Разделы сайта
Выбор редакции:
- Отслеживание сдэк Можно ли забрать посылку на складе сдэк
- Найти перо птицы: что сулит примета?
- Особенности увольнения женщины с ребенком Имеют ли право сокращать на производстве вдов
- Броненосцы типа "андрей первозванный" 254 мм пушки броненосца андрей первозванный
- Инсценировка музыкальной сказки для детей старшей группы (5—6 лет) I
- Организация (предприятие) и ее основные характеристики
- Селекция наука о создании новых пород животных Понятие о породе, сорт, штамм
- Патологоанатом, основные компетенции Различая в работе
- Управление социальной защиты населения на уровне муниципального образования введение
- Как узнать о плановой проверке моего предприятия
Реклама
Управление природоохранной. Государственное управление природоохранной деятельностью. Организация управления природопользованием |
Необходимость охраны окружающей естественной среды. Принципы и объекты охраны окружающей естественной среды. Государственное управление в отрасли охраны окружающей естественной среды. Необходимость охраны окружающей естественной среды Понятие экология грецьк. Поделитесь работой в социальных сетях Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск Тема 7. Государственное управление природоохранной деятельностью (2 часа) 1. Необходимость охраны окружающей естественной среды. 2. Принципы и объекты охраны окружающей естественной среды. 3. Государственное экологическое регулирование. 4. Государственное управление в отрасли охраны окружающей естественной среды. 1. Необходимость охраны окружающей естественной средыПонятие экология (грецьк . дом, жилье), предложенное в 1869 г. Е. Геккелем, означает науку об отношениях растительных и животных организмов с окружающей средой. В 70-ые гг. ХХ столетие образовалась социальная экология, или экология человека, который изучает закономерности взаимодействия общества и окружающей среды. Проблема становления государственности в Украине является чрезвычайно сложной и многоаспектной. Традиционные компоненты создания государства социально-экономические, політико-ідеологічні , геополитические но др. осознаются, а тем более реализуются с огромными трудностями, а такой необходим для современной практики аспект, как экологический, почти не берется Между тем тотальное ухудшение уровня жизни в Украине имеет четко очерченный экологический контекст. Без осознания этого обстоятельства и учета ее в реальных процессах создания государства нельзя эффективно решить те политические, экономические, социокультурные, народнохозяйственные проблемы, которые так волнуют в настоящее время нашу общественность. Все наши неурядицы, прямо или опосредствовано, связанные с чрезвычайно угрожающей экологической ситуацией, которая сложилась на поприще нашего государства. В Украине уже достаточно давно произошли структурные деформации народного хозяйства, когда преимущество отдавалось развитию сырьево-добывающих наиболее экологически опасных отраслей промышленности. Экономике Украины присущий высокий удельный вес ресурсомістких и энергоемких технологий, использование которых в промышленности и сельском хозяйстве осуществлялось наиболее «дешевым» способом, без строительства соответствующих очистительных сооружений. Не было эффективно действующих правовых, административных и экономических механизмов защиты окружающей естественной среды. Эти и другие факторы, в частности низкое экономическое сознание общества, высокий уровень концентрации промышленности и интенсивное сельское хозяйство, непродуманное, экологически необосновано размещение и наращивание производственных мощностей, финансирования и осуществления природоохранных мероприятий, по остаточному принципу привели к высокой техногенной нагрузке на естественную среду, к его деградации, избыточному загрязнению поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха и земель, нагромождения, в огромных количествах вредных, в том числе высокотоксичных отходов производства. Такие процессы длились десятилетиями и привели к значительному ухудшению состояния здоровья людей, уменьшения рождаемости и увеличения смертности, которая угрожает вымиранием и биологически генетической деградацией всего народа Украины. И до сих пор во многих промышленных агломераціях и больших городах остаются высокими ровные загрязнения атмосферного воздуха, водного бассейна, земли, продуктов питания. Длится истощение и разрушение биологических ресурсов, ландшафтов и других ценных естественных комплексов. Значительно усложнила ситуацию наибольшая в мире ядерная катастрофа на Чернобыльской АЭС. За своими масштабами и значением влияние хозяйственной деятельности на окружающую среду в известной мере есть адекватным стихийным естественным процессам. Авария на ЧАЭС в 1986 г. из ее крайне негативными медико-биологическими, экономическими и социальными последствиями повлекла в Украине ситуацию, которая приближается к уровню глобальной экологической катастрофы. Вся территория Украины парламентом страны объявлена зоной экологической беды. В водоемы смахивает 2,6 млрд м3 загрязненных стоков, а в атмосферу 17,5 млн т опасных веществ, в частности промышленностью 11 млн т. Удельный вес пахотных земель составляет 55%. Однако свыше 31 из 42 млн гектара сельскохозяйственных угодий испытывают водную и ветровую эрозию, 10 млн гектара имеют повышенную кислотность, 4,7 млн гектара, земли засолены и солонцюваті . За последние 15 лет из сельскохозяйственного оборота изъято 450 жал гектар , с каких 97% прежние высокопродуктивные земли. Наивысший уровень загрязнения в городах Донецке, Мариуполе, Одессе, Днепропетровске, Запорожье, Лисичанску, Кривом Роге, Днепродзержинске, Луганске, Макеевке, Комунарску, Полтаве, Ялте, Киеве. Высокий уровень химического и бактериологического загрязнения имеет акватория Азовского моря, особенно в районах Мариуполя и Бердянска. Черное море имеет очень загрязненные акватории около Одессы и Каркинитского лимана. В Украине на 1 жителя приходится 1130 м3 воды за год, что в 15 раз меньше, чем в странах Европы. Острый дефицит воды чувствуют районы Донбасса, Крыма, приднепровья. Загрязнено реки и реки, в частности Днепр, Сиверский Донец и другие. В результате нарушения гидрологического режима из карты Украины в настоящее время исчезло множество малых рек, озер и других водоемов. Водные ресурсы Украины испытывают постоянный жестокий химический прессинг. Треть промышленных и бытовых стоков в реки вообще не очищается, а они содержат свыше 7 млн тонн вредных и ядовитых веществ, что в водной среде образуют новые токсичные соединения. Происходит термальное загрязнение естественных вод в результате сброса горячей воды из систем охлаждения электростанций и других промышленных предприятий. Возникает цветение воды, которое активизируется химическими элементами минеральных и органических удобрений, которые также попадают в водоемы. В настоящий момент в Украине некачественную воду пьет 17% население, которое влечет желчнокаменные заболевания, вирусный гепатит и даже холеру. Украина, еще недавно цветущий с благоприятным климатом край с чистыми реками, с плодородными почвами, на глазах одного поколения превращается в пустыню, малопригодную для жизни, на зону, перенасыщенную промышленностью, где города задыхаются от токсичных промышленных выбросов, воды не хватает, где взрослые и деть страдают от разных заболеваний, где поля, которые раньше кормили миллионы людей, теперь отравлены ядохімікатами , а изуродованы землеройной техникой всемогущих мелиораторов живописные речушки, еще недавно преисполнены жизни, в настоящее время превращаются в топкие канавы. Наш могучий Днепр, эта священная река украинского народа, воспетая Гоголем и Шевченко, в наши дни четвертуют, разделена на так называемые моря, которые каждого лета загнивают на огромных площадях, становясь питомником ядовитых синьо-зелених водорослей. С экологической точки зрения Украина в настоящее время в значительной мере может быть грустным примером будущего человечества, моделью нашей несчастной планеты, где Красных книг уже не хватает для записи погибших видов флоры и фауны, так бессмысленно и безжалостно уничтоженных человеком. Чернобыль стал зловещим знаком человеческой судьбы, самым драматичным следствием нерозважного противоборства с природой. Чернобыль это поражение ведомственной науки, науки, безразличной к идеям гуманизма. «Ум идет вперед, говорил Николай Гоголь, когда идут вперед все моральные силы». Если современная цивилизация не решит главную проблему ядерной и связанной с ней экологической, она не решит ни одной из своих проблем. Люди не хозяева национального лану, а только пахари на нем, которые обеспечивают благосостояние общества. Попытка не пристраиваться к природе, а пристроить ее к себе была самой страшной ошибкой в истории человечества. Поэтому независимое украинское государство должно если не возобновить прежнее состояние живой природы (это, к сожалению, уже невозможно!), то по крайней мере позаботиться о том, чтобы наносить минимальный вред окружающей среде. Альтернатива посадить лес или построить завод имеет всегда, при всех обстоятельствах разрешаться в пользу леса. Наша ситуация дополнительно усложняется тем, что решение проблем охраны природы и окружающей среды нуждается не только в разработке «мероприятий», как было раньше, но и огромного энтузиазма всех граждан, роста общей культуры, глубокого и точного знания законов природы. В докладе Международной комиссии по окружающей среде отмечается, что для достижения состояния устойчивого естественного позитивного развития является необходимыми такие предпосылки:
