Реклама

Главная - Пенсионный фонд РФ
Проблемы развития инновационной деятельности. Проблемы управления инновациями. Текст научной работы на тему «Проблемы менеджмента инновационной деятельности и пути их решения на современном этапе развития России»

В современных условиях основой динамичного развития любой экономической системы выступает инновационная деятельность, обеспечивающая высокий уровень ее конкурентоспособности. Степень развития национальной инновационной сферы формирует основу устойчивого экономического роста, является необходимым условием полноправного участия страны в мировом разделении труда. С целью активизации инновационных процессов в ряде стран начиная с середины 80-х годов сформированы национальные инновационные системы выступающие основой развития инновационной экономики. Инновационная система позволяет повысить интенсивность экономического развития страны за счет использования эффективных механизмов получения, передачи и использования в хозяйственной практике результатов научно-технической и инновационной деятельности.

Начальной стадией построения экономики инновационного типа является создание национальной инновационной системы (НИС). По своему строению она представляет дифференцированную по ряду направлений, но целостную систему знаний об эффективной стратегии функционирования хозяйственной системы.

Важнейшими характеристиками сущности НИС являются: взаимодействие между субъектами инновационной деятельности; сквозной и многоуровневый характер; включает ряд взаимосвязанных составляющих (элементов); решающая роль в ее формировании и развитии принадлежит государству; является составной частью экономической системы страны и выполняет роль связующего звена между макроэкономической политикой, наукой, образованием, наукоемкой промышленностью и рынком; направлена на достижение стратегических целей макросистемы, подчинении им всех стадий инновационного процесса; производимые знания, технологии, инновации в рамках НИС должны быть конкурентоспособными как внутри страны, так и на мировом рынке.

Простейшая модель, описывающая взаимодействие элементов НИС, сводится к тому, что роль частного сектора заключается в разработке технологий на основе собственных исследований и в рыночном освоении инноваций, роль государства - в содействии производству фундаментального знания и комплекса технологий стратегического характера, а также в создании инфраструктуры и благоприятных институциональных условий для инновационной деятельности частных компаний. Различные варианты реализации этой модели в условиях социально-экономического развития отдельных стран и формируют национальные особенности инновационных систем.

В настоящее время существуют различные точки зрения по вопросу наличия национальной инновационной системы в России, уровне ее развития и степени эффективности. По нашему мнению, несмотря на очевидные проблемы инновационного развития России, тем не менее, можно выделить ряд объективных предпосылок, позволяющих говорить о существование НИС или, по крайней мере, о положительной динамике ее формирования. Среди таких предпосылок, прежде всего, государственная инициатива по созданию НИС. В утвержденных Президентом РФ «Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологии на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» в качестве важнейшей задачи предусмотрено формирование национальной инновационной системы.

Вместе с тем трудно не согласиться с утверждением о низком уровне эффективности системы и ее составляющих, наличия ряда серьезных ограничений и проблем дальнейшего ее развития, что подтверждается следующими данными: доля принципиально новых разработок в затратах на технологичные инновации составляет примерно 18% (ОЭСР -33%); из числа использованных передовых технологий всего 2,6% имеют патент на изобретения; более 90% машино-технической продукции неконкурентоспособно по сравнению с иностранными аналогами; удельный вес инновационноактивных организаций составляет менее 10%, а доля затрат на технологические инновации в общем объеме их отгруженной продукции - чуть более 4%; стоимость импорта технологий в 2,1 раза превышает стоимость их экспорта; отечественный экспорт машин и оборудования составляет лишь около 9% от общего объема, тогда как сырьевой экспорт - более 77%; на 60% расходы на НИОКР обеспечиваются за счет государственного бюджета, в развитых же странах 2/3 и более затрат покрывается частным сектором.

Система базовых показателей экономики, основанной на знании за 2010г.

Таблица 1

Показатель

США (последние данные) фактические / нормализованные

Россия (последние данные) фактические / нормализованные

Средний прирост ВВП, %

Индекс развития человеческого потенциала

Качество регулирования

Сила закона

Ученые сфере НИОКР, млн. человек

Научные статьи, млн. человек

Кол-во патентов США, млн. чел.

Грамотность взрослого населения

(% возраста 15 лет и более)

Включенность в среднее образование

Включенность в высшее образование

Телефоны в расчете на 1 тыс. чел.

Компьютеры в расчете на 1 тыс. человек

Пользователи Интернета, на 10 тыс. человек

С учетом проведенного анализа ключевых макроструктур (система производящая знания, промышленный сектор, с оценкой инновационного потенциала промышленных предприятий, механизмы передачи знаний, финансирование инноваций, производственно-научный потенциал) отечественной НИС, в работе представлена упрощенная модель ее организационной структуры.

Очевидно, что на пути преодоления разрыва между потенциальными возможностями и конечными результатами инновационного развития России важная роль принадлежит формированию адекватного институционального профиля НИС, где основная роль отводится государству. При этом государство выступает: во-первых, в роли партнера, располагающего значительными ресурсами, во-вторых, организатора развития национального инновационного предпринимательства, в-третьих, регулятора институциональной основы.

Управление инновационной деятельностью должно основываться на активном воздействии на процесс создания патентоспособных технических решений с целью повышения их продуктивности, как в количественном, так и в качественном отношении. Пока данная стратегия является недостижимой. В России доля используемых изобретений, по данным ФИПС (Федеральная служба по интеллектуальной собственности), это около 2,5% от общего числа запатентованных. По расчетам специалистов в среднем творческая активность изобретателей России составляет 1/40, т.е. всего лишь один патент выдается на сорок специалистов, а инновационная эффективность в сфере НИОКР (Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) России составит 1/1600. Это означает одно используемое изобретение в год на 1600 специалистов.

