Реклама

Главная - Порядок формирования
Фз об основах внешнеэкономической деятельности. Нормативное регулирование вэд
Внешнеэкономическая деятельность: учебный курс Маховикова Галина Афанасьевна

2.2. Законодательство, регламентирующее ВЭД в России

Юридической основой регулирования внешнеэкономической деятельности в России является совокупность норм, изложенных в законах Российской Федерации, которые либо прямо распространяются на данную сферу деятельности, либо оказывают на нее непосредственное влияние, а также общепризнанные нормы международного права и международные договоры в области экономических отношений.

К числу важнейших законодательных актов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность, следует отнести Закон РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (от 21 ноября 2003 г.), Закон РФ «Об иностранных инвестициях в РФ» (от 25 июля 2002 г. № 117-ФЗ), Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» (от 10 декабря 2003 г. №173-Ф3), Патентный закон РФ (от 23 сентября 1992 г. № 3517-1), Закон РФ «О таможенном тарифе» (от 21 мая 1995 г. № 5003-1), Таможенный кодекс РФ (от 28 мая 2003 г., № 61-ФЗ), Закон РФ «О международном коммерческом арбитраже» (от 7 июля 1993 г. № 5338-1) и др. Определяемые законами общие условия и принципы ведения ВЭД получили дальнейшее развитие и конкретизацию в указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, на базе которых были подготовлены различные нормативные акты соответствующих министерств и ведомств.

Среди подзаконных актов, задействованных в административно-правовом регулировании внешнеторговой деятельности, следует обратить внимание на постановление Правительства РФ, касающееся ставок ввозных и вывозных таможенных пошлин на отдельные виды товаров; о порядке применения антидемпинговых пошлин; об установлении квот на экспорт некоторых видов товаров; о мерах по защите российских производителей той или иной продукции; о введении или отмене лицензирования импорта товаров; о трансграничном перемещении отходов; о мерах государственной поддержки отдельных сфер производства и услуг; о введении сертификатов на продукцию; об осуществлении контроля и государственной экспертизы в соответствующих случаях внешнеэкономической деятельности; о государственной регистрации видов товаров, производимых в России или ввозимых в страну; об особом порядке экспорта/импорта специфических товаров (например, ядерных материалов); о правилах маркировки товаров; по вопросам транзита товаров; о реализации соответствующих международных соглашений в части торговли некоторыми видами товаров; об определении ущерба в случаях импорта товаров, субсидируемых иностранными государствами, и в случаях демпингового импорта; о паспортах транспортных средств; о мерах по государственному регулированию внешнеторговых бартерных сделок; о конкурсах и аукционах по продаже квот на экспорт/импорт товаров, работ, услуг; по защите потребительского рынка России от проникновения некачественных импортных товаров; по вопросам применения схемы преференций России к товарам развивающихся стран; о централизованных закупках по импорту; о лицензировании и квотировании экспорта/импорта товаров, работ, услуг; о порядке определения таможенной стоимости ввозимых товаров; о регулировании реэкспорта и многих других.

Из книги Правовое регулирование рекламы автора Мамонова Е

Из книги Бюджетная система РФ: конспект лекций автора Бурханова Наталья

ЛЕКЦИЯ № 3. Бюджетное законодательство РФ Бюджетное законодательство РФ состоит из Бюджетного Кодекса, федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год, нормативных

Из книги Бюджетная система РФ автора Бурханова Наталья

14. Бюджетное законодательство РФ Бюджетное законодательство РФсостоит из Бюджетного Кодекса, федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год, нормативных правовых актов

Из книги Налоговое право автора Микидзе С Г

6. Законодательство о налогах и сборах Согласно положениям, закрепленным в ст. 1 НК РФ, законодательство России о налогах и сборах состоит непосредственно из НК РФ и принятых на основании и в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.Налоговый кодекс РФ

Из книги Деньги. Кредит. Банки: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

50. Законодательство, регламентирующее банковскую деятельность Банковское право – совокупность норм права, содержащих предписания, относящиеся к банковской деятельности, то есть устанавливающих правовое положение самих банков и иных кредитных организаций,

Из книги Экономическая теория. автора Маховикова Галина Афанасьевна

8.3. Потери от несовершенной конкуренции. Антимонопольное законодательство Модель рынка совершенной конкуренции предполагает наиболее рациональное использование всех ресурсов общества и минимизацию общественных затрат на производство продукции.Рынок несовершенной

Из книги Защита прав потребителей: часто задаваемые вопросы, образцы документов автора Еналеева И. Д.

Глава 1 Российское законодательство о защите прав потребителей 1.1. Становление законодательства о защите прав потребителей Законодательство о защите прав потребителей прошло длительный путь развития. В начале XX в. для защиты потребительского права в Америке, Англии, а

Из книги Самоучитель биржевой торговли автора Сипягин Евгений

Глава 1 Регулирующее законодательство Теперь поговорим о тех нормативных актах, которые мы должны знать. Вы же учите «Правила дорожного движения», прежде чем сесть за руль автомобиля?Итак, законодательные акты:1. Гражданский кодекс РФ.2. Налоговый кодекс РФ.3. Федеральный

Из книги Банковское право. Шпаргалки автора Кановская Мария Борисовна

15. Конституция РФ и банковское законодательство Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, является актом высшей юридической силы на всей территории Российской Федерации.Источниками банковского права выступают положения

Из книги Финансы как творчество: хроника финансовых реформ в Казахстане автора Марченко Григорий

7. БАНКОВСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В марте 1995 года парламент Республики Казахстан был распущен, и в течение девяти месяцев президент управлял страной посредством указов. Средства массовой информации были полны комментариев – недоумевающих, гневных, порицающих,

Из книги Налоговое право. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

18. Налоговое законодательство РФ Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.НК устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие

Из книги Страхование. Шпаргалки автора Альбова Татьяна Николаевна

11. Специальное страховое законодательство Для страхования важнейшим законодательным актом является Федеральный закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Он регулирует отношения между лицами, осуществляющими деятельность в сфере страхового дела,

Из книги Новая эпоха - старые тревоги: Политическая экономия автора Ясин Евгений Григорьевич

2.8 Законодательство и судебная защита Для инвестора самое важное - стабильность законодательной базы, соблюдение правовых норм и возможность обеспечить их принудительное исполнение. Законы могут быть лучше или хуже, но с этим можно мириться при условии, что они не будут

Из книги Все о бизнесе в Германии автора фон Люксбург Натали

5.5. Антимонопольное законодательство (Закон о картелях) Закон направлен против ограничений в конкуренции. По отношению к картелям в Германии действует принцип запрета. Исключения предусматриваются по отношению к картельным соглашениям об однородных условиях торговли,

Из книги Google AdWords. Исчерпывающее руководство автора Геддс Брэд

Из книги Несправедливое преимущество. Сила финансового образования автора Кийосаки Роберт Тору

Налоговое законодательство поощряет должников Теперь мы знаем, почему налоговые ведомства поощряют должников, освобождая их от налогов, и наказывают вкладчиков, облагая доход от вкладов налогами по самым высоким ставкам – как

Внешнеторговая деятельность - это деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, интеллектуальной собственностью и информацией.

Внешняя торговля товарами - это импорт и (или) экспорт товаров. Ее объектом является товар, то есть движимое имущество, а также отнесенные к недвижимому имуществу воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и смешанного (река - море) плавания и космические объекты, а также электрическая энергия и другие виды энергии. Внешняя торговля товарами может осуществляться в виде экспорта и импорта. Экспорт товара - это вывоз товара с таможенной территории страны без обязательства об обратном ввозе, а импорт товара - ввоз товара на таможенную территорию страны без обязательства об обратном вывозе.