Такой широкий диапазон необходимых предпосылок для переориентации системы современного материалоемкого и энергоемкого экологически опасного природопользования отбивает масштабность заданий, которые появились перед человечеством. Неотделимость заданий сохранения естественной среды и экономического развития была одной из главных проблем, которые рассматривались на Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, июнь в 1992 г.). Там были сформулированы такие установки:
Эти рассуждения положены в основу экономической политики развитых стран, где благодаря большим инвестициям в дело охраны окружающей среды и высокой технологической культуре есть определенные достижения в прорабатывании прогрессивных средств природопользования. А что делать нам в ситуации, которая сложилась на нашем поприще? Хоть как странно, но специалисты-экологи на Западе оценивают наши потенциальные возможности не ниже своих собственных. Все зависит от того или сможем мы избежать тех экологических ошибок, множество которых уже когда-то сделали развитые капиталистические страны. По мнению западных экспертов наши преимущества заключаются в том, что:
В настоящее время Украина особенно остро чувствует последствия экологически непродуманного и нерационального экономического развития. Не имея достаточное количество собственных энергоносителей, она продолжает «держаться» за ту структуру народнохозяйственного комплекса, которая сформировалась раньше, когда непрерывно поступали дешевые сырьево-энергетические ресурсы из России. Эта структура является гиблой не только с точки зрения экологии, поскольку она плохо приспособлена для удовлетворения важнейших потребностей человека. За нехваткой средств экологические проблемы в Украине в настоящее время практически не решаются, хоть некоторые из них становятся все более угрожающими. Система организации управления природопользованием, охраной окружающей среды, контроля, за этими процессами, что формировалась в административно командной системе и при государственной собственности на все национальные богатства, оказалась несостоятельной осуществлять эффективную экологическую регуляцию развития производительных сил общества, решать сложные эколого-экономические проблемы. Следовательно, возникает вопрос: как действовать в сфере экологии на современном этапе, ввиду остроты экономического кризиса и потребности в проведении коренных социально экологических реформ? Здесь является возможными два варианта. Первый кое-что модернизировать и усовершенствовать существующую систему управления, а второй создать принципиально новую систему управления и регуляции в сфере природопользования и природоохраны, которая бы в полной мере включала и рыночные механизмы. По нашему мнению, второй вариант имеет ряд существенных преимуществ, потому что именно рынок можно с успехом использовать для ограничения разрушительного действия общества на окружающую среду, применяя гибкую систему товарно-денежных отношений. Опыт стран с рыночной экономикой убеждает, что рыночные механизмы при должном государственного контроля за соблюдением требований экологического законодательства обеспечат более благоприятные условия для природо- и ресурсозбереження , применение экологобезопасных технологий и методов ведения хозяйства и тому подобное, чем жесткая планово административная регуляция. 2. Принципы и объекты охраны окружающей естественной средыОхрана окружающей естественной среды, рациональное использование природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности жизнедеятельности человека, обязательное условие устойчивого экономического и социального развития Украины. С этой целью Украина проводит экологическую политику, направленную на сохранение безопасного для существования живой и неживой природы окружающей среды, на защиту жизни и здоровья населения от негативного влияния, загрязнения окружающей естественной среды, на достижение гармонического взаимодействия общества и природы, охрану, рациональное использование и воссоздание природных ресурсов. Украинское государство правовыми рычагами регулирует отношения в отрасли охраны, использования и воссоздания природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности, предотвращения и ликвидации негативного влияния хозяйственной и другой деятельности, на окружающую естественную среду, сохранение природных ресурсов, генетического фонда живой природы, ландшафтов и других естественных комплексов, уникальных территорий и естественных объектов, связанных с историко-культурным наследием. Отношения в отрасли охраны окружающей среды в Украине регулируются Законом «Об охране окружающей среды», а также земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, об охране атмосферного воздуха, об охране и использовании растительного и животного мира и другим специальным законодательством. К основным принципам охраны окружающей среды принадлежат такие:
Государственной охране и регуляции использования на территории Украины подлежат:
3. Государственное экологическое регулированиеЭкологическое регулирование это система активных законодательных, административных и экономических мероприятий и рычагов влияния, которые используют государственные органы разного уровня для принуждения загрязнителей окружающей среды ограничить выбросы вредных веществ в естественные и техногенные среды, а также для материального стимулирования добросовестных природокористувачів . Важную роль относительно этого играет институт права, который четко фиксирует для физических и юридических лиц межу допустимого в их экологическом поведении и предусматривает юридическую ответственность за нарушение этого предела. Однако основной объем загрязнений и других видов нарушения качества среды, источником которых является материальное производство, транспорт и тому подобное, не может быть устранен одномоментно в силу экономических и технологических ограничений. Относительно этих источников загрязнений именно и применяется экологическая регуляция, которая рассчитана на более-менее значительный срок. Основы экологической регуляции вводятся в действие законами об охране окружающей естественной среды. Для эффективной экологической регуляции первоочередное значение имеет выбор правильного метода и инструментария (рычагов) регуляции. На ранних стадиях экологической регуляции, которая выходила из идеологии сдерживание роста загрязнения (пассивная регуляция), применялись в основном административно предписывающие (регламентационные) инструменты, экологические стандарты и нормы, разрешительные процедуры. Во время перехода к новой идеологии в политике охраны окружающей среды, ориентированной на последовательное уменьшение загрязнения (активная регуляция), применялись некоторые экономические регуляторы эмиссионные нормативы поэтапного снижения загрязнения, временные разрешения на выбросы и тому подобное В странах с развитой рыночной экономикой в структуре механизмов прямой регуляции (административно-правового принуждения) появились новые и перспективные как административно предписывающие, так и экономические, инструменты. Механизмы прямой экологической регуляции являются гибкими, то есть дают возможность дифференцировано подходить к объекту регуляции и разных экологических ситуаций, а также к определению меры жесткости регуляции. Эти механизмы не исключают, а наоборот, предусматривают предоставление государственной помощи предприятиям, в частности на техническое перевооружение. Это дает удовлетворительные результаты относительно главного критерия экономической эффективности регуляции величины удельных расходов для сокращения выбросов. В реальной практике экологической регуляции стран Запада величина государственного стимулирования достигает за самыми скромными оценками 0,1% ВВП. В странах Запада механизмы экологической регуляции существенно видоизменились, и процесс этот длится. Главные векторы этой эволюции установление более тесных связей между регулирующими органами и каждым объектом регуляции, а также совершенствование и обогащение арсенала как регламентационных, так и (особенно) экономических, инструментов. В обобщенном виде механизм прямой экологической регуляции, которая применяется в настоящее время в странах с развитой рыночной экономикой, имеет такой вид и структуру:
В Украине улучшения состояния естественной среды и использования природных ресурсов возможно только при условии государственной поддержки и регуляции этих процессов, особенно в процессе формирования рыночных отношений, экономической свободы и безответственности хозяйственных структур и правового нигилизма, который пока еще господствует в сознании предпринимателей. Важным средством государственной регуляции должна быть Государственная программа охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, концепция которой была создана в 1995 г. Согласно этой концепции в Украине Генеральной стратегической целью относительно охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов признано такое развитие ее современного социально хозяйственного комплекса, за которого не было бы противоречий между экономическими интересами, природопользованием, сохранением целостности экосистемы и достижениями стабильного развития. Путь к генеральной цели ведет через последовательное решение ряды стратегических проблем:
а) ликвидация последствий аварии на Чернобыльской АЭС; б) решение проблем экологического состояния Днепра и качества питьевой воды; в) предотвращение загрязнения вод Черного моря; г) стабилизация экологической обстановки в городах и промышленных центрах Донецко-приднепровского региона; д) обезвреживание, утилизация и захоронение промышленных токсичных отходов, в том числе бытовых.