Для активизации инновационной деятельности бизнеса необходима государственная поддержка разработки и внедрения конкурентоспособных продуктов, обязательно основанных на патентоспособных изобретениях. Важно разработать систему предоставления льгот и субсидий предприятиям, производящим подобные продукты, поскольку они несут большие расходы и риски, нежели сами изобретатели.

В настоящий момент в России нет чётко сформулированного федерального проекта по формированию инновационной системы. В регионах нет чёткого понимания разделения функций между федеральной и региональной властями, относительно совместного стратегического развития региональной и национальной инновационных систем. Именно поэтому при формировании инновационной политики существуют такие серьезные затруднения.

Существует еще одна важная проблема - отсутствие института экспертов в сфере создания инновационных систем. Это в первую очередь связано с тем, что в России отсутствуют апробированные модели национальной и региональных инновационных систем. С другой стороны, активно формирующиеся финансовые институты развития и банки проявляют интерес к коммерциализации системных проектов. Но для них важно видение стратегии развития отраслей промышленности, которое без участия государства вряд ли можно сформулировать.

В современных условиях каждый отдельный субъект не может обособленно обеспечить высокую динамику развития, а это приводит к необходимости концентрации ресурсов на уровне межрегиональных проектов. В настоящее время в развитии процессов производственной кооперации в регионах России имеется множество проблем: недостаток информации о производственных возможностях промышленных предприятий регионов и степени их участия в производственной кооперации; отсутствие механизмов стимулирования предприятий и организаций в процессах производственной кооперации, четко выраженных инициатив по формированию межрегиональных промышленных кластеров.

Вместе с тем подъем экономики не мыслим без решения кадровых проблем. Развитие инновационной экономики столкнулось сегодня с недостатком квалифицированных работников. Это связано с наличием многих факторов, которые оказывают негативное влияние на общую ситуацию российского образования.

Наиболее важными и первостепенными шагами в сторону улучшения сложившейся ситуации, на наш взгляд является:

  • - пересмотр законов об инновационной деятельности для устранения возможности использования их в преступных целях;
  • -разработка федерального проекта по формированию промышленной и инновационной систем;
  • - создание на его основе региональных инновационных систем;
  • - изменение системы образования страны;
  • - разработка комплекса, совместных с бизнесом, государственных действий, направленных на развитие и поддержку области наукоемких технологий;
  • - образование и развитие института экспертов в сфере создания инновационных систем;
  • - проведение широкой пропаганды среди всех слоёв населения страны необходимости инновационного пути развития страны.

В настоящее время слабым звеном организационно-экономического механизма управления национальной экономикой является механизм управления инновациями. В условиях рыночной экономики инновации должны способствовать интенсивному развитию экономики, обеспечивать ускорение внедрения последних достижений науки и техники в производство, полнее удовлетворять потребителей в разнообразной высококачественной продукции и услугах.

Проблема формирования, становления и инновационного развития в России заключается в том, что данный процесс должен произойти в весьма сжатые исторические сроки при отсутствии многих условий для его развития.

Таким образом, несмотря на объективные сложности, представляется, что у инновационной экономики России есть определённые перспективы. Они во многом связаны с инновационным потенциалом Российской Академии Наук. Активно содействуя его реализации, промышленность может найти дополнительные источники для развития и увеличения конкурентоспособности на российском и международном рынках.


Введение

Заключение

Список литературы

Введение


Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в последнее время все большее внимание начинает уделяться разработке инновационных стратегий развития предприятия. Предприятием в соответствии с его миссией и динамично изменяющейся внешней средой вырабатываются цели получения устойчивых прибылей, конкурентных преимуществ и выживания в долгосрочной перспективе. Средствами достижения целей, т.е. стратегиями, при этом служат как интенсивное развитие всех элементов производственно-хозяйственной системы предприятия, так и их инновационное развитие.

Большинство стран мира прилагает немало усилий к укреплению научно-технического потенциала, расширению инвестиций в наукоемкие технологии, участию в международном технологическом обмене, ускорению темпов научно-технического развития. На долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, оборудовании, организации производства, новых продуктах и материалах, в развитых странах приходится от 70 до 85 % прироста ВВП.

Появление новых идей и перенос их в практику хозяйственной деятельности - сложный процесс, в котором проявляются острые противоречия между нарождающимся и отмирающим, между стабильностью и развитием.

Целью данной работы является исследование вопросов управления инновациями. В процессе исследования нами были поставлены следующие задачи:

Выявить сущность понятия "инновация";

Дать характеристику особенностей инновационной деятельности;

Проанализировать проблемы инновационного управления.

1. Сущность понятия "инновация"


В начале ХХ века зародилась новая область научных знаний - инноватика, изучающая особенности и закономерности инновационного предпринимательства. Предметом современной инноватики является создание, освоение, распространение и использование новшеств (новых технических решений). Этот процесс получил название инновационного процесса. Результатом инновационного процесса выступает инновация.

Данный термин был введён в теорию инноватики одним из её основоположников Йозефом Алоизом Шумпетером (1883 - 1950), который утверждал, что инновация - новое приложение научных и технических знаний, приводящее к успеху на рынке.

Анализ теоретических положений Й. Шумпетера, содержащихся в его работе "Теория экономического развития", позволил сделать вывод о том, что модернизация и инновация сферы управления есть процесс тесно взаимосвязанных количественных (рост) и качественных преобразований, в результате которых возникает новое состояние экономической системы, поэтому модернизацию как результат деятельности необходимо рассматривать с трёх позиций.

Во-первых, инновация - это результат интеллектуальной деятельности, выраженный в практическом применении новейших достижений науки, техники и творчества с целью повышения эффективности какого-либо процесса независимо от области его применения.