Внешняя торговля услугами - оказание услуг (выполнение работ), включающее в себя производство, распределение, маркетинг, доставку услуг (работ). Поставка товара во внешнеторговой деятельности осуществляется единственным способом - посредством перемещения его через границу. В отличие от товаров поставка услуг осуществляется одним из нижеперечисленных способов или их комбинацией:

  • трансграничная поставка услуг;
  • перемещение потребителей в страну-экспортер;
  • учреждение коммерческого присутствия в стране, потребляющей услугу;
  • временное перемещение физических лиц в другую страну с целью предоставления услуги.

В российском законодательстве выделяются следующие способы внешней торговли услугами:

  • с территории Российской Федерации на территорию иностранного государства;
  • с территории иностранного государства на территорию Российской Федерации;
  • на территории Российской Федерации иностранному заказчику услуг;
  • на территории иностранного государства российскому заказчику услуг;
  • российским исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории иностранного государства, путем присутствия его или уполномоченных действовать от его имени лиц на территории иностранного государства;
  • иностранным исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории Российской Федерации, путем присутствия его или уполномоченных действовать от его имени иностранных лиц на территории Российской Федерации;
  • российским исполнителем услуг путем коммерческого присутствия на территории иностранного государства;
  • иностранным исполнителем услуг путем коммерческого присутствия на территории Российской Федерации.

Внешняя торговля интеллектуальной собственностью - это передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставление права на использование объектов интеллектуальной собственности российским лицом иностранному лицу либо иностранным лицом российскому лицу.

Внешняя торговля информацией осуществляется в следующих формах:

  • в форме внешней торговли товарами, если информация является составной частью этих товаров;
  • в форме внешней торговли интеллектуальной собственностью, если передача информации осуществляется как передача прав на объекты интеллектуальной собственности;
  • в форме внешней торговли услугами в других случаях.

Внешняя торговля России обеспечивает занятость значительной части работоспособного населения страны, гарантирует стабильность рубля, является важной силой, формирующей растущий государственный бюджет страны, и во многом обеспечивает устойчивое развитие экономики Российской Федерации. Примерно 40% ВВП страны образуется в экспортных операциях.

Соглашение о купле-продаже товара оформляется внешнеторговым договором . Это коммерческий документ, подтверждающий совершение сделки, он составляется в соответствие с законодательством и обычаями делового оборота и, как правило, включает следующие разделы:

  • преамбула
  • предмет контракта
  • срок поставки товара
  • цена и общая стоимость товара
  • условия платежа
  • количество и качество товара
  • упаковка и маркировка
  • сдача-приемка товара по количеству и качеству
  • ответственность за нарушения условий контракта, санкции
  • основания освобождения от ответственности (форс-мажор)
  • страхование
  • арбитраж
  • прочие условия
  • реквизиты сторон.

Документальное сопровождение внешнеторговой сделки включает таможенные, транспортные и коммерческие документы. Таможенные документы - это документы, составляемые исключительно для таможенных целей. К их числу относится таможенная декларация. Это документ, в котором по установленной форме указываются сведения, необходимые для представления в таможенный орган. Содействие в оформлении таможенных документов предприятиям, ведущим экспортную деятельность, оказывают таможенные брокеры. Таможенный брокер (представитель) - это посредник, совершающий таможенные операции от имени и по поручению предприятия. Права, обязанности и ответственность таможенного брокера на территории РФ определены в Таможенном кодексе РФ.

К числу транспортных (перевозочных) документов относятся коносамент, накладная или иные документы, подтверждающие наличие и содержание договора перевозки товаров и сопровождающие товары и транспортные средства при международных перевозках. Коммерческие документы - это счет-фактура (инвойс), отгрузочные и упаковочные листы и иные документы, которые используются в соответствии с международными договорами, законодательством или обычаями делового оборота при осуществлении внешнеторговой деятельности и которые в силу закона, соглашения сторон или обычаев делового оборота используются для подтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу.


Введение

2 Принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности

Глава 2. Инновации в государственном регулировании внешней торговли в рамках таможенного союза России. Беларусь, Казахстан

Заключение


Введение


Внешнеторговая деятельность - динамическая процесс, которой требует постоянного регулирования со стороны государства. Государственное регулирование внешней торговли заключается в создании наиболее благоприятных условий для развития национальной экономики, продвижение отечественных производителей на мировой рынке.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности было и остается актуальным вопросом для России. Главная задача нашего государства на данное время - это интеграция в мировое хозяйство как независимого участника рыночных отношений.

Активный экспорт природных ресурсов сегодня уже не в состоянии обеспечить нашей стране выгодное положение на мировой экономической арене. Именно поэтому новым аспектом внешнеторговой политики России является пересмотр существующих инструментов регулирования внешнеторговой деятельности, которые создадут условия для результативного развития отечественных производителей на мировом рынке.

Внешнеторговая деятельность России - объект данного исследования. Основные методы и принципы государственного регулирования внешней торговли, выявление особенностей их реализации на данном этапе - вот то, на что будет направлена эта работа.

Задачи работы:

Рассмотреть особенности внешней торговли России в настоящее время. Определить наиболее распространенные методы и принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности на современном этапе.



1 Характеристика внешнеторговой деятельности России: основные понятия, современное состояние


Под внешнеэкономической деятельностью следует понимать деятельность государства по развитию сотрудничества с другими государствами в области торговли, экономики, техники, культуры, туризма.

Внешняя торговля представляет собой основное звено во внешнеэкономической деятельности. Она активно участвует в формировании национального дохода и представляет собой сферу сопряжения государственных интересов и стандартов разных стран в целях нахождения взаимовыгодного партнерства участвующих контрагентов в операциях купли-продажи.

Впервые понятие «внешнеторговая деятельность» было употреблено в ст. 2 Федерального закона от 13 октября 1995 г. № 157- ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (в настоящее время утратил силу), где указывалось, что внешнеторговая деятельность представляет собой разновидность предпринимательской деятельности, в том числе исключительными правами на них.

Следует отметить, что в новом Федеральном законе от 8 декабря 2003 № 164- ФЗ(ред. От 28.07.2012) « Об основаниях государственного регулирования внешнеторговой деятельности» под внешнеторговой деятельностью понимается деятельность по осуществлению сделок в облости внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.

Внешняя торговля товарами - это импорт и (или) экспорт товаров. Ее объектом является товар, то есть движимое имущество, а так же отнесенные к недвижимому имуществу воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и смежного (река - море) плавания и космические объекты, а также электрическая энергия и другие виды энергии. Внешняя торговля товарами может осуществляться в виде экспорта и импорта. Экспорт товара - это вывоз товара с таможенной территории страны без обязательства об обратном ввозе, а импорт - это ввоз товара на таможенную территорию страны без обязательства об обратном вывозе.

Внешняя торговля услугами - оказание услуг (выполнение работ), включающие в себя производство, распределение, маркетинг, доставку услуг единственным способом - посредством перемещения его через границу. В отличии от товаров, поставка услуг осуществляется одним из нижеперечисленных способов или их комбинации:

) трансграничная поставка услуг;

) перемещение потребителей в страну-экспортер;

) учреждение коммерческого присутствия в стране, потребляющей услугу;

) временное перемещение физических лиц в другую страну с целью предоставления услуги.

Внешняя торговля интеллектуальной собственностью - это передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставление права на использование объектов интеллектуальной собственности российским лицом иностранным лицу либо иностранным лицом российскому лицу.

Внешняя торговля информацией осуществляется в следующих формах:

а) в форме внешней торговли товарами, если информация является составной частью этих товаров;

б) в форме внешней торговли интеллектуальной собственности, если передача информации осуществлялась как передача прав на объекты интеллектуальной собственности.

в) в форм внешней торговли услугами в других случаях.