Концепция этой программы предусматривает также разработку и реализацию других комплексных программ, направленных на достижение баланса между уровнем вредного влияния на окружающую естественную среду и его способностью к возобновлению. Основными заданиями этого этапа является:
В будущем планируется создать систему государственного управления использованием природных ресурсов, регуляцией техногенного влияния, на окружающую естественную среду как составную часть управления общим развитием общества. Основными заданиями здесь является:
К рычагам государственной регуляции принадлежат кадастры природных ресурсов документы, которые принимает законодательная власть и которые предназначено для обеспечения органов местной власти, предприятий, организаций, учреждений, сведениями о состоянии природных ресурсов с целью их рационального использования и охраны, регуляции правовых и экономических отношений, обоснования платы, за использование. Из уже известных и одобренных кадастров природных ресурсов в Украине имеем Кадастр земельных ресурсов, который содержит документы о правовом режиме земель, их распределение между владельцами и землепользователями за категориями земель, ведомости, о качественной характеристике и ценности земель. Внедрение государственного земельного Кадастра обеспечивается проведением топографо-геодезичних , картографических, грунтовых, геоботанических и других обследований и разведок, регистрацией землевладений, землепользований и договоров, на аренду земли, учетом количества и качества земли, бонітуванням и экономической оценкой земель. Государственный земельный Кадастр ведется за счет средств государственного, республиканского и местных бюджетов. Государственному учету подлежат объекты, которые вредно влияют или могут влиять на состояние окружающей естественной среды, виды и количество вредных веществ, которые попадают в окружающую естественную среду, виды и размеры вредных физических влияний, на него. Предприятия, учреждения и организации, проводят первичный учет в отрасли охраны окружающей естественной среды и безвозмездно подают соответствующую информацию органам, которые ведут государственный учет в этой отрасли. Важным рычагом государственной регуляции является экономическая экспертиза. В Украине осуществляется государственная, общественная и другие виды экологической экспертизы. Проведение экологической экспертизы является обязательным в процессе законотворческой, инвестиционной, управленческой, хозяйственной и другой деятельности. Экологической экспертизе подлежат:
Одним из регуляторов охраны окружающей среды есть стандартизация и нормирование. Они осуществляются с целью установления комплекса обязательных норм, правил, требований, относительно охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности. Государственные стандарты в отрасли охраны окружающей естественной среды являются обязательными для выполнения и вмещают соответствующую терминологию, правила (режимы) использования и охраны природных ресурсов, методы контроля за состоянием окружающей естественной среды, требования, относительно предотвращения вредного влияния загрязнения окружающей естественной среды на здоровье людей, другие вопросы, связанные с охраной окружающей естественной среды и использованием природных ресурсов. Регуляция охраны окружающей естественной среды обеспечивается с помощью системы экологических нормативов. Система экологических нормативов включает: а) нормативы экологической безопасности (предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в окружающей естественной среде, предельно допустимые уровни акустического, электромагнитного, радиационного и другого вредного влияния на окружающую естественную среду, предельно допустимое содержание вредных веществ в продуктах питания); б) предельно допустимые нормы выбросов и сбросов в окружающую естественную среду загрязняющих химических веществ, уровни вредного влияния физических и биологических факторов. Экологические нормативы, как и стандарты, должны отвечать требованиям охраны окружающей естественной среды и здоровья людей от негативного влияния загрязнений. В случае необходимости для курортных, лечебно оздоровительных, рекреационных и других отдельных районов могут устанавливаться более жесткие нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ и других вредных влияний на окружающую естественную среду. Экологические нормативы разрабатываются и внедряются в действие Министерством охраны окружающей естественной среды и ядерной безопасности Украины, Министерством здравоохранения Украины и другими уполномоченными на то государственными органами. К основным рычагам государственной регуляции относят также экологическое страхование; повышены нормы амортизации основных природоохранных производственных фондов; договоры на комплексное природопользование; аренду, передачу, в постоянное пользование природоохранных объектов но др. В настоящее время получило распространение экологическое страхование. Оно обеспечивает возможность компенсации части нанесенных убытков и создает дополнительные источники финансирования природоохранных мероприятий. Как убыток экологическое страхование рассматривает вред, нанесенный неожиданной аварией, которая повлекла загрязнение окружающей среды и оказалась в ухудшении качества основных фондов, здоровья населения, производительности сельскохозяйственного и лесного хозяйства, уменьшении полезности рекреационных ресурсов. 4. Государственное управление в отрасли охраны окружающей естественной средыВ Украине существует система органов управления в отрасли охраны окружающей среды это юридически самостоятельные государственные, самоуправляющиеся и общественные институции, уполномоченные осуществлять организационно предписывающие, координационные, консультативные, организационно экспертные, контрольные и другие функции в отрасли обеспечения экологической безопасности, эффективного использования природных ресурсов и охраны окружающей естественной среды. К системе органов управления в отрасли охраны окружающей среды принадлежат: И. Органи общего государственного управления 1. Органы центральной государственной исполнительной власти:
2. Органы государственной исполнительной власти Автономной Республики Крым: правительство Автономной Республики Крым. 3. Органы местной государственной исполнительной власти:
Верховная Рада и Кабинет Министров Украины уже одобрили некоторые законы и постановления относительно совершенствования системы управления природопользованием. Это Закон «Об охране окружающей естественной среды» (в 1991 г.), Закон «О животном мире» (в 1993 г.), постановлениях: «Об усилении охраны запасов ценных видов рыб, млекопитающих, водных безхребетних и водных растений», «О порядке ограничения, временного запрещения или прекращения деятельности предприятий, учреждений и организаций, в случае нарушения ими законодательство об охране окружающей естественной среды», «О порядке определения платы и взыскания платежей за загрязнение окружающей естественной среды», «О создании Государственной экологической инспекции Министерства охраны окружающей естественной среды и ядерной безопасности». Президент Украины выдал Указы по упомянутой проблеме, в частности: «О мероприятиях по организации работы по улучшению экологического стану г. Днепр и качества питьевой воды», «О дополнительных мероприятиях по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы». Органы государственного управления из регуляции отношений относительно охраны окружающей естественной среды получили такие полномочия: Верховная Рада Украины:
Верховная Рада Автономной Республики Крым:
Кабинет Министров Украины:
Министерство экологии и природных ресурсов Украины и его органы на местах:
Местные Советы народных депутатов:
Исполнительные и предписывающие органы местных Советов народных депутатов:
Общественное управление в отрасли охраны окружающей среды осуществляется общественными объединениями, если такая деятельность предусмотрена их уставами, зарегистрированными в соответствии с законодательством Украины. Общественные природоохранные объединения имеют право:
Целью управления в отрасли охраны окружающей среды является реализация законодательства, контроль, за сдержкой требований экологической безопасности, обеспечения проведения эффективных и комплексных мероприятий, по использованию природных ресурсов, достижения согласованности действий государственных и общественных органов.
