будущее должно пониматься всеми членами команды. Тогда будущее станет «желаемым» всеми. В процессе стратегического планирования члены команды должны детально описать видение будущего состояния предприятия со всеми основными его элементами. Чем более ясно описано это видение, тем легче понять это будущее и донести его до всего коллектива. Видение является подходящим термином, т.к. сам термин подразумевает, что вы должны видеть, как должно выглядеть будущее. При разработке видения будущего предприятия вы должны рассмотреть стратегическую цель развития вашего бизнеса. Это означает, что вы должны определиться, будете ли вы концентрироваться на производственном превосходстве, на взаимоотношениях с клиентами, на продукциях и услугах, инновациях, продажах и маркетинге или на развитии каналов сбыта. Определение точек концентрации сформирует видение будущего и поможет вам концентрироваться на выделенных моментах в процессе исполнения избранной стратегии. Выбор главной цели бизнеса или движущей силы бизнеса помогает определить то, какими знаниями должна обладать команда для достижения поставленных целей. Разработка такого видения желаемого всеми будущего бизнеса занимает, по меньшей мере, пол дня. Как мы дойдем к цели?После того, как вы оценили текущее состояние бизнеса и разработали общее понимание видения будущего бизнеса, процесс определения того, как достичь поставленные цели становится намного проще. Этот процесс часто называют «анализом расхождений». В ходе такого анализа определяются расхождения между тем, где вы находитесь сейчас и где вы хотите быть. На этой стадии вы определяете те аспекты вашего бизнеса, которые вам нужно изменить и на которых вам нужно сконцентрироваться для того, чтобы пройти путь от того места, в котором бизнес находится в настоящее время, до определенного вами места в будущем. Хотя вы и не можете предусмотреть все возможные препятствия, вашей целью является концентрация управляющих воздействий на выделении критических параметров, определяющих успешность вашего бизнеса. Стратегическое видение, которые вы разрабатывали на предыдущей стадии помогает определять эти критические параметры. Вам нужно ответить на следующие вопросы: Какие параметры предприятия вы должны развивать для того, чтобы достичь поставленных целей? Какие объекты инфрастуктуры должны привлекать ваше внимание в первую очередь? С какими препятствиями вам приходится сталкиваться? Какие ресурсы вам необходимы? Ответ на вопрос «Как мы собираемся достичь наши цели?» также включает в себя определение тех ключевых параметров, показывающих результаты вашей деятельности, которые соответствуют параметрам, критическим в достижении успеха. Эти ключевые параметры создают основу для управления ходом изменений на предприятии и эти параметры могут отличаться от тех методов управления, которые вы применяли в своей деятельности ранее. Одним из ключей к успешному выполнению разработанной вами стратегии является управление измеряемыми параметрами вашего бизнеса. Старинная поговорка «Вы представляете собой то, что вы измеряете» является справедливой для этого случая. Определение и измерение ключевых параметров, описывающих деятельность вашего предприятия, помогает концентрироваться на критических факторах успеха для того, чтобы превратить задумываемое вами будущее в реальность. Это помогает внедрять в ваш бизнес те изменения, которые необходимы для достижения ваших целей. Наконец, вы должны решить, насколько организация вашего бизнеса соответствует выбранной вами стратегии. Например, улучшают ли применяемые вами компенсационные программы достижение поставленных вами целей? Часто бизнес – план утверждает одни цели, а руководство предприятия стимулирует компенсационными программами совершенно другие. Важно, чтобы все структуры предприятия понимали свои выгоды от того, что предприятие достигнет поставленные перед ним цели. Как мы будем поддерживать процесс постоянных изменений?Ключом к успеху является постоянные изменения, отражающие изменение внешней среды. Многие предприятия занимаются стратегическим планированием, но затем у них не хватает воли воплотить выбранную стратегию в жизнь и вносить в свою организацию постоянные изменения. Например, когда вы возвращаетесь после разработки стратегических планов к ежедневным заботам предприятия, вы можете снова окунуться в рутину и сиюминутные проблемы. Нельзя позволять, чтобы это произошло. В процессе стратегического планирования нужно разработать мероприятия, которые позволят обеспечить среду для постоянной реализации стратегических планов. Это требует определенной структуры и дисциплины и обычно включает в себя постоянное обсуждение достигнутого. По завершению стратегического планирования необходимо обратиться к тем