1.2 Основные принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности


Статья 4. Основные принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности

Основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности являются:

) защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг; 2) равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом; 3) единство таможенной территории Российской Федерации; 4) взаимность в отношении другого государства (группы государств); 5) обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации и осуществление возникающих из этих договоров прав Российской Федерации; 6) выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности; 7) гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности; 8) обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности; 9) исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации; 10) обеспечение обороны страны и безопасности государства; 11) обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов Российской Федерации, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговой деятельности; 12) единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности; 13) единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории Российской Федерации. Защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг.

Государство обеспечивает защиту прав и законных интересов юридических и физических лиц, участвующих во внешнеторговой деятельности. Это является одной из целей Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности". Комментируемый Закон предусматривает возможность применения различных инструментов государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Так, например, в соответствии со ст. 40 комментируемого Закона в случае, если иностранное государство предпринимает меры, которые нарушают экономические интересы российских лиц, в том числе меры, которые необоснованно закрывают российским лицам доступ на рынок иностранного государства или иным образом необоснованно дискриминируют российских лиц, Правительство РФ может вводить ответные меры - меры ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью. Наряду с защитой участников внешнеторговой деятельности государственное регулирование внешнеторговой деятельности нацелено также на защиту прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг. Для этого в арсенале инструментов торговой политики содержатся, например, специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры, которые могут вводиться при импорте товаров для защиты экономических интересов российских производителей товаров (ст. 27 комментируемого Закона; Федеральный закон от 8 декабря 2003 года N 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров"). На защиту прав и законных интересов российских потребителей товаров и услуг нацелены многие меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и услугами и вводимые исходя из национальных интересов (ст. ст. 32 и 35 комментируемого Закона).

Равенство участников внешнеторговой деятельности и их недискриминация, если иное не предусмотрено федеральным законом

Данный принцип тесно связан с конституционным принципом юридического равенства (ст. 19 Конституции РФ), признания и защиты равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ст. 8 Конституции РФ). Следует заметить, что конституционный принцип равенства прав и свобод человека и гражданина не исключает наличия специальных прав, льгот и преимуществ для отдельных категорий лиц. В данном случае налицо сочетание принципов равенства и справедливости на основе учета в законодательстве естественных и социальных различий отдельных категорий лиц. Важно, чтобы соответствующие льготы были законодательно оформлены. Одновременно с закреплением принципа равенства участников внешнеторговой деятельности законодатель устанавливает запрет их дискриминации. Государство не должно дискриминировать участников внешнеторговой деятельности, то есть предоставлять одним субъектам условия для внешнеторговой деятельности худшие, чем те, которые были предоставлены другим субъектам. Принцип недискриминации находит непосредственное отражение в ряде статей комментируемого Закона. Так, ст. 22 посвящена недискриминационному применению количественных ограничений; в ст. 23 предусматривается, что распределение квот основывается на равноправии участников внешнеторговой деятельности в отношении получения квоты и их неискриминации по признакам формы собственности, места регистрации или положения на рынке; ст. 26 предписывает организациям, которым предоставлено исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, совершать сделки по экспорту и (или) импорту отдельных видов товаров, основываясь на принципе недискриминации и руководствуясь только коммерческими соображениями. Запрет дискриминации не является абсолютным: в случаях, предусмотренных федеральным законом, использование дискриминационных мер может быть признано правомерным (например, в качестве ответных мер и т.д.).

Единство таможенной территории Российской Федерации

Понятием "таможенная территория" обозначают территорию, на которой в полном объеме действует таможенное законодательство данной страны

В соответствии со статьей 5 Закона РФ "О таможенном тарифе" таможенная территория Российской Федерации - территория, над которой Российская Федерация обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела. Таможенный кодекс РФ 2003 г. (ст. 2) определяет таможенную территорию Российской Федерации следующим образом: - территория Российской Федерации составляет единую таможенную территорию Российской Федерации (п. 1); - таможенная территория Российской Федерации также включает в себя находящиеся в исключительной экономической зоне Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 2); - на территории Российской Федерации могут находиться создаваемые в соответствии с федеральными законами особые экономические зоны, являющиеся частью таможенной территории Российской Федерации (п. 3). Для определения пространственных пределов таможенной территории используют понятие "таможенная граница". Под таможенной границей понимается линия, ограничивающая таможенную территорию: "Таможенная граница - граница таможенной территории Российской Федерации" (п. 2 ст. 5 Закона РФ "О таможенном тарифе"). Таможенная граница очерчивает пространственные пределы действия таможенного законодательства данного государства и разделяет таможенные территории сопредельных стран. Иными словами, таможенная граница устанавливает область действия таможенного суверенитета государства.


3 Методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности


Каждое государство регулирует ввоз и вывоз товаров посредством тарифных и нетарифных методов, влияющих на количество, качество и стоимость товаров, поступающих на внутренний рынок, и иных мер, направленных на обеспечение государственных интересов во внешнеторговом обороте. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в РФ осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, международными договорами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ посредством названных в п. 1 ст. 12 Закона 2003 г. методов.

Эти методы включают:

) таможенно-тарифное регулирование;

) нетарифное регулирование;

) запреты и ограничения внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;

) меры экономического и административного характера, способствующие развитию внешнеторговой деятельности и предусмотренные этим Федеральным законом.

Важным положением Закона является п. 2 ст. 12, предусматривающий, что не допускаются иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, что придает перечню п. 1 ст. 12 исчерпывающий характер. Впервые Закон 2003 г. включает специальные главы о государственном регулировании внешнеторговой деятельности в области внешней торговли товарами (гл. 5), в области внешней торговли услугами (гл. 6), в области внешней торговли интеллектуальной собственностью (гл. 7). Вполне очевидно, что наиболее детально урегулированной является область внешней торговли товарами. На первое место в области внешней торговли товарами Законом 2003 г., как и Законом 1995 г., поставлен метод таможенно-тарифного регулирования, который является традиционным инструментом регулирования внешней торговли, определяет порядок пересечения экономической границы государства.

Согласно ст. 19 Закона 2003 г. «Таможенно-тарифное регулирование» в целях регулирования внешней торговли товарами, в том числе для защиты внутреннего рынка РФ и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике, в соответствии с законодательством РФ устанавливаются ввозные и вывозные таможенные пошлины, которые, как известно, применяются в РФ в настоящее время. При заключении внешнеторговых контрактов таможенно-тарифное регулирование требует внимания сторон при распределении обязательств, связанных с прохождением товаров таможни, выполнение которых необходимо для выпуска товаров на экспорт или для внутреннего потребления. Распределение обязательств во многом определяется согласованием базисных условий поставки на основе положений ИНКОТЕРМС 2010 г.

Таможенно-тарифное регулирование на практике нередко находит отражение в положениях контрактов о распределении расходов по оплате таможенных пошлин, которые, однако, не могут менять положений законодательства о том, кто оплачивает таможенные пошлины. В практике рассмотрения споров имеются и иные примеры, связанные с выполнением требований таможенного регулирования. Специальные положения Закона 2003 г. посвящены группе методов нетарифного регулирования, которое определено в Федеральном законе 2003 г. как метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера (ст. 2 п. 17).

Согласно ст. 20 Закона нетарифное регулирование внешней торговли товарами может осуществляться только в случаях, предусмотренных законом, при соблюдении указанных в них требований. Оно включает следующие методы: - применение количественных ограничений, устанавливаемых Правительством РФ в исключительных случаях (ст. 21 - 23); - применение лицензирования в сфере внешней торговли товарами (ст. 24); - ограничение путем предоставления исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров (ст. 26); - введение специальных защитных мер, антидемпинговых мер и компенсационных мер - для защиты экономических интересов российских производителей товаров (ст. 27). Среди нетарифных методов на первое место в Законе 2003 г. поставлен метод введения количественных ограничений - ограничений ввоза или вывоза отдельных товаров в пределах определенных количественных объемов в натуральном или стоимостном выражении, устанавливаемых на определенный период.