Тема 12. Основы организации и внедрения экологического менеджмента 12.1. Управление природоохранной деятельностью на предприятии. Экологическая служба предприятия. 12.2. Международные и национальные стандарты системы управления окружающей средой. Экология является одним из тех аспектов деятельности, как отдельного человека, так и организации, стран и мирового сообщества в целом, которые не могут решаться в отрыве от общих мировых тенденций и требований. Экономический рост, развитие систем жизнедеятельности человека требуют особого внимания к потреблению природных ресурсов и загрязнению окружающей среды. Сегодня очевидным становиться тот факт, что игнорирование компаниями требований охраны окружающей среды, экологической безопасности и рационального использования ресурсов в конечном итоге приводит к неконкурентной способности продукции, услуг и компании в целом. Низкий экологический имидж компаний все чаще становится барьером для их выхода на внешний рынок. Потребители отдают предпочтение экологически чистой продукции, изготовленной на экологичных предприятиях. Эти предприятия в хозяйственной деятельности предотвращают загрязнение окружающей среды, применяют экологически чистое сырье, совершенствуют технологии и продукты, в результате чего способствуют эффективному использованию и восстановлению ресурсов. Именно такие предприятия можно назвать экологичными . Устойчивое развитие предприятий и улучшение их конкурентной способности требует комплексного решения экологических задач. Этот подход предполагает кардинальный переход от борьбы с последствиями вредного воздействия на окружающую среду к предотвращению этих воздействий, минимизации наносимого окружающей среде ущерба, вовлечению в переработку ранее накопленных в окружающей среде отходов с использованием экологически безопасных способов. Все перечисленные выше аспекты прямо или косвенно связаны с регулированием взаимосвязей между обществом и природой, т. е. управлением, с одной стороны – экономическими и социальными процессами, включая использование природных ресурсов, а с другой – характером и состоянием природной среды. Подобное управление можно определить в самом общем виде как экологический менеджмент. В расширенном толковании, экологический менеджмент – управление взаимодействием общества и природы на основе использования экономических, административных, социальных, технологических и информационных факторов с целью достижения состояния качества природной среды, обеспечивающего возможность устойчивого развития общества и природы. Таким образом, экологический менеджмент на уровне предприятий относится к уровню управления, на котором определяются техногенные и антропогенные воздействия на окружающую среду. На этом уровне экологический менеджмент направлен, главным образом, на: 1. Контроль за выполнением природоохранного законодательства, экологических нормативов, квот. 2. Контроль экологических последствий природопользования и производства продукции. 3. Обеспечение совершенствования технологии производства в части уменьшения ее аварийности, степени технологического риска, энерго- и материалоемкости, количества и токсичности выбросов. 4. Экологизацию производства за счет использования отходов одних предприятий в качестве ресурсов других. 5.Введение ограничений на размещение и функционирования производств, могущие оказать отрицательные экологические последствия на природу и здоровье населения. 6.Организацию системы сбора оперативной информации адекватной реальной экологической обстановке. Экологический менеджмент следует рассматривать как неотъемлемую часть общей системы управления предприятием. Очевидно, что бесконтрольное использование природных ресурсов приводит к разрушительным для общества экономическим, социальным и экологическим последствиям. Поэтому современные предприятия должны постоянно реагировать на изменяющиеся требования охраны окружающей среды и обеспечить непрерывное совершенствование системы экологического менеджмента. Ключевым звеном в системе экологического менеджмента является экологическая служба предприятия. В настоящее время эти службы обеспечивают практическое осуществление на предприятиях природоохранной политики, основанной на эффективном использовании природных ресурсов и соблюдении установленных лимитов выброса загрязняющих веществ в природную среду, а также контроль за осуществлением природоохранной деятельности внутренними подразделениями предприятий. Задачами экологических служб предприятий являются: 1) сбор текущей экологической информации; 2) контроль за экологической отчетностью внутренних подразделений предприятий; 3) разработка и реализация экологических программ предприятий по целенаправленной перестройке технико-технологических процессов с учетом экологических требований; 4) контроль за осуществлением природоохранной деятельности. Природоохранная деятельность предприятий не может быть эффективной, если она осуществляется лишь одним, хотя и специализированным структурным подразделением. Наибольший результат достигается тогда, когда в охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов участвуют все службы и подразделения предприятий с учетом их специфики на производстве. При этом служба охраны окружающей среды играет роль главного органа, координирующего деятельность всех других подразделений. Отметим основные направления деятельности природоохранной службы на предприятии: 1) формирование экологически и гигиенически обоснованных требований к выпускаемой продукции и контроль за их соблюдением, экологическая экспертиза продукции. На любую продукцию, выпускаемую предприятием, должны быть разработаны отраслевые стандарты, гарантирующие экологическую безопасность использования выпускаемой продукции; 2) контроль за соблюдением экологических требований, предъявляемых к технологическим процессам. При этом особое внимание 3) контроль за выполнением мероприятий по внедрению малоотходных технологий, систем повторного и оборотного водоснабжения; 4) организация контроля за количественным и качественным составом твердых, жидких, газообразных технологических отходов, изучение их влияния на качество природной среды, а также на эффективность работы сооружений очистки выбросов и сбросов; 5) участие в разработке и согласовании норм ПДВ и ПДС, планирование природоохранных мероприятий по их достижению, составление календарного плана проведения природоохранных мероприятий производственными подразделениями и контроль за их выполнением; 6) учет затрат на природоохранную деятельность и анализ эффективности их использования, подготовка статистической отчетности по установленным формам. Деятельность природоохранных служб должна осуществляться в тесном контакте с местными органами власти и управления, а также с контролирующими органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Предприятия различных отраслей и мощностей имеют свои специфические особенности и условия функционирования, что предопределяет структуру природоохранных служб. Факторы, влияющие на организационную структуру службы, можно условно разделить на отраслевые, региональные и внутрипроизводственные. На малом предприятии обычно функции менеджмента по экологическим вопросам принимает и выполняет сам владелец предприятия, который принимает и все другие решения. На средних предприятиях (с числом сотрудников до 300-350 человек) обязанности инженера-эколога возлагаются в качестве дополнительной нагрузки, как правило, на руководителей разного уровня, которые независимо от наличия или отсутствия экологической подготовки должны иметь высшее техническое образование и опыт работы на предприятии, поскольку им приходится сотрудничать по вопросам охраны окружающей среды с руководителями различных производств. В некоторых случаях ответственность за состояние природоохранной деятельности на предприятии возлагается на специалиста отдела охраны труда и техники безопасности. Крупные предприятия создают специальные экологические службы. Природоохранная служба должна подчиняться главному инженеру или директору предприятия. В этом случае ее указания и предписания будут приниматься к исполнению руководителями всех без исключения подразделений. Количественный и качественный (профессиональный) состав службы зависит от характера производства (ресурсодобывающее, ресурсоперерабатывающее, ресурсопотребляющее) и его воздействия на окружающую среду, мощности предприятия, его расположения и т. д. Штаты служб комплектуются из инженерно-технических работников разных специальностей: экологов, химиков, инженеров, технологов, экономистов, энергетиков и др. Один из вариантов структуры природоохранной службы представлен на рис. 12.1. Рис. 12.1 – Структура природоохранной службыСоздание природоохранных секторов обусловлено разделением экологической деятельности по сферам природопользования. Наличие сектора охраны почв целесообразно, прежде всего, на предприятиях добывающих и перерабатывающих отраслей экономики, т. е. там, где необходима рекультивация земель, и в случаях, когда основной