проблемам и вопросам, которые накопились во время вашего отсутствия. Только после того, как вы справились с производственными кризисами, вы можете сконцентрироваться на выделенных в стратегическом плане факторах, критических для достижения вами успеха. Необходимо разработать процесс постоянного внедрения элементов стратегического плана, чтобы «план жил». В противном случае, стратегического успеха достигнуть не возможно. Для того, чтобы стратегический план «жил», нужно проводить обсуждения поставленных целей, планов их достижения и того состояния, в котором компания находится на пути достижения этих планов. Для того, чтобы формализовать и структурировать процесс работы над исполнением стратегического плана необходимо выполнить следующий комплекс работ:
Рекомендуется проводить обсуждения хода выполнения стратегического плана не реже одного раза в две недели. Это хороший способ для того, чтобы освежить тот энтузиазм, который был достигнут при разработке стратегического плана. Обсуждение стратегического плана позволяет четче понять проблемы исполнения плана и обеспечить приверженность членов команды стратегическому плану. Создание постоянной движущей силы для достижения поставленных целей требует большой дисциплины. Частью деловой активности должно становиться постоянное внесение изменений в деловые процессы предприятия. Внедрение новых методов оценки деятельности предприятия, новых форм отчетности о ходе выполнения работ, новых компенсационных планов, совпадающих со стратегическими целями, новых приоритетов вложения средств – все это может помочь в реализации стратегических планов. ПланированиеПосле того, как вы разработали стратегию развития компании, вы знаете, в каком направлении вы движетесь и как вы должны дойти до ваших целей. После этого, нужно донести содержание стратегического плана до всех структур и работников компании. Многие компании не уделяют этому процессу обмена информацией достаточно времени. Однако, если процесс обмена информацией не налажен и работники и акционеры компании не осведомлены о стратегических планах, исполнение стратегического плана будет очень трудным. Необходимо объяснить содержание стратегического плана всем владельцам, акционерами и работникам предприятия, а также клиентам и инвесторам, подчеркивая то, как они могут помочь выполнению этого плана и что они получать от реализации этого плана. Повторяйте информацию о ваших планах и сообщайте о ходе их реализации при каждой удобной возможности. Необходимо начать обмен информацией сразу после разработки стратегического плана, пока все идеи еще свежи в головах всех участников. Это позволит также понять всем участникам процесса, какие договоренности были достигнуты, понять, какой вклад может внести каждый член команды, какая перспектива ожидает предприятие. Процесс обмена информацией может включать и регулярные совещания для обсуждения хода выполнения плана стратегического развития, выработки корректирующих управляющих воздействий, перераспределения ответственности и материально-технических ресурсов. Через месяц после разработки стратегического плана нужно провести встречу с персоналом для обсуждения достигнутых результатов. Управляющий предприятия должен объяснить, что было предпринято за прошедший срок и описать те цели, которые были разработаны. Такая встреча должна быть мотивационной. Если собрание провести на подъеме, то у коллектива должно быть чувство успеха предприятия в будущем. Нужно объяснить сущность факторов, критических для успеха, и параметров, показывающих эффективность деятельности компании. Нужно раздать краткое содержание доклада всем присутствующим. Главной задачей такого заседания является представление разработанной стратегии, создание мотивации у коллектива и обеспечение всем членам команды внести свою лепту в общий успех предприятия. Только через участие всех членов команды можно добиться приверженности вашей идее. Ваши сотрудники должны понимать их роли и понимать, что от них ожидают успешной работы всего предприятия. Написание бизнес-планаИногда для обмена информацией о результатах стратегического планирования может быть достаточно заметок, составленных на заседании управленческой команды по разработке стратегического плана. Однако, могут потребоваться более подробное изложение всех аспектов деятельности предприятия в условиях реализации стратегического плана. Поэтому, еще одним эффективным средством обмена информацией о стратегическом плане является бизнес план. Растущим предприятиям обычно не хватает потоков наличности. Поэтому, разработка бизнес планов помогает предприятию определить потребности в финансировании и пути привлечения этого финансирования. Если для реализации стратегического плана необходимо дополнительное