Данному методу регулирования специальная статья была посвящена и в Законе 1995 г. Предусматривалось, что экспорт из РФ и импорт в РФ осуществляются без количественных ограничений. Введение количественных ограничений Правительством РФ допускалось только в исключительных случаях в целях:

) обеспечения национальной безопасности РФ;

) выполнения международных обязательств РФ с учетом состояния на внутреннем товарном рынке;

) защиты внутреннего рынка РФ в соответствии со ст. 18 «Защитные меры в отношении импорта товаров».

Закон 2003 г. также устанавливает, что импорт и экспорт товаров осуществляется без количественных ограничений, за исключением специально предусмотренных в Законе случаев. Правительство РФ в исключительных случаях может установить, в частности, временные ограничения или запреты экспорта товаров для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке РФ продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка РФ, перечень которых определяется Правительством РФ.

Правительство РФ может также ограничить импорт сельскохозяйственных продуктов или водных биологических ресурсов, ввозимых в РФ в любом виде, если необходимо сократить производство или продажу аналогичного товара российского происхождения; сократить производство или продажу товара российского происхождения, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если в РФ не имеется значительного производства аналогичного товара; а также в ряде случаев, когда необходимо снять с рынка временный излишек аналогичного товара российского происхождения. Таким образом, Закон 2003 г. по сравнению с ранее действовавшим сократил возможные случаи применения количественных ограничений и ограничил виды товаров, в отношении которых могут применяться количественные ограничения. Так, ограничение экспорта возможно только в отношении продовольственных или иных товаров, являющихся существенно важными для внутреннего рынка РФ, перечень которых определяется Правительством РФ.

Вместе с тем количественные ограничения импорта могут касаться только продовольственных и сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов. Специальная статья Закона 2003 г. посвящена лицензированию в сфере внешней торговли. Статья 24 практически обобщает имевшую место практику лицензирования. Предусматривается, что лицензирование, во-первых, устанавливается в случае введения количественных ограничений. Во-вторых, лицензирование устанавливается в случае реализации разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров. В-третьих, лицензирование устанавливается в случае предоставления исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров. Примеры такого лицензирования были приведены ранее. В-четвертых, согласно ст. 24 Закона 2003 г. лицензирование устанавливается при необходимости выполнения РФ международных обязательств.

К нетарифным методам Закон 2003 г. относит ограничение права на осуществление внешнеторговой деятельности путем предоставления исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, которое осуществляется на основе лицензии (ст. 26), о чем уже упоминалось в п. 2 данной статьи. Важным нетарифным методом регулирования является предусмотренное Законом введение специальных защитных мер, антидемпинговых мер и компенсационных мер при импорте товаров для защиты экономических интересов российских производителей. Подробное регулирование применения таких мер предусмотрено новым Федеральным законом РФ N 165-ФЗ «О специальных, защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» 2003 г. Применение предусмотренных Законом 2003 г. нетарифных методов в большинстве случаев влечет для сторон необходимость получения соответствующего разрешения для выполнения контрактных обязательств, получения лицензии.

Поскольку отсутствие лицензии является основанием для отказа в выпуске товаров таможенными органами РФ, при подготовке контракта на куплю-продажу товаров, для которых требуется получение лицензии, соответствующие положения должны быть включены в контракт. Важным ориентиром в этой ситуации являются соответствующие положения Принципов международных коммерческих договоров УНИДРУА 1994 г., посвященных обращениям за государственным разрешением (которое толкуется широко и включает получение лицензий в экспортно-импортной сфере) в тех случаях, если законодательство какого-либо государства требует государственного разрешения, влияющего на действительность договора или его исполнение.

Как предусмотрено Принципами УНИДРУА, в этом случае возникает несколько вопросов по поводу того, кто несет бремя обращения за этим разрешением, срока обращения, правовых последствий своевременного неполучения административного решения и отказа в выдаче разрешения (ст. 6.1.14 - 6.1.17). Для участников внешнеторговых контрактов важно учитывать положения специальной главы Закона (гл. 8), посвященной особым видам запретов и ограничений внешней торговли товарами, услугами, интеллектуальной собственностью, т.е. для всех видов внешнеторговых сделок. Такие запреты включают: - запреты и ограничения внешней торговли в целях участия РФ в международных санкциях в соответствии с Уставом ООН(ст. 37); - ограничения в целях поддержания равновесия платежного баланса РФ (ст. 38); - ограничения, связанные с мерами валютного регулирования (ст. 39); - ответные меры (ст. 40).

Применение группы мер государственного регулирования в виде запретов и ограничений вполне очевидно создает затруднения или невозможность исполнения обязательств по внешнеторговому контракту, ставит вопрос об освобождении контрагентов от ответственности за неисполнение обязательств. Важные требования, требующие учета при составлении внешнеторговых контрактов, содержатся в новом Федеральном законе «О техническом регулировании» 2002 г. Устанавливая условия ввоза на территорию РФ продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, Закон, в частности, предусматривает, что для помещения подлежащей обязательному подтверждению соответствия продукции под таможенные режимы (предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории РФ) в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителя представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании в соответствии со ст. 30 Закона.

Таким образом, в условиях контрактов, заключаемых на поставку в РФ продукции, подлежащей в соответствии с законодательством РФ обязательной сертификации, должно быть предусмотрено представление сертификата либо иных необходимых документов, подтверждающих ее соответствие установленным требованиям, которые необходимы для получения разрешения на ввоз продукции на территорию РФ.


Глава 2. Инновации в государственном регулировании внешней торговли в рамках таможенного союза России, Беларуси, Казахстана


В связи с созданием таможенного союза Россия, Беларусь, Казахстан таможенное законодательство претерпело ряд изменений, которые коснулись и сферы регулирования внешнеторговой деятельности.

Как уже было сказано выше, в условиях данного интеграционного объединения часть функций по регулированию внешней торговли передано от национальных органов государств-участников органам управления таможенного союза, в первую очередь Комиссии таможенного союза. Решение Комиссии таможенного союза носит обязательный характер, подлежит непосредственному применению в государствах-членах таможенного союза.

мая 2010 года на заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС (высший орган таможенного союза) на уровне глав правительств в Петербурге приняты решения о вступлении в силу важнейших международных договоров, формирующих договорно-правовую базу Таможенного союза.

В частности были рассмотрены такие вопросы как:

применение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам;

техническое регулирование в рамках таможенного союза;

применение санитарных, ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер в таможенном союзе и т.д.

мая 2010 года Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации единогласно ратифицировала Таможенный кодекс таможенного союза, представленный Федеральной таможенной службой. Россия первой из государств союзной тройки узаконила Таможенный кодекс таможенного союза.

Принципиальные новации по сравнению с таможенным законодательством РФ:

срок уплаты таможенных пошлин, налогов устанавливается равным сроку временного хранения - до четырех месяцев, в ТК РФ был установлен срок уплаты - 15 дней;

участникам внешнеторговой деятельности предоставляется возможность осуществлять свою деятельность в любой точке государства-члена таможенного союза;

в ТК ТС экспорт - процедура, в соответствии с которой товары таможенного союза вывозятся за пределы территории таможенного союза. Таким образом, перемещение товаров из России в Казахстан, например, считается взаимной торговлей. В рамках взаимной торговли не будет производиться взимание таможенных платежей, применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость и (или) освобождение от уплаты акцизов, а так же не применяется меры нетарифного регулирования.

В рамках таможенного союза ввели статистику взаимной торговли государств-членов таможенного союза. Контролируется взаимная торговля товарами и услугами уполномоченными органами, определенными государствами-участниками таможенного союза. В РФ определенно, что уполномоченным органам в области ведения статистики внешней торговли являлась ФТС России а, уполномоченным органом в области ведения статистики взаимной торговли - Росстат.