технологический процесс, связанный с использованием земли, чреват загрязнением почвы. Сектор охраны водных ресурсов контролирует эффективность работы локальной системы очистки сточных вод, соблюдение норм ПДС, принимает участие в создании систем оборотного водоснабжения. Функции сектора охраны атмосферного воздуха: контроль за выбросами в атмосферу и за источниками ее загрязнения. Результаты контроля составляют содержание первичной отчетности (форма ПОД-1 предприятия). Технологический сектор контролирует производительность и интенсивность технологических процессов, источников загрязнения, а также норм расходования энергоресурсов и сырья, разрабатывает задания технологическим службам предприятия по внедрению малоотходных и ресурсосберегающих технологий, принимает участие в решении использования вторичных отходов. Важным условием эффективности экологической деятельности предприятия является объективная оценка качества природной среды, оценка характеристик воздействующих на нее факторов. Такие оценки проводятся на основе лабораторного контроля. Данные лабораторных исследований специалисты используют для учета и контроля источников загрязнения и оценки воздействия данного предприятия на окружающую среду. Вопросами эффективности внедряемых природоохранных мероприятий занимается экономический сектор. Деятельность природоохранной службы должна строиться на основе строжайшего соблюдения природоохранного законодательства. Например, руководитель службы может дать распоряжение о приостановке и даже полной остановке работы агрегата или участка, если допускается превышение ПДК загрязняющих веществ в сточных водах, воздушном бассейне или на самом предприятии. Для гласности работы отдела на предприятии должна собираться информация, которая ежемесячно отражала бы санитарное состояние цехов, служб и эффективного использования природоохранных объектов. В последнее время, в связи с ростом актуальности вопросов расширения рынков сбыта своей продукции и выхода на внешние рынки предприятиями проводятся работы по созданию экологического менеджмента, соответствующего требованиям международных стандартов серии ИСО 14000. Эти системы позволяют обеспечить экологическую безопасность предприятия и выпускаемой продукции и создают условия для: Осуществления контроля за природоохранной деятельностью предприятия и постоянному ее улучшению; Уменьшения загрязнения окружающей среды; Снижения потребления ресурсов и образования отходов; Снижения опасности возникновения аварий и аварийных ситуаций; Обеспечения соответствия природоохранной деятельности предприятия требованиям законодательных актов и нормативных документов. С появлением необходимости координировать работы, связанные с внедрением экологического менеджмента, как показывает опыт, целесообразно в структуре экологической службы создать отдел СУОС. Возможный вариант современной структуры экологической службы предприятия представлен на рис.12.2.
Рисунок 12.2. – Структура экологической службы предприятия, включая СУОС Включение группы СУОС в состав экологической службы предприятия позволяет реализовать интегрированный подход к экологическому управлению и сбалансировать экономические и экологические цели предприятия. Процессы социально-экономического переустройства, происходящие в современной России, порождают новые проблемы в области экономики природопользования, в вопросах природоресурсного и природоохранного регулирования. К основным механизмам управления экологоориентированным природопользованием относят экономические, правовые, организационно-управленческие механизмы. В данных условиях, сопровождающихся необходимостью экологизации экономики, наиболее эффективно внедрение системы экономического регулирования природопользования. Выделяют три, наиболее развитых механизма реализации эколого-экономической политики: · Государственное воздействие (то есть, прямое регулирование) · Рыночные механизмы (экономическое стимулирование) · Смешанные механизмы. Теория и практика последних лет подтверждает, что использовать только рыночные или только государственные механизмы нельзя, так как и те и другие механизмы имеют свои сильные и слабые стороны. Кроме того, есть ряд принципиальных причин, определяющих «провалы рынка» и неэффективность государственной политики в области охраны окружающей среды и природопользования. Необходимо грамотное слияние этих двух различных сфер экономического регулирования. В связи с этим наиболее приемлемы и эффективны смешанные механизмы , позволяющие реализовывать эколого-экономическую политику на основе государственного регулирования и рыночных инструментов. Государственное регулирование деятельности в области природопользования и охраны окружающей среды включает широкий спектр инструментов: ведение ограничений на природопользование (лимиты выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и размещения отходов, лимиты изъятия природных ресурсов из экосистем), лицензирование, экологическое нормирование и экологический контроль, учет и социально-экономическую оценку природных ресурсов, плату за природопользование, возмещение вреда окружающей среде, стандартизацию, экологическую сертификацию продукции и т.д. Система управления природопользованием базируется на сочетании практических мер экологической регламентации хозяйственной деятельности и экономических механизмов экологизации производства. Как правило, выделяют две группы методов: 1) Методы директивного регулирования - воздействие на организаторов, инвесторов и участников производства с помощью юридических, нормативных и административных ограничений, регламентов и запретов, имеющих обязательный характер. Нарушение указанных ограничений и норм в соответствии с законом сопровождается административной и уголовной ответственностью и штрафами. 2) Методы экономического регулирования - совокупность экономических и торговых правил, определяющих экологическую ориентацию экономического поведения; рынок регламентированного природопользования и средств экологизации. Другими словами, к директивным методам относят административно-контрольные инструменты, которые предназначены для прямого воздействия на экологические результаты деятельности как юридических (предприятий, организаций), так и физических лиц, посредством установления и введения в действие с помощью законов и других средств регулирования тех целей, стандартов, регламентов и т.п., которые должны соблюдаться и достигаться данными лицами. Контрольно-административные способы регулирования природоохранной деятельности включают четыре основных элемента: 1. Экологическое законодательство. 2. Лицензирование хозяйственной деятельности. 3. Экологические стандарты и нормативы. 4. Инструменты прогнозирования, планирования и программирования природоресурсной и природоохранной деятельности. Также к данному блоку можно отнести и такие организационные инструменты как экологический мониторинг, экологическая сертификация, оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС), экологическая экспертиза и экологический контроль. В целом, систему регулирования природопользования можно представить в виде рис. 1. Реализация государственной стратегии устойчивого развития в качестве одной из важнейшей своей составляющей предполагает отработку механизма его финансового обеспечения с учетом особенностей социально-экономического развития страны. Основной задачей в данной области является экономическое регулирование рыночных отношений в целях рационального неистощительного и сбалансированного природопользования, снижения нагрузки на природную среду, ее охраны, привлечения бюджетных и внебюджетных средств на природоохранную деятельность. В соответствии со ст. 14. ФЗ РФ «Об охране окружающей природной среды» от 10.01.2002 г. применяются различные методы экономического регулирования в области природопользования и охраны окружающей среды. К экономическому механизму природопользования относятся: разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов, учет и социально-экономическая оценка природно-ресурсного потенциала и экологического состояния территорий, планирование и финансирование экологических программ, природоохранной деятельности и рационального природопользования, обязательность договорной основы и лицензирования природопользования, лимитирование использования природных ресурсов, платность природопользования, экономическое стимулирование экологически безопасного производства, внедрение эффективного кредитно-финансового механизма природопользования, экономическое принуждение и воздействие на нарушителей природоохранного законодательства, ужесточение экологического нормирования качества ОС, системы сертификации и стандартизации продукции, технологий, экологическое страхование, создание и развитие экологических банков и экологических фондов, формирование рынка экологических работ и услуг. Рисунок 1.1 - Система регулирования природопользования Экономический механизм управления природопользованием - это целостная система управления народным хозяйством, которая основывается