финансирование, большинство кредиторов и инвесторов запросит бизнес план в письменном виде. Такой план является обязательным условием получения финансирования и представляет собой документ, полезный как для инвесторов, так и для учредителей самого предприятия и его работников. Хотя хорошо написанный бизнес план и не гарантирует получения финансирования, плохо написанный бизнес план приведет к тому, что ваше предложение будет просто отвергнуто. Перед тем, как разрабатывать бизнес план, необходимо разработать стратегию. Хотя эта аксиома и кажется очевидной, многие предприниматели начинают с написания бизнес плана. Если у вас нет четко разработанной стратегии, вам не удастся ни реализовать ваш план, ни получить финансирование. Инвесторы и кредиторы имеют хорошо натренированный глаз для того, чтобы распознать, что управляющие предприятия не продумали проект до деталей и/или не разработали стратегии проекта. Хотя кредиторы и инвесторы и рассмотрят финансовые показатели Вашего плана, они больше всего заинтересованы в стратегии, лежащей в основе плана. Они хотят убедиться, что возможности – достижимы, что планы достижения целей хороши, и что менеджмент предприятия способен воплотить план в жизнь. Хороший план должен доносить до читающего эту информацию. Хотя внешние консультанты и могут помочь составить бизнес план и разработать стратегию, план должен вырасти из недр предприятия. Эффективный бизнес план должен быть полезным инструментом ведения деятельности предприятия. Если бизнес план увлекает читателя, он/она захочет узнать о возможности, представляемой в плане, больше. Важной составляющей бизнес плана являются финансовые проектировки. Эти данные являются количественным выражением ваших планов по развитию бизнеса, они являются ожидаемым финансовым результатом реализации ваших планов. Многие предприниматели делают общую ошибку, начиная разработку бизнес плана с расчетов конкретных параметров. Расчет финансовых проектировок, которые отражают то, что читатель хочет увидеть в бизнес плане, а не демонстрация стратегии, является хорошим рецептом для того, чтобы потерпеть неудачу. Такой подход часто называют «планированием, поставленным с ног на голову». Прибыль не является результатом концентрации на количественных показателях деятельности вашего предприятия. Прибыль – это результат того, что ваш бизнес развивается правильно. Получения прибыли не является стратегией, это результат. Стратегическое планирование позволяет определить критические факторы, определяющие достижение вами поставленной цели. Демонстрация количественных показателей должна быть завершением процесса бизнес планирования, который покажет куда вы направляетесь и как вы достигнете своих целей. Числа становятся простым финансовым выражением плана. Содержание разработанного планаПосле того, как вы разработали стратегический план и собрали исходную информацию, вы можете начать разрабатывать бизнес план. Хотя вам необходимо включить в бизнес план определенную стандартную информацию, вы должны отразить уникальные черты вашей компании и вашей ситуации. Помните о том, что для некоторых читателей информация, содержащаяся в вашем бизнес плане, может быть единственной информацией о вашей компании. Поэтому вы должны создать положительное впечатление о вашей компании. Можно представить, что написание бизнес плана является написанием нескольких меморандумов по различным темам. Такой подход облегчает процесс разработки бизнес плана и позволяет делегировать функции по разработке отдельных частей бизнес плана разных членам команды. Хорошо разработанный бизнес план показывает какие показатели бюджета или баланса предприятия демонстрируют результативность работы предприятия, обеспечивает критерии, которыми пользуется руководство для принятия управленческих решений, и предлагает внешним читателям ознакомиться с направлениями развития предприятия. Бизнес план должен отражать культуру предприятия, его ценности и распределение лидирующих ролей в компании. План должен быть ясным, кратким и не иметь погрешностей. Содержание бизнес плана должно быть логичным, например, финансовые проектировки должны соответствовать объемам продаж и плану маркетинга. Это может показаться очевидным, однако, существует много ситуаций, когда бизнес план не является логичным. Представьте себе реакцию потенциального инвестора, если при чтении бизнес плана он сталкивается с противоречивыми утверждениями и орфографическими ошибками. Что бы вы подумали о людях, которые представили вам такой план? ИсполнениеИсполнение стратегического плана – это то, что отличает одну компанию от другой. Стратегия должна стать частью вашей деловой культуры и частью ваших ежедневных работ. Одним из наиболее эффективных методов внедрения