Что касается сертификатов о происхождении товара, то здесь межгосударственным советом ЕврАзЭС рассмотрены мероприятия по принятию порядка оформления и выдачи Единого сертификата происхождения товара из таможенного союза, который будет являться документом, подтверждающим происхождение товара из таможенного союза, а так же мероприятия по признанию Единого сертификата происхождения товара из таможенного союза таможенными службами иностранных государств.

Механизм защиты интересов товаропроизводителей таможенного союза от недобросовестной конкуренции производителей третьих стран реализован посредством:

национального таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности, который ведется в таможенном органе государства-члена таможенного союза;

Единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности государств-членов таможенного союза (после подписании Соглашения о Едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств-членов таможенного союза);

в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союзов отношении объектов интеллектуальной собственности, не включенных в указанные таможенные реестры.

В процессе подготовки нормативной базы таможенного союза по вопросам нетарифного регулирования был проведен анализ существующих мер государственного регулирования внешней торговли в трех государствах и заново осмыслены все запреты и ограничения. Составлен единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на вывоз или ввоз государствами-членами таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, а также перечень товаров, являющихся существенно важными для внутреннего рынка таможенного союза, в отношении которых в исключительных случаях могут быть установлены временные ограничения или запреты экспорта.

Что касается таможенно-тарифного регулирования внешней торговли, то здесь уже проделано много работы, но этот вопрос до сих пор остается открытым для стран-участниц.

мая 2010 года ФТС России подготовила и внесла в Правительство Российской Федерации проект федерального закона « О таможенном регулировании в Российской Федерации », который вступил в силу 1 июля 2010 года и определить основы правового регулирования таможенных отношений на национальном уровне в условиях действия нормативно-правовой базы таможенного союза.

Федеральный закон « О таможенном регулировании в Российской Федерации» устанавливает особенности таможенного регулирования в Российской Федерации в соответствии с положениями, таможенного законодательства таможенного союза и содержит положения, отражающие отсылочные нормы Таможенного кодекса таможенного союза, согласно которым регулирование ряда правоотношений, либо установление дополнительных условий, требований или особенностей нормативно- правового регулирования должно определяться на уровне национального законодательства государств-членов таможенного союза.

ноября 2009 года утвержден Комиссией таможенного союза Единый таможенный тариф - свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ТС).

В соответствии с пунктом 2 статьи 72 ТК ТС виды и ставки таможенных сборов устанавливаются законодательством государств-членов таможенного союза. В соответствии с проектом федерального закона « О таможенном регулировании в Российской Федерации » ставки таможенных сборов за таможенные операции устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Созданы перечни развивающихся стран и наименее развитых стран-пользователей системы тарифных референций таможенного союза, а так же список товаров, происходящих и ввозимых из этих стран. Установлен перечень товаров и ставок, в отношение которых в течение переходного периода одним из государств-членов таможенного союза применяются ставки ввозимых таможенных пошлин, отличные от ставок Единого таможенного тарифа таможенного союза и перечень чувствительных товаров, в отношение которых решение об изменении ставки ввозной таможенной пошлины Комиссия таможенного союза принимает консенсусом. Не остался без внимания и перечень товаров, в отношение которых с 1 января 2010 года установились тарифные квоты в рамках таможенного союза.

внешнеторговый таможенный товаропроизводитель


Заключение


Внешняя торговля представляет собой обмен товарами между далеко расположенными странами и регионами с пользованием воздушных, морских или сухопутных дорог.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности - это комплекс экономических, правовых и административно-управленческих мер со стороны государства, преследующих цель - формирование благоприятных рыночных условий хозяйствования субъектов внешне торговли.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется в соответствии с Федеральным законом о 8 декабря 2003 года № 164 « Об основаниях регулирования внешнеторговой деятельности », другими федеральными законами и иными нормативными, правовыми актами Российской Федерации, а так же общепризнанным принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Принято выделять прямое и косвенное регулирование государства внешней торговли. К прямому регулированию в большинстве случаев относятся - административные методы:

квотирование;

лицензирование;

установление запретов на перемещение отдельных товаров;

предписание санитарного и ветеринарного характера;

технические стандарты и др.

Косвенное регулирование осуществляется с помощью экономических инструментов. Сюда относятся:

таможенные пошлины;

таможенные сборы;

налогообложения экспортно-импортных операций;

таможенная номенклатура;

порядок определения таможенной стоимости;

система тарифных льгот и т.п.

Таможенно-тарифное регулирование в любом государстве является основным механизмом регулирования товаропотоков и валютных средств, пересекающих таможенную границу страны.

Для введения конкретного таможенного - тарифного режима используются богатый арсенал инструментов. К их числу следует отнести:

ставки таможенных пошлин;

таможенную товарную номенклатуру;

порядок определения страны происхождения и расчета (установление) таможенной стоимости;

систему таможенно-тарифных льгот и преференций и др.

Таможенный тариф - основной механизм тарифного регулирования, который представляет собой систематизированный перечень ставок, определяющих размер платы по импортным и экспортным товарам.

Государственное регулирование внешней торговли осуществляется с помощью нетарифных ограничений. Под ними понимается совокупность экономических и административных мер, выходящих за рамки таможенно-тарифной политики и используемых в качестве инструмента при регулировании внешней торговли. Всего их насчитывается около 800 видов.

В связи с созданием Таможенного союза Россия, Беларусь и Казахстан регулирование внешнеторговой деятельности принимает совершенно новые аспекты и направления. Часть функций по регулированию внешней торговли предана от национальных органов государств-участников органам управления таможенного союза, в первую очередь Комиссии таможенного союза, чьи решения носят обязательный характер, подлежат непосредственному применению в государствах-членах таможенного союза.

Список использованной литературы


1.Конституция Российской Федерации.- М.: АСТ, Астрель, 2005.

2.Таможенный кодекс Таможенного Союза от 28.05.2003 и обновлённый таможенные кодексы Российской Федерации 1 октября 2011 года , когда утратил силу пункт 1 статьи 357.10 (виды таможенных сборов ) более нового кодекса.

ФЗ от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 11.07.2011) "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"

ФЗ от 30 ноября 2013 г. N 318-Ф3 часть 5 статьи 13 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 декабря 2013

Федеральный закон о внесении изменений в таможенный кодекс Российской Федерации Проект N 380975-4.

Государственное регулирование внешней торговли России, Джабиев А. П. - М.: Международные отношения, 2006 - 280с.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности, Мокров Г., - М ЮРКНИГА, 2006ю - 320с.

Таможенное право РФ. Учебник/ Под ред. Б.Н. Габричидзе. М., 2004.

Козырин А.Н. Таможенная пошлина. Учебное пособие. М., 2004.

Козырин А.Н. Комментарий к Закону РФ "О таможенном тарифе". М., 2004

Козырин А.Н. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации. М., 2004.

Экономический словарь / Е.Г. Багудина; отв. ред. А.И. Архипов. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 624с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Вопрос 1. Определения ВЭД и ВТД в законодательных актах

Термин «внешнеэкономическая деятельность» впервые был зако­нодательно закреплен в Конституции СССР 1977 г., где было записано: «внешняя торговля и другие виды внешнеэкономической дея­тельности» с указанием их ведения на основе государственной моно­полии. Однако само понятие ВЭД тогда не было раскрыто.

Содержание понятия ВЭД в российском законодательстве было расшиф­ровано сравнительно недавно, а имен­но в Федеральном законе от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле», где записано: «Внешнеэкономическая деятельность - внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая про­изводственную кооперацию, в области международного обмена това­рами, информацией, работами, услугами, результатами интеллекту­альной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность)».