на следующих принципах: 1. принцип определения перспективного и стратегического направления природоохранной деятельности; 2. принцип разработки единой системы стандартов и нормативов на международном уровне; 3. принцип сочетания местного и централизованного управления, для рационального использования природных ресурсов и экологической обстановки в регионах; 4. принцип единства в принятии решений по вопросам улучшения качества природной среды и повышения уровня жизни и устойчивого развития экономики. Экономическое регулирование включает: * платность природопользования: а) оплата использования природных ресурсов, включая повышение цен на первичные природные ресурсы, вовлекаемые в экономическую сферу; б) плата за загрязнение окружающей среды, причем платой облагаются как нормативные, так и сверхлимитные выбросы и стоки как по валовой массе загрязнителей с учетом их токсичности, так и по отдельным «индикаторным» загрязнителям; в) прогрессивный налог на отходоемкие технологии, виды сырья и продукции; * создание рынка экологических издержек и лицензий: а) распределение между предприятиями, находящимися на одной территории, издержек достижения определенного стандарта качества среды, предотвращения или компенсации отрицательных техногенных эффектов в зависимости от вклада в общий уровень загрязнения территории; б) продажа управляющими органами лицензий на временные выбросы ограниченных количеств загрязняющих веществ при условии сохранения зональных стандартов качества среды; в) покупка предприятием права на определенный объем эмиссий загрязнителей у соседнего предприятия, располагающего «экономией» по выбросам; * инвестиции и субсидии на: а) научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы средозащитного направления; б) внедрение новых малоотходных технологий с низкой природоемкостью; в) строительство очистных сооружений и средозащитных устройств; г) совершенствование контроля качества среды; * стимулирование природоохранных функций путем: а) льготного экологического налогообложения при осуществлении мер реального снижения природоемкости производства; б) премирования за осуществление эффективных средозащитных мер; в) введения режима ускоренной амортизации природоохранных фондов; г) льготного кредитования и выпуска специальных низкопроцентных займов на приобретение средозащитного оборудования и внедрение малоотходных технологий. Назначением экономических инструментов является не прямое задание значимых для отдельных предприятий или общества в целом целей и жесткий контроль за их соблюдением, а использование связанных с функционированием рынков стимулов для воздействия на экономические интересы и экономическое поведение субъектов хозяйствования в экологически приоритетном направлении. Экономическими рычагами могут быть: плата (в т. ч. арендная) за пользование природными ресурсами, плата за загрязнение окружающей среды и размещение отходов, компенсационные платежи за ухудшение качества используемых ресурсов, налоги на выпуск экологически опасной продукции и применение экологически вредных технологий, методы экономического стимулирования, включающие налоговые льготы, ускоренную амортизацию природоохранного оборудования, экологический лизинг, продажа квот на загрязнение природной среды и т.д. В ряду экономических рычагов и стимулов в регулировании охраны и использования природных ресурсов основное место занимают платежи и налоги за загрязнение. Конституция РФ, конституции и уставы субъектов Российской Федерации в целом достаточно полно определяют правовые основы обеспечения и защиты экологических прав граждан, однако складывающаяся в стране экологическая обстановка свидетельствует, что система данной отрасли законодательства несовершенна и не имеет действенного механизма реализации. Представляется необходимым изложить свои взгляды на проблемы и тенденции развития важнейших институтов конституционного экологического законодательства (ст. 42 Конституции РФ). 1. Права граждан на благоприятную, здоровую окружающую среду. Право на благоприятную окружающую среду - одно из основных естественных прав человека. Оно, как и право на жизнь, признанное ст. 20 Конституции России, - право, данное самой природой. Право каждого на благоприятную окружающую среду, как и право на жизнь, впервые закреплено в России в Конституции 1993 г. Как отмечалось выше, на международном уровне, право на жизнь было закреплено во Всеобщей декларации прав человека, а позже и в Международном пакте о гражданских и политических правах. Право на жизнь объединяет с правом на благоприятную окружающую среду то, что первое, несомненно, связано с качеством окружающей среды, в которой проживает человек. Жизнь людей не должна укорачиваться из-за игнорирования экологических требований. По имеющимся данным, состояние здоровья человека на 20-30% определяется условиями среды его обитания. В той части, в какой право на жизнь связано с охраной природной среды, оно может защищаться способами и средствами, предусмотренными законодательством о защите экологических прав граждан. Право на жизнь объективно будет обеспечиваться и защищаться посредством обеспечения реализации и защиты права на благоприятную окружающую среду. Для обеспечения наиболее эффективного соблюдения и защиты права на благоприятную окружающую среду большое теоретическое и практическое значение имеет определение его содержания. Российское законодательство не определяет понятие «благоприятная окружающая среда», хотя в данном контексте в нем имеются юридически значимые критерии. Прежде всего, они выражены системой нормативов охраны окружающей среды и лимитов природопользования. Система таких нормативов и лимитов, а также общие требования к их разработке определены Законом "Об охране окружающей среды". Другая его важнейшая характеристика касается ресурсоемкости (неистощимости) природных богатств. Благоприятная окружающая среда означает также способность удовлетворять эстетические и другие потребности человека, сохранить видовое разнообразие. Поддержание благоприятного состояния окружающей среды с целью удовлетворения этих потребностей и сохранения способностей природы обеспечивается созданием и регулированием режима особо охраняемых природных территорий и объектов, рекреационных зон и иных территорий. Право на благоприятную окружающую среду - одно из фундаментальных и всеобъемлющих субъективных прав человека и гражданина, затрагивающих основы его жизнедеятельности, связанных с поддержанием нормальных экологических, экономических, эстетических и иных условий его жизни. Другие экологические права граждан, предусмотренные Конституцией РФ и иными законами, по существу, служат средством реализации права на благоприятную окружающую среду. Вопрос о характере потребностей человека в природе или о функциях природы по отношению к человеку лежит в основе экологических прав, в частности права на благоприятную окружающую среду. С правовой точки зрения ответ на вопрос о характере регулируемых потребностей, удовлетворяемых за счет ресурсов природы, зависит в большей степени от того, как в законе сформулировано право на окружающую среду. По Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Представляется, что в Основном Законе это право сформулировано более удачно по сравнению с конституциями некоторых субъектов и стран ближнего зарубежья с точки зрения интересов человека. Поэтому с теоретической и практической точки зрения важно определить содержание понятия «благоприятная окружающая среда». Легальное определение этого понятия дано в Федеральном законе «Об охране окружающей среды». Благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов. С точки зрения М.М. Бринчука, благоприятную окружающую среду целесообразно определить через характеристику не качества, а состояния. Состояние - понятие более широкое, так как оно включает как качественные, так и количественные характеристики окружающей среды. Характеристика качества не учитывает количественные аспекты состояния природы. Данное легальное определение не содержит юридических критериев благоприятного состояния среды, которые могли бы прояснить правовые аспекты обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов. Устойчивое функционирование естественных экологических систем и природных объектов - понятие естественных наук, привнесенное в Закон без какого-либо пояснения. Кроме законодательного имеется достаточно обоснованное научное определение понятия благоприятной окружающей среды. Окружающая среда является благоприятной, если ее состояние соответствует установленным в экологическом законодательстве требованиям и нормативам, касающимся чистоты, ресурсоемкости, экологической устойчивости, видового разнообразия и эстетического богатства. Анализ такого определения права на благоприятную окружающую среду показывает, что, реализуя свое право, человек может удовлетворить не только личные потребности, но и некоторые потребности, непосредственно не связанные субъективно с ним. Такие характеристики благоприятной окружающей среды, как экологическая устойчивость, видовое разнообразие, в основном выходят за пределы личных потребностей. Хотя, несомненно, экологически неустойчивая или деградированная с точки зрения видового разнообразия среда едва ли может считаться благоприятной. И поэтому действительно человек заинтересован в сохранении окружающей среды, и экологически устойчивой, и биологически разнообразной. С учетом таких рассуждений можно дать следующее достаточно обоснованное определение понятия «благоприятная окружающая среда» и рекомендовать именно такое определение при подготовке экологических законопроектов. Благоприятная окружающая среда - окружающая среда, состояние которой соответствует установленным в экологическом законодательстве требованиям и нормативам, касающимся незагрязненности, неистощимости, экологической устойчивости, видового разнообразия и эстетического богатства, обеспечивающая нормальную жизнь, здоровье и другие интересы человека. К сожалению, юридическая практика сводит благоприятность преимущественно к соответствию состояния природных объектов экологическим и санитарно-гигиеническим нормативам качества окружающей среды (ПДК, ПДУ, НРБ и т.