Во-вторых, инновация - это процесс реализации и внедрения новшеств в различные сферы деятельности. Иными словами, модернизация - это такой общественный технико-экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если она ориентируется на экономическую выгоду, на прибыль, ее появление на рынке может принести добавочный доход.

Такое понимание инновации позволяет сделать вывод, что на инновации распространяются основные законы функционирования рыночной среды: существует спрос, предложение, применимы категории эффективности, конкуренции и прочие атрибуты рынка. Следовательно, инновация способна сочетать в себе все свойства товара - потребительскую и меновую стоимость, цену, качество и т.д. и соответственно инновация становится товаром лишь при наличии значительных преимуществ по сравнению с существующими товарами, а также при обосновании реальной возможности коммерциализации идеи, и при существовании возможных областей применения.

В-третьих, инновации можно рассматривать как социальное явление, которое в значительной степени определяет отношения того или иного общества к новшеству, к изменению сложившихся устоев, к переходу от одной стадии развития к другой.

На основе рассмотренных позиций инновации в экономической системе рассмотрим определение более широкого понятия - "инновационной деятельности", которое, по мнению автора наиболее точно отражает сущность инновационной деятельности.

Инновационная деятельность - есть целенаправленное, организованное и качественное изменение видов, форм и методов хозяйственной деятельности, обусловленное внешними причинами и внутренними возможностями, связанное с риском и направленное на повышение эффективности достижения целей предприятия.

Под инновационной деятельностью следует, по нашему мнению, также понимать вид профессиональной деятельности, направленный на практическое освоение результатов интеллектуального труда, реализуемых в форме внедренных в различные области жизнедеятельности нововведений, а также все связанные с этими процессами дополнительные трудовые затраты.

Сущность инноваций также может, проявляется с помощью семи присущих ей черт:

Практически во всех определениях присутствуют такие характеристики этого понятия, как управление "нововведениями", "новшествами", "усовершенствованием", "новой техникой", "новым продуктом", "новой технологией" и т.д. Это позволяет выделить в качестве одной из наиболее характерных черт инновационной деятельности её новизну по каким-либо характеристикам, либо абсолютную новизну;

Инновации это не просто создание новшества, но новшество впервые внедренное (примененное) на данном предприятии в производственную или иную деятельность (локальная инновация);

Инновации представляют собой изменение в продукте, технике, технологии, организации производства, труда и управления;

Инновационная деятельность всегда порождается некой конкретной потребностью в усовершенствовании объекта инновационной деятельности и служит удовлетворению этой потребности.

Следовательно, следующей важной характеристикой инноваций является удовлетворение сложившихся индивидуальных, коллективных, общественных потребностей новыми продуктами или способами, либо формирование новых;

Инновации принимают экономическую форму новшества, реализованного на практике;

Инновационная деятельность должна обеспечивать приростный эффект. Внедрение инноваций приводит к повышению эффективности в сфере её применения, экономии затрат или созданию условий для получения дополнительной прибыли;

Инновационная деятельность носит двойственный характер, она представляет собой единство потребительной стоимости и стоимости (эффект имеет стоимостной и полезностный характер).

На основе рассмотренных характеристик инновации обобщим ее сущность. Сущность инновации заключается в том, что она рассматривается применительно к продукту, к технике, технологии, организации, управлению, и имеет целевую функцию и удовлетворяет либо старые потребности, либо формирует новые. Именно полезность и приростной эффект делает инновации привлекательными для вложения финансовых средств, определяет их экономическую сущность.

Таким образом, инновационная деятельность является с одной стороны частью, а с другой стороны неотъемлемым механизмом рыночной системы. Являясь частью рыночной системы, инновационная деятельность служит своего рода поставщиком новых продуктов и технологий на рынок, что позволяет рыночной системе иметь возможность развиваться или изменяться. Поэтому реализация инновационной идеи должно быть тесно связано с законами спроса и предложения, факторами внутренней и внешней среды и современным уровнем развития технологий.


2. Особенности инновационной деятельности


Для полной характеристики инноваций как объекта управления необходимо раскрыть особенности инновационной деятельности и работ, направленных на создание новшеств. Инновации имеют ряд уникальных особенностей, что делает управление ими отличным от руководства другими сферами человеческой деятельности. При этом следует разграничить две группы особенностей: первая группа характерна для инновационной деятельности, вторая - для инноваций (новшеств). К первой группе относятся следующие особенности:

разработчиков инноваций характеризуют ярко выраженная индивидуальность, инициативность, а их отношение к дисциплине в корне отлично от традиционно требуемого в организациях (на предприятиях);

большинство работ по созданию и внедрению инноваций носит относительно кратковременный характер. Учитывая это, организация должна располагать работами (проектами) правильно подобранной сложности, чтобы постоянно сохранять свой основной квалифицированный персонал;

в подразделениях, работающих по созданию инноваций (новшеств), ярко проявляется признание профессиональной компетенции независимо от официального статуса работников;

трудно правильно установить критерии и показатели оценки эффективности деятельности отдельных разработчиков новшеств.

Вторая группа особенностей относится к новшествам, т.е. к результатам инновационной деятельности. Важнейшей особенностью новшеств является их неопределенность, степень риска и вероятность положительного исхода. Часто на отдельных этапах трудно предсказать, что будет получено в ходе инновационных исследований. Нередко существует возможность несоответствия характера получаемой научно-технической информации экономическим условиям ее производственного использования. Высокая степень неопределенности сохраняется даже в том случае, когда ведется целенаправленный поиск и исследователи ждут конкретного результата.