Понятие ВТД было первоначально сформулировано в Федераль­ном законе от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ «О государственном регули­ровании внешнеторговой деятельности», а затем скорректировано в Федеральном законе от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах госу­дарственного регулирования внешнеторговой деятельности»: «внеш­неторговая деятельность - деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интел­лектуальной собственностью». В этом определении содержание ВТД раскрыто точнее, чем в прежнем законе, хотя и не отражен ее много­уровневый характер.

В Законе 2003 г. выделено четыре группы объектов (предметов) ВТД: товары, услуги, информация и интеллектуальная собственность. Попутно заметим, что такая классификация объектов торговли вполне применима как для внешней торговли, так и для внутренней торговли. В законе конкретизировано содержание внешней торговли по каждому из перечисленных объектов. Расшифруем соответствующие поло­жения закона, сопроводив их некоторыми комментариями.

1. Внешняя торговля товарами - импорт и (или) экспорт товаров. Товаром как предметом ВТД считается движимое имущество, отне­сенные к недвижимому имуществу суда - воздушные, морские, внутреннего и смешанного (река - море) плавания и космические объек­ты, а также электрическая энергия и другие виды энергии. При этом в
качестве товара не рассматриваются транспортные средства, использу­емые по договорам международных перевозок.

Указанным определением сняты некоторые прежние разночтения в понимании термина «товар». По существу, это овеществленные объ­екты внешнеторгового обмена, так называемые «видимые товары». Вообще в российской внешней торговле, как и в международной тор­говле в целом, обращается множество товаров, являющихся продукта­ми материального производства. Все их можно подразделить на неско­лько крупных групп:

Минеральное сырье и топливо (к этой товарной группе можно отнести также электроэнергию и другие виды энергии);

Сельскохозяйственные, продовольственные и лесные товары (включая рыбные и морские продукты);

Непродовольственные потребительские товары (ткани, одежда, обувь, мебель, посуда и другие предметы домашнего обихода, лекарст­венные средства, парфюмерно-косметические изделия и т.д.);

Машины и оборудование (разрозненное и комплектное, причем в этой группе нередко обособляются транспортные средства, элект­ронное оборудование, бытовая техника и некоторые другие виды ма­шинно-технических изделий);

Другие готовые изделия и полуфабрикаты.

Во внешнеторговых документах наименование каждой конкрет­ной товарной позиции следует указывать строго в соответствии с ТН ВЭД.

2.Внешняя торговля услугами - оказание услуг (в том числе выпол­нение работ), включающее б себя производство, распределение, мар­кетинг и доставку услуг (работ). Оказание услуг осуществляется следу­ющими способами:

С территории РФ на территорию иностранного государства;

С территории иностранного государства на территорию РФ;

На территории РФ иностранному заказчику услуг;

На территорий иностранного государства российскому заказчи­ку услуг;

Российским исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории иностранного государства, путем присутствия его или уполномоченных действовать от его имени лиц на терри­тории иностранного государства;

Иностранным исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории РФ, путем присутствия его или уполномо­ченных действовать от его имени иностранных лиц на территории РФ;

Российским исполнителем услуг путем коммерческого присут­ствия на территории иностранного государства;

Иностранным исполнителем услуг путем коммерческого присут­ствия на территории РФ.

Приведенное определение по своей сути близко к содержащемуся в Генеральном соглашении по торговле услугами (ГАТС), где торговля услугами определена как их трансграничное перемещение, а также производство и потребление иностранными юридическими и физиче­скими лицами на таможенной территории страны-участницы.

Из этого определения вытекает три основных способа оказания услуг:

Трансграничные поставки услуг с территории одной страны на
территорию другой страны, причем поставщик и потребитель определенной услуги (юридические или физические лица) находятся по раз­ные стороны таможенной границы (например, посредством современ­ных средств связи сообщаются необходимые сведения иностранному заказчику в другой стране);

Предоставление услуг (медицинских, туристских и др.) на терри­тории одной страны потребителям из других стран;

Предоставление услуг (консультационных, банковских и др.) по­ставщиком одной страны, присутствующим постоянно или временно на территории другой страны.

Таким образом, в международной торговле могут перемещаться из страны в страну не только сами услуги, но также производители и по­требители услуг. Отсюда экспортом услуг считается не только оказание услуг производителем в другой стране (стране потребления), но и потребление услуг иностранными лицами в той стране, где они произ­водятся.

Обратим внимание, что в новом законе понятие «услуги» трактуется шире, чем в прежнем, включая выполнение разнообразных работ.

3. Внешняя торговля информацией может осуществляться двояким образом: информация выступает либо в качестве самостоятельного объекта ВТД либо как неотъемлемое дополнение к другим объектам ВТД. Отождествление внешней торговли информацией с другими объ­ектами ВТД обозначено в следующих случаях:

Если информация является составной частью реализуемых това­ров, это считается внешней торговлей товарами;

Если передача информации осуществляется как передача прав на объекты интеллектуальной собственности, это относится к внешней
торговле интеллектуальной собственностью;

В других случаях расценивается как внешняя торговля услугами.
Информация, необходимая для использования поставляемого то­вара, обычно называется сопутствующей информацией.

4. Внешняя торговля интеллектуальной собственностью - передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставление права на использование объектов интеллектуаль­ной собственности российским лицом иностранному лицу либо ино­странным лицом российскому лицу.

В понятие «интеллектуальная собственность» заложено исклю­чительное право собственника распоряжаться результатами своей ин­теллектуальной деятельности. Объекты торговли результатами ин­теллектуальной деятельности иначе называются товарами духовного производства. К ним относятся научно-технические изобретения и от­крытия, новые технологии, «ноу-хау», программные продукты, произ­ведения литературы и искусства, реализуемые в виде лицензий, патен­тов, авторских прав.

Купля-продажа указанных объектов интеллектуальной собствен­ности могут осуществляться на условиях простого соглашения (без предоставления покупателю исключительного права на использова­ние объекта интеллектуальной собственности) или путем предоставле­ния покупателю исключительного права использовать такой объект на договорной территории.

Вопрос 2. Различия в характере коммерческой деятельности на внешнем и внутреннем рынках

Внешнеэкономическая деятельность в целом охватывает деятель­ность государственных органов в этой области и непосредственных участников ВЭД - хозяйствующих субъектов, осуществляющих внеш­неэкономические операции, а также содействующих им организаций.

В последние годы часто упоминается ВЭД предприятий и других коммерческих организаций, что принято считать микроэкономическим уровнем. Вместе с тем ВЭД осуществляется и на макроуровне в масшта­бах всего государства, отдельных регионов и субъектов РФ. Вполне правомерно упомянуть такие уровни ВЭД, как общегосударственный (федеральный), отраслевой, региональный, а также субъектов РФ и муниципальных образований.

Выделим следующие характерные особенности ВЭД:

1. ВЭД является составной частью общеэкономической деятельности. Через каналы внешней торговли обеспечивается реали­зация на внешнем рынке производимой в стране экспортной продук­ции и за счет импорта более полно удовлетворяются внутренние потребности в разнообразных товарах производственного и потребитель­ского назначения.

2. ВЭД тесно связана с внешнеполитической деятельностью и способна активно содействовать реализации внешней политики страны экономическими методами, в частности путем запродаж и закупок това­ров, жизненно важных для экономики тех или иных зарубежных стран.

3. ВЭД в ипостаси коммерческой деятельности на внеш­нем рынке существенно отличается от подобной работы на внутрен­нем рынке.