д.). Очевидно, что в этом случае защищенной оказывается только часть права, провозглашенного в ст. 42 Конституции РФ, а именно та, которая ограничивается рамками здоровой окружающей среды. Понятие «здоровая окружающая среда» связано с нормативами ПДК - предельно допустимых концентраций, а благоприятная окружающая среда - это не только здоровая (незагрязненная), но и ресурсоемкая, экологически устойчивая, эстетически богатая и разнообразная среда обитания человека. Такого определения благоприятной окружающей среды придерживаются почти все специалисты по экологическому праву, оно стало фактически общепризнанным. Однако эти характеристики благоприятности окружающей среды не работают, они до сих пор не апробированы, не истребованы практикой, что в заметной степени предопределяет низкий коэффициент реализованности соответствующего права граждан. На уровне бытового и даже профессионального правосознания формируется представление о нежизнеспособности конституционной нормы. Разумеется, определяющую роль в этом играют экономические, организационные, идеологические гарантии, но частично острота проблемы может быть снята юридическими средствами. Прежде всего необходимо решить вопрос конституционного регулирования ряда экологических проблем в экологическом законодательстве, в первую очередь в Федеральном законе «Об охране окружающей среды», аналогичных законах субъектов Российской Федерации, раскрыть фундаментальные экологические права, которые закреплены в конституциях. Право на благоприятную окружающую среду сравнимо лишь с естественным правом человека на жизнь и достойное существование. Поэтому необходимо более конкретно обозначить это право, придать ему приоритетное значение в системе прав человека, признав его важнейшим социальным правом. Возможно, даже следует принять специальный нормативный правовой акт РФ о реализации права на благоприятную окружающую среду с учетом экологических, правовых, медицинских (санитарно-гигиенических), биологических, эстетических и других важных его составляющих. Перечень полномочий субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды определен Федеральным законом «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года №7-ФЗ. В частности, данным Федеральным законом установлено, что к полномочиям субъектов Российской Федерации относятся: Участие в определении основных направлений охраны окружающей среды на территории субъекта; Участие в реализации федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации; Принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также осуществление контроля за их исполнением; Принятие и реализация региональных программ в области охраны окружающей среды; Участие в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в осуществлении государственного мониторинга окружающей среды с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории субъекта; Осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю; Утверждение перечня должностных лиц органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих государственный экологический контроль; Установление нормативов качества окружающей среды, содержащих соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне; Организация и развитие системы экологического образования и формирование экологической культуры на территории субъекта Российской Федерации; Обращение в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды; Предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды; Ведение учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду, государственный экологический контроль которых осуществляется субъектом Российской Федерации; Контроль в установленном федеральным законодательством порядке платы за негативное воздействие на окружающую среду по объектам хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю; Ведение Красной книги субъекта Российской Федерации; Образование особо охраняемых природных территорий республиканского значения, управление и контроль в области охраны и использования таких территорий; Участие в обеспечении населения информацией о состоянии окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации; Организация проведения экономической оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, осуществление экологической паспортизации территории. Однако, давая оценку полноте полномочий субъектов Российской Федерации, необходимо учитывать одно очень важное обстоятельство. Большинство из указанных полномочий в законодательном порядке были изъяты у субъектов Российской Федерации в августе 2004 года с намерением передать часть из них на муниципальный уровень и возвращены субъектам лишь 1 января 2006 года. В то же время такие полномочия, как: осуществление государственного экологического контроля; ведение учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду; контроль платы за негативное воздействие на окружающую среду - субъекты Российской Федерации имеют право реализовать лишь в отношении объектов хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, перечень которых должен утверждаться федеральным Правительством. Кроме этого, наличие законодательно установленного дублирования целого ряда основополагающих полномочий органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, таких как осуществление государственного экологического контроля, государственного экологического мониторинга, нормирования качества окружающей среды, администрирования платы за негативное воздействие на окружающую среду, в отсутствие утвержденных критериев разграничения этих полномочий, ограничивает возможности регионов эффективно реализовать указанные государственные полномочия. Мы считаем, что совершенствование системы государственного управления в области охраны окружающей среды должно идти по пути делегирования регионам исключительных полномочий в сфере: государственного экологического контроля; администрирования платы за негативное воздействие на окружающую среду; государственной экологической экспертизы. Приведенные выше особенности российского природоохранительного законодательства в определенной степени снижают его функциональность, а также эффективность практического правоприменения. В связи с этим органы государственной власти субъектов Российской Федерации ведут большую работу с комитетами и депутатами Государственной Думы Российской Федерации, членами Федерального Собрания и руководством Правительства России, направленную на совершенствование федерального природоохранительного законодательства, в части более четкого разграничения полномочий федерального центра и регионов, а также предоставления последним исключительных полномочий в области самостоятельного решения вопросов охраны окружающей среды. Ускоренное развитие промышленного производства и недостаточная подготовленность современного общества к осуществлению необходимых защитных действий приводит к возрастанию уровня аварийной опасности в техногенной сфере. По данным мировой статистики, более половины крупных промышленных катастроф произошли в течение последних двух десятилетий. Однако и в нормальном, безаварийном режиме работы накопленный производственный потенциал создает серьезную экологическую угрозу в результате эмиссии разнообразных отходов производства, постепенная концентрация которых может привести к утрате пригодных для жизни свойств среды обитания, поскольку ассимиляционные возможности ее ограничены. Промышленное производство принято считать основным источником экологических проблем и, хотя это не совсем справедливо (ведь главным загрязнителем воздуха в крупных городах является автотранспорт, а основным потребителем воды во многих странах - жилищно-коммунальное хозяйство), природоохранная деятельность предприятий является непреложным условием реализации экологической политики государства. Природоохранная деятельность объединяет все виды хозяйственной деятельности, направленные на снижение и ликвидацию отрицательного антропогенного воздействия на природную среду, сохранение, улучшение и рациональное использование природно-ресурсного потенциала. Это создание и внедрение малоотходных, безотходных и энергосберегающих технологий, строительство и эксплуатация очистных и обезвреживающих сооружений и устройств, размещение предприятий и систем транспортных потоков с учетом экологических требований, контроль за состоянием природной среды и т.