К важнейшим особенностям инновационных работ относятся их уникальность и неповторимость, неопределенность сроков получения результатов и уровня затрат, множество путей и методов достижения одних и тех же целей, а также необходимость значительного количества специальных дорогостоящих экспериментальных установок, аппаратуры, приборов и материалов. К особенностям инноваций следует отнести возможность многократного использования результатов одного исследования в различных отраслях народного хозяйства, а также общедоступность и неприсваиваемость ("бесплатность" для части потребителей) результатов инновационных разработок. Особенностью научных исследований является сложность их проведения, требующая наличия высококвалифицированных кадров, владеющих диалектическим методом и обладающих рядом специфических качеств. Кроме того, для инновационных работ характерны такие особенности, как перспективность, динамичность и комплексность.

Сложность, комплексность - это наиболее характерная черта заключительного этапа инновационного процесса. Для повышения эффективности развития организации необходимо в соответствии с моделью управления инновационной организацией выдвигать на первый план инновации как ключевой компонент стратегии, как основной источник развития организации. В модели управления инновационной организацией стратегия организации основана на создании платформ для ее развития.


3. Проблемы инновационного управления


В условиях возрастающей динамичности рынков, постоянного изменения социально-экономической ситуации, быстрого развития новых технологий особую важность приобретает процесс управления инновациями. В отличие от других видов деятельности предприятий инновации связаны с повышенным уровнем риска и значительными объемами инвестиционных ресурсов. Внедрение единой системы планирования и управления проектами для организации инновационной сферы поможет существенно повысить эффективность реализации проектов компании.

инновация управление стратегия

В круге задач, решаемых в настоящее время в российской экономике, несомненно, важную роль играет обеспечение реальной хозяйственной самостоятельности предприятий. Этим объясняется растущий интерес к таким направлениям в сфере управления, которые, соответствуя целям повышения эффективности деятельности хозяйствующих субъектов, позволяют в то же время сохранять их финансовую независимость и стабильность в различных, неизбежно изменяющихся ситуациях. Подобный подход ведет к признанию приоритетности в рассматриваемой области инновационного менеджмента, т.е. деятельности, ориентированной на получение в производстве в результате разработки и реализации оптимальных управленческих решений нового положительного качества того или иного намеченного свойства (продуктового, технологического, информационного, организационного, управленческого и т.д.).

Исследования в области реализации управления инновациями показывают, что одним из наиболее эффективных способов управления инновациями является проектный подход.

В литературе, посвященной вопросам управления инновациями и проектному управлению, называются следующие основные преимущества использования системы управления проектами в области реализации инновационных проектов:

·возможность регламентирования процедур управление проектами;

·определение и анализ эффективности инвестиций;

·использование математических методов расчета временных, ресурсных, стоимостных параметров проектов;

·централизованное хранение информации по графику работ, ресурсам и стоимостям;

·возможность быстрого анализа влияния изменений в графике, ресурсном обеспечении и финансировании на план проекта;

·обеспечение структуры контроля выполнения работ проектов;

·учет и управление рисками проектов;

·обеспечение контроля качества работ;

·управление и контроль поставок и контрактов при обеспечении проектной деятельности.

Одним из наиболее важных аспектов совершенствования системы проектного управления является оценка ее эффективности, позволяющая осуществлять контроль и вовремя вносить коррективы в случае отклонений

Применение в компании формализованных методов управления проектами, а особенно инновационными проектами, позволяет более обоснованно определять цели и оптимально планировать инновационную деятельность, более полно учитывать проектные риски, оптимизировать использование имеющихся ресурсов и избегать конфликтных ситуаций, контролировать исполнение составленного плана, анализировать фактические показатели и вносить своевременную коррекцию в ход работ, накапливать, анализировать и использовать в дальнейшем опыт успешно реализованных проектов нововведений.

Заключение


Одним из важнейших элементов в структуре инновационной деятельности является управление инновациями. Суть управления инновациями в рыночной экономике состоит в том, чтобы вписать новую идею, затем и технологию в рыночный контекст.

Современные инновационные процессы достаточно сложны и неизбежны. Они имеют место в любой области управления (совершенствование планирования, структуры и функций органов управления, системы работы с кадрами и организация их постоянной учебы и др.)

Проведение обоснованной инновационной политики - необходимое условие выживания предприятий в условиях рынка.

Инновация в своей основе характеризуется альтернативностью и многовариантностью решений. Отсюда возникает сложность ее прогнозирования. Инновации могут быть успешными, если будут подкреплены сконцентрированными и скоординированными действиями всех заинтересованных сторон, - как государства, так и частного сектора.

Управление инновациями осуществляется на комплексной основе, путем моделирования системы управления, составления бизнес-плана инновационного проекта, формирования рабочей команды и контроля на всех этапах его реализации. Экономическая эффективность исследований и разработок определяется на основе ряда финансовых и инвестиционных показателей путем сопоставления затрат с достигнутыми результатами.

Анализ существующих подходов к оценке эффективности проектного управления инновациями приводит к необходимости разработки более эффективной методики оценки эффективности проектного управления инновациями, сочетающей в себе сильные стороны изученных подходов, и учитывающей максимальное число факторов проектного управления, опирающуюся на особенности управления инновационными проектами и позволяющей повысить эффективность проектного управления инновациями.

Список литературы


1.Бараненко С.П., Дудин М.Н., Лясников Н.В. Инновационный менеджмент. - М.: Центрполиграф, 2010. - 288 с.

2.Вертакова Ю.В., Симоненко Е.С. Управление инновациями: теория и практика. - М.: Эксмо, 2008. - 432 с.

.Кузнецов Б.Т., Кузнецов А.Б. Инновационный менеджмент. - М.: Юнити - Дана, 2009. - 368 с.

.Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент. - М.: ИНФРА - М, 2010. - 176 с.

.Санто Б. Инновация как средство экономического развития: Пер. с венг. /общ. ред. и вступ. Б.В. Сазонова. - М.: Прогресс, 1990. - 296 с.

.Управление инновационными проектами / Под ред. проф. В.Л. Попова. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 336 с.

.Управление инновациями в организациях/ А.А. Бовин, Л.Е. Чередникова, В.А. Якимович. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 320 с.

.Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия / предисл. В.С. Автономова. - М.: ЭКСМО, 2007. - 864 с.


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие инновационного менеджмента, его сущность и особенности, место и значение в управлении современной организацией. Уровни инновационного менеджмента, их характеристика и отличительные черты. Причины сложности развития инновационной сферы в России.

    реферат , добавлен 17.04.2009

    Определение и понятие инноваций как объекта инновационного менеджмента. Значение планирования и прогнозирования инновационной деятельности. Финансово-экономическая оценка и анализ эффективности нововведений. Методы управления инновационными проектами.

    реферат , добавлен 17.04.2009

    Значение инновационного подхода в повышении эффективности общественной деятельности. Сущность инноваций, их виды, основные стимулы и цели инновационной деятельности. Влияние инноваций на качество и конкурентоспособность продукции и на предприятие в целом.

    курсовая работа , добавлен 20.08.2010

    Сущность и содержание стратегического менеджмента на предприятии. Процессы и способы разработки стратегий предприятия в рамках стратегического менеджмента и оценка результатов. Перспективы развития стратегического менеджмента в современной организации.

    курсовая работа , добавлен 05.11.2012

    Сущность, функции и особенности контроллинга инновационной деятельности. Обеспечение стабильного развития бизнеса предприятия и повышение качества менеджмента. Концепция информации и управления. Характеристика оперативного и стратегического контроллинга.

    курсовая работа , добавлен 04.05.2011

    Понятие и сущность инноваций. Три составляющих нововведения, их характеристика. Подходы к изучению инноваций. Объективные предпосылки и формы инновационного процесса. Особенности, принципы и виды инновационной деятельности, ее объекты и субъекты.

    презентация , добавлен 28.08.2016

    Сущность инновационного менеджмента. Основные виды инноваций и их функции. Механизмы разработки и реализации управления предприятием на основе инновационного подхода. Формы реализации инновационной политики предприятия. Механизм управления инновациями.

    курсовая работа , добавлен 14.04.2014

Первой и наиболее важной проблемой на сегодняшний день является нежелание частных инвесторов вкладывать деньги в развитие науки. Как уже говорилось, инновации внедряют лишь 9,4% российских предприятий. Причиной такой низкой инновационной активности является то, что при доходности значительно большей, чем от других видов деятельности, по совокупности технологий в долгосрочной перспективе каждая из технологий предполагает:

    высокий риск (только 1-3% из всех проектов будут прибыльными);

    большие затраты (в 200-500 раз больше, чем на создание технологии);

    длительный период развития (5-7 лет).

С точки зрения бедного и неготового к риску инвестора инновационные проекты бесперспективны, хотя именно они обеспечивают самый высокий доход, определяют направление технического прогресса, наиболее эффективно решают социальные задачи, создают политический имидж технологически развитого государства.

В качестве второй проблемы можно выделить недостаточное финансирование науки государством. Россия тратит на науку в разы меньше, чем Евросоюз, Китай, Япония, США и другие инновационно развитые страны. К сожалению, основными отраслями финансирования, как и при СССР, остается оборонная, летательная, космическая промышленность. Такая модель развития давно устарела и не приносит результатов из-за секретности большинства открытий.

Третьей проблемой становится нежелание самих ученых, инженеров, аспирантов и других научных сотрудников осуществлять исследовательскую деятельность в России. Со средней заработной платой в 40-45 тыс.руб. российские ученые не имеют стимулов проводить исследования, искать новые технологии и пути их внедрения в бизнес. За те же деньги любой из них может спокойно работать с типовыми программами в коммерческом бизнесе. Нередко происходит «утечка мозгов» за границу, где за исследовательскую деятельность научный сотрудник получает в 2,3-3 раза больше, чем на той же должности в России.

Также в последнее время у аспирантов различных ВУЗов большую популярность набирает работа на иностранные компании без выезда за границу. Т.е. аспирант в своей стране проводит исследование, отправляет его по интернету заказчику и зарабатывает таким способом от $500 за заказ, не выходя из дома. В России за те же деньги аспиранту придется работать в офисе 1,5-2 месяца.

К четвертой проблеме относится интеллектуальную собственность. В отличие от любых других материальных продуктов знание не имеет непосредственного экономического ограничения, его ценность не зависит от масштабов распространения. В этом плане знание – неисчерпаемый ресурс, которым безвозмездно могут пользоваться не только сегодняшнее, но и будущее поколения. Следовательно, с экономической точки зрения цена нового знания равна нулю.

В то же время новое знание расширяет возможности человека в использовании новых способов замещения традиционных источников энергии, получения новых материалов и технологий – в общем, всего того, что существенно увеличивает экономический потенциал. В этом плане полезность нового знания стремится к бесконечности, т.е. и цена знания стремится к бесконечности.

В современной России любое новое знание автоматически присваивает себе предприятие, сотрудник которого его произвел, ссылаясь на то, что материальной ценности оно не имеет, т.е. научный сотрудник работает за свой строго фиксированный гонорар и стимула создавать новое знание у него нет. Доходы от нового знания может получить только предприниматель после внедрения его в производство и продажи готовых товаров, а ученый и дальше будет довольствоваться только своим окладом, не получая никакой прибыли от созданного им проекта и создавая новые знания.