Коммерческая деятельности на внешнем рынке в сравнении с по­добной деятельностью внутри страны характеризуется многими осо­бенностями. При этом имеются некоторые общие черты международной коммерческой деятельности, присущие большинству зарубежных национальных (страновых) рынков, а также специфические особенно­сти, характерные для отдельных стран:

1. Организационно-правовые условия международной торговли базируются на национальных законодательных нор­мах стран-контрагентов, а также нормах, вытекающих из международ­ных соглашений, особенно тех, которые действуют на многосторонней основе. В таможенных, валютных, налоговых, экологических, сани­тарных, технических правилах зарубежных стран имеются существен­ные отличия от действующих российских норм. Необходимо учиты­вать и утвердившиеся в зарубежных странах торговые обычаи, установившиеся правила коммерческой деятельности, существующую торговую практику. Важную роль в международной коммерческой деятельности играют специаль­ные рынки: международные товарные биржи, аукционы, торги. По многим сырьевым товарам вырабатывались особые условия торговли, предусмотренные международными товарными соглашени­ями с целью стабилизировать мировые цены на основе нормализации соотношения предложения и спроса на соответствующих мировых то­варных рынках.

2. Емкость рынка и конкуренция между продавцами

Мировой рынок как совокупность многих национальных рынков отличается большой емкостью и острой конкуренцией. Мировой рынок в целом на­много шире нашего внутреннего рынка. Там действует множество про­давцов, предлагающих свои товары, и множество покупателей, заинтересованных в приобретении товаров. В этих условиях солидные продавцы, заинтересованные в постоянном сбыте своих товаров на конкретном рынке, обстоятельно изучают потенциальных покупате­лей, их реальные запросы, стремясь подыскать надежных клиентов, по возможности, постоянных.

Такая ситуация обычно выгодна для российских импортеров (по­купателей), но создает немалые трудности для товаропроизводителей и экспортеров (продавцов). В условиях острой конкуренции между множеством товаропроизводителей и продавцов на зарубежных рын­ках отнюдь не просто найти там свою нишу новому коммерсанту.

3. Маркетинговая деятельность

Для мирового рынка, как правило, не характерен товарный дефицит, а чаще свойственно изобилие разнообразных товаров. Это побуждает продавцов проводить активные маркетинговые исследования, выбирать наиболее эффективные рекламные средства в соответствующих рыночных сегментах, постоянно приспосабливаться к меняющимся запросам иностранных потребителей.

4. Услуги продавцов

Зарубежные покупатели и потребители привыкли к получению от продавцов широкого спектра услуг. Изначально покупатели рассчитывают на по­лучение подробной информации о качественных характеристиках, технологических свойствах, назначении и способах использования конкретного товара. Особое значение придается вопросам технического обслуживания ма­шинно-технической продукции как потребительского, так и производственного назначения. Круг технических услуг включает предпродажную подготовку товара, послепродажное техобслуживание в течение гарантийного срока и в послегарантийный период.

В связи с этим российским экс­портерам при реализации различных видов продукции на зарубежных рынках приходится заботиться о предоставлении иностранным поку­пателям большего объема услуг, чем практикуется на внутреннем рын­ке, в том числе предоставлять повышенные гарантии, организовывать техобслуживание в стране покупателя и т.д. Российским импортерам, в свою очередь, следует добиваться от иностранных поставщиков также получения максимального объема услуги эффективно контролировать их реальное получение.

5. Ценообразование, определение уровня контрактных цен

Зарубежные коммерсанты при заключении внешнетор­говых сделок ориентируются на уровень мировых цен, складывающих­ся на базе цен крупных сделок, заключаемых в ведущих центрах миро­вой торговли. Основополагающим ценообразующим фактором служит соотношение предложения и спроса на конкретный товар в данный момент. Вместе с тем на уровень цен могут оказывать немалое влияние и другие факторы, например состояние общеэкономической конъюнк­туры, сезонность производства и потребления соответствующего това­ра, меры государственного регулирования (субсидирования и дотиро­вания экспорта, ограничения импорта и др.), а также обстоятельства внеэкономического характера, связанные с возникновением полити­ческих, военных, этнических и иных проблем.

6. Фирменная структура товарных рынков, деловая репутация фирм

В мировой торговле для каждого товарного рынка характерна определенная фирменная структура. Среди множества фирм, действующих на том или ином товарном рынке, наиболее сильны позиции тех, которые имеют высокую долю на данном рынке. Как правило, такие фирмы достигают высокого авторитета в деловом мире в результате многолетней продук­тивной коммерческой работы.

Приобретаемая производственной или коммерческой фирмой репу­тация, реноме является важной притягательной силой для националь­ных и иностранных коммерсантов. Солидные иностранные коммерсан­ты стремятся всячески укрепить свое положение на рынке, утвердить свой авторитет в деловом мире, завоевать благожелательное отношение, симпатии торговых партнеров. Поэтому они очень дорожат своей репу­тацией, деловыми связями, стараются расширить круг надежных ком­мерческих партнеров в своей стране и за рубежом.

Вопрос 3. Виды и формы внешнеэкономической деятельности

Многие виды ВЭД, рекомендуемые российским экспортерам для расширения и облагораживания экспорта, упомянуты в Федеральной программе развития экспорта. В этом доку­менте, утвержденном постановлением Правительства РФ от 8 февраля 1996 г. № 123, говорится, что «мировой практике известно более два­дцати основных форм экономического сотрудничества, причем мно­гие формы применяются не в чистом виде, а в сочетании с другими формами. Каждая форма имеет свои экономические и организацион­ные особенности, умелое использование которых в конкретных ситуа­циях может гарантировать наибольшую отдачу для российской сторо­ны». Там же указано, что «для России основной формой сотрудничест­ва являются внешнеторговые операции».

Итак, основой всей ВЭД по-прежнему является внешняя торговля, включающая экспорт и импорт разнообразных товаров в материаль­но-вещественной форме, товарообменные операции, оказание раз­личных услуг, выполнение тех или иных работ при взаимодействии с иностранными контрагентами и т.д.

Остановимся на других видах (формах) ВЭД, которые известны в нашей стране и считаются перспективными:

1. Военно-техниче­ское сотрудничество (ВТС) с иностранными государствами, о котором лишь сравнительно недавно стали появляться открытые публикации. В 1998 г. был принят Федеральный закон № 114-ФЗ «О военно-техни­ческом сотрудничестве РФ с иностранными государствами», в кото­ром ВТС определено как «деятельность в области международных от­ношений, связанная с вывозом и ввозом, в том числе с поставкой или закупкой продукции военного назначения, а также с разработкой и производством продукции военного назначения».

2. В областях научно-технического и научно-производственного со­трудничества с зарубежными партнерами - производственное кооперирование, создание совместных предприятий, выполнение НИОКР, проведение исследований и разработок, в том числе уникальных, предоставление высокотехнологичных услуг (включая космические услуги по выведению на орбиту спутников ино­странного производства, продажу в иностранные государства аэрофо­тоснимков их территории), торговлю лицензиями, патентование изобретений, регистрацию товарных знаков.

3. Строительные и проектно-строительные услуги включают строи­тельство объектов за рубежом при содействии российских организа­ций и на территории нашей страны с участием иностранных фирм, чему могут предшествовать проектно-изыскательские работы, а также модернизацию ранее построенных объектов, предоставление инже­нерно-консультационных услуг (инжиниринг).

4. Инвести­ционное сотрудничество - привлечение иностранных инвестиций (капиталовложений в российскую экономи­ку) и инвестирование за рубежом, куда можно включить также создание СП, ПИИ, международных объединений и других организаций.

5. Сотрудничество в валютно-финансово-кредитной сфере, включающее получение и предоставление кредитов, фи­нансирование различных проектов, осуществление платежно-расчет­ных операций и страховых операций.

6. В связи с бурным развитием мирового рынка туристских услуг в ка­честве самостоятельного вида ВЭД можно выделить иностранный ту­ризм - экспорт и импорт туристских услуг. Экспорт туристских услуг обеспечивает поступление доходов от пребывания иностранных тури­стов в нашей стране, а импорт влечет расходы на оплату выезда тури­стов из России и их пребывания в зарубежных странах.

7. Сотрудничество на компенсационной основе охватывает как про­стые, так и сложные компенсационные операции, переработку давальческого сырья (толлинг) и другие виды встречной торговли.