д. В соответствии с рекомендациями конференции европейских статистиков, изложенными в Единой европейской стандартной статистической классификации природоохранных объектов и расходов на охрану окружающей среды (Париж, 13-17 июня 1994 г., документ CES/ 822), в целях обеспечения единого подхода к понятиям «виды природоохранной деятельности» и «природоохранные затраты» в странах СНГ были приняты классификаторы видов природоохранной деятельности и затрат на охрану окружающей среды. В классификаторе выделяются две конкретные формы природоохранной деятельности - текущая природоохранная деятельность и природоохранные мероприятия. Текущая природоохранная деятельность - это непрерывно осуществляемая деятельность, направленная на достижение стабильности или улучшение состояния окружающей среды. Она связана в основном с эксплуатацией, а не созданием основных фондов природоохранного назначения. Природоохранные мероприятия - это природоохранная деятельность, предпринимаемая в целях существенного улучшения состояния окружающей природной среды или создания условий для ее улучшения. Результатом природоохранных мероприятий может быть создание основных фондов природоохранного назначения. В классификаторе указаны наиболее характерные виды природоохранной деятельности в разрезе отдельных видов природной среды:
В соответствии с видами природоохранной деятельности выделяются следующие затраты экологического назначения:
На уровне субъектов хозяйствования управление рациональным природопользованием и природоохранной деятельностью осуществляет их администрация. Функции управления охраной окружающей среды на предприятиях состоят в выработке экологической политики производства, планировании природоохранных мероприятий, эксплуатации основных природоохранных фондов и контроле за выбросами (сбросами) загрязнений. Реализация их должна способствовать совершенствованию технологии производства, ремонтно-эксплуатационных и наладочных работ, безаварийной работе оборудования, своевременному выполнению планово-предупредительного и текущего ремонта. К природоохранному комплексу предприятий относятся группы охраны природы при главном инженере, главном энергетике или главном технологе, участки очистных сооружений и водоканализа- ции, газопылеулавливающие установки, санитарно-промышленные лаборатории. Число работающих в природоохранных подразделениях может составлять 3-5% от общей численности рабочих. Как правило, один из заместителей директора предприятия является ответственным за охрану природы. Определенные природоохранные функции выполняет и отдел техники безопасности: осуществляет проверку работы вентиляционных, санитарно-технических систем и т.п. Важное место в природоохранной деятельности принадлежит заводским лабораториям, которые осуществляют контроль за состоянием сточных вод, работой очистных сооружений. Их деятельность, в свою очередь, контролируется районными санитарно-эпидемиологическими станциями, органами системы водоочистки МПР России. На железнодорожном транспорте В соответствии с Федеральным законом «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» № 17-ФЗ от 10 января 2003 г. одной из главных функций отрасли является обеспечение экологической безопасности . Управление природоохранной деятельностью на железнодорожном транспорте осуществляется во всех подразделениях ОАО «РЖД». Основными задачами такой деятельности являются: Организация работ по созданию и внедрению природоохранных и экологически прогрессивных технологий; Участие в подготовке отраслевой и дорожной экологических программ и осуществление их реализации в установленные сроки; Подготовка докладов о фактическом положении и мероприятиях по охране окружающей среды на железнодорожном транспорте; Сбор и обработка отчетной экологической информации; Проведение периодических проверок выполнения природоохранных мероприятий. Управление природоохранной деятельностью в ОАО «РЖД» осуществляет Департамент охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля (ЦБТ). На железных дорогах эта функция возложена на отделы охраны природы (НОП), в отделениях дороги - на секторы охраны природы (НОДОП). Эти отделы и секторы напрямую подчиняются главным инженерам соответствующих подразделений и находятся в оперативном подчинении ЦБТ. На линейных предприятиях исполнительным лицом является, как правило, специалист-совместитель (например, в вагонных депо обычно это инженер техотдела). На некоторых предприятиях, являющихся наиболее крупными источниками загрязнения окружающей среды (шпалопропиточные заводы, некоторые локомотивные депо), существует должность инженера по ООС. Экологические программы железнодорожного транспорта Ежегодно принимается дорожная экологическая программа, представляющая собой перечень планируемых на год мероприятий по снижению выбросов, сбросов, экономии водных ресурсов и утилизации промышленных отходов. Для каждого мероприятия указываются: наименование, обоснование необходимости выполнения, источник и планируемый на год объем финансирования, планируемый срок исполнения и экологический эффект (снижение сбросов, выбросов, количества отходов). Для ОАО «РЖД» экологическая программа принимается на 3 - 5 лет. В ней планируются наиболее важные природоохранные мероприятия. Экологическая паспортизация предприятий. Экологическая госстатотчетность Экологический паспорт предприятия (ЭПП) – нормативно-технический документ, включающий данные по использованию предприятием природных ресурсов и определению влияния его производства на окружающую среду, а также производственно-технические данные. Основные требования к содержанию и оформлению ЭПП установлены ГОСТ 17.0.0.04-90. Также с 15.07.2001 г. в России введен ГОСТ Р 17.0.0.06-00 «Экологический паспорт природопользователя». Информационная база такого экопаспорта, содержащего 80 таблиц (в ЭПП –18), должна поддерживаться в режиме постоянной корректировки. В случае изменения технологий, объема загрязнения, формы собственности и т.п., природопользователь должен вносить изменения в экопаспорт. Экопаспорт следует разрабатывать и вести с помощью ПЭВМ. Контроль правильности его заполнения осуществляют территориальные подразделения МПР. Заполнение экопаспортов обязательно только для предприятий критических отраслей экономики, к которым железнодорожный транспорт не относится. Поэтому в ОАО «РЖД» приняты другие формы паспортизации. Например, в энергетическом паспорте предприятия (заполняется при проведении энергетического самообследования подразделений ОАО «РЖД») ООС отражается в формах 5 («Плата за охрану окружающей среды»), 15 («Суточное водопотребление и водоотведение») и 19 («Баланс водопотребления и водоотведения»). В форме 5 приводятся сведения о выбросах котельной и платежах за них. В форме 15 отражаются все потребители воды, и рассчитывается их водопотребление и водоотведение (в соответствии с нормами, разработанными ВНИИЖТ). В форме 19 отражается водопотребление, водоотведение и безвозвратные потери воды. Предприятия железнодорожного транспорта ежегодно представляют вышестоящей организации, а также государственным статистическим и природоохранным органам госстатотчетность форм 2-тп (водхоз), 2-тп (воздух), 2-тп (токсичные отходы) и 4-ос (содержит сведения о текущих затратах по охране окружающей среды, экологических платежах и плате за природные ресурсы). В настоящее время для линейных предприятий железнодорожного транспорта внедряются экологические карточки (ЭК). Например, на Свердловской железной дороге она включена в стандарт по ООС . ЭК – упрощенный вариант ЭПП, она заполняется ежегодно и содержит 4 основных раздела: выбросы в атмосферу, водопотребление и водоотведение, отходы производства и потребления, экологические и природоресурсные платежи. Предполагается сделать ежегодное заполнение ЭК обязательным для всех линейных предприятий. |
Читайте: |
---|
Популярное:
Особенности увольнения руководителя организации |
Новое
- Найти перо птицы: что сулит примета?
- Особенности увольнения женщины с ребенком Имеют ли право сокращать на производстве вдов
- Броненосцы типа "андрей первозванный" 254 мм пушки броненосца андрей первозванный
- Инсценировка музыкальной сказки для детей старшей группы (5—6 лет) I
- Организация (предприятие) и ее основные характеристики
- Селекция наука о создании новых пород животных Понятие о породе, сорт, штамм
- Патологоанатом, основные компетенции Различая в работе
- Управление социальной защиты населения на уровне муниципального образования введение
- Как узнать о плановой проверке моего предприятия
- Да уж, теперь не разгонишься