Факторы, препятствующие инновациям, классифицируются следующим образом:

Группы факторов

Описание факторов, включенных в группы

Экономические факторы

недостаток собственных денежных средств на разработку (покупку) инновационной идеи, недостаток финансовой поддержки со стороны государства;

высокая стоимость практической реализации нововведений (покупка новых технологий, оборудования, материалов, каналов сбыта и т.д.);

высокий экономический риск;

длительные сроки окупаемости нововведений.

«Технические и технологические» факторы

недостаточность имеющейся материальной базы для внедрения инноваций;

ограничения в использовании информационных технологий (в наличии компьютеров, компьютерных программ, качественной связи, Интернета);

неразвитость инфраструктуры (технологических, посреднических, юридических, банковских услуг)

«Организационные» факторы

отсутствие полного понимания у руководителей механизмов реализации инноваций и того, как работают исполнители;

противодействия организационной культуры внедрению инноваций;

недостаток приверженности высшего руководства инновациям

отсутствие организационных структур (команд), ответственных за внедрение

«Личностные» факторы

сопротивление работников и руководителей (из-за страха перед неизвестным, потребности в гарантиях, когда под угрозой оказывается собственное рабочее место, прошлый отрицательный опыт, связанный с проектами изменений, и др.);

недостаток знаний и квалификации персонала;

отсутствие у подчиненных навыков такого рода работы;

нежелание выполнять дополнительную работу

«Другие» факторы

противодействие клиентов и партнеров;

отсутствие или несовершенство внутренних документов, стимулирующих инновационную деятельность (должностных инструкций, систем стимулирования внедрения инноваций и т.д.);

недостаточность законодательных и нормативно-правовых документов, регулирующих инновационную деятельность.

В XXI в. Россия вступила с устойчивым экономическим ростом в сырьевых отраслях -- с устаревшей инфраструктурой, неспособной обеспечить доставку, освоение, создание новых факторов производства. Для того чтобы вывести объем промышленного производства на более высокий уровень и при этом производить конкурентоспособный продукт, необходимо привлечение инвестиций, в том числе иностранных, а также внедрение новейших отечественных и иностранных технологий, научных разработок. В условиях перехода экономики от индустриального типа к постиндустриальному типу инновационная сфера играет определяющую роль в успешном развитии российской экономики. Реализация идеи конкурентных преимуществ российской экономики на основе инновационных подходов предполагает необходимость совершенствования существующих и внедрение абсолютно новых организационно-управленческих, финансово-экономических и производственных технологий. При общемировом замедлении экономического роста российскому правительству, помимо мер, касающихся снижения негативного влияния от экономических изменений, ведущих к снижению экономического роста в РФ, следует увеличить расходы на поддержку инновационных производств, создавая более трудоемкие и «интеллектоемкие» продукты. С их помощью российская экономика переориентируется с роли поставщика факторов производства или каких-либо его компонентов на роль производителя качественной и конкурентоспособной продукции.

В России энергетический сектор экономики наиболее привлекателен для инвестиций потому, что он обладает высокой рентабельностью.

Чтобы привлечь инвестиции в другие отрасли экономики, следует создать благоприятный инвестиционный климат. Для этого необходимо совершенствовать налоговую систему, создавая такие условия налогообложения, которые обеспечат инвестиционную привлекательность по сравнению с энергетикой. Ключевой проблемой будет оставаться проблема активизации инвестиционной деятельности, прежде всего увеличение капитальных вложений в материальное производство, производственную инфраструктуру. Состояние материального производства определяет развитие всей экономики, а инвестиции в любой экономической системе являются основой ее развития. К сожалению, именно в этом секторе экономики положение обстоит наиболее сложно, а производимые преобразования пока не привели к оживлению производства в реальном секторе и не вызвали притока капитала в его развитие. Привлекая инвестиции в производство, необходимо учитывать, в какие сферы экономики они направляются. Преимущества получают те государства, которые вкладывают средства в развитие технологий. Сегодня инвесторы не заинтересованы вкладывать средства в наукоемкие технологии, потому что они дают отдачу только в отдаленной перспективе, а также в те сферы экономики, рынок которых насыщен импортными товарами. инновация антикризисный экономика

Для того чтобы создать благоприятный инвестиционный климат в обрабатывающей промышленности необходимо ввести льготное налогообложение, а основную нагрузку возложить на сверхприбыли компаний, занятых в добывающей промышленности. Целесообразно стимулировать капитальные вложения в основные фонды. Задача государства состоит в том, чтобы создать благоприятные условия для частных инвестиций, прежде всего в обрабатывающей промышленности. В эту отрасль должны привлекаться новинки современной техники и технологии.

Чтобы Россия достигла уровня наиболее развитых государств по ряду показателей развития, необходимо повышение конкурентоспособности отечественных предприятий, что приведет к необходимости внедрения инноваций.

Проблема внедрения инноваций в экономику России не решена до сих пор. Следует произвести накопление собственных средств и привлечь иностранный капитал, а также увеличить затраты на приобретение машин и оборудования, прав на патенты, лицензии и расходы в области научных исследований.

Для того чтобы использовать интеллектуальную собственность в инвестиционных проектах, целесообразно разработать законопроекты по защите авторских прав, интеллектуальной собственности, ускорить процедуру выдачи патентов на изобретения.

Также следует уделить пристальное внимание подготовке высококвалифицированных кадров в сфере менеджмента и маркетинга, способных реорганизовать структуру управления на предприятиях.

Для повышения конкурентоспособности производства и успешного включения экономики страны в мировую систему производства и обмена необходимо использование международных стандартов качества и современных технических регламентов. Также требуется обеспечить прозрачность содержания заключаемых контрактов, сделок по продаже пакетов акций, отчетности компаний, прибыли акционеров.