такого подхода является изменение того, какими параметрами вы оцениваете успешность деятельности вашего предприятия. Для каждого из 5-6 факторов, критических для достижения успеха и выделенных в стратегическом плане, вам необходимо обозначить те ключевые параметры деятельности предприятия, которые вы должны постоянно фиксировать. В этом случае все изменения будут плотно вплетены в деловые процессы на вашем предприятии. Это может привести к тому, что вы будете регистрировать те параметры, которые ранее вы не замечали вовсе. Например, вы можете определить, что для успешной деятельности вашего предприятия необходимо следить за отношениями с клиентурой. Тогда вы можете с определенной периодичностью оценивать качество этих отношений путем общения с клиентами. Для повышения эффективности такого управления, вы должны обмениваться со своей командой результатами этой деятельности вне зависимости от того, положительные ли они или отрицательные, и концентрировать усилия вашей команды на внедрение таких изменений, которые бы обеспечивали достижение требуемого результата. Еще одним фактором успешного выполнения стратегического плана является выделение «ударных позиций». Это относится к тем изменениям, которые могут быть быстро предприняты для того, чтобы создать залог успеха и дать толчок к движению вперед. Необходимо выделить такие «ударные позиции» и распределить приоритеты между ними. Нужно отмечать достигнутые промежуточные успехи, чтобы ускорить внедрение изменений. Другим эффективным инструментом исполнения стратегического плана является изменение стратегии компенсации. Нужно связать компенсационные мероприятия с результатами деятельности, оцениваемыми с точки зрения выделенных в стратегическом плане критических факторов успеха. Это позволяет заставить членов команды концентрироваться на определенных аспектах деятельности предприятия. Эти факторы и мероприятия должны отражать содержание вашего плана и соответствовать структуре выплат компенсаций и вознаграждений. Этот процесс называется еще «выравниванием». Другой составляющей успешного исполнения является степень, с которой вы придерживаетесь к разработанному плану. Хотя небольшие изменения в плане неизбежны, внесение крупных поправок и частое изменение правил организации деятельности может привести к тому, что работники предприятия перестанут серьезно воспринимать внедряемые вами мероприятия. Управленческая верхушка предприятия не только должна поддерживать инициативы и пробивать им дорогу, но ей нужно постоянно напоминать сотрудникам о том, на чем необходимо концентрировать основные усилия в ходе выполнения плана. Нужно постоянно отмечать успешных работников, т.к. признание вклада в общее дело и моральное поощрение тоже является важной составляющей наряду с денежными компенсациями. Постоянное совершенствованиеДаже после того, как стратегический план начал успешно воплощаться в жизнь, всегда имеются возможности для совершенствования. Этот процесс постоянного совершенствования включает анализ того, что можно сделать лучше, какие меры сработали лучше и какие не дали ожидаемого результата. Нужно сделать так, чтобы команда не была настолько жестко зациклена на стратегическом плане, что это не будет оставлять пространства для маневров и изменений. Например, стратегия может меняться, если изменилась внешняя среда в виде появления новых конкурентов или изменений в экономическом законодательстве. Изменения могут производиться через механизм постоянной оценки деятельности предприятия. Рекомендуется проводить собрания, посвященные обсуждению результатов не реже раза в месяц и выработке мероприятий по корректировке курса. Успешная стратегия включает в себя концентрацию, структуризацию, дисциплину, разумный подход, движущую силу, обязательность, оцениваемость, компенсации, обмен информации, финансирование, цели и среду, поддерживающую реализацию стратегического плана. Но если бы этот процесс был простым и легким, все бы реализовывали свои планы, были богаты и счастливы. |
Читайте: |
---|
Популярное:
Особенности увольнения руководителя организации |
Новое
- Найти перо птицы: что сулит примета?
- Особенности увольнения женщины с ребенком Имеют ли право сокращать на производстве вдов
- Броненосцы типа "андрей первозванный" 254 мм пушки броненосца андрей первозванный
- Инсценировка музыкальной сказки для детей старшей группы (5—6 лет) I
- Организация (предприятие) и ее основные характеристики
- Селекция наука о создании новых пород животных Понятие о породе, сорт, штамм
- Патологоанатом, основные компетенции Различая в работе
- Управление социальной защиты населения на уровне муниципального образования введение
- Как узнать о плановой проверке моего предприятия
- Да уж, теперь не разгонишься