8. Сотрудничество в области транспорта - международные перевозки экспортных и импортных грузов, транзитные перевозки иностранных грузов, транспортно-экспедиторское обслуживание. С этим видом ВЭД все теснее переплетается сотрудничество в области связи и информатики с использованием современных электронных средств, СМИ, включая ТВ, радиовещание, газетно-журнальную и документально-кинематографическую продукцию.

9. Социально-культурные услуги, которыми обмениваются российские участники ВЭД с иностранными партнера­ми. Сюда входит розничная торговля, общественное питание, гости­ничное хозяйство, образование, здравоохранение, физкультура и спорт, торговля авторскими правами и т.д.

10. Для нашей страны, имеющей огромный опыт мореплавания и ры­боловства, весьма актуально международное сотрудничество в области рыбного хозяйства. Этот вид сотрудничества включает лов рыбы рос­сийскими судами в морских экономических зонах зарубежных стран и иностранными судами в российских территориальных водах по соглашениям с соответствующими странами, а также реализацию морской продукции в России и за рубежом.

11. Необходимо упомянуть и такие особые формы ВЭД, как прибреж­ная и приграничная торговля, имеющие весьма важное значение для многих регионов и субъектов РФ.

На практике довольно сложно провести четкую грань между вида­ми и формами ВЭД. При разработке классификации видов ВЭД нема­лую роль играет субъективный фактор. Формы ВЭД характеризуются большим многообразием и подвиж­ностью. По мере интенсификации мирохозяйственных связей появля­ются все новые формы ВЭД, которые со временем могут стать и ее са­мостоятельными видами, тогда как сущность основных видов ВЭД в целом остается вполне стабильной.

Вопрос 4. Внешнеэкономический комплекс страны, его особенности в современных условиях

Многообразная внешнеэкономическая деятельность осуществля­ется государственными, производственно-коммерческими и обще­ственными структурами, которые в совокупности составляют внешне­экономический комплекс (ВЭК) страны.

ВЭК включает следующие звенья:

Государственные органы, ведающие вопросами ВЭД (федераль­ные, региональные, субъектов РФ);

Хозяйственные комплексы, отрасли и отдельные предприятия, производящие экспортную и потребляющие импортную продукцию;

Хозяйствующие субъекты (юридические и физические лица), со­вершающие экспортно-импортные операции;

Организации, содействующие ВЭД.

1. Государственные органы, ведающие вопросами ВЭД:

Высшие органы государственной власти;

Отраслевые органы;

Территориальные (региональные) органы.

Высшие органы государственной власти - высшим уровнем ВЭД следует считать деятельность главных органов законодательной, исполнительной и судеб­ной власти: Федерального Собрания, Президента, Правительства, Верховного Суда Российской Федерации. Эти органы издают законы, указы, постановления и распоряжения, которыми устанавливаются правила осуществления ВЭД, обязательные для всех российских орга­низаций и физических лиц.

Президент РФ, являющийся главой государства, осуществляет об­щее руководство государственной внешней (в том числе и внешнеэко­номической) политикой. Президенту подчинены его уполномоченные в семи округах страны.

Федеральное Собрание, состоящее из Совета Федерации и Государст­венной Думы, разрабатывает и принимает федеральные законы.

Правительство РФ в соответствии с Федеральным конституцион­ным законом от 19 июня 2004 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Россий­ской Федерации» разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестицион­ного сотрудничества, осуществляет общее руководством таможенным делом, регулирование и государственный контроль в сфере ВЭД, международного научно-технического и культурного сотрудничества.

Федеральные законы и правительственные нормативные акты призваны формировать в стране определенные организационно-пра­вовые и экономические условия для всех участников ВЭД. Другая, не менее важная сфера деятельности законодательной и исполнительной власти - внешняя (международная) имеет целью создание благопри­ятных условий для осуществления экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций российскими участниками ВЭД с иностранными торговыми партнерами (недискриминационные усло­вия, обеспечение режима наибольшего благоприятствования во внеш­ней торговле с зарубежными странами).

Это достигается путем заключения двусторонних и многосторон­них международных договоров и соглашений торгово-экономического характера, участия России в различных международных экономиче­ских организациях, международных товарных соглашениях, работы в смешанных российско-иностранных межправительственных комис­сиях по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудниче­ству и обеспечения контроля за соблюдением заключенных междуна­родных договоров.

Правительству подчинены отраслевые и региональные органы, в сферу полномочий которых входят вопросы ВЭД. Эти государствен­ные органы можно назвать соответственно отраслевым и региональ­ным компонентами управленческого звена ВЭК.

Отраслевые органы

В структуре органов исполнительной власти в последние годы нет специаль­ного внешнеэкономического ведомства. Но целый ряд федеральных ор­ганов исполнительной власти ведают конкретными вопросами ВЭД в пределах своей компетенции, установленной Правительством РФ.

Министерство экономического развития и торговли РФ (Минэконом­развития России) в соответствии с постановлением Правительства РФ наделено следующими функциями: выра­ботка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере ВЭД, таможенного дела, инвестиционной деятельности. Мини­стерство выдает лицензии и иные разрешительные документы на осуще­ствление экспортно-импортных операций с отдельными видами товаров, паспорта бартерных сделок.

Федеральная таможенная служба (ФТС), осуществляет функции контроля и надзора в об­ласти таможенного дела, агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и адми­нистративными правонарушениями.

Определенные полномочия в области ВЭД имеют Министерство финансов РФ, Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство транспорта РФ, Министерство путей сообщения РФ, Министерство юстиции РФ, Министерство промышленности и энергетики РФ, Мини­стерство информационных технологий и связи РФ, Министерство при­родных ресурсов РФ, Министерство образования и науки РФ, Министер­ство здравоохранения и социального развития РФ, Министерство оборо­ны РФ и ряд других органов исполнительной власти.

Центральный банк (ЦБ) возглавляет банковскую систему страны. В нее входят Внешторгбанк, Внешэкономбанк и Российский экспорт­но-импортный банк. ЦБ лицензирует ведение валютных операций российскими коммерческими банками.

Территориальные (региональные) органы

Деятельность ряда федеральных органов исполнительной власти осуществляется не только в центре, но распространяется на всю терри­торию страны через их территориальные органы.

ФТС имеет региональные таможенные управления, которые руко­водят работой сотен таможен и таможенных постов на всей территории страны. Эти территориальные таможенные организации постоянно взаимодействуют с администрацией субъектов РФ и представителями Президента РФ в соответствующих округах.

Некоторые подразделения Минфина имеют региональные предста­вительства.

На всей территории страны функционируют территориальные главные управления (филиалы) ЦБ и расчетно-кассовые центры.



 


Читайте:



Презентация на тему ""Уроки французского" В

Презентация на тему

В. Г. Распутин «Уроки французского». Урок литературыв 6 классе Распутин Валентин Григорьевич ( р. 1937), прозаик. Родился 15 марта в селе...

Названия, описания и особенности зимующих птиц

Названия, описания и особенности зимующих птиц

Парфенчук Алефтина ИвановнаДолжность: педагог дополнительного образования.Учебное заведение: МАОУДО города Нижневартовска Центр детского...

Разговорный стиль речи Порядок слов в предложении свободный

Разговорный стиль речи Порядок слов в предложении свободный

Слайд 2 Научиться говорить – значит научиться строить высказывания Слайд 3 В разговорном стиле важнейшую роль играет звуковая сторона речи,...

Сочинение рассуждение на тему деньги Какое значение имеют деньги в жизни человека

Сочинение рассуждение на тему деньги Какое значение имеют деньги в жизни человека

Многие задумываться о роли денег в жизни современного человека и над вопросом можно ли быть счастливым с не большим доходом?Современный человек не...

feed-image RSS