Для повышения конкурентоспособности экономики возникают задачи перехода к адресной поддержке производств, ориентированных на экспорт, совершенствования системы государственных гарантий, в том числе для активного участия корпораций в международных тендерах.

Для многих российских предприятий, столкнувшихся с новым для них вопросом конкуренции, выживаемости в жестких условиях рынка, именно инновационная деятельность и ее результаты являются главным условием успеха и эффективности. Поэтому участники рыночных отношений, прежде всего те из них, которые занимаются производством, для обеспечения своей текущей и перспективной конкурентоспособности обязаны самостоятельно и целенаправленно формировать и осуществлять научно -- техническую политику.

Научно-техническая политика предприятия подчинена достижению его главной цели -- максимального удовлетворения требований потребителей к количеству и качеству выпускаемой продукции при минимально возможных затратах на ее разработку и производство (промышленной, экологической и т.д.). Соответственно, необходимо внедрение новых современных стандартов качества и управления.

Для общего снижения издержек в производстве нашей страны необходимо реализовывать инвестиционные проекты, связанные со строительством новых объектов в транспортной сети и созданием инфраструктуры для оптимизации транспортных расходов и общего снижения времени транспортировки, развития отдельных сфер народного хозяйства с применением передовых технологий. Это в конечном итоге может создать конкурентные преимущества через некоторое время после окончания мировой стагнации. Данное предложение оправдано тем, что мировой кризис привел к падению цен на строительные материалы и энергоресурсы. В условиях России это делает вполне возможным реализацию некоторых проектов, связанных с инвестированием в строительство объектов инфраструктуры, оправданным ввиду снижения себестоимости строительства и наличия средств в Стабилизационном фонде от продажи энергоресурсов, накопленных за несколько лет.

Главные этапы инновационного процесса определяются по его основным составляющим, первыми из которых является рынок новшеств или новаций. Основным товаром этого рынка является научный и научно -- технический результат, т.е. продукт интеллектуальной деятельности, на которую распространяются авторские права, оформленные в соответствии с установленным законодательством.

Технический и научный прогресс, осуществляясь долгое время параллельно, в инновационной экономике сливаются в единый научно-технический прогресс. Причем ведущим становится именно научный прогресс, наука как источник новых знаний, открытий, изобретений, а, следовательно, и инноваций.

Основным предназначением инновационной экономики является становление современной формы жизнедеятельности человека и общества, которую мы называем человеческим капиталом. Человеческий капитал представляет собой основанное на экономии времени обогащение жизнедеятельности человека и общества или самообогащение. Это самообогащение направлено на самовыражение и самореализацию личности.

В инновационной экономике под действительным богатством общества понимается не бесконечный рост потребления, приведший к нарушению гармонии человека с природой, а уровень интеллектуального и духовного развития человека, накопление интеллектуальной собственности. Информационная революция актуализировала проблему нематериального накопления, формирующего человеческий капитал.

Необходимо обеспечить функционирования науки, техники и производства как единой системы. Рынок новшеств формируют научные организации, ВУЗы, временные научные коллективы, объединения научных работников и т.д. Принято различать новации, инициируемые нуждами потребителей, которые составляют 70-75% от их общего объема и инновации, инициируемые научно -- техническими результатами, полученными при проведении НИОКР.

К сожалению, некоторые инновационные отрасли, такие как сельское хозяйство, ресурсосбережение, охрана здоровья и окружающей среды, создание искусственных микроорганизмов в генной инженерии и микробиологии и т.д., не получают достаточного финансирования инновационной деятельности, что привело к значительному отставанию, снижению конкурентоспособности отечественной промышленности на внутреннем и внешних рынках. Опыт развитых стран Запада показывает, что именно на таком пути достигается подлинный динамизм НТП и укрепляются все аспекты национальной безопасности. Этот же опыт говорит о том, что переход к такой модели не может быть стихийным, он требует продуманной разработки и последовательной реализации государственной политики.

В современных условиях повышения эффективности производства можно достичь преимущественно за счет развития инновационных процессов, получающих конечное выражение в новых технологиях, новых видах конкурентоспособной продукции.

Поиск и использование инноваций непосредственно на предприятиях является актуальной проблемой. Развитие новых технических и организационно-технологических решений, совершенствование основных принципов управления применительно к специфике отечественного рынка создают условия для обновления процессов воспроизводства на предприятиях и дают дополнительный импульс для экономического роста.

По своей природе инновации включают в себя не только технические или технологические разработки, но и любые изменения в лучшую сторону во всех сферах научно-производственной деятельности. Постоянное обновление техники и технологий делает инновационный процесс основным условием производства конкурентоспособной продукции, завоевания и сохранения позиций предприятий на рынке и повышения производительности, а также эффективности предприятия. В целях повышения эффективности функционирования предприятия инновационная деятельность должна обеспечивать: наиболее полное и своевременное удовлетворение потребностей; конкурентоспособность предприятия по показателям качества продукции и эффективности производства; достижение баланса между стабильностью (управление традиционной технологией) и усилиями по внедрению новой технологии.

Сохраняя традиционную продуктивную технологию, необходимо часть ресурсов одновременно направлять на внедрение новой технологии, диверсифицируя тем самым набор технических средств, гибко приспосабливаясь как к эволюционным, постоянно реализуемым нововведениям, так и радикальным, периодически осуществляемым нововведениям. При этом следует обеспечивать сочетание непрерывного управления эволюционными технологическими нововведениями с программным управлением радикальными нововведениями; организацию взаимодействия внутренних и внешних элементов системы развития, главными факторами которого являются система информации о рынке нововведений, отбор проектов из числа альтернатив и взаимная заинтересованность.

Научная деятельность традиционно считается сферой активной государственной политики. Научные идеи не могут быть непосредственно использованы в хозяйственной деятельности, целью которой является получение прибыли. Поэтому организации и компании почти не идут на прямое финансирование исследований, хотя испытывают большую потребность в их результатах. В современных условиях государство берет на себя функцию обеспечения бизнеса научными знаниями и идеями, поэтому в официальных документах ведущих стран НТП рассматривается как единая цель: научные идеи и разработки -- инновационный бизнес - широкомасштабное использование.

Активно работая в научной и инновационной сфере, государство призвано формировать цели и принципы своей политики и собственные приоритеты в этой области.

Основные принципы государственной политики:

  • · свобода научного и научно-технического творчества;
  • · правовая охрана интеллектуальной собственности;
  • · интеграция научной и научно-технической собственности;
  • · поддержка конкуренции в сфере науки и техники;
  • · конкуренция ресурсов на приоритетных направлениях научного развития;
  • · стимулирование деловой активности в научной и других видах деятельности;
  • · развитие международного сотрудничества.

Государство одновременно определяет цели инновационной политики, разрабатывает ее принципы, на основании которых она будет проводиться в науке в инновационной сфере, а также механизм ее реализации. Эти принципы зависят от сложившейся хозяйственной системы страны, глубины воздействия государственных институтов на экономическую деятельность. Государственные ассигнования и субсидии могут предоставляться государственному и негосударственному секторам на собственно на инновационные цели или на обеспечение инновационной составляющей инвестиций многоцелевого характера. В целях диверсификации инновационных вложений государства возможно создание специализированных государственных холдинговых и инновационных компаний. Большое значение для генерирования нововведений и создания первоначального спроса на инновации имеют государственные контракты на выполнение НИОКР и государственные заказы на инновационную продукцию. В настоящее время в стратегиях многих предприятий происходит определенная переориентация, т.е. переход от всемерного использования экономического эффекта крупномасштабного производства к более целенаправленной инновационной стратегии.

Нововведения представляют собой важнейшие средства обеспечения стабильности хозяйственного функционирования, эффективности функционирования и конкурентоспособности. Существует строгая зависимость между конкурентными позициями, эффективностью предприятия и его инновационным потенциалом. Эффективность функционирования предприятия может быть достигнута за счет повышения качества продукции, реализации политики ресурсосбережения, выпуска новых, конкурентоспособных продуктов, освоения рентабельных бизнес -- проектов.

Также необходима поддержка центров, разрабатывающих и внедряющих инновационные проекты, целью которых является развитие инновационной деятельности в России.

Необходима разработка методов оценки инновационных проектов, привлечение инвестиций в инновационную сферу, отработка механизмов финансирования инновационных проектов и различных способов продвижения их на рынок.

Необходимо содействие повышению активности ученых и научных работников, изобретателей, инженерно-технических работников, формирование благоприятного общественного мнения об инновационном потенциале России.

Чтобы из страны-поставщика энергоресурсов превратиться в страну с современной, высокоразвитой экономикой, России, в условиях глобальной конкуренции, необходимо, используя свой экономический и интеллектуальный потенциал, поставить на мировой рынок конкурентоспособный продукт, соответствующий современным стандартам качества, экологическим нормам и при этом опережающий конкурентов в функциональном и технологическом отношении.

Государственная научно-техническая программа -- комплекс взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, обеспечивающих эффективное решение важнейших научно-технических проблем на приоритетных направлениях развития науки и техники.

Отбор программ осуществляется исходя из социально-экономических приоритетов, прогнозов, целей структурной политики, международных обязательств, при соблюдении следующих условий:

  • -- существенной их значимости для крупных структурных изменений, направленных на формирование нового технологического уклада;
  • -- принципиальной новизне и взаимосвязанности программных меро- приятий (проектов), необходимых для широкомасштабного распространения прогрессивных научно-технических достижений.

Очевидно, что для выстраивания сбалансированной государственной политики, направленной на технологическую модернизацию российской экономики, ее инновационное, научно-технологическое развитие, необходимо решить ряд ключевых задач, первой из которых является разработка и принятие на уровне Правительства Российской Федерации Промышленно-инновационной стратегии развития Российской Федерации до 2020 года, разработанной на основе "Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года".

Базовым положением данной стратегии должна стать ориентация на возрождение России в качестве передовой научно-технической державы, опирающейся на собственное производство научных знаний и инноваций, активную экспортную политику в отношении технологий и готовой промышленной продукции.



 


Читайте:



Презентация на тему ""Уроки французского" В

Презентация на тему

В. Г. Распутин «Уроки французского». Урок литературыв 6 классе Распутин Валентин Григорьевич ( р. 1937), прозаик. Родился 15 марта в селе...

Названия, описания и особенности зимующих птиц

Названия, описания и особенности зимующих птиц

Парфенчук Алефтина ИвановнаДолжность: педагог дополнительного образования.Учебное заведение: МАОУДО города Нижневартовска Центр детского...

Разговорный стиль речи Порядок слов в предложении свободный

Разговорный стиль речи Порядок слов в предложении свободный

Слайд 2 Научиться говорить – значит научиться строить высказывания Слайд 3 В разговорном стиле важнейшую роль играет звуковая сторона речи,...

Сочинение рассуждение на тему деньги Какое значение имеют деньги в жизни человека

Сочинение рассуждение на тему деньги Какое значение имеют деньги в жизни человека

Многие задумываться о роли денег в жизни современного человека и над вопросом можно ли быть счастливым с не большим доходом?Современный человек